Современное предпринимательство в
России выросло из кооперативного
движения 1985-1991 годов, которое быстро
развивалось в пределах СССР. 2 апреля
1991 года был принят Закон Союза
Социалистических республик «Об общих
началах предпринимательства граждан
в СССР», который определил общие принципы
предпринимательства СССР, регламентировал
права и ответственность субъектов
предпринимательской деятельности,
обеспечил государственную поддержку,
установил отношения предпринимателей
с органами государственной власти.
Закон был направлен на создание условий
для широкого проявления хозяйственной
инициативы и предприимчивости граждан
на основе реализации принципа равенства
всех форм собственности, свободы
распоряжения имуществом и выбора всех
форм собственности.
Если рассматривать историю малого
бизнеса с этого момента до настоящего
времени, то в его развитии можно выделить
ряд характерных этапов.
Для первого этапа (1985-1987 гг.) характерно:
зарождение и деятельность центров
научно-технического творчества, временных
творческих коллективов при общественных
организациях, бригадных подрядов. Для
него была характерна малочисленность
участников предпринимательства,
экспериментальный характер, формирование
социально-психологических основ
предпринимательской деятельности
на базе частной собственности.
На втором этапе (1987-1988 гг.) сфера
деятельности малого бизнеса расширяется,
количество людей, принимающих в нем
участие, увеличивается; предпринимательство
приобретает характер активного
многочисленного движения, в авангарде
которого четко выделяется молодое
поколение предпринимателей, что
определило своеобразный жизненный цикл
и полосу «нецивилизованного бизнеса»;
кооперативы и товарищества зачастую
создавались и ликвидировались в
течение месяца, часто и не приступая к
работе. Это были действительно малые
предприятия. Цель развития малого
бизнеса — насытить внутренний рынок
потребительскими товарами. Однако этого
не произошло. Основной причиной этого
является отсутствие достаточных
финансовых ресурсов и инфантильность
инфраструктуры.
Этап «кооперативного движения» послужил
механизмом в накоплении капиталов,
позволил обрести начальные знания,
навыки в организации работы малого
предприятия.
Третий этап (1989-1990 гг.) связан с принятием
законодательных актов, направленных
на активизацию малых предприятий. И это
в определенной мере удалось: существенно
расширились сферы деловой активности
людей, диверсифицировалась номенклатура
организационных форм предпринимательства,
произошло интенсивное освоение
арендных отношений. Началась подготовка
к проведению так называемой малой
приватизации. Именно в это время было
узаконено частное предпринимательство,
что обусловило настоящий бум в его
развитии, появилась возможность
легализировать теневые капиталы и
индивидуальную трудовую деятельность.
Малый бизнес привлекает в свою сферу
все большее количество работников
государственных предприятий, сдерживая
рост безработицы. Увеличение количества
предприятий малого бизнеса привело к
конкуренции между предприятиями и
предпринимателями, а это изменило
отношение последних к знаниям. Среди
них все более востребованными становятся
не только навыки, но и фундаментальные
основы рыночной экономики, маркетинга,
менеджмента и т.п.
Особую значимость в этот период имело
развитие арендных отношений, чему
способствовал переход 1 января 1989 года
всех государственных предприятий и
объединений на самофинансирование и
хозяйственный расчет. Аренда дала
возможность соединения средств
производства с непосредственным
производителем в одном лице — трудовом
коллективе. Это особенно важно для
России с присущим ей коллективистским
духом. Арендные отношения представляли
собой наиболее совершенную модель
хозяйственного расчета, стали
организационно-экономической основой
акционирования и приватизации. Их можно
рассматривать как российскую особенность
малого предпринимательства.
Приватизация превращала государственную
собственность в собственность частных
владельцев, способствовала ее
демонополизации. Она создавала
необходимую базу для реального
перехода к рыночным отношениям, повышения
эффективности российской экономики.
Для четвертого этапа (1991-1992 гг.) характерны
коммерциализация и появление среднего
и крупного бизнеса. Произошли коренные
изменения в отношении государства
к развитию предпринимательства. Были
приняты многие законы, открывающие
широкие возможности для масштабного
развития предпринимательства. В эти
годы наблюдается становление рыночной
инфраструктуры, повышение уровня
профессиональных знаний и деловых
решений, начало слияния и укрепления
коммерческих структур, торговли и
посреднических организаций, возникновение
олигархии, укрепление финансовых
институтов, банков и бирж. К сожалению,
государство не смогло обеспечить
поддержание конкурентной среды путем
создания льготных условий деятельности
субъектам малого и среднего бизнеса,
которые обнаружили приверженность к
«паразитизму», то есть к чисто
посреднической и торгово-закупочной
деятельности. Урок чрезмерной монополизации
не был учтен. Ставка была сделана на
процесс естественного отбора: кто
сможет выжить, тот останется. Это
выглядело молчаливым подталкиванием
к централизации и укреплению позиции
предпринимателя, что, с одной стороны,
привело к ухудшению психологического
климата на рынке за счет негативного
восприятия предпринимателей, занятых
«набиванием собственных карманов», а
с другой — значительно криминализировало
обстановку.
Пятый этап (1993-1994 гг.) стал полностью
широкомасштабной приватизацией и
развития всех видов предпринимательства,
появления множества видов собственников
и интенсивного участия малого бизнеса
в сфере услуг, торговли, общественного
питания, легкой промышленности,
производящей товары массового потребления
и длительного пользования. Впервые в
экономике возникают венчурные фирмы,
активно используется предпринимательство.
Возрастной ценз бизнеса стабилизируется.
Появляется четкое разграничение сфер
приложения внимания среди поколений:
франчайзинг; предпринимательские цепи;
минимонопописты — преимущественно более
опытное старшее поколение; «массовики
и хамелеоны» — молодое. Однако на этом
этапе еще не обеспечено стимулирование
производства товаров и услуг. В России
в силу конкретного исторического
развития формирование рыночных
отношений с конца 80-х — начала 90-х годов
приобрело необратимый характер.
На шестом этапе (1995-1998 гг.) практически
были исчерпаны возможности сверхприбыльной
торгово-посреднической деятельности,
поэтому многие малые предприятия
прекратили свое существование. В
экономике страны набирала силу тенденция
к концентрации и централизации капиталов,
появились случаи поглощения предприятий.
Современный этап развития мелкого
предпринимательства, безусловно, имеет
исторические корни. Однако они недостаточны
для фундаментальных теоретических
обобщений и выводов. Вместе с тем Россия
вписывается в универсальные тенденции
развития мелкого предпринимательства.
По основным критериям создание смешанной
экономики, предпринимательской среды
в ней и развитие малого бизнеса имеют
много схожего, начиная с фундаментальных
основ собственности до принципов
организации, функционирования и
управления в рыночной системе
хозяйствования. Именно поэтому, говоря
о развитии российского предпринимательства,
можно характеризовать его как
направленное и последовательное
воспроизводство среды существования,
немыслимое без малых и средних предприятий.
Малые размеры предприятий сами по себе
не означают автоматическую реализацию
присущих им преимуществ. Чтобы получить
те преимущества, необходимо более полно
включиться в систему разделения труда,
сориентироваться на локальные рынки
сбыта и источники сырья. Поэтому при
всем различии социально-экономических
систем сущностные черты, характеризующие
малый бизнес в России, остаются
идентичными: сугубая ориентация на
рынок и свободную торговлю, преимущественное
использование нецентрализованных
источников финансирования, высокая
организационно-функциональная гибкость
и мобильность, общая простота
организации и управления.
Евгения Кузнецова
Эксперт по предмету «Экономика»
преподавательский стаж — 8 лет
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Малое предпринимательство — это коммерческая деятельность, которая осуществляется в относительно небольшом масштабе. В его рамках действуют некрупные фирмы, формально не включенные в объединения.
Понятие малого бизнеса (предпринимательства)
Определение 2
Малый бизнес представляет собой систему экономически обособленных малых и средних компаний, которые ориентированы на рынок и формируют структуру и объем выпуска продукции под влиянием покупательского спроса. Такие компании административно не зависят от государственных и прочих учреждений.
В нашей стране развитие малого предпринимательства имеет недолгую историю. Оно существует в РФ с 1990 г. в форме обществ с ограниченной ответственностью, ставших приемниками ранее созданных кооперативов.
Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽
Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online
Развитие малого предпринимательства в стране в формах артелей и кооперативов началось еще в 1900 г., а к 1917 г. уже можно было насчитать примерно 50 тыс. действующих кооперативов. Они распространяли коллективную собственность на все стадии, начиная от закупки средств и предметов труда и заканчивая продажей выпущенной готовой продукцией. В это же время люди массово начали обучаться, посещая специальные предпринимательские курсы.
Этапы развития предпринимательства в России
Малое российское предпринимательство с 1990 гг. проходит 4 основных этапа своего развития. Первый из них начинается в конце 1980-х годов, когда с помощью огромных льгот всех видов (включая средства государственного бюджета) произошло быстрое накопление капиталов.
На первой стадии налаживается организация выпуска дефицитной продукции и услуг широкого потребления, развивается розничная торговля, общественное питание и др. Этот этап развития показал, что отрицательным моментом развития малого предпринимательства можно считать отсутствие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
«Развитие малого предпринимательства в России» 👇
Замечание 1
Для первого этапа была характерна активная агитация, которая позволяла людям интегрироваться в объединения по интересам. В результате произошло формирование отраслевых компаний, включая малый бизнес в сфере сельского хозяйства, наукоемких отраслей и торговли. В 1990 г. создается Российский союз совместного предпринимательства, а в 1991 г. Аграрный союз.
Для второго этапа характерен экстенсивный тип экономического развития, поскольку в 1991-1992 гг. развитие малого предпринимательства сопровождалось либерализацией цен. Новый виток был обусловлен массовой приватизацией имущества государства, в том числе малых государственных предприятий. Также развитию способствовала отмена монополии на внешнюю торговлю.
После 1993 г. определенный подъем развития происходит в частном секторе экономики. В первый раз формируется правовая основа предпринимательства и принимаются законодательные акты, с помощью которых регулируется работа малых предприятий.
В мае 1995 г. Государственная Дума приняла федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», который был сконцентрирован на реализации права граждан на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности, установленного Конституцией Российской Федерации.
В этот же период окончательно определились организационно-правовые нормы, критерии малых компаний, включая аспекты поддержки малого бизнеса со стороны государства. В 1996 г. уже насчитывалось 1040 тысяч малых предприятий.
В 1996-1997 гг. начинается 3 этап развития малого предпринимательства (продлился до 2003 года). В 1998 г. появляется новое законодательство, которое ужесточило требования в области формирования, действия и развития фирм малого бизнеса.
С того времени при регистрации нужно было пройти множество обязательных процедур и зарегистрироваться в фондах. По этой причине началось сокращение количества представителей малого бизнеса, что было связано с резким уменьшением доходности от самостоятельной предпринимательской деятельности.
В 1990-е гг произошло сокращение количества малых фирм до 840 тыс. По причине финансового кризиса практически 50 % предприятий уходит с легального рынка и переходит в теневой сектор.
В 2002-2003 гг. можно было наблюдать увеличение доли малых фирм в ВВП страны на 1,8 % (с 9,6 % до 10,4 %), что привело к увеличению занятости населения. С 2003 г. отечественный малый бизнес начинает новый виток развития. Четвертый этап продолжается и до настоящего времени.
Затруднения в развитии малого предпринимательства
Для нашей страны характерен ряд затруднений для развития малого предпринимательства:
- Ограниченность сфер действия малого бизнеса по причине минимальных размеров собственного капитала;
- Наличие жесткой конкуренции;
- Высокий риск (особенно в новой области деятельности);
- Степень социальной защиты сотрудников малого бизнеса оказалась ниже, чем персонала крупных предприятий.
Сегодня эксперты выделяют несколько причин, по которым затормаживается тормозят развитие малого предпринимательства в нашем государстве. Это связано, в первую очередь, со сложной финансово-экономической обстановкой и слабой степенью правовой защищенности предпринимателей.
Сами предприниматели зачатую не обладают достаточным уровнем правовых и экономических знаний, а население испытывает к ним негативное отношение. Со стороны государства также не всегда осуществляется должна поддержка, а по причине кризисной обстановки в стране снижается покупательная способность населения на массовую продукцию.
Замечание 2
Состояние и развитие малого предпринимательства в РФ в течение рассмотренных 4 этапов отражает тот факт, что в нашем государстве после нескольких лет реформирования малое предпринимательство становится самостоятельным и важнейшим сектором национальной экономики.
Сегодня государство всеми способами пытается упростить процесс создания и регистрации малых фирм, уменьшает число бюрократических процедур. Если учесть сложный путь развития малого бизнеса, то политика государства современности направлена на то, чтобы происходило расширение, поддержка и развитие малого предпринимательства.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Современные реалии развития любого государства чрезвычайно ярко говорят о роли предпринимательства в достижении экономического роста и благосостояния общества. Предпринимательство как отдельный пласт экономики представляет сбой мощный инструмент прогресса, очень точно и чутко реагирующий на любые изменения внешних факторов будь то реальные доходы населения, научные открытия, колебания финансовых рынком, и даже успех внешнеэкономических отношений страны. Все возможные источники информации без устали говорят нам, что малый бизнес не заменим, его сегодняшний собственный успех определяет в некоторой доле завтрашнее благо государства; его значимость не оспорима и всеми признана.
Государство чрезвычайно серьезно воспринимает предпринимательство, выделяя его отдельным особым субъектом экономических отношений и возлагая на него значительную долю ответственности за развитие экономики. Сегодня именно малый бизнес обеспечивает более четверти рабочих мест страны, формирует одну четвертую внутреннего валового продукта, а в отдельных субъектах Российской Федерации создает более трети валового регионального продукта, обеспечивает весомую долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней бюджетной системы страны, способствует росту конкуренции, созданию инновационных технологий, наполнению потребительского рынка широким ассортиментом товаров, работ, услуг. Эти неоспоримо положительные тенденции ставят вопрос развития предпринимательства в разряд первоочередных государственных задач.
Однако, несмотря на столь значительное место в экономике, малый и средний бизнес в Российской Федерации, в силу его «молодости» и нестабильности экономических процессов, требует поддержки государства.
История становления в России современного малого и среднего предпринимательства очень непростая. Начиная со второй половины 80-х годов двадцатого века и по настоящее время, оно продолжает свое развитие. Пройдя сложные времена распада государства, галопирующей инфляции, давления организованной преступности на фоне неспособности государства защитить не только национальную экономику, но и население, крайней нестабильности законодательства, сегодня малый и средний бизнес состоялся и является важнейшим способом ведения предпринимательской деятельности [5].
Рассматривая понятие «предпринимательство» с точки зрения российской действительности следует помнить об особенностях его становления. В Европе и Соединенных Штатах Америки, где традиционно наблюдается передовое развитие бизнеса, предпринимательство является результатом эволюции экономической инициативы широких слоев населения. И только со временем государство, осознав важность данного явления, стало искать пути его стимуляции и поддержки [3].
В России же в силу исторических особенностей развитие предпринимательства идет сверху вниз, когда государство после долгих лет жесткого подавления любых проявлений предпринимательских качеств у населения, дало свое разрешение на данный вид деятельности. И сегодня мы видим ситуацию, когда власть, осознавая неспособность экономики развиваться нужными темпами без участия МСП, активно призывает граждан к предпринимательству. Однако эти же граждане, по причине отсутствия должной нормативно-правовой базы, финансовой стабильности и поддержки, не торопятся пополнять ряды бизнесменов.
Зарождение и стихийное развитие российского предпринимательства началось в период с 1987 по 1991 годы. Именно в этот период были приняты первые ключевые для того времени законы: «О госпредприятии (объединении)», а также «Об индивидуальной трудовой деятельности», которые снимали запрет на частный бизнес и вводили некую организацию деятельности. На этом этапе происходило формирование законодательной базы, кредитно-финансовой системы, рост числа лиц, занимающихся индивидуальной деятельностью, расширение практики кооперации, накопление частного капитала, приватизация [1].
На этом этапе происходит развитие таких прогрессивных форм экономических отношений как аренда и кооперация, которые особенно широко стали применяться в сфере бытового обслуживания. Отрабатываемые в экономике принципы самоокупаемости, возвратности, нацеленности на результат дали начало развитию предпринимательских качеств у населения.
Категория «малое предприятие» в отечественной истории появилась лишь в 1990 году с принятием Закона СССР «О предприятиях в СССР». Кроме того, в 1991 году было принято постановление Правительства № 44Б «Критерии отнесения предприятий к малым». В этом документе были определены правила и принципы предпринимательской деятельности, а также установлен критерий отнесения к числу малых – среднее число ежегодно занятых на предприятии (не более 100 человек).
Важно понять, что именно на стартовом этапе сформировалась одна из основных черт отечественного частного бизнеса – началось бурное развитие предпринимательства в сфере торговли и услуг, в то время как государство ставило целью направить бизнес именно в сферу промышленности.
Причиной такого дисбаланса можно назвать абсолютное отсутствие, как со стороны государства, так и со стороны негосударственных и международных институтов, поддержки развития малого бизнеса и недоступность источников финансирования для последнего. В итоге уже со второго полугодия 1991 года темпы роста числа малых форм хозяйствования и новых «индивидуалистов» резко понизились, а в 1993 году приблизились к нулю.
Именно в это время государство начало осознавать свою экономическую заинтересованность в развитии бизнеса и предпринимает первые меры стимулирования и поддержки малого предпринимательства путем предоставления налоговых льгот.
Первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, а также рекомендации для разработки региональных программ были утверждены Правительством Российской Федерации в 1994 году. Ответственным за исполнение программы, государственную политику и поддержку в сфере малого бизнеса было определено Министерство экономики, которое уже в реформированном виде выполняет эти функции и по сей день.
Начиная с 1993 года, отмечается период быстрого роста числа предпринимательских организаций. Так к началу 1994 года количество субъектов СМП составляло порядка 900 тыс., а число занятых – 8500 тыс. человек [4]. Именно в это время проводится работа по четкой регламентации деятельности малых предприятий, по некоторым направлениям нормативно-правовая база корректировалась и совершенствовалась, а по некоторым создавалась впервые.
Период с 1994 по 1995 годы знаменуется фактическим созданием системы организаций и учреждений поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном и региональном уровнях власти.
Была сформирована единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществлялась финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Были образованы и действовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство [2].
Однако уже 1996 году прирост форм малого бизнеса сократился и составлял в среднем 5,8% в год. Государство стало направлять все свое внимание на топливно-энергетический комплекс, экспорт сырья, т.е. отрасли экономики не типичные для предпринимательства.
Еще большим стопором развития отечественного бизнеса стал финансовый кризис августа 1998 года. Более половины предпринимателей прекратили свою деятельность. Однако кризис ударил не только по мелкому частному бизнесу, но и по крупным игрокам, что дало возможность первым войти на новые рынки и занять новые ниши.
В посткризисный период государство начинает воспринимать малое предпринимательство как гарант социальной стабильности в обществе в силу его малой зависимости от ситуаций на внутренних и мировых рынках. Именно в это время были приняты, бесспорно, прогрессивные для страны законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лизинге», «О лицензировании отдельных видов деятельности».
С 2002 по 2008 год в стране отмечался стабильный рост и развитие предпринимательства. Государство начинает осознавать необходимость перехода к партнерским взаимоотношениям между властью и предпринимательством и начинает активную работу по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, в том числе путем привлечения предпринимательства в формировании и реализации государственной политики.
Однако глобальный финансово-экономический кризис 2007-2008 годов, начавший свое шествие по мировым экономикам с кризиса в финансовом секторе США, повлиял и на кредитную систему РФ, что в свою очередь сделало заемные средства для отечественного бизнеса совершенно не доступными. Начавшийся к этому времени рост объемов производства и доходов малого и среднего предпринимательства резко сократился. Однако, учитывая накопленный правительством и бизнесом опыт, данный кризис уже не вызвал в России шока 1998 года. В течение более чем года кредитно-финансовая система компенсировала последствия всех негативных явлений и начала свое восстановление, государством был разработан и успешно реализован ряд антикризисных мер: снижение налогового бремени, меры налогово-бюджетного стимулирования, субсидирование процентных ставок по кредитам бизнеса, а также стимулирование лизинга.
На современном этапе развития предпринимательства следует отметить качественный рост бизнеса, он становится более ответственным – уходят в прошлое массовое присутствие в экономике фирм-«однодневок», созданных для прикрытия сомнительных финансовых операций, сокращается объем денежных средств, выводимых бизнесом в иностранные государства. Правительство также повышает качество всей политики в сфере малого и среднего предпринимательства: совершенствуется система финансовой поддержки, ее меры становятся более эффективными, сокращается дистанция между бизнесом и государством, усиливается инфраструктура поддержки, совершенствуется законодательство, упрощаются процедуры.
Становление и развитие малого бизнеса в России
Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.
Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.
Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.
Отрасли экономики | Количество предприятий на 1 января 2013 г. |
Средняя численность работников, чел. |
Оборот малых предприятий, млн. руб. | Инвестиции в основной капитал, млн. руб. |
Всего по России | 238 097 | 6 839 962 | 15 116 297 | 364 478 |
Промышленность | 35 416 | 1 189 671 | 1 614 148 | 65 109 |
Сельское хозяйство | 11 856 | 423 157 | 272 082 | 67 512 |
Торговля и общественное питание | 68 615 | 1 584 666 | 8 838 409 | 35 549 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 49 134 | 1 453 577 | 1 367 109 | 77 792 |
Строительство | 31 169 | 974 752 | 1 768 408 | 80 217 |
Транспорт и связь | 14 060 | 410 195 | 527 401 | 15 252 |
В основной массе малых предприятий по данным на начало 2013 г. самую внушительную долю составили предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием – 28,8%. Следом за ними идут предприятия по работе с недвижимым имуществом, предоставление услуг аренды – 20,6%. Промышленность обосновалась на третьем месте с процентом 14,9. Очевидно, что для этих отраслей характерна максимальная сосредоточенность численности работников. Говоря об объёмах оборотных средств, можно отметить, что малые предприятия лидируют в отрасли торговли и общественного питания, строительстве и промышленности. Инвестиции в основной капитал имеют самое большое значение и объём в строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде, предоставлении услуг и сельском хозяйстве.Из таблицы становится совершенно ясно, что порядка 70% всех малых предприятий работают в базовых отраслях экономики. Сюда включены промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.
Повысить уровень эффективности общественного производства поможет стремление к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе. Однако, чтобы это осуществить, необходимо создать приемлемые условия. Стремления малого бизнеса в сферы экономики. Которые его обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность вполне адекватны и приемлемы. По мере того, как сферы заполняются, малый бизнес направляется в другие сферы, которые становятся на тот момент для него более привлекательными. Этот процесс логичный и закономерный.
Вырисовывается следующая картина по распределению малых предприятий по отдельным федеральным округам: Самая большая доля в 66% приходится на три федеральные округа: Центральный – 32%, Северо-Западный – 14%, Приволжский – 20%. Важно сказать и о том, что внутри федеральных округов также наблюдается неравномерность распределения.
Из общего числа малых предприятий Центрального федерального округа более 40% сосредоточено в Москве, а из общего числа малых предприятий Северо-Западного федерального округа более 56% приходится на Санкт-Петербург.
Согласно проведённым исследованиям, такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны обуславливается разными причинами, которые в большинстве своём зависят от:
- Уровня индустриального развития региона.
- Отношения между региональными властями и представителями малого бизнеса.
- Условий, которые сложились в регионе для развития малого предпринимательства.
- Численности населения в различных экономических районах страны.
- Уровня развития инфраструктуры, которая необходима для нормального функционирования малого бизнеса.
Развитие малого предпринимательства в России
Малый бизнес в России развивался в достаточно сложных экономических, политических и социальных условиях. Что не могло не сказаться на его специфических особенностях. Именно в период становления малого предпринимательства в стране проходили сложнейшие инфляционные процессы, экономический кризис, а также проводилась жёсткая кредитно-финансовая политика. Логично, что такие условия не могли благоприятно влиять на развитие всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого бизнеса.
Но в этот непростой период было не только негативное влияние, положительное влияние на развитие малого предпринимательства также оказывалось. В целом факторы, способствующие развитию малого бизнеса в РФ можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние факторы:
- Законодательная база.
- Налоговая система.
- Система кредитования.
- Система поддержки и развития малого бизнеса.
- Информационная система вместе с иными элементами рыночной инфраструктуры.
Внутренние факторы:
- Организационно-правовая форма предприятий.
- Менеджмент предприятий с организационной структурой.
- Высокий экономический потенциал.
- Мотивирование работников системы.
Самым главным внутренним фактором, который поистине эффективно влияет на деятельность малых предприятий – менеджмент, который состоит в том числе и из правильного построения малого предприятия и управления всего его подразделениями.
Малые предприятия прекращают своё существование в основном из-за неэффективного менеджмента.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что в период с 1990-2013 гг. в России были бы созданы нормальные условия для развития малого предпринимательства и была бы обеспечена правильная поддержка со стороны государства, то на сегодняшний день уровень экономического развития страны был бы значительно выше.
К сожалению, на данный момент Россия внушительно проигрывает странам с развитой экономикой.
Малому бизнесу в Росси не отводится большая роль, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, на долю занятых в малом предпринимательстве приходится в 5-7 раз, по количеству малых предприятий на 1000 жителей приходится в 6-12 раз меньше предприятий.
Это даёт повод задуматься над тем, что на данный момент в огромной стране большой неиспользованный потенциал для развития малого предпринимательства. Более того, предстоит повысить его роль в экономике страны.
Для последних двадцати лет характерно стихийное развитие малого бизнеса, и, как правило, полное отсутствие поддержки со стороны государственного и регионального управления. В силу этого можно рассуждать о негативных и позитивных явлениях в его развитии.
Позитивные факторы развития малого бизнеса в РФ:
- Увеличение роли и значимости бизнеса с каждым годом.
- Расширение площадей развития малого предпринимательства и проникновение во все сферы общественного производства.
- Развитие не только количественных характеристик малого бизнеса, но и качественных.
Говоря о специфических особенностях развития малого предпринимательства в России, следует упомянуть следующие факторы:
- Хаотичное развитие малого бизнеса, которое происходило без государственного вмешательства и регулирования.
- Возросшая роль малого бизнеса в отношении решения вопросов, касающихся экономических и социальных проблем. Хотя до максимально возможного уровня очень далеко.
- Теневой бизнес имеет большую долю от всего малого бизнеса.
- Существует множество ниш, которые ещё не заполнили представители малого бизнеса.
- Малый бизнес серьёзно проник в торговлю, общественное питание и другие привлекательные сферы общественной деятельности, где по прошествии некоторого времени были созданы условия для получения большой прибыли. Для малого бизнеса также характерно проникновение во все сферы деятельности, даже в те, где рентабельность намного ниже, чем в уже освоенных.
- Малые предприятия находятся в разобщённом состоянии. Они редко поддерживают технологические или хозяйственные связи.
- Малый бизнес находится на этапе, когда состоится кооперирование со средним бизнесом и крупными предприятиями.
- Для российского малого бизнеса не характерна интеграция в мировую экономику. Это относится в том числе и к экспорту производимой продукции, а также международной специализации и кооперированию.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что малый бизнес в России – это слабо развитый пласт хозяйства страны, который имеет все возможности принести огромную прибыль, но для этого необходимо создать адекватные условия.