Продолжаем разбирать сложные вопросы, связанные с разграничением капитального и текущего ремонтов общего имущества собственников помещений в МКД. Сегодня читайте о том, к какому виду ремонта относится утепление фасада и восстановление его теплозащиты согласно нормативно-правовым актам и судебной практике.
Текущий и капитальный ремонт: являются ли они взаимоисключающими
Текущий ремонт – предупредительный, предотвращает износ конструкций и устраняет мелкие повреждения
Споры о том, что относится к текущему, а что капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, – типичная ситуация сегодня. Собственники, управляющие организации и региональные операторы по капремонту постоянно выясняют, кто, что и за какие деньги должен ремонтировать в МКД, особенно в старом жилфонде.
Минстрой РФ в письме от 27.02.2018 № 7026-АС/08 попытался разграничить понятия двух ремонтов общего имущества:
- Текущий – это устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации дома, при котором элемент практически не выбывает из эксплуатации, его технические характеристики не меняются.
- Капитальный – это восстановление утраченных первоначальных технических характеристик элемента дома в целом, при этом его основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Согласно п. 18 ПП РФ № 491, текущий ремонт считается предупредительным и заключается в систематически проводимых УО работах по предотвращению износа конструкций, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.
Несмотря на множество определений текущего и капремонтов, споры по этому поводу между УО, собственниками и органами ГЖН не прекращаются. Например, мы рассказывали о деле, в котором рассматривался вопрос, является ли ремонт отмостки дома капремонтом или проводится за счёт текущего.
Сегодня разбираемся с вопросом, к чему относить работы по утеплению фасада многоквартирного дома.
Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции
Правила № 170 включают восстановление теплозащиты и теплоизоляции стен МКД в перечень работ по текущему ремонту
Согласно пп. «в» п. 2 ПП РФ № 491, стены МКД входят в состав общего имущества собственников помещений, и за их надлежащее состояние и ремонт отвечает управляющая домом организация.
В п. 4.3.1 Правил № 170 указано, что УО должна обеспечивать восстановление теплотехнических, акустических, водоизоляционных свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов и заданный температурно-влажностный режим внутри здания. Также УО отвечает за надлежащую тепло- и влагозащиту наружных стен и утепление промерзающих участков фасада (п.п. 4.2.1.1, 4.2.1.12 Правил № 170).
Согласно п. 4.10.5.1 Правил № 170, теплоизоляцию ограждающих конструкций жилых зданий следует устраивать в соответствии с действующими нормативными документами. В соответствии с п. 4.10.5.2 Правил № 170, теплозащиту дефектных участков стен и крыш производят путём
- устранения неисправностей в ограждающих конструкциях;
- просушки отсыревших участков стен и крыш;
- утепления участков ограждающих конструкций с недостаточным сопротивлением теплопередачи дополнительным утепляющим слоем;
- просушки или замены отсыревшего утеплителя на более эффективный;
- восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен.
Такие работы в отдельных помещениях МКД включены в перечень работ, входящих в плату собственников за текущий ремонт в составе размера платы за жилое помещение (приложение 2 к 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда»).
Утепление стен МКД входит в минимальный перечень работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества
Минимальный перечень необходимых для надлежащего содержания общего имущества собственников в МКД работ и услуг и порядок их выполнения определены Правительством РФ в ПП РФ № 290 (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ). Согласно п. 3 ПП РФ № 290, управляющие организации должны:
- проводить обследование ограждающих конструкций домов на предмет нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами;
- выявлять следы коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей;
- устранять повреждения в кладке, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями.
Если УО установила такие нарушения, в том числе утрату теплозащиты ограждающих конструкций, она обязана разработать план их устранения и выполнить его. Утепление входит в минимальный перечень работ и услуг как способ устранения нарушения теплозащитных свойств ограждающих конструкций.
Этого мнения часто придерживаются суды, разрешая споры о том, должна ли УО утеплять стены дома за счёт платы собственников за содержание жилья, или же это капремонт. Например, позиция, что такие работы относятся к текущему ремонту, содержится в решении Нижегородского районного суда Н. Новгорода от 13.05.2019 по делу № 2-617/2019.
Почему УО должна проводить текущий ремонт разрушенной отмостки дома
УО обязана проводить текущий ремонт, даже если есть необходимость в капитальном
Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ, в перечень работ по капремонту общего имущества многоквартирного дома включён ремонт фасада. В некоторых регионах власти дополняют этот перечень и относят к ремонту стен дома ещё и их утепление, как, например, сделали в Санкт-Петербурге. А правительство в Самарской области, наоборот, решило исключить такие работы из перечня по капремонту из-за их высокой стоимости.
Но в данному случае речь идёт о капитальном ремонте целого фасада МКД. Если же в утеплении нуждается отдельный участок стены/помещении, то работы по восстановлению теплозащиты – обязанность УО, что предусмотрено ПП РФ № 290. Эту позицию подтверждает практика ВС РФ, который указывал, что необходимость в капремонте не прекращает обязанности управляющих организации проводить текущий ремонт для восстановления надлежащего состояния общего имущества в доме (определения от 21.08.2019 № 302-ЭС19-13268, от 27.08.2019 № 307-ЭС19-14880).
Такие выводы делают и суды нижестоящих инстанций, например, в деле № А17-6634/2017. Если УО в ходе осмотра общего имущества установила, что для устранения обнаруженных неисправностей необходимо провести капремонт, это обстоятельство не освобождает её от текущих работ по ремонту таких элементов до момента, когда собственники примут решение о капремонте.
На заметку
Вопрос разграничения текущего и капитального ремонтов отдельных частей и элементов, входящих в состав общего имущества собственников в МКД, по-прежнему спорный и решается зачастую в суде.
ПП РФ № 491 и № 290, Правила № 170 относят утепление части фасада многоквартирного дома, восстановление его теплозащиты к перечню работ, которые управляющая организация должна проводить в рамках текущего ремонта. Судебная практика часто придерживается именно этой позиции.
Однако, если собственники решат утеплить фасад в рамках капитального ремонта, то они могут включить такие работы в перечень и утвердить на общем собрании при условии, что:
- фонд капремонта МКД формируется на спецсчёте,
- или в региональную программу капремонта включены такие работы.
Также собственники вправе принять решение о сборе целевых взносов на утепление фасада многоквартирного дома. Если же они требуют от УО выполнить такие работы за счёт размера платы за содержание жилья и дело дойдёт до суда, судья может встать на сторону собственников.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 870 подписчикам
Статьи по теме
(Брянск) 04.07.2017 Рубрика: ЖКХ
Наружное утепление стен панельного дома
Я проживаю на последнем этаже пятиэтажного дома в угловой квартире. В одной из комнат квартиры холодно зимой. Есть акт о промерзании стен, составленный представителем управляющей компании. В настоящее время управляющая компания пытается навязать платное утепление внешнего фасада стены квартиры. Услуги будет оказывать нанятый ею подрядчик. План работ и смету не показывают. Правомерны ли действия управляющей компании? Можно ли заставить управляющую компанию утеплить фасад стены не за мой счет?
Светлана Разворотнева
Консультаций: 262
В п. 9 Минимального перечня работ и услуг , необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 предусмотрен перечень работ, выполняемые в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов. В том числе (помимо прочего) предусмоотрено выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами, нарушений сплошности и герметичности наружных водостоков, а при выявлении повреждений и нарушений — разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Перечень работ, относящихся к текущему ремонту стен и фасадов, установлен также Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, и включает в себя герметизацию стыков, заделку и восстановление архитектурных элементов, смену участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
Пунктом 4.1 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме отнесено к компетенции общего собрания собственников.
Как правило, решение о формировании плана текущего ремонта формируется с учетом предложений управляющей компании по итогам проведения осенних и весенних осмотров общего имущества и его фактического состояния и потребностей. Соразмерно такому плану формируется и плата за текущий ремонт.
Иной вариант – это определение затрат на конкретные виды текущего ремонта по мере выявления потребности в его проведении. При этом вы вправе требовать предоставления сметной документации, подтверждающей обоснованность заявленной стоимости работ. Как правило, такую подготовительную работу проводит совет многоквартирного дома.
Однако стоит обратить внимание на объем обязательств, оплата за выполнение которых производится в пользу управляющей компании ежемесячно собственниками. Если такой объем включает в себя текущий ремонт помимо работ по содержанию общего имущества, то ремонт фасада, направленный на исключение местного промерзания стены, должен быть произведен управляющей компанией без взимания с собственников дополнительной платы.
Разграничение понятий капитального и текущего ремонта – тема весьма спорная для всех участников правоотношений в сфере ЖКХ: собственников помещений, управляющих компаний, жилищной инспекции, региональных фондов капитального ремонта и органов законодательной власти. В судах практика также не устоялась – зачастую решения противоречат друг другу.
Поскольку основной сферой моей деятельности в последнее время были правовые основы ремонта фасада многоквартирных домов, указанную проблему я рассмотрю на примере Нижегородской области.
В указанном регионе несущие конструкции домов, построенных до 2000-х гг., потеряли их теплозащитные свойства, в связи с чем жильцы за собственный счет производят внешнее утепление стен во избежание промерзаний и для достижения нормального температурного режима в квартирах. Исходя из судебной практики других регионов, данная ситуация встречается почти во всей северной части страны – в частности, во Владимирской, Ивановской и Кировской областях (например, решения Слободского районного суда Кировской области от 10 марта 2016 г. по делу № 2-1957/2015, Фрунзенского районного суда города Иваново от 7 апреля 2015 г. по делу № 2-628/2015, Сосногорского городского суда Республики Коми от 3 декабря 2015 г. по делу № 2-1015/2015 и прочие).
С технической точки зрения утепление внешней стены не является ремонтом многоквартирного дома. Эти действия направлены на модернизацию, улучшение состояния общедомового имущества даже относительно изначального положения. С правовой точки зрения названную деятельность нельзя квалифицировать как входящую в одно из устоявшихся понятий – текущий, капитальный ремонт, реконструкция или перепланировка.
Получила развитие тенденция, когда собственники квартир стали требовать от управляющих компаний проведения работ по утеплению наружных стен.
До июля 2018 г. судебная практика в Нижегородской области складывалась в интересах собственников помещений (потребителей коммунальных услуг управляющих компаний).
Суды исходили из следующего.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491, устанавливают, что стены относятся к общедомовому имуществу. Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170 ( далее – Правила № 170), организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов (п. 4.3.1),заданный температурно-влажностный режим внутри здания; тепло- и влагозащиту наружных стен (п. 4.2.1.1). Кроме того, предусмотрено, что участки стен, промерзающие или отсыревающие вследствие недостаточной теплозащиты, необходимо утеплять (п. 4.2.1.12).
В приложении № 2 к МДК 2-04.2004 «Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда» (утвержденное Госстроем России) закреплено, что утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях содержится в перечне работ, входящих в плату за текущий ремонт жилья. Работы свыше 15% от общей площади общего имущества являются работами капитального характера.
В приложении № 7 к ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утверждено приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312) указано, что утепление промерзающих участков стен в отдельных помещениях входит в перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания в нем, а также надлежащее содержание общего имущества. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (ч. 1.2).
Во исполнение данной нормы Кодекса было вынесено Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (далее – Минимальный перечень), согласно п. 3 которого управляющие компании обязаны проводить обследование ограждающих конструкций домов на предмет нарушения теплозащитных свойств, гидроизоляции между цокольной частью здания и стенами; выявление следов коррозии, деформаций и трещин в местах расположения арматуры и закладных деталей, наличия трещин в местах примыкания внутренних поперечных стен к наружным стенам из несущих и самонесущих панелей; выявление повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями в домах со стенами из мелких блоков, искусственных и естественных камней. В случае выявления указанных нарушений, в том числе утраты теплозащиты ограждающих конструкций, управляющая компания обязана разработать план их устранения и выполнить его.
Согласно распоряжению Правительства Нижегородской области от 11 ноября 2010 г. № 2358-р организациям, ответственным за содержание многоквартирных домов, за счет платы за содержание и ремонт общедомового имущества надлежит утеплять часть наружных стен для устранения промерзания и увеличения энергетической эффективности здания.
Примеров подобной практики много. В частности: решения Кстовского городского суда Нижегородской области от 8 ноября 2017 г. по делу № 2-1680/2017; Ленинского районного суда г. Н. Новгорода от 20 октября 2017 г. по делу № 2-1437/2017; Приокского районного суда г. Н. Новгорода от 13 сентября 2017 г. по делу № 2-1386/2017; Дзержинского городского суда Нижегородской области от 30 августа 2017 г. по делу № 2-2433/2017; Автозаводского районного суда г. Н. Новгорода от 14 июня 2017 г. по делу № 2-2561/2017; Володарского районного суда Нижегородской области от 7 ноября 2016 г. по делу № 2-415/2016; Ленинского районного суда г. Владимира от 25 ноября 2014 г. по делу № 2-1694/2014 и другие.
Изменения в Нижегородской области произошли после вынесения Постановления Президиума Нижегородского облсуда от 11 июля 2018 г. по делу № 4г-1682/2018 (44г-34/2018). С выходом данного судебного акта суды стали крайне поверхностно рассматривать дела по таким спорам, сводя все обстоятельства к понятию капитального ремонта.
В упомянутом документе суд указал, что работы по утеплению фасада даже на площади в 1 кв. см считаются капремонтом, так как, по его мнению, происходит создание нового конструктивного элемента на фасаде (утеплителя), которого ранее не существовало.
Многие суды стали руководствоваться приведенными выводами при принятии решений (см., например, решения Дзержинского городского суда Нижегородской области от 27 ноября 2018 г. по делу № 2-3107/2018; Советского районного суда г. Н. Новгорода от 1 апреля 2019 г. по делу № 2-1297/2019; Московского районного суда г. Н. Новгорода от 22 ноября 2018 г. по делу № 2-1607/2018 и др.).
В то же время сохранилась и прежняя практика, когда суды исходят из того, что утепление в случае нанесения вреда имуществу собственника не является видом капитальных работ, а входит в указанный Минимальный перечень как единственно возможный способ устранения нарушения теплозащитных свойств ограждающих конструкций (см. решения Борского городского суда Нижегородской области от 10 января 2019 г. по делу № 2-48/2019; Нижегородского районного суда г. Н. Новгорода от 13 мая 2019 г. по делу № 2-617/2019 и др.).
По моему мнению, вывод судов о капитальном характере работ по утеплению фасада весьма спорен.
Обратимся к Правилам № 170. Согласно их разделу II текущий ремонт здания включает комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем для поддержания эксплуатационных показателей.
Как указано в ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, финансируемых за счет средств фонда капремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада.
Законом Нижегородской области от 28 ноября 2013 г. № 159 (ст. 20) (далее – Закон Нижегородской области № 159) действительно предусмотрена возможность утепления фасада, но с существенной оговоркой – региональный законодатель зачем-то установил, что утепление фасада производится исключительно в объемах, необходимых для восстановления проектных значений теплозащиты здания.
Поскольку утепление фасада с использованием современных технологий всегда будет иметь следствием улучшение технического состояния стен относительно проектных значений, нормы ст. 166 ЖК РФ и Закона Нижегородской области № 159 вообще не отражают реальность: утепление во всех случаях будет приводить к улучшению, а не восстановлению прежних проектных значений.
Из этого следует, что единственно верной в данной ситуации является позиция, согласно которой работы по устранению нарушения теплозащитных свойств в отдельно взятом помещении относятся к обязательным работам управляющих компаний, предусмотренным Минимальным перечнем, а вот в объемах свыше 15% от площади общего фасада – капитальными видами работ.
Решению этого сложного правового вопроса будет способствовать, на мой взгляд, уточнение законодательства путем принятия распоряжения регионального правительства.
Необходимо закрепить следующие обязанности управляющих компаний:
-
выходить с осмотром на место и составлять акт по результатам обследования помещения и внешнего состояния стен;
-
если за последние два года не проводилось инструментальное обследование (при помощи тепловизионного оборудования) стен помещения квартиры заявителя и всего многоквартирного дома на предмет нарушения теплозащитных свойств ограждающих конструкций (промерзаний), следует такое исследование провести (Минимальный перечень);
-
в случае выявления участков промерзания стен площадью менее 15% от всего фасада дома производить наружное утепление отдельных помещений своими силами и за счет средств текущего ремонта;
-
после утепления отдельных участков рекомендовать управляющим компаниям проводить общие собрания собственников многоквартирных домов для учета произведенного утепления в программе капремонта дома;
-
при выявлении участков промерзания стен площадью более 15% общего фасада уведомлять всех собственников помещений многоквартирного дома о данном факте и направлять материалы инструментального исследования в местную администрацию для принятия решения о переносе сроков капремонта в этой части, а также инициировать общее собрание собственников по определению даты ремонта.
Принятие перечисленных мер актуально не только для Нижегородской области. Результат будет способствовать разрешению и иных споров по определению вида работ (капитальные или текущие) для устранения нарушений в сфере ЖКХ.
Высказанные предложения обоснованы практикой Верховного Суда РФ (в частности, определениями от 21 августа 2019 г. № 302-ЭС19-13268 и от 27 августа 2019 г. № 307-ЭС19-14880), согласно которой управляющие компании не могут бездействовать, даже если для восстановления технического состояния общего имущества многоквартирного дома необходимо проведение капитальных работ.
Место преступления
Уголовное право и процесс
Необходимо законодательное определение понятия «место совершения преступления»
14 марта 2023
Лозовская Светлана
К.ю.н., доцент кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Поводы для дискуссии
Гражданское право и процесс
И ориентиры для дальнейших исследований
01 марта 2023
Утепление МКД — кто должен утеплять фасад многоквартирного дома?
Даже современные многоквартирные дома, не говоря уже о старых жилых панельках, нуждаются в качественном утеплении фасадов. От сырости и холода особенно страдают угловые квартиры. Однако, когда встает вопрос об теплоизоляции и утеплении фасадов МКД, возникает немало споров среди собственников жилья, управляющих компаний и региональных операторов по капитальному ремонту о том, на чьи деньги должны проводиться работы по утеплению.
Для начала нужно четко различать понятия капитального и текущего ремонта и разницу между ними.
Минстрой России четко разграничил понятия двух видов ремонтов общего имущества (письмо № 7026-АС/08 от 27 февраля 2018 года):
- Капремонт — работы, направленные на восстановление утраченных первоначальных характеристик отдельных частей и элементов дома, тогда как его основные технико-экономические характеристики остаются прежними.
- Текущий ремонт направлен на устранение мелких поломок и неисправностей, возникших в процессе эксплуатации дома, при этом технические характеристики дома не меняются. Текущий ремонт — это систематически проводимые Управляющей Компанией работы по устранению неисправностей, а также по предупреждению и предотвращению износа конструкций.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» стены многоквартирного жилого дома являются общим имуществом собственников квартир и помещений, а за их состояние и ремонт несет ответственность УК (управляющая компания).
Согласно Постановлению Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (а именно п. 4.3.1 ), управляющая компания обязана обеспечивать надлежащие акустические, водоизоляционные, теплотехнические свойства и характеристики перекрытий, а также теплогидроизоляцию наружных стен, примыканий и других элементов здания, поддерживать внутри дома заданный режим температуры и влажности.
В пункте 4.10.5.1 Правил № 170 теплоизоляция стен и ограждающих конструкций МКД должна устраиваться согласно действующим нормативным документам и проводиться путем:
- восстановления герметизации стыков панелей, стен с балконными плитами, оконными блоками и отделкой;
- устранения поломок и неисправностей в ограждающих конструкциях;
- монтажа дополнительного утепляющего слоя на участки с недостаточным сопротивлением теплопередачи;
- просушки отсыревших участков крыши и стен, а также просушки или замены утеплителя.
Таким образом, утепление стен фасада МКД входит в минимальный перечень работ по содержанию и ремонтуобщедомового имущества, и плата за эти и иные виды работ, входящие в этот перечень, взымается с собственников жилья ежемесячно и указывается в квитанции по оплате за жилое помещение.
Исходя из этого управляющая компания обязана проводить утепление стен МКД снаружи и производить:
- обследование стен и ограждающих конструкций МКД на предмет нарушения гидроизоляции и теплозащитных свойств между стыками элементов здания;
- устранять следы выветривания, выпучивания стен, повреждения в кладке и связях между отдельными участками и конструкциями здания;
- выявлять следы трещин, деформации, коррозии в местах закладных деталей и арматуры;
- устранять повреждения в кладке, выветривания, отклонения от вертикали и выпучивания отдельных участков стен, нарушения связей между отдельными конструкциями.
После установления вышеперечисленных нарушений, в том числе и утраты теплозащитных характеристик конструкций, управляющая компания обязана выполнить работы по их устранению, так как они относятся к текущему ремонту здания.
ВАЖНО! Управляющая компания должна проводить утепление фасада МКД снаружи, даже если существует необходимость проведения капитального ремонта здания, так как необходимость капремонта не снимает с УК обязанностей по проведению текущего ремонта здания.
Компания «Высотник», сотрудничая с ТСЖ и управляющими компаниями города Москвы и Московской области, выполнила несколько проектов по текущему ремонту многоквартирного жилого дома, в том числе и утепление фасада мкд снаружи. Наши специалисты готовы утеплить фасад многоквартирного дома по проверенной технологии с использованием высококачественного утеплителя. В штате нашей компании работают квалифицированные специалисты-высотники в области фасадных строительно-ремонтных работ. Мы предлагаем адекватные цены на все виды ремонта и утепления фасада мкд.
По всем вопросам обращайтесь по телефонам +7 (495) 991-55-21, +7 (916) 903-33-84.
Рейтинг: 5/5 — 3
голосов
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Утепление фасада капитальный ремонт
Утепление фасада капитальный ремонт
Подборка наиболее важных документов по запросу Утепление фасада капитальный ремонт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 166 «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме» ЖК РФ«В соответствии с частью 2 Закона Камчатского края от 02.12.2013 N 359 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Камчатском крае» (далее — Закон N 359) в редакции, действовавшей до 01.07.2020, за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 ЖК РФ, услуг и (или) работ по строительному контролю, утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, разработке проектной документации и проведению ее государственной экспертизы (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), проведению инженерно-геологических изысканий, установке (замене) при выполнении работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 ЖК РФ, коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии газа), переоборудованию двухтрубной системы теплоснабжения (горячее водоснабжение из открытой системы теплоснабжения) на четырехтрубную (горячее водоснабжение из центральной системы), погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.»
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
«Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)2. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
За счет средств фонда капитального ремонта могут утеплить фасад только до первоначальных свойств плит и швов, т.е. максимум отштукатурят и всё. Утепление теплоизоляцией (минеральная вата, пенополистирол) по решению общего собрания и за дополнительный взносы на капитальный ремонт.
Сам сейчас начал разбираться по своему дому. Не хотят утеплять. Ниже заявление в Мин.ЖКХ ответ пока не пришел, но позвонку сказали максимум штукатурка, но я буду настаивать на тепловизионную съемку и если докажу, что изначально ограждающая конструкция не соответствовала певоначальным свойствам, то утепление фасада.
Обоснование:
Закон Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З (ред. от 04.09.2019) «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (принят постановлением ЗС НО от 22.11.2013 N 1109-V)
Статья 20. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
1. Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, включает в себя:
5) ремонт и (или) осуществляемое в соответствии с частью 3 настоящей статьи утепление фасада;
2. В случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование дополнительных работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
3. Утепление фасада осуществляется в объеме, необходимом для восстановления первоначальных свойств ограждающих конструкций многоквартирного дома.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области
603000, г. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д. 150 official@gkh.kreml.nnov.ru
Собственники помещений и общего имущества многоквартирного дома расположенного по адресу: Нижегородская обл.,
Уважаемый Андрей Геннадьевич!
Наш вышеуказанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, утвержденную Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 N 208 (ред. от 26.02.2019) «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области»
Планируемый год проведения капитального ремонта – 2020 год.
Согласно перечню видов услуг и (или) работ, подлежащих выполнению при проведении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах по нашему многоквартирному дому предусмотрено программой: ремонт фасада и осуществляемое в соответствии с ч.3 ст.20 Закона НО от 28.11.2013 №159-З утепление фасада (РФ, УФ).
Как нам стало известно от управляющей компании будет проведена только штукатурка фасада без утепления теплоизоляционными материалами.
Наш многоквартирный дом был построен в 1967 году и построен, как мы предполагаем, с нарушением норм ограждающих конструкций многоквартирного дома. Данные предположения обоснованы теми обстоятельствами, что внутри ограждающих конструкций нами выявлены пустоты набитые всяким хламом (тряпки, опилки), щели стены в некоторых местах просто сквозные, а в зимнее время от них просто дует холодом, в результате этого в морозные дни на стенах скапливается конденсат, и как следствие, развивается плесень (фото прилагается).
В связи с ужасной теплоизоляцией наружных стен мы в холодное время вынуждены увеличивать мощность бытовых энергопотребляющих устройств (газовые котлы), что в свою очередь мешает проведению государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Нижегородской области согласно Федеральному закону от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В свою очередь, мы ранее в 2016 году добросовестно и с пониманием необходимости децентрализации теплоснабжения пошли на встречу органами, и с центрального отопления перешли на индивидуальное, что стоило для нас больших денег, но с приходом холодов мы вынуждены бороться с холодом по одиночке, рассчитывая только на свой газовый котел, а не на наружные стены своей «крепости».
С утеплением наружных стен будет достигнуто сокращение трансмиссионных тепловых потерь через наружные стены, уменьшение промерзания наружных стен (увеличение срока службы), энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Утепление фасада необходимо для всех сторон данных правоотношений, так как:
Собственники будут меньше потреблять энергоресурсы для отопления дома;
Будет достигнута экономия бюджетных средств, т.к. дом будет теплый, не будет плесени, разрушений и как следствие органы местного самоуправления ещё долгое время не будут вынуждены нас расселять согласно ст.32 ЖК РФ;
Органами государственной власти Нижегородской области в отношении этого дома будет проведена государственная политика в области энергосбережения;
Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» утепленный дом не потребует дополнительных расходов на капитальный ремонт, связанный с возникновением плесени на промерзаемых стенах и разрушением стен.
На основании вышеизложенного просим Вас восстановить и защитить наши права, предусмотренные вышеназванными правовыми актами, а конкретно повысить теплозащиту наружных стен нашего многоквартирного дома согласно Перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполняемых в ходе оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации» (утв. Правлением Госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 10.02.2017), т.е. применить материалы: минеральная вата, пенополистирол (толщина применяемых плит — от 5 до 30 см).
4 октября 2019 года.