Элементы экономической безопасности бизнеса

Автор статьи

Татьяна Николаевна Таряник

Эксперт по предмету «Экономика»

Задать вопрос автору статьи

Суть понятий безопасности и экономической безопасности

В условиях современного мирового хозяйства и быстро меняющейся рыночной ситуации важное место занимает проблема безопасности. Вообще потребность в безопасности – это одна из важнейших жизненных потребностей любого существа. С развитием человеческой цивилизации эта потребность распространилась и на деятельность человека, на общественные и общественно-производственные образования и объединения, на государства.

Определение 1

Под безопасностью понимают состояние субъекта, при котором незначительные изменения его параметров и качественных показателей под влиянием внешних или внутренних факторов не нарушают его целостности и функциональности.

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

Специалисты выделяют несколько сторон безопасности:

  • военную;
  • политическую;
  • информационную;
  • экологическую;
  • инновационную;
  • финансовую и другие.

Важной составляющей общей безопасности является экономическая безопасность.

Определение 2

Под категорией экономической безопасности подразумевают защищенность субъекта хозяйствования, его прав и интересов, функционирования и связей от угроз со стороны внешних и внутренних факторов с помощью нормативно-правовых, организационных, технических, финансово-экономических и общественно-психологических мероприятий.

Принципы экономической безопасности

Об экономической безопасности можно судить на основе разработанной системе критериев (принципов). Это те правила, выполнение которых может гарантировать определенную степень защиты от отрицательных воздействий как извне, так и изнутри. Таковыми принципами являются:

  • комплексность;
  • своевременность;
  • непрерывность;
  • активность;
  • законность;
  • специализация;
  • взаимодействие и координация;
  • экономическая целесообразность.

«Экономическая безопасность бизнеса» 👇

Комплексность обеспечивает защиту от всех форм возможных угроз благодаря внедрению разноплановых мероприятий безопасности. То есть применяется комплекс мер. Своевременность предполагает действие на опережение. То есть благодаря анализу ситуации проводится прогнозирование появления возможных угроз. В таком случае заранее предпринимаются меры, чтобы избежать обострения возможных кризисных ситуаций.

Система безопасности должна работать непрерывно и с должной степенью активности, соблюдая нормативно-правовую базу государства и общества. В этом заключаются принципы непрерывности, активности, законности. Специализация, взаимодействие и координация предполагают привлечение высокопрофессиональных специалистов, взаимодействие всех структур и подразделений субъекта для поддержания безопасности. Принцип экономической целесообразности позволяет соизмерить понесенные затраты с полученной выгодой.

Особенности экономической безопасности бизнеса

Бизнес- это особый вид экономической деятельности человека.

Определение 3

Экономическая безопасность бизнеса заключается в наборе мероприятий и способов деятельности для всесторонней защиты предпринимательства от любых видов угроз.

Угрозы бизнесу могут иметь формы юридического, физического, информационного, финансового, организационного и кадрового воздействия. В соответствии с этим формируется и система безопасности бизнеса. Она зависит от финансово-экономического состояния субъекта предпринимательской деятельности и его организационной структуры.

Любой вид предпринимательской деятельности связан с возможностью возникновения рисков. Поэтому первоначальные шаги по защите бизнеса зависят от руководства. Опытный руководитель не ожидает наступления проблем, а своевременно предпринимает меры для их предотвращения. В бизнесе возможны следующие проблемы:

  • корпоративные неурядицы (проблемы взаимоотношений между акционерами, совладельцами, руководством структурных подразделений);
  • внешние угрозы (опасное воздействие со стороны криминальных структур, правоохранительных органов государства, банков, рейдерство, конкуренция);
  • финансовые риски (риски потерь в результате мошенничества, краж, недобросовестности посредников, изменений рыночной ситуации и пр.);
  • информационные опасности (утечка коммерческой информации, недобросовестная реклама, неблагоприятные отзывы в средствах массовой информации);
  • просчеты и недостатки службы охраны;
  • организационно-кадровые просчеты (работники с плохой репутацией, недостатки трудовой дисциплины и организационной структуры предприятия, управленческого аппарата).

Экономическая защита бизнеса имеет несколько видов. Исходя из вариантов угроз применяются следующие варианты защиты:

  • физическая;
  • организационно-кадровая;
  • юридическая;
  • информационная.

Каждый из этих видов располагает широким диапазоном инструментов и средств обеспечения нормального функционирования бизнеса.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Экономическая безопасность бизнеса трактуется, как возможность эффективно достигать основной цели своей деятельности в рыночной экономике, «получать прибыль», за счет четкого выполнения хозяйствующим субъектом своих функций в условиях влияния внутренних и внешних угроз. Обеспечение экономической безопасности является основой существования любого хозяйствующего субъекта в современных условиях.

Исследование обеспечения экономической безопасности бизнеса представляется весьма актуальной в настоящее время темой, когда на отечественном и мировом рынке на лицо неконтролируемые последствия кризиса, следствием чего может стать повсеместное применение незаконных методов конкурентной борьбы. Российский бизнес вынужден вести поиск адекватных решений сложнейших проблем, заниматься разработкой и применением системного подхода к обеспечению своей безопасности.

«Субъект бизнеса, обосновавшийся в условиях жесткой конкуренции рынка, с учетом российских реалий – и при высокой степени выраженности политических, инвестиционных, валютных, технологических и прочих средовых рисков, вынужден беспокоиться о создании надежной и прочной системы экономической безопасности»[4].

Обеспечение безопасности субъекта есть создание и поддержка условий, при которых реализовывались бы его интересы, осуществлялись бы поставленные им цели, в основании которых лежат его ценности. Это, в свою очередь, обозначает, что безопасность и есть такие условия, в которых субъекты сохраняют и воспроизводят свои ценности.

Для обеспечения своей экономической безопасности субъект использует совокупность своих корпоративных ресурсов.

«Корпоративные ресурсы — факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.

Среди этих ресурсов стоит выделить[2]:

а) ресурс капитала, является жизненно важной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать другие корпоративные ресурсы;

б) ресурс персонала, является основным проводником и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим дорогу в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;

в) ресурс информации и технологии, в настоящее время наиболее ценный и дорогостоящий из ресурсов предприятия, позволяет предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять и реализовывать свою хозяйственную деятельность;

г) ресурс техники и оборудования;

д) ресурс прав, объединяет в себя права на использование патентов, лицензий, позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований».

Отметим, по мнению А.В. Горбатова особую роль в обеспечении экономической безопасности, как какого-либо территориального образования, так бизнеса и играет обеспечение трудовыми ресурсами: «обеспечение трудовыми ресурсами может существенно повлиять на устойчивый рост экономики региона, ее финансовую устойчивость и экономическую безопасность»[3].

На основании рассмотренного определения корпоративных ресурсов и целей бизнеса, можно сделать вывод. Экономическая безопасность бизнеса это такое состояние хозяйствующего субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и обеспечивает достижение целей в условиях конкуренции и хозяйственного риска.

Очевидно, что обеспечение экономической безопасности бизнеса требует, создания собственной системы экономической безопасности.

Создание системы экономической безопасности предприятия и организация ее успешного функционирования должны опираться на основы научной теории безопасности.

Целью системы экономической безопасности является своевременное выявление и предотвращение как внешних, так и внутренних опасностей и угроз, обеспечение защищенности деятельности предприятия и достижения им целей бизнеса.

«Безоговорочно, что достижение поставленной цели возможно лишь на основе решения комплекса задач. К наиболее важным и значимым из них можно отнести[8]:

— выявление реальных и прогноз потенциальных опасностей и угроз;

— нахождение способов их предотвращения, ослабления или полной ликвидации последствий их воздействия;

— нахождение сил и средств, обязательных для обеспечения безопасности предприятия;

— организация взаимодействия с правоохранительными и контрольными органами в целях предотвращения и пресечения правонарушений, направленных против интересов предприятия».

Рассмотрим какие требования предъявляет к системе экономической безопасности экономическая ситуация в стране.

Во-первых, система экономической безопасности предприятия не может быть одинакова и шаблонна. Она должна быть уникальной на каждом предприятии, так как зависит от уровня развития и структуры производственного потенциала, эффективности его использования и направленности производственной деятельности, качественного состояния кадров, производственной дисциплины, рискованности производства и т.д.

Во-вторых, система экономической безопасности предприятия является самостоятельной, обособленной от систем других производственных единиц.

В-третьих, система экономической безопасности предприятия должна быть комплексной.

«Структура службы экономической безопасности определяется исходя из результатов анализа функций обеспечения экономической безопасности. К ее основным функциям можно отнести следующие[6]:

— организационно-управленческая это воздействует на формирование и совершенствование организационной структуры управления для достижения поставленных организационных задач и целей;

— планово-производственная является разработкой комплексных программ и отдельных специальных планов обеспечения экономической безопасности предприятия;

— социально-кадровая представляет собой участие в расстановке и формировании кадров, предупреждает и локализирует внутриорганизационные конфликты;

— административно-распорядительная подготавливает решения по организации и обеспечению функционирования корпоративной системы безопасности, определению полномочий, обязанностей, прав и ответственности работников в сфере обеспечения безопасности;

— хозяйственно-распорядительная участвует в планировании и выделении ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей безопасности предприятия, в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению безопасности;

— учетно-контрольная определяет наиболее важные направления финансово-хозяйственной деятельности и работу по организации своевременного обнаружения внутренних и внешних угроз финансовой устойчивости и стабильности предприятия, оценивает их источники, налаживает контроль за критическими факторами, ведет учет негативных факторов;

— организационно-техническая это материально-техническое и финансовое обеспечение системы безопасности предприятия;

— научно-методическая представляет собой накопление и освоение передового капитала опыта обеспечения безопасности, обучение штатного персонала, научная проработка возникающих проблем обеспечения безопасности, методическое сопровождение деятельности в данной сфере;

— информационно-аналитическая характеризует целенаправленный сбор, хранение и обработку информации в области обеспечения безопасности».

Организация системы экономической безопасности связана с определенными затратами. Руководству предприятия необходимо адекватно оценивать целесообразность создания на предприятии собственной службы.

При этом следует учитывать, что как показывает практика, отказ от использования на предприятии службы безопасности ведет к потере прибыли до 9 %. Эти данные характеризуют лишь случаи умышленного нанесения ущерба собственными сотрудниками. Оценить реальные масштабы упущенной выгоды просто невозможно.

Эффективная организация работы служб по управлению персоналом в обеспечении кадровой безопасности может почти на 60 % снизить прямые и предотвратить косвенные убытки компании, тесно связанные с человеческим фактором.

Следует помнить о необходимости противодействия промышленному шпионажу. По экспертным и статистическим оценкам, на долю экономического шпионажа приходится 60 % потерь от недобросовестной конкуренции. По имеющимся данным, из фактов, которые подпадают под формулировку «промышленный шпионаж», в Санкт-Петербурге около 20 % — профессионально проведенные мероприятия, преследующие чисто экономические цели, оставшиеся 80 % — это либо еще недостаточно профессиональные действия конкурентов, либо действия криминала.

Из изложенного выше следует, что «экономическая безопасность бизнеса» — многогранное, глубокое и емкое понятие. В самом узком виде его можно представить как отсутствие различного рода опасностей и угроз или наличие возможностей по их предупреждению, защите своих интересов, недопущение ущерба больше критического предела. Это требует кропотливой повседневной работы соответствующего персонала служб экономической безопасности, который бы обеспечил безубыточную работу предприятия, сохранение его имущества, недопущение разглашения тайны, пресечение факторов насильственных преступлений, сохранение интеллектуальной собственности и т.д.

Дополнительные сложности появляются при создании службы экономической безопасности в связи с необходимостью тщательного выбора сотрудников. Требуются только надежные, высокомотивированные специалисты, обладающие надлежащей квалификацией, могут привлекаться к обеспечению безопасности работы предприятия.

Вопрос профессиональной подготовки кадров для служб экономической безопасности всегда стоял довольно остро. И, к сожалению, несмотря на годы активной работы служб безопасности коммерческих предприятий, пока не видится какого-либо четкого и ясного понимания данного вопроса.

Если обычного человека попросить сделать словесный портрет сотрудника службы экономической безопасности предприятия то, скорее всего, он опишет его как бывшего сотрудника правоохранительных органов или иных силовых структур, человека физически развитого, крепкого, хорошо владеющего единоборствами и имеющего навыки обращения с оружием. Это и есть стереотипное восприятие «безопасника».

«Возможно в прошлом, в 90-х годах прошлого столетия, когда служба безопасности представала собой этакую «банду», сформированную для обороны отдельно взятого «купца» или «князя», это и было актуально. Однако сегодня к данной структуре предъявляются несколько иные требования, и современный сотрудник службы экономической безопасности должен быть в большей степени близок к бизнесу, нежели к силовым или правоохранительным сферам»[1].

«Квалифицированный специалист службы экономической безопасности должен обладать системными знаниями: и экономическими, и юридическими, и техническими с небольшим акцентом на экономическую составляющую, чтобы он мог правовые положения или технические решения оценивать «рублем». Он должен хорошо разбираться как в вопросах производственного менеджмента, так и в различных аспектах управления персоналом. Всесторонние знания позволят ему учесть влияние разнообразных факторов на экономическое положение в экономических категориях, оценить состояние и положение экономической безопасности на текущий момент, перспективы и направления его трансформации, предложить комплекс мероприятий по поддержке или повышению уровня экономической защищенности, а также руководить исполнением мероприятий по обеспечению экономической безопасности различных структур и контролировать их результаты»[7].

Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. N 19 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность («экономист-специалист»), утвержден перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий.

В перечень обязательных для изучения дисциплин были включены:

— гражданское и торговое право, с целью обладания на базовом уровне компетенцией разрешения возможных разногласий с клиентами и контрагентами предприятия;

— трудовое право, для целей реализации задач по контролю персонала предприятий;

— конфликтология, с целью обладания на базовом уровне знаний о закономерностях зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

А так же другие дисциплины и факультативные курсы для более тщательного и глубокого погружения в изучение дисциплины «Экономическая безопасность».

Так же было обращено внимание на следующую важную проблему, которая требует своего скорейшего разрешения: — стандарт высшего профессионального образования по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность» действует с 2011 г., а профессионального стандарта «Специалист по экономической безопасности» до сих пор нет. Проект данного стандарта был разработан еще в ноябре 2014 г. Министерством труда и социальной защиты РФ. Из-за этого выпускники высших учебных заведений не могут быть трудоустроены в соответствии с полученной квалификацией и вынуждены идти работать туда, где есть вакансии юристов и экономистов.

Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы.

Комплексная система экономической безопасности бизнеса должна включать в себя строго определенное множество взаимосвязанных элементов, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия при достижении им основных целей предпринимательской деятельности.

Служба экономической безопасности на предприятии — это не излишество, а необходимость, призванная на основе эффективного использования корпоративных ресурсов создавать условия для развития бизнеса, своевременно предупреждать возможные хозяйственные риски. А силы и элементы структуры службы безопасности должны быть достаточными для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность бизнеса[9].

Введение в квалификационные справочники должностей работников в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий различных отраслей экономики и форм собственности, их должностных обязанностей, а так же дополнительных учебных дисциплин в программу подготовки специалистов по экономической безопасности, привнесут позитивные изменения в области подготовки будущих специалистов служб экономической безопасности и облегчат обеспечение квалифицированными специалистами.

Список литературы

1. Брединский А. Особенности подготовки сотрудников служб безопасности ритейла. // АЛГОРИТМ БЕЗОПАСНОСТИ. 2015. № 4. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.algoritm.org/arch/arch.php?id=77&a=1851 (дата обращения 14.12.2016)

2. Гончаренко Л.П., Процесс обеспечения экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2004. № 12. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://www.profiz.ru/se/12_2004/952/ (дата обращения 14.12.16)

3. Горбатов А.В., Горбатова Ю.Н. Формирование рынка труда Калужской области как фактор укрепления экономической безопасности региона // Теория и практика общественного развития. – 2014 — № 8

4. Колпаков П.А. Система экономической безопасности фирмы // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2013. № 1. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2013/01/1567 (дата обращения 15.12.2016)

5. Митрофанов А.А. Экономическая безопасность коммерческих предприятий и деловая разведка. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://it2b.ru/blog/arhiv/142.html (дата обращения 15.12.2016);

6. Мусатаева М.О. Источники, виды и факторы угроз экономической безопасности, создание службы экономической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 23. [Электронный ресурс] Режим доступа : https://e-koncept.ru/2015/95250.htm (дата обращения 17.12.2016)

7. Попков В. П., д. э. н., профессор, Соловьев А. И., к. т. н., доцент. Проблемы подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности предпринимательских структур. // Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. «Защита информации. Конфидент». 2004. №3. [Электронный ресурс] Режим доступа : http://sec4all.net/statea1.html (дата обращения 17.12.2016)

8. Управление безопасностью предприятий в условиях рыночной экономики. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bezopasnik.org/article/60.htm.(дата обращения 17.12.2016);

9. Хлутков А. Д. Роль службы безопасности предприятия в обеспечении экономической безопасности бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 2(92). [Электронный ресурс] Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/rol-sluzhby-bezopasnosti-predpriyatiya-v-obespechenii-ekonomicheskoy-bezopasnosti-biznesa (дата обращения 18.12.2016)

8

В
современных условиях процесс успешного
функционирова­ния
и экономического развития российских
предприятий во мно­гом
зависит от совершенствования их
деятельности в области обеспечения
экономической безопасности.

Экономическая
безопасность организации, предприятия
(ЭБ) —
это
состояние защищенности жизненно важных
интересов пред­приятия
от внутренних и внешних угроз, формируемое
руковод­ством
и коллективом предприятия путем
реализации мероприятий правового,
экономического, организационного,
инженерно-тех­нического
и социально-психологического направлений.
Главным в определении
экономической безопасности предприятия
является то,
что:

  • состояние
    защищенности имеет динамический
    характер;

  • внутренние угрозы
    не менее опасны, чем внешние;

  • система
    экономической безопасности предприятия
    должна взаимодействовать
    на правовой основе с государственной
    сис­темой
    обеспечения безопасности.

Нормативные
гарантии —
это
правовое обеспечение хозяй­ственной
деятельности предприятия, формирование
на этой ос­нове
соответствующих юридических отношений,
определение и защита
правомерного поведения подразделений
и работников предприятия
в целях его безопасности, использование
мер госу­дарственного
и административного принуждения,
применение санкций
к физическим и юридическим лицам,
посягающим на законные интересы
предприятия. Нормы права определяют
со­держание
режима безопасности и в сочетании с
мерами по уста­новлению
и поддержанию этого режима создают
правовую основу всей
деятельности системы экономической
безопасности пред­приятия.

Организационные
гарантии
формируются
путем разработки процесса
определения и устранения угроз
деятельности предпри­ятия
и построения и поддержания с его помощью
высокой рабо­тоспособности
общей организационной структуры
управления; использования
механизма стимулирования; ее оптимального
функционирования;
соответствующей подготовки кадров;
при­нятия
мер по сближению интересов и консолидации
усилий тру­дового
коллектива предприятия для обеспечения
его безопас­ности.

256

Материальные
гарантии

осуществляются
за счет выделения и использования
финансовых, технических, интеллектуальных,
ин­формационных,
кадровых и иных ресурсов предприятия,
обеспе­чивающих
своевременное выявление и ослабление
источников угрозы,
предотвращение и локализацию возможного
ущерба и создание
благоприятных возможностей и условий
деятельности.

При
определении направлений обеспечения
экономической безопасности
предприятия предусматриваются два
подхода к за­щите:

1)
упреждающая деятельность, т.е. разработка
и осуществле­ние
комплекса управленческих мер и
мероприятий, носящих пре­дупредительный
характер и направленных на предотвращение
или
уменьшение ущерба для безопасности
структурных подразде­лений
предприятия, его работников и членов
их семей. Основны­ми направлениями
упреждающей деятельности по обеспечению
безопасности
являются меры, предпринимаемые в кадровой
ра­боте, информационной деятельности
и по обеспечению безопас­ности
зданий, сооружений, имущества и помещений;

2)
реагирующая деятельность, т.е. осуществление
комплекса мер
и мероприятий, направленных на выявление
факторов нару­шения режима безопасности
и проверку соблюдения требований режима
безопасности и сигналов в отношении
конкретных лиц, фактов,
организаций, событий.

Предпринимательская
деятельность связана с решением
орга­низационных
вопросов, правовыми и экономическими
пробле­мами, техническими аспектами,
кадровыми и т.д. Особенно ус­ложняется
управление деятельностью, когда
предприятие имеет широкие
деловые связи и значительное число
контрагентов: по­ставщиков, кредиторов,
клиентов. По линиям внутренних и вне­шних
связей предприятия могут реализовываться
угрозы его эко­номической
безопасности. Для обеспечения максимальной
сте­пени
защиты от этих угроз необходима
деятельность, которая должна
иметь системный характер.

Объектом
системы
обеспечения экономической безопасности
выступает
стабильное экономическое состояние
субъекта пред­принимательской
деятельности в текущем и перспективном
пе­риодах.
Именно от объекта защиты во многом
зависят основные характеристики
системы обеспечения экономической
безопас­ности.
Поскольку объект защиты является
сложным, многоаспект­ным,
эффективное обеспечение экономической
безопасности должно основываться на
комплексном подходе к управлению

257

этим процессом.
Комплексный подход предполагает учет
в уп­равлении объектом всех основных
его аспектов, все элементы управляемой
системы рассматриваются только в
совокупности, единстве.

Комплексная
система обеспечения экономической
безопасности
предпринимательства
это
совокупность взаимосвязанных ме­роприятий
организационно-правового характера,
осуществля­емых в целях защиты
предпринимательской деятельности от
реальных или потенциальных действий
физических или юри­дических лиц,
которые могут привести к существенным
эконо­мическим потерям.

Основу разработки
комплексной системы обеспечения
эко­номической безопасности
предпринимательства должна состав­лять
определенная концепция, которая включает
цель комплекс­ной системы обеспечения
безопасности, ее задачи, принципы
деятельности, объект, субъект, стратегию
и тактику.

Цель
данной
системы — минимизация внешних и
внутренних угроз экономическому
состоянию субъекта предпринимательства,
в том числе
его финансовым, материальным,
информационным, кадровым
ресурсам, на основе разработанного и
реализуемого ком­плекса
мероприятий экономико-правового и
организационного характера.
Наибольшее значение при обеспечении
экономической безопасности
предпринимательства имеют первичные
экономико-правовые
и организационные меры, обеспечивающие
основу сис­темы безопасности; вторичными
являются технические, физичес­кие и
другие меры. В процессе достижения
поставленной цели решаются конкретные
задачи, объединяющие все направления
обеспечения безопасности.

Задачи, решаемые
системой обеспечения экономической
бе­зопасности:

  • прогнозирование
    возможных угроз экономической
    безопас­ности;

  • организация
    деятельности по предупреждению возможных
    угроз (превентивные меры);

  • выявление, анализ
    и оценка возникших реальных угроз
    эко­номической безопасности;

  • принятие решений
    и организация деятельности по
    реагирова­нию на возникшие угрозы;

  • постоянное
    совершенствование системы обеспечения
    эконо­мической безопасности
    предприятия.

258

Организация и
функционирование комплексной системы
обеспечения экономической безопасности
предпринимательской деятельности в
целях максимальной эффективности должны
ос­новываться на ряде следующих
принципов:

  1. принцип
    законности.
    Вся
    деятельность предприятия должна носить
    законный характер, иначе система
    обеспечения безопас­ности может быть
    разрушена по вине самого субъекта
    предпри­нимательства. Негативными
    последствиями могут быть различ­ного
    рода санкции правоохранительных
    органов;

  2. принцип
    экономической целесообразности.
    Следует
    организо­вывать
    защиту только тех объектов, затраты на
    защиту которых меньше,
    чем потери от реализации угроз этим
    объектам. Здесь так­же должны
    учитываться финансовые возможности
    предприятия по организации
    системы экономической безопасности;

  3. сочетание
    превентивных и реактивных мер.
    Превентивные
    меры носят
    предупредительный характер и позволяют
    не допус­тить возникновения или
    реализации угроз экономической
    безо­пасности. Реактивные меры
    предпринимаются в случае реально­го
    возникновения угроз или необходимости
    минимизации их нега­тивных
    последствий;

  4. принцип
    непрерывности.
    Функционирование
    комплексной системы обеспечения
    экономической безопасности
    предприни­мательства должно
    осуществляться постоянно;

  5. принцип
    дифференцированности.
    Выбор
    мер по преодолению возникших
    угроз происходит в зависимости от
    характера угрозы и степени
    тяжести последствий ее реализации;

  6. координация.
    Для
    достижения поставленных задач необходи­мо
    постоянное согласование деятельности
    различных подразделе­ний
    службы безопасности, самого предприятия
    и сочетание орга­низационных,
    экономико-правовых и прочих способов
    защиты;

  7. полная
    подконтрольность системы обеспечения
    экономичес­кой безопасности руководству
    субъекта предпринимательской
    де­
    ятельности.
    Это
    необходимо, во-первых, для того, чтобы
    система безопасности
    не превратилась в замкнутое образование,
    ориенти­рованное на решение узких
    задач, без учета интересов предпри­ятия
    в целом, а во-вторых, для оценки
    эффективности деятель­ности системы
    и ее возможного совершенствования.

Субъект системы
обеспечения экономической безопасности
предпринимательства носит сложный
характер, поскольку его деятельность
обусловливается не только особенностями
и харак­теристиками объекта, но и
специфическими условиями внешней

259

среды.
Исходя из этого, можно выделить внешние
и внутренние субъекты
обеспечивающие экономическую безопасность
пред­принимательства.

Внешние
субъекты
— органы законодательной, исполнитель­ной
и судебной власти, призванные обеспечивать
безопасность всех
без исключения законопослушных участников
предприни­мательской
деятельности. Эти органы формируют
законодатель­ную
основу функционирования и защиты
предпринимательства в
различных его аспектах.

Внутренние
субъекты
— лица, непосредственно осуществля­ющие
деятельность по защите экономической
безопасности кон­кретного
субъекта предпринимательства. В качестве
таких субъек­тов могут выступать
работники собственной службы безопасности
предприятия;
приглашенные работники из специализированных
фирм,
оказывающих услуги по защите
предпринимательской де­ятельности.

Таким
образом, комплексная система экономической
безо­пасности
предприятия должна включать в себя
строго определен­ное
множество взаимосвязанных элементов,
обеспечивающих безопасность
предприятия при достижении им основных
целей предпринимательской
деятельности.

Уровень
экономической безопасности предприятия
является
важнейшим показателем экономической
безопасности организа­ции,
под которым понимается оценка состояния
использования внутриорганизационных
ресурсов по критериям уровня экономи­ческой
безопасности предприятия. Для достижения
высокого уровня
экономической безопасности предприятие
должно осу­ществлять
деятельность по обеспечению максимальной
безопас­ности
основных элементов своей работы.

Основные
элементы экономической безопасности
предпри­ятия — это совокупность
главных направлений его экономичес­кой
безопасности, отличающихся друг от
друга по содержанию (рис.
7.3).

Каждый
из элементов характеризуется собственным
содержа­нием,
набором функциональных критериев и
способами обеспе­чения.

Финансовые
элементы
могут
быть определены как совокуп­ность
работ по обеспечению максимально
высокого уровня пла­тежеспособности
предприятия и ликвидности его оборотных
средств, наиболее эффективной структуры
капитала предпри­ятия,
повышению качества планирования и
осуществления фи-

260

Основные
элементы экономической
безопасности
предприятия

финансовые

информационные

кадровые

технико-технологические

правовые

силовые

Рис.
7.3.
Основные элементы экономической
безопасности предприятия

нансово-хозяйственной
деятельности предприятия по всем
на­правлениям
стратегического и оперативного
планирования и уп­равления
технологическим и кадровым потенциалом
предприятия, его
основными и оборотными активами с целью
максимизации прибыли
и повышения уровня рентабельности
бизнеса.

Информационные
элементы
включают
в себя основные функ­ции
информационно-аналитического отдела
предприятия, вы­полнение
которых необходимо для достижения
приемлемого уровня
обеспечения безопасности предприятия.

Кадровые
элементы
обеспечения
экономической безопасности предприятия
включают в себя работу с персоналом
предприятия, нацеленную
на предотвращение угроз негативного
воздействия за счет
недостаточной квалификации сотрудников,
слабой органи­зации
системы управления персоналом, подбора,
обучения и мо­тивации
сотрудников предприятия.

Основная
сущность технико-технологических
элементов
за­ключается
в том, насколько уровень используемых
на данном предприятии технологий
(производственной или непроизвод­ственной
сферы) соответствует лучшим мировым
образцам.

Правовые
элементы
состоят
в эффективном и всестороннем правовом
обеспечения деятельности предприятия,
четком соблю­дении
им и его персоналом всех правовых норм
действующего законодательства.

Под
силовыми
элементами
понимается
совокупность следую­щих
состояний: физическая безопасность
персонала и руковод-

261

ства
предприятия; сохранность имущества
предприятия от нега­тивных
воздействий, угрожающих потерей этого
имущества или снижением
его стоимости; обеспечение информационной
безо­пасности
предприятия; проведение предупредительных
действий к
источникам возможных угроз внешней
среды предприятия.

Уровень
экономической безопасности предприятия
базирует­ся
на том, насколько эффективно службам
предприятия удается предотвращать
угрозы и устранять ущербы от негативных
воз­действий
на различные элементы экономической
безопасности. Источниками
таких негативных воздействий могут
быть осознан­ные
или неосознанные действия людей,
предприятий, органов государственной
власти, предприятий-конкурентов, а также
сте­чения объективных обстоятельств
(состояние финансовой конъ­юнктуры
на рынках данного предприятия,
форс-мажорные об­стоятельства
и т.д.).

Угрозы
экономической безопасности
предпринимательства

это
потенциальные или реальные действия
физических или юридических
лиц, нарушающие состояние защищенности
субъ­екта
предпринимательской деятельности и
способные привести к прекращению
его деятельности либо к экономическим
и другим потерям.

Угрозой
экономической безопасности
предпринимательства может
быть не всякое действие, имеющее
негативные послед­ствия.
Так, не следует считать угрозой
экономической безопас­ности
предпринимательства деятельность
руководства предпри­ятия
по вложению средств в ценные бумаги
(государственные или
частные), внедрение новых организационных
форм, органи­зацию
производства совершенно нового товара.
Все эти управ­ленческие
решения являются рискованными и могут
иметь нега­тивные
экономические последствия, поскольку
могут резко из­мениться
конъюнктура на рынке ценных бумаг и
потребности
населения
либо новые организационные формы не
оправдают себя. Однако в конечном счете
все эти решения направлены на достижение
основной цели предприятия, на его
дальнейшее раз­витие.
Не может считаться угрозой безопасности
предпринима­тельства
установление руководством предприятия
низких цен на
продукцию в начальный период его
деятельности, хотя в этом случае
может отсутствовать прибыль и иметь
место убыток, но это стандартный
маркетинговый прием, имеющий целью
привлечь покупателей
к незнакомому для них продавцу; позже
разница в ценах
будет устранена.

262

Действия же,
определяемые как угрозы, сознательно
на­правлены
на получение какой-либо выгоды от
экономической дестабилизации
предприятия, от посягательств на ее
экономичес­кую
безопасность.

Деятельность
руководства предприятия, несмотря на
риско­ванный
характер, в общем соответствует
действующему законо­дательству.
Угрозы, как правило, предполагают
нарушение зако­нодательных норм (той
или иной отрасли права — гражданского,
административного,
уголовного) и предполагают определенную
ответственность
лиц, их осуществляющих. Для угроз
экономи­ческой
безопасности предпринимательской
деятельности харак­терны
три признака:

  • сознательный и
    корыстный характер;

  • направленность
    действий на нанесение ущерба субъекту
    пред­принимательства;

  • противоправный
    характер.

Рассмотрим
классификацию угроз экономической
безопас­ности
предпринимательской деятельности по
различным крите­риям.

По
источнику возникновения
угрозы
можно разделить на вне­шние
и внутренние. К внешним
могут
относиться, например, хи­щение
материальных средств и ценностей лицами,
не работаю­щими
на данном предприятии, промышленный
шпионаж, неза­конные
действия конкурентов, вымогательство
со стороны криминальных
структур. Внутренние
угрозы
— разглашение собственными
сотрудниками конфиденциальной информации,
низкая
квалификация специалистов, разрабатывающих
деловые документы (договоры), неэффективная
работа службы экономи­ческой
безопасности и лиц, отвечающих за
проверку контраген­тов.
Наибольшую опасность, как правило,
представляют вне­шние
угрозы, поскольку внутренние угрозы
зачастую — это реа­лизация
внешних «заказов».

По
экспертной оценке В.И. Ярочкина, 81,7%
угроз соверша­ется
либо самим персоналом предприятия, либо
при его прямом или
опосредованном участии (внутренние
угрозы); 17,3% — это внешние
угрозы или преступные действия; 1,0% —
угрозы со сто­роны
случайных лиц.

По
степени тяжести последствий
угрозы
могут быть с высо­кой,
значительной, средней и низкой тяжестью
последствий.

Угрозы
с высокой
тяжестью
последствий могут привести к рез­кому
ухудшению всех финансово-экономических
показателей

263

деятельности
предприятия, что вызывает немедленное
прекраще­ние его деятельности, либо
наносят такой непоправимый вред, который
приведет к этим же последствиям позднее.
В этом случае происходит
ликвидация предприятия.

Значительная
степень
тяжести последствий реализации угроз
предполагает возможность нанесения
предприятию таких финан­совых потерь,
которые окажут негативное воздействие
на его основные финансово-экономические
показатели, его деятель­ность в будущем
и будут преодолеваться в течение
длительного периода.

Средняя степень
тяжести означает, что преодоление
послед­ствий осуществления этих угроз
требует затрат (наносит поте­ри),
сопоставимых с текущими затратами
предприятия, и не требует значительного
времени.

Последствия
реализации угроз с низкой
степенью
последствий не
оказывают какого-либо существенного
воздействия ни на стратегические позиции
предприятия, ни даже на его текущую
деятельность.

По
степени вероятности
угрозы
могут быть маловероятными и реальными.

К маловероятным
угрозам
относится, например, посещение лицом
без определенного места жительства
предприятия с тре­бованием выдать
ему деньги, сопровождающимся нецензурной
бранью. Факторы малой вероятности данной
угрозы:

  • угрожает один
    человек (а не организованная группа);

  • отсутствуют
    реальные возможности приведения угрозы
    в ис­полнение;

  • существуют
    достаточно простые способы защиты
    (путем фи­зического
    выдворения данного лица либо сдачи его
    правоох­ранительным органам).

К реальным
относятся,
например, те угрозы, которые:

  • сопровождаются
    физическим насилием, повреждением
    иму­щества предприятия, похищением
    работников (руководите­лей);

  • осуществляются
    организованной группой, выдвигающей
    кон­кретные
    требования;

• осуществляются
с участием криминальных элементов.

Угрозы
могут различаться по
воздействию на стадии предпри­
нимательской
деятельности.

Наиболее
вероятны и опасны угро­зы на стадии
создания предприятия и на стадии его
функциони­рования.

264

На
стадии создания предприятия
это
могут быть незаконные действия
со стороны должностных лиц, препятствующие
организа­ции
предприятия, либо вымогательство со
стороны преступных группировок.
На
стадии функционирования
угрозы
могут возникать на
подготовительном этапе (воспрепятствование
нормальному снабжению сырьем, материалами,
оборудованием), производ­ственном
этапе (уничтожение или повреждение
имущества, обору­дования), заключительном
этапе (воспрепятствование сбыту,
огра­ничение
конкуренции, незаконное ограничение
рекламы).

Угрозы
могут различаться по
объекту посягательств.
Объек­том
посягательств выступают прежде всего
ресурсы: трудовые (персонал), материальные,
финансовые, информационные. Угро­зы
персоналу

шантаж с целью получения конфиденциальной
информации, похищение сотрудников,
вымогательство и пр. Уг­розы
материальным ресурсам —
повреждение
зданий, помещений, систем
связи, кража оборудования. Угрозы
финансовым ресурсам —
мошенничество,
фальсификация финансовых документов,
ва­люты, кража денежных средств. Угрозы
информационным ресур­сам —
несанкционированное
подключение к информационной сети
предприятия, изъятие конфиденциальных
документов и пр.

По
субъектам угроз
угрозы
классифицируются на:

  • угрозы со стороны
    криминальных структур;

  • угрозы со стороны
    недобросовестных конкурентов;

  • угрозы со стороны
    контрагентов;

  • угрозы со стороны
    собственного персонала.

По
виду ущерба
выделяются
угрозы, реализация которых несет прямой
ущерб, и угрозы, реализация которых
приведет к упущен­ной выгоде.

Проводя
работу по обеспечению экономической
безопасности предприятия,
следует установить взаимосвязь угроз
со стороны кон­курентов,
злоумышленников и рисков, возникающих
в процессе деятельности
предприятия во времени и в пространстве
угроз. Про­странство
угроз охватывает объект защиты —
персонал предпри­ятия, имущество,
финансовые средства, сведения, составляющие
коммерческую
тайну. Каждая угроза влечет за собой
определенный ущерб — моральный или
материальный, а противодействие призва­но
снизить его величину.

Служба безопасности
(СБ) на предприятии — неотъемлемая часть
предпринимательской деятельности в
странах с развитой экономикой. Затраты
зарубежных фирм только на охрану
ком­мерческой тайны достигают 25% всех
расходов на производство.

265

Необходимость СБ
на предприятии определяется рядом
при­чин. Правоохранительные органы
обеспечивают безопасность граждан,
общества и государства, занимаются
вопросами предуп­реждения
и пресечения преступлений и уголовного
преследования нарушителей
закона. Но нарушениями закона не
исчерпываются причины, по которым
нарушается безопасность предприятий.
На­пример, последствия нарушения
деловой этики персоналом пред­приятия,
а также организациями-партнерами часто
весьма серьез­ны.
Предприятия же, заботясь о своем имидже,
не всегда заинтере­сованы
в том, чтобы обнародовать факты о
мошенничестве своих работников, сведения
о потерях от криминальной конкуренции,
а
поэтому сами проводят служебное
расследование, пытаются уст­ранить
негативные последствия собственными
силами. Однако нарушение государственной
монополии в правоохранительной сфере
не допускается. Основные функции в
борьбе с преступнос­тью, включая
оперативно-розыскные, следственные,
судебные, сохраняются за государственными
правоохранительными органа­ми. Службы
безопасности на предприятиях решают
главным об­разом задачи превентивного
характера, предупреждения преступ­лений,
затрагивающих интересы этих предприятий.

Руководитель
предприятия, определяя характер СБ,
должен исходить
из особенностей сферы и масштабов
деятельности пред­приятия,
объектов, подлежащих защите, учитывать
возможности материально-технического
и финансового обеспечения меропри­ятий
по безопасности. Все подразделения СБ
в полном объеме создаются лишь крупными
экономическими субъектами. Неболь­шие
предприятия ограничиваются группами
внутренней безопас­ности, состоящими
из охранников и персонала, занимающегося
настройкой и ремонтом технических
средств защиты.

Правовой базой
для создания СБ является Закон РФ «О
част­ной детективной и охранной
деятельности в Российской Федера­ции»
от 11 марта 1992 г. № 2487-1, которым
предусматривается, что предприятия,
расположенные на территории Российской
Фе­дерации, независимо от их
организационно-правовых форм, вправе
учреждать обособленные подразделения
— службы безо­пасности для осуществления
охранно-сыскной деятельности в интересах
собственной безопасности учредителя.

Служба
безопасности предприятия может выполнять
следую­щие
функции:

1)
сбор сведений по гражданским делам на
договорной основе с
участниками процесса;

266

  1. изучение рынка,
    сбор информации для деловых перегово­ров,
    выявление некредитоспособных или
    ненадежных деловых партнеров;

  2. установление
    обстоятельств неправомерного
    использова­ния в предпринимательской
    деятельности фирменных знаков и
    наименований, недобросовестной
    конкуренции, а также разгла­шения
    сведений, составляющих коммерческую
    тайну;

  3. выяснение
    биографических и других характеризующих
    лич­ность
    данных об отдельных гражданах (с их
    письменного согла­сия) при заключении
    ими трудовых договоров;

  4. поиск без вести
    пропавших граждан;

  5. поиск
    утраченного гражданами или предприятиями,
    учреж­дениями,
    организациями имущества;

  6. сбор сведений по
    уголовным делам на договорной основе
    с участниками процесса;

  7. защита жизни и
    здоровья граждан;

  8. охрана имущества
    собственников, в том числе при его
    транспортировке;

  1. проектирование,
    монтаж и эксплуатационное обслужива­ние
    средств охранно-пожарной сигнализации;

  2. консультирование
    и подготовка рекомендаций клиентам по
    вопросам правомерной защиты от
    противоправных посяга­тельств;

12) вооруженная
охрана имущества собственников, а
также

использование технических и
иных средств, не причиняющих

вреда
жизни и здоровью граждан и окружающей
среде, средства

оперативной радио-
и телефонной связи.

Для обеспечения
защиты экономической безопасности
пред­принимательской деятельности
важное значение имеет создание собственной
службы экономической безопасности
(СЭБ). Можно рекомендовать ряд этапов
при создании СЭБ:

1)
принятие
решения о необходимости создания СЭБ.
Вопрос
о создании
СБ должен возникать в момент принятия
решения об организации предприятия в
зависимости от выбираемого им вида
деятельности, объема предполагаемой к
производству продук­ции, размера
годового оборота и прибыли, использования
сек­ретов производства, количества
работников и т.п. Учредители должны
заранее предусмотреть необходимость
создания СБ.

После государственной
регистрации руководителями при­нимается
окончательное решение о создании СЭБ.
В случае по­ложительного решения
вопроса определяется ответственное

267

лицо
(группа лиц), которое будет непосредственно
заниматься организацией
СЭБ;

  1. определение
    общих задач СЭБ —
    предупреждение
    угроз, реагирование
    на возникшие угрозы и определение
    конкретных объектов
    защиты (персонал, информация, компьютерные
    сис­темы,
    здания и помещения);

  2. разработка
    положения о СЭБ, определение структуры
    и ут­
    верждение
    штатов;

  3. набор
    кадров.
    Работниками
    СЭБ могут быть люди, специ­ально
    и постоянно занимающиеся данной
    деятельностью как основной,
    и привлеченные специалисты (например,
    главный бухгалтер,
    юрист и пр.).

При
подборе постоянных работников важнейшим
требо­ванием
является профессиональная подготовка.
В связи с этим предпочтение
следует отдавать бывшим работникам
правоохра­нительных
органов (МВД, ФСБ, прокуратуры, налоговой
поли­ции), имеющим опыт работы и
подходящим по морально-дело­вым
качествам для данной деятельности. Для
службы физичес­кой
защиты целесообразнее приглашать лиц,
проходивших службу
в спецназе, СОБРе, ОМОНе, которые обладают
профес­сиональными
навыками владения оружием и рукопашного
боя;

5) непосредственная
организация и функционирование СЭБ.

Закон
РФ «О частной детективной и охранной
деятельнос­ти в Российской Федерации»
предусматривает, что работники СБ,
осуществляющие частную детективную и
охранную деятель­ность,
должны получить в законном порядке
лицензии.

Для
создания СЭБ предприятие представляет
в органы внут­ренних
дел по месту своего нахождения следующие
документы:

  • заявление о
    согласовании устава СБ;

  • устав СБ;

  • лицензии
    руководителя и персонала СБ на право
    осуществле­ния
    охранно-сыскной деятельности;

• сведения
о характере и направлениях деятельности
СБ, соста­ве
и предполагаемой численности персонала,
наличии специи-

альных,
технических и иных средств, потребности
в оружии.

Службе
безопасности запрещается оказывать
услуги, не свя­занные с обеспечением
безопасности своего предприятия.

В
процессе функционирования значительную
роль играют умелая
расстановка кадров СБ руководителем,
распределение прав,
полномочий и степени ответственности,
что позволяет обеспечить
эффективную работу подразделения.
Важным факто-

268

ром
повышения эффективности деятельности
СЭБ является гиб­кая
система стимулирования работников
службы в зависимости от
итогов работы.

Финансирование
СЭБ осуществляется из прибыли. Важней­шим
фактором поощрения работников службы
является быстрое и качественное
выполнение всех поставленных задач;

6)
контроль
за деятельностью СЭБ.
В
целях поддержания вы­сокого
уровня профессионализма работников
СЭБ, дисциплины всего
персонала и обеспечения эффективной
работы СБ в целом, необходимы
постоянный контроль и анализ результатов
де­ятельности
СЭБ. Для этого используются:

  • регулярные
    текущие отчеты СЭБ перед руководством
    пред­приятия;

  • отчеты по защите
    от конкретных угроз и принятых мерах;

  • анализ
    отчетов и заключение руководства
    предприятия об эф­фективности
    работы СЭБ.

Важным
элементом поддержания высокого
профессиональ­ного
уровня работников СЭБ является
совершенствование дело­вых
навыков, расширение знаний, что достигается
постоянным повышением квалификации и
переподготовкой на соответству­ющих
курсах и изучением специальной литературы.

В
процессе повседневной деятельности
следует уделять вни­мание постоянному
взаимодействию СЭБ с правоохранительны­ми
органами.

Взаимодействие
СЭБ и правоохранительных органов может
осуществляться
по следующим направлениям:

  • кадры
    — проверка правоохранительными органами
    кандида­тов
    на работу, сообщения предпринимателей
    о нарушениях, совершенных
    конкретными лицами, подготовка работников
    СБ
    с помощью правоохранительных органов;

  • информация
    — обмен взаимной информацией о способах
    совершения
    противоправных действий, потенциально
    опас­ных
    лицах, лицах, находящихся в розыске, и
    пр.;

  • организационное
    взаимодействие — создание системы
    со­вместного
    противодействия незаконной деятельности
    со сто­роны
    физических и юридических лиц (организация
    охраны, установка
    сигнализации, системы быстрого оповещения
    пра­воохранительных
    органов).

Структура
СЭБ, как уже отмечалось, специфична для
раз­личных
субъектов предпринимательской
деятельности, посколь-

269

ку зависит от
размера предприятия, характера
деятельности, роли конфиденциальной
информации (коммерческой тайны) и т.п.

Примерная
структура СЭБ предприятия приведена
на рис. 7.4. Выделенные
блоки непосредственно входят в СЭБ, а
остальные используются
только в пределах вопросов, находящихся
в компе­тенции
СЭБ.

Особое
положение в структуре СЭБ занимает
группа
чрезвы­
чайных
ситуаций.
Предприятие,
а значит, и СЭБ могут работать в
двух режимах — обычном и чрезвычайном.
При обычном
режи­ме
не возникает серьезных угроз экономической
безопасности предприятия,
проводится профилактическая работа
по их пре­дупреждению,
деятельность всех подразделений
проходит в обыч­ном
ритме, возникающие проблемы и угрозы
носят локальный характер
и преодолеваются в процессе текущей
работы подразде­лений
предприятия, в том числе СБ. При
чрезвычайном
режиме
возникают
неожиданные угрозы с высокой или
значительной тя­жестью
последствий. В этом случае руководитель
СБ или руково-

дитель
предприятия организует группу
чрезвычайных ситуаций (кризисную
группу), включающую наиболее
квалифицированных специалистов
предприятия для решения данной проблемы.
Груп­па работает не постоянно, а лишь
по мере необходимости.

Данная
структура предусматривает организацию
подразделе­ний, занимающихся
непосредственной защитой основных
объек­тов
угроз и одновременно взаимодействие
с другими структурны­ми
подразделениями предприятия, от
деятельности которых в той
или иной степени зависит обеспечение
экономической безо­пасности.
Такая структура может быть использована
в качестве основы
при создании более развернутой системы
экономичес­кой
(и общей) безопасности.

Практическая
деятельность СЭБ (рис. 7.5) должна
основы­ваться на использовании
типовых схем, процедур и действий в
определенной
последовательности.

Система
предупредительных мер включает
деятельность по изучению
контрагентов, анализ условий договоров,
соблюдение правил
работы с конфиденциальной информацией,
защиту ком­пьютерных систем и т.д.
Эта деятельность осуществляется
регу­лярно
и непрерывно, обеспечивает защиту
экономической безо­пасности
на основе постоянно действующей системы
организа­ционных
мероприятий.

Однако
даже самая лучшая система предупредительных
мер не может
предвидеть, а тем более преодолеть
внезапно возникающие нестандартные
угрозы, которые могу причинить
значительный ущерб
предприятию.

Система

Мониторинг и
выявление

угроз
безопасности

Анализ и

оценка

возникших

угроз

предупредительных
(превентивных) мер

Деятельность

по нейтрализации

угроз безопасности

Определение
мероприятий

по
нейтрализации угроз

Рис.
7.4.
Примерная структура службы экономической
безопасности

270

Рис.
7.5.
Деятельность службы экономической
безопасности

271

Предпринимателю
следует учитывать, что организация
эф­фективной
системы профилактических мер потребует
гораздо меньших
затрат, чем борьба с последствиями уже
случившихся правонарушений,
реализованных угроз.

К
категориям работников, имеющим доступ
к коммерческой (в
том числе конфиденциальной) информации,
которые могут быть
потенциальными источниками ее разглашения
либо иных неправомерных
действий, относятся прежде всего
работники бух­галтерии,
кассиры, лица, имеющие право распоряжения
печатя­ми, бланками, работники
компьютерных подразделений.

Работники
СБ должны проверять не только сохранность
со­трудниками
коммерческой тайны, но и их отношение
к своим служебным
обязанностям, аккуратность в обращении
с докумен­тами,
отсутствие излишнего интереса к другим
подразделениям.

Для
работников СБ индикаторами в выявлении
работников, разглашающих
конфиденциальную информацию, занимающихся
хищением
денег либо совершающих другие
неправомерные дей­ствия,
угрожающие экономическому положению
предприятия, являются:

  • внезапный
    активный интерес к конфиденциальной
    информа­ции,
    деятельности других подразделений;

  • изменение
    поведения работника в общении с
    коллегами, в разговорах,
    появление неуверенности, страха;

  • резкое
    увеличение расходов работника,
    приобретение доро­гостоящих
    товаров, недвижимости и пр. Потенциальными
    правонарушителями являются сотрудники:

  • имеющие значительные
    материальные затруднения;

  • имеющие склонность
    к азартным играм;

  • склонные к
    пьянству, имеющие наркотическую
    зависимость;

  • имеющие тяжело
    больных близких родственников;

  • часто меняющие
    место работы;

  • психически
    неуравновешенные.

Для
поддержания высокого уровня защищенности
экономи­ческих интересов предприятия
СБ целесообразно проводить про­верки
лиц, которые могут, пользуясь своим
служебным положе­нием,
представлять угрозы безопасности.

Важнейшей
функцией СБ является всесторонняя
проверка контрагентов.
Причинами, которые снижают надежность
контр­агента и могут стать основаниями
для отказа от подписания до­говора
с ним, являются:

• отсутствие
у предприятия собственного помещения
(предпри­ятие
арендует помещение, причем недавно);

  • отсутствие
    работников в штате — имеются лишь одни
    руково­дители;

  • отсутствие
    движения денежных средств на счете;

  • обслуживание
    предприятия в ненадежном банке;

  • несвоевременный
    расчет предприятия с бюджетом, банками,
    несоблюдение
    им сроков поставки и т.п.;

  • несовпадение
    юридического адреса предприятия и
    фактичес­кого
    местонахождения;

  • негативная
    информация о руководителе предприятия.
    Следует
    внимательно проанализировать
    учредительные и

иные
документы контрагента, желательно
также произвести их экспертизу
— прежде всего для установления их
подлинности и отсутствия
признаков подделки.

Для
обеспечения экономической безопасности
предпринима­тельской
деятельности и противодействия
внутренним и вне­шним
угрозам важнейшее значение имеет
контроль финансово-хозяйственных
операций, бухгалтерской и иной
документации предприятия.
В этих целях руководство предприятия
и СЭБ могут использовать
аудиторские проверки.

Выводы

Основой
жизнедеятельности общества, его
социально-поли­тической и
национально-этнической устойчивости
является эко­номическая
безопасность.

Объектами
экономической безопасности России
являются личность,
общество, государство и основные
элементы экономи­ческой
системы, включая систему институциональных
отноше­ний
при государственном регулировании
экономической де­ятельности.

Причинами
возникновения и развития кризисных
ситуаций в стране,
вызывающих угрозы экономической
безопасности, вы­ступают различные
факторы: спад производства и потеря
внут­реннего
рынка; нарушение научно-технического
потенциала и деиндустриализация
экономики; утрата продовольственной
неза­висимости и обострение ценовых
диспропорций между промыш­ленностью
и сельским хозяйством; рост безработицы
и ослабле­ние трудовой дисциплины;
криминализация экономики; наруше­ние
финансового обеспечения; потеря внешнего
рынка и т.д.

272

273

Вопросы и задания
для самопроверки

  1. Назовите составляющие
    национальных интересов России.

  2. Каковы основные
    элементы экономической безопасности?

  3. Назовите уровни
    экономической безопасности.

  4. Что такое угрозы
    экономической безопасности? Сопоставьте
    внут­ренние и внешние угрозы.

  5. В чем заключается
    государственная деятельность по
    обеспечению экономической безопасности
    страны?

  6. Каковы цели
    мониторинга экономической безопасности?

  7. Что представляет
    собой экономическая безопасность
    предпри­ятия?

  8. В чем заключается
    сущность уровня экономической
    безопасности предприятия?

  9. Каковы критерии
    классификации угроз безопасности
    организации?

  10. Какими причинами
    обусловлена необходимость создания
    соб­ственной службы экономической
    безопасности предприятия, орга­низации?

Тестовые задания
для самоконтроля (отметить правильный
ответ)

Тест 1.
К показателям экономической безопасности
относятся следую­щие параметры:

  1. уровень и качество
    жизни;

  2. норма безработицы;

  3. государственный
    долг;

  4. территория страны;

  5. ресурсный потенциал.

Тест 2. Очередность
в понимании экономической безопасности
как многоуровневого явления такова:

  1. отдельного региона;

  2. организации или
    предприятия;

  3. России в целом;

  4. гражданина и
    предпринимателя.

Тест 3. Указанные
угрозы экономической безопасности не
являются внутренними:

  1. криминализация
    экономики;

  2. высокий уровень
    внешнего долга;

  3. низкая
    конкурентоспособность экономики;

  4. приобретение
    иностранными фирмами российских
    предпри­ятий;

  5. высокий уровень
    инфляции.

Тест
4.
Функции
обеспечения национальной безопасности
возложены на:

  1. Государственную
    Думу РФ;

  2. Министерство
    финансов; РФ

  3. Совет Безопасности
    ООН;

  4. Международную
    организацию труда.

Тест 5. Указанные
элементы экономической безопасности
предпри­ятия не являются основными:

  1. социальные;

  2. финансовые;

  3. информационные;

  4. экологические;

  5. культурные.

Тест 6.
Последовательность
практических действий СЭБ организации
такова:

  1. определение
    мероприятий по нейтрализации угроз

  2. анализ и оценка
    возникших угроз;

  3. деятельность по
    нейтрализации угроз безопасности;

  4. система
    предупредительных (превентивных) мер;

  5. мониторинг и
    выявление угроз безопасности.

Тест 7. Государственный
приоритет в стратегии экономической
безо­пасности Российской Федерации
(в реальном секторе экономи­ки)
принадлежит:

  1. обеспечению
    способности экономики функционировать
    в режи­ме расширенного воспроизводства
    без критической зависи­мости от
    импорта;

  2. повышению
    эффективности использования природных
    ресурсов;

  3. улучшению
    использования имеющихся производственных
    мощ­ностей;

  4. росту производства
    при сохранении имеющейся промышлен­ной
    структуры.

274

275

Тест 8.
Ведет ли увеличение износа основных
фондов промышленнос­ти
к возрастанию риска крупных ЧС
техногенного характера:

  1. ведет к возникновению ЧС антропогенного
    характера;

  2. ведет, если
    одновременно протекают два процесса:
    старение производственного
    оборудования и увеличение износа
    основ­ных фондов;

  3. ведет;

  4. ведет при уровне
    износа основных фондов промышленности
    (в целом) 50% и выше.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Элида алкогольная компания официальный сайт
  • Щелчки в телевизоре во время работы самсунг
  • Щербинская поликлиника взрослая часы работы
  • Щиток приборов газель бизнес как подключить
  • Эллайн юридическая компания отзывы клиентов