Дудинский туннель свердловская область как проехать

В Свердловской области сохранился заброшенный железнодорожный тоннель длиной более 1 км. Он впечатляет своим внешним видом и внушительной длиной. Построенный более века назад тоннель в наши дни превратился в популярную достопримечательность, посмотреть на которую едут со всего Урала и летом и зимой.

Дидинский тоннель

История и особенности Дидинского тоннеля

Тоннель находится на железнодорожном перегоне Ревда – Дружинино. Своё название он получил по расположенному рядом небольшому посёлку Дидино, сейчас превратившемуся в дачный. Тоннель пробили в низкой части начинающегося неподалёку Коноваловского увала, знакомого каждому екатеринбургскому туристу по его высшей точке – горе Шунут-камень.

Когда же был построен Дидинский тоннель? Краеведу Борису Майданику в пресс-службе Свердловской железной дороги сообщили, что тоннель открыли в 1918 году. В некоторых публикациях про это место фигурирует 1913 год. Думаю, стоит доверять официальной информации – 1918 год.

У входа в Дидинский тоннель

Длина Дидинского тоннеля, по тем же данным СвЖД, достигает 1123,7 м, ширина 4,65 м, высота 6,1 м. Тоннель имеет красивые въездные порталы, напоминающие средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами.

Своды тоннеля выложены камнем. Местами камни выпали – тоннель находится в аварийном состоянии и ходить по нему небезопасно, хотя это никого не останавливает. Некоторые участки тоннеля в советское время были забетонированы, встречаются и «заплатки» из толстых железных листов. Кое-где можно заметить ещё сохранившиеся изоляторы, к которым крепилась контактная сеть.

Облицовка камнем в Дидинском тоннеле

В стенах тоннеля имеется 16 маленьких ниш для укрытия рабочих при прохождении поезда и 3 больших с колодцами для попадания в дренажные и вентиляционные штольни. Внизу проходит ещё один небольшой тоннель для отвода воды, а вверху расположен вентиляционный канал.

При желании можно спуститься в дренажный коллектор и пройтись по нему. Он находится ниже уровня тоннеля.

По воспоминаниям, раньше тоннель закрывали с обеих сторон брезентовыми шторами. Перед приближающимся поездом их открывали.

Последний поезд прошёл по Дидинскому тоннелю в декабре 1995 года. Таким образом, тоннель эксплуатировался 77 лет. Его закрыли из-за сильной обводнённости, с которой не справлялась даже мощная дренажная система. Работникам приходилось постоянно счищать с путей лёд, а скорость прохождения поездов по тоннелю снижали до скромных 10 км/ч. После закрытия тоннеля поезда пошли по построенному неподалёку наземному обходному пути. Для этого прорезали гору, а также проложили насыпь. Странно, что не сделали так изначально, предпочтя пробивать дорогостоящий тоннель. Видимо, в то время пробить тоннель было выгоднее, чем делать высокую насыпь.

Дидинский тоннель

После выведения тоннеля из эксплуатации некоторое время он был закрыт решётками, но вскоре их спилили. Постепенно слава о необычном месте широко разлетелась по региону. Теперь каждые выходные здесь бывает немало туристов.

Лучшее время для посещения тоннеля – это зима, когда вода внутри почти везде замерзает и пройти его насквозь не составит труда. Лишь у восточного портала есть незамерзающий участок, но и его можно обойти около стены. В холодное время года внутри намерзают красивые ледяные образования. Из минусов – зимой может быть невозможно попасть в дренажную систему и вентиляционную шахту, так как входы в них постепенно затягиваются льдом.

В Дидинском тоннеле

Летом пройти тоннель насквозь можно лишь в высоких сапогах (или ограничиться привходовой частью и незатопленным участком у западного портала). Особенно обводнена восточная часть тоннеля. Это связано с обвалами в дренажной системе, из-за чего вода не уходит. Высота воды может доходить до колена. Внутри холодно, лёд местами сохраняется всё лето. Сверху капает вода.

Владельцы внедорожников и квадроциклов любят щегольнуть перед пешими туристами и друг другом и проехать тоннель насквозь, создавая опасность для находящихся внутри. Хотя лучше бы прошлись по нему пешком и оценили царящую в нём необычную атмосферу.

Тоннель имеет небольшой изгиб, поэтому увидеть свет в конце тоннеля можно не сразу и не везде. Тоннель пробивали сразу с двух сторон, идя навстречу друг другу. По недавно придуманной кем-то легенде тоннель получился искривлённым из-за ошибки проектировщика, после чего ответственный за строительство тоннеля инженер якобы покончил жизнь самоубийством (стоит ли говорить, что это не соответствует действительности). Есть и ещё одно предание для доверчивых туристов: о будто бы спрятанном в тоннеле золоте Колчака.

Восточный вход в Дидинский тоннель

Окрестности Дидинского тоннеля

Тоннель был стратегическим объектом, который тщательно охраняли. Некоторое время этим занималась располагавшаяся тут воинская часть. Над тоннелем можно разыскать сохранившиеся пулемётные доты. Найти их бывает непросто – местность зарастает, а тропинки к ним есть не всегда. Позже за тоннелем присматривал пост охраны стрелковой команды ВОХР.

Следы бывшей военной части

Но особенно на поверхности над тоннелем впечатляет вентиляционная шахта. Дна не видно, а брошенный вниз предмет летит долго. Ходить тут нужно осторожно. Глубина шахты достигает внушительных 46 м. Если зимой смахнуть в шахту снег, то из-за потока воздуха он поднимается вверх. GPS-координаты шахты: N 56° 49.102´; E 59° 42.350´ (или 56.818367°, 59.705833°).

Вентиляционная шахта

По другую сторону от действующей железной дороги есть высокая вышка (метров 30 в высоту). При желании на неё можно подняться (если нет страха высоты). Если дует ветер, вышка немного раскачивается, усиливая впечатление. Сверху открывается вид на десятки километров вокруг. GPS-координаты вышки: N 56° 48.988´; E 59° 42.377´ (или 56.816467°, 59.706283°).

UPD. По сообщению наших читателей, вышку снесли. 

Вышка около Дидинского тоннеля

В посёлке Дидино сохранилась водонапорная башня, стоявшая около теперь уже разобранного участка железной дороги. В ней выходит на поверхность родник.

Водонапорная башня в Дидино

Казань-Екатеринбургская железная дорога

Немного о самой железной дороге. Здесь проходит линия Московско-Казанской дороги (Казань — Екатеринбург). В прошлом её называли Казань-Екатеринбургской железной дорогой (или сокращённо Казанбургской).

Проектные работы были проведены в 1910 году. Из-за начавшейся вскоре первой мировой войны строительство затянулось, а потом вспыхнула революция, гражданская война. Последний участок дороги долгое время оставался недостроенным. Когда в 1918 году движение по Казанбургской дороге открыли, сначала поезда ходили до станции Дружинино, откуда по Западно-Уральской дороге попадали на станцию Кузино и по Пермской железной дороге следовали в Екатеринбург. Полностью достроили эту железную дорогу лишь в 1920-х годах. Она существенно сократила путь с Урала до Москвы.

Кстати, из-за сложного рельефа на Казань-Екатеринбургской железной дороге помимо тоннеля построили несколько красивых мостов-виадуков, в частности в Красноуфимском районе Свердловской области и в Октябрьском районе Пермского края. Есть виадук и неподалёку от тоннеля – на окраине посёлка Дружинино.

Видео из поездки ураловедов в Дидинский тоннель

Как добраться до Дидинского тоннеля?

Сюда просто доехать на общественном транспорте. Нужно сесть на электропоезд Екатеринбург – Дружинино. Тоннель находится между остановочными пунктами Дидино и 1590 км. От остановки «1590 км» идти намного ближе – нужно спуститься под горку, пройти через небольшой дачный посёлок и дойдя до бывшей насыпи железной дороги повернуть направо. Вскоре дорожка приведёт ко входному порталу, до которого от места остановки электрички всего-то несколько сотен метров.

Можно доехать до Дидинского тоннеля и на машине. Нужно ехать по трассе Екатеринбург – Пермь. После того как проедете отворот на Хомутовку, вскоре (через 6 км) влево в гору будет уходить плохонькая грунтовка. Признаком, что это именно та дорога, может служить лежащая тут в канаве у трассы железная труба. После дождей и в межсезонье по этой дороге лучше не ездить. От Московского тракта до тоннеля около 6 км. Расстояние от Екатеринбурга — 63 км, от Перми — 310 км. 

Можно проехать и по дороге Ревда – деревня Гусевка – коллективные сады «Криогеник» – площадка «1590 км». Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.

UPD. Остановочный пункт «1590 км» в 2022 году Свердловская железная дорога переименовала в «Дидинский тоннель».

GPS-координаты Дидинского тоннеля (западный вход): N 56° 49.118´; E 59° 41.812´ (или 56.818633°, 59.696867°).

Учитывайте, что в тоннеле всегда холоднее, чем на поверхности. Обязательно понадобится хороший фонарик, очень желательны и сапоги. Желаю вам интересных путешествий по Уралу!

Павел Распопов

Читайте также: 

  • 11 самых запоминающихся «заброшек» Урала
  • Екатеринбург подземный
  • Городок Чекистов и его подземелья

Дидинский тоннель (Свердловская область) на карте:

Три года назад, на ночь глядя, мы поехали с братом в природный парк «Оленьи ручьи», чтобы забраться в пещеру Дружба и сфотографировать её залы, освещая пространство фонариками. Тогда опыта у меня совсем не было и блин получился комом. Но в начале марта, видимо, что-то такое витает в воздухе, заставляющее фотолюбителей брать рюкзак с аппаратурой и спускаться в подземелье. По крайней мере, вчера мы с женой сели в машину и поехали искать, затерянный в снегах в Первоуральском районе заброшенный железнодорожный туннель. Давайте сегодня посмотрим пару снимков из этого пешего похода выходного дня и обсудим, как правильно фотографировать в полной темноте, чтобы фотографии получились красивыми. Само собой, узнаем, как до нашей достопримечательности добраться на автомобиле и на общественном транспорте.

Как доехать до Дидинского туннеля

Находится тоннель между городом Ревда и поселком Дружинино. Мы решили добраться на машине, поэтому двигались по Московскому тракту до 303-го километра и там свернули налево. Здесь – небольшая «дикая парковка», где мы и оставили наш автомобиль (GPS координаты: 56.857609, 59.714586). Мне показалось рискованным ехать дальше по заснеженной дороге с глубочайшей колеёй куда-то в неизвестность, в гору. Да и как мы сможем разминуться, если навстречу попадется какой-нибудь лесовоз?

Карта со схемой, как проехать на машине к Дидинскому тоннелю, если двигаться из Екатеринбурга по Московскому тракту.

Карта со схемой, как проехать на машине к Дидинскому тоннелю, если двигаться из Екатеринбурга по Московскому тракту.

От перекрестка до Дидинского тоннеля идти пешком 5,5 километров, то есть весь пеший поход выходного дня получится 11 километров. У нас прогулка заняла около 4-х часов, так как дорога нелегкая: идти по узкой колее, проложенной автомобилями; половину пути придется подниматься круто в гору.

День стоял солнечный и не очень морозный (- 60С). Вокруг – красивый еловый лес и сугробы. Как сказал, дорога не очень простая, но мы за физическими нагрузками сюда и отправились.

За все время прогулки к Дидинскому тоннелю встретили три автомобиля – полноприводные «Нивы» с внедорожной подготовкой. Видно, что их экипажи приехали за адреналином экстремального вождения по заснеженному зимнему лесу.

Зимой автомобильная дорога заканчивается у высоковольтной линии: на открытом пространстве под ЛЭП намело снега больше 1 метра глубиной и даже вездеходы не смогли через этот участок перебраться. Но тропинка для пешеходных туристов существует. Если посмотреть на карту маршрута, добравшись до этой точки, нужно взять правее метров 300, где мы уже увидим продолжение пути к нашей достопримечательности. Кстати, с этой точки видна гора Волчиха, куда я поднимался для фотосъемки осенью 2013-го.

Карта со схемой похода выходного дня к Дидинскому тоннелю. Как добраться до него пешком.

Карта со схемой похода выходного дня к Дидинскому тоннелю. Как добраться до него пешком.

Чтобы дойти до Дидинского тоннеля, нужно выйдя из лесу, свернуть влево и затем, не доходя 50 метров до железной дороги, сделать еще один поворот и идти вниз 500 метров. Там мы увидим портал входа в это подземное сооружение.

Фото 3. Дидинский тоннель. Как мы сходили в поход выходного дня зимой. Камера Никон Д610, объектив Никон 24-70/2,8. Параметры съемки: выдержка 1/160 секунды, экспокоррекция +0,3 EV, диафрагма f/3.5, ИСО 100, фокусное расстояние 28 мм.

Фото 3. Дидинский тоннель. Как мы сходили в поход выходного дня зимой. Камера Никон Д610, объектив Никон 24-70/2,8. Параметры съемки: выдержка 1/160 секунды, экспокоррекция +0,3 EV, диафрагма f/3.5, ИСО 100, фокусное расстояние 28 мм.

Построен Дидинский тоннель в 1918 году в неспокойное для нашей страны время, когда по железной дороги Сибири перемещались эшелоны с белополяками. Длина сооружения 1123.7, ширина 4.65 и высота 6.1 метра соответственно. По слухам, во время прокладки нитки бригады проходчиков, двигающиеся с разных концов, не смогли попасть в одну точку, поэтому в середине туннель имеет зигзаг. Но вообще, свет в конце видно…

При проектировании что-то там не учли, или во время гражданской войны белополяки намешали песка в цемент, но с гидроизоляцией у сооружения были проблемы. Поезда двигались с малой скоростью. Руководство Свердловской железной дороги в 1995 году приняло решение его закрыть, рельсы разобрать. А туристы сразу стали рассматривать Дидинский тоннель в качестве объекта урбантрипа.

Вот и мы с супругой зимним вечером 7 марта превратились в диггеров (люди, обследующие подземные коммуникации, линии метро, канализационные коллекторы, вентиляционные каналы и заброшенные шахты, военные бункеры).

Да, вернемся к вопросу, как доехать до Дидинского туннеля, если нет в распоряжении автомобиля. Можно добраться сюда на электричке (см. график на Яндекс-Расписания), выйдя на станции «Остановочный пункт 1590 км». Тогда переходим дорогу так, чтобы оказаться с северной стороны и идем вправо 1,5 километра.

Кстати, Гугл-Карты утверждают, что через тоннель можно проехать на автомобиле. А еще они предлагают альтернативный маршрут через Ревду, по которому можно подъехать к О.П. 1590 км с южной стороны, через дачный поселок. Правда, не знаю, чистится ли там дорога зимой.

Как фотографировать в полной темноте (заброшенные шахты, коллекторы) на примере Дидинского тоннеля

Итак, мы добрались до Дидинского тоннеля и зашли внутрь. К счастью, перед своим пешим походом мы догадались одеть утепленные резиновые сапоги и взять с собой фонари. Несмотря на то, что на улице стоит минусовая температура, в 50-ти метрах от входа в сооружение разлилась большая лужа. Посветили: глубина небольшая (по щиколотку) и через 15 метров начинается «суша». Форсируем. Здесь «на твердь земную» свет снаружи уже не доходит – темно, хоть глаз выколи о свисающие со сводов ржавые провода.

Пробую сделать снимок, и, чтобы показать масштабы, ставлю перед камерой человека. Вот, какое фото у меня получается.

Фотография 4. Дидинский тоннель. Необработанный RAW.

Фотография 4. Дидинский тоннель. Необработанный RAW.

Если в графическом редакторе Лайтрум пройти маской, осветлить тени и подправить цветовой баланс, получаем результат чуть лучше.

Фото 5. Как фотографировать в заброшенной шахте или в коллекторе. Дидинский тоннель в Первоуральском районе Свердловской области. Пеший поход выходного дня. 20 секунд, +0.67EV, 160, 24.

Фото 5. Как фотографировать в заброшенной шахте или в коллекторе. Дидинский тоннель в Первоуральском районе Свердловской области. Пеший поход выходного дня. 20 секунд, +0.67EV, 160, 24.

Как видим, результативный снимок получился далеко не на 5 баллов. Что же не так? Как можно было снять сцену в Дидинском тоннеле лучше?

Во-первых, при выдержке 20 секунд никто не сможет стоять неподвижно, будет микросмаз. Т.е. для посветки модели нужно было применять внешнюю вспышку, которой у меня нет. Выход – отвести фотомодель намного дальше, чтобы не было заметно небольшого смаза из-за ее движения. Заодно и масштабы сооружения были бы показаны более наглядно.

Во-вторых, снимать этот сюжет не одним кадром, как сделал я, а несколькими, склеивая их потом в Photoshop, используя при этом маски, чтобы «затереть» ненужные участки изображения. Например, в отчете про пеший поход выходного дня к скалам Петра Гронского я показал фотографию ржавой машины, собранную из 15-ти кадров.

Как снято это фото в Дидинском тоннеле? Поставил свою полнокадровую зеркалку на Nikon D610 на штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, по внутрикамерному гироскопу выровнял горизонт. Режим съемки – «М», автоспуск через 5 секунд.

Опытные фотографы используют для освещения при съемке в темноте метод «световой кисти»: светят фонарем, постоянно его перемещая. При этом нужно заранее продумать карту освещения – например, 10 секунд ближний план, 5 секунд подсветка теней, 8 секунд – задний план и т.п.

Только вот, диггеры в своих обследованиях подземных коммуникаций пользуются профессиональными фонарями с очень мощным световым потоком. Цена таких устройств доходит до 500-та долларов США. Свет у них получается, почти как от прожектора. У меня же в распоряжении было 2 налобных светодиодных фонарика, купленных для путешествия в город Варанаси в Индии, чтобы не наступить в темном переулке на коровью лепешку, и еще один – ручной, которым я освещал ледяной натюрморт в соответствующем уроке фотографии для новичков. Стоимость каждого – 3.5 доллара.

Конечно, с таким оборудованием задача получения качественной фотографии Дидинского тоннеля несколько усложняется. Но как можно было получить лучшее изображение? Заранее составляем план освещения:

  1. Камера на штатив. Обязательно отключаем стабилизатор на объективе, чтобы не было микросмаза. Контровая подсветка налобными фонариками. Модель ставим дальше от фотоаппарата. И лучше было использовать мой сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8 Подхожу вплотную слева и «рисую» фонарем так, чтобы получить 70% экспозиции. Стоять нужно рядом, так как плотность светового потока падает пропорционально квадрату расстояния до объекта. Т.е., если человек стоит у окна на расстоянии 1 метр и получилась выдержка 5 секунд, то затем, если его отвести на 3 метра, время для получения такой же экспозиции вырастет в 9 раз, т.е. до 45 секунд.
  2. Второй кадр – становлюсь справа и подсвечиваю теневую часть портрета, 30% экспозиции. Таким образом у нас получился красивый светотеневой рисунок на нашей фотомодели.
  3. Девушка уходит, и мы начинаем делать кадры самого туннеля. Их потребуется несколько, так как мощности дешевого фонарика не хватает для хорошего освещения. В каждом снимке получаем небольшой участок с правильной экспозицией. Кроме того, при выдержке 5-10 секунд цифровых шумов будет меньше, чем при 30 секундах и дольше.
  4. Все снимки сшиваем в Photoshop, вытирая масками ненужные места и используя разные режимы наложения слоев.

Советы профессиональных фотографов по съемке в темных тоннелях, заброшенных шахтах, коллекторах и пещерах

Выбор оборудования для фотосъемки под землей:

  • Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, способный снимать в формате RAW.
  • Объектив – ширик или фишай, которым легко снимать в тоннелях (см. примеры фото на Nikon D800 и Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor). Хотя, здесь всё зависит от нашей творческой задумки, можно и телевик применить, если место позволяет.
  • Обязательно иметь штатив. В таких местах всегда много грязи, песка, трипод быстро выйдет из строя, поэтому лучше купить недорогую модель для подземных съемок.
  • Пульт дистанционного управления, чтобы была возможность сделать выдержку больше 30 секунд, и вообще с ним удобнее.
  • Различные источники света (газовые лампы, фонарики с направленным и рассеянным пучком, цветные насадки, свечи, факела и лучины).
  • Чтобы передать текстуру стены, лучше во время съемки стать ближе к ней, а не так как я в этой фотосесси: находился посередине.
  • Объекты, что расположены ближе к фотокамере, лучше освещать рассеянным светом, а те, что дальше – жестким.

Вот такой урок фотографии по съемке в темноте у меня получился. Идеальный снимок пока не снял. Но вы, дорогой читатель, теперь вооружены знаниями и советами, можете отправиться в Дидинский туннель и получить шикарный снимок. Выслать его мне для публикации в блоге со своими замечаниями и рекомендациями.

М-г-м… Но должен же я был показать вам, как это сооружение выглядит изнутри? Со стороны входа естественный свет проникает на некоторое расстояние внутрь. Вот что получается, если мы фотографируем со штатива.

Фото 6. Дидинский тоннель. Вот эту лужу пришлось форсировать. Кстати, профессионалы советуют фонарем не освещать воду, только свод шахты – тогда получим красивое отражение в ней. Поход выходного дня зимой. 6 секунд, f/9.0, ISO 100. Обратили внимание, что ширик Самъянг 14/2,8 лучше здесь подходит?

Фото 6. Дидинский тоннель. Вот эту лужу пришлось форсировать. Кстати, профессионалы советуют фонарем не освещать воду, только свод шахты – тогда получим красивое отражение в ней. Поход выходного дня зимой. 6 секунд, f/9.0, ISO 100. Обратили внимание, что ширик Самъянг 14/2,8 лучше здесь подходит?

На этом рассказ про пеший поход выходного дня к очередному интересному месту в окрестностях Екатеринбурга заканчиваю. По случаю, поздравляю прекрасную половину аудитории моего сайта с Праздником Весны. Желаю, чтобы ваша красота, таланты и приятный характер ослеплял окружающих мужчин, как фонарик в темноте, но не заставлял их бежать подальше. 😉 И, чтобы в вашей жизни, в отличие от снимка выше, в конец тоннеля всегда просматривался свет…

Otchet o pohode v prirodnyj park «Olen'i ruch'i». Karta s opisaniem kak dobrat'sja na avtomobile i na avtobuse. Rasskaz pro s#emku vtorogo zala v peshhere «Druzhba».

Отчет о походе в природный парк «Оленьи ручьи». Карта с описанием как добраться на автомобиле и на автобусе. Рассказ про съемку второго зала в пещере «Дружба».

Peshij pohod k skalam Petra Gronskogo v okrestnostjah Ekaterinburga. Kak proehat'. Fotografija mashiny, kotoruju ja takzhe osveshhal svetovoj kist'ju i sobiral iz neskol'kih snimkov.

Пеший поход к скалам Петра Гронского в окрестностях Екатеринбурга. Как проехать. Фотография машины, которую я также освещал световой кистью и собирал из нескольких снимков.

Esli vy poedete v Didinskij tonnel', vash marshrut projdet mimo gory Volchiha. Tam – gornolyzhnyj kompleks. No nikto ne meshaet podnjat'sja na vershinu i poljubovat'sja okrestnostjami.

Если вы поедете в Дидинский тоннель, ваш маршрут пройдет мимо горы Волчиха. Там – горнолыжный комплекс. Но никто не мешает подняться на вершину и полюбоваться окрестностями.

Proshloj zimoj my s zhenoj otpravilis' na otdyh v Tailand. Vzjali naprokat mashinu i proehali po strane bol'she 3000 km. Fotografii ogromnoj peshhery Phraya Nakhon Cave.

4. Прошлой зимой мы с женой отправились на отдых в Таиланд. Взяли напрокат машину и проехали по стране больше 3000 км. Фотографии огромной пещеры Phraya Nakhon Cave.

A vo vremja puteshestvija dikarjami po Kitaju my poehali iskat' peshheru Crown Cave. Ona takaja bol'shaja, chto vnutri ezdit poezd i plavajut lodki. Na vyhode my zabludilis' i ele nashli vyhod.

13. А во время путешествия дикарями по Китаю мы поехали искать пещеру Crown Cave. Она такая большая, что внутри ездит поезд и плавают лодки. На выходе мы заблудились и еле нашли выход.

Eshhe odin ob#ekt dlja urbantripa – zabroshennyj metallurgicheskij zavod v Nizhnem Tagile. My poehali tuda posle poseshhenija vystavki vooruzhenij Russia Arms Expo – 2015.

Еще один объект для урбантрипа – заброшенный металлургический завод в Нижнем Тагиле. Мы поехали туда после посещения выставки вооружений Russia Arms Expo – 2015.

Дидинский тоннель в Первоуральске — инженерная конструкция начала ХХ века. Это заброшенный железнодорожный путь, являющийся популярной местной достопримечательностью. Далее я расскажу, где находится Дидинский тоннель в Свердловской области, как туда можно добраться и что увидеть внутри.

Где находится Дидинский тоннель и как до него добраться

Достопримечательность находится в Свердловской области, на ж/д перегоне Ревда — Дружинино. Назвали его так через небольшой поселок Дидино, который находится рядом и входит в городской округ Первоуральска. Точные координаты Дидинского туннеля следующие — 56.818633, 59.696867.
Есть два варианта проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске — собственный транспорт (авто) или общественный (электричка).
Добраться до инженерной конструкции можно в среднем за 1,5–2 часа. Расстояние по маршруту Екатеринбург — Дидинский туннель составляет практически 60 км.

На электричке

Доехать на электричке можно за 1 час 36 минут. В день есть 4 рейса — 08:27, 14:21, 17:33, 20:45. На железнодорожном вокзале Екатеринбурга можно спросить, как добраться на электричке до Дидинского туннеля и узнать точное расписание рейсов.

Железнодорожный транспорт курсирует ежедневно. Отправление со станции Екатеринбург-Пассажирский, а выходить нужно на остановке 1590 км (не в поселке Дидино, оттуда до достопримечательности дальше). С платформы 1590 км нужно пешком прогуляться 500 м непосредственно к сооружению — необходимо спуститься, пройти дачный поселок и, дойдя до прежней насыпи железной дороги, повернуть направо, двигаться прямо ко входу.

На автомобиле

Автомобиль — один из самых комфортных вариантов проезда в Дидинский подземный коридор в Первоуральске. Коротко расскажу о том, как добраться на машине до Дидинского тоннеля: из Екатеринбурга стоит выехать на Ново-Московский тракт, затем — на региональную дорогу Р-242 (Пермь — Екатеринбург). После проезда через реку Чусовая в Ревде на развилке повернуть налево, по указателям двигаться в сторону населенного пункта Гусевка, проехав который нужно повернуть направо в направлении Дидино.

Некоторые водители едут по трассе Р-242 в Хомутовку, минуя Ревду, но там состояние дорог хуже — в основном грунтовка. Пользуясь навигатором, можно посмотреть, где находится Дидинский тоннель в Первоуральске, и какие дороги ведут к этой достопримечательности.

История и особенности тоннеля

В некоторых публикациях дата основания Дидинского тоннеля в Первоуральске — 1913 год. Однако, как утверждают официальные источники (пресс-служба Свердловской железной дороги), история Дидинского тоннеля в Свердловской области началась в 1918 году. Решение о его возведении было принято в ходе строительства железнодорожного сообщения между Екатеринбургом и Казанью еще в конце XVIII века. Однако строительство началось только в 1914 году, к нему привлекались местные жители и военнопленные. Работы велись вручную, без тяжелой техники.

Масштабы и величественность достопримечательности впечатляют. Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет 1123,7 м в длину, ширина составляет 4,65 м, высота — 6,1 м. С обеих сторон находятся красивые въезды, похожие на средневековые крепостные башни с зубцами и бойницами. Своды выложены камнем, некоторые участки забетонированы. В стенах также находится около 20 небольших ниш, где могут прятаться рабочие во время движения поезда, и 3 больших с колодцами. Снизу — канал для прохождения воды, сверху — вентиляционная система.

ЭТО ИНТЕРЕСНО! В последний раз состав прошел через Дидинский тоннель в декабре 1995 года. Причиной закрытия являлось сильное обводнение. Зимой работники постоянно счищали лед с рельсов, скорость поездов в это время достигала 10 км/час.

Дидинский подземный коридор эксплуатировали 77 лет.

Проблема водоотведения

В Дидиниском тоннеле в Первоуральске всегда остро стояла проблема с водоотводом. Для того чтобы грунтовые воды сходили после зимы, была создана сложная дренажная система. Летом она помогала справляться с лужайками и подтоплениями. Зимой работники железной дороги были вынуждены очищать рельсы от наледи. Впоследствии Дидинский подземный коридор в Первоуральске начал разрушаться под действием сырости. Это все послужило запуску новой железнодорожной ветки.

Вопрос водоотвода до сих пор остается актуальным. Дренажная система полностью разрушена, поэтому внутри скапливается много воды. Зимой она замерзает, а летом (даже в жаркие месяцы) не всегда успевает растаять.

Мифы и легенды

С этой достопримечательностью в Первоуральске связано множество мифов и таинственных историй. Согласно рассказу местных жителей, в период гражданской войны через Дидинский тоннель в Первоуральске отступали в Сибирь эшелоны А. В. Колчака, а солдаты оставили внутри сокровища. Этот факт до сих пор не дает покоя кладоискателям, которые верят в правдивость этой легенды и часто приезжают сюда на поиски золота.

Дидинский подземный коридор в Первоуральске имеет еще одну легенду. Строительство началось с двух сторон, по планам инженеров посередине должна была пройти стыковка. Руководитель проекта ошибся в своих расчетах, из-за чего получился небольшой изгиб. Согласно рассказам, это настолько расстроило главного инженера, что тот покончил жизнь самоубийством. Теперь его дух бродит по подземному коридору.

Окрестности заброшенного объекта

Дидинский тоннель в Первоуральске в свое время играл стратегическую роль, поэтому охранялся солдатами из военной части, которая размещалась рядом. На местности можно отыскать даже пулеметные доты. Затем Дидинский подземный коридор стал объектом наблюдения поста стрелковой команды ВОХР.

Над Дидинским тоннелем в Первоуральске расположена шахта. Она поражает своей глубиной (около 46 м) — если бросить предмет, то вниз он будет лететь долго, а если в середину смахнуть снег, то он поднимется вверх через поток воздуха.
Рядом с действующим железнодорожным полотном есть вышка высотой 30 м. При сильном ветре можно заметить, как она раскачивается. На нее иногда поднимаются туристы, чтобы насладиться потрясающим видом на десятки километров вокруг.

На территории поселка Дидино находится водонапорная башня. В интернете можно найти фото Дидинского тоннеля в Свердловской области, интересных мест в окрестностях.

Советы любителям индустриального туризма

Во время посещения подземного коридора в Дидино следует соблюдать правила безопасности и взять вещи, которые пригодятся во время прогулки:

  • теплая одежда (шапки, носки, курицы), ведь из-за сквозной вентиляции, повышенной влажности там холодно в любое время года;
  • высокие резиновые сапоги летом;
  • фонарики, ведь внутри темно, а схема Дидинского тоннеля в Первоуральске предполагает изогнутую форму коридора, поэтому не сразу виден конец;
  • вода и перекус, идти придется чуть больше 1 км.

Будьте внимательны, исследуя Дидинский тоннель в Первоуральске, ведь в теплое время года некоторые участки настолько затапливаются водой, что их невозможно пройти. С каждым годом стены коридора начинают больше осыпаться, ветшают колодцы, с потолка могут упасть блоки. Опытные любители индустриального туризма не советуют отправиться на прогулку в Дидинский тоннель в Первоуральске без помощи других, лучше это делать в составе организованной группы. Не стоит гулять внутри и людям с клаустрофобией, ведь потолки дренажной системы очень низкие, в некоторых местах придется идти почти на корточках.

Дидинский тоннель в Первоуральске привлекает туристов в любое время года — здесь много путешественников и зимой, и летом. Едут сюда за впечатлениями, ведь его масштабы и внешний вид удивляют.

Тоннель острых ощущений

Поделиться

В часе езды от уральской столицы, около полузаброшенной деревни Дидино есть удивительный объект, который неизменно притягивает любителей тайн, стимпанка и просто интересных объектов для исследования. В следующем году железнодорожный тоннель, который тянется на 1 километр 123 метра, отпразднует своё столетие: его открыли в 1918 году. Первыми поездами в тоннеле были эшелоны Белой армии, отступавшей на восток. Последние составы прошли здесь в 1995 году. С тех пор объект остался заброшен, и навещают его порой только редкие туристы.

Состояние тоннеля было плачевным уже 25 лет назад, так что поезда могли двигаться по нему со скоростью не больше 10 километров в час. С тех пор объект обветшал ещё больше, и всё же ходить по нему не опасно, если не залезать в тёмные шахты, ведущие в дренажный ход под тоннелем. Рельсы изнутри давно исчезли, скорее всего, были сданы как металлолом. Зато здесь царят сумерки и летучие мыши.

По-настоящему величественный вход в тоннель.

По-настоящему величественный вход в тоннель.

Поделиться

Почувствовать себя в декорациях постапокалиптического мира приезжают самые разные люди. О своём путешествии к Дидинскому тоннелю E1.RU рассказали три женщины, которые посетили объект независимо друг от друга: студентка кинологического факультета УГАУ Алёна Иванникова, логопед Евгения Волжина и it-специалист Лидия Идиатулина.

«Об этом месте я узнала ещё лет в 12, посещая сайты заброшенных мест в относительной близости Екатеринбурга, — рассказывает 19-летняя Алёна Иванникова. — И вот наконец-то моя маленькая мечта осуществилась, мы с друзьями отправились изучать это таинственное и сказочное место. Приехав, мы были просто потрясены масштабами этого сооружения, оно выглядит очень величественно!»

Алёна Иванникова приехала за приключениями с друзьями.

Алёна Иванникова приехала за приключениями с друзьями.

Поделиться

Зайти в тоннель можно с обеих сторон, но сейчас одна из них затоплена: уровень воды доходит почти до колена.

«Лучше иметь при себе резиновые сапоги, — советует Лидия Идиатулина. — В боковых ответвлениях на нижних ярусах тоже вода».

В затопленной части тоннеля воды по щиколотку.

В затопленной части тоннеля воды по щиколотку.

Поделиться

Двигаться лучше всего по центральному, основному тоннелю, где когда-то лежали рельсы. По бокам тянутся вентиляционно-дренажные ходы, по которым тоже можно идти, но в полусогнутом состоянии. Есть ещё верхний ярус: сюда попадают по полуразрушенным деревянной и каменной лестницам. Там же расположена комната-пещера, около которой есть выход в вентиляционный колодец. В нём и сейчас сильным потоком дует ветер.

В тоннеле встречаются боковые ходы, посередине — вентиляционная шахта.

В тоннеле встречаются боковые ходы, посередине — вентиляционная шахта.

Поделиться

«Подниматься по лестнице надо крайне аккуратно, так как дерево уже дряхлое от воды, — предостерегает Алёна. — Поднявшись наверх ещё и по каменной лестнице, мы видим небольшой, скорее всего, вентиляционный канал с кучей тупиков. Любителям пощекотать нервы там понравится. Надо только быть предельно осторожным, так как по правую руку недалеко от входа — обрыв и не очень устойчивый пол. Мы решили не рисковать и направились в другую сторону. Ходить пришлось в согнутом состоянии, так как потолок там в основном низкий».

Дидинский тоннель — место для тех, кто не боится темноты.

Дидинский тоннель — место для тех, кто не боится темноты.

Поделиться

У Дидинского тоннеля есть не только плюсы, но и минусы, свойственные заброшкам. «Мне было интересно посмотреть это место, как кошке интересно узнать, что в коробке, — признаётся Евгения Волжина. — Тоннель привлекал своей темнотой, атмосферой. Внутри оказалось темно, мрачно, холодно, сыро и загадочно, но грязно. Стены изрисованы, валяются банки от пива».

На входе архитектор поместил «средневековые» башенки с зубцами.

На входе архитектор поместил «средневековые» башенки с зубцами.

Поделиться

Осенью ехать по трассе — одно удовольствие.

Осенью ехать по трассе — одно удовольствие.

Поделиться

Поделиться

Путь из Екатеринбурга на машине займёт 1,5–2 часа. «Дорога к тоннелю грязная — настоящее месиво, каша», — предупреждает Евгения Волжина. Вся поездка заняла у неё четыре часа, половину из этого времени потратили на дорогу.

Добраться можно и за полтора часа на электричке «Екатеринбург — Дружинино». Проигнорируйте станцию «Дидино» и выходите на площадке 1 590 км. Направо с площадки уходит лесенка, нужно спуститься по ней, не пересекая железнодорожных путей. Дальше идите около ста метров прямо по дороге между домами, а потом сворачивайте вправо на лесную просеку, где когда-то лежали рельсы. Прямо по курсу увидите величавый вход в тоннель.

А так можно доехать на электричке.

А так можно доехать на электричке.

Поделиться

Наши собеседницы сообщили, что поблизости от Дидинского тоннеля нет практически никакой цивилизации. Поэтому к путешествию стоит хорошенько подготовиться. Не забудьте:

— фонарики;
— тёплые вещи (кое-где в тоннеле лежит лёд);
— резиновые сапоги (местами тоннель затоплен);
— еду и термос с чаем;
— одежду, которую не жалко запачкать, влажные салфетки.

Путешествие в Дидинский тоннель особенно понравится тем, кто любит острые ощущения. «Если хочется нового, избежать унылых дней, познать темноту — приезжайте!» — говорит Евгения Волжина.

Со стороны похоже на вход в другой мир.

Со стороны похоже на вход в другой мир.

Поделиться

Мрачный объект под мрачным небом.

Мрачный объект под мрачным небом.

Поделиться

Другой вход в тоннель.

Другой вход в тоннель.

Поделиться

Кстати, Дидинский тоннель привлекает внимание не только простых туристов, но и целых творческих коллективов. Так, здесь устраивали фотосессию девушки из студии танцев «Нашествие». А совсем недавно, в августе, в заброшенном тоннеле прошел фестиваль легендарных рок-баллад в скрипичной аранжировке. Действо подсветило файер-шоу. Музыканты исполняли не только классику, но и произведения групп Nirvana, Metallica и Queen.

Давеча решили выбраться с внезапной проверкой до Дидинского тоннеля, что недалеко от Ревды и в 60 км от Екатеринбурга. Результатом остались крайне довольны, но об этом позже.

Для тех, кто планирует повторить, я сделал карту, как добраться до восточного въезда в тоннель. Вот ссылка на нее: yandex.ru/maps/?um=constr…76&source=constructorLink
По ссылке можно менять масштаб, читать описание путевых точек и вообще всесторонне изучить маршрут, чтобы потом не пилить тайгу в надежде выйти к людям.

Для наглядности на карту я нанес точки, где сделаны фотографии, они обозначены арабскими цифрами. Привязку предлагаю сделать в месте съезда с Московкого тракта на дорогу до села Дидино. Съезд имеет координаты 56.857574, 59.714399

Итак, в 10.00 часов выезжаем из Екатеринбурга нах Москоу по р-242, которую еще именуют Московским или Пермским трактом. Дорога неплохая, можно душить под сотку, поэтому до своротки на Дидино добираемся довольно быстро. Но, как говорил Василий Иванович, есть один нюанс — в этом месте запрещен левый поворот, поэтому разворачиваемся чуть дальше на ближайшем перекрестке.

На месте съезда висит табличка, уведомляющая путников о том, что охота без путевок здесь категорически не приветствуется. Дорога начинается с крутого, извилистого и продолжительного подъема на гору Белую. К счастью, встречняк нам не попадается, и мы успешно добираемся до точки 1. Взору предстает длинный и прямой спуск.

Едем дальше и добираеся до точки 2, где дорога пересекает линию ЛЭП. Гора Волчиха на горизонте практически скрыта дымкой.

Дидинский тоннель был построен для проводки поездов через хребет Шайтанский увал от Казани до Екатеринбурга. Для его строительства было выбрано место близ деревни Дидино, от которой тоннель получил свое название. Есть байка, что тоннель строили заключенные, которые от недоедания и тяжелого труда мерли как мухи. И якобы поэтому в Дидино кроме деревенского кладбища есть еще два безымянных. К сожалению, адепты этой версии забывают, что труд заключенных использовала только кровавая советская власть. А этот тоннель строили задолго до, еще при царе, упоительными российскими вечерами под хруст французской булки.

Тоннели и мосты — это стратегические объекты, разрушение которых может надолго прервать путевое сообщение с крайне печальными последствиями. Дидинский тоннель сперва охраняли расквартированные в Дидино военные, затем — пост ВОХР. Местность вокруг тоннеля усыпана ДОТами, можно найти остатки колючей проволоки и окопов.

Один из таких ДОТов стоит прямо у дороги (точка 3).

Материал — железобетон, в стенах имеются три бойницы. Под бойницами находятся остатки настенного крепления, предположительно, под полку для боеприпасов. Очень возможно, что дверь была бронированной и также имела бойницу, а теперь защищает урожай в сарае местного садовода.

Снаружи ДОТ обвалован. Сейчас его маскировку дополняют елочки — издалека все выглядит как обычная кочка, на которой растут деревья. Однако эта кочка весьма смертоносна, поскольку из нее отлично простреливается дорога и опушка перед лесом.

Немного западнее удалось обнаружить еще один ДОТ, который в совокупности с первым наглухо закрывают все подъезды.

Дидинский тоннель был закрыт в декабре 1995 года в связи с аварийным состоянием. Обход тоннеля был пробит в горе открытым способом на несколько сотен метров южнее, и к нему тоже можно добраться (точка 4). Движение исключительно плотное, интервал между поездами составляет около двух минут.

Вид на Запад:

И на Восток:

Но мы едем к восточному входу в Дидинский тоннель. Дорога сперва идет над тоннелем, затем — левее его по склону. Двигаться нужно осторожно — очень узко и справа неприятный обрыв.

Постепенно дорога спускается, слева через лес видно полузаколоченные садовые дома. Как я понял, это — бывший пристанционный поселок Дидино. Если ехать прямо, можно добраться до одноименной деревни Дидино, но мы круто спускаемся направо на бывшую железнодорожную насыпь. Вот и сам тоннель (точка 5). Портал имеет овальное сечение, оформлен под средневековый замок. Сделаны башенки с декоративными бойницами, наверху — имитация крепостной стены.

Вот так это место выглядело в 1991 году.

По неподтвержденной информации, до электрификации этого участка дороги в 1959 году входы в тоннель закрывались брезентом, который убирали на время прохода поезда. Из-за этого в тоннеле было теплее, чем на улице. Снова похоже на байку, ведь если поезда ходят часто, смысла в этом брезенте практически ноль.

В общем и целом тоннель находится в эксплуатации 77 лет. Сейчас пути разобраны, не осталось даже шпал, не говоря уже про столбы и все металлическое.

С закрытием тоннеля жизнь в этих местах стала сильно менее активной. Военные уехали из Дидино, в деревне закрылись школа, фельдшерский пункт, железнодорожная касса, кузница, мастерские. Сейчас там всего два постоянно обитаемых дома.

Тоннель пробит в гранитной породе, а потому радиационный фон внутри несколько выше.
Длина тоннеля составляет 1123,7 м, ширина — 4,65 м, высота — 6,1 м. Тоннель имеет технологическое искривление, из-за этого противоположный выход просматривается плохо. Кривизна лежит в основе очередной байки о том, что тоннель проектировали муж и жена, которые ошиблись в расчетах. Проходку якобы начали с двух сторон и в середине немного не сошлись. От этого муж расстроился и застрелился. Версия бредовая, потому что изгиб плавный, а тоннель имеет одинаковую ширину на всем протяжении.

Сейчас за тоннелем никто не следит, дренаж толком не работает. Летом в тоннеле по колено воды, зимой — натуральный каток.

Пока я фоткал снаружи, в темное показался свет фар, навстречу выехал Симбир. Водитель рассказал, что местами лед намерз буграми, машину норовит стащить на стену.

Но мы не привыкли отступать перед трудностями, а потому устремляемся внутрь. На въезде Симбир сломал лед, едем по ступицы в воде. Дальше лед крепче, на него удается заехать. Движемся на пониженной практически на холостых, машина толком не тормозит.

В тоннеле сделаны 16 ниш для укрытия путейцев на время прохождения поезда, 3 ниши со входами в дренажную систему. Посередине наверх уходит вентиляционный канал высотой в 50 метров. На поверхность в месте выхода вентиляции есть развалины двух дотов, а также деревянных бараков для отдыха бойцов.

Внутри в темноте заметил, что перегорела вторая лампа OSRAM Night Breaker Ultimate, 110 % яркости. Первая закончилась неделю назад. Как итог — ламп хватило на 4 месяца или 6 тысяч километров пробега. Для записи обещанного теста придется покупать такие же еще раз.

Тоннель имеет сложную дренажную систему с многочисленными входами как изнутри, так и снаружи тоннеля. Дренажные коридоры идут над и под тоннелем, соединены между собой и сейчас частично обвалились.

Вот что сообщают нам товарищи спелеологи:
«Левый нижний дренаж длинной 760 метров начинается под левой стеной тоннеля и тянется до колодца 2 Х 2 м, бетонного, глубиной 4м, соединяясь трубой с правым задним дренажем. По всей длинне размер дренажа стандартен, с тоннелем он соединяется четыремя слипами ( с наклоном 30 35 градусов ) от заднего входа в тоннель соответственно в 226, 264, 555, 670 метрах, на отметке 555 м. — это комната электрооборудывания и сигнализации . Кроме того данная дренажная система имеет соединение с верхним левым дренажем ( шурф на отметке 580 м 450 Х 400 мм, бетонный, около 12 м высоты ), через комнату электрооборудывания — деревянная лесница и через трехметровый коридор с большим шурфом идущим через нижний и верхний дренажи — отметка 550 м. Далее имеется два шурфа вверх на высоту 6 — 7 метров заканчивающихся глухими камерами размером 6 Х 4 Х 3 м ( отметка 300 ) и 4 Х 4 х 4 м ( отметка 246 и ) . В первой камере имеется загазованность май, июнь 2008 г. )». Дочитать можно по ссылке: forum.po-miry.ru/index.php?showtopic=78&st=0.

Дренаж исследован не полностью из-за затоплений и обвалов. Было бы очень интересно почитать про него и историю тоннеля побольше. Поделитесь ссылками, если есть)

В некоторых местах на дороге лежат камни, упавшие с потолка, в одном месте свисает мешающая проезду толстая металлическая проволока от контактной сети, которую пришлось отгибать руками (благо сейчас напряжения на ней нет), огромные сосульки.

Но тем не менее, выехали благополучно (точка 7) со стороны поселка Тоннель.

Местные жители в силу природной хозяйственности потихоньку помогают природе — то упавшие камни утащат, то крышку с дренажного колодца снимут. Из-за этого в округе ходить следует крайне внимательно, чтобы не попасть в яму и не переломать ноги.

В 2008 году Дидинский тоннель пытались закрыть от джиперов и сталкеров, зах*рачив сетку из арматуры.

Однако, эта конструкция продержалась недолго и вскоре исчезла в неизвестном направлении.

От Тоннеля можно проехать по лесу до Ревды, но могут быть сложности с проездом под действующей железкой — скотопрогон там слишком низок для внедорожника.

Как итог, — отличное место! При желании поездку можно совместить с изучением полузаброшенной деревни Хомутовка-2. Немного портит впечатление раскиданный мусор, хаотично разбросанные костровища и толпы народу. Удивляюсь, каким ущербным уродом надо быть, чтобы навалить прямо на дорогу кучу пустых бутылок из-под водки, консервные банки и очистки.

Если понравился материал — ставьте лайки, подписывайтесь и проходите в инстаграм этой машины — туда публикую фотки, которые по тем или иным причинам не вошли в БЖ. Всем добра и не мусорить на природе!

Дидинский тоннель — это заброшенный железнодорожный тоннель, находящийся возле возле поселка Дидино Первоуральский район.
Построен он был еще в 1918 году, его протяженность более 1 километра.
Последний поезд прошел по нему в 1995 году.
Сейчас же поезда ходят по новой наземной ветке.

Добраться сюда можно на электричке или автомобиле (мотоцикле и тд). Расстояние от Екатеринбурга примерно 80 километров. Находится между Екатеринбургом и Ревдой.

Мы решили заехать прогуляться по тоннелю после того, как отвезли папу в в санаторий Нижние Серги. Возвращались мы, как раз Московскому тракту трасса Е22 в направлении Екатеринбурга.


Сейчас очень легко найти дорогу — достаточно в навигаторе задать желаемое, Дидинский тоннель уже внесен и есть варианты маршрута. Раньше мы сюда ездили по наитию, чтобы не пропустить нужный отворот!

После отворота с трассы будет насыпная дорога, местами грунтовая.
Сейчас наша поездка была в ноябре и уже можно было спокойно проехать не боясь, что застрянем в осенней грязи.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Еще на самом отвороте с основной дороги мы заметили несколько машин, позже встретили группу людей, которая ходила пешком к тоннелю.

День был холодный и все вокруг покрылось красивой изморозью. Мы остановились немного прогуляться, это было не доезжая до конечной точки под ЛЭП.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Зима темнеет рано и мы отправились дальше.

Дорога наезженная, даже была чищеная. К тоннелю можно подъехать с Западного или Восточного входа, все отмечено на карте.

Место очень популярное и дорога наезженная до самого тоннеля, внутри ездят даже на квадроциклах.
На фото ниже восточный вход.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Мы решили оставить тут машину и прогуляться сверху до восточного входа.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Проходили через полузаброшенные домики, а дальше по тропинке вниз, навстречу нам уже шли люди обратно.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Въездные порталы тоннеля напоминаю средневековую крепость с башенками.
Своды самого тоннеля выложены камнем по всей его внутренней поверхности.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Конечно вековой тоннель находится уже в аварийном состоянии и ни кто не за ним не следит, внутри видно, что протекает вода сквозь камни, даже при температуре -20 градусов в ноябре.
Внутри тоннеля образовалась небольшая река, ее можно аккуратно обойти.

Стекающая вода образовала местами сталактиты и даже сталагнаты (когда сталактит соединился со сталагмитом), их мы встретили уже ближе к середине тоннеля.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

На протяжении всего тоннеля темно, обязательно нужно иметь при себе фонарики.
Первый раз сюда мы приезжали несколько раз осенью компанией и наши мужчины стали нас пугать — было очень не комфортно, к тому же фонарик не взяли, а телефон быстро сел.
На протяжении тоннеля есть несколько вентиляционных шахт, а так же 16 ниш, где рабочие могли спрятаться от идущего поезда.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Сейчас вентиляционная шахта вся обледенела.
Тоннель и был закрыт из-за его большой наводнённости, дренажная система не справлялась с объёмом воды, зимой рабочим приходилось счищать лед.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Внутри тоннеля нужно идти очень аккуратно — много льда местами лед, который потом сохраняется все лето. Мы видели тут лед, даже когда приезжали осенью.
Так же местами было много воды, но ее я не боялась, сразу обула на холод свои сапоги ОНЕГА Торви, они идеальны для подобных походов., мои ноги в них остались сухими и не замерзли, мне не пришлось, как остальным идти вдоль стены по бортику, что не вступать в воду разлившую на выходе из тоннеля.

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Наша прогулка заняла не так много времени, когда мы приезжали сюда осенью, то после неподалеку устроили пикник — это было у нас заранее запланировано!

Дидинский тоннель (Россия, Свердловская область) фото

Сейчас же погода была достаточно холодная и мы поехали домой, зима рано темнеет.
Такую небольшую прогулку мы совершили не запланировано.
Любим посещать интересные места, особенно когда они рядом с нами.

Узнавайте больше о местах своей малой Родины!

Дидинский тоннель

Здравствуйте, дорогие друзья! Давно у меня не было заброшенных мест и вообще индустриального туризма. Сегодня расскажу вам об одном атмосферном месте, в которое собирался съездить уже более четырёх лет, если не больше лет. Сегодня речь пойдёт об Дидинском тоннеле. В статье узнаете о его истории, как добраться, прогуляетесь с нами внутри его, а в конце статьи вас ждёт небольшой сюрприз! 🙂

История Дидинского тоннеля

Тоннель достроили в 1918 году. В период Гражданских войн имел большое стратегическое значение. Через него же проходили отступающие эшелоны Колчака в сторону Сибири. В связи с этим ходят легенды, что во время отступления Колчак по пути следования прятал несметные богатства, чтобы спасти их от разграбления большевиками.

Тоннель прослужил 77 лет и в 1995 году был закрыт по причине постепенного разрушения из-за грунтовых вод.  Гуляя по тоннелю можно заметить, как в некоторых местах прям с потолка льётся вода, а в некоторых местах до сих пор стоит лёд. Новую дорогу проложили южней в нескольких ста метрах.

Имеет высоту 6,1 метр, ширину 4,65 метров, а его длина составляет 1124 метра. Из-за ошибки при расчётах, тоннель получился не идеально прямым — имеется небольшой изгиб. Но всё равно если присмотреться, то можно увидеть свет с другой стороны тоннеля.

Как уже упоминал, объект имел стратегическое значение, и был единственным тоннелем в нашей области, на котором находилась воинская часть. Если побродить по поверхности над тоннелем, можно увидеть пулемётные доты, а в некоторых местах остатки колючей проволоки.

Для отвода воды имеется два дренажных тоннеля, один нижний, второй верхний. В оба можно попасть, но нужны сапоги и грязная одежда. Но там ловить нечего, намного интересней побродить по тоннелю, чем ползать по уши в грязи и воде.

Также в сети нашёл такую легенду, а может быть, и вправду такое было. Тоннель проектировали муж и жена. Во время расчётов они немного ошиблись и поэтому тоннель получился кривым. После того как это обнаружилось, мужчина покончил жизнь самоубийством. Сам покончил или помогли, для нас это останется загадкой.

Дидинский тоннель: карта, как добраться и координаты

Тоннель находится в 60 километрах к западу от Екатеринбурга. Добраться до него можно на электричке Екатеринбург — Дружинино. Электрички ходят минимум раза три в день. Оптимально уехать на первой утренней, затем на второй дневной Дружинино — Екатеринбург обратно. Примерное время между электричками около пяти часов, для прогулки по тоннелю и окрестностям вам хватит с лихвой. Для того чтобы попасть наиболее близко к тоннелю, вам нужно выйти на остановке 1590 километр. Не переходя железную дорогу спуститься к домам и пройти по дороге (которая перпендикулярна остановке) около 150 метров и повернуть направо. Затем через 250 метров вы окажитесь у западного входа в тоннель.

Дидинский тоннель

Ниже прикреплю карту, чтобы при планировании поездки вы не заблудились. Для надёжности, можете забить координаты 56°49’07.1″N 59°41’48.9″E (56.818643, 59.696916) в свой навигатор.

Архитектура входных порталов тоннеля выполнена в стиле средневековья, а любители сериала Игры престолов могут здесь окунуться в атмосферу того времени. Кстати, здесь было бы интересно сделать фотосесию с рыцарями, думаю будет очень интересно!

Дидинский тоннель

По краям тоннеля находятся вот такие небольшие башенки, скорей всего, раньше в них горели габаритные огни. Если неправ, то обязательно поправьте меня! Когда смотришь на это всё, даже не верится, что это всё было построено вручную без применения техники. Смотря на всю эту красоту и каменные своды внутри, понимаешь, как тяжело всё это было сделать. Не знаю как у вас, но у меня это вызывает огромное уважение к строителям этого места.

Дидинский тоннель

Несмотря на температуру на улице +30 градусов, в самом тоннеле температура около +10 градусов. Перед нами велосипедисты заехали внутрь в футболках, но мы с женой не такие горячие ребята и одели кофты, чтобы в разгар лета не заболеть.

Дидинский тоннель

Часов в десять утра, внутри стоит туман, что придаёт этому месту свою загадочность и таинственность. Идя внутри тоннеля то и кажется, что позади или впереди кто-то ходит. Привидения? Призраки? Увы, но мы ни одного не увидели.

Дидинский тоннель

Планируя поездку сюда, не забывайте взять с собой фонарики. Чем мощней, тем интересней. А если вы фотограф, он вам для съёмки в таком месте просто необходим. Белая точка в конце тоннеля, это и есть выход с восточной стороны.

Дидинский тоннель

Ниже пойдут фотографии, которые я сделал на выдержке подсвечивая фонарём важные участки. После съёмки понял все прелести RAW формата, а также то, что совершенно не хватает опыта съёмки в тёмных помещениях. Ну что ж, надо больше тренироваться! =)

На фотографии снизу место, где мог спрятаться путевой обходчик, если его случайно застал идущий по тоннелю паровоз.

Дидинский тоннель

Заранее извините за свастику на фотографии, когда фотографировал не обратил внимания. Был сконцентрирован на съёмке слива в дренажную систему. Многие пишут, что это спуск, но на самом деле это слив для воды, через него спускать не очень удобно. Спуск есть дальше.

Дидинский тоннель

Вот как раз то помещение, через которое можно попасть в нижний и верхний дренажные системы. В верхний ведёт обветшавшая лестница, в своих кроссовках лезть туда не рискнул. Когда-нибудь приеду сюда в сапогах и поползаю там, а на данный момент мне был интересен сам тоннель.

Дидинский тоннель

Место довольно опасное, на фотографии место обрушения стены. Поэтому ходите осторожней и смотрите не только себе под ноги, но и на потолок. С него то и дело либо что-то капает, либо что-то падает.

Дидинский тоннель

Так как место давно заброшено, здесь лёд чистить некому. На момент нашего нахождения (13 августа 2016 год), как уже говорил, несмотря на жару на поверхности, здесь очень холодно… По словам товарищей, лёд здесь может пролежать до осени.

Дидинский тоннель

До восточного выхода мы не пошли. Велотуристы, которые ушли вперёд нас сказали, что у выхода воды по щиколотку, поэтому ещё немного погуляв, решили возвращаться обратно. Подходя к выходу, ближе к свету, туман становился более видным, это я не мог не сфотографировать.

Дидинский тоннель

Пока я ходил по тоннелю и делал нужные для себя кадры, отправил жену к выходу погреться и достать еду. Пока гуляли внутри прилично проголодались!

Дидинский тоннель

Возле западного входа, как раз, в который мы входили есть дренажный колодец. А возле него пару костровищь и куча молодых лягушат! 🙂

Дидинский тоннель

Как уже упоминал, над тоннелем была военная часть, если хорошенько побродить сверху, можно найти много чего интересного. Вот, например, дот или блиндаж, сейчас уже и не разберёшь что это именно. Но если вы узнали, что это такое обязательно отпишитесь в комментарии! =)

Дидинский тоннель

Прогулявшись по территории вблизи объекта, мы решили в ожидании электрички посидеть на одном из «Крыльев» входа и доесть всё что привезли с собой из еды. Стоит отметить, что место популярно у велотуристов. Видели минимум 4 группы, которые приезжали сюда. Также было несколько групп на машинах, одни даже внутрь заехали.

Дидинский тоннель

Лучший друг туриста — это его жена, а не сделать с ней рэлфи здесь было бы для меня очень сильным упущением. Так что ловите наши мордашки! 🙂

Дидинский тоннель

Видеоотчёт с посещения Дидинского тоннеля

Помните обещал сюрприз для вас в конце статьи, вот он собственной персоной. Специально для вас снял небольшой видеоролик. Внутри тоннеля не снимал, так как мой фотоаппарат в связке с моим слабеньким фонарём ничего хорошего не заснял. После просмотра не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! 😀

На этом всё дорогие друзья, если вам понравилась моя статья, обязательно поделитесь ей в своих социальных сетях, это для меня будет неплохой поддержкой! На этом прощаюсь с вами, всего доброго! 🙂

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Застольные конкурсы для веселой компании новогодние
  • Застраховать титул в страховой компании без ипотеки
  • Европейские технологии сервиса клининговая компания
  • Застройщик имеет право выбрать управляющую компанию
  • Желдорэкспедиция санкт петербург часы работы парнас