Договор подряда с белорусской компанией ндс

Договор на выполнение работ с организацией из Белоруссии: какая ставка НДС будет применяться?

Добрый день. Заключили договор на выполнение работ с организацией из Белоруссии.  Работы по ремонту оборудования будут производится на территории России. Какая ставка НДС-0 -или 20%? Есть ли основание применить 0% ставку или если работы на территории России,  то только 20%?

Добрый день!

Цитата (Wishenka):Есть ли основание применить 0% ставку

Для ставки 0% нет никаких оснований.

Цитата (Wishenka):Работы по ремонту оборудования будут производится на территории России.

Читаем первоисточник:

Цитата (Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), приложение № 18):IV. Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

 28. Взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг (за исключением работ, указанных в пункте 31 настоящего Протокола).

29. Местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена, если:

2) работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства-члена;

Поскольку оборудование (движимое имущество) в момент оказания услуг (их ремонта) находится на территории  России, значит реализация считается в России.

В России услуги по ремонту оборудования облагаются НДС по ставке 20%.

Поскольку налогоплательщик — исполнитель услуг — не является российским налоговым резидентом, то заказчик услуг становится налоговым агентом, который обязан удержать НДС из выплат белорусскому исполнителю и перечислить в российский бюджет.

Успехов!

Запросить в ИФНС акт сверки по налогам через Контур.Экстерн

г. Санкт-Петербург60 баллов

Александр Погребс, добрый день. Немного поясню. Исполнителем услуги по ремонту будет наша российская организация,т.е. мы. Тогда нам надо «вычленить» из суммы по договору и заплатить НДС в наш бюджет?

Цитата (Wishenka):Исполнителем услуги по ремонту будет наша российская организация,т.е. мы.

Т.е., Вы — исполнитель, белорусская сторона — заказчик?
По тексту вопроса этого не вытекает.

Ну хорошо. Тогда Вы и плательщик этих услуг. Выставляете счет и счет-фактуру с 20% на всю сумму услуг.
И перечисляйте в бюджет НДС в обычном режиме, не как налоговый агент. а как обычный налогоплательщик.

Цитата (Wishenka):Тогда нам надо «вычленить» из суммы по договору и заплатить НДС в наш бюджет?

Не знаю, что Вы собрались «вычленять»…
Просто выставляете услуги с НДС, так же, как и российским заказчикам. И сами платите этот НДС.

Успехов!

г. Санкт-Петербург60 баллов

Александр Погребс, спасибо за пояснения!

Автоматическая сверка счетов‑фактур с контрагентами снизит риск доначислений НДС

Благодаря тому, что Республика Беларусь входит в Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС), сотрудничать с белорусскими партнёрами проще: отсутствуют таможенные пошлины и декларирование. Но до заключения контракта следует определить, кто платит НДС, язык, на котором будет составлен договор, и суд, в который следует обращаться в случае возникновения споров.

Рассмотрим, как проверить партнёра из Беларуси, нюансы составления договора, а также таможенное оформление и декларирование.

Объёмы товарооборота с Беларусью

Основным торговым партнёром Беларуси является Россия, чья доля, согласно данным МИД РБ, в 2021 году составила 49% стоимостного объёма внешней торговли товарами, 41% экспорта, 57% импорта.

Товары, импортируемые из Беларуси в Россию

Согласно данным Федеральной таможенной службы, РФ импортирует из Республики Беларусь:

  • продовольственные товары: мясо, рыбу, молочную продукцию, яйца
  • мебель и постельные принадлежности, матрацы и подушки, лампы, осветительное оборудование и вывески
  • средства наземного транспорта
  • электрические машины и оборудование, звукозаписывающую аппаратуру
  • ядерные реакторы и котлы
  • инструменты и оптические, фотографические, кинематографические, измерительные и контрольные аппараты
  • одежду и трикотаж
  • древесину и изделия из неё
  • изделия из чёрных металлов

Как показывает практика, ассортимент ввозимых из Беларуси товаров гораздо шире. Также Беларусь имеет высокую долю в оказании IT-услуг российским компаниям.

Товары, экспортируемые в Беларусь из России

Наибольшую долю в экспорте в Беларусь за IV квартал 2021 года (более 25%) составили минеральное топливо, нефть и продукты её переработки.

Также Беларусь закупает у России:

  • пищевые продукты, злаки и готовые продукты из зерна
  • жиры, животные и растительные масла
  • ядерные реакторы и котлы
  • органические химические соединения и удобрения
  • бумагу и картон
  • чёрные металлы, медь, алюминий и изделия из него
  • жемчуг, драгоценные камни и металлы, бижутерию и монеты
  • электрические машины, звукозаписывающую аппаратуру
  • продукты неорганической химии, редкоземельные металлы, радиоактивные элементы и изотопы
  • фармацевтическую продукцию

Другие страны, с которыми Беларусь ведёт торговлю

Согласно данным МИД РБ, страны Евросоюза являются вторым по величине торговым партнёром Беларуси, товарооборот с которым в 2021 году составил около 25%.

Сейчас Беларусь работает над увеличением своей доли на рынках США, Азии, Африки и Океании.

Поиск партнёра в Республике Беларусь

Благодаря отсутствию языкового барьера, бизнесмену из России намного проще найти партнёра в Беларуси, чем в Евросоюзе, США или в Китае. Для деловых поездок или перевода сайтов не потребуются переводчики.

Искать поставщика или покупателя можно сразу, не отрываясь от компьютера, главное – знать, какие товары либо фирмы нужны.

Для поиска можно использовать специальные площадки-агрегаторы, например:

  • b2b.by – база данных о компаниях из Беларуси
  • deal.by – маркетплейс, где размещены объявления поставщиков из РБ
  • by.wildberries.ru – белорусская страница Wildberries

Однако у поиска через интернет есть один недостаток – оценивать товар придётся только по фото или видео, а на основании этого сделать однозначные выводы о качестве продукции довольно сложно.

Тем, кто уже точно знает, с какой белорусской компанией хочет сотрудничать, можно обратиться к ней напрямую. Для этого нужно найти контактные данные этой компании в интернете либо на упаковке товаров или документах к продукции, производимой компанией из РБ.

Порядок проверки бизнес-партнёра из Беларуси

Чтобы избежать различного рода проблем, рекомендуем проверять контрагента до заключения контракта. Поставщики и покупатели из Беларуси не являются исключением.

Чтобы проверить бизнес-партнёра из РБ, нужно сделать следующие действия.

Запросить учредительные документы

В первую очередь необходимо запросить у белорусского контрагента учредительные документы, по которым проверить размер уставного капитала, адрес регистрации и ФИО руководителя.

Важно: добросовестный партнёр не откажется предоставить эти данные.

Учётный номер плательщика (УНП) – ключевой реквизит компании, который будет использоваться в дальнейшей проверке. УНП уникален для каждого налогоплательщика в РБ.

УНП присваивается при регистрации в налоговом органе. Иными словами, УНП в РБ выступает аналогом ИНН в России.

Проверить контрагента из РБ по УНП

Проверить белорусского контрагента можно и вручную по официальным источникам, но это будет трудно и долго, так как большинство информации находится в закрытом доступе.

Чтобы ускорить процесс, можно использовать специальные сервисы, к примеру, Контур.Фокус.

В Фокусе можно найти информацию о контрагентах из РБ так же быстро, как и о российских компаниях. Для этого нужно выбрать в списке страну Беларусь и в поисковую строку ввести УНП либо наименование проверяемой организации.

Фокус покажет на одной странице сервиса все регистрационные данные компании: её статус, УНП, дату регистрации, адрес и вид деятельности.

Регистрационные данные белорусской компании

Регистрационные данные белорусской компании

Также в карточке компании отобразятся подробные сведения о её деятельности: состоит ли она в Белорусской торгово-промышленной палате, входит ли в Свободную экономическую зону (СЭЗ), имеет ли лицензии, сертификаты и декларации соответствия, зарегистрированные товарные знаки и исполненные контракты.

Все эти факты подтверждают, что компания осуществляет реальную деятельность, а также косвенно свидетельствуют о её благонадёжности. Чтобы детально изучить информацию, нужно кликнуть на интересующий блок – откроется вкладка с подробностями.

Детали в карточке белорусской компании

Детали в карточке компании

Также можно изучить финансовую отчётность компании из Беларуси. На основе этой информации можно составить представление о её платёжеспособности, узнать об активах и кредитах. Фокус получает эти сведения с портала электронных услуг Беларуси. Финотчётность можно заказать в разделе «Расширенные сведения».

Финансовая отчётность белорусской фирмы

Финансовая отчётность белорусской фирмы

Также в Фокусе можно найти сведения, указывающие, что организация испытывает определённые сложности. В карточке компании есть информация о приказных производствах, судебных делах, проверках и налоговых задолженностях. Если компания имеет большое количество судебных споров в качестве ответчика, в которых контрагенты требуют взыскать с неё крупные суммы, это сигнализирует о том, что нужно ещё раз обдумать все плюсы и минусы сотрудничества с ней.

Приказные производства и судебные дела

Приказные производства и судебные дела

В Фокусе отобразится предупреждение, если организация находится на стадии банкротства. Предупреждение будет рядом с названием. В карточке появится соответствующий блок.

Банкротство белорусской фирмы

Банкротство белорусской фирмы

Чтобы не пропустить важные изменения состояния контрагента, можно поставить его на наблюдение. В таком случае Фокус предупредит, если у организации:

  • изменятся статус и адрес
  • начнётся процедура банкротства
  • появятся приказные производства
  • появятся судебные решения и заседания, в которых она упоминается

Проверить репутацию партнёра

Советуем почитать в интернете отзывы о белорусском партнёре. Они помогут больше узнать о качестве поставляемых товаров, сроках поставки и оплаты, соблюдаются ли гарантийные обязательства.

Покупателям из России в первый раз лучше заказать небольшую пробную партию товаров и изучить качество и скорость отгрузки.

Российским поставщикам рекомендуется проводить первые отгрузки по предоплате. Когда работа с покупателем станет системной, можно будет рассмотреть вопрос об отсрочке оплаты.

Проверить производство

Аудит приобрел достаточно широкую популярность в Китае, так как там много производств ведутся подпольно и часть производителей на самом деле занимается перепродажей. В одной из предыдущих статей мы подробно рассматривали правила проверки контрагентов из Китая.

И, хотя в Беларуси такое встречается гораздо реже, всё равно нужно быть начеку. Необязательно заказывать полный аудит производства: достаточно попросить поставщика показать фотографии или же провести экскурсию по предприятию с помощью видеоконференции.

Заключение договора с контрагентом из Беларуси

После того как проверка партнёра из РБ будет успешно пройдена, можно приступать к заключению внешнеэкономического контракта. Учитывая, что сторонам нужно согласовать все существенные моменты, подписание контракта может затянуться.

Условия поставки товаров

Поставка товара всегда предполагает его перемещение из точки А в точку Б. В договоре важно заранее прописать, кто будет отвечать за перемещение товара и брать на себя связанные с этим перемещением риски. Во внешнеторговых контрактах ситуация усложняется ещё и тем, что точки А и Б находятся в разных государствах.

Как показывает практика, условия поставки при заключении внешнеэкономических контрактов определяются по правилам Инкотермс (Incoterms).

Инкотермс – международный сборник правил, которые используют по всему миру. Он регулирует права и обязанности сторон при транспортировке товара, ответственность за его утрату или уничтожение, таможенную очистку и страхование.

Актуальной версией сборника является Инкотермс 2020, однако стороны могут согласовать применение предыдущих версий (2010 или 2000). В сборнике правил 2020 действует 11 терминов, определяющих права и обязанности сторон. К примеру, там содержатся такие термины, как:

  • EXW – поставщик по контракту несёт ответственность только за отгрузку товаров на своём складе, а все обязанности по доставке, таможенному оформлению и страхованию товара возлагаются на покупателя
  • DDP – поставщик обязуется доставить товар в место, обозначенное покупателем, и берёт на себя все обязанности по таможенному оформлению, уплате пошлин и страхованию груза

Сроки поставки и проведения оплаты

Как показывает практика, больше всего времени занимает обсуждение сроков поставки товара и его оплаты. Зачастую покупатели хотят максимально быструю доставку и 100% постоплату, в то время как поставщики – поставку в течение 100 дней после внесения 100% аванса.

Основная задача сторон – согласовать реальные даты поставки и проведения оплаты. При этом не нужно указывать сроки, которые стороны изначально не смогут соблюсти.

Сроки, в течение которых резиденты должны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции, были утверждены указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 178 и составляют, к примеру (п. 1.4 данного Указа):

  • до 180 дней включительно с даты отгрузки товаров, работ, услуг (ТРУ) – при экспорте
  • до 90 календарных дней включительно с даты проведения платежа – при импорте

Однако указанные сроки могут быть увеличены Нацбанком РБ по соответствующему обращению белорусской организации.

Сумма и валюта договора

В договоре с поставщиком из Беларуси необходимо чётко прописать сумму контракта и валюту, в которой покупатель её будет уплачивать. Если же предполагается несколько поставок в рамках одного договора, то сумма контракта должна быть равна сумме всех поставок.

Законодательство РБ позволяет заключать контракты как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Можно использовать и российские рубли, только в этом случае нужно установить в контракте официальный курс.

Но, даже если договор с партнёром из Беларуси заключен в российских рублях, он всё равно считается внешнеэкономическим. Соответственно, поставщику из России нужно открывать валютный счёт.

Важно: российская сторона обязана поставить на учёт в банке, обслуживающем валютный счёт, все импортные контракты от 3 млн рублей и экспортные договоры от 6 млн рублей.

Описание товара, условия возврата

Описание товара считается ключевым элементом договора. В договоре необходимо прописать фирменное наименование товара, его характеристики, цвет, вес, состав и так далее.

Важно: чем подробнее будут описаны характеристики товара, тем большая вероятность того, что покупатель получит именно то, что заказывал.

Нужно заранее определить порядок направления претензий по качеству ТРУ, а также сроки устранения недостатков.

Обязательно пропишите в контракте, в какие сроки и за чей счёт будет проводиться возврат некачественного товара.

Форс-мажорные обстоятельства

Раньше стороны уделяли мало внимания блоку контракта, посвящённому обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору). Но сейчас, в условиях пандемии и экономических санкций, партнёры стараются учесть и указать все обстоятельства, которые могут освободить их от ответственности за неисполнение или несвоевременное исполнение обязательств по внешнеэкономическим контрактам.

Язык оформления договора

Хотя в РБ и действует 2 официальных языка: русский и белорусский, – контракты обычно заключаются на русском языке. Соответственно, не возникнет споров по поводу перевода.

Нюансы таможенного оформления и декларирования

Между Россией и Беларусью как членами ЕАЭС действует упразднённый таможенный контроль: заполнять и предоставлять таможенные декларации не требуется.

Учёт товаров, перемещаемых между странами, ведётся путём подачи статистических форм в таможню государства, из которого вывозится товар.

Порядок обложения и ставки НДС

Действуют следующие ставки НДС:

  • при экспорте товаров из России в Беларусь – у российского поставщика НДС по ставке 0%, у белорусского покупателя НДС 10% или 20%
  • при импорте товаров из Беларуси — у белорусского поставщика НДС 0%, у российского покупателя НДС 10% или 20%

Таким образом реализуется принцип отсутствия двойного налогообложения, согласно которому НДС всегда платит только одна из сторон.

Важно: сторона, которая применяет ставку НДС 0%, обязана доказать законность этой операции своему налоговому органу.

В качестве подтверждения выступают следующие документы:

  • банковская выписка или платёжное поручение, которое подтверждает факт уплаты НДС со стороны контрагента
  • договор между белорусской и российской компанией на поставку ТРУ
  • транспортные документы
  • счета-фактуры и иные документы, подтверждающие стоимость
  • заявление о ввозе товара и уплате косвенных налогов, содержащее отметку налогового органа

В договоре необходимо прописать сроки предоставления указанных документов и штрафные санкции в случае их нарушения, так как у стороны, заявляющей ставку НДС 0%, при несвоевременном предоставлении подтверждающих документов второй стороной могут возникнуть проблемы.

Важно: организации из России, которые применяют упрощённую систему налогообложения, по общему правилу не являются плательщиками НДС. Но они обязаны уплатить НДС по ставке 10% или 20% при импорте товаров, в том числе и из РБ.

Подсудность контракта с партнёром из Беларуси

При заключении внешнеэкономического контракта сторонам необходимо заранее определить суд, в котором будут рассматриваться возникающие в рамках этого контракта споры.

Арбитражный или экономический (хозяйственный) суд

Россия и Беларусь заключили Соглашение от 17 января 2001 г. «О порядке взаимного исполнения судебных актов АС РФ и ХС РБ». Согласно соглашению, решение по спору, рассмотренному в Экономическом суде РБ, будет автоматически действовать в РФ и, наоборот, решение АС РФ будет действовать в Беларуси.

Для российской компании лучше, чтобы споры рассматривались в Арбитражном суде РФ. Но, если по договору спор всё же будет рассматриваться в Экономическом суде РБ, это не будет большой проблемой.

Российская компания может беспрепятственно подать иск в белорусский суд, равно как и белорусская компания может обратиться в Арбитражный суд РФ. Порядок рассмотрения споров будет регулироваться ХПК РБ или АПК РФ, которые имеют схожее содержание.

Таким образом, и в белорусском, и в российском суде интересы сторон будут защищены в одинаковой мере.

При этом стоит учесть, что на суд в другой стране придётся понести расходы на юристов, разбирающихся в праве соответствующей страны.

Третейский суд

Третейский суд — негосударственный юридический орган, решающий гражданско-правовые споры.

Стороны могут указать в договоре наименование этого суда для рассмотрения всех споров.

Обратите внимание: нужно быть максимально осторожными с третейскими оговорками. Эти суды не относятся к государственным, и их независимость от одной из сторон может вызывать вопросы.

Международный арбитражный суд (МАС)

В договоре также можно указать, что споры будут рассматриваться в одном из международных арбитражных судов, чьи решения признаются сразу несколькими государствами.

Такие суды имеются при торгово-промышленных палатах РФ и РБ:

  • МАС при БелТПП
  • Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП РФ

Важно: сторонам необязательно выбирать между МАС при БелТПП и МКАС при ТПП РФ. Можно прописать в контракте, что рассмотрение спора будет проходить в любом другом МАС, к примеру, в Арбитражном суде Стокгольмской торговой палаты.

Таким образом, можно сделать вывод, что текущие условия располагают к сотрудничеству с партнёрами из Беларуси. Отсутствие языковых барьеров и трудностей в поиске партнёров, упрощённое таможенное оформление, соглашение о взаимном исполнении судебных актов — всё это может серьёзно упростить работу. Самое главное – проводить тщательную и своевременную проверку контрагентов.

Когда при приобретении работ и услуг НДС исчисляется налоговым агентом?

Налоговый агент по НДС обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость (п.4 ст.173 НК РФ). Обязанности налоговых агентов возникают даже у неплательщиков НДС, например, у ИП или организаций, применяющих УСН (п.2 ст.161 НК РФ)!

По общему правилу, для возникновения таких обязанностей должны выполняться одновременно два условия (п.1 ст.161 НК РФ):

Условие 1. Местом реализации таких услуг (работ) является территория РФ;

Условие 2. Иностранные лица НЕ состоят на учете в налоговых органах ИЛИ состоят на учете только в связи с:

  • нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств;
  • с открытием счета в банке.

А также, если иностранная организация, состоит на учете в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений на территории Российской Федерации (за исключением осуществления реализации товаров (работ, услуг) через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации).

Таким образом, российская организация или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания вообще не стоит на учете в налоговой инспекции, или состоит, но только потому, что у нее на территории России есть недвижимость, зарегистрированное транспортное средство, открыт расчетный счет, или если договор на выполнение работ (оказание услуг) или реализацию товаров заключен с иностранной компанией, имеющей подразделение на территории России, но в выполнении этого договора обособленное подразделение не принимает участие.

Но электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ и приобретаемые у иностранных компаний, составляют исключение из этого правила (п.2 ст.161 НК РФ).

Напомним, что до 1 октября 2022 года иностранные компании, оказывающие электронные услуги, должны были встать на учет в ФНС через «Личный кабинет» в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ и уплачивать НДС по электронным услугам самостоятельно в российский бюджет. Но с 1 октября 2022 года такая обязанность для иностранных компаний, реализующих услуги в электронной форме, в т.ч. для иностранных посредников с участием в расчетах, предусмотрена только, если они оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).

ФНС и Минфин разъясняют, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, даже если иностранная компания зарегистрирована в ФНС, как компания, оказывающая услуги в электронной форме (Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422). И только при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08. 2022 г. N СД-4-3/10308@).

Иными словами, при приобретении электронных услуг у иностранных компаний для возникновения обязанностей налогового агента по НДС должно выполняться условие № 2 или иностранная компания должна стоять на учете в соответствии с пп.4.6 ст.83 НК РФ.

Аналогичные выводы следуют из обновленного порядка заполнения декларации по НДС (п.37.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС в ред. Приказа ФНС от 12.12.2022 г. N ЕД-73/1191@).

Не все услуги, оказываемые через Интернет, относятся к электронным услугам. Перечень электронных услуг закрытый и он приведен в п.1 ст.174.2 НК РФ. Там же приведены услуги, которые не относятся к электронным.

Например, передача прав на использование программы ЭВМ через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ней относится к электронным услугам. А реализация (передача прав на использование) программ на материальных носителях (например, на «флешке») к электронным услугам не относится.

Также хотим обратить особое внимание, что российская организация (или ИП), приобретающая услуги (работы) у иностранных партнеров должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, только в том случае, если местом реализации услуг (работ) является территория РФ.

Как определить место реализации услуг (работ)?

Чтобы определить место реализации правильно, необходимо разобраться, каким документом пользоваться. А это зависит от того, с налогоплательщиком какого государства заключен договор.

Если партнером российской организации или ИП является налогоплательщик государств — членов ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия), то место реализации услуг (работ) нужно определить в соответствии с Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Протокол), поскольку международные договоры имеют приоритет перед нормами НК РФ (ст.7 НК РФ).

В остальных случаях заключения договоров с иностранными партнерами место реализации услуг (работ) определяется в соответствии со ст.148 НК РФ.

Место реализации услуг зависит от вида оказываемых услуг (выполнения работ).

Приведем несколько примеров определения места реализации услуг (работ) для целей НДС.

Услуги, связанные с недвижимостью

Место реализации услуг, связанных с недвижимостью (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов) определяется по месту ее нахождения.

Иными словами, если иностранная организация выполняет строительно-монтажные работы по строительству недвижимости на территории иностранного государства или сдает в аренду недвижимость, находящуюся за рубежом, то территория РФ не является местом реализации таких услуг, а значит российский заказчик или арендатор не является налоговым агентом по НДС (пп.1 п.1 и пп.1 п. 1.1 ст.148 НК РФ, п.2 и пп.1 п.29 Протокола).

Услуги, связанные с движимым имуществом

Место реализации услуг, связанных с движимым имуществом (в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание) определяется по месту нахождения имущества. Так, если, например, иностранная компания осуществляет ремонт оборудования (движимого имущества), находящегося на территории иностранного государства, то территория РФ не является местом реализации таких работ (пп.2 п.1.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Но если для ремонта оборудования специалисты иностранной компании выезжают к российскому клиенту и производят ремонт на территории РФ — у российского заказчика возникают обязанности налогового агента по НДС, поскольку местом реализации таких услуг будет территория РФ (пп.2 п.1 ст.148 НК РФ, пп. 2 п.29 Протокола).

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта

Если фактически услуги оказываются на территории РФ, то местом их реализации является РФ (пп. 3 п.1 ст.148 НК РФ, пп.3 п.29 Протокола). И наоборот. Например, при проведении обучения за рубежом у российского покупателя обязанностей налогового агента по НДС не возникает.

Услуги иностранного перевозчика (НЕ налогоплательщика ЕАЭС)

Местом реализации таких услуг будет являться территория РФ только в случае, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, т. е. если с иностранным перевозчиком заключен договор на перевозку груза по территории РФ. Исключение составляют услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица (пп.4.1 п.1, пп.5 п.1.1 ст.148 НК РФ).

Но если договор перевозки заключен с налогоплательщиком государства — члена ЕАЭС, местом реализации будет считаться территория этого государства ЕАЭС. Т. е. заключая договор на перевозку грузов с налогоплательщиком Беларуси, Казахстана, Армении или Киргизии, российская организация не должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от маршрута пути такого перевозчика (пп.5 п.29 Протокола).

Услуги иностранных посредников (агентов, комиссионеров)

Территория РФ не является местом реализации услуг иностранных посредников, реализующих или оказывающих содействие в реализации товаров (работ, услуг) российских компаний или ИП (п.2 ст.148 НК РФ, пп.5 п.29 Протокола), а также посредников НЕ из ЕАЭС, приобретающих для российского комитента или принципала товары (работы, услуги) от своего имени (п.2 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении таких услуг российский комитент или принципал не будет исполнять обязанности налогового агента по НДС.

Место реализации многих услуг (работ) определяется «по покупателю», т. е. местом их реализации является территория РФ, если покупатель — российский налогоплательщик. Так, российская организация или ИП станет налоговым агентом по НДС, если приобретает у иностранной компании услуги по передаче, и предоставлению патентов и лицензий, консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола).

Также «по покупателю» определяется место реализации услуг по передаче прав на программы ЭВМ (пп.4 п.1 и п.2 ст.148 НК РФ и пп.4 п. 29 Протокола). Т. е. если российская организация или ИП приобретает у иностранной компании права на программы ЭВМ, местом реализации таких услуг является территория РФ.

Место реализации электронных услуг, указанных в п.1 ст.174.2 НК РФ и оказываемых иностранными лицами из стран «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС), также определяется «по покупателю» (пп.4 п.1 и пп.4 п.1.1 ст.148 НК РФ). Соответственно при приобретении электронных услуг российскими ИП или организациями, местом их реализации является территория РФ.

Но при работе с партнерами из ЕАЭС для определения места реализации услуг, оказываемых через Интернет, нужно определить место реализации таких услуг (работ) в соответствии с Протоколом. В нем нет понятия «электронные услуги», поэтому нужно смотреть наименование услуг (работ), независимо от того, как они оказываются.

Например, местом реализации услуг по администрированию сайтов в Интернет, оказываемых организациями или ИП из стран ЕАЭС, территория РФ не является (пп.5 п.29 Протокола). Поэтому российский покупатель не является налоговым агентом и российский НДС не уплачивается. Но местом оказания рекламных услуг, в т.ч. через Интернет, приобретаемых российскими покупателями у налогоплательщиков ЕАЭС, будет территория РФ (пп.4 п.29 Протокола) и такие услуги в соответствии с п.1 ст.174.2 НК РФ относятся к услугам в электронной форме.

Если местом реализации услуг является территория РФ и компания, зарегистрированная в государстве-ЕАЭС, стоит на учете в ФНС, например, как плательщик НДС по электронным услугам, оказываемым физическим лицам на территории РФ (п.4.6 ст.83 НК РФ), то нужно определить принадлежность этих услуг к электронным услугам, указанным в п.1 ст.174.2 НК РФ. Если они названы в п.1 ст.174.2 НК РФ, то российский покупатель (организация или ИП) должна выполнить обязанности налогового агента по НДС. А если НЕ названы, то обязанность по уплате НДС лежит на самой иностранной компании, но, как уже говорилось, российский покупатель может выполнить обязанности налогового агента добровольно.

Если местом реализации услуг (работ), оказываемых компанией или ИП из ЕАЭС, является территория РФ и они НЕ зарегистрированы в налоговых органах РФ, то покупатели таких услуг (работ) должны выполнять обязанности налогового агента по НДС, независимо от того, относятся ли оказываемые услуги (работы) к электронным услугам.

В случае, если иностранная организация выполняет (оказывает) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п.3 ст.148 НК РФ, п.33 Протокола).

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются (п.4 ст.148 НК РФ, п.30 Протокола):

  • контракт, заключенный с иностранным лицом;
  • документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).

Как налоговому агенту исчислить и уплатить НДС?

Когда платить?

При приобретении работ или услуг налоговый агент должен исчислить НДС при перечислении денег иностранной компании (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467, Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634), т. е.:

  • при перечислении предварительной оплаты или
  • при оплате уже оказанных услуг (выполненных работ).

Если работы выполнены (услуги оказаны), но расчеты с иностранным исполнителем еще не произведены, то налоговой базы по НДС у налогового агента не возникает. Минфин РФ разъясняет, что уплачивать «агентский» НДС в бюджет до момента выплаты (перечисления) денежных средств иностранному лицу не следует (Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932).

До 1 января 2023 года исчисленный и удержанный НДС налоговый агент, приобретающий услуги (работы), должен был перечислить в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе был переводить деньги «иностранцу», если налоговый агент не представил в банк также поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (п.4 ст.174 НК РФ в ред. До 01.01.2023 г.).

Но с 1 января 2023 года сроки перечисления «агентского» НДС изменены. Он перечисляется в общеустановленном порядке в составе единого налогового платежа: по 1/3 от исчисленной суммы НДС не позднее 28-го числа каждого месяца, следующего за прошедшим кварталом (п.1 ст.174 НК РФ).

Как исчислить?

Налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом российского НДС (п.1 ст.161 НК РФ). Ставка НДС — 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ).

Как правило, иностранные компании не включают в стоимость своих услуг (работ) сумму российского НДС, делая оговорку, что их стоимость не включает косвенные налоги, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ. В этом случае, чтобы определить налоговую базу по НДС налоговому агенту нужно увеличить стоимость, указанную в договоре на сумму НДС, т. е. начислить 20% сверх стоимости услуг (работ).

Также можно поступить, если о российском НДС (косвенном налоге) вообще нет упоминания в иностранном контракте (Письма Минфина России от 25.11.2022 г. N 03-07-08/115422, от 23.07.2021 г. N 03-07-14/59243, от 13.04.2016 N 03-07-08/21231, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

Пример: в договоре установлено, что стоимость услуг составляет 100 евро без учета НДС. В таком случае сумма дохода от реализации, с которой налоговому агенту придется удержать НДС, составит 120 евро (100 евро + 100 евро x 20%).

Если расчеты с иностранной компанией производятся в иностранной валюте, налоговую базу по НДС в рублях нужно определить по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг, работ (на дату фактического осуществления расходов) (п. 3 ст. 153 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.12.2018 г. N 03-07-08/88932, от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Налоговый агент по НДС при исчислении налога должен составить счет-фактуру с учетом требований пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (абз. 2 п. 3 ст. 168 НК РФ). Несмотря на то, что срок выставления счета-фактуры для налогового агента нормами НК РФ не установлен, сделать это лучше в течение пяти календарных дней считая со дня перечисления денег иностранному партнеру (предварительной оплаты или оплаты принятых на учет услуг (работ).

Так считают налоговые органы (Письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ — данный документ размещен на официальном сайте ФНС России в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

При приобретении работ и услуг в «агентском» счете-фактуре нужно указать:

  • в строках 2 и 2а — полное или сокращенное наименование и место нахождения иностранца-продавца согласно договору, заключенному с иностранным контрагентом (абз. 2 пп. «в», абз. 2 пп. «г» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры);
  • в строке 2б (ИНН/КПП продавца) можно поставить прочерк (абз. 2 пп. «д» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).
  • в строке 5, по мнению автора, с 1 января 2023 года следует указывать номер и дату «платежки» на перечисление оплаты «иностранцу». Ранее указывали реквизиты «платежки» на перечисление НДС в бюджет. Но как уже говорилось, сроки перечисления удержанного налога для «иностранных агентов», приобретающих работы и услуги изменены и формально данное требование утратило силу (пп. «з» п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее Правила заполнения счета-фактуры и Постановление N 1137 соответственно). Вероятно, в ближайшее время в Правила заполнения счетов-фактур тоже внесут уточнения.

Остальные показатели счетов-фактур заполняются в обычном порядке. Единственное, что еще необходимо помнить — ставка НДС у налоговых агентов 20/120. Поэтому если российский покупатель-налоговый агент самостоятельно рассчитал налоговую базу по НДС, добавив сверх стоимости услуг 20%, в графе 7 счета-фактуры нужно указать расчетную налоговую ставку 20/120 (п. 4 ст. 164 НК РФ), а в графе 9 — стоимость услуг с учетом НДС. В графе 5 указывают стоимость оплаченных услуг без учета НДС (разность граф 9 и  8) (см. также письмо ФНС России от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@).

Выставленный счет-фактуру нужно зарегистрировать в книге продаж, в том квартале, когда возникла обязанность по уплате НДС (т. е. в квартале перечисления денег иностранному партнеру), независимо от даты его выставления (пп. 2 п.3 и п. 15 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). При заполнении книги продаж в графе 2 «Код вида операции» нужно указать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Как налоговому агенту учесть исчисленный НДС?

Если налоговый агент является плательщиком НДС и иностранные услуги (работы) приобретены для осуществления облагаемых операций, НДС, исчисленный налоговым агентом можно принять к вычету (п.2.2, 3 ст.171 и п.1 ст.172 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 565-ФЗ с 01.01.2023 г., Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-07-08/99626).

До 1 января 2023 года налоговые агенты могли принимать к вычету удержанный НДС только после его фактической уплаты в бюджет. Но с 1 января 2023 года из-за введения единого налогового платежа (ЕНП) «агентский» НДС уплачивается в его составе. По общему правилу ЕНП засчитывается в счет исполнения обязанностей налогоплательщиков и налоговых агентов в день наступления срока уплаты. Поэтому законодатели решили, что налоговые агенты сразу смогут «зачесть» (принять к вычету) агентский НДС, как только его удержат и начислят. Вычет НДС налоговые агенты производят на основании документов, подтверждающих исчисление сумм налога (п.1 ст.172 НК РФ в ред. с 01.01.2023 г.). Т.е. если налоговый агент, например, в 1-м квартале 2023 года при перечислении денежных средств за оказанные иностранной компанией услуги удержал НДС и отразил эти суммы в Разделе 2 декларации по НДС, то в этой же декларации начисленные суммы «агентского» НДС могут быть приняты к вычету.

Но, обратите внимание! Вычет можно произвести только после принятия на учет выполненных работ (услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо Минфина РФ от 20.02.2021 г. N 03-07-08/12121, Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13). Т. е налоговый агент не вправе заявить к вычету НДС, удержанный им при перечислении предоплаты до тех пор, пока услуги не будут оказаны (работы выполнены).

Пример. 15.02.2023 г. российская организация перечислила иностранной компании аванс 50% в счет оплаты рекламных услуг. Услуги были оказаны 01.04.2023 г. Окончательная оплата услуг была произведена 04.04.2023 г. По условиям договора стоимость услуг не включает НДС и составляет 1000 евро.

Предположим, что курс евро составляет:

  • на 15.02.2023 г. — 86 руб.
  • на 04.04.2023 г.- 87 руб.

При перечислении 50%-го аванса в сумме 500 евро налоговый агент должен уплатить в бюджет НДС. Налоговая база — 600 евро (500 + (500*20%)), соответственно НДС составляет 100 евро (600 евро*20/120), что по курсу на дату оплаты услуг (15.02.2023 г) соответствует 8600 руб. (100*86 руб.). Данная сумма должна быть начислена в декларации по НДС за 1-й квартал 2023 года и перечислена в бюджет в составе ЕНП по 1/3 от суммы: не позднее 28.04, 28.05 и 28.06.2023 г.

Поскольку во 1-м квартале 2023 года услуги не были оказаны, данная сумма НДС к вычету не принимается.

При оказании услуг (01.04.2023 г.) НДС не начисляется. Обязанность по исчислению и уплате НДС возникает на дату перечисления окончательной оплаты за оказанные услуги, т.е. 04.04.2023. Иностранной компании перечислено 500 евро, т.е. сумма «удержанного» НДС составила 100 евро (500 евро *20% или (500 + (500*20%)*20/120). По курсу на дату оплаты услуг сумма НДС, которую налоговый агент должен начислить в бюджет с оплаты иностранному партнеру составит 8700 руб. (100 евро*87 руб.).

Поскольку услуги оказаны во 2-м квартале 2023 г., НДС, начисленный в бюджет при перечислении денежных средств иностранному партнеру, налоговый агент может принять к вычету во 2-м квартале 2023 г. Т.е. в декларации по НДС за 2-й квартал 2023 года он заявит к вычету: 8600 руб. (НДС, начисленный при перечислении аванса в 1-м квартале) и 8700 руб. (НДС, начисленный при перечислении окончательной оплаты услуг).

По мнению Минфина РФ налоговый агент не вправе переносить вычет НДС на более поздний период, т.е. вычет «агентского» НДС необходимо заявить в том квартале, в котором возникло право на вычет (Письма Минфина России от 14.07.2020 г. N 03-07-14/61018, от 17.10.2017 N 03-07-11/67480) или отказаться от него вовсе.

При принятии к вычету «агентского» НДС выставленный счет-фактура регистрируется в книге покупок, а в графе 2 «Код вида операции» нужно указывать код «06» (Приказ ФНС России от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@).

Если услуги приобретаются для деятельности, указанной в п.2 ст.170 НК РФ (т.е. для необлагаемой деятельности или неплательщиком НДС), то «агентский» НДС к вычету не принимается, а учитывается в стоимости приобретенных услуг, т.е. учитывается в расходах по налогу на прибыль (п.2 ст.170 НК РФ), или при применении УСН с объектом «доходы-расходы» (если такие расходы предусмотрены нормами НК РФ).

Отчетность налогового агента

Что включить в декларацию по НДС?

Налоговые агенты — плательщики НДС сдают в налоговый орган обычную декларацию по НДС, включая в нее раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента». Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу. Налоговый вычет «агентского» НДС отражается в строке 180 раздела 3 налоговой декларации.

Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС, тоже обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была перечислена оплата (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). Причем, декларацию можно представить в бумажной форме (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ), хотя на практике такая декларация вызывает удивление у налоговых инспекторов.

Налоговые агенты, НЕ являющиеся налогоплательщиками НДС (применяющие УСН, ПСН, а также освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьями 145 и 145.1 НК РФ) заполняют в декларации по НДС титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в его строках ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231» (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (далее — Порядок заполнения декларации).

Понятно, что «агентские» счета-фактуры, составленные при перечислении оплаты иностранному партнеру, у плательщиков НДС должны быть отражены в Разделе 9 декларации по НДС (данные из книги продаж), а при принятии это налога к вычету — в Разделе 8 декларации (данные из книги покупок).

А обязан ли неплательщик НДС, применяющий спецрежимы, например «упрощенку», включать в декларацию по НДС Раздел 9 декларации (данные из книги продаж)? Как уже упоминалось, Порядок заполнения декларации требует от таких налоговых агентов включить в декларацию только титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2 (п.3 Порядка заполнения налоговой декларации). Кроме того, несмотря на то, что все налоговые агенты, приобретающие работы или услуги у иностранных партнеров обязаны выставлять счета-фактуры (п.3 ст.168 НК РФ), обязанность вести книгу продаж установлена только для налогоплательщиков НДС (п.3 ст.169 НК РФ).

Таким образом, по мнению автора, формально у «спецрежимников», исполняющих обязанности налогового агента по НДС нет обязанности вести книгу продаж и заполнять Раздел 9 декларации по НДС. Но многие эксперты считают иначе, поскольку в п. 47 Порядка заполнения декларации (в отличие от норм НК РФ) указано, что Раздел 9 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами) во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Официальных разъяснений нам найти не удалось.

Одно можно сказать точно: налоговые органы не будут предъявлять претензий, если налоговый агент-неплательщик НДС включит в декларацию по НДС «лишний» раздел 9 и отразит в нем выставленный «агентский» счет-фактуру.

Особенности заполнения Раздела 2 декларации по НДС

Как уже говорилось, Раздел 2 Декларации заполняется отдельно по каждому иностранному лицу, у которого приобретаются услуги (работы).

По строке 020 указывается наименование иностранного лица.

В строке 060 отражается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет налоговым агентом по произведенным «иностранцу» оплатам (п.37.7 Порядка заполнения декларации).

В строке 070 отражают код операции, осуществляемой налоговым агентом: 1011712 — при расчетах с иностранной компанией денежными средствами, а при безденежных расчетах —1011711.

При приобретении электронных услуг у иностранных компаний следует указывать код 1011720 — операции, указанные в пункте 10.1 статьи 174.2 НК РФ (Письмо ФНС от 28 сентября 2022 г. N СД-4-3/12845@).

Строки 30, 80 −100 в данном случае не заполняются.

***

Мы рассмотрели лишь общие вопросы определения порядка уплаты НДС или отсутствия такой обязанности при приобретении услуг (работ) у иностранных партнеров. Как показывает наша аудиторская практика, не всегда бухгалтеры могут правильно квалифицировать услуги (работы), оказываемые «иностранцами» в целях определения их места реализации по НДС. Во всех случаях необходим анализ условий заключенных договоров. Поэтому поддержка аудиторов и налоговых юристов поможет минимизировать риски возникновения споров с налоговыми органами или безосновательную уплату НДС в случаях, не предусмотренных НК РФ.

При проведении комплексного аудита в «Правовест Аудит» проводится углубленная проверка налогового учета (по НДС и др. налогам), предоставляется отчет о налоговых рисках, рекомендации по их устранению, а также отчет о выявленных резервах, в т.ч. о переплате налогов. А страховку от налоговых претензий в случае доначисления налогов за проверенный период обеспечивают наши налоговые юристы, представляющие интересы налогоплательщика в налоговых органах, расширенные финансовые гарантии и страховка Ингосстрах, компенсирующая пени и штрафы, если оспорить доначисления не удастся.

Ознакомиться с особенностями исчисления НДС в тех или иных ситуациях можно на нашем форуме. Например, по этой ветке можно узнать включаются ли в налоговую базу по НДС транспортные расходы при импорте товаров из Белоруссии.

По какой ставке считать белорусский НДС

При ввозе товаров из Белоруссии российский импортер обязан уплатить ввозной НДС, причем независимо от того, на территории какой страны они были произведены (об этом свидетельствует письмо Минфина РФ от 08.09.2010 № 03-07-08/260). Исключений ни для кого не делается: в данном случае налогоплательщики платят НДС независимо от выбранной системы налогообложения.

Однако существует перечень товаров, освобожденных от импортного НДС. Прежде всего, это списки, приведенные в ст. 150 НК РФ и изданном в соответствии с ней Постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Применяется и освобождение по ст. 149 НК РФ.

Список случаев, когда не нужно платить НДС по импорту из Белоруссии, смотрите в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Для не освобождаемого от налога товара ставки при ввозе из Белоруссии действуют обычные — 20% или 10% — в зависимости от вида товаров. Пониженная 10%-я ставка предусмотрена для товаров, входящих в специальные перечни, устанавливаемые Правительством РФ. В частности, для продтоваров и детской продукции такие перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 908. Ввозная продукция, для которой льгот не установлено, облагается по ставке 20%.

Рассчитать НДС по импорту из Белоруссии вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Посмотреть материал можно бесплатно, оформив демо-доступ к системе.

Когда НДС при импорте из Белоруссии в Россию следует перечислить в бюджет

Уплатить НДС нужно до 20 числа месяца, следующего за тем, в котором ввезенные товары были приняты на учет. Несмотря на то, что «импортный» НДС перечисляется в бюджет посредством ЕНП, сроки для его уплаты оставили прежними (Письмо ФНС от 02.09.2022 г. № СД-3-3/9545).

Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
НДС при ввозе по договору лизинга (если предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга) уплачивайте по каждому лизинговому платежу не позднее…
Подробнее смотрите в КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно.

Оплату ввозного НДС в бюджет можно произвести как в составе ЕНП, тогда в платежном поручении будет указано значение КБК 18201061201010000510, так и отдельным платежным поручением-уведомлением, в этом случае КБК для уплаты — 182 1 04 01000 01 1000 110. О том, как сформировать обе платежки, мы рассказали в этой статье.

Если у компании имеется положительное сальдо на ЕНС, то импортный НДС она может не перечислять совсем. Однако в этом случае необходимо, чтобы сальдо покрывало сумму налогового обязательства.

Уведомление по налогу в случае его перечисления в составе ЕНП не подается, поскольку срок уплаты и срок представления налоговой декларации совпадают.

Импорт из Белоруссии в Россию: что сдается в налоговую

По импортным ТМЦ заполняется особая декларация по косвенным налогам. Помимо этого, налоговикам следует направить ряд бумаг, подтверждающих факт импорта и уплаты НДС в бюджет.

Декларация заполняется за месяц, в котором ввезенные ТМЦ были отражены в учете. При этом если факт импорта отсутствовал, составлять ее нет необходимости.

Направляется данная декларация в инспекцию не позднее 20 числа месяца, следующего за тем, в котором активы были отражены в учете. Если в компании за прошлый год числится 100 и менее работников, декларацию можно сдать в бумажном варианте. Следует помнить, что обязательная электронная форма предусмотрена только для обычных (квартальных) деклараций по НДС. Об этом говорят и сами налоговики (письмо УФНС РФ по г. Москве от 11.03.2014 № 16–15/021948).

В случае ввоза безакцизных товаров заполнению в декларации будет подлежать только раздел 1 (помимо обязательного титульного листа). При этом сумма импортного налога, подлежащая уплате в бюджет, отразится в строке 030 раздела 1.

Смотрите Образец заполнения декларации по косвенным налогам при импорте из Белоруссии и других стран ЕАЭС от экспертов КонсультантПлюс бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Документация, подтверждающая импорт

Наряду с декларацией в налоговую необходимо представить определенный пакет документов, а точнее их заверенных копий (за исключением заявления о ввозе товаров, которое сдается в оригинале):

  1. Выписки из банка в качестве подтверждения уплаты ввозного НДС (естественно, если налоговики приняли решение о зачете переплаты, то она будет не нужна). Если же говорить о том, как с этим моментом дело обстоит на практике, то банковской выписке налоговики предпочитают копии платежек с банковской отметкой и печатью.
  2. Договора поставки импортных товаров, заключенного с белорусским контрагентом. Если же ТМЦ поставлялись через посредника, необходимо приложить соответствующий посреднический договор, а также информационное сообщение со сведениями о поставщике.
  3. Транспортных и сопроводительных бумаг.
  4. Счета-фактуры.
  5. Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно сдается в бумажном варианте (в 4 экземплярах), а также в электронном виде (его формат утвержден приказом ФНС РФ от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@).

О том, на основании каких документов можно взять в вычеты ввозной НДС, оплаченный посредником, читайте в материале «Как принять к вычету НДС, если на таможне его уплатил посредник?».

Заявление о ввозе при импорте из Республики Беларусь

Компании-импортеры заполняют раздел 1 заявления, внося в него данные о поставщике и покупателе, сведения о договоре и стоимости импортируемых ТМЦ. Раздел 2 заявления заполняется самими инспекторами (здесь же они проставляют свою отметку об уплате НДС). В некоторых ситуациях, например, при посредничестве, импортеру необходимо заполнить и третий раздел.

Бланк заявления вы можете скачать на нашем сайте, кликнув по картинке ниже:


Бланк заявления о ввозе при импорте из стран ЕАЭС

Бланк заявления о ввозе при импорте из стран ЕАЭС

Скачать

Заполнить заявление вам помогут разъяснения и образец от экспертов КонсультантПлюс, посмотреть которые можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.

Инспекторы рассматривают заявление в течение 10 рабочих дней и подтверждают уплату НДС:

  • Отметкой на бумажном заявлении. При этом один из экземпляров заявления остается у контролеров, а остальные возвращаются компании-импортеру. Из них один документ предназначен для самой компании, а 2 других должны быть переданы белорусскому поставщику, чтобы он смог подтвердить нулевую ставку по экспорту на своей территории.
  • Отдельным электронным документом, при отправке элеткронного заявления. В этом случае покупатель должен передать продавцу в электронном или бумажном виде копии своего заявления и подтверждающего документа, полученного от ИФНС.

Как принимается НДС к вычету

После того как импортер получит свой экземпляр заявления с отметкой налоговиков, он может заявить вычет (письма Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180, от 17.08.2011 № 03-07-13/01-36). Налоговое законодательство (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ) содержит 3 условия, при одновременном соблюдении которых импортер вправе заявить о вычете НДС при импорте из Белоруссии:

  1. Товары были приобретены для НДС-облагаемых операций.
  2. ТМЦ поставлены на учет.
  3. Уплачен ввозной НДС.

Однако правила ведения книги покупок, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, выдвигают еще одно дополнительное требование: заявление о ввозе товаров с отметкой контролеров должно быть зафиксировано в книге покупок с указанием номера платежного документа, на основании которого НДС был уплачен в бюджет (дата и номер заявления заносятся в графу 3 книги, а реквизиты платежного поручения — в графу 7). 

Внимание! Вычет импортного НДС заявляется в обычной (квартальной) декларации — не путайте ее с декларацией по косвенным налогам. Заявленная сумма вычета отразится в строке 190 раздела 3 (письмо ФНС России от 20.10.2010 № ШС-37-3/13778@).

См. также материал «Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров?».

Однако есть случаи, когда НДС, уплаченный при ввозе товаров из ЕАЭС, нужно учитывать в их стоимости. Ознакомьтесь с такими случаями в Готовом решении от КонсультантПлюс бесплатно.

Как быть со сроками

На практике нередки ситуации, когда НДС при импорте из Белоруссии уплачивается в одном квартале, а отметку налоговиков на заявлении импортер получает в следующем. По мнению чиновников, в этом случае НДС берется к вычету только после того, как будет проставлена соответствующая отметка (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Однако судьи в таких ситуациях часто принимают сторону налогоплательщиков, заявляющих вычет в периоде фактической уплаты НДС в бюджет, без ожидания отметки контролеров (постановление ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408–11). Однако если вам спорить с налоговой не хочется, то целесообразнее все же отметки дождаться.

Итоги

Товары, импортируемые из стран ЕАЭС (в т. ч. из Белоруссии), облагаются НДС по обычным ставкам (20 и 10%), если не являются освобождаемыми от налога. Уплата такого налога обязательна для всех импортеров вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения. Срок для уплаты и отчета по налогу, начисляемому при импорте из ЕАЭС, истекает 20 числа месяца, наступающего за месяцем, являющимся отчетным.

Отчетность представлена декларацией по косвенным налогам и заявлением о ввозе, сопровождаемыми копиями подтверждающих ввоз и уплату налога документов. За месяц, в котором операции по ввозу отсутствуют, отчетность не сдается. Оплаченный налог при условии принятия ИФНС документов о ввозе подлежит вычету.

См. также наши статьи: 

  • «НДС при импорте из Казахстана в Россию»;
  • «НДС при импорте товаров из Киргизии в Россию»;
  • «НДС при импорте товаров из Узбекистана в Россию»;
  • «Уплата и восстановление НДС при импорте товаров из Китая в Россию».

Автор: Марина Климова – профессиональный бухгалтер и независимый налоговый консультант, автор более 70 книг и многочисленных статей по проблемам бухгалтерского учёта и налогообложения, к. э. н.

I. Контрагент из страны ЕАЭС

В НК РФ вопросы определения места реализации работ (услуг) регулируются ст. 148, но тем, чьи исполнители или заказчики находятся в стране-члене ЕАЭС не следует руководствоваться этой статьей в попытке определить место реализации. В этом случае руководящий документ – Договор о Евразийском экономическом союзе, поскольку нормы международного договора имеют приоритет над национальными.

Место реализации работ, услуг определяется согласно п. 29, 31, 33 Приложения № 18 «Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол № 18).

Правила, заложенные в Договоре, не вполне совпадают с нормами НК РФ и это порождает смятение в бухгалтерских умах, а зачастую бухгалтер даже и не догадывается, что нужно было ориентироваться вовсе не на НК РФ.

Давайте найдем различия:

1. При аренде, лизинге и предоставлении в пользование на иных основаниях движимого имущества местом реализации услуг НК РФ называет место осуществления деятельности покупателя – за исключением сдачи в аренду наземных автотранспортных средств; при аренде наземных автотранспортных средств место реализации определяется по месту деятельности продавца, как, например, и при безвозмездном пользовании движимым имуществом (пп. 4, 5 п. 1 ст. 148 НК РФ). При этом российское налоговое законодательство не содержит определения термина «наземные автотранспортные средства». В этом случае следует применять определения и термины, которые содержатся в иных отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно ОКОФ группировка 310.29.10 «Средства автотранспортные» включает легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, грузовики, самосвалы, автокраны, снегоходы, квадроциклы, автотранспорт для транспортирования строительных материалов, ряд других и не включает прицепы и полуприцепы (группировка 310.29.20.23). Получается, что при аренде прицепа российской компанией у, скажем, финской местом реализации будет Россия, а местом реализации услуг по аренде грузовика – Финляндия (мы не рассматриваем случай, когда аренда прицепа является вспомогательной услугой к аренде грузовика).

Если же подобные сделки заключаются между резидентами стран-членов ЕАЭС, то местом реализации рассматриваемых услуг будет местонахождения покупателя – для всех случаев за исключением аренды транспортных средств, а для последних – место деятельности продавца (пп. 4 п. 29 Протокола № 18). При этом «транспортные средства» в контексте Договора о ЕАЭС – это морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река-море) плавания; единицы железнодорожного или трамвайного подвижного состава; автобусы; автомобили, включая прицепы и полуприцепы; грузовые контейнеры; карьерные самосвалы (п. 2 Протокола № 18). Выходит, что при аренде, например, российским лицом у белорусской компании грузовика или прицепа, местом реализации будет Беларусь.

Обратите внимание и на то, что в российском законодательстве подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания отнесены к недвижимости (ст. 130 ГК РФ) и местом их аренды будет считаться место деятельности арендодателя (Письма Минфина России от 13.01.2021 № 03-07-08/641, от 29.12.2020 № 03-07-08/115439), а в Протоколе № 18 такие объекты отнесены к транспортным средствам. Так различаются не только подходы к определению места реализации услуг, но и содержание категорий «транспортные средства», «движимое имущество», «недвижимое имущество».

2. При оказании услуг (выполнении работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации, сопровождению согласно Протоколу № 18 (пп. 4 п. 29) место реализации определяется местонахождением покупателя. Если обратиться к НК РФ (пп. 4, 5 п. 1 и п. 3 ст. 148), получается, что место реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных, их адаптации и модификации будет соответствовать месту деятельности покупателя, а для услуг по сопровождению – месту нахождения продавца (за исключением случая, когда такие услуги являются вспомогательными – тогда они оказаны там же, где и основная услуга).

3. Дизайнерские услуги норма НК относит к оказанным по месту деятельности продавца (пп. 5 п. 1 ст. 148), а норма Протокола № 18 – по месту нахождения покупателя (пп. 4 п. 29).

4. Куда сложнее дело обстоит с т. н. электронными услугами. Руководствуясь НК РФ, отнесем их к оказанным в РФ, если покупатель осуществляет деятельность в нашей стране (пп. 4 п. 1 ст. 148). В Протоколе № 18 эти услуги прямо не упомянуты, а значит напрашивается вывод, что местом их оказания следует считать страну продавца, но не все так просто. Дело в том, что электронные услуги – понятие комплексное (п. 1 ст. 174.2 НК РФ). По сути это не вид услуг, а лишь способ их оказания. Сами же услуги крайне разнообразны. Вот и получается, что место оказания электронных услуг в рамках ЕАЭС будет определяться в зависимости от вида таких услуг без учета их «электронности». Ориентируемся на все подпункты п. 29 Протокола № 18.

В частности:

а) услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ считаются оказанными в стране покупателя (Письмо Минфина России от 04.03.2021 № 03-07-13/1/15393);

б) рекламные услуги в электронной форме оказаны по месту нахождения заказчика (Письмо Минфина России от 18.01.2019 № 03-07-13/1/2057);

в) электронные, дистанционные образовательные услуги считаются оказанными по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся (пп. 3 п. 29 Протокола № 18 с учетом п. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

г) местом реализации консультационных услуг следует считать страну клиента (Письмо Минфина России от 08.12.2021 № 03-07-13/1/99724);

д) при оказании услуг, прямо не упомянутых в пп. 1 – 4 п. 29 Протокола местом реализации услуг в электронной форме признается территория страны продавца (см. также Письмо Минфина России от 16.10.2020 № 03-07-08/90463, Письмо Минфина России от 08.07.2022 № 03-07-13/1/65700).

5. При реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке и непосредственно связанных с ней исходим из следующего:

а) согласно ст. 148 НК РФ (п. 4.1, 4.2) по общему правилу услуги оказаны в РФ, если исполнитель – российское лицо и при этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ; когда исполнителем является иностранное лицо – при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории РФ. Если речь идет о транзите товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, то местом реализации будет РФ, когда услуги оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Россия (п. 4.2 ст. 148 НК РФ с учетом Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2021 № 301-ЭС21-16598 по делу № А43-25632/2019 и п. 10 Письма ФНС России от 02.03.2022 № БВ-4-7/2500@). Например, российская организация осуществляет перевозку грузов для французского заказчика из Польши в Германию. Местом оказания услуг РФ не считается;

б) в рамках сделки резидентов ЕАЭС все проще: место реализации услуг – это страна местонахождения продавца (пп. 5 п. 29 Протокола № 18, Письмо Минфина от 20.07.2018 № 03-07-08/50929, Определение ВС РФ от 10.01.2018 № 304-КГ17-19932 по делу № А03-17236/2016). Например, российская организация осуществляет перевозку грузов для казахстанского заказчика из Польши в Германию, т. е. за пределами РФ и вообще стран ЕАЭС, тем не менее, местом оказания услуг будет РФ.

II. Рокот космодрома

Есть такое особое место на планете – Байконур. У всех оно ассоциируется с космосом, а у бухгалтеров – еще и со специальным налоговым статусом.

Город Байконур является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, функционирующей в условиях аренды. На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур наделен статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации. Это определено Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти (Заключено в г. Москва 23.12.1995) (ред. от 26.12.2016).

Это же Соглашение устанавливает правила применения в г. Байконур косвенных налогов при реализации и ввозе товаров (ст. 12.1) и при выполнении работ, оказании услуг (ст. 12.2).

Так, место реализации работ, услуг определяется:

1) по месту нахождения недвижимого имущества, если работы, услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, включая услуги по аренде, найму и предоставлению в пользование на иных основаниях недвижимого имущества;

2) по месту нахождения движимого имущества, транспортного средства, если работы, услуги связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на соответствующей территории;

3) по месту фактического оказания услуг, если оказываются услуги в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

4) по месту регистрации в налоговых органах покупателя услуг, если оказываются следующие услуги:

  • консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, инжиниринговые, рекламные, дизайнерские, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические (технологические) работы;
  • работы, услуги по разработке программ для электронных вычислительных машин и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных;
  • услуги по предоставлению персонала в случае, если персонал работает по месту деятельности покупателя.
  • услуги по передаче, предоставлению, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных или иных аналогичных прав;
  • услуги по аренде, лизингу и предоставлению в пользование на иных основаниях движимого имущества, за исключением аренды, лизинга и предоставления в пользование на иных основаниях транспортных средств;

5) по месту регистрации в налоговых органах продавца – в иных случаях.

III. Вспомогательные услуги

В случае, если организацией или индивидуальным предпринимателем выполняется (оказывается) несколько видов работ (услуг) и реализация одних работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ (услуг), местом реализации вспомогательных работ (услуг) признается место реализации основных работ (услуг) (п. 3 ст. 148 НК РФ, п. 33 Протокола № 18).

Но какие услуги следует считать вспомогательными?

Как разъяснила Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации вспомогательными могут быть признаны услуги, оказание которых объективно служит цели обеспечения потребления основных услуг, и отсутствует разумный практический смысл в оплате и потреблении одних услуг без потребления других. При этом значение должно иметь объективное содержание совершенных операций. Само по себе наименование оказанных услуг, как оно приведено в договоре, а равно их раздельное оформление и оплата не могут предопределять вывод о том, является ли территория Российской Федерации местом оказания соответствующих услуг для целей взимания НДС (Определение от 01.02.2021 № 309 ЭС20-16872 по делу № А76-8895/2019, дополнительно – п. 5 Письма ФНС России от 06.04.2021 № БВ-4-7/4549@).

Пример:

Российская организация приобрела у британской компании Emerson, не состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации, консультационные услуги. Помимо этого, исполнителем были оказаны следующие услуги: удаленное предоставление и обслуживание корпоративной почты; подключение WAN-маршрутизатора к сети Emerson и его обслуживание; подключение к сервису CRM; подключение к сервису связи Emerson iPass и др. Российская компания сочла, что услуги корпоративной связи НДС не облагаются, поскольку место их реализации находится за пределами территории РФ – они не указаны в пп. 1-4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Суды же посчитали, что эти услуги носили вспомогательный характер по отношению к консультационным, иначе зачем было отдельно приобретать такие общераспространенные услуги за установленную договором существенную плату. С учетом этих выводов место оказания услуг корпоративной связи – РФ – сообразно месту оказания основных, консультационных, услуг.

В определении места оказания вспомогательных услуг разного рода могут помочь письма Минфина от 03.10.2014 № 03-07-08/49635, от 01.02.2019 № 03-07-08/5954, от 07.05.2018 № 03-07-08/30460, Письмо ФНС от 01.02.2019 № СД-4-3/1723@ и др.

Сдавайте через «Такском» электронную отчётность в ФНС, ФСС, ПФР, Росстат и другие госорганы.

✔ Удалённое подключение.
✔ Простой и удобный интерфейс.
✔ Техподдержка 24/7.
✔ Управление «всё в одном» – контроль обмена со всеми госорганами в одном интерфейсе.
✔ Сверка с бюджетом и с контрагентами – бесплатно во всех тарифах.
✔ Социальный электронный документооборот с ФСС (СЭДО).
✔ Умный календарь бухгалтера и другие сервисы для комфортной работы.

Отправить

Запинить

Твитнуть

Поделиться

  • Главная
  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • НДС при покупке услуг у белорусской компании

НДС при покупке услуг у белорусской компании

Подборка наиболее важных документов по запросу НДС при покупке услуг у белорусской компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Нормативные акты

<Письмо> ФНС РФ от 18.10.2005 N 03-4-03/1800/31
«О налоге на добавленную стоимость»Поскольку, как следует из запроса, налог на добавленную стоимость, удержанный контрагентом на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством данного государства, не связан с приобретением товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, суммы налога, удержанные иностранным агентом (белорусской организацией), к вычету у российской организации не принимаются.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Договор с физическим лицом реквизиты сторон
  • Договоры виды договоров реквизиты договоров
  • Додо пицца на софьи ковалевской часы работы
  • Додо пицца переславль залесский часы работы
  • Додо пицца работа курьером на авто компании