Достоинствами малого инновационного бизнеса в сравнении с крупным являются

3.3.2. Преимущества и значение малых инновационных предприятий и их типы

За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:

• более быстрая адаптация к требованиям рынка;

• гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

• большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

• гибкость внутренних коммуникаций;

• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);

• более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном бизнесе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предприятия.

В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.

Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономического и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.

С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.

Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.

Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и в машиностроении.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Отказ вступить в Лигу малых фирм

Отказ вступить в Лигу малых фирм
Практика приема на работу опытных трейдеров прервалась после знакомства с очень талантливым трейдером, у которого были серьезные проблемы с дисциплиной. Назовем его – Неблагодарным. Чтобы справиться с проблемой, Стив взял его под свое

4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий

4.2. Особенности организационных структур инновационных предприятий
Организационная структура ИП – это совокупность научных, конструкторских, проектных, технологических и информационных подразделений (лабораторий, отделов, секторов, групп), осуществляющих основную

4.6. Характеристика процесса санации инновационных предприятий

4.6. Характеристика процесса санации инновационных предприятий
Санация ИП – реорганизационная процедура, предполагающая разработку и реализацию соответствующей концепции развития ИП, активную разработку эффективной стратегии и адекватной тактики.В соответствии с

4.7. Выявление неплатежеспособных инновационных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке

4.7. Выявление неплатежеспособных инновационных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке
Основной предпосылкой проведения санации ИП является предоставление государственной финансовой поддержки неплатежеспособным ИП. Санация

58. ПСАД «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

58. ПСАД «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
I. Цель ПСАД – описание особенностей действий аудитора при аудите малого экономического субъекта.II. Особенности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля малых предприятий.К малым предприятиям относятся

59. ПМАП 1005 «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИИ»

59. ПМАП 1005 «ОСОБЕННОСТИ АУДИТА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИИ»
Цель ПМАП 1005 заключается в рассмотрении основных характеристик малых предприятий и определении степени их воздействия на применение МСА.В этом документе рассматриваются: 1) основные характеристики малых предприятий; 2)

3.3.1. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий

3.3.1. Классификация и этапы формирования малых инновационных предприятий
Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и

3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий

3.5. Основные формы и методы поддержки малых инновационных предприятий
Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима

19.4. Ревизии подразделений и малых предприятий

19.4. Ревизии подразделений и малых предприятий
В Налоговом кодексе осталось много причин для суда. Например, инспекторам не запрещено проверять подразделения отдельно от ревизии самой организации. Контролеры выполняют такие проверки, а потом часто проигрывают суды

23.3. Немалое для малых

23.3. Немалое для малых
В тексте мы не раз говорили о защите Конституционным судом малого бизнеса. Это было важно для многих, даже крупных фирм, но сейчас – уже история. Поэтому скажем кратко – главным документом здесь стало постановление Конституционного суда от 19 июня

24. Особенности аудита малых экономических субъектов

24. Особенности аудита малых экономических субъектов
Аудит малых экономических субъектов позволяет своевременно находить и исправлять текущие ошибки, возникающие в результате функционирования конкретного предприятия. Таким образом, для руководителя ежегодный

Паблисити: большая цель при малых средствах

Паблисити: большая цель при малых средствах
Содействие популярности, или «паблисити» — это Золушка рекламного дела. Более 100 000 редакторов рекламы в США и Канаде заняты постоянным поиском интересных новостей, включая новости о товарах и их употреблении, а также новости

Глава 21 Использование методов Toyota при преобразовании промышленных предприятий и предприятий сферы услуг

Глава 21
Использование методов Toyota при преобразовании промышленных предприятий и предприятий сферы услуг

Применение производственной системы Toyota за пределами производственных цехов вполне возможно, но требует творческого подхода. Разумеется, основные принципы TPS

Типы предприятий

Типы предприятий
Поскольку настоящая книга посвящена вопросам использования информационных технологий на предприятиях, то целесообразно вначале рассмотреть, что понимается под словом «предприятие». Существует множество классификаций предприятий: по размеру,

Анализ в малых группах

Анализ в малых группах
Говоря о коллективной работе, мы чаще всего имеем в виду обсуждение некоего логического построения, созданного одним из членов команды (обычно состоящей из 3–4 человек). Докладчик объясняет цель и логику построения публике, в то время как аналитик и

Практика в малых группах и встречи, посвященные повестке дня

Практика в малых группах и встречи, посвященные повестке дня
Если вы не привыкли использовать стикеры, можете попрактиковаться – на рабочем месте, в конференц-зале и даже в ресторане. Сходных результатов можно добиться при помощи флипчарта и стикеров меньших размеров, а

Плюсы малого бизнеса

Низкий стартовый капитал

Положительные стороны малого бизнеса начинаются с низких затрат на открытие по сравнению со средним и крупным бизнесом. Иногда для стартапа достаточно нескольких тысяч, но чаще всего суммы доходят до 2–3 млн ₽. Например, можно оценить размер стартового капитала в малом бизнесе по франшизам:

  • Агентство недвижимости «Этажи» предлагает франшизу с вложениями от 250 тысяч до 3 миллионов ₽.
  • Стоимость франшизы Пив&Ко — 350 тысяч паушального взноса, то есть оплаты за саму франшизу, и от 1,9 млн ₽ инвестиций.
  • Инвестиции во франшизу Jelly Shots — паушальный взнос от 150 тысяч, роялти — ежемесячное отчисление — от 3 тысяч, стартовый капитал от 100 тысяч ₽.

Предприниматель Анна Кукштель потратила на открытие бизнеса около 1 000 000 ₽ и полностью окупила инвестиции за 2 года. Вот что она рассказывает о своем опыте:

«Т.к. изначально я не ставила цели открыть торговую точку с фруктовыми букетами, то интернет-магазин должен был быть главным источником продажи и так скажем, лицом нашей компании.

Было написано подробное ТЗ, по нашей целевой аудитории, целям и задачам, которые должен решать сайт. Параллельно я искала помещение под производство. Нужно было специальное помещение, где можно было бы хранить фрукты и собирать из них букеты.

Старт проекта обошелся примерно в 1 млн. руб. Эти деньги пошли на закупку оборудования, аренду помещения, зарплату сотрудникам, разработку сайта и, конечно же, рекламу»

Из интервью Анны на openbusiness.ru

Полный контроль над бизнесом

Число сотрудников в малом бизнесе — от 10–15 до 100 человек. Это очень мало по сравнению с компаниями-гигантами: например, только в корпорации Google на 2017 год работали 73 000 сотрудников.

Небольшой коллектив легче контролировать — вы будете знать каждого, при необходимости найдете индивидуальный подход к «сложным» сотрудникам, сможете быстро донести какую-то идею и будете знать все, что происходит в коллективе. Руководить штатом может один человек — не обязательно нанимать для этого директора.

Гибкость бизнеса

В отличие от среднего и крупного бизнеса, малый бизнес легче перепрофилировать — изменить объем производства, сменить спектр услуг, добавить новые продукты.

Например: Петр и Андрей — предприниматели. У обоих бизнес по лесопереработке, но у Петра — крупная компания, в которой работают более 1 000 человек, а Андрей трудится в небольшом цеху, с 30 сотрудниками. Из-за изменений закупочной стоимости на лес перерабатывать его и продавать в «чистом» виде стало невыгодно, и оба бизнесмена решили перепрофилировать цеха в мебельное производство. Петру понадобятся условные 3 000 000 ₽ инвестиций, чтобы переоборудовать все цеха, а Андрею — всего 300 000 ₽ на закупку нового оборудования. Чем меньше производство, тем легче менять его профиль.

Удобно продвигать

Крупные корпорации тратят на рекламу и продвижение миллиарды в год. Например, Coca-Cola потратила 3,98 млрд ₽ в 2016 году на рекламу в России — об этом написало РБК.

Малому бизнесу доступны низкобюджетные способы продвижения, например:

  • Контекстная реклама — объявления будут показываться тем, кто уже ищет товар или услугу
  • Тизерная и баннерная реклама — тизеры и баннеры будут размещены на разных сайтах
  • SMM — продвижение в социальных сетях, когда компании предлагают товары/услуги в сетях Facebook, Вконтакте, Instagram и других.

Также можно продвигать товары или услуги практически без без бюджета, используя партизанский маркетинг — например, фирменные наклейки, визитки, пакеты, закладки, футболки и другие предметы с логотипом компании.

Некоторые тратят на продвижение до 10 000 рублей и при этом получают много клиентов. Вот пример:

«В первый месяц оформил в налоговой ИП, обзавёлся бухгалтерией на аутсорс, договорился со знакомым на постоплату сайта, настроил Яндекс.Директ по инструкции в интернете. Стали звонить клиенты, собрал предварительные заказы на опт и сделал отгрузки. На всё ушло в районе месяца, на старт я потратил 7 т.р. и окупился за месяц»

Из интервью с Олегом Агуреевым, создателем интернет-магазина, на bizee.ru

Вопросы решаются быстро

Чем меньше человек в коллективе — тем легче и быстрее разобраться с любым форс-мажором. В крупной компании срочное поручение может передаваться «из рук в руки» несколько раз — от директора к заместителю, от заместителя к директору филиала, от директора филиала к начальнику отдела и только потом к исполнителю. Руководители малого бизнеса могут сразу связаться с ответственным специалистом и быстро все решить.

Поощрения от государства

Государство поддерживает малый бизнес и оказывает предпринимателям финансовую поддержку. Это уменьшает инвестиции и помогает бизнесу быстрее окупиться.

Например, государство выделяет субсидии на закупку сырья, оборудования, расходных материалов, на ремонтные работы и нематериальные активы. Сумма выплат зависит от региона, в среднем составляет 60 000 ₽. С полным списком субсидий, особенностями их получения и регулированием поддержки можно ознакомиться на сайте Министерства экономического развития РФ.

«Теперь про сам процесс: сдаёте документы, просите проверить оформление (только не сдавайте всё в последний день, а то можете не успеть). Мы сдали чистовую версию за 20 минут до конца приёма заявок (понервничали). Затем идёт проверка документов, и Вам перезванивают и говорят, прошли Вы в следующий тур или нет. Мы прошли, с документами порядок. Далее нам говорят, когда и куда приходить. Приходим и защищаем свой бизнес-план. Похоже на защиту какого-нибудь диплома. Вы рассказываете о своем бизнесе, Вам задают вопросы. Главное — уверенность и донесение огромной социальной значимости для города. Далее комиссия совещается и распределяет фонд помощи (в 2016 году было всего 200 тысяч, в 2017 уже 1,5 миллиона). Мы просили 148500, но нам дали только 50000. Остальные деньги разделили между приютом для животных и социальным проектом для детей-инвалидов. После того, как деньги были получены на расчетный счет, сразу начались звонки из администрации с требованием отчитаться о тратах. Поэтому долго не думаем, а перекидываем их на р/с для покупки сайта и приносим подтверждающие документы в администрацию».

Из рассказа о субсидии на Pikabu

Хороший коллектив

Управлять небольшим коллективом легче — об этом мы писали выше. Также в небольшом коллективе легче создать благоприятную рабочую атмосферу. Например, команду можно мотивировать:

  • премиями по итогам работы за каждый месяц — поощрять тех, кто перевыполнил план;
  • совместным отдыхом: корпоративами, активным отдыхом, праздничными поездками за город;
  • тренингами, собраниями, общей идеей — в небольшой фирме это легче реализовать, чем в крупной корпорации.

В любом коллективе есть те, кто немного снижает работоспособность всей команды. В небольшом штате их легче заметить и заменить на более работоспособных сотрудников или обучить. Со временем вы легко создадите команду, которая действительно будет «болеть» за бизнес и поддерживать рабочую атмосферу в коллективе.

Минусы малого бизнеса

Ограничение в ресурсах

В малом бизнесе нужно меньше инвестиций, но небольшие предприятия получают и меньше доходов. Чем меньше доходов — тем меньше путей для дальнейшего развития компании.

Например: крупная компания с годовым оборотом около 700 млн ₽ может спокойно выделить 2–3 млн ₽ на закупку нового оборудования, чтобы производить новые товары. А малый бизнес с оборотом около 100 млн ₽ в год и чистой прибылью около 200 тысяч ₽ в месяц будет вынужден копить на развитие. Например, чтобы закупить то же оборудование на 2–3 млн ₽, предпринимателю придется потратить всю чистую прибыль за 10–15 месяцев.

Высокий уровень конкуренции

Малым предприятиям сложнее конкурировать с другими компаниями. Крупные корпорации развивают бренд, предлагают клиентам выгодные условия покупок, работают на повышение лояльности целевой аудитории. А малый бизнес в подавляющем большинстве случаев предлагает «все как у всех». Из-за ограниченного дохода предприниматели не могут выстроить сильное конкурентное УТП. Например:

  • нельзя давать скидки в 10–50%, потому что это сильно скажется на рентабельности;
  • нельзя предлагать клиентам комплексное сопровождение, потому что в штате не хватает нужных специалистов, а нанимать их ради 1–2 клиентов невыгодно;
  • нельзя разыграть квартиру среди клиентов — ее сначала нужно купить, а на это нужны немалые деньги.

Высокие кризисные риски

В кризис страдают именно небольшие компании: покупательская способность снижается, поставщики повышают цены на расходные материалы, доходы падают. Например, в 2017 году, в условиях неустойчивой экономики, в России обанкротилось более 13 000 предприятий — об этом написали в газете «Версия». Эта цифра почти приблизилась к числу компаний, закрывшихся в период кризиса в 2009 году.

Данные по малому бизнесу за 2016 год
Данные по малому бизнесу за 2016 год

Чем меньше у компании оборота и чистой выручки — тем сложнее ей пережить кризис и нормально развиваться в условиях нестабильной экономики. Многие предприниматели отмечают, что даже с программами импортозамещения и субсидиями доходы заметно падают.

«Я слышу, что часто говорят о субсидиях. Не могу сказать, что это вранье, я не знаю. Но знаю, что мне никакие субсидии не светят. Потому что у меня голимый традиционный ритейл. Если бы у меня был детский сад, хоспис, инновационное предприятие или импортозамещающее, тогда — да.

А вот эти магазины игрушек — они никому не нужны. И значит, шанса на выживание у меня нет. Сегодня я закрыла один из своих магазинов. 240 метров площади. Я не могу наполнять его товаром, на это у меня нет денег. Я растаскиваю товар, как сопли, по полкам и не приношу этим никому удовольствия. Ни себе, ни покупателям.

Я ужала свои два больших магазина до одного в 70 метров. Вот теперь у меня изобилие! Потому что три года я не вытаскивала деньги из бизнеса. И теперь они у меня в игрушках.

Если бы у меня одной было так, я бы признала себя не бизнесменом и пошла бы дальше. Но у меня, оказывается, все еще прекрасно. У других хуже. В одежде, обуви, овощах, продуктах, машинах, ювелирке, мехах, бытовухе… То есть я мониторю все области капиталистического хозяйства. У всех! Но меня это не радует.

Государству мы не особо нужны. И как бы не специально, но оно помогает сдохнуть в кризис, если ты не в субсидируемой отрасли. Я — не в субсидируемой»

Из интервью с хозяйкой магазина детских игрушек на Meduza

Высокие расходы на производство

Малый бизнес, особенно в первые месяцы после открытия, не может позволить себе закупать крупные оптовые партии сырья и расходных материалов. А чем крупнее партия — тем большую скидку может сделать поставщик, и крупные корпорации получают товары по минимальной цене. Предприниматели с небольшим штатом и доходом вынуждены закупать расходные материалы практически по розничным ценам или с минимальной скидкой. Из-за этого расходы растут, а доходы падают.

Бюрократия

Бюрократия — проблема всей страны, а не только малого бизнеса. Например, только для получения субсидии или гранта предпринимателю придется собрать внушительный пакет документов, в который входят:

  • справка об уплате налоговых отчислений;
  • заявление, анкета и ксерокопия страниц паспорта заявителя;
  • регистрационное свидетельство;
  • документ, подтверждающий образование, достаточное для ведения предпринимательской деятельности;
  • документы, подтверждающие создание дополнительных рабочих мест;
  • справки и чеки, подтверждающие инвестирование в бизнес собственных средств;
  • бизнес-план.

А после получения денег от государства нужно правильно отчитаться за них. Если что-то пойдет не так — предпринимателя могут оштрафовать или лишить субсидии.

Малому бизнесу сложнее бороться с бюрократией, потому что в таких предприятиях часто нет юридического отдела. В крупных компаниях есть штатные юристы, и им легче справиться с оформлением документов и налоговой отчетности.

«Три года назад я получил грант на развитие собственного дела, деньги потратил на организацию придорожного алкогольного кафе и магазина по продаже сельхозпродукции при молочной мини-ферме в Сенгилеевском районе. Но, к сожалению, бизнес не пошел.

Сейчас у меня своя web-студия „Симметрия“, и дела идут неплохо. На начальном этапе бизнеса большинство моих ошибок были связаны с незнанием законодательства, в том числе, налогового. Меня много штрафовали, например, за неправильную отчетность, и продолжают штрафовать, несмотря на то, что я уже знаю немало в этом плане.

Жаль, что к нам, предпринимателям, особенно начинающим, фискально-контрольные органы относятся без понимания. Кроме того, нам элементарно не хватает информации — например, о тех же изменениях в налоговом законодательстве».

Из интервью с предпринимателями на udelo.ru, автор комментария — Олег Кайнара, руководитель агентства «Симметрия Medical»

Недоверие банков

В теории в России есть много программ кредитования для малого бизнеса. На практике предпринимателям сложно получить займ на выгодных условиях и с небольшим процентом, потому что нужно доказать банку свою высокую платежеспособность. Чем ниже доход — тем сложнее будет платить по кредиту, тем выше будет процентная ставка по нему. В среднем процентная ставка чуть ниже ставки по потребительским кредитам, но все равно большая — например, ПАО «Сбербанк» предлагает малому бизнесу кредиты со ставкой от 11% годовых и сроком до 180 месяцев. В «Точка Банке» выдают бизнес-аванс с комиссией 10% или овердрафт со ставкой 21–25%. «Тинькофф» предлагает кредиты со ставкой от 12% годовых или 1% в месяц.

Большинство банков выдают займы только компаниям, которые уже работают некоторое время — от 3 до 12 месяцев. Те, кто только хочет открыть свой бизнес, тоже могут получить кредит, но оформить его гораздо сложнее. Например, если бизнес уже есть, достаточно предоставить учредительные документы и бумаги, подтверждающие доходность. Если только начинаете путь, нужно составить грамотный бизнес-план, подтвердить платежеспособность или оставить залог, доказать успех бизнес-плана.

 Требования к заемщикам в ПАО «Сбербанк»

Требования к заемщикам в ПАО «Сбербанк»

Угроза поглощения

Гиганты стремятся монополизировать рынок, поэтому могут «поглотить» малый бизнес. Небольшим компаниям труднее противостоять влиянию из вне. Весь объем M&A — слияния и поглощения — хорошо виден в бюллетене информационного агентства AK&M: по его данным, только в 2014 году было проведено 513 сделок слияния и поглощения на сумму более 48 000 млн $.

Недостаток профессионалов в команде

Из-за небольшого размера инвестиций и низкого дохода по сравнению с крупными компаниями малый бизнес не может позволить себе профессионалов в узкой области. Чаще всего на предприятиях работают специалисты, имеющие небольшой опыт работы, или те, кого приходится обучать «с нуля». На руководящих должностях тоже часто работают те, кто не имеет серьезного опыта. Поэтому эффективность труда сотрудников в малом бизнесе обычно ниже, чем могла бы быть при опытных специалистах и руководителе.

Какие еще недостатки и преимущества малого бизнеса знаете вы? Поделитесь мнением, личным опытом в комментариях — будем рады плодотворной дискуссии.

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются самостоятельностью, относительной независимостью, призваны решать вопросы по структурной перестройке производства и повышения эффективности показателей социально-экономического развития. Но важнейшей особенностью, характерной лишь для малых инновационных предприятий, являются конкретные пути достижения поставленных задач экономического и социального характера. Такими путями являются разработка и реализация различных инноваций (продуктовых, технологических, управленческих и др.), повышение конкурентоспособности продукции и производства, создание обстановки инновационности в масштабе города, отрасли, региона и страны в целом.

Такая важнейшая особенность не может быть ни учтена при определении содержания малого инновационного предприятия. С учетом этого определение малого инновационного предприятия может быть сформулировано следующим образом. Малые инновационные предприятия – это относительно новые хозяйствующие субъекты в сфере рыночной экономики, характеризующиеся независимостью и адаптивностью, призванные выполнять задачи по структурной перестройке производства, по расширению международного научно-технического сотрудничества и росту престижа страны в мире на основе разработки, освоения и реализации нововведений (прежде всего принципиально новых) и создания обстановки восприимчивости различных инноваций.

1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малые инновационные предприятия могут быть классифицированы по разным признакам. В самом общем виде они классифицируются по характеру решаемых проблем (экономические, социальные, экологические и др.), содержанию конкретных основных задач (производственные, научно-технические, внедренческие и пр.), видам удовлетворяемых потребностей (личные, производственные, научные и т. д.). С точки зрения практического использования и учета особенностей функционирования МИП классификация их может быть осуществлена:

• по содержанию инноваций (продуктовые, технологические, управленческие, организационно-производственные и социальные новшества);

• степени новизны результатов разработок (принципиально новые, модернизированные, улучшенные в конструкторско-технологических решениях);

• содержанию конкретных работ (научно-технические, научно-производственные, посреднические – внедренческие и консультативные, научно-технические услуги);

• этапам инновационного процесса (разработка, опытное и промышленное освоение, внедрение в производство, распространение, эксплуатация);

• назначению новшеств (для мирового рынка – экспортные и внутреннего рынка, включая собственные нужды);

• степени риска (очень рисковые, умеренно рисковые, низко-рисковые).

Поясним содержание конкретных работ, относящихся к посредническим и научно-техническим услугам. Посреднические услуги включают консультации по выполнению различных расчетов (например, прочностных, высотных, финансово-экономических и др.), проведению маркетинговых, экономических и других видов анализа. Посреднические услуги могут быть и внедренческого характера. Например, освоение новшеств на конкретном предприятии, оказание помощи при промышленном выпуске изделий с учетом производственно-технологических особенностей предприятий и др. Научно-технические услуги включают в свой состав многие виды услуг – оформление патентов и изобретений, стандартизацию и контроль качества, хранение и содержание научно-технической документации в надлежащем состоянии, обеспечение информационными материалами, учет объектов интеллектуальной собственности и др.

Данная классификация малых инновационных предприятий используется в следующих целях: 1) обоснованного их формирования и развития; 2) определения форм и источников финансирования; 3) нахождения прогрессивных и экономичных организационных структур; 4) оценки конгруэнтности, т. е. соответствия между реальным состоянием малых инновационных предприятий (какие они есть на самом деле) и нашими представлениями о них (какими они должны быть); 5) правильного учета и отчетности, способствующих созданию статистической базы. Последнее исключительно важно в рамках необходимого сравнительного анализа данных различных стран и в условиях вхождения во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также в связи с переходом к международным стандартам в этой области, в частности к МСФО.

В своем развитии малые инновационные предприятия прошли два этапа: первый этап – со второй половины 1980-х и до конца 1990-х гг. и второй – с 1999 г. по настоящее время. Основная масса возникших в первый период малых инновационных предприятий была создана для реализации инновационного потенциала, заделы которого были сформированы еще в советский период на государственных предприятиях, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро. С созданием этих предприятий связывались надежды на коммерциализацию многолетних научных и инженерных разработок, в первую очередь в машиностроении, химической промышленности, некоторых других областях высоких технологий, в том числе конверсионных.

В начальный период фактически отсутствовала инфраструктура поддержки малых предприятий, которые практически не имели серьезной институциональной опоры для реализации инновационных проектов. Часть из них осуществляла самофинансирование, прибегая к коммерческой деятельности как источнику последующих инвестиций в высокорисковую инновационную деятельность с достаточно длительным сроком окупаемости вложенных средств. Какой-то части малых предприятий удалось найти стороннего инвестора, еще испытывающего иллюзии относительно возможности быстро коммерциализировать их научный потенциал.

Таким образом, отличительными чертами первого периода формирования и функционирования МИП являлись:

• использование готовых научно-технических разработок;

• охват традиционных отраслей (химическая, машиностроение, приборостроение);

• отсутствие инфраструктуры.

В последующем, по мере формирования инфраструктуры поддержки малых инновационных предприятий (например, в виде технопарков при крупных высших учебных заведениях) возникла вторая волна малых инновационных предприятий. Отраслевая структура МИП существенно сместилась в сторону отрасли коммуникаций и информационных технологий. Малые инновационные предприятия перешли от начального этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают эффективность и устойчивость, активизация инновационной деятельности и конкурентоспособность. Второй период развития малых инновационных предприятий можно охарактеризовать следующими чертами:

• осуществление во многих случаях собственных разработок;

• освоение их, а также нередко организация опытного производства;

• изменение приоритетности отраслей (переход к биотехнологиям, телекоммуникациям и информационным технологиям);

• наличие инфраструктуры, хотя и недостаточно развитой;

• продвижение ими научно-технической продукции на рынок;

• рискованность.

Кроме того, к особенностям функционирования МИП на втором этапе следует отнести участие в освоении и производстве комплектующих узлов для крупных предприятий и научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. На втором этапе функции и направления работ МИП значительно расширились; они, с одной стороны, стали комплексными, а с другой – уникальными, узкоспециализированными.

В последние годы закрепились позитивные тенденции инновационного развития промышленности, создания гибких организационных структур и активного использования инновационного потенциала малых предприятий.

1.2. ПРЕИМУЩЕСТВА И ЗНАЧЕНИЕ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ТИПЫ

За последние 15–20 лет во многих странах мира начался переход от массового производства в рамках крупных промышленных комплексов и корпораций к небольшим промышленным структурам, к оперативному учету запросов потребителей, предъявляющих повышенные требования к качеству продукции и оказываемым услугам. В этом переходе особая роль отводится МИП, что объясняется преимуществами их функционирования. К преимуществам малых инновационных предприятий, способствующим повышению эффективности внедрения нововведений с учетом особенностей современного производства, относятся:

• более быстрая адаптация к требованиям рынка;

• гибкость управления и оперативность в выполнении принимаемых решений;

• большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности;

• гибкость внутренних коммуникаций;

• осуществление разработок в основном на первых этапах инновационного процесса, на выполнение которых требуются относительно незначительные затраты (около 2 % общей суммы);

• более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вносить прогрессивные изменения в продукцию и технологию процесса производства в ответ на требования рынков (местных и региональных);

• относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Малые инновационные предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньших капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные научные, трудовые и информационные ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации к достижению успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые инновационные предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний.

Именно наличие существенных достоинств обеспечивает предприятиям малого бизнеса, находящимся в условиях куда менее привилегированных и имеющим гораздо меньше средств для проведения исследований и разработок, возможность отвоевать свою долю на рынке. Следует отметить гибкость и мобильность МИП, позволяющие ему оперативно реагировать на запросы потребителей, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка. Малый инновационный бизнес можно квалифицировать как особый творческий тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная творческая деятельность, связанная в то же время с определенным риском для ограниченного числа его участников. Созданию такой атмосферы в малом инновационном бизнесе и возможности эффективного хозяйствования способствует соединение в одном лице собственника и управленца, характерное для многих малых предприятий.

Важным преимуществом малого бизнеса, обеспечивающим его эффективность, является взаимозаменяемость работников. Между сотрудниками малого коллектива характерны взаимопомощь и поддержка друг друга, а в случае необходимости – дублирование и взаимозаменяемость. Существенным преимуществом предприятий малого бизнеса является высокая скорость прохождения информации. Это обусловлено меньшим объемом информации на малых предприятиях и непосредственным общением руководителя и подчиненных. Малые размеры предприятия обеспечивают ему хорошую управляемость при сравнительно низких управленческих расходах. Наконец, отметим, что для организации малого инновационного предприятия не требуется крупных вложений в основные средства. Это преимущество привлекает многих начинающих предпринимателей и положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и в целом на эффективности деятельности малого предприятия.

В развитии экономики малые инновационные предприятия занимают особое место. Значимость их определяется не столько высокой экономической эффективностью, сколько направленностью деятельности МИП на внедрение наукоемких видов продукции и технологических процессов, на повышение конкурентоспособности производства в отдельных отраслях и в экономике в целом. Малые предприятия в научно-технической сфере позволили России сохранить значительную часть высококвалифицированных кадров. В настоящее время в России в инновационной сфере зарегистрировано около 40 тыс. малых предприятий (около 4,5 % от их общего количества) с общим числом занятых 200–300 тыс. человек, из них в сфере наукоемких услуг реально работает до 4000 предприятий с общим числом занятых 20–30 тыс. человек.

Малые технологические предприятия занимаются доведением научных исследований и разработок до готового рыночного продукта, выпуском малых серий продукции. Они играют связующую роль между наукой, производством и рынком, выполняют заказы на рыночно ориентированные исследования и разработки, осуществляют продвижение разработок на рынок. Вложенные в инновационную инфраструктуру средства ведут к повышению занятости населения и увеличению сбора налогов. Малые предприятия принимают участие в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформировании предприятий, внедрении эффективных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми, способными встраиваться в технологические процессы, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги. Конкретно роль малых инновационных предприятий проявляется в следующем: создание новых рабочих мест; внедрение новых товаров и услуг; удовлетворение нужд крупных предприятий; обеспечение потребителей специальными товарами и услугами.

Создание новых рабочих мест – это важнейший фактор, который несет в себе развитие малых предприятий. Малое предприятие быстро и относительно недорого создает новые рабочие места, повышает среднедушевой доход наиболее социально уязвимых групп населения (женщины, молодежь, уволенные в запас военнослужащие, пенсионеры, мигранты), снижает «социальную нагрузку» на бюджет, повышает эффективность инвестиций в производство наиболее конкурентоспособной продукции, сглаживает диспропорции в уровне и темпах регионального социально-экономического развития и т. п. Это фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе, решению ряда социальных вопросов. Предприятия малого инновационного бизнеса обладают способностью быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка, осваивать и использовать научно-технологические, управленческие и организационные новации, создавать новые рыночные ниши и т. п.

По своей природе и особенностям функционирования МИП тяготеют к региональным и местным условиям. Поэтому за последние годы МИП начали интенсивно развиваться в регионах России. Этому способствует то, что регионы имеют большую самостоятельность в расширении ассортимента производимой продукции, финансовом обеспечении инновационного развития экономики и международном научно-техническом сотрудничестве. Каждый регион представляет собой конкретный хозяйствующий субъект с четко выраженными границами не только географического, но и интеллектуального, научного, финансово-экономического и организационно-правового характера. Кроме того, подход к вопросам формирования и функционирования предприятия малого инновационного бизнеса с региональным уклоном целесообразен и с точки зрения федеративного типа государства и бюджетного федерализма.

С учетом особенностей народного хозяйства могут быть созданы три типа малых инновационных предприятий (фирм). Предприятия первого типа могут осуществлять разработку и освоение изделий производственного назначения. Они выходят на рынок и сталкиваются с конкуренцией крупных предприятий. Такие предприятия могут быть эффективными в отраслях, где затраты входа на рынок специализированных товаров относительно невелики, например в машиностроении, приборостроении, в производстве средств связи. Весьма эффективными могут быть малые инновационные предприятия, создающие приборы и установки для генной инженерии, медицины.

Предприятия второго типа могут успешно функционировать на рынке потребительских товаров и конкурировать с крупными предприятиями (объединениями). В данном случае возможны три разновидности малых предприятий: 1) конкурируют с крупными, осваивая и выпуская продукцию более высокого качества; 2) не конкурируют с крупными, а находят свою рыночную нишу; 3) специализируются на разработках и выпуске на рынок потребительских товаров, связанных с индивидуальными потребностями, быстрой сменой моды, скоропортящимися видами продукции. Такие малые инновационные предприятия могут эффективно функционировать в легкой, пищевой и деревообрабатывающей промышленности, а также в системе агро-промышленного комплекса.

Предприятия третьего типа могут работать совместно с крупными, разрабатывая и осваивая промежуточные продукты, полуфабрикаты, комплектующие части и изделия. Они могут быть эффективными в нефтехимической и химической промышленности, а в ряде случаев – и в машиностроении.

1.3. ВЕНЧУРНЫЕ (РИСКОВЫЕ) ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТЕХНОПАРКИ

В составе малых предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, распространение получает специфическая их форма – рисковый бизнес (рисковые предприятия). Эти организации отличаются небольшой численностью персонала, высоким научным потенциалом, гибкостью и целенаправленной активностью. Они в основном занимаются поисково-прикладными исследованиями, проектно-конструкторскими разработками и освоением на их основе новых видов продукции, технологических процессов, организационно-управленческих решений. Этим они отличаются от распространенных форм малого бизнеса.

Проведение научных исследований, особенно поискового характера, сопряжено со значительным риском, поэтому финансирующий их капитал называется рисковым (венчурным). Отсюда и название – «венчурные предприятия (организации)». Вторая их особенность заключается в том, что основной сферой их функционирования являются наукоемкие отрасли (новые средства связи, электроника, биоинженерия, информатика, химия). Венчурные организации выполняют важную связующую роль между поисковыми исследованиями и серийным (массовым) производством нововведений. В этом плане по содержанию работ венчурные предприятия близки к одной из форм интеграции науки и производства – инженерным центрам.

Значение рисковых (венчурных) организаций не ограничивается лишь нововведениями. Они формируют новый инновационно-инвестиционный механизм, соответствующий требованиям структурной перестройки производства и быстрорастущим общественным потребностям. К преимуществам венчурных организаций следует отнести и то, что, разрабатывая принципиально новые изделия и технологии, они могут одновременно выявлять наиболее перспективные направления инноваций и тупиковый путь развития исследований, что приводит к значительной экономии ресурсов. Значимость венчурных организаций состоит также в том, что они стимулируют конкуренцию, подталкивая крупные объединения (компании) к инновационной активности. Так, вклад фирмы Apple computer, возникшей как рисковое предприятие, состоял не в создании и производстве персонального компьютера, а в том, что она побудила компанию-гиганта ІВМ к поискам новых технологических решений и совершенствованию своей организационно-производственной структуры, которые способствовали повышению конкурентоспособности ее продукции.

Вместе с тем рисковые организации отличаются неустойчивостью, ненадежностью своего положения. Так, в США из созданных в 1960-е гг. рисковых фирм 32 % были поглощены крупными корпорациями и компаниями, 37 % обанкротились и выжили лишь около 30 %. Однако эффективность рисковых фирм настолько высока, что делает такую форму интеграции науки и производства привлекательной и практику их создания целесообразной. Об этом свидетельствуют многие изделия, получившие распространение во всем мире. Так, результатом деятельности венчурных организаций стали такие изделия, как кинескоп, застежка «молния», турбореактивный двигатель, инсулин, цветная фотосъемка, микропроцессор. При этом отметим, что некоторые из венчурных организаций превратились в крупных производителей наукоемких изделий (например, Xerox, Apple computer).

Венчурные организации создаются на договорной основе за счет средств юридических или физических лиц, кредитов, частных и государственных инвестиций. Для создания венчурного предприятия (организации) необходимы определенные предпосылки. К таким предпосылкам относятся:

• инновационные предложения;

• общественные потребности для реализации инновационных предложений;

• предприниматель для организации на основе инновационных предложений венчурного предприятия;

• высокий научный потенциал;

• рисковый капитал для финансирования венчурного предприятия.

Из этих предпосылок относительно новая и с точки зрения реализации очень важная – это выбор предпринимателя, способного организовать венчурное предприятие на основе инновационных предложений. Не любой предприниматель может быть организатором, менеджером венчурного предприятия, поэтому возникает вопрос о критериях, которыми необходимо руководствоваться инвесторам при выборе менеджеров (предпринимателей). С учетом содержания выполняемых работ в данном случае основным критерием может быть тот, который отражает уровень квалификации и практический опыт управления предпринимателя.

Инвесторы рискового капитала ставят успешную реализацию проекта в прямую зависимость от организационно-управленческих навыков инициаторов создания венчурных предприятий. Подобный подход целесообразен, ведь успех или неудача инновационного проекта (предложения) во многом определяется правильностью выбора стратегии и тактики освоения и продвижения нового товара (продукции, технологии) на рынке, умением подобрать и сплотить коллектив, заинтересовать его в конечных результатах работы. Менеджеры малых инновационных предприятий (особенно венчурных) должны одновременно сочетать в себе такие качества, как твердость и вместе с тем гибкость в процессе достижения поставленных целей, готовность к риску и тщательный расчет принимаемых решений, совершенное знание как технической, так и экономико-правовой стороны дела. При этом предпочтение следует отдавать тем предпринимателям, которые уже имеют положительный опыт руководства аналогичными организациями (предприятиями). В экономике страны в целом и ее регионов пока нет необходимого числа квалифицированных менеджеров для управления венчурными организациями.

Инвестирование в венчурные предприятия характеризуется рядом особенностей:

• средства предоставляются на длительный срок на безвозвратной основе и без гарантий, поэтому инвесторы идут на большой риск;

• долевое участие инвестора в уставном капитале компании (объединения). Это означает, что рисковый капитал рассматривается не как кредит, а как паевой взнос в уставный капитал венчурной организации в зависимости от доли участия;

• участие инвестора (инвесторов) в управлении созданной венчурной организацией. При этом инвесторы оказывают различные услуги (управленческие, информационные, консультационные и др.).

Отметим, что венчурные организации могут финансироваться крупными предприятиями (объединениями), банками, государством, страховыми обществами, различными фондами (в том числе пенсионными), частными лицами и финансовыми компаниями. При этом государственные органы могут выполнять роль организатора, финансиста, источника научно-технической информации и заказчика.

Венчурные организации могут быть трех типов: 1) корпоративные; 2) внутренние венчуры; 3) самостоятельные.

Корпоративные венчурные структуры (они могут иметь различные разновидности) предназначены расширить приток на предприятия новых идей и технологий извне, что позволит ускорить процессы модернизации и обновления продукции и в конечном итоге повысить конкурентоспособность предприятий на рынке. Создание корпоративных венчурных структур – это прерогатива самих предприятий.

Внутренние венчуры относительно независимые, создаются в составе крупных объединений (компаний). В этом случае подразделения получают самостоятельность в выборе направлений исследований, организации работы, формировании персонала инновационного предприятия. Внутренние венчуры обычно создаются по решению руководства крупной компании (объединения) и имеют юридическую и финансовую самостоятельность. Самостоятельные венчурные организации нацелены на поиск и разработку принципиально новых инновационных решений, освоение опытных образцов и доведение результатов разработок до уровня коммерциализации. Они могут работать по своей инициативе и по заказу. Большинство из них создаются по инициативе физических лиц, но при поддержке (в первую очередь в области финансирования) юридических лиц, кредитных организаций и государственных органов. Наибольшее распространение венчурные организации получили за рубежом.

Прогрессивными формами организации инновационной деятельности являются также технопарки. Они поддерживают развитие инновационной деятельности и способствуют передаче на рынок готовых научно-технических новшеств. Впервые технопарки появились за рубежом. Так, первый технопарк был создан в 1950-е гг. в Стэнфордском университете (США). В настоящее время это крупнейший технополис, насчитывающий около 8000 инновационных фирм. Характерной их особенностью является то, что на каждой из них занято менее 10 научных работников. Они ведут между собой интенсивный обмен научно-техническими и производственными идеями, содействуя тем самым развитию наукоемкой передовой техники и технологии. Не менее важной является оказываемая ими помощь в решении региональных и муниципальных проблем экономики и культуры. Технопарк представляет собой территорию, пригодную (благодаря размерам, относительной близости научных и промышленных центров и т. д.) для создания инфраструктуры (банки, гостиницы, магазины, рестораны, информационные центры и т. д.), на которой можно создать комфортные условия для жизни и работы.

Существует множество разновидностей технопарков, главная цель которых – усиление связей между научными исследованиями, разработками и бизнесом. Эти связи порождают малые высокотехнологичные предприятия, способствуют ускоренному продвижению результатов научных исследований и разработок на рынок. Следовательно, основная функция технопарков заключается в интеграции науки и бизнеса. Технопарк является юридическим лицом и создается в соответствии с действующим законодательством. Это не благотворительная организация, и его услуги должны оплачиваться либо заинтересованными фирмами, либо спонсорами. Финансовый итог деятельности технопарка – прибыль от реализации результатов научных и конструкторских работ и т. д., которая принадлежит его организаторам в соответствии с принятым уставом. Практически все технопарки образуются по инициативе государства с привлечением частных фирм, которые только и допускаются к финансированию. Государство финансирует лишь те исследовательские работы, которые связаны с повышением конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке. Процесс создания технопарков довольно длительный (может измеряться десятилетиями), определяется профилем и объемом их деятельности.

На первом этапе создания технопарка определяется его инфраструктура. При этом немаловажна позиция местной власти, ее понимание политических и экономических выгод размещения технопарка в регионе (новые рабочие места, доходы от аренды, развитие местного предпринимательства, экономическая диверсификация в регионе). На втором этапе образуются новые предприятия. Реализация второго этапа обусловлена наличием крупных вузов и исследовательских институтов, квалифицированной рабочей силы, комфортных условий жизни и т. д. Каждый технопарк предполагает размещение на его территории фирм, находящихся на разных стадиях развития, и обеспечение их услугами: финансовыми, консультационными, учебными, техническими и т. п.

Выделяют следующие основные типы технопарков: научные, технологические, бизнес-инкубаторы, технополисы. Главная функциянаучного парка – проведение теоретических, фундаментальных и прикладных исследований. Наукоемким фирмам, находящимся на разных стадиях развития и ограниченным в финансовых и материальных ресурсах, парк предоставляет возможность проводить научные исследования в течение достаточно продолжительного времени. В ряде случаев парки, идя на значительный риск, финансируют приоритетные научные направления. Научные парки могут быть специализированными (как правило, это связано со сложностью экспериментального оборудования и объекта исследования и разработок) либо многопрофильными (что объясняется наличием и совместимостью объектов исследования на одной территории для отраслей с высоким уровнем технологий). Научные парки решают три основные задачи:

• инициирование оригинальных научных идей, способных привести к прорыву в технике и технологии;

• осуществление ускоренного переноса научных и технических знаний из вузов и НИИ в промышленность;

• повышение качества подготовки выпускников вузов за счет их активного участия в исследованиях и разработках, получении и приложении новых знаний.

Технологический парк представляет собой научно-производственный комплекс, который обеспечивает разработку технологий, превращение их в коммерческий продукт и передачу в производство, тестирование и сертификацию продукции, сервисное обслуживание, экспертную оценку технологий. Производственная база парка определяется возможностями фирм-учредителей. Кроме того, технологический парк формирует благоприятную среду для развития малых инновационных фирм. Технологический парк состоит из различных центров (исследовательских, маркетинговых, центров обучения и др.). Каждый из них реализует определенный набор услуг.

Бизнес-инкубаторы представляют собой сложные многопрофильные комплексы и предназначены для образования и поддержки малых предприятий, оказания им инновационных услуг и обучения персонала. Создают бизнес-инкубаторы крупные компании, местные органы власти, правительственные ведомства, частные фонды. Бизнес-инкубатор, являясь, по существу, своеобразной формой технопарка, выполняет его функции, поддерживая фирмы, преодолевающие предстартовый период, в течение строго ограниченного времени (инкубационный период 2–3 года). По истечении инкубационного периода инновационная фирма-клиент покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность. Вновь возникающие высокотехнологичные фирмы находятся под опекой бизнес-инкубатора, пользуются его помощью, оставаясь при этом экономически и юридически самостоятельными. Особенностью бизнес-инкубатора является то, что он не финансирует фирмы, которые опекает.

Обычно потенциальные предприниматели имеют смутные представления в области экономики и организации бизнеса. В этом случае на помощь приходит бизнес-инкубатор, проводящий отбор, прием, размещение и поддержку начинающих предпринимателей и компаний. Бизнес-инкубатор предоставляет производственные площади, помещения общего пользования (конференц-зал, информационный центр, комнаты для деловых встреч), службы коллективного пользования (печать, телефон, телефакс), оборудование и мебель, деловые консультации и услуги, помощь в поиске источников финансирования, обучение по проблемам предпринимательства, информационные услуги (в частности, патентный поиск), услуги в области маркетинга и правовой защиты и т. д. По сути, предоставляются хорошо оборудованные офисы, рабочие места для начинающих компаний, которые освобождаются от занимающей много времени организационной деятельности, передавая ее бизнес-инкубатору, но постепенно к ней приобщаясь, накапливая опыт и обучаясь бизнесу.

Технополис представляет собой научно-производственный комплекс, созданный на базе отдельного небольшого города с развитой инфраструктурой и обеспечивающий его жизнедеятельность. При создании технополиса местные власти заинтересованы в решении местных задач. Поэтому в процессе создания технополиса, весьма трудоемком и длительном, обязательно учитываются региональные особенности. Это проявляется в следующем: формируется сфера обитания; повышается уровень заработной платы в местности, окружающей технополис; создаются благоприятные условия для исследователей и т. д. В основном в технополисах принимают участие крупные компании, заинтересованные в проведении исследований и развитии новых фирм. Как правило, технополисы связаны с электроникой, биотехнологиями, информатикой, высокоточным машиностроением и другими наукоемкими производствами, а также приоритетным развитием наукоемких технологий, концентрацией научных сил на тех направлениях науки, которые будут определять уровень производства XXI в.

Отметим, что единой и упорядоченной модели создания технопарков не существует. Более того, теоретическая база, обосновывающая необходимость и конкретность условий их создания, пути и методы достижения их финансовой устойчивости, проработана недостаточно. Тем не менее в России функционируют более 40 технопарков, в которые входят несколько сотен малых инновационных фирм. Концепция технопарков в России имеет основной целью создание качественно новых организационных и экономических условий эффективного использования научно-технического потенциала страны в рамках интегрированных в технопарки малых наукоемких предприятий.

1.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Малые инновационные предприятия нуждаются в постоянной поддержке со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций. В первую очередь необходима широкая правовая среда для функционирования МИП. Формирование правовой среды малых инновационных предприятий является обязательным и непременным условием, обеспечивающим им экономическую свободу, права и гарантии, позволяющие осознанно заниматься бизнесом, разрешенным законом. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность МИП перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разного уровня за выполнение обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

Законодательные и нормативные акты формируют систему экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям малых предприятий. Устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся запреты на ведение незаконного предпринимательства. Одновременно законодательными актами устанавливаются меры защиты субъектов предпринимательства от негативного влияния внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти разного уровня. С принятием законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, происходит совершенствование инфраструктуры малого инновационного бизнеса и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного) особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малых инновационных предприятий.

Государственная поддержка осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях. В основе мер государственной поддержки на любом из уровней лежит Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. (в редакции от 21 марта 2002 г.). Предусмотренные на всех уровнях меры поддержки малых инновационных предприятий можно разделить на две группы: первая группа связана с налогообложением, учетом и бухгалтерской отчетностью, вторая – со льготами и преимуществами (например, упрощенная регистрация, льготное кредитование и т. д.). В свою очередь, первые из них можно разделить на нормы об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности и на льготы для предприятий малого инновационного предпринимательства, подпадающих под обычную систему налогообложения (льготы по налогу на прибыль).

В целях стимулирования инновационной активности МИП методы воздействия государства подразделяются на прямые и косвенные. Прямые методы государственного регулирования развития МИП проявляются в различных формах финансирования, в стимулировании кооперации малых инновационных предприятий с вузами, крупными предприятиями и научно-производственными комплексами, в преимущественном праве на получение заказов по освоению и производству продукции и выполнению услуг для государственных нужд. К прямым методам следует отнести и целевые программы поддержки малых предприятий в инновационной сфере. К косвенным методам воздействия государства относятся законодательно-правовые акты, которые весьма разнообразны и касаются многих областей деятельности МИП. К косвенным методам относится либерализация налогообложения, в частности применение налоговых льгот (снижение ставок налогов, «налоговые каникулы» и др.). Кроме того, к ним следует отнести формы информационного и консультационного обеспечения.

Разделение государственной поддержки малых инновационных предприятий на прямые и косвенные методы является необходимым, но недостаточным. Ведь формы поддержки весьма разнообразны, одни из них отработаны (законодательно, организационно и т. д.), другие только пробивают себе дорогу. Так, финансовая поддержка может быть в виде субвенций (субсидий), финансирования инновационных проектов, компенсации расходов на выплату процентов по кредитам, предоставления бюджетных кредитов, финансово-имущественной помощи через механизм лизинга и др. По содержанию государственные формы поддержки МИП можно сгруппировать следующим образом:

• законодательная;

• финансовая;

• административно-организационная (порядок регистрации, лицензирования и сертификации);

• информационная;

• налоговая;

• имущественная;

• консультационная;

• кадровая (подготовка и переподготовка);

• товарная;

• производственно-техническая;

• страховая.

Кадровая и товарная формы поддержки относятся к новым. Кадровая поддержка предполагает поэтапное введение в действие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы на малых инновационных предприятиях. Под товарной поддержкой в данном случае понимается доведение результатов инновационной деятельности (НИОКР) до стадии коммерциализации и продвижения товаров МИП на рынок (внутренний и внешний).

Процесс возрастания роли одних форм поддержки, снижения значения других, отказа от использования третьих форм неизбежен и необходим. Но независимо от роли тех или иных форм поддержки они на всех этапах развития МИП должны применяться в совокупности, комплексно. Только в таком случае можно достичь наибольшей эффективности их использования. Формам государственной поддержки развития предприятий характерно следующее: они разнообразны по характеру и содержанию; различны по значимости; подвержены изменениям структуры и состава; пока отличаются непропорциональностью и несоотносительностью; не оценивается эффективность их применения; многие из них в регионах не используются; нередко местные органы власти не представляют характер и объем работы с малыми предприятиями в этом направлении.

При выборе методов и форм поддержки основополагающим является Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который предусматривает создание фонда поддержки малого предпринимательства. Основным направлением использования этого фонда является поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производство принципиально новых видов продукции, а также оказание помощи в освоении новых технологий и изобретений. В решении этих проблем важная роль принадлежит специальному фонду, созданному по постановлению правительства РФ «О фонде содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (с изменениями от 26 октября 2000 г.).

Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере образован для развития малого бизнеса (создание малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторов, инновационных, инжиниринговых центров и др.). Кроме того, этот фонд поощряет конкуренцию в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями. Фонд является государственной некоммерческой организацией, являясь юридическим лицом, имеет свой расчетный счет. Фонд имеет свой баланс и право оперативного управления находящимся в его распоряжении государственным имуществом. Он отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении имуществом и денежными средствами. Источниками формирования средств фонда являются: бюджетные ассигнования в размере 1,5 % средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан (в том числе иностранных), юридических и физических лиц; иные поступления от деятельности фонда.

За реализацию поддержки малых предприятий отвечают многие органы власти. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба, Министерство экономического развития и торговли РФ, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса и его региональные отделения, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Министерство финансов РФ, Торгово-промышленная палата и департаменты (комитеты, комиссии и т. п.) по поддержке малого предпринимательства, которые входят в структуру органов местного самоуправления. Кроме того, поддержкой малых предприятий занимаются многочисленные некоммерческие союзы и ассоциации. Значительную роль в поддержке малого инновационного предпринимательства должно сыграть Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРА), которое учреждено в сентябре 2001 г. по инициативе более 50 общественных предпринимательских организаций. Цель объединения – консолидация усилий общественных организаций малого и среднего бизнеса для защиты интересов российских предпринимателей на разных уровнях управления.

Успешно защищает интересы предприятий малого инновационного бизнеса Российская ассоциация малого и среднего предпринимательства. Ассоциация оказывает информационную, консультативную, методическую, правовую и иную помощь малым и средним предприятиям, организует взаимодействие и взаимопомощь между объединениями предпринимателей, региональными структурами поддержки малых предприятий и др. Ассоциация издает еженедельную газету «Бизнес для всех», является учредителем многих региональных организаций поддержки предпринимательства и бизнес-образований, является членом Европейской конфедерации ассоциаций малых и средних предприятий.

Общее число организаций (включая региональные), которые относятся к инфраструктуре поддержки малого предпринимательства (в том числе инновационного), составляет более 1500. Для сравнения приведем следующие данные. В США поддержкой малых инновационных предприятий занимаются Администрация по делам малого бизнеса, Министерство внутренних дел, Национальный научный фонд, центры развития малого бизнеса, торгово-промышленные палаты (всего около 3000 организаций).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Европейский университет бизнес треугольник дистанционное обучение медицина
  • Если компания работает с техническими контрагентами в какой она зоне риска
  • Жалоба в добродел московской области на управляющую компанию подать жалобу
  • Жалоба в управляющую компанию на соседей захламивших общий коридор образец
  • Железногорский городской суд красноярского края официальный сайт реквизиты