Дом включен в реестр лицензий управляющей компании

(введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 255-ФЗ)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 198 ЖК РФ

1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2016 N 469-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

4. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 469-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 настоящей статьи случая принятия решения.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

(часть 5.1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 5.2 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

(часть 5.3 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

5.4. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

(часть 5.4 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

6. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ

Как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ

Мы уже рассказывали о том, что такое реестр лицензий субъекта РФ. Советовали, что делать, если ГЖИ не вносит в него изменения.

Сегодня мы поговорим о том, как внести и как исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ.

Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД

Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД

И всё же, что такое реестр лицензий субъекта РФ

Реестр лицензий  – это документ, в котором собраны данные о лицензировании деятельности по управлению МКД, сведения о лицензиатах, которые управляют домами, и адреса этих домов.

В этом документе нет данных о домах, где создано ТСН или установлена форма непосредственного управления (ч. 2 ст. 195 ЖК РФ).

Вопросы внесения и исключения домов из реестра описаны в Жилищном кодексе РФ:

  • вот так нужно вносить – ч. 2 ст. 198 ЖК РФ;
  • а так исключать – ч. 5–7 ст.198, ст. 199 ЖК РФ.

Как внести дом в реестр лицензий

Изменения в реестр лицензий вносятся при заключении, расторжении и прекращении договора управления (ст. 198 ЖК РФ).

Напомним, что договор управления заключается по итогам ОСС (ст. 44 – 48 ЖК РФ) или по результатам открытого конкурса по отбору УО (ПП РФ N 75). Расторгается по соглашению сторон (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 450 ГК РФ) или в одностороннем порядке по инициативе собственника (ч. 8.1. – 8.2 ст. 162 ЖК РФ).

Договор управления прекращается, когда истекает срок его действия и не предвидится пролонгация (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, ст. 407 ГК РФ).

Во всех перечисленных случаях лицензиат за три рабочих дня со дня заключения, прекращения или расторжения договора управления:

  • размещает эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации,
  • отправляет их в орган ГЖН.

Орган ГЖН получает эти данные и вносит изменения в реестр лицензий субъекта РФ.

Официальный сайт для раскрытия информации – ГИС ЖКХ, но ГЖИ не вносят изменения в реестр лицензий и не исключают из него дома, пока сведения о заключении, расторжении или прекращении договора управления не появятся на Реформе ЖКХ. Внести их на сайт необходимо за в течение семи дней после изменений. Это противоречит правилам, установленным ст. 198 ЖК РФ, но с 1 июля 2017 года всё вернётся на круги своя, когда у всех поставщиков информации снова появится обязанность размещать данные на ГИС ЖКХ.

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ

Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ

Кто вносит изменения в реестр лицензий

Порядок действий лицензиата и ГЖИ описан в приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр.

Порядок действий такой. Первый шаг делает лицензиат. Он отправляет в орган ГЖН заявление о внесении изменений в реестр лицензий. Делает он это за 3 дня со дня заключения, прекращения, расторжения договора управления МКД (ст. 198 ч. 2 ЖК РФ)

К заявлению нужно приложить (п. 3 приказа Минстроя РФ N 938/пр):

  • копию протокола ОСС о выборе способа управления МКД и заключении/расторжении договора управления;
  • копию протокола конкурса по отбору УО;
  • копию договора управления, а если УО выбрали по открытому конкурсу – копию договора управления, подписанного заявителем;
  • копию акта приёма-передачи технической документации и других документов, связанных с управлением МКД;
  • документ о полномочиях представителя лицензиата;
  • опись представляемых сведений.

Дальше подключается орган ГЖН. Он рассматривает заявление о внесении изменений в реестр лицензий и принимает одно из трёх решений:

  • вносит изменения,
  • отказывает лицензиату во внесении изменений,
  • приостанавливает рассмотрение заявления.

Срок – десять рабочих дней с даты поступления заявления. Если принимается решение о приостановлении рассмотрения заявления, десятидневный срок продлевается на срок, который нужен для того, чтобы запросить у лицензиата документы. Но он не может быть дольше, чем тридцать рабочих дней (п. п. 3, 7 и 10 приказа N 938/пр).

Следующий шаг – орган ГЖН вносит изменений в реестр лицензий. Сделать это нужно не позднее даты, указанной в решении (п. 14 приказа N 938/пр).

Последнее, что нужно сделать органу ГЖН – за три дня с момента принятия решения направить копию решения лицензиату (п. 11 приказа N 938/пр).

Управляющей организации нужно беспокоиться о внесение изменений в реестр лицензий. Для управления домом недостаточно просто заключить договор управления. УО имеет право приступить к управлению МКД только с даты внесения изменений в такой реестр (ч. 4 ст. 198 ЖК РФ). В противном случае это станет нарушением лицензионных требований.

Вы слышали мнение, приступить к исполнению обязанностей по договору управления можно, но выставлять собственникам помещения квитанции об оплате за весь период следует только после внесения изменений в реестр лицензий.

Мы не согласны с этим, поскольку Жилищный кодекс прямо запрещает до момента внесения изменений в реестр вести любую деятельность по управлению домом.

Почему ваш дом не вносят в реестр лицензий субъекта РФ: основные ошибки

Почему ваш дом не вносят в реестр лицензий субъекта РФ: основные ошибки

Как исключить дом из реестра лицензий

Исключить дом из реестра можно в двух случаях:

  • вы нарушили лицензионные требования – суд два и более раз назначил вам административное наказание за нарушение лицензионных требований или деятельности по управлению МКД (ч. 5 и 5.1 ст. 198 ЖК РФ);
  • вам аннулировали лицензию – лицензию аннулировал суда по решению органа ГЖН (ст. 199 ЖК РФ).

Причина исключения – неправомерные действия управляющей организации. Управляющей организации не нужно подавать никакие сведения в орган ГЖН, инициатор исключения всегда ГЖН.

Важный момент. При исключении МКД из реестра лицензий у управляющей организации возникает обязанность продолжать управлять домом, оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).

Делать это нужно до дня:

  • пока другую УО не выберут на ОСС или по результатам открытого конкурса;
  • когда ТСЖ, ЖК или ЖСК не заключит договор управления с УО;
  • возникновения обязательств по договорам, которые перечислены в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ;
  • государственной регистрации ТСЖ, ЖК или ЖСК.

При исключении МКД из реестра лицензий новая обязанность появляется и у органа местного самоуправления. ОМС должен организовать ОСС для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Не путайтесь: обязанность управлять домом до момента решения его судьбы появляется у УО только когда сведения о таком доме исключают реестра лицензий, но не когда в реестр вносятся изменения.

В последнем случае собственники знают дату расторжения или прекращения договора, у них есть время выбрать другую управляющую организацию или изменить способ управления. Поэтому управляющей организации и не нужно управлять домом до того момента, как определится новая УО. Это подтвердил Минстрой РФ на Всероссийском селекторном совещании по вопросам работы органов ГЖН субъектов РФ 5 мая 2016 года.

Что делать: ГЖИ отказывается внести изменения в реестр лицензий

Что делать: ГЖИ отказывается внести изменения в реестр лицензий

Автор статьи: Елена Шерешовец, директор СРО «КИТ», член Экспертного Совета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, заведующая кафедрой РосКапСтрой при Министерстве строительства и ЖКХ РФ, сотрудник Экспертной группы Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством для информационно-аналитического сопровождения реформирования и модернизации отрасли ЖКХ в России в РАНХиГС при Президенте РФ.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 902 подписчикам

Статьи по теме

Что надо знать о лицензировании УК в сфере ЖКХ

Что надо знать о лицензировании УК в сфере ЖКХ

Минстрой подготовил хорошую инфографику с информацией о том, что изменит лицензирование УК. Смотрите какие будут последствия введения новых стандартов на рынке управления жильём в РФ.

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

В 2015 году было введено лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 5 лет – длинная дистанция и оглядываясь назад можно сделать некоторые выводы о плюсах и минусах созданной государством системы.

Что такое лицензия и как в нее попадают

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

Управляющая компания является лицензиатом, т.е. лицом, работающем на основании лицензии. Применительно к ТСЖ в п. 1.3 ст. 161 ЖК РФ в законе сделано исключение о том, что для ТСЖ лицензия не требуется.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации был Утвержден приказом Минстроя РФ от 25.12.2015 N 938/пр (далее – Порядок № 938).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
— адрес многоквартирного дома;
— основания заключения, прекращения или расторжения договора управления — реквизиты договора управления многоквартирным домом;
— данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
— данные о реорганизации лицензиата (если она была)
— копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
— копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
— копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
— ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным должностным лицом заявителя. В ряде регионов данные документы можно подавать при наличии ЭЦП на юридическое лицо в электронном виде через порталы государственных услуг.

После получения данных документов в срок до 10 рабочих дней они подлежат рассмотрению и по итогам жилищная инспекция принимает решение:
— о внесении изменений в реестр
— об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов
— о приостановлении рассмотрения заявления.

Важно то, что жилищная инспекция имеет право проводить проверку по отсутствию признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений (например, при принятии решения о непосредственном управлении домом, если в нем более 30 квартир). В этом случае жилищная инспекция может обратиться в суд для установления судом факта ничтожности протокола.

С другой стороны, приостановка рассмотрения заявления возможна при подаче неверных сведений (дается срок на исправление данных), либо поступление в жилищную инспекцию в рамках 10 рабочих дней с даты подачи заявления сведений о еще одном лицензиате. Такое бывает, если за короткий срок новая управляющая организация успевает переголосовать дом.

Однако в Порядке № 938 прямо не прописана ситуация, как действовать жилищной инспекции при дублировании протоколов общих собраний. Сказано лишь, что жилищная инспекция «принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение», а механика такого решения никак не отражена, что само по себе плохо, т.к. способно привести к злоупотреблениям.

После принятия решения о включении дома в лицензию к управляющей организации, жилищная инспекция уведомляет об этом в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Как исключаются из реестра лицензии

Основанием для исключения дома из лицензии управляющей организации является принятие решения на общем собрании. Способ управления многоквартирным домом может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (п. 3 ст. 161 ЖК РФ).

В идеальных цивилизованных условиях после принятия такого решения в течение 5 рабочих дней со дня прекращения или расторжения договора управления, лицензиат (т.е. управляющая организация) обязан:
— разместить эти сведения в ГИС ЖКХ
— направить их в орган государственного жилищного надзора.

Такой порядок предусмотрен в п. 2 ст. 198 ЖК РФ и он практически никогда не выполняется. Чаще всего управляющие организации максимально затягивают данный вопрос, оспаривая протокол. Ответственности за невыполнение п. 2 ст. 198 ЖК РФ нет практически никакой, все это знают и все этим пользуются.

Если такое заявление направляется низложенной управляющей организацией, то жилищная инспекция вносит данные изменения в реестр за 10 рабочих дней. Однако, как уже было отмечено, такое заявление направляет не прежняя управляющая организация, а новая (либо ТСЖ).

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Затем через п. 10 и п. 16 Порядка № 938 осуществляется приостановка на 30 рабочих дней (а их часто достаточно для того, чтобы оспорить протокол).

Реестр лицензии и ТСЖ

Несмотря на то, что ТСЖ управляет домом без лицензии, государство планомерно ужесточает регулирование применительно к этой форме гражданской самоорганизации.

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

С другой стороны, в п. 3 ст. 198 ЖК РФ, государство фактически приравняло ТСЖ к лицензиатам, указав, что порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, исключения сведений о многоквартирном доме из указанного реестра распространяется и на ТСЖ.

Ситуация эта довольно печальная и вот почему:
— в соответствии с п. 5 ст. 135 ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации.
— в соответ. с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354), ТСЖ приступает к предоставлению коммунальных услуг с даты его государственной регистрации.

Такая же позиция приведена в Определении СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 6 июля 2015 г. N 310-КГ14-8259.
Возникает закономерный вопрос: как можно предоставлять коммунальные услуги с даты государственной регистрации (как это написано в законе), если жилищная инспекция не допускает ТСЖ до управлениям домом. Здесь очевидное несоответствие положений п. 3 ст. 198 ЖК РФ и п. 15 Правил № 354.

Реестр лицензии как инструмент шантажа и коррупции

И тут мы подходим к следующему важному моменту: жилищная инспекция очень часто использует реестр лицензии как инструмент шантажа и некую дубинку, которую она применяет избирательно, разрешая или не разрешая игрокам рынка подойти к управлению домом.

Порядок № 938 – очень запутанный, имеющий большой коррупционный потенциал для злоупотреблений. Например, в числе обязательных документов, которые необходимо представить для исключения дома из реестра лицензии, является копия акта приема-передачи технической документации на дом. Без этого документа – жилищная инспекция легко откажет в исключении дома из реестра лицензии.

Между тем, в соответ. с п. 1 ст. 198 ЖК РФ, документы на дом передаются в течение 3 рабочих дней после исключения дома из реестра лицензии. Получается замкнутый круг: жилищная инспекция не исключит дом, пока не будет предоставлена копия акта на полученные документы, а сам акт должен делать в течение 3 рабочих дней после самого исключения.

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2019 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

Можно ли управлять домом, не будучи в реестре

Если говорить про управляющие организации, то по логике закона – нельзя (хотя некоторые управляющие организации не отдают дом после смены способа управления и переголосовывают после попытки рейдерского захвата и включения дома в лицензию конкурента).

Говоря про ТСЖ, у меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Пока мы видим много норм в жилищном праве, которые противоречат сами себе и очень емки с точки зрения коррупции сотрудников жилищной инспекции.

Безусловно, мы бы хотели, чтобы вопросы расторжения договора управления решались цивилизованно: общее собрание принимает решение, управляющая компания подает за 5 дней заявление, а еще за 10 уходит из дома.

Но лично я за пять лет работы системы лицензирования – такого не видел. Наверно, цивилизованные разводы случаются (ведь для кого-то эта красивая конструкция норм придумана), но очень редко, и мне не попадалась. Чаще всего смена способа управления домом – это война, а раз так, то нужно учиться защищать себя самостоятельно.

И конечно же, требуется перебрать Порядок № 938, убрать из него самые коррупционные нормы и облегчить работу ТСЖ как низовой форме гражданской самоорганизации.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Сайт: pavelkuznetzov.ru

1. Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

2. В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

3. Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений о прекращении, расторжении договора управления многоквартирным домом в порядке и в сроки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса.

3.1. В случае признания судом недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом, которое послужило основанием для направления в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации вносятся органом государственного жилищного надзора на основании вступившего в законную силу решения суда о признании соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недействительным не ранее даты вступления в силу такого решения суда.

4. При выполнении требований о размещении указанных сведений в системе и внесении органом государственного жилищного надзора изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом лицензиат имеет право осуществлять деятельность по управлению таким домом с даты, определяемой в соответствии с частью 7 статьи 162 настоящего Кодекса, за исключением случая, указанного в части 7 настоящей статьи.

5. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением предусмотренного частью 7 настоящей статьи случая принятия решения.

5.1. В случае, если в течение двенадцати месяцев со дня выдачи органом государственного жилищного надзора предписания об устранении нарушений одного или нескольких лицензионных требований, предусмотренных пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 настоящего Кодекса, лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного предписания, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

5.2. В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, которое отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований, вновь совершено такое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5.3. В случае, если в течение двенадцати месяцев лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиатом были совершены действия (бездействие), направленные на воспрепятствование проведению таких проверок или уклонение от таких проверок.

5.4. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению.

6. Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 настоящего Кодекса.

7. В течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 настоящего Кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Уважаемые соискатели лицензии!

В соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами»

с 01.03.2022 для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в форме электронного документа посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (Госуслуги).

Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.

Лицензионными требованиями к лицензиату , устанавливаемыми в соответствии с частью 1 чтатьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2-3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;

в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

К соискателю лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных жилищным кодексом российской Федерации, предъявляются лицензионные требования, предусмотренные пунктами 1 — 5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации. Соискатель лицензии, осуществляющий предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии, должен соответствовать такюе лицензионному требованию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.

ВНИМАНИЕ! С 11.04.2018 ВСТУПИЛ В СИЛУ ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25.12.2015 № 938/ПР.

Формы заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и описи, прилагаемой к данному заявлению, опубликованы ниже.

РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПОАДРЕСНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В УПРАВЛЕНИИ ЛИЦЕНЗИАТОВ)

Список многоквартирных домов, в отношении которых Госжилинспекцией области инициировано исключение из реестра лицензий Ростовской области сведений об управлении многоквартирными домами

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ физического лица, претендующего на получение квалификационного аттестата, о допуске к сдаче квалификационного экзамена

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ физического лица о выдаче квалификационного аттестата

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о предоставлении сведений о конкретной лицензии из реестра

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о прекращении действия лицензии

ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к семинарам по лицензированию предпринимательской деятельности в сфере управления многоквартирными домами, проходившим в Государственной жилищной инспекции Ростовской области 17, 18, 19 декабря 2014 года

Государственная пошлина

Форма платежного поручения

В назначении платежа плательщику необходимо указать один из следующих вариантов:

  • Государственная пошлина за предоставление лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами — 30 000 рублей;

  • Выписка из реестра лицензий Ростовской области на бумажном носителе- 3000 руб

(п. 134 ч. 1 ст. 333.33. Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014)

В связи с возможными изменениями в налоговом законодательстве рекомендуем соискателям лицензий и лицензиатам перед оплатой государственной пошлины уточнять ее размер в актуальной редакции Налогового кодекса Российской Федерации.

Размещение информации в ГИС ЖКХ

В настоящее время в ГИС ЖКХ реализована возможность направления управляющими организациями заявок на включение сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий Ростовской области. К указанным заявкам должны быть прикреплены электронные образы договора управления многоквартирным домом и основания заключения договора управления многоквартирным домом (протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).

Кроме того, управляющая организация имеет возможность разместить информацию о многоквартирном доме, к управлению которым она приступает (в том числе, о многоквартирном доме, сведения о котором ранее были размещены иной управляющей организацией) в разделе ГИС ЖКХ «Реестр поставщиков информации».

Подробная инструкция по работе в личном кабинете управляющей организации опубликована на официальном сайте ГИС ЖКХ (www.dom.gosuslugi.ru) в разделе «Регламенты и инструкции» (подраздел «Технологические инструкции»).

Факт размещения управляющей организацией сведений о заключенном договоре управления в разделе ГИС ЖКХ «Реестр поставщиков информации», а также направления посредством ГИС ЖКХ заявки на включение многоквартирного дома в реестр лицензий Ростовской области с прикрепленными электронными образами договора управления многоквартирным домом и основания заключения договора управления при рассмотрении соответствующего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области Госжилинспекцией области будет расцениваться как надлежащее исполнение управляющей организацией требований части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 938/пр, о размещении информации в ГИС ЖКХ.

На сегодняшний день Жилищный кодекс РФ устанавливает право управляющей организации управлять многоквартирными домами только при включении данных домов в реестр лицензий. Порядок и сроки внесения органом государственного жилищного надзора изменений в реестр определены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр.

2 марта 2018 года в указанный приказ Минстроем России (приказ № 134/пр) внесены изменения. Данный документ зарегистрирован в Минюсте от 29.03.2018 и начинает действовать с 10.04.2018.

Так теперь пакет документов, предоставляемый лицензиатом с целью внесения изменений в реестр лицензий, должен быть прошит, пронумерован и заверен надлежащим образом в соответствии с требованиями законодательства.

Кроме того изменениями скорректирован перечень документов, прилагаемый к заявлению лицензиатом. Ранее порядок для включения/исключения многоквартирного дома в реестр лицензий предусматривал лишь предоставление лицензиатом копий протокола общего собрания собственников помещений дома, договора управления и акта приема-передачи технической документации.

При этом не содержал процедуры внесение изменений в реестр лицензий в отношении многоквартирных домов, которыми осуществляла временное управление управляющая организация по договору, заключенному с застройщиком, после сдачи его в эксплуатацию. В настоящее время данный вопрос урегулирован и на управляющую организацию возложена обязанность по предоставлению в инспекцию указанного документа.

Также урегулирован вопрос о предоставлении управляющими организациями документов подтверждающих право на управление многоквартирным домом, если конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся. Теперь в случае признания лицензиата по итогам данного конкурса единственным участником, он предоставляет в инспекцию соответствующий протокол. 

Внесены изменения касающиеся порядка расторжения договора управления в связи с окончанием срока его действия. На сегодняшний день лицензиат предоставляет заявление об уведомлении собственников помещений многоквартирного дома о прекращении договорных отношений, которое было направлено в установленном законом порядке. 

Меняется порядок рассмотрения инспекцией заявлений и приложенных к нему документов. Теперь для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий кроме ранее предусмотренных условий, устанавливаются факты наличия (отсутствия) вступивших в законную силу решений судов о признании лицензиата банкротом; признаков ничтожности решений общих собраний о выборе лицензиата в качестве управляющей организации; фактов, не превышения допустимого количества квартир (не более 30) при выборе собственниками помещений дома непосредственного способа управления.   

При этом в случае установлении факта указанных нарушений лицензиату отказывают во внесении изменений в реестр лицензий.

Кроме того порядок дополнен условиями о внесении изменений в случае реорганизации юридического лица. В данном случае лицензиат обязан отразить в заявлении данные о реорганизации и ее форму (присоединение, слияние, преобразование) и предоставить перечень документов, подтверждающий данный факт.

Обращаем Ваше внимание на следующие существенные изменения порядка:

  1. Ранее одним из оснований для отказа во внесении изменений в реестр лицензий порядок предусматривал наличие судебного спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.

В связи с принятием Верховным Судом РФ решения от 29.09.2017 № АКПИ17 указанное положение порядка исключено. Следовательно, наличие судебного спора не может являться основанием для отказа во внесении изменений в реестр, тем самым пресечена возможность нарушения прав граждан на выбор способа управления домом и исключена возможность злоупотребления управляющими организациями в передаче другой управляющей организации права управления домом.

  1. Теперь порядок определяет, что дата начала управления многоквартирным домом управляющей организацией считается первое число календарного месяца, следующего за датой решения инспекции о внесении изменений в реестр лицензий, но не ранее срока определенного договором управления. При этом дата окончания управления домом определяется последнее число месяца, в котором инспекцией принято соответствующее решение.

Кроме того напоминаем Вам, что в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ управляющие организации (ТСЖ, ТСН, ЖСК и иные специализированные кооперативы) обязаны предоставлять в инспекцию оригиналы протоколов общих собраний собственников помещений дома.

Зарегистрировано в Минюсте России 8 апреля 2016 г. N 41716


МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 25 декабря 2015 г. N 938/пр

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И СРОКОВ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр)

В соответствии с частью 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2015, N 27, ст. 3967, N 48, ст. 6724) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр
М.А. МЕНЬ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 25 декабря 2015 г. N 938/пр

ПОРЯДОК И СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ЛИЦЕНЗИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Приказов Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр)

1. Настоящий Порядок определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее -реестр).

2. Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее — орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частью 17 статьи 161, частями 3, 3.1, 5 — 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2005, N 1, ст. 14; 2020, N 31, ст. 5046) или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, а в случаях, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 110, частями 7 и 8 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, — уведомления о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведений о прекращении управления многоквартирным домом. Указанные заявление, уведомление или сведения, должны содержать следующую информацию: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

а) адрес многоквартирного дома;

б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом; (в ред. Приказов Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр)

в) реквизиты договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, или единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, или заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также сведения о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) электронного образа договора управления многоквартирным домом либо договора управления многоквартирным домом, заключенного в электронной форме, в том числе с использованием системы; сведения о размещении в системе электронного образа решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом, в случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме; (в ред. Приказов Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр)

г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, а в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии — номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее — лицензия); (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

е) данные о реорганизации лицензиата в случаях: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

— реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами); (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

— реорганизации лицензиата в форме преобразования; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

— реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

ж) сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу выбора, изменения способа управления многоквартирным домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления многоквартирным домом, в орган государственного жилищного надзора; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

з) сведения о размещении в системе электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником открытого конкурса, в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса, в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в результате проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

и) опись приложенных к заявлению документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

3. К заявлению о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, уведомлению о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом или сведениям о прекращении управления многоквартирным домом прилагаются следующие документы: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

а) в случае внесения изменений в реестр в связи с заключением управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии с частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

б) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с определением управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия решения органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации — г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

в) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с вступившим в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом в соответствии с частью 3.1 статьи 198 Жилищного кодекс Российской Федерации: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия вступившего в законную силу решения суда о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления многоквартирным домом и (или) решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о расторжении договора управления многоквартирным домом; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

г) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанному вопросу в орган государственного жилищного надзора; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

д) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с выбором способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— сведения о размещении копии протокола(-ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе или изменении способа управления многоквартирным домом, об утверждении устава товарищества собственников жилья, об утверждении устава жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом в системе или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по указанным вопросам в орган государственного жилищного надзора; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— сведения о размещении копии протокола общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о дате начала управления многоквартирным домом в системе; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия устава товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

е) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива или правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива о расторжении договора управления многоквартирным домом в системе; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия направленного уведомления о расторжении договора управления многоквартирным домом или копия вступившего в законную силу соответствующего решения суда или копия заключенного соглашения о расторжении договора управления многоквартирным домом; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

ж) в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с расторжением по инициативе управляющей организацией в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия заявления о прекращении договора управления многоквартирным домом и сведения о способе и сроке его передачи собственникам помещений в многоквартирном доме; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

з) в случае реорганизации в форме присоединения к управляющей организации юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее — присоединяемые лица): (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копии решений общих собраний участников (акционеров) управляющей организации и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и управляющей организацией; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

и) в случае реорганизации в форме преобразования управляющей организации: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

к) в случае реорганизации в форме слияния управляющих организаций (далее — реорганизованные юридические лица): (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

— справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

Копии представляемых с заявлением документов должны быть прошиты и надлежащим образом заверены уполномоченным лицом заявителя за исключением случаев направления таких сведений в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, или посредством информационной системы, использующей функции Единой системы идентификации и аутентификации пользователя (ЕСИА). (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

4. Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

5. В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

Абзац пятый. — Утратил силу. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) (Собрание законодательства Российской Федерации 2002, N 43, ст. 4190, 2004, N 35, ст. 3607, 2005, N 1, ст. 18, ст. 46, N 44, ст. 4471, 2006, N 30, ст. 3292, N 52, ст. 5497, 2007, N 7, ст. 834, N 18, ст. 2117, N 30, ст. 3753, ст. 3754, N 41, ст. 4845, N 48, ст. 5814, N 49, ст. 6078, ст. 6079, 2008, N 30, ст. 3616, N 49, ст. 5748, 2009, N 1, ст. 4, ст. 14, N 18, ст. 2153, N 29, ст. 3582, ст. 3632, N 51, ст. 6160, N 52, ст. 6450, 2010, N 17, ст. 1988, N 31, ст. 4188, ст. 4196, 2011, N 1, ст. 41, N 7, ст. 905, N 19, ст. 2708, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4301, N 30, ст. 4576, N 48, ст. 6728, 3 49, ст. 7015, ст. 7024, ст. 7040, ст. 7061, ст. 7068, N 50, ст. 7351, ст. 7357, 2012, N 31, ст. 4333, N 43, ст. 5787, N 53, ст. 7607, ст. 7619, 2013, N 23, ст. 2871, N 26, ст. 3207, N 27, ст. 3477, ст. 3481, N 30, ст. 4084, N 51, ст. 6699, N 52, ст. 6975, ст. 6979, ст. 6984, 2014, N 11, ст. 1095, ст. 1098, N 30, ст. 4217, N 49, ст. 6914, N 52, ст. 7543, 2015, N 1, ст. 10, ст. 11, ст. 35, N 27, ст. 3945, ст. 3958, ст. 3967, ст. 3977, N 29, ст. 4341, ст. 4350, ст. 4355, ст. 4362, 2016, N 1, ст. 11, ст. 27, ст. 29, N 23, ст. 3296, N 26, ст. 3891, N 27, ст. 4225, ст. 4237, ст. 4293, ст. 4305, 2017, N 1, ст. 29, N 18, ст. 2661, N 25, ст. 3596, N 31, ст. 4767, ст. 4815, ст. 4830, N 48, ст. 7052, 2018, N 1, ст. 54); (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

6. По итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

7. По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

8. Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

9. Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «а», «г» — «е» пункта 5 настоящего Порядка; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

10. Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются:

а) несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

в реестре на момент рассмотрения заявления;

б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.

в) поступление в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя или сведений о прекращении управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. (в ред. Приказов Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр, от 30.10.2020 N 658/пр)

11. Решение органа государственного жилищного надзора направляется заявителю посредством системы в день принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

12. После устранения лицензиатом нарушений условий, установленных подпунктами «а», «г» пункта 5 настоящего Порядка, послуживших основаниями отказа во внесении изменений, повторное обращение лицензиата с заявлением о внесении изменений в реестр осуществляется в общем порядке. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

13. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

14. В случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора: (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

а) в случаях, определенных частями 4, 13, 14, 17 статьи 161, частями 3.1, 5 — 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, — со следующего дня после дня принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного открытым конкурсом по отбору управляющей организации, договором управления многоквартирным домом с застройщиком, решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов Российской Федерации — г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и г. Севастополя; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

б) в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте «а» пункта 14 настоящего Порядка, — с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определенного договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 30.10.2020 N 658/пр)

15. При приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:

а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;

б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

в) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

16. В случае принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления, срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка, продлевается на срок проведения мероприятий, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, но не более чем на 30 рабочих дней.

17. По результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 7 настоящего Порядка. (в ред. Приказа Минстроя РФ от 02.03.2018 N 134/пр)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Доходъ инвестиционная компания дивиденды по акциям
  • Дом дерева на учителей в екатеринбурге часы работы
  • Дочернее предприятие иностранной компании в россии
  • Дом кафеля в челябинске российская 161 часы работы
  • Дочерняя компания дочерней компании как называется