Проезд на красный свет запрещен. Это понятно всем, даже лихачам. Но является ли желтый сигнал светофора запрещающим для дорожных камер? Как они реагируют на проезд автомобиля в такой ситуации? Получит ли водитель штраф? Сейчас разберемся.
В соответствии с пунктом 6.2 ПДД, желтый свет запрещает движение и предупреждает о том, что сигналы вот-вот сменятся. То есть проезжать перекресток на желтый вы не можете. Однако тот же пункт содержит исключение из этого правила: водитель имеет право ехать на желтый свет, если не может остановиться без применения экстренного торможения.
Итак, если вам ничего не мешало остановиться при включенном желтом сигнале светофора, однако вы пересекли перекресток, оснащенный дорожной камерой, то штраф в такой ситуации будет справедливым.
Проезд на мигающий желтый — тоже нарушение?
Снова смотрим пункт 6.2 ПДД, где четко указано, что мигающий желтый превращает перекресток в нерегулируемый. То есть никакого запрета на движение подобный сигнал не устанавливает.
В режиме мигающего желтого сигнала светофор может функционировать в случае неисправности. Как правило, дорожные камеры синхронизируют свою работу со светофорами, и когда те ломаются, просто прекращают фиксацию.
К слову, некоторые спрашивают, приравнивается ли проезд при мигающем зеленом свете к движению на желтый. Согласно, опять же, пункту 6.2 ПДД, мигание зеленого сигнала светофора носит информационную функцию, предупреждающую о скором включении запрещающего сигнала.
Другими словами, никакого запрета мигающий зеленый свет не подразумевает и любые «письма счастья» за подобные «нарушения» являются абсолютно незаконными.
Чем грозит проезд на желтый свет
Штраф за подобное правонарушение предусмотрен статьей 12.12 Административного кодекса.
Так, проезд на желтый свет, зафиксированный в первый раз, наказывается штрафом 1000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.12 КоАП.
Если это повторное нарушение, то виновнику грозит финансовое наказание 5000 рублей либо конфискация водительского удостоверения на 4-6 месяцев на основании части 3 статьи 12.12 Административного кодекса.
Но корректно ли говорить о повторном нарушении при фиксации его дорожной камерой. Может ли она распознать повторность? Наш ответ: да. Если в течение 12 месяцев с момента оплаты штрафа вас снова привлекают по части 1 статьи 12.12 Административного кодекса, то наказание будет именно за повторное нарушение.
Тут есть особенность. В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП, любое административное правонарушение, выявленное дорожной камерой, наказывается исключительно штрафом. Поэтому в случае с повторным проездом на желтый свет, зафиксированным дорожной камерой, никакой конфискации прав не предусмотрено — вам грозит «лишь» штраф 5000 рублей.
Можно ли обжаловать штраф?
Не просто можно — нужно! Оборотная сторона копии постановления подсказывает, куда именно подать заявление. В нашей ситуации вы подаете бумагу на имя начальника регионального Центра автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП).
С момента получения копии постановления вам дается 10 дней для подачи жалобы. И если вы так и не получили «письма́ счастья», то направьте заявление сразу после того, как узнали о штрафе.
Причина такой «преждевременности» есть. Нередко случатся, что в почтовом отделении просто фиксируют безуспешное вручение письма, а вам об этом ничего не известно.
Отметим, что в тексте жалобы нужно сообщить, по какой причине ЦАФАП должен аннулировать штраф. Другими словами, необходимо предъявить основания для отмены постановления.
Что это за основания?
Они прямо вытекают из технических возможностей дорожной камеры. В свою очередь, возможности эти призваны определить, мог ли водитель остановить автомобиль на желтый свет, не прибегая к экстренному торможению.
В том случае, когда комплекс фотовидеофиксации не позволяет однозначно определить нарушение ПДД, вступает в силу презумпция невиновности.
Так способна ли камера определить, что водитель проехал на желтый свет из-за невозможности остановиться без экстренного торможения? На сегодняшний день — нет.
Кроме того, давайте откроем ГОСТ Р57144-2016, содержащий требования, в соответствии с которыми дорожные камеры фиксируют нарушения.
Так, регистрация проезда при запрещающем сигнале светофора должна проводиться, когда машина либо еще не пересекла стоп-линию, а запрещающий сигнал уже включен; либо проезжает или проехала перекресток, опять же, при включенном запрещающем сигнале.
Здесь отметим важную деталь: под запрещающим сигналом ГОСТ Р 57144-2016 понимает исключительно красный свет — только он должен присутствовать на снимках, фиксирующих нарушение!
Поэтому если вы не согласны с постановлением и убеждены (либо видите по фотоматериалам к документу), что проезжали перекресток при включенном желтом, а не красном сигнале, то обязательно обжалуйте штраф.
В тексте обращения сошлитесь на ГОСТ Р 57144-2016, пункт 6.5.1 которого требует, чтобы фотоматериалы по событию С12 — это движение на запрещающий сигнал светофора — фиксировали проезд именно на красный свет.
Далее озвучивайте логический вывод о невозможности применения автоматических комплексов фотовидеофиксации для регистрации нарушений проезда при запрещающем желтом сигнале светофора.
Дополнительно сообщите, что ваши действия соответствуют пункту 6.14 ПДД, который разрешает двигаться на желтый свет в ситуации, когда невозможно остановиться без экстренного торможения.
Кстати, о фотоматериалах
Снимки с дорожных камер, полученные в момент проезда перекрестка, должны четко показывать, какой именно сигнал светофора горел в момент нарушения. Если однозначно определить это затруднительно, значит, функционирование комплекса фотовидеофиксации осуществляется с нарушением ГОСТа, что само по себе является железобетонным основам для отмены штрафа.
Считается, что в деле должно быть несколько фотографий. Это неверно, поскольку наличие даже одного снимка полностью соответствует действующему законодательству, в частности, части 3 статьи 28.6 Административного кодекса.
Кроме того, снимки делаются на основании видеоматериала, которым никто не будет снабжать копию постановления и направлять «Почтой России» — в любом случае ограничатся фотографиями. Поэтому из общего видеоряда выбираются кадры, которые могут обосновать назначенный штраф. И сколько будет таких фото, совершенно неважно.
К слову, даже полное отсутствие фотографий при получении копии постановления не является основанием для аннулирования штрафа. Да, хотя бы одно фото быть должно, но, к сожалению, это вовсе не значит, что его непременно нужно вам показывать.
Другими словами, если фото не видите вы, получив «письмо счастья», это не значит, что его не существует. И если попытаетесь обжаловать постановление лишь на этом основании, то сотрудник ЦАФАП легко направит фото судье либо сотруднику ГИБДД, который рассматривает дело. И всё. Нарушения закона нет.
В заключение еще раз отметим, что система фотовидеофиксации не может четко распознать, имелась у вас возможность для экстренного торможения или нет. Следовательно, при обжаловании постановления в суде именно там это будут устанавливать, используя видеозаписи с дорожных камер и проводя экспертизу. И конечно, если вы реально проехали на желтый потому, что не могли остановиться в обычном режиме, то имеете все шансы на отмену постановления.
С 1 марта 2023 года в РФ вступает в силу новая редакция Правил дорожного движения.
Постановление Правительства РФ от 06.10.2022 №1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 7 октября 2022 года.
Новая редакция стала чуть ли не самой масштабной за последние 10 лет.
Какие изменения ждут водителей? Поговорим о некоторых из них.
Меняется внешний вид водительского удостоверения
С 1 марта на обратной стороне водительского удостоверения перестанут печатать штрихкод. Осень 2022 года в России появился электронный сервис для предъявления водительского удостоверения через мобильное приложение «Госуслуги Авто». Просто скачайте приложение, авторизуйтесь, а полученный QR-код предъявите инспектору. «Пластик» имейте при себе до окончания тестового периода данного приложения.
«Внимание, пассажир!»
На общественном транспорте будут устанавливаться световые табло «Внимание, пассажир!». Что это значит?
С1 марта 2023 года водитель должен будет остановиться, если:
световое табло горит и на проезжей части есть пассажиры;
световое табло горит, пассажиров на проезжей части нет;
световое табло не горит, но на проезжей части есть пассажиры.
Также важно отметить, что табло «Внимание, пассажир!» применяется только на остановках, где посадка осуществляется с проезжей части. На обычных остановках, расположенных у края проезжей части, табло применяться не должно.
Правило теперь звучит следующим образом:
«14.6. Водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.
В случае если на таком стоящем маршрутном транспортном средстве включено световое табло «Внимание, пассажир!», водитель, приближающийся сзади, должен остановиться перед разметкой 1.17.2, а при ее отсутствии — перед маршрутным транспортным средством, не создавая помех пешеходам, осуществляющим посадку и высадку с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Начинать движение разрешается только при отсутствии пешеходов на проезжей части и после выключения светового табло «Внимание, пассажир!».
Проезд перекрёстков с круговым движением
Здесь правила простые, их просто нужно запомнить:
— на перекрестке равнозначных дорог дорогу должен будет уступить въезжающий;
— на перекрестке неравнозначных дорог уступать будут те, кто въезжает с второстепенной дороги.
— те, кто въедет на круговое движение с главной дороги, сохраняют приоритет.
Между велосипедистами и пешеходами
Электросамокатам, электроскейтбордам, гироскутерам, сегвеям, моноколесам с 1 марта 2023 года получили термин «средство индивидуальной мобильности», введённый в правила.
В поправках предусмотрены новые установки для СИМ:
— скорость до 25 км/ч;
— передвижение разрешено лишь по правому краю дороги, скорость которой ограничена 60 км/час. При этом пользоваться дорогой можно лишь при условии, если поблизости нет велосипедных дорожек, тротуаров и т.д.
— если водитель средства мешает пешеходам в передвижении, то он должен остановить движение или снизить скорость до скорости пешеходов.
— во время передвижения по перекрёстке должны использоваться правила велосипедистов т.е. водитель СИМ должен спешиться.
Есть и иные требования и правила. О них подробнее можно прочесть в новых правилах.
Новые дорожные знаки
Правилами закреплено появление трёх новых дорожных знаком:
1. Белый прямоугольник с изображенной вилкой электроприбора обозначит зарядку для электромобилей
2. Красный круг с нарисованным внутри автобусом — проинформирует о запрете движения автобусов (кроме маршрутных и школьных).
3. Белый прямоугольник с изображенным человеком СИМ, установят на дорогах, где запрещено движение электросамокатов.
На маршрутках без лихачей!
Маршрутные такси и междугородные автобусы, в которых нет ремней безопасности и можно возить пассажиров стоя, вне населенных пунктов должны двигаться со скоростью не более 70 км/ч, а если ремни безопасности всё же есть и места только сидячие, то 90 км/ч. Это должно защитить пассажиров от водителей-лихачей и «смертельных трюков «со скоростью.
И, наконец, про заголовок статьи:
Водителей начали штрафовать за проезд на желтый
Конечно это не новое правило. Проезд на жёлтый всегда был запрещён. Чтобы убедиться в этом нужно просто открыть ПДД и прочитать: проезд на желтый сигнал светофора — запрещен, но есть отсылка, что водителю разрешается проехать, если он не может остановиться, не применив экстренное торможение.
Что же поменялось?
Программное обеспечение, позволяющее камерам фиксировать проезд автомобилей на запрещающие сигналы светофора, появилось уже около 10 лет назад. Но, только сейчас у камер появилась возможность видеть проезд на жёлтый, а у судов чёткая позиция — проехал на «желтый» — нарушение, если не докажешь обратное. А для доказательства необходимо в большинстве случаев проводить экспертизу. Что касается наказания за проезд на желтый сигнал светофора, то, согласно соответствующей статье КоАП, за первое нарушение водитель может получить штраф в 1000 рублей, за повторное — штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Судебная практика за последнее время уже сложилась. Если нужны номера дел — обращайтесь! Поэтому, советую водителям, не проезжать на жёлтый без видимых причин, как и было положено всегда.
В обновлённых правилах появились и иные существенные изменения — о них вы можете прочесть в тексте правил или обратиться ко мне в личные сообщения по ссылке за консультацией или анализом спорной ситуации https://dostupnoepravo.ru/l/1122
Показать содержание
- 1.
Официальная трактовка на 2023 год - 2.
Комментарии к пункту 6.14 ПДД- 2.1.
Жёлтый – запрещающий! - 2.2.
Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14? - 2.3.
Где Ваши доказательства?
- 2.1.
- 3.Важное замечание!
- 4.
Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14- 4.1.
Штраф на камеру
- 4.1.
- 5.
Судебная практика
Жёлтый сигнал светофора – самый спорный в ПДД: на основании пункта 6.14 происходит больше всего судебных споров и разборов в ГИБДД. Всё дело в том, что многие водители считают, что на него можно проехать, если успеть, но ПДД дают ему чёткое запрещающее предписание с исключением в виде, опять же, слова “успеть”, но с целым рядом тонкостей и нюансов.
Официальная трактовка на 2023 год
6.14. Водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить её, а если это невозможно, остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
Пункт 6.14 не менялся на протяжении всего существования Правил – с 1993 года.
Комментарии к пункту 6.14 ПДД
Несмотря на очевидность и простоту пункта, он вызывает целый ряд спорных моментов, когда водитель клонит к своей невиновности на основании того, что он успел проехать на жёлтый сигнал светофора, а сотрудник ГИБДД в виде обвинительной стороны – что жёлтый запрещающий, и водитель не выполнил предписания Правил.
Жёлтый – запрещающий!
Это первое, что следует усвоить всем автолюбителям. Пункт 6.2 Правил чётко оговаривает, что жёлтый – сигнал запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов. Но тут же приводит исключение в виде пункта 6.14, когда водитель всё же может (обратите внимание, не обязан, а именно может по тексту ПДД – ему разрешается) проехать перекрёсток или другое место, регулируемое светофором в том случае, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.
Речь идёт конкретно о 2 случаях:
- когда жёлтый загорается после зелёного перед красным (это очевидно),
- менее очевидно, когда жёлтый загорается перед включением зелёного сигнала и горит вместе с красным – в этом случае начинать движение водителям (и пешеходам) нельзя до того, как загорится зелёный сигнал.
Что такое экстренное торможение в контексте пункта 6.14?
Спорная ситуация чаще всего возникает ввиду отсутствия термина “экстренное торможение” в действующих на 2023 год ПДД. Потому ни водителю, ни инспектору ГИБДД не на чем обосновать свои доводы.
Считается ли экстренным торможением:
- торможение “юзом” или до срабатывания системы ABS,
- может быть, это просто резкая остановка с усиленным давлением на педаль тормоза, но без “юза”,
- а, если сзади, не соблюдая дистанцию, едет другое транспортное средство, учитывается ли при этом частный критерий экстренности остановки?
Ответов на эти вопросы Правила 2023 года не дают.
Но для решения практического вопроса есть на что опираться, и именно последний пункт можно считать наиболее верным частным случаем. Согласно пункту 1.5 ПДД, участники дорожного движения должны действовать таким образом на дороге, чтобы не создавать опасность для движения. Это значит, что если торможение может привести к ДТП, то на жёлтый сигнал светофора проезжать можно. Но это очень грубое заключение – каждый случай исследуется рассматривающими дело должностными лицами или судьями индивидуально.
Где Ваши доказательства?
Пункт 6.14 – это хороший повод приобрести видеорегистратор, если Вы этого ещё не сделали. Причём, желательно со съёмкой обстановки позади автомобиля. Дело в том, что нарушение этого пункта вменяется инспекторами ДПС “на глаз” – это тот пункт, для выявления нарушения которого не требуются специальные средства автофиксации, в отличие от скорости, алкогольного опьянения и других.
В административном праве действует презумпция невиновности, но увы, действует она только в теории. На практике же действует правило “нет оснований не доверять сотруднику полиции”, ведь тот принимал присягу, а, значит, врать не может. Увы, но практика правоприменения 2023 года такова!
Важное замечание!
Штраф и лишение прав за нарушение пункта 6.14
Итак, выше мы выяснили, что жёлтый сигнал светофора – запрещающий, и проезжать на него можно только в исключительных, прямо обозначенных случаях. В КоАП есть наказания конкретно за проезд на запрещающий – без разделения на красный и жёлтый свет. И это следующие наказания:
- если Вас поймали впервые с проездом на жёлтый, когда это запрещено – штраф 1 000 рублей по части 1 статьи 12.12 КоАП,
- за повторное нарушение в течение года после исполнения первого – штраф 5 000 рублей или лишение на 4-6 месяцев (часть 3 этой же статьи),
- если на запрещающий сигнал Вы проехали не перекрёсток, а через ж/д пути, то Вас ждёт уже штраф 1 000 рублей или лишение прав на 3-6 месяцев по части 1 статьи 12.10 Кодекса.
- говоря об экстренном торможении, когда загорелся жёлтый свет светофора, есть также отдельный штраф, если Вы всё же решили оттормозиться, не проезжая участок дороги, но проехали стоп-линию – Вас ждёт потеря 800 рублей.
На все вышеперечисленный штрафы, кроме повторного проезда на запрещающий, распространяется скидка 50% при оплате в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления.
Штраф на камеру
Камеры авто- или видеофиксации нарушений очень часто висят над перекрёстками, фиксируя проезд на запрещающий сигнал светофора (а вместе с ним и остановку за стоп-линией).
Но по действующим ГОСТам проезд на жёлтый сигнал на камеру сниматься не может – точнее штраф за это выписывать (камере) запрещено.
Таким образом, если Вы успели проскочить на жёлтый под камеру автофиксации, то штраф Вам за это не придёт.
Судебная практика
- Мурманский суд оставил в силе постановление сотрудника ГИБДД, вменявшего водителю проезд на красный, в то время как водитель утверждал, что проехал на жёлтый. В деле присутствуют показания свидетелей, наличествует ДТП.
- В Твери водитель, которого привлекли по части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий, приводил доводы в свою защиту с фотоматериалами, где видно, что он пересекает стоп-линию на жёлтый и не может остановиться. Но суд не счёл доводы вескими для отмены постановления.
Водители недоумевают – уже давно проезд на «желтый» не являлся нарушением и тут, как гром среди ясного неба – посыпались «письма счастья». Так что теперь желтый свет – дороги нет.
Шиворот-навыворот
Где-то лет 10 назад появилось программное обеспечение, фиксирующее проезд автомобилей на запрещающие сигналы светофора. Камеры штрафовали не только за проезд на «красный», но также за пересечение стоп-линии, проезд под уже погасшую стрелку и остановку на вафельнице. Теперь дорожные комплексы научились распознавать проезд на желтый сигнал светофора. Автомобилисты в шоке, ведь раньше это не считалось нарушением. Причем некоторые как раз жали педаль газа, видя мигающий светофор, и преспокойненько ехали именно на загоревшийся «желтый».
А что ПДД
Правила дорожного движения вообще-то запрещают. Можно открыть пункт 6.2 КоАП и удостовериться. «Желтый сигнал не только предупреждает о скорой смене сигналов, но и запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14», – заявлено в них.
В пункте 6.14 говорится о том, что «водителям, которые при включении жёлтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, разрешается дальнейшее движение на перекрёстке, не создавая помех пешеходам». Ощущение, что именно эту фразу истолковывают кто во что горазд.
И хоть желтый сигнал является запрещающим, в законе была некая поблажка, которая этот сигнал превращала в разрешающий. Вроде как, водители могут ехать на «желтый», если при приближении к перекрестку скорость машины слишком большая.
Но опять же – это очень опасно. Сколько аварий происходит из-за того, что выехавший на «желтый» сталкивается с теми, кто на этот же сигнал, только уже на перпендикулярных дорогах, тоже начинает движение.
У «Стрелки Плюс» глаз наметан
Да-да, именно этот комплекс отслеживает и выписывает штрафы спешащим водителям. Правда, «Стрелка Плюс» не все ситуации отслеживает, зато штрафует за явные нарушения, Как уже и было сказано, она выписывает нарушителям штрафы за езду на «желтый». Но ведь бывают и такие ситуации, когда с красным или зеленым сигналами светофора дополнительно загораются еще стрелки влево/вправо. Потом, когда такая стрелка гаснет и начинает загораться «желтый», некоторые не замечают этого и двигаются дальше, хотя могли бы и остановиться. Получается, что камера посчитает нарушением, если водитель намеренно начал двигаться на «желтый» либо ехал с небольшой скоростью и почему-то не остановился. А если еще сотрудник ГИБДД остановит или будет ехать прямо за ним в потоке машин – то вообще все как на ладони.
В расчет не берутся крупные перекрестки на скоростных магистралях, где проходит огромный поток транспорта и, естественно, резкое торможение на желтый сигнал невозможно, тут штрафы с камер будут прилетать только за проезд на «красный». Статья 12.12 КоАП за такое наказывает административным штрафом в 1000 рублей.
Вообще штрафы за проезд на «желтый» уже пытались оспаривать в суде, но в таких случаях судьи обычно – на стороне ГИБДД. Ведь чтоб доказать свою правоту, автовладельцам нужно предоставить видеозаписи или результаты экспертизы, которая сможет подтвердить тот факт, что у водителя действительно не было возможности остановиться. В конце прошлого года Никулинский районный суд города Москвы, к примеру, признал данный штраф законным, и основанием тому послужили именно материалы с камеры «Стрелка Плюс».
Так что лучше не нарушать. Лучше остановиться.
Проверить штрафы ГИБДД