Приложение N 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
к приказу Министерства |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цифрового развития, связи |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
и массовых коммуникаций |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российской Федерации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
от 10.11.2021 N 1164 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМА РАСЧЕТА БАЗЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ (НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) В РЕЗЕРВ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
за | квартал 20 | г. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Вид документа: первичный |
корректирующий |
(нужное |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Расчет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в |
Министерство цифрового развития, связи и |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
на |
0 |
2 |
страницах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Наименование организации: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Фамилия, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Место |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Код города и номер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
ИНН организации, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
расчете, подтверждаю: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Для организации: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Руководитель |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество (при наличии)) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
0 |
г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Главный бухгалтер |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество (при наличии)) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
0 |
г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Индивидуальный |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество (при наличии)) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
0 |
г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(подпись) | цифрами: день, месяц, год | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
М.П. (при наличии) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
заполняется работником Министерства цифрового развития, связи и |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Расчет представлен: |
2 |
0 |
г. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
цифрами: день, месяц, год | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
уполномоченным |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
представителем |
по почте | на |
страницах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(нужное отметить знаком X) | Зарегистрирован за N | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(фамилия, и., о. (при наличии) и должность работника Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) |
(подпись) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31.10.2019
В 2019 году отчислениям в резерв универсального обслуживания было уделено особое внимание. В начале апреля Минфин обнародовал законопроект о включении данного платежа в Налоговый кодекс. Пока документ находится на стадии обсуждения, развернувшаяся дискуссия – хороший повод вспомнить об отчислениях в резерв и обобщить типичные заблуждения практикующих специалистов о порядке начисления и внесения этого платежа.
Заблуждение 1: интернет-кафе отчисления не осуществляют
В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон № 126-ФЗ) резерв универсального обслуживания формируется в целях финансового обеспечения оказания универсальных услуг связи, а также финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров. Отчисления в резерв производятся операторами сети связи общего пользования.
На практике перечень видов деятельности, которые осуществляют хозяйствующие субъекты, достаточно широк. Поэтому у практикующих специалистов могут возникать вопросы о необходимости производить отчисления в конкретных ситуациях.
Типичный пример – интернет-кафе (интернет-клуб). Организация предоставляет пользователям доступ к Интернету либо за отдельную плату (почасовую), либо бесплатно (входит в стоимость услуг). Попробуем разобраться, должны ли интернет-кафе делать отчисления в резерв универсального обслуживания.
Основные положения в отношении расчета сумм отчислений утверждены ст. 60 Закона № 126-ФЗ.
Плательщиком обязательных отчислений является оператор связи общего пользования – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
К сведению: сеть связи общего пользования предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории России (п. 1 ст. 13 Закона № 126-ФЗ). Соответственно, доходы от оказания услуг связи общего пользования – это доходы от деятельности по оказанию услуг электросвязи в России неограниченному кругу лиц (любому пользователю).
В соответствии с п. 2 ст. 57 Закона № 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся услуги по передаче данных и предоставлению доступа к Интернету:
– с использованием средств коллективного доступа;
– с использованием точек доступа.
Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий данные услуги, является оператором связи общего пользования.
Распространено следующее заблуждение: достаточно изменить наименование интернет-кафе, например, на «компьютерный клуб», оформить оказание услуг по предоставлению доступа в Интернет как «предоставление компьютера» и не придется получать соответствующую лицензию оператора связи и перечислять отчисления в резерв универсального обслуживания.
Однако практика показывает, что контролирующие органы в таких ситуациях все равно настаивают на том, чтобы оператор связи надлежаще оформил вид деятельности. Например, в Решении Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 17.07.2014 по делу № А25-869/2014 указано, что на основании материалов проверок, размещенных на сайте прокуратуры Тульской области (old.prokuror-tula.ru), по постановлению прокурора Зареченского района г. Тулы Арбитражный суд Тульской области оштрафовал ООО «Оптимум» на 30 000 руб.
К тому же за неуплату отчислений в резерв установлена ответственность.
Если операторы сети связи общего пользования не осуществили обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания, инспекция может взыскать пени за их несвоевременную или неполную уплату (п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Пени за каждый день просрочки рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы обязательных отчислений по ставке, равной 1/300-й ключевой ставки ЦБР, действующей на день начисления пеней (ст. 68 Закона № 126-ФЗ).
К сведению! Статья 13.38 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за несвоевременную или неполную уплату оператором сети связи общего пользования обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания. Речь идет о наложении административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 000 до 100 000 руб.
Заблуждение 2: переплату по отчислениям в резерв универсального обслуживания вернуть нельзя
Базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, за исключением сумм налогов, предъявленных оператором сети связи общего пользования абонентам и иным пользователям в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы определяются в установленном в РФ порядке ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Расчет производится организацией самостоятельно по ставке обязательного отчисления в размере 1,2%.
Если оператор сети связи общего пользования неправильно рассчитает сумму обязательного отчисления, вернуть переплату можно. Однако иногда приходится обращаться в судебные инстанции.
Так, по материалам одного дела на протяжении трех лет (2014 – 2016 годы) оператор ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений: учитывал доходы организации от всех видов деятельности (а не только от оказания услуг связи общего пользования). В итоге у него образовалась переплата в резерв универсального обслуживания на сумму более 4 млн руб.
Оператор неоднократно обращался в Федеральное агентство связи с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных отчислений, но переплата не была возвращена.
В соответствии с п. 6 ст. 60 Закона № 126-ФЗ в тех случаях, когда обязательные отчисления в резерв универсального обслуживания в установленные сроки не осуществлены или осуществлены в неполном объеме, контролирующий орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании обязательных отчислений (неналоговых платежей) и пеней за их несвоевременную уплату. Однако обратная ситуация (переплата) в Законе № 126-ФЗ прямо не предусмотрена.
Тем не менее первая, апелляционная, кассационная инстанции организацию полностью поддержали. Установив, что оператор связи ошибочно определял базу расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания, они указали, что излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату (Решение Арбитражного суда Москвы от 20.06.2018 по делу № А40-71407/17-82-448).
Заблуждение 3: если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, платить нужно заранее
Периодом для расчета и оплаты отчислений в резерв является срок не более 30 дней со дня окончания квартала, в котором получены доходы от оказания услуг связи (ст. 60 Закона № 126-ФЗ). Никаких исключений для ситуаций, когда крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной или нерабочий праздничный день, в Законе № 126-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии со ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Это исключает применение данной нормы в рассматриваемой ситуации.
Аналогичное правило установлено в действующем налоговом законодательстве РФ. В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый выходным или нерабочим праздничным, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Однако положения НК РФ на отчисления в резерв, осуществляемые операторами связи, пока не распространяется.
Вместе с тем некоторая судебная практика подтверждает, что если крайний срок уплаты отчислений приходится на выходной, произвести платеж можно в ближайший следующий рабочий день (решения Арбитражного суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу № А33-28279/2018, Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 18.07.2017 по делу № А58-4041/2017 и др.).
Заблуждение 4: нулевая отчетность по отчислениям в резерв не сдается
Согласно п. 1 Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания, утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 16.09.2008 № 41, оператор связи, оказывающий услуги связи в сети связи общего пользования, ежеквартально представляет в Россвязь сведения о базе расчета обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания по установленной данным приказом форме. Сделать это нужно не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала.
В норме речь идет обо всех хозяйствующих субъектах, имеющих лицензию на оказание услуг связи общего пользования. Соответственно, не установлено никаких исключений для операторов, которые временно деятельность не ведут.
Подтверждают данную точку зрения и суды. Например, в Решении Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2016 по делу № А32-46156/2015 указано, что названный порядок
не освобождает от предоставления сведений о нулевом или отрицательном балансе для подтверждения невозможности обязательных отчислении, не содержит положений, прямо предусматривающих освобождение оператора связи от обязанности представлять сведения о базе расчета, потому что он не оказывает услуги связи.
Заблуждение 5: сумму отчислений в резерв можно включить в расходы при УСНО
Порядок учета сумм отчислений в резерв универсального обслуживания зависит от системы налогообложения, которую применяет оператор связи.
При применении общей системы налогообложения данные затраты можно учесть на основании п. 46 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В норме прямо указаны отчисления в резервы, создаваемые в соответствии с законодательством РФ, регулирующем деятельность в области связи.
Фимина Н. В.,
эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Зарегистрировано в Минюсте России 25 марта 2022 г. N 67901
МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ
И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 10 ноября 2021 г. N 1164
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
СВЕДЕНИЙ О БАЗЕ РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ (НЕНАЛОГОВЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ) В РЕЗЕРВ УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В соответствии с Перечнем лицензионных требований, обязательных для соблюдения при осуществлении деятельности в области оказания услуг связи, являющимся приложением N 2 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 2, ст. 435; 2021, N 4, ст. 687), и пунктом 1, подпунктами 5.2.57, 5.29 пункта 5 Положения о Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 23, ст. 2708; 2021, N 40, ст. 6867), приказываю:
1. Утвердить:
Порядок представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Порядок) в соответствии с приложением N 1 к настоящему приказу;
Форму расчета базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания в соответствии с приложением N 2 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.10.2008, регистрационный N 12410);
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.06.2009 N 87 «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.08.2009, регистрационный N 14672);
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 N 67 «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.06.2010, регистрационный N 17582);
приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.07.2015 N 275 «О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.09.2008 N 41 «Об утверждении Порядка предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.08.2015, регистрационный N 38559).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г., за исключением подпункта «б» пункта 2.1 Порядка, который вступает в силу с 1 марта 2026 г., и действует в течение шести лет.
Министр
М.И.ШАДАЕВ
Приложение N 1
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 10.11.2021 N 1164
ПОРЯДОК
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О БАЗЕ РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ОТЧИСЛЕНИЙ (НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ) В РЕЗЕРВ
УНИВЕРСАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1. Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее — оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее — Министерство) сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) по форме, утвержденной приложением N 2 к настоящему приказу (далее — Форма).
В случае если в течение отчетного квартала оператор связи не приступил к оказанию услуг связи до даты начала оказания услуг, указанной в лицензии, и/или не получал доход от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования, Сведения представляются с нулевыми значениями показателей.
Отсчет кварталов идет с начала календарного года.
2. Сведения направляются в Министерство в следующем порядке:
2.1. Операторы связи направляют Сведения в электронной форме:
а) через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://lk.digital.gov.ru) (далее — Личный кабинет);
б) посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее — Единый портал).
Регистрация и авторизация лицензиата в Личном кабинете осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
2.2. Сведения, направляемые через Личный кабинет или Единый портал, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью лицензиата — индивидуального предпринимателя, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
3. Оператор связи, деятельность которого по оказанию услуг связи осуществлялась неполный отчетный период, представляет Сведения за тот период времени, в течение которого эта деятельность осуществлялась.
4. Форма заполняется на основании данных бухгалтерского учета, данных автоматизированных систем расчетов, актов выполненных работ (оказанных услуг) и первичных учетных документов.
5. Заголовочная часть Формы заполняется в следующем порядке.
В реквизите «Вид документа» ставится знак «V» в поле «первичный», если Сведения представляются впервые за отчетный период. В случае представления корректирующих Сведений взамен ранее представленных знак «V» ставится в поле «корректирующий».
В реквизите «Наименование организации» указывается полное наименование в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке.
Индивидуальный предприниматель заполняет реквизит «Фамилия, Имя, Отчество (при наличии) физического лица».
В реквизите «Место нахождения юридического лица, адрес регистрации гражданина» указывается адрес юридического лица, указанный в едином государственном реестре юридических лиц, адрес регистрации гражданина.
В реквизите «Номер контактного телефона» указывается номер телефона лица, ответственного за представление Сведений, включая междугородний код населенного пункта.
6. Показатель по строке 010 должен содержать данные о выручке (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других обязательных платежей).
В строках 030 и 040 указываются доходы, полученные от оказания услуг присоединения, услуг по пропуску трафика.
В строке 050 указывается сумма доходов, полученных от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования.
В строках 051 — 067 указываются доходы от оказания услуг абонентам (пользователям) в сети связи общего пользования на основании соответствующих лицензий. В указанные доходы не включаются доходы от выполнения работ и оказания услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи.
Доходы от предоставления услуг, сопутствующих оказанию услуг связи и технологически неразрывно связанных с услугами связи, отражаются по строке 090.
В строке 051 указывается сумма доходов от предоставления доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи, предоставления местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных (кроме таксофонов) и предоставления абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа.
В строке 090 указываются доходы от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, деятельность по оказанию которых не подлежит лицензированию в соответствии с законодательством в области связи.
В строке 100 указывается ставка отчислений в резерв универсального обслуживания.
В строке 110 отражается произведение показателя строки 050 на показатель строки 100.
Строки 120, 130 и 140 заполняются только в первичных Сведениях.
В строке 120 отражаются изменения, образовавшиеся в результате корректировки данных о доходах за периоды, предшествовавшие отчетному. Данные, указанные по строке 120, должны быть подтверждены корректирующими Сведениями за периоды, в отношении которых осуществлялась корректировка данных о доходах. Значение показателя по строке 120 в Сведениях за отчетный период должно равняться сумме показателей по строке 210 всех корректирующих Сведений за предшествовавшие отчетному периоды, представляемых в приложении к первичным Сведениям.
В строке 130 указывается сумма задолженности или переплаты денежных средств в резерв универсального обслуживания, образовавшаяся на первый день месяца, следующего за окончанием отчетного периода, и не учитывающая проведение корректирующих расчетов за предыдущие отчетные периоды. Данные указываются без учета изменений, представленных в строке 120.
Показатель по строке 140 рассчитывается как сумма показателей по строкам 110, 120 и 130 и отражает сумму отчислений, подлежащую перечислению в резерв универсального обслуживания.
Показатели по строкам 200 и 210 заполняются только в Сведениях за периоды, предшествовавшие отчетному.
В строке 200 указывается исчисленная ранее сумма отчислений за корректируемый период.
Показатель по строке 210 отражает размер корректировки суммы отчислений в резерв универсального обслуживания и рассчитывается как разность показателей по строкам 200 и 110.
Сведения, представленные операторами связи, могут быть скорректированы в срок не более трех финансовых лет, следующих за годом отчетного периода.
Округление показателей в Форме до целых рублей не допускается, суммы исчисленных отчислений в резерв универсального обслуживания указываются в рублях и копейках.
Приложение N 2
к приказу Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 10.11.2021 N 1164
Форма расчета
базы обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания
за ____________ квартал 20__ г.
┌────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Стр.│ ┌─┐ ┌─┐ │
│ 1 │Вид документа: первичный │ │ корректирующий │ │ (нужное отметить │
│ │ └─┘ └─┘ знаком V) │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 2 │Расчет представляется: │
│ │ Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций │
│ │ Российской Федерации │
│ │в ——————————————————————│
│ │ ┌─┬─┐ │
│ 3 │на │0│2│ страницах. │
│ │ └─┴─┘ │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 4 │Наименование организации: │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 5 │Фамилия, Имя, Отчество (при наличии) индивидуального │
│ │предпринимателя │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 6 │Место нахождения юридического лица, адрес регистрации гражданина: │
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ 7 │Код города и номер контактного телефона: _________________________│
│ │ ┌─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┬─┐│
│ 8 │ИНН организации, физического лица │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ││
│ │ └─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┴─┘│
│ ├────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем │
│ │расчете, подтверждаю: │
│ │Для организации: │
│ │ │
│ 10 │Руководитель организации │
│ │(лицо и.о. руководителя организации): ______________________________│
│ │ (фамилия, имя, отчество │
│ │ (при наличии) │
│ │ ┌─┬─┐┌─┬─┐┌─┬─┬─┬─┐ │
│ │ │ │ ││ │ ││2│0│ │ │ г.│
│ │_____________________________________________ └─┴─┘└─┴─┘└─┴─┴─┴─┘ │
│ │ (подпись) цифрами: день, месяц,│
│ │ год │
│ │ │
│ 11 │Главный бухгалтер │
│ │(иное уполномомоченное лицо): ______________________________________│
│ │ (фамилия, имя, отчество (при наличии)│
│ │ ┌─┬─┐┌─┬─┐┌─┬─┬─┬─┐ │
│ │ │ │ ││ │ ││2│0│ │ │ г.│
│ │_____________________________________________ └─┴─┘└─┴─┘└─┴─┴─┴─┘ │
│ │ (подпись) цифрами: день, месяц,│
│ │ год │
│ │ │
│ 12 │Индивидуальный предприниматель: ____________________________________│
│ │ (фамилия, имя, отчество │
│ │ (при наличии) │
│ │ ┌─┬─┐┌─┬─┐┌─┬─┬─┬─┐ │
│ │ │ │ ││ │ ││2│0│ │ │ г.│
│ │_____________________________________________ └─┴─┘└─┴─┘└─┴─┴─┴─┘ │
│ │ (подпись) цифрами: день, месяц,│
│ │ год │
│ │ │
│ 13 │М.П. (при наличии) │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ заполняется работником Министерства цифрового развития, связи │
│ и массовых коммуникаций Российской Федерации │
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│ │ ┌─┬─┐┌─┬─┐┌─┬─┬─┬─┐ │
│ 14 │Расчет представлен: │ │ ││ │ ││2│0│ │ │ г.│
│ │ └─┴─┘└─┴─┘└─┴─┴─┴─┘ │
│ │ цифрами: день, месяц,│
│ │ год │
│ │ │
│ 15 │уполномоченным ┌─┐ ┌─┐ ┌─┬─┐ │
│ │представителем │ │ по почте │ │ на │ │ │ страницах. │
│ │ └─┘ └─┘ └─┴─┘ │
│ │ (нужное отметить знаком X) Зарегистрирован за N _____│
│ │ │
│ 16 │________________________________________________ __________________│
│ │ (фамилия, и., о. (при наличии) и должность (подпись) │
│ │ работника Министерства цифрового развития, │
│ │ связи и массовых коммуникаций │
│ │ Российской Федерации) │
└────┴────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
(наименование организации, Ф.И.О. (при наличии) индивидуального предпринимателя) |
за ___________ квартал 20__ г. |
Стр. |
0 |
2 |
Показатели |
Код строки |
Значения показателей, руб. |
1 |
2 |
3 |
Доход по обычным видам деятельности (сумма строк с 030 по 090) |
010 |
|
От услуг присоединения |
030 |
|
От услуг по пропуску трафика |
040 |
|
От услуг связи, оказанных абонентам и иным пользователям (сумма строк с 051 по 067) |
050 |
|
От услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа |
051 |
|
От услуг междугородной и международной телефонной связи |
052 |
|
От услуг внутризоновой телефонной связи |
053 |
|
От услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов |
054 |
|
От услуг местной телефонной связи с использованием средств коллективного доступа |
055 |
|
От услуг телеграфной связи |
056 |
|
От услуг связи персонального радиовызова |
057 |
|
От услуг подвижной радиосвязи в сети связи общего пользования |
058 |
|
От услуг подвижной радиотелефонной связи |
059 |
|
От услуг подвижной спутниковой радиосвязи |
060 |
|
От услуг связи по предоставлению каналов связи |
061 |
|
От услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации |
062 |
|
От услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации |
063 |
|
От телематических услуг связи |
064 |
|
От услуг связи для целей кабельного вещания |
065 |
|
От услуг связи для целей эфирного вещания |
066 |
|
От услуг связи для целей проводного радиовещания |
067 |
|
Прочие доходы по обычным видам деятельности |
090 |
|
Ставка отчислений в резерв универсального обслуживания (%) |
100 |
|
Сумма исчисленных отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 050 x строка 100) |
110 |
|
Сумма отчислений к доплате (уменьшению) <*> |
120 |
|
Сумма задолженности перед резервом универсального обслуживания <*> |
130 |
|
Сумма отчислений, подлежащая уплате в резерв универсального обслуживания (строка 110 + строка 120 + строка 130) <*> |
140 |
|
Сумма отчислений в резерв универсального обслуживания, указанная в ранее предоставленной форме <**> |
200 |
|
Корректировка суммы отчислений в резерв универсального обслуживания (строка 200 — строка 110) <**> |
210 |
———————————
<*> Заполняется в первичных Сведениях.
<**> Заполняется в корректирующих Сведениях.
2 |
0 |
г. |
|||||||||||
подпись гл. бухгалтера (иного уполномоченного лица) |
цифрами: день, месяц, год |
Официальный интернет-портал правовой информации
22 марта 2023 года
-
- СЕГОДНЯ
-
НЕДЕЛЯ
- МЕСЯЦ
- ПОИСК
- КАЛЕНДАРЬ ОПУБЛИКОВАНИЯ
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10.11.2021 № 1164 «Об утверждении Порядка и Формы представления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (Зарегистрирован 25.03.2022 № 67901) |
|||||||
|
|
Показывать страниц: | |||||||||
|
|||||||||
Номер опубликования: 0001202203250019 | |||||||||
Страница №1 из 7: |
|||||||||
|
Причина этого достаточно проста – вещатели банально не знают о существовании этой обязанности до тех пор, пока территориальный орган Роскомнадзора не составляет соответствующий протокол об административном правонарушении. Чтобы повысить информированность и предупредить соответствующие нарушения, Radioportal.Ru попросил Андрея Кашина, опытного медиаюриста, представить необходимый для вещателей алгоритм действий.
- О Резерве универсального обслуживания
Особенность данного вопроса состоит в том, что, в отличие от большинства иных требований законодательства к вещателю, исполнение которых контролирует Роскомнадзор, данное требование происходит не из законодательства в сфере СМИ, а из законодательства в сфере связи. Сказанное выше означает, что обязанность, о которой идёт речь – это обязанность оператора связи, т.е. держателя лицензии на деятельность в области связи (для целей эфирного вещания, в данном случае), а не лицензии на вещание («главной» лицензии радиостанции).
В связи с этим, если по какой-то причине радиостанция имеет только вещательную, но не имеет «связной» лицензии (например, пользуется услугами связи РТРС), то обязанности по направлению какой-либо отчётности по резерву универсального обслуживания у вещателя нет.
О какой обязанности идёт речь? Статьями 59, 60 и 61 ФЗ «О связи» устанавливаются правовые основания для формирования т.н. «резерва универсального обслуживания», и определены источники его финансирования. Основным таким источником являются выплаты от операторов связи (т.е. держателей лицензий на деятельность в области связи), которые определяются как доля от доходов от деятельности в области связи (сейчас – 1,2%) и подлежат оплате не позднее 30 дней с даты окончания календарного квартала.
Помимо этого, обязанностью (лицензионным требованием) для оператора связи является направление в уполномоченный орган специальной отчётности по начислению указанных платежей. Документ, который регламентирует эту обязанность, называется «Порядок предоставления сведений о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания» (утверждён Приказом Минсвязи от 16.09.2008).
Соответственно, необходимо разобраться с двумя вопросами: во-первых, необходимо ли радиостанции что-то платить в указанный резерв, и, во-вторых, необходимо ли подавать соответствующую отчётность.
- Отчисления в Резерв универсального обслуживания. Порядок расчёта и уплаты.
В отношении оплаты отчислений в резерв универсального обслуживания у радиокомпании может быть две ситуации.
Первый вариант (наиболее распространённый) – одна организация является держателем и лицензии на вещание, и лицензии на связь. В таком случае услуги связи такая организация как бы оказывает сама себе (то есть использует в собственной деятельности), и доходы от этого вида деятельности отсутствуют. Закон (пункт 2 статьи 60 ФЗ «О связи») прямо говорит, что доход определяется по правилам бухгалтерского учёта, следовательно, руководствоваться надо положениями ПБУ «Доходы организации» 9/99 (утверждено Приказом Минфина от 06.05.1999). Согласно пункту 5 указанного ПБУ, «Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка)». Поскольку в данном случае выручки у организации нет, обязанности производить какие-либо выплаты в Резерв универсального обслуживания также не имеется (т.е. база считается равной нулю). Мы оговариваем это, потому что теоретически возможно было бы рассмотреть какую-то методику определения рыночной стоимости услуг связи для целей эфирного вещания и для собственных нужд, однако в данный момент правила бухгалтерского учёта говорят о том, что доход учитывается от той услуги, которая была оказана третьему лицу, например, если доход поступил за рекламные услуги, он считается поступившим именно за рекламные услуги и вычленять из него «связной» компонент не требуется. Возможно, в будущем ситуация изменится, поскольку сейчас большое количество операторов связи, которые не продают услуги связи непосредственно, по факту ничего не платят в резерв универсального обслуживания, и будет логично, если законодатель обратит на это внимание.
Второй вариант – когда радиостанция существует в виде группы компаний, где лицензиями на вещание и на связь владеют разные лица. В таком случае платёж в резерв универсального обслуживания должен быть произведён держателем лицензии на связь в установленном порядке, исходя из суммы договора на оказание услуг связи.
Реквизиты для уплаты можно уточнить на сайте Федерального агентства связи.
- Отчётность по Резерву универсальному обслуживания
Что касается направления отчётности (именно её не направление и является частым предметом претензий Роскомнадзора), то она должна направляться всеми держателями лицензии на связь, вне зависимости от того, есть ли у них обязанность что-то выплачивать, или нет (в последнем случае заполняется «нулевая» отчётность).
В соответствии с указанным выше Порядком, «Лицензиат, имеющий лицензию на оказание услуг связи в сети связи общего пользования (далее — оператор связи), ежеквартально, не позднее 30 дней со дня окончания отчетного квартала, представляет в Федеральное агентство связи сведения о базе расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) в резерв универсального обслуживания (далее — Сведения) по форме, приведенной в приложении N 1». Обратите внимание, что традиционная трактовка Роскомнадзора предполагает, что в указанный срок (не позднее 30 дней со дня окончания отчётного квартала) документ уже должен поступить в Россвязь, поэтому при направлении почтой необходимо резервировать достаточно времени на саму почтовую пересылку.
Согласно указанному Порядку, Сведения направляются в Федеральное агентство связи в электронной форме через раздел «Личный кабинет оператора связи» на официальном сайте Федерального агентства связи в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://is.rossvyaz.ru:8081/rossvyaz) или на бумажных носителях по адресу: пер. Николоямский, д. 3А, стр. 2, Москва, 109289.
Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности заполнения упомянутой выше формы Сведений.
- Она состоит из двух страниц.
- Первая страница представляет собой общие сведения об организации и отчётном периоде, и сложностей с её заполнением нет.
- Вторая страница предполагает указание конкретных цифр.
- Документ построен так, что в нём выделяются различные категории услуг связи (строки 030-067), заполнять все из них не требуется, однако требуется заполнить те, которые соответствуют типу лицензии на связь (строка 66 «услуги связи для целей эфирного вещания», прежде всего, но тут необходимо обязательно свериться с лицензией, может быть имеется также кабельное или проводное вещание, например).
- В случае, если деятельность в лицензии на связь упомянута, но доход по ней отсутствовал – необходимо в соответствующей строке указать «0».
- В строке 90 указываются все остальные доходы, кроме поступивших от оказания услуг связи, а в строке 10 – сумма всех доходов.
Для правильного заполнения вещателю потребуется помощь бухгалтера, которому необходимо обратить внимание на три важных момента:
- Заполнение идёт по правилам бухгалтерского (ПБУ 9/99), а не налогового учёта (в ряде случаев цифры не будут соответствовать);
- В отчётности заполняются данные только за отчётный квартал, а не нарастающим итогом за полугодие, 9 месяцев и год (это отличается от обычного подхода бухгалтерской и налоговой отчётности, и для бухгалтера может быть неочевидно);
- Данные должны поступить в Россвязь не позднее 30 дня со дня окончания отчётного квартала, и никак не связаны со сроками подготовки бухгалтерской отчётности. Это может создать известное неудобство при подаче Сведений за IV квартал – бухгалтерская отчётность (годовая) готовится до 31 марта следующего года и данные о доходах за IV квартал могут быть банально не сведены в учёте, учитывая, к тому же, длинные новогодние каникулы в январе.
Строка 100 заполняется ставкой, указанной в пункте 3 статьи 60 ФЗ «О связи», сейчас это 1,2%.
- Ответственность за непредставление отчётности по Резерву универсального обслуживания
Нарушением порядка предоставления сведений являются непредставление их вообще или опоздание с их представлением (ответственность наступает по одной статье, в одинаковом порядке).
Несмотря на то, что сами сведения направляются в Федеральное агентство связи (Россвязь), правом составлять протоколы наделён Роскомнадзор (его соответствующие территориальные органы).
На практике существует определённый порядок взаимодействия этих органов, когда Россвязь направляет в Роскомнадзор сведения о держателях лицензии на связь, которые не предоставили соответствующие Сведения, и Роскомнадзор составляет соответствующие протоколы.
Ответственность за нарушение порядке предоставления Сведений установлена частью 3 статьи 14.1. Кодекса об административных правонарушениях (штраф для организаций от 30 до 40 тысяч рублей, для руководителя – от 3 до 4 тысяч рублей).
Протокол уполномочен составить территориальный орган Роскомнадзора, однако привлечение к ответственности осуществляется только судом (арбитражным судом для организации, мировым судьёй для должностного лица) по соответствующему заявлению, поданным органом Роскомнадзора, уполномоченным составить протокол.
Срок давности привлечения к ответственности составляет 3 месяца с даты совершения, которая определяется как последний день срока, установленного для подачи сведений. То есть, например, если за 1-й квартал этот срок 30 апреля, то срок давности привлечения к ответственности составляет 30 июля, т.е. после 30 июля суд уже не может вынести постановление о привлечении к административной ответственности.
Учитывая большое количество итераций (получение сведений из Россвязи, составление протокола, подготовка заявления о привлечении к административной ответственности и подача его в суд), территориальным органам Роскомнадзора подчас затруднительно администрировать данное нарушение, что и объясняет, почему большое количество вещателей не знают об обязанности подавать сведения (до них банально «не дошли руки»). Однако, работа по данному направлению совершенствуется, документооборот ускоряется, и мы настоятельно советуем вещателю, который ранее сведений не подавал, хотя был обязан, начать исполнять эту обязанность, а не надеяться на «авось обойдётся, всегда же обходилось».
Наконец, несколько слов о ситуации, когда протокол уже составлен, и читатель обратился к данной статье не в целях просвещения, а в целях поиска какой-то помощи в конкретной проблеме.
Если такая ситуация уже случилась, бессмысленно (бесперспективно) её отрицать – имеется обширная правоприменительная (в т.ч. судебная) практика на эту тему. Однако суды как правило относятся снисходительно к вещателю, который допустил нарушение впервые (не знал, не был информирован), а после того, как узнал о нарушении – направил соответствующие сведения (то есть совершил деятельное раскаяние, устранил негативные последствия нарушения), и отчётность которого «нулевая» (либо взносы и пени оперативно оплачены).
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает возможность наложения наказания в виде предупреждения, и при наличии указанных выше смягчающих обстоятельств, суды (как правило) предпочитают при совершении правонарушения впервые не налагать штраф, а ограничиваться предупреждением, учитывая имеющиеся по делу смягчающие обстоятельства.
Андрей Кашин, медиаюрист
Специально для Radioportal.ru
Андрей Кашин — независимый медиаюрист. Занимается вопросами правового регулирования вопросов рекламы, авторских и смежных прав, лицензирования, налогообложения, защиты чести и достоинства, деловой репутации региональных и московских СМИ. Опыт работы свыше 10 лет. Понимает правовые и финансовые механизмы жизни медиакомпании.