Если транспортная компания потеряла груз куда обращаться

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто несет ответственность за утерянный или поврежденный груз, отправленный из пункта А в пункт Б транспортной компанией? Как указал Верховный Суд, всегда виноват экспедитор, ему и отвечать. Но клиенту все же надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак

Ваш груз исчез: кто виноват и что делать?

Кто из нас хотя бы раз в жизни не пользовался услугами транспортной компании? Это удобно. Можно отправить подарок родственникам в другой регион, выслать к месту работы или к новому месту жительства габаритный багаж, передать покупателю проданный через Интернет товар и т.д.

Заполнил документы, отдал груз, получил груз – что может быть проще? Так и есть. Но ровно до того момента, пока с нашим грузом не случается какая-нибудь оказия: он может потеряться в пути, разбиться, его могут выдать непонятно кому. Тут мы задумываемся о своих правах и об обязанностях транспортной компании, ищем «скрытые» пункты в договоре оказания услуг. И если потерю или «гибель» груза мы с вами не можем предотвратить (не от нас это зависит), то варианты компенсации канувшего в Лету багажа предусмотреть должны именно мы – в наших же это интересах. А для этого необходимо разобраться в своих правах и обязанностях экспедитора, обратить внимание на то, что прописывается в договорах. Попробуем?

Обязанности экспедиторов и перевозчиков

У экспедиторов и перевозчиков, которых те нанимают, чтобы доставить груз в точку назначения, обязанностей огромное количество. Не будем утруждать себя изучением всех этих «пунктов». Нам достаточно уяснить три ключевые позиции. Итак, они обязаны:

  • доставить груз до пункта назначения в согласованные сторонами сроки;
  • доставить груз в целости и сохранности;
  • выдать груз не кому попало, а тому, кто указан в экспедиторской расписке.

Кажется, все предельно просто. В теории. А вот на практике возникает немало проблем. То вместо целой вазы клиент получает осколки и сам же оказывается виноват – не заказал дополнительную упаковку или не оплатил метку «хрупкий груз». То экспедитор выдает груз непонятно кому – снова виноват клиент, ведь он не внес в стандартные бланки экспедитора дополнительные сведения для идентификации грузополучателя.

Клиент всегда прав?

Везде выходит, что ты сам виноват. Получается, правило «клиент всегда прав» здесь не работает? Отнюдь. Еще как работает. Вот только права свои знать надо.

Итак, клиент транспортной компании имеет право:

  • требовать качественного оказания услуги (доставки целого груза и вручения его грузополучателю) в согласованные сторонами сроки;
  • требовать от экспедитора возмещения утраченного или поврежденного груза.

Именно с последним пунктом могут возникнуть сложности. Возмещать утерянный или разбитый груз транспортные компании обычно не спешат. Зачастую добиваться соблюдения этого права приходится в судебном порядке. А чтобы в суде выглядеть убедительно и добиться своего, необходимо иметь неоспоримые доказательства. И все они должны быть прописаны в договоре. Поэтому, прежде чем ставить свой автограф в документе, внимательно его читаем.

4 правила, которые помогут избежать проблем

Главное правило: отправляйте через экспедиторов только тот груз, который не жалко потерять. Особо ценные вещи вроде бриллиантового колье и раритетных предметов лучше перевозить самостоятельно. Понятно, что не всегда это возможно. Но тут уж вопрос приоритетов: груз, время или еще что для вас на первом месте.

Если вам все же пришлось обратиться в транспортную компанию, помните: чем дороже груз, тем выше риск его выдачи не грузополучателю, а неизвестно кому. И наша задача – минимизировать свои потери.

Правило № 1: озвучиваем стоимость груза.

И «озвучиваем» не значит, что достаточно похвастаться его дороговизной. Здесь фишка в другом: обязательно отправляем груз с объявленной ценностью. То есть в экспедиторской расписке указываем, груз какой стоимости перевозится. Зачем это надо? А затем, что при утрате груза вам будет возмещена именно стоимость его объявленной ценности.

Правило № 2: уточняем детали.

Важно детализировать вид груза. Обязательно укажите, какой именно товар вы отправляете: модель, артикул, цвет, размер, марку, производителя, дату выпуска и т.п.

Зачем такие заморочки? Если вы не оценили стоимость груза, то при его утрате будете иметь право на возмещение его реальной стоимости, а чтобы ее, эту самую стоимость, определить, нужно иметь данные о характеристиках груза. Нельзя просто указать в документах «компьютер», ведь они бывают разные.

Правило № 3: документы – наше всё.

Необходимо иметь документы на груз, который вы решили отправить. Они будут служить подтверждением вашего права собственности на груз и, соответственно, его стоимости и характеристик.

Правило № 4: он – и никто другой.

Следует максимально конкретизировать личность получателя груза, указав не только ФИО, но и паспортные данные, номер телефона и т.д. А еще укажите, что документом, удостоверяющим личность получателя груза, будет, например, только паспорт и только с вот такими реквизитами, что экспедитор не может выдать груз лицу, предъявившему иной документ. Это нужно, чтобы экспедитор выдал товар не первому пришедшему Иванову Ивану Ивановичу, а тому, которого вы указали.

Вы следуете этим простым правилам? Молодцы! Но у нас для вас новость: даже соблюдение всех вышеуказанных рекомендаций не гарантирует сохранность груза. Зачем тогда их выполнять? А затем, что это все поможет вам в суде отстоять свои права и возместить стоимость утраченного груза.

Хитрые пункты в договорах с экспедиторами

Имейте в виду: экспедиторы не лыком шиты и пытаются заранее снять с себя ответственность за утраченный груз, прописывая в договорах весьма интересные формулировочки.

Все экспедиторы включают в правила договора транспортной экспедиции такой пункт:

«Клиент уведомлен и согласен, что экспедитор не производит юридическую экспертизу подлинности подписей и печатей, содержащихся в доверенностях представителей грузополучателя. Экспедитор не несет ответственности за выдачу груза по подложному документу в случае, если из документа явственно без специальных средств и/или познаний не следует, что он поддельный»

или:

«Экспедитор не несет ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза, произошедшие вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Под такими обстоятельствами в том числе понимается выдача груза по подложным документам в результате мошеннических действий третьих лиц».

Что эти пункты в договорах дают экспедитору? А то, что он может даже сам себе выдавать грузы на основании поддельных документов и не нести при этом какой бы то ни было ответственности.

Но! Как бы ни старалась транспортная компания снять с себя имущественную ответственность за утрату груза, закон говорит о презумпции вины экспедитора. Это означает, что он виноват во всем, что произошло с грузом – от момента вручения ему товара до момента выдачи груза клиенту. Экспедитор может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы, т.е. исключительных и необычных для данной ситуации обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предусмотреть (COVID-19, наводнение, ураган и т.п.).

А вот выдача груза не тому человеку целиком и полностью зависит от действий экспедитора (а не от цунами или землетрясения), поскольку именно он обязан передать груз уполномоченному лицу, предварительно удостоверившись в его личности. Поэтому вышеуказанные пункты, якобы освобождающие экспедитора от имущественной ответственности в случае выдачи груза третьим лицам, ничтожны, так как противоречат закону и их включение в договор с потребителем запрещено в силу п. 1 ст. 16 Закона о защите прав потребителей.

Кстати, за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, экспедитору грозит административная ответственность. При этом к ответственности могут быть привлечены одновременно должностное лицо, включившее эти условия в договор, и само юридическое лицо.

Получили груз? Рано радоваться

Представим, что все описанное выше оказалось «страшилкой» – груз вы получили. Но это не повод отключать бдительность. Надо убедиться, что груз прибыл в целости и сохранности. Сразу же, не отходя от кассы, включаем видео на телефоне и при экспедиторе вскрываем упаковку – проверяем все, начиная от количества груза и заканчивая его состоянием (вмятины, царапины, трещины и т.п.).

Если случилось так, что вы на радостях подписали документ о получении груза (а внизу обязательно мелкими буквами будет написано, что груз вам передан в целости и сохранности, претензий никаких вы не имеете), а дома вскрыли упаковку и увидели, что ваза разбита, получить возмещение уже не удастся (даже после обращения в Верховный Суд РФ). А все потому, что теперь никакой эксперт не ответит на вопрос, кто разбил вазу – вы или экспедитор.

Потому при экспедиторе проверяем состояние груза и сразу же отражаем в акте все недостатки. Только тогда вы сможете компенсировать свои убытки при повреждении груза.

И споры эти так похожи…

Казалось бы, все во взаимоотношениях клиентов и экспедиторов должно быть уже очевидно. Ан нет! Число споров со временем не уменьшается. Так о чем же спорят транспортные компании с клиентами и какие решения принимают суды?

Такие споры до боли похожи: это или утрата, или повреждение груза. Есть такие истории и в практике юристов компании «Гаврюшкин и Партнеры».

Дело № 1. Клиент отправил транспортной компанией ПЭК из Челябинска в Ярославль, где планировал открыть магазин, запчасти для автомобилей на сумму 900 тыс. руб. Отслеживая состояние груза на сайте компании, он неожиданно обнаружил, что его товар уже выдан. Позже выяснилось, что груз передан на основании поддельной доверенности.

Как повели себя суды? Арбитражный суд г. Москвы в иске отказал, полагая, что клиент сам виноват в произошедшем. Но в Девятом арбитражном апелляционном суде вынесенное решение было отменено: удалось доказать, что виноват все-таки экспедитор. Кассация поддержала апелляционную инстанцию.

Читайте также

ВС напомнил о презумпции вины экспедитора-юрлица за утрату, недостачу или повреждение груза

Как указал Суд, выдача груза на основании поддельных документов, предъявленных получателем, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы

12 января 2021

Дело № 2. Клиент компании «Кашалот» отправил из Новороссийска в Самару комплектующие для компьютеров на сумму 500 тыс. руб. Но до адресата груз не дошел, а был выдан кому-то на основании временного удостоверения личности.

Как повели себя суды? Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга и вышестоящие суды в иске отказали, сославшись на то, что груз выдан лицу с такими же ФИО, как у клиента, а значит, экспедитор свою обязанность исполнил. Якобы клиент сам виноват в том, что больше данных о получателе груза не предоставил. Только в Верховном Суде РФ удалось добиться отмены судебных решений, доказав, что на территории Российской Федерации все же действует презумпция вины экспедитора (Определение ВС РФ от 15 декабря 2020 г. по делу № 45-КГ20-18-К7).

Да здравствует наш суд!

Подобные дела рассматриваются в арбитражных судах (споры в сфере предпринимательской деятельности) и в судах общей юрисдикции (споры с участием потребителей – простых граждан). Несмотря на единое в стране законодательство, судебная практика поразительно неоднородна: в арбитражных судах стоимость груза взыскивали с экспедиторов, а в судах общей юрисдикции практически в 90% случаев клиентам отказывали в исках, ссылаясь на отсутствие вины экспедитора в произошедшем.

Так было раньше. Надеемся, что больше не будет. А все потому, что определение Верховного Суда РФ по делу клиента «Кашалота» (дело № 2 – читаем выше, если пропустили) расставило все точки над «i». Верховный Суд доступно разъяснил то, что юристы нашей компании из инстанции в инстанцию пытались донести до судей: в Российской Федерации действует презумпция вины экспедитора. Даже при отсутствии его вины экспедитор несет ответственность за все, что произошло с грузом (кроме цунами, наводнений и землетрясений, конечно).

Представьте: вы заказали на день рождения любимой тещи сервиз из китайского фарфора на 160 предметов. Внесли предоплату, выбрали лучшего перевозчика и стали ждать. Но когда груз пришел, оказалось, что доехали только 90 предметов. Остальные 70 куда-то пропали. Или разбились. Или это был совсем не сервиз, а, скажем, раковина-столешница за 50 тысяч. А может быть и что-то другое – сути дела не меняет.

Подарок испорчен, настроение тоже, а ТК разводит руками: мы, мол, не причем, все так и было, что делать не знаем. Благо, мы в Правовед.RU знаем: вам придется написать претензию. Если она не сработает, нужно подать жалобу на транспортную компанию. А затем можно обратиться и в суд. Почему именно так? Рассказываем обо всем по порядку!

Зачем нужна претензия и кто ее может подать?

Любая доставка, будь это ваш заказ из интернет-магазина, гостинец от родственников из Сочи или фура картофеля из Краснодара, осуществляется на основании договора о грузоперевозке (ст. 785 ГК). Как правило, это автомобильные грузоперевозки, потому говорить будем преимущественно о них.

С момента передачи груза в транспортную компанию, перевозчик несет ответственность за сохранность вверенного груза и своевременность его доставки получателю. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, перевозчику придется возмещать причиненный ущерб + платить неустойку, штрафы, но об этом позже.

Чтобы потребовать компенсации, придется направить перевозчику претензию. Это обязательный досудебный порядок решения вопроса с перевозчиком – без его соблюдения требовать возмещения, скажем, в судебном порядке, заинтересованное лицо не вправе (ч. 1 ст. 797 ГК, ч. 2 ст. 39 Устава, утв. ФЗ № 259 от 08.11.2007). Претензия выполняет функцию жалобы на транспортную компанию, поданной в адрес самой ТК, и позволяет зафиксировать наличие неурегулированного конфликта, а также продемонстрировать вашу решительность в отстаивании своих интересов.

Предъявить такую претензию могут грузоотправители, грузополучатели, а также страховщики, если они выплатили страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком его обязанностей.

Когда можно предъявить претензию перевозчику?

По договору о грузоперевозке перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия и до момента выдачи получателю (ст. 796 ГК, ч. 5 ст. 34 Устава), а также за своевременность доставки груза (ст. 792 ГК, ст. 14 Устава). Таким образом, поводом для претензии станет:

  • задержка в доставке груза транспортной компанией;
  • утрата груза;
  • недостача груза;
  • повреждение груза.

Эти же обстоятельства станут основанием для возмещения причиненного грузополучателю ущерба.

На какое возмещение можно претендовать?

Перевозчик обязан возместить грузополучателю причиненный ущерб при утрате, недостаче или повреждении груза в размере (ч. 7 ст. 34 Устава):

  • стоимости утраченного или недостающего груза;
  • суммы, на которую понизилась стоимость груза в случае повреждения, а в случае невозможности его восстановления – полной стоимости груза;
  • объявленной стоимости либо ее доли, в случае утраты, повреждения или недостачи груза с объявленной ценностью.

Под стоимостью понимается цена товара или груза, указанная в договоре или счете продавца товара или груза, а при ее отсутствии – средняя рыночная цена в том месте, где багаж должен был быть выдан на день добровольного удовлетворения требования или на день принятия судебного решения (абз. 2 п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 26 от 26.06.2018).

Наряду с возмещением ущерба, перевозчик обязан вернуть грузоотправителю или грузополучателю провозную плату, если она не входит в стоимость груза (ч. 3 ст. 796 ГК).

В случае нарушения сроков доставки грузополучателю уплачивается штраф – 9###b#< от размера провозной платы за каждые сутки просрочки, но на более чем размер провозной платы (п. 11 ст. 34 Устава). Кроме того, договором с перевозчиком может быть предусмотрено условие о неустойке за нарушение сроков, а также за уклонение от возмещения ущерба при отсутствии на то оснований.

Обращаем внимание, что в случаях причинения грузу ущерба по причинам, не зависящим от перевозчика, и устранение которых от него не зависело, за такой ущерб перевозчик ответственность не несет (п. 6 ст. 34 Устава). К таким обстоятельства, в том числе относятся:

  • дорожно-транспортное происшествие (постановление Президиума ВАС № 9587/10 от 14.12.2010);
  • пожар (постановление Президиума ВАС № 14316/11 от 20.03.2012);
  • хищение (постановление Президиума ВАС № 14480/03 от 18.01.2005).

Как зафиксировать нарушение и написать претензию?

Перед тем, как составить претензию и написать жалобу на транспортную компанию, необходимо зафиксировать обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика (ст. 38 Устава). Сделать это можно путем отметки на транспортной накладной либо путем составления специального акта об утрате, недостаче, повреждении груза или просрочке доставки (рекомендуется). Акт составляется в свободной форме, но обязательно должен содержать (п. 82 Правил, утв. Постановлением правительства № 272 от 15.04.2011):

  • дату и место составления;
  • ФИО и должности лиц, которые участвовали при составлении;
  • краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  • описание и фактический размер причиненных повреждений, недостач или утраты груза;
  • подписи сторон.

Акт ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно составлять в двустороннем порядке, при участии представителя транспортной компании. Если та уклоняется от составления акта, рекомендуем предварительно уведомить ее о необходимости составления акта способом, позволяющим подтвердить факт получения такого уведомления. Например, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Как только акт составлен, можно составлять и предъявлять претензию. Она также составляется в свободной форме и в любом случае должна содержать (п. 88 Правил):

  • дату и место составления;
  • ФИО, адрес лица, подавшего претензию;
  • наименование, адрес транспортной компании;
  • описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;
  • обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;
  • перечень приложений;
  • ФИО и должность лица, подписавшего претензию

Образец претензии в транспортную компанию

претензия в ТК.docx ≈ 11 КБ

Мы не рекомендуем вам составлять документ самостоятельно. Обратитесь к юристу!

Скачать образец

К претензии обязательно нужно приложить:

  • копию транспортной накладной;
  • копию акта;
  • копию договора купли-продажи или иные документы, подтверждающие стоимость груза (при его порче, утрате или недостаче).

Составляем претензию в двух экземплярах, один из которых передается в ТК, второй – остается у получателя груза. Целесообразно направлять ее по почте заказным письмом с уведомление о вручении либо подавать лично под подпись уполномоченного ТК должностного лица с указанием на втором экземпляре его ФИО, должности, даты приема, штампа и печати ТК.

Сроки подачи и рассмотрения претензии

Претензию в ТК можно подать в течение срока исковой давности (п. 87 Правил), который составляет 1 год с момента наступления обстоятельства, послужившего основанием для подачи претензии (ст. 42 Устава). С момента ее получения у транспортной компании будет 30 дней на ее рассмотрение. За это время она должна принять решение по существу заявленных требований и в письменном виде уведомить заявителя о принятом решении (ст. 40 Устава).

Куда написать жалобу на транспортную компанию?

Прошло 30 дней, а реакции от ТК не последовало? У вас есть еще несколько козырей.

Во-первых, можно подать жалобы в надзорные органы, а именно в:

  1. Транспортную прокуратуру. Она, как орган общего надзора, осуществляет надзор за исполнением законодательства, в том числе со стороны юридических лиц, оказывающих услуги в сфере транспорта. Она может провести внеплановую проверку и вынести предписание на устранение нарушений законодательства, а также привлечь ТК к ответственности. Подразделения транспортной прокуратуры есть только в крупных городах, в связи с чем рекомендуем подавать жалобу через интернет-приемную.
  2. Роспотребнадзор. На отношения между грузоотправителями и перевозчиками распространяются положения ФЗ «О защите прав потребителей», а поэтому на ТК можно пожаловаться и в Роспотребнадзор. Как и прокуратура, она – орган надзора, в связи с чем вправе проводить внеплановые проверки, выдавать предписания на устранение нарушений, и привлекать должностных лиц ТК и саму ТК к ответственности. Подать жалобу можно в письменном виде либо, чтобы не тратиться на бумагу и ручку, можно подать жалобу онлайн. А еще у них есть круглосуточная горячая линия.

Во-вторых, можно подать исковое заявление в суд для взыскания компенсации. Его особенность в том, что это будет иск о защите прав потребителей, в связи с чем:

  • он может быть подан в суд по месту жительства истца;
  • при подаче иска не требуется уплата государственной пошлины, если цена иска не превышает 1 млн рублей.

В судебном порядке можно взыскать не только компенсацию, но и неустойку, если она предусмотрена договором, штраф за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50% от присужденной суммы, судебные издержки и даже моральный ущерб. Суды, как правило, идут навстречу истцам и хотя бы частично, но удовлетворяют их требования. Вот пример из Новосибирска, а вот – пример из Улан-Удэ. Ваш пример тоже будет успешным, если вы будете использовать все наши рекомендации! Удачи!

Транспортная компания потеряла груз: что делать

29.10.2018

Евгений Побережный

Управляющий партнер юридической фирмы «А-ЛЕКС», представитель юридической фирмы «Солнцев и партнеры» в Москве. Стаж 15 лет. Более 5 лет работал юристом в ведущей транспортной компании, 2 из них в должности начальника судебного отдела. Эксперт в области транспортного, корпоративного и гражданского права, а также судебной защиты в арбитражных судах.

Подробнее об авторе

Случаи утраты груза в транспортных компаниях возникают часто. Претензии по утрате груза занимают 2 место, от всего количества поступающих в транспортные компании претензий, после претензий о повреждении груза.

Причин утраты несколько: начиная от халатности персонала на складе и утраты груза в процессе логистических операций и заканчивая уничтожением груза в результате ДТП (аварий на транспорте) и форс-мажорных обстоятельств.

Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральным Законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за утрату груза закреплена:

  • в размере реальной, документально подтвержденной стоимости груза (недостающей части груза), если груз принят без объявленной стоимости;
  • в размере объявленной стоимости (части объявленной стоимости при частичной утрате), если груз принят с объявленной стоимостью. А также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).

Порядок действий при утрате груза.

  1. Фиксация факта утраты груза. Необходимо составить акт с транспортной компанией, в котором зафиксировать факт утраты груза и указать, что конкретно утрачено: наименование, марку, модель, количество, стоимость. Если утрачена часть груза, сверяйте каждую позицию и фиксируйте все, поскольку в соответствии с законом считается что груз получен, если в день получения груза не зафиксирована утрата конкретной позиции груза. Исключение составляют специальные типы грузов, утрату которых обычным способом нельзя выявить.
  2. Уточните у специалистов транспортной компании в результате чего утрачен груз: пожар в транспортном средстве, кража, мошенничество и т.д. Утрачен только Ваш груз либо утраченных грузов много. В чем важность? В некоторых транспортно-экспедиционных компаниях ответственность перевозчика-экспедитора застрахована и при наступлении значительного события транспортная компания сама заинтересована в скорейшем возмещении убытков. Например, если сгорела авто-фура и весь перевозимый в ней груз, транспортная компания заявляет данное событие страховщику как страховой случай и страховщик компенсирует все понесенные убытки транспортной компании, в том числе и те выплаты, которые транспортная компания произвела пострадавшим клиентам. В таком случае транспортная компания крайне заинтересована в том, чтобы как можно быстрее заплатить пострадавшим клиентам и не доводить дело до суда, т.к. компенсирует эти затраты через страховую компанию. На моей практике были случаи, когда в подобной ситуации сотрудники транспортной компании помогали клиентам готовить пакет документов к претензиям в свой адрес и были заинтересованы в скорейшей выплате компенсаций.
  3. Если Вы являетесь грузополучателем, проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара). Если в договоре указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по утрате товара является грузоотправитель. И грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара. Дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.
  4. Претензия. Подготовьте претензию с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов Вам понадобятся для обращения с иском в суд. Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В претензии кратко опишите ситуацию, маршрут следование груза, маркировку груза наименование и стоимость груза, дату и место фиксации утраты груза. К претензии приложите следующие документы:
    1. документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.,
    2. документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара,
    3. банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации,
    4. доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия подписанта.
  5. Зачастую на сайтах транспортных компаний есть образцы претензий, которые в целом соответствуют требованиям закона. Во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.
  6. Подайте претензию в транспортную компанию без отлагательств. Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 (двух) экземплярах, чтобы транспортная компания на втором экземпляре поставила отметку о принятии, указав дату принятия, входящий номер и заверив печатью вернула его Вам в подтверждение факта обращения. Если Вы не хотите подавать претензию самостоятельно, можно отправить претензию в 1 (одном) экземпляре почтой. В этом случае отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и обязательно сохраните опись и почтовую квитанцию об отправке. Срок ответа на претензию 30 (тридцать) дней.
  7. В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на Ваш расчетный счет денежных средств в требуемой сумме. Но такое бывает крайне редко, поскольку для транспортной компании — это расходы.
  8. В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, Вам необходимо обращаться в суд с иском, срок обращения 1 (один) год, и в суде доказывать все обстоятельства и размер причиненных Вам убытков.

Я рекомендую обращаться за квалифицированной юридической помощью в момент, когда вы узнали об утрате груза. Привлекая юриста по транспортным спорам еще до составления акта об утрате груза и подачи претензии, вы на 30-50 % увеличиваете вероятность ее удовлетворения транспортной компанией на стадии рассмотрения претензии, поскольку юрист работающий в данной тематике знает массу деталей и обстоятельств, влияющих на быстрое и положительное рассмотрение претензии. А с учетом того, что в случае отказа в удовлетворении претензии необходимо обращаться с иском в суд, а средний срок рассмотрения дел данной категории составляет 6 месяцев — вдвойне целесообразно сразу обратиться к профессионалам для скорейшего возмещения убытков.

Смотрите также статью Евгения Побережного «Что делать, если транспортная компания повредила груз».

Утрата груза (потеря груза) – неблагоприятная ситуация для всех участников цепи поставки товара.

Каждая из сторон взаимоотношений в одинаковой степени заинтересована в надлежащем исполнении обязательств, связанных с транспортировкой и хранением груза.

В случае если этого не происходит – необходимо соблюдать определенную последовательность действий, в том числе, для корректной фиксации факта произошедшего инцидента и объективной оценки его обстоятельств.

Утрата груза

О сроках предъявления претензий и исковой давности

При урегулировании спорных ситуаций, вытекающих из правоотношений с экспедиторами и перевозчиками, следует помнить о том, что в данном случае законом предусмотрен сокращенный, годичный срок исковой давности (ст.13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ст. 42 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Срок предъявления претензий:

  • к авто перевозчику – в течение срока исковой давности,
  • к экспедитору – в течение шести месяцев.

Последствий предъявления претензий экспедитору за пределами шестимесячного срока законом не предусмотрено. Поэтому на практике, в случае пропуска срока предъявления претензии, препятствий для последующего обращения в суд у заявителя не возникнет.

Решение проблемы утраты груза для участников процесса

Грузоотправителю Грузоотправителю

Грузоотправитель, в случае недоставки груза в обозначенный договором срок (а при его отсутствии в срок, установленный действующим законодательством), вправе считать свой груз потерянным, утраченным.

  • В соответствии со ст.79 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» при утрате груза необходимо составить совместный акт. Однако на практике акт, свидетельствующий о полной утрате груза составляется редко, так как у сторон договора перевозки отсутствует документ с подписью получателя о вручении груза.
  • После составления акта перевозчику направляется претензия с приложением документов, подтверждающих заявленные требования. Для ответа на претензию у перевозчика есть 30 дней.
  • В случае неполучения ответа или при не достижении согласия по истечении указанного срока – грузовладелец праве обратиться за защитой своих прав в суд.

Грузополучателю Грузополучателю

В случаях, когда грузоотправитель и грузополучатель не являются одним лицом, а состоят в договорных отношениях, необходимо обратиться к условиям заключенного договора для определения лица, которому следует предъявлять претензии.

Например, если условиями договора поставки предусмотрено, что грузоотправитель считается выполнившим свои обязательства в момент передачи груза перевозчику, то при утрате груза требования о возмещении убытка следует предъявлять перевозчику, при этом порядок действий совпадает с действиями грузоотправителя.

В соответствии с действующим законодательством претензии перевозчику может предъявить как грузоотправитель, так и грузополучатель.

Перевозчику, экспедитору Перевозчику, экспедитору

Ответственность лиц, осуществляющих перевозку, за сохранность груза возникает с момента приемки груза к перевозке и прекращается в момент выдачи груза уполномоченному лицу.

Если груз потеряли, то при полной или частичной утрате груза, в том числе в результате действий третьих лиц, ответственность за утрату повреждение груза несет перевозчик (экспедитор). В связи с чем, экспедитор обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки, во избежание непредвиденных убытков.

Страховой компании Страховой компании

Объект страхования является существенным условием договора страхования. В ситуации с пропажей имущества страховщик заинтересован в надлежащей фиксации не только непосредственной потери грузов, но и вложений грузомест, особенно если речь идет о дорогостоящем имуществе.

В соответствии с действующим законодательством страховщик не лишен возможности осмотреть имущество перед его страхованием, а в случае пренебрежения своим правом, страховщик лишается возможности впоследствии оспаривать действительную стоимость утраченного имущества.

Отчет сюрвейера позволяет объективно определить степень и размер риска по объекту, принимаемому на страхование.

Мы предлагаем услуги

 

СЮРВЕЙЕРСКИЕ УСЛУГИ damage survey

Под термином «сюрвей» подразумевается широкое направление не лицензируемой государством деятельности, связанной с инспекцией (осмотром) имущества. При этом сюрвейерские услуги востребованы вне зависимости от того, застраховано ли инспектируемое имущество.

Сюрвейер — человек, который что-либо инспектирует, обозревает, занимается установлением причин, характера и размера убытков застрахованного имущества при перевозке. Эта деятельность еще носит название расследования страхового случая или страхового расследования. Также этот специалист занят документальным оформлением происшествия, в результате которого возникли убытки, и, кроме того, он подготавливает необходимые материалы для оформления претензий с целью возмещения ущерба.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ УБЫТКОВ loss adjusting

Не имеет значения, каким именно транспортом — автомобильным, воздушным, водным или железнодорожным осуществлялась транспортировка, по факту которой произошла утрата или порча груза. В любом случае инцидент, наступивший вследствие противоправных действий третьих лиц (кража, хищение, мошеннические действия) или по иным объективным обстоятельствам (ДТП, пожар, авария при погрузке-выгрузке и т. д.), влечет за собой наступление убытков.

Подключившись на ранней стадии при выявлении убытка, лосс аджастер поможет контролировать и сократить вероятные потери Вашего бизнеса.

Случается так, что в процессе перевозки груз теряется, либо повреждается. Это несёт внушительные убытки грузовладельцу и получателю товара.

Столкнувшись с подобной ситуацией, предпринимателю желательно иметь надёжную и квалифицированную юридическую опору. В этом могут помочь специалисты, либо юристы, трудоустроенные в его фирме.

Повреждение груза при перевозке

Нужно понять, какую ответственность и кто несёт при трате груза перевозчиком, как получить компенсацию, а также на что следует опираться при возникновении подобной ситуации. Ведь груз потерял. Физически или материально. И надо как-то вернуть его в виде денег, чтобы компенсировать свои потери.

Правовые основы

Почему-то лишь столкнувшись с такой ситуацией многие предприниматели начинают задаваться вопросами о том, что им нужно делать, если транспортная нанятая компания повредила вверенный груз.

На самом деле о возможной утрате груза при его перевозке нужно думать заранее. А именно на этапе выбора перевозчика, а также подписания с ним договора.

Если говорить про ответственность со стороны экспедитора, то есть представителей транспортной компании (ТК), перед грузоотправителем или получателем за утрату груза, тогда тут нужно обращаться к действующим правовым нормам, к законодательству.

Гражданский Кодекс РФ

Основой для таких ситуаций выступает Гражданский Кодекс РФ. А именно положения, касающиеся перевозок. Также для некоторых видов транспорта предусмотрены свои уставы. В них определяются виды ответственности для экспедитора. Если же речь идёт о перевозках международного уровня, тогда тут дополнительно, но обязательно нужно изучить действующие соглашения между странами в вопросе грузоперевозок.

Согласно действующему закону, за сохранность перевозимого груза несёт ответственность именно перевозчик, либо экспедитор. Они обязуются компенсировать утрату или порчу товара.

Если говорить конкретно про ответственность перевозчика и его обязанности, то за утрату доставляемого груза отвечать придётся по статье 796 действующей редакции Гражданского Кодекса. Опытные юристы также советуют обратить внимание и при необходимости сослаться на ещё 2 статьи ГК. Это 223 и 224. В них говорится о том, что исполнитель берёт на себя соответствующую ответственность за перевозимый товар, начиная с момента его поступления в компанию, а также после подписания ТТН. Речь идёт о товарно-транспортной накладной. Ответственность сохраняется вплоть до передачи груза получателю с необходимым документальным подтверждением этого факта.

В качестве доказательства доставки выступает подписанный двумя сторонами договор, а также акт приёма-передачи. До этого момента вся ответственность лежит на грузоперевозчике.

Кто будет нести ответственность

Бывают различные ситуации, когда транспортная компания, взявшая на себя обязательства, в процессе доставки случайно или специально повредила груз, либо потеряла его. Так или иначе, ответственность за утрату любого груза, вне зависимости от его ценности, несёт перевозчик. Это подтверждается соответствующими документами.

Груз и ДТП

При этом потеря и повреждение имеют несколько разный характер. Эти ситуации следует разобрать отдельно.

  • Повреждение в результате ДТП. Если повреждения связаны с дорожно-транспортным происшествием, в которое попал перевозчик, то на территории РФ всё равно ответственность будет нести транспортная компания. И это не зависит от того, виновен ли водитель компании-перевозчика или нет. В случае, если в ДТП водитель транспортной компании будет невиновным, у транспортной компании есть законное право предъявить регрессные требования в отношении виновной стороны. Но всё равно отношения между ним и грузовладельцем (грузополучателем) не меняются. Это уже отдельная ситуация, которая позволит компенсировать свои убытки за счёт виновника ДТП. В рамках отношений между перевозчиком и заказчиком услуги факт виновности или невиновности водителя никак не влияет.
  • Похищение груза. Другой вопрос в том, кто будет нести ответственность, если груз оказался похищен. Увы, но кражи во время грузоперевозок в наше время сложно назвать редким явлением. Если это коснулось доставляемого груза клиента транспортной компании, то ответственность будет нести перевозчик. Ведь она берёт на себя соответствующие обязательства по сохранности товара. Важно отметить, что самим представителям ТК следует незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.

Грузовик и вор

Ещё вопрос в том, какого рода ответственность будет нести перевозчик. Здесь есть несколько вариантов:

  • при полной или частичной потере груза компенсируется стоимость утраченного товара, согласно указанной в документах стоимости;
  • если товар повреждён, то сумма зависит от того, возможно ли груз восстановить или нет;
  • когда восстановить возможно, тогда выплачивается разница, на которую упала ценность;
  • при невозможности восстановить компенсация выплачивается в полном объёме;
  • дополнительно пострадавшая сторона может потребовать компенсаций всех затрат, связанных с оплатой услуги по доставке товаров;
  • требования в возмещении также могут предусматривать предоставление такого же или аналогичного товара;
  • если имеют место другие виды ущерба, связанные с потерей груза, их также следует указывать и прописывать.

Компенсация за груз

Только важно учесть, что все эти обязательства и ответственность должны быть обязательно прописаны в договоре. Это максимально повышает шансы грузоотправителя, либо получателя рассчитывать на компенсацию.

В каких ситуациях перевозчик не будет нести ответственность

Не в интересах транспортной компании терять или повреждать вверенный ей товар, если говорить о законных грузоперевозках. Поэтому ТК также хочет защитить свои интересы, принимая такую ответственность. В судебной практике существует множество примеров, когда ТК пыталась доказать свою невиновность.

Фура и снег

В действительности освободиться от ответственности можно лишь в том случае, если происшествие возникло в результате обстоятельств, которые никак не зависят от перевозчика. Это:

  • форс-мажорные ситуации из-за непредвиденных условий;
  • природные катаклизмы;
  • стихийные бедствия;
  • бунты, революции и так далее.

Помимо самих возникших обстоятельств, перевозчик обязан предоставить убедительные доказательства. Какие именно, тут уже зависит от конкретной ситуации.

Фура и наводнение

Как оформить утрату, повреждение или недостачу

Чтобы максимально обезопасить свои интересы, требуется вооружиться документом. Это акт утраты вверенного груза. Если быть точнее, то акт утраты или недостачи. Составляется документ при участии представителей получателя груза и фактического перевозчика, у которых есть соответствующие полномочия. Найти образец, чтобы составить претензионный акт, не составит труда. Так можно привлечь к ответственности транспортную компанию, повредившую ваш груз. Если претензия отсутствует, то и оснований для рассмотрения дела нет.

Соответствующий акт, образец которого могут предоставить многие профильные юристы в области грузоперевозки, говорит об утрате груза, либо о факте его порчи в процессе доставки. Акт необходимо составить в день прибытия товара. В качестве исключения иногда можно заняться оформлением на следующий день. Но лучше этого не делать.

Акт о потере груза

Опираясь на образец жалобы, происходит оформление бланка. Соответствующая претензия об утере или повреждении груза должна подписываться двумя сторонами. Но бывает так, что представитель ТК не хочет выплачивать компенсацию. Фактически отказывается от выполнения своих обязательств, а также норм закона. Это распространённое явление, обусловленное желанием перевозчика во что бы то ни стало ничего не платить клиенту. Но в этом случае акт можно составить и оформить в одностороннем порядке. Единственное условие — это обязательное извещение ТК.

Не все грузы поддаются счёту в единицах. Если это насыпной или наливной товар, который также был частично утрачен или похищен, тогда проводится специальная процедура взвешивания с обязательной фиксацией результатов в документах. При этом важно, чтобы перед передачей товара грузоперевозчику для доставки в бумагах также отображался вес, объём или другой показатель количества груза.

В случае недостачи по количеству определяется конкретное число утраченных или повреждённых единиц товара. Это могут быть ящики, коробки, упаковки и прочие виды тары.

Документ в транспортную компанию

Скачать бланк претензии в транспортную компанию на повреждение или утерю груза можно здесь. Образец бланка предварительного акта о повреждении/порче груза доступен для скачивания по ссылке.

Что делать, если груз был застрахован

При наличии страховки в случае утраты или порчи груза, нужно обращаться в страховую компанию, где оформляли полис. Потребуется предъявить соответствующие документы, подтверждающие факт хищения, либо повреждения. Плюс написать заявление с требованием выплаты компенсации по страховке.

Уже сама страховая компания займётся вопросами взыскания всех издержек с виновной стороны. Но к вам это не будет иметь никакого отношения. Все деньги по страховке вы получите.

Страхование груза при перевозке

Хотя и здесь придётся внимательно отнестись к составлению заявления, а также к подготовке документов. Чтобы у страховой компании не возникло оснований в отказе.

Написание претензии

Тут опять нужно обратиться к Гражданскому Кодексу. В указанной статье говорится, что перед обращением в суд для решения возникшего вопроса, нужно попробовать урегулировать конфликт в досудебном порядке. Его суть заключается в том, чтобы предъявить претензию ответственной стороне, то есть грузоперевозчику. Если он согласится с фактом своей виновности, признав это, тогда просто компенсирует прописанную в документах сумму. И никаких судебных разбирательств не будет.

Претензия у перевозчика

Затягивать с написанием претензии нельзя. По таким делам есть понятие исковой давности, которая составляет всего год. Ведётся отсчёт с момента, когда был выявлен факт хищения, либо повреждения товара.

Ещё важно учесть, что на рассмотрение самого иска грузоперевозчику даётся 12 месяцев. Поэтому юристы рекомендуют заняться досудебным урегулированием в максимально сжатые сроки с момента обнаружения проблем с грузом.

Увы, не всегда перевозчик соглашается на такой вариант. Приходится тогда обращаться в суд и доказывать вину через соответствующую инстанцию.

Соглашение с перевозчиком

Как происходит компенсация через суд

Предположим, что транспортная компания, которая была нанята, чтобы перевести груз, по своей вине повредила его или испортила. Но в досудебном порядке компенсировать ничего не хочет. Или же условия компенсации не соответствуют требованиям пострадавшей стороны. Тогда возникает вопрос, что делать в такой ситуации.

Здесь требуется решать вопрос через суд. От пострадавшего потребуется подать иск с арбитражный суд. Только важно учитывать, что правила в отношении подобных претензий к перевозчикам жёсткие. Иск подаётся только по месту расположения транспортной компании. С этим пострадавшему грузовладельцу или грузоотправителю придётся смириться, если он находится или проживает далеко от расположения грузоперевозчика.

В иске нужно обязательно детально описать обстоятельства при обнаружении потери или порчи. Далее идут ссылки на документы, в которых предусматриваются основания не только утраты, но и величины причинённого ущерба.

Иск о потере груза

Также следует описать, что состоялось досудебное урегулирование, как повели себя стороны конфликта и к чему это привело. То есть указать, что ТК отказалась выполнять свои обязательства и в досудебном порядке не хочет решать проблему.

Помимо иска, необходимо подготовить набор документов. Обычно он состоит из:

  • копии договора на грузоперевозку;
  • товарно-сопроводительных документов;
  • акта о факте утери имущества, либо его повреждении;
  • копии претензии к перевозчику;
  • ответа на претензию от перевозчика;
  • копий договора, заключённого между сторонами конфликта.

Документы для суда

Ещё потребуется оплатить государственную пошлину. Оплачивает её заявитель. Стоимость формируется исходя из процента от величины предъявляемых требований.

Образец искового заявления грузоотправителя в арбитражный суд о возмещении перевозчиком ущерба, вызванного утратой или повреждением груза можно скачать здесь.

Пошаговый возврат стоимости груза

Если при грузоперевозке товар был украден, либо повреждён, владелец или получатель груза несёт соответствующие финансовые убытки. Чтобы получить компенсацию в полном объёме, рекомендуется выполнить 6 пошаговых процедур.

  • Получить юридическую консультацию. Если у предпринимателя есть свой штатный юрист, он займётся этим вопросом. Но бывает и так, что приходится обращаться к независимым специалистам. Юристу следует описать ситуацию во всех подробностях, показать документы. Причём тут важно не увиливать, а говорить, как есть. Сокрытие некоторых фактов, невыгодных для заявителя, могут в дальнейшем проявиться, что приведёт к решению суда не в его пользу.
    Приём у юриста
  • Строго выполнить порядок претензий. Прежде чем подавать иск о взыскании, необходимо направить грузоперевозчику досудебную претензию. Это прописано как Гражданским Кодексом РФ, так и правилами обращения в арбитражный суд. Судебный процесс начнётся лишь при условии, если перевозчик не ответит на претензию в установленные сроки, либо отклонит требования.
  • Обратиться с иском в суд. Подавать его нужно по месту нахождения обвиняемой стороны, то есть грузоперевозчика. В составлении иска желательно подключить грамотного юриста. Так в документе не будут упущены даже самые незначительные моменты, которые всё равно могут повлиять на окончательное решение. Рекомендуется обосновать сумму ущерба. Чем больше документов и подтверждений будет приложено к иску, тем выше вероятность выиграть суд и взыскать максимально возможную сумму.
    Иск у судьи
  • Направить обращение в банк. Перед началом исполнительного производства можно попробовать решить вопрос с помощью банка, который занимается вопросами обслуживания транспортной компании. В банк подаётся заявление с требованием списать со счёта необходимую сумму. При этом к заявлению прикладывают исполнительный лист. Причём оригинал. Если на счету перевозчика будет достаточная сумма, её переведут на счёт пострадавшей стороны. Если этот вариант не сработает, тогда исполнительный лист возвращается обратно заявителю.
  • Начать исполнительное производство. Не добившись желаемого результата через банк, в работу вступают судебные приставы. Здесь готовят отдельное заявление с уведомлением о том, что в отношении ТК начато исполнительное производство. Подавать его нужно в местное отделение ФССП. Причём также по месту расположения транспортной компании.
    Утеря груза и ФССП

Даже если за дело возьмутся судебные приставы, прекращать контролировать ситуацию не стоит. Наоборот, активно поддерживайте с ними связь, интересуйтесь ходом дела, а также всячески содействуйте, чтобы быстрее исполнить судебное решение.

Во многом успех ещё зависит и от того, насколько грамотно был составлен договор между клиентом, а также грузоперевозчиком. Здесь необходимо прописывать ответственность сторон, решение спорных вопросов и прочих ситуаций, которые потенциально вряд ли могут произойти. Но это ваша юридическая защита.

Стоит также отметить, что и для транспортной компании договор с клиентом имеет большое значение в вопросах урегулирования конфликтов.

Компенсация через суд

Считаете ли процедуру взыскания сложной? Кому приходилось сталкиваться с подобными ситуациями? Насколько на практике легко взыскать компенсацию?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Жалоба в департамент жкх на управляющую компанию образец
  • Жалоба в роспотребнадзор на юридическую компанию образец
  • Жалоба в страховую компанию на врача поликлиники образец
  • Жалоба на доставку товара транспортной компанией образец
  • Жгут проводов моторного отсека газель бизнес 4216 евро 4