Должна ли управляющая компания устанавливать пандус для инвалидов в подъезде

Минстрой России опубликовал инструкцию, как маломобильным гражданам добиться установки в доме пандуса или подъёмника. Читайте, какие НПА регулируют такие работы, нужно ли согласие общего собрания собственников на монтаж оборудования в многоквартирном доме и кто в дальнейшем отвечает за его содержание.

Решение об установке пандуса принимают органы соцзащиты, а установка проводится за счёт бюджета

С 2008 года в России действует конвенция о правах инвалидов, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106. В документе прописана необходимость полного и эффективного вовлечения инвалидов в жизнь общества, в том числе за счёт обеспечения доступа в здания и помещения. Гарантии прав инвалидов в России зафиксированы в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ, который определяет государственную политику в этой сфере.

Минстрой России в одном из своих разъяснений рассказал о том, как жителям дома добиться реализации этих документов на практике – установить пандус для маломобильных людей. Ведомство указало, что нужно подать заявление в органы социальной защиты по месту жительства или регистрации инвалида или его представителя.

В заявлении необходимо указать тип конструкции пандуса – откидной, стационарный или подъёмная платформа – и приложить к нему:

  • документы, подтверждающие право собственности на жилую площадь;
  • справку об инвалидности;
  • копию паспорта;
  • при наличии инвалидности у ребёнка — свидетельство о рождении;
  • справку о составе семьи.

После рассмотрения обращения орган соцзащиты должен направить в дом специальную комиссию, которая составит заключение о том, возможно ли переоборудовать помещение с учётом потребностей маломобильного человека. В течение 10 дней заключение направят главе муниципалитета, а автор заявления получит копию.

О правилах проживания и установки оборудования в МКД

О правилах проживания и установки оборудования в МКД

Монтаж пандуса для инвалидов в МКД не требует согласия ОСС, если жители дома не платят за такие работы

Жители не всегда согласны с реализацией в их МКД норм законодательства в отношении защиты прав инвалидов, в частности, на установку и содержание специального оборудования.

В соответствии с ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ, «приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям» согласно требованиям ч. 3 ст. 15 ЖК РФ допускается без решения общего собрания собственников помещений. Сделать это можно в случае, если такие работы проводятся без привлечения денег собственников.

За содержание пандусов и подъёмников для инвалидов платят все собственники помещений в МКД

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, установленные в доме пандусы и подъёмники являются общим имуществом собственников. Жители дома несут бремя его содержания и ремонта. Но из-за того, что таким оборудованием пользуется ограниченное количество человек, а расходы несут все владельцы помещений, жители МКД иногда выступают против его установки или требуют его демонтировать. Также они отказываются включать элементы в состав общего имущества дома.

В марте 2020 года в Госдуму России был внесён законопроект № 916612-7, которым авторы предложили внести изменения в Жилищный кодекс РФ – прописать, что мероприятия по обеспечению доступности жилых помещений инвалидам финансируется местным властям из бюджета. Жители дома не должны нести расходы на содержание имущества, по установке которого они не принимали решений. Инициатива не нашла поддержки в Госдуме РФ: законопроект был отклонён во втором чтении.

О требованиях к версии сайта управляющей компании для слабовидящих

О требованиях к версии сайта управляющей компании для слабовидящих

За состояние подъёмников для инвалидов в МКД отвечают управляющие домами организации

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД утверждены постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, которым внесены изменения в Правила № 491 и Минимальный перечень № 290.

Согласно разд. 3 Минимального перечня № 290, УО и ТСЖ обязаны проводить проверку состояния пандусов и подъёмников для инвалидов, установленных в доме, и при необходимости их ремонтировать.

Таким образом, для установки в доме оборудования для инвалидов без привлечения средств собственников, не нужно получать одобрение ОСС. После монтажа платить за его содержание и ремонт обязаны все владельцы помещений в составе размера платы за жилое помещение, что должны учитывать УО и ТСЖ при утверждении перечня работ и услуг и расчёте их стоимости.

Согласно Федеральному закону от 18.07.2019 № 180-ФЗ, ГЖИ вправе привлекать должностных и юрлиц к ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ за отсутствующие или находящиеся в плохом состоянии пандусы и перила в многоквартирных домах (ст. 23.55 КоАП РФ). За уклонение от исполнения данных требований руководитель УО может получить штраф от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, а юрлицо – от 20 тысяч до 30 тысяч рублей.

Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в МКД

Больше информации – в материалах онлайн-семинара

Тему установки оборудования для доступа инвалидов к помещениям многоквартирного дома мы обсудили на одном из наших онлайн-семинаров, где разобрали следующие темы:

  • как проходит проверку экономической целесообразности реконструкции и капремонта дома для этих целей;
  • по какой форме комиссия даёт заключение о возможности приспособить жилое помещение или общее имущество дома для маломобильных жителей;
  • кто заплатит штраф за нарушения требований по обеспечению доступа инвалидов;
  • и другие вопросы.

Материалы с онлайн-семинара, в том числе видеозапись трансляции, размещены под отчётной статьёй.

Подпишитесь на рассылку

Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 748 подписчикам

Статьи по теме

Вопросы по теме

Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru

III. Требования к доступности жилого помещения и общего

имущества в многоквартирном доме для инвалида

23. Территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях.

Толщина швов между плитами покрытия составляет не более 15 миллиметров. Покрытие из рыхлых и сыпучих материалов не допускается.

Перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия. Одиночные ступени должны быть заменены пандусами, лестницы должны быть дублированы пандусами.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалида на кресле-коляске, не должен превышать 5 процентов, поперечный — 2 процента. При устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, а около многоквартирного дома и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров.

На перепадах горизонтальных поверхностей высотой более 0,45 метра устанавливаются ограждения с поручнями.

24. На участке дорожного покрытия перед крыльцом многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, оборудуются:

а) рельефная (тактильная) полоса дорожных указателей шириной 0,5 — 0,6 метра из рельефной тротуарной плитки или аналогичного дорожного покрытия на расстоянии 0,8 метра от подступенка нижней ступени марша до ближайшего края рельефной (тактильной) полосы;

б) разворотная площадка для кресла-коляски перед пандусом размером 1,5 x 1,5 метра;

в) металлические пандусы, жестко закрепленные на неровных покрытиях или на ступенях лестницы.

25. Крыльцо многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, и входная площадка должны отвечать следующим требованиям:

а) уровень пола помещения при входе в здание должен быть нулевой или не более 14 миллиметров со скошенными краями. Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов относительно уровня пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должны превышать 14 миллиметров;

б) дренажные и водосборные решетки должны быть на одном уровне с поверхностью покрытия. Ширина просветов их ячеек не должна превышать 13 миллиметров, а длина — 15 миллиметров. Допускается подогрев покрытия крыльца или входной площадки (в соответствии с местными климатическими условиями);

в) входная площадка при открывании дверей наружу должна быть не менее 1,4 x 2 метра или 1,5 x 1,85 метра;

г) входная площадка с пандусом должна быть не менее 2,2 x 2,2 метра, поперечный уклон покрытий должен быть в пределах 1 — 2 процентов.

26. Лестница крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должна отвечать следующим требованиям:

а) число подъемов (ступеней) в одном перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 12;

б) поверхность ступеней должна иметь антискользящее покрытие и быть шероховатой;

в) ограждения с 2 сторон стационарной лестницы должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания, при этом расстояние между ближайшей стеной и поручнем должно быть не менее 50 миллиметров, расстояние между поручнями — не менее 1 метра;

г) верхняя и нижняя ступени должны выделяться цветом или фактурой;

д) перед открытой лестницей за 0,8 — 0,9 метра оборудуются предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 — 0,5 метра.

27. Пандус крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен отвечать следующим требованиям:

а) наклонная часть (марш) пандуса должна иметь сплошную поверхность и длину не более 9 метров;

б) при устройстве съезда с тротуара на проезжую часть уклон должен быть не более 1:12, около здания допускается увеличить продольный уклон до 1:10 на протяжении не более 10 метров. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 15 миллиметров. Уклон пандуса крыльца должен быть не более 1:20. Пандус с расчетной длиной 36 метров и более или высотой более 3 метров следует заменять подъемными устройствами;

в) промежуточные горизонтальные площадки при высоте пандуса крыльца более 0,8 метра при прямом движении:

при отсутствии поворота или разворота должны иметь ширину не менее 1 метра, глубину до 1,4 метра;

при устройстве разворотной площадки для кресла-коляски должны иметь бортик с открытой стороны пандуса и колесоотбойное устройство высотой 0,1 метра на съезде и промежуточных площадках;

г) ограждения с 2 сторон пандуса должны быть непрерывными, с 2-уровневыми поручнями на высоте от 0,7 до 0,9 метра, имеющими закругленные окончания. Расстояние между поручнями должно быть от 0,9 до 1 метра, завершающие части поручня должны быть округлого сечения, горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша на 0,3 метра;

д) поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастно отличающейся от прилегающей поверхности.

28. Навес крыльца многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должен иметь ограждение от метеорологических осадков и отвод поверхностных стоков, а также приборы электроосвещения.

29. Двери для входа в многоквартирный дом, в котором проживает инвалид, и тамбур должны отвечать следующим требованиям:

а) наружный дверной проем должен иметь ширину не менее 1,2 метра;

б) входная дверь должна иметь контрастную окраску по краям дверного полотна или наличника;

в) наружные двери могут иметь пороги, при этом высота каждого элемента порога не должна превышать 14 миллиметров;

г) наружная дверь оборудуется информационной табличкой с указанием номеров подъезда и квартир, при этом высота символов, контрастно отличающихся цветом от поверхности таблички, составляет не менее 75 миллиметров, а также табличкой с такой же информацией с использованием шрифта Брайля, расположенной на высоте от 0,7 до 0,9 метра;

д) ширина внутренних дверных и арочных проемов должна быть не менее 0,9 метра, при глубине откоса открытого проема более 1 метра ширина проема должна быть не менее 1,2 метра;

е) двери должны быть оборудованы доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд. Допускается применение петель с фиксаторами положений «открыто» и «закрыто»;

ж) полотна наружных дверей включают в себя смотровые прозрачные ударопрочные панели с нижней кромкой на высоте 0,5 — 1,2 метра от уровня пола. Нижняя часть стеклянных полотен дверей на высоте не менее 0,3 метра от уровня пола должна быть защищена противоударной полосой. На прозрачных полотнах дверей размещается яркая контрастная маркировка, расположенная на уровне не ниже 1,2 метра и не выше 1,5 метра от поверхности пола;

з) в качестве дверных запоров на путях эвакуации устанавливаются ручки нажимного действия. Усилие для открывания двери не должно превышать 50 Нм;

и) участки пола по пути движения на расстоянии 0,6 метра перед дверными проемами и входами должны иметь тактильные предупреждающие указатели и (или) контрастно окрашенную поверхность. На путях движения предусматриваются световые маячки. Зоны возможной опасности с учетом проекции движения двери обозначаются краской для разметки, цвет которой должен контрастировать с окружающим пространством.

30. Тамбур (тамбур-шлюз) в многоквартирных домах при прямом движении и одностороннем открывании дверей должен быть не менее 2,3 метра глубиной и не менее 1,5 метра шириной.

31. Внеквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,5 метра, минимальное пространство для поворота кресла-коляски на 90 градусов — размером 1,2 x 1,2 метра, для разворота на 180 градусов — диаметром 1,4 метра. Высота указанных коридоров должна быть не менее 2,1 метра. Перепады уровней и пороги устраняются путем устройства уклонов покрытий или пандусов, заделки или срезки порогов до высоты не более 25 миллиметров.



Источник фото: https://www.pexels.com/

В настоящее время значительная часть многоквартирных домов не приспособлена для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов, которые проживают в таких домах.

Ранее мы писали о тех ситуациях, когда управляющая домом организация должна производить работы по восстановлению, содержанию и ремонту пандусов и иного оборудования, предназначенного для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в МКД.

Если сейчас при строительстве новостройки застройщики все чаще предусматривают в проекте устройство пандуса, то многоквартирные дома «советской» застройки вынуждены решать эту проблему самостоятельно.

Тут-то и встает вопрос, а кто финансирует мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов в многоквартирных домах, если при постройке МКД не был оборудован пандусом для инвалидов?

Итак, в управляющую организацию поступило то самое заветное обращение с просьбой установить пандус или иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в многоквартирный дом, при этом по проекту обустройство данного дома пандусом не было предусмотрено и в составе общего имущества данное оборудование отсутствует.

Есть несколько вариантов развития событий, управляющая организация по своему усмотрению может выбрать приемлемый:

1. Проведение мероприятий по созданию беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в многоквартирный дом за счет средств УО.

В соответствии с ч.4.1. ст. 36 ЖК РФ приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 ЖК РФ, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

Обращаем Ваше внимание, что данный вариант – право, а не обязанность управляющей организации. На практике такое решение актуально, когда в доме проживает большое количество граждан, которым требуется установка специального оборудования, а УО хочет расположить к себе жителей и собственников МКД и сохранить лояльное отношение к компании.

2. Проведение общего собрания собственников по вопросу установки и определения источника финансирования данных работ.

Управляющая организация может довести информацию о необходимости проведения собрания по данному вопросу до сведения жителей, посредством ее размещения на информационных стендах в местах общего пользования, направления в адрес совета дома и председателя совета МКД.

Инициировать такое собрание вправе собственники или сама управляющая организация, в соответствии с частью 7 ст. 45 ЖК РФ.

Принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, к которым относится установка пандуса в подъезде, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Соответственно, управляющая организация не вправе самостоятельно, без получения на это согласия собственников, за их счет выполнять такую реконструкцию.

Данный вариант актуален, когда собственники МКД понимают значимость вопроса и готовы его профинансировать.

3. Направить обращение в органы местного самоуправления в интересах собственников МКД о необходимости проведения мероприятий в МКД для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в жилой дом.

При составлении обращения в муниципалитет управляющая организация может использовать следующую правовую аргументацию.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома.

Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.

Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм.

Соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.

Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодатель установил обязанности отдельных субъектов, в том числе органов местного самоуправления по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Одним из средств конкретизации положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является нормативное закрепление требования доступности зданий и сооружений — объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов и перил.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Пунктом 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.

Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 года N649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, которые раскрывают порядок обследования жилых помещений, конкретные требования к доступности жилого помещения жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.

В силу п.6 Правил обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, создаваемыми органами местного самоуправления.

По результатам работы названной комиссии оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и принимается решение об экономической с целесообразности (нецелесообразности) реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, заключение о возможности (отсутствии возможности) приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид (пп.17-20, 22 Правил).

Таким образом, муниципальная комиссия является органом, на который в силу закона возложена обязанность по проведению обследования жилого помещения инвалида, общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, оформлению акта обследования, принятию решения по результатам обследования с вынесением заключения и его передаче главе муниципального образования для принятия решения о включении мероприятий в план работ.

В случае получения отказа от муниципалитета проводить вышеуказанные мероприятия, рекомендуем управляющим организациям направлять информацию об отказе в органы прокуратуры, с приложением обращений граждан и ответов администрации.

Прокурор в данной ситуации может выступить с иском в суд в защиту интересов, обратившихся по поводу установки пандуса граждан, с требованием о признании незаконным отказа муниципалитета и об обязании осуществить мероприятия по созданию беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в многоквартирный дом.

На практике добиться от муниципалитета установки пандуса в МКД бывает крайне сложно, часто дело доходит до судебных разбирательств. Продолжение следует …

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе по ссылке.

(Самара) 12.11.2018 Рубрика: ЖКХ

Установка пандуса в многоквартирном доме

Мой подъезд не оборудован пандусом для детских и инвалидных колясок. Родился ребенок, встал вопрос о спуске коляски с площадки первого этажа. Написали заявление в ТСЖ, чтобы они рассмотрели вопрос об установке пандуса. Для решения этого вопроса необходимо провести общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. В течение какого времени с момента обращения должно быть проведено собрание собственников? Если на собрании собственников одобрят установку пандуса, то в течение какого времени ТСЖ обязано выполнить работы по установке пандуса?

Дмитрий Бурняшев

Дмитрий Бурняшев

Консультаций: 156

По обращению собственников, обладающих не менее чем 10% голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, управляющая организация (ТСЖ) обязана осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение 45 дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за 10 дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном ч. 3 ст. 46 Жилищного кодекса РФ. В обращении собственников о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ).

Согласно ч. 4.1 ст. 36 ЖК РФ  приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.

((3613))

Таким образом, если планируется установка пандуса и иного приспособления для обеспечения условий доступности, то:

— не требуется решение общего собрания, если работы проводятся без привлечения средств таких собственников;

— требуется решение собрания, если планируется привлечение их денежных средств.

Сроки установки пандуса при положительном решении общего собрания зависят от самих собственников: как правило, временные вопросы выносят на собрание и решают на нем же. Например, можно решить, что установка пандуса осуществляется в течение двух месяцев со дня принятого решения при условии наличия необходимой суммы и т.д.

Также при решении вопроса об установке пандуса необходимо руководствоваться Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.

Обязана ли управляющая организация за счет платы за ремонт и содержание жилья выполнять установку пандуса?

Человек с ограниченными возможностями проживает на третьем этаже многоквартирного дома. Ранее в доме пандуса не было, собственники помещений многоквартирного дома решения об установке пандуса не принимали. Какими документами это должно быть оформлено?

На вопрос отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Амирова Лариса. Ответ прошел контроль качества

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к которым относятся и многоквартирные жилые дома. Для инвалидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (Свод правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14.11.2016 № 798/пр), или иного подъемного устройства.

Из содержания приведенной нормы следует, что обязанными лицами по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры являются, наряду с органами публичной власти и органами местного самоуправления, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм. Однако, по нашему мнению, соответствующая обязанность у организаций возникает в том случае, если они являются собственниками таких объектов или владеют ими на ином вещном праве. Управляющие организации к таковым не относятся, поскольку общее имущество многоквартирного дома им не принадлежит.

Как следует из положений п. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

В силу ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п.п. 2, 5, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, работы, связанные с воздействием на общее имущество собственников многоквартирного дома, должны производиться по решению и с согласия всех собственников жилого дома. Принятие решений по вопросам реконструкции многоквартирного дома, к которым относится установка пандуса в подъезде, относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). Причем такое решение принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). А потому управляющая компания не вправе самостоятельно, без получения на это согласия собственников, за их счет выполнять такую реконструкцию.

Как сторона по договору управления многоквартирным домом, управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления ТСЖ, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставляет коммунальные услуги, осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ). Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства РФ, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, включая доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Однако обеспечение доступности пользования помещениями не означает, что на управляющую организацию возлагается обязанность по обустройству пандусов за счет денежных средств собственников помещений многоквартирного дома в отсутствие их волеизъявления или за свой счет. Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, фиксируется в договоре управления многоквартирным домом при его заключении (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). Соответственно, если собственники не включили в договор управления работы по устройству пандусов, то управляющая организация не обязана их выполнять.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее — Перечень). В отношении каждого многоквартирного дома перечень работ и услуг определяется с учетом конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного в целях обеспечения условий доступности для инвалидов помещений многоквартирного дома (пп. «а» п. 2 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290). При этом в Перечне обязанность сооружения пандусов для маломобильных групп населения не предусмотрена. В частности, в п. 29 Перечня установлена лишь обязанность проверки состояния и при необходимости выполнения работ по восстановлению конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома. То есть управляющая организация должна поддерживать в надлежащем состоянии уже имеющийся пандус, но не обязана сооружать его вновь за свой счет.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, обязанность по устройству дополнительного оборудования в виде пандуса в подъезде дома на управляющую организацию возложена быть не может. Управляющая организация может исполнить такую обязанность лишь по поручению собственников жилых помещений многоквартирного дома и за их счет. Такого же мнения придерживаются и суды (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 13.10.2014 по делу № 33-9155, решение Ингодинского районного суда г. Читы Забайкальского края от 16.12.2015 по делу № 2-2339/2015, решение Домодедовского городского суда Московской области по делу № 2-552/2015 (Извлечение), решение Центрального районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 09.09.2015 по делу № 12-1255/2015, постановление Куйбышевского районного суда г. Самары от 10.10.2013 (Извлечение), решение Ачинского городского суда Красноярского края от 23.06.2015 по делу № 2-2897/2015.

Кроме того, Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) была дополнена ч. 5.1, в силу которой с 1 января 2016 года органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. На этом основании мы считаем, что в отсутствие решения собственников многоквартирного дома именно органы публичной власти, местного самоуправления должны изыскивать возможности по созданию условий для реализации гражданами-инвалидами своего права на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. А деятельность управляющей компании связана исключительно с управлением и эксплуатацией многоквартирного дома, управляющая компания действует от имени собственников помещений и лишь в пределах финансирования, собираемого с собственников жилья на строго определенные цели.

В определении Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О указано, что органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами РФ финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

К сведению:

Справедливости ради отметим, что отдельные суды придерживаются иного мнения, полагая, что дополнительные меры социальных гарантий для инвалидов, в том числе право на доступ к жилым помещениям, иным объектам социальной инфраструктуры, прямо предусмотрены законом. Поскольку без обустройства специализированных устройств передвижение такого гражданина невозможно, управляющая организация обязана выполнить соответствующие работы даже в отсутствие решения собрания собственников помещений многоквартирного дома (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 33-17320/2015).

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

ИКК «ГАРАНТ ИНТЕРНЭШНЛ»


Телефон: (812) 320-21-51

garant.spb.ru

Дочка ходит в государственный дом детского творчества. Недавно наблюдала там конфликт: папа беседовал с директором о том, что в детском учреждении нет пандуса для колясок и колясочной.

Многие мамы приводят старшего ребенка вместе с младшим, а затащить коляску к входу — это около 20 ступенек. На пандус нет даже намека. То есть либо бросай коляску у подножия лестницы, либо тащи на горбу наверх вместе с ребенком, либо вообще без коляски неси младшего от дома.

Вопрос такой: должен ли быть сделан пандус для колясок или людей с инвалидностью в государственном доме культуры и детского творчества? Сам ДК еще советский, раньше принадлежал заводу.

Елизавета Васильева

юрист

Вы правы: и государственные, и частные организации обязаны устанавливать пандус для подъема и спуска по лестнице перед входом. Если организация не хочет тратиться на пандус, на нее можно повлиять. Расскажу, как это сделать.

Где должны быть установлены пандусы

Пандус — это специальная конструкция с уклоном, которую устанавливают у входа в здание и на лестничном пролете. Пандус нужен всем, кто физически не может подняться по обычной лестнице: людям на инвалидной коляске или тем, кто хочет зайти в здание с детской коляской. Если пандуса не будет, они просто не смогут попасть туда, куда им нужно.

Про доступ в здания родителей с колясками в законе ничего нет: наверное, законодатель считает, что детская коляска — это забота самих родителей. Зато нормативные акты обязывают организации сделать так, чтобы в них могли без проблем войти люди с двигательной инвалидностью. В законе это называется беспрепятственным доступом.

Некоторые организации не хотят устанавливать пандус и решают проблему доступа людей на колясках по-другому. Например, устанавливают электронные кнопки вызова персонала. Принцип действия кнопки простой: человек на инвалидной коляске нажимает кнопку — сигнал поступает ответственному сотруднику, который должен выйти и помочь человеку попасть в здание.

Суды по-разному относятся к таким устройствам: одни признают их законным средством беспрепятственного доступа в помещение, а другие считают, что в законе нет альтернативы и подходит только пандус. Я согласна с тем, что для беспрепятственного доступа должен быть оборудован именно пандус, а не кнопка. Ни разу не видела, чтобы продавец или фармацевт тащил по лестнице человека с двигательной инвалидностью.

Пандусы должны быть во всех жилых, общественных и производственных зданиях, организациях культуры, спорта, отдыха, связи и информации. Например, пандусами должны быть оборудованы поликлиники, больницы, суды, органы соцзащиты, управления СФР, аптеки, МФЦ, театры, кинотеатры, музеи, стадионы, кафе, магазины и тому подобное. Причем человек на инвалидной коляске должен иметь возможность не только войти в эти здания, но и самостоятельно передвигаться внутри, то есть все лестницы при входе в здание и внутри него должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами.

Если здание приспособить невозможно, собственники до реконструкции или капитального ремонта должны согласовать с местным обществом людей с инвалидностью другой способ обеспечить доступ в помещение на коляске.

То же самое касается объектов транспорта. Вокзалы, метро, аэропорты, морские и речные порты, подземные переходы должны быть устроены так, чтобы человек на инвалидной коляске смог туда попасть.

В многоквартирных домах пандусы на входе в подъезд должен установить застройщик. Если дом построен давно и пандуса нет, то эта обязанность ложится на органы государственной власти и местного самоуправления. За состоянием пандуса после его установки должна следить управляющая компания.

Чтобы бесплатно установить пандус в МКД, нужно написать заявку в местную администрацию. Ведомство проведет проверку и при наличии технической возможности установит пандус за счет местного бюджета.

Еще собственники дома могут установить пандус из средств, накопленных на текущий ремонт. Это будет быстрее, чем ждать решения администрации. Самостоятельно устанавливать пандус нельзя: они должны быть установлены строго по госту.

В общественных зданиях пандусы должны установить при строительстве или оборудовать впоследствии. В государственном доме детского творчества также должен быть пандус, несмотря на то что здание построено в советское время.

Что делать, если пандуса в организации нет

Если в организации отсутствует пандус, направьте заявление ее учредителю. Этот же порядок действует, если компания арендует помещение у другого лица: в любом случае пандус должна установить та организация, в которую приходят люди.

Например, если пандуса нет в магазине, аптеке или заведении общепита, то заявление о его установке нужно направить на юридический адрес компании или ИП. Наименование учредителя указано на вывеске или в чеке, а как найти адрес организации, мы уже рассказывали.

Если речь о муниципальном учреждении, то заявление нужно подать в местную администрацию. Если здание государственное — его учредителю. У дома детского творчества им может быть региональное министерство культуры.

Организация обязана рассмотреть заявление и в течение 30 дней направить письменный ответ. Если в установке пандуса откажут, можно принять другие меры воздействия.

Например, можно обратиться с жалобой на бездействие чиновников в прокуратуру. Проще всего это сделать через интернет-приемную — потребуется логин и пароль от госуслуг. К обращению приложите отказ учреждения установить пандус. Прокуратура все проверит и обратится в суд в защиту интересов граждан.

Еще можно обратиться в суд с требованием установить пандус самостоятельно, но все же я советую сделать это через прокурора. Такой способ точно работает, и многочисленная судебная практика это подтверждает.

Так, в Орловской области прокурор Мценского района обратился в суд с требованием к Почте России об установке пандуса. Представители ответчика возражали против этого, ссылаясь на то, что Почта России всего лишь арендует часть помещений в здании, а пандус должен устанавливать собственник.

Суд удовлетворил требования прокурора в полном объеме именно к арендатору, потому что выбор помещения, которое соответствует необходимым требованиям, находится в его зоне ответственности.

Также организации, которые уклоняются от создания людям с инвалидностью доступа к местам инфраструктуры, можно привлечь к административной ответственности. Штраф для должностных лиц — 2000—3000 Р, для организаций — 20 000—30 000 Р.

Так, в одной из аптек Нижнего Новгорода не было пандуса, а кнопка вызова фармацевта не работала. Прокурор возбудил дело об административном правонарушении, передал его в местный Росздравнадзор, и ведомство наложило на общество штраф — 20 000 Р.

Организация обратилась в суд с требованием заменить штраф на предупреждение, потому что кнопку починили, когда еще шло административное дело. Также одним из доводов было то, что апетка всего лишь арендует помещение, а установить пандус должен собственник. Суд в иске аптеке отказал.

Уплата штрафа не освобождает от обязанности установить пандус. Нарушителям все равно придется обеспечить людям с инвалидностью беспрепятственный доступ.

Чтобы произвести установку пандуса в подъезде, нужно:

— написать в Управляющую/жилищно-эксплуатационную компанию, в товарищество собственников жилья заявление в нескольких экземплярах (делать это нужно на начальника компании).

Чётко указать в заявлении следующее: место, где необходимо установить пандус (внутри подъезда или около него), его предполагаемую конструкцию (стационарный либо откидной).

Заявление на установку пандуса в подъезде нужно отправить на почтовый адрес. Можно отдать лично директору  компании или секретарю. Запрос должен быть обработан в течение месяца, а затем заявитель узнает решение.

         Дополнительно сообщаем, что Жилищный кодекс Российской Федерации установил, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Из этой нормы закона следует, что отношения сторон договора управления строятся также как любые отношения на рынке товаров, работ и услуг. Собственники помещений в доме заказывают управляющей организации выполнить определенный, согласованный сторонами, перечень работ и услуг и обязуются заплатить за них установленную в договоре плату. Управляющая организация обязуется выполнить заказанный перечень работ и услуг и предоставить коммунальные услуги.

          В соответствии со ст.ст. 44, 46, 48  Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений многоквартирного дома имеют право в план текущего ремонта и содержания жилого дома внести свои предложения, в том числе по устройству пандуса, оформить протоколом решения общего собрания собственников и  направить в управляющую компанию для исполнения.

     Нужно отметить, что установка пандусов для инвалидов осуществляется из средств бюджета. Однако финансовая сторона строительства по закону может быть перенесена на компании, содержащие на балансе дом. Для установки пандуса за бюджетные деньги требуется написать заявление в органы социальной защиты по месту жительства либо регистрации. Кроме того, необходимо добавить следующие документы:

  • лицу, пишущему заявление, документы на право его собственности на жилую площадь;
  • справка об инвалидности либо данные о группе;
  • копия паспорта;
  • при наличии инвалидности у ребёнка – свидетельство о рождении;
  • справка о составе семьи.

Районный отдел соцзащиты обязан отправить готовое обращение в Министерство социальной защиты. Когда заявление будет получено и рассмотрено, Министерство отправляет специалистов с целью проведения оценки предполагаемой установки пандуса, а также для расчёта стоимости работ. Средства выделяются из бюджета точно по представленным данным на проектирование и дальнейшую установку.

Граждане имеют право обратиться с вопросом строительства пандуса на официальный сайт городских либо областных властей.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дополнительное соглашение к договору об изменении реквизитов образец скачать
  • Ипотечное страхование для россельхозбанка аккредитованные страховые компании
  • Использование основных фондов по времени работы оборудования определяет тест
  • Итоговая контрольная работа по роману лермонтова герой нашего времени ответы
  • Итоговая работа по творчеству лермонтова 9 класс ответы герой нашего времени