Дом рябушинского в москве официальный сайт часы работы

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Мемориальная доска

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Парадный вход

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

Молельня

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Боковой фасад

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902–03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Мозаичный фриз

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Знаменитая лестница Шехтеля

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

Витраж

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

Лампа-медуза

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

Спальня

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931–36 гг.

Элемент декора

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Режим работы

Посетить музей Горького и ознакомиться с интерьерами особняка можно ежедневно с 11:00 до 17:30, кроме понедельника, вторника и дней, на которые приходятся официальные государственные праздники. Последний четверг каждого месяца в учреждении проводится санитарный день.

Цены на билеты в 2023 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 350 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 150 руб.;
  • для студентов и учащихся — 200 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 450 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000–5000 руб.. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб. 

В тарифную стоимость экскурсий не входит цена билетов на посещение музея-квартиры Горького. Они приобретаются дополнительно для каждого участника.

Несколько категорий граждан имеет право на бесплатный вход при наличии соответствующих документов. Подробную информацию о тарифах можно узнать на официальном сайте.

Как добраться до музея-квартиры А. М. Горького

Ближайшие станции метро расположены в 1–1,5 км от особняка:

  • «Баррикадная» и «Пушкинская»- линия 7;
  • «Тверская» — линия 2;
  • «Арбатская» — линия 3 и 4.

До музея можно доехать на автобусах № М3, С344, С511. Остановка «Никитские ворота».

Мобильные службы такси в Москве — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси

Особняк Рябушинского: видео

Отзывы с FOURSQUARE

Satomi

февраль 2020

Шикарный особняк, который спроетирован архитектором Шехтелем в стиле модерн. Прекрасное произведение искусства в центре Москвы

.

Grigory

декабрь 2018

Очень красивый особняк и фотографии Горького :)

Vasily

июнь 2018

Интересный музей… маст визит)

.

Kristina

июнь 2018

Один из лучших примеров модерна в архитектуре в Москве. Архитектор Шехтель сделал и внутренний интерьер в том же стиле. Особенно прекрасна сюрреалистичная лестница внутри. В 1930-к здесь жил Горький

Смотреть отзывы наtripadvisor

Другие музеи Москвы

Куда сходить и что посмотреть в Москве

А также

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк 2% при бронировании ЖД-Билетов на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании квартир, отелей на Tvil.ru.

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании Авто на Localrent. Автомобили от локальных прокатных контор на популярных курорта: Турция, Крым, Сочи, Грузия, ОАЭ, Армения и многие другие. Принимают карты МИР.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Ирина, эксперт проекта

Автор статьи

Ирина, эксперт проекта


Опубликовано: 02.08.2022
Просмотров: 2 704

Дом на Малой Никитской, построенный Шехтелем по заказу магната Рябушинского, является шедевром русского модерна. Он стал для русской архитектуры тем же, чем Малевич — для живописи или Маяковский — для литературы. В этой статье подробно изучаем всё модернистское великолепие особняка Степана Рябушинского в Москве и рассказываем про судьбы его жильцов.

Степан Рябушинский

Сперва скажем пару слов о первом владельце особняка. Московский модерн расцвёл благодаря предпринимателям. Если точнее — благодаря плеяде прогрессивных старообрядцев, которые на тот момент были богатейшими людьми России. Степан Рябушинский как раз один из них — вместе со своими братьями он управлял несколькими компаниями, которые принадлежали его семье. Однако этот человек был одарён не только ресурсами, но и тонким чувством вкуса. Рябушинский страстно собирал коллекцию икон из разных уголков страны, писал научные работы по иконографии, организовывал выставки и даже выпускал старообрядческий журнал. Буду учёным археологом он стал почётным членом Московского археологического института. 

Степан Рябушинский со своей семьёй

Строительство особняка

Фёдор Осипович Шехтель был уже состоявшимся архитектором, когда к нему поступило предложение построить особняк Рябушинского в Москве. К началу двадцатого века он успел поучаствовать во Всемирной выставке в Париже, спроектировать Ярославский вокзал и выполнить много частных заказов по всей столице. Заказ от Рябушинского стал для Шехтеля прекрасной возможностью отточить своё мастерство в новом для него стиле — модерне. 

Работы начались в 1900 году. Для строительства дома Рябушинский выбрал участок на Малой Никитской улице — вернее, его западную часть. На восточной разместились служебные помещения: прачечная, дворницкая, кладовая и конюшня. Рябушинский хотел разместить здание в глубине участка, поэтому Шехтель вывел на улицу только массивное крыльцо особняка. Пространство между фасадом и оградой автор проекта засадил деревьями. 

В 1903-м проект был сдан заказчику, который вскоре заселился туда с семьёй.

Особняк Рябушинского в 1903 году

Особенности архитектуры

Архитектурная традиция девятнадцатого века предполагала проектирование зданий от внешнего к внутреннему. Это значит, что в первую очередь продумывались фасады, а планировка считалась вторичным элементом. Здания строились для того, чтобы произвести впечатление, а не для комфорта живущих в них людей.

Модерн переворачивает эти представления и вводит новую формулу — «здание для человека, а не человек для здания». Поэтому Шехтель начинает проектирование особняка Рябушинского с парадной лестницы, от которой, как ветви дерева, разрастались остальные части дома. Это сравнение здесь не просто так — новое движение призывало возводить строения, которые бы максимально приближали человека к природе, а значит, и сами напоминали живое существо. 

Композиция здания свободна и ассиметрична — нет ни одного повторяющегося фасада, и даже окна различаются друг от друга по форме. Природные мотивы пронизывают весь экстерьер: в глаза сразу бросаются мозаичный фриз с орхидеями, оконные рамы в виде лепестков и ограда, напоминающая волны или листья причудливого растения. Её задача — не столько оградить, сколько привлечь взгляд. Если присмотреться, можно увидеть, что спирали на решётках балконов завиваются в виде совиных глаз. А в мозаике есть вкрапления золотистой смальты, которые мерцают в солнечную погоду.

С используемыми материалами Шехтель обошёлся сдержанно. Он не пытался приукрасить их или укрыть от взгляда: все фасады плоские, честно облицованные глазурованным кирпичом; штукатурка и лепнина не пытаются выдать себя за камень, как это делалось ещё в прошлом веке. 

Шехтель сделал этот дом по-настоящему своим творением. Он решил не заимствовать никакие готовые решения у своих предшественников и стремился сделать оригинальной каждую деталь. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на изломанную крышу, плоский карниз, который сильно выдается вперед, или на уникальные наличники. Или бросить один взгляд на интерьеры — но об этом чуть позже.

Особняк был новаторским и с точки зрения комфорта — Шехтель придумал для него специальную систему вентиляции, которая, к сожалению, не дошла до наших дней.

Особняк в наши дни

Внутри особняка

Шехтель превратил интерьеры особняка в целую экосистему; в этом ему помог не нуждающийся в представлении Михаил Врубель. Первый этаж стилизован под подводный мир: дверные ручки выполнены в виде морских коньков, паркет напоминает чешую или морские волны, а лепнина на потолке отсылает к заросшим водоёмам. Здесь располагались гостиная, столовая и курительная комната — настолько большая, что её прозвали «мужской гостиной». А поднявшись на второй этаж, мы выныриваем из-под воды и оказываемся в мире земном, где находились жилые комнаты и спальни Рябушинских. 

Эти два уровня особняка соединяет между собой главный элемент внутреннего декора — парадная лестница из серо-зелёного мрамора. Её перила как будто выполнены из плавящегося воска, который вот-вот потеряет форму и растечётся по всему дому. Венец композиции — огромный светильник-медуза, который при взгляде сверху превращается в черепаху. Структурно лестница вторит всему оформлению особняка и тоже заворачивается в спираль. 

Интерьеры в стиле модерн

В здании есть секретный третий этаж. Его нельзя увидеть снаружи — Шехтель хитро спрятал это пространство декором и большими окнами. Там Рябушинский укрыл от посторонних глаз старообрядческую молельню, существование которой прямо противоречило законам того времени. Это была стандартная практика для крупных купеческих домов. Интерьер молебной вторит византийским храмам — там даже есть широкий купол с окулюсом, круглым проёмом, напоминающим о Пантеоне. Как и все остальные элементы оформления, роспись этой комнаты продумывал Шехтель. 

На втором этаже Рябушинский обустроил мастерскую по реставрации икон, снаряжённую новейшим на тот момент оборудованием.

Самая просторная комната в доме — столовая на первом этаже. Днём её заливает солнечный свет, попадающий внутрь через большое окно. Оно здесь неслучайно: один из главных принципов архитектуры модерна — взаимопроникновение внешнего и внутреннего. В центре комнаты изначально стоял большой камин из каррарского мрамора, на котором была изображена женщина-бабочка, распрямляющая крылья. Отдельного внимания здесь заслуживает наборный паркет из нескольких сортов дерева, выложенный в форме морской волны.

По всему дому можно найти многоцветные витражи разных размеров — от совсем маленьких до занимающих целый этаж. А одна из главных винтажных композиций особняка находится в прихожей. Это пейзаж с холмом и деревьями, цвета которого меняются от позиции смотрящего и времени суток — от синего до ярко-жёлтого.

Во времена Рябушинского особняк был обставлен мебелью по эскизам Шехтеля, большую часть которой заменили после революции. Из оригинальных объектов до нас, к сожалению, дошёл только небольшой шкаф. Камин из столовой на первом этаже тоже был утрачен.  

Столовая на первом этаже во времена Рябушинских

Что всё это значит

В оформлении интерьеров особняка есть две сквозные темы. Первая — это единение человека с природой. Дом населён самыми разнообразными представителями флоры и фауны, которые приютились в многочисленных деталях декора. Вторая — движение к божественному. Разделение этажей на подводный, земной и небесный миры вторит древним представлениям об устройстве мироздания. При этом земной этаж полон аллегорий на бесконечное противостояние добра и зла: поднявшись по парадной лестнице, мы можем увидеть колонну из тёмно-красного мрамора, которую украшают лилии и саламандры. Колонна здесь — это древо познания, лилии символизируют добро, а саламандры — зло.

Чтобы попасть в потайную молельню, нужно сначала пройти по узкой галерее на втором этаже, а затем подняться по тёмной лестнице. Это путь смирения, по которому должен пройти верующий для спасения души. 

Секретная молельня на третьем этаже. Роспись авторства Шехтеля

После революции

После октября 1917-го Рябушинские спешно эмигрировали в Италию, а особняк перешёл в распоряжение московских властей. Ему быстро нашли новое применение: в этом же году там разместили Наркомат иностранных дел, а в 1919-м — Госиздат. Уже через два года в нём под эгидой Русского психоаналитического общества работал Александр Лурия, а на втором этаже открыли экспериментальный детский сад с задачей вырастить «новых людей» социалистического склада. Занятия там посещали сироты и дети большевиков, а его девиз звучал как «Никаких стеснений и никаких обязательств!» В 1925 году эксперимент свернули, и в особняке Рябушинского разместилось только что образованное Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). На этом месте организация проработала следующие шесть лет.

Именно за этот период и была утрачена большая часть оригинальной мебели. Модернистские изыски Шехтеля плохо подходили для задач бюрократии, поэтому на место этих предметов ставили на более строгие и практичные. Однако обстановку меняли не только новые чиновники — позже этим занялся Максим Горький.

Квартира Горького

Максим Горький заселился в особняк вместе со своей семьёй в 1931 году. Будучи рупором пролетариата не только по статусу, но и по натуре, писатель невзлюбил этот дом сразу после его появления. Он ценил простоту и лаконичность, а творение Шехтеля не отличалось ни тем, ни другим. Поэтому Горький ещё в дореволюционные времена ёмко окрестил его «нелепым» и отправился в Италию, не подозревая, что ему придётся провести в ненавистном дворце последние годы жизни.

Однако Сталин определил Максима Горького именно в этот особняк, когда писатель вернулся в страну. Такой выбор локации обусловлен тем, что в большом особняке было проще организовать слежку — в 1970-х в одной из стен обнаружили прослушивающее устройство. Но Политбюро изначально не скрывало своих намерений: в прихожей дома всегда сидел комендант, который подробно записывал все действия писателя.

Особняк Горького в Москве стал центром взаимодействия между новой властью и писателями. Здесь большевики несколько раз встречались с Маршаком, Шолоховым, Чуковским, Пришвиным и другими литераторами той эпохи. По горькой иронии, бывшее семейное гнездо Рябушинских стало местом зарождения соцреализма. 

Но при Максиме Горьком жизнь в доме кипела не только во время политических заседаний — это место стало писательским клубом, через который проходило огромное количество гостей. Подневольный жилец проводил литературные обеды и ужины и просто принимал людей по любым вопросам. 

Конечно, не обошлось без перестановок. Почти всю высоту лестницы теперь обрамляли книжные шкафы, гостиную переоборудовали под библиотеку и тоже заставили шкафами по всему периметру. Из одного кабинета сделали спальню — Горький не поднимался на второй этаж по состоянию здоровья. Камин из столовой исчез как раз после того, как писатель попросил его демонтировать. 

Кабинет Максима Горького

Музей Горького

Во время войны в служебных постройках на территории особняка обустроили квартиры. В самом доме после смерти Максима Горького в 1936 году осталась жить Надежда Пешкова, вдова его сына. Именно благодаря её стараниям здание приобрело статус музея тридцатью годами позже — в 1965-м. 

Сейчас в доме Горького на Малой Никитской сохраняется подлинная обстановка времён Горького и бережно хранятся его личные вещи. Осталась нетронутой личная библиотека писателя, которая насчитывает около двенадцати тысяч книг. А ещё в музее можно найти огромную коллекцию нэцкэ и окимоно — японских резных фигурок, которых Горьких за всю жизнь собрал более двухсот экземпляров. 

Как добраться

Адрес особняка — Малая Никитская улица, 6/2, строение 5. Он находится на равном удалении от станций «Арбатская», «Тверская» и «Баррикадная». От любой из них до здания можно дойти за 10–15 минут.

График работы музея: среда-воскресенье, 11:00-17:30. Входной билет стоит 350 рублей, купить его можно здесь.

Ищете особняк для жизни или бизнеса? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Бесплатно.

Музей в Москве

Музей-квартира Горького

Москва, М.Никитская, 6/2

Логотип - Музей-квартира Горького

Предоставлено пользователем: Dasha Keller

1/12

О месте Отзывы (9)

Самый известный памятник московского модерна. Построен Федором Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи. Наверху — старообрядческая часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова; его самая известная работа — мозаики «Маяковской» и «Новокузнецкой». В 1931 году в доме поселили вернувшегося из Италии писателя Горького. Горький, к счастью, почти не занимался переустройством интерьера — сохранилась даже молельня купца-старообрядца под самой крышей. Изменился кабинет — но без этого писатель не мог. У него было три совершенно одинаковых кабинета: в Питере, в Крыму и вот в Москве.

Телефон+7 (495) 697 32 41

АдресМосква, М.Никитская, 6/2

ЦенаВход 200–500 р., для детей до 7 лет вход свободный

Режим работыср-вс 11.00–17.30, кроме последнего чт месяца, касса закрывается на полчаса раньше

Статус

Откроется завтра в 11.00

Рецензия «Афиши»

на

музей

«Музей-квартира Горького»

7

Самый известный памятник московского модерна. Построен Францем (Федором) Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи. Наверху — старообрядческая часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова — его самая известная работа — мозаики «Маяковской» и «Новокузнецкой». В 1931 году в доме поселили вернувшегося из Италии писателя Горького.

Отзывы о музее «Музей-квартира Горького»

 

5

9

Один из домов Шехтеля, куда пускают внутрь

Шли в это место конечно же не из-за Горького или Рябушинского. Это один из немногочисленных домов, созданных Федором Шехтелем, которые можно осмотреть изнутри. (Вход, кстати, бесплатный.) Большинство других домов Шехтеля занято гос. организациями и попасть туда практически невозможно…

Сам дом, как и некоторые интерьеры, сохранились, благодаря тому, что в свое время сюда поселили человека союзного масштаба — Максима Горького. (Также, благодаря тому, что в усадьбу Морозовой заселился Ленин, до нас дошел в хорошем состоянии усадебный комплекс в Ленинских горках.)

В этом доме часть интерьеров представлены, как квартира Горького, часть — как апартаменты Рябушинского. Но на верхний этаж пускают не всегда. Туда ведет лестница, которая сама по себе является произведением искусства. Лестница дала трещину и ходить нужно осторожно и вдоль стены. Поэтому к ней относятся так бережно и закрывают проход на верхний этаж.

Кто интересуется архитектурой и историей Москвы, обязательно посетите этот дом, не пожалеете!

9

Необычный, наполненный символами особняк Рябушинского, известный также как музей-квартира Горького. Огромная гостиная, уютная спальная комната, библиотека, кабинет с окнами внушительных размеров, несомненно, привлекают внимание Однако стоит лишь поднять голову, как забываешь обо всем и морские орнаменты поражают своей красотой, но это еще не все. Главной точкой притяжения является изумительная лестница, взмывающая ко второму этажу, и напоминающая завитки-барашки морской волы. Лампы удивительной формы напоминают щупальца медузы, которая с высоты второго этажа волшебным образом превращается в красивейшую черепаху. Красота!

7

Обязательно к посещению. Иностранцы ходят толпами. Про модерн и Рябушинских много написано. Но! Состояние дома очень плохое, потёки на потоке 1-го этажа!! Пыль на китайском фарфоре с палец. Как мне проворчала рассказала «смотрительница» молельной комнаты, особняк не является музеем, находится на балансе Института мировой литературы, который денег ни на что не дает. Вековой паркет молельной она циклевала на свои деньги. Вобщем, бесхозность полная. И преступная человеческая глупость.

9

ОТДАМ В ДОМ-МУЗЕЙ, или любителям классической литературы ( кого заинтересует) ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ М,ГОРЬКОГО В 30 томах. САМОВЫВОЗ ИЗ ЗЕЛЕНОГРАДА, 8 929 642 01 39.Светлана

9

Интересное здание, завораживающая атмосфера. Можно присесть на лавочку и представить, что рядом с тобой сидит сам Горький и что-то говорит полу-слышно…
Веселый охранник, доброжелательный и приветливый. При входе просит вписать фамилию, имя и профессию в специальный журнал (помните, как в школе нам ключи от кабинета выдавали?:) ). Затем мы берем домашние тапочки, оставляем сумки тому же охраннику и идем прямиком в дом! За фотосъемку надо платить — 100 рублей. А сам же вход бесплатный.

Первый этаж, второй… Все такое старое, и запах соответствующий. Так пахнут книги 50-х годов прошлого века! И так пахнут вязаные кофты наших бабушек и дедушек. Прогулка в доме действительно вдохновляет и заряжает чем-то особенным. Это невозможно объяснить, лучше просто побывать в доме Максима Горького хотя бы раз!

Все отзывы

Особняк Рябушинского (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Москву
  • Горящие туры в Москву

1/10

  • Особняк РябушинскогоОсобняк Рябушинского

Семья Рябушинских — один из ярчайших примеров русской купеческой династии. Самый известный представитель клана — Степан Павлович, старовер, банкир, меценат, коллекционер, основатель автозавода, будущего ЗИЛа. В нем гармонично соединялись острый ум, коммерческий талант, тонкий вкус, любовь к старине и современному искусству. Дом для себя он заказал не кому-нибудь, а своему другу Федору Шехтелю, архитектору-модернисту, предтече великого Антонио Гауди. Построенный тем особняк Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве вызвал неоднозначную реакцию критиков, но сегодня он воспринимается, как новое слово в архитектуре 20 века.

Стиль модерн в Европе чаще называют ар-нуво, а в Америке — тиффани. Для него характерны отказ от прямых углов и ровных линий, соединение разнородных материалов, цветочные мотивы в декоре, тщательная художественная проработка всех деталей.

Шедевр русского модерна

Дом стоит вплотную к улице, его фасады облицованы светлым отделочным кирпичом и украшены фризом с изображением цветущих ирисов. Разнообразная форма окон и балконов с решетками из кованого железа создает прихотливый неповторяющийся рисунок.

В холле за входной дверью гостя встречает главное украшение интерьера — беломраморная лестница в виде падающей волны. Висящая высоко под потолком люстра похожа на медузу, в окне установлен огромный витраж, изображающий крылья бабочки. Даже бронзовые морские коньки на месте дверных ручек соответствуют общей тематике. Пол и стены в сине-зеленых тонах напоминают подернутый ряской пруд. Капители колонн изготовлены по рисункам Михаила Врубеля, еще одного друга владельца особняка.

Во время строительства старообрядчество еще было вне закона, потому архитектор по просьбе заказчика встроил внутрь дома тайную моленную комнату, которая не видна снаружи. Ее интерьер повторяет в миниатюре церковь с куполом, иконостасом и росписями. Рябушинский покупал старинные иконы и организовал у себя в доме первую в России мастерскую по их реставрации. Большая часть его коллекции после 1917 г. осела в Третьяковской галерее. Рассказывают, что в темноте на потолке молельни светятся буквы и узоры.

Особняк Рябушинского сегодня

Правительство СССР предоставило особняк Максиму Горькому после его возвращения в Россию, он жил в нем в 1931—1936 гг. С 1965 г. в здании находится Дом-музей Горького. В последние годы популярность пролетарского писателя упала, зато резко вырос интерес к истории страны и ее архитектурным памятникам. Несмотря на то, что некоторые детали интерьера утеряны, в гостиной уничтожен мраморный камин, а из 9 витражей уцелели только 7, поток посетителей не прекращается. Экскурсоводы утверждают, что иностранцев интересует Горький, а наших туристов — дом и все, что с ним связано.

Практическая информация

Адрес: Москва, ул. Малая Никитская, 6. Тел.: (495) 290-05-35.

Как добраться: на метро до ст. «Пушкинская», затем автобусами №№ А, 15 до ост. «Никитские ворота -ТАСС» или пешком по Тверскому б-ру. Время в пути — 15 минут.

Часы работы: с 11:00 до 17:30. Выходные дни — понедельник и вторник. Цена билета — 350 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2022 г.

Музей-квартира Максима Горького — мемориальный музей в Москве, посвящённый жизни и творчеству русского писателя, прозаика и драматурга Алексея Максимовича Пешкова, известного под литературным псевдонимом Максим Горький.

Музей-квартира А.М. Горького

Первоначально здание музея в стиле модерн, построенное российским архитектором Фёдором Шехтелем в 1902 году, принадлежало миллионеру С. П. Рябушинскому. Строительство началось, когда Рябушинскому было 26 лет. В этом доме он с семьей прожил вплоть до революции 1917 года, когда все семейство подверглось гонениям и спасалось в эмиграции.

После 1917 года особняк перешел во владение города и в нём поочередно располагались Государственное издательство, Всесоюзное общество культурной связи с заграницей, Психоаналитический институт и детский сад. В 1932 году Горький окончательно переехал в СССР, где до этого проводил по несколько недель в год, с тех пор за границу его больше не выпускали.

Бывший особняк Рябушинских был предоставлен ему и его семье в качестве резиденции Правительством СССР, наряду с дачами в Горках и Крыму. Именно здесь он провел остаток своих лет вплоть до смерти в 1936 году. В 1965 году здание официально приобрело статус музея.

После смерти Горького вдова его сына «Тимоша» (Пешкова, Надежда Алексеевна) осталась жить в особняке до 1965 года, последние 20 лет из них посвятила созданию музея Горького, возникшему практически на её энтузиазме.

Музей-квартира А.М. Горького

Холл

Незадолго до начала работы над особняком Рябушинского Шехтель побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Шелкопф был основателем пластического направления модерна. В природе не бывает прямых линий, все линии плавные, закругленые, текучие — такова основная идея пластического модерна. Эту мысль Шехтель использовал в оформлении дома Рябушинского.

За основу он взял морскую тему. В холле архитектор создал иллюзию подводного мира: знаменитая «тающая» парадная лестница холла из эстонского вазалемского мрамора в форме волны, люстра-медуза, стены зеленоватого цвета, ручки дверей в виде морских коньков. Через витражи в окнах второго этажа проникает приглушенный свет и тоже создает ощущение водной стихии.

Роскошь и тайны особняка Рябушинского в Москве

Без сомнения, одно из самых красивых зданий Москвы — особняк известного промышленника, мецената, коллекционера Степана Павловича Рябушинского (1874-1942), построенный по проекту знаменитого русского архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля (1859-1926) в 1900-1903 годах. Он считается одним из лучших образцов русского модерна.

Особняк Рябушинского, старое фото

С 1931 по 1936 годы в этом доме жил Максим Горький (1868-1936), а после его смерти — невестка Надежда Алексеевна Пешкова с внучками писателя. В 1965 году здесь был открыт мемориальный музей-квартира Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Дом необычайно красив. Здесь можно найти элементы английской готики и мавританского стиля, японские мотивы. Мягкие узоры ограждений балконов и ограды напоминают о море, подчеркивают текучесть жизни — излюбленный шехтелевский прием. Стены облицованы светлым глазурованным кирпичом. Широкий мозаичный фриз с изображением ирисов придает зданию особую нарядность. Цветочный мотив повторяется и в рисунке оконных рам.

Вход в особняк Рябушинского, Москва

Особняк Рябушинского, Москва

Особняк Рябушинского, Москва

Разные объемы создают игру света и тени. Глядя на здание, трудно сказать, сколько в нем этажей. Этим в свое время воспользовался старообрядец Рябушинский, по распоряжению которого был сделан «невидимый» третий этаж, на котором находилась старообрядческая молельня — до 1905 года старая вера преследовалась.

Особняк Рябушинского в Москве, фасад со стороны Спиридоновки

Интересно сравнить особняк Рябушинского с другим творением Шехтеля — домом Смирнова на Тверском бульваре, построенном чуть раньше. На мой взгляд, Смирновский особняк тяжеловесен и несколько мрачен, а дом Рябушинского — легкий и воздушный, хотя временами некоторая мрачность в интерьерах проскальзывает.

Особняк Рябушинского, Москва

Рядом с особняком расположен двухэтажный флигель, в котором с 1941 по 1945 год жил писатель Алексей Толстой. В 1987 году в его стенах открыт мемориальный музей.

Флигель, особняк Рябушинского, Москва

Главный вход в дом Рябушинских со стороны Малой Никитской улицы закрыт, вход в музей находится со стороны двора с улицы Спиридоновка.

Когда попадаешь внутрь, первое, что поражает — это холл с необычной лестницей из эстонского вазалемского мрамора. Своей колористикой помещение уподобляется морской пучине, а лестница — волне, которая стремится ввысь. Приковывает внимание люстра, выполненная в форме медузы, которую сверху закрывает плафон, изображающий панцирь черепахи. Ручки дверей отлиты в форме морских коньков.

Холл с лестницей, особняк Рябушинского, Москва

Особняк Рябушинского украшают 9 витражей, созданных русским живописцем Сергеем Арсеньевичем Виноградовым по эскизам Шехтеля. Они создают иллюзию пространства. К интерьерам приложил свою руку Михаил Александрович Врубель. Чувствуется влияние и Антонио Гауди,с которым Шехтель состоял в переписке.

Витраж на первом этаже, особняк Рябушинского, Москва

Прежде чем подняться по лестнице, давайте осмотрим комнаты первого этажа. Они интересны тем, что отразили два культурных пласта — затейливый дом начала XX века богатого промышленника и мецената Степана Павловича Рябушинского и массивную, несколько мрачную стилистику 1930-х годов.

После революции особняк Рябушинского национализировали. В 1920-е годы им по-очереди владели Наркомат по иностранным делам, Государственное издательство РСФСР, Государственный Психоаналитический институт, детский сад «Дошкольная коммуна при ВЦИКе», «Всесоюзное общество культурной связи с заграницей». В результате были утрачены некоторые детали интерьера и предметы мебели.

В октябре 1932 года Максим Горький окончательно вернулся в Москву. Особняк Рябушинского был передан ему в качестве квартиры. С ним проживали члены семьи — сын Максим Алексеевич Пешков с супругой Надеждой Алексеевной (по прозвищу Тимоша) и дочками Дарьей и Марфой. В целом, особняк Рябушинского не очень нравился Горькому — он казался ему слишком вычурным и сложным.

После смерти Горького (Максим Пешков скончался двумя годами ранее) Надежда Алексеевна осталась жить в этом доме, её стараниями в 1965 году был открыт мемориальный музей Максима Горького. Обстановка здесь сохранилась такой, как при жизни писателя.

Первая комната — Секретарская. Мебель здесь тяжелая, по моде 1930-х годов.

Секретарская, особняк Рябушинского, Москва

Спальня — самая тихая комната. Большое окно выходит в сад. Спальный гарнитур был приобретен для меблировки дома Горького довольно случайно. На угловой полке стояли книги для ежедневного вечернего чтения. На прикроватной тумбочке — фотография старшей внучки писателя Марфы, одна из последних фоторабот Максима Пешкова. Об Италии напоминает картина с изображением морского берега близ виллы «Иль Сорито» в Сорренто, где жил Горький.

Спальня Спальня Витрина с безделушками в спальне

Кабинет наиболее полно отражает вкусы писателя, напоминая другие кабинеты Горького в Сорренто (Италия), Тессели (Крым) и на подмосковной даче в Горках. Здесь Горький работал с корреспонденцией, писал свои произведения. Резной стол, два табурета и кресло перед письменным столом — китайские, купленные у антиквара семьей писателя и Алексеем Толстым.

Кабинет Максима Горького

Диван, особняк Рябушинского, Москва

Паркет, особняк Рябушинского, Москва

Потолок в кабинете, особняк Рябушинского, Москва

Горький собрал внушительную коллекцию нэцкэ и других изделий из кости, инкрустированного бамбука, фарфора. Его друзья и знакомые, зная о пристрастии писателя, старались привезти ему подарки из Китая и Японии. Благодаря этому комната имеет ярко выраженный восточный колорит.

Восточная коллекция Максима Горького, особняк Рябушинского, Москва

Восточная коллекция Максима Горького, особняк Рябушинского, Москва

Кабинет Горького, фрагмент, особняк Рябушинского, Москва

На высоком письменном столе, сделанном специально по заказу Горького, разложены письменные принадлежности в том порядке, как они лежали при жизни писателя. Если бы не прозрачный колпак над столом, можно было бы подумать, что Горький только что вышел из комнаты.

Саламандра, музей Горького, Москва

Карп, музей Горького, Москва

На мой взгляд, кабинет оказался наиболее гармоничной комнатой во всем доме, в котором соединились замысел Шехтеля и любимая обстановка Горького.

Кабинет Максима Горького, Музей Горького, Москва

Из кабинета писателя попадаешь в Библиотеку — одну из самых необычных комнат в доме. Главная тема — образы сада с прудом, водного и надводного царств. Потолок покрыт ручной лепниной и украшен картушем с изображением хризантем и ползущей улитки, символа счастья. Вдоль стен стоят шкафы, выполненные по рисункам Горького. В этой комнате Горький проводил встречи с молодыми писателями, общался с коллегами.

Библиотека, особняк Рябушинского, Москва

Массивные книжные шкафы выполнены по эскизам Горького. В них находится последняя из собранных писателем библиотек — примерно 12000 томов, 10000 названий.

Библиотека

Потолок в Библиотеке, особняк Рябушинского, Москва

В Столовой любила собираться вся семья и гости, проводились литературные встречи. Во времена Рябушинского комнату украшал огромный камин из каррарского мрамора, разобранный в 1920-е годы, когда здание находилось в собственности различных организаций. Сейчас на его месте стоит диван.

Столовая

Буфет, особняк Рябушинского, Москва

Диван, особняк Рябушинского, Москва

Буфет, особняк Рябушинского, Москва

Обойдя все комнаты первого этажа, мы вновь оказываемся в холле. Парадный вход со стороны Малой Никитской улицы сейчас закрыт.

Парадный вход со стороны Малой Никитской улицы, особняк Рябушинского, Москва

Потолок, особняк Рябушинского, Москва

Лестница в доме символизирует волну, движение из морской пучины к свету.

Светильник на лестнице в холле

Во времена Рябушинских в доме существовали уникальные технические новинки: лифт, по которому подавались блюда из расположенной в подвале кухни в столовую, система кондиционирования воздуха. Были электричество и телефон. Увы, многое было утрачено в 1920-е годы. На лестнице сохранилось вентиляционное отверстие, рядом с которым — «теплая» скамейка.

Вентиляционное отверстие в лестнице, особняк Рябушинского, Москва

Огромная библиотека Максима Горького полностью не помещалась в комнатах, поэтому её часть хранилась в массивных шкафах на лестнице.

Лестница, особняк Рябушинского, Москва

Помещение украшает огромный витраж с декоративным балконом. Под ним, на лестничной площадке между первым и вторым этажами, расположен небольшой уголок с двумя встроенными диванами и журнальным столиком.

Лестница, особняк Рябушинского, Москва

Лестница и холл второго этажа, особняк Рябушинского, Москва

Лестница, особняк Рябушинского, Москва

Неприметная дверь на втором этаже ведет к узкой лестнице на третий этаж, где располагалась тайная молельня Рябушинских.

Шкафы, особняк Рябушинского

Капитель колонны украшена лилиями и саламандрами, символизирующими извечную борьбу добра и зла.

Лилии и саламандры, особняк Рябушинского, Москва

На втором этаже располагались комнаты, где жили Максим Алексеевич с супругой Надеждой Алексеевной и дочками Дарьей и Марфой. Тяжелобольному Максиму Горькому было трудно подниматься сюда. Сейчас здесь выставлены вещи, портреты, письма, картины писателя.

Комната второго этажа, особняк Рябушинского, Москва

Портрет Максима Горького

Во второй комнате находятся предметы мебели из подмосковной дачи Горки, где 18 июня 1936 года Горький скончался от воспаления легких на фоне застарелых тяжелых заболеваний. На стене — любимые картины, принадлежащие перу Михаила Нестерова: «Вечер на Волге» и «Больная девушка». Увы, вторая картина оказалась пророческой.

Мемориальная комната с предметами мебели из Горок

Кресло, журнальный столик, портрет и посмертная маска Горького

Максим Горький за работой

Окно второго этажа, особняк Рябушинского, Москва

И вновь вернемся на лестницу, чтобы сполна насладиться её красотой.

Дверь на втором этаже, особняк Рябушинского, Москва

Лестничный холл второго этажа, особняк Рябушинского, Москва

Лестничный холл первого этажа, особняк Рябушинского, Москва

В особняке Рябушинского есть третий этаж, который не виден с улицы, где располагалась старообрядческая молельня. Степан Павлович Рябушинский одним из первых начал научную расчистку и реставрацию древних икон, в доме находилась реставрационная мастерская, планировалось открыть музей русской иконы.

Лестница на третий этаж

В небольшой комнате перед молельней сейчас находится экспозиция, посвященная семье Рябушинских.

Экспозиция, посвященная семье Рябушинских, особняк Рябушинского, Москва

Молельня — одно из самых необычных помещений в доме. Она выполнена в древнерусском стиле, стены таинственно светятся, напоминая звездное небо. К сожалению, её обстановка не сохранилась.

Молельня, особняк Рябушинского, Москва

Купол молельни, особняк Рябушинского, Москва

Дверь в молельне, особняк Рябушинского, Москва

Много тайн хранит бывший особняк Рябушинского. Была ли в доме оборудована прослушивающая система, благодаря которой НКВД и лично Сталин были в курсе всех дел Максима Горького? Кем был писатель — поклонником сталинского режима, оправдывающим репрессии, или человеком, который прекрасно всё понимал и в меру своих сил пытался спасти невиновных, за что в конечном итоге и поплатился? Какую роль сыграла Тимоша в жизни писателя и своих любовников — Генриха Ягоды, Михаила Тухачевского, Алексея Толстого и других, почему почти все они были репрессированы? Может быть, права народная молва, приписывая Сталину влюбленность в Надежду Алексеевну?

Почти напротив особняка Рябушинского находится церковь Большого Вознесения, что у Никитских ворот. 18 февраля (2 марта) 1831 года здесь состоялось венчание Александра Пушкина и Натальи Гончаровой. Впрочем, это уже совсем другая история.

Улица Спиридоновка и церковь «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Информация для посетителей:

  • Адрес: Россия, Москва, Малая Никитская улица, 6/2
  • Ближайшие станции метро: Арбатская, Тверская
  • Телефоны,, +7 495 690-32-62
  • Время работы: среда — воскресенье с 11:00 до 17:30
  • Вход и фотосъемка платные.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Библиотека

Мемориальная библиотека Горького в этом доме — последняя, примерно 6-я по счету из собранных им за долгую жизнь. Много книг из предыдущих библиотек Алексей Максимович передал в городскую библиотеку Нижнего Новгорода, Публичную библиотеку Петрограда, раздал друзьям-писателям. Это собрание книг насчитывает 10000 названий (12000 томов) и занимает 44 специально изготовленных шкафа в библиотечной комнате, секретарской, в двух вестибюлях и на ступенях лестницы.

Музей-квартира А.М. Горького

Билеты и часы работы

Билет взрослому обойдётся в 350 рублей, для студентов 200 рублей, для школьников 150 рублей. Иностранным гражданам посещение обойдётся дороже — 450 рублей. Фото — и видеосъёмка стоит 100 рублей.

Музей-квартира Горького

Музей работает со среды по воскресенье с 11:00 до 17:30, выходные дни — понедельник и вторник. Вход в музей по предварительной записи.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Домашний бизнес в частном доме для мужчин без вложений
  • Домашняя мечта каменск уральский часы работы каменская
  • Домодедовский рынок часы работы в новогодние праздники
  • Доп компании для варкрафт 3 фрозен трон зеленый дракон
  • Доп соглашение в связи со сменой банковских реквизитов