Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов; Getty Images Plus
С 19 июня стоимость восстановительного ремонта автомобилей по договору обязательного автострахования (ОСАГО) рассчитывается по-новому. Вступили в силу новые справочники оценки средней стоимости запчастей, которые используются для расчета выплат по страховке. По подсчетам Российского союза автостраховщиков, стоимость «корзины часто бьющихся запчастей», рассчитываемая по новым справочникам деталей, выросла на 28,7% относительно предыдущей редакции.
Другие изменения находятся на стадии обсуждения и проработки. Так, еще в апреле Центробанк предложил новые правила расчета стоимости ремонта по ОСАГО с учетом цен на аналоги оригинальных запчастей. Такое решение регулятор предложил как временную меру из-за «высокой неопределенности цен» оригинальных деталей и проблем с их доступностью. А в июне ЦБ выступил с инициативой изменить коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев. Его хотят расширить на 26% вверх и вниз — так страховщики смогут точнее учитывать риски на фоне роста стоимости запчастей.
За ремонтом авто по ОСАГО может обратиться только автовладелец, которого признали потерпевшим в ДТП. Виновник аварии должен ремонтировать машину самостоятельно, если у него нет договора добровольного автострахования (каско).
По закону «Об ОСАГО» максимальная сумма, которую страховая фирма вправе потратить на восстановительный ремонт авто, не должна превышать 400 000 руб. Если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, лимит достигает 500 000 руб.
В случае когда в ДТП виноваты оба водителя либо не виноват никто, оба получают по 50% стандартной компенсации. То есть не больше 50 000–200 000 руб. Но если в судебных разбирательствах выяснится, что у сторон ДТП степень вины различная, то возмещение утвердят пропорционально тяжести последствий от действий участников аварии.
П. 16.1 ст. 12 закона «Об ОСАГО» предусматривает закрытый перечень оснований, когда страховщик может вместо организации ремонта выплатить потерпевшему возмещение в денежной форме:
✅ полное уничтожение попавшего в ДТП транспортного средства;
✅ смерть потерпевшего;
✅ при заключении письменного соглашения между страховой компании и потерпевшим;
✅ в заявлении о страховом возмещении потерпевший сам выбрал такую форму возмещения;
✅ в 50 км от места жительства клиента нет ни одного сервиса, который сможет восстановить машину;
✅ страховая не сотрудничает с СТО, способными произвести восстановительный ремонт;
✅ цена ремонта превышает лимиты по договору, когда ДТП оформляется по европротоколу.
Во всех других случаях страховая компания не может в одностороннем порядке изменить форму возмещения.
По итогам разбирательств на месте происшествия у водителя должен быть главный документ, необходимый для обращения в страховую компанию — извещение о ДТП. С ним и нужно идти к страховщику. Но не только с ним: еще понадобятся заявление на возмещение, права, паспорта заявителя и транспортного средства. Полный пакет документов, необходимый при обращении, может отличаться у конкретных страховых компаний и в зависимости от обстоятельств аварии, так что лучше уточнить этот вопрос через горячую линию или в мобильном приложении, если оно есть.
По закону «Об ОСАГО» страховая должна в течение пяти рабочих дней после получения заявления изучить повреждения пострадавшей в ДТП машины клиента. После этого у нее будет еще 15 дней на принятие решения по страховому случаю — отказать автовладельцу или оплатить ремонт.
Но такой порядок действий предусмотрен только для стандартных ситуаций, когда машина на ходу и может самостоятельно доехать до представителя страховщика. Если авто не передвигается, то страховая вправе прислать своего представителя или даже вызвать эвакуатор для доставки транспортного средства до места проведения оценки. Кроме того, автовладелец имеет право попросить перенести дату осмотра, тогда у страховой будет уже не 20, а 40 дней на принятие решение о возмещении.
Если же осмотр задерживается по вине страховой компании, за каждый день просрочки она выплатит своему клиенту неустойку в 1% от размера страховой выплаты.
При аварии водители могут не вызывать сотрудников ГИБДД, а составить извещение о ДТП или европротокол своими силами, если одновременно выполняются несколько условий:
✅ в результате ДТП нанесен вред авто, но не жизни или здоровью граждан;
✅ столкнулись два авто (даже с прицепами), у владельцев которых есть действующие полисы ОСАГО;
✅ обстоятельства произошедшего не вызывают разногласий у участников ДТП*.
Закон позволяет составить европротокол даже тогда, когда попавшее в аварию авто зарегистрировано за рубежом, но у водителя есть международный полис ОСАГО. Когда все условия оформления ДТП соблюдены, то потерпевший получит страховую сумму до 400 000 руб. Если у страховщика нет сведений о ДТП, полученных через ГЛОНАСС или мобильное приложение, то он все равно выплатит возмещение, но его сумма не превысит 100 000 руб.
* Если есть разногласия, то водители должны передать информацию об аварии в экстренные службы через систему ЭРА-ГЛОНАСС или мобильное приложение «ДТП. Европротокол».
Подсчет страховых выплат производится в соответствии с единой методикой. Основные факторы, влияющие на стоимость возмещения, — регион, где произошло ДТП, и степень износа деталей авто с учетом его возраста, или амортизация. Максимальная амортизация составляет 50%, то есть при любом износе поврежденной детали возместят как минимум половину от ее стоимости.
Подсчет ущерба важен не только для случаев, когда возмещение выплачивают деньгами. Если страховая соглашается отправить авто на ремонт, это тоже важно, поскольку стоимость восстановления может не уложиться в пороговую сумму (400 000 руб.). При этом подсчет производится по нормам региона, где произошло ДТП, а ремонт производится по месту жительства автовладельца.
По правилам закона «Об ОСАГО» страховая должна разместить информацию о сервисных центрах, с которыми сотрудничает, на своем официальном сайте. Там должны быть указаны их адреса, марки обслуживаемых авто, примерные сроки проведения ремонта. Из предложенного перечня клиент выбирает понравившийся, чтобы направить свой автомобиль туда.
А еще в начале июня Центробанк выпустил информационное письмо, в котором запретил страховым компаниям направлять поврежденные авто клиентов в сервисные центры, не указанные на сайте страховой. Если среди партнеров компании нет сервиса, который сможет отремонтировать авто клиента, тот может сам выбрать СТО для ремонта и согласовать свой выбор со страховой. Тогда компания также оплатит ремонт.
Для споров со страховыми компаниями уже несколько лет предусмотрен досудебный порядок. Клиент сперва должен обратиться к финансовому уполномоченному, который по общему правилу рассмотрит заявление в течение 15 дней. Если потребуется техническая экспертиза, срок увеличат еще на 10 дней.
Обратиться к уполномоченному можно через форму на сайте финомбудсмена или по почте. Его решение обязательно для исполнения любой финансовой организацией, к которым относятся и страховые.
Если одна из сторон спора не согласна с решением финомбудсмена, то может оспорить его в судебном порядке. При этом после прекращения рассмотрения спора в службе уполномоченного досудебный порядок считается соблюденным, поэтому претензию страховой направлять не нужно, — на это в 2021 году указывал Пленум Верховного суда.
Перед обращением в суд придется проводить еще одну экспертизу и оплачивать ее самостоятельно. Стоимость такого исследования всегда относится к судебным расходам, которые оплачивает проигравшая сторона.
Правила страхового возмещения по ОСАГО не только прописаны в законах. Верховный суд неоднократно делал важные разъяснения по этой теме.
✅ У страховой не было сервисов-партнеров, которые готовы были починить машину, а клиент отказался ждать или доплачивать из своего кармана. ВС подчеркнул, что в такой ситуации нельзя заменить ремонт на выплату денег.
✅ Страховая не вправе требовать вернуть возмещение, если она не получила свою копию европротокола.
✅ Если поврежденный автомобиль нельзя предоставить на осмотр, так как его починили или утилизировали, это еще не повод отказывать клиенту в возмещении. Тогда можно исследовать акты осмотров, фотоснимки и другие материалы о ДТП (подробнее — Когда можно взыскать деньги по ОСАГО без осмотра авто).
✅ Разницу между денежным возмещением и стоимостью ремонта нужно взыскивать с виновника ДТП, а не с его страховой компании, указывает Верховный суд.
✅ Страховая не может навязывать клиенту ремонт авто дороже 400 000 руб., если он отказывается доплатить СТО за восстановление.
На чтение 5 мин. Опубликовано 23.08.2021
Авария на дороге — это крупная неприятность, но если не пострадало здоровье и человек остался жив, то все остальное поправимо. Благодаря действующей в России программе обязательного страхования автомобильной гражданской ответственности пострадавшей стороне компания виновника ДТП обязана выплатить денежную компенсацию или отремонтировать транспортное средство за свой счет. Это теория, на практике все несколько сложнее. В большинстве случаев страховщик старается занизить размер ущерба, для чего применяет ряд уловок, одной из которых является отказ в выдаче клиенту ряда документов. Поэтому, вопрос, обязана ли страховая компания предоставить калькуляцию по ОСАГО, возникает довольно часто и требует ясного и четкого ответа.
Содержание
- Обязана ли страховая предоставить калькуляцию
- Особенности получения акта расчёта
- Какие сроки выдачи
- Что должно быть в акте
- Что делать в случае отказа
Обязана ли страховая предоставить калькуляцию
Если дорожное происшествие подпадает подкатегорию страхового события, то для его реализации разработан механизм, прописанный в законе №40-ФЗ от 25.04.2002. Пострадавший должен в течение 5 дней подвезти свое движимое имущество по указанному адресу для проведения осмотра и определения размера ущерба. Это может быть офис или собственный гараж компании, СТО с которой у нее заключено соглашение на проведение подобных мероприятий.
По результатам проведения экспертизы составляется акт, в котором указывается перечень повреждений с общей стоимостью выплат или ремонта. Что касается законности, а именно, обязана ли страховая компания предоставить калькуляцию по ОСАГО, то здесь возникают осложнения в трактовке понятий.
В соответствии с установленными правилами:
- Потерпевший имеет право потребовать отчетную документацию о результатах осмотра его имущества и ознакомиться с выводами экспертов относительно размера ущерба.
- Страховщик обязан не позднее трех дней с момента обращения выдать заявителю (владельцу авто или его доверенному лицу) копию акта проведения осмотра транспортного средства.
- В акте обычно указывается перечень повреждений и общие суммы на такие мероприятия, как закупка запчастей, расходных материалов, стоимость различных работ по устранению повреждений. Как правило, цены одиночных деталей не указывается.
Обратите внимание! Страховая не выдает калькуляцию по ОСАГО просто так, по умолчанию. Для получения бумаги владелец транспортного средства должен написать и подать заявление соответственного содержания.
Особенности получения акта расчёта
В законе конкретно написано, что страховая обязана предоставить расчет стоимости ущерба, но конкретно про калькуляцию в правилах не сказано. Но, здесь нужно рассматривать эту бумагу, как приложение к акту. То есть, все что было составлено по результатам технической экспертизы, представляет собой один документ.
Чтобы его получить, нужно подать заявление в произвольной форме.
В обращении следует указать;
- Кому.
- От кого.
- Слово Заявление.
- Ссылка на пункт 4.23 Правил страхования и последующее требование выдать копию акта о страховом случае с приложением калькуляции.
- Дата, подпись, фамилия.
Подать бумагу можно лично или почтой. В первом случае все делается быстро, но нужно получить подтверждение письменного обращения. Берется расписка или на копии проставляется регистрационный номер оригинала. Если сотрудник отказывается дать подтверждения, факт подачи можно заснять на видео. Офис страховщика является публичным местом и такие действия там не запрещены.
Если отправлять письмом, то оно будет вручено под расписку, но вопрос в сроках. Отправление может придти уже после проведения осмотра, составления акта и перечисления средств. Смысл отправки запроса просто пропадает.
Обратите внимание! Свое требование можно подвести под положение закона о защите прав потребителей. Если машина использовалась в личных, не коммерческих целях, то владелец имеет право на получение всей информации, связанной с выполнением по ней договора ОСАГО.
Какие сроки выдачи
В соответствии с законодательством РФ страховая обязана предоставить расчет стоимости ущерба на протяжении трех рабочих дней после получения заявления. При этом, на проведение экспертизы технического состояния транспортного средства после принятия заявления о выплатах ей дается 20 рабочих или 30 календарных дней. Это время необходимо для выяснения обстоятельств происшествия, получения справок из государственных структур, проведения осмотра техники. Если запрос подается до проведения экспертизы, то ответ должен быть дан не позднее третьего дня с момента ее завершения.
Как пример можно рассмотреть такие случаи:
- Авария произошла. 05.06.2021, заявление на возмещение было подано 10.06.2021. Осмотр был проведен 15.06.2021. владелец машины обратился за актом 18.06.2021. значит, компания должна дать ответ к исходу 21.06.2021.
- ДТП произошло 10.03.2021, на следующий день хозяин авто написал заявление и пригнал его на указанную СТО. Осмотр провели 15.03.2021. Водитель отправил требование на акт письмом 14.03.2021, но дошло оно только 31.03.2021. К этому времени компания провела экспертизу и подготовила отчеты и перечислила деньги.
Обратите внимание! За нарушение любых сроков компании можно предъявить требование выплаты пени.
Что должно быть в акте
Точная форма акта в законах не прописано, но упоминается, что в нем должны быть описания повреждений, выводы о возможности проведения ремонта или списания, а также такое понятие, как «расчет». Однако, что оно в себя включает, не указано. А потому компании пишут только общие суммы, не вдаваясь в детали.
Что делать в случае отказа
Если страховщик не выдает калькуляцию, то можно обратиться к независимому оценщику или обратиться в суд. Право на получение всей полноты информации регламентировано в ст.131-132 ГПК РФ и ч.4 ст.29 Конституции РФ. При выигрыше дела понесенные затраты возмещаются ответчиком.
Закон обязывает страховые компании выдать калькуляцию по ДТП. Для этого нужно знать свои права и грамотно ими пользоваться.
Страховщики отказываются предоставлять расчет стоимости восстановительного ремонта, по которому они производят выплату. На отношения, возникающие из договора ОСАГО распространяется Закон о защите прав потребителей. Потребитель страховой услуги, по договору ОСАГО, имеет право на получении информации, в том числе, информации о стоимости восстановительного ремонта.
Образец заявления кзпа.рф/379.html
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы писать комментарии, задавать вопросы и участвовать в обсуждении.