Если потерпевший в дтп не обратился в страховую компанию виновнику

Добрый день. А что делать, если пострадавший в ДТП отказывается обращаться в страховую компанию и требует деньги с виновника ДТП?

Добрый день!

Согласно ст. ст. 1064, 1072, 1079 Гражданского кодекса, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества. Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (статья 931, пункт 1 статьи 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.). Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064). Согласно п.4.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П “По делу о проверке конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.С. Аринушенко, Г.С. Бересневой и других”, давая в Постановлении от 31 мая 2005 года № 6-П оценку Федеральному закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целом исходя из его взаимосвязи с положениями главы 59 ГК Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: требование потерпевшего (выгодоприобретателя) к страховщику о выплате страхового возмещения (об осуществлении страховой выплаты) в рамках договора обязательного страхования является самостоятельным и отличается от требований, вытекающих из обязательств вследствие причинения вреда; выплату страхового возмещения обязан осуществить непосредственно страховщик, причем наступление страхового случая, влекущее такую обязанность, само по себе не освобождает страхователя от гражданско-правовой ответственности перед потерпевшим за причинение ему вреда; различия в юридической природе и целевом назначении вытекающей из договора обязательного страхования обязанности страховщика по выплате страхового возмещения и деликтного обязательства обусловливают и различия в механизмах возмещения вреда в рамках соответствующих правоотношений; смешение различных обязательств и их элементов, одним их которых является порядок реализации потерпевшим своего права, приводит к подмене одного гражданско-правового института другим и может повлечь неблагоприятные последствия для стороны, в интересах которой он устанавливался, в данном случае — потерпевшего (выгодоприобретателя), и тем самым ущемление его конституционных прав и свобод. Приведенные правовые позиции, из которых следует, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства, получили свое развитие в последующих решениях Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, как следует из определений Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2011 года № 855-О-О, от 22 декабря 2015 года № 2977-О, № 2978-О и № 2979-О, положения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», определяющие размер расходов на запасные части с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте, а также предписывающие осуществление независимой технической экспертизы и судебной экспертизы транспортного средства с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, не препятствуют возмещению вреда непосредственным его причинителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, если размер понесенного потерпевшим фактического ущерба превышает размер выплаченного ему страховщиком страхового возмещения. С этим выводом согласуется и положение пункта 23 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», согласно которому с лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма в размере части требования, оставшейся неудовлетворенной в соответствии с данным Федеральным законом.

Таким образом, предъявление требований непосредственно к виновнику ДТП является правом потерпевшего.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 08.02.2019

Как нарушение сроков обращения по договору обязательного страхования автогражданской ответственности может привести к отказу в выплате компенсации. В какие сроки необходимо обратиться в страховую компанию при наступлении страхового случая ОСАГО?

ОСАГО относится к обязательному страхованию. Если водитель стал виновником ДТП, убытки пострадавшей стороне компенсирует страховая компания. Без полиса ОСАГО возмещать ущерб придётся из личных средств. Чтобы своевременно получить положенную сумму, потребуется собрать пакет необходимых документов и предъявить их страховому агенту. Особенность программы заключается в том, что срок обращения по ОСАГО ограничен. При несвоевременной подаче заявления на возмещение убытков компания вправе отказать в требуемой выплате, причём на совершенно законных основаниях.

Обратите внимание. Время, отведённое на обращение по ОСАГО после аварии, устанавливается не страховой организацией, а на законодательном уровне. Ознакомиться с правовыми аспектами по данному вопросу можно в части 3 статьи 11 Федерального Закона, определённого 25 апреля 2002 года No 40-ФЗ.

Обращение в страховую после ДТП — порядок действий

В законодательство РФ регулярно вносятся поправки. Это относится и к правилам обязательного страхования ОСАГО. Раньше без обращения в ГИБДД убытки не компенсировались. Сегодня в определённых ситуациях возможно обойтись и без сотрудников госорганов. Если говорить о наступлении страхового случая, то здесь важно соблюдать общепринятые правила.

Авария без вызова ГИБДД

Первый и самый важный этап — фиксирование аварии. Для этого потребуется сделать как можно больше фотографий во всех ракурсах. На снимках должны отражаться все повреждения на транспортном средстве. Очевидцев происшествия можно не привлекать, однако, номер телефона хотя бы одного свидетеля не помешает.

  • После того как все детали будут сфотографированы, повреждённый транспорт можно убирать с проезжей части.
  • В завершение потребуется заполнить европротокол, грамотно составить подробную схему дорожно-транспортного происшествия и проинформировать об этом страхового агента.

Дорожно-транспортное происшествие с вызовом инспектора ГИБДД

  1. Первое действие — вызов сотрудников ГИБДД для оформления происшествия.
  2. Хотя ДТП фиксирует инспектор, лучше сделать самостоятельно несколько снимков или снять видео.
  3. Следующее действие — поиск свидетелей. Не нужно собирать всех, кто стал очевидцем аварии, достаточно 2—3 человек.
  4. После свидетельских показаний составляется схема происшествия. Это можно сделать самостоятельно (если есть навыки) или попросить сотрудника ГИБДД.
  5. После оформления протокола и согласования с инспектором транспортное средство можно убирать с дороги.

Далеко не каждый автовладелец знает, как правильно себя вести при наступлении страховой ситуации и какие принимать меры. Из-за этого между клиентом и страховой компанией часто возникают различные споры. На самом деле ничего сложного нет. После оформления происшествия следует как можно быстрее проинформировать об этом страховую компанию и приступить к сбору обязательного перечня документов. Когда сбор документации завершён, нужно обратиться в офис компании и написать заявление на возмещение ущерба.

Если у вас нет уверенности в том, что сможете правильно оформить европротокол, лучше регистрировать аварию с участием инспектора ГИБДД. От корректности заполнения документа напрямую зависит выплата компенсации.

Важно! По нововведённым правилам ОСАГО водитель, виновный в аварии, не может ремонтировать своё транспортное средство на протяжении 15 календарных дней с того момента, как произошёл страховой случай. Самостоятельное восстановление машины — один из главных факторов, влияющих на отказ в выплате компенсации пострадавшей стороне.

Европротокол

Европротокол заполняется причастными к происшествию автоводителями только в том случае, если не требуется вызов ГИБДД. Обращения по ОСАГО без справки от инспектора возможны в таких ситуациях:

  • В аварии пострадало не более двух автомобилей.
  • Все участники ДТП согласны зафиксировать факт аварии без инспектора ГИБДД.
  • Автовладельцы умеют правильно заполнять европротокол.
  • Ущерб после аварии составляет менее 100 тыс. руб.
  • Оба соучастника аварийной ситуации имеют страховку ОСАГО или КАСКО.
  • Нет пострадавших. Если у автоводителей или же пассажиров есть даже незначительные травмы, лучше вызвать ГИБДД.
  • У одного из оппонентов есть возможность зафиксировать случившееся при помощи фото или видеотехники.

При оформлении европротокола пострадавшая сторона может обратиться за выплатой, если покрытие не превышает лимит, равный 100 тыс. руб. Если обстоятельства ДТП зафиксированы с помощью специального мобильного приложения «ДТП. Европротокол» (или через систему ГЛОНАСС), разногласий у участников происшествия нет, и они оформили Извещение о ДТП, то максимальная выплата по Европротоколу может составить 400 тыс. руб.

После аварии обязательно нужно сообщить о случившемся в страховую компанию, причём неважно — пострадавший вы или виновник. Документ оформляется в строгом соответствии с законодательством РФ и состоит из двух бланков. Каждый из них заполняется с двух сторон.

При внесении данных на бланк с лицевой стороны информация самостоятельно копируется на второй лист. Неправильно оформленный европротокол может стать причиной отказа от выплаты компенсации. Чтобы этого избежать, важно знать, как заполнить документ и какая информация в нём фиксируется.

  1. В раздел «Место происшествия» вносится адрес места аварийной ситуации (населённый пункт, улица, а также номер близлежащего дома). Если авария случилась вне зоны города, необходимо указать номер трассы и обязательно километр.
  2. Второй пункт «Дата ДТП». Здесь указывается дата и точное время. Обязательно согласуйте этот пункт со вторым участником аварийной ситуации.
  3. Количество ТС, участвующих в аварии. Как уже говорилось выше, европротокол оформляется только в том случае, если к дорожно-транспортному происшествию причастны два автомобиля. Соответственно в документе должна стоять цифра 2.
  4. Пострадавшие и погибшие. В этом пункте ставятся прочерки, так как при наличии пострадавших уже требуется вызов госорганов.
  5. Медицинское освидетельствование. В разделе под номером пять всегда ставится отметка «Нет».
  6. Ущерб, причинённый иным транспортным средствам. Пострадало всего два авто, ущерба другим ТС не нанесено, значит, ставим «Нет».
  7. Свидетели дорожно-транспортного происшествия. Отмечаются очевидцы и их данные — Ф.И.О., номер мобильного или стационарного телефона и адрес фактической регистрации.
  8. Оформление инспекторами ГИБДД. Документ составляется участниками происшествия, госорганы в данном случае не нужны, поэтому отмечаем значение «Нет». Далее будут поля «А» и «Б». Они предназначены для двух автомобилей. Какой из них будет вноситься первым, а какой вторым — неважно.
  9. Подразделы 9, 10 и 11 подразумевают полную информацию о транспортном средстве и его владельце. Для заполнения понадобится свидетельство, подтверждающее госрегистрацию ТС.
  10. Страховая компания. Указывается полное наименование организации и информация о полисе страхования.
  11. Место первоначального удара. Здесь необходимо подвести стрелку к той зоне, куда пришёлся первоочередной удар в момент столкновения автомобилей.
  12. Список деталей, повреждённых вследствие аварии. Важный пункт, требующий детального описания, так как от этого зависит сумма возмещения. При заполнении вносится весь список повреждений, которые заметны при визуальном осмотре. Например — скол на правой фаре, вмятина на левой двери, царапина на бампере и так далее.
  13. Замечания. Если никаких замечаний к оппоненту нет, следует отметить — виновны вы в данной ситуации или нет.
  14. Обстоятельства дорожно-транспортного происшествия. Здесь потребуется описание произошедшего — при каких обстоятельствах возникло ДТП, в каком из направлений передвигался автотранспорт, в какое время суток и прочее. Важно, чтобы каждый оппонент заполнил именно свой раздел.
  15. Схема дорожно-транспортного происшествия. На ней отображается направление движения автотранспорта, его расположение во время удара, а также после него. Кроме этого, обязательно указывается улица, номер дома, расположенного ближе всего к месту ДТП, отмечаются установленные дорожные знаки, светофоры, разметка, полосы направления потоков машин и данные ТС, участвующих в аварии (марка, госномер). На примере, представленном ниже можно наглядно посмотреть правила составления схемы.

Схема ДТП при оформлении европротокала ОСАГО

Оформление документа с обратной стороны

Если лицевая сторона полностью оформлена в соответствии с правилами и подтверждена подписями обоих оппонентов, можно приступать к обратной стороне.

  1. В разделе «Транспортное средство» следует отметить значение «A» или «Б». В зависимости от того, что было выбрано при заполнении пункта 8 на бланке с лицевой стороны.
  2. Пункт «Обстоятельства ДТП» уже был, но в отличие от первого варианта, здесь не нужно расписывать всё до мельчайших подробностей. Достаточно кратко рассказать о ситуации, повлёкшей аварийную ситуацию, с указанием даты, точного времени и полных сведений о транспорте, участвующем в аварийной ситуации (марка, госномер).
  3. Далее, в строки раздела «ТС находилось под управлением» заносятся данные человека, находившегося за рулём во время аварийной ситуации.
  4. В подразделах № 4 и № 5 всегда отмечаются прочерки.
  5. Графа «Способно ли ТС передвигаться» определяет состояние автомобиля. Отметьте, может ли повреждённое ТС передвигаться самостоятельно или потребуется эвакуатор.
  6. Примечания. Если есть фотоотчёт или видеосъёмка с места аварии, обязательно укажите это в данном разделе.
  7. Завершающий этап — дата и росписи обеих сторон, участвующих в дорожно-транспортном происшествии.

Обязательно перепроверяйте всю внесённую информацию и не допускайте опечаток и ошибок. Любые исправления могут привести к тому, что клиенту откажут в возмещении понесённого убытка. Если же вы допустили ошибку при заполнении бланка, то исправление следует заверить подписями обоих водителей. Если не получается самостоятельно разобраться в разделах бланка, лучше позвонить в службу клиентской поддержки компании, чем заполнять поля наугад.

Важно! После того как будет получена компенсация по европротоколу, пострадавший не может обращаться с прошением о возмещении убытков по этому же происшествию второй раз. Исключение составляет ситуация, когда был причинён вред здоровью, но на момент аварии человек об этом не знал (скрытая травма).

Срок обращения по ОСАГО

Обращение в страховую после происшествия должно осуществляться в строго отведённое время. Закон «Об ОСАГО» гласит, что держатель полиса обязан сообщить компании о случившемся не позднее, чем через 5 суток после зафиксированного ДТП. Срок обращения регулируется пунктом 2 статьи 11 ФЗ. В течение этого времени автовладелец должен собрать пакет всех необходимых документов и предоставить его страховому агенту.

Список документов

Если у виновного дорожно-транспортного происшествия оформлен полис и он действителен на момент аварии, возмещением ущерба пострадавшей стороне занимается страховая компания. Чтобы это осуществить, необходимо предоставить следующую документацию:

  1. Ксерокопия паспорта потерпевшего в аварийной ситуации.
  2. Реквизиты банковского счёта.
  3. Оригинальный бланк страхового полиса.
  4. Заявление на возмещение материального ущерба, причиненного в результате ДТП (выдаётся в филиале страховой).
  5. Извещение о дорожно-транспортном происшествии.
  6. Справка, выданная инспектором ГИБДД или европротокол.
  7. Документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство.

Также в страховую компанию можно передать (при наличии) электронный носитель информации, содержащий сведения, которые способны подтвердить невиновность заявителя (например, карту памяти из регистратора или мобильного телефона).

Документы можно доставить в офис самостоятельно или отправить по почте, но в этом случае важно учитывать сроки, в течение которых документация будет доставлена. Кроме того, каждый документ должен быть полностью заполнен и заверен «мокрой» печатью госоргана, выдавшего ту или иную справку.

Обратите внимание. Если вы стали участником аварийной ситуации, в ней нет пострадавших и задействовано всего два транспортных средства, документы направляются в свою страховую. При иных обстоятельствах в компанию виновника происшествия.

Основания для отказа в выплате

В соглашении всегда указываются причины, по которым компания может отказать в возмещении убытков. Многие автовладельцы упускают этот момент из вида и подписывают документ не глядя. Однако этот раздел очень важен, и при возникновении спорных ситуаций, незнания некоторых пунктов договора могут сыграть роковую роль. Самые распространённые причины отказа в выплате:

  • Нарушен срок обращения и подачи необходимой документации.
  • При наступлении страхового случая за рулём находился человек, не вписанный в страховку.
  • Авария случилась во время обучения вождению или осуществления тест-драйва транспорта.
  • Ущерб автотранспорту нанесён во время гонок, соревнований и прочих мероприятий, противоречащих соглашению.
  • Авария произошла по вине стихийных бедствий или военных операций.
  • Доказан факт мошенничества (транспортное средство повреждено с целью получения компенсации).
  • Страховой полис просрочен.
  • Участники аварийной ситуации отказываются признавать свою вину, при этом доказательства ДТП полностью отсутствуют.
  • В документах есть ошибки или они неправильно заполнены.
  • Автовладелец отказал специалисту в предоставлении транспорта для экспертизы.
  • Отсутствие у одного из водителей водительского удостоверения.
  • Виновник аварии был в стадии алкогольного или наркотического опьянения.

В некоторых ситуациях речь идёт о временной задержке выплаты, а не об окончательном отказе. В таком случае страховой агент должен разъяснить автовладельцу основания отказа и методы устранения недочётов.

Важно! Подавать документы в страховую компанию должен только владелец транспортного средства (или его представитель по нотариально заверенной доверенности), причастного к аварийной ситуации. Даже если человек вписан в страховку, он не имеет права предоставлять документацию вместо автовладельца. Это наиболее распространённая причина отказа в возмещении убытков.

Действия при отказе

Если вы считаете, что компания отказала незаконно, не оставляйте этот вопрос без внимания. В первую очередь, составьте претензионное письмо и отправьте его на имя руководителя страховой. При заполнении претензии обязательно сделайте акцент на то, что полис действителен и имеет свою законную силу. Сроки рассмотрения досудебных заявлений — 5—7 дней. Если в течение этого времени компания не отреагировала, можно обращаться в судебные инстанции.

Обратите внимание. При подаче претензии всегда оформляются два экземпляра, один из которых остаётся у клиента. На заявлении должна быть дата приёма, роспись агента, принявшего документ и обязательно «мокрая» печать компании.

Обращение в суд

Если обращение в страховую после дорожно-транспортного происшествия с целью получения компенсации не дало положительных результатов, подача заявления в суд — единственный верный выход из сложившейся ситуации. При сумме ущерба до 50 тыс. руб. дело рассматривается в мировом суде. С суммой, превышающей этот порог, следует обращаться в районное отделение суда по месту регистрации ответчика (страховой компании). Кроме искового заявления, автовладелец должен предоставить:

  1. Страховое соглашение с компанией и копию страхового полиса.
  2. Справку о случившемся дорожно-транспортном происшествии.
  3. Отказ страховой компании в выплате компенсации (в письменном виде).
  4. Протокол, оформленный на месте аварии.
  5. Заключение эксперта с оценочной стоимостью ущерба.
  6. Квитанции, подтверждающие оплату госпошлины за обращение к судье.
  7. Детальное описание случившегося, с указанием причины отказа от выплаты.
  8. Заполненное исковое заявление (образец можно найти в подразделении суда).

Если суд удовлетворит исковое заявление, компания будет обязана выплатить компенсацию в полном объёме в срок, установленный судьёй.

Полезные советы

Обращение в страховую после аварии — ответственный шаг, поэтому к этому вопросу нужно подойти серьёзно. Часто клиент получает не то, что ему полагается. Виной тому масса нюансов, о которых знают лишь единицы. Ниже представлены полезные советы, которые помогут в сложных спорных ситуациях или в том случае, если компенсация не покрывает расходы на ремонт авто.

  • Не ремонтируйте повреждённое транспортное средство до выплаты компенсации. Если произойдёт так, что ущерб не будет выплачен, придётся делать переэкспертизу и обращаться в суд, а с восстановленным авто это практически невозможно.
  • Если выплата произведена в объёме, не оправдывающем траты на ремонт авто, по закону можно написать исковое заявление в суд и потребовать доплату с виновника аварии.
  • Оценка производится экспертом, назначенным страховой компанией. Чтобы убедиться, что рассчитанная сумма покроет убытки, после заключения специалиста обратитесь в другую фирму по независимой экспертизе. Это станет хорошим подспорьем при возникновении разногласий во время возмещения ущерба.
  • Некоторые компании требуют, чтобы заявление на возмещение ущерба подавалось в течение 24 часов или двух — трёх дней после наступления страхового случая. Если клиент не укладывается в это время, следует отказ от выплаты. Помните — эти действия неправомерны. У держателя полиса есть 5 дней, утверждённых законодательством.
  • Прежде чем предоставлять документацию страховой компании, обязательно сделайте ксерокопию каждого из документов.
  • Если страховая компания не выполнила своих обязательств и не выплатила компенсацию в течение 20 суток, клиент имеет право требовать неустойку в размере 1% за каждые просроченные сутки.

Для того, чтобы в процессе использования полиса не возникало каких-либо проблем, важно выбирать компанию тщательно. Первый фактор — надёжность. Если страховая существует давно, имеет массу положительных отзывов, это тот самый вариант, когда можно сделать выбор в пользу именно этой фирмы. Даже если страховка стоит немного дороже, чем, например, в соседней конторе. Иногда лучше заплатить больше, но быть уверенным, что при возникновении страхового случая не последует отказ в возмещении убытков.

Как обратиться в страховую после ДТП

Если нравится — подписывайтесь на телеграм-канал Бробанк.ру и не пропускайте новости

Высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению «Банковское дело». С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю «Финансы и кредит». Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru
Открыть профиль

Специалист Бробанк.ру дает подробную инструкцию о том, как обратиться в страховую после ДТП и получить возмещение. Важно сделать все правильно и вовремя, чтобы не было проблем. Рассмотрим и сроки обращения в страховую — их крайне важно соблюсти.

  1. В какую страховую обращаться

  2. В течение какого времени нужно обратиться в страховую после ДТП

  3. Как подать заявление в страховую после ДТП

  4. Что будет дальше

  5. Если у виновника нет полиса ОСАГО

В какую страховую обращаться

Прежде чем разбирать порядок обращения в страховую компанию при ДТП рассмотрим, в какую именно компанию обращаться. Если вы пострадали от действий другого водителя, то возмещать вам ущерб будет именно его страховая. Если вы стали виновником, тогда ваша страховая сделает выплату пострадавшему.

Не будем отдельно рассматривать действия водителей непосредственно после аварии и страховые случаи. Наша ситуация — пострадавшему положено возмещение, и он хочет знать порядок действий и срок подачи документов в страховую после ДТП.

При соблюдении ряда условий, вы можете обратиться в свою страховую компанию, а не виновника

Раньше потерпевший мог обратиться только в страховую виновника, что не всегда было удобно — порой офисы располагались вообще в другом городе. Поэтому законодательно закрепили возможность обращения в свою компанию, но при выполнении важных условий, которые регулирует ФЗ-40 ст 14.1 Прямое возмещение убытков:

  • вред причинен только транспортным средствам, люди в аварии не пострадали;
  • все участники имеют полисы ОСАГО или КАСКО.

Это называется прямое возмещение убытков по ФЗ-40 ст 14,1. Согласно нормам этой статьи ваша страховая занимается оформлением и оценкой ДТП и выплачивает вам деньги. После компания получает возмещение от страховой виновника.

Так что, вы можете обратиться после ДТП в страховую, которая обслуживает ваш полис, или в ту, которая обслуживает виновника. Действуйте как удобно. Но если у виновника нет полиса, или в аварии пострадали не только машины, ваша страховая вам не поможет.

В течение какого времени нужно обратиться в страховую после ДТП

Важно соблюсти срок уведомления страховой о ДТП, чтобы не возникло проблем. Вообще, после аварии лучше действовать быстро и решительно, не затягивать процесс. Желательно как можно быстрее уведомить компанию и начать процесс оценки и возмещения.

Статья 11 ФЗ-40 говорит о том, что потерпевший должен уведомить страховую о событии в сроки, установленные правилами обязательного страхования. А они говорят, что срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО в 2021 году — 5 рабочих дней после заполнения извещения о происшествии.

Уложиться в срок обращения в страховую после ДТП по ОСАГО должен не только пострадавший, но и виновник. Он обязательно обращается к компании, в которой купил полис, и заявляет о событии.

Но, опять же, ситуации бывают разными. Если потерпевший не уложился в установленные временные рамки по уважительной причине, его заявление все равно примут.

Нужно разделять сроки уведомления и подачи заявления. Согласно положению Банка России №431-П главе 3 пункту 3,9 потерпевший уведомляет страховщика “при первой возможности”. Подать документы — в течение 5 дней.

Так что, если рассматривать, в течении какого времени можно обратиться в страховую после ДТП, обеим сторонам желательно это сделать в течение пяти рабочих дней. Но потерпевший по уважительной причине может опоздать.

При этом страховая может устанавливать свои сроки приема заявления о ДТП, превышающие те, что установлены законом. Например, Совкомбанк Страхование дает владельцам полиса КАСКО 10 дней. Если есть какие-то свои сроки, они указаны в документах на страховку.

Как подать заявление в страховую после ДТП

Некоторые страховые компании облегчают жизнь своим клиентам, они принимают заявления дистанционно. Например, если полис обслуживается Тинькофф Страхование, заявить о страховом событии можно в приложении. Аналогичный сервис предлагает Росгосстрах и некоторые другие компании.

Некоторым страховым компаниям отправить заявление можно дистанционно

Напомним, что виновник также уведомляет страховую после ДТП. Какие каналы обращения при этом существуют — это зависит от конкретной компании. Некоторые более современные, принимают уведомления в приложении, на своем сайте или по телефону горячей линии. Другие до сих пор принимают только письменные обращения.

Вы можете позвонить в страховую после ДТП по ее бесплатному телефону горячей линии и получить консультацию по дальнейшим действиям.

То есть сначала вы просто уведомляете страховую, а уже после пишете заявление и собираете пакет необходимых документов. Чтобы обратиться в страховую после ДТП для написания заявления, потерпевший предоставляет следующую документацию:

  • паспорт;
  • документ о собственности на автомобиль, например ПТС;
  • документы из ГИБДД. Это протокол или постановление, где указаны все детали аварии, номера документов;
  • извещение о ДТП;
  • если выбран способ возмещения — наличными, реквизиты банковского счета потерпевшего.

Если речь об оформлении события по европротоколу, тогда нужно предоставить составленный и подписанный обоими водителями бланк, собранные фото и видео материалы.

Что будет дальше

Сроки обращения в страховую компанию при ДТП вы соблюли, оперативно уведомили компанию о событии, в течение 5 рабочих дней собрали необходимый пакет документов и написали заявление. Но что будет дальше?

А дальше страховой компании нужно будет осмотреть автомобиль, чтобы оценить причиненный ущерб. Если авто на ходу, можно подъехать в указанное страховщиком место. Если не на ходу — эксперт приедет сам, ничего платить за это не нужно.

Пострадавший может выбрать денежное возмещение или ремонт, который проведет партнерский сервис страховой компании. Если выбрано денежное возмещение, оно должно случиться в течение 20 дней после подачи заявления.

Но сначала компания делает расчет, результаты которого оглашает в течение 15 суток после приема заявления. И уже после, в течение 5 дней совершает перевод. Все вместе и занимает до 20 дней.

Часто пострадавших не устраивает рассчитанный размер возмещения (не секрет, что его часто занижают). Тогда нужно выразить свое несогласие, заявить о нем компании. После неудачных попыток договориться обращайтесь к финансовому омбудсмену.

Если у виновника нет полиса ОСАГО

Это уже сложная ситуация. Она осложняется тем, что кроме виновника никто не сможет вам оплатить ущерб. В этом случае не стоит вопрос, когда обращаться в страховую при ДТП. Обращаться вообще не нужно, так как выплаты по ОСАГО вам не положены.

Если у виновника нет полиса ОСАГО, то получить денежную выплату от страховой компании не получится

Многие водители до сих пор ошибочно предполагают, что если у них есть полис ОСАГО, то они в любом случае получат возмещение, если пострадали. Но страховка работает иначе: ваша страховая сделает выплату за вас пострадавшим, если вы стали виновником.

Сама авария в этом случае оформляется как обычно, за отсутствие страховки участнику ДТП выпишут штраф в 800 рублей. А после пострадавшему придется заказывать независимую экспертизу, определять сумму ущерба и обращаться в суд за взысканием (если не получится урегулировать вопрос досудебно).

Частые вопросы

В какой срок нужно обратиться в страховую после ДТП?

Срок уведомления страховой компании указан в законе — как можно оперативнее. То есть вы можете позвонить по горячей линии компании в момент оформления происшествия. Если организация принимает уведомления через свое приложение, можете также использовать этот метод.

Какой срок подачи документов в страховую после ДТП?

На сбор пакета документов и предоставление его в страховую компанию закон отводит срок в 5 дней. Но если потерпевший по объективным обстоятельствам не смог уложиться в срок, ничего страшного, нужно просто документально доказать причину пропуска.

Когда страховая выплатит ущерб после ДТП?

После приема заявления в течение 15 дней проводится экспертиза и расчет компенсации, или готовится документ для партнерского сервиса. Если выбрана денежная компенсация, то она выплачивается в течение 5 дней после оглашения результата расчета.

Кто может подать заявление о ДТП в страховую?

Собственник транспортного средства или лицо, действующее от его имени по доверенности.

Что делать, если я пропустил срок обращения в страховую при ДТП?

На практике пропуск срока не становится категоричной проблемой. В любом случае нужно обратиться к страховщику с заявлением. А если оно будет отклонено, тогда следует обращаться в суд. Чаще всего суды по таким делам принимают сторону владельца авто.

Комментарии: 14

Чтобы получить страховое возмещение после ДТП, нужно, чтобы водитель причинил вред жизни, здоровью или имуществу. Необязательно только управлять автомобилем. Расходы возместят и в том случае, если ущерб возник из-за иных действий, связанных с эксплуатацией транспортного средства. Ведь водитель может попасть в аварию без столкновения с другим автомобилем, такой случай также является ДТП. Это не причина отказать в выплате страхового возмещения. 

В законе нет понятия бесконтактного ДТП, но его можно определить как событие, произошедшее в результате движения автомобиля, вследствие чего причинен вред машине или иной материальный ущерб без непосредственного контакта с другими транспортными средствами.

Получить страховое возмещение можно, если по вине другого участника движения водителю или его машине был причинен вред. Для этого необходимо, чтобы между действиями виновника и последствиями была причинно-следственная связь.

К кому обращаться при ДТП без контакта

Если машины виновника и потерпевшего не сталкивались, последний обращается с заявлением о страховой выплате не к своему страховщику, а в страховую компанию виновника, как определил Верховный суд в Обзоре от 22 июня 2016 года. 

Если в результате подобной аварии был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего, а у виновника нет страховки или его не удалось найти, то причиненный вред возмещает Российский союз автостраховщиков. Когда при бесконтактном ДТП был причинен вред только имуществу потерпевшего, а у виновника нет полиса ОСАГО, платить должен сам виновник.

Согласны ли суды с выплатой страхового возмещения при аварии без столкновения

Как правило, суды удовлетворяют требования водителей о взыскании страхового возмещения со страховщика или виновника бесконтактного ДТП. Так, водитель Дмитрий Городин* обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с иском к своей страховой ПАО СК «Росгосстрах» и страховщику виновника АО «СОГАЗ» о взыскании страхового возмещения и расходов по оплате услуг эксперта. 

Подрезал машину справаГородин двигался прямо по крайней правой полосе, а перед перекрестком он увидел, как автомобиль Владимира Горлова* с левой полосы движения начал перестраиваться, двигаясь в сторону его машины. Чтобы избежать столкновения, Городин повернул руль вправо, наехал на дорожный знак, а затем на столб. В результате аварии автомобиль ремонту не подлежит, поэтому потерпевший просил взыскать определенный экспертом ущерб в сумме 180 300 руб.

В ходе рассмотрения дела судья Иван Олейник изучил письменные документы, видеозапись с места происшествия, допросил инспектора ГИБДД, оформившего аварию, и установил, что в бесконтактном ДТП виноваты оба. Так, Горлов создал Городину помеху, а потерпевший ехал слишком быстро. Скорость не позволила должным образом контролировать движение автомобиля, поэтому в результате экстренного торможения автомобиль наехал на препятствие. По этим основаниям суд распределил степень вины участников ДТП как 30% (Горлов) и 70% (Городин) соответственно. 

В итоге страховую компанию ответчика АО «СОГАЗ» обязали выплатить Городину 30% суммы, которую он требовал — 54 090 руб. (дело № 2-8638/2019).

Также потерпевший может потребовать компенсацию за моральные и нравственные страдания, которые он понес при аварии без столкновения. Например, Владимир Бельский* обратился в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к ООО «СК Согласие» (страховая компания виновника) о взыскании ущерба в результате бесконтактного ДТП. 

Неудавшийся обгон автобусаВ тот день Бельский ехал по дороге, а по встречной полосе следовал автобус. Внезапно из-за него выскочил автомобиль Сергея Иванова*, который пытался обогнать автобус. Бельский нажал на педаль тормоза и попытался уйти от столкновения, но машину занесло, и она выехала на противоположную обочину, где ударилась в насыпь. По заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта машины составила 422 400 руб., которые Бельский просил взыскать с ответчика.

Судья Анжелика Жерноклеева определила, что в бесконтактном ДТП виноваты оба водителя, поскольку Иванов не соблюдал безопасную дистанцию до двигающегося впереди автобуса, что повлияло на момент, когда его могли обнаружить, а Бельский допустил превышение скорости, потому степень виновности каждого из водителей была оценена по 50%. По решению суда в пользу страховой была взыскана лишь половина заявленной суммы (дело № 2-483/2019).

В момент бесконтактного ДТП вместе с Владимиром Бельским ехала его супруга Владислава Бельская*, которая после вступления в законную силу решения суда снова обратилась в Таганрогский городской суд Ростовской области с иском к Сергею Иванову о возмещении морального вреда в сумме 50 000 руб., ведь в результате аварии она получила травму позвоночника, долгое время страдала от боли, не могла сидеть, передвигаться без посторонней помощи, не могла спать. Боль преследует ее до сих пор, при ходьбе она быстро устает.

Суд удовлетворил требования Бельской в полном объеме, ведь степень вины Иванова по решению составила 50%, а истице причинен средней тяжести вред здоровью, потому, исходя из степени нравственных и физических страданий суд установил, что заявленный размер компенсации морального вреда в 50 000 руб. соответствует требованиям разумности и справедливости (дело №2-5740/19).

Эксперты о бесконтактных авариях

Бесконтактное ДТП — это экстренное торможение с повреждением деталей автомобиля, уход от столкновения транспортных средств с наездом на какой-либо объект и так далее, говорит юрист «Европейской юридической службы» Евгений Иванов. Обстоятельства таких аварий неоднозначны, ведь согласно п. 10.1 ПДД водитель в опасной ситуации должен снизить скорость вплоть до полной остановки. Получается, что пострадавший автомобиль также обязан затормозить и остановиться. Но автомобилист, который ушел от столкновения и повредил только своё авто, как правило, сводит к минимуму ущерб другому автомобилю, потому нет смысла привлекать его к ответственности или устанавливать степень его вины наравне с инициатором аварии.

Руководитель юридического отдела «Общества защиты прав автомобилистов» Равиль Ахметжанов добавляет, что водитель, вынудивший других участников движения изменить скорость и направление движения, не только отвечает за ущерб, но и может быть привлечен к административной ответственности за оставление места ДТП по ч. 2 ст. 12.27 КоАП. В то же время, потерпевшему порой очень трудно установить, что ДТП было спровоцировал другой участник движения, и определить его личность. Если сведений о нем нет, тогда владельцы поврежденных автомобилей заинтересованы в том, чтобы хоть кого из них признали виновником ДТП. Тогда хоть одна страховая возместит ущерб.

По мнению адвоката и автоюриста Сергея Радько, главная проблема — доказать, что именно маневры виновника стали причиной аварии,  в которую попал потерпевший, когда пытался избежать столкновения. Иногда к ответственности привлекают потерпевшего водителя, но для этого нужен максимум объективных данных о происшествии (записи с камер видеонаблюдения, регистраторов и др.), ведь одних его показаний о том, что он был вынужден избежать ДТП, не всегда достаточно для полноценного и объективного анализа происшествия. Не исключено, что потерпевший не справился с управлением, вследствие чего произошла авария, и пытается оправдать свои действия манером другого участника.

Рубрика «Вопрос-ответ»

Адвокат и автоюрист Сергей Радько отвечает, что, к сожалению, получить возмещение в такой ситуации вряд ли возможно, так как данных о втором участнике и наличии у него действующего страхового полиса нет. Эксперт добавляет, что при отсутствии контакта между автомобилями одних объяснений автомобилиста о том, что он якобы избегал неминуемого столкновения, недостаточно. Действия уклоняющегося автолюбителя тоже не отвечают ПДД, так как при любом маневре водитель обязан обеспечить его безопасность.

Водитель может обратиться к сотрудникам ГИБДД через день после аварии, но полицейские могут составить на него протокол об оставлении места ДТП, поскольку ПДД при аварии обязывает водителя немедленно остановиться и сообщить об этом в полицию, говорит адвокат и автоюрист Сергей Радько. В отношении водителя грузовика также могут составить аналогичный протокол, но для этого потребуется установить не только номер КАМАЗа, но и точно выяснить, кто был за рулем в момент происшествия.

Адвокат и автоюрист Сергей Радько говорит, что новая экспертиза не нужна. Страховая компания виновника ДТП будет обязана организовать оценку или экспертизу стоимости восстановительного ремонта. Если вы не согласны этим заключением или суммой установленного размера ущерба, придется сначала обратиться к уполномоченному по защите прав потребителей финансовых услуг (здесь и пригодится заключение ранее проведенной самостоятельно экспертизы).

* — имя и фамилия изменены редактором.

Дело оказалось непростое. Незастрахованными по ОСАГО оказались оба участника аварии. Но полис на автомобиль виновника был. Правда, за рулем оказался водитель, в него не вписанный.

Авария произошла в марте 2019 года. В автомобиль некоего Салихова врезалась машина, которой управлял некто Балаов. Машина виновника была застрахована по ОСАГО, поэтому Салихов обратился за выплатой к страховщику виновника.

По идее, он должен был обращаться за прямым возмещением ущерба к своему страховщику. Но так как его ответственность не была застрахована, он подал заявление в страховую компанию виновника. И это вполне законно.

Страховщик признал случай страховым и даже выплатил Салихову чуть больше 100 тысяч рублей. Но пострадавший посчитал, что это явно заниженная сумма. Он провел независимую оценку ущерба, которая насчитала более 400 тысяч даже с учетом износа, и обратился к страховщику с требованием доплаты. Страховщик проигнорировал его обращение.

Тогда пострадавший пошел к финансовому омбудсмену, который не принял его обращение. Салихов подал заявление в суд, и суд первой инстанции частично удовлетворил требования пострадавшего. Он справедливо указал: страховщик признал факт наступления страхового случая, но возмещения ущерба в полном объеме в установленные сроки не произвел. Суд обязал страховщика заплатить спорную часть суммы — 230 тысяч рублей, а также неустойку в размере 170 тысяч и штраф в размере 130 тысяч рублей. А также оплатить независимую экспертизу и почтовые расходы.

Но страховщик подал апелляцию. И апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, указав, что Балаов не был вписан в полис, оформленный на машину, причинившую ущерб. А сам Салихов «не указан ни в страховом полисе, ни в материалах о ДТП», да и полис на его имя на поврежденный автомобиль не выдавался.

Обрадованный страховщик тут же заявил, что выплаты истцу произведены отделом убытков ошибочно, в связи с чем будет заявлен иск о взыскании с него выплаченных сумм. Кассационный суд почему-то поддержал это решение.

Однако Верховный суд пришел к другим выводам. Он указал, что по закону об ОСАГО потерпевший, не застраховавший свою гражданскую ответственность, вправе направить страховщику, застраховавшему ответственность причинителя вреда, заявление о страховом возмещении в связи с нанесением ущерба его имуществу. При этом оснований для освобождения страховщика от выплаты из-за незастрахованной ответственности потерпевшего не имеется. Доводы суда апелляционной инстанции о том, что истец не включен в страховой полис причинителя вреда, какого-либо значения не имеют, поскольку это законом об ОСАГО не предусмотрено.

Оснований для освобождения страховщика от выплаты ущерба из-за того, что потерпевший не застраховал свою ответственность, не имеется

Довод о том, что водитель Балаов не включен в полис страхования в качестве лица, допущенного к управлению автомобилем, также не основание для отказа в выплате.

В силу прямой нормы закона об ОСАГО страховщик имеет право регресса к водителю, не включенному в число допущенных к управлению по договору ОСАГО, однако не освобождается от выплаты страхового возмещения потерпевшему, подчеркнул Верховный суд.

Он также напомнил: судом первой инстанции установлено, что гражданская ответственность виновника ДТП застрахована. Этот факт был признан и страховой компанией, частично выплатившей страховое возмещение.

Поэтому ВС отменил решения судов апелляционной и кассационной инстанций и направил дело на новое рассмотрение в кассационный суд.

Каждый водитель, который попадает в ДТП не по своей вине, имеет право на получение страховой выплаты, которую предоставляет страховая компания виновника. Но мало кто из автовладельцев знает порядок действий и куда именно обращаться, чтобы получить возмещение.

Порядок обращения по ОСАГО

Необходимые документы для обращения по ОСАГО

Срок рассмотрения обращения по ОСАГО

Этот порядок не всегда совпадает. При различных обстоятельствах ДТП обращение чаще всего нужно направлять в разные страховые компании и в разный срок.

Также далеко не все автолюбители знают перечень документов, который нужно приложить, направляя заявление. И лишь единицы знают о нем точно. Ответ на важные вопросы, возникающие при обращении по ОСАГО, могут далеко не все автолюбители. Например, как должен быть оформлен каждый документ? В каком случае нужно направить оригинал, в каком обычную копию, а какой случай потребует заверенный у нотариуса экземпляр?Какие особенности и подводные камни ожидают заявителя?

Перед тем как направиться за возмещением, необходимо получить ответы на каждый из вышеназванных вопросов. Только тогда потерпевшему будет выплачена причитающаяся выплата.

Страховщик стремится сделать все, чтобы заплатить сумму как можно меньше. Это тоже стоит учитывать и предпринимать дополнительные меры, чтобы в итоге получить максимальную компенсацию.

Куда обращаться по ОСАГО

Варианты обращения по ОСАГО могут серьезно отличаться. Например, если в аварии не был причинен вред здоровью или жизни людей, а только ущерб транспортным средствам. И только в том случае, если авария произошла лишь между двумя авто. При таком раскладе обращаться следует в свою страховую компанию.

Выплата, которая произойдет после подобного обращения, называется «прямое возмещение». Получать компенсацию пострадавший будет у своего страховщика, который оформил ему полис ОСАГО.

А вот если в аварии приняли участие транспортные средства в количестве 3 и более или был нанесен вред жизни, здоровью участника ДТП, то нужно идти с заявлением в компанию, застраховавшую виновника происшествия.          

Порядок обращения по ОСАГО

Никаких особых проблем процедура обращения по ОСАГО не представляет. Сразу после ДТП пострадавший сообщает страховщику о случившемся. Узнать контактные данные страховой фирмы можно, взяв в руки бланк полиса. Обычно на нем указан телефон. По телефону оператор страховщика предоставляет небольшую инструкцию о дальнейших действиях.

Затем нужно подготовить необходимые документы, узнать адрес офиса по работе с возмещением ущерба и график его работы. В некоторых случаях придется записаться, но в большинстве из них прием по ОСАГО будет организован в режиме свободной очереди.

Страхователь приезжает в офис и ожидает, когда его примут. Он отдает в этот же день пакет документов и ждет выплаты. Скорее всего, в этот же день будет проведен осмотр пострадавшего автомобиля экспертом поставщика.

Срок обращения по ОСАГО

2016 год был ознаменован серьезным изменением в сроки обращения по ОСАГО. Раньше у водителя было больше времени – целых 15 дней. Сейчас всего 5.

 По мнению законодателей, такая мера поможет более объективно провести экспертизу автомобиля. Также стоит помнить, что после обращения за компенсацией нужно в течение 5 дней предоставить страховщику автомобиль для ее проведения.

Если водитель пропустил срок обращения не стоит отчаиваться. Все равно следует обратиться за компенсацией. На практике такое опоздание далеко не всегда признает уважительной причиной не платить страховку.

Необходимые документы для обращения по ОСАГО

Итак, в страховую компанию необходимо предоставить следующие документы.

  1. Заявление на получение выплаты. Документ установленной формы, который можно скачать на сайте страховщика или попросить в офисе.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, водительские права.
  3. Оригинал страхового полиса, оформленного на бумажном носителе или распечатанный экземпляр электронного ОСАГО.
  4. Справка из ГИБДД. Ее можно получить в районном отделении ГИБДД либо в день ДТП, либо позже.
  5. Протокол об административном правонарушении. Он обязательно составляется сотрудником ДПС. Один из экземпляров протокола получает пострадавший.
  6. Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль.
  7. Банковские реквизиты для получения компенсации. Выплаты по ОСАГО производятся только в безналичной форме.
  8. Заключение независимой экспертизы при ее проведении. Раньше такую экспертизу было можно провести до обращения за компенсацией, сейчас только после решения страховщика.
  9. Чеки и квитанции об оплате услуг страхового юриста, оценщика.

Срок рассмотрения обращения по ОСАГО

Итак, сроки рассмотрения обращения следующие. Водитель направляет заявление на выплату и в течение 5 дней он должен предоставить автомобиль на экспертизу. Обычно она занимает от 10 до 30 минут. И только в редких случаях страховщику могут потребоваться все 5 дней.

После экспертизы у страховщика есть 20 дней, чтобы принять положительное или отрицательное решение по выплате. Положительное решение обычно сопровождается совершением выплаты в тот же день.

Страхователь может выразить несогласие, направив страховщику претензию о том, что сумма недостаточна. В претензии указывается сумма, которую он считает справедливой. И прилагает доказательства. На вынесение решения по претензии у страховщика также есть не более 5 дней.

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства.

Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствие страхователя.

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

2. О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом.

При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда.

(в ред. Федерального закона от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 223-ФЗ, от 28.03.2017 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего (выгодоприобретатели).

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 223-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

С 15.07.2023 в п. 5 ст. 11 вносятся изменения (ФЗ от 14.07.2022 N 327-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Страховщик принимает решение об осуществлении страхового возмещения либо о мотивированном отказе в осуществлении страхового возмещения на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и предусмотренных правилами обязательного страхования. Документы, подтверждающие факт наступления страхового случая, могут выдаваться полицией, аварийно-спасательными службами, выезжающими на место дорожно-транспортного происшествия, медицинскими организациями.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в присутствии прибывшего по сообщению участника дорожно-транспортного происшествия сотрудника страховщика или иного уполномоченного страховщиком лица.

(п. 6 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 306-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования заполняют извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении таких извещений.

Действие требований, установленных настоящим пунктом, может быть изменено или исключено в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации».

(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 331-ФЗ)

(п. 7 в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8 — 11. Утратили силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 223-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Если работник не появляется на работе длительное время как уволить
  • Если сменились банковские реквизиты нужно ли перезаключать договор
  • Есть ли комиссия при переводе с тинькофф на сбербанк по реквизитам
  • Железнодорожная торговая компания официальный сайт санкт петербург
  • Женя 14 лет она хочет устроиться на работу на время летних каникул