Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 2
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;
2) информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
3) информационная система — совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;
4) информационно-телекоммуникационная сеть — технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники;
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла п. 5 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 26.10.2017 N 25-П.
5) обладатель информации — лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;
6) доступ к информации — возможность получения информации и ее использования;
7) конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц;
9) распространение информации — действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц;
10) электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
11) документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель;
11.1) электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах;
(п. 11.1 введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
12) оператор информационной системы — гражданин или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе по обработке информации, содержащейся в ее базах данных;
13) сайт в сети «Интернет» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;
(п. 13 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ, в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) страница сайта в сети «Интернет» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;
(п. 14 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
15) доменное имя — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;
(п. 15 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
16) сетевой адрес — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;
(п. 16 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
17) владелец сайта в сети «Интернет» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;
(п. 17 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
18) провайдер хостинга — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет»;
(п. 18 введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 139-ФЗ)
19) утратил силу. — Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
20) поисковая система — информационная система, осуществляющая по запросу пользователя поиск в сети «Интернет» информации определенного содержания и предоставляющая пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети «Интернет» для доступа к запрашиваемой информации, расположенной на сайтах в сети «Интернет», принадлежащих иным лицам, за исключением информационных систем, используемых для осуществления государственных и муниципальных функций, оказания государственных и муниципальных услуг, а также для осуществления иных публичных полномочий, установленных федеральными законами;
(п. 20 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 264-ФЗ)
21) — 22) утратили силу. — Федеральный закон от 29.12.2022 N 572-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
Понятие о документе
Терминология, используемая при работе с документами закреплена в ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Термины «документированная информация» и «документ» в ГОСТе рассматриваются так:
документ: Зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
документированная информация: Структурированная информация, зафиксированная на носителе.
Реквизит — «обязательный элемент оформления официального документа» («дата», «подпись», «печать», «текст документа» и др.).
Документ создается в результате документирования — записи информации на различных носителях по установленным правилам.
Носитель — это материальный объект, который используется для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде.
Управленческая документация подразделяется на отдельные системы. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению.
Понятие «документ» используется во всех сферах общественной деятельности. Почти каждая отрасль знания дает свое толкование этого термина. К сожалению, до настоящего времени среди специалистов в области документоведения, библиотековедения, информатики и др. сфер нет единства в понимании понятия «документ», не смотря на наличие ряда законодательных и официальных определений. В зависимости от того какая отрасль знания дает это определение, преобладает какой-то один аспект (правовой, управленческий, исторический) и само понятие «документ» определяют различным образом, хотя информационная его сущность очевидна. Эволюция понятия «документ», которое дает документоведение:
- документ — материальный объект,
- документ — носитель информации,
- документ — документированная информация.
Таким образом, в последнее время происходит перенос смысловой нагрузки в определении «документа» с материальной составляющей на информационную.
Официальное толкование данного термина дает ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термина и определения».
Утверждены
решением Правления
Федеральной нотариальной палаты
от 25 апреля 2016 г., протокол N 04/16
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ ВЕРНОСТИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ И ВЫПИСОК ИЗ НИХ
1. Общие положения
1.1. Нотариус свидетельствует верность копий документов и выписок из них в соответствии с положениями ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее — Основы).
Нотариальное действие представляет собой свидетельствование верности копии документа с представленным нотариусу его оригиналом.
Для свидетельствования верности копии нотариусу может быть представлен документ любого содержания, назначения, независимо от его юридической и практической значимости, за исключением случаев, установленных законом.
Положения, установленные настоящими методическими рекомендациями для свидетельствования верности копий документов, применяются для свидетельствования верности выписок из документов, а также копий с копии документов, если иное не установлено законом и настоящими методическими рекомендациями и не противоречит существу нотариального действия.
1.2. Действующее законодательство не содержит единого определения понятия документ. Термин «документ» содержится лишь в отдельных нормативных правовых актах, применительно к конкретным правоотношениям. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» <1> использует наиболее широкое понятие документированной информации, под которым подразумевается «зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель» <2>. Применительно к области делопроизводства понятие документированной информации детализировано «ГОСТом Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» <3> (в дальнейшем — ГОСТ Р 7.0.8-2013).
<1> См. пункт 11 статьи 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
<2> См. статью 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ.
<3> Утвержден Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1185-ст., введен в действие с 01.03.2014.
ГОСТом Р 7.0.8.-2013, в частности, определены понятия:
— «документ» — зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
— «официальный документ» — документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке;
— «подлинный документ» — документ, сведения об авторе, времени и месте создания которого, содержащиеся в самом документе или выявленные иным путем, подтверждают достоверность его происхождения;
— «подлинник документа» — первый или единственный экземпляр документа <1>.
<1> См, Раздел 3 Термины и определения, подраздел 3.1 Общие понятия, пункты 7, 8, 20 ГОСТа Р 7.0.8-2013.
С учетом содержания этих понятий нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий документов на бумажном носителе, содержащих текстовую <1> и/или изобразительную <2> информацию, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами.
<1> См. Раздел 3 Термины и определения, подраздел 3.1 Общие понятия, пункт 28 ГОСТа Р 7.0.8-2013.
<2> См. Раздел 3 Термины и определения, подраздел 3.1 Общие понятия, пункт 29 ГОСТа Р 7.0.8-2013.
Нотариальное свидетельствование верности копий электронных документов, видео-, кино- и фонодокументов законодательством не предусмотрено <1>.
<1> В соответствии со статьями 103.8 и 103.9 Основ нотариус удостоверяет равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе и равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу. В соответствии со статьями 102 и 103 Основ нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения споров в судебных и административных органах.
1.3. Основные требования к документам, представляемым для совершения нотариального действия, предусмотрены статьей 45 Основ.
Документы, представленные для свидетельствования верности копии, не должны иметь подчисток или приписок, зачеркнутых слов либо иных неоговоренных исправлений и не могут быть исполнены карандашом или с помощью легко удаляемых с бумажного носителя красителей. Текст документа должен быть легко читаемым. Целостность документа, состоящего из нескольких листов, должна быть обеспечена путем его скрепления или иным исключающим сомнения в его целостности способом. К таким способам, например, могут относиться использование последовательной нумерации листов с указанием их общего числа и идентифицирующих реквизитов документа, подписание каждого листа автором с нумерацией листов, проставление печатей или штампов на пересечении листов документа, простановка сплошной рельефной (давленой) печати сквозь все листы документа и др.
Нотариус не вправе свидетельствовать верность копий документов, имеющих исправления, в том числе оговоренные, в которых они недопустимы <1>.
<1> Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (п. 56, за искл., п. 65);
Постановление Правительства РФ от 17.04.1999 N 432 «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния» (п. 49); Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ст. 147 п. 27);
Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 N 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов» (п. 9);
Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 14-52-235ин/13 «Об аттестатах о среднем (полном) общем образовании» (п. 2);
Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 N 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов» (п. 11);
Приказ Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов» (п. 15);
Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 N 9779-X (ред. от 08.12.2003) «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» (п. 3).
Если имеющиеся в документе неоговоренные исправления или иные недостатки являются несущественными для целей свидетельствования верности копии, нотариус вправе совершить данное нотариальное действие.
Существенными недостатками признаются, в том числе:
— подчистки, дописки, зачеркнутые слова, иные неоговоренные исправления, влияющие на содержание и искажающие смысл документа;
— нечитаемые фрагменты текста, реквизитов или печати, скрепляющей подпись должностного лица, или иные особенности, которые могут привести к неверному толкованию содержания документа в целом или к сомнению в его подлинности;
— повреждения документа, влекущие сомнения в его целостности;
— иные недостатки, не позволяющие сделать однозначного вывода об отсутствии признаков подделки документа.
1.4. Нотариус, свидетельствуя верность копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, не подтверждает законность содержания документа, соответствие изложенных в нем фактов действительности, личность, дееспособность и полномочия подписавших его лиц, правоспособность юридического лица, от которого исходит документ.
Обязанности нотариуса по проверке документа, представленного для свидетельствования верности его копии, ограничиваются проверкой наличия в нем информации и реквизитов, позволяющих идентифицировать его автора.
В случае невозможности идентифицировать автора документа нотариус отказывает в свидетельствовании верности копии документа.
1.5. Верность копии документа, исходящего от физического лица, подлежит нотариальному свидетельствованию на общих основаниях — в документе должны содержаться реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Например, из положений Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 19, 20) следует, что к идентифицирующим признакам гражданина отнесены его фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства.
1.6. В случаях, когда документ наряду с информацией на бумажном носителе содержит электронный носитель информации (например, биометрический паспорт), нотариус может свидетельствовать верность копии текстовой и изобразительной информации, содержащейся на бумажном носителе.
1.7. Свидетельствование верности копий документов, удостоверяющих личность гражданина (в том числе служебные удостоверения), документов, содержащих медицинскую или иную охраняемую законом тайну либо персональные данные, производится на общих основаниях, в том числе по просьбе третьих лиц, представивших эти документы нотариусу. При этом предполагается (если нотариусу не известно иное), что лицо, представившее документ нотариусу, владеет документом добросовестно.
1.8. Засвидетельствованная нотариусом копия документа должна отвечать требованиям, предъявляемым статьей 45.1 Основ к нотариально оформляемому на бумажном носителе документу. Она может быть изготовлена с помощью технических средств или написана от руки и быть легко читаема, должна соответствовать оригиналу: содержать весь текст и реквизиты документа без сокращений и искажений. Удостоверительная надпись на копии должна соответствовать формам, утверждаемым Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи. Например, «Листы N ___ N ___ представленного документа являются копиями».
1.9. Свидетельствование верности копии документа, содержащего государственную тайну, имеющего указание (гриф) на недопустимость его копирования, а также гриф «Секретно» и «Совершенно секретно» не допускается <1>.
<1> См. статью 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне», Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
1.10. В случае сомнений в документе, представленном нотариусу, нотариус вправе, применив нормы статей 15 и 41 Основ, отложить совершение нотариального действия и направить запрос для установления подлинности документа, добросовестности владения документом.
2. Лицо, обращающееся за совершением нотариального действия
2.1. За свидетельствованием верности копии документа может обратиться лицо, достигшее 14-летнего возраста, в том числе не являющееся владельцем документа.
По общим правилам совершения нотариальных действий устанавливается личность гражданина, обратившегося за совершением нотариального действия.
3. Свидетельствование верности копии с копии документа. Свидетельствование верности выписки из документа
3.1. Верность копии с копии документа свидетельствуется нотариусом при условии, что верность копии документа засвидетельствована нотариально или в ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
По смыслу статьи 77 Основ нотариально засвидетельствованная копия документа тождественна понятию «документ». Поэтому не может быть ограничено количество последовательных свидетельствований верности копии с нотариально засвидетельствованной копии или копии, выданной в ином установленном законодательством Российской Федерацией порядке.
Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами, в пределах своей компетенции, производится на общих основаниях. В частности, нотариальному свидетельствованию подлежит верность копий с копий документов, исходящих от судов, органов внутренних дел, прокуратуры, следственных органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом нотариусу следует иметь в виду установленный законодательством Российской Федерации порядок оформления копий документов, выданных указанными органами. Например, порядок оформления копий судебных актов предусмотрен приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36 «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде», порядок оформления копий документов органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установлен приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 N 180 «Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказом Росреестра от 07.09.2010 N П/491 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». Нотариальное свидетельствование верности копий с копий документов, выданных иными юридическими лицами (корпоративными и иными), допускается, если копия документа оформлена в установленном законом порядке. Законодательными актами о корпоративных юридических лицах предусмотрено право и обязанность этих юридических лиц свидетельствовать верность копий документов, образующихся в процессе их деятельности. Например, соответствующими полномочиями обладают общества с ограниченной ответственностью <1>, акционерные общества <2>.
<1> См, пункт 3 статьи 12, пункт 3 статьи 36, пункт 6 статьи 37, пункт 4 статьи 50 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью.
<2> См. пункт 4 статьи 11, пункт 3 статьи 52, пункт 3 статьи 77 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
В соответствии с действующими в настоящее время нормами Указа Президиума Верховного совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X <1> государственные и общественные предприятия, учреждения и организации свидетельствуют по заявлениям граждан верность копий документов, исходящих от этих предприятий, учреждений и организаций, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.
<1> См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.1983 N 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2003 N 169-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу законодательных актов РСФСР».
В таком же порядке предприятия, учреждения и организации могут свидетельствовать верность копий имеющихся у них документов, исходящих от других предприятий, учреждений и организаций, от которых получить непосредственно копии этих документов затруднительно или невозможно. В случаях, когда документы были исполнены на бланках, при изготовлении копий воспроизводятся реквизиты бланков.
Предприятия, учреждения и организации свидетельствуют также верность копий имеющихся у них документов по запросам других предприятий, учреждений и организаций, если копии таких документов необходимы для решения вопросов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним граждан.
Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного на то должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится в данном предприятии, учреждении, организации.
3.2. Верность выписки может быть засвидетельствована только тогда, когда в документе, из которого делается выписка, содержатся решения нескольких отдельных, не связанных между собой вопросов. Выписка должна содержать необходимые реквизиты данного документа и воспроизводить полный текст части документа по определенному вопросу.
3.3. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из трудовой книжки, когда имеется необходимость у гражданина представить только одну или несколько записей о стаже его работы на конкретной занимаемой должности.
3.4. Нотариус вправе свидетельствовать верность выписки из паспорта гражданина Российской Федерации, поскольку в паспорте гражданина содержатся не связанные между собой сведения: информация о регистрации брака (о расторжении брака), о наличии несовершеннолетних детей, регистрации по месту жительства. Для свидетельствования верности выписки нотариусу следует включить в ее текст полное содержание второй и третьей страницы паспорта с указанием названия документа, фамилии, имени и отчества его владельца, даты и места его рождения, даты и места выдачи паспорта, его реквизитов.
4. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей
4.1. Свидетельствование верности копий документов, составленных за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусом при условии их легализации (консульской или осуществленной путем проставления апостиля). Без легализации такие документы принимаются нотариусом в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
4.2. Учитывая, что в соответствии со статьей 10 Основ нотариальное делопроизводство ведется на языке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов, для свидетельствования копии документа, составленного за границей, он должен быть переведен на русский язык или язык республики в составе Российской Федерации, автономной области и автономных округов.
Для свидетельствования верности копии документа, составленного за границей и имеющего перевод на соответствующий язык нотариального делопроизводства, нотариусу может быть представлен перевод такого документа как помещенный на одной странице с иностранным текстом и их вертикальным разделением, так и на отдельном листе, сшитом с документом. Следует учитывать, что переведенным должен быть весь текст документа, составленного за границей, в том числе имена и должности лиц, подписавших документ, оттиск печати при их наличии. Если перевод совершается переводчиком, его подпись помещается под переводом и должна быть засвидетельствована в установленном порядке. Удостоверительная надпись о свидетельствовании верности копии или одновременном свидетельствовании верности копии и подлинности подписи переводчика (верности перевода нотариусом, знающим соответствующий язык иностранного государства) излагается под текстами документа и перевода с него.
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Автор документа — физическое или
юридическое лицо, создавшее документ.
Адресат — получатель документа или
реквизит документа, включающий наименование получателя документа и
в необходимых случаях его почтовый адрес.
Архив документов — архив
электронных или бумажных версий документов.
Бланк документа — стандартный лист
бумаги с реквизитами, идентифицирующими автора официального
письменного документа.
Бланк письма — бланк документа,
используемый для ведения переписки.
Вид документа — принадлежность
письменного документа к системе документации по признакам
содержания и целевого назначения.
Виза согласования документа —
реквизит документа, выражающий согласие или несогласие должностного
лица с содержанием документа.
Внутренний документ — документ, не
выходящий за пределы подготовившей его организации.
Вспомогательные карточки —
специализированный вид карточек, содержащий служебную информацию
приложения; вспомогательные карточки существуют в единственном
экземпляре и находятся в папке Справочники. Подробно о
вспомогательных карточках см. подраздел Вспомогательные карточки в
документе Руководство пользователя по приложению
Делопроизводство.
Гриф ограничения доступа к
документу — реквизит официального документа,
свидетельствующий об особом характере информации, ограничивающий
круг пользователей документа.
Гриф согласования — реквизит
официального документа, выражающий согласие учреждения или его
органа, не являющегося автором документа, с его содержанием.
Гриф утверждения — реквизит
официального документа, придающий нормативный или правовой характер
его содержанию.
Дайджест карточки — универсальное
описание основных сведений о карточке, предусмотренное для карточек
всех типов.
Дата документа — реквизит
официального документа, свидетельствующий о времени его подписания,
утверждения или принятия.
Дело — совокупность документов
(документ), относящихся к одному вопросу или участку деятельности,
помещенных в отдельную обложку
Делопроизводство (Документационное
обеспечение управления) — отрасль деятельности,
обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными
документами.
Докладная записка — документ,
адресованный руководителю, излагающий какой-либо вопрос с выводами
и предложениями составителя.
Документ — зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее
идентифицировать.
Документ на машинном носителе
(Машиночитаемый документ, электронный документ) — документ
созданный с использованием носителей и способов записи,
обеспечивающих обработку его информации компьютером; это
представление файла в системе, обеспечивающее поддержку
версионности, блокировку и другие свойства, необходимые для
построения систем автоматизации документооборота.
Документирование — запись
информации на различных носителях по установленным правилам.
Должностное лицо — работник
учреждения, наделенный правом принимать управленческие решения.
Дубликат документа — повторный
экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу.
Заверенная копия — копия документа,
на которой в соответствии с установленным порядком проставляются
необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу.
Заключение — документ, содержащий
мнение учреждения, комиссии, специалиста по какому-либо документу
или вопросу.
Зона унифицированной формы
документа — часть площади унифицированной формы документа
установленного размера, предназначенная для заполнения
определенными реквизитами.
Иерархия (дерево) папок —
иерархически организованная структура папок, содержащих карточки
(см. Карточка) DocsVision, произвольные ссылки (URL) или
ссылки на карточку папки.
Извещение — разновидность
служебного письма, содержащего информацию о предстоящем мероприятии
(заседании, собрании, конференции и др.).
Индекс дела — цифровое обозначение
дела в номенклатуре дел учреждения, наносимое на его обложку.
Инициативный документ — документ,
послуживший основанием для решения какого-либо вопроса и
формирования дела.
Инструкция — правовой акт,
издаваемый в целях установления правил в определенной сфере
деятельности.
Информационное письмо — письмо,
разъясняющее положения отдельных нормативных документов и (или)
содержащее методические положения по их применению.
Карточка — 1. Объект (как
правило, сложной структуры), предназначенный для хранения
документов или других предметов регистрации и учета, а также для
управления процессами документооборота. 2. Диалоговое окно,
позволяющее просматривать и редактировать все имеющиеся данные о
каком-либо документе (или другом предмете регистрации и учета в
документообороте организации).
Категория карточки — свойство
карточки, позволяющее производить ее классификацию. В системе
предусмотрено древовидное построение категорий с наследованием и
перекрестными ссылками. Категоризация позволяет группировать
карточки удобным для пользователя образом по принципу
принадлежности к той или иной категории (пример категории —
«Рекламации», «Запросы»). Категории можно присваивать как карточкам
документов, так и карточкам заданий и т. д.
Код организации — идентификатор
организации, учреждения, предприятия, выраженный при помощи
условного цифрового обозначения.
Код формы документа — идентификатор
документа, являющийся условным цифровым обозначением.
Контроль исполнительской
дисциплины — процесс исполнения и контроля исполнения
заданий по документам, а также заданий процессов или
самостоятельных заданий.
Конфиденциальная информация —
документированная информация, доступ к которой ограничивается в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Копия документа — документ,
полностью воспроизводящий информацию подлинника и все его внешние
признаки или часть их, не имеющий юридической силы.
Корреспондент — учреждение или
лицо, с которым ведется переписка.
Маршрутизация заданий — способ
доставки заданий исполнителю. В системе DocsVision различается два
способа маршрутизации — On-line (размещение ярлыка карточки
задания в персональной папке пользователя) и Off-line (пересылка
задания по электронной почте). Допускается комбинация различных
способов маршрутизации заданий. Содержимое Off-line заданий может
быть зашифровано.
Машинописный документ — письменный
документ, при создании которого знаки письма наносятся техническими
средствами.
Наименование документа —
обозначение вида письменного документа.
Номенклатура дел —
систематизированный перечень наименований дел, заводимых в
организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в
установленном порядке.
Нормативный документ — документ,
устанавливающий правила, общие принципы или характеристики,
касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
Отметка об исполнении документа и
направлении его в дело — реквизит документа, содержащий
сведения о характере исполнения документа и месте его хранения в
архиве учреждения.
Отметка об исполнителе — реквизит
документа, содержащий сведения о непосредственном составителе
документа.
Отметка о контроле — реквизит
документа, свидетельствующий о постановке документа на
контроль.
Отметка о поступлении документа в
организацию — реквизит документа, содержащий сведения о
дате поступления документа в учреждение и его регистрационном
номере.
Отчет — документ, содержащий
сведения о подготовке, проведении и итогах выполнения планов,
заданий, командировок и других мероприятий, представляемый
вышестоящему учреждению или должностному лицу.
Официальный документ — документ,
созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и
удостоверенный в установленном порядке.
Оформление документа — проставление
необходимых реквизитов, установленных правилами
документирования.
Навигатор — основной инструмент,
предоставляющий пользователю интерфейс с клиентским приложением
системы автоматизации документооборота DocsVision. Навигатор
обеспечивает возможность создавать и модифицировать иерархию папок,
редактировать справочники, карточки документов и заданий,
фиксировать задания по обработке документов и получать доступ к
подсистеме маршрутизации.
Папка — объект иерархической
системы, обеспечивающий упорядоченное хранение карточек, ярлыков и
ссылок (URL).
Переписка — письменные сообщения
информационного характера, оформленные в соответствии с правилами
документирования, передаваемые по каналам почтовой связи и
электросвязи между организациями, учреждениями, предприятиями и
частными лицами (см. Письмо, Телеграмма, Телефонограмма, Телекс,
Электронное сообщение).
Письменный документ — текстовый
документ, информация которого зафиксирована каким-либо типом
письма.
Письмо — 1) почтовое отправление в
виде почтового конверта с письменным сообщением; 2) обобщенное
название различных по содержанию документов, передаваемых с помощью
средств почтовой связи.
ПО — программное обеспечение.
Подпись — реквизит документа,
представляющий собой собственноручную роспись полномочного
должностного лица.
Пояснительная записка — документ,
разъясняющий отдельные положения основного документа (плана,
отчета, проекта).
Правила — правовой акт, содержащий
свод обязательных для выполнения требований, норм, положений.
Правила документирования —
требования и нормы, устанавливающие порядок создания
документов.
Представление — один из возможных
вариантов табличного отображения информации, содержащейся в
карточках.
Приказ — правовой акт, издаваемый
руководителем организации (ее структурного подразделения),
действующим на основе единоличного принятия решений, в целях
разрешения основных и оперативных заданий в деятельности
организации.
Распоряжение — правовой акт,
издаваемый единолично руководителем главным образом коллегиального
органа в целях разрешения оперативных вопросов деятельности
организации.
Регистрационная карточка —
карточка, предназначенная для внесения сведений о документе в целях
его учета и поиска.
Регистрационный номер документа —
цифровое или буквенно-цифровое обозначение, присваиваемое документу
в целях его учета и поиска.
Регистрационный штамп — штамп,
проставляемый на документе при его поступлении в учреждение.
Регистрация документа — фиксация
факта создания или получения документа путем присвоения ему
регистрационного номера и записи сведений о документе в
регистрационные формы.
Режим открытия карточки — вариант
открытия карточки с полным или частичным доступом к полям,
зависящий от типа карточки и имеющихся у пользователя прав доступа
(например, только чтение, редактирование, а также открытие задания
в режиме исполнения или контроля).
Резолюция — реквизит документа,
содержащий указание руководителя о характере и сроках исполнения
документа.
Результирующий документ — документ,
являющийся результатом исполнения некого документа в системе. Этот
документ содержит последние изменения, внесенные в процессе
исполнения заданий по этому документу.
Реквизит документа — обязательный
информационный элемент оформления официального документа.
Решение — 1) правовой акт,
принимаемый некоторыми коллегиальными и совещательными органами в
целях решения наиболее важных вопросов их компетенции; 2)
совместный акт, издаваемый несколькими неоднородными органами
управления (коллегиальными и действующими на основе единоначалия,
государственными и общественными и др.).
Свойство — аналог стандартного
свойства документа Office (Microsoft Word или Microsoft Excel,
доступного для просмотра в меню Файл >
Параметры, вкладка Свойства).
Справка — 1) документ
информационно-справочного, аналитического или отчетного характера,
представляемый руководству, 2) документ, подтверждающий сведения
биографического или служебного характера.
Сложное свойство — свойство,
значение которого выбирается из соответствующего справочника.
Сложное свойство обладает набором полей, например, свойство типа
«Сотрудник» имеет поля «Имя», «Фамилия», «Отчество», «Номер
комнаты», «Телефон» и т. д.
Справочник — каталог карточек,
содержащих справочную или служебную информацию, которая
используется для заполнения полей других карточек и самого
справочника, администрирования или присвоения документам
регистрационных номеров.
Табель форм документов — перечень
форм документов, разрешенных к применению в организации.
Текст документа — информация,
зафиксированная каким-либо типом письма или какой-либо системой
звукозаписи, представляющая собой всю речевую информацию документа
или ее часть.
Текстовый документ — документ,
содержащий речевую информацию, зафиксированную каким-либо типом
письма или какой-либо системой звукозаписи.
Телеграмма — краткое текстовое
сообщение, передаваемое средствами телеграфной связи.
Телефонограмма — обобщенное
название различных по содержанию документов, передаваемых по
телефону и записываемых на специальных бланках.
Указ — правовой акт, издаваемый
Президентом Российской Федерации.
Указание — правовой акт, издаваемый
руководителем организации или его заместителями преимущественно по
вопросам информационно-методического характера, а также по
вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций
и других правовых актов данной или вышестоящей организации.
Факсограмма (факс) — получаемая на
бумажном носителе копия документа (письменного, графического,
изобразительного), переданного по каналам факсимильной связи.
Формирование дела — отнесение
документов к определенному делу и систематизация документов внутри
его.
Штрих-код — блок информации,
который печатается на первой странице бумажных документов,
регистрируемых с помощью карточек. При распознавании графического
файла, полученного в результате потокового сканирования и
содержащего изображение большого количества документов, штрих-код
указывает на начало нового документа и номер его карточки
регистрации.
Электронное сообщение — документ,
переданный по системе связи между автоматизированными базами
данных.
Ярлык (ярлык карточки) — объект
приложения, аналогичный ссылке на файл в Windows.
А. Ермолаева. Понятие правового акта как официального документа
доцент Поволжской академии государственной службы
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО АКТА КАК ОФИЦИАЛЬНОГО ДОКУМЕНТА
- Функции правового акта
- Признаки правового акта
- Классификация правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации
- Определение понятия «Нормативно-правовой акт»
Правовой акт представляет собой отражение определенной формы деятельности государства, его органов и должностных лиц. Он обладает государственно-властным характером и обязателен для тех, кому адресован.
Функции правового акта, как официального документа подразделяются на общие и специфические.
Информационная функция в документоведении определяется как общая для любого документа, в том числе и для правового акта, который создается для сохранения правовой информации, ибо необходимость зафиксировать информацию — причина появления любого вида документа.
Социальная функция: правовой акт является социально значимым объектом, поскольку любой документ порожден той или иной социальной потребностью. Посредством правовых актов регулируются общественные отношения, касающиеся конкретных социальных групп.
Коммуникативная функция: документ выступает в качестве средства связи между отдельными элементами общественной структуры. Одно из непременных условий, предъявляемых к тексту правового акта, — точность, ясность, доступность его изложения для всех слоев населения.
К числу специфических функций рассматриваемой категории документов относятся функция исторического источника и правовая функция.
Правовой акт выступает в качестве источника исторических сведений о развитии общества. В частности, правовые акты органов государственной власти Саратовской области подлежат обязательному хранению в Государственном архиве Саратовской области.
Особую значимость для правовых актов имеет правовая функция. И если данная функция может быть приобретена некоторыми видами документов впоследствии, то рассматриваемая категория документов наделена этой функцией изначально. Именно эти документы являются средством закрепления, изменения и отмены правовых норм и правоотношений в обществе. Они позволяют точно и определенно фиксировать содержание правовых норм, поскольку являются письменным источником права. Это обеспечивает надлежащую определенность права, является одним из условий последовательного проведения начал законности.
Классифицируя многочисленные правовые акты по их юридической природе, можно выделить значительную категорию актов нормативного характера. С формально-содержательной стороны они представляют правовое решение, которое содержит нормы права. Эти акты рассчитаны на длительное действие, принимаются уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и направлены на установление обязательных правил поведения, возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
Для нормативного правового акта характерны следующие признаки: нормативный правовой акт исходит от государства (только государственные органы и специально уполномоченные государством должностные лица вправе принимать данный документ. Все нормативные правовые акты носят государственный характер, то есть они общеобязательны, к их содержанию и действию предъявляются особые требования); существует особый порядок (процедура) принятия этого документа; документ оформляется по установленной форме; иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; содержание нормативного документа составляют правила поведения.
Общепринятым является деление нормативно-правовых актов на две группы: законы и подзаконные акты. Законы принимаются представительными (законотворческими) органами, подзаконные акты — всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти. В современной России судебные органы не имеют права принимать нормативные правовые акты. Они лишь вправе применять уже действующие нормы права.
Нормативный документ придает нормам официальный статус, юридическую силу. Он имеет четко установленную форму и реквизиты; отличается определенностью формулирования в тексте правовых норм (особенно четко должны быть сформулированы права и обязанности возможных участников правоотношений); готовится компетентными органами на основе специально установленной правотворческой процедуры. Неукоснительное соблюдение технологии подготовки и оформления этого документа — обязательное условие законности и эффективности подготавливаемых решений. Ему свойственна общеизвестность. Обычно нормативный документ публикуется непосредственно после его принятия, однако для наиболее важных установлены сроки их опубликования. Они публикуются в особых источниках и имеют определенный порядок вступления в силу.
Система нормативных актов России в современный период состоит из двух уровней — федерального и субъектов Федерации.
Если говорить о нормативных правовых актах органов государственной власти субъекта Федерации, то они издаются, как правило, с целью: нормативного регулирования различных сторон экономической и социальной жизни; реализации федеральных законов и иных правовых актов государственной власти; устранения противоречий и недостатков в деятельности организаций, учреждений и предприятий; содействия гражданам в реализации их прав и законных интересов; определения статуса государственных органов и общественных объединений.
Правовые акты органов государственной власти субъектов Федерации можно классифицировать по следующим признакам:
— в массиве документов органов государственной власти субъектов Федерации имеются правовые акты как нормативного, так и ненормативного (индивидуального) характера;
— правовые акты субъекта Федерации классифицируются по видам;
— правовые акты субъекта Федерации классифицируются по авторам (законодательный и исполнительный органы государственной власти субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта Федерации);
— правовые акты субъекта Федерации классифицируются по порядку принятия (коллегиальный, индивидуальный);
— отдельную классификационную группу составляют нормативные правовые акты, принимаемые законодательным органом и подписываемые главой органа исполнительной власти.
Нормативные акты необходимо отличать от ненормативных, индивидуальных, обращенных к персонально определенным лицам и коллективам. Например, высшее должностное лицо может издавать не только постановления нормативного характера, но и распоряжения, не являющиеся нормативными. Акты ненормативного характера адресуются, как правило, конкретному лицу, издаются на основе действующих норм права и не устанавливают новых норм.
В процессе своей деятельности государственные органы могут издавать правовые акты различного характера. Это могут быть нормативные акты, акты применения норм права и акты толкования (интерпретационные акты).
Природа интерпретационных актов (актов толкования и актов разъяснения) изучена еще недостаточно. Практика показывает, что их удельный вес в региональном правотворчестве слишком мал, а то и вовсе отсутствует.
Между тем факты свидетельствуют о том, что акты разъяснения необходимы, поскольку могут иметь место неясности в содержании законов и иных нормативных правовых актов, а также неправильная или противоречивая практика их применения.
Характеристика нормативных документов органов государственной власти была бы неполной без анализа существующих определений понятия «нормативный правовой акт». Однако в настоящее время нельзя указать конкретный федеральный закон или государственный стандарт, дающий определение этому понятию. Тем не менее в действующем законодательстве содержится разъяснение понятия «нормативный правовой акт». Сравнительный анализ свидетельствует о различиях в имеющихся формулировках. Более того, в процессе правотворческой деятельности вносятся изменения в первоначальные определения.
Например, Пленум Верховного суда РФ, давая определение правовым актам, первоначально установил, что «правовыми актами являются принятые органами власти, организациями, должностными лицами решения, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влекущие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, т.е. устанавливать правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, т.е. устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц».
В настоящее время внесены изменения и дополнения в приведенные определения, конкретизирующие, на наш взгляд, первоначальную редакцию: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом. Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц».
Не делая подробного сравнительного анализа двух приведенных определений, обратим внимание на существенное дополнение в действующей редакции: «…изданный в установленном порядке», которое подчеркивает особую процедуру подготовки, принятия и оформления этой категории документов.
Другой пример. В проекте Федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», принятого Государственной думой в первом чтении, приведены два варианта определения «нормативный правовой акт»:
— нормативный правовой акт — это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права — общеобязательных правил, рассчитанных на многократное применение;
— нормативный правовой акт — это официальный письменный документ, выражающий волеизъявление полномочного органа государственной власти по установлению, изменению или отмене норм права.
В Уставе города Москвы под правовым актом понимается юридический акт, принятый органом власти или должностным лицом в пределах своей компетенции. Нормативным правовым актом является правовой акт, устанавливающий нормы, правила общего характера.
Минюстом России рекомендуется использовать постановление Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. N 781 «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации», в котором приводятся определения нормативного правового акта и правовой нормы: «Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение».
Как уже отмечалось, приведенные определения имеют существенные различия. Кроме того, каждая научная дисциплина, изучающая документы, имеет свой понятийный аппарат, поэтому один и тот же объект может быть описан с помощью различных терминов.
Например, постановления, распоряжения, приказы юридическими дисциплинами обозначаются как правовые акты (нормативного и ненормативного характера). При этом проводится разграничение правовых актов и другой документации. С позиций документоведения постановление, распоряжение, приказ обозначаются как организационно-распорядительный документ.
Рассмотрим более подробно определение, закрепленное постановлением Государственной думы с точки зрения действующего государственного стандарта Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», поскольку именно в этом определении нормативный правовой акт трактуется как «официальный письменный документ», и в этом контексте определение оказывается на стыке юриспруденции и документоведения.
Указанный государственный стандарт устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела. Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации.
Говоря о терминологии, относящейся к понятию «нормативный правовой акт», которая представлена в новом стандарте, обратим особое внимание и на аспекты, которые отличают новый стандарт от ранее действовавшего.
«Нормативный правовой акт» — это прежде всего «документ».
В государственном стандарте воспроизводится определение, сформулированное в Федеральных законах «Об информации, информатизации и защите информации»9 и «Об участии в международном информационном обмене»10: «Документированная информация (документ) — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать».
Сравним это определение с определением, которое содержалось в ранее действовавшем ГОСТ 16487-83: «Документ — материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве».
Как справедливо отмечает В.Ф. Янковая, старое определение документа, в отдельной его части, было более точным: оно подчеркивало такую важную сущностную характеристику документа, как способ фиксации информации («созданный человеком способ»), что сразу отделяет документ от массы других объектов (живой и неживой природы), которые могут быть носителями и источниками информации, также «зафиксированной на материальном носителе», но не являющимися документами. Кроме того, в ранее действовавшем стандарте в определении понятия «документ» отражалась его роль как средства коммуникации и исторического источника.
Однако старое определение не содержало понятие, которое, в свою очередь, требует определения. Речь идет о понятии «реквизит», тем более что определения понятия «реквизит», как в старом стандарте, так и в новом, не безупречны. Сравним: ГОСТ Р 51141-98: «Реквизит документа — обязательный элемент оформления официального документа»; ГОСТ 16487— 83: «реквизит документа — элемент официального документа».
В определении ГОСТ 16487-83 оставалось неясным, какова природа реквизита. Что это, информационный элемент или, может быть, графический элемент оформления? В новом стандарте сделано уточнение: «обязательный элемент оформления», но тоже не сказано о том, что это прежде всего информационный элемент. Более того, введенное уточнение, что реквизит — это элемент оформления, не проясняет, а, скорее, затемняет сущность, поскольку неясно, что понимается под оформлением документа, особенно если вспомнить, что и текст документа формально относят к числу реквизитов, а уж текст никак нельзя назвать элементом оформления документа.
Понятие «документ», закрепленное в новом стандарте, имеет принципиальное отличие от ранее действующего ГОСТа введением словосочетания «…позволяющими ее идентифицировать», так как прежнее определение давало возможность применить понятие «документ» к любой информации, закрепленной на материальном объекте.
Обратим внимание, что ни ранее действовавший, ни новый стандарт при определении понятия «документ» не устанавливают перечень материальных объектов, на которых может быть зафиксирована информация, а также способы документирования. Видимо, это не случайно, и разработчики стандарта тем самым подчеркивают возможности современных технологий, в результате которых наряду с традиционными носителями информации и, соответственно, способами документирования на них в недалеком будущем могут быть применены новые материальные носители, которые потребуют и применение новых способов документирования.
В определении, характеризующем «нормативный правовой акт», указано, что это не просто «документ», а «письменный официальный документ». Подобного понятия в государственном стандарте нет. Однако есть понятие «письменный документ» и понятие «официальный документ».
Рассмотрим понятие «письменный документ». По определению ГОСТа — это текстовой документ, информация которого зафиксирована любым типом письма.
В свою очередь «текстовой документ» — это документ, содержащий речевую информацию, зафиксированную любым типом письма или любой системой звукозаписи. Таким образом, понятие «письменный документ» содержит только речевую информацию, исключая при этом такой материальный носитель информации, как магнитная пленка.
Следовательно, можно предположить, что при создании письменного документа в качестве носителей информации могут быть бумага, жесткий диск компьютера, дискета. Однако пока невозможно себе представить, чтобы нормативный правовой акт, например закон субъекта Федерации, был создан на жестком диске, перенесен на дискету и не имел бы бумажного аналога. И несмотря на имеющийся ГОСТ 6.10.4— 84 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения», следует признать, что наиболее важные документы, а к их числу, несомненно, относятся нормативные правовые акты, следует оформлять на бумажном носителе, на котором в реквизите «Подпись» будет стоять собственноручная, а не электронная подпись должностного лица.
Об использовании бумажного носителя для оформления наиболее важных документов свидетельствует и международный опыт, в том числе и опыт стран с высоким уровнем автоматизации документационного обеспечения управления. Кроме того, и исторический опыт показывает, что бумажный носитель является наиболее надежным с точки зрения обеспечения сохранности документов. Доказательством тому являются сохранившиеся на бумажном носителе документы, время создания которых исчисляется столетиями. А, как известно, нормативные документы федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации составляют государственную часть Архивного фонда Российской Федерации и имеют постоянный срок хранения.
Следовательно, чтобы определение понятия «нормативный правовой акт» как официального документа было более точным и имело однозначное толкование, в него, видимо, следует включить и вид материального носителя — бумажный носитель.
В определении «письменный документ» обращает на себя формулировка «…любым типом письма». Толкование типов письма мы получаем в следующих определениях: «рукописный документ» и «машинописный документ». Рукописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносятся от руки. Машинописный документ — письменный документ, при создании которого знаки письма наносятся техническими средствами.
Итак, очевидно, что нормативный правовой акт — это не столько письменный документ, сколько машинописный документ. Следующее определение «официальный документ» ГОСТ Р 51141-98 трактует как «документ, созданный юридическим или физическим лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке».
Под «оформлением документа» подразумевается проставление необходимых реквизитов, установленных правилами документирования.
В этой связи при определении «нормативный правовой акт», казалось бы, вполне логично дополнение, что он принимается (издается) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, подчеркивая тем самым, что нормативный правовой акт создается только юридическим лицом, причем являющимся правотворческим органом. Слова «принятие (издание) в определенной форме» подчеркивают более сложную процедуру создания нормативных правовых актов в отличие от остальных документов.
Однако неясно, почему прерогатива принятия (издания) нормативных документов дана только правотворческим органам, тем самым исключая Президента и высших должностных лиц республик, краев, областей из числа субъектов правотворчества.
В результате в Законе Иркутской области «О законах и иных областных нормативных правовых актах» появляется такая некорректная формулировка: «Нормотворческими органами области являются Законодательное собрание, губернатор области, администрация области и областные ведомства».
Это же замечание можно отнести к определению, данному в Законе Саратовской области «О правовых актах органов государственной власти Саратовской области»: «Нормативным правовым актом органов государственной власти Саратовской области признается официальный письменный документ установленной формы, принятый органом государственной власти Саратовской области по вопросам, относящимся к его компетенции, и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».
В рассматриваемом определении также остается непонятным, кто в данном случае устанавливает порядок оформления и удостоверения официального документа? Из определения можно сделать вывод, что не исключается и само юридическое лицо, создавшее документ. Это подтверждается и сложившейся практикой оформления нормативных документов в различных субъектах Федерации.
В связи с этим в качестве варианта возможна формулировка: «…оформленный в соответствии с установленными действующим законодательством правилами документирования», поскольку нормативную базу, регламентирующую подготовку и оформление документов, составляют правовые акты, полностью посвященные этим вопросам, а также отдельные положения нормативных актов, имекшщх более широкую сферу действия (например, по вопросам информатизации, законотворчества, работы органов власти и т.д.).
В законе Иркутской области при определении понятия «нормативный акт» указано, что нормативный акт рассчитан на многократное применение. Последнее обстоятельство, безусловно, относится к областным законам, но вызывает определенные сложности при отнесении к числу нормативных актов, например, постановлений, когда в них устанавливается, изменяется или отменяется правовая норма, но однократного действия.
Рассмотрим определение, данное в Законе Новгородской области: «Нормативный правовой акт — это официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой на территории области». Здесь, видимо, следует напомнить определение понятия «юридическая сила документа», которое занимает важное место в системе понятий в области создания официальных документов. Под юридической силой документа понимается свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленного порядка оформления.
Другими словами, документ способен вызывать определенные юридические последствия в случае, если он издан полномочным органом, содержащиеся в нем положения соответствуют законодательству, а оформление реквизитов — принятым нормам.
Из этого следует, что наличие в определении слов «обладающий обязательной юридической силой на территории области» является излишним, поскольку уже сказано, что нормативный правовой акт является официальным документом, принимаемым правотворческим органом в рамках его компетенции, что, в свою очередь, придает ему юридическую силу. Указание же на распространение действия излишне, поскольку речь идет о нормативных документах субъекта Федерации, которые имеют действие лишь в рамках конкретной территории.
Закон Волгоградской области не дает определение понятию «нормативный правовой акт». Но в статье 1 записано, что нормативные акты Волгоградской областной думы, принятые в пределах своей компетенции, обладают на территории Волгоградской области юридической силой и подлежат государственной защите наравне с федеральными законами. При этом отмечается, что нормативные акты администрации области, органов местного самоуправления, других субъектов нормотворчества на территории области являются подзаконными и не должны противоречить нормативным актам Волгоградской областной думы. Данная формулировка представляется некорректной, поскольку законодательный (представительный) орган помимо законов принимает и постановления, которые, в свою очередь, являются подзаконными актами.
Таким образом, сравнительный анализ определений понятия «нормативный правовой акт» позволяет сделать вывод, что выявленная в ряде случаев неоднозначность и неопределенность терминов приводит к необходимости их уточнения. Для более точного отражения природы этой категории документов следует опираться не только на юридическую терминологию, но и в равной степени использовать документоведческую. В частности, термин «документ» должен служить одним из существенных признаков обозначаемого предмета. Причем немаловажным представляется отражение способа (способов) документирования правовых документов, гарантирующих их юридическую силу и обеспечивающих длительную сохранность, поскольку все они в дальнейшем войдут в состав соответствующих архивных фондов, представляя собой историческую ценность.
В качестве варианта предлагается редакция обсуждаемого определения: «Нормативный правовой акт — это официальный документ, созданный на бумажном носителе с использованием технических средств, принятый (изданный) в определенной форме субъектами правотворчества в пределах их компетенции в соответствии с установленными действующим законодательством правилами документирования и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм».
Возврат к списку