Есть компания с большими активами в которую вливается маленькая компания

Всем нам знакома лишь часть общей реальности и потому мы с интересом познаем не касающиеся нас в повседневности аспекты современного мира через современное же искусство, его отражающее. Но что может отразить мир достаточно точно? По всей видимости, только кино, репрезентативная система которого охватывает все каналы восприятия, кроме, разве что, кинестетического.

Корни кино лежат в плоскости литературы. И если быть уж совсем точными, то репрезентативная система кино способна не только доходчиво отразить реальность, но и существенно ее преобразить. Ну а в контексте всего вышеизложенного, хотелось бы взглянуть на фильм «Духless» и его продолжение. Чем же нам показалась интересной данная дилогия?

Обе картины снял режиссер Роман Прыгунов. Первая часть, будучи выпущенной в прокат в 2012 году, являла собой адаптацию романа Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», а при создании второй части Сергей выступил соавтором сценария. Оба фильма, на фоне картин красивой жизни, повествуют о другой ее стороне, которую иначе, чем суровой реальностью не назвать. Да, она гламурна, да, там присутствуют все блага жизни, но при этом люди, потребляющие все эти блага — не более чем тени самих себя, теряющие остатки человечности в погоне за деньгами.

И если в первом фильме, Максим (главный герой), в исполнении Данилы Козловского, испытывая кризис переоценки стремится вырваться из замкнутого круга столичной жизни с ее пороками, то во второй части он вновь сталкивается с ней, но уже будучи другим человеком и немного в иных масштабах. Именно его преображение, занявшее несколько часов экранного времени, является центральной мыслью всего повествования.

Героя необходимо описать подробнее. Он сирота, лишенный в детстве «благ цивилизации» и оттого стремящийся вверх по социальной лестнице с той жадностью, что присуща страдающему от жажды в знойной пустыне, тянущему руки к сосуду с живительной влагой. Максим умен и, в следствии своей настойчивости, успешен. Но не одно лишь упорство привело Максима на должность топ-менеджера крупного московско-французского банка. Обладая неким условно-правильным моральным фундаментом, Максим возвел храм своей личности из таких материалов, как корысть, лицемерие и тщеславие, утратив свое истинное Я в ворохе низменных людских страстей и желаний.

Поисками утраченного Максим на протяжении первого фильма и занимается, преодолевая внутренние противоречия, свое социальное «наследие», наработанное за годы усердного карабканья по карьерной лестнице и тщась отыскать опору для себя настоящего, которую, разумеется, находит в любви. И это не выглядит карикатурно или наивно. Реалии оказываются таковы, что в процессе внутренней трансформации герой оказывается на самом дне социального мироустройства, в буквальном смысле — на помойке, откуда и берет свое начало история обновленного Максима.

Второй фильм начинается с картин сказочной жизни Максима в одной из стран Юго-Азиатского региона и флешбэков, поясняющих зрителю как именно он там оказался. Но прошлое дотягивается до главного героя даже в этом райском уголке Земли, как бы намекая — от себя не убежать, за все свои поступки придётся платить.

И вот Максим вынужден вернуться в Москву, где вновь попадает на высокую должность в одной из крупнейших российских госкомпаний — «Росинновации», руководство которой пригрелось на потоке бюджетных средств. Картина современной России, глазами авторов фильма, выглядит не привлекательно, но достаточно реалистично. Конкурирующие друг с другом главы государственных ведомств, каждый из которых преследует исключительно личные интересы, для достижения которых свободно пользуется имеющимися у себя силовыми и прочими ресурсами — разве не похоже на правду?

Фигурирует еще одна интересная личность — Роман Белкин, глава «Росинноваций». В силу обстоятельств, он испытывает к Максиму дружеские чувства и именно этот факт, а также портфолио самого Максима, позволяют ему устроиться на работу в данную компанию. Открывать сюжет, надо полагать, не стоит, но вот одну интересную цитату привести можно:

«Есть компания с большими активами, в которую вливается маленькая компания. Маленькой компании отдают 51% от этой общей компании, у которой уставной капитал 1 миллион долларов и больше. Дальше маленькая компания переоформляет все свои патенты на общую компанию, которая получает финансирование и начинает работать, а маленькую через полгода выгоняют за не покрытие своей доли уставного капитала, потому что таких денег у нее нет. И все это легально.»

Мелькала в фильме интересная мысль про идеалистов, мол, у кого нет иллюзий — те мерзавцы и подонки. Мысль спорная, хотя бы потому, что определенные иллюзии есть у всех, но именно идеалистом и выглядит Макс. Ему, вернувшемуся из другого мира и переосмыслившего многое в своей жизни, искренне хочется верить в честность других людей, но увы. Его иллюзии оказываются развеяны, а история начинает все больше напоминать первую часть. С той лишь разницей, что Максим теперь является для местной флоры инородным организмом и приживаться в этом болоте не желает. Он изменился, а тут, в родной ему России, все по-прежнему думают лишь про свою задницу, плюя на всех других. И, вроде бы, герою тоже наплевать, ведь он стремиться сбежать обратно в теплые страны, подальше от суровой реальности. Но, судьба распоряжается иначе.

В начале статьи мы не случайно вспоминали про литературный фундамент кино и его репрезентативные способности. Книга Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» вышла в 2007 году и стала бестселлером, продавшись в мире тиражом, превысившим 1 млн. экземпляров. Сам Минаев признавался, что списал многое из собственной жизни. Адаптированный сценарий первого фильма, авторы которого стремились «попасть в нерв времени», не растерял реалистичности, заложенной в оригинальную историю Сергеем. Фильм «Духless», в итоге, ожидал коммерческий успех и принятие зрителями, видимо, именно в силу своей схожести с существующим стереотипом про бытие «сильных, мира сего», сложившемся у широких зрительских масс, которым отнюдь не чужды стремления главного героя.

Второй фильм тоже оказался коммерчески успешным, что было вполне предсказуемо. Но идеи, заложенные в нем, оказались еще более светлыми, а образ властной вертикали современной России показан, с одной стороны, реалистично, а с другой — не безнадежно. В результате фильм убивает двух зайцев одновременно: несет здравые идеи в массы и дарит надежду на светлое будущее, не забывая напомнить, между делом, чем чреваты иллюзии и проектируя между строк одну хорошо всем известную истину — начинать следует все-таки с самого себя.

Критики проводили параллели между фильмом «Духless» и некоторыми классическими сюжетами русской литературы, сравнивая Максима с Онегиным у Пушкина или Николенькой из повести Л. Н. Толстого «Детство». Все герои остро чувствуют окружающую их фальш и нестправедливость, занимаются самобичеванием, обнаруживая схожие черты в внутри себя и стремятся к внутренним переменам. Так что тема поиска высокоморальных и духовных ориентиров для русского человека отнюдь не чужда, но «Духless 2» шагнул даже чуть дальше, показав уже преобразившегося героя, столкнувшегося со старыми бесами.

В целом, «Духless 2» выглядит жизнеутверждающе и обнадеживающе, не смотря на элементы драмы и трагизма. Да, это все еще фантазия про некие абстрактные идеалы, которым и сами авторы вполне вероятно, что не соответствуют, но как шутил когда-то Миша Задорнов, «русского человека надо любить хотя бы за стремление». И на фоне тенденций, царящих в современном нам социуме, стремление Максима к честности не может не радовать. Как и растущий уровень отечественных киноделов.

P. S. Первый фильм обвиняли в том, что он создан по госзаказу. Второй фильм, по ряду признаков, госзаказ тоже не обошел стороной. Но если это и правда, то можно лишь порадоваться данному факту, потому что пропаганда честности и человечности — разве можно сказать, что это «плохо»?

Главный редактор «ДО» посмотрел все российские киноленты за 2015 год и пришел к выводу, что образы бизнеса в этих фильмах, как и само наше кино, так и не преодолели комплексов 90-х годов.

Обнаружена обнадеживающая закономерность: чем качественнее общая драматургия фильма, тем более реальным выглядит и бизнес. В «Духless-2» или «Левиафане» четко схвачены два нерва современной коммерции: отношения реального малого предпринимателя с гигантским, грузным чиновником и такими же неповоротливыми госкорпорациями. Другие киноленты убого паразитируют на образах замшелого малинового барыги либо на инфантилах с половыми проблемами.

«Призрак»

Режиссер: Александр Войтинский

Герой: Предприниматель-авиаконструктор Юрий Гордеев (в исполнении Федора Бондарчука). Инноватор, визионер, бабник, оболтус, пьяница, водит автомобиль и управляет самолетом в нетрезвом виде, эгоцентрист, любит и ценит пиар… В общем, вполне симпатичный современный дядька средних лет, одержимый единственной мечтой, — начать массовое производство собственного бизнес-джета. Отмечая очередные успешные испытания самолета, герой напивается и в поисках адюльтера погибает в автокатастрофе. Затем слоняется по миру в виде бестелесной эманации, чтобы завершить дело — презентовать-таки свой самолет на авиасалоне в Жуковском. А также уесть конкурента — бизнесмена старой формации.

Философия: «Ты прав… Будущее молодым, а настоящее мне оставь» (слова конкурента).

Бизнес-месседж: За дело всей жизни нужно бороться даже после смерти.

Маркер богатства: Квартира в Москве, автомобили — «Мерседес» и «Ауди».

Алкоголь: «Я вообще-то по беленькой специализируюсь, но с вами могу коньячком повоевать» (слова конкурента Ползунова).

О чиновниках:

— Как тут много людей…

— А это не люди, это чиновники…

Финал: Увидев триумф своего самолета, герой уходит в закат. Бизнес остается подруге Гордеева, чуть не похерившей проект из-за ревности, и другу-иудушке, который едва не лег под конкурента, но вовремя образумился.

«Родина»

Режиссер: Петр Буслов

Герой: Крупный бизнесмен Игорь Голованов (играет Андрей Смоляков) с большими международными связями, типичный папик под 55. Сквернослов, ксенофоб («мудак ты коричневый» — из беседы с индусом), жесткий, целеустремленный, уверенный в себе мужик, цацкающийся с малолетней писюхой-дочерью, которая, естественно, убеждена, что во всех ее пубертатных комплексах виноват отец. Предприниматель пытается сообщить ей, что смертельно болен раком, но ощутив дисконект, с психу высаживает дочь где-то на просторах великой Индии. И тут же отправляется в увлекательный квест по ее поиску.

Маркер богатства: Личный самолет. Активы стоимостью 800 млн долларов.

Философия: «Знаешь, что сказал Юдхиштхира, старший из братьев Пандавов, сын бога Дхармы? Я жажду разбогатеть, но не для того, чтобы самому вкусить это обладание богатством. Твой отец этого не знал».

Бизнес-месседж: Бизнес — это рак.

О чиновниках: В фильме фигурирует индийский чиновник-философ. Он берет взятки и цитирует Махатму Ганди.

Алкоголь: Коньяк.

Финал: Бросив свои активы, предприниматель теряет разум, но избавляется от смертельной болезни. Он остается в Индии в роли эдакого Ханумана. Носится по побережью на радость бродячим собакам, пока его прозревшая дочь едет наследовать его бизнес-активы.

«Домик в сердце»

Режиссер: Грач Кешишян

Героиня: Молодая бизнесвумен Катя (играет Мария Семкина) — красивая, подтянутая, стильная бабца. Занимается йогой. Востребована в СМИ — общается с журналистами. Шесть лет работает президентом компании без выходных и личной жизни. Согласно завещанию выжившего из ума отца, получит контроль над финансовой корпорацией только если выйдет замуж и заимеет троих детей. Как будет функционировать компания на протяжении беспрерывного многолетнего декрета девушки, маразматик-папаша, видимо, не подумал. Следуя юридическим заветам, железная Катя соглашается на фиктивный брак со своим водителем, как раз отцом троих детей.

Маркер богатства: Личный самолет, авто «Мазератти».

Бизнес-месседж: Дети — средство для развития бизнеса, любовь — преграда для него.

Алкоголь: Вино.

Финал: Отказывается от бизнеса во имя любовных химер. Передает бразды правления компанией обабившейся сестре и ее истероидному и не слишком находчивому мужу-интригану.

«Духless-2»

Режиссер: Роман Прыгунов

Герои: Айтишники-стартаперы хипстерского вида. Внедряют цифровые деньги — цифроны, что-то вроде личного аккаунта в соцсетях, только более защищенные. Цифроны нельзя украсть или отмыть. Под крышей «Росинноваций» ребята получают первый транш в 10 млн плюс налоговые льготы и аренду офиса. Позже эти деньги выводятся госкорпорацией в офшоры.

Философия:

— На вас власть не заканчивается.

— На тебе она закончится.

Бизнес-месседж: «Давайте без слепой уверенности в завтрашнем дне. Все-таки в России живем, ей-богу».

О чиновниках:

— Я присягу давал — мне за державу обидно.

— И насколько тянет твоя присяга? Ярда на 3 или больше?

Финал:

— Есть компания с большими активами, в которую вливается маленькая компания. Маленькая компания отдает 51% от этой общей компании, у которой уставной капитал 1 млн долларов и больше. Дальше маленькая компания переоформляет все свои патенты на общую компанию. Общая компания получает большее финансирование и начинает работать. А маленькую через полгода выгоняют за непокрытие своей доли уставного капитала, потому что таких денег у нее нет.

— И все это легально.

«Раскоп»

Режиссер: Серей Дахин

Герой: Алкоголик-бизнесмен Самородов (Никита Тюнин) — запойный дебошир. Имеет двух друзей — писателя-неудачника и подкаблучника-неудачника. Девушек рассматривает только через призму алкоголя. Платит за друзей в кафе. Обладает определенной харизмой, поскольку писатель даже бросает секс «недоделанным» ради того, чтобы в ночи спасти товарища («если ему водки не принести, у него комы начинаются»). За рулем не ездит, поскольку постоянно пьян, а водителя, судя по всему, не может себе позволить.

Маркер богатства: Квартира в Москве в интерьерах викторианской эпохи.

Философия: «Я алкоголик. Со мной нужно как с китайской вазой… Я всего добился. Теперь отдыхаю».

Бизнес-месседж: Работа — как запой, трезвость — как отдых.

Алкоголь: Спирт, водка, пиво, винцо, портвейн — все, что горит.

Финал: Самородов бросает пить и уходит в фильме на второй план. Дальнейшая роль его скучна.

«Ч/Б»

Режиссер: Евгений Шелякин

Герой: Предприниматель Алхан (в исполнении Сергея Маковецкого) преследует странную парочку — скинхеда Ярика и его ангела-хранителя кавказца Нурика. Алхан — философ по сути и кидала по жизни. Имеет бизнес самого широкого профиля — от махинаций с недвижимостью до торговли икрой. Кровожаден — грозит врагам запечь их яйца с грибами «кокот». Почти поэт — «испариться может лужа спирта со стола или капля росы в майский полдень…». Эстет, коллекционер — имеет нож Байрона, бабочку Набокова, сейф Гоголя (подделка). Цитирует Федора Достоевского, Андре Моруа, Вольтера. Алхан — скверный управленец: имеет идиота-помощника, которому к тому же постоянно об этом напоминает, что приводит к печальному финалу.

Маркер богатства: Автомобиль «Кадиллак». 

Философия: «Деньги — это чеканная свобода».

Бизнес-месседж: Неэффективная кадровая политика и любовь к литературе приводят к смерти.

Финал: В кульминационный момент фильма, на пороге полной моральной и физической победы, Алхан ввязывается в литературный спор с Яриком и Нуриком. Во время этой паузы подчиненный (идиот) убивает своего босса, выслушав очередное оскорбление.

«Развод по собственному желанию»

Режиссер: Илья Северов

Героиня: Елена Кострова (Наталья Суркова) — основательница книжной сети (около 100 филиалов по стране). Крепкая властная тетка («Я очень богата и некрасива», — говорит о себе). На лицо кризис среднего возраста. Внимательно следит за бизнесом, инспектирует магазины. Занимается налоговой оптимизацией, но не слишком разбирается в нюансах. В результате едва не теряет компанию после предательства подруги-коллеги. Мечтает, чтобы сын стал бюджетником — врачом, а не бизнесменом. И в то же время постоянно гнобит мужа за то, что он бюджетник (тренер), а не бизнесмен.

Маркер богатства: В семье несколько машин «Форд», «БМВ» (кабриолет), двухэтажный дом с колоннами.

Философия:

— Что будем спасать? Компанию или папу?

— Всегда нужно выбирать то, без чего жить не сможешь.

Бизнес-месседж: Мать и жена — плохие бизнес-управленцы.

Финал: Сохраняет и мужа, и компанию, благодаря стараниям сына, который не стал врачом, зато поднаторел в бизнес-вопросах.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 01 (104) 12 января

Самое актуальное в рубрике: Бизнес

Больше интересного в жанре: Спецпроекты

Всем нам знакома лишь часть общей реальности и потому мы с интересом познаем не касающиеся нас в повседневности аспекты современного мира через современное же искусство, его отражающее. Но что может отразить мир достаточно точно? По всей видимости, только кино, репрезентативная система которого охватывает все каналы восприятия, кроме, разве что, кинестетического.

Корни кино лежат в плоскости литературы. И если быть уж совсем точными, то репрезентативная система кино способна не только доходчиво отразить реальность, но и существенно ее преобразить. Ну а в контексте всего вышеизложенного, хотелось бы взглянуть на фильм «Духless» и его продолжение. Чем же нам показалась интересной данная дилогия?

Обе картины снял режиссер Роман Прыгунов. Первая часть, будучи выпущенной в прокат в 2012 году, являла собой адаптацию романа Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке», а при создании второй части Сергей выступил соавтором сценария. Оба фильма, на фоне картин красивой жизни, повествуют о другой ее стороне, которую иначе, чем суровой реальностью не назвать. Да, она гламурна, да, там присутствуют все блага жизни, но при этом люди, потребляющие все эти блага — не более чем тени самих себя, теряющие остатки человечности в погоне за деньгами.

И если в первом фильме, Максим (главный герой), в исполнении Данилы Козловского, испытывая кризис переоценки стремится вырваться из замкнутого круга столичной жизни с ее пороками, то во второй части он вновь сталкивается с ней, но уже будучи другим человеком и немного в иных масштабах. Именно его преображение, занявшее несколько часов экранного времени, является центральной мыслью всего повествования.

Героя необходимо описать подробнее. Он сирота, лишенный в детстве «благ цивилизации» и оттого стремящийся вверх по социальной лестнице с той жадностью, что присуща страдающему от жажды в знойной пустыне, тянущему руки к сосуду с живительной влагой. Максим умен и, в следствии своей настойчивости, успешен. Но не одно лишь упорство привело Максима на должность топ-менеджера крупного московско-французского банка. Обладая неким условно-правильным моральным фундаментом, Максим возвел храм своей личности из таких материалов, как корысть, лицемерие и тщеславие, утратив свое истинное Я в ворохе низменных людских страстей и желаний.

Поисками утраченного Максим на протяжении первого фильма и занимается, преодолевая внутренние противоречия, свое социальное «наследие», наработанное за годы усердного карабканья по карьерной лестнице и тщась отыскать опору для себя настоящего, которую, разумеется, находит в любви. И это не выглядит карикатурно или наивно. Реалии оказываются таковы, что в процессе внутренней трансформации герой оказывается на самом дне социального мироустройства, в буквальном смысле — на помойке, откуда и берет свое начало история обновленного Максима.

Второй фильм начинается с картин сказочной жизни Максима в одной из стран Юго-Азиатского региона и флешбэков, поясняющих зрителю как именно он там оказался. Но прошлое дотягивается до главного героя даже в этом райском уголке Земли, как бы намекая — от себя не убежать, за все свои поступки придётся платить.

И вот Максим вынужден вернуться в Москву, где вновь попадает на высокую должность в одной из крупнейших российских госкомпаний — «Росинновации», руководство которой пригрелось на потоке бюджетных средств. Картина современной России, глазами авторов фильма, выглядит не привлекательно, но достаточно реалистично. Конкурирующие друг с другом главы государственных ведомств, каждый из которых преследует исключительно личные интересы, для достижения которых свободно пользуется имеющимися у себя силовыми и прочими ресурсами — разве не похоже на правду?

Фигурирует еще одна интересная личность — Роман Белкин, глава «Росинноваций». В силу обстоятельств, он испытывает к Максиму дружеские чувства и именно этот факт, а также портфолио самого Максима, позволяют ему устроиться на работу в данную компанию. Открывать сюжет, надо полагать, не стоит, но вот одну интересную цитату привести можно:

«Есть компания с большими активами, в которую вливается маленькая компания. Маленькой компании отдают 51% от этой общей компании, у которой уставной капитал 1 миллион долларов и больше. Дальше маленькая компания переоформляет все свои патенты на общую компанию, которая получает финансирование и начинает работать, а маленькую через полгода выгоняют за не покрытие своей доли уставного капитала, потому что таких денег у нее нет. И все это легально».

Мелькала в фильме интересная мысль про идеалистов, мол, у кого нет иллюзий — те мерзавцы и подонки. Мысль спорная, хотя бы потому, что определенные иллюзии есть у всех, но именно идеалистом и выглядит Макс. Ему, вернувшемуся из другого мира и переосмыслившего многое в своей жизни, искренне хочется верить в честность других людей, но увы. Его иллюзии оказываются развеяны, а история начинает все больше напоминать первую часть. С той лишь разницей, что Максим теперь является для местной флоры инородным организмом и приживаться в этом болоте не желает. Он изменился, а тут, в родной ему России, все по-прежнему думают лишь про свою задницу, плюя на всех других. И, вроде бы, герою тоже наплевать, ведь он стремиться сбежать обратно в теплые страны, подальше от суровой реальности. Но, судьба распоряжается иначе.

В начале статьи мы не случайно вспоминали про литературный фундамент кино и его репрезентативные способности. Книга Сергея Минаева «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» вышла в 2007 году и стала бестселлером, продавшись в мире тиражом, превысившим 1 млн. экземпляров. Сам Минаев признавался, что списал многое из собственной жизни. Адаптированный сценарий первого фильма, авторы которого стремились «попасть в нерв времени», не растерял реалистичности, заложенной в оригинальную историю Сергеем. Фильм «Духless», в итоге, ожидал коммерческий успех и принятие зрителями, видимо, именно в силу своей схожести с существующим стереотипом про бытие «сильных, мира сего», сложившемся у широких зрительских масс, которым отнюдь не чужды стремления главного героя.

Второй фильм тоже оказался коммерчески успешным, что было вполне предсказуемо. Но идеи, заложенные в нем, оказались еще более светлыми, а образ властной вертикали современной России показан, с одной стороны, реалистично, а с другой — не безнадежно. В результате фильм убивает двух зайцев одновременно: несет здравые идеи в массы и дарит надежду на светлое будущее, не забывая напомнить, между делом, чем чреваты иллюзии и проектируя между строк одну хорошо всем известную истину — начинать следует все-таки с самого себя.

Критики проводили параллели между фильмом «Духless» и некоторыми классическими сюжетами русской литературы, сравнивая Максима с Онегиным у Пушкина или Николенькой из повести Л. Н. Толстого «Детство». Все герои остро чувствуют окружающую их фальш и нестправедливость, занимаются самобичеванием, обнаруживая схожие черты в внутри себя и стремятся к внутренним переменам. Так что тема поиска высокоморальных и духовных ориентиров для русского человека отнюдь не чужда, но «Духless 2» шагнул даже чуть дальше, показав уже преобразившегося героя, столкнувшегося со старыми бесами.

В целом, «Духless 2» выглядит жизнеутверждающе и обнадеживающе, не смотря на элементы драмы и трагизма. Да, это все еще фантазия про некие абстрактные идеалы, которым и сами авторы вполне вероятно, что не соответствуют, но как шутил когда-то Миша Задорнов, «русского человека надо любить хотя бы за стремление». И на фоне тенденций, царящих в современном нам социуме, стремление Максима к честности не может не радовать. Как и растущий уровень отечественных киноделов.

P. S. Первый фильм обвиняли в том, что он создан по госзаказу. Второй фильм, по ряду признаков, госзаказ тоже не обошел стороной. Но если это и правда, то можно лишь порадоваться данному факту, потому что пропаганда честности и человечности — разве можно сказать, что это «плохо»?

З. Ы. (современное, авторское) Я писал эту статью относительно давно и с тех пор получил несколько более полное представление про Минаева, как журналиста и личность, так что вижу очевидные расхождения между созданным им образом и его реальным поведением, но это ничуть не отменяет положительного информационного воздействия образа главного героя, в качестве ролевой модели успешного и, в общих чертах, правильного человека.

Оригинал

В июле правительство России разработало программу инвестиционного кредитования для малого и среднего бизнеса по сниженным ставкам 5-6,5%. Это одна из многих мер поддержки предпринимателей, которые внедряются в стране в последнее время. С ноября заработает новый формат: компании с госучастием смогут «вырастить» поставщиков качественных и востребованных товаров и услуг среди небольших предприятий. Крупные игроки стремятся все больше вовлекать в свою деятельность субъектов МСП, что хорошо для всех: владельцы маленьких компаний получают объемные заказы, а сами заказчики — ответственных исполнителей и подрядчиков. В будущем малые и средние предприятия могут почти полностью закрыть потребности большого бизнеса в различных отраслях, в том числе высокотехнологичных. Как это происходит — в материале «Известий».

Новации для электросетей

В электросетевом комплексе уже сейчас треть от общего объема торгов приходится на закупки у малых и средних предприятий, отметил глава ПАО «Россети» Андрей Рюмин. Группа компаний «Россети» в прошлом году заключила с организациями МСП контракты на 215,7 млрд рублей.

«Малый и средний бизнес — важный сектор экономики, который не только берет на себя большую часть сервисных функций, но и является источником новых идей и технологических инноваций. Группа «Россети» — один из крупнейших заказчиков у МСП, активно участвует в государственных программах поддержки. Сегодня малые и средние предприятия со всей страны поставляют нашим компаниям почти 9 тысяч различных товаров и услуг. Они, наравне с крупными корпорациями, наши надежные партнеры в импортозамещении, развитии и модернизации электросетевого комплекса», — сказал Андрей Рюмин.

Один из примеров такого сотрудничества — работа с молодой компанией «Айкью Системс». Предприятие поставило «Россетям» уникальный оптический трансформатор напряжения, аналогов которому нет не только в России, но и в мире.

Устройство позволяет увеличить точность измерений на 20%, повысить надежность работы центра питания и снизить потери электроэнергии. Оборудование установили на магистральной подстанции «Борская» в Нижегородской области — там оно пройдет испытания в реальных условиях.

«Наша компания — один из лидеров в разработке и внедрении волоконно-оптических методов в измерении высоких напряжений промышленного класса точности для нужд российской электроэнергетики и промышленности. Мне, как директору малого предприятия, занимающегося разработкой и производством высокотехнологичной продукции чрезвычайно важно, что несколько лет назад компания «Россети» поверила в наши компетенции и опыт и включила нас в государственную программу поддержки МСП по разработке и созданию нового уникального оборудования — оптического измерительного трансформатора напряжения. Благодаря финансовой поддержке и техническим консультациям со специалистами компании пилотный проект сотрудничества был успешно реализован и уже третий год проходит программу опытно-промышленной эксплуатации, показывая характеристики согласно плановому ТЗ», — сказал гендиректор «Айкью Системс» Анатолий Степанов.

Он добавил, что поддержка «Россетей» позволила компании профессионально и экономически вырасти, адаптироваться под требования реального сектора экономики и закрепиться на рынке.

Еще один пример — партнерство с компанией «Этна», которая производит спецодежду, обувь и средства индивидуальной защиты. При этом ПАО «Россети» в рамах сотрудничества с компанией, относящейся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не только не снижает требования к качеству продукции — а наоборот, требует его постоянного совершенствования, например, придания инновационных свойств и увеличения технологичности.

По словам гендиректора «Этны» Виктории Озерицкой, доля небольших предприятий в ВВП России не превышает 25%, хотя в мире этот показатель достигает 40% и более. Внимание крупных заказчиков, добавляет предприниматель, трудно переоценить: долгосрочные контракты позволяют сформировать стабильную экономическую модель и расширить ассортимент, создавать продукты, отвечающие индивидуальным потребностям и внедрять инновационные разработки.

«Наша компания, например, изобрела, сертифицировала и поставляет в «Россети Урал» морозостойкие перчатки с уникальным покрытием из термостабилизированного нитрила, аналогов которому нет на рынке, разработала особую экипировку для участников проекта по внедрению Vision Zero в «Россети Юг», и многое другое. В конечном итоге, все это создает конкурентную рыночную среду и позволяет избежать значительного роста цен», — пояснила Озерицкая.

Поддержка малых и средних предприятий

«Россети» намерены и дальше увеличивать объем закупок у предприятий МСП, в том числе за счет расширения номенклатуры товаров и услуг. Для этого госкорпорация снижает требования к участию в процедуре и реализует программу партнерства, к которой уже присоединились 565 малых и средних компаний.

Это помогает предпринимателям видеть перспективы и заранее подготовиться к выпуску востребованной продукции. На важность такой работы обратил внимание президент России Владимир Путин. На ПМЭФ-2022 он призвал крупных игроков вовлечь МСП «в свою орбиту».

«Россети» плотно взаимодействуют и с общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России». Как отметил председатель комитета «Опоры» по работе с корпоративными госзаказчиками Валерий Шагаев, компания действительно уделяет много внимания взаимодействию с МСП.

«На сегодняшний день стоит задача по выращиванию поставщиков для сетевой организации. Но для этого необходимо построить систему, при которой у малого бизнеса были бы инвестиции, которые может обеспечить Корпорация МСП. Если взять как пример ПАО «Россети», то малый бизнес, и в первую очередь малый производственный бизнес, должен быть обеспечен заказами на долгосрочную перспективу. Такая форма сотрудничества может быть построена при правильном оформлении новой схемы офсетных контрактов», — пояснил он.

По словам Шагаева, на ПМЭФ предложили разработать такую схему в рамках 223-ФЗ, то есть в системе госзаказа с корпоративными заказчиками. Пока этот подход не работает, но диалог ведется.

«Юридически такие контракты возможны, они есть в 44-ФЗ, и сейчас, на форуме «Армия-2022» с представителем Корпорации МСП мы договорились, что обменяемся формой такого рода офсетных контрактов, и предложим их для работы, в том числе для ПАО «Россети», — прокомментировал он.

Взаимовыгодное сотрудничество

Расширение сотрудничества компаний электросетевого комплекса с субъектами МСП с учетом уже действующих и новых программ поддержки недавно обсудили глава «Россетей» Андрей Рюмин и руководитель «Корпорации «МСП» Александр Исаевич. Стороны сделали акцент на целесообразности участия компаний Группы в разработке программы «выращивания» МСП-поставщиков.

«Эти инструменты позволят реализовать политику импортозамещения и создавать в нашей стране новые производства при поддержке госкомпаний», — сказал Александр Исаевич.

Эксперты уверены: реализация новых форм помощи МСП станет мощным стимулом развития и для крупных компаний, так как позволит им эффективнее закрывать свои потребности продукцией малых и средних предпринимателей.

2022 год был очень насыщенным с точки зрения слияний и поглощений на российском рынке. Однако по его итогам объем крупных сделок рынок M&A упал почти на 8%, до $43 млрд. Многим участникам рынка пришлось продавать бизнес «в пожарном порядке», причем иногда неожиданным инвесторам и с огромными дисконтами. Директор инвестбанка Aspring Capital Анна Аралова на примере знаковых сделок объясняет, какие тренды сложились на российском рынке M&A

В 2022 году на российском рынке M&A было оживленно. Многим инвесторам пришлось спешно продавать активы из-за санкций, сломанных цепочек поставок и роста расходов. Одни бизнесы уходили за бесценок, а другие — по хорошей цене, некоторые покупатели действовали ожидаемо, а другие преподносили сюрпризы. 

Для анализа основных тенденций на рынке M&A в прошлом году мы выбрали сделки, которые отвечают нескольким критериям. Во-первых, нас интересовали публичные компании: это дает возможность узнать и проанализировать цены активов с точки зрения мультипликаторов. Во-вторых, смотрели на крупнейшие сделки с точки зрения стоимости. Наконец, мы отдали предпочтение мэйджорам и крупнейшим игрокам в своих секторах. Именно такие сделки задают тренды на рынке, которые затем транслируются в менее крупные кейсы. 

Покупки стратегов: дисконты сокращаются

Большая часть игроков в прошлом году предпочитали продавать активы крупным российским инвесторам. Иногда покупатель был ожидаемым и понятным. Например, австралийский производитель упаковки Amcor продал три завода HS Investments, которую контролирует экс-владелец Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ) Андрей Комаров. Комаров не так давно продал с премией пакет в ЧТПЗ, а теперь купил новый промышленный актив.

Другой пример ожидаемого покупателя — Иван Тырышкин, который вместе с партнерами выкупил российский банковский бизнес Home Credit чешской PPF. В данном случае инвестор и раньше проявлял активность в финансовом секторе. Не удивился рынок и когда финский производитель одноразовой посуды Huhtamaki продал бизнес компании Espetina Ltd. — владельцу сети ресторанов «Вкусно — и точка» (бывший  McDonald’s).   

Но были и неожиданные действия стратегов. Например, когда американская Ball, абсолютный лидер отрасли, объявила о продаже бизнеса по упаковке, все думали, что заводы купит как минимум крупная диверсифицированная финансово-промышленная группа или публичный бизнесмен из списка Forbes. Но неожиданно бизнес достался ставропольской Arnest Group, которую контролирует Алексей Сагал. Эта компания производит парфюмерно-косметическую и хозяйственно-бытовую продукцию в аэрозольной упаковке. 

Нельзя сказать, что стратеги покупали дорого. Например, канадская золотодобывающая корпорация Kinross Gold продала месторождения Highland Gold Mining Владислава Свиблова всего за $340 млн или 0,5 EBITDA. А Nokian Tyres договорилась о продаже шинного бизнеса «Татнефти» за €400 млн. Это всего 1,9 EBITDA, хотя обычно оценки для этого сегмента составляют 4-4,5 EBITDA.  

По некоторым данным, в оценку активов энергично вмешивался регулятор. Например, Kinross Gold стала первой компанией, кому правительственная комиссия урезала стоимость бизнеса в два раза (таковы были условия согласования продажи). Публично о таких случаях больше не сообщалось, но дисконт в 50% стал негласным правилом комиссии при одобрении сделок, а в декабре 2022 года Минфин формализовал это правило: указанная скидка стала обязательным условием продажи актива для иностранцев. Несмотря на давление регулятора, в течение года средняя оценка сделок постепенно росла и к ноябрю достигла хороших в текущей ситуации мультипликаторов в 4-5-х EBITDA и выше. 

В редких случаях за активы разворачивалась настоящая борьба, и тогда продавец получал действительно хорошую цену. Так случилось, например, с платформой электронной коммерции Avito. Активом интересовались тяжеловесы российского рынка: переговоры шли c VK, Владимиром Потаниным, среди интересантов также были «Ростелеком» и Baring Vostok. В итоге южноафриканская Naspers продала Avito в пользу Kismet Capital Group (KCG) Ивана Таврина. Цена составила 151 млрд рублей, или 7 EBITDA. 

Продажи менеджерам: без рисков для репутации

Второй по популярности формат сделок в прошлом году — это MBO (Management Buyout, или выкуп менеджментом). Например, в конце 2022 года гендиректор «Билайна» (бренд, под которым работает «Вымпелком») Александр Торбахов и топ-менеджеры компании Светлана Кирсанова, Максим Зайков, Валерий Шоржин и Ренат Насретдинов выкупили «Вымпелком» у нидерландской Veon. Компанию оценили в 370 млрд рублей или 3,2 EBITDA. 

Еще в начале года такие истории могли казаться квази-продажей из-за ситуации на финансовом рынке — стоимость заимствований была запредельно высокой (в марте ЦБ поднял ставку до 20%). Сложно было представить, что в таких условиях менеджеры будут брать кредиты. Но в конце года все изменилось: ЦБ снизил ставку до нейтральной, и сделки MBO стали выглядеть вполне реалистичными. 

Почему этот формат оказался популярен? С одной стороны, MBO больше подходит иностранным компаниям с точки зрения репутации: они скорее продадут бизнес менеджменту, чем игроку с высоким санкционным риском. С другой стороны, такие сделки не требуют дополнительных проверок и глубокого due diligence: менеджмент хорошо знает компанию и может быстро принять решение о покупке. 

«Дружественная» сдержанность

В прошлом году активы покупали в основном российские инвесторы, а компании из дружественных стран скорее наблюдали. Индийские инвесторы вели переговоры по многим активам, но у них небольшой аппетит к риску: покупать готовы только по низким ценам, а это не устраивает продавцов. Турецкие компании заходили в основном в небольшой ретейловый бизнес.

При этом как минимум одна крупная сделка на рынке закрылась. В августе американский гигант на рынке бытовой техники Whirlpool продала российский бизнес компании Arcelik из Турции. Сумма — €220 млн (12,3 млрд рублей на дату объявления сделки по курсу ЦБ), условия — рассрочка на 10 лет. В сделку вошли два актива (АО «Индезит Интернэшнл» и ООО «Вирпул РУС»), в том числе завод в Липецке, который производит стиральные машины и холодильники; а также торговые операции в Москве и Казахстане. Экономические условия выглядят крайне привлекательными для Arcelik: компания приобрела актив по хорошей цене и расплатится полностью только через 10 лет.

Продажи российских инвесторов   

События 2022 года затронули сделки между российскими компаниями, которые уже находились в процессе. В феврале-марте многие переговоры встали на паузу. Но через несколько месяцев большая часть процессов перезапустилась. 

Один из примеров: начавший поиск покупателя в 2021 году, российский фонд прямых инвестиций UFG Private Equity в 2022 успешно продал сеть лабораторий KDL компании «Медскан» Евгения Туголукова (25,001% у «Русатом Хэлскеа»). Хотя, безусловно, так повезло далеко не всем компаниям. В отраслях, которые сильно пострадали от санкций, например, в логистике, многие приостановленные сделки так и не состоялись. 

В следующем году мы ждем роста объемов сделок в России. С одной стороны, часть сделок 2022 года «переехали» на 2023 год из-за проблем с регулированием. Кроме того многие крупные компании (Danone, Carlsberg и другие) афишировали уход, но еще не продали активы. Есть и другая причина для роста: из-за внешних ограничений локальные инвесторы ищут пути вложения капитала внутри страны. 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Екатерина Дементьева

Екатерина Дементьева


директор по персоналу компании-разработчика российского ПО МойОфис

Около четверти российских студентов мечтают работать в корпорациях, а в списке самых востребованных работодателей нашей страны уверенно держатся «Газпром», «Яндекс» и Google. Однако при поиске работы мечты не обязательно ориентироваться только на крупные компании. Как небольшие организации могут дать им фору и чем именно сейчас стоит руководствоваться при трудоустройстве?

Для начала определимся, какие компании мы имеем в виду, когда говорим про корпорации, а какие подразумеваем под небольшими. Одна из важных характеристик организации — количество сотрудников. Размеры обычно напрямую связаны с принадлежностью к той или иной отрасли — например, в металлургии и машиностроении задействованы крупные и очень крупные предприятия, а в пищевой промышленности компании имеют гораздо меньший размер. Существует множество типологий, но если говорить про ИТ, нам кажется удачным такое разделение: небольшая компания — это чаще всего организация с численностью до 500 человек, та, где свыше — крупная.

Корпорация почти монстров

Люди с опытом работы в крупных компаниях делятся на два лагеря. Одни будут показывать фотографии с корпоратива в самом дорогом ресторане города и хвастаться соцпакетом. Другие начнут пугать интригами, бюрократией и медленным карьерным ростом. Каждый из них по-своему прав — у корпораций есть свои плюсы и минусы.

+ Громкое имя бренда. Говорить, что вы работаете в условной «Роснефти», действительно приятно. Известный бренд в резюме может открыть многие двери, да и чувство причастности к лидеру рынка повышает самооценку. Рекрутеры подтверждают, что наличие в CV компании с именем — необязательно мировым или общероссийским, достаточно регионального — в разы увеличивает шансы соискателя быть нанятым.

+ Четко выстроенные процессы. В огромной компании вам скорее всего не придется заниматься смежными вопросами и работать «за себя и за того парня». Бухгалтерия делает свою часть работы, административный департамент — свою. В ИТ-корпорации, например, в отличие от небольшой компании, всегда есть отдел тестирования, выделенный в самостоятельный департамент. И это прекрасно — ни один деплой не обернется крахом, репутационными рисками или уходом заказчика. Да и другие рабочие и бизнес-процессы обычно уже выстроены, так что каждый сотрудник может сконцентрироваться на выполнении своих непосредственных обязанностей. Вряд ли новичка попросят совмещать функции делопроизводителя, ивент-менеджера и маркетолога. Это даёт возможность быстро вникнуть в суть профессии и быстрее вырасти в ней.

+ Расширенный соцпакет. Корпорации часто предоставляют привлекательный соцпакет с ДМС и питанием, а порой предлагают особые «плюшки». Согласитесь, впечатляет, когда на офисной кухне бармен готовит вам свежевыжатый сок или латте с кокосовым молоком, а в зоне отдыха стоят капсула сна и несколько массажных кресел.

– Чрезмерное потребление. К сожалению, иногда бонусы от компании работают во вред. Так, изобилие бесплатной еды на работе и малоподвижный образ жизни могут привести к набору веса, особенно в ИТ-компаниях. В Google даже есть специальный термин «гугл-фунты» — так называют 4,5 кг, которые набирают новые сотрудники из-за обильного доступного питания.

– Формализм. Помимо прибавки нескольких килограммов есть и другие, более существенные, минусы работы в корпорации. Один из них — сложная и долгая система планирования задач и бюджетов. Зачастую каждый шаг в большой компании должен быть согласован со множеством начальников — и выходит, что на обсуждение элементарных вещей могут уйти недели. За это время тема перестанет быть актуальной, а ваша идея трансформируется в нечто совсем иное, чем вы планировали изначально. Для стремительно развивающихся сфер, когда скорость реакции и быстрое внедрение идей имеют большое значение, формализм может стать серьезным тормозящим фактором.

– Унификация. Приходя работать в корпорацию, вы попадаете в штат 1000+ человек. Скорее всего, некоторых коллег вы никогда не встретите вживую и вряд ли поболтаете в неформальной обстановке с генеральным директором. Вашу работу будут оценивать по достижениям всего отдела, и может складываться впечатление, что вы — винтик в огромной бездушной машине. А когда нет чувства собственной уникальности и важности, выгорание происходит в разы быстрее — это подтверждают исследователи Калифорнийского университета в Беркли.

Большой секрет для маленькой компании

Согласно недавнему исследованию Indeed, 44% соискателей в сфере ИТ из США выбирают работу в средних по размеру компаниях. Закрытость российского рынка труда приводит к тому, что большинство местных рейтингов носит в основном информационный характер и составляется на основе опроса кандидатов или студентов, то есть потенциальных, а не нынешних работников. Чаще всего молодежь в качестве желаемого места работы называет известные бренды, причем небольшие компании даже не включают в списки, потому что никто не будет за них голосовать. А вот уже трудоустроенные люди отмечают, что им как раз комфортнее работать в небольших фирмах. Впрочем, и у таких компаний есть свои недостатки.

– «Разноцветная» зарплата. К сожалению, в небольших компаниях чаще действуют «серые» схемы. По данным Росстата, в 2018 году каждый третий россиянин получал зарплату в конверте, а объем теневых зарплат составлял 13,07 трлн рублей. Зарплаты таким образом выплачивают и малый, и крупный бизнес, однако чаще это все же характерно для небольших компаний. На данный момент в «тени» работают более 15 млн россиян, и каждый третий не против получения части денег в конверте при условии, что работодатель повысит зарплату. К тому же небольшие организации редко предоставляют социальный пакет сотрудникам, и они более уязвимы в сложные времена, чем корпорации. Имейте в виду, что любой кризис может оставить вас без средств к существованию, поэтому вне зависимости от размера компании стоит отдать предпочтение «белым» организациям.

– / + Частые изменения. Когда компания растет, ее структура и рабочий процесс стремительно меняются, адаптируясь к новым масштабам. Кому-то может быть комфортно, однако не все сотрудники готовы подстраиваться под изменчивые условия: 31% топ-соискателей ставят в приоритет описанные и ясные процессы в компании. Если вам сложно быть гибким, работа в небольшой организации может обернуться для вас стрессом. Например, ИТ относится к быстро развивающейся сфере, и если вы не можете принять факт, что мир очень стремительно меняется, вы с большой долей вероятности останетесь за бортом.

– / + Много разноплановой работы. В маленькой компании нет четкого разделения обязанностей и есть риск того, что вы будете делать все и сразу. Это не очень хорошо для специалистов уровня middle и выше, но отличная возможность научиться новому для тех, кто себя еще не нашел. Кроме того, в крупной компании все вопросы обеспечения закрывают обычно сотрудники бэкофиса — бухгалтерия, ИТ и т.п. В небольших компаниях каждый сотрудник обычно «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Если вы активный молодой специалист, который только определяется со специализацией, есть смысл начать карьеру в компании среднего размера, где будет возможность примерить на себя разный функционал.

У работы в небольшой компании есть и неоспоримые преимущества:

+ Значимость каждого. В маленькой компании, в отличие от корпорации, все сотрудники имеют вес и возможность реализовать себя. Если организация успешно развивается, голос любого работника может быть услышан, у каждого есть шанс презентовать идеи непосредственно генеральному директору и занять ключевую должность. Случаи, когда рядовой менеджер получал повышение, показав свою заинтересованность, не так уж редки. Предлагая идеи, как сделать работу лучше и эффективнее, такие сотрудники помогают успешно справляться даже с самыми сложными задачами.

+ «Ламповая» атмосфера. С большой долей вероятности здесь вас встретят по-домашнему тепло. В небольших компаниях все друг друга знают и часто общаются вне работы, поэтому не исключено, что у вас появится немало новых сообщников для походов в кино, бар, на фитнес или внутренний чемпионат по CS:GO.

+ Гибкость процессов. В небольших компаниях процессы часто живые и гибкие, не требующие многоступенчатых согласований. Благодаря этому сотрудникам легче воплощать свои идеи, а большинство вопросов можно решить за 10 минут разговора с владельцем бизнеса или его заместителем. Наверняка в том числе по этой причине ИТ-стартапы и взлетают быстро.

Плюсы и минусы есть в любой компании, безотносительно количества сотрудников. Возможно, вам встретится маленькая организация, страдающая от формализма. Бывают и корпорации с душевной атмосферой. Стоит понимать, что выбирая работодателя, каждый из нас неизменно оказывается перед выбором в духе русских сказок: налево пойдешь — в бюрократию попадешь, направо пойдешь — соцпакет потеряешь. Однако всегда помните главное — вы директор своей жизни вне зависимости от размера компании, в которой сегодня работаете. Выбрав место по душе, вы получите впечатляющий багаж знаний и уверенность в том, что способны сделать нечто действительно важное. И нам кажется, это самая большая ценность, которую может дать работа. А громкое имя бренда — это не всегда работа мечты, и как раз в небольшой компании у вас скорее всего будет больше шансов реализоваться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жалоба в прокуратуру на бездействие управляющей компании по горячей воде
  • Женщина сторож в сельской местности как правильно рассчитать часы работы
  • Жирновский районный суд волгоградской области официальный сайт реквизиты
  • Журнал учета времени работы во вредных условиях труда образец заполнения
  • За 10 мин автомобиль проехал 15 км с какой скоростью двигался автомобиль