Федеральная антимонопольная служба отказала яндекс такси в покупке компании везет по оценке фас

Технологии и медиа ,

11 июн 2020, 17:47 

0 

ФАС отказала «Яндексу» в покупке агрегатора такси «Везёт»

Регулятор отклонил ходатайство «Яндекс.Такси» о покупке активов «Везёт». ФАС считает, что после сделки сервис мог занять 70% рынка агрегаторов такси, но сами компании не согласны с такой оценкой

Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отклонила ходатайство «Яндекса» о покупке активов ГК «Везёт», объяснив отказ тем, что сделка снизит конкуренцию на рынке и ухудшит положение как водителей такси, так и пассажиров.

По оценке ФАС, переход «Везёт» под контроль компании, уже владеющей сервисом «Яндекс.Такси», привел бы к тому, что в одних руках сконцентрировалась бы доля в 70% от общероссийского рынка агрегаторов такси, а в 19 регионах эта доля превысила бы 80%.

«ФАС России пришла к выводу, что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси», — прокомментировал решение ФАС замглавы ведомства Анатолий Голомолзин.

Представители «Яндекс.Такси» и «Везёт» рассказали, что ожидают подробное мотивированное решение от ФАС, так как оценка долей рынка такси от экспертов компаний расходится с оценкой регулятора. РБК направил запрос в ФАС.

После выхода публикации представитель «Везёт» заявил, что основываясь, как минимум, на десяти независимых аналитических исследованиях, совокупная доля объединенных компаний не должна превысить 50%. По его словам, эти исследования были предоставлены в ФАС. «С нашей точки зрения, несмотря на очевидные факты, ФАС России сознательно некорректно оценивает рынок агрегаторов такси и, соответственно, делает ошибочный вывод о доле», — говорит представитель «Везёт». По его словам, сделка позволила бы повысить доступность такси в небольших городах, улучшить качество сервиса для пассажиров и заработок для водителей, снизить долю «серого» рынка и получить другие преимущества. Отказ в удовлетворении ходатайства негативно отразится примерно на 250 тыс. водителей, которых в России обслуживает сервис и для которых такси является практически единственным источником заработка. В частности, сделка с «Яндекс.Такси» позволила бы водителям уже сейчас получать другие виды заказов, например доставку товаров, но самостоятельная разработка таких услуг требует существенных инвестиций.

Как оценивали рынок такси

«Яндекс.Такси» договорился о покупке call-центров и программного обеспечения «Везёт» в июле 2019 года. Компания также намеревалась в течение трех лет вложить около 8 млрд руб. в развитие сервисов такси в регионах России. Действующие акционеры «Везёт» должны были получить до 3,6% акций «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн при достижении ключевых показателей.

Вскоре после этого «Яндекс.Такси» подал ходатайство в ФАС, но в октябре отозвал его и направил новое. В пресс-службе «Яндекса» поясняли, что это связано с изменением структуры сделки: в ее периметр были внесены новые объекты собственности «Везёт», в частности сервис заказа грузоперевозок «Везёт Добро». Глава ФАС Игорь Артемьев в интервью агентству «РИА Новости» заявлял, что ведомство даст согласие на сделку, если доля «Яндекс.Такси» и «Везёт» не превысит 50% на рынке такси. После этого агрегатор еще раз отзывал и подавал ходатайство в ФАС.

По данным Аналитического центра при правительстве, в 2019 году агрегаторы занимали порядка 60% легального рынка такси. Лидером этого рынка был «Яндекс.Такси» с долей 27%, еще 12% приходилось на сервис «Везёт», 9% — на такси «Максим», 5% — на Gett и 1% — на «Ситимобил». Остальные агрегаторы занимали долю в 6% рынка. Осенью прошлого года эксперты центра пришли к выводу, что доля «Яндекс.Такси» на всем рынке такси может вырасти до 40% после покупки активов «Везёт». При этом в исследовании отмечалось, что позиции сервисов отличаются в зависимости от размера города. В городах с населением более 500 тыс. жителей относительно большую долю занимал «Яндекс.Такси», а в городах с населением от 100 тыс. до 500 тыс. жителей доля этой компании сопоставима с долями сервисов «Везёт» и «Максим». В небольших городах работают в основном «Везёт» и «Максим».

Как реагировали конкуренты

Переговоры об инвестициях в группу «Везёт» два года назад вел другой крупный интернет-холдинг — Mail.ru Group. Летом прошлого года эта компания предоставила «Везёт» заем, который мог быть конвертирован в акции. Сумма займа, как и пакет, который могла получить Mail.ru Group, не раскрывались. Как заявлял РБК представитель Mail.ru Group, одним из условий выдачи займа было предоставление заимодателю права накладывать вето на отчуждение ключевых активов группы «Везёт». Mail.ru Group была уверена, что стороны нового соглашения — «Везёт» и «Яндекс.Такси» — должны были получить от холдинга письменное разрешение на сделку. Однако представитель «Везёт» заверял, что сделка с «Яндекс.Такси» не нарушает условий предоставления займа.

Недовольство сделкой выразил и основатель Gett Дэйв Вайсэр. «Мы возмущены тем, что такая сделка даже обсуждается. ФАС не допустит создание монополий. Я уверен, что государству выгодна здоровая конкуренция на всех рынках, особенно в потребительском секторе», — заявлял он.

Начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, напротив, был уверен, что обсуждаемая сделка никак не повлияет на рынок. «Она решает внутренние проблемы компаний. Водители и пассажиры вряд ли заметят какие-то изменения, как и в случае с предыдущими сделками на рынке», — пояснял он. По словам Стенникова, федеральные агрегаторы уже присутствуют в большинстве городов.

ФАС России отказала Яндексу в приобретении агрегаторов такси группы «Везет»

ФАС России отказала Яндексу в приобретении агрегаторов такси группы «Везет»

11 июня 2020, 17:31

Img 1342

Совершение сделки противоречит Закону о защите конкуренции

15 мая 2020 года в ФАС России поступило ходатайство о согласовании сделки по приобретению компанией «Яндекс» агрегатора такси «Везет», включая все торговые знаки такси группы «Везет», такие как «Fasten», «Лидер», «RedTaxi» и др.

ФАС России в результате проведенного анализа состояния конкуренции на рынке агрегаторов такси установила, что в случае осуществления сделки и дополнительного соглашения, совокупная доля агрегаторов такси «Яндекс.Такси» и группы «Везет» увеличится и составит 70% в географических границах Российской Федерации, свыше 80% в границах девятнадцати субъектов РФ и свыше 50% в границах тридцати двух субъектов.

Таким образом, в результате совершения сделки «Яндекс.Такси» и группа «Везет» усиливают доминирующее положение как на всей территории Российской Федерации, так и в границах более половины регионов.

«На сегодняшний день, водители такси могут выбирать между разными агрегаторами в целях поиска наиболее выгодных условий перевозки и высокого пассажиропотока. Пассажиры также свободно переключаются между разными агрегаторами такси в поисках более низкой цены поездки или меньшего времени подачи автомобиля», — пояснил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин.

«Проанализировав все представленные сторонами сделки материалы, с учетом проведенного анализа рынка агрегаторов такси, ФАС России пришла к выводу, что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси», — заключил Анатолий Голомолзин.

11 июня 2020 года ФАС России на основании Закона о защите конкуренции* приняла решение об отказе в удовлетворении ходатайства.

Примечание:
* пункта 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 33 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на осуществление сделки, иного действия, подлежащих государственному контролю, антимонопольный орган принимает решение об отказе в удовлетворении ходатайства, если сделка, иное действие, заявленные в ходатайстве, приведут или могут привести к ограничению конкуренции (в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения заявителя либо доминирующего положения лица, которое будет создано в результате осуществления заявленных в ходатайстве сделки, иного действия).

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Антимонопольное ведомство отказалось согласовывать сделку между «Яндекс.Такси» и группой компаний «Везёт», придя к выводу, что такая сделка сконцентрирует в одних руках 70% рынка агрегаторов такси. Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич в своей колонке для Forbes рассказывает, почему ФАС должна пересмотреть решение

На прошлой неделе 11 июня ФАС России отказалась согласовать сделку между ГК «Везёт» и «Яндекс.Такси», мотивируя это тем, что после сделки совокупная доля компаний на рынке агрегаторов составит более 70%. Первое ходатайство о сделке было подано летом 2019 года. При этом существует десять независимых исследований рынка агрегаторов, в которых доказано, что доля после завершения сделки составит не более 50%. Исследования проводились в том числе учебно-методическим центром ФАС России, а также Аналитическим центром при правительстве РФ.

Рассмотрение сделки в ФАС России длилось более 10 месяцев. «Яндекс.Такси» объявила о покупке программного обеспечения и кол-центров ГК «Везёт» 15 июля 2019 года. Тогда же было подано первое ходатайство в ФАС России. В октябре «Яндекс.Такси» отозвала его в связи с изменением структуры сделки и внесла новое. В конце года было подано третье ходатайство на покупку активов. Это было связано с необходимостью предоставления дополнительной информации для анализа состояния конкуренции на рынке такси. Однако в конце марта 2020 года в связи с пандемией и введением изоляционных мер и при затянувшейся дискуссии между экспертами и ФАС России «Яндекс» отозвал ходатайство, чтобы срочно сосредоточиться на поддержке своих текущих партнеров — таксопарков и водителей.

Нынешний отказ ФАС связан с оценкой рынка сервисов заказа такси и методикой расчета доли объединенной компании, которую принято оценивать в количествах поездок. Центральный аппарат ФАС России оценил ежеквартальный объем поездок в I квартале 2019 года в 490 млн поездок. В то время как по данным крупнейших аналитических агентств и инвестиционных банков (в том числе государственных) общий размер рынка оценивается от 589 млн до 982 млн заказов.

При анализе причин столь существенного расхождения в оценке рынка в декабре 2019 года было установлено, что ФАС России не учла значительное количество заказов более 13 000 региональных диспетчерских служб заказа такси. В ФАС России были представлены дополнительные статистические доказательства для включения неучтенных поездок.

Более того, в конце февраля 2020 года был опубликован аналитический обзор рынка услуг сервиса заказа такси за 2017-2019 годы, подготовленный самим УМЦ ФАС. Даже согласно этому обзору совокупная доля объединенных компаний — не более 50%, то есть критических препятствий для согласования сделки нет. О том же говорят данные Аналитического центра при правительстве, JP Morgan, Goldman Sachs, Citibank, Сбербанка, ВТБ, Левада-центра. В то же время центральный аппарат ФАС считает иначе.

Результатом является отказ, с которым мы категорически не согласны. На наш взгляд, ФАС затянула рассмотрение нашего вопроса и неправильно произвела оценку рынка агрегаторов такси. Более года делалась попытка оценить рынок на основе так называемых данных за I квартал 2019 года, что совершенно неактуально с учетом динамично меняющего рынка и тем более из-за кризиса, который привел к сокращению числа поездок.

До пандемии российский рынок заказа такси находился в фазе активного роста. Первым примером компании на рынке заказа услуг такси в России, достигшей положительного показателя EBITDA в 2019 году, является «Яндекс.Такси» (748 млн рублей). Но на примере других игроков российского и международного рынка очевидно, что бизнес-модель агрегаторов такси требует устойчивого развития компании и расширения ее сервисов. Таким образом, компаниям сектора требуется привлечение существенного акционерного капитала на развитие или объединение с хорошо капитализированными игроками.

Акционеры группы «Везёт» решили пойти по пути объединения с капитализированным игроком в лице «Яндекс.Такси». Консолидация на рынке такси — это естественный процесс, значительно ускоренный кризисом. Бизнес сервисов заказа такси в России и во всем мире является капиталоемким и может быть прибыльным только при большом объеме поездок за счет экономии от эффекта масштаба, а также повышения операционной эффективности и предоставления клиентам дополнительных сервисов. Это справедливо для всех крупных игроков рынка, которые стремятся сохранить или увеличить свою долю рынка. Например, убыток головной компании «Яндекс.Такси» в 2018 году составил 6,93 млрд рублей, убыток «Ситимобил» в 2018 году — 3,63 млрд рублей, убыток группы компаний «Везёт» в 2019 году — 1,69 млрд рублей. Агрегаторы такси создали принципиально новый рынок, который находится в стадии роста и требует существенных инвестиций. На глобальном рынке наблюдается аналогичная ситуация. В 2019 году Uber показал годовой убыток $8,5 млрд, притом что его рыночная доля в США превышает 65%. Убыток Lyft, основного конкурента Uber, составил $2,6 млрд.

В процессе диалога с ФАС мы просили поменять взгляд на цифровые платформы. Это ведь не доступ к трубе или инфраструктуре, созданной на государственные деньги, и потому требующий жесткого антимонопольного регулирования. У агрегаторов нет уникальной инфраструктуры, ее можно воссоздать на частный капитал без возможностей ограничения конкуренции. Мы видим, как сильно меняется рынок благодаря масштабным инвестициям Mail.ru и Сбербанка в «Ситимобил», и ожидаем новый передел рынка, связанный с интеграцией Gett и «Ситимобил» и появлением в России китайского оператора Didi. В то же время ФАС России уже на протяжении нескольких лет безуспешно пытается принять пятый антимонопольный пакет, регулирующий цифровые рынки, в рамках которого вопросы цифрового доминирования и сетевых эффектов рассматриваются по-другому.

Настоящая суть дискуссии с ФАС России должна быть не о долях. После кризиса доли изменились. Рынок услуг заказа такси после кризиса будет очень долго восстанавливаться. Вопрос в разных подходах к регулированию цифровых платформ в России, которая на сегодняшний день серьезно отстает от развитых стран, и подходах к регулированию цифровых рынков в России и в тех странах, которые преуспевают в конкуренции в этой сфере. Все согласны, что конкуренция необходима. Но для конкуренции необходимы значительные инвестиции. При ограничительном регулировании цифровых рынков инвестиции в эти рынки в России буду существенно менее привлекательными. По факту, от бюрократической волокиты проигрывают все: население, бизнес и само государство.

ГК «Везёт» создана в целях консолидации регионального рынка на частный капитал российских и международных инвесторов. В ФАС были представлены существенные положительные социальные последствия сделки «Яндекс.Такси» и «Везёт», в том числе: улучшение качества услуг для пассажиров и повышение заработка водителей, повышение безопасности поездок, сокращение «серого рынка» перевозчиков, увеличение налоговых отчислений, повышение экспортного потенциала «Яндекс» с использованием телефонных алгоритмов работы «Везёт» на рынках, где преобладают телефонные технологии.

Сделку, безусловно, необходимо одобрить в ближайшее время. Необходимо внимательно рассмотреть положительные факторы, которые сделка окажет на рынок. У ФАС России есть огромный инструментарий для контроля деятельности компаний на рынке. Более того, на встрече с ФАС России неоднократно подтверждалась готовность внедрения антимонопольного комплаенса. Таким образом, вне зависимости от доли объединенной компании на рынке, у ФАС России есть возможность контролировать и развивать конкуренцию на рынке.

Мнение автора статьи может не совпадать с позицией редакции

Как «Яндекс» покупал «Везёт». Справка Forbes

«Яндекс.Такси» договорилась о покупке активов ГК «Везёт» в июле 2019 года. Согласно условиям сделки, «Яндекс.Такси» должен был в течение трех лет вложить 8 млрд рублей в развитие сервисов такси в регионах России, половина этой суммы должна была быть направлена на программы поддержки местных таксопарков и водителей. Акционеры ГК «Везёт» должны были получить 3,6% в «Яндекс.Такси» и до $71,5 млн в случае достижения целевых показателей. Предполагалось, что после закрытия сделки водители, сотрудничающие с «Везёт», будут получать заказы через платформу «Яндекс.Такси». Среди конкурентов недовольство сделкой высказывал сервис Gett — в сентябре прошлого года компания направляла жалобу в ФАС, указывая на то, что сделка создает «непреодолимые барьеры в эту отрасль со стороны новых участников».

Аналитический центр при правительстве оценивал долю «Яндекс.Такси» в 27%, долю «Везёт» — в 12%, такси «Максим» — в 12%, Gett — в 5%, «Ситимобил» — в 1%. В свою очередь, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин 15 июня, говоря об альтернативных оценках рынка такси, отмечал, что эти исследования базируются «не на первичной информации, а на разнообразных оценочных показателях». «Разброс количественных оценок данных исследований также свидетельствует об отсутствии единой методологии в основе расчета, что исключает возможность опираться на них при проведении анализа товарного рынка», — подчеркнул глава ФАС (цитата по РБК).

Федеральная антимонопольная служба сочла нарушением закона о конкуренции покупку «Яндексом» агрегатора такси «Везёт» и отклонила ходатайство компании о заключении сделки, сообщается на сайте ведомства.

Новости ФАС ФАС оштрафовала «Яндекс» на 100 000 рублей за рекламу Auto.ru

Ходатайство о согласовании сделки в ФАС поступило 15 мая. «Яндекс» хотел приобрести компанию «Везёт» вместе с торговыми знаками, среди которых были также «Fasten», «Лидер», «RedTaxi» и т.д.

Проанализировав состояние конкуренции на рынке агрегаторов такси, ведомство пришло к выводу, что одобрение такой сделки может увеличить совокупную долю обеих компаний на рынке. В итоге, она может составить 70% в географических границах всей России, а также превысить 80% в границах 19 субъектов РФ и 50% в границах 32 регионов. Это приведёт к доминированию корпорации на всей территории страны и в границах более половины регионов.

«На сегодняшний день, водители такси могут выбирать между разными агрегаторами в целях поиска наиболее выгодных условий перевозки и высокого пассажиропотока. Пассажиры также свободно переключаются между разными агрегаторами такси в поисках более низкой цены поездки или меньшего времени подачи автомобиля», пояснил ситуацию заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. Он добавил, что «что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси».

Новости ФАС ФАС разъяснила как применять закон о конкуренции в условиях пандемии

Ранее, в конце апреля, ФАС опубликовала разъяснение о том, как применять закон о конкуренции в условиях пандемии. Ведомство допускает, что коронавирус может стать существенным изменением обстоятельств, из-за которого стороны смогут пересмотреть условия заключённого по результатам торгов договора. Кроме того, льготы, гарантии и передача государственного или муниципального имущества представителям малого и среднего бизнеса не будут считаться преференциями по смыслу принятого в марте распоряжения правительства.

Заключение сделки между «Яндекс.Такси» и группой «Везет» (управляет сервисами заказа такси «Везет», «Такси Сатурн», Fasten, Red Taxi) может негативно сказаться на уровне экономической концентрации на рынке такси. Об этом пресс-служба Федеральной антимонопольной службы (ФАС) сообщила в своем Telegram-канале в среду, 24 марта.

Служба отмечает, что по действующему законодательству эта сделка не нуждается в согласовании с антимонопольным органом, поскольку цена активов приобретаемых компаний составляет менее 400 млн рублей.

Разработанные же ФАС поправки в «пятый антимонопольный пакет» предусматривают необходимость согласования сделок, превышающих 7 млрд рублей.

В начале февраля «Яндекс.Такси» сообщила, что приобретает кол-центры и бизнес по заказу грузоперевозок группы «Везет» за $178 млн. ФАС пообещала проверить сделку.

Присоединение к «Яндекс.Про» должно было позволить водителям тратить меньше рабочего времени впустую и увеличить свой заработок. Для пользователей при этом должно сократиться время ожидания автомобиля.

Основным отличием новой сделки от соглашения между «Яндекс.Такси» и «Везет», которое анонсировали в июле 2019 года, указывалась покупка компанией только части активов «Везет». Отмечалось, что нововведение должно стать доступным в ограниченном числе регионов и не распространяться на программное обеспечение.

В ФАС добавили, что в июне 2020-го рассмотрели ходатайство компании MLU B.V. (контролирует «Яндекс.Такси») о сделке по приобретению «Везет» и отказали в удовлетворении ходатайства, поскольку сделка могла привести к ограничению конкуренции на рынке.

Международная IT-компания «Яндекс.Такси» развивает бизнес в ряде направлений — онлайн-заказ такси, каршеринг, фудтех и логистика. Фирма управляет супераппом под брендом «Яндекс Go» (сервис «Яндекс.Такси» до августа 2020 года в России), сервисами «Яндекc.Драйв», Uber Russia, Yango, «Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», Ultima и логистическими вертикалями по экспресс-доставке продуктов, отправке посылок и грузоперевозке.

11 октября 2019, 18:00 / Бизнес

«Яндекс.Такси» подало новое ходатайство о покупке группы «Везет»

Это связано с изменением параметров сделки

Андрей Гордеев / Ведомости

«Яндекс.Такси» отозвало ходатайство о покупке части бизнеса ГК «Везет», сказано в сообщении Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Представитель сервиса заказа уточнил, что уже подано новое заявление. Это связано с изменением параметров сделки и включением в нее новых объектов ГК «Везет», например, сервиса заказа грузоперевозок «Везет Добро». Работа над сделкой, как сказано в сообщении «Яндекс.Такси», продолжается. Новое ходатайство в профильное управление ФАС пока не поступило, говорит представитель службы. В ГК «Везет» от комментариев отказались.

О сделке с ГК «Везет» было объявлено в июле 2019 г. «Яндекс.Такси» планировало выкупить основную часть бизнеса группы, включая программное обеспечение и колл-центры. Решение о сделке ФАС должна была вынести сегодня.

«Яндекс.Такси» – крупнейший интернет-сервис заказа такси в России. Аналитический центр при правительстве России оценивает долю этого сервиса на российском рынке в 27% в 2019 г. «Везет» – второй по доле рынка сервис заказа такси: эксперты Аналитического центра оценили его долю в 12% рынка. Группа управляет несколькими сервисами заказа такси, среди них «Везет», «Такси Сатурн», ее бренды больше известны на региональных рынках.

Недовольство предстоящей сделкой «Яндекс.Такси» выражали несколько конкурентов. Среди них – Mail.ru Group, у которой есть доля в сервисе заказа такси «Ситимобил», а также Gett.

В июне 2018 г. ГК «Везет» получала инвестиции от конкурента «Яндекса» – Mail.ru Group (MRG) в виде конвертируемого займа. Его точная сумма не раскрывалась. По словам источника агентства «Интерфакс», знакомого с деталями сделки, она была не выше $12 млн. MRG инвестировала в «Везет», чтобы обеспечить возможность получения доли в компании, но затем группа сочла актив переоцененным, объяснял в июле 2019 г. источник «Ведомостей», близкий к акционерам MRG. А собеседник «Ведомостей», близкий к акционерам «Везет», предполагал, что у холдинга был ограничены ресурсы при большом числе инвестиционных проектов.

У Mail.ru Group также было право вето на отчуждение ключевых активов ГК «Везет». Оно действовало до конца июля. Представитель MRG заявлял, что для совершения новой сделки стороны должны были получить письменное согласие холдинга, но не сделали этого. В ГК «Везет» утверждают, что группа не нарушила условий займа. Сейчас эту ситуацию представитель MRG не комментирует.

Недовольство готовящейся сделкой выражал и сервис заказа такси Gett. В начале сентября компания пожаловалась в ФАС на нарушение сделкой конкурентных условий на рынке такси, сообщал «Коммерсантъ». Как заявлял тогда гендиректор Gett в России Максим Жаворонков, выкуп «Яндекс.Такси» активов «Везет» создаст «непреодолимые барьеры для новых инвестиций в отрасль». Представитель ФАС не ответил на вопросы об этой жалобе.

Аналитики «Уралсиба» в начале октября отмечали, что одобрение сделки от ФАС было бы позитивно для «Яндекс.Такси»: сделка смогла бы «закрепить лидирующие позиции «Яндекса» на рынке заказов такси, усилив его положение на региональных рынках». «Яндекс.Такси» сообщало ранее, что в течение трех лет планирует вложить в развитие такси в регионах около 8 млрд руб.

Кроме того, отмечали аналитики «Уралсиба», консолидация рынка поможет снизить интенсивность конкуренции и ускорить темпы улучшения рентабельности этого сегмента бизнеса. «Яндекс.Такси», долгое время бывшее убыточным, во II квартале 2019 г. впервые за последние годы вышло на прибыль на уровне EBITDA (423 млн руб.).

Аналитики «ВТБ капитала» ранее оценивали сделку «Яндекс.Такси» с активами «Везет» примерно в $187 млн: около $116 млн могут стоить 3,6% «Яндекс.Такси»», которые получат акционеры «Везет», плюс $71,5 млн денежными средствами при выполнении KPI по операционным и иным показателям. После завершения сделки 56,2% «Яндекс.Такси» будет принадлежать «Яндексу», 35% – Uber, а 5,3% – сотрудникам в рамках программы поощрения.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) отказала «Яндексу» в ходатайстве о покупке группы такси «Везет», оценив их совокупную долю рынка в 70%. Такое объединение сузило бы возможность выбора агрегаторов такси для водителей и пассажиров, решили чиновники.

Покупка «Яндексом» группы такси «Везет» противоречит закону о защите конкуренции, заявила ФАС и отказала интернет-холдингу в приобретении этой группы.

Ходатайство о согласовании покупки компанией «Яндекс» агрегатора такси «Везет», включая его торговые знаки Fasten, «Лидер», RedTaxi и др., поступило в ФАС 15 мая 2020 года. Это уже четвертое ходатайство; предыдущие три компания подавала в течение года и отзывала, меняя структуру сделки. В результате анализа рынка агрегаторов такси ФАС пришла к выводу, что в случае осуществления сделки совокупная доля агрегаторов «Яндекс.Такси» и группы «Везет» составит 70% по России, свыше 80% в 19 ее субъектах и свыше 50% в 32 субъектах.

То есть в результате сделки «Яндекс.Такси» и группа «Везет» усилят доминирующее положение как во всей стране, так и в границах более половины регионов, заключила служба.

«Проанализировав все представленные сторонами сделки материалы, с учетом проведенного анализа рынка агрегаторов такси, ФАС России пришла к выводу, что совершение сделки ведет к усилению концентрации рынка, к сужению возможности выбора водителей такси и пассажиров. Соответственно, последствия сделки могли негативно отразиться на конкуренции на рынке услуг агрегаторов такси»,— заключил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Впервые о готовящейся сделке было объявлено 15 июля. Группа «Везет» работает в 123 городах страны, «Яндекс» собирался купить ее программное обеспечение и колл-центры и вложить в развитие сервиса 8 млрд руб. в течение трех лет.

Сделка вскоре вызвала вопросы у участников рынка.

Как сообщал “Ъ” , с возражениями против нее в ФАС обратился агрегатор Gett: он считал, что сделка усилит доминирование одного игрока на рынке, позволив ему наращивать стоимость поездок и снижать доходы водителей.

«Наши оценки долей рынка расходятся с оценкой ФАС. Мы ожидаем подробного мотивированного решения»,— заявила пресс-служба «Яндекс.Такси».

Почему «Яндекс.Такси» может вновь выйти в убыток

Когда сделка была только объявлена год назад, ее оценивали как позитивную для «Яндекс.Такси», вспоминает аналитик BCS Global Markets Мария Суханова. «По прошествии года и с учетом того, как COVID-19 изменил ситуацию на рынке, для «Яндекс.Такси» сделка стала менее актуальной»,— считает она, оценивая решение ФАС как нейтральное для компании. По мнению госпожи Сухановой, у «Яндекс.Такси» остаются все возможности для органического роста и без приобретения других игроков.

Решение антимонопольной службы — позитивный сигнал и для рынка, и для государства, и для потребителей, уверен руководитель Центра компетенций Общественного института развития такси МЕФТ Станислав Швагерус. В ходе оценки последствий возможной сделки ФАС «провела огромную работу, запросив многих субъектов предпринимательской деятельности», знает эксперт. «Решение службы укладывается в мировой тренд, в рамках которого государства ограничивают доли рынка для корпораций»,— добавляет господин Швагерус.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Функции образующие содержание всякого дела субъекта предпринимательского бизнеса имеют характер
  • Характеристика бизнеса отражающая место интересов пассажиров в системе приоритетов компании это
  • Целенаправленные действия по ограничению риска в системе бизнеса носят название риск менеджмент
  • Цель задачи функции внутреннего контроля специфика внутреннего контроля в международном бизнесе
  • Цель презентации бизнес плана убедить в том что вы сможете реализовать предложенный вами проект

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии