Дворцовый мост
Характеристики моста
Перекинут через Большую Неву между Дворцовой площадью и стрелкой Васильевского острова.
Дворцовый мост — пятипролетный. Разводной пролет двукрылый шириной 56,5 метров, один из крупнейших в мире. Масса металлических пролетных конструкций — 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.
Мост разводится с помощью современной гидравлической системы. При разводке противовесы опускаются в котлованы на глубину до 2 метров ниже ординара. Весь цикл разводки занимает 5 минут, за такое же время мост наводят.
Дворцовый Мост освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.
Мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом.
История моста
Первая переправа здесь появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост был расположен ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковским дворцом. Он состоял из деревянных барок-плашкоутов и был временным: мост наводили в период навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.
В 1850 году был открыт первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По просьбам горожан наплавной мост перенесли к Зимнему Дворцу, где то тех пор действовал лодочный перевоз. Плашкоутный Дворцовый мост работал круглый год. В 1863 году открылась конная железная дорога. По мосту были проложены рельсы. Конка, а затем трамвай ходили по Дворцовому мосту до 1997 года.
К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1901 году объявлен конкурс на лучший проект моста, но из предложенных 27 проектов ни один не был принят. В числе участников конкурса была французская фирма «Батиньоль», которая проектировала Троицкий мост. Ее проект также был отклонен, и комиссия объявила новый конкурс.
Итоги были подведены в 1909 году. Победителем признан проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключили с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.
Возведение Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война.
Мост был построен к концу 1916 года. В середине декабря была проведена проверка конструкций на надежность: 34 грузовых автомобиля с грузом по 600 пудов (9600 кг) в каждом одновременно въехали на мост и заняли все пролеты. Мост выдержал. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.
Торжество по поводу открытия оказалось скромным — шла война. Не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова, который предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.
Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все это сделали уже при советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.
С 1918 по 1952 год мост носил имя Республиканский.
В годы Великой отечественной войны на мосту проводились только неотложные ремонтные работы: устраняли повреждения от артобстрелов и бомбардировок. В январе 1943 года вблизи от левобережной опоры разводного пролета разорвалась авиабомба, которая вызвала большие разрушения.
В 1957 году были установлены гранитные парапеты на устоях и промежуточных опорах. До конца 1970-х годов некоторые элементы конструкции Дворцового моста были деревянными. В 1978 году в ходе капитального ремонта были достроены опоры разводного пролета, деревянный настил заменен на ортотропную плиту.
В 1997 году проведен новый ремонт: с моста сняты трамвайные рельсы, и тогда же мост получил ночную подсветку. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся праздник «Дворцовый мост зажигает огни». Подсветку включили под пушечный залп Петропавловской крепости, состоялся фейерверк и бальные танцы на мосту в старинных костюмах.
Разводной механизм со дня открытия моста и до реконструкции 2012–2013 года был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в действие электродвигателем.
В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. Капитальный ремонт начался 21 октября 2012, а завершился 19 октября 2013 года. На время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.
Дополнительная информация
Дворцовый мост разводится и наводится около 400 раз в год — как правило, дважды в сутки. За ночь под крыльями разведенного моста проходит до 25 судов. На разводке работает бригада из шести человек.
В дни некоторых летних кинофестивалей мост превращается в огромный кинотеатр под открытым небом. Крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа играет роль экрана площадью более 400 квадратных метров.
С информацией о Дворцовом мосте, как объекте культурного наследия, также можно ознакомиться на сайте Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга
Дворцовый мост — Видео
Дворцовый мост | График разводки
Дворцовый мост — раскинут через Большую Неву и это один из двух мостов соединяющий Центральную часть города (от Зимнего дворца) и Васильевский остров (у Ростральной колонны на Биржевой площади).
Развод Дворцового моста производится в период навигации в график с 1:10 до 2:50 и с 3:10 до 4:55, ежедневно.
Дворцовый мост — пятипролетный, металлический, арочный мост с двухкрылым разводным пролетом по центру моста и схож по конструкции с Биржевым мостом. Дворцовый и Биржевой — два моста которые симметрично дополняют друг друга органично выписываясь в архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова.
Со скромным торжеством Дворцовый мост был открыт 23 декабря 1916 года.
Свое название мост получил из-за Зимнего дворца находящегося рядом с ним. С приходом советской власти Дворцовый мост был переименован в Республиканский В 1944 году мосту возвращено его историческое название.
Первый капитальный ремонт моста был произведен в 1967 году. Почти через через десять лет после этого, в 1976 году, мост реконструировали. В процессе реконструкции обновили разводную часть, заменили настил, установили новые фонари.
В 1994 году с Дворцового моста сняты трамвайные пути.
В 1997 году произведена очередная реконструкция.
По данным Мостотреста к 2008 году Дворцовый мост исчерпал свой ресурс.
Последний ремонт моста производился в течение года с 2012 по 2013, без наведения временной переправы, что очень усложнило и без того тяжелую транспортную нагрузку и ситуацию на Васильевском острове.
Капитальный ремонт Дворцового мота отложен до строительства моста на Серном острове.
Конструктивно Дворцовый мост один из самых сложных и считает в себе технические особенности с простотой и изысканностью и по праву считается одним из символов Санкт-Петербурга, находясь в самом центре архитектурного ансамбля города.
Также, мост является объектом культурного наследия России.
Основные данные
Фото:
Топ-6 лучших ночных экскурсий на развод мостов в Санкт-Петербурге
Режим работы
май-сентябрь
Не увидел развод мостов над Невой — все равно что не был в Санкт-Петербурге. Посмотреть на это завораживающее зрелище можно не только с набережных, но и с воды. Да еще и под увлекательный рассказ экскурсовода, живую музыку или романтический ужин на теплоходе. С катеров и теплоходов будут видны не только переправы, но и все великолепие города — дворцы, набережные, памятники. Предлагаем вам топ-6 лучших ночных экскурсий на развод мостов в Санкт-Петербурге.
История
Расположение Санкт-Петербурга по берегам Невы почти сразу потребовало возведения в городе нескольких переправ. В 1727 году на месте, где сейчас стоит Дворцовый мост, появился наплавной Исаакиевский, который соединял здания Сената и Синода с дворцом Меньшикова. Но такая переправа работала только в то время, когда воды реки не были скованы льдом, с приходом зимы ее разбирали. Перебираться на другой берег людям приходилось по льду, что весной становилось крайне сложно, да и опасно.
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
В начале 50-х годов XIX века инженер Иван Герард разработал проект плашкоутного (на плавучих опорах-понтонах) моста. В 1856 году он был построен. Но и такая переправа имела свои минусы — тоже не работала зимой. Спустя некоторое время созрела идея строительства стационарного путепровода.
В начале XX века был объявлен открытый конкурс проектов будущего моста. Всего было предложено 28 вариантов, но члены комиссии так и не смогли прийти к единому мнению. Одним из лучших вариантов был проект общества «Батиньоль». Но на него у города не хватало средств. Вновь о строительстве заговорили только в 1908 году, и в итоге за основу был взят проект Андрея Пшеницкого. За декор постройки сначала отвечал архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. Но в дальнейшем от его эскизов отказались из-за их сложности.
Фото: Александр ГЛУЗ
Строительство Дворцового моста в Санкт-Петербурге велось до 1916 года. После испытаний на прочность его впервые открыли 23 декабря (5 января 1917 года по новому стилю). Из-за войны празднования значимого для города события не было. Вскоре произошла революция, и уже в 1918 году власти Петрограда объявили о переименовании Дворцового моста в Республиканский. Таковым он оставался до 1952 года, когда старое название вернули.
Фото: commons.wikimedia.org
За годы существования мост несколько раз реконструировали. Последний ремонт проводился в 2012–2013 годах — меняли металлоконструкции и механизмы разводного пролета. До этого они были электромеханическими — огромные шестерни приводились в движение электрическим двигателем. Теперь крылья поднимает электрогидравлическая система.
Что посмотреть
Самые красивые виды на мост открываются с Университетской набережной и с территории Дворцовой набережной у сада Зимнего дворца. Если будете в Питере летом, обязательно посмотрите на мост с воды во время экскурсии.
Фото: Тимур ХАНОВ
Дворцовый мост соединяет Адмиралтейский и Васильевский острова. От него можно прогуляться пешком до сада Зимнего дворца и Эрмитажа. Советуем также заглянуть в Адмиралтейский сад. Чуть дальше, на Сенатской площади — легендарный Медный всадник. Перейдя Дворцовый мост, можно увидеть и посетить Кунсткамеру. Если двигаться от разводного моста в сторону площади Трезини по Университетской набережной, стоит заглянуть и в Менделеевский сквер, а далее дойти до Дворца Меншикова и Румянцевского сада.
Лучшие достопримечательности Санкт-Петербурга
Достопримечательности в Санкт-Петербурге можно встретить буквально на каждом шагу — памятники, дворцы, музеи, галереи, театры. В одном только центре города это тысячи интересных для туристов мест. У приезжих, особенно тех, кто посещает Санкт-Петербург впервые) всегда разбегаются глаза: куда броситься и что посмотреть в первую очередь? Мы составили список достопримечательностей Санкт-Петербурга, которые обязательно стоит увидеть.
Расписание разводки Дворцового моста в Санкт-Петербурге
Прекращение движения транспорта | 1:10; 3:10 |
Начало разводки | 1:35; 3:20 |
Окончание разводки | 2:45; 4:50 |
Открытие движения транспорта | 2:50; 4:55 |
Дворцовый мост в разное время года
Навигационный период для мостов Санкт-Петербурга стартует в районе 10 апреля и завершается 30 ноября. Самый большой наплыв туристов, стремящихся посмотреть на это действо, приходится на период белых ночей.
Фото: Юлия ПЫХАЛОВА
Дворцовый мост уникален не только своим расположением, обликом и конструкцией. Ночью, задолго до начала движения его пролетов вверх, собираются люди и ждут уникального зрелища. С 2016 года Дворцовый мост разводят под самые известные классические мелодии, также мост красиво подсвечивают. Многие туристы предпочитают наблюдать за действом с воды, и Нева рядом с ним в эти моменты буквально кишит катерами и лодками различных размеров.
Фото: globallookpress.com
Морозной зимой вид на мост тоже прекрасен. Замерзшая Нева, здания на другом берегу и мостовые пролеты в лучах заката надолго останутся в памяти.
Где сделать красивые фото
Сделать удачные кадры Дворцового моста получится вечером или ночью, когда загорятся фонари подсветки. Наилучший ракурс будет со стороны Университетской и Дворцовой набережных. Также можно сфотографироваться с видом на раскинувшиеся крылья моста с территории Адмиралтейского сада и со стрелки Васильевского острова. Еще один вариант — сделать фото с воды.
Фото: Олег ЗОЛОТО
Выберите лучшее жилье в Санкт-Петербурге
Ответы на популярные вопросы
1. Сколько в Санкт-Петербурге разводных мостов, кроме Дворцового?
Всего в Санкт-Петербурге 21 разводной мост. Самые известные, помимо Дворцового, — Благовещенский, Троицкий, Литейный, Большеохтинский, Александра Невского, Володарский, Биржевой, Тучков, Кантемировский, Сампсониевский.
2. Правда ли, что на разведенном Дворцовом мосту в Петербурге показывают видеопроекции?
Развод моста сам по себе выглядит весьма эффектно, но в праздничные ночи, когда крылья моста разведены, есть еще одна «фишка»: видеопроекции. В 2021 году для жителей и гостей города в честь 60-летия первого полета человека в космос показали лазерную проекцию с портретом Юрия Гагарина.
Как добраться
Машина
Если будете подъезжать к Дворцовому мосту со стороны Невского проспекта, то оставить авто будет удобно на бесплатной стоянке прямо перед Адмиралтейской набережной. При движении со стороны Биржевой площади советуем припарковаться на общедоступной парковке у здания Биржи.
Автобус
Маршруты № 7, 10, 24, 191 до остановки «Университетская набережная д.1» или «Дворцовая площадь».
Маршрут № 47 до остановки «Университет».
Троллейбус
Маршруты № 1,7,10, 11 до остановки «Университетская набережная д.1»
Метро
Ближайшая станция метро «Адмиралтейская». От нее до моста идти пешком около 10 минут.
Навигация на Неве и Малой Неве стартует 10 апреля и завершается 30 ноября. На рукавах Невы мосты разводятся с 20 апреля по 15 ноября.
Расписание
В ночь на 25.03.2023 разводится по Малой Неве Биржевой мост с 01.00 до 05.45.
График на 2022 год был таким:
Мост | Прекращение движения транспорта |
Открытие движения транспорта |
Александра Невского | 2:20 | 5:10 |
Благовещенский | 1:25 3:10 |
2:45 5:00 |
Большеохтинский | 2:00 | 5:00 |
Володарский | 2:00 4:15 |
3:45 5:45 |
Дворцовый | 1:10 3:10 |
2:50 4:55 |
Литейный | 1:40 | 4:45 |
Троицкий | 1:20 | 4:50 |
Тучков | 2:00 3:35 |
2:55 4:55 |
Гренадерский, Кантемировский и Сампсониевский мосты разводят с 1:30 до 4:30 по предварительной заявке за двое суток.
Биржевой мост закрыт на капитальный ремонт с 9 октября 2021 года.
Актуальную информацию о разводке мостов вы можете узнавать ежедневно, подписавшись на Telegram-канал «Круглосуточно в Санкт-Петербурге» t.me/open24spb
Наводка мостов может быть осуществлена ранее указанного времени.
Разводные мосты
Разводные мосты являются символом Санкт-Петербурга, обычно их разводят в ночное время для прохождения судов. На процесс разводки мостов в период навигации, особенно летом в белые ночи, тысячи туристов приезжают специально. Разводят только восемь мостов через Большую Неву, два через Малую, три через Большую Невку. Сегодня Большой Обуховский мост обеспечивает круглосуточную связь между частями города.
Любоваться разведенными мостами можно прогуливаясь по набережным: первые четыре моста через Неву разводятся в интервале 15–20 минут. Удачное место для наблюдения — Стрелка Васильевского острова. С этой перспективы вы сможете наблюдать развод Дворцового и Троицкого мостов.
График онлайн через приложение
Следить за разводкой мостов в Петербурге можно в режиме онлайн через мобильное приложение «Мосты Петербурга»:
Как устроена система разводки мостов в Питере
Видео разводки Дворцового моста
Развод Литейного моста
История:
Сложное расположение Санкт-Петербурга по берегам Невы требовало возведения в городе нескольких переправ. Строительство Дворцового моста длилось до 1916 года. После оценки его устойчивости он был открыт для посетителей 23 декабря (5 января 1917 года по новому календарю). К сожалению, из-за войны никаких торжеств в честь этой важной для города достопримечательности не проводилось. Вскоре произошла революция, и в 1918 году власти Петрограда объявили о переименовании Дворцового моста в Республиканский. Это название сохранялось до 1952 года, когда было возвращено его первоначальное название.
Общее описание:
Дворцовый мост — одна из визитных карточек города, ради фото которой в период белых ночей, да и в любое другое время года, в Санкт-Петербург приезжает десятки тысяч туристов. Его крылья, раскрывающиеся на 61 градус, стали одним из самых известных символов города, представленных на множестве сувениров из северной столицы. Чугунный мост имеет длину 250 метров и ширину 27,7 метров, а его центральный двукрылый пролет является одним из самых больших в мире — его общий вес составляет 4 868 тонн. В среднем он открывается и закрывается 300 раз в год и может пропускать не более 25 судов в любой ночной период.
Посмотреть на это зрелище можно со стороны Адмиралтейского острова, но не менее захватывающие виды открываются и с другого берега реки. Автобусные и морские прогулки дают возможность осмотреть эту достопримечательность в полном объеме. Величественный мост часто упоминается в путеводителях Санкт-Петербурга.
В 2012 году Дворцовый мост прошел процесс реконструкции, в ходе которого старый шестеренчатый рабочий механизм был заменен на немецкое гидравлическое оборудование. Внутри одной из опор моста на стороне Васильевского острова находится пульт управления, контролирующий всеми внешними и внутренними работами моста — он обслуживается персоналом из шести человек и может быть разведен всего за 5 минут.
Дворцовый мост
Ночной символ города — главный мост Санкт-Петербурга, который соединяет стрелку Васильевского острова и Дворцовую набережную. Строительство этого инженерно-технического сооружения велось с 1911 по 1916 год. Общая длина моста — 250 метров. Ширина — почти 28 метров.
Однако главная особенность сооружения в подъёмных механизмах. Каждую ночь во время навигации они поднимают над Невой 700 тонные крылья среднего пролета моста, превращая их в подобие арки. Развод моста в летнюю навигацию с конца апреля по ноябрь — два раза в ночь: 1:25 — 14:50, 3:10 — 4:55.
Мост имеет брата близнеца — Биржевой мост.
С 14 ноября 1997 года мост обрел подсветку, ещё больше зачаровывая туристов петербургскими ночами.
Фотографии места
Отзывы про дворцовый мост
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про дворцовый мост. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге .
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!