На основании ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать:
общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Стандартом утверждён и перечень конкретных сведений, которые должны быть представлены для ознакомления, например, годовая бухгалтерская отчётность, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом и о понесённых расходах, сведения о выполнении обязательств по договорам управления и другие.
Обязанность иметь свой сайт законодательством на управляющую компанию не возложена, однако, в случае его отсутствия, она обязана разместить информацию на сайте, определённом уполномоченным органом федеральной власти, а также выбрать для использования либо сайт Администрации области, либо соответствующего органа местного самоуправления и довести до сведения всех заинтересованных лиц адрес сайта.
Если на территории сельского или городского поселения отсутствует доступ в интернет, то информация публикуется в официальном печатном издании, распространяемом на всей территории поселения.
Кроме того, она в полном объёме размещается на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Следует дополнительно отметить, что в ходе прокурорских проверок в Великом Новгороде и ряде районов выявлены многочисленные нарушения требований Стандарта. В интересах жильцов только в 2013 году направлено в суд более 260 заявлений об обязании управляющих организаций разместить необходимой информации в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах. Кроме того, за нарушения этого законодательства управляющие компании привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Какую информацию и каким образом должна представлять каждая управляющая компания жильцам своих домов и неопределённому кругу лиц? Должен ли быть у управляющей компании свой сайт?
На основании ч. 10 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обязана обеспечить свободный доступ к информации о своей деятельности в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731.
Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать:
общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Стандартом утверждён и перечень конкретных сведений, которые должны быть представлены для ознакомления, например, годовая бухгалтерская отчётность, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирным домом и о понесённых расходах, сведения о выполнении обязательств по договорам управления и другие.
Обязанность иметь свой сайт законодательством на управляющую компанию не возложена, однако, в случае его отсутствия, она обязана разместить информацию на сайте, определённом уполномоченным органом федеральной власти, а также выбрать для использования либо сайт Администрации области, либо соответствующего органа местного самоуправления и довести до сведения всех заинтересованных лиц адрес сайта.
Если на территории сельского или городского поселения отсутствует доступ в интернет, то информация публикуется в официальном печатном издании, распространяемом на всей территории поселения.
Кроме того, она в полном объёме размещается на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации и предоставляется на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
Следует дополнительно отметить, что в ходе прокурорских проверок в Великом Новгороде и ряде районов выявлены многочисленные нарушения требований Стандарта. В интересах жильцов только в 2013 году направлено в суд более 260 заявлений об обязании управляющих организаций разместить необходимой информации в сети Интернет, в печатных средствах массовой информации, а также на информационных стендах. Кроме того, за нарушения этого законодательства управляющие компании привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.
Управляющая организация, товарищество (ТСЖ, ТСН) и кооператив не обязаны иметь свой собственный сайт, потому что такого требования к ним нет в законодательстве.
Вопросы информирования собственников о деятельности УК, ТСЖ прописаны в Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами № 416.
Среди перечня мест, где управляющая компания, ТСЖ должно раскрывать информацию, нет «сайта УК» или «сайта товарищества».
Есть лишь такая фраза:
«в случае если управление многоквартирным домом осуществляет товарищество или кооператив, они обязаны раскрывать следующую информацию путем размещения на постоянной основе на досках объявлений, расположенных во всех подъездах МКД или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД: … наименование товарищества или кооператива, режим работы, адрес официального сайта в сети «Интернет» (при наличии), адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети Интернет» (подп. «а» п. 32).
Про управляющую компанию написано то же самое, только в подпункте «б» п. 31 Правил.
Таким образом, управляющая организация, ТСЖ, кооператив могут, но не обязаны иметь свой собственный сайт. Необходимую для собственников информацию они размещают в ГИС ЖКХ либо предоставляют по обращению потребителя (если предоставление запрошенной информации является обязанностью УК).
Важно! Наличие сайта упоминается в Правилах предоставления коммунальных услуг №354. Это касается лица, которое является исполнителем коммунальных услуг, которым может быть как ТСЖ, управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (при прямых договорах).
- В подп. «з(1)» п. 31 предусмотрена обязанность исполнителя уведомлять потребителей путем размещения на официальном сайте исполнителя и на информационных стендах (стойках), расположенных в пунктах обслуживания потребителей, или путем указания не реже 1 раза в квартал в платежных документах целого ряда информации.
- В подп. «п» п. 31 предусмотрена обязанность исполнителя предоставить потребителю другой перечень информации – путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, в ГИС ЖКХ, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей. В перечень информации входит адрес сайта исполнителя в сети Интернет.
Раньше действовал Стандарт раскрытия информации № 731, который также не сильно требовал иметь свой сайт организации, которая управляет многоквартирными домами.
Так, управляющие организации были обязаны раскрывать информацию (п. 5 Стандарта) путем обязательного опубликования на сайте «Реформа ЖКХ», а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
— сайт управляющей организации;
— сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
— сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Для ТСЖ выбор был еще меньше – сайт регионального органа власти либо сайт муниципалитета (п. 5(1) Стандарта).
Другие материалы по теме предоставления собственникам информации:
5 причин, почему жителю могут отказать в предоставлении информации или документов
Можно ли ознакомиться с технической документацией на многоквартирный дом
Ознакомление с бухгалтерской документацией в ТСЖ
Право собственников знакомиться с документами ТСЖ
Административная ответственность за непредоставление информации ТСЖ, кооперативом (5.39 КоАП РФ)
Обязанность иметь свой сайт законодательством на Управляющую компанию не возложена, однако, в случае его отсутствия, она обязана разместить информацию на сайте, определённом уполномоченным органом федеральной власти, а также выбрать для использования либо сайт Администрации области, либо соответствующего органа местного самоуправления и довести до сведения всех заинтересованных лиц адрес сайта.
Согласно постановлению Правительства от 23 сентября 2010 г. N 731:
Управляющими организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 124 от 02.04.2013 года таким сайтом утвержден портал — «Реформа ЖКХ» www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;
Соответственно, не обязательно наличие интернет сайта у Управляющей компании, но существование такого веб-сайта значительно облегчает жизнь УК, так как нет необходимости в дополнительном взаимодействии и просьбах органов исполнительной власти или местного самоуправления в размещении информации на своих сайтах.
Также наличие вэб сайта у ЖЭУ с подробной информацией о деятельности компании информирует собственников многоквартирных домов о работах, производимых Управляющей компанией.
Таким образом, управляющей компании обязательно размещать информацию на двух сайтах: reformagkh.ru и на своем сайте (или на сайте органа исполнительной власти, или на сайте органа местного самоуправления).
Что должно быть на сайте Управляющей компании?
Согласно постановлению Правительства от 23 сентября 2010 г. N 731:
3. Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:
а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);
б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;
в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;
д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг;
е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;
ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);
з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;
и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;
к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.09.2014 N 988)
(см. текст в предыдущей редакции)
3(1). Информация, предусмотренная подпунктами «в» — «и» пункта 3 настоящего документа, раскрывается в отношении каждого многоквартирного дома, управление которым осуществляет управляющая организация, товарищество или кооператив.
(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.09.2014 N 988).
Какое наказание ждет управляющую компанию за отсуствие раскрытия информация в сети Интернет?
До 2014 года меры контроля за постановлением правительства №731 были лояльными. Теперь придется за нерасторопность платить звонкой монетой. Так, если управляющая компания не раскроет информацию на своем сайте в интернете, на нее будет наложен штраф. Для должностных лиц его размеры варьируются от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических – в 6 раз больше, от 250 до 300 тысяч. А за повторные нарушения должностные лица управляющих компании будут дисквалифицироваться на срок от 1 до 3 лет. Проверкой работы УК и выполнение ими всех требований занимается государственная жилищная инспекция.
Заказать сайт для управляющей компании вы можете у нас.
Заказать создание сайта для ЖЭУ, Жилищного кооператива, Управляющей компании, Товарищества собственников жилья Вы можете в компании Секрет Рекламы. У нас большой опыт в создании таких сайтов и демократичные цены.
Мы не только поможем Вам создать сайт, но и наполним его актуальной информацией.
Также мы осуществляем техническую поддержку созданных сайтов, выполняем постоянное обновление информации на сайте.
Автор:
Мария Букреева
До 2021 года согласно ПП РФ №731 от 23.09.2010 управляющие компании, ТСЖ/ТСН и кооператив обязаны были иметь свой сайт. Летом 2020 года согласно постановлению правительства от 29.07.2020 № 1136 это требование было отменено. С 1 января 2021 года управляющие организации и ТСЖ/ТСН обязаны публиковать информацию о себе только на сайте ГИС ЖКХ.
Таким образом, управляющая организация, ТСЖ, кооператив могут, но не обязаны иметь свой собственный сайт. Необходимую для собственников информацию они размещают в ГИС ЖКХ либо предоставляют по обращению потребителя (если предоставление запрошенной информации является обязанностью УК).
Несмотря на отмену требования об обязательном раскрытии информации на сайте, мы бы не рекомендовали спешить отказываться от публикации информации. Открытость для клиентов – это один из показателей добросовестности организации. Она повышает доверие жителей и снимает многие вопросы по поводу управления УК.
Информация, которую Правительство рекомендует публиковать на сайте:
-общие сведения об организации, включая название, адрес, организационно-правовую форму, показатели годовой бухгалтерской отчётности и баланса с приложениями к нему;
-список домов в управлении с указанием адреса и приложением договора и общие сведения об управляемых домах;
-информация о коммунальных услугах и поставщиках, тарифах и нормативах потребления; сведения об использовании общего имущества МКД;
-информация о капитальном ремонте общего имущества МКД;
-данные о проведенных общих собраниях жильцов дома с размещением итогов голосования, результатов решений и протоколов ОСС;
-годовой отчёт управляющей компании об исполнении обязательств по договору управления;
-данные о случаях привлечения управляющей компании или должностного лица к устным выговорам, письменным предписаниям, штрафам или дисквалификации за нарушения лицензионных требований в сфере управления многоквартирными домами.
Какое наказание ждет управляющую компанию за отсутствие раскрытия информация в сети?
Если управляющая компания не раскроет информацию на нее будет наложен штраф. Для должностных лиц его размеры варьируются от 30 до 50 тысяч рублей. Для юридических – в 6 раз больше, от 250 до 300 тысяч. А за повторные нарушения должностные лица управляющих компании будут дисквалифицироваться на срок от 1 до 3 лет. Проверкой работы УК и выполнение ими всех требований занимается государственная жилищная инспекция.
Управление МКД: Раскрытие информации
На чтение 3 мин. Просмотров 1k. Опубликовано 11.03.2022
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного Кодекса РФ и в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации, управляющая организация (далее УО) обязана предоставить доступ к следующей информации:
- основные показатели финансово-хозяйственной деятельности;
- оказываемые услуги и выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома;
- порядок и условия оказания и выполнения работ и услуг;
- стоимость оказываемых услуг и выполняемых работ;
- цены и тарифы на ресурсы.
Стандарты раскрытия информации
Согласно требованиям Постановления УО обязаны размещать сведения не только в системе ГИС ЖКХ, но и публиковать их на официальном сайте, который определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов, который может выбрать сама УО:
- сайт УО;
- сайт органа исполнительной власти субъекта РФ, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого работает УО.
УО обязана указать адрес сайта, на котором размещена информация, собственникам помещений по их запросу.
Состав информации для размещения такой же как для размещения в системе.
Информация должна быть доступна в течение пяти лет.
Разместить информацию на сайте необходимо не позднее 30 дней с момента заключения договора управления.
Отчёт об исполнении договора управления размещается ежегодно в течение первого квартала текущего года за предыдущий.
Если в размещённой информации что-то изменилось, то обновить информацию на официальном сайте нужно в течение 7 рабочих дней.
Информация публикуется не в произвольном виде, а согласно формам, которые были утверждены Приказом Министерством строительства и жилищно-коммунального комплекса РФ от 22 декабря 2014 года № 882/пр:
- Сведения о компании заполняются по форме 1.1. В ней необходимо указать название, реквизиты, контакты, режим работы и часы приёма граждан, номер лицензии, количество штатных сотрудников, объём жилищного фонда, данные о членстве в саморегулируемой организации.
- Сведения о финансово-хозяйственной деятельности − форма 1.2.
- Информация о привлечении УО к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами − форма 1.3.
- Данные о многоквартирном доме − форма 1.4.
- Перечень многоквартирных домов, с которым УО расторгла договоры управления в течение последнего года − форма 1.5.
- В форме 2.1 указываются общие сведения о многоквартирном доме. Такие как адрес, этажность, количество квартир и подъездов, год строительства, год ввода в эксплуатацию и т.д.
- Информация об основных конструктивных элементов заполняется по форме 2.2.
- Список работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в доме − форма 2.3.
- Информация об оказываемым коммунальным услугам заполняется согласно форме 2.4.
- По форме 2.5 заполняется отчет об использовании общего имущества.
- По форме 2.6 заполняется информация о капитальном ремонте.
- Информация о проведённых в доме общих собраниях собственников − форма 2.7.
- Отчёт о проделанной работе за год заполняется согласно форме 2.8.
Если УО будет размещать информацию на своём сайте, то он должен соответствовать требованиям Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.
Кроме того, сайт должен иметь вариант для инвалидов по зрению. Это необходимо, чтобы в соответствии со статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ гарантировать инвалиду право на получение необходимой информации.
Если на сайте УО нет версии для инвалидов по зрению, можно получить предписание по устранению выявленных нарушений от надзорных и контрольных органов.
Версия сайта управляющей организации для слабовидящих должна соответствовать положениям ГОСТ Р 52872-2012 «Интернет-ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению».
На заметку
Компания «Технология и Сервис» оказывает услуги по разработке сайтов для УО. Оставить заявку можно по ссылке. Если остались вопросы, звони по номеру 8 (800) 550-39-96 или пишите на почту info@gisgkx.ru, наши специалисты на них ответят.
С 11 апреля, за исключением некоторых положений, вступает в силу постановление Правительства РФ от 27.03.2018 № 331. Оно объясняет, какую информацию и где на постоянной основе должны раскрывать управляющие организации. Давайте разберёмся, что к чему.
Управляющие организации обязали вести реестр собственников
На вывесках
Вывески располагаются у входа в представительство управляющей организации. На них УО пишет свои:
- наименование или фирменное наименование,
- адрес местонахождения,
- контактные телефоны и адрес электронной почты,
- режим работы.
Если информация изменяется, её нужно успеть обновить в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
На досках объявлений
Доски объявлений – привычное явление для управляющих организаций. Они размещаются во всех подъездах многоквартирного дома, которым управляет УО, или в пределах земельного участка, на котором стоит дом.
На досках объявлений жители дома должны найти наименование управляющей организации, номер лицензии и срок её действия, сведения об органе, который выдал лицензию, адрес местонахождения УО и её представительства, режим работы, дни и часы приёма, адрес сайта УО, ссылку на сайт ГИС ЖКХ.
Обязательно разместите на досках объявлений следующие контактные телефоны:
- вашей организации,
- вашего представительства,
- аварийно-диспетчерской службы,
- аварийных служб ресурсоснабжающих организаций.
Обновляется перечисленная выше информация в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
На досках объявлений не позднее чем за 3 рабочих дня до дня осуществления соответствующих мероприятий нужно вывешивать уведомления о предстоящих работах, проверках оборудования, восстановительных и других работах, которые могут принести неудобство жителям дома или в рамках которых жители дома должны присутствовать в определённое время.
Здесь же вывешиваются уведомления об изменении размера платы. Раскрывать её нужно не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления жителям дома квитанций, если другой срок информирования не устанавливает договор управления МКД.
Какие сведения УО обязана предоставить собственникам
На информационных стендах в представительстве УО
Информация, которая размещается на стендах или стойках в представительстве управляющей организации, несколько отличается от той, что уже представлена на досках объявлений и вывесках.
Но вначале это всё те же стандартные сведения:
- наименование УО,
- номер лицензии и срок её действия,
- данные об органе, который выдал лицензию,
- адрес местонахождения УО и её представительства,
- режим работы,
- дни и часы приёма,
- адрес сайта УО,
- адрес сайта ГИС ЖКХ,
- контактные телефоны УО и представительства, АДС и аварийных служб РСО.
Кроме этого набора на стендах размещается пошаговая инструкция о порядке установки ИПУ, сроки внесения платы за жилое помещение или коммунальные услуги, данные о последствиях несвоевременного или неполного внесения такой платы, сроки передачи показаний ПУ.
На стенде, как это ни странно, должна быть информация об органе ГЖН: функции, наименование, адрес и телефон, ФИО руководителя.
Кроме того размещаются сведения о тарифах, применяемых при определении размера платы за жилое помещение или КУ, реквизиты НПА и решений ОСС, которыми они установлены.
Публикуются нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания ОИ в МКД, величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии для групп домохозяйств и типов жилых помещений.
На стенде вывешиваются памятка о правилах безопасного использования газа в быту, напоминание для потребителей об их обязанности заключить договор о техническом обслуживании и ремонте внутриквартирного газового оборудования. Ещё одна памятка, которую нужно разместить – о составе ежемесячной платы за жилое помещение и КУ с телефонами ответственных лиц.
Помимо перечисленных сведений на информационных стендах должны быть:
- образцы заполнения заявок, жалоб, обращений;
- предложения УО по работам и услугам;
- данные о местах накопления отходов, сбора отходов I–IV классов опасности;
- правила обращения с отходами I–IV классов опасности;
- порядок раздельного сбора мусора;
- правила безопасного использования ртутьсодержащих ламп и приборов.
Вся перечисленная выше информация обновляется в течение 3 рабочих дней со дня изменения.
Не позднее чем за 30 календарных дней до дня представления жителям дома квитанций за жилое помещение или КУ на стендах размещаются уведомления об изменении размера платы за жилое помещение или КУ.
Какие сведения УО не обязана предоставлять собственникам
В ГИС ЖКХ
И остаётся ГИС ЖКХ. Здесь управляющие организации также должны регулярно размещать информацию о своей деятельности. Напомним, с 1 января 2018 года заполнение ГИС ЖКХ – лицензионное требование для большинства управляющих организаций.
5 февраля вступил в силу приказ Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 16.10.2017 № 550/1434/пр, который оптимизировал состав информации для размещения в ГИС ЖКХ, внёс изменения в приказ 74/114/пр.
Переход будет проходить постепенно, по-новому мы начнём заполнять ГИС ЖКХ с 1 октября 2018 года. Читайте о том, как изменился раздел 10 для управляющих организаций, в наших статьях.
Чтобы упростить и систематизировать работу управляющих организаций с обращениями жителей домов, мы разработали удобный сервис «АДС на 100%». Он поможет правильно выстроить ежедневную деятельность диспетчерской и систематизирует переписку компании с клиентами. Получите демо-доступ уже сейчас.
Подпишитесь на рассылку
Еженедельно получайте новости сферы ЖКХ, советы по управлению МКД и заполнению ГИС ЖКХ.
Выберите почту, на которую вам удобно получать рассылку, присоединяйтесь к 75 836 подписчикам
Статьи по теме
Как передать данные из 1С в ГИС ЖКХ
С появлением ГИС ЖКХ у управляющих организаций появилось немало хлопот, ведь один сотрудник не всегда может справиться с размещением информации в системе. Чтобы помочь вам с этим, мы создали специальн…
Вопросы по теме
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru
-
- Дата
- 29.09.2021
Аббревиатура ГИС ЖКХ прочно вошла в обиход, в том числе, на обывательском уровне. Сайт ГИС ЖКХ стал рабочим инструментом и в ежедневном режиме используется физическими и юридическими лицами, а также надзорными органами для получения информации, внесения необходимых сведений и проведения проверок.
Восприятие ГИС ЖКХ на конец 2021 года
Если считать от даты принятия Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», то 21.07.2021 г. ГИС ЖКХ исполнилось 7 лет.
Первоначально участников рынка услуг ЖКХ заставляли регистрироваться на данном сайте под угрозой серьезных штрафов (доходивших до 300 000 рублей), однако все это носило характер манипуляции и было попыткой психологического давления на бизнес.
На применение статьи13.19.2 КоАП РФ («Неразмещение информации, размещение информации не в полном объеме или размещение недостоверной информации в ГИС ЖКХ») вводился мораторий, а суммы штрафов постепенно уменьшались.
В настоящее время ответственность за неразмещение информации в ГИС ЖКХ влечет всего лишь предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей. Безусловно, смягчение наказания за неразмещение чего-либо – хорошая практика, снижающая нагрузку на бизнес. Однако с точки зрения исполнения требования о размещении информации в ГИС ЖКХ можно говорить в большей степени о формальном исполнении обязательных требований игроками рынка ЖКХ-услуг.
Конечный смысл создания ГИС ЖКХ для государства состоял в централизации информационно-разрешительных процессов на базе единой интернет-платформы. Ей и стал сайт https://dom.gosuslugi.ru/. Государство сосредоточило в своих руках регулирование в виде реестра лицензий субъекта, контролируя, централизуя и монополизируя рынок путем применения процедур, установленных исполнителем органом власти.
ГИС ЖКХ имеет открытую часть, которая доступна всем пользователям. Через нее можно посмотретьинформацию об управлении многоквартирным домом, его технико-эксплуатационные характеристики, а также получить ряд иных сведений, которые размещены на сайте. Закрытая часть ГИС ЖКХ доступна только тем пользователям, которые проходят регистрацию через ЕСИА (т.е. Госуслуги). Здесь функционала больше, например, можно официально направить обращение в управляющую организацию или надзорный орган (и жалоба, отправленная через ЕСИА будет являться основанием для проведения проверки).
Можно сказать, что у управляющих организаций и ТСЖ выработался иммунитет на ГИС ЖКХ, ушли в прошлый какие-либо опасения от грозных штрафов или претензий со стороны надзорных органов по причине ненадлежащего ведения ГИС ЖКХ. Данная система ведется по большей части формально и все чаще с использованием принципов автоматизации. Они позволяют одномоментно генерировать контент в ГИС ЖКХ при его поступлении.
Обязанности управляющей организации по ГИС ЖКХ
С 1 июля 2016 года состав информации, подлежащий раскрытию в ГИС ЖКХ приведен в Составе, сроках и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденном Приказом Минкомсвязи РФ, Минстроя России от 29.02.2016 № 74/114/пр (далее – Порядок № 74/114/пр). Это очень емкий документ, которые раскрывает требования по раскрытию информации не только для управляющей организации, но для всех участников сферы ЖКХ (властей, поставщиков ресурса и т.д.).
Для управляющей организации значение имеет раздел 10 Порядка № 74/114/пр, который называется «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами». Этот раздел содержит 21 группу сведений, которые также делятся на подразделы. Если перенести эти 21 группу сведений в текстовый формат, то число страниц в таблице раздела 10 составит цифру 80, то есть, состав сведений, подлежащих раскрытию – огромный.
Сведения, подлежащие размещению в ГИС ЖКХ для управляющей организации, включают:
1.Информацию об управляющей организации, ТСЖ или ЖСК (носит довольно общий характер, включает адрес, телефон, ИНН и иные подобные сведения).
2.Информацию об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние (размещает тот, кто управляем домом; на основании нее в ГИС ЖКХ можно построить электронный паспорт дома).
3.Информацию о перечне предоставляемых работ и услуг, их стоимости.
4.Информацию об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений (в случае ст. 157.2 ЖК РФ, т.е. когда управляющая организация не является исполнителем, она не раскрывает данную информацию, т.к. обязанным лицом является поставщик ресурса; впрочем, для РСО что-либо раскрывать по этому пункту – тоже большая редкость).
- Информацию о приборах учета, используемых для определения объема коммунальных услуг (даже в случае прямых договоров с РСО, эти сведения раскрывает управляющая организация).
- Информацию о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, перерывах в предоставлении (в случае ст. 157.2 ЖК РФ – это обязанность поставщика ресурса).
- Информацию о размере платы за жилое помещение (обычно эта информация раскрывается путем размещения протокола общего собрания или тарифного решения органа местного самоуправления (п. 4 ст. 158 ЖК РФ), однако на практике это происходит не всегда).
- Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с ресурсоснабжающими организациями, информацию о состоянии расчетов управляющей организации с потребителями коммунальных услуг.
- Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
- Информацию о состоянии расчетов управляющей организации (ТСЖ/ЖСК) с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (эта информация раскрывается только в случае отсутствия прямых договоров по ст. 157.2 ЖК РФ).
- Информацию, подлежащую размещению управляющими организациями (ТСЖ/ЖСК) если они являются владельцами специального счета, открытого в целях формирования фонда капитального ремонта.
- Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (сам факт таких взносов – очень большая редкость).
- Информацию о лицевых счетах, присвоенных собственникам и пользователям жилых (нежилых) помещений в многоквартирных домах.
- Информацию о договоре управления многоквартирным домом
- Информацию об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такая информация размещается ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным (п. 11 ст. 162 ЖК РФ).
- Информацию об отчетности ТСЖ/ЖСК.
- Информацию о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, о лицах, заключивших такие договоры от имени собственников помещений в многоквартирном доме, а также документы, подтверждающие полномочия указанных лиц заключать такие договоры (размещаются крайне редко по причине отсутствия принятых решений на общем собрании).
- Информацию об энергосервисных договорах (контрактах) (встречаются довольно редко).
- Информацию о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (в виде протоколов и принятых решений; чаще всего размещаются реквизиты протоколов, вместо полного текста скан образа).
- Информацию об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, ТСЖ/ЖСК.
- Сведения о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
Как было отмечено, каждая группа сведений содержит подпункты, где раскрывается детализация информации, подлежащей размещению. Можно сказать так, что состав сведений – просто колоссальный, а потому практически не выполнимый по размещению на 100%. Поэтому, при желании, можно практически любой управляющей компании выписывать штраф по п. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ, например, за то, что не указано количество балконов, лоджий, козырьков и эркеров (п. 2.9) или площадь земельного участка (п. 2.11.2).
Специфика работы с информацией в ГИС ЖКХ
Значительная часть сведений по ГИС ЖКХ носит статичный характер. Это означает, что достаточно заполнить эти сведения 1 раз, они навсегда выгрузятся в систему и эти проблемы не будут беспокоить руководство управляющей организации в дальнейшем. А та информация, которая является динамичной, т.к. требует систематического обновления, может размещаться на основании установленных алгоритмов (например, загрузки в систему показаний приборов учета или ежемесячно начисляемых сумм к оплате).
Особенности контроля надзорных органов по ГИС ЖКХ (теперь, уже после того как всех туда «загнали») в основном сводится к выдаче предупреждений о недопустимости обязательных требований по размещению информации. Другой вариант – показательные (точечные) процессы над теми, кто грубо пренебрегает обязательными требованиями.
Несмотря на то, что соблюдение лицензиатом требований к размещению информации в ГИС ЖКХ является лицензионным требованием (п. 6.1) ст. 193 ЖК РФ), создание проблем с работой по лицензии из-за ГИС ЖКХ – невероятная редкость. Кроме того, надзорным органам также не просто контролировать такой огромный объем сведений из раздела 10 Порядка № 74/114/прпо каждому дому, поэтому проверки носят или формальный или избирательный характер.
На взгляд автора, работать с ГИС ЖКХ необходимо, но без фанатизма и на основании принципа автоматизации данных процессов. Хорошей практикой является аутсорсинг подобных вопросов, т.е. передача ведения ГИС ЖКХ тем IT-компаниям, которые наработали хорошие алгоритмы по отработке раздела 10 Порядка № 74/114/пр.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/