Есть ли в россии частные космические компании

Вопреки представлениям общества, частные космические программы и корпорации существуют не только в США. Пресловутого Илона нашего Маска пытаются догнать множество компаний, среди которых есть и российские.

Некоторые из них уже запускают собственные аппараты. И пусть заявляют о себе они не так громко, но уже сейчас приносят пользу, осваивая космические просторы.

Некоторые владеют собственными космодромами, другие разрабатывают многоразовые ракетоносители, третьи успели завершить свой славный путь. Так что гордиться и «гордиться» есть чем.

Не Маском единым и NASA, так сказать. Смотрите сами.

«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации

Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.

Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».

Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.

Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.

Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.

Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.

На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).

Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.

«Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель

Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал», — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.

Основным проектом компании с 2014 года стало семейство модульных сверхлегких ракетоносителей «Таймыр» для вывода на низкую околоземную орбиту грузов массой от 10 до 180 кг.

«Лин Индастриал» организовала вторые огневые испытания ракетного двигателя в российской частной космонавтике. Который, однако, спустя 4 секунды после начала работы взорвался.

Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний, пострадали люди. И компания чуть не оказалась банкротом.

Что не помешало ей представить в 2016 году проект одной из самых дешевых ракет для вывода грузов на орбиту — «Тейю», чей двигатель стал первым ракетным двигателем в Европе, распечатанным на 3D-принтере.

Им же принадлежит проект уникального лазерного средства выведения BEaM, использующего плазму и магнитные поля для вывода груза на орбиту, показанный общественности в 2018 году (с полной презентацией можно ознакомиться по ссылке).

Не удивительно, что столь плодотворный коллектив поглотил другой российский проект «Селеноход». Его команда участвовала в конкурсе Google Lunar X PRIZE между частными компаниями, которые должны были отправить на Луну собственный луноход.

Уже в «Лин Индастриал» эти люди инициировали проект российской лунной базы «Луна семь» (седьмой полет человека на Луну после программы «Апполон»), который можно реализовать с использованием уже существующих технологий.

Однако, несмотря на высокую степень готовности «Таймыра», проведение первых испытаний компонентов BEaM, и включение предложений из «Луны семь» в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг., большого успеха «Лин Индастриал» не сыскал.

Проект «Луна семь» перестал получать финансирование ещё в 2017 году. Первый коммерческий запуск ракеты «Таймыра» со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года и был перенесен на неопределенный срок.

На данный момент сотрудничество стартапа со «Сколково» и НКК приостановлено, проекты существуют только за счет личных средств разработчиков.

«НСТР Космические Системы»: доступные двигатели и орбитальные телескопы в онлайн

Счет «Лин индастриал» можно было бы пополнить результатами другой компании — ООО «НСТР Космические Системы» – стартап, основанный выходцем из первого коллектива вышеописанной компании.

Именно на счету их отделения «НСТР Ракетные Технологии» числится первый в российской частной космонавтике двигатель и первые же испытания, которые прошли ещё раньше, чем у «Лин Индастриал».

Успешные испытания привлекли внимание инвесторов. Тем не менее, последние сообщения от компании датируются 2019 годом, а домен неактивен.

Последние сообщения, доступные в сети, говорят о том, что команда разрабатывала (или продолжает это) сразу два проекта: AstroNYX и Errai. Первый представляет собой сеть автоматизированных телескопов с онлайн-доступом из любой точки Земли.

Второй решает задачи вывода этих телескопов, объединяя разработку жидкостных ракетных двигателей, метеоракет, а также сверхлегких ракет-носителей для запуска малых спутников.

«Даурия»: коммерчески успешная платформа наноспутников

Куда лучше шли дела другого производителя малых спутников — Dauria Aerospace, созданной бывшим владельцем «Техносилы» в 2011 году Михаилом Кокоричем.

До 2014 года компания имела несколько филиалов за рубежом, однако после сконцентрировала все работы — офис и производство, — в России. Кроме того, владельцам удалось привлечь «Сколково» и ряд зарубежных венчурных фондов.

Это позволило уже в 2015 году продать свои первые спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 для дистанционного зондирования Земли американской компании Aquila Space. Аппараты уже находились на орбите.

За ними последовал космический аппарат DX1 на основе малой спутниковой платформы DX, созданной специалистами компании. Выведенный в космос, он позволил провести отработку экспериментальных технологий, которые должны были лечь в основу широкой линейки спутников Dauria.

Один из них — проект Pyxis для создания сети телекоммуникационных спутников высокоэллиптических орбит, способных обеспечить связь даже в приполярных регионах Земли.

Ещё одна платформа, АТОМ, для создания геостационарных космических аппаратов рабочей массы до тонны. Высокая эффективность аппаратов позволяет выводить их с минимальными затратами, обеспечив высокую конкурентноспособность.

Однако с Dauria Aerospace связана самая серьезная экономическая катастрофа частной российской космонавтики: в 2017 году заказанные Роскосмосом спутники МКА-Н производства Dauria не вышли на связь после старта.

Многомиллионный иск и отказ госкорпорации от расследования ситуации фактически обанкротил компанию, которая в декабре 2018 года прекратила даже информационную деятельность.

Momentus Space: орбитальный буксир

С 2017 года Кокорич успешно занимается развитием сервиса доставки грузов на околоземную орбиту Momentus Space в США и больше не связан с российским космосом.

Его текущая идея — эдакое космическое такси: большая ракета выводит на орбиту множество маленьких аппаратов, а буксиры Momentus Space будут растаскивать их на необходимые орбиты.

Проект включает 3 типа буксиров: малый Vigoride, средний Vigoride Extended и тяжелый Ardoride. Благодаря полученным 25,5 миллионам валютных инвестиций, запуски запланированы в конце 2020.

S7 Space: частный плавучий космодром и ремонтная база из МКС

Наиболее «тяжелым» и продвинутым стоило бы назвать проект S7 Space авиакомпании S7, созданный как дочерняя организация в 2016 году.

На счету компании 2 основных направления — «Морской старт» и «Наземный старт», а так же ряд «бумажных» проектов — «Орбитальный космодром», производство средних ракетоносителей и собственный космический многоразовый аппарат.

Наиболее известен «Морской старт»: с него S7 Space началась в 2016 году. Плавучий космодром позволил бы компании использовать дешёвые, доступные ракетоносители «Союз», существенно увеличив их грузоподъемность за счет базирования возле экватора.

К сожалению, сделка по приобретению морской платформы для запуска ракетоносителей была завершена только в 2018 году.

После этого компанию подвергли санкциям, и доступ к платформе был получен только в 2019 году. На данный момент плавучий космодром без ряда ответственного оборудования американского производства базируется на Дальнем Востоке, разоряя владельца.

На данный момент «Морской старт» ожидает поставки более современных ракет «Ангара» из-за северного размещения.

В связи с этим отделение S7 параллельно ведет разработку собственных ракетоносителей на базе традиционных советских «Союзов». Для этого планируется выкупить соответствующие технологии и уже готовые компоненты у «Роскосмоса».

Это позволит наладить частной корпорации собственное масштабное производство сначала легких модификаций «Союза», снятых с производства в России, а затем выпустить доработанную версию с многоразовой нижней ступенью.

Разработка проекта «Орбитальный космодром» стартовала в 2018 году и была поддержана головным предприятием «Роскосмоса».

Проект предполагает превращение российского сегмента МКС в сборочный цех крупных космических объектов для ближнего и дальнего космоса.

Так же его планируется использовать в качестве центра технического обслуживания, ремонта и модернизации космических аппаратов непосредственно в космосе.

Третья роль проекта — перевалочная база для лунных программ.

«КосмоКурс»: доступный космический туризм

Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.

Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.

По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.

Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.

Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.

Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.

Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе

В июне 2020 года Олег Мансуров, ранее известный благодаря платформе для проведения хакатонов «Актум» объявил о запуске нового проекта Success Rockets по созданию сверхлегкой ракеты для вывода малых грузов на околоземную орбиту.

Тем же планировали заниматься большинство вышеупомянутых компаний, однако «Успешные ракеты» нашли ряд частных инвесторов.

Их ракета длиной 20 метров будет весить 13 тонн и сможет выводить на орбиту не менее 250 килограмм груза. Кроме того, проект обещает минимальную стоимость запуска в расчете на килограмм груза.

Первые запуски Success Rockets запланированы на 2024 год, хотя документы на момент освещения в СМИ ещё изучались рядом заказчиков.

Большую часть средств Мансуров планирует собрать с помощью краудфандинга, а разработку — на конкурсной основе сторонними компаниями.

Судьба российской частной космонавтики

Богата земля русская талантами, способными создавать продвинутые аэрокосмические проекты. К сожалению, многие из них ожидает традиционная судьба русских авиаконструкторов и Циолковского.

Описания программ обширны на бумаге и в СМИ. С результатами не так радужно. Фактически, коммерческого успеха добилась только Dauria Aerospace — только она смогла продать не только разработки, но и готовый проект, запущенный в космос.

Причин довольно много, однако основная — отсутствие заинтересованных заказчиков. До 2014 года российским проектам был доступен весь международный рынок. Сейчас, судя по всему, им приходится выбирать между госзаказом и рынком.

Государственная корпорация не обеспечивает доступ к существовавшим технологиям и разработкам, поэтому большая часть интересных коммерческих проектов тонет в рутинной подготовке производства.

Не удивительно, что среди всех вышеописанных компаний на плаву осталось совсем немного: американская реинкарнация Dauria Aerospace, Success Rockets Мансурова и КосмоКурс. Та же ситуация происходит и в США, где только проекты Илона Маска имеют общественный резонанс и определенный коммерческий успех.

Но на его стороне — финансирование правительства, доступ к разработкам NASA, колоссальная производственная база и достаточное число специалистов с высокой подготовкой.

У российских частных аэрокосмических компаний нет ничего, кроме желания и собственных денег. Так что многие из их разработок мы ещё увидим. Некоторые — когда Маск по собственному обыкновению выкупит чертежи и запустит производство у себя на родине.

А у нас что? Одни гитаристы программисты в стране, на заводах работать некому. Пока «Роскосмос» не решит делегировать часть работы в частные руки.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (34 голосов, общий рейтинг: 4.50 из 5)

🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegram.

undefined

iPhones.ru


Всё о гениях, их взлётах и падениях.

  • Звёзды,
  • наука,
  • Россия,
  • Это интересно

Николай Маслов avatar

Николай Маслов

@nicmaslov

Не инженер, радиофизик и музыкант. Рассказываю о технике простым языком.

Частная космонавтика в России: что могут предложить отечественные негосударственные космические компании?

3.9

В России тоже есть частные компании в космической отрасли. Они строят спутники, разрабатывают ракеты, а в планах – обитаемые базы на Луне и космический туризм. Пусть их совсем немного, но о них, их достижениях и проектах стоит рассказать.

«Спутникс» – первый частный спутник и малые космические аппараты

Космические аппараты бывают двух видов – большие и малые. И последние все чаще находят себе применение. Микроспутник «ТаблетСат-Аврора», спроектированный и построенный российской компанией «Спутникс», именно такой. Его вес – всего 26 кг. Срок активного существования – 2 года. Считается, что это первый спутник, разработанный и построенный частной российской компанией. 

«ТаблетСат-Аврора» запустили на орбиту 19 июня 2014 года. Ввиду малого размера и массы в космос он отправился не один, а в составе кластера из 33 мини-спутников на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Аппарат вывели на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км. Такая орбита позволяет космическому аппарату проходить над любой точкой поверхности приблизительно в одно и то же местное солнечное время. Это удобно для создания спутниковых снимков земной поверхности. Основное назначение «ТаблетСат-Аврора» – дистанционное зондирование Земли. Аппаратура спутника делает снимки с разрешением в 15 метров, имея ширину полосы захвата в надире 47 километров. 

ООО «Спутниковые инновационные космические системы» («Спутникс») – с 2012 года резидент космического кластера «Сколково». Фонд профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками. 

Спутник «ТаблетСат-Аврора»

Сегодня компания разрабатывает малые космические аппараты (микроспутники, наноспутники, спутники формата cubesat) и служебные системы для них, станции управления и приема спутниковой информации, наземную инфраструктуру для функциональных испытаний. Кроме того, компания выпускает оборудование для проектов в области дополнительного аэрокосмического образования школьников и студентов, а также подготовки специалистов космической отрасли.

«Лин Индастриал» – сверхлегкие космические ракеты и база на Луне

Если есть малые спутники, то почему бы не быть и малым ракетам? Еще один резидент космического кластера «Сколково» – компания «Лин Индастриал» – работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса. 

Основной проект компании – сверхлегкая ракета-носитель «Таймыр». Это даже не одна, а целое семейство модульных ракет, способных выводить на низкую околоземную орбиту грузы массой от 10 до 180 кг. Первый коммерческий запуск ракеты со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года. 

©spacelin.ru

Но, так же как и у разработчиков более тяжелых ракет, у «Лин Индастриал» бывали и аварии. Прошедшие в декабре позапрошлого года огневые испытания первого для компании жидкостного ракетного двигателя РДЛ-100С «Атар» сложно назвать успешными. Спустя 4 секунды после начала работы двигатель взорвался. Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний. 

Созданием ракет компания не ограничивалась. Мысли ее инженеров о спутнике нашей планеты – Луне, что неудивительно. В «Лин Индастриал» работают участники команды «Селеноход» – единственной российской команды, участвовавшей в конкурсе Google Lunar X PRIZE, главный приз в котором должна получить группа, создавшая и отправившая на Луну частный луноход. 

Инженеры «Лин Индастриал» разработали также проект российской лунной базы, который можно реализовать с использованием уже существующих технологий. Проект получил название «Луна семь», что подразумевает, что это будет седьмая высадка человека на Луну (после 6 полетов по программе «Аполлон»). Некоторые предложения из этого проекта были включены в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг. Презентация проекта по ссылке.  

К сожалению, совсем недавно проект перестал получать финансирование и сегодня стоит вопрос о закрытии проекта. 

Dauria Aerospace – первые деньги и геостационарный спутник

Еще один производитель малых спутников – компания Dauria Aerospace. Но, в отличие от других российских частных компаний, в этой отрасли Dauria уже получила свой первый существенный доход от космической деятельности. Два спутника компании – Perseus-M1 и Perseus-M2, – предназначенные для дистанционного зондирования Земли, продали в декабре 2015 года американской Aquila Space. Космические аппараты поменяли хозяина уже в тот момент, когда находились на орбите. 

Компания разрабатывает широкий спектр малых спутников, предназначенных для различных орбит и целей. Третьим спутником Dauria Aerospace, выведенным в космос, стал DX1 – первый космический аппарат на основе малой спутниковой платформы (до 50 кг) DX, созданной специалистами компании. Предназначение космического аппарата – отработка экспериментальных технологий. Сами же спутники на основе этой платформы могут использоваться для широкого круга задач: от дистанционного зондирования Земли до ретрансляции сигналов. 

Первый спутник серии DX / ©dauria.ru

Но если спутники DX предназначены для низкой околоземной орбиты, то проект Pyxis предусматривает создание сети телекоммуникационных спутников для высокоэллиптических орбит. Такие орбиты, с апогеем над Северным полушарием планеты высотой в десятки тысяч километров, позволяют обеспечить связь в приполярных регионах Земли. Четыре космических аппарата спутниковой группировки должны были по планам выйти в космос до 2020 года. Они должны были обеспечить спутниковый доступ в Интернет десяти тысячам пользователей: жителям приполярных российских регионов, ученым-полярникам, нефтяникам, экипажам судов Северного морского пути. 

Но, пожалуй, самый передовой проект Dauria Aerospace – разработка платформы АТОМ для создания геостационарных космических аппаратов. Как правило, спутники для геостационарной орбиты отличаются большими размерами и массой. Но масса космических аппаратов, созданных на платформе АТОМ, не превысит 1 тонны. Это позволит выводить их на орбиту с меньшими затратами. К тому же такие аппараты прекрасно подойдут для обслуживания малых и средних рынков в Азии, Африке и на Ближнем Востоке, где использование более тяжелых и дорогих спутников нерентабельно. Кроме того, выводить на орбиту такие спутники можно сразу по несколько штук или попутно с другим грузом. 

ATOM является передовой, низкобюджетной, высокотехнологичной малой платформой геостационарных космических аппаратов / ©dauria.ru

Другой особенностью платформы является использование только электрореактивных двигателей как для довыведения спутника на геостационарную орбиту с низкой опорной, на которую его доставит ракета, так и для его удержания в точке стояния на геостационаре. 

©dauria.ru

Первая пара таких спутников по планам должны были быть отправлены в космос к концу 2017 на индийской ракете-носителе GSLV Mk II.

К сожалению, сейчас у компании боьшие проблемы, подробности чего рассказывает в интревью основатель проект (на видео ниже). Сам он считает создание компании самой большой своей ошибкой:  Есть несколько больших космических стран в мире — с большим космическим бюджетом и амбициями. Это США, Европа, Китай, Япония, Россия. При этом вся индустрия государственная, не только с точки зрения денег, но и с точки зрения того, что все работы выполняют государственные компании. Нам действительно помогали. Dauria помогли и «Сколково», и «Роснано». Но сейчас я понимаю, как я был наивен. Это была моя самая большая ошибка в жизни [cоздать Dauria в России]. Компания такого рода может существовать только в двух ситуациях. Либо если есть сильная поддержка со стороны государства, которое дает заказы, встраивает в структуры, как это делается для Boeing, Airbus, Lockheed Martin и так далее, либо когда есть возможность работать на большой открытый мировой рынок, используя преимущества страны. И я, конечно, не подписывался на то, что мы после 2014 года будем отрезаны от мирового рынка.

«КосмоКурс» – экскурсия к «гагаринской» орбите

Отправлять туристов в космос планируют не только за океаном. Цель российской компании ООО «КосмоКурс» – создание многоразового суборбитального комплекса для отправки в космос туристов. Первый такой туристический полет должен состояться уже в 2025 году. Космический корабль, рассчитанный на шесть туристов и одного инструктора, запустят на высоту полета корабля «Восток-1», на котором когда-то полетел Юрий Гагарин, – от 180 до 220 км. Но, в отличие от первого космонавта Земли, на орбиту вокруг планеты корабль не выйдет, полет будет суборбитальным – какой когда-то совершил Алан Шепард, первый американский астронавт. 

Космический комплекс компании будет состоять из ракеты-носителя и суборбитального космического аппарата, разделяющихся на 141 секунде полета при достижении высоты 66,4 км. И корабль, и ракета, естественно, будут многоразовыми. Сам полет займет всего 15 минут, из которых 5 минут, в апогее траектории полета, пассажиры будут находиться в невесомости. Планируется совершать около 120 пусков в год, то есть отправлять в космос по 700 человек ежегодно. Это 2 запуска в неделю. 

Схема полёта / ©cosmocourse.com

Сейчас проект пока только на бумаге. Но разработанное «КосмоКурсом» тактико-техническое задание на выполнение аванпроекта (предварительного плана) уже прошло необходимую процедуру согласования в Роскосмосе. Общая стоимость реализации проекта составит 150–200 млн долларов. Билет на такую космическую экскурсию, как ожидается, будет стоить от 200 до 250 тыс. долларов.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Кризис российской космонавтики бесспорен: Россия вот-вот перестанет быть монополистом по доставке космонавтов к МКС (передаём привет Илону), западные заказчики всё реже закупают легендарные отечественные двигатели РД-180, а пуск новой ракеты «Ангара», ещё недавно вызывавшей гордость высших чинов, откладывается каждый год.

В мире ситуация несколько иная — государство постепенно отходит от космоса, доверяя его в частные руки. Вопреки расхожему мнению, и в России тоже есть частные компании в космической отрасли. Пусть их и совсем немного, но об их достижениях и проектах стоит рассказывать.

Мировой коммерческий космос  Morgan Stanley Research

Многоразовый туристический корабль и первый частный космодром

Компания «КосмоКурс», основанная российским инженером Павлом Пушкиным и миллиардером, не раскрывающим своё имя (по слухам — член совета директоров УГМК), разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, рассчитанный на космический туризм. Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Первый экспериментальный полёт запланирован на 2023 год, а полёт с пассажирами — на 2025-й.

В отличие от именитых американских частных компаний, «КосмоКурс» не собирается разрабатывать и производить детали ракеты самостоятельно, а работает как конструкторское бюро, объединяя около 30 российских аэрокосмических предприятий, способных произвести все необходимые элементы будущего корабля.

В 2016 году фирма впервые в отечественной истории прошла согласование тактико-технического задания с «Роскосмосом» и получила летом 2017 года лицензию на космическую деятельность.

Изначально в качестве стартовой площадки «КосмоКурс» рассматривал Байконур, но в начале 2018 года компания решила строить собственный космодром. В итоге «КосмоКурс» и власти Нижегородской области договорились построить частный космодром.

Несмотря на возможные трудности, а именно — компании всё ещё нужно получить одобрение проекта от «Роскосмоса» и найти около 2,5 млрд рублей на строительство у инвесторов, сам факт такого государственно-частного партнёрства и строительства первого частного космодрома в России — уже эпохальный. Работы планируется начать уже в 2020 году.

S7 Space: ракеты-носители

Из-за программы финансового оздоровления Центра имени Хруничева «Роскосмос» собирается закрыть производство ракеты «Протон» — самого доходного и конкурентоспособного на внешнем рынке гражданского продукта. Отказ от «Протона» объясняется экономией.

Центр имени Хруничева погряз в долгах, которые частично пытается погасить за счёт продажи московской территории предприятия. Также «Протон» закрывается, чтобы освободить дорогу ракете «Ангара» — экологически чистой ракете, более 20 лет находящейся на стадии разработки, на которую было потрачено более 120 млрд рублей.

Мировой коммерческий рынок запуска спутников оставался дешёвым во многом благодаря российским ракетам, но сейчас активно вытесняется разработкой SpaceX — Falcon 9, позволяющей проводить запуски ещё дешевле. Отказ от «Протона» для «Роскосмоса» — это белый флаг, означающий, что фактически Россия потеряет доступ к геостационарной орбите на три-четыре года, до момента полноценного введения в строй «Ангары».

Однако отказ от «Протона» открывает новые возможности для российских частных компаний. Так, недавно созданная S7 Space, уже имеющая в своём распоряжении плавучий космодром, намерена покорять рынок с возрождённым «Зенитом».

Также гендиректор компании Сергей Сопов указывает на то, что политическая ситуация сильно вредит фирме: уже около года не удаётся договориться о поставках двигателей и других российских компонентов (которые составляют около 80% от цены всей ракеты), а её окончательную сборку и вовсе пришлось перенести в США.

Хотя сейчас S7 сильно ограничена «Роскосмосом» из-за его нежелания продавать компоненты для российско-украинского «Зенита», надежда на проведение успешных переговоров частников с госкорпорацией (особенно на фоне плачевного состояния последней) ещё остается. Кроме того, компания рассматривает возможности создания новой конкурентоспособной ракеты «Союз-5SL» и готова инвестировать в неё свои средства.

В 2017 году S7 Space провела успешный запуск ракеты с «Байконура», но спутник, выведенный на орбиту, был признан неисправным. По текущим планам пуски должны возобновиться в декабре 2019 года, на 2020 год намечено уже три пуска, а на 2021 и 2022 годы — ещё по четыре запуска.

Разработка сверхлёгких ракет

Разработкой семейства сверхлёгких ракет-носителей занимается российская компания «Лин индастриал». Ракету «Таймыр» проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 кг, главным образом микро- и наноспутников (до 10 кг), которые чрезвычайно популярны в мире.

Общие затраты на проект оценивались в $8,5 млн. Фирме так и не удалось договориться с МАИ и другими организациями об использовании их стендов для испытания двигателей. Поэтому испытание первого в России ракетного двигателя, созданного частной фирмой, проводилось 14 декабря 2016 года в промышленной зоне Москвы на необорудованной для этих целей площадке. Испытание закончилось на четвёртой секунде разрушением двигателя.

Доработанный «Таймыр»

Первый пуск «Таймыра» должен был состояться в 2021 году, но из-за отсутствия стратегических инвесторов, а также неудачного испытания двигателя в 2016 году компания была вынуждена пересмотреть сроки. Также стало известно, что бывший директор фирмы собирается иммигрировать в США и создавать свой ракетный стартап уже там.

Спутники

Вплоть до 2017 года наиболее успешной частной космической компанией в России была Dauria Aerospace, производящая спутники для международных заказчиков на сумму более $300 млн. Однако из-за внешнеполитической и экономической ситуации ей пришлось закрыть заграничные представительства в 2015 году, а из-за ряда судебных разбирательств с «Роскосмосом» компании пришлось практически свернуть свою деятельность.

В России уже есть пример успешной коммерческой деятельности в космосе, с опорой на отечественный промышленный потенциал — «Газпром космические системы». Предприятие в 1992 году основали выходцы с РКК «Энергия».

Несмотря на то, что «Газпром космические системы» — скорее не частная, а коммерческая компания, она представляет собой хороший пример того, как производство спутников может быть не только не убыточным, но и прибыльным для компании. Подобные примеры частно-государственного партнёрства — это тот путь, который нужен для современного развития космоса.

Постоянно ухудшающееся положение «Роскосмоса» на мировом космическом рынке, а также бесконечные коррупционные скандалы, связанные с корпорацией, как нельзя лучше демонстрируют, что государство — крайне неэффективный собственник.

Космос давно превратился из государственной научной затеи в новый коммерческий рынок, на что указывают показатели — доля государственных инвестиций в мировых программах составляет всего 25% и неумолимо сокращается.

На сегодня мировой размер отрасли оценивается в $330 млрд, что больше, чем траты NASA на лунную программу «Аполлон» за десять лет. Главное, что осталось понять «Роскосмосу», — что космос перестал быть песочницей, а превратился в полноценный сектор экономики, а ждать того момента, когда частный сектор компенсирует все капитальные научные расходы, произведённые с 1950-х годов, осталось совсем немного.

Российские космические стартапы: перспективы на международном рынке

Частная космонавтика существует и в России, хотя и не в виде компаний уровня SpaceX Илона Маска. В стране уже не первый десяток лет работает ряд стартапов в этой сфере, некоторые — с участием «Роскосмоса», некоторые — исключительно как частные компании. Колумнист «Реального времени», экономист с многолетним банковским опытом Артур Сафиулин рассказывает о самых примечательных компаниях из этой сферы и об их перспективах: если в западных странах рынок частной космонавтики давно поделен, то в развивающихся странах, которые только планируют свои первые космические программы, они могут прийтись ко двору.

Сегодня хотелось поговорить о российской частной космонавтике. Да, такая существует, как бы ни парадоксально это звучало, учитывая степень национализации всего в экономике страны, где главная сила — государство и госкомпании, и бюджетные затраты во всех сферах являются локомотивами развития. Это выглядит печально, о результатах будут судить наши потомки, которые наверняка будут задаваться вопросом — как наши поколения позволили государству подмять частную экономику и лишить возможности предпринимательской свободной инициативе творить чудеса. Российская частная космическая сфера держится сугубо на энтузиастах, которых увлекает сам космос, а не возможность заработать состояние на этом. Давайте их разберем.

В целом эта индустрия не такая прибыльная — например, маржинальность создания спутников под заказчика составляет всего 5—7%. Разработка и инвестирование подразумевает длительные сроки. Привлечение инвестиций является основной проблемой компаний сектора. Проблемы с ясным планированием выхода из инвестиций тормозит инвесторов, такими проектами занимаются в основном так называемые бизнес-ангелы, люди, которые сделали себе состояние и хотят поиграть в Илона Маска.

Илону Маску дали доступ к двигателю разработки 1960-х годов, который он модернизировал в Merlin. Фото: NORAD and USNORTHCOM Public Affairs/wikipedia.org

Привлечение западных инвесторов в текущих условиях проблематично — страна под санкциями. Любая команда, получившая такое финансирование, сразу же перебирается за границу. Помимо этого есть трудности с приобретением за рубежом микросхем, адаптированных для работы в космосе, на это наложен санкционный запрет.

Как показывает международный опыт, частная космонавтика может развиться только при поддержке государства. Столь нелюбимые у нас США в начале 2000-х приняли целый ряд законов, которые облегчили доступ на рынок частным компаниям и дали возможность работать на госзаказ. Space X и другие компании появились именно благодаря этим мерам. Илону Маску дали доступ к двигателю разработки 1960-х годов, который он модернизировал в Merlin. Помимо этого, была обеспечена возможность использования космодромов и испытательных стендов, найма сотрудников НАСА.

Примеры российских компаний

«Лин Индастриал»

Этот проект ставил перед собой задачу разработать сверхлегкую ракету «Таймыр» для запуска малых космических аппаратов весом до 180 кг. В планах компании был целый ряд ракет и модулей. Компания провела огневые испытания жидкостного ракетного двигателя и протестировала систему управления в реальном полете. Основное финансирование было от частного инвестора, после ухода которого проект был поставлен на паузу, и компания сейчас пытается просто выжить, но не закрыта.

Этот проект ставил перед собой задачу разработать сверхлегкую ракету «Таймыр» для запуска малых космических аппаратов весом до 180 кг. Фото facebook.com/Lin.Industrial

«Азмерит»

Этот проект гораздо более успешен, отчасти из-за своей направленности — космическое приборостроение. «Азмерит» занимается разработкой линейки бюджетных звездных датчиков умеренной точности для нано- и микроспутников. Компания была создана в 2012 году инженерами-энтузиастами с небольшим вливанием капитала. Из-за отсутствия финансирования в должном объеме первый образец звездного датчика МЗД АЗДК-1 запустился только в 2020 году, пройдя натурные и наземные испытания, в то время как их прямой канадский конкурент сделал это за два года. Как и говорилось ранее, основная проблема частной космической отрасли — это финансирование. Идеи у наших инженеров есть, и неплохие, об этом говорят все. Датчик у «Азмерита» получился дешевле и с приличными точностными, массо-габаритными характеристиками.

«Азмерит» спасло участие государства в проекте — начиная с 2016 года компания активно сотрудничает с госхолдингом РКС («Российские космические системы», объединяющие предприятия точного приборостроения). Холдинг и фонд «Сколково» выступили инвесторами проекта. В 2017 году холдинг РКС приобрел 33,4% доли участия в ООО «Азмерит». Это был первый прецедент инвестирования «Роскосмоса» в частную космонавтику. Как отмечают в «Азмерите», стартапы могут конкурировать с большими агентствами только в области микроспутников, где они двигаются быстрее, и для «Роскосмоса» удобнее заказать так называемые «кубсаты» на стороне, протестировать в работе, изучить риски технологий перед запуском своей линейки. А вот разработка тяжелых ракет, пилотируемых кораблей — это уже затраты в сотни миллионов долларов, и такое частникам не по карману, если ты не миллиардер, как Маск.

«Азмерит» занимается разработкой линейки бюджетных звездных датчиков умеренной точности для нано- и микроспутников. Фото azmerit.ru

«Космокурс»

Летом 2020 года эту компанию допустили к конкурсу на создание ракеты среднего класса «Союз-7» («Амур») на метановом топливе. Конкурс выиграл более привычный исполнитель — РКЦ «Прогресс», но само участие уже очень показательно, на мой взгляд. Компания была создана в 2014 году в рамках фонда Сколково, для разработки ракетно-космической техники и предоставления услуг туристических суборбитальных полетов на многоразовой ракете. Для проведения пусков планировалось создание частного космодрома в Нижегородской области.

В апреле 2021 года вышла информация, что компания на грани закрытия и 50 инженеров-конструкторов либо потеряют работу, либо перейдут под крыло «Роскосмоса». Причинами послужили непреодолимые трудности с согласованием требований к проекту космодрома с местными властями и невозможность получения от Минобороны необходимой нормативной документации для проектирования суборбитальной туристической ракеты.

Success Rockets

Новейший частный проект по созданию сверхлегкой ракеты-носителя. Проект финансируется группой частных инвесторов в размере $50 млн. 20-метровая ракета-носитель весом 13 тонн сможет выводить на орбиту до 250 килограммов груза. Первые коммерческие пуски запланированы на 2024 год. Основной нишей будет доставка на орбиту небольших спутников для IT-компаний. В планах также строительство двух космопортов — «Европа» (Дагестан) и «Азия» на Дальнем Востоке.

Первые коммерческие пуски запланированы на 2024 год. Фото facebook.com/successrockets.ru

Поддержка государства и необходимость облегчения регулирования отрасли

Печальная судьба стартапов, особенно в сфере строительства средств выведения (ракет), объясняется барьерами с предполетными процедурами. Для примера, чтобы поставить изделие на борт «Роскосмоса» нужно иметь полностью российскую компонентную базу, действуют правила военной приемки, необходимо пройти сложившийся за 60 лет цикл наземных испытаний. В качестве эксперимента, на мой взгляд, надо дать возможность частным производителям самим решать, сколько испытаний необходимо перед взлетом ракеты.

Очень сложно решается вопрос с тем, откуда осуществлять тестовые запуски частных ракет. По закону запуск ракет в РФ возможен только с полигонов Министерства обороны, которые являются режимными объектами, куда просто так не пускают. Компания «Космокурс», столкнувшись с этой проблемой, хотела построить свой космодром, но нижегородские чиновники были в ступоре от просьбы компании согласовать строительство — никто не понимал, какими нормами регулируется такое строительство, ведь раньше такое никто не делал. Норм нет в природе.

Определенные подвижки в нормативном регулировании уже наблюдаются. В частности, облегчено получение лицензии для работы в космонавтике — стартапам на ранних стадиях развития ее получать не нужно.

Решающим документом может стать закон о предпринимательской деятельности в космосе, который был подготовлен в Совете Федерации и в марте 2021 года направлен в правительство. Если он будет принят, то само понятие космического бизнеса будет впервые закреплено в нашем законодательстве. Помимо самого основополагающего закона, необходимо присмотреться к другим нюансам — подзаконные акты, нормативно-техническая документация, условия сертификации. Необходимо обеспечить полный доступ к ним частных производителей, это как минимум.

«Роскосмос» может сконцентрироваться на глобальных проектах и программах, а маленькие части программ отдавать частникам. Фото aex.ru

В 2020 году НТИ (Национальная технологическая инициатива) и «Роскосмос» начали обсуждать дорожную карту «Частный космос». Задача — обеспечить новые законодательные рамки структуры космической промышленности. «Роскосмос» готов дать доступ к своим технологиям, используя опыт «Росатома».

И конечно же, ключевым остается вопрос финансирования частной космонавтики — без участия государства в виде допуска к госзаказу у нас не будет повторения success stories, как в США. На мой взгляд, стоит попробовать, хуже не станет точно. «Роскосмос» может сконцентрироваться на глобальных проектах и программах, а маленькие части программ отдавать частникам. Например, создание опытной ракеты обойдется частнику примерно в 3 млрд рублей, в три раза дешевле, чем изделие «Роскосмоса». В случае госзаказа, финансирование подтянется автоматически, частных денег в стране полно.

Прямое участие «Роскосмоса» в капитале частных компаний тоже неплохой вариант: помимо доли в уже упомянутом «Азмерите», имеется успешный опыт участия в компаниях «Технологии Геоскан» по малым спутникам, ОКБ «Пятое поколение» и НПП «Цфировые решения» по бортовой аппаратуре и электронике.

Перспективы на международном рынке

К сожалению, даже при поддержке государства российские стартапы не смогут претендовать на сколько-нибудь значимую долю рынка, так как он давно поделен между другими игроками. Спутниковые сервисы играют все большую роль в жизни, вокруг них складывается обширный рынок, который стимулировал бурное развитие космических технологий в последние 15 лет. Мы, честно признаться, несколько припозднились с выходом.

Международные продажи наших частных компаний можно пересчитать на пальцах — «Азмерит» продал 5 датчиков в Южную Корею, компания «Спутникс» (по производству спутников) заключила договоры с заказчиками в Тунисе, Казахстане, Мьянме. Из-за геополитических сложностей рынки Европы и Северной Америки для нас закрыты. Нашей нишей могут быть страны, которые не имеют опыта работы в космосе и хотели бы научиться. Основным конкурентным преимуществом является низкая цена продукции — за счет слабого рубля и низких зарплат.

Компания «Спутникс» (по производству спутников) заключила договоры с заказчиками в Тунисе, Казахстане, Мьянме. Фото instagram.com/sputnixru

Немного о цифрах мировой отрасли. Объем глобальной космической индустрии в 2020 году составил 385 млрд долларов. К 2040 году прогнозируется рост до 1,1 трлн долларов. Но из этого большого общего пирога на «реальную» космонавтику приходится не так много: 4 млрд долларов — производство аппаратов, 1,7 млрд долларов — рынок запусков, 3 млрд долларов — наземные приемные станции, 13 млрд долларов — услуги спутниковых провайдеров.

В мире сейчас порядка полутора сотен стартапов, которые занимаются разработкой ракет-носителей. Частная космонавтика покинула пределы Кремниевой долины и идет по всему миру. В Китае после открытия космического сектора для бизнеса в 2014 году возникло 80 таких компаний. Производство спутников остается наиболее востребованным и финансово емким бизнесом.

Помимо этого, частную космонавтику двигают вперед перспективы участия в глобальных межпланетных экспедициях, которыми занимаются крупные игроки. Например, если получится наладить индустриальную разработку ресурсов на Луне, то космическую индустрию охватит вторая «золотая лихорадка». Будем надеяться, что в рядах новых компаний-лидеров частной космонавтики мы увидим российские названия.

Артур Сафиулин


ПромышленностьЭкономика

Старт работы над проектом

Первая публичная презентация компании на форуме «Открытые инновации»

Успешно протестировали на стенде двигатель с тягой 600 кг

Провели первые лётные испытания

Зарегистрировали дочернюю компанию SR Rockets

Зарегистрировали дочернюю компанию SR Satellites

Приняли участие в International Astronautical Congress 2021 в сессиях и панельных дискуссиях, представили несколько проектов и выступили с научным докладом

Представили прототип спутника для мониторинга парниковых газов на конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 26) в Глазго

Провели первый тестовый запуск ракеты Nebo-25 с полигона Капустин Яр в Астраханской области. Так мы стали первой частной компанией в России, которая сумела осуществить более одного пуска за год

Представили макет орбитальной ракеты Stalker на Конгрессе молодых учёных в «Сириусе»

Вошли в топ-100 самых успешных стартапов года по рейтингу Inc. Russia, заняв 29 место

Представили линейку собственных жидкостных двигателей для орбитальной ракеты

Презентовали концепцию нашей ракеты лёгкого класса Stalker

Сменили название компании с Success Rockets на SR Space

Зарегистрировали дочернюю компанию SR Data

SR Data стала резидентом ИНТЦ «Сириус»

Презентовали прототип космического аппарата SR NET на выставке «Аэронет 2035»

Объем мирового космического рынка к 2027 году достигнет $32,4 млрд. В последние 15 лет все большую роль здесь играют частные игроки: доля госинвестиций составляет всего 25% и продолжает снижаться

О чем эта статья — кратко

  • Мировой рынок частной космонавтики устроен неравномерно. Есть явные лидеры — США — и те, где совсем нет космической программы либо существует госмонополия на все, что касается космоса. Россия пока что где-то посредине.
  • Среди отраслей космического бизнеса активнее всего развивается все, что связано со спутниками, а также — полетами в стратосферу (на высоту около 15-30 км). Такие услуги требуют гораздо меньших вложений, быстрее окупаются и широко востребованы на рынке b2b и b2c.
  • Ракетостроение, космические запуски и пилотируемые полеты — самые затратные области. Они требуют миллионных вложений и очень медленно окупаются. Только крупные корпорации с большими госинвестициями и грантами могут себе это позволить. За рубежом их около десятка, включая SpaceX, в России — всего одна частная компания занимается запусками ракет (S7 Space) и еще одна — их разработкой (Success Rockets).
  • Единственная в мире частная космическая миссия по колонизации другой планеты (Марса) запущена компанией SpaceX. В настоящее время проходят испытания кораблей, которые доставят первых волонтеров. Они полетят на Марс в ближайшее десятилетие.
  • Самым прибыльным и перспективным на сегодняшний день выглядит сектор космического туризма. Здесь есть программы орбитальных полетов (Virgin Galactic), а также — полетов на Луну (Blue Origin). Их обещают запустить в ближайшие пять лет. В перспективе 20 лет возможны туристические полеты и на другие ближайшие к нам планеты.

Космический бизнес в России. Как современные предприниматели ведут бизнес в космосе? Выпуск программы «В тренде»

Как устроен современный космический рынок

Лидером в области частной космонавтики сегодня являются США. Здесь частные компании инвестируют в отрасль, а также сами проводят космические запуски, создают ракеты и космолеты, разрабатывают орбитальные спутники и даже строят собственные космодромы. Начиная с 2006 года NASA привлекает частные компании к освоению космоса. Все началось с программы Commercial Resupply Services, в рамках которой частные компании должны были доставлять грузы, а затем и космонавтов на МКС. В их числе оказалась и SpaceX.

Как распределяются доли рынка в коммерческой космонавтике

Как распределяются доли рынка в коммерческой космонавтике

(Фото: Morgan Stanley Research)

Версия в большом разрешении.

SpaceX

Компания SpaceX Илона Маска основана в 2002 году. Она занимается разработкой ракет (включая двигатели) и космических спутников, а также грузовыми и пилотируемыми запусками. В 2006-м была запущена первая многоразовая (возвращаемая) ракета-носитель Falcon 1.

С 2011 года SpaceX участвует в пилотируемой программе Commercial Crew Program по доставке астронавтов на МКС. В 2015 году ее пилотируемый корабль Crew Dragon, выведенный на орбиту Falcon 9, успешно доставил на МКС астронавтов Дугласа Херли и Роберта Бенкена.

Фото:ТАСС

В 2016 году компания получила контракт с ВВС США для вывода на орбиту спутников для обеспечения госбезопасности. В 2018-м запустила космический телескоп TESS, который должен искать экзопланеты, пригодные для жизни.

В 2019-м Falcon 9 успешно вывела на орбиту 60 космических спутников в рамках проекта Starlink. Его цель — обеспечить высокоскоростной доступ в интернет в любой точке планеты.

Начиная с 2011 года, Илон Маск говорит о своих планах отправить на Марс колонизаторов, которые начнут заселять планету и проводить там исследования. Первый полет обещают в 2026 году. В мае 2021 прототип космического корабля Starship, который разработали для полетов на Луну и Марс, совершил первую успешную посадку на Землю после запуска.

Blue Origin

Главный конкурент SpaceX — Blue Origin, основанная в 2000 году главой Amazon Джеффом Безосом. Ее главной целью является космический туризм. С 2006 компания занимается разработкой и испытаниями космических кораблей — New Shepard, New Glenn и Blue Moon (для высадки на Луну). Для этого используют в том числе собственную стартовую площадку компании в Техасе.

Всего Blue Origin провела 15 успешных запусков своих ракет, последний из которых — в апреле 2021-го. В июле 2021 компания планирует совершить первый суборбитальный полет для космических туристов. Одно из шести мест на корабле разыграют на пятинедельном онлайн-аукционе.

С 2017 Blue Origin предоставляет услуги по выведению на орбиту спутников телевизионного провайдера Eutelsat и интернет-провайдера OneWeb.

В 2020-м компания, вместе со SpaceX и Dynetics, была отобрана NASA в качестве главного претендента на разработку космических аппаратов для высадки на Луну в 2024 году. Однако в апреле 2021-го стало известно, что контракт на сумму $2,89 млрд получила SpaceX. Blue Origin и Dynetics посчитали решение несправедливым и подали жалобу в Главное контрольное управление США (GAO). В итоге NASA приостановило работу над проектом до разбирательства в августе 2021 года.

Virgin Galactic

Третий крупный игрок космического бизнеса. Компания входит в Virgin Group Ричарда Брэнсона. Она изначально создавалась для туристических полетов — орбитальных и суборбитальных. Испытания для последних уже проходят: самолет-разгонщик WhiteKnightTwo поднимает космолет SpaceShipTwo на высоту 16 км, после чего тот отстыковывается и выходит на орбиту. Среди других выпущенных аппаратов — одноместный реактивный самолет Virgin Atlantic GlobalFlyer для кругосветного беспосадочного перелета без дозаправок и космолет SpaceShipThree.

Фото:Anthony Kwan / Bloomberg

В 2010 году Virgin Galactic открыла первый в мире частный космопорт «Америка» в штате Нью-Мексико. В начале 2021-го другая компания в составе корпорации — Virgin Orbit (осуществляет запуски малых спутников) — запустила первые десять микроспутников NASA с помощью модифицированного самолета Boeing 747 и двухступенчатой ракеты-носителя LauncherOne.

Первый орбитальный полет основателя компании намечен на конец 2021 года, а с туристами на борту — не раньше 2022-го. На орбиту их будет доставлять новый космолет серии Spaceship III, который называется VSS (Virgin SpaceShip) Imagine. Билеты будут стоить $200-250 тыс.

Astra Space

Компания основана в 2005 году. Она разрабатывает космические технологии для NASA и DARPA — Агентства перспективных исследовательских проектов в области обороны США, — обеспечивая космические старты с воздуха. Среди разработок — ракетные двигатели, ракеты-носители и самолет для их запуска.

Первый успешный запуск ракеты-носителя серии Rocket 3 состоялся в декабре 2020 года, следующий запланирован на лето 2021-го. Ее главная особенность — корпус из тонкого алюминия, который почти полностью сгорает в атмосфере, а оставшаяся часть растворяется в соленой воде. Сейчас Astra фокусируется на космических запусках и планирует увеличить их число.

Rocket Lab

Rocket Lab — еще одна американская компания, с подразделением в Новой Зеландии. Она основана в 2006 году и разрабатывает легкие ракеты-носители для доставки на орбиту спутников и небольших грузов, в том числе — по заказу Пентагона и NASA. По количеству запусков компания уступает только SpaceX: с 2017 года их было 19.

Запуски выполняются с собственных пусковых комплексов: LC-1 в Новой Зеландии и LC-2 в США, при помощи сверхлегкой ракеты-носителя Electron. Помимо ракет со спутниками Rocket Lab запустила межорбитальный буксир Photon для запуска микроспутников за пределы низкой орбиты. Сейчас компания разрабатывает ракету средней грузоподъемности Neutron с многоразовой ступенью, как у Falcon 9, но с гораздо большей грузоподъемностью. Ее будут использовать для доставки спутников и грузов от 1,5 т до 8 т, в том числе на Луну, Венеру и Марс, а в перспективе — и для пилотируемых полетов. Первый запуск запланирован на 2024 год.

Среди других заметных игроков — Relativity Space, Firefly Aerospace, Phantom Space, Orbex.

Разработки и запуски ракет — это сфера, требующая огромных инвестиций. На получение прибыли уходят десятилетия. Без господдержки и частных инвесторов такое могут себе позволить только миллиардеры — вроде Маска, Безоса и Брэнсона. Более перспективными выглядят космический туризм (как у Virgin Galactic) и высокоскоростной спутниковый интернет (такой, как Starlink), но и здесь нужны большие вложения на старте.

Фото:Unsplash

Как обстоят дела в России

В России сфера космических запусков и ракетостроения практически недоступна для частных компаний. Они не могут найти достаточное финансирование и обойти госкорпорации, в том числе — из-за бюрократических процедур. Одно из немногих исключений — S7 Space, которая с 2016 года предоставляет услуги космических запусков с морских платформ. Они расположены в разных точках Земли, включая Калифорнию.

Success Rockets — первая частная компания в России, которая занимается разработкой сверхлегких ракет и спутников при поддержке «Роскосмоса». Она уже получила $4,5 млн на первый этап разработки и планирует привлечь еще $50 млн. Первая ракета-носитель Stalker сможет выводить на орбиту груз от 250 кг на высоту от 500 км, а первый запуск намечен на 2024 год. Однако большую часть работ по изготовлению и сборке компания будет заказывать у внешних подрядчиков.

«Стратонавтика» — компания, которая осуществляет туристические и коммерческие полеты в стратосферу — на высоту 30 км — с использованием собственного стратостатного комплекса. Помимо самих полетов, она запускает метеорологические спутники и размещает рекламу. За десять лет работы «Стратонавтика» осуществила 150 запусков.

Фото:NASA

Попытки создать российскую Virgin Galactic не увенчались успехом. Основанная в 2014 компания «КосмоКурс» в апреле 2021-го объявила о ликвидации. Ее основатель Павел Пушкин собрал 50 ракетно-космических конструкторов и планировал к 2024 году запустить на низкую орбиту первых космических туристов, но так и не смог преодолеть бюрократические и финансовые трудности. В частности, «КосмоКурс» не смог получить от Минобороны необходимую техническую документацию, чтобы построить суборбитальную ракету. Работы по постройке собственного космодрома тоже пришлось приостановить.

Чуть лучше обстоят дела со спутниками.

«Лин Индастриал» — стартап, который разрабатывает сверхлегкие ракеты-носители «Таймыр» и «Алдан», а также легкую ракету «Адлер» для доставки наноспутников (весом менее полутонны). В числе первых инвесторов выступили сотрудники игровой студии Wargaming.

«Спутникс» — стартап, который с 2011 года разрабатывает спутники и системы для их обслуживания. За десять лет компания вывела на орбиту пять спутников и запустила платформу OrbiCraft Pro, с помощью которой можно собирать спутники различной конфигурации. Два из них уже запущены с МКС.

«Астрономикон» разрабатывает сверхмалые спутники стандарта CubeSat (сверхмалые спутники 10х10х10 см, весом менее 1,3 кг). Первые спутники запустят в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».

Avant Space — самый необычный российский стартап, который планирует продавать рекламу в космосе. Ее будут проецировать с помощью собственных микроспутников, расположенных в виде заданных фигур и надписей на орбите на высоте 600 км — по аналогии с шоу дронов. Лазеры со спутников будут передавать бинарный код со ссылкой на сайт заказчика.

Компания обещает охватить более 130 крупных городов и аудиторию в 1 млрд человек. В сентябре 2020 года прошел успешный запуск блока с лазерами на высоту 30 км. Это позволило рассчитать необходимую мощность источника света для будущей рекламы. Первые рабочие спутники Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году. Для этого компания уже получила грант «Сколково» на ₽60 млн.

Самая перспективная область — сбор и обработка спутниковых данных, которые можно использовать для мониторинга и прогнозов в сфере экологии, навигации, сельского хозяйства.

«Совзонд» занимается геоинформационными технологиями и проведением космического мониторинга. С 1992 года с помощью спутников компания передает данные для муниципального управления и сельского/лесного хозяйства, строит топографические карты, 3D-модели модели рельефа и местности, предоставляет ПО для аналитики и визуализации данных.

Проект «Лоретт» выпускает аппаратные комплексы для обработки и передачи данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Такие данные используют, например, при детекции нарушений в сфере рыбной ловли и экологической безопасности, а также — выявления паводков и лесных пожаров. Также компания участвует в образовательных проектах для детей, посвященных изучению Земли и космоса.

В чем главные трудности

  • Долгий и очень дорогой цикл разработки, особенно в ракетостроении и космических запусках. На создание и тестирование рабочих прототипов уходит пять-семь лет, и все это время компания не получает никакой прибыли. Чтобы развивать подобные проекты, нужны не просто инвесторы, а спонсоры или безвозмездные гранты. К примеру, на разработку Falcon 9 ушло $500 млн, а с момента выпуска до первого успешного старта прошло восемь лет;
  • Существует множество ограничений для работы в космосе. Например, чтобы подняться на высоту более 100 км (формальная граница, за которой начинается космическое пространство), нужна специальная лицензия. Для полетов в стратосфере (на высоте около 30 км) нужно закрывать воздушное пространство для других судов;
  • Пилотируемые полеты еще и сопряжены с большим риском для жизни и здоровья экипажа. Поэтому к ним предъявляются максимально жесткие требования — технические и правовые. Любые ошибки в этой сфере приводят к существенным проблемам для компании, включая судебные разбирательства, закрытие проектов или потерю финансирования;
  • Частные космические проекты не могут существовать в отрыве от государственной космической программы. Поэтому космический бизнес развивается только там, где есть технологическая база, регулярные космические запуски и площадки для них;
  • Для развития космических проектов необходимы также фундаментальные научные исследования, которые напрямую зависят от господдержки в этой отрасли.

Перспективы космического бизнеса

Если верить прогнозам, в ближайшие шесть лет активнее всего будут развиваться спутники и все, что с ними связано: связь, интернет, обработка и передача данных. Эти услуги востребованы бизнесом — особенно с развитием интернета вещей — и госслужбами: спутниковые данные помогают вовремя оповещать о стихийных бедствиях, бороться с проблемами экологии. На втором месте — доставка грузов, затем — всевозможные испытания и только потом — полеты с экипажем или туристами.

Фото:Allied Market Research


Фото: Allied Market Research

Самой перспективной бизнес-моделью для развития пока что выглядит частно-государственное партнерство: когда государство поддерживает частные проекты и предоставляет им необходимые площадки и ресурсы.

Если углубиться в футурологию, то наиболее привлекательным для массового рынка выглядит космический туризм, объем рынка которого превысит $1 млрд к 2024 году. Уже в этом году отправят туристов на МКС, SpaceX планирует освоение Марса (правда, не ради развития туризма), а Blue Origin и Virgin Galactic готовят первые коммерческие полеты на орбиту. В ближайшие годы мы можем также увидеть туристические полеты на Луну. Стоимость таких туров в ближайшие десятилетия может снизиться в десять раз: с $200 тыс. до $20 тыс. — за счет развития инфраструктуры и увеличение вместимости кораблей.

История рыночной экономики в России насчитывает уже больше четверти века, но частная космонавтика в стране начала развиваться сравнительно поздно: большинство известных сегодня игроков появились около 5 лет назад. Это было связано главным образом с трудностями юридического характера, которые еще недавно необходимо было преодолеть фирмам, занимающимся космической тематикой, а также недоверием инвесторов к сектору. Тем не менее, российская частная космонавтика уже насчитывает несколько довольно крупных и средних игроков. Расскажем о них подробнее.

«СКАНЭКС» – компания, занимающаяся приемом и обработкой снимков со спутников дистанционного зондирования Земли. Ее история началась в 1989 году со строительства оборудования для метеостанций, но скоро было принято решение переключиться на производство станций связи с метеорологическими спутниками (за историю фирмы их было произведено около 300 единиц). Со временем сфера деятельности «СКАНЭКС» расширилась и до обработки данных. Сейчас ООО ИТЦ «СКАНЭКС» имеет штат более 200 человек и годовой оборот, превышающий 1 млрд руб.

S7 Space – компания, специализирующаяся на пусках ракет–носителей среднего класса: на первое время предполагается использовать ракету–носитель «Зенит–3SL» с грузоподъемность 15 тонн на низкую околоземную орбиту (НОО), а в перспективе – «Союз–5» позволяющую выводить до 17 тонн. Фирма была основана в 2016 году после приобретения S7 Group (холдинг, занимающийся авиаперевозками), плавучего космодрома «Морской старт» у РКК «Энергия» (сумма сделки оценивается в $150–160 млн). В связи с тем, что возобновление производства морской версии «Зенита» задерживается, S7 Space получила в конце 2017 года заказ от РКК «Энергия» на запуск оставшегося в запасах носителя «Зенит–3SБ» с космодрома Байконур (старт прошёл успешно, но у спутника были обнаружены технические неисправности). Компания уже заказала 12 ракет–носителей «Зенит–3SL» у производственного объединения «Южмаш» для пусков с «Морского старта», но их поставке пока мешают натянутые отношения между Россией и Украиной (на данный момент возобновление пусков планируется на конец 2019 года). Недавно в качестве выхода из сложившейся ситуации генеральный директор S7 Space Сергей Сопов предложил возобновить производство двигателей НК–33 (использовавшихся до этого в ракете–носителе «Антарес» американской компании Orbital ATK) и построить для этого завод в Самаре. Решение по этому вопросу пока не принято, но, по оценкам S7 Space, сумма инвестиций должна составить $300 млн. Также в S7 Space проявляют интерес к участию в коммерциализации российского сегмента МКС в случае, если она будет инициирована «Роскосмосом».

«КосмоКурс» – предприятие, разрабатывающее суборбитальную ракету и капсулу для туристических полетов в космос. Проект предусматривает полёт с нахождением в невесомости в течение 5,5 минут по цене в $200–250 тыс. Компания была основана в 2014 году, а начало туристических полётов намечено уже на 2025 год. Стоимость проекта оценивается в $150–200 млн, при этом всю сумму намеревается вложить один инвестор. На данный момент фирма уже получила лицензию от «Роскосмоса» и закончила аванпроект, который будет защищать в госкорпорации в ближайшее время. Согласно текущим планам первые элементы космической системы компании будут изготовлены в 2021 году, в 2022 году будут происходить наземные тесты, а в 2023 должны начаться летные испытания корабля вместе с ракетой–носителем. Штат фирмы на сегодняшний день составляет около 50 человек и продолжает увеличиваться.

«Даурия аэроспейс» – компания, специализирующаяся главным образом на строительстве микроспутников для дистанционного зондирования Земли. Она была основана в 2011 году и с тех пор запустила уже 5 спутников собственной разработки: в 2014 году на орбиту вышла пара кубсатов Perseus–M формата 6U и микроспутник DX1, а в 2017 году – два кубсата МКА–Н формата 6U по госконтракту, заключенному с Роскосмосом. В 2011–2015 годах компания имела представительства в Германии и США, но в связи с политической ситуацией было решено сконцентрироваться на отечественном рынке. На данный момент она имеет пакет инвестиций на сумму около $100 млн и заказы на 6 спутников общей стоимостью в $300 млн. По этим заказам разрабатывается платформа для геостационарных спутников весом до 1 тонны и полезной нагрузкой до 300 кг. К сожалению, последняя пара спутников «Даурии» после вывода в космос не вышла на связь, после чего «НПО имени Лавочкина» выставило фирме иск на сумму в 24,2 млн руб. за оплату услуг запуска, а «Роскосмос» выставил иск за вышедшие из строя спутники на сумму 290 млн руб. Это стало уже вторым иском к фирме – первый из них на сумму в 8,2 млн руб. был выставлен за нарушение сроков выполнения контракта (по первоначальному плану запуск предполагалось осуществить до конца 2016 года). Если эти иски будут удовлетворены, «Даурии», по словам ее генерального директора Сергея Иванова, грозит банкротство. Однако сейчас эксперты склоняются к версии о том, что выход из строя спутников был связан с аномалиями в работе разгонного блока ракеты–носителя (компания «Astro Digital», чей спутник выводился в составе того же кластера, уже получила страховку), а расследование ещё ведётся, что позволяет надеяться на относительно благополучное решение данной проблемы для «Даурии».

«СПУТНИКС» – компания, специализирующаяся на создании кубсатов, их макетов для образовательных целей, а также оборудования к ним (большую часть прибыли фирмы составляют образовательные проекты, а оставшиеся 15% – поставка компонентов для кубсатов в Казахстан, Францию и Пакистанское космическое агентство). Для университетов разработаны конструкторы OrbiCfart–Pro представляющие полный аналог лётных экземпляров кубсатов, в то время как для школ предлагаются более дешевые макеты. Компания была сформирована в 2011 году на основе подразделения ООО ИТЦ «СКАНЭКС» и успела поучаствовать вместе со «СКАНЭКС» в создании микроспутника Чибис–М, запущенного годом позже. Также «СПУТНИКС» запустила собственный спутник «ТаблетСат–Аврора» в 2014 году, а сейчас на МКС находятся два кубсата СириусСат формата 1U, созданных по школьной образовательной программе, которые должны будут отправиться в самостоятельный полёт в ходе выхода российских космонавтов в открытый космос в августе текущего года. Кроме того, «СПУТНИКС» совместно с компанией «Анизопринт» разрабатывает 3D–принтер, печатающий особо прочные детали из углепластика. Сегодня штат фирмы насчитывает около 50 человек.

«НСТР» – компания, занимающаяся производством сети автоматизированных телескопов и созданием ракеты–носителя сверхлёгкого класса Errai для полезных нагрузок массой 1–10 кг. Компания получила несколько десятков млн руб. инвестиций, первой среди российских частных фирм испытала жидкостный ракетный двигатель с тягой в 85 кг, а недавно заключила договор о постройке завода на территории Воронежской области. Но общие средства, необходимые для реализации проекта сверхлёгкого носителя, оцениваются в сумму порядка 500 млн руб, которыми на данный момент компания не располагает.

«Лин Индастриал» – компания, работающая над созданием нескольких ракет–носителей сверхлегкого и легкого класса для выведения полезной нагрузки массой от 10 до 1000 кг. Компания была основана в начале 2014 года и успела провести испытания своего первого двигателя с тягу в 150 кг в конце 2016 года, которое, к сожалению, закончилось неудачно. Из–за недостатка финансирования дальнейшее развитие замедлилось. Необходимые средства для реализации на практике своего проекта сверхлёгкого носителя оцениваются компанией в 13 млн евро.

«Азмерит» – компания, специализирующаяся на производстве миниатюрных звездных датчиков для микроспутников. Фирма была основана в 2012 году и в середине 2015 года приступила к наземным испытаниям своего первого датчика. Штат фирмы насчитывает всего около 10 человек.

«AeroState» – это фирма, занимающаяся мониторингом загрязнения воздуха по снимкам со спутников. В частности, она сотрудничает с сервисом «Яндекс.Карты» предоставляя данные о содержании пыльцы в воздухе, что особенно важно для аллергиков.

«3D Bioprinting Solutions» занимается технологиями 3D–биопечати. Фирма была основана в 2013 году. Она может считаться космической компанией благодаря магнитному принтеру «ОрганАвт» собственной разработки, который еще до конца текущего года должен быть доставлен на МКС для испытаний.

«Yaliny Ltd» – созданный в 2013 году стартап, прорабатывавший весьма амбициозную идею по созданию низкоорбитальной сети из 144 спутников с оптической системой связи. Стоимость отдельного спутника оценивалась в $6 млн, а стоимость всего проекта – в $1,5 млрд. Однако к 2016 году удалось собрать всего $4 млн инвестиций, сумму, недостаточную даже для создания первого прототипа спутника для демонстрации технологий. В связи с финансовыми проблемами штат фирмы был сокращен с 70 до 25 человек, а сама компания переориентировалась на производство того оборудования, которое уже разработала. Автор проекта Вадим Тепляков не отказывается от надежды в дальнейшем вернуться к изначальному проекту.

«ImageAiry» – это дочернее подразделение американской фирмы «Astro Digital», занимающейся обработкой космических снимков сразу с нескольких спутников и предоставлением полученных данных различным потребителям: приоритетными направлениями являются сельское хозяйство, мониторинг окружающей среды, городское планирование и бизнес–аналитика.

«Галактика» – это группа компаний, включающая в себя на сегодняшний день пять фирм с весьма широким кругом задач: от создания композитных материалов и 3D–печати в космосе до создания собственных ракет–носителей (один из таких проектов разрабатывается совместно с «Лин Индастриал»), спутников, а также обработки снимков Земли, полученных с них. Запуск своего первого спутника созданная в 2016 году компания планирует совершить уже в 2019 году, создать суборбитальную ракету – в 2021 году, а завершение строительства собственной группировки из 170 микроспутников связи намечено на 2025 год. На все проекты в сумме планируется привлечь около $300 млн инвестиций, а общий штат сотрудников уже составляет 350 человек. «Галактика» позиционирует себя в качестве международную организацию и планирует в ближайшее время открыть офис в Люксембурге. Основательница компании Алия Прокофьева также являлась соучредителем группы компаний «Энергия» (занимающейся производством титановых и алюминиевых труб, а также других несущих конструкций для планеров самолётов), участницей проектов развития моногородов России и членом экспертного совета по модернизации экономики при Президенте РФ.

В последнее время госкорпорация «Роскосмос» взяла курс на упрощение взаимодействия государства и частных фирм в сфере космонавтики. На рынке появилось несколько космических стартапов, располагающих солидными суммами инвестиций. Это позволяет надеяться на то, что частная космонавтика в России имеет шансы развития в будущем.

По материалам www.spacewatch.global

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Есть ли разница в роутерах от разных компаний
  • Есть ли реквизиты у кредитной карты сбербанка
  • Есть ли самолеты не имеющие бизнес класса sql
  • Есть реквизиты на госпошлину в суд что делать
  • Ефремовский районный суд реквизиты госпошлины