Дополнительный заработок управляющей компании

Как управляющей компании увеличить ежемесячную прибыль без дополнительных финансовых и трудовых затрат, на примере реализованного проекта рассказал Андрей Яценко, основатель инновационной службы сервиса Gorserv. Сервис помогает управляющим организациям расширять свои возможности за счёт предоставления дополнительных платных услуг жителям.

ЖКХ-2020: как УК организовать оказание платных услуг в доме

ЖКХ-2020: как УК организовать оказание платных услуг в доме

Сделайте платные услуги источником дохода вашей УК

Одна из управляющих компаний Нижнего Новгорода с клиентской базой 55 тысяч лицевых счетов искала ответ на вопрос, как лучше реализовать предоставление платных услуг жителям домов, чтобы это приносило прибыль, а не головную боль. При этом для неё было важно, чтобы клиенты получали качественный сервис.

Мы заметили интересную особенность в этой и других компаниях. Руководство понимает, что, когда у человека появляется потребность в услуге, первое, что он сделает – позвонит в диспетчерскую службу и попросит прислать мастера. А что с этими заявками происходит дальше – непонятно.

Обычно, всё, что менеджер может рассказать директору УК о заявках на «платный сервис», звучит так:

  • «Мы не контролируем поступление выручки от таких заявок, не ведём учёт количества сделанных заявок в месяц»;
  • «Средний чек не знаем»;
  • «Услуги не разделяем, статистику по ним не ведём» (в одном списке и услуги населению, и аренда операторам связи, и мусорные баки);
  • «Не понимаем потребность жителей МКД в дополнительных платных услугах»;
  • «Все обращения диспетчеры отдают на откуп нашим мастерам или кому-то ещё без какого-либо контроля цен, качества и гарантий».

На вопросы: сколько заявок было, например, по сантехническим работам, какая конверсия, средний чек, сколько вы заработали, – ответ директор компании получить не может. Самое время ему задуматься о том, что же происходит с заявками.

Ещё одна ситуация для размышления. В одной УК с клиентской базой 3 тысячи лицевых счетов, месячный доход от услуг оказался равен 3000 рублей. Это стоимость примерно одной–двух оказанных услуг. Диспетчеры утверждали, что заявок нет – люди не обращаются. Но стоило расклеить объявления с новым телефоном для заявок на платные услуги, как УК стала получать по 5 заявок в день. Это значит, что до этого был саботаж на месте и заявки отдавались своим мастерам.

Мастера, которые работают в штате компании и получают зарплату, оказывали дополнительные услуги самостоятельно. В случае же возникновения проблем вся ответственность ложилась на УК.

Ещё один неприятный момент: все платные для жильцов услуги мастера оказывают в своё рабочее время, при этом текущие заявки по обслуживанию общего имущества МКД откладываются на неопределённый срок. В результате они накапливаются, что, в свою очередь, влияет на итоговый анализ эффективности работы отделов УК и подрядных организаций. А в дальнейшем ведёт к неизбежным жалобам жителей в вышестоящие инстанции.

Бытовые услуги жителям МКД: как выдержать конкуренцию в сфере ЖКХ

Бытовые услуги жителям МКД: как выдержать конкуренцию в сфере ЖКХ

Начните оказывать платные услуги по системе UBER

Компания Gorserv помогает УК оказывать услуги жителям по модели UBER. Мы берём на себя всю цепочку задач: от сбора заявок до подбора мастеров и проверки качества их работы. Объясним, как система работает на примере УК из Нижнего Новгорода.

По количеству жителей мы спрогнозировали, какое количество заявок и какую ежемесячную прибыль компания может получать на оказании дополнительных услуг, используя наш диспетчерский центр и обслуживание. И приступили к реализации.

Что было сделано в рамках проекта:

  1. Для сбора заявок внедрили кастомизированный маркетплейс.

Каталог услуг от компании Gorserv

Маркетплейс – это сайт, на котором клиент может выбрать более 600 дополнительных услуг. Попадает сюда он с основного сайта управляющей компании. Заявка клиента на услугу приходит на платформу Gorserv, и мы сразу её отрабатываем. Такой канал поступления заявок, как маркетплейс, на старте позволяет собирать около 15% заявок от общего числа обращений жителей за бытовыми услугами.

  1. Подключили диспетчерский центр, чтобы полностью снять нагрузку по оказанию всех дополнительных услуг с УК.

Все остальные заявки изначально приходили на телефон диспетчера или напрямую мастерам УК или «частникам». Нашей задачей было разделить бесплатные заявки (аварии) и платные услуги, которые должны попадать в наш диспетчерский центр.

В такой ситуации можно идти двумя путями: сообщить жителям наш телефон для платных заявок или принимать все звонки на наш диспетчерский центр, и потом уже аварийные заявки передавать сразу в управляющую компанию.

  1. Подобрали квалифицированных мастеров в городе, провели обучение по работе с нашей системой.
  2. Отладили систему оплаты.

Оплату от клиентов мастера принимают наличными или на карту. Дальше действует шеринг-экономика: мы делим деньги на всех участников процесса. В выигрыше оказываются все: управляющая компания, мастера, которые получают деньги после выполнения работы и проверки качества, и мы как партнёры.

Сервис можно использовать частично, а электриков и сантехников оставить своих, если в этой части бизнес-процессы в УК уже выстроены и не хочется их резко менять. При этом, в случае большой сезонной загрузки, когда мастера УК не справляются, наши мастера становятся палочкой-выручалочкой.

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

Дополнительные услуги УО и условия их предоставления жителям дома

Получите прибыль уже через месяц

Результаты использования нашего сервиса измерили в первый месяц внедрения, когда маркетплейс начал работу и мы встроились в процесс оказания услуг. Жителей дополнительно не информировали о новых возможностях. За этот месяц выполнили 250 заявок, прибыль УК составила 60 тысяч рублей.

Чтобы увеличить количество заявок и разгрузить диспетчеров, вместе с управляющей компанией мы подготовили информационные наклейки для лифтов и подъездов, добавили информацию в платёжных документах. Указали, что теперь есть возможность получить более 600 услуг, и дали новый номер телефона – нашего диспетчерского центра. После этого количество заявок выросло на 30%. В следующем месяце их было около 325, прибыль УК составила 78 тыс. рублей.

В течение 12 месяцев мы прогнозируем рост прибыли до отметки 100–120 тысяч рублей в месяц. Этого результата планируем добиться за счёт распространения информации о высоком качестве и скорости оказания наших услуг при помощи «сарафанного радио» и маркетинговой работы.

Узнайте о других преимуществах, которые вы получите вместе с прибылью

Управляющая компания из Нижнего Новгорода, используя систему привлечения клиентов и отработки заявок, увеличила свою прибыль. Теперь её доход формируется не только тарифными составляющими, но и оплатой за дополнительные услуги жителям МКД.

Работа по системе Gorserv кроме роста прибыли даёт управляющим компаниям следующие преимущества:

  1. Гарантия клиенту – мы выдаём чеки, акты выполненных работ от нашего юридического лица. УК больше не несёт ответственность за качество, платформа легализует все процессы.
  2. Прозрачность сервиса – представитель УК видит все обращения жителей в личном кабинете (количество, структуру, стоимость, сроки выполнения).
  3. Комфортный сервис для клиентов – клиенты получают доступ к 600 услугам (ремонт компьютеров, сборка мебели, мастер на час и многие другие), а не только услуги сантехника или электрика в «легкой форме».
  4. Снижение нагрузки диспетчеров и штатных мастеров – теперь они занимаются только аварийными проблемами, что позволяет им реагировать более оперативно, а мастерам ещё и заниматься профилактикой.
  5. Чистый прозрачный и прогнозируемый доход от платных услуг вместо постоянных жалоб жителей о том, что «мастера невозможно дождаться, у вас ужасный сервис».

Всё это ведёт к росту лояльности жителей и включению «сарафанного радио», распространению репутации о вашей управляющей компании, как о самой заботливой в городе. Вы можете позиционировать себя как «всё включено» и не просто удерживать существующие МКД, но и привлекать новые.

Опубликовано на правах рекламы

Если вы хотите попробовать оказывать бытовые услуги жителям многоквартирных домов, заполните эту форму.

Извините, произошла ошибка.

Попробуйте позже.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 918 подписчикам

Статьи по теме

Три этапа создания новой управляющей организации

Три этапа создания новой управляющей организации

Руководители компаний, которые только готовятся выйти на рынок управления многоквартирными домами или заключили первые договоры с собственниками, сталкиваются с множеством вопросов. В помощь им экспер…

ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) — сфера услуг, в которой есть две традиционные стороны: клиенты (жители дома) и бизнес (управляющие компании и ТСЖ). Парадоксально, но эта внешне классическая клиентская сфера зачастую не приносит ни ожидаемого уровня сервиса, ни прибыли. 

Основатель онлайн-платформы Doma.ai и «Лиги ЖКХ» Илья Сотонин рассуждает об «автоматизации хаоса» и о том, какими должны быть современные управляющие компании.

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой огромный, но традиционно консервативный рынок, находящийся на значительно более низкой стадии цифровизации, чем другие сферы. Его размеры — 5,4 трлн рублей в год или 5,5 % ВВП.

Рынок же управляющих компаний оценивается в 1 трлн рублей в год. При таких вводных очевидно, что отрасль должна представлять интерес для бизнеса. В то же время часть потенциальных игроков отпадает из-за сложностей сферы и непонимания точек роста. В этой статье я расскажу, какие задачи стоят перед отраслью и как можно сделать так, чтобы ЖКХ зарабатывал.

Задача №1. Неэффективная модель рынка

Проблема

Традиционно в России деньги за коммунальные ресурсы — воду, электричество, тепло — проходят через управляющие компании. Добиться 100% собираемости оплаты от жителей невозможно, а поставщику необходимо отдать полную сумму. 

Самое очевидное решение — компенсировать недостачу за счет статьи «Содержание жилья». Но это снизит общий бюджет на обслуживание дома и прибыль УК. В худшем случае компания будет копить долги за ресурсы. 

Решение

Перевод домов на прямые договоры с подрядчиками, когда у каждого собственника есть отдельные договоры с «Водоканалом» на воду и канализацию, с производителем электричества, с поставщиком тепла, на вывоз мусора и непосредственно с управляющей компанией.

 В этом случае УК получает деньги только за те работы, которые выполняет и за которые может отвечать: техническое обслуживание инженерных систем, уборка и уход за двором, управление, охрана.  

Конечно, в этом случае появляется неудобство для жителя: ему приходится оплачивать не одну, а 5-6 квитанций, и тратить на это больше времени. Но это неудобство возможно будет устранить IT-сервисами, которые позволят в мобильном приложении объединить все квитанции и оплатить их одним кликом и одной суммой, а дальше будет происходить расщепление, и платеж разделится на несколько платежей в сторону всех контрагентов.

Сейчас игроки рынка цифровизации работают над созданием подобных решений, но пока ни у одной из компаний еще нет готового сервиса.

Задача №2. Сложности со сменой УК

Проблема

Жители многоквартирного дома хотят поменять старую управляющую компанию на более прогрессивного нового игрока рынка ЖКХ. Для этого им нужно пройти несколько сложных шагов: 

  • найти замену текущей УК;
  • просчитать тариф и набор услуг, что непросто, так как размер тарифа устанавливается мэрией и может быть одинаков для старых панелек и современных новостроек;
  • провести собрание по смене УК и созданию ТСЖ, чему может препятствовать предыдущий управленец.

Решение

Победить эту проблему возможно с помощью цифровизации: распространение системы онлайн-голосования на надежных независимых платформах, которые старым управляющим компаниям невозможно будет подкупить, чтобы фальсифицировать результаты собраний. Да и для жителей проголосовать онлайн будет куда проще.

Задача №3. Общая консервативность отрасли 

Проблема

Консервативность отрасли ЖКХ прежде всего проявляется в организации внутренних бизнес-процессов. Многие специалисты до сих пор ведут делопроизводство в бумажном варианте, а если и приходится работать в таблицах Excel, то сотрудники не всегда умеют обращаться с компьютером. 

Ручная обработка данных замедляет реагирование на обращения и увеличивает шанс ошибки в цифрах платежных документов, в адресах, в номере заявки. 

Решение

Обязательная модернизация устаревших методов и принципов работы и автоматизация важнейших внутренних процессов — учета, фиксирования заявки, отслеживания платежей и счетов. На сегодняшний день в России уже существует несколько решений, позволяющих отладить бизнес-процессы УК и даже настроить их с нуля.  

Цифровизация ЖКХ поможет сделать рынок привлекательным для управляющих компаний. Как только люди поймут, что создать УК не сложнее, чем открыть автосервис или кофейню, а маржинальность этого бизнеса не уступает им, на рынке появятся новые игроки.

Задача №4. Неправильное восприятие цифровизации

Проблема

Управляющая компания стремится внедрить в свою работу современные инструменты и технологии. При этом неправильно расставляет приоритеты — начинает с создания или покупки мобильного приложения для жителей. Это важный инструмент, но далеко не первостепенный.

Решение

Автоматизация должна решать конкретные проблемы управляющей компании, сделать ее эффективнее и за счет этого заработать больше денег или сэкономить без потери, а лучше с ростом качества услуг. 

Поэтому стоит сначала оценить возможные затраты и решить, что выгоднее сделать своими силами, а что отдать на аутсорсинг. Например, для УК до 500 тысяч содержание собственной диспетчерской неподъемно. 

Дешевле и эффективнее с точки зрения качества сервиса заказ цифрового контакт-центра, в котором используются все новые технологии: чат-боты, обработка звонков роботами, очередь звонков и правильное распределение задач между исполнителями.

За счет цифровых продуктов по страхованию ответственности управляющей компании можно снизить риски потери денег. Например, ущерб от затопления по вине УК покрывается из ее доходов. Страхование помогает сократить подобные затраты. 

Задача №5.  Неэффективное для УК приложение пользователей 

Проблема

Внутренние бизнес-процессы отлажены. Теперь можно перейти к приложению для жителей. Но в большинстве случаев внедрение такого приложения приводит к тому, что жители просто начинают отправлять огромное количество жалоб. 

Решение

В первую очередь, быстро и эффективно собирать оплату. Через приложение все квитанции можно оплатить в один клик, а функция напоминания в нужный момент не даст забыть о том, что пора вносить деньги. Кроме того, использование услуги по автоматизации сбора задолженности и формирование привычки платить вовремя, позволяет собрать с жителей деньги гораздо быстрее, а значит — заплатить сотрудникам и подрядчикам.  

Есть и другая очевидная экономическая польза. Жители сейчас сдают показания счетчиков на бумажках в почтовый ящик в подъезде. Эти бумажки нужно привезти в офис УК, расшифровать, вручную занести в биллинговую программу для выставления квитанций.

Каждый этап стоит денег — оплаты работы сотрудников УК. При этом остается высокий риск ошибки. Передача показаний через приложение и автоматическая интеграция с биллингом устраняет человеческий фактор, делает процесс гораздо быстрее, дешевле и эффективнее для УК. 

Поэтому, разрабатывая или покупая готовое приложение пользователя, прежде всего нужно отдать предпочтение тем вариантам, которые позволяют решать бизнес-задачи управляющей компании.

Чек-лист принципов прибыльной УК

  • Хорошие отношения с жителями. Нужно понимать, что ЖКХ — это клиентский бизнес, в котором жители — это заказчики, которые платят деньги, а не досадная помеха в работе; 
  • Начинать цифровизацию с бизнес-процессов — учет и распределение заявок, работа с исполнителями, сбор платежей, отчетность;
  • Быть гибкими и адаптивными — оперативно перестраивать процессы и приспосабливаться к текущей ситуации (изменение погоды, перераспределение штата, направление бюджета на действительно важные для жителей проблемы);
  • Привлекать аутсорсинг — особенно это важно средним и маленьким УК, которым невыгодно содержать большой штат;
  • Использовать инструменты страхования, чтобы сократить затраты в случае аварии.

Многие
УК и ТСЖ ошибочно думают, что единственным источником дохода для них является
строка – ремонт и содержание общего имущества. Данный тариф утверждается общим
собранием собственников и не всегда удается его обоснованно поднять, так как
многие собственники просто саботируют данные собрания. Что же в таком случае
делать УК и ТСЖ? Ответ прост-источник дохода находится рядом. И, как уже
правильно многие подумали, это общее имущество дома. Давайте перечислим, что же
в принципе может приносить доход УК и ТСЖ.

1)
Провайдеры
и операторы;

2)
Реклама
в местах общего пользования;

3)
Установка
автоматов и иных устройств;

4)
Вывески
на фасаде многоквартирного дома;

5)
Сдача
чердачных и иных помещений в аренду

6)
Выделение
доли собственности для продажи;

7)
Публичный
сервитут;

Это семь основных направлений, которыми
могут воспользоваться УК и ТСЖ для пополнения своих доходов. Для реализации
права по коммерческому использованию общего имущества необходимы три составляющие: 1. Возможность
«заработать» на доме: удобное месторасположение, наличие объектов общего
имущества и интереса коммерческих организаций к его использованию. 2.
Легитимное согласие собственников дома на возмездное использование общего
имущества (2/3 голосов от всех собственников дома, что должно составлять не
менее 67%). 3. Инициатор и инструмент реализации решений собственников:
инициативная группа собственников, совет дома, правление ТСЖ, администрация УК.

Если с первыми пятью пунктами все понятно
(кроме пункта «Провайдеры и операторы», о чем наши коллеги рассказывали здесь:
https://okron.ru/articles/6863), то понятия
публичного сервитута и выделения доли из собственности МКД для продажи-«темный
лес» для УК и ТСЖ.

Сервиту́т— ограниченное право пользования
чужой вещью в земельных отношениях. Согласно ч. 1 ст. 39.39,
ст. 39.40 ЗК РФ
публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа
исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст. 39.38 ЗК РФ, на основании
ходатайства об установлении публичного сервитута. С ходатайством об
установлении публичного сервитута вправе обратиться организация:

1) являющаяся субъектом естественных
монополий, — в случаях установления публичного сервитута для размещения
инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для
проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке
территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных
изысканий для их строительства, реконструкции;

2) являющаяся организацией связи, — для
размещения линий или сооружений связи, указанных в п. 1 ст. 39.37 ЗК
РФ,
а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по
планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и
сооружений связи, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;

3) являющаяся владельцем объекта
транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения,
— в случае установления публичного сервитута для целей, указанных в пп. 2-5 ст. 39.37
ЗК РФ;

4) предусмотренная п. 1 ст. 56.4 ЗК
РФ
и подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или
муниципальных нужд, — в случае установления сервитута в целях реконструкции
инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого
земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

5) иное лицо, уполномоченное в
соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами
государственной власти или органами местного самоуправления договорами или
соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается
установление публичного сервитута.

Плата за публичный сервитут осуществляется
в соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ. Более подробно
об установлении публичного сервитута можно ознакомиться в гл. 7. ЗК РФ.

Сервитут-по факту, это предоставление
участка в МКД или на территории, принадлежащей МКД для объектов (трубы или иная
инфраструктура) РСО. В случае, если инфраструктура РСО заходит в подвал многоквартирного
дома, необходимо учесть факт, что граница балансовой принадлежности и
эксплуатационной ответственности в отношении указанных транзитных сетей
определяется с учетом того, что на них не распространяются положения п. 8
Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением
Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила
№ 491). Внешней границей
сетей электро-, тепло-,
водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том
числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной
сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего
имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации,
является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей
эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового)
прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено
соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или
ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного
(общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в
многоквартирный дом.

Поскольку транзитные сети не относятся к
общему имуществу, их внешнюю границу невозможно установить по внешней границе
стены многоквартирного дома. Такой вывод содержится, например, в
постановлении ФАС Поволжского округа от 22.04.2013 по делу № А65-19356/2012. Граница между
транзитными сетями и внутридомовыми сетями, как правило, определяется по точке
врезки внутридомовых сетей в транзитный трубопровод (например,
определение Верховного Суда РФ от 21.06.2016 № 308-КГ16-6464 по делу №
А25-444/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от
13.04.2015 № Ф07-1654/2015 по делу № А42-3973/2014, постановление ФАС
Северо-Западного округа от 12.09.2013 по делу № А56-71015/2012).

Таким образом, опираясь на практику, можно
сделать следующий вывод.

-Во-первых, необходимо определить,
проходит ли транзитная инфраструктура на вашей территории;

-Во-вторых, необходимо уточнить, проходит ли
данная инфраструктура далее на обеспечение иных зданий и сооружений
коммунальным ресурсом;

-В-третьих, необходимо направить
уведомление в свободной форме в РСО с вопросом о заключении соглашения по
предоставления публичного сервитута. При получении отказа со стороны
РСО-обратиться с соответствующим заявлением в Прокуратуру или Администрацию
региона для понуждения РСО к его заключению.

Если вы везде получаете отказ-в таком
случае обращаться в арбитражный суд-пример положительной судебной практики уже есть
и вы можете ей воспользоваться. И не забудьте-данное соглашение должно быть
зарегистрировано в органе Росреестра.

Теперь вернемся к выделению доли из общего
имущества. Закон
не позволяет просто так приобретать то, что принадлежит всем собственникам. В
силу статей 289 и 290 ГК РФ собственнику в
многоквартирном доме наряду с квартирой, принадлежит также доля в праве
собственности на общедомовое имущество. К такому имуществу относятся общие
помещения дома, несущие конструкции, механическое, электрическое,
санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры,
обслуживающее более одной квартиры. Полный перечень общего имущества МКД
определён в ч. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме,
утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №
491.
Ч. 2 ст. 290 ГК РФ установлен запрет
на отчуждение доли в праве на общее имущество в МКД отдельно от права
собственности на квартиру. Согласно ч. 4 ст. 37 ЖК РФ, собственник
помещения в МКД не может выделять в натуре своей доли в праве общей
собственности на общее имущество в МКД, а также отчуждать свою долю отдельно от
передачи права собственности на своё помещение. Таким образом, закон не
позволяет просто так приобретать то имущество, которое принадлежит всем
собственникам. Единственным верным решением здесь является уменьшение
размера общего имущества в МКД возможно с согласия всех собственников помещений
.
Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, уменьшение
размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только путём
реконструкции с согласия всех собственников помещений в данном доме. Т.е.
требуется инициировать и провести ОСС со стопроцентным кворумом. Также,
согласно ч. 4 ст. 36 ЖК РФ, на основании
решения собственников помещений в МКД, принятого на ОСС, объекты общедомового
имущества могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не
нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Однако для этого
также потребуется инициировать и провести ОСС, набрав кворум не менее 100% от
общего количества голосов собственников в МКД с учётом норм п. 3 ч. 1 ст. 44, ч.
1 ст. 46 ЖК РФ.
Кроме того, стоит помнить, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36
ЖК РФ,
пп «е» п. 2 Правил
№ 491,
земля под МКД является общим имуществом собственников помещений, если под домом
в соответствии с ч. ч. 2, 3, 5 5
ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» образован
земельный участок. Такой участок переходит в общую долевую собственность
бесплатно, а обременения запрещены. Но тут кроются две проблемы: Отчуждение не
должно нарушать права иных собственников. Следовательно, заинтересованному лицу
нужно получить технико-строительное либо земельно-правовое заключение эксперта
о возможности отчуждения общего имущества в МКД без ущемления интересов иных
лиц и продолжения безопасной эксплуатации МКД. Отчуждение подразумевает
компенсацию. Отсюда следует следующее-что собственники на общем собрании должны
принять решение-кто именно будет уполномочен на сбор данных средств и на что
они будут израсходованы.

Собственно, какие-либо споры с приобретением
общего имущества встречаются нечасто, т.к. в многоквартирных домах не так много
полезных площадей, пригодных для использования без создания препятствий доступу
к инженерным сетям. К примеру, это помещения дежурных по подъездам (консьержей)
и колясочные, помещения, где по проекту устроен второй вход в подъезд. Таких
МКД не много, а домов с размежёванными участками с большой площадью и того
меньше. Важно, что помещения должны иметь самостоятельное значение. В практике
встречаются такие, которые логично отнести к общему имуществу в силу наличия в
них коммуникаций, но в отсутствие общего собрания собственников они были
переданы и используются как помещения с самостоятельным назначением. Подобная
передача законна, если до неё в доме не была приватизирована ни одна квартира
или комната в соответствии с Законом РФ от 04.07.1991 №
1541-1.
Данная позиция принята Верховным судом РФ в определении от 19.03.2019
по делу № 5-КГ19-15.
И всё-таки стать обладателем общего имущества возможно при соблюдении ряда
процедур, включая состоявшееся общее собрание собственников, получение
положительного экспертного заключения и, в случае уменьшения помещений,
внесения изменений в технический паспорт дома, так как площадь мест общего
пользования уменьшается и появляются новые помещения, то необходимо
перераспределить нагрузки на тепловую энергию. Тем не менее вопрос платы, как
за временное владение и пользование, так и за приобретение части общего
имущества в собственность подлежит урегулированию решением общего собрания
собственников.

Таким образом, в данной статье мы
рассмотрели дополнительные источники дохода, которые могут получить УК и ТСЖ не
поднимая при этом вопрос о повышении тарифа. А если у вас остались вопросы, или
вы хотите более подробную консультацию в этом вопросе, пишите нам в чат или на почту: vopros@acon.pro.

С уважением к
вам, Юрист-практик
Мосьпан Владислав.

Какие проблемы есть в сфере ЖКХ и как их решить?

Что надо знать о работе управляющей компании? Что входит в ее обязанности?

Как избавиться от неплатежей за коммунальные услуги?

В чем преимущество ГИС ЖКХ?

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из важнейших отраслей в России и охватывает крупный производственно-технический комплекс. В его состав входят общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты.

От результативности работы жилищно-коммунальных служб зависит состояние инфраструктуры и непосредственно среды обитания граждан. Основная часть жителей крупных городов живет в многоквартирных домах (далее — МКД), которые требуют надлежащего содержания как самого МКД, так и территории вокруг него (уборка, ремонт, техническое обслуживание лифтов, вывоз мусора и т. п.). Эти работы выполняют управляющие компании (УК) которые входят в состав ЖКХ.

Деятельность ЖКХ направлена на удовлетворение потребностей граждан и организаций, обеспечение нормальных условий работы и жизни. Соответственно, ключевые направления данной сферы — надлежащее содержание жилищного комплекса, обеспечение населения и организаций коммунальными ресурсами (электроэнергией, водой, теплом).

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей.

Потребители оплачивают коммунальные услуги. Оплата осуществляется в соответствии с тарифами. Тарифы устанавливает местная администрация. Поступающие за коммунальные услуги платежи должны покрывать затраты ЖКХ.

Однако в нашей стране довольно остро стоит проблема неплатежей, растет задолженность по коммунальным услугам. Из-за высокой дебиторской задолженности предприятия жилищно-коммунального хозяйства зачастую не в состоянии покрыть свои издержки и несут убытки.

Неплатежи по коммунальным услугам

Доходы управляющих компаний складываются следующим образом:

1. Основной доход — платежи, поступающие от жильцов. Ежемесячно все жильцы должны платить деньги на содержание дома. В едином платежном документе на оплату коммунальных услуг они прописаны как плата за содержание и ремонт жилья.

2. Дополнительный доход:

2.1. Средства, которые поступают от собственников, помимо квартирной платы (установка сантехнического оборудования, дополнительный ремонт в квартирах, установка или замена полотенцесушителей и т. п.)

2.2. Платежи, которые поступают от арендаторов помещений.

Согласно Налоговому кодексу РФ к доходам управляющих компаний ЖКХ не относят средства, носящие характер целевого финансирования. К ним относят:

  • платежи собственников, которые направлены на финансирование капитального ремонта многоквартирного дома (если специальный счет открыт у УК);
  • средства из бюджета, которые выделяются на управление домами, например, субсидии.

Напомним, что управляющая компания (УК) — это юридическое лицо (может быть любой организационной формы) или индивидуальный предприниматель, обеспечивающие надлежащее управление многоквартирным домом. Хозяйственная деятельность управляющих компаний регламентируется Жилищным и Гражданским кодексами РФ, финансовая — бухгалтерским и налоговым законодательством.

В Москве работает много управляющих компаний. Лидером является государственное бюджетное учреждение «Жилищник». Его деятельность распределяется по районам, например ГБУ «Жилищник» Таганского района, ГБУ «Жилищник» района Богородское и т. д.

Право выбора управляющей компании остается за жильцами, которые на общем собрании МКД или ТСЖ большинством голосов (50 % + 1) могут выбрать управляющую компанию и заключить с ней договор. Договор заключается с каждым собственником МКД, а ТСЖ заключает договор с УК на обслуживание домов как юридическое лицо. Если жильцы заключили договор с УК, то управление их домом, в том числе решение различных финансовых вопросов, возлагается на нее.

На практике договор с МКД заключают лишь небольшой процент собственников, как правило, это члены правления МКД, инициативные жильцы.

В протоколе общего собрания собственников МКД указывается название управляющей компании и количество голосов собственников, проголосовавших за нее.

Обязанности управляющих компаний содержатся в нормативных правовых актах:

  • в Жилищном кодексе РФ;
  • Постановлении Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в ред. от 15.09.2018; далее — Постановление № 354);
  • Постановлении Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» и др.

Обязанности УК обязательно прописываются в договорах с жильцами многоквартирных домов. 

Управляющая компания должна в сроки и на условиях, оговоренных в договоре управления, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества за определенную плату (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).

К сведению

В состав общего имущества дома входят помещения общего пользования, в том числе лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи и др., крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления, электроснабжения и др.

Управляющая компания следит за состоянием общего имущества дома, проверяет состояние крыши, чердака, подвала, труб, канализации, осуществляют работы по ремонту и восстановлению объекта с учетом степени износа дома, осуществляет подготовку дома к зимнему и летнему сезону. Меры противопожарной безопасности — также ответственность УК.

Ремонтные работы в МКД проводятся с согласия собственников. Периодичность прописывается в договоре (как правило, это период от 3 до 5 лет). По окончанию работ председатель МКД подписывает акт выполненных работ. Без подписи, т. е. без надлежаще оформленного акта, расходы не считаются произведенными, а работы — выполненными. Акт считается документальным обоснованием произведенных расходов и списания денежных средств на ремонт с расчетного счета УК.

Одна из обязанностей всех управляющих компаний — поддержание чистоты в подъездах, лифтах, на лестничных клетках, придворовой территории, озеленение и благоустройство этих территорий с соблюдением всех санитарных норм. Также УК обязаны вывозить мусор и бытовые отходы, установив для этого специальные контейнеры для мусора так, чтобы мусоровозам не составило труда подъехать к ним.

Конкретные обязанности и периодичность выполнения услуг прописываются в договоре управления, заключенным с каждым собственником. Они должны соответствовать положениям Жилищного кодекса РФ.

Так, управляющим организациям могут быть вменены следующие обязанности:

  • ежедневно подметать две первые лестничные клетки и все площадки перед мусоропроводами;
  • каждый день мыть пол в лифтах;
  • контролировать исправность всех конструктивных элементов в подъезде;
  • производить немедленную замену битых стекол в окнах, дверях;
  • контролировать температурный режим в подъезде (не ниже 16 ˚С);
  • ежемесячно дезинфицировать мусоропровод;
  • раз в неделю убирать все площадки и пролеты.

Для выполнения обязанностей по содержанию дома УК несет расходы:

1) материальные:

– на покупку материалов;

– приобретение хозяйственных принадлежностей и необходимого инвентаря;

– приобретение специальной одежды для сотрудников;

2) на оплату коммунальных услуг, которые потребляются офисом управляющей компании;

3) на содержание УК (заработная плата персоналу, социальные начисления на заработную плату, услуги связи, интернет, обслуживание программ, повышение квалификации сотрудников и т. п.);

4) транспортные расходы, если на балансе у УК числятся транспортные средства.

Планируемые поступления от жильцов и расходы по содержанию дома и придомовой территории, текущему ремонту отражаются в смете доходов и расходов.

Как правило, планируемые поступления от жильцов сильно отличаются от фактических. У управляющих компаний так же, как и во всей системе ЖКХ, остро ощущается проблема неплатежей, что отрицательно сказывается на хозяйственной деятельности УК, так как она в полной мере не может покрыть понесенные расходы по содержанию дома.

Одна из проблем неплатежей — низкое качество услуг, оказываемых управляющей компанией. Обычно это связано с недостатком квалифицированных кадров (управленцев, электриков, сантехников), низкой производительностью труда, незнанием работниками новых технологий, некачественными материалами, используемыми в работе.

Кроме того, УК часто не соблюдают нормы, установленные Приложением 2 к распоряжению Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 26.12.2012 № 05-14-535/2 «О нормативах численности персонала управляющих организаций и организаций, осуществляющих работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме». Например, взять уборку МКД. Часто за домом закреплена одна уборщица, хотя по санитарным нормам их должно быть две.

Пример 1

Год постройки дома — 2003.

Общая жилая площадь — 8537 м2, 12 этажей, 3 подъезда, 6 лифтов, площадь лестничных клеток — 2500 м2.

Норматив для такого дома — 1175 м2 на одну уборщицу. Соответственно, нормативное количество уборщиц:

2500 / 1175 = 2,12 чел. на дом, т. е. 2 уборщицы на дом.

Если управляющая компания выделит на дом 1 уборщицу, скорее всего, в таком доме чистоты и порядка не будет.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей управляющие компании несут административную ответственность в соответствии с Постановлением № 354.

Например, одну из управляющих компаний привлекли к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ за ненадлежащее состояние кровли и чердачного перекрытия (Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.11.2010 по делу № А31-4299/2010).

Нарушения по данной статье влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Борьба с должниками по оплате коммунальных услуг

Действующим законодательством предусмотрены способы борьбы с должниками — пени за просрочку платежей, отключение коммунальных услуг, ограничение выезда за границу.

Управляющая компания, как правило, через 2–3 месяца после образования задолженности выставляет должнику претензию.

Сведения, которые указываются в претензии:

  • с какого числа не поступала оплата и за какие месяцы;
  • сроки оплаты;
  • обязанности хозяина квартиры;
  • последствия неуплаты.

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 10, 2018.

Ранее, в статьях «Кто управляет Волжским? Знакомство с городскими УК» и «Права и обязанности волжских УК. Годовой отчет о выполнении работ» рассказывалось об управляющих компаний Волжского.

В первом материале отмечалось, что согласно данным сайта «МИН ЖКХ» в Волжском управляют жилым фондом 48 управляющих компаний и 27 товариществ собственников жилья (ТСЖ). Жилой фонд составляет 1258 многоквартирных домов.

Также, согласно этому сайту, самыми большими УК по количеству домов в обслуживании являются: ООО «Лада Дом» (276 домов), ООО «УК «ЖЭУ» (215) и ООО «МПЖХ» (179). Пять УК в управлении имеют всего по одному МКД. ТСЖ управляют, как правило, одним домом. Есть 2 организации с аббревиатурой ТСН, что расшифровывается как «Товарищество Собственников Недвижимости».

Порядка 2 десятков зарегистрированных УК и ТСЖ, согласно этому же сайту, не управляют ни одним многоквартирным домом.

Второй материал был посвящен правам и обязанностям управляющих компаний и ежегодному отчету УК перед собственниками об управлении многоквартирным домом.

До 1 апреля УК обязаны представить собственникам ежегодные отчеты о своей деятельности и планы на следующий год.

Блокнот обещал рассказать о проблемах самих управляющих компаний, но на просьбу высказать на страницах Блокнота свою точку зрения на проблемы ЖКХ и их возможное решение, ни одна УК пока не откликнулась. Редакция все-таки рассчитывает получить информацию о проблемах управления МКД от самих компаний и опубликовать ее в последующих материалах.

Сегодня мы предлагаем читателям материал в котором попытаемся ответить на многочисленные вопросы читателей, касаемые доходности бизнеса по управлению многоквартирными домами.

Считать чужие деньги неблагодарная задача, но попытаться разораться в финансовых взаимоотношениях УК с собственниками необходимо.

Итак, любая управляющая компания представляет собой коммерческую организацию не завися от формы регистрации. Это значит, что она имеет полное право получать денежное вознаграждение за свою деятельность. То есть, кроме заработной платы, генеральный директор УК и другие работники, могут получать еще и дополнительное вознаграждение, которое будет зависеть от рассчитанной прибыли и порядка ее распределения.

Размеры и порядок выплат должен быть указан в договоре по управлению. Более того, УК компания имеет полномочия самостоятельно начислять себе вознаграждение. При этом сумма поощрения удерживается из общей суммы платежей, которые ежемесячно поступают от жителей многоквартирного дома.

Какова может быть сумма вознаграждения для УК? Законом эта сумма не установлена, но большинство компаний придерживаются «умеренной» десятины. В некоторых регионах эта величина бывает и 15%. Разъясняем, речь идет о величине денежных средств от собранных платежей на управление МКД.

Чтобы было более понятно: при оплате за управление домом и содержание обще-домового имущества в размере 20 рублей за м2 каждый собственник стандартной 3
комнатной квартиры, площадью 76 кв. метров, может формировать фонд вознаграждения УК в сумме 152 рубля в месяц или 1800 рублей в год. В результате, если исходить из этих данных, то управление стандартной девятиэтажкой может принести прибыль для управляющей компании в размере 100-200 тысяч рублей. Это только расчет. Сколько на самом деле, установить вряд ли удастся. У нас нет точных данных, а УК не обязана раскрывать свои коммерческие тайны.

Но, по открытым источникам удалось посмотреть результаты финансовой деятельности отдельных управляющих компаний за 2020 год. Самые большие УК, такие как ООО «Лада Дом», управляющая 276 домами отчиталась о прибыли более 7 млн. рублей или в среднем 27 тысяч с дома. У ООО «УК «ЖЭУ», со своими 215 домами, прибыль составила всего 400 тысяч рублей или 2 тысячи на дом, а у ООО «МПЖХ» каждый дом принес 17 тысяч рублей.

Не всегда УК могут заявить о положительном балансе своей финансовой деятельности. Например, 2019 год для многих был убыточный.

Поэтому, насколько прибыльный бизнес по управлению многоквартирными домами и соответствует ли полученная прибыль затраченным усилиям и результатам работы, вопрос остается дискуссионным.

Олег Евсеев  

Новости на Блoкнoт-Волжский

Учет в управляющей компании: шпаргалка для бухгалтера

Поскольку в управляющих организациях часто разница между доходами и расходами небольшая или равная доходам, а даже иногда превышает доходы, выбор падает в основном на УСН 15%.

Доходы от реализации услуг по содержанию общего имущества собственников многоквартирных домов необходимо учитывать ежемесячно на последний день календарного месяца, исходя из фактически оказанных услуг.

Что говорит закон?

«Если по результатам исполнения договора управления многоквартирным домом в соответствии с размещенным в системе отчетом о выполнении договора управления фактические расходы управляющей организации оказались меньше тех, которые учитывались при установлении размера платы за содержание жилого помещения, при условии оказания услуг и (или) выполнения работ по управлению многоквартирным домом, оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, указанная разница остается в распоряжении управляющей организации при условии, что полученная управляющей организацией экономия не привела к ненадлежащему качеству оказанных услуг и (или) выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных таким договором, подтвержденному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.»

Федеральный закон от 31.12.2017 N 485-ФЗ

Как все это понять?

Представим, что условия, указанные в ч. 12 ст. 162 ЖК РФ, соблюдены, и в распоряжении управляющей организации остается экономия средств между запланированными и фактическими расходами. Тогда на момент возникновения права на распоряжение данной экономией (что происходит только после размещения годового финансового отчета в государственной информационной системе ЖКХ), неиспользованные деньги, поступившие в счет оплаты работ (услуг), могут считаться дополнительным налогооблагаемым доходом от реализации УО.

На основании поправок в НК по Федеральному закону № 325-ФЗ управляющая организация на упрощенке «доходы минус расходы», которая выступает как исполнитель коммунальных услуг, не должна с 1.01.2018 учитывать при определении объекта налогообложения:

  • доходы, полученные от собственников помещений в МКД в качестве платы за коммунальные услуги;
  • расходы на приобретение коммунальных ресурсов у РСО для оказания указанных услуг.

Такой порядок учета нужно применять вне зависимости от того, что утверждено в учетной политике организации. Если же там прописан другой порядок учета, надо внести изменения в действующие документы в соответствии с НК РФ.

Учет в управляющей организации на примерах

Разберем подробнее ведение учета полученных и израсходованных средств в управляющей организации.

Деньги, полученные от собственников жилых помещений в счет услуг по содержанию и ремонту имущества МКД, в данном случае являются авансом и формируют кредиторскую задолженность — и в таком случае они должны учитываться обособленно на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным», в учете указывается «получены денежные средства от собственников имущества МКД».

При фактическом оказании услуг по содержанию (последний день календарного месяца) и передаче результатов выполненных работ по текущему ремонту (дата подписания акта) в учете организации отражается выручка от реализации работ (услуг) (п.п. 5, 6, 6.1, 12 ПБУ 9/99):

Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка», в учете указывается «доход от реализации работ (услуг)»

В этот момент расходы по обычным видам деятельности, формирующие себестоимость выполненных работ (услуг) (п.п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99), переносятся в дебет счета 90 «Себестоимость продаж»:

  • Дебет 90, субсчет «Себестоимость продаж» Кредит 20 — списана себестоимость работ (услуг);
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»;
  • Дебет 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» Кредит 99 — отражена прибыль от реализации результатов работ (услуг) (выявляется за отчетный месяц).

или

  • Дебет 99 Кредит 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж» — отражен убыток от реализации результатов работ (услуг).

При получении экономии в учете возможны следующие записи:

  • Дебет 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)» Кредит 90, субсчет «Выручка»- отражен доход в виде экономии;
  • Дебет 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным» Кредит 62, субсчет «Расчеты за выполненные работы (оказанные услуги)»- зачтены авансы в счет получения экономии.

Счет 20

Подробнее поговорим о списании себестоимости работ (услуг) на счет 20.

В большинстве случаев в управлении (обслуживании) управляющих организаций находится не один, а несколько многоквартирных домов. На каждый МКД тариф утверждается индивидуально, исходя из его технических характеристик, особенностей и перечня услуг, в том числе и помимо утвержденного законодательством перечня.

В установлении размера платы за услуги по содержание и ремонту общего имущества многое зависит от предпочтений, интересов и финансовых возможностей собственников. Соответственно, и затраты на каждый дом будут разные, и учитывать их необходимо раздельно, не «перемешивая» деньги разных МКД между собой.

Поэтому для счета 20 нужно создавать несколько номенклатурных групп с наименованием объекта управления, по которому списывается та или иная услуга (работа).

Сфера ЖКХ жестко регулируется контролирующими органами. Согласно ЖК РФ, произведенные управляющей организацией работы должны быть подтверждены собственниками МКД путем подписания акта выполненных работ (в котором прописан вид работ, материалы и дата выполнения), акт подписывают уполномоченные собственники и сотрудник управляющей организации. Такой акт выполненных работ прикладывается к бухгалтерским документам (счет-фактура, акт, авансовый отчет) и только после этого производится списание на 20 счет материалов или работ.

Такой способ ведения раздельного учета помогает:

  • быстро и без проблем проходить проверки надзорных органов и отвечать на запросы собственников о расходах;
  • быстро и четко понять, хватает ли утвержденного тарифа на тот или иной МКД;
  • в формировании ежегодного финансового отчета управляющей организации перед собственниками МКД.

Стародубцева Ирина Валерьевна, Мударисова Анастасия Владимировна

Установить или заменить счетчики, протянуть провода к розетке, помыть витражи в подъезде – если нужно что-то из вышеперечисленного, куда логичнее обратиться? В свою управляющую компанию. Почему же на деле происходит иначе? И почему, если есть спрос, то искать предложения потребитель отправляется на сайты, где выставляют объявления частные мастера с непонятной квалификацией и ценами?

В тонкостях оказания дополнительных услуг разбирались вместе с Андреем Яценко, основателем и управляющим компании Gorserv и Вероникой Сочилкиной, коммерческим директором УЭН «Эталон». Поделимся с вами историей интеграции сервисов Диспетчер 24 и Gorserv на базе мобильного приложения «Мой Дом Эталон», а также подробными комментариями каждой из сторон.

– Вероника, скажите, дополнительные услуги для УК – это обязательная составляющая? Насколько они популярны?

Грамотная управляющая компания, которая обслуживает ЖК бизнес- , премиум- и даже комфорт-класса, не может ограничиваться только сферой услуг ЖКХ. Необходимо быть сервисной компанией и предугадывать потребности клиента. Без дополнительных услуг УК становится организацией, которая думает не о клиентской лояльности, а о собственной прибыли.

Если говорить о популярности дополнительных услуг: статистика такова, что каждая пятая квартира заказывает услуги один раз в квартал. В новых домах дополнительные услуги гораздо популярнее: в ЖК «Крылья» мы сдали 62 квартиры, и из 50-ти квартир сразу же поступили заказы.

– Андрей, какие способы оказания платных услуг есть у управляющих компаний?

Для того, чтобы оказывать платные услуги жителям, управляющие компании могут использовать несколько вариантов: выполнять работы собственным штатом, искать самозанятых исполнителей или сотрудничать с подрядными компаниями.

Как правило, управляющие компании используют первый вариант: так у них остается полный контроль и меньше репутационных рисков. Платные заявки надо выполнять не в ущерб плановым и аварийным, поэтому штат мастеров должен быть таким, чтобы закрывать все потребности собственников.

– Какие трудности возникают у управляющих компаний, если они оказывают дополнительные услуги своими силами?

  • Высокие затраты на ФОТ штатных сотрудников, которые оказывают дополнительные услуги: исполнителей, администраторов, а также на материалы. Квалификация исполнителей, которые работают с клиентами, существенно выше, чем, например, у штатных слесарей и электриков, которые выполняют работы на общедомовой территории, – тут выше зарплаты, требования к русскому языку и чистоте.
  • Сотрудники могут использовать материалы для работы, которые выдает УК, в личных целях, а также оставлять свои контакты и «замыкать» клиентов на себя в «серую зону» – УК при этом будет нести убытки и недополучать прибыль. Однако в случае претензии – во всем будет виновата управляющая компания.
  • Необходимо вести учет денежных средств, полученных от жителей, организовать выдачу документов (чеков, актов, договоров).
  • Выбор услуг для жителей ограничен наличием штатных специалистов и сужает возможность выполнять все запросы в режиме одного окна.

Содержание штатных мастеров можно окупить при стабильно большом потоке заявок. Если его нет, своя служба сервиса становится источником убытков, которые нужно компенсировать прибылью за счет других направлений.

Управляющие компании могут передавать платные заявки на аутсорс знакомым мастерам или сотрудничать с самозанятыми через бизнес-платформы и различные сервисы. С этим вариантом больше шансов остаться в плюсе, но главная проблема, которая возникает, – контроль мастеров и репутационные риски компании.

Платформы с объявлениями частных мастеров создаются с единственной целью – свести потребителя и исполнителя, они не следят за сроками и качеством выполняемых работ, не гарантируют, что мастер придет в точно оговоренное время, окажет услугу в полном объеме и не попытается увести клиента мимо кассы.

На начальном этапе оказания бытового сервиса важна проверка критически важных характеристик исполнителей.

– Каких именно?

Исполнитель должен обладать необходимыми навыками и квалификацией, поскольку представляет компанию. Отправляя самозанятого к клиенту, нужно убедиться в том, что у него нет зависимостей, психического расстройства или уголовного прошлого.

Также нужен строгий контроль скорости и качества выполнения заявки всеми участниками. Например, в замене счетчика задействованы диспетчер, кладовщик и электрик. Первый отвечает за прием заявки, определение стоимости работ и согласование даты, второй – за выдачу нового прибора, третий – за установку и своевременное предоставление отчетности. Если не контролировать всю цепочку с помощью KPI, часовая история с заменой счетчика растянется на неделю, а это опять грозит репутационными рисками.

Обе модели оказания услуг имеют недостатки, требуют повышенного внимания и несут репутационные риски как от клиента, так и от ГЖИ, поэтому многие управляющие компании не предлагают дополнительные услуги совсем.

– Вероника, скажите, какую модель использует УЭН «Эталон»?

Все зависит от региона, в основном, у нас комплексная модель: некоторые услуги мы оказываем сами, часть услуг жители могут заказать через Gorserv, также есть договоры с другими подрядчиками, например, на грузоперевозки, установку кондиционеров, частичные ремонтные работы.

– Андрей, что может помочь управляющим компаниям в успешной реализации дополнительных услуг?

Автоматизация процессов продажи и оказания услуги.

В штате многих УК нет IT-специалистов, которые бы занимались автоматизацией, а оказание бытовых услуг – это комплекс процессов, каждый из которых требует контроля и цифровизации.

Например, если автоматизировать процесс проверки частных мастеров – подключить платформу к соответствующим российским базам, при регистрации нового мастера сверяться с ними и проводить онлайн-тестирование, то снимается вопрос с квалификацией исполнителя и последующими потенциальными сложностями.

– Какие способы автоматизации процессов существуют?

Цифровые платформы с самозанятыми можно условно разделить на два вида:Первые – b2b-платформы поиска самозанятого для бизнеса. Они собирают базу исполнителей, верифицируют их, а потом по запросу предоставляют бизнесу, обеспечивая легализацию платежей и документооборот. Но ответственность за работы и контроль оказания услуг – на самом бизнесе.

Вторые – специализированные цифровые платформы для определенных отраслей, которые доказали свою экспертность в отрасли, и автоматизируют всю цепочку оказания услуг. Они встраиваются во внутренние IT-процессы под брендом компании-заказчика, предлагая платформу, которая решает несколько задач УК:

  • обеспечивает прием и обработку заявок через контакт-центр, мобильное приложение жителя и другие площадки
  • предлагает свою базу проверенных исполнителей под брендом компании для оказания услуг жителям, полностью отвечая за его действия
  • экономит бюджет УК на ФОТ административного персонала
  • решает вопросы с платежами, чеками и документооборотом
  • позволяет УК следить за качеством оказываемых услуг, собирать NPS
  • предоставляет возможность дополнительного заработка на комиссии от заказов

По этому принципу происходит сотрудничество Диспетчер 24, Gorserv и управляющих компаний.

Федеральная служба сервиса Gorserv предоставляет бытовые услуги на основе собственной цифровой платформы GERP – это облачное программное обеспечение, на базе которого реализован агрегатор бытовых и сервисных услуг для отрасли ЖКХ с привлечением на работы самозанятых. К платформе подключены более 100 управляющих компаний. За время существования сервиса выполнено более 800 тысяч заявок по более чем 700 видам бытовых услуг. В платформе аккредитованы более 12 000 мастеров. Услуги Gorserv доступны на всей территории России.

Диспетчер 24 через мобильное приложение управляющей компании для жителя принимает и обрабатывает входящие обращения от граждан, а после направляет в соответствующие подразделения УК для их решения. Затем заявки передаются для исполнения в Gorserv.

Мы запустили пилотный проект с управляющей компанией «Мой Дом Эталон».

– Вероника, расскажите об интеграции сервисов, сколько времени занял процесс?

Интегрироваться было довольно просто, потому что у нас есть мобильное приложение жителей разработки Диспетчер 24. IT-специалисты Диспетчер 24 и Gorserv решили вопрос с интеграцией очень оперативно.

– В чем вы видите плюсы сотрудничества?

Жители УК получили доступ к более широкому ассортименту бытовых услуг. Ежемесячные отчеты показывают, что 97% жителей довольны качеством оказываемых услуг, а более 65% готовы их рекомендовать своим знакомым.

Заказать дополнительные услуги можно прямо из мобильного приложения жителя

В каждом ЖК, где оказывают услуги исполнители Gorserv, мы экономим на зарплате и отчислениях одного-двух сотрудников.

Часто управляющие компании начинают работать с дополнительными услугами не ради заработка, а чтобы повысить уровень сервиса и лояльности жителей. Мы улучшили уровень клиентского обслуживания и через год работы над коммерческими услугами вышли в плюс. Подключив сервис на 22 000 лицевых счетов, в среднем мы ежемесячно получаем прибыль 35 000 рублей – при этом нет затрат и необходимости закупать и хранить материалы.

– Андрей, можете добавить что-то к плюсам?

Да, для снятия репутационных рисков мы обеспечиваем проверку самозанятых, предоставляем гарантию на работы до 12 месяцев и страховку до 2 млн руб. от возможного ущерба, нанесенного исполнителем.

– Вероника, а есть ли недостатки?

Хотелось бы повысить конверсию оставляемых жителями заявок, на это влияет множество факторов. Главное, что наши партнеры всегда готовы к конструктивному диалогу.

Уберизация и автоматизация процессов в сфере ЖКХ позволят избавиться от серых схем и непроверенных исполнителей с низкой квалификацией. Gorserv – это федеральная служба, которая работает в партнерстве с компаниями из отрасли ЖКХ по модели White Label.

Многие управляющие компании отказываются от идеи оказания дополнительных услуг, боясь затрат на зарплаты и материалы. Бытует мнение, что дополнительные услуги могут оказывать только крупные УК. Однако вы сами можете убедиться, что благодаря простой интеграции сервисов запуск дополнительных услуг доступен даже небольшим УК и ТСЖ.

Работа с платными заявками будет успешнее, если подключен контакт-центр Диспетчер 24 и есть мобильное приложение: так можно обеспечить больше точек контакта УК и жителей. Операторы, принимая заявки, смогут информировать ваших жителей об актуальных платных услугах.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дом книги на измайловской площади часы работы
  • Допсоглашение при изменении реквизитов сторон
  • Допуск управляющей компании в жилое помещение
  • Дорогомиловский рынок часы работы в праздники
  • Дорожно строительная компания санкт петербург