Должна ли компания находится по юридическому адресу

Вряд ли мы ошибемся, если скажем, что подавляющее большинство организаций не находится по так называемым «юридическим» адресам. Между тем налоговые органы много внимания уделяют выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. По закону инспекторы вправе иницииировать процедуру ликвидации компаний, место нахождения которых не соответствует данным из ЕГРЮЛ. Давайте посмотрим, чем еще может грозить организации отсутствие по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, и кому стоит уточнить данные в реестре.

Вводная информация

При создании новой организации в учредительных документах и заявлении о регистрации указывается ее адрес. При этом налоговики обязаны провести проверку данных, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 51 ГК РФ). Если они выявят, что заявленный адрес является недостоверным, то в регистрации новой компании могут отказать (подпункт «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ, далее — Закон № 129-ФЗ). При этом проблемы из-за адреса могут возникнуть не только у регистрирующихся, но и у действующих организаций.



Эксперт


Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке



Несовпадение юридического и фактического адресов

Считается, что адрес компании в ЕГРЮЛ — это адрес в пределах ее местонахождения (подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Причем налоговики обязаны направлять всю «бумажную» корреспонденцию именно по этому адресу (п. 5 ст. 31 НК РФ). Поэтому если компания на самом деле расположена по другому адресу, то она рискует не получить  какой-либо значимый документ, если юридический и фактический адреса не совпадают.

Законодательством предусмотрено, что место нахождения организации определяется местом ее государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако такие понятия как юридический и фактический адрес не раскрываются. Как правило, эти адреса понимаются так:

Юридический адрес

Фактический адрес

Адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения  организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Имейте в виду: риски негативных последствий, связанных с несовпадением юридического и фактического адресов, несет сама компания. В частности, организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (п. 3 ст. 54 ГК РФ).



Экстерн


Получать требования и направлять запросы в ИФНС через интернет



Что будет, если корреспонденция вернется налоговикам

Предположим, что ИФНС неоднократно направляла компании почтовую корреспонденцию по юридическому адресу, но письма возвратились в инспекцию с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д. В такой ситуации налоговики могут посчитать, что указанный в ЕГРЮЛ адрес недействителен и сообщат об этом в банк, в котором у компании открыты счета (пункт 4 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088). Опасность в том, что несообщение банку о смене адреса, в свою очередь, может стать основанием для расторжения договора банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

Помимо этого при выявлении недостоверных адресов налоговики вправе провести проверку достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Если проверка покажет, что сведения об адресе недостоверны, инспекторы направят в компанию, ее учредителям и руководителю соответствующее уведомление.

В течение 30 дней с момента направления уведомления организация обязана или добровольно внести изменения в ЕГРЮЛ или же представить документы, свидетельствующие о подлинности адреса. В противном случае ИФНС может внести в госреестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений (подробнее об этом читайте в статье «С 2016 года налоговики будут проверять достоверность сведений, которые либо уже содержатся в ЕГРЮЛ, либо вносятся в реестр»).



Экстерн




Подайте документы на регистрацию ООО/ИП либо внесение изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет


Подать бесплатно



При каких условиях возможна ликвидация

Кроме внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у налоговиков есть еще одна возможность — обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Но инспекторам необходимо доказать, что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являтся грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

В письме  от 25.06.14 № СА-4-14/12088 ФНС России рекомендовала инспекторам подавать иск о ликвдации, только если к организации нельзя применить процедуру исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о процедуре, применяемой к компаниям, которые в течение  12 месяцев не сдавали отчетность и не осуществляли операций по банковским счетам. Такие организации ликвидируются налоговиками без суда на основании статьи 64.2 ГК РФ. Если же организация сдает отчетность и совершает банковские операции, но не находится при этом по своему юридическому адресу, то ликвидировать ее можно только через суд.

Полезные выводы

Если организация не располагается по юридическому адресу и есть опасения, что налоговики могут выявить этот факт, то рекомендуем обратить внимание на следующие выводы:

  1. Сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации, и это не раз подтверждали судьи (см., например постановление АС Северо-Кавказского округа от 31.10.17 № А32-12835/2017).
  2. Отсутствие компании по юридическому адресу, указанному в ее учредительных документах, является устранимым нарушением (определение ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10).
  3. Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61).
  4. Если компания неоднократно проигнорирует все просьбы налоговиков о предоставлении реального адреса, то суд может принять решение о ликвидации (постановление ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011).
  5. В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.
  6. Поскольку в первую очередь налоговики проверяют компании, которые указали в ЕГРЮЛ так называемые адреса массовой регистрации, желательно проверить, не является ли «массовым» адрес вашей организации. Это можно сделать бесплатно в сервисе «Контур.Фокус», для чего достаточно ввести адрес в поисковую строку сервиса и потом проверить, сколько организаций по нему зарегистрировано. Если в здании, где нет офисов, числится несколько десятков организаций, то это уже повод насторожиться.

Бесплатно узнать, сколько компаний зарегистрировано по адресу потенциального контрагента и выяснить, не является ли его директор или учредитель «массовым», можно либо прямо на БухОнлайне, либо в сервисе для экспресс-проверки контрагентов «Контур-Фокус». В названном сервисе также можно увидеть, сдает ли контрагент балансы в Росстат, а при их наличии автоматически провести финансовый анализ отчетности.

Зачем нужен юридический адрес

Когда создают новую организацию, в учредительных документах и в заявлении о регистрации необходимо указать ее адрес для включения в ЕГРЮЛ. При этом налоговики обязаны проверить достоверность данных, вносимых в реестр. Если выяснится, что указанный адрес — фиктивный, компанию не зарегистрируют на основании подпункта «р» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ.

По закону организация должна находиться по адресу государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Однако на практике существуют понятия юридического и фактического адреса.

Юридический адрес — это адрес, который указан в учредительных документах и ЕГРЮЛ как место нахождения организации. По этому адресу должен находиться постоянно действующий исполнительный орган (иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени организации).

Фактический адрес — это адрес, по которому фактически находится организация. На практике он может не совпадать с адресом, который содержится в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Чаще всего именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и хранятся документы.

Если эти адреса не совпадают, компания рискует не получить юридически значимую корреспонденцию, доставленную по адресу из ЕГРЮЛ. Если письма ИФНС возвращаются с пометками «адресат выбыл», «по адресу не числится», «за истечением срока хранения» и т д., налоговики могут посчитать адрес недействительным. Это может привести к неприятным последствиям.

Чем опасно несовпадение адресов

  1. 1. Налоговая может сообщить о недействительном адресе в банк, где у компании открыты счета. В связи с этим банк может расторгнуть договор банковского счета по решению суда (письмо ФНС России от 23.12.11 № АС-4-2/22130).

  2. 2. При подозрении, что компания зарегистрирована по недействительному адресу, ФНС может провести проверку достоверности всех сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Если будут обнаружены несоответствия, компания, ее учредители и руководитель получат уведомления. После этого они должны будут либо добровольно поменять информацию в реестре, либо документально подтвердить, что адрес действующий. В противном случае налоговая может внести в реестр юрлиц запись о недостоверности содержащихся в нем сведений.

  3. 3. Если компания в течение 12 месяцев не сдавала отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам, ее могут исключить из ЕГРЮЛ и ликвидировать по решению налогового органа, без суда. Если организация сдает отчетность и совершает банковские операции, инспекторам придется обратиться в суд и доказать,что при создании юридического лица были допущены нарушения, которые являются грубыми и неустранимыми (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ). Только при наличии таких нарушений суд признает регистрацию компании недействительной.

Отсутствие организации по юридическому адресу не обязательно приведет к ликвидации — это устранимое нарушение. Если вы получили уведомление о несовпадении адресов, нужно изменить информацию в ЕГРЮЛ. Затягивать с этим и игнорировать сообщения налоговой нежелательно.

Если фактический адрес не совпадает с юридическим.

Журнал «В курсе дела»
Марченко Юлия Александровна, эксперт-консультант
компании ПРАВОВЕСТ

В Гражданском кодексе РФ употребляется выражение «местонахождение
юридического лица» – так называемый юридический адрес, официально
зарегистрированный в ЕГРЮЛ. В то же время юрлицо может располагаться по другому
адресу – фактическому.

В гражданском законодательстве не содержится общей нормы, касающейся
соотношения или соответствия юридического и фактического адресов организации.
Однако в законах, регулирующих деятельность юридических лиц различных
организационно-правовых форм, внимание данной проблеме все же уделено. Под
юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего
исполнительного органа организации на момент ее регистрации, а в случае его
отсутствия – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени
юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с данным
юридическим лицом. Юридический адрес указывается в учредительных документах
организации. Фактический адрес – это адрес, по которому реально располагается
постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. Юридический и
фактический адреса организации могут не совпадать. Каковы же последствия такого
несовпадения? Попробуем сделать обзор наиболее часто встречающихся ситуаций.

Местонахождение и регистрация юридического лица

Местом нахождения юридического лица признается место нахождения его постоянно
действующего исполнительного органа. В случае отсут-ствия последнего, иного
органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без
доверенности, – место нахождения, по которому осуществляется связь с юридическим
лицом1. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных
документах2. В п. 1 ст. 54 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N
14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) и п.
2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
место нахождения юридического лица определяется местом его государственной
регистрации, а сведения о месте нахождения юридического лица содержатся в его
уставе.
В п. 3 Постановления Пленума Верховного Cуда РФ N 90, Пленума ВАС РФ
N 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об
обществах с ограниченной ответственностью» указано, что при разрешении споров,
затрагивающих вопросы определения места нахождения общества (в частности, при
определении места исполнения денежных обязательств), судам необходимо
руководствоваться ст. 54 ГК РФ и п. 2 ст. 4 Закона об ООО, согласно которым
местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, и
учитывать, что учредительными документами общества местом его нахождения может
быть определено место постоянного нахождения органов управления общества или
основное место его деятельности. Ранее устанавливалось, что общество должно
иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано
уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц,
об изменении своего почтового адреса3. В целях формирования единого подхода к
вопросу о месте нахождения юридического лица, месте его регистрации и почтовом
адресе приведенные положения в соответствии с Федеральным законом от 21.03.2002
N 31-ФЗ из ст. 4 Закона об ООО исключены. В настоящее время в действующем
законодательстве адрес места нахождения юридического лица не разделяется на
юридический и фактический. Между тем место нахождения самого юридического лица
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон N 129-ФЗ)
вообще не определено, хотя согласно ст. 19 НК РФ указание места нахождения
является обязательным для налогоплательщика. В соответствии с п. 21
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского кодекса Российской Федерации» местом нахождения юридического лица
является место нахождения его органов. Кроме того, в Законе N 129-ФЗ отсутствует
требование о представлении в регистрирующий орган документов, подтверждающих
место нахождения органов юридического лица, определенное в его учредительных
документах.

Согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ в качестве места нахождения юридического лица
нельзя указывать адрес жилого помещения. В соответствии с п. 3 ст. 52
Гражданского кодекса РФ изменения учредительных документов, в том числе места
нахождения юридического лица, приобретают силу для третьих лиц с момента их
государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, – с момента
уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких
изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе
ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими
лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Пунктом 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ
установлено, что, в случае если изменение указанных в п. 1 данной статьи
сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы,
внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц
осуществляется в порядке, предусмотренном гл. VI данного Закона. Таким образом,
государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения
его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия
постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих
право действовать от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место
нахождения юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных
документах, могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании
считается адрес, указанный в его учредительных документах. В Едином
государственном реестре юридических лиц должны быть указаны сведения4 о месте
нахождения (об адресе) постоянно действующего исполнительного органа
юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. За
непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в
государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных
сведений заявители, юридические лица несут ответственность5, установленную
законодательством Российской Федерации.

Ответственность

Согласно п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях
непредставление, или несвоевременное представление, или представление
недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий
государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление
предусмотрено законом, – влечет предупреждение или наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты
труда. Пунктом 4 данной статьи установлено, что представление в орган,
осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое
действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных
размеров оплаты труда или дисквалификацию руководителя на срок до трех лет.

Дисквалификация

Письмом ФНС РФ от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в
качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации»
налоговым инспекциям предлагается применять дисквалификацию должностных лиц
организаций в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной
регистрации. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 18.11.2004 N
23 под представлением заведомо ложных сведений следует понимать представление
документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая
повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской
деятельности. Об изменении места нахождения юридического лица необходимо
уведомить регистрирующий орган в течение 3 дней с момента такого изменения6,
иначе также может быть применена административная ответственность,
предусмотренная п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ, за непредставление, несвоевременное
представление сведений о юридическом лице, представление недостоверных сведений.
Кроме того, согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное
представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации),
представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим
органом (должностным лицом) его законной деятельности, равно как и представление
в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в
неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 19.7.1, 19.8, 19.19 КоАП РФ, – влечет наложение административного
штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц – от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на
юридических лиц – от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Иски о ликвидации юридического лица

Также в качестве примера еще одного из возможных последствий можно привести
Постановление ФАС Московского округа кассационной инстанции7. Инспекцией МНС РФ
(далее – Инспекция) был предъявлен иск о ликвидации юридического лица на
основании ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона N
129-ФЗ8 в связи с тем, что были допущены грубые нарушения законодательства РФ, в
частности ответчик на момент его регистрации представил недостоверные сведения о
своем местонахождении.

Фабула дела

Ответчик, зарегистрированный Инспекцией, указал свой адрес, однако согласно
выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на
30.06.2004 адресом ответчика является другое местоположение, зафиксированное в
новой редакции его устава, из чего заявитель сделал вывод о том, что ответчик на
момент его регистрации представил недостоверные сведения о своем
местонахождении, так как из представления Центральной акцизной таможни следует,
что ответчик не мог находиться по своему первоначальному адресу. Это
свидетельствует о грубом нарушении ответчиком законодательства Российской
Федерации, в связи с чем, по мнению заявителя, данное юридическое лицо подлежит
ликвидации в соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ, а также п. 2 ст. 25
Закона N 129-ФЗ.

В удовлетворении заявленного требования судами первой, апелляционной и
кассационной инстанции было отказано с указанием на то, что при надлежащем
исполнении обязанностей по уплате налогов, представлении бухгалтерской
отчетности фактическое отсутствие юридического лица по месту регистрации не
свидетельствует о грубом нарушении закона, притом что нарушения ч. 3 ст. 54
Гражданского кодекса РФ ответчиком не допущено, так как в его уставе указано
место нахождения общества, в последующем в устав были внесены изменения в части
указания нового местонахождения. То есть, если ответчиком ранее и было допущено
нарушение в части указания местонахождения общества, то в последующем это
нарушение было устранено, а ссылка заявителя на то, что данное нарушение
является неустранимым, является необоснованной, в связи с чем заявленные
требования о ликвидации ответчика удовлетворению не подлежат.

Кассационная инстанция сделала вывод, основываясь на п. 3 Информационного
письма ВАС РФ от 13.08.2004 N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными
судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации», что юридическое
лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят
малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены. Это
и было установлено судами обеих инстанций по делу в обжалуемых Инспекцией
судебных актах, а у арбитражного суда кассационной инстанции нет оснований для
иной оценки установленных арбитражными судами обстоятельств по настоящему делу.
Таким образом, если юридический адрес не совпадает с фактическим, юридическое
лицо в совокупности с этими обстоятельствами допускает ненадлежащее исполнение
обязанностей по уплате налогов, а также представление бухгалтерской отчетности,
то у налоговой инспекции будут основания для обращения в суд с заявлением о
ликвидации юридического лица.

Обособленные подразделения

Нахождение юридического лица по другому адресу также может быть
квалифицировано налоговыми органами как создание обособленного подразделения.
Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является
любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения
которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного
подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или
не отражено его создание в учредительных или иных
организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий,
которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается
стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Согласно ст. 209
Трудового кодекса РФ рабочее место определяется как место, где работник должен
находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, которое прямо
или косвенно находится под контролем работодателя. В соответствии с пп. 2 п. 1
ст. 23 НК РФ физические лица и юридические лица – организации обязаны
становиться на налоговый учет. В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях
проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные
подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать
на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного
подразделения.

Ответственность

Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения к
ответственности по ст. 116 или ст. 117 НК РФ. Согласно ст. 116 НК РФ за
нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе:

  • на срок менее 90 дней – взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей;
  • на срок более 90 дней – взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Статья 15.3, п. 1 КоАП РФ за нарушение установленного срока постановки на
учет в налоговом органе:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в
налоговом органе, в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ:

  • влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от
    двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
    Статьей 117 НК РФ
    предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или
    индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом
    органевлечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов,
    полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не
    менее двадцати тысяч рублей.

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без
постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взыскание штрафа
в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки
на учет более 90 дней. Следует отметить, что состав ст. 117 НК РФ трудно
доказать, и чаще юридические лица привлекаются к ответственности по ст. 116 НК
РФ.

Позиция Минфина по конкретным ситуациям

Пример 1 Юридическое лицо фактически находится и зарегистрировано в одном
городе, а в другом городе находятся сотрудники этого юридического лица. Но для
них в другом городе не создано хотя бы одного стационарного рабочего места,
которое прямо или косвенно находилось бы под контролем этой организации.
Становиться ли на учет в другом городе этому юридическому лицу? По мнению
Минфина РФ, основания для постановки на налоговый учет юридического лица по
месту осуществления этой организацией деятельности, не влекущей создание
стационарного рабочего места, отсутствуют9.

Пример 2 Часто бывает, что юридическое лицо зарегистрировано по юридическому
адресу на территории одной налоговой инспекции в г. Москве, а арендованное под
офис помещение находится на территории другой налоговой инспекции г. Москвы.
Фактически обособленного от головной организации подразделения юридическое лицо
не имеет. Никаких других помещений, недвижимого имущества и транспортных средств
нет. Все расчеты по налогам с бюджетом РФ и с бюджетом субъекта РФ г. Москвы
организация осуществляет по реквизитам инспекции, где произведена регистрация по
юридическому адресу. Подлежит ли организация регистрации в налоговой инспекции
по месту нахождения арендованного под офис помещения? Вопрос, несомненно,
неоднозначный, позиция Минфина РФ сводится к тому, что в такой ситуации
юридическому лицу необходимо внести изменения в учредительные документы в целях
указания в них достоверной информации о месте нахождения10.

Выводы

Понятий «фактический» и «юридический» адрес не содержится в действующем
законодательстве. Государственная регистрация юридического лица осуществляется
по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в
случае отсутствия последнего – иного органа или лица, имеющих право действовать
от имени юридического лица без доверенности. Фактическое место нахождения
юридического лица и место нахождения, указанное в его учредительных документах,
могут не совпадать. Однако юридически местом нахождения компании считается
адрес, указанный в ее учредительных документах. Нахождение юридического лица по
другому адресу также может быть квалифицировано налоговыми органами как создание
обособленного подразделения.

Таким образом, в том случае, если адрес, указанный в учредительных
документах, не совпадает с фактическим местонахождением юридического лица,
рекомендуем внести соответствующие изменения в учредительные документы, указав
тот адрес, по которому юридическое лицо фактически располагается.

 1) п. 2 ст. 54 ГК РФ; пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от
08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей»
2) п. 3 ст. 54 ГК РФ
3) Федеральный
закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в
ред. федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ, 31.12.1998 N 193-ФЗ)
4) п.
«в» ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
5) ст. 25 Федерального
закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ
6) п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001
N129-ФЗ
7) Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2005 N
КГ-А40/3899-05
8) п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N
129-ФЗ
9) Письмо Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-212
10) Письмо
Минфина РФ от 05.08.2005 N 03-02-07/1-211

Возврат к списку

Юридический адрес организации – это место нахождения ее единоличного исполнительного органа, т.е. руководителя.

При регистрации ООО налоговая инспекция всегда проверяет достоверность заявленного адреса: полноту и точность написания, наличие гарантийного письма или согласия собственника жилого помещения.

На практике часто случается так, что по заявленному при регистрации юридическому адресу организация не находится, и связь с ней отсутствует. При этом возможны два варианта:

  1. ООО зарегистрировано, но не работает;
  2. компания реально работает, но находится по другому адресу – фактическому или почтовому.

Правовые последствия для юридического лица в этих вариантах будут разными. Неработающая организация, которая в течение года не сдает отчетность и не проводит банковские операции, признается фактически прекратившей деятельность (ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Впоследствии такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции, как недействующее.

Если же организация ведет деятельность, но связь с ней по юридическому адресу отсутствует, то такая ситуация трактуется как представление недостоверных сведений о юридическом лице. В этом случае налоговая инспекция может:

  1. привлечь руководителя к ответственности по статье 14.25 КоАП РФ (штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторном правонарушении – дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет);
  2. препятствовать учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  3. внести в ЕГРЮЛ запись, что сведения об организации недостоверны;
  4. потребовать от банка расторгнуть договор банковского счета с такой организацией;
  5. обратиться в суд с иском о принудительной ликвидации юридического лица.

Если вы только планируете открыть ООО, то воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом, который сэкономит ваше время и подготовит документы для регистрации фирмы.

Как налоговые органы узнают, что фактический и юридический адрес не совпадают

Обычно о том, что фактический и юридический адрес компании не совпадают, налоговые органы узнают, когда направленная ими почтой корреспонденция возвращается обратно с отметкой: «организация выбыла», «адресат отсутствует», «за истечением срока хранения» и тому подобное.

Сигнал о том, что организация не находится по юридическому адресу, может быть получен налоговиками от других государственных органов, клиентов или контрагентов. Случается, что компания сама указывает фактический адрес, не совпадающий с юридическим, в своей рекламе и даже в отчетах и письмах в ИФНС. Такого, конечно, делать не стоит.

Своим контрагентам, с которыми сложились доверительные отношения, сообщать фактический адрес в переписке можно без проблем. В контактах рекламы, адресованной неопределенному кругу лиц, надо указывать юридический адрес, а для фактического делать приписку: «адрес склада» или «адрес производства».

Обратите внимание: Если по фактическому адресу, отличному от юридического, создано хотя бы одно стационарное рабочее место сроком более, чем на один месяц, необходимо зарегистрировать обособленное подразделение.

В идеале, конечно, фактический и юридический адрес организации должны совпадать, но если вы исправно получаете корреспонденцию при заказе адреса с почтово-секретарским обслуживанием, то риски быть привлеченным к ответственности минимальны.

Что делать, если налоговая инспекция обнаружила несовпадение фактического и юридического адреса

После того, как ИФНС обнаружила несоответствие фактического и юридического адресов, она направляет уведомление руководителю организации с требованием объяснений по этому вопросу. При этом уведомление отсылается не только на юридический адрес, с которого оно, с большой вероятностью, вернется, но и на адрес прописки директора и учредителей ООО. Ответить необходимо в течение 30 дней.

Можно, конечно, сообщить, что организация находится там, где ей положено, просто письма почему-то не доходят, но если вы ведете реальную деятельность и сдаете отчетность, то стоит сменить юридический адрес на достоверный по форме Р13014. После изменения юридического адреса надо дать ответ, что проблема устранена, процесс переезда организации несколько затянулся, но теперь сведения о юридическом лице полностью достоверны. Обычно после этого ИФНС считает вопрос решенным.

Еще в 2017 году ФНС начала масштабную чистку ЕГРЮЛ от компаний-однодневок. К сожалению, под ударом оказались и добросовестные организации, чьи юридические адреса налоговики посчитали недостоверными на формальных основаниях. Например, в момент проверки адреса директора на месте не оказалось. В результате в список подозрительных попало более полумиллиона организаций. 

Обязательно учитывайте тот факт, что есть еще и риски, связанные с неполучением от налоговой инспекции важной информации. Согласно статье 31 НК РФ заказные письма, направленные налоговым органом по почте, считаются полученными адресатом на шестой день со дня отправки. Полученными независимо от того, находится организация по юридическому адресу или нет!

Налогоплательщик считается официально уведомленным, и последствия здесь могут оказаться более серьезными, чем просто штраф за недостоверные сведения о юридическом адресе. Налоговая инспекция может направить требование дать объяснения по сданной декларации или отчетности, сообщение о блокировке расчетного счета, решение о привлечении к налоговой ответственности и др. Как правило, налогоплательщику дается определенное время, чтобы дать объяснения или устранить нарушения, поэтому быть на связи и своевременно получать официальную корреспонденцию, конечно, в ваших же интересах.

Бесплатная консультация по регистрации ООО или ИП

Если у вас остались вопросы по регистрации ООО или ИП, оставьте заявку на бесплатную консультацию по регистрации бизнеса. В рабочее время вам перезвонят специалисты из вашего региона и подробно ответят на вопросы с учётом региональной специфики.

Адрес в ЕГРЮЛ: нужна ли обособка, если работаете не по юрадресу

Одной из целей регистрации сведений об организации в ЕГРЮЛ является обеспечение доступа к ним другим участникам экономической деятельности, которые заинтересованы в сотрудничестве с этой организацией.

У любой организации должен быть адрес местонахождения, поэтому он входит в число указанных сведений как один из основных идентифицирующих конкретную организацию признаков.

На основании п. 1 и 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ. Данные, указанные налогоплательщиком при государственной регистрации, включаются в ЕГРЮЛ, который открыт для всеобщего ознакомления.

В пункте 3 ст. 54 ГК РФ отмечено, что в ЕГРЮЛ должен содержаться адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (см. также пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона № 129-ФЗ).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные в ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

К сведению:

В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 указано, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего и исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ). Поэтому допускается, что такой адрес отличается от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.).

В Письме Минфина России от 29.05.2019 № 03-12-13/38956 подчеркивается, что если такой адрес является адресом физического лица (например, учредителя), то сведения о нем подлежат включению в ЕГРЮЛ и становятся открытыми и общедоступными.

В письме Минфина России от 06.09.2018 № 03-12-13/63746 отмечается, что отсутствие юридического лица по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, является основанием для внесения в ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

Там же говорится о том, что при осуществлении российской организацией деятельности не по адресу юридического лица, указанному в ЕГРЮЛ, может идти речь о создании обособленного подразделения организации, понятие которого определено в ст. 11 НК РФ. По мнению финансистов, в этом случае российская организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения.

Но, подчеркнем, речь только может идти о создании обособленного подразделения. Автоматически необходимость его создания не возникает.

Если, например, в качестве адреса использовано место проживания учредителя, который по этому адресу не осуществляет предпринимательской деятельности, даже будучи руководителем юридического лица, то признаков наличия обособленного подразделения нет.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Должна ли компания расследовать произошедший теракт
  • Жкс 1 московского района официальный сайт реквизиты
  • Дмитровский трикотаж магазин в дмитрове часы работы
  • Должности в управляющей компании штатное расписание
  • Жкс 2 кировского района паспортный стол часы работы