Если в стране существуют только частные компании

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

09 января 2019, 00:50 / Мнения / Аналитика

Эксклюзивно по подписке

Почему россияне верят в государство для себя и частный бизнес для детей

Социолог Денис Волков и политолог Андрей Колесников о двойственном отношении россиян к роли государства в экономике

Частная собственность в представлении граждан – это прежде всего квартира, машина, дача, участок земли / Андрей Махонин / Ведомости

Частная собственность лежит в фундаменте политической демократии и рыночной экономики. Недавнее совместное исследование Московского центра Карнеги и «Левада-центра» показывает, что представления о россиянах как твердых сторонниках всего государственного и пассивных участниках общественных и экономических процессов не слишком точны. Отношение к частной собственности во многом обусловлено навязанными представлениями о том, что такое хорошо и что такое плохо в политике и экономике, но для своих детей большинство россиян выбирают будущее, совсем не похожее на сегодня: их успех они связывают с частными инициативами в рыночной экономике.

Частная собственность в представлении граждан ― это прежде всего квартира, машина, дача, участок земли. Заметно меньшее число людей напрямую связывают с правами собственности сбережения, бизнес, ценные бумаги. То есть почти для половины населения проблемы предпринимательства по умолчанию не связаны с проблемами частной собственности.

Приватизация начала 1990-х ассоциируется в первую очередь с нечестным переделом крупной собственности и в гораздо меньшей степени – с приватизацией квартир и возможностями для свободного ведения бизнеса (в том числе приватизацией магазинов, парикмахерских и т. д.). Отчасти это связано с тем, что психологически советские люди и так считали квартиру своей собственностью, а процесс приватизации жилплощади оценивали как сугубо формальный акт, констатацию изменения правил владения.

В массовом сознании приватизация – это про крупный бизнес, про олигархов, обман, несправедливое распределение государственного пирога, а предпринимательство – это все-таки что-то другое, один из видов активной и высокорисковой деятельности, причем более или менее одобряемый. Отсюда вывод респондентов: основные выигравшие – олигархи и бюрократия. При этом иммунитета у новых властей нет: граждане так же плохо относятся к «путинскому» переделу нулевых и десятых годов, как и к приватизации 1990-х. Согласно исследованию «Левады» 2015 г., 42% респондентов считают, что власть срослась с крупным бизнесом в большей мере, чем в 1990-е, в той же мере – 29%, в меньшей мере – всего 10%.

Большая часть людей – причем во всех социальных и гендерных группах – считают присутствие государства в экономике недостаточным, такой позиции в большей степени придерживаются люди старших возрастов, малообеспеченные и нуждающиеся в поддержке государства. Экономически активные граждане более осторожно относятся к вмешательству государства в экономику, хотя тоже стоят за него – возможно, имея в виду исполнение государством своих обязательств и обеспечение нормальной регулятивной среды. Среди них выделяются молодые (18–24 года), обеспеченные слои, люди с высшим образованием, москвичи, ежедневные пользователи интернета.

В целом же, если не иметь в виду продвинутые слои общества, массовая поддержка госрегулирования вызвана непониманием того, как еще можно добиться улучшения социально-экономической ситуации и как в принципе работает экономика. Люди остро чувствуют несправедливость тех или иных шагов в перераспределении собственности со стороны государства, но, не зная иного института редистрибуции богатства, видят именно в государстве собственника крупных предприятий и арбитра.

Базовая задача государства, с точки зрения граждан, – повышение уровня жизни, это, как считают респонденты, должно быть главной целью преобразований в стране. Такой узкосоциальный подход заслоняет все сопутствующие цели. По сути, пожелания большего присутствия государства в экономике тождественны надеждам на дополнительные соцгарантии и помощь со стороны госвласти.

Не важно, что государство – неэффективный собственник, важно, что госраспределение – главный (если не единственный) понятный способ улучшения благосостояния рядового гражданина. Да, спрос на более адекватную регулятивную среду есть, как и стремление видеть в государстве источник качественных сервисов. Да, хорошо бы в комфортной среде с государством – «ночным сторожем» работать на себя. Но это в идеале, а на практике, несмотря на высокую степень недоверия к госинститутам и бюрократии, государства пусть будет больше как источника благ – так вернее и понятнее. Тем более что оно все равно сильно задолжало гражданам.

При этом речь идет не о чисто патерналистском поведении: респонденты позитивно относятся к рыночной экономике; они хотели бы, чтобы их дети стали успешными частными хозяевами и предпринимателями. Почти половина респондентов хотели бы быть самозанятыми или открыть собственное дело. А для детей желали бы этого около 60% опрошенных. Многие сегодняшние родители, бабушки и дедушки как раз хотели бы работать на себя, но не получается, обстоятельства не дают. А вот детям желали бы самостоятельной карьеры в частном секторе.

В целом работать по найму предпочитают люди в возрасте – привлекательность такой работы резко растет начиная с 40 лет, – со средним образованием или ниже среднего, с потребительским статусом «едва хватает на еду», т. е. люди без ресурсов и, как это ни покажется парадоксальным, москвичи. В столице хотели бы работать по найму менее половины опрошенных. Опросы обнаруживают тут большую долю людей, настроенных патерналистски, рассчитывающих на помощь и заботу государства, избалованных лужковскими надбавками и подарками уже нового градоначальника. Вместо того чтобы воспользоваться возможностями столичной экономики, многие москвичи даже трудоспособного возраста ожидают от власти все новых и новых льгот, демонстрируют высокий уровень иждивенчества.

Каковы аргументы против открытия собственного дела? Для кого-то это принципиальный выбор (не хочется брать на себя риски – такого мнения придерживается четверть опрошенных), иные согласны с утверждением, что «бизнесменом надо родиться», выбирают стабильность и государственную социальную защиту (по 10%), у многих просто нет желания или склонности к самостоятельности (7%).

Однако для сопоставимого числа людей их выбор определяется внешними факторами: для работы на себя не сложились благоприятные условия – нет денег, ресурсов, связей, господдержки, нет необходимого образования и опыта. Кроме того, на российском рынке труда много работников, оказавшихся в ловушке низкооплачиваемой занятости, их еще называют работающими бедными (23,8% рабочей силы). Но люди предпочитают держаться даже за такие рабочие места.

Как отмечали респонденты, начинать бизнес в России слишком рискованно, для этого не хватает ресурсов и знаний, мешают высокие налоги, коррупция и давление проверяющих органов.

По прошествии более четверти века существования в рыночных условиях российские граждане, несмотря на все сложности нового уклада, недоверие к приватизации и крупному бизнесу, в большинстве своем считают частные предприятия более эффективными, чем государственные. При этом среди самых молодых это соотношение сторонников частных и государственных предприятий наиболее значимо и составляет 62% к 26%. Для тех же, кто родился и вырос при рыночной экономике, преимущества всего частного, как правило, неоспоримы.

Получается, принципиального неприятия самостоятельности у людей нет. Но нет и условий, которые бы могли привести к развитию креативного потенциала частного человека – поэтому надеяться на государство даже рационально. Тем более что само государство всячески поощряет патернализм, а условия для предпринимательской и вообще любой индивидуальной активности пока лучше не становятся.

Авторы — социолог «Левада-центра», руководитель программ Московского центра Карнеги

На чтение 8 мин. Опубликовано 6 мая, 2022

В свете последних событий многие часто задаются вопросом, что такое национализация и каковы будут ее последствия. Обычно это слово ассоциируется с действиями большевиков в первые годы их правления, однако к национализации прибегали и правительства других стран в разные периоды своей истории.

Как бы то ни было, эта мера имеет свои плюсы и минусы. В нашей статье мы расскажем, что такое национализация, разберем ее сильные и слабые стороны, а также поговорим, насколько вероятен запуск этого процесса в 2022 году.

Содержание

  1. Понятие национализации
  2. Плюсы и минусы национализации
  3. Цели и условия для национализации
  4. Вероятность национализации в России в 2022 году

Понятие национализации

Национализация – это процесс перехода частного имущества в государственную собственность на условиях безвозмездной передачи, а также полной или частичной оплаты.

Экономические и политические условия могут определять особенности национализации. Например, она может проводиться исходя из соображений целесообразности. Рационально отдавать в собственность государства предприятия, которые требуют больших вливаний капиталов или не являются экономически эффективными.

Понятие национализации

Кроме того, решение о национализации может приниматься с целью смягчения социальной политики, усиления обороноспособности государства. Она зависит и от политических задач страны.

Различают частичную и глобальную национализацию. При частичной в пользу государства переходит часть акций предприятия или отдельные отрасли производства.

Глобальная – это передача под государственный контроль активов всех субъектов хозяйствования. Национализация закреплена в Хартии экономических прав и обязанностей государств от 1974 г. как право государства.

В законодательстве многих стран определено, что такое национализация. Ее представляют как инструмент экономики, который используют для общественного блага. Проводится национализация на основании специального акта госоргана, компетентного в этой сфере. Собственнику активов выплачивается компенсация.

Экстерриториальное действие закона о национализации обеспечивает его признание за пределами государства. В то же время все вопросы и претензии других стран, чьи интересы могут быть затронуты, решаются через подписание международных соглашений.

Национализация не равна социализации. Последняя представляет собой переход средств и результатов производства в коллективную собственность, причем сохраняется действие всех хозяйственных процессов. Конфискация как мера наказания не используется. Не применяется и секвестр в качестве запрета на использование имущества в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Плюсы и минусы национализации

Преимущества:

  • Целесообразность в условиях растущей безработицы или уменьшения иностранных инвестиций.
  • Стабильность в обеспечении основными услугами. Если, например, водоснабжение в частных руках, то граждане рискуют не получить качественную услугу. Государственный контроль обеспечивает бесперебойность и эффективность поставок.
  • Защита отраслей, стратегически важных для страны. В некоторых случаях частные компании и иностранные инвесторы не являются гарантом безопасности стратегически важного бизнеса.
  • Обеспечение и сохранение общественных интересов. Государство через национализацию имущества предприятий может приносить больше пользы своему народу по сравнению с частными владельцами. Кроме того, повышается уровень удовлетворенности общества и сокращение дисбаланса в средствах производства.
  • Ликвидация монополии. Переход частных и иностранных предприятий в государственную собственность позволяет устранить подавляющую частную монополию.
  • Мобилизация капитала. Национализация бизнеса стимулирует появление крупного капитала для реализации солидных инвестиций.

Недостатки:

  • Национализированные предприятия порой не в состоянии выдавать высокую производительность. Это часто объясняется неэффективным управлением. Отсюда невысокие доходы и общий невысокий уровень результативности.
  • Государственное управление национализированным бизнесом подавляет частную инициативу, которая не может проявляться в полной мере из-за отсутствия конкуренции.
  • Компании, находящиеся под государственным контролем, нередко порождают коррупцию.
  • Если направление развития компании определено политикой, а не экономикой, ресурсы могут распределяться и использоваться неэффективным способом.
  • Невозможность конкурировать с государственными компаниями частным предприятиям может привести к росту цен и усилению иностранных производителей. Например, нефтяная отрасль находится в руках государства, что тормозит развитие частного сектора и внедрение инноваций.

Цели и условия для национализации

Проведение национализации невозможно без предварительного изменения расходной части бюджета. Руководство страны, затевая процесс передачи частной собственности, стремится достичь таких целей:

  • удержать под своим контролем те отрасли и предприятия, которые имеют стратегическое значение для безопасности государства и не могут развиваться в частных руках из-за высокой фондоемкости, низкой рентабельности или финансовых рисков;
  • лишить иностранного администрирования объекты, важные для суверенитета государства, через национализацию активов вывести их в сферу государственного влияния.
  • проводить экологическую политику так, как это требует законодательство;
  • оградить потребителей от нарушений их прав частными монополистами;
  • реализовать структурное преобразование народнохозяйственного комплекса, если это не было сделано частными собственниками;
  • остановить отток финансов из страны, который противоречит законодательству;
  • предусмотреть действия государства в отношении денежных и имущественных ресурсов на случай ЧС;
  • гарантировать выполнение социально-экономических планов и мероприятий.

Плюсы и минусы национализации

Решение о национализации принимается с учетом ряда аргументов. Сохранение экономической и политической госбезопасности – одно из самых важных обстоятельств. Имеет значение и поддержание экологической безопасности.

Частный сектор работает с прицелом на получение быстрой прибыли, поэтому инвестирование с ожиданием отложенного результата часто не входит в сферу интересов собственников таких предприятий.

Реализация общественных и социально значимых благ становится для них просто не выгодна. Чтобы решить текущие проблемы таких компаний и достичь стратегических целей, государство проводит национализацию как наиболее оптимальный выход из сложившейся ситуации.

В расчет также принимаются экономические факторы. Компании, входящие в производственную или социальную сферу и важные для обслуживания общественных нужд, национализируются, если они находятся на грани банкротства.

В качестве претендентов на национализацию можно назвать и предприятия, которые являются монополистами на некоторые товары и услуги. Если политика компании не предусматривает общественных интересов, а руководство в обход закона пытается вывести прибыли и активы за границу, то государство вправе перевести такую собственность под свой контроль.

Не исключена национализация иностранных предприятий. В первую очередь это касается ранее приватизированных с привлечением зарубежного капитала объектов. Государство заинтересовано в возвращении таких предприятий, расположенных на его территориях, обратно в свою собственность.

Цели и условия для национализации

Законодательство регулирует процедуру проведения национализации. В мировой практике определены следующие условия для возвращения объектов в госсобственность:

  1. как мера наказания за совершение преступлений против государства (например, Франция забрала себе собственность людей, работавших на фашистов);
  2. национализация с полным возмещением стоимости объекта и всех возможных издержек, которые могут возникнуть в процессе перехода (например, проведение экономических реформ в Индии в середине ХХ века);
  3. национализация с частичным возмещением стоимости, которая, как правило, ниже рыночной стоимости объектов. Это условие соответствует интересам общества и опирается на Конвенцию по правам человека.

Возмещение стоимости и убытков может проходить разными путями. Например, возможны денежные выплаты. Либо предоставление государственных облигаций на некоторый срок, если стороны договорились о такой форме возмещения.

Читайте также: «Как санкции отразятся на жизни россиян, и чего ждать в будущем»

Также могут быть предложены налоговые льготы разного срока действия. Все варианты выплат компенсаций, их размер, условия и формы определяются действующим законодательством государства.

Вероятность национализации в России в 2022 году

События на Украине спровоцировали уход некоторых зарубежных компаний с российского рынка. На фоне этого секретарь генсовета фракции «Единая Россия» Андрей Турчак предложил национализировать в пользу государства их объекты собственности.

Вероятность национализации в России в 2022 году

Западные санкции, по мнению политика, привели к противостоянию, в котором участвуют не только правительства разных стран, но и частные компании. Это несет угрозу российскому обществу, так как в одночасье оказались уволенными тысячи рабочих.

Суть такой национализации, со слов Турчака, в том, чтобы поддержать экономику, отечественное производство и сохранить рабочие места.

Политик подчеркивает, что это крайняя мера, но задача государства – защищать людей. «Единая Россия» видит возможным национализацию производств компаний, которые на время проведения специальной военной операции на Украине ушли с российского рынка и закрыли свои производства. Эти действия иностранных предприятий можно расценивать как предумышленное банкротство.

Также Турчак добавил, что нельзя оставлять без внимания действия недружественных России государств, направленных против ее граждан, и жесткие ответные меры обязательно последуют.

Telegram-канал партии «Единая Россия» сообщил, что второй пакет мер поддержки экономики согласован с правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Среди них – один из механизмов национализации в пользу России имущества иностранных компаний.

Этот законопроект допускает внешнее управление этими организациями по постановлению суда, если 25 % составляют иностранные собственники из недружественных стран. Это позволит предотвратить банкротство и избежать безработицы.

В сообщении фракции говорится, что за собственником оставляется право в течение пяти дней возобновить деятельность и отказаться от внешнего управления либо продать свою долю с условием сохранения бизнеса и рабочих мест.

Читайте также: «Что будет с долларом в России в 2022 году»

В противном случае по решению суда назначается временная администрация. Старая организация ликвидируется, а акции новой выставляются на торги. Для нового владельца определяется срок в один год, когда он может продолжать предыдущую деятельность, а также накладывается обязательство сохранить как минимум две трети трудового коллектива.

Таким образом, национализация частной собственности, созданной с помощью финансовых ресурсов ее владельцев, возможна на условиях выплаты компенсации с учетом рыночной стоимости и всех издержек, которые владельцы могут понести в процессе перехода этого объекта под государственный контроль.

Когда частное предприятие представляет собой ранее приватизированное по низким ценам имущество, то подход к национализации будет другой. Тут возможны различные варианты.

Если владелец хочет получить полное возмещение за свое имущество, то сначала он должен выплатить государству компенсацию за недооцененную во время приватизации собственность или за невыполненные условия приватизационных сделок. Тогда станет понятно, должно государство собственнику, или, наоборот, собственник – государству.

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

Государственное регулирование экономики

Государственное регулирование экономики – определение термина

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

  • создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
  • проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
  • распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
  • развитие научной деятельности;
  • контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
  • регулирование отраслевой структуры экономики;
  • проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
  • контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
  • производство общественно необходимых благ.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Принципами ГРЭ являются:

  • Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
  • Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
  • Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
  • Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
  • Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.

Методы ГРЭ:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Оцените страницу:

Уточните, почему:

не нашёл то, что искал

содержание не соответствует заголовку

информация сложно подана

другая причина

Расскажите, что вам не понравилось на странице:

Спасибо за отзыв, вы помогаете нам развиваться!

Открыть успешное дело — сложная задача, которая требует много сил, энергии и денег. Сократить финансовые расходы можно с помощью льгот, грантов и других программ от государства. Вместе с национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство» рассказываем о мерах поддержки, которыми стоит воспользоваться.

5 мер государственной поддержки для бизнеса, о которых знают не все. А зря!

1. Льготный кредит

Получить такой заём могут представители малого и среднего бизнеса или самозанятые, если платят налог на профессиональный доход, до 2024 года в одном из банков‑партнёров (их 101). Льготная ставка кредита рассчитывается по формуле: ключевая ставка Банка России плюс не более 2,75%, поэтому итоговое значение может меняться. Заём по программе выдают на развитие бизнеса или предпринимательской деятельности, пополнение оборотных средств и рефинансирование старого кредита. В зависимости от целей срок на погашение может быть от года до 10 лет.

Чтобы получить кредит, нужно отвечать ряду условий.

  1. Бизнес должен быть в приоритетной отрасли — розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, внутренний туризм, наука и техника, здравоохранение, образование, обрабатывающая промышленность, ресторанный бизнес или бытовые услуги.
  2. Бизнес должен быть зарегистрирован на территории России и включён в Единый реестр МСП.
  3. Выручка за прошедший календарный год не может быть выше двух миллиардов рублей, а число работников — больше 250 человек.
  4. Общая сумма задолженностей по налогам, сборам и прочим обязательным платежам — не выше 50 тысяч рублей.
  5. Отсутствие долгов по зарплате.
  6. Компания не должна быть в процессе банкротства.

2. Гранты на реализацию проектов в разных сферах

Если у вас есть крутая идея, а средств для её воплощения не хватает, можно поучаствовать в одном из конкурсов для предпринимателей. И таких достаточно. Например, есть шанс побороться за грант на реализацию социальных проектов и получить от 100 до 500 тысяч рублей или даже до одного миллиона для предпринимателей в Арктической зоне. Окончательную сумму определяет конкурсная комиссия. Потратить деньги можно на аренду и ремонт помещения, закупку мебели, продвижение проекта и многое другое, но только не на уплату налогов и погашение кредитов.

Другой вариант — конкурс для предпринимателей, желающих развивать внутренний и въездной туризм. Максимальный размер гранта здесь три миллиона рублей. Получить их можно за разработку новых маршрутов, идеи по улучшению инфраструктуры и благоустройства уже существующих направлений.

Действующие конкурсы для малого и среднего бизнеса собраны на официальных государственных порталах. Найти такой ресурс в своём регионе можно в перечне на сайте Министерства экономического развития.

Узнать больше о программах поддержки можно на портале «Мой бизнес», созданном Министерством экономического развития и национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство». Здесь можно почитать новости, проверить изменения в законах, посетить бесплатные вебинары и получить консультации от специалистов разных профилей: юристов, экономистов, бухгалтеров и кадровиков. Кроме того, на сайте «Мой бизнес» собрана база полезных сервисов, которые помогут развивать своё дело и быстрее решать сложные вопросы.

Открыть своё дело

3. Программы обучения для предпринимателей

Иногда сложно самостоятельно разобраться в тонкостях ведения бизнеса. Потребуется либо совершать ошибки и учиться на них, либо перечитать много литературы. А можно пойти третьим путём и записаться на бесплатные курсы для предпринимателей от государственных центров «Мой бизнес». Там уже отобрана только нужная, официальная и актуальная информация.

Варианты образовательных программ есть как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят усовершенствовать своё дело. На курсах можно понять, как работать с личным брендом, эффективно продвигать свой товар или услуги, решать правовые вопросы и искать пути для развития компании. Выбрать нужный курс можно с помощью специалистов на онлайн‑консультации.

Альтернативный способ получить знания не проходя полноценное обучение — вебинары и онлайн‑форумы на портале «Мой бизнес». На них можно послушать лекции от экспертов и задать им вопросы.

4. Льготная налоговая ставка для самозанятых

Специальный налоговый режим для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые получают доход не от работодателей, а напрямую от заказчиков, ввели в 2019 году. Он позволяет платить всего 4% от прибыли, если вы получаете её от физлиц, или 6% — от юрлиц или индивидуальных предпринимателей. Никаких других отчислений нет.

Льготная налоговая ставка даёт возможность не терять большую сумму доходов, при этом вести дела легально. Кроме того, специальный режим не требует заполнения деклараций, позволяет совмещать бизнес с официальной работой по трудовому договору и не обязывает платить страховые взносы.

Чтобы пользоваться льготной ставкой, нужно просто зарегистрироваться в качестве самозанятого на портале «Мой налог». Но, прежде чем перейти на специальный режим, убедитесь, что ваш бизнес соответствует следующим требованиям:

  • У вас нет наёмных работников, с которыми заключён трудовой договор.
  • Годовой доход не превышает 2,4 миллиона рублей.
  • Вид деятельности не входит в перечень исключений.

5. Бизнес‑инкубаторы

Начинать бизнес можно прямо дома: контактировать с сотрудниками удалённо и при необходимости снять складское помещение. Но если хочется иметь отдельное место для работы, стоит поискать бюджетные варианты. Так, у государства можно арендовать офис на срок до 10 лет по цене ниже, чем у частных собственников.

Однако полноценное помещение и его обустройство может стать непосильной нагрузкой на бюджет молодого бизнеса. Поэтому для поддержки предпринимателей были созданы государственные бизнес‑инкубаторы и коворкинги — общий офис сразу для нескольких компаний. Стоимость аренды здесь минимальная, а ещё не нужно тратиться на покупку компьютеров, принтеров и прочих необходимых вещей — всё уже есть и готово к использованию.

В бизнес‑инкубаторах также предусматриваются комнаты для совещаний, конференц‑залы и беспроводной интернет. Плюс можно получить бесплатную консультационную поддержку от юриста и бухгалтера.

Проверить, какие бизнес‑инкубаторы открыты рядом с вами, можно на карте в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе» портала «Мой бизнес». Там же собраны и все другие организации, полезные для предпринимателей. Например, технопарки, центры поддержки экспорта, микрофинансовые организации и
отделения центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес».

В последних можно очно получить профессиональную консультацию и ряд услуг, в том числе зарегистрироваться как юридическое лицо и провести аудит. Также в центрах «Мой бизнес» проходят обучающие мероприятия по предпринимательству.

Узнать подробнее

*Деятельность Meta Platforms Inc. и принадлежащих ей социальных сетей Facebook и Instagram запрещена на территории РФ.

Адаптироваться к новым условиям нам помогают цифровые сервисы. Некоторые из них разрабатывает государство. Однако создание массового продукта требует экспертизы, которой у государства никогда не было

Об эксперте: Виктор Яковлев, Вице-президент, руководитель Департамента цифровых технологий Газпромбанка.

Приложения для доставки продуктов, такси и каршеринг, Zoom, онлайн-банкинг, интернет-торговля — всем этим решениям сейчас досталась роль главного связующего звена между людьми и новой реальностью. На передовой оказались компании, которые способны предоставить сервисы для решения привычных потребительских задач в дистанционном формате. В первую очередь это классический бизнес, услуги которого могут быть приспособлены к модели удаленки (рестораны или ретейл), а также технологические игроки, работающие исключительно по онлайн-схеме. Яркие представители этих компаний — «Яндекс» и Mail.ru Group, которые изначально сфокусированы на онлайне, что в период карантина стало самой выигрышной стратегией. Кроме того, диверсификация их бизнеса позволяет им быстро подстраиваться под меняющиеся условия: так, с падением спроса на такси во время карантина «Яндекс» и Uber переключились на доставку еды.

Фото:Dia Dipasupil / Getty Images

Проблема инновационной культуры

Одновременно с этим свои цифровые сервисы для реагирования на эпидемию разрабатывает государство — самым обсуждаемым из них стала система пропусков для передвижения по городу. Но государственные продукты все же заметно уступают решениям частных компаний, и касается это не только тех, что связаны с коронавирусом.

За последние годы уровень государственных цифровых сервисов существенно вырос, и если сравнивать с Европой, в России он достаточно неплох. С помощью приложений мы можем оплатить штрафы, проверить дневник ребенка, подать заявку на загранпаспорт, записаться к врачу или получить ИНН. У нас есть такие качественные с точки зрения реализации продукты, как mos.ru или «Московский паркинг». Несмотря на это, государственные сервисы заметно отстают по скорости реагирования, нагрузоустойчивости, сквозным интеграциям, юзабилити и удобству интерфейса.

Фото:Kholood Eid / Bloomberg

Кроме доработки существующих продуктов, есть необходимость и в создании новых. В частности, сейчас остро стоит вопрос появления единой платформы дистанционного образования. Причина, по которой такая система до сих пор отсутствует, понятна: разработка столь масштабного решения требует много времени и сил, а еще полгода назад никто не мог предположить, что она понадобится столь срочно. В результате у нас есть отдельные частные образовательные сервисы: такие, как »Учи.ру» или «Фоксфорд», есть инструменты, облегчающие удаленное обучение, к примеру, Google Classroom, тот же Zoom или даже соцсети. Существуют, разумеется, и государственные сервисы — «Российская электронная школа» (РЭШ) или «Открытое образование». Но ни один из них не дотягивает до уровня национальной платформы и не рассчитан на огромное количество пользователей. Кроме того, далеко не все учителя, особенно старшего поколения, знают об этих продуктах и умеют ими пользоваться. В итоге каждая школа выкручивается как может, вплоть до отправки домашних заданий с помощью обычных почтовых ящиков. При этом в России существуют успешные кейсы по созданию высокотехнологичных обучающих онлайн-платформ, мощности и экспертиза которых могли бы оказаться крайне полезны для национальной образовательной системы.

Еще один пример связан с инструментом для видеозвонков Zoom. В начале апреля стало известно об утечке с этого сервиса нескольких тысяч записей видеозвонков, которые впоследствии были выложены в YouTube и на Vimeo. Несмотря на это, в России пользователи продолжили активно пользоваться сервисом Zoom как в личных, так и в рабочих целях. Пользователи вынуждены рисковать собственной безопасностью, потому что у нас нет понятного аналога, который мог бы успешно выполнять те же функции.

Причины отставания

Что тормозит развитие государственных цифровых продуктов? Казалось бы, у правительства имеются значительные ресурсы, доступ к обширной инфраструктуре и огромному объему данных, так что ничто не должно мешать создавать качественные сервисы. Но по факту, государство не заточено под создание цифровых решений — это не его функция.

Для создания эффективных IT-продуктов необходим базовый набор элементов:

  • инновационная культура;

  • доступ к прорывным технологиям;

  • высокая толерантность к ошибкам;

  • гибкость в разработке;

  • способность менять концепцию и идею продукта буквально на середине пути;

  • фокус на потребностях пользователя.

Развитие всех этих составляющих — задача не государства, а технологических компаний, чей бизнес как раз завязан на этой деятельности. Эти компании могли бы стать плацдармом для связи своих решений с миллионами пользователей — тогда как сейчас данные государственных сервисов и частных организаций никак не связаны между собой, и страдают от этого обе стороны.

Фото:Евгений Биятов / РИА Новости

Например, «Яндекс» в апреле запустил домашнее тестирование на коронавирус. Система простая: нужно отправить онлайн-заявку, после чего к вам домой приезжают медицинские работники, берут анализ и через несколько дней присылают результат. На этом пользовательский путь завершается — хотя интеграция приложения «Яндекса» с государственными сервисами как минимум могла бы помочь отследить, соблюдает ли изоляцию человек с коронавирусом.

Приложение для социальной дистанции

Если посмотреть на мир, прецедентов таких решений, помогающих в борьбе с коронавирусом, очень много. Так, Сингапур еще на раннем этапе распространения вируса запустил приложение TraceTogether, которое подает сигнал, когда человек находится рядом с инфицированным COVID-19. Все, кто получил положительный анализ на коронавирус, должны предоставить государственной службе отслеживания доступ к приложению. Когда такой человек будет приближаться к другим людям, приложение в их телефонах оповестит их о приближении к зараженному, не раскрывая его личности и данных. Впоследствии это же приложение позволяет при необходимости выявить все цепочки контактов, чтобы провести оперативное тестирование. Во многом именно благодаря этому продукту Сингапуру удалось быстро купировать распространение вируса на своей территории.

Еще одна технология, о запуске которой в конце мая объявили Apple и Google, должна помочь правительствам сдерживать распространение коронавируса. Она представляет собой протокол, который с помощью Bluetooth-сигнала определяет, контактировал ли пользователь с зараженным человеком. На момент публикации релиза доступ к разработке уже запросили 22 страны: получив разрешение на использование протокола, они смогут создавать на его основе собственные мобильные приложения. Поскольку операционные системы Android и iOS используются на более чем 99% смартфонов в мире, участие этих компаний будет значительно эффективнее, чем усилия отдельных правительств.

Это не единственная совместная с государством инициатива Google, связанная с эпидемией коронавируса. Так, Google Cloud помогает властям наладить коммуникацию с гражданами, которые в момент эпидемии оказались за границей: в частности, в Сингапуре Google Cloud разработал для правительственного сайта чат-бота, который отвечает на самые частые вопросы пользователей. Кроме того, власти любых стран могут прибегать к помощи Google Ad Grants, чтобы распространять информацию о COVID-19.

Цифровое государство

Сотрудничество государства и технологических игроков в рамках цифровой повестки — важный шаг не только во время эпидемии, но и в целом как драйвер развития экономики страны. Практика совместной работы властей и бизнеса распространена на международном рынке уже давно, причем существуют несколько моделей их взаимодействия. В частности, технологические компании и стартапы могут выступать в роли подрядчиков для правительства, как это происходит в Сингапуре, где такая коллаборация стала одним из рычагов улучшения функционирования государства и жизни граждан. Показательный пример — инициатива Smart Nation & Digital Government Office (SNDGO), запущенная в 2017 году для преобразования государственных услуг: правительство здесь выступает в качестве заказчика, а сами продукты создаются технологическими стартапами.

Фото:Simon Dawson / Bloomberg

Такая же система функционирует в Эстонии — одном из самых развитых в мире цифровых государств. С помощью удаленных сервисов жители этой страны могут принять участие в выборах, подписать документы, оплатить налоги, получить свидетельство о рождении и даже гражданство. Разработчиками этих решений выступают различные IT-компании. Треть из них была создана корпорацией Nortal, которая также внесла свой вклад в правительственные системы цифровых услуг США, Германии, Финляндии Швеции, Литвы, Омана — всего 60 стран.

Другая модель взаимодействия с государством связана с деятельностью таких технологических гигантов, как Google, Microsoft и IBM. Эти корпорации развивают различные b2b-продукты, к которым обращается не только бизнес, но и правительственные структуры: к примеру, услугами Google App for Government пользуются множество государственных организаций по всему миру.

В России решения технологических компаний в корпоративном и государственных секторах пока представлены слабо — и это один из факторов, тормозящих процесс цифровизации страны. Важная задача сейчас — максимально быстро перевести экономику на цифровые рельсы: именно на это нужно делать ставку государственным и бизнес-структурам во всем мире. Digital и IT-отрасли должны быть в состоянии оперативно предложить решения для реагирования на любые изменения, а государство — быть готовым внедрить эти решения. Это важно как сейчас, так и в перспективе: пандемия COVID-19 наглядно показала, что именно от скорости цифровизации будет зависеть конкурентоспособность экономик на мировой арене.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Если вытек антифриз сколько можно проехать зимой
  • Если знать реквизиты карты можно ли снять деньги
  • Зао байкальская лесная компания официальный сайт
  • Золотодобывающая компания золотая звезда хакасия
  • Если компания не платит зарплату куда обращаться