Обязанность по уборке территории многоквартирного дома от снега в регламентировано несколькими нормативно-правовыми актами, основными из которых являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (Правила № 170), и Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (Минимальный перечень).
На основании Правил № 170 уборка дворов, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов должна производиться организациями, обслуживающими жилищный фонд.
В соответствии с Минимальным перечнем управляющие организации обязаны выполнять работы по очистке придомовой территории от наледи, льда и снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова). Убираемый снег должен сдвигаться с тротуаров на проезжую часть в прилотковую зону, а во дворах – к местам складирования. Снег, собираемый во дворах, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Вместе с тем, нормативными актами предусмотрена только уборка придомовой территории от снега, вывоз снега с придомовой территории действующим законодательством не регламентирован. Данная услуга является дополнительной. Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о периодичности вывоза снега с придомовой территории и определить источник финансирования данного вида работ.
В случае некачественной уборки снега с придомовой территории управляющей организацией собственники помещений многоквартирного дома, в первую очередь, должны обратиться непосредственно в управляющую организацию.
Согласно Правилам изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, в случае оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений вправе обратиться с заявлением о снижении размера платы к ответственному лицу.
Факт выявления ненадлежащего качества оказания услуг и выполнения работ отражается в соответствующем акте нарушения качества, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено, которое в течение 2 рабочих дней с даты его получения обязано направить заявителю извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приема и регистрационном номере.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшается пропорционально количеству полных календарных дней нарушения от стоимости соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы.
Кроме того, государственная жилищная инспекция Новосибирской области в пределах компетенции проводит проверки соблюдения юридическими лицами обязательных и лицензионных требований, в том числе требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, в случае невыполнения управляющей организацией обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включая обязанность по уборке придомовой территории от снега, собственники помещений вправе обратиться с соответствующим заявлением в ГЖИ НСО.
Управляющие организации, осуществляющие управлением многоквартирными домами на основании лицензии, несут административную ответственность за нарушение лицензионных требований в соответствии с действующим законодательством.
Поскольку содержание общего имущества многоквартирного дома является одним из лицензионных требований, в случае выявления нарушений, связанных с ненадлежащим выполнением обязанности по уборке придомовой территории от снега, управляющие организации по результатам внеплановых проверок, проводимых инспекцией, могут быть привлечены к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей для должностного лица или его дисквалификации на срок до 3 лет и штрафа на сумму от 250 до 300 тысяч рублей для юридического лица соответственно.
Для товариществ собственников жилья (ТСН, ЖСК, ЖК) КоАП РФ предусматривает административную ответственность по статье 7.22, в соответствии с которой штраф для должностных лиц может составить 4 ‑ 5 тысяч рублей, для юридического лица ‑ от 40 до 50 тысяч рублей.
Кто должен убирать снег во дворе
За содержание придомовой территории отвечает управляющая компания или товарищество собственников жилья (ТСЖ). Они должны осуществлять регулярную уборку снега, чтобы обеспечить беспрепятственный проход и проезд внутри двора многоквартирного дома (МКД).
Но откуда же тогда берутся огромные сугробы на придомовой территории? И кого винить в том, что наши дворы не убирают своевременно?
-
Кто должен убирать снег во дворе
-
Должна ли управляющая компания вывозить снег со двора?
-
Могут ли жильцы организовать вывоз снега со двора?
-
Договориться с УК
-
Организовать вывоз своими силами
В этой статье мы разберемся во всех тонкостях и обязательно выясним, как быть, если зимой ваш двор больше напоминает снегохранилище.
Должна ли управляющая компания вывозить снег со двора?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к Постановлению от 27 сентября 2003 г. N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». Разработан этот документ Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
И там мы найдем информацию о том, что во время зимней уборки дворовой территории собранный снег должен сдвигаться с тротуаров и проездов к местам складирования. Сделать это необходимо не позднее, чем через 12 часов после окончания снегопада.
А затем обратимся к пункту 3.6.20 того же документа, в котором сказано:
- «Снег, собираемый во дворах…, допускается складировать на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений».
И здесь самое интересное слово – «допускается». Что же оно значит?
Дело в том, что администрация каждого населенного пункта разрабатывает собственные правила содержания придомовых территорий. В частности, в этих правилах перечисляются требования к уборке дворов в зимний период. За основу берется вышеуказанное Постановление, но также учитываются и особенности самого населенного пункта (например, его размера или климатической зоны, в которой он расположен).
Так вот, согласно правилам, разработанным для Екатеринбурга, управляющие компании имеют право не вывозить снег с придомовой территории.
Ситуаций, при которых УК обязана это делать, всего несколько:
- Размеры придомовой территории не позволяют складировать снег
- Естественное таяние снега затруднено тем, что фасад дома выходит на север
- Из-за таяния сугробов происходит подтопление дома
В остальных случаях снег может складироваться во дворе и таять естественным путем. Дворники должны периодически ворошить сугробы, чтобы они быстрее растаяли. В противном случае весной все это превратится в воду, которая затопит весь двор.
Складирование снега запрещено только в следующих местах:
- На детских площадках
- На клумбах и цветниках
Кроме того, запрещено сдвигать сугробы за пределы придомовой территории (например, на проезжую часть).
Таким образом, кучи снега могут складироваться во дворе с тем условием, что они не создадут препятствий проезду автомобилей жильцов, а также машин экстренных служб.
Если же вы уверены в том, что уборка снега была проведена недостаточно качественно, вы можете обратиться с претензией в управляющую компанию. Если это не помогло, сообщите о нарушениях квартальному. На официальном портале Екатеринбурга по адресу https://екатеринбург.рф вы найдете информацию о том, кто является квартальным по вашему адресу, и сможете оставить жалобу.
Но что делать, если нарушений со стороны управляющей компании нет, а снег во дворе все-таки мешает?
Могут ли жильцы организовать вывоз снега со двора?
Снежные сугробы на придомовой территории часто становятся объектом спора между управляющей компанией и собственниками жилья. Даже если снег складируется без нарушения правил, людям не хочется видеть его у себя во дворе.
И тут со стороны жильцов возможны два варианта действий:
- Договориться об утилизации снега с управляющей компанией
- Организовать вывоз своими силами
Давайте рассмотрим каждый из них, чтобы понять, как будет правильнее поступить.
Договориться с УК
Сразу заметим, что процесс этот небыстрый, и за 1-2 дня вопрос не решится.
Второй важный момент: инициатива в данном случае должна исходить от жильцов. Иначе говоря, управляющая компания не имеет права в одностороннем порядке включить в квитанции оплату за вывоз снега (да, это платная услуга).
Чтобы все было законно, действовать нужно следующим образом:
- Провести общее собрание собственников жилья
На этом собрании жильцы должны проголосовать, хотят ли они оплачивать утилизацию снега. Собрание организуется Советом дома. Оно может проходить как очно, так и заочно.
О том, как правильно провести общее собрание, вы можете прочитать в этой статье. - Обратиться в управляющую компанию
Если большинство голосов на общем собрании было отдано в поддержку данной инициативы, можно идти в управляющую компанию. - Согласовать условия и стоимость
Вывоз снега может быть разовым или осуществляться регулярно. График вывоза снега и тариф, по которому будет производиться оплата, согласовываются с управляющей компанией. Единых ставок нет: они зависят главным образом от объема вывозимого снега. Жильцы могут выбрать лишь то, как часто они будут оплачивать данную услугу. Например, можно распределить общую стоимость по 12 месяцам, либо включить всю сумму в квитанцию за какой-то определенный месяц.
После всех согласований в платежных квитанциях появится еще одна графа – за вывоз снега. Однако повторим, что решение данного вопроса занимает много времени. Как правило, если вы начнете действовать этой зимой, то снег вывозить начнут только на следующую зиму.
Организовать вывоз своими силами
Бывает так, что на общем собрании не все жильцы соглашаются оплачивать утилизацию снега. В таком случае голосов может не хватить для обращения в управляющую компанию. Или кого-то может не устроить предлагаемый тариф за вывоз снега.
Законодательство не запрещает собственникам жилья самостоятельно приводить в порядок территорию многоквартирного дома. И вы, конечно, можете заказать вывоз снега в обход УК.
Но помните о том, что погрузчики и самосвалы, которые будут производить работы, могут что-то повредить: например, сломать канализационные люки, продавить газон, наехать на скамейку и т.д. За все эти повреждения будете отвечать вы.
Поэтому, если вы не знаете точной планировки придомовой территории и не хотите лишних проблем, то вывоз снега нужно организовать через управляющую компанию. В таком случае вы сможете проконтролировать качество услуг и убедиться в том, что снег действительно убрали со двора.
Хотите узнать больше?
- На странице Уборка и вывоз снега вы найдете подробное описание наших услуг и базовые цены на них.
- Скачать общий прайс-лист на услуги по аренде спецтехники в PDF (0.3мб)
- Скачать прайс-лист на услуги по уборке и вывозу снега в PDF (0.3мб)
Хотите регулярно получать информацию по данной теме? Тогда рекомендуем подписаться на наши группы в социальных сетях:
- ВКонтакте: https://vk.com/uborka_vyvoz_snega_ekaterinburg
- Facebook: https://www.facebook.com/uborkasnegaekb
- Одноклассники: https://ok.ru/group/56486898958351
Рекомендуем также ознакомиться с другими статьями этого раздела:
- Как организовать уборку и вывоз снега
- Меры безопасности при уборке снега
- Меры безопасности при уборке снега во дворах
- Уборка снега в городе
- Что делать если управляющая компания не убирает снег во дворе
- Как правильно уведомить жителей дома для плановой уборки снега
- Как рассчитать объём снега
- Кто должен убирать снег с улиц
- Кто должен убирать снег у магазинов
- Нормативы уборки снега в городе
- Примеры расчёта стоимости уборки и вывоза снега
- Советы по организации уборки и вывоза снега
- Уборка и вывоз снега (расценки на готовые пакеты услуг)
- Уборка снега в гаражах (ГСК)
- Что делать, если машины мешают уборке и вывозу снега во дворе
Фото: 66.ru
Зимой, когда во дворах даже при регулярной чистке снега накапливаются большие сугробы, а впереди весна, вопросов становится все больше и больше. Почему они образуются? Как часто должны их увозить? И когда это лучше делать.
— Здесь, к сожалению, многие путают два процесса — «сдвигание снега» и «вывоз». Обязанность управляющей компании по уборке заключается как раз в расчистке и сдвигании снега. По муниципальному тарифу в обязанности УК при расчистке территорий входит именно сдвигание снега с тротуаров, с дорожек у подъездов к месту складирования. Указано также время выполнения работ — оно составляет 12 часов с момента окончания снегопада.
Снег вывозят, если на общем собрании собственников было принято решение о вывозе снега, определена сумма и источник финансирования, а также согласована с советом дома (если такой есть) стоимость 1 машино-часа работы спецтехники (погрузка) и 1 машино-рейса самосвала (вывоз). Источником финансирования являются, как правило, доход от аренды мест общего пользования или средства от разового сбора. В случае если на общем собрании не было принято решение по вывозу снега и не определен источник финансирования, уничтожение осуществляется естественным образом. В обязанности дворников входит ворошение сугробов (убрать «корочку» на снегу). Делается это для того, чтобы ускорить таяние масс, иначе весной талая вода может затопить двор. Опять же, есть территории, где снег не мешает, и вывоз не особо нужен. Например, когда есть малоиспользуемая площадка с газоном, которая позволяет складировать снег, затрагивая разве что эстетическую составляющую. Из практики управления «Территория» рекомендует вывозить снег два раза в год, в конце декабря — начале января и в конце февраля — начале марта.
За уборку тротуаров и проезжей части примыкающей к границам земельного участка дома отвечают муниципальные службы города. Управляющая компания, в случае несвоевременной уборки, в первую очередь сообщает, по телефону, информацию ответственной квартальной, при невыполнении — отправляет письмо в отдел благоустройства администрации района.
Уборка снега (расчистка и сдвиг) входит в минимальный перечень работ, которые необходимы для надлежащего содержания МКД. Такое правило действует для домов, у которых придомовая территория входит в состав общего имущества. В этой ситуации затраты на уборку снега входят в состав платы по услуге «содержание жилого помещения». Если земельный участок не входит в состав общего имущества, то работы по уборке снега возможны, если собственники приняли об этом решение на общем собрании. Если собственники дома понимают, что плановых уборок снега и вывоза недостаточно (например, из-за аномальных снегопадов), то они вправе принять решение дополнительно оплачивать такие расходы по сбору и вывозу снега.
Если гражданин поскользнулся на наледи и получил травму, он вправе потребовать, чтобы виновник возместил расходы на лечение, утраченный заработок и моральный вред. В плохой работе коммунальных служб люди, как правило, винят местные власти. Это не всегда справедливо, поскольку органы МСУ отвечают за уборку льда и снега только на территории, находящейся в муниципальной собственности. Мы проанализировали судебную практику и выяснили:
— когда за уборку территории отвечают местные власти;
— как обязать владельцев бизнеса содержать территорию, прилегающую к объектам коммерческой недвижимости;
— как доказать, что органы МСУ исполняют свои обязанности.
Кто должен содержать придомовую территорию, если участок под МКД поставили на кадастровый учет
На заметку: Земельный участок, на котором расположен МКД, переходит в общую долевую собственность собственников помещений с момента, когда его сформировали и поставили на кадастровый учет
Содержать имущество — обязанность его собственника (ст. 210 ГК, ст. 39 ЖК). Это касается и придомовой территории — земельного участка, на котором расположен дом и объекты, предназначенные для его обслуживания, эксплуатации и благоустройства (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК). Если такой участок находится в общей долевой собственности всех собственников помещений в МКД, то содержать его должны именно они. Это означает, что за очистку придомовой территории от снега и льда ответит ТСЖ, ЖСК или управляющая организация.
Обязанности по содержанию участка перечислены в пункте 24 Минимального перечня работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД (утв. постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290). Например, в холодный период управляющая организация должна:
— очищать крышки люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда с толщиной слоя свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см;
— очищать придомовую территорию от снега или подметать ее, когда снега нет;
— очищать придомовую территорию от наледи и льда;
— убирать крыльцо и площадку перед входом в подъезд.
Выполнять работы по содержанию общего имущества в МКД управляющая организация обязана, даже если собственники не принимали такого решения на общем собрании. Есть ли в договоре управления МКД условие о содержании придомовой территории, тоже неважно (постановление Президиума ВАС от 29.09.2010 № 6464/10).
Если участок под МКД сформирован и в доме выбрана управляющая организация, то она и должна отвечать за содержание придомовой территории. Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают
Доводы о том, что органы муниципального контроля не выявили нарушений при проверках, в судах не сработают
ПРИМЕР 1. Гражданка поскользнулась и получила травму. Она обратилась с иском к управляющей организации и ИП — хозяину отеля, возле которого произошло падение. Истица просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда, утраченный заработок и расходы на лечение. Суд первой инстанции взыскал по 171 тыс. руб. с каждого ответчика.
Управляющая компания подала апелляционную жалобу. Она утверждала, что исполнила свои обязанности надлежащим образом. Это подтверждает акт выполненных работ по уборке территории. Апелляция установила, что падение произошло на придомовой территории, за которую несет ответственность управляющая организация, а не отель. Достаточных доказательств надлежащего содержания придомовой территории ответчик не представил. При проверке муниципальные контролеры не выявили нарушения правил благоустройства. Но это не означает, что на момент падения истицы наледи на придомовой территории не было. Суд постановил взыскать всю сумму компенсации с УК (апелляционное определение Омского областного суда от 17.01.2018 № 33-15/2018).
Кто отвечает за уборку, если участок под МКД не поставлен на кадастровый учет
Если земельный участок под домом не поставили на кадастровый учет, то земля принадлежит муниципалитету. В этом случае содержать придомовую территорию обязаны местные власти. При неисполнении или ненадлежащем исполнении этой обязанности орган местной власти должен будет возместить моральный вред и вред здоровью, а также утраченный заработок пострадавшему гражданину.
ПРИМЕР 2. Жительница Костромы упала на обледеневшем тротуаре и сломала предплечье. Суд установил, что участок, где случилась травма, находится в муниципальной собственности. Посыпка тротуара противогололедным реагентом не была включена в план работ. Виновным суд признал Комитет по строительству, транспорту и дорожной деятельности администрации Костромы. Местные власти выплатили истице из местного бюджета 130 тыс. руб. в качестве моральной компенсации и 2,3 тыс. руб. на лечение (решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25.10.2019 № 2-2589/2019).
Кто должен убирать снег и лед вокруг объектов коммерческой недвижимости
Важная деталь: Границы территории, прилегающей к участку, можно определить, только если этот участок был образован
Территория общего пользования, которая окружает здание, строение, сооружение или земельный участок, — это прилегающая территория. Ее границы органы МСУ определяют в муниципальных правилах благоустройства в соответствии с порядком, установленным законом региона (п. 37 ст. 1 ГрК).
Органы МСУ вправе регулировать участие собственников и владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков в содержании прилегающих территорий (п. 13 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). Если вы установили в правилах благоустройства обязанность владельца магазина или офисного здания по уборке прилегающей территории, он должен ее выполнять. Заключите с ним соглашение о содержании прилегающей территории. Это послужит аргументом в вашу пользу.
ПРИМЕР 3. Мужчина поскользнулся у входа в магазин и сломал ногу. Он перенес несколько операций, затем лечился амбулаторно. Позднее пострадавший обратился в суд с иском к магазину о компенсации морального вреда.
Суд пришел к выводу, что причиной падения стала плохая уборка тротуара у входа в магазин. Территория, где произошел несчастный случай, находится в пользовании и обслуживании ответчика на основании соглашения между организацией и администрацией города. Муниципальные правила содержат требования к владельцам магазинов, торговых центров, офисов по уборке прилегающей территории. Суд первой инстанции взыскал с ответчика 180 тыс. руб. в счет возмещения морального вреда. Апелляционная инстанция увеличила размер компенсации до 500 тыс. руб. (апелляционное определение Белгородского областного суда от 20.11.2018 № 33-6254/2018).
Каким должен быть размер прилегающей территории
Органы МСУ вправе устанавливать размеры прилегающих территорий в муниципальных правилах благоустройства. Как определить этот размер, решают власти региона. Если размер, который вы установили, соответствует региональному порядку, суд встанет на вашу сторону.
На заметку: Если прилегающая к зданию территория относится к придомовой и входит в состав общего имущества собственников в МКД, суд признает виновной в ее ненадлежащем содержании управляющую организацию
ПРИМЕР 4. Муниципальные правила благоустройства требовали от владельцев и собственников зданий и сооружений содержать прилегающие к их объектам территории. Для ларьков такая территория определялась в 10 м, для рекламных конструкций — в 5 м, а для МКД — в 15 м по периметру от границ земельного участка, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства. Одна из управляющих организаций сочла, что муниципалитет незаконно заставляет ее содержать территорию, не входящую в общее имущество собственников. Организация попыталась оспорить эти положения правил благоустройства. Областной, а затем и Верховный суд отказали в иске. Суд указал, что благоустройство — это в том числе деятельность по содержанию расположенных в населенном пункте объектов, а также прилегающих к ним территорий. Лица, ответственные за эксплуатацию здания, строения или сооружения, обязаны принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий. Порядок устанавливают местные власти в муниципальных правилах благоустройства (Федеральный закон от 29.12.2017 № 463-ФЗ). Границы прилегающих территорий установлены в правилах благоустройства в соответствии с региональным законом (определение Верховного суда от 05.07.2019 № 2-АПА19-5).
Как доказать, что муниципалитет обеспечил уборку автодороги местного значения
Содержание автомобильных дорог общего пользования осуществляют их собственники. За дороги, находящиеся в муниципальной собственности, ответственность несут органы местного самоуправления.
Убедить суд в том, что муниципалитет надлежащим образом исполнил обязанности по содержанию автодороги общего пользования местного значения, бывает непросто. Рассмотрим на примере причины, по которым судьи не принимают доказательства.
ПРИМЕР 5. Жительница города сломала позвоночник в результате падения на обледенелой дороге. Суд первой инстанции отказал женщине в иске к городской администрации. Но апелляционный суд истицу поддержал. Женщина представила показания свидетеля, электронную карту вызова бригады скорой медицинской помощи, документацию о прохождении лечения.
Городская администрация также привела доказательства в свою пользу. Но суд счел их недостаточными. Копия журнала производства работ не доказывает, что ответчик провел работы по содержанию уличной дорожной сети, поскольку этот журнал был составлен в одностороннем порядке. Фотографии, которые представила администрация, не могут быть достаточным доказательством. Они не содержат информации о дате съемки, привязке к местности, техническом устройстве, которое использовали при съемке. Суд постановил взыскать с администрации расходы на лечение, утраченный заработок и компенсацию морального вреда (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 16.05.2019 № 33-5669/2019).
Важная деталь: Если муниципалитет на конкурсной основе определил для содержания муниципальной автодороги подрядную организацию и заключил с ней договор, то именно она будет виновна в плохом качестве уборки
Составляйте акты приемки выполненных работ по уборке территории. Сохраняйте путевые листы, которые подтверждают факт выезда автомобилей дорожной службы для содержания дорожной сети. Используйте эти документы в суде, чтобы доказать свою невиновность. Пригодятся и фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него. Во время фотосъемки настройте аппаратуру так, чтобы она фиксировала дату и время.
Кто должен содержать внутридворовые проезды
Внутридворовые проезды не относятся к автодорогам местного значения. Их содержание — обязанность управляющих организаций. Если муниципальная административная комиссия оштрафует УК за плохую уборку проезда, суд поддержит контролеров.
ПРИМЕР 6. Административная комиссия муниципального района привлекла к ответственности УК за плохую уборку внутридворового проезда, прилегающего к придомовой территории. УК обратилась в суд. Она доказывала, что спорный внутридворовой проезд не относится к общему имуществу собственников. Содержание автодорог и внутридворовых проездов не входит в обязанности УК. Этим должен заниматься орган МСУ. Судьи с истцом не согласились. Спорный проезд служит для подъезда к земельному участку под МКД и относится к придомовой территории. Возможность сквозного движения транспорта и пешеходов по придомовым дорогам не означает, что они относятся к дорогам общего пользования. Верховный суд не нашел оснований для пересмотра решений нижестоящих судов (определение от 16.10.2019 № 309-ЭС19-17520).
Выводы и рекомендации
1. Земельный участок под МКД переходит в общую долевую собственность, если проведен его кадастровый учет. Если он не сформирован, содержать его обязан муниципалитет. Выберите подрядную организацию в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Заключите с ней договор о содержании территории. Контролируйте проведение работ. В ходе проверок фиксируйте нарушения, требуйте, чтобы подрядчик их устранил. Если нарушения повторяются, расторгните договор с подрядчиком.
2. В правилах благоустройства установите порядок содержания и уборки территории в зимний период. Закрепите обязанность владельцев магазинов и офисов по уборке земельных участков, прилегающих к их строениям. Заключите с ними соглашения о содержании прилегающей территории.
3. Контроль за содержанием территории муниципального образования осуществляют органы МСУ. Утвердите муниципальным актом порядок и график проведения проверок.
4. Чтобы снизить размер компенсации до разумного предела, требуйте проведения судебно-медицинской экспертизы, используйте в качестве доказательств записи с камер видеонаблюдения, акты о выполненных работах, фотоматериалы о состоянии дорожного покрытия в день происшествия и за день до него.
Если снег не убирают, можно и нужно жаловаться. Расскажем, в каких случаях закон на вашей стороне!
Снежная зима в городе – это не только красиво, но и очень неудобно. Даже самые благоустроенные дворы и дорожки становятся буквально непреодолимы, если они завалены сугробами и покрыты льдом. Куда жаловаться, если улицы не убирают, расскажем в этой статье.
Кто и как должен убирать снег
Это зависит от локализации снега.
Дворы, тротуары рядом с многоквартирным домом относятся к придомовой территории, и за ее благоустройство и поддержание в хорошем состоянии отвечает уполномоченная организация (чаще всего управляющая компания или ТСЖ). Соответственно, она и несет ответственность за любые нарушения. Силами УК или ТСЖ (они могут использовать свой штат или подрядчиков) убирается двор, счищаются сосульки с крыш, освобождаются от снега и льда тротуары. Кроме того, представители организации обязаны следить за потенциальными опасностями и выставлять ограничители, если, например, возможно схождение снега или сосулек с крыши.
Важно! Снег по современным стандартам не вывозят, а убирают с дорожек, тротуаров, от стен домов. Если снег мелкий, его просто сметают в сторону, а если снега много, сначала пласт сдвигают к обочине, а потом перекидывают, например, на газоны (в те места, где не ходят люди).
При непрекращающемся снегопаде чистить тротуары должны каждые три часа. Поэтому уборка утром – не оправдание того, что к вечеру опять выросли сугробы, уже можно жаловаться и требовать, чтобы убирали как следует.
Уборкой снега в городе, на тротуарах и дорогах, которые не относятся к придомовой территории, занимаются коммунальные службы, они же несут ответственность за качество уборки, даже в тех случаях, когда для выполнения работ привлекаются сторонние компании (подрядчики).
В общем случае снег должны убрать с дорожек в течение 12 часов (если снегопад, соответственно, не обильный), гололед – в течение 4–12 часов, на тротуарах и пешеходных дорожках – за 12–24 часа.
Куда жаловаться, если снег не убирают
Если вы видите, что снег долго не убирают, ходить стало тяжело и даже опасно, необходимо жаловаться в первую очередь в организацию, которая отвечает за порядок и чистоту:
- В случае с придомовой территорией – в управляющую компанию или ТСЖ.
- В случае с городской территорией – в коммунальные службы своего района (контакты можно посмотреть на соответствующих сайтах в интернете, в Москве можно отправить обращение через портал mos.ru или форму проекта «Активный гражданин»).
Претензию лучше оформлять в письменном виде и двух экземплярах (один останется у вас, на нем ответственное лицо проставит дату и подпись). Если ответа нет или он вас не устраивает, можно обращаться в прокуратуру. Как показывает судебная практика, зачастую в таких ситуациях закон становится на сторону граждан, вне зависимости от того, по какой причине уборщики не справились с задачей (кроме, конечно, экстренных ситуаций, о которых поговорим далее). При этом свое обращение желательно подкреплять аргументом, что бездействие управляющей компании (коммунальной службы) ограничивает вашу свободу передвижения или создает угрозу безопасности жизни и здоровья.
Что такое чрезвычайная ситуация и какие правила действуют в ее отношении?
Если выпадение осадков существенно превышает расчетные нормы, имеющимися силами коммунальные службы справиться с таким объемом работ не могут. Ситуация считается чрезвычайной, если за сутки выпадает месячная норма снега. Очевидно, что быстро закупить технику и нанять людей не получится, поэтому и соблюсти стандартные сроки практически нереально.
В Москве, например, в таких ситуациях коммунальные службы руководствуются регламентом зимней уборки в столице. В нем указывается, что все объекты разделяются на категории по важности, срочности уборки.
Например, магистральные улицы и проспекты – это первая категория, потому что они обеспечивают сохранение движения в городе в целом. В каждом городе есть свой документ, который определяет приоритетность объектов. В общем случае в первую очередь убирают рядом с объектами, от которых зависят здоровье и безопасность: больницами, детскими садами, школами, судами, зданиями правоохранительных органов и так далее.
Тротуары и придомовые территории имеют меньшую приоритетность, поэтому не нужно удивляться, что их убирают не в первую очередь. Однако даже чрезвычайная ситуация не должна приводить к тому, что снег и лед остаются до весны. В случае «завала» (в прямом и переносном смысле) стоит изучить документы, актуальные для вашего региона, узнать предельные нормы уборки и обращаться с жалобами, если они не соблюдаются.
Государственная жилищная инспекция Самарской области информирует, что за содержание придомовой территории отвечает управляющая организация, которая должна проводить регулярную уборку снега, чтобы обеспечить беспрепятственный проход и проезд внутри двора многоквартирного дома.
Законодательство предусматривает определенные нормативы проведения уборочных работ. В Постановлении Госстроя РФ № 170 содержатся требования к периодичности проведения уборочных работ на придомовых территориях.
Они предусматривают следующее:
— при отсутствии снега очистка проводится ежедневно по утрам;
— при толщине снега до 20 мм дворники обязаны подмести двор;
— при толщине больше 20 мм происходит сгребание снега к обочинам вместе с удалением наледи;
— каждые 2 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 100 пешеходов;
— раз в 3 часа подметаются дорожки, по которым в течение часа проходит до 50 человек;
— каждый час очищаются дорожки, по которым отмечается интенсивное передвижение пешеходов (100 и больше пешеходов в час);
— непрерывно проводится расчистка дорожек шириной 3 м для пешеходов при сильных снегопадах.
Сроки проведения уборки
Класс | Снегопад с температурой выше -20С | Снегопад с температурой ниже -20С | Периодичность уборки при отсутствии снегопада |
Первый | Через 1,5 часа | Через 3 часа | Через 3 суток |
Второй | Ежечасно | Через 2 часа | Через 2 суток |
Третий | Через каждые 30 минут | Ежечасно | Через 24 часа |
Во время зимней уборки дворовой территории собранный снег должен сдвигаться с тротуаров и проездов к местам складирования. Сделать это необходимо не позднее, чем через 12 часов после окончания снегопада.
Снежные сугробы на придомовой территории часто становятся объектом спора между управляющей компанией и собственниками жилья. Даже если снег складируется без нарушения правил, людям не хочется видеть его у себя во дворе.
И тут со стороны жильцов возможны два варианта действий: договориться об утилизации снега с управляющей компанией или организовать вывоз своими силами.
Если поверхности скользкие, обработка дорожных покрытий песко-соляной смесью должна производиться при помощи распределителей, обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком. Размягченный после обработки лёд должен быть сдвинут или сметён плужно-щеточными снегоочистителями, не допуская попадания льда с песком и солью на открытый грунт, под деревья или на газоны.
Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в весенний и осенний периоды, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.
Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491.
Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 номер 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.
В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 номер 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:
— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.
В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена и административная ответственность в зависимости от обстоятельств по ст.6.3, 7.22, 12.34, 14.1.3 КоАП РФ либо 6.12 КоАП РС(Я). Санкции данных статей предусматривают наказание для юридических лиц в виде штрафа до 1 млн рублей.
Контроль за соблюдением указанных обязанностей должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) и муниципалитетами. Так, в случаях, когда причиной образования наледи явилось ненадлежащее обслуживание сетей коммуникаций (течь в сетях КНС), что в последствии привело к образованию наледи, либо не проведение антигололедных мероприятий, виновные лица несут административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ (нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).
За устранением данных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц следует обращаться в органы Роспотребнадзора. Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Контрольные полномочия в указанных сферах осуществляются Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
В том же случае если при несвоевременной уборке дорог от наледей создаётся угроза безопасности дорожного движения, действия виновных лиц квалифицируются по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). В подобном случае гражданам следует обращаться в органы ГИБДД.
При нарушении Правил благоустройства (которые принимаются в каждом муниципальном образовании отдельно) вследствие образования наледей или их несвоевременного устранения, виновное лицо несёт ответственность согласно ст.6.12 КоАП РС (Я). В данном случае следует обращаться в администрацию муниципального образования. В тех случаях, когда неисполнение обязанностей по уборке снега и наледей привело к серьёзным последствиям (вред жизни, здоровью или имуществу граждан), виновное должностное лицо несёт уголовную ответственности по ст.293 УК РФ (халатность). Уголовные дела по данной статье возбуждались в Кирове и Ярославле.
При бездействии вышеперечисленных контролирующих органов гражданам следует обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В целях пресечения либо устранения нарушений требований законодательства в данной сфере также возможно принятие актов прокурорского реагирования. К примеру, в связи с не проведением подготовительных мероприятий по уборке кровли СОШ 9 п.Чульман от наледи и снега 25.02.2018 директору учреждения объявлено предостережение. В настоящее время необходимые работы по уборке кровли проведены.
В случае причинения травмы гражданину ввиду несвоевременной либо некачественной уборки наледей, гражданином к виновному лицу может быть предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого здоровью, и компенсации морального вреда.
Андрей СТЕЦ,
старший помощник, прокуратура г.Нерюнгри.
Кто несет ответственность за уборку снега и наледей
Своевременная уборка территорий, тротуаров, дорог, крыш зданий, жилых домов от снега и наледей является одним из наиболее актуальных вопросов, возникающих в весенний и осенний периоды, так как не исполнение и несвоевременное данных обязанностей влечёт за собой повышение травматизма среди населения, а также угрозу жизни и здоровью граждан.
Какой бы способ управления жители не выбрали (как правило, это управляющая компания либо товарищество собственников жилья), управляющая организация обязана исполнять минимальный перечень услуг, необходимых для надлежащего содержания многоквартирного жилого дома, что закреплено ч.1.2 ст.161 ЖК РФ и п.11.1 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденную постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491.
Учреждения, управляющие компании, должны проверять и при необходимости очищать кровли от скопления наледи и сосулек. Эта обязанность закреплена п.7 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2014 номер 290. Также п.25 приведённых правил содержит обязанность по очистке придомовой территории от снега и наледи.
В соответствии с п.4.6.1.23 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 номер 170, очистка кровли от мусора и грязи производится 2 раза в год: весной и осенью, удаление наледей и сосулек – по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением:
— желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
— снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов, и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить в случае протечек на отдельных участках. Согласно п.4.6.4.6 правил очистка крыш от снега и льда должна поручаться рабочим, знающим правила содержания кровли, имеющие допуск к работе на высоте и выполняться только деревянными лопатами.
В соответствии с п.10 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.08.2006 номер 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей). Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, бремя по предупреждению или уборке наледей несут собственники зданий, руководители организаций (директора школ, детских садов и т.д.) председатели товариществ собственников жилья, а случае если это предусмотрено договором — управляющие компании. За несвоевременную очистку зданий и территорий предусмотрена и административная ответственность в зависимости от обстоятельств по ст.6.3, 7.22, 12.34, 14.1.3 КоАП РФ либо 6.12 КоАП РС(Я). Санкции данных статей предусматривают наказание для юридических лиц в виде штрафа до 1 млн рублей.
Контроль за соблюдением указанных обязанностей должен осуществляться органами Роспотребнадзора, Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) и муниципалитетами. Так, в случаях, когда причиной образования наледи явилось ненадлежащее обслуживание сетей коммуникаций (течь в сетях КНС), что в последствии привело к образованию наледи, либо не проведение антигололедных мероприятий, виновные лица несут административную ответственность по ст.6.3 КоАП РФ (нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий).
За устранением данных нарушений и привлечением к ответственности виновных лиц следует обращаться в органы Роспотребнадзора. Ответственность за несвоевременное исполнение управляющей организацией требований по уборке крыш и фасадов многоквартирных жилых домов, а также прилегающей придомовой территории от наледей и снега предусмотрена ч.2 ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений). Если невыполнением вышеуказанных обязанностей нарушаются положения лицензии по управлению многоквартирным домом, действия виновного лица квалифицируются по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ. Контрольные полномочия в указанных сферах осуществляются Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
В том же случае если при несвоевременной уборке дорог от наледей создаётся угроза безопасности дорожного движения, действия виновных лиц квалифицируются по ст.12.34 КоАП РФ (несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог). В подобном случае гражданам следует обращаться в органы ГИБДД.
При нарушении Правил благоустройства (которые принимаются в каждом муниципальном образовании отдельно) вследствие образования наледей или их несвоевременного устранения, виновное лицо несёт ответственность согласно ст.6.12 КоАП РС (Я). В данном случае следует обращаться в администрацию муниципального образования. В тех случаях, когда неисполнение обязанностей по уборке снега и наледей привело к серьёзным последствиям (вред жизни, здоровью или имуществу граждан), виновное должностное лицо несёт уголовную ответственности по ст.293 УК РФ (халатность). Уголовные дела по данной статье возбуждались в Кирове и Ярославле.
При бездействии вышеперечисленных контролирующих органов гражданам следует обращаться в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования. В целях пресечения либо устранения нарушений требований законодательства в данной сфере также возможно принятие актов прокурорского реагирования. К примеру, в связи с не проведением подготовительных мероприятий по уборке кровли СОШ 9 п.Чульман от наледи и снега 25.02.2018 директору учреждения объявлено предостережение. В настоящее время необходимые работы по уборке кровли проведены.
В случае причинения травмы гражданину ввиду несвоевременной либо некачественной уборки наледей, гражданином к виновному лицу может быть предъявлен иск о возмещении вреда, причинённого здоровью, и компенсации морального вреда.
Андрей СТЕЦ,
старший помощник, прокуратура г.Нерюнгри.