Караимские кенассы в Евпатории расположены в старой части города, на улице Караимской. Это один из крупнейших храмовых комплексов крымских караимов на полуострове, которому уже более 200 лет. Является религиозным центром караимов не только Крыма, но и всей России, с 1837 года. Молитвенный комплекс состоит из Большой и Малой кенассы. На территории в 2500 квадратных метров функционирует этнический музей, благотворительная столовая и мидраш — религиозная школа. Комплекс является памятником архитектуры XVIII века государственного значения.
Караимские кенассы Евпатории — панорама Google Maps:
Караимы считаются потомками хазар, принявших иудаизм. Составляют особую религиозную группу. На иврите слово «кара» означает «читать», слово «караим» переводится как «чтецы». Их религия является особым видом иудаизма, основа которого заложена в Ветхом Завете. Караимы чтут Тору, но, в то же время, не признают Талмуд. В некоторых аспектах их вера перекликается и с исламом, и с христианством. Во время оккупации Крыма фашисты истребляли караимов наравне с евреями. Практически был уничтожен целый народ, и сегодня на полуострове Крым проживают около 2200 представителей караимов, которые старательно оберегают свои обычаи и традиции.
Архитектура
Караимские кенассы являются одной из главных достопримечательностей Евпатории. Многие туристы специально приезжают в центр города, чтобы полюбоваться великолепными двухсветными зданиями зального типа. Этот тип зальных сооружений, очень редко встречается в России, что еще больше увеличивает художественную ценность кенасс. Окна здесь построены в два уровня. Причем в Большой — окна верхнего ряда имеют стрельчатое завершение, а в Малой кенассе — завершение окон полукруглое. Крыша черепичная, четырехскатная. Арочные галереи — веранды («азара») остеклены и обрамляют северные фасады зданий. Здесь перед молитвой собирались старейшины общины. Входы в кенассы представляют собой стрельчатые арки, украшенные искусной каменной резьбой.
Кенасса освещена двумя рядами окон, украшена старинной чеканной серебряной церковной утварью и богатыми персидскими коврами. Внутри молитвенного комплекса расположены пять внутренних двориков: Мемориальный, Ритуальный, Ожидание молитвы, Мраморный и Виноградный. Один из них украшен работающим фонтаном. Этот архитектурный ансамбль был построен по проекту Соломона и Самуила Бобовичей в начале девятнадцатого века.
Большая кенасса (Соборная)
Строительство кенассы началось в 1804 году, а уже через год здесь состоялось первое богослужение. По другим данным, она была построена в 1807 году. Эти разночтения, вероятно, возникли из-на начала проведения богослужений, которые могли служить еще в недостроенном храме. Она предназначалась для осуществления богослужений в праздничные и воскресные дни. Алтарь кенассы ориентирован в сторону юга. Центральные ворота кенасс, выполненные в стиле Ренессанс по проекту архитектора Евгения Исаковича, появились в 1900 году. Вход украшен красивым порталом и выстроен в виде триумфальной арки с шестью колоннами, напоминает знаменитые ворота константинопольского дворца Долмабахче. Раньше его дополняли две вазы, расположенные на тумбах. После проведения реставрационных работ осталась лишь одна, которую установили по центру.
Средняя часть соборной кенассы является самой большой и предназначена для моления мужской части общины. Сейчас для молящихся установлены скамьи, а раньше богослужения проводили, стоя на коленях. Замужние женщины молились на балконе, расположенном в северной части кенассы. Под ним было отведено место совершения молитв для стариков и для тех, кто соблюдал траур.
Малая кенасса
Предназначена для проведения богослужений по обычным субботам и будним дням. Была построена в 1815 году, на месте старого и ветхого молитвенного дома XVI века. После произведенных реставрационных работ вновь открылась 4 сентября 1999 года. Здесь сохранился старинный алтарь, который ранее был установлен в караимской кенассе Галича. Также сохранилась старая каменная лестница. Караимские женщины поднимались по ней к отдельному входу, который вел на балкон, закрытый решетками.
Виноградный дворик
Самый большой дворик, который был построен в 1835 году. От Караимской улицы он вел прямо к молитвенному дому. Раньше он был покрыт каменными плитами, здесь росли персики, абрикосы и виноград. В здании, справа от входа, расположен музей, ранее в нем размещалось караимское духовное училище. В этом дворе расположена благотворительная столовая и еще несколько хозяйственных построек.
Длина дворика — около 48 метров, он делится еще на три дворика. В последнем из них находится фонтан из мрамора, используемый для омовения верующими своих рук перед входом в кенассу. В мраморных нишах двора установлены плиты и стелы, имеющие надписи на древнееврейском языке. На них запечатлены имена людей, которые внесли важную лепту в жизнь общины, а также самые важные события, происходившие в истории караимов.
Мраморный дворик
Свое название дворик получил благодаря белому мрамору, которым был вымощен. У него есть и второе название — двор-колоннада, которое он получил в честь конической мраморной стелы. Ее построили в 1851 году, в память о посещении кенассы императором Александром І, которое произошло в 1825 году. На стеле расположен двуглавый орел из бронзы, с широко расставленными крыльями. Сама колонна, вместе с солнечными часами, была изготовлены в Константинополе.
Дворик ожидания
По периметру всего дворика построена сплошная колоннада. В ее центре помещается шестигранная беседка, изготовленная из металла. По форме она напоминает тюркскую юрту. В этом дворике караимы ожидали начала молитв. Также здесь жители общины разбирали общие вопросы, решали конфликтные ситуации. Во время праздников беседка украшалась коврами и фруктами. Перед беседкой расположен вход в Большую кенассу. В Малую кенассу можно войти через вход, расположенный в восточной стене.
После 1927 года кенассы были закрыты. В 1942 году на какое-то время открыли Малую кенассу, а в Большой организовали музей караимов. После войны эти здания использовались как детский сад, здесь работали курсы медсестер и секции спорта, был организован антирелигиозный музей, БТИ и музей краеведения.
Соборная кенасса вновь была открыта 9 сентября 2005 года. Занимался организацией фонда восстановления и руководил строительными работами по восстановлению памятника в конце 90-х годов глава Евпаторийской караимской религиозной общины В. З. Тирияки.
Режим работы и цены
Туристы могут посещать Караимские кенассы Евпатории в течение всего года. Летом они открыты с 8:00 до 20:00, а в межсезонье — с 10:00 до 19:00-21:00. По субботам и в религиозные праздники — комплекс закрыт. Входной билет с экскурсией стоит — от 250 рублей с человека. В теплое время года проводится несколько экскурсий в течение дня. В остальное время необходимо предварительно договориться о ее проведении. В молитвенный комплекс запрещено входить в шортах и людям с голым торсом.
Как добраться
Караимские кенассы Евпатории находятся по адресу: улица Караимская, 68. На общественном транспорте следует доехать до следующих остановок:
- «Больничная улица» — автобусы № 6, 8 и 9, маршрутные такси № 4 и 17. Отсюда до храмового комплекса следует пройти около 330 метров.
- «Центральный рынок» — маршрутные такси № 1, 2, 4. Идти пешком порядка 400 метров.
- «Детская больница» — автобусы «Евпатория — Желтокаменка», маршрутные такси № 2, 3. Пешком нужно пройти около 670 метров.
- «Гезлёвские ворота» — автобусы № 6, 8, маршрутные такси № 1, 17. До кенасс пройтись пешком порядка 700 метров.
В Евпатории и Крыму проще всего вызвать такси с помощью мобильных приложений. На полуострове работают такие таксомоторные компании, как Республика (народное такси), UpTaxi, Такси элит Крым, Крымтакси, Shark.
Видео о Караимских кенассах Евпатории
Смотреть отзывы на
Куда сходить и что посмотреть в Евпатории
А также
Полезные ссылки:
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.
✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.
✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.
Евпатория – древний город на западном побережье Крымского полуострова. За многовековую историю на его территории появились памятники многих культур и народов. Из их массы выделяется храмовый комплекс Караимские кенасы, принадлежащий малочисленному загадочном народу караимам.
Исторические события в этой местности
Караимы появились на крымской земле в VIII в. Точных сведений об их происхождении учёным найти не удалось. Существует предположение, они являются тюркским племенем, принявшим иудаизм. Название народа в переводе с древнееврейского означает «читающие люди». Караимы исповедуют иудаизм, но признают священным только текст древнейшей части Святого Писания — Торы.
К середине XVIII столетия малочисленная караимская община, сильно страдающая от притеснения со стороны османского населения полуострова, жила в крепости Чуфут-Кале, которая располагалась на высокой скале недалеко от Бахчисарая. Также небольшое количество «читающих» людей жили в Старом городе Евпатории.
После присоединения Крыма к Российской империи караизм был признан самостоятельной религией. Большая часть крымских караимов переселились в город. Караимские кенасы в Евпатории появились в начале XIX в. Их строительство было обусловлено необходимостью расширения существующего действующего храма, в котором не могли разместиться все члены увеличившейся общины.
Строительство основных зданий храмового комплекса завершилось в 20-е гг. XIX в. Полностью ансамбль сложился к началу XX столетия. В центре караимской культуры в разное время побывали российские государи Александр и Николай Романовы, польский поэт Адам Мицкевич, влиятельные чиновники и представители различных религиозных конфессии Крыма.
XX в. стал временем испытаний для караимской святыни. В 1927 г. на глазах прихожан большевики разрушили главный алтарь в соборном храме. Кенасы были закрыты, а в их зданиях разместили музей атеизма. В предвоенные годы в кенасах расположилось медицинское училище и спортивный зал. Немцы, оккупировавшие полуостров, разрешили возобновить службы в кенасах и открыть благотворительную столовую.
С возвращением советской власти богослужения вновь прекратились, а в комплексе разместили детский сад.
В 1963 г. комплекс Караимские кенасы был признан архитектурным памятником. Через 4 года в него переводятся экспозиции археологического и краеведческого музеев, которые провели масштабную внутреннюю перепланировку помещений. В ходе этой реконструкции были утрачены многие уникальные элементы внутреннего убранства.
В 1990 храмы и другие помещения комплекса передали караимской общине. В 1994 г. благодаря пожертвованиям жителей украинского Галича был восстановлен алтарь в соборной кенасе. Официально храмовый комплекс «Караимские кенасы» был открыт в 2005 г. В настоящее время здесь располагается религиозно- культурный центр крымских караимов.
Архитектура, внешний вид
Караимские кенасы спроектировали и построили известные в Евпатории архитекторы братья Сима и Самуил Бобовичи.
В архитектурный ансамбль ходят несколько строений:
- Большая кенаса, над чертежом и украшением которой работал Сима Бобович, возводились с 1804 по 1807 гг. Она представляет собой прямоугольное в плане здание с четырёхскатной крышей. К северному и восточному фасаду примыкает портик, который представляет собой навес, опирающийся на 30 колонн. Пространство между колоннами представляет собой арочные мозаичные окна. В портик ведут два арочных портала, обрамленных каменной резьбой. Ажурная резьба покрывает и большие дубовые двери, ведущие в портик.
Караимские кенасы в Евпатории, на фото большая кенаса. - Малая кенаса, построенная в 1815 г., была спроектирована Самуилом Бобович по образцу древнего караимского храма, расположенного в крепости Чуфут-Кале. Она также имеет вид вытянутого прямоугольника, перекрытого четырёхскатной крышей. В здании совершаются ежедневные богослужения и молитвы в простые субботы.
Помимо основных зданий в храмовый комплекс входят следующие постройки:
- школа;
- столовая;
- музей караимской культуры;
- хозяйственные постройки.
Украшением храмового комплекса являются внутренние дворики, каждый из которых отличается внешним видом и тематикой.
Всего на территории кенас располагаются 6 открытых внутренних пространств:
- Виноградный дворик — коридор длинной 30 метров, перекрытый металлическим дугами, по которым вьются виноградные лозы. Он начинается от парадных ворот комплекса, оформленных в виде шестиколонного классического портика. Стены Виноградного портика выполнены в виде арочной колоннады, в нишах которой расположены таблички, рассказывающие о важных событиях в истории кенас, о меценатах и строителях храмового комплекса. Здесь же располагаются фонтанчики для омовения ног. Караимы заходят в храмы без обуви, поэтому омовение ног является обязательным для посетителей храма ритуалом.
- Мраморный дворик от предыдущего отделён изящной мраморной колоннадой. Такой же архитектурный элемент ограничивает пространство со всех сторон. Колонны и напольные плиты выполнены из белого мрамора. Центром дворика является белый мраморный монумент в виде четырёхугольной колонны с позолоченным двуглавым орлом на вершине. Он был установлен в 1859 г. в память о посещении кенас императором Александром I.
- Двор ожидания молитв заканчивает анфиладу внутренних пространств, ведущих к храмам. Здесь находятся входы в оба храма, а в дни праздников двор застилается коврами, которых размещаются блюда с плодами. Украшением пространства являются солнечные часы, по которым прихожане определяют время. Их расположение связано с караимской традицией, по которой прихожане не могут приносить в кенасы лишние предметы.
- К Мраморному дворику примыкает Ритуальный двор, где совершается заклание барана в день скорби, посвящённом разрушению Первого иерусалимского храма.
- Напротив Ритуального двора располагается Мемориальный двор (Лапидарий), где выставлены образцы караимской письменности. Древние тексты размещаются на больших каменных плитах. Здесь же хранятся надгробия с разрушенного в советские годы караимского кладбища.
- Храмовый сад располагается за большой кенасой. Украшением сада являются 613 гранатовых кустов. Это число является символичным, так как такое же число заповедей содержится в Торе.
Все здания храмового комплекса выполнены в смешанной манере, в которой просматриваются черты следующих архитектурных направлений:
- неоготика;
- мавританский стиль;
- византийский стиль;
- классицизм.
Архитектурная композиция призвана настроить прихожан на предстоящую молитву, насыщая души людей умиротворением и покоем.
Внутреннее убранство
Караимские кенасы в Евпатории имеют богатое внутреннее убранство. Стены храмов расписаны под серый мрамор с тёмными прожилками. На этом фоне выделяются фигурные лепные элементы. Основной темой этих украшений является растительный мир. Особое внимание на себя обращает убранства портика Соборного кенаса.
Его потолок украшен цветной лепниной, выполненной, как и все храмовые украшения, в растительном стиле. Декоративные элементы украшены в коричневый, зелёный и жёлтый цвет. Полы помещения покрыты мраморными плитами чёрного и белого цвета. Освещается пространство портика сквозь большие арочные окна, застекленными разноцветными стёклами. Обе кенаса имеют одинаковое внутреннее строение.
В зале можно выделить следующие зоны:
- мошав — место, где молятся старики и люди, находящиеся в трауре;
- балкон для женщин и детей, закрытый частой решёткой;
- шулхан — часть храма для мужчин и юношей;
- гехал — возвышенная часть храма, с которой ведётся богослужение.
Внутренние стены кенаса выкрашены в белый цвет. На их фоне выделяются декоративные резные элементы, покрытые позолотой. Гехал в Малой кенасе выполнен из дубовых панелей, украшенных резьбой. Над центральными вратами располагается большая позолоченная корона.
Святыни
Караимские кенасы в Евпатории хранят множество святынь и культурных ценностей караимов.
Среди основных достопримечательностей выделяются следующие объекты:
- Мраморные плиты, установленные в нишах Виноградного дворика. На них расположены записи об истории крымской караимской общины и имена людей, сыгравших большую роль в её жизни. Самая первая плита была установлена ещё в конце XVIII в. у стен кенасы, построенной в XVI столетии. Последнюю каменную надпись установили в конце XX в., посвятив её караимам, участвовавшим в Великой Отечественной войне.
- На западном фасаде Большой кенасы размещена мемориальная доска, в которую вмонтирован муляж русского пушечного ядра, упавшего на территорию комплекса во время штурма Евпатории в 1855 г. Чудесным образом снаряд не причинил вреда зданиям. В память об этом событии была установлена табличка с соответствующей надписью.
- Особым почтением караимов пользуются надгробия уважаемых членов караимской общины, деятельность которых имела большое значение для народа караимов и в целом Евпатории.
- Главная святыня караимов — древние свитки с текстом “Книги Законов” — хранится в гехале Малой кенасы. Она отделена от остального пространства красивыми занавесками, на которых золотыми нитями вышиты растительные узоры.
Интересные факты и легенды
Перечень:
- В здании школы располагается этнографический музей караимского народа. Его экспозиция создана из двух частных коллекций Б. Я. Кокеная и С. И. Кушуль, имя которой присвоили открывшемся в 1996 г. музею.
- Крымская община караимов имеет тесные связи с представителями этого народа из г. Галич. Их предков вывез с полуострова в XIII в. князь Даниил Галицкий.
- До 1917 г. в Российской империи проживали 13000 караимов. В настоящее время численность этого народа во всём мире составляет 2000 человек.
- В национальной библиотеке “Карай-битиклиги” до большевистской революции было собрано более 17000 томов караимской литературы. Содержанием этих книг очень заинтересовался император Александр I. Очевидцы этого визита отмечают, что явная заинтересованность государя серьёзно обеспокоила членов его свиты.
- Современные богослужения караимов ведутся на древнееврейском языке. Поэтому все караимы, желающие участвовать в богослужениях, с детства учат это наречие.
Режим работы и расписание богослужений
Караимские кенасы в Евпатории — культурно-религиозный центр, в котором располагаются действующие храмы.
В связи с этим при планировании посещения этой крымской достопримечательности следует ориентироваться на следующее расписание:
- летом с воскресенья по пятницу с 8 до 20 часов;
- зимой с воскресенья по пятницу с 10 до 17 часов;
- круглый год по субботам экскурсионное посещение начинается с 13 часов.
Богослужения в Малой кенаса проходят каждую субботу в 10.00. Расписание служб в праздничные дни следует уточнять в информационной службе храмового комплекса. Посетить комплекс можно только в составе экскурсии, которая формируется в начале каждого часа. Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет 200 руб.
Адрес
Караимские кенассы находятся в г. Евпатория в районе Старого города по адресу Камаранская ул., владение 68.
Как добраться на машине, общественном транспорте
До храмового комплекса караимов можно добраться как на личном автомобиле, так и на общественном транспорте. Туристам, передвигающимся на машине, следует ориентироваться на следующие координаты: N 45 11.917 E 33 22.450.
Ближайшими остановками общественного транспорта являются:
- Больничная улица, через которую проходят автобусы маршрутов 4, 6, 9, 17.
- Детская больница, где делают остановку автобусы 1, 2, 4.
Пешая прогулка от Туристко-информационного центра Евпатории занимает 10 минут, проходя по старому живописному району города.
В окрестностях имеются такие кафе и рестораны:
Название | Адрес | Кухня | Средний чек, руб. |
Камаран | Камаранская ул., 68 | караимская | 300-600 |
Йоскин кот | Красноармейская ул., 27 | еврейская | 500-700 |
Модерн | ул. Революции, 34 | европейская
украинская русская итальянская |
800-1500 |
Караимские кенасы — культурный и религиозный центр представителей древнего народа, живущих не только в Евпатории, но и на территории Украины и России. Храмовый комплекс является одной из знаковых достопримечательностей курортного города, привлекающей многочисленных туристов.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Видео о Караимских кенасах в Евпатории
Евпатория. Маршрут «Малый Иерусалим». Караимские кенасы:
2133
Кафе Караман
Рейтинг: нет оценок
Об объекте
Караимская кухня в Евпатории
Кафе «Караман» в Евпатории находится на улице Караимской, 68. Двери заведения открываются в полдень, гостей ждет теплый прием и вкусные угощения. В процессе приготовления каждого блюда используются старинные рецепты крымских караимов, полюбившиеся благодаря интересному сочетанию мяса, овощей и зелени. Приятные яства, спокойная атмосфера и необычный интерьер способствуют хорошему отдыху.
Особенности меню
Секрет прекрасного вкуса каждого кушанья прост: для воплощения караимских рецептов в жизнь используются самые свежие овощи и мясо. Первые блюда удивляют оригинальными названиями и необычным вкусом. Стоит попробовать Хамур-долму – суп с пельмешками и Нахут-аши – гороховый суп с бараниной.
Из закусок рекомендуют попробовать бараньи языки. Оригинальным вкусом и подачей отличаются вторые блюда:
- антрекот из баранины с овощами;
- долма – помидоры и болгарские перцы, фаршированные мясом;
- чир-чир – чебурек с сыром;
- сарма – голубцы, только вместо капусты используются виноградные листья;
- кефаль по-гречески, запеченная с овощами;
- янтык;
- силькмэ – куриное мясо с овощами в горшочке.
Отличный выбор салатов: овощные, мясные, с языком и сыром. Гости говорят, что здесь готовят самые вкусные чебуреки в городе.
Традиционные десерты: акъалва – белая халва с арахисом или фундуком, пирожки с вишней и нежное суфле. К чаю обязательно стоит заказать варенье из тертого кизила, инжира или айвы. А ещё здесь варят отличный кофе.
Фирменный напиток заведения – буза, который готовится подобно квасу, только на пшене. Большой выбор свежего пива и лимонадов.
Интерьер
Внутри кафе «Караман» очень уютно. Расположиться можно на небольших диванчиках или стульях, обитых тканью. Использована деревянная мебель. Стены и потолки украшают этнические узоры и лепка. Когда на улице тепло, будет приятно посидеть на площадке. Огромные зонты спасают от солнца, а деревья наполняют воздух кислородом. Кушать в таком месте – одно удовольствие.
Рядом расположены известные Караимские кенассы, посетив которые, люди получат возможность проникнуться непростой историей этих мест. Если есть желание углубиться в события прошедших лет, можно отправиться с туристической группой по маршруту «Малый Иерусалим». Путь проходит через самые значимые места – церковь пророка Ильи, мечеть Джума-Джами, Гелзёвские ворота и другие достопримечательности.
Дополнительно
Кафе, На вынос, Wi-Fi, Летняя терраса, Торт, Мясо, Гриль, Хачапури, Пирог, Круглый год, Юбилеи, Корпоративы, В центре
Поделиться
Кафе Караман на карте Крыма
Чтобы узнать, как добраться, кликните по клавише «Построить маршрут». На карте появится окошко, в котором будет предложено автоматически определить ваше местоположение, кликнув по значку , либо вручную перетащить значок A на карту, откуда нужно проложить маршрут. Выберите, как добираться: на автомобиле, городском транспорте, либо пешком. В результате будет показан самый короткий и удобный путь.
Отзывы
Отзывов нет!
Для того, чтобы оставлять отзывы, необходимо авторизоваться:
Сообщить об ошибке
179,171,184,192,227,231,874,1248,1816,1817,1818,1820,1822,1831,1832,1834,2131,2133,2134,2139,2140,2141,2142,2143,2149,2150,2151,2152,2153,2154,2155,2168,2170,2171,2172,2176,2177,2181,2182,2183,2353,2430,2440,2518,2520
Кафе Караимские кенасы
Адрес
Виды деятельности
Кафе с хорошим кофе,
Где попить вкусный кофе,
Кофейни
Отзывы и мнения пользователей
Средняя оценка —0.0 / 5 баллов
Нам важно ваше мнение
Если вы были в данной организации,
оставьте реальный отзыв
и помогите другим посетителям узнать о важных деталях. На что стоит обратить внимание?
Можно ли доверять отзывам?
Все оценки оставлены реальными посетители заведения и проверены модераторами. Представители организации могут ответить на ваш вопрос в комментариях.
Часто задаваемые вопросы
Как сюда добраться
Кафе Караимские кенасы расположен по адресу: Евпатория (Євпаторія, Kezlev)
Вы можете добраться сюда пешком, на общественном транспорте или машине,
в том числе на такси.
Пост состоит из двух частей, о посещении кенас и кафе соавтора по блогу Алексея, и материал на эту тему от крымчанки Елены Лагоды.
Следующий пост — подборка рецептов крымской кухни.
Помимо того, что Евпатория это один из древнейших городов страны, всероссийская здравница, детский курорт и родина самых вкусных в мире чебуреков, в ней также располагается духовный центр караимов — малочисленного коренного народа Крыма. Храмовый комплекс, который называется в народе караимскими кенасами, занимает 0.25 га в районе Старого города. Там находятся два храма, кафе, где готовят блюда национальной караимской кухни, религиозная школа и библиотека — материальные свидетельства того, что есть такой самобытный народ под названием караимы.
1. Главный вход на территорию кенас:
2.
К сожалению, процесс уже не обратить вспять и тенденции таковы, что в 21 веке этот народ неизбежно перестанет существовать. Когда-то караимов было 14 000 человек. Сейчас их всего 2000. В Крыму — 545, а в Евпатории — всего 135. При этом смешанные браки сделали своё дело — караимы уже почти полностью растворились среди представителей других населяющих Крым народов. Мало кто знает родной язык, соблюдает древние обычаи и традиции. Молодёжь окончательно оторвалась от своих корней.
Но, вот есть такой религиозный центр, как кенасы. Там проводятся богослужения, национальные праздники. Видимо, все эти здания рано или поздно станут музеем под открытым небом. Но сейчас караимская жизнь там ещё теплится. Можно прийти на экскурсию, прикоснуться к древней истории экзотического народа. Наверное, можно и на богослужение попасть. Кафе работает каждый день. Оно закрывается только в дни религиозных праздников.
Я сходил на такую экскурсию. Она стоит 200 рублей и длится 25 минут. Билеты продаются у входа в кенасы. Экскурсии начинаются в начале каждого часа с 12:00 ежедневно без выходных.
Если в двух словах, то я бы охарактеризовал данное культурное мероприятие как познавательное и одновременно печальное. Меня всё время не покидало ощущение, что буквально на моих глазах исчезает целый народ. И, если от караимов останутся хотя бы кенасы, то, например, от коренных народов севера типа эскимосов или алеутов не останется совсем ничего. Грустно, но таков естественный ход вещей.
Когда я впервые оказался в Крыму, мне где-то в Симферополе попался на глаза ценник с надписью «Караимский пирожок». Помню, я тогда долго гуглил, но так до конца и не смог разобраться в вопросе кто же такие караимы. Второй раз я довольно много времени потратил на выяснение этого же вопроса, когда съездил на плато Мангуп.
Там, по дороге на вершину, находится старое караимское кладбище. Точнее то, что от него осталось. Честно говоря, выглядит оно как хаотичное нагромождение старинных надгробных плит. И вот сейчас я побывал в самом главном караимском центре на планете Земля. И, вы знаете, вопрос для меня по-прежнему остаётся открытым.
Самое интересное, что даже у самих караимов нет чёткого ответа на вопрос о том, кто они такие. На Википедии про караимов есть большая статья.
Если ей верить, основных версий две: 1) караимы — народ, родственный еврейскому; 2) караимы — потомки хазар, то есть тюрки. При этом караимский язык относится к тюркским языкам и является близким к, например, крымско-татарскому, казахскому и киргизскому. Но письменность у караимов — древнееврейская. Плюс их религия, караимизм, — это, по сути, ответвление от иудаизма. Но они признают только Ветхий завет, категорически отвергают талмуд и крайне негативно относятся к тому, что некоторые причисляют их к евреям. Свинину не едят, по субботам отдыхают. В общем, понятно, что ничего не понятно.
Караимы внесли огромный вклад в развитие Евпатории. Исторически очень многие, как бы сейчас сказали, мэры Евпатории были этническими караимами. Неповторимый архитектурный облик Старого города — это во многом заслуга караимов. Да даже такие визитные карточки города, как театр имени Пушкина или Городская публичная библиотека — и те построены в своё время на пожертвования видных представителей этого народа.
Екатерина Великая при вхождении Крыма в состав России в конце 18-го века предоставила караимам очень значительные льготы. Караимы, в свою очередь, всегда были крайне лояльно настроены по отношению к российским монархам, были патриотами России и сражались за неё во время Крымской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Сам комплекс кенас совсем небольшой. Там несколько двориков, каждый из которых имеет своё название (виноградный, мраморный, дворик ожидания молитвы и др.), да несколько построек. Не вижу смысла рассказывать вам о том, в каком году были возведены храмы или из какого региона Италии привозили мрамор для строительства. Это скучно. Скажу только, что комплекс является памятником архитектуры 18-го века, то есть он не очень старый. Да, ещё по поводу экскурсии хотел сказать пару слов. На всей территории кенас установлены таблички с подробной информацией. Экскурсовод просто пересказывает текст с этих табличек. Иногда дословно. Но экскурсию всё рано придётся купить, иначе не пройдёте дальше входа…
3.
Из интересного: самой старой виноградной лозе на территории комплекса 150 лет, в Соборной кенасе побывали два российских императора (в память о приезде Александра Первого на территории даже был установлен мемориал), слово «кенаса» в караимском языке не склоняется и ударение ставится на последний слог, на территории комплекса есть лапидарий, в который на хранение были свезены надгробные плиты с разрушенного евпаторийского караимского кладбища. Также на территории есть несколько действующих фонтанчиков для ритуального омовения и старинные солнечные часы. В витражном портике установлен макет комплекса. Есть ещё ритуальная беседка, в которой проводятся религиозные праздники. Вот, в общем-то и всё.
4. Мемориальная колонна, установлена в часть посещения комплекса Александром Первым:
5. Лапидарий:
6. Очередь в кафе:
7. Мемориальная беседка:
В Малую кенасу мы не попали. Удалось побывать только в Большой соборной кенасе. Там проводятся праздничные богослужения. Чем-то этот храм мне напомнил типичную католическую церковь из американских фильмов. Разве, что статуи распятого Христа не хватало. Жаль, что богослужения в этот день не было. Интересно было бы посмотреть на то, как они проходят у караимов. Я вообще человек не религиозный, но был как-то в Новгороде в Софийском соборе. Там как раз хор пел псалмы. Честно скажу, мурашки по коже у меня бежали. В общем все эти религиозные штуки оказывают на меня сильное эмоциональное воздействие.
8. Внутри здания Большой соборной кенасы:
Как я уже писал, сама экскурсия очень короткая — всего 25 минут. Нет смысла приходить в кенасы только ради неё. Гораздо разумнее прийти голодным, посетить экскурсию, а потом сразу пойти пообедать в караимское кафе, которое находится тут же на территории комплекса. Называется оно «Караман». В переводе с караимского это значит богатырь или великан. В меню там не только караимские национальные блюда, но и их тоже в избытке. Я специально заказал только блюда местной кухни. Вообще надо сказать, что кафе это легендарное. Люди специально едут в Евпаторию, чтобы пообедать в нём. Считается, что здесь готовят лучшие чебуреки в мире. Хотя с этим многие готовы поспорить. Короче говоря, если вы хотите понять, что из себя представляет караимская кухня, то вам сюда.
9.
Фотографировать интерьер кафе я не стал. Во-первых, это самое обычное ничем не примечательное кафе. Во-вторых, внутри висел знак о том, что фотографировать нельзя. Хотя по закону, конечно, можно. Но хозяев общественных мест это, как правило, не сильно волнует. В-третьих и в главных — кафе было забито людьми под завязку. Мне бы лично не сильно понравилось, если бы какой-то незнакомый мужик фотографировал меня, пока я ем…
Мне почему-то казалось, что еда будет пряной. У меня, кстати, и про казахскую кухню в своё время тоже было такое представление. Ну, вроде бы, южные тюркские народы. Казалось бы, должны активно использовать в кулинарии самые разные специи. Оказалось, что всё довольно-таки пресно, как и в русской кухне. Это вам не Индия… Хотя для многих это даже плюс.
Конечно же, я заказал чебурек с говядиной, который здесь называется «чир-чир». Да, действительно, вкусно. Взял я на пробу и караимский пирожок с мясом. Рубленная говядина, картошка, лук, зелень, соль, перец, слоёное тесто. Не солёно, мало перца, мало лука. Ну вот, прям совсем никак. У меня мама родом из Татарстана. Она русская, но часто готовит блюда татарской кухни. В том числе и татарские пирожки. В частности, эчпочмаки. По сути, это те же караимские пирожки. Ингредиенты идентичные. Только тесто другое. Хотя, я лично готовил эчпочмаки со слоёным тестом. Это не канонично, но так тоже можно. Так вот, у мамы получается гораздо вкуснее. Даже у меня получается вкуснее, а я ни разу не повар!
На первое взял интересный суп. Называется хомур-долма. Мясной бульон, в котором плавают крошечные пельмешки с говяжье-бараньим фаршем. Плюс красный соус (по-моему, это были просто измельчённые помидоры) и соль с перцем. Ну, зелень, само собой. Нечто подобное я однажды пробовал в азербайджанском кафе. Только там этот суп был очень жирным. А тут — вполне себе лёгкий супчик. Насколько я знаю, чем меньше пельмешки в этом супе — тем более искусной считается хозяйка, их приготовившая. В ложку должно помещаться не меньше семи штук, иначе «не будут уважать». Суп вкусный. Рекомендую!
10. Суп хомур-долма:
Самым приятным было то, что заправляют этот суп караимы катыком. Как же давно я не пробовал катык! В последний раз, наверное, больше двадцати лет назад, в далёком детстве, когда гостил у тёти в Татарстане. Прямо даже ностальгия нахлынула… Если кто не знает, катык- это тюркская разновидность простокваши. В тюркских странах катык — это довольно распространённая вещь. Единственное отличие от простокваши заключается в том, что молоко для приготовления катыка предварительно кипятят. Простоквашу, конечно, тоже можно из кипячёного молока делать. Но, как правило, так никто не заморачивается. Моя бабушка всегда просто оставляла молоко в трёхлитровой банке в тёплом месте, и простокваша образовывалась сама собой.
На второе взял блюдо с не менее экзотическим названием — хазар-кебаб. Нет, это не хазарская разновидность шаурмы, как можно было бы подумать. На самом деле, это жаренная с луком баранина на запечённом баклажане. Если я правильно понял, на сковороде отдельно жарится баранина с луком. В это же время параллельно в духовке запекается целый баклажан. Потом всё соединяется на тарелке. Конечно, жаль, что в данном конкретном месте используют духовку, а не мангал. По крайней мере, запаха дымка я не почувствовал. Подаётся блюдо со слегка подмаринованным луком, зёрнами граната, листьями базилика и петрушкой. Опять же, никаких сухих специй, хотя здесь они особенно напрашивались. Съедобно, сытно. Я вообще не помню, когда в последний раз баранину ел. Вкусное же мясо, надо чаще его покупать!
11. Хазар-кебаб:
Главным открытием для меня стала буза. В «Карамане» можно не только заказать этот напиток в зал, но и купить в полуторалитровой бутылке и унести домой. Вроде, 225 рублей стоит такая бутылка, если я правильно помню. Никогда в жизни до этого я даже не слышал о таком напитке! Говорят, что русское слово «бузить» от него произошло. Его иногда делают довольно крепким, до шести спиртовых градусов. В караманской бузе, по ощущениям, было градуса 2-3. Очень классная штука! Нечто среднее между пивом и квасом. Делается из пшеницы. Но хмель не используется, так что никакой горечи вообще нет. Только лёгкая приятная сладость. Это не чисто караимский напиток. У многих народов есть что-то подобное. Но, конкретно караимская версия мне очень понравилась.
12.
В целом караимская кухня не показалась мне какой-то невероятно экзотичной. Русскому человеку все вкусы и ингредиенты блюд покажутся довольно обыденными. Но, всё равно, было интересно. Побывать в Евпатории и не пообедать в «Карамане» — это просто недопустимо! А, если уж пойдёте в «Караман», то тогда можно заодно и в кенасы зайти. Ну, либо наоборот. Да, цены в кафе вполне демократичные. Я был очень голодным и за 820 рублей наелся до отвала.
13.
14. Меню кафе (страница салатов, десертов, напитков):
Может быть, и не стоит мне так расстраиваться? Караимов рано или поздно не станет. Но, останутся Кенасы, останется Старый город в Евпатории, караимские пещеры на Мангупе, караимская кухня в конце концов! Караимские гены обогатят генофонды других народов. Не исчезнут они бесследно! Через 3 миллиарда лет вообще Солнце погаснет… Смысл переживать из-за вещей, которые ты не можешь изменить?
Друзья, я возвращаюсь из Евпатории домой в Питер. Скорее всего, пробуду там до зимы. По крайней мере, на данный момент, план именно такой. Потом снова поеду в любимый Крым. Это значит, что данный репортаж, скорее всего, является моим последним крымским репортажем в этом году из Крыма. Встретимся в следующем году! В любом случае, я никуда не пропадаю и остаюсь на связи. До новых встреч!
15. Фонтанчик для ритуального омовения:
16.
17. Солнечные часы:
18. Витражный портик с макетом кенас:
19. Стенд сувенирного магазинчика:
20. Национальные караимские головные уборы (в ритуальной беседке):
__________________________________________________
Кулинарное путешествие в Евпаторию
Материал о посещении кафе «Караман» от крымчанки Елены Лагоды, материал дается в сокращении.
21.
Евпатории очень повезло, с 2003 года началось восстановление и реставрация кварталов старого города, поэтому прогуливаться по ним — одно удовольствие.
Евпатория — уникальное, удивительное место, ее называют Малым Иерусалимом. На маленькой территории дружно соседствуют православные соборы, еврейская синагога, мусульманская мечеть, армянский храм, караимские кенасы и Текие дервишей (бывший монастырь странствующих мусульманских монахов).
Караимы, очень малочисленный этнос, до сих пор исповедуют свою религию караизм, поэтому кенасы действующие. В них проводятся богослужения, религиозные праздники: Песах (Пасха), Шавуот (Пятидесятница), Суккот (праздник урожая).
При кенасах есть кафе «Караман». Прежде, еще до революции, это была благотворительная столовая, а сейчас — очень популярное среди туристов место, где можно попробовать блюда караимской кухни. Чтобы попасть внутрь нам пришлось подождать в очереди около получаса. В летнее время заполнен и весь внутренний дворик, а очередь значительно длиннее.
В кафе часто проходят культурные события и встречи, по пятницам проводятся шаббатние музыкальные вечера. Меню довольно обширное и к его созданию подошли с юмором. Например, на странице с салатами вы найдете такой милый анекдот:
— Скажите, а салат сегодняшний?
— Я вам больше скажу: он еще и завтрашний!
Нельзя сказать, что интерьер кафе поражает своей оригинальностью или аутентичностью, но блюда приготовлены вкусно, с соблюдением традиционной рецептуры. Среди мясных блюд, как и принято у караимов, преобладают блюда из баранины. Вообще же, голова барана даже изображена на гербе Евпатории, который был утвержден в 1844 году. Баранья золотая голова означала удобство Тарханского кута к разведению овец.
Караман славится своими сочными чебуреками — чир-чир и караимскими пирожками. Чир-чир здесь имеют абсолютно треугольную форму, а на пирожках делают традиционные дырочки-носики.
22. Суп с нутом и бараниной, чебурек:
23. Караимский пирожок:
Среди основных блюд — долма и сарма, пилав — плов с бараниной и черносливом; тавук соусында — курица под соусом, кёфта — мясные тефтели с черносливом; силькмэ — мясо в горшочке с овощами и специями; кабурга-аши — бараньи ребрышки, тушенные с овощами и т. д. Популярен бараний антрекот с овощами, он был мягким и прекрасно приготовленным. Неплохой была кефаль, запеченная с овощами.
24. Бараний антрекот и кефаль с овощами:
И конечно, самый популярный крымский слабохмельной напиток буза! Это квас, приготовленный на основе пшена. Сладкий, слегка шипучий, мутновато-белый напиток, прохладный он бесподобен летом.
25. Буза, кебабы из баранины:
26. Хомур-долма (ложечный суп):
Интересные факты
Караимские кенасы в Евпатории строили долго, но на века. История его началась в 1804 году, когда заложили первый камень. Как и в любом соборном храме, большое внимание уделили отделке помещения.
Через восемь лет открыла двери для прихожан Малая кенаса. А уже в 20-х годах прошлого века на территории начала работать духовная школа для мальчиков и благотворительная кухня.
По-настоящему всеми красками кенасы заиграли после того, как здесь привели в порядок территорию. Случилось это лишь спустя сто лет после начала строительства.
В разные годы Караимские кенасы в Евпатории пытались переделать. В революционный период там был антирелигиозный музей, в военный — школа для медсестер, затем открыли детский сад. Основательную реконструкцию обеих кенас, Большой и Малой, завершили только в 2005 году. После этого они предстали в том виде, в каком сегодня ими любуются туристы и местные жители.
- Отель
- От 1500 руб. в сутки
- Обед
- От 350 руб. на человека
- Такси
- От 80 руб.
Что посмотреть
Как только вы окажетесь за массивными входными дверями, то увидите пять двориков: Виноградный, Мраморный, Ожидания, Ритуальный и Мемориальный. Они все связаны между собой и ведут к Большой и Малой кенасам. Говорят, что каждый из двориков обладает особой энергетикой и настраивает верующих на предстоящую молитву.
В Виноградном дворике вы увидите колонну с двуглавым орлом из белого мрамора. Она появилась в честь Александра I, который приезжал на открытие керас.
Мраморный дворик поражает всех невероятной белизной. А дворик Ожидания — зеленый из-за большого количества растений. Здесь верующие собираются перед молитвой.
В Ритуальном находится несколько надгробных плит с именами знаменитых караимов, которые здесь некогда жили. И, наконец, Мемориальный дворик, где установлены 15 мраморных досок в память о погибших в Великой Отечественной войне.
Большая кенаса помпезная и поражающая воображение. Все здесь привлекает внимание: яркие витражи, искусная резьба по дереву, шикарная вышивка. Вы увидите также древние свитки Торы — священные писания.
Малая кенаса гораздо скромнее. Главная ее ценность — в алтаре, который венчает корона. Однако именно здесь начинался первый караимский храм.
Караимские кенасы в разное время года
Паломники, любопытные туристы, да и сами местные жители, желающие побродить по уютной прихрамовой территории, приходят сюда в любое время года. Весной и летом окна Караимских кенас ловят с удивительным эффектом солнечные блики и распределяют их в помещениях всей палитрой красок. Это просто надо видеть!
Даже в межсезонье там по-особенному светло и торжественно. Виноградная лоза обвивает арки, и осенью там можно прогуливаться часами. Насладитесь сказочными пестрыми красками и послушайте удивительные истории о чудом уцелевшем народе.
В многочисленных двориках кенас стоит погулять, не взирая на причуды крымской погоды, даже зимой.
Нажмите, чтобы посмотреть панораму караимских кенасс
Где сделать красивое фото
Фото: Елена ПОКРЕПА
Караимские кенасы в Евпатории, безусловно, останутся в вашей фотоленте.
Замечательные панорамные кадры получаются у самого входа — у массивных ворот, в арочных пролетах в Мраморном дворике, у белоснежных стен с фрагментами святого писания, у колонны с двуглавым орлом.
Интересных ракурсов много: можно задержаться для фото у небольшого фонтанчика, на скамейках во дворике Ожидания. Яркие и символичные снимки получаются в таинственных залах кенас.
Посмотрите другие интересные места Евпатории
Цены
Входной билет | 100 руб. |
Экскурсия | 500 руб. за человека |
Средний счет в караимском кафе | 400-700 руб. |
Обратите внимание, что летом храмовый комплекс работает дольше — до 20 часов. В другое время года он открыт до 17:00. Режим работы отличается по субботам: кенасы закрываются в 13 часов.
Комплекс апартаментов «Золотые пески»: комфортная жизнь у моря круглый год
Адрес
Крым, Евпатория,
ул. Симферопольская, 2ф
Сайт
Соцсети
Апартаменты «Золотые пески» в Евпатории — это тихая гавань в бушующем современном мире. Панорамный вид из окон на море, пляж с чистым переливающимся песком, масса развлечений для детей и релакс для взрослых, управляющая команда профессионалов, — все это обеспечивает владельцам апартаментов по-настоящему высокий уровень комфорта и удовольствие от отдыха на крымском побережье.
Как добраться
Автобус
№1, 6, 17 до остановки «Водоканал».
Маршрутка
№1, 6, 17 до остановки «Водоканал»; №1, 13, 24 до остановки «Рынок».