Если компания зарегистрирована на кипре она российская

 

  

Фото: Корабль, севший на мель у берегов Кипра

Photo : Anton Zelenov

Source: Wikimedia Commons

***

Переработанная редакцией версия этой статьи была опубликована в журнале «Практическое налоговое планирование».

Будылин С.Л. Какой налог удержать, если фактически получает дивиденды третье лицо // Практическое налоговое планирование. 2019. № 12. С. ___.

***

В недавнем письме с очередными разъяснениями налогового законодательства Минфин сформулировал следующую позицию.[1]

При применении «сквозного подхода» к налогообложению выплачиваемых из России дивидендов (согласно этому подходу при выплате дивидендов на транзитную компанию может применяться пониженная ставка налога, предусмотренная налоговым соглашением России со страной местонахождения фактического получателя дохода) вклад в капитал российской организации не считается «прямым» для целей применения налоговых соглашений. 

Это означает, что ставка налога у источника на дивиденды может оказаться хотя и уменьшенной по сравнению с базовой ставкой, но все же не столь выгодной, как хотелось бы налогоплательщику…

***

Предположим, доля в уставном капитале российского общества принадлежит кипрской компании (ситуация для российского бизнеса весьма традиционная).  Российское общество распределяет дивиденды кипрской компании.  Спрашивается, по какой ставке оно должно удерживать налог у источника при выплате дивидендов?

Для ответа на этот вопрос в приведенной постановке задачи не хватает целого ряда параметров.  Эти параметры следующие: резидентный статус получателя дохода; выполнен ли инвестиционный критерий по налоговому соглашению; является ли кипрский участник российского общества фактическим получателем дохода; если нет, то кто является таковым, и применимы ли к нему льготы по соглашению (т.н. сквозной подход к налогообложению). И, самое интересное, каким образом применяется инвестиционный критерий в сочетании со сквозным подходом? 

Обсудим каждый из этих параметров в некоторой степени подробности. 

***

Во-первых, необходимо разобраться, является ли кипрская компания налоговым резидентом Кипра. 

По кипрскому закону, она резидентна, если управление и контроль ею осуществляется с Кипра.  В противном случае она нерезидентна, несмотря на место регистрации на Кипре.[2]

Если компания нерезидентна, в России при выплате дивидендов применяется стандартная ставка налога у источника, равная 15%.  В противном случае ставка может быть снижена налоговым соглашением между Россией и Кипром.[3]  Для подтверждения своей резидентности («постоянного местонахождения», в терминах налогового соглашения) кипрская компания должна предоставить российскому плательщику соответствующую справку из своего налогового органа.[4]

Во-вторых, надо определить, какая ставка предусмотрена налоговым соглашением. 

По соглашению Россия-Кипр ставка снижается до 5%, если резидентная кипрская компания «прямо вложила в капитал» российского общества не менее 100 тыс. евро.  (Такие положения налоговых соглашений иногда именуют «инвестиционным критерием».)  Если же вклад меньше, применяется ставка 10%.

Выражение «прямо вложила», как ни странно, не означает, что кипрская компания должна действительно внести деньги в капитал российской.  Министерства финансов России и Кипра давно уже договорились, что это понятие будет включать также и приобретение акций или долей на вторичном рынке: главное, чтобы сумма покупки была не менее установленного соглашением порога.  

К этому было добавлено довольно туманное пояснение: что критерий «применяется непосредственно к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями».[5]  По-видимому, речь идет о ситуации, когда, например, пакте акций  российского общества разделен между несколькими иностранными компаниями, принадлежащими к одной группе. 

В-третьих, следует установить, является ли кипрская компания «фактическим получателем дохода». 

Понятие является оценочным, и при определении этого статуса учитывается ряд различных качественных факторов.[6] Резюмируя, можно сказать, что если компания является лишь транзитным элементом, через который деньги переводятся реальному хозяину, то льготы по соглашению такой компании не положены, несмотря на ее резидентность. 

Документы, подтверждающие наличие «фактического права на доход», также предоставляются кипрской компанией российской организации.[7]  При отсутствии такого подтверждения применяется базовая ставка налога в 15%.

В-четвертых, даже если кипрская компания не является фактическим получателем дохода, иногда ставка налога у источника все же может быть снижена. 

Это может произойти в результате применения так называемого «сквозного подхода», признанного законом относительно недавно (2018 г.).  Суть подхода в том, что если фактическим получателем дохода является акционер «транзитной» компании, и он сам добровольно это признает, то при выплате дивидендов из России может применяться ставка налога у источника, установленная налоговым соглашением между страной резидентности этого акционера и Россией. 

Так, например, если акционер кипрской компании является «фактическим получателем» дивидендного дохода и при этом резидентом Кипра, то при выплате дивидендов на кипрскую компанию все же подлежит применению соглашение с Кипром!

***

Но и это еще не все.  Теперь мы, наконец, добрались до сути интересующей нас проблемы.  Какую именно из ставок, предусмотренных соглашением, следует применять в только что рассмотренном случае? 

Допустим, «прямой вклад» кипрской компании в капитал российской превышает установленный соглашением порог в 100 тыс. евро.  Однако «фактическим получателем дохода» является не эта компания, а ее акционер, также резидентный на Кипре.  Следует ли считать его вклад в капитал российской организации «прямым»?  Если да, то, видимо, применима ставка налога в 5%, если же нет – то 10%.

Строго формально говоря, вклад такого акционера в капитал российской компании не прямой, а косвенный (то есть совершенный через посредство промежуточной компании).  Если так, то минимальная ставка вряд ли применима. 

С другой стороны, мы уже видели, что термин «прямое вложение» толкуется не вполне буквально…

***

Именно к этому вопросу и обращается Минфин в обсуждаемом нами письме. 

Письмо стало ответом на вопрос налогоплательщика, который интересовался, как ему следует исчислять налог «при выплате дивидендов российской организацией физлицам — резидентам Кипра, имеющим фактическое право на доход и косвенное участие в ней, через участника — кипрскую организацию». 

Минфин цитирует уже упомянутое выше разъяснение насчет того, что критерий «100 тыс. евро» применяется «к каждой отдельной компании без учета взаимоотношений между материнской и дочерней компаниями».  Из этой формулировки Минфин без колебаний делает вывод не в пользу налогоплательщика.

«Таким образом, понятие «прямое вложение» указывает на способ осуществления инвестиции и предполагает осуществление такой инвестиции непосредственно самим бенефициаром», — сообщает Минфин.  Таким образом, Минфин ограничивается буквальным прочтением нормы и не видит нужды далее обсуждать этот вопрос. 

Очевидно, под «бенефициаром» здесь имеется в виду то, что в российском НК именуется «фактическим получателем дохода» (по-английски это beneficial owner of income).

Иначе говоря, если инвестиция совершена через транзитную компанию, такая инвестиция не является «прямой».  Соответственно, при выплате дивидендов через транзитную компанию может применяться налоговое соглашение в целом, но не его норма о «прямых вкладах в капитал».

Применительно к рассматриваемому нами случаю это означает, что российское общество при выплате дивидендов на Кипр должно будет удержать в качестве налога у источника 10% суммы.  (А не 5% — несмотря на то, что сумма вклада в капитал превышает пороговую.)

Заметим, что в налоговых соглашениях с другими странами может быть предусмотрена другая ставка налога у источника для инвестиций, не удовлетворяющих условиям для предоставления максимальных льгот.  Во многих соглашениях (например, с Нидерландами) такая ставка равна 15%, то есть фактически при выплате дивидендов, если неприменим инвестиционный критерий, то вообще никакой льготы не будет. 

В конце письма Минфин предоставляет читателю традиционные уверения, что письмо «не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом».  На самом деле вполне очевидно, что письмо именно конкретизирует смысл нормы соглашения, вопрос лишь в том, какова юридическая сила этой конкретизации.

Минфин по этому поводу далее сообщает, что его письма «имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».  То есть как хотите, так и применяйте, мое дело предупредить.

Формально это именно так: в суде налогоплательщик в случае спора с налоговой может попытаться обосновать противоположную правовую позицию.  Но на практике шансы успеха в таком судебном споре исчезающе малы.  Суды обычно с полным почтением относятся к позициям Минфина, ведь именно Минфин дает обязательные для всех налоговых органов «письменные разъяснения» налогового закона.[8]

***

Ситуация, когда фактическим получателем дохода является киприот (физическое лицо), довольно экзотична.  Но, очевидно, те же соображения применимы и в несколько более распространенной ситуации, когда акционером транзитной кипрской компании и фактическим получателем дохода является другая компания (скажем, на том же Кипре), которая действительно распоряжается полученными деньгами и использует их в своей коммерческой деятельности.  В этом случае при выплате дивидендов из России также будет применяться не наиболее выгодная ставка по соглашению (5%), а менее выгодная (10%).

Можно ли как-то модифицировать эту «двухэтажную» конструкцию, состоящую из «плохой» субхолдинговой компании и «хорошей» холдинговой компании, чтобы избежать столь неприятного результата? Налоговые консультанты предлагают некоторые варианты такого рода. 

Один из довольно радикальных вариантов – сделать «плохой» субхолдинг не кипрским, а российским налоговым резидентом. 

Как известно, в настоящее время российское право признает иностранные компании налоговыми резидентами России, если их «место управления» находится в России.[9] 

Если кипрская компания фактически управляется из России, а не с Кипра, то по кипрскому закону она не является резидентом Кипра, а по российскому закону является резидентом России.  Как следствие, к ней применяются все российские правила налогообложения, включая освобождение получаемых ею дивидендов от налога при выполнении определенных условий (не менее чем 50-процентный вклад в капитал и длительность владения не менее 365 дней).[10] 

Тогда «хороший» кипрский холдинг будет получать дивиденды напрямую от новоявленного российского резидента (т.е. от нерезидентной кипрской компании), а значит, вклад этого российского резидента в капитал кипрской компании надо будет считать «прямым». Если размер вклада достаточный, то при выплате дивидендов будет применима ставка 5%.

Недостаток этого плана состоит в том, что кипрская компания фактически становится российской со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Включая постановку на учет в российской налоговой, подачу отчетности по обычным для российским организаций правилам и т.д.  

А если так, то не очень понятно, для чего вообще необходима именно кипрская компания в качестве субхолдинговой.  Если субхолдинг зачем-то нужен, то на это место с тем же успехом можно поставить обычное российское ООО, сэкономив деньги на поддержании иностранной компании. 

Другой обсуждающийся в кругах налоговых консультантов вариант – оформить на «хороший» холдинг привилегированные акции российского акционерного общества и выплачивать по ним все или почти все дивиденды (с применением максимально льготной ставки).  Обыкновенные акции при этом остаются на субхолдинговой компании, но дивидендов по ним почти не выплачивается, а потому и налоговые потери от применения менее благоприятной ставки незначительны. 

Этот план тоже вполне рабочий, но и в нем практического смысла немного.  Ведь смысл существования транзитного субхолдинга во многом утрачивается.  Возможно, лучше будет «плохой» субхолдинг вообще ликвидировать и просто передать все обыкновенные акции «хорошему» холдингу.

Компании-пустышки более не могут исполнять полезных налоговых функций, а потому их можно спокойно ликвидировать!

***

Собственно, именно в этом и состоит одна из центральных идей «плана BEPS» (борьбы с размыванием налоговой базы и выводом доходов из-под налогообложения, base erosion and profit shifting), реализуемого сегодня едва ли не во всех странах мира, включая Россию. 

Кстати говоря, согласно недавно вступившей в силу для России Конвенции BEPS,[11] во всех налоговых соглашениях между странами участницами «инвестиционный критерий» для получения максимальной льготы по налогу у источнику на дивиденды дополнительно ужесточается.  Теперь для этого будет требоваться не только достижение определенного порога по сумме инвестиций, но и минимальный срок владения акциями или долями в размере 365 дней.[12]

Возвращаясь к центральной идее, если компания создана лишь для получения налоговых льгот, то этих льгот она не получит.  А потому и содержать эту компанию особого смысла нет…

 


[1] Письмо Минфина России от 09.09.2019 N 03-08-05/70160.

[2] Кипр. Income Tax Law of 2002 (as amended), s. 2.

[3] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Заключено в г. Никозии 05.12.1998) (ред. от 07.10.2010).

[11] Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

(Заключена в г. Париже 24.11.2016) («Конвенция BEPS»).

[12] П.1 ст. 8 Конвенции BEPS.

Почему выгодно регистрировать компанию в другой стране

В условиях текущей действительности, предпринимателям с постсоветского пространства, в том числе, из России приходится все чаще задумываться об оптимизации своих рисков, в том числе налоговых, связанных с выводом операционной деятельности и активов за пределы привычной юрисдикции.

Под влиянием растущего давления со стороны налоговых и контролирующих органов, а также недружественно настроенных конкурентов и кредиторов предприниматели в качестве одного из наиболее эффективных способов по защите активов видят фонды, трасты и фаундации.

Данные структуры представляют из себя особый вид правовых отношений, в рамках которых учредитель передает свое имущество в доверительное управление независимой третьей стороне, которая, в свою очередь, несет обязательства по сохранению и управлению этим имуществом в интересах конечного бенефициара.

Под активы подпадают движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, объекты роскоши, интеллектуальная собственность и т.д. Изложенный механизм исключает возможность неправомерного изъятия имущества у бенефициара.

Стандартно наиболее оптимальной юрисдикцией для траста является Кипр. Обусловлено это отсутствием каких-либо налогов в отношении международных трастов на Кипре и низким уровнем административных расходов по поддержанию такой структуры. Cтоимость учреждения, как правило, cоставляет от 4000 EUR, включая гербовый сбор в размере 450 EUR и ежегодное поддержание структуры со второго года — от 3000 EUR.

Сравнительно высокобюджетной опцией по защите активов является фаундация в Лихтенштейне. Данная структура может быть задействована не только с точки зрения перевода активов в доверительное управление, но также в качестве холдингового элемента, например, для целей внутригруппового финансирования.

В отношении фаундации может быть применим режим «private investment structure», который предусматривает замену корпоративного налога на прибыль в размере 12,5% на фиксированный годовой сбор в размере 1900 CHF. Для сохранения данного режима фаундация не должна осуществлять коммерческой деятельности.

При создании фаундации в Лихтенштейне необходимо соблюсти требование по взносу в уставной капитал. Единовременно необходимо внести 30000 CHF. Само создание такой структуры обойдется от 18000 CHF, а поддержание со второго года — от 8000 СHF.

Выше были рассмотрены структуры, направленные на защиту активов, но как же быть предпринимателю, основной задачей которого является ведение полноценной финансово-хозяйственной деятельности за рубежом? В свете тотальной деоффшоризации и автообмена налоговой информацией классические безналоговые юрисдикции уже долгое время как не являются тихими и безмятежными гаванями для ведения бизнеса. Исходя из этого, на текущий момент наиболее жизнеспособные структуры, которые могут в определенной степени использоваться как безналоговые, находятся в Гонконге, ОАЭ, CША и Эстонии (если рассматривать ЕС).

Гонконг примечателен своим территориальным принципом налогообложения, в соответствии с которым, корпоративным налогом по ставке 16,5% облагается только та прибыль, которая получена из источников в Гонконге. Во всех остальных случаях компания может работать без налогов. При этом учредителю нет необходимости снимать офис и нанимать местных работников. Компанией можно управлять удаленно. Такая структура подходит для работы с азиатским, европейским и американским рынками.

В среднем, в зависимости от состава услуг, стоимость LTD компании начинается от 1400 USD.

Необходимо упомянуть и про ситуацию с местными банками, которые стараются не работать с иностранными резидентами либо в качестве гарантий запрашивают большие активационные депозиты на счет.

Трендом последних 2-3 лет по праву считаются компании в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Этому способствует и благоприятный инвестиционный климат в стране, а также отсутствие ОАЭ в официальных списках стран, не рекомендованных для сотрудничества. Изначально у предпринимателей был выбор между оффшорными компаниями и структурами в свободных экономических зонах (СЭЗ) ОАЭ. В данном случае определяющим фактором являлась география планируемой деятельности компании.

Как известно, местная оффшорная компания не может работать на внутреннем рынке. Однако, на сегодняшний день, для иностранного инвестора доступен только один оптимальный тип компаний, которые находятся в СЭЗ.

Данные структуры беспрепятственно могут работать как на внутреннем, так и на международных рынках, не требуют участия местного акционера, предоставляют право бенефициару и членам его семьи в получении резидентских виз. С точки зрения обслуживания в банках такие структуры могут рассчитывать на более лояльные условия, чего нельзя сказать о местных оффшорных компаниях.

Стоимость компании в СЭЗ зависит от таких факторов, как отдаленность от Дубая и Абу-Даби, состав услуги, вид планируемой деятельности компании. В среднем стоимость регистрации начинается от 7500 USD.

Наряду с арабскими и азиатскими структурами особого внимания заслуживают компании, зарегистрированные в отдельно взятых штатах США. В силу многоуровневой системы налогообложения, любой штат имеет право у себя самостоятельно устанавливать пороги на налоги. Таким образом, Вайоминг, Невада и Калифорния считаются одними из наиболее оптимальных штатов с точки зрения налоговой нагрузки на бизнес. Например, в Вайоминге нет корпоративного налога на прибыль.

Более того, некоторые штаты позволяют иностранным инвесторам сохранить определенную степень конфиденциальности по средствам закрытых реестров.

Другим важным фактором является отсутствие автообмена налоговой информацией между США и рядом стран, в частности, c Российской Федерацией. Для деятельности, в большей степени, подходит компания в форме корпорации. Обусловлено это тем, что акционеры в данной структуре полностью защищены от персональных исков, и не отвечают своим имуществом по обязательствам компании. Средняя стоимость открытия компании в США составляет от 2500 USD. Для открытия корпоративного счета в США необходимо, чтобы директор был местным резидентом. Если его нет, бенефициар компании может воспользоваться опцией номинального директора.

Определенное число предпринимателей все еще не готовы кардинально менять парадигму своего бизнеса путем регистрации компаний в отдаленных юрисдикциях, и предпочитают уже знакомую и привычную Европу. Среди стран ЕС Эстония едва ли не единственная страна, которая может предложить инвесторам безналоговый режим. Эстонская модель налогообложения предполагает, что прибыль, полученная компанией, не облагается корпоративными налогами до момента ее распределения в качестве дивидендов. Данная система вкупе с масштабной цифровизацией экономики делает Эстонию одну из наиболее привлекательных юрисдикций в ЕС для начала бизнеса. Процесс открытия и обслуживания компании максимально упрощен и производится через электронный регистр.

В качестве конкурентного преимущества бенефициар компании получает право подать прошение на получение ВНЖ, если компания работает более 6 месяцев.

Стоимость открытия компании в зависимости от состава услуг начинается от 800 EUR. Нет требований по внесению уставного капитала и содержанию физического офиса. Оборотной стороной данной юрисдикции является нелояльное отношение прибалтийских банков к иностранным резидентам, что затрудняет либо делает невозможным обслуживание нерезидентов в местных банках. В качестве панацеи могут служить банки соседних стран, готовых обслуживать иностранных клиентов вне зависимости от их резиденства.

Новость о том, что российский Минфин решил разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром, хоть и прозвучала как гром среди ясного неба, но не была совсем уж неожиданностью. Что теперь делать тем, кто пользовался преимуществами кипрской налоговой системы и к чему готовиться «покидающим» остров, рассказывает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Александр Токарев.

Как гром среди ясного неба в понедельник прозвучала новость о том, что Россия денонсирует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения с Кипром. Не то чтобы такой финал был непредсказуем — еще в марте президент Владимир Путин заявил, что со странами-транзитерами, которые не согласятся на повышение ставок по налогу на доходы у источника выплаты, Россия расторгнет соглашение в одностороннем порядке.

Но с тех пор прошло достаточно времени, в течение которого министерства финансов России и Кипра неоднократно обсуждали поправки к соглашению. Первый раунд переговоров стартовал 25 июня, а за два дня до этого на российском портале рассмотрения нормативно-правовых актов появилась страница о разработке законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Мальтой. Причем самого текста законопроекта нет до сих пор. Вряд ли это было совпадением, скорее всего, Минфин РФ хотел продемонстрировать коллегам с Кипра серьезность своих намерений на примере менее значимой для российских холдинговых структур юрисдикции.

В течение июня-июля минфины двух стран обсуждали перечень лиц, к которым льготы (по ним ставку по дивидендам, к примеру, можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам — до 0%) по соглашению об избежании двойного налогообложения все же будут применяться. Список таких лиц с каждым разом сокращался, раунд за раундом Кипр терял привлекательность с точки зрения налогового структурирования. Именно поэтому новость о полном разрыве соглашения об избежании двойного налогообложения произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как сообщил Минфин РФ, предложения кипрских коллег будут способствовать безналоговому выводу из РФ через Кипр значительных финансовых ресурсов и, соответственно, Россия не может их принять. Для денонсации соглашения у Минфина достаточно времени. Для того чтобы налоговое соглашение с Кипром утратило силу со следующего года, необходимо направить уведомление властям острова до 31 декабря этого года. Для Люксембурга и Мальты такой срок истек 30 июня этого года.

Если соглашения между Кипром и Россией перестанет действовать со следующего года, выплаты дивидендов из РФ на Кипр будут облагаться налогом на доходы у источника выплаты по ставке 15%, а остальных доходов (проценты и роялти) — по ставке 20%. Таким образом, под удар попадут и другие доходы, например лицензионные платежи, а также платежи за аренду судов. Кипр является популярной юрисдикцией не только для холдингов и финансовых компаний, но также для владельцев прав на объекты интеллектуальной собственности и судовладельцев. Именно для них существование соглашения с Кипром имело первостепенное значение.

Что делать?

При уходе с Кипра необходимо иметь в виду, что недавно остров ввел налог на выход (exit tax), причем ретроспективно — с 1 января 2020 года.

Теперь при переезде с Кипра может возникнуть обязательство заплатить налог на разницу между рыночной стоимости актива и его налоговой стоимостью. Особое внимание потребуется, если на балансе кипрской компании имеются выданные займы и объекты интеллектуальной собственности.

Если в рамках существующих структур с Кипром применяются льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения, есть возможность подумать о распределении доходов, пока соглашение все еще действует. Нужно  подготовить необходимую документацию в пользу подтверждения статуса кипрской компании в качестве фактического получателя дохода.

На будущее можно рассмотреть несколько стратегий:

Уход с Кипра в иную зарубежную юрисдикцию. Здесь необходимо учитывать, что стран, которые давали бы схожие налоговые преимущества с Кипром, не так много. Более того, нет гарантий, что такая страна в скором времени не получит «письмо счастья» от Минфина РФ, как Мальта или Люксембург.

Применение «сквозного» подхода. Если компания и ранее применяла «сквозной» подход (при котором кипрская компания признается транзитной, а налоги начисляют на выплаты так, будто они выплачены конечному получателю напрямую, а не через цепочку компаний. — Forbes), то разрыв соглашения с Кипром ее не должен коснуться. Однако если ранее применялись льготы по соглашению, а сейчас рассматривается возможность применения «сквозного» подхода, важно учитывать исторические налоговые риски. Ведь нужно будет, чтобы кипрская компания признала себя транзитной, что может быть использовано налоговыми органами при оспаривании права на льготы в прошлом.

Уход с Кипра в РФ. Эта стратегия сейчас вызывает особый интерес у бизнеса, и многие компании уже сменили налоговое резидентство на российское. Большой популярностью такая структура пользуется в рамках совместных предприятий, так как дает возможность использовать зарубежное право, а также льготы при распределении дивидендов от российских дочерних компаний в пользу иностранной холдинговой компании — налогового резидента РФ. Здесь нужно учитывать планы Минфина РФ по ограничению права пользования такой налоговой льготой. Изначально ее предлагалось вообще отменить, но в настоящее время рассматривается вариант сделать ее временной, до конца 2023 года.

Возможно рассмотреть вариант полного перевода в так называемые специальные административные районы (САР) — российские «офшоры» на островах Русском и Октябрьском. В рамках такого варианта пока отсутствуют планы по ограничению права на льготы по дивидендам, получаемым от российских компаний.

Более того, правительство утвердило целый ряд мероприятий, которые позволят сделать САРы еще более привлекательными. Например, распространить ставку 5% по налогу на доходы у источника выплаты на непубличные международные холдинговые компании, что является положительным моментом, особенно, если критерии для них будут также пересмотрены.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции

Разрыв Москвой налогового соглашения с Кипром подстегнет бизнес к переводу структур обратно в Россию. Но способы продолжать экономить на налогах, переводя капитал за рубеж, остаются, пояснили РБК налоговые консультанты

Фото: Petros Karadjias / AP

После того как Минфин объявил о начале денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, структурирование холдинговых компаний через это государство станет менее выгодным. Однако оснований для срочного бегства бизнеса с Кипра нет, считают опрошенные РБК налоговые консультанты.

Рост налогового бремени и рисков

Налоговое соглашение с Кипром вряд ли будет расторгнуто без замены на новое, полагает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов: «Кипрской стороне несравнимо более выгодно принять измененное соглашение. В отсутствие серьезных рычагов давления на Россию вариантов развития событий не так уж много».

Минфин заявил о запуске процедуры денонсации соглашения с Кипром, не сказав ничего про возможное новое соглашение. Кипрские СМИ сообщали, что республика надеется на заключение пересмотренного договора в сентябре, когда на Кипре с официальным визитом будет министр иностранных дел России Сергей Лавров.

Если налоговое соглашение сохранится даже в измененном виде, то объективных причин для срочной миграции не будет. Большинство компаний уже платит налоги по максимальным ставкам, сказал Вахитов.

Изменения подстегнут интерес к смещению налогового резидентства в Россию или «переезду» в специальные административные районы (САР) — «русские офшоры» в Калининграде и Владивостоке, отмечает директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев.

Сейчас соглашение с Кипром предусматривает, что налог на выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. После выхода из СИДН с Кипром все выплаты в пользу резидентов Кипра из России будут облагаться в соответствии с российским Налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти).

Кипр относят к так называемым транзитным юрисдикциям. Перевод прибыли в виде дивидендов, процентов по кредитам или роялти в эти страны облагается по пониженным и даже нулевым ставкам. Затем деньги перетекают в офшоры.

Помимо резкого роста налоговой нагрузки, разрыв соглашения с Кипром грозит бизнесу двойным налогообложением. Могут пострадать российские компании и физлица, которые получают доходы с Кипра. «Налогообложение таких доходов за рубежом будет осуществляться уже по праву иностранного государства и без применения положений соглашений», — отмечает партнер практики налоговых споров МЭФ PKF Александра Амбрасовская. В наибольшей степени риск двойного налогообложения грозит крупным российским холдингам с дочерними компаниями на Кипре. Физлица же не смогут зачесть в России налоги, уплаченные на Кипре.

Налоговикам изменения, наоборот, упростят работу — станет проще облагать все доходы одного типа по одной ставке, существенно сократятся административные издержки на сбор доказательств для подтверждения отсутствия у получателя права на доход, что является одной из весьма распространенных категорий налоговых претензий и споров в настоящее время, сказала Амбрасовская.

Перспективы миграции компаний

Одной из стратегий для бизнеса может стать «переезд» компании в страну, с которой у России остается налоговое соглашение с привлекательными условиями. Альтернативой Кипру могут стать Нидерланды и Швейцария — «любимые страны россиян», отмечает Вахитов. Среди восточноевропейских стран благоприятные условия ведения бизнеса и относительно невысокое налоговое бремя в Польше и Хорватии. Среди стран с нулевым налогообложением бизнес может рассмотреть Объединенные Арабские Эмираты, добавил эксперт.

Однако с 2021 года в России начнет применяться Конвенция (MLI) против ухода от налогов. Согласно ей в льготах по налоговым соглашениям будет отказано, если цель сделки — исключительно налоговая экономия.

Кроме того, смена страны регистрации потребует от компаний значительных затрат на создание достаточного уровня присутствия и деятельности в этой стране, но не гарантирует стопроцентный результат. Нет никакой гарантии, что другие страны не получат «письма счастья» от российских властей о пересмотре налоговых соглашений, предупредил Токарев. Разумно взять паузу в пару лет, чтобы понять, соглашения с какими странами и как изменятся, рекомендует Вахитов.

Помимо Кипра, уведомления о пересмотре налоговых соглашений Минфин России направил Люксембургу и Мальте. Подготовка к расторжению договора с Мальтой уже началась. Конкретного списка стран, соглашения с которыми будут пересмотрены или расторгнуты, пока нет. Эксперты отмечают потенциальные риски для Нидерландов и Швейцарии.

Вряд ли произойдет массовый переезд холдингов и казначейских компаний с Кипра в другие страны, подытожил партнер юридической компании Amond & Smith Ltd Сергей Назаркин. Подходы и методы «атаки» налоговиков на схемы налоговой экономии одинаковы вне зависимости от того, будет ли это Кипр, который у всех на слуху, или респектабельная Швейцария. «Собственникам таких компаний надо задуматься над тем, чтобы перестроить свой бизнес таким образом, чтобы исключить использование транзитных компаний в схеме работы и перейти на более «экологичные» методы ведения бизнеса», — считает эксперт.

Стратегии для бизнеса

Способы продолжать экономить на налогах, переводя капитал за рубеж, еще остаются. Уже сейчас многие структуры во главе с российским налоговым резидентом применяют «сквозной» подход и платят налоги при выплате на Кипр так, как будто дивиденды получают конечные бенефициары, отмечает Токарев. На таком бизнесе разрыв налогового соглашения с Кипром никак не скажется.

Но если бенефициары не готовы к такой открытости, а также не готовы «переехать» в Россию, возможно, они будут готовы смириться и платить налог по максимальной ставке.

При «сквозном» подходе иностранная структура должна заявить, что реальным получателем дохода из России является не она, а российское лицо. Это позволит снизить ставку до 13% и даже до 0%. Условия льготы: срок владения акциями — более года, портфель, по которому платятся дивиденды, не менее 50%, а плательщик не является резидентом офшоров из черного списка.

Минфин планировал закрыть эту лазейку уже с 2021 года. Но бизнесу удалось пролоббировать переходный период до 2024 года, выяснил РБК. Еще на три года льгота сохранится только на выплаты в страны, которые не входят в черный список офшоров. После разрыва налогового соглашения Кипр рискует попасть в этот список, и тогда пришедшие оттуда компании уже с 2021 года не смогут облагать полученные дивиденды по ставке 0%.

Другая возможная стратегия — «переезд» компании в специальные административные районы (САРы). Редомициляция, или смена корпоративной прописки, позволяет осуществить полную «миграцию» компании в Россию — сменить налоговое резидентство и личный закон (страну регистрации).

На рост привлекательности «русских офшоров» и делает ставку Минфин, стимулируя перевод холдинговых структур обратно в Россию. При этом приток компаний в САРы вряд ли принесет значительные поступления в бюджет, отмечает Токарев. Кандидатов на переезд больше всего привлекает нулевая ставка налога на дивиденды от российских дочерних компаний.

Для международных холдингов в САР действует ставка 0% на дивиденды. Условие: не менее года владеть долей от 15% в уставном капитале юрлица. Кроме того, непубличным компаниям — резидентам САР обещана ставка 5% вместо 15% на дивиденды за рубеж. Сейчас такая возможность есть только у публичных компаний.

Риски разрыва сотрудничества

Денонсация соглашения вряд ли автоматически означает включение Кипра в черный список ФНС, считает Токарев. Но такое развитие событий нельзя исключать, если в ответ на разрыв соглашения налоговые органы Кипра перестанут предоставлять информацию российским коллегам. В этом случае российские холдинги лишатся возможности применять нулевую ставку по дивидендам от кипрских «дочек», прогнозирует Токарев.

Федеральная налоговая служба включает в черный список юрисдикции с льготным налоговым режимом, которые не предоставляют России информацию о финансовых операциях. Сейчас в перечне 98 государств и 18 территорий. Ранее Кипр действительно был аналогом классического офшора, но после выполнения ряда требований был исключен из черного списка в 2013 году.

Потенциально прекращение обмена налоговой информацией приведет к дополнительным негативным последствиям для структур, попадающих под действие российских правил о трансфертном ценообразовании или о контролируемых иностранных компаниях (КИК), предупредила Амбрасовская.

Кипр не должен рассматриваться как офшор, необходимо сохранить обмен налоговой информацией, подчеркивает партнер EY Марина Белякова. Иначе негативный эффект будет шире, чем от повышения налоговых ставок. В перспективе перестанут работать некоторые льготы по КИК и может стать невозможным применение «сквозного» подхода.

При этом для части бизнеса будет на руку ухудшение контакта между налоговыми органами двух стран, полагает Назаркин. Российский средний бизнес уже достаточно давно не регистрирует холдинги и казначейские компании на Кипре для вывода дивидендов и процентов по заниженным ставкам — слишком велики риски налоговых претензий и доначислений, пояснил он.

Вместе с тем набирает обороты использование операционных компаний на Кипре, в том числе ИТ-индустрией. Регистрируя компанию на Кипре и получая доход по всему миру, бизнес сохраняет существенное присутствие в России — управление, офисы и сотрудников. Российские же бенефициары такого бизнеса «уже тем или иным образом решили вопрос со своим налоговым резидентством и проводят большую часть времени за пределами России», отметил Назаркин.

Именно таким компаниям будет на руку ухудшение коммуникации между налоговыми органами двух стран, считает Назаркин. Российским налоговым органам станет сложнее доказывать связь между зарубежной и российской частями такого бизнеса и то, что структура на Кипре управляется и контролируется из России.

Выплата дивидендов из российского общества в адрес кипрской компании – практика очень популярная: можно применить пониженные ставки российского налога у источника в рамках договора об избежании двойного налогообложения (ДИДН). Это позволяет увеличить доходы конечного получателя.

Но только кто является таким получателем? Начиная с 2016 г. в этом вопросе активно разбираются налоговые инспекции. Их активность, как ожидается, достигнет пика в нынешнем году.

Налоговая практика сейчас активно формируется, но зачастую суды встают на сторону инспекции и подтверждают необоснованное применение налогоплательщиком пониженных ставок. Ему приходится оплачивать не только существенную недоимку по налогу, но и пени.

Размеры доначислений способны очень сильно расстроить, так что налогоплательщикам самое время начинать бить в колокола и проводить внутреннюю проверку деятельности.

В декабре 2018 г. Арбитражный суд г. Москвы вынес, на наш взгляд, стоящее особняком решение по делу № А40-66788/18 (заявитель – ООО «Группа «Полимертепло»), в котором подтвердил, что группа компаний заявителя необоснованно применяла льготы в рамках ДИДН между Россией и Республикой Кипр. Это решение интересно в первую очередь подходом налоговой инспекции к сбору доказательств, позволяющих сделать вывод об отсутствии у налогоплательщика фактического права на распоряжение полученными дивидендами.

Оправдались пессимистичные прогнозы консультантов, ведь, похоже, что иностранным холдингам уже не удастся избежать предметного разговора с налоговым инспектором.

Мы постарались отразить аргументы налоговой инспекции в виде конкретных рекомендаций налогоплательщикам. Прошлое это, конечно, не исправит, но позволит критически посмотреть на свою иностранную холдинговую структуру.

Для начала необходимо убедиться, что простой вопрос: «почему вдруг единственным участником российского общества стала кипрская компания?» не поставит представителей налогоплательщика в тупик. Ответ, безусловно, уникален для каждой группы компаний.

После определения того, что кипрский холдинг не случаен, речь, скорее всего, пойдет про обоснованность применения пониженных ставок. В связи с этим не лишним будет убедиться в следующем.

Холдинг – не просто получатель денег

Органы управления иностранного холдинга должны быть независимы и отличаться по персоналиям от органов управления российского дочернего общества, совершающего выплату, а также от органов управления его материнской компании.

В момент принятия решений директора холдинговой компании должны находиться в юрисдикции ее учреждения (например, на Кипре). Это значит, что директору надо иметь под рукой все корешки билетов и штампы вылета в паспорте (вне зависимости от гражданства).

Сотрудники плательщика и получателя дивидендов (или иных выплат, подпадающих под ДИДН) должны взаимодействовать в текущем режиме (например, посредством обмена электронными сообщениями), а не просто знать о существовании друг друга. Более того, необходимо заранее систематизировать документы, отражающие вовлечение холдинговой компании в деятельность дочернего общества. Например, найти архив переписки и установить, какие вопросы обсуждались (возможно, холдинг просил дочернюю компанию дать разъяснения по неудовлетворительным финансовым результатам и т. п.), что было решено в результате обсуждения, есть ли протокол и проч.

Еще одним важным признаком бенефициарного права на получаемый доход, который выделяет налоговая инспекция, является соразмерность получаемого дохода предпринимательским рискам и расходам холдинговой компании. Иными словами, получаемые от российского общества дивиденды (или иные выплаты, подпадающие под ДИДН) не должны быть единственным источником доходов холдинга, а сам он должен планировать свой бюджет, имея не заранее определенный минимальный набор расходных статей, а полноценный перечень расходов, характерный если не для операционного бизнеса, то для компании, которая владеет рядом бизнес-активов и стремится снизить свои предпринимательские риски. Кроме того, холдинг не должен быть убыточным.

Расходы холдинговой компании должны быть оплачены с ее счетов, открытых в местном банке, а объем получаемых дивидендов не должен полностью выплачиваться в пользу акционеров холдинга. Подобная выплата будет явным образом свидетельствовать о кондуитном характере деятельности холдинга.

Требования к холдингу

Сама холдинговая компания должна обладать рядом характерных технических признаков, без которых доказать ее фактическое право на доход будет практически невозможно. К таким признакам могут быть отнесены, в частности:

• собственный или арендованный на долгий срок офис (договор аренды или купли-продажи офиса в наличии);

• офис полностью пригоден для размещения сотрудников, хранения документов, проведения переговоров и т. п. (есть компьютеры, принтеры, телефоны, модем и проч.);

• сотрудники офиса имеют релевантный опыт и квалификацию, которая позволяет им в полной мере реализовывать их рабочую функцию;

• трудовые договоры у всех сотрудников холдинга и подтверждение, что холдинг в полном объеме оплачивает за них социальные и пенсионные взносы;

• в холдинге заблаговременно разработаны и приняты правила оборота и хранения документов;

• печать компании (при наличии) хранится только в ее офисе и не передается в дочернюю компанию;

• холдинговая компания имеет счета, открытые в иностранном (например, кипрском) банке, и подписантом по ним является директор холдинговой компании, постоянно находящийся в юрисдикции ее учреждения;

• холдинговая компания несет расходы на внешних контрагентов (например, на консультантов), и представители последних могут подтвердить факт их привлечения к оказанию услуги сотрудниками холдинга, а также факт оплаты им этих услуг;

• холдинговая компания своевременно оплачивает налоги с помощью собственных сотрудников или привлеченного бухгалтера.

После того как налогоплательщик проанализирует вышеуказанные признаки, крайне важно убедиться, что каждый сотрудник холдинга и налогоплательщика правильно понимает, каким образом в группе налажены бизнес-процессы. В противном случае есть риск, что даже холдинг, полностью соответствующий понятию фактического получателя дохода, может представить перед глазами налогового инспектора в противоположном свете.

Будет сложнее

Судебная практика конца 2018 г. свидетельствует, что налогоплательщиков скорее всего ждет непростой 2019 год.

Первая – квалификация налоговых органов в вопросах выплат из России за рубеж сильно возросла.

Вторая – от теории налоговые инспекции переходят к активной практике, с удовольствием опрашивая директоров иностранных компаний и консультантов, оказывающих холдингу услуги, в надежде найти подтверждение его кондуитности.

Третья – к холдингу по умолчанию нельзя применять рамки обычной производственной компании, а именно это и пытаются сделать налоговые органы, говоря о соразмерности доходов и расходов. Это значит, что все иностранные холдинги как бы оказываются между молотом и наковальней. С одной стороны, холдинг, очевидно, не может являться «пустышкой», а с другой – чрезмерное «впитывание» холдингом полученных из России доходов не соответствует деловой практике, особенно в ситуациях, когда у холдинга есть независимый акционер, рассчитывающий на ежегодное, а иногда и ежеквартальное получение прибыли.

Ввиду того, что риски доначислений высоки, представляется целесообразным срочно проверить деятельность своей иностранной холдинговой структуры с точки зрения тех вопросов, которые могут быть заданы представителями налоговой инспекции. Не лишним будет удостовериться, что все сотрудники российского общества, а также директора и контрагенты холдинга, задействованные в выплате дивидендов (или иных выплат, подпадающих под ДИДН), правильно понимают процесс и основания для применения льготных ставок.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов

Этот текст написан в Сообществе, в нем сохранены авторский стиль и орфография.

Камилла

Профиль автора

Я уже полгода работаю в компании, которая зарегистрирована на Кипре. Работаю по гражданско-правовому договору и была уверена, что работодатель платить мои налоги.

Но недавно узнала, что налоги уходят на Кипр. Хочу платить налоги в РФ, чтобы в будущем не было никаких проблем, так как зарплату получаю на российскую карту.

Читала, что существует двойное налогообложение, но так и не разобралась, что делать?

Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Бизнес-возможности российских предпринимателей на Кипре

Солнечный остров привлекает тех, кто желает расширить свой бизнес и выйти на европейские рынки, задумывается о налоговой оптимизации или надежных инвестициях

Бизнес-возможности российских предпринимателей на Кипре

Многие предприниматели хотели бы расширить бизнес, вывести свои продукты или услуги на новый уровень и охватить еще не освоенные ими рынки. Кто-то думает о налоговой оптимизации, но так, чтобы это не принесло проблем в будущем. А кто-то, накопив денежные средства, выбирает место для запуска нового проекта или ищет надежные объекты для инвестиций. Для таких предпринимателей солнечный остров, на котором расположена Республика Кипр, подойдет как нельзя лучше.

За последние 15 лет Кипр превратился из офшора в уникальный плацдарм для ведения бизнеса. Используя преференции этой страны, российские предприниматели могут легально выйти на европейские рынки, что сделать напрямую сейчас не всегда возможно из-за санкций. Эта юрисдикция подойдет для оптимизации налоговой нагрузки. А вложения в активы здесь станут надежными инвестициями.

Банковский счет и свое дело на Кипре как подтверждение прозрачности вашего бизнеса

Экономика Кипра с момента получения им независимости существенно изменилась благодаря развитию туризма, созданию офшорной зоны и property development. Сегодня можно говорить о трех столпах кипрской экономики: туризм, корпоративные сервисы, включая банкинг, и девелопмент. Большое влияние на экономику оказало вступление республики в Евросоюз, что остановило намечавшийся спад. Чтобы избежать негативных последствий, были сохранены дружелюбные условия для туристов и предпринимателей – например, возможно упрощенное получение визы, включая про-визу, которая выдается в течение одного дня без посещения посольства.

После банковского кризиса 2013 г. руководство страны провело большую работу для того, чтобы не допустить повторения ситуации и сделать юрисдикцию надежной для ведения бизнеса. Кризис был связан со снижением стоимости греческих облигаций, которые кипрские кредитные учреждения использовали для получения прибыли. Сегодня банки более консервативны и избирательны при размещении денежных средств и по отношению к клиентам. Это меняет имидж юрисдикции и создает фундамент безопасности для финансов резидентов и нерезидентов Республики Кипр.

Правда, стать клиентом кипрского банка теперь сложнее: требуется грамотное сопровождение для надлежащего подтверждения легальности размещаемых денежных средств. Однако эти трудности компенсируются преимуществами юрисдикции. Вы получаете налоговые преференции и можете быть уверены в сохранности своих денег. Кроме того, стать клиентом кипрского банка и разместить бизнес в этой стране – это то же, что пройти все проверки, которые подтверждают прозрачность денежных средств и бизнеса.

Гражданство Кипра и его зоны высокой доходности

Одним из основных драйверов экономического роста Республики Кипр стала паспортная программа. Многие россияне в обмен на инвестиции получили кипрские паспорта. После этого они начали перевозить на остров свои семьи, переводить туда бизнес и осуществлять дополнительные инвестиции в различные сектора экономики. Некоторые наши соотечественники и российские компании стали владельцами известных отелей и взялись за развитие сферы гостиничного бизнеса. Следом пошло развитие ресторанного бизнеса, медицины и образования, финансового сектора, IT-бизнеса и девелопмента.

Сейчас действие паспортной программы приостановлено. Но остались другие, не менее привлекательные возможности. Например, действует программа получения гражданства после вида на жительство. Небольшой объем инвестиций и отсутствие рисков аннулирования паспорта делают новую программу привлекательной для потенциальных резидентов.

Наиболее перспективными направлениями для инвестирования и развития бизнеса на Кипре сегодня остаются образование и медицина, IT-сфера, наукоемкие технологии и разработки, альтернативная энергетика, шипинг и недвижимость, особенно коммерческая. Рассмотрим повнимательнее одно из направлений – образование. Эта информация пригодится тем, кто планирует обосноваться на острове с семьей.

Образование представлено на Кипре на очень достойном уровне. Обучение в кипрских частных школах проходит на английском языке. Это позволяет подготовиться к поступлению в вузы Великобритании, США и Австралии. Здесь же можно сдать ЕГЭ, а значит, школьники в дальнейшем смогут выбрать как зарубежный европейский или американский вуз, так и российский, что актуально для семей из нашей страны. Для желающих получить высшее образование на Кипре есть несколько известных вузов – University of Cyprus и University of Nicosia. Диплом о высшем образовании, выданный на Кипре, признается в европейских странах, в том числе в России (согласно Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней от 21 октября 2016 г., которое вступило в силу 30 октября 2017 г.). Сегодня кипрские частные школы и вузы активно развиваются, их популярность растет, отсюда хорошие перспективы для развития бизнеса в этом секторе.

Отдельно стоит упомянуть об IT. Многие известные компании из сферы высоких технологий открыли свои офисы на Кипре, в их числе Wargamming (помните игру World of Tanks?), Adme, Movavi, Cardpay, группа компаний Mail.ru.

Кипрский холдинг интеллектуальной собственности

Компании, владеющие нематериальными активами, такими как патенты, авторские права и т.д., часто нуждаются в механизме использования и хранения интеллектуальной собственности (ИС), который позволит им держать эти активы, лицензировать их для генерирования лицензионных поступлений и вести коммерческую деятельность. Таким механизмом может быть холдинг интеллектуальной собственности – юрлицо с исключительными правами на регистрацию ИС независимо от деятельности материнской компании. Нужно учитывать, что подобная структура должна создаваться с особой осторожностью: это не должно выглядеть как искусственное дробление бизнеса или уход от налогов. Но при грамотном подходе холдинговая структура позволяет диверсифицировать риски и распределять активы по нескольким компаниям или по разным юрисдикциям, может помочь в законной налоговой оптимизации и даже защитить бизнес от попыток рейдерских захватов.

Рассмотрим особенности кипрского холдинга интеллектуальной собственности и выгоды, которые он может предложить международному инвестору.

Кипр.jpg

Экономические выгоды создания холдинга ИС на Кипре.

1. Стратегическое расположение острова, его популярность как делового и туристического центра при относительно невысокой стоимости содержания помещений.

2. Возможность перевезти в страну сотрудников и директоров, обеспечив высокий уровень их жизни (благоприятный климат, развитые системы образования и здравоохранения, самый низкий в ЕС уровень преступности).

3. Возможность нанять местных сотрудников, большинство из которых являются выпускниками англоязычных университетов.

4. Налоговые аспекты юрисдикции:

  • действие соглашения об избежании двойного налогообложения и Директивы ЕС 2003/49/ЕС от 3 июня 2003 г., предусматривающей отмену налогов, удерживаемых с процентов и роялти, которые выплачивают лицензиаты, являющиеся резидентами одного из государств – членов ЕС;
  • налог, уплаченный за границей, будет зачислен в счет уплаты налога на доход на Кипре;
  • роялти будет облагаться местным налогом, который фактически составит 2,5% (подробнее об этом будет сказано ниже);
  • прибыль может быть распределена между акционерами в виде дивидендов, которые не облагаются на Кипре налогом на репатриацию;
  • при продаже прав на интеллектуальную собственность все вышеуказанные преимущества позволяют сделать это быстро и эффективно.

Правовые аспекты привлекательности кипрской юрисдикции.

1. Защита активов интеллектуальной собственности благодаря тому, что законодательство Кипра основано на общем праве и согласуется с законодательством других стран ЕС. В этом отношении кипрская юрисдикция соответствует требованиям и стандартам Всемирной организации интеллектуальной собственности и Ведомства интеллектуальной собственности Европейского союза. Кроме того, Кипр подписал многие международные конвенции, в том числе Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, Мадридское соглашение о международной регистрации знаков, Парижскую конвенцию по охране промышленной собственности, Конвенцию по охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

2. Законодательство Кипра предусматривает налоговые льготы для поддержки предприятий в разработке инновационных продуктов и услуг.

Льготный налоговый режим для бизнеса

К выбору юрисдикции для создания холдинга ИС следует подходить с особой тщательностью, ведь важно обеспечить идеальную среду для развития нематериальных активов и их защиту. Кипрская юрисдикция может оказаться подходящей. В 2012 г. на Кипре был введен специальный налоговый режим IP Box. В 2016 г. были приняты поправки, внесенные в законодательство для того, чтобы экономика страны развивалась в соответствии с руководящими принципам ОЭСР. Так Кипр стал крупным игроком среди юрисдикций в области управления интеллектуальной собственностью.

Рассмотрим особенности режима IP Box. Этот налоговый режим применяется к интеллектуальной собственности, разработанной после 1 июля 2016 г. При использовании IP Box 80% прибыли от квалифицированных активов будут считаться расходами на создание интеллектуальной собственности и уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. К квалифицированным активам относятся объекты патентных прав (изобретения, полезные модели и др.), программное обеспечение для компьютеров и другие новые и промышленно применимые объекты. Приравнивание к расходам 80% прибыли является безусловным и не требует документального подтверждения. К оставшимся 20% прибыли будет применяться обычная ставка корпоративного налога в размере 12,5%. В итоге эффективная налоговая ставка для прибыли от квалифицированных активов может составить всего 2,5%.

Вот так Кипр дает новые возможности для разработки инновационных решений в благоприятной с точки зрения налогообложения среде.

Помощь бизнес-послов

В общероссийской общественной организации «Деловая Россия» уже давно существует институт бизнес-послов. Задачами бизнес-послов являются обеспечение осуществления внешнеэкономической деятельности организации в стране пребывания, содействие расширению и диверсификации экспорта товаров и услуг, создание в стране пребывания условий для реализации конкурентных преимуществ организации, анализ и прогнозирование состояния внешнеэкономических отношений организации с партнерами страны пребывания и подготовка предложений по их совершенствованию, обеспечение взаимодействия членов организации с представителями государственных органов, общественных объединений, частных компаний страны пребывания в целях увеличения торгово-экономического и инвестиционного оборота Российской Федерации со страной пребывания.

Бизнес-послы помогают подобрать партнеров и наладить взаимодействие с представителями бизнес-сообщества зарубежной страны. Если вы заинтересованы в развитии своего дела на Кипре и хотите использовать возможности этой юрисдикции, не нарушая требований законодательства, то всегда можете обратиться в международный департамент или напрямую к бизнес-послу, чтобы проконсультироваться и получить необходимую помощь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Инспекция мнс по московскому району г минска реквизиты
  • Если менять карту сбербанка реквизиты меняются или нет
  • Институт общества семья государство бизнес образование
  • Если муж госслужащий может ли жена заниматься бизнесом
  • Инструктор по физической культуре часы работы в неделю