Дополнительная работа учителя в свободное от уроков время

Вы — учитель. Вы не хотите мыть окна в кабинете или работать на ГИА, или выполнять обязанности воспитателя в школьном лагере. Какие статьи законов помогут вам отстоять свое право всего этого не делать? Как составить отказ? Как не дать возможности администрации вас заставить выполнять дополнительную работу.

Нам для работы понадобятся:
— Трудовой кодекс РФ;
— Трудовой договор;
— должностная инструкция;
— иные локальные акты организации (правила внутреннего трудового распорядка и т.д.).

Обращаю ваше внимание на то, что статья будет написана по анализу норм ТК РФ, которому не могут противоречить три других документа. Они просто дополнительно раскрывают и разъясняют, что входит в рабочие обязанности, и порядок их выполнения. Сразу предупреждаю, не надо утрировать и идти на поводу у того, что работодатель в должностную инструкцию может включать все, что угодно. Даже если таковой факт имеется, это не означает, что мы обязаны исполнять незаконные приказы и распоряжения. 

По ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. 

Трудовой договор

И так приступим. При трудоустройстве с нами обязаны заключить трудовой договор в порядке главы 11 ТК РФ.

Что такое трудовой договор определено в ст. 56 ТК РФ, согласно этой статьи сторонами договора являются работник и работодатель. В трудовом договоре может быть предусмотрена дата, с которой работник приступает к выполнению своих трудовых функций. В случае если работник фактически приступил к работе, работодатель обязан заключить трудовой договор в течении 3 рабочих дней (Ст. 57, 67 ТК РФ).

Трудовой договор содержит (ст. 57 ТК РФ):
— фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
— сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
— идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
— сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
— место и дата заключения трудового договора;
— место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (актуально для Москвы в связи с объединениями школ);
— трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
— дата начала работы;
— условия оплаты труда;
— режим рабочего времени и времени отдыха;
— условия труда на рабочем месте;
— условие об обязательном социальном страховании работника.

Все остальное вносится в трудовой договор по желанию работника и работодателя.

Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Как подписывать трудовой договор

ОБРАЩАЮ внимание на один момент: НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую всегда подписывать все документы на каждой странице, будь то трудовой договор, должностная инструкция или что-то еще, и с ЭТОГО документа уже снимать копию, и ставить подпись, что копию получил ФИО дата и т.д. (в общем надеюсь понятен порядок действий). Объясню зачем. Это делается для того, чтобы работодатель не мог манипулировать изменением документов (ведь подпись ставится на последней странице, и ни что не мешает работодателю расшить документ, вставить листы с нужными формулировками и скрепить обратно, а потом вы доказывайте почему на руках у вас отличный экземпляр от того, который на руках у работодателя). 

Далее, после заключения трудового договора в отношении работника в соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель издает приказ (распоряжение). Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Должностная инструкция

Итак, место вашей работы, трудовая функция указаны в вашем трудовом договоре. Дополнительно они раскрываются в должностной инструкции и в локальных актах. Инструкция и локальные акты раскрывают и дополнительно конкретизируют, КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ исполняется трудовая функция. Условно говоря, трудовая функция — это учить детей, согласно должностной инструкции, учитель обязан проводить только комбинированные занятия. Таким образом у нас выпадают в чистом виде лекционные и практические уроки. Или в период учебного занятия обязательно проводить опрос учеников (а вот выбор методики такого опроса остается за преподавателем). Логика понятна?

Ни должностная инструкция, ни локальные акты организации НЕ МОГУТ возлагать дополнительные трудовые функции

Итак, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Т.к. работодатель не может издавать федеральные законы, то он никоим образом не может требовать выполнять дополнительные трудовые функции. А вот договориться с работником, чтобы последний начал их выполнять, вполне реально.

Работа по совместительству

Если вы хотите кроме своей педагогической работы выполнять еще какую-либо (социальный педагог, психолог и т.д.), то можете работать по совместительству (внешнему или внутреннему) согласно ст. 60.1 ТК РФ. В соответствии с ранее названной статьей работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). 
Обращаю ваше внимание, что при работе по совместительству заключается трудовой договор. А заключение трудового договора это ПРАВО работника, а не обязанность.

Дополнительная работа

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с ПИСЬМЕННОГО согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ). Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Таким образом, без письменного согласия работника, работодатель не имеет права включить или внести в какие-либо списки работника для выполнения дополнительных трудовых функций. Поэтому, если вас привлекают против вашей воли к выполнению дополнительных трудовых функций, оспаривайте это, пишите письменные обращения на имя руководителя, об отказе выполнять дополнительную работу, и всегда сообщайте, что в случае нарушения своих прав, будете вынуждены обратиться за их защитой в трудовую инспекцию.

Единый квалификационный справочник

В заключении обращаю ваше внимание, что существует такой документ как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Там указаны все возможные ДОЛЖНОСТНЫЕ обязанности, плюс то, что работник обязан знать, и требования к квалификации. Должность «учитель и преподаватель» находятся в 3 Разделе документа (сюда не копирую, чтобы не раздувать статью). 

Таким образом, ваша должностная инструкция не должна противоречить Единому квалификационному справочнику (далее — ЕКС) должностей, в нашем случае работников образования. 

Как указал Минтруд РФ в п.5 Постановления от 9 февраля 2004 г. N 9 «Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (с изменениями и дополнениями):»…Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности…».

Поэтому, хоть официально это только рекомендация, работодателю необходимо будет «попотеть», чтобы объяснить необходимость и обоснованность вмененной обязанности работнику, если она будет противоречить положениям ЕКС. 

Резюме

Подводя итог вышеизложенному:
— Любая дополнительная работа не предусмотренная трудовым договором и занимаемой должности производится только с ПИСЬМЕННОГО согласия работника;
— Должностная инструкция не может содержать в себе все прихоти работодателя, для нее так же есть требования;
— Если вы не давали согласия на выполнение доп. работы, НЕ НАДО ее выполнять.

Прилагаю шаблон документа, в случае, если требуют выполнения дополнительной работы. Обращаю внимание, что документы подаются в двух экземплярах, на втором ставится отметка об их получении. Или вы отправляете документ заказным письмом с описью вложения. Опись вложения нужна для того, чтобы потом администрация не говорила, что письмо они получили, но оно было о том, что они идеально выполняют свою работу.

Директору ГБПОУ СОШ №200

Иванову И.И.

От учителя математики

Петровой О.В.

Докладная записка

Довожу до Вашего сведения, что Приказом №100 от 03.03.2017 на меня возложены дополнительные трудовые функции, а именно работа воспитателем в пришкольном лагере на период с 01.07.2017 по 31.07.2017.

По занимаемой должности, я учитель математики, сведения о необходимости работы в пришкольном лагере в трудовом договоре и должностной инструкции отсутствуют. Таким образом, работа в пришкольном лагере является дополнительной трудовой функцией.

Согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 60.1 и 60.2 ТК РФ дополнительная работа возлагается на работника только с его письменного согласия.

Администрация образовательного учреждения в нарушение положений Трудового кодекса РФ от меня письменного согласия не запрашивала и как следствие не получала.

Таким образом, приказ №100 от 03.03.2017 о привлечении меня Петровой Ольги Васильевны к выполнению трудовых функций воспитателя пришкольного лагеря является не законным, и противоречит трудовому кодексу Российской Федерации.

Уведомляю Вас, что работать воспитателем в пришкольном лагере я отказываюсь, в случае дальнейшего нарушения моих трудовых прав, буду вынуждена обратиться за их защитой в Государственную инспекцию труда и в суд.

15.06.2017 Петрова О.В.

(подпись)

Статья опубликована в группе «Юрист для учителя»

Прослушать статью

Заключение трудового договора

При трудоустройстве на любую вакансию работник и работодатель должны заключить трудовой договор.

Понятие трудового договора определено Трудовым кодексом Российской Федерации: «Трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя» (ТК РФ Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора). Статья 61 определяет дату вступления трудового договора в силу: «Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу».

При заключении трудового договора следует обратить внимание на его содержание. Согласно Ст. 57 ТК РФ в документе указывается:

  • фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица), заключивших трудовой договор;
  • сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя — физического лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями);
  • сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями;
  • место и дата заключения трудового договора.

Обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы, а в случае когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
  • трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);
  • дата начала работы, а в случае когда заключается срочный трудовой договор — также срок его действия и обстоятельства (причины);
  • условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условия труда на рабочем месте;
  • условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Также существует еще несколько условий, которые могут включаться в трудовой договор по желанию работника или работодателя.

Согласно Ст. 67 ТК РФ «трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя».

Особое внимание следует обратить на подписание договора. Чаще всего работнику предлагается выразить свое согласие с пунктами трудового договора, оставив свою подпись в конце документа. Однако будет безопаснее и выгоднее, если вы, устраиваясь на работу, подпишите трудовой договор на каждой странице. После этого можно уже спокойно делать копию с подписанного документа и ставить отметку на оригинале, что копия вами получена. В противном случае работник может оказаться в невыгодном для себя положении — работодатель может изменить документ, заменив оригинальные листы документа другими. В случае же конфликтной ситуации вам будет тяжело доказать, почему у вас на руках копия с другого документа, тогда как у работодателя будет измененный, но подписанный вами договор. Подписывать документ на каждой странице будет нелишним в случае обращения с любыми бумагами, а не только трудовым договором!

Согласно Ст. 68 ТК РФ «прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения)».

Важно, что еще до подписания трудового договора (что логично) работодатель должен ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором. То есть все подробности работы (место, трудовая функция и т.д.) раскрываются в дополнительных документах.

Так, в письме Роструда (Федеральная служба по труду и занятости) от 24.11.2008 № 6234-ТЗ указано, что «если в трудовом договоре, как правило, указывается только трудовая функция работника (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), то в должностной инструкции в разделе „Должностные обязанности“ трудовая функция детально регламентируется, предусматриваются круг обязанностей работника, объем работы, участки, за которые отвечает работник, и т.д.».

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер — профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре — популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Купить

Дополнительная работа

Итак, изучив, согласившись и подписав необходимые бумаги, работник осознает, что входит в круг его обязанностей. Согласно Ст. 60 ТК РФ «запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами». Важно понимать, что локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить Трудовому кодексу РФ. Как бы директор школы ни желал требовать дополнительной (а еще лучше неоплачиваемой) работы от своих преподавателей, никаких отдельных законов, действующих только на территории школы и идущих «вразрез» с Трудовым кодексом, издавать он не вправе.

Однако работодатель может предложить дополнительную работу, которая заинтересует работника. В таком случае, согласно Ст. 60.1, «работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство)». Таким образом, заключение трудового договора о совместительстве является правом работника, а не обязанностью.

В соответствии со Ст. 60.2 ТК РФ «с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня».

Таким образом, только письменное согласие работника дает право работодателю рассчитывать на какие-либо дополнительные трудовые функции своего работника. Если же работодатель без вашего согласия пытается заставить выполнять дополнительную работу, не предусмотренную трудовым договором, вы можете смело оспаривать его беспочвенные требования. Кроме устного отказа выполнять дополнительную работу, вы имеете право писать обращения на имя руководителя учебного заведения, а также обратиться в трудовую инспекцию (или хотя бы предупредить вашего работодателя о возможности такого поступка).

Документальный «бонус»

Также вы можете обратиться к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“». Данный документ поможет разобраться со всем, что нужно знать о квалификационных характеристиках. «В разделе „Должностные обязанности“ содержится перечень основных трудовых функций, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию по должностям служащих.

В разделе „Должен знать“ содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе „Требования к квалификации“ определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый документами об образовании, а также требования к стажу работы».

Информация по профессии «Учитель» находится в разделе «III. Должности педагогических работников». Изучив документ, вы сможете четко понять, противоречат ли требования вашего работодателя Единому квалификационному справочнику, и, в положительном случае, смело ссылаться на документ.

Таким образом, если предлагаемая работодателем дополнительная трудовая функция не предусмотрена трудовым договором, а также занимаемой должностью и вы не давали письменного согласия на эту работу, то можете смело от нее отказываться. Проверить, имеют ли требования работодателя законные основания, можно, изучив вышеуказанные в статье официальные документы.

По материалам сайта «Педсовет»

#ADVERTISING_INSERT#

wcwjjgapec7qktapo1t91.jpg

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов. Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки. А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

 001.jpg

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

<…> В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору. <…>

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

нг7786.png

Пройдите обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:

  • Правовое регулирование трудовых отношений и кадрового документооборота в образовательной организации
  • Менеджмент в образовании
  • Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО
  • Экономика в образовании
  • Эффективный руководитель образовательных организаций
  • Мониторинг качества образовательно-воспитательного процесса
  • Организация учёта сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии. Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой. Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

Что грозит

На школу могут наложить штраф 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП)

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

Что грозит

Директору могут вынести замечание или объявить выговор за необоснованную трату средств, которые выделили школе

Профсоюз считает, что директор обязан сохранять среднюю зарплату педагогу, когда он участвует в ГИА и отсутствует в школе. Основанием такой обязанности профсоюз называет Отраслевое соглашение на 2018–2020 годы. Но положения Соглашения обязательны только для школ федерального подчинения, для остальных оно носит рекомендательный характер. Кроме того, Трудовой кодекс и Закон об образовании не содержат норм, которые бы обязывали школы сохранять оклад или среднюю зарплату за работником, пока он участвует в ГИА. Единственная обязанность – освободить учителя от работы и сохранить за ним должность (ст. 170 ТК, ч. 9 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому начислять среднюю зарплату директора может обязать только региональное законодательство.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Что грозит

Существует риск конфликта и трудового спора с работником

Работа педагога включает в себя не только уроки. Когда учитель готовится к занятиям, повышает уровень квалификации, проводит воспитательную работу, ведет журналы и дневники, занимается внеурочной деятельностью, он также выполняет свои трудовые обязанности (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ и п. 1 примечаний к приложению № 1 приказа Минобрнауки от 22.12.2014 № 1601). Смотрите на схеме, какие виды работ входят в рабочее время педагогов.

Институт новых технологий в образовании предлагает сотрудникам образовательных организаций дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации, семинарам и факультативам, а также скачать шаблоны документов и получить консультации экспертов.

Схема. Какие виды работ входят в рабочее время педагогов                            

 775ззщ.jpg

Обратите внимание, что педагог обязан выполнять только ту работу, которую зафиксировали в трудовом договоре, локально-нормативных актах школы, например, в ПВТР, должностной инструкции (ч. 1 ст. 91 ТК). Чтобы педагог выполнял дополнительную работу, которая не входит в нормируемую часть его рабочего времени, он должен дать на это письменное согласие и получать дополнительную плату от школы. Например, если поручаете учителю заведовать кабинетом, быть классным руководителем. Смотрите шпаргалку, которая покажет, какую работу можно поручить педагогу и как ее учитывать.

Шпаргалка для директора «Какую работу можно поручить педагогам вашей школы» 

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что грозит

Директора могут оштрафовать на 5 тыс. руб., а школу – на 80 тыс. руб., если учитель переработает по совместительству больше 18 часов в неделю (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Памятка для педагогов «Из чего состоит ваше рабочее время»


Специальные предложения:

1. Экспресс-обучение для тех, кто не любит ждать! Скидка 20% на программы профессиональной переподготовки за 1 месяц и повышения квалификации от 3 дней.

2. На коллективные заявки на обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации (не участвующих в акциях) предоставляются скидки до 30% на стоимость обучения.

Бонус! Обучение может стать не только полезным, но и приятным, так как действует специальное предложение для пенсионеров, студентов и женщин, находящихся в декретном отпуске — дополнительная скидка 5% на все ПП и ПК!

© Материал из Справочной системы «Образование»

Дополнительно работает на 0,5 учителем математики, так как другого учителя математики не может найти директор школы.

Вопросы:

1. Учитель работает дополнительно заместителем директора на 1 ставку в другой школе.

2. Учитель работает дополнительно в другой школе заместителем директора на 0,5 ставки и учителем на 0,5 ставки.

3. Учитель ведет уроки вместо болеющего учителя

4. Директор не может найти третьего учителя математики. Поэтому его ставка разделена между двумя работающими учителями.

5. Учитель работает заместителем директора в другой школе

6. Учитель работает учителем в другой школе

7. Учитель работает дополнительно заместителем директора на 1 ставку в своей школе.

8. Учитель должен выполнять урочную и внеурочную работу в школе. Дополнительно работает на 0,5 библиотекарем.

9. Учитель не обязан выполнять внеурочную работу в школе. Дополнительно работает на 0,5 библиотекарем.

10. Учитель математики не обязан выполнять внеурочную работу в школе. Дополнительно работает на 0,5 учителем математики, так как другой учитель математики заболел.

11. Учитель математики не обязан выполнять внеурочную работу в школе. Дополнительно работает на 0,5 учителем математики, так как другого учителя математики не может найти директор школы.

Варианты ответов:

А) . Внешнее совместительство

Б) . Внутреннее совместительство

В) . Совмещение

Г) . Расширение зоны работы/обслуживания/ замещение

Д) . Противоречит закону.

Нужны ли учителю совмещения?

В школах есть такие ставки как 0,25 или 0,5 педагога-психолога или социального педагога, либо педагога-организатора. Как вы относитесь к совмещению этих ставок с вашей прямой обязанностью? Как удаётся сидеть на двух «стулья»? Что вам это даёт?

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы

Шубина Ольга Владимировна(эксперт сообщества)

Долгое время совмещала работу учителя (физика, математика) и педагога-психолога (есть дополнительное образование). Очень трудно сидеть «на двух стульях». Урок есть урок — строго отведенное время, необходимая подготовка, а работу психолога получается надо делать в свободное от уроков время. Так что нереально делать все качественно и в срок. Как появилась возможность перешла только на часы и не жалею. Сейчас у меня совмещение — лаборант кабинета физики — но это уже как сопутствующая деятельность (к уроку сама все готовлю). А нужно ли — часто другого выхода нет.

Отредактировано 24-12-2016 08:28

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

Я тоже имею совмещение в виде 0,25 ставки педагога-психолога. Тоже есть образование.Душа не лежит, да не хочу разрываться. Работа в начальных классах более интересная и насыщенная. А тут. как что, так иди к тебе пришли. Да и слушать чужие жалобы и секреты не моё. Недавно отправили на курсы психологов. Я точно убедилась, что душа моя не принимает этот вид деятельности. Я не в своё «тарелке». А как выйти из этого круга не знаю. Директор об отставке и слушать не хочет. Вот и «стоит ком в горле».

Шубина Ольга Владимировна(эксперт сообщества)

Я думаю 0,25 ставки психолога — это только отмазка директора, что есть такой специалист. За это время можно быть действительно только «по вызову». Для полноценной работы психолога нужна полная ставка. И соглашусь с Вами, что не каждому такая работа подойдет.

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

Да работы много. 0,25 это просто прикрытие для начальства. Сочувствуют, но ставку не поднимают. Поэтому многое делаю дома вечерами.

Ботнева Мария Юрьевна

Долгое время совмещала с 0,5 педагога-организатора. Та же внеклассная работа, только уровень повыше. Плюс четыре года была классным руководителем в двух классах(пятый и восьмой в начале). Дети были чудесные! Что мы только не делали. От стихов на 1 сентября до гастролей со сказкой по первым классам. От посвящения в пятиклассники до марш-старта по ПДД. НИКОГДА в угоду этой работе не снимала себе уроки. Никогда на уроках не репетировала. Одно исключение — НОВЫЙ ГОД. Елки всегда проводятся в учебное время, как педагог-организатор я всегда находилась в зале, следила за техникой безопасности и выявляла-сглаживала конфликты.

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

Я тоже стараюсь так жить, но бывает дети напроказничали, приходит участковый и му не важно, есть у тебя уроки или нет,иди на разборки. По началу слушалась, потом поняла, это не моя работа, есть социальный педагог. Прошлый год у девочки пропал телефон, неделю сидели с соц.педагогом и наблюдали работу полиции с нашими детьми.

Ботнева Мария Юрьевна

У нас в школе тоже есть социальный педагог, на мой взгляд, адова работа, которая стоит гораздо больше тех денег, которые за нее платят.

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

Да, посмотришь на соц.педагога и ничего кроме сочувствия не испытываешь. Особенно в настоящее время.

Щербинина Екатерина Сергеевна

Я совмещаю педагога-организатора и часы педагога дополнительного образования — ничего хорошего, на мой взгляд. За двумя зайцами гнаться бессмысленно, на мой взгляд.

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

Пыталась просить повысить ставку в надежде в дальнейшем от неё избавиться, пока безуспешно. 0,25 никому не нужны. Жалею, что вообще согласилась.::smile13::::smile13::::smile13::

Щербинина Екатерина Сергеевна

Теоретически педагог просто пишет заявление на отказ от дополнительных часов и вопрос решен, но практически все зависит от руководства. И еще я заметила, что требования почти одинаковые — и на 0,5 ставки и на целую ставку. Если работать на совесть, то и без лишних часов времени свободного не много останется.

Городинская Екатерина Владимировна

Целый год совмещала свою работу учителя начальных классов и организатора — вожатого.Было очень трудно. Организация праздников, репетиции. А в это же время и уроки. Доплата за деятельность — копейки, но обязанностей очень много. Я думаю, что не стоит сидеть на двух стульях.

Наталья Владимировна

Учителей нужда заставила брать совмещения, а не собственная прихоть.

Любовь Александровна Попова(эксперт сообщества)

действительно. Было сказано,что работы немного, а на деле оказалось больше, чем на основную ставку.

Отредактировано 25-12-2016 07:42

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дополнительное соглашение к договору на замену реквизитов
  • Дополнительное соглашение на замену банковских реквизитов
  • Дополнительное соглашение на смену реквизитов в контракте
  • Допсоглашение об изменении банковских реквизитов договора
  • Допустимое время опоздания на работу по трудовому кодексу