На данную подстатью КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе:
провозная плата по договорам перевозки пассажиров и багажа:
— оказание услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся, в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение горюче-смазочными материалами и запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии;
— обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение должностным лицам указанных расходов, в случае, если они не были обеспечены в установленном порядке проездными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера по оказанию услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования;
(в ред. Приказа Минфина России от 01.12.2015 N 190н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— оплата проезда к месту проведения отпуска и обратно военнослужащим и приравненным к ним лицам, членам их семей;
— оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащим и приравненным к ним лицам, за исключением компенсаций на аналогичные цели, отражаемых по подстатье КОСГУ 212;
— оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях;
— обеспечение проездными билетами свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами, а также возмещение указанных расходов;
— оплата услуг по перевозке спецконтингентов, перевозке осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, к месту жительства;
— оплата услуг по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и сопровождающих их лиц;
абзац исключен. — Приказ Минфина России от 16.02.2016 N 9н;
(см. текст в предыдущей редакции)
плата за перевозку (доставку) грузов (отправлений) по соответствующим договорам перевозки (доставки, фрахтования):
— оплата услуг по перевозке имущества, изъятого или задержанного;
— оплата услуг по перевозке служебных животных;
— оплата услуг по транспортировке радиоактивных источников;
— оплата услуг по доставке специального топлива и горюче-смазочных материалов;
— оплата договоров транспортно-экспедиционных услуг (услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза);
оплата договоров гражданско-правового характера, заключенных с физическими лицами, на оказание транспортных услуг;
оплата услуг по комплексному обслуживанию флота (прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну и т.п.);
другие аналогичные расходы.
Транспортные расходы — КОСГУ для их отражения предусмотрен отдельный аналитический код. Как правильно классифицировать расходы, чтобы их можно было отразить в качестве транспортных по КОСГУ, узнайте из нашей статьи.
Что относится к транспортным расходам учреждения?
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора госуправления (КОСГУ), утвержденным приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, к транспортным расходам (ТР) учреждения относятся расходы по оплате:
- услуг по договорам на ТО транспорта (ремонт, диагностика, заправка транспорта и т. д.);
- проездных документов на все виды транспорта (в том числе возмещение расходов, если должностное лицо не было обеспечено проездными документами);
- услуг по договорам ГПХ (проезд к месту командировки и обратно с использованием общественного транспорта);
- проезда военнослужащих и членов их семей (в том числе перевоз личного имущества при переезде на новое место службы);
- проезда к месту учебы и обратно (если работники учреждения совмещают работу с учебой);
- проездных билетов для свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами;
- услуг по перевозке спецконтингента, а также освободившихся осужденных к месту жительства;
- услуг по доставке самовольно покинувших детские (или иные аналогичные) учреждения, ушедших из семей несовершеннолетних (включая расходы на проезд сопровождающих их лиц);
- услуг по перевозке грузов (изъятого имущества, служебных животных, спецтоплива и др.);
- транспортно-экспедиционных услуг;
- комплексного обслуживания флота (прием стоков, пищевых отходов и др.).
Список не содержит жестких ограничивающих рамок, поэтому среди отраженных в учете ТР учреждения могут присутствовать и другие виды ТР, не указанные в вышеприведенном перечне.
В КОСГУ для отражения ТР предусмотрен подкласс 222 «Транспортные расходы», применяемый во взаимоувязке с другими кодами.
Подробнее о том, какие КОСГУ применяются в 2021 году, можно узнать из таблицы в «КонсультантПлюс». Если у вас еще нет регистрации в системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
В последующих разделах расскажем об особенностях применения КОСГУ при учете отдельных ТР учреждения.
Особенности отражения отдельных транспортных услуг в учреждении
- Работнику с разъездным характером работы оплачен проездной на общественный транспорт.
Учреждение в такой ситуации вправе поступить следующим образом:
- приобрести проездной документ и выдать его сотруднику — приобретение занести на счет 0 302 22 000 «Расчеты по транспортным услугам» по подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ;
- возместить сотруднику стоимость приобретенного им проездного абонемента — расчеты по выплате компенсации отражаются по счету 0 302 12 000 «Расчеты по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме», код аналитического учета 212 «Прочие выплаты» КОСГУ.
Об особенностях бухучета бюджетников читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».
- Выдача аванса на транспортные расходы командировочному сотруднику.
Бухучет расходов на проезд сотрудника к месту служебной командировки и обратно будет зависеть:
- от цели служебной поездки;
- источника финансирования.
Если командировка финансируется за счет субсидии на иные цели и связана с покупкой дорогостоящего оборудования, учет будет осуществляться по следующей схеме:
- Дт 5 208 22 567 Кт 5 201 34 610 — выдан аванс сотруднику из кассы на приобретение билетов.
- Дт 5 106 21 310 Кт 5 208 22 667 — ТР на проезд командированного сотрудника включены в стоимость оборудования.
Если командировка не связана с приобретением нефинансовых активов и оплачивается за счет субсидии на выполнение госзаказа, производятся следующие бухгалтерские записи:
- Дт 4 208 22 567 Кт 4 201 34 610 — авансирован командировочный сотрудник для приобретения билетов.
- Дт 4 109 60 222 Кт 4 208 22 667 — отражены в учете ТР командировочного сотрудника на основании авансового отчета.
Сколько времени нельзя уничтожать авансовые отчеты — 4 года, 5 или 10 лет? Узнайте об этом из статьи «Какой срок хранения у авансовых отчетов».
Итоги
Транспортные расходы отражаются в учете учреждения с применением аналитического кода 222 «Транспортные услуги» во взаимоувязке с другими кодами КОСГУ.
Добрый день!
Транспортные 222
Цитата (Приказ 209н):10.2.2. На подстатью 222 ‘Транспортные услуги’ КОСГУ относятся расходы на приобретение транспортных услуг, в том числе:
провозная плата по договорам перевозки пассажиров и багажа:
— оказание услуг перевозки на основании договора автотранспортного обслуживания, в рамках которого к обязанностям исполнителя относятся, в том числе: техническое обслуживание предоставляемых автомобилей, ремонтные работы (включая диагностику и профилактические работы), осуществление заправки автомобилей, обеспечение горюче-смазочными материалами и запасными частями (при необходимости), осуществление персонального подбора водительского состава, поддержание транспортных средств в надлежащем санитарном состоянии;
— обеспечение должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также возмещение должностным лицам указанных расходов, в случае, если они не были обеспечены в установленном законодательством Российской Федерации порядке проездными документами;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера по оказанию услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования;
— оплата проезда и услуг, в том числе компенсация (возмещение расходов) по перевозке личного имущества при переезде на новое место службы военнослужащим и приравненным к ним лицам;
— оплата проезда к месту нахождения учебного заведения и обратно персоналу, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях;
— обеспечение проездными билетами свидетелей, вызываемых следственными или судебными органами, а также возмещение указанных расходов;
— оплата услуг по перевозке спецконтингентов, перевозке осужденных, освобождаемых от ограничения свободы, ареста или лишения свободы на определенный срок, к месту жительства;
— оплата услуг по перевозке несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений, и сопровождающих их лиц;
плата за перевозку (доставку) грузов (отправлений) по соответствующим договорам перевозки (доставки, фрахтования):
— оплата услуг по перевозке имущества, изъятого или задержанного;
— оплата услуг по перевозке служебных животных;
— оплата услуг по транспортировке источников радиоактивного излучения;
— оплата услуг по доставке специального топлива и горюче-смазочных материалов;
— оплата договоров транспортно-экспедиционных услуг (услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза);
— оплата договоров гражданско-правового характера, заключенных с физическими лицами, на оказание транспортных услуг;
— оплата услуг, связанных с заключением перевозчиками договоров страхования во исполнение требований законодательства Российской Федерации о страховании, международных договоров Российской Федерации, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам;
— оплата услуг по комплексному обслуживанию флота (прием хозяйственно-фекальных стоков, пищевых отходов и сухого мусора, а также подсланевых вод с судов, снабжение их питьевой водой у причала, подход топливозаправщика к судну и иное);
другие аналогичные расходы.
Кроме того, на данную подстатью относятся расходы на компенсацию за использование личного транспорта для служебных целей
Утилизация 226
Цитата (Приказ 209н):10.2.6. На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ, в том числе:
научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы:
— проведение архитектурно-археологических обмеров;
— разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории;
— межевание границ земельных участков;
— работы по типовому проектированию;
— разработка проектной и сметной документации для ремонта объектов нефинансовых активов;
— разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий;
— разработка технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности;
услуги в области информационных технологий:
ГАРАНТ:Абзац 11 (в редакции приказа Минфина России от 30 ноября 2018 г. N 246Н) применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета до 1 января 2021 г., составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2019 и 2020 гг.
— приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных;
— обеспечение безопасности информации и режимно-секретных мероприятий;
— услуги по защите электронного документооборота (поддержке программного продукта) с использованием сертификационных средств криптографической защиты информации;
— периодическая проверка (в том числе аттестация) объекта информатизации (автоматизированного рабочего места) на соответствие специальным требованиям и рекомендациям по защите информации, составляющей государственную тайну, от утечки по техническим каналам;
типографские работы, услуги:
— переплетные работы;
— ксерокопирование;
медицинские услуги (в том числе диспансеризация, медицинский осмотр и освидетельствование работников (включая предрейсовые осмотры водителей), состоящих в штате учреждения, проведение медицинских анализов);
иные работы и услуги:
— проведение государственной экспертизы проектной документации, осуществление строительного контроля, включая авторский надзор за капитальным ремонтом объектов капитального строительства, оплата демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и тому подобное);
— услуги по предоставлению выписок из государственных реестров;
— услуги по охране, приобретаемые на основании договоров гражданско-правового характера с физическими и юридическими лицами;
— инкассаторские услуги;
— подписка на периодические и справочные издания, в том числе для читальных залов библиотек, с учетом доставки подписных изданий, если она предусмотрена в договоре подписки;
— услуги рекламного характера (в том числе, размещение объявлений в средствах массовой информации);
— услуги по курьерской доставке;
— услуги по демеркуризации;
— услуги агентов по операциям с государственными, муниципальными активами и обязательствами;
— оплата комиссионного вознаграждения за услуги и затрат, связанных с осуществлением компенсационных выплат по сбережениям граждан;
— услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга Российской Федерации;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера, предметом которых является оказание услуг по руководству практикой студентов образовательных учреждений высшего образования;
— расходы на оплату услуг по организации питания;
— расходы по оплате договоров гражданско-правового характера на оказание услуг по проживанию в жилых помещениях (найм жилого помещения) на период соревнований, учебной практики;
— оплата за проживание в жилых помещениях понятых, а также иных лиц, принудительно доставленных в суд или к судебному приставу-исполнителю;
— услуги по предоставлению мест для стоянки служебного транспорта, за исключением услуг по договору аренды мест стоянки;
— услуги по хранению имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и вещественных доказательств;
— проведение инвентаризации и паспортизации зданий, сооружений, других основных средств;
— работы по погрузке, разгрузке, укладке, складированию нефинансовых активов;
— работы по распиловке, колке и укладке дров;
— услуги и работы по утилизации, захоронению отходов;
— работы по присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по увеличению потребляемой мощности;
— услуги по резервированию (предоставлению) мест в линейно-кабельных сооружениях (коллекторах) для размещения объектов имущества учреждений;
— услуги по организации проведения торгов (разработка конкурсной документации, документации об аукционе, опубликование и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направление приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе, иные функции, связанные с обеспечением проведения торгов);
— нотариальные услуги (взимание нотариального тарифа за совершение нотариальных действий), за исключением случаев, когда за совершение нотариальных действий предусмотрено взимание государственной пошлины;
— услуги и работы по организации временных выставок по искусству и созданию экспозиций, в том числе художественно-оформительские работы, монтаж-демонтаж, изготовление этикетажа, упаковочные работы, погрузочно-разгрузочные работы;
— услуги и работы по организации и проведению разного рода мероприятий путем оформления между заказчиком мероприятия и исполнителем договора на организацию мероприятия, предусматривающего осуществление исполнителем всех расходов, связанных с его реализацией (аренда помещений, транспортные и иные расходы);
— услуги и работы по организации участия в выставках, конференциях, форумах, семинарах, совещаниях, тренингах, соревнованиях и тому подобное (в том числе взносы за участие в указанных мероприятиях);
— услуги по обучению на курсах повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов;
— выплаты возмещений и компенсаций, связанных с депутатской деятельностью депутатам законодательного собрания, для которых депутатская деятельность не является основной;
— выплаты присяжным, народным, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
— оплата юридических и адвокатских услуг, в том числе связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— услуги, оказываемые в рамках договора комиссии;
— плата за пользование наплавным мостом (понтонной переправой), платной автомобильной дорогой;
— выплата вознаграждений авторам или правопреемникам, обладающим исключительными правами на произведения, использованные при создании театральных постановок;
— услуги по изготовлению объектов нефинансовых активов из материалов заказчика;
— плата за использование радиочастотного спектра;
— представительские расходы, прием и обслуживание делегаций;
— оплата судебных издержек, связанных с представлением интересов Российской Федерации в международных судебных и иных юридических спорах;
— расходы, осуществляемые в целях реализации соглашений с международными финансовыми организациями;
— оплата работ, услуг в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий;
— расходы, связанные с обеспечением защиты безопасности государства от внешних угроз;
— оплата работ, услуг на проведение отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследований и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия;
другие аналогичные расходы.
Также на данную подстатью относятся расходы на:
возмещение персоналу расходов, связанных со служебными командировками:
— по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы транспортом общего пользования, соответственно, к станции, пристани, аэропорту и от станции, пристани, аэропорта, если они находятся за чертой населенного пункта, при наличии документов (билетов), подтверждающих эти расходы;
— по найму жилых помещений;
— по иным расходам, произведенным работником в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом работодателя;
возмещение персоналу расходов на прохождение медицинского осмотра;
компенсация за содержание служебных собак по месту жительства;
компенсация стоимости вещевого имущества;
выплата суточных понятым, а также лицам, принудительно доставленным в суд или к судебному приставу-исполнителю;
выплата суточных, а также денежных средств на питание (при невозможности приобретения услуг по его организации), а также компенсация расходов на проезд и проживание в жилых помещениях (найм жилого помещения) спортсменам и студентам при их направлении на различного рода мероприятия (соревнования, олимпиады, учебную практику и иные мероприятия).
Кроме того, на данную подстатью КОСГУ относятся расходы бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, связанные с направлением страховым компаниям средств на ведение дел по обязательному медицинскому страхованию
Спасибо, а если в договоре(спецификации) указано, что транспортные расходы, т.е. за то что они к нам добираются (далеко находимся). Тоже 222 статья КОСГУ? и в перечисленном, что относится к этой статье я не нашла, подскажите. Спасибо
Бюджетники используют в работе универсальные кодификаторы КОСГУ и КВР. Коды применяются не только в бухучете, но и в планировании, бюджетировании и закупочной деятельности госсектора. Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год обновили.
Что такое КОСГУ
В бюджете КОСГУ — это классификация операций сектора государственного управления. Специфический кодификатор позволяет сгруппировать аналогичные по содержанию операции. Присвоение КОСГУ существенно упрощает ведение учета и составление отчетности госсектора.
Как теперь применять виды расходов в КОСГУ по 209н с изменениями на 2023 год:
- Безвозмездные поступления разграничили на текущие и капитальные: в Приказе № 209н уточнили условия отнесения поступлений к указанным категориям (п. 7 порядка № 209н). Если на капвложения предусмотрено 80% и больше от общего объема средств, перечисления относят к капитальным. Если нельзя достоверно определить долю средств на капвложения и текущие расходы, перечисления признают текущими.
- Изменили доходные коды. В группе 100 «Доходы» скорректировали подстатьи 129, 139 и 174.
- Изменили расходные коды. Изменения коснулись статей 240, 280, 320 и 460, подстатей 224, 226, 264, 296 и 462.
- Скорректировали коды по поступлению и выбытию финансовых активов. В описание статей 510 и 610 включили операции по возврату и перечислению денег по обеспечению заявки на участие в закупке, исполнение контракта.
С 1 января 2023 года арендаторы относят расходы по возмещению арендодателю (собственнику) стоимости услуг связи, коммунальных услуг по договорам аренды, безвозмездного пользования недвижимости на подстатью 224 КОСГУ. Раньше эти затраты отражали по подстатьям КОСГУ 221 и КОСГУ 223, а на подстатью 224 относили возмещение расходов на уплату налогов на имущество и землю.
Оплату за участие в электронных торгах и закрытых электронных процедурах с участника или лица, с которым заключается контракт, плату за проведение торговых процедур с заказчика теперь отражают на подстатье 226. А расходы на оплату договоров на модернизацию нематериальных активов показывают на статье 320.
Код КОСГУ представляет собой три знака в формате «ХХХ». Первая цифра кодификатора обозначает принадлежность к конкретной группе операций, второй и третий символы кода детализируют подгруппу и содержание операции. Представляем действующие коды в таблице КОСГУ на 2023 год (по группам):
100 |
Доходы, в том числе прибыль учреждений госсектора |
110 — налоговые доходы |
|
111 — налоги |
|
112 — госпошлины и другие сборы |
|
130 — доходы от оказания платных услуг |
|
180 — прочие доходы |
|
200 |
Расходы, группа которых включает в себя все категории затрат учреждения |
211 — зарплата |
|
212 — прочие денежные выплаты персоналу |
|
213 — налоги |
|
221 — услуги связи |
|
222: расшифровка КОСГУ 222 — транспортные услуги |
|
223 — коммунальные услуги |
|
225 — работы и услуги по содержанию здания |
|
226: расшифровка КОСГУ 226 в 2023 году для бюджетных учреждений — прочие работы и услуги |
|
228 — работы для целей капитальных вложений |
|
290 — прочие расходы |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов |
310 — увеличение стоимости основных средств |
|
320 — увеличение нематериальных запасов |
|
330 — увеличение непроизводственных активов |
|
340 — увеличение материальных запасов |
|
341 — увеличение лекарственных препаратов |
|
342 — увеличение стоимости продуктов питания |
|
343 — увеличение горюче-смазочных материалов |
|
344 — увеличение строительных материалов |
|
345 — увеличение мягкого инвентаря |
|
346: расшифровка КОСГУ 346 — увеличение стоимости прочих материальных запасов |
|
347 — увеличение стоимости материальных запасов для капитальных вложений |
|
349: расшифровка КОСГУ 349 в 2023 году для бюджетных учреждений — увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения |
|
400 |
Выбытие нефинансовых активов (отражаются операции по выбытию НФА) |
410 — уменьшение стоимости основных средств |
|
411 — амортизация основных средств |
|
420 — уменьшение стоимости нематериальных активов |
|
421 — амортизация нематериальных активов |
|
440 — уменьшение стоимости материальных запасов |
|
500 |
Поступление финансовых активов (операции по увеличению денежных остатков на расчетных счетах и в кассе учреждения) |
510 — поступление денежных средств и их эквивалентов |
|
520 — увеличение стоимости ценных бумаг |
|
530 — увеличение стоимости акций |
|
600 |
Выбытие финансовых активов, то есть расходование денежных средств и иных финансовых инструментов |
610 — выбытие денежных средств и их эквивалентов |
|
620 — уменьшение стоимости ценных бумаг |
|
630 — уменьшение стоимости акций |
|
700 |
Увеличение обязательств. Отражает суммы принятых к исполнению обязательств |
710 — увеличение задолженности по внутренним привлеченным заимствованиям |
|
720 — увеличение задолженности по внешним привлеченным заимствованиям |
|
730 — увеличение прочей кредиторской задолженности |
|
800 |
Уменьшение обязательств. Фиксирует суммы исполненных обязательств |
810 — уменьшение задолженности по внутренним привлеченным обязательствам |
|
820 — уменьшение задолженности по внешним привлеченным обязательствам |
|
830 — уменьшение прочей кредиторской задолженности |
Еще в 2015 году все затратные операции в бюджете классифицировались по КОСГУ. Кодификатор являлся неотъемлемой частью кода бюджетной классификации. 20-значный КБК каждой расходной операции заканчивался тремя символами — КОСГУ. Но уже с января 2016 года правила поменялись, и бюджетная классификация по КОСГУ не формируется. Вместо классификации операций сектора государственного управления в КБК указывают код вида расходов, или КВР.
Применение КОСГУ на практике
После исключения КОСГУ из структуры расходных кодов бюджетной классификации кодификатор не утратил актуальности. Бюджетники обязаны классифицировать операции по КОСГУ. Например, казенные учреждения и сектор управления работают только по кодификатору. Они используют КОСГУ в следующих случаях:
- в планировании доходов и расходов бюджета, составлении росписи, кассового плана;
- при составлении бюджетных смет для казенной организации;
- при составлении обоснований расходов к бюджету и бюджетной смете;
- лимиты и ассигнования доводятся до получателей бюджетных средств в разрезе кодификатора КОСГУ;
- при составлении плана закупок и плана-графика;
- при расчетах с бюджетом;
- при составлении некоторых отчетных форм;
- при принятии обязательств (бюджетных, денежных);
- в иных случаях, предусмотренных БК РФ и Приказом № 209н.
Не стоит забывать про бюджетную отчетность. Некоторые формы предусматривают структурирование информации в разрезе КОСГУ: отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств.
КОСГУ в закупочной деятельности
Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.
К примеру, по КОСГУ 296 проводят иные выплаты текущего характера физлицам. Но закупок эта кодировка не касается. А по КОСГУ 346 отражают увеличение стоимости прочих материальных запасов:
- запчасти для ремонта машин и оборудования;
- спецоборудование для НИОКР;
- семена, удобрения, посадочные материалы;
- реактивы, химическая посуда, радиодетали;
- материальные запасы специального назначения и др.
Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.
Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.
Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.
Работаем с КВР правильно
Код вида расходов — это трехзначный шифр, используемый для группирования однородных операций по расходованию бюджетных средств. Причем классификация операций производится непосредственно по их содержанию с целью эффективного управления бюджетным процессом и контроля над законным исполнением. Этот специфический кодификатор используется при составлении кода бюджетной классификации. А значит, шифр применяется практически во всех сферах финансовой деятельности.
Классификатор КВР имеет группировку:
Как применять код 247
Минфин ввел специальный закупочный КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Порядок применения нового кода расходов Минфин разъяснил в письме № 02-05-10/10752 от 17.02.2021. Код используют независимо от даты заключения договора или отражения кредиторской задолженности.
В таблице показали случаи применения кодов 244 и 247 по правилам Минфина.
244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг» | 247 «Закупка энергетических ресурсов» |
---|---|
|
|
ВАЖНО!
Минфин разъяснил, как проводить комбинированные контракты на поставку тепла и горячей воды — только по КВР 247 (письмо Минфина № 02-05-11/77361 от 22.09.2021). Раньше смешанные договоры заключали по двум статьям — 244 (горячее водоснабжение) и 247 (теплоэнергия). Теперь КВР 244 для комбинированных госконтрактов применяют только в исключительных случаях.
Порядок определения КВР и КОСГУ
С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:
- Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
- Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
- Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
- Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.
Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.
Как работать с кодами КВР и КОСГУ и таблицей соответствий
Пример № 1.
Допустим, госучреждение планирует провести ремонт оборудования. Ремонтные работы, в соответствии с Приказом № 209н, следует относить на статью расхода 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».
Теперь анализируем тип планируемого ремонта оборудования и тип самого оборудования. К примеру, оборудование не относится к информационно-коммуникационным направлениям. Тогда следует выбрать КВР 244. Если оборудование ИКТ, то код — 242 (не используется БУ и АУ). Тип ремонта тоже влияет на вид затрат. К примеру, текущий ремонт относим в группы 244 или 242, а если ремонт капитальный, то КВР — 243.
ВАЖНО!
КВР 242 не используется бюджетными и автономными учреждениями. Для таких госучреждений все виды затрат отправляются на код 244 или 243, независимо от привязки к ИКТ.
Пример № 2.
Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.
Расходы на оплату медосмотра водителей отразите по подстатье 226 КОСГУ в увязке с кодом вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 10.2.6 порядка № 209н, порядок № 82н).
Пример № 3.
Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».
Пример № 4.
Бухгалтеры часто путаются в кодах КОСГУ при отражении расходов на приобретение основных фондов и материальных запасов. Прежде чем определить точную подстатью КОСГУ и КВР, необходимо понять, к какой группе нефинансовых активов относятся приобретенные объекты.
Как правильно определить кодификатор:
Если учреждение приобретает актив, который отвечает характеристикам ОС и используется как самостоятельный объект |
Если учреждение закупает актив для замены, установки, монтажа, при условии, что актив не используется как самостоятельный объект и отвечает признакам МЗ |
---|---|
Отражайте расходы на подстатье 310 и КВР 244. |
Отражайте расходы в подгруппе 340 по КВР 244 (либо по КВР 243, если расходы связаны с капитальными вложениями). |
На подстатье 310 «Увеличение стоимости основных средств» отражайте расходы на строительство, приобретение (изготовление), реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) объектов основных средств и операции по их поступлению (принятию к учету). |
Статья 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ детализирована подстатьями 341-347, 349 КОСГУ. По этим подстатьям отражайте расходы на приобретение (изготовление) объектов, признаваемых материальными запасами, и операции по их поступлению (принятию к учету). Статья 344 «Увеличение стоимости строительных материалов». |
Увязки КВР и КОСГУ на 2023 год в закупках
ВАЖНО!
Таблица 2023 года незначительно отличается от 2022. В нее добавили увязку нового КВР «Единые субсидии» с подстатьями КОСГУ 251 и 254. А еще удалили увязку КВР 863 и подстатьи 226.
Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице в начале статьи.
КВР |
КОСГУ |
Примечание |
||
Код |
Бюджетные статьи расходов с расшифровкой |
Код |
Наименование |
|
210 Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
|||
211 |
Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
212 |
Поставка вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
213 |
Поставка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в области геодезии и картографии в рамках государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
214 |
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
215 |
Ремонт вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
216 |
Фундаментальные исследования в интересах обеспечения обороны и национальной безопасности Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
217 |
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
218 |
Исследования в области разработки вооружения, военной и специальной техники и военно-технического имущества в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
219 |
Поставка продукции (работ, услуг) в целях обеспечения заданий государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
220 Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны |
||||
221 |
Обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами в рамках государственного оборонного заказа |
222 |
Транспортные услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
229 |
Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
343 |
Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов |
|||
223 |
Продовольственное обеспечение в рамках государственного оборонного заказа |
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
|
226 |
Прочие работы, услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
||
342 |
Увеличение стоимости продуктов питания |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
В части расходов по оплате кормов для животных |
||
224 |
Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
225 |
Вещевое обеспечение в рамках государственного оборонного заказа |
226 |
Прочие работы, услуги |
Отнесение расходов к категории закупок осуществляется на основании положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения в указанной сфере |
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
345 |
Увеличение стоимости мягкого инвентаря |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
230 Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва |
||||
231 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях формирования государственного материального резерва в рамках государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов |
|||
232 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях обеспечения формирования государственного материального резерва, резервов материальных ресурсов |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
300 |
Поступление нефинансовых активов |
|||
240 Иные закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
||||
241 |
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы |
226 |
Прочие работы, услуги |
|
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
242 |
Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий |
221 |
Услуги связи |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
349 |
Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения |
В части бланков строгой отчетности |
||
243 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества |
222 |
Транспортные услуги |
|
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|||
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
229 |
Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами |
|||
296 |
Иные выплаты текущего характера физическим лицам |
Возмещения (компенсации), предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости капитального ремонта |
||
297 |
Иные выплаты текущего характера организациям |
В части платы за проведение компенсационного озеленения при уничтожении зеленых насаждений |
||
299 |
Иные выплаты капитального характера организациям |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
344 |
Увеличение стоимости строительных материалов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
347 |
Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений |
|||
244 |
Прочая закупка товаров, работ и услуг |
214 |
Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме |
В части отражения операций по приобретению молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда |
220 |
Оплата работ, услуг |
В том числе в части расходов по доставке (пересылке) пенсий, пособий и иных социальных выплат населению |
||
267 |
Социальные компенсации персоналу в натуральной форме |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
530 |
Увеличение стоимости акций и иных финансовых инструментов |
|||
245 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в области геодезии и картографии вне рамок государственного оборонного заказа |
220 |
Оплата работ, услуг |
|
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
346 |
Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов) |
|||
246 |
Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем |
224 |
Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов) |
|
225 |
Работы, услуги по содержанию имущества |
|||
226 |
Прочие работы, услуги |
|||
228 |
Услуги, работы для целей капитальных вложений |
|||
310 |
Увеличение стоимости основных средств |
|||
320 |
Увеличение стоимости нематериальных активов |
|||
340 |
Увеличение стоимости материальных запасов |
|||
247 |
Закупка энергетических ресурсов |
223 | Коммунальные услуги |
В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение и оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется) |
ВАЖНО!
В закупках применяются новые КВР — 246 и 247. Код 246 предназначен не для всех учреждений — госорганов, федеральных казенных учреждений и органов управления внебюджетными фондами. 247 код придется применять практически всем бюджетникам и автономным учреждениям при закупках энергетических ресурсов.
Ответственность за ошибки КВР и КОСГУ
За допущенные ошибки при определении кодификаторов предусмотрена административная ответственность.
Ошибка |
Штраф |
Как избежать наказания: действия бухгалтера |
---|---|---|
Использованная увязка кодификатора КВР-КОСГУ не предусмотрена действующим законодательством |
Ст. 15.14 КоАП РФ:
|
Если в госучреждении планируется сделка, которой нет в новом Приказе Минфина № 82н, подготовьте запрос в Министерство финансов с требованием дать пояснения. До получения официального разъяснения не рекомендуется использовать несуществующую увязку |
Код ВР определен по неточному, то есть по предполагаемому описанию (предназначению) товара |
Планирование и(или) осуществление закупок по кодам, которые не отвечают документальному описанию (предназначению) товаров, работ или услуг, не допускаются. Это нарушение требований БК РФ и 44-ФЗ. Прежде чем совершить сделку, ознакомьтесь с технической или иной документацией к приобретаемому товару либо уточните технические характеристики аналогичных позиций товаров |
|
На группу кодификатора КВР 200 отнесены затраты, не связанные с осуществлением закупок |
Нарушения часто связаны с подотчетными расходами работников госучреждений. Чтобы не допустить ошибок, необходимо точно разграничить цель затрат: закупки на нужды организации или иные виды издержек |
|
Применен КВР, который не соответствует типу учреждения (казенное, автономное или бюджетное) |
Перед проведением «проблемной» сделки перепроверьте себя. Сравните выбранный КВР с утвержденными кодами из Приказа Минфина № 82н |
Еще по теме:
- как подключиться к системе «Электронный бюджет»;
- таблица новых КБК для госзакупок;
- лимиты бюджетных обязательств: как принять и распределить на госзакупки;
- инструкция по заполнению бюджетной сметы госзаказчика;
- инструкция по работе с расходным расписанием: как заполнить и опубликовать.
Об авторе этой статьи
- Александра ЗадорожневаБухгалтер, эксперт проекта
-
Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.
Другие публикации автора
Зачастую при выборе кода КОСГУ на оплату услуг, связанных с транспортировкой, бухгалтер ориентируется на название (предмет) заключенного договора. Между тем операции должны группироваться в зависимости от их экономического содержания, суть которого в названии либо предмете договора отображается не всегда корректно. И только внимательное изучение условий документа может пролить свет на истину.
Курьерские услуги
Учреждение заключило договор с транспортной компанией на оказание курьерских услуг по доставке продуктов питания в течение года.
Ошибка бухгалтера: Оплата услуг была произведена по коду 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Как правильно: Фактически учреждению оказываются транспортные услуги, а именно – перевозка груза. Оплату следует произвести по коду 222 «Транспортные услуги» КОСГУ
Комментарий эксперта. Выбор кода КОСГУ определяется экономическим содержанием договора на оказание услуг (выполнение работ), а не его названием.
Действительно, согласно Указаниям № 171н к коду 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся услуги по курьерской доставке. При этом определение понятия «курьерские услуги» дано в Модельном законе о почтовой деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 постановлением 26-7 на 26-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ). В частности, к ним относится деятельность по приему, обработке, перевозке (передаче) и доставке (вручению) почтовых карточек, писем, бандеролей, периодических печатных изданий и посылок, выходящая за рамки исключительных прав национального оператора почтовой связи. Иными словами, курьерская доставка – это доставка почтовых отправлений (корреспонденции, бандеролей и посылок). В рассматриваемой ситуации имеет место доставка грузов (продуктов питания), осуществляемая по договору перевозки (ст. 784 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Оплату следовало производить по коду 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Автомобиль с экипажем
Учреждение заключило договор, предметом которого является предоставление транспортных услуг. В рамках договора транспортная компания предоставляет организации автомобиль с экипажем (с водителем) и передает право пользования им.
Ошибка бухгалтера: Оплата была произведена по коду 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.
Услуги эвакуатора
Автомобиль учреждения, сломавшийся на трассе, был доставлен с помощью эвакуатора в автосервис. Автосервис, оказавший услуги эвакуатора, принадлежит фирме, с которой учреждение заключило договор на ремонт автомобиля. Согласно условиям договора в течение срока его действия автосервис осуществляет все виды ремонтных, диагностических и профилактических работ в отношении транспорта учреждения.
Ошибка бухгалтера: Оплата эвакуатора была произведена по коду 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.
Источник: журнал «Казенные учреждения: учет, отчетность, налогообложение» №4/2013.