Дмитриевский собор во владимире часы работы

Объект Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО

Дмитриевский собор — классический образец владимиро-суздальского зодчества времени его наивысшего расцвета — построен в 1190-е годы как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо.

Выполненный местными мастерами, он поражает своими архитектурными формами, монументальностью, торжественностью, богатым резным убранством. На фасадах собора находятся более полутора тысяч резных камней, в сюжетах которых звучит идея прославления княжеской власти, богоизбранности праведного и мудрого правителя.

Рельефы с изображением святых, скачущих всадников, сидящего на троне библейского царя Давида, Александра Македонского, вознесшего к небесам, Давида, побеждающего льва, совершающие свои подвиги Геракла, львиных масок на языке символов прославляют красоту и совершенство мира, созданного по законам божественной гармонии, утверждают идею превосходства княжеской власти.

Собор — реликварий святого Дмитрия Солунского, покровителя императорского двора, знати, княжеских фамилий. В интерьере — фрески XII века византийских мастеров со сценами Страшного суда.

В соборе установлено надгробие первому владимирскому губернатору Роману Воронцову на средства сыновей известных дипломатов Александра и Семена Романовичей. Памятник представляет собой мраморную пирамиду с аллегорическими фигурами плакальщицы и мальчика с пеликаном.

Информация

Дмитриевский собор – классический образец владимиро — суздальского зодчества времени его наивысшего расцвета — построен в 1190 — е годы как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Выполненный местными мастерами, он поражает своими архитектурными формами, монументальностью, торжественностью, богатым резным убранством. На фасадах собора находятся более полутора тысяч резных камней, в сюжетах которых звучит идея прославления княжеской власти, богоизбранности праведного и мудрого правителя. Собор находится в оперативном управлении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Предположительная продолжительность

< 1 часа

янв. 2023 г.

Место красивое, долго рассматривали лепнину, считали львов. Но все впечатление испортил неубранный и необработанный лед под ногами. Такое место, а не убрано. Очень жаль.

Опубликовано 10 января 2023 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


окт. 2022 г.

Дмитриевский собор стоит посетить. Мы были экскурсией про него экскурсовод рассказывал много интересного. Красивый каменный рисунок. Напротив панорама с красивым видом на Владимир. Смотровая площадка. Там будут прекрасные фото. Стоит посетить это место. Приятная прогулка

Опубликовано 2 ноября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Михаил

Санкт-Петербург, Россия296 публикаций

сент. 2022 г. • С друзьями

Прекрасный собор 12 века. Фасад здания украшен каменными фигурами и растительным орнаментом. Сразу видно старину!

Опубликовано 11 октября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Игорь

Комсомольск-на-Амуре, Россия25 441 публикация

окт. 2021 г.

Есть такое избитое словосочетание : «Песня в камне», так вот от этой самой песни при описании этого собора невозможно никуда уйти! Более того напрашивается сочетание «Симфония в камне» Ни как иначе! Резьба здесь просто филигранная , тем более для конца 12 века, когда этот собор возводился. Инициатор возведения — князь Всеволод — Большое гнездо. Храм отличается уникальной по площади и качеству резьбой, выполненной на высочайшем уровне того времени. Изучать резьбу, высоко задрав голову, напрягая шею, можно бесконечно. Хандроз не заработайте! Центральной фигурой резных фасадов является библейский царь и пророк Давид. Кроме него здесь есть святые, князья и даже Александр Македонский. .Храм построен в честь великомученика Димитрия Солунского, правившего в Салуни аж в 1 веке н. э. и казненного за приверженность христианству. Где , блин, эта Салунь , и где Владимир! Крестово-купольная церковь из белого камня традиционна по форме для того времени на Руси , напоминает храм Покрова на Нерли. По мне так в ней ценность для истории и русского народа не меньшая!

Опубликовано 20 сентября 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


ОЛьга К

Москва, Россия674 публикации

авг. 2022 г.

Собор надо посмотреть обязательно, потому что это своего рода визитная карточка Владимира. Он впечатляет своей необычной архитектурой. Белоснежный, величественный. Вход в него платный.

Опубликовано 12 августа 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


июль 2022 г.

Настоящее чудо Великой истории России. Великая точка веры и архитектуры. Получил истинное наслаждение от посещения.

Опубликовано 28 июля 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


июль 2022 г. • Семейный отдых

Само сооружение в данный момент нельзя посетить, поэтому собором все любовались с улицы. Для меня, кто любил уроки истории, Дмитриевский собор — одна из достопримечательностей, которые «сошли со страничек книги по истории».

Опубликовано 25 июля 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Ирина

Москва, Россия180 публикаций

май 2022 г.

От этого места веет историей. Очень красивый храм. Внутри небольшой, но можно увидеть фрески тех времён.

Опубликовано 13 июня 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


апр. 2022 г.

150 рублей чтобы увидеть 1 фреску, что бы постоянно прикрывать незакрываюшуюся входную дверь, миниммум информации

Опубликовано 4 апреля 2022 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


май 2021 г.

Я впервые за пятьдесят лет попал внутрь собора, так как во время моих неоднократных посещения Владимира с 1970 года этот собор был всегда закрыт. И вот, наконец-то, повезло! К сожалению, собор принадлежит не церкви, а музейному заповеднику. Не жалко небольших денег за вход, обидно за православную церковь. Так как собор неоднократно страдал от пожаров. а также от безвременья советской власти, то внутри особо смотреть нечего… Интересна белокаменная кладка, устройство приделов и купола. Здесь почти нет фресок, церковная атрибутика почти вся не старше XIX-го века или современная.

Опубликовано 28 декабря 2021 г.

Этот отзыв отражает субъективное мнение члена сообщества Tripadvisor, а не официальную позицию компании Tripadvisor LLC. Tripadvisor проверяет отзывы.


Показаны результаты

1

10

из

500

Описание

Музей Дмитриевский собор является одним из излюбленных культурных пространств,
на базе которого организовывается
множество различных
событий, служащих для интересного времяпрепровождения в Владимире.

Посещение музеев — неторопливый способ провести время, который
по душе самым разным людям.
Они представляют собой ожившую историю
и позволяют посетителям расширить кругозор.

Более подробную информацию вы можете
получить по телефону 79107705788.

Музей Дмитриевский собор
находится по адресу:
р-н Октябрьский,
Большая Московская, 60.

График работы: Пн, ср-вс: 11:00 — 19:00.

Адрес

Владимир, Большая Московская, 60

На машине, пешком или на общественном транспорте… — показать как добраться

Время работы

Пн, ср-вс: 11:00—19:00


50 фотографий
музея Дмитриевский собор

Специалисты музея Дмитриевский собор

Часто задаваемые вопросы

о музее Дмитриевский собор




  • По какому адресу можно найти
    музей Дмитриевский собор?





  • Доступен ли номер телефона музея Дмитриевский собор?





  • Какой график работы
    данного заведения?





  • Как пользователи сайта ZOON оценивают
    эту организацию?


Средняя оценка — 5,0 на основании 14 отзывов и 1 оценки

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

История Дмитриевского собора во Владимире

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность — у него было 12 детей. В то время князья имели два имени — княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества — Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807–1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

© Андрей и Валерия

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—18:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 19:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

Наружное убранство

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  • Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него — остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Псалмопевец, поэт и царь

Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).

Царь Давид

Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри

Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.

Царь Давид на Дмитриевском соборе

Царь Давид на Дмитриевском соборе

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-жёлтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами — греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Декор фасадов

Как уже было сказано, Дмитровский собор во Владимире украшает богатая резьба. Она присутствует на 600 барельефах, на которых изображены библейские святые, а также мифические и реальные животные. Большинство из этих чудесных образцов древнерусского искусства сохранились в первозданном виде, а часть была заменена новыми в ходе реставрационных работ.

Особого упоминания заслуживает оформление северного фасада, на котором средневековые резцы по дереву изобразили самого князя Всеволода с сыновьями. Не менее интересны и изображения Александра Македонского, а также библейского царя Давида и Самсона. Такой выбор сюжетов подсказан желанием польстить заказчику, которого сравнивают с этими наиболее известными персонажами древности.

Внутреннее убранство

Дмитровский собор во Владимире, фото которого часто украшают туристические проспекты, предлагающие совершит путешествие по маршруту «Золотое кольцо», не отличается шикарными интерьерами. Причиной опять же является недобросовестная работа реставраторов. Однако несколько фресок, относящихся к 13 веку, все же сохранились до наших дней. В частности, в храме можно увидеть фрагменты большой композиции “Страшный суд”, автором которой предположительно является художник, приглашенный Всеволодом из Греции.

Государственный Владимиро-Суздальский Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

КАТАЛОГ Владимир 2000

Город Владимир конца XIX — начала XX вв. в фотографиях и почтовых открытках из собрания музея. Дмитриевский собор XII в. Каталог. Составители: Тимофеева Т.П., Маркова Т.Е. Автор вступительной статьи: Тимофеева Т.П. Владимир, 2000 — 48 с. с илл. Настоящий каталог является итогом научной систематизации коллекции фотографий и открыток по иконографии г. Владимира, хранящихся во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. В каталог вошли 54 фотографии и открытки конца XIX — середины ХХ века с видами Дмитриевского собора XII века г.Владимира. В коллекции ВСМЗ к разделу «Дмитриевский собор» отнесено 43 черно-белые фотографии и 11 открыток, представляющих памятник XII в. и перемены в его облике в интервале с 1883 по 1954 гг. На 8 фотографиях и 4 открытках (с повторными экземплярами) представлен общий вид здания. Наиболее ранние из них – фотография Ивана Федоровича Барщевского 1883 г. и 2 фото Василия Гавриловича Кукушкина, где стены имеют темную окраску, а рельефы и детали – белую. Эта окраска существовала с 1847 по 1883 гг. Прочие изображения показывают собор с белыми стенами и темными рельефами и многочисленными интересными подробностями, не всегда отраженными документально. На куполе – восьмиконечные звезды (устроены, очевидно, после ремонта купола в 1850-е гг.), покрытие кровли позакомарное, скрывающее постамент барабана. Капители покрыты металлическими кровельками. В ряде случаев видны, целиком или частично, звонница и калорифер (1883, не сохр.). Вдоль пилястр хорошо видны водосточные трубы, окрашенные то в темный, то в светлый тон, с желобами в вымостке. На фото 1883 г. вымостки холма еще нет; позже она заметна у западного и частично у южного фасадов. Кроме того, перед западным порталом присутствует дорожка из метлахской плитки, проложенная, очевидно, одновременно с полом в 1896 г. Над порталами на фото 1883 г. заметны овальные иконки. Позже, очевидно, после ремонта 1883 г., их снимают. По сторонам западного портала появляются в это же время фонари – сначала простой формы (фото Якова Яковлевича Мелехова), а после ремонта 1895-1896 гг. – нарядные, на фигурных кронштейнах; в 1919 г. от них остается лишь правый кронштейн (фото Виктора Владиславича Иодко). Двери тоже меняются; до 1883 г. они темные, имеют наружную решетку, позже, очевидно, после ремонта 1895-1896 гг., появляются металлические наружные двери – светлые с темными полосами. Почти везде видна металлическая на каменном цоколе решетка сложного восьмиугольного плана, поставленная в 1843 г. и сохранявшаяся до 1931 г. Большая часть дореволюционных фотографий (15 шт.) работы В.И. Коренева, очевидно 1895-1896 гг., показывает собор и рельефы 2-го яруса по фасадам и пряслам. Съемка сделана фронтально, с «лесов». В особую группу следует выделить фотооткрытку 1954 г. после реставрации собора А.В.Столетовым, 4 фото – реставрационные работы 1941-1951 гг. и 11 фото – расчистка живописи XIX в. П.И. Юкиным в 1940 г. Датировка, при отсутствии прямых дат, строится на хронологии фотографов, почтовых штемпелях (на открытках), известных вехах в архитектурно-строительной истории собора. В описаниях названы, по возможности, все присутствующие объекты, все известные даты и архитекторы построек, а также время сноса утраченных зданий, без ссылок на источники сведений. Информация в каталоге располагается по следующей схеме: название, автор, дата, учетный №, инвентарный номер, размер в см, размер паспарту в см (для фотографий), описание изображения, надписи, публикации. Надписи приводятся в современной орфографии. Т.П. Тимофеева

ОТКРЫТКИ

ИСТОРИЯ города Владимира.

Дмитриевский Собор.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Успенский собор

Рассказывая про Дмитровский собор во Владимире, нельзя не сказать несколько слов о другом шедевре древнерусского зодчества, расположенном всего в нескольких метрах. Речь идет об Успенском соборе, которому более 850 лет. Он считается эталоном церковной архитектуры, и черты его облика просматриваются в сотнях храмов, построенных на Руси на протяжении веков.

дмитровский успенский собор

Кроме того, в нем есть несколько ниш-аркосолей, где были захоронены наиболее видные представители Владимирской знати и церковные иерархи.

Современный облик Успенского собора, который знаком всем по фотографиям, довольно сильно отличается от изначального, поскольку в 1186-1189 годах он был кардинально перестроен, так как уже не вмещал всех желающих. В частности, с двух сторон к нему были пристроены галереи, а по углам возведены четыре новые главы.

Теперь вы знаете, когда и кем были построены соборы Владимира — Успенский и Дмитровский, — которые по праву считаются лучшими образцами русского зодчества.

Мiръ

Россия Владимирская область Владимир Дмитриевский собор (Владимир) Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»u2026 u0441u043bu0435u0434u0443u044eu0449u0438u0435 u0440u0435u0437u0443u043bu044cu0442u0430u0442u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:56.12905599999999850524545763619244098663330078125,»lon»:40.41082999999999714191289967857301235198974609375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»u003Cbu003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80)» title=»u0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0412u043bu0430u0434u0438u043cu0438u0440)»u003Eu0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0412u043bu0430u0434u0438u043cu0438u0440)u003C/au003Eu003C/bu003Eu003Chr /u003Eu003Ca href=»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F» title=»u0421u0432u043eu0439u0441u0442u0432u043e:u0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044f»u003Eu0410u043du043du043eu0442u0430u0446u0438u044fu003C/au003E: u0422u043eu0447u043du0430u044f u0434u0430u0442u0430 u0441u043eu043eu0440u0443u0436u0435u043du0438u044f u0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u0441u043au043eu0433u043e u0441u043eu0431u043eu0440u0430 u0434u043e u0441u0438u0445 u043fu043eu0440 u043du0435u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du0430, u043du043e u043cu043du043eu0433u0438u0435 u0438u0441u0441u043bu0435u0434u043eu0432u0430u0442u0435u043bu0438 u0443u043au0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442 u043du0430 u043fu0435u0440u0438u043eu0434 u043cu0435u0436u0434u0443 1194 u0438 1197 u0433u043eu0434u0430u043cu0438. u0412 1992 u0433u043eu0434u0443 u0432u043au043bu044eu0447u0451u043d u0432 u0441u043fu0438u0441u043eu043a u043fu0430u043cu044fu0442u043du0438u043au043eu0432 u0412u0441u0435u043cu0438u0440u043du043eu0433u043e u043du0430u0441u043bu0435u0434u0438u044f u042eu041du0415u0421u041au041e.»,»title»:»u0414u043cu0438u0442u0440u0438u0435u0432u0441u043au0438u0439 u0441u043eu0431u043eu0440 (u0412u043bu0430u0434u0438u043cu0438u0440)»,»link»:»»,»lat»:56.12905599999999850524545763619244098663330078125,»lon»:40.41082999999999714191289967857301235198974609375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

56.129228; 40.410929

Россия, Владимир, Большая Московская улица, 60

Владимир,Владимирская область600000

Россия

Телефон:

+7 492 232-24-67

Дми́триевский собо́р города Владимира

(иногда в литературе можно встретить наименование «Дмитровский») — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. Точная дата сооружения Дмитриевского собора до сих пор неизвестна, но многие исследователи указывают на период между 1194 и 1197 годами. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История[править]

Построен в эпоху наивысшего могущества и расцвета великого Владимирского княжества великим князем владимирским Всеволодом Юрьевичем Большое Гнездо в честь своего небесного покровителя Дмитрия Солунского (князь Всеволод в крещении носил имя Димитрий). По Николаю Воронину, построен в 1194—1197 годах; по летописным данным, обнаруженным в 1990-х годах Татьяной Тимофеевой, — в 1191 году. Возводился храм из белого камня-известняка. Строили храм русские мастера.

В 1197 году постройка храма была завершена князем Всеволодом Юрьевичем постановкой иконы Дмитрия Солунского и серебряного чеканного ковчежца, где находилась «сорочка» — частица одежды, пропитанная кровью мученика:

И принёс гробную доску из Селуня святого мученика Дмитрия, миро непрестанно источающего на здоровье немощным, в той же церкви поставил, и сорочку того же мученика тут положил.

В 1237 году собору суждено было разделить судьбу столицы Владимирского княжества. Повреждённый и разграбленный монголо-татарами, храм впоследствии ещё не раз горел (в 1536, 1719 и 1760 годах) и подвергался разграблениям.

В результате «реставрации» 1837—1839 годов, когда по распоряжению Николая I собору был придан «первобытный вид», храм лишился интереснейших частей — лестничных башен и галерей.

В советское время Дмитриевский собор сохранился лишь как памятник древнерусского искусства. В 1918 году в соборе работала Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством Игоря Грабаря. В 1919 году храм был закрыт для богослужений. Собор неоднократно реставрировали. После завершающего этапа работ, произведённых в 1999—2004 годах, в церкви поставили водосточные трубы, заменили крест на куполе, создали микроклимат, а также покрыли рельефы и белый камень защитной пластической смесью.

История собора

Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.

Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.

В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.

Современное состояние[править]

В настоящее время собор находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт как музейная экспозиция. Богослужения в храме не проходят.

Архитектура[править]

План Дмитриевского собора
Собор одноглавый, четырёхстолпный, трёхапсидный. Первоначально собор окружали галереи с лестничными башнями, соединявшие его с княжеским дворцом (разобраны при реставрации в XIX веке), по которым князь и его семья ходили в храм на богослужение.

Фасадная часть собора состоит из трёх ярусов, нижний лишён убранства, и на его фоне видны только резные порталы. Второй ярус – это аркатурный колончатый пояс с белокаменными фигурами и орнаментом. Третий ярус прорезан узкими окнами и полностью покрыт резьбой, которая заметна и на купольном барабане. Венчает собор золочёный пологий купол в форме богатырского шлема. На куполе водружён широкий крест из золочёной меди.

На южном фасаде храма расположена масштабная композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса». Сюжет композиции не традиционен для православного храма, однако в XII веке был очень популярен. На руках у Александра Македонского сидят маленькие львята, которые так манят грифонов — ужасных чудовищ.

Псалмопевец царь Давид, поющий и сидящий с гуслями в руках, является главной фигурой в убранстве и занимает центральное место на всех фасадах.

Дмитриевский собор небольшой по размерам, поскольку строился только для семьи князя и был его домовой церковью.

Рельефы[править]

Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранились в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века (по М. С. Гладкой, практически точными копиями).

Прославление княжеской власти было главной идеей фасадной скульптуры собора, поэтому на ней изображено множество геральдических символов — львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей и т. п

Внутреннее убранство[править]

От внутреннего убранства до нас дошли несколько фрагментов фресок XII века, в частности, фрагменты композиции «Страшный суд».

В состав экспозиции входит четырёхметровый купольный крест с просечным орнаментом, снятый с главы собора и заменённый в 2002 году новоделом, а также икона Дмитрия Солунского и ковчежец-мощевик, принесённые в храм в 1197 году, впоследствии попавшие в Москву и вернувшиеся обратно в собор из столичных музеев в копиях. В числе экспонатов представлено также надгробие первого Владимирского губернатора графа Романа Воронцова.

Белокаменная резьба

Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.

Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.

Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.

Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:

  • львы;
  • голуби;
  • грифоны.

    Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.

Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.

Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.

Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:

  • Святого Георгия;
  • Димитрия Солунского;
  • первых святых русских князей Бориса и Глеба.

Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.

Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.

Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:

  • высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
  • плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.

Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.

Внутри собора

Внутри собора создан микроклимат, позволяющий сохранить открывшиеся фрески и небольшую, но ценную экспозицию. В алтарной части находится копия древнего креста. На каркас 18 века в 1957 году закрепили латунные листы. Высота всей конструкции более 4 метров, размах перекладины креста – 2,7 метра. В экспозиции находится несколько фрагментов позолоченной меди от первоначального креста 12 века.

Дмитриевский храм был закрыт на длительную реставрацию, посетить музей стало возможно с 2005 года. Из сохранившихся фресок сегодня можно увидеть изображения 12 апостолов и ангелов позади них, композиция написана в центральном своде собора. Под хорами находится роспись со сценами рая. Главные особенности Дмитриевского собора – это его многочисленные резные украшения и древность постройки.

При храме нет некрополя, но есть единственное захоронение — здесь покоится граф Воронцов. Он был первым губернатором Владимира и завещал похоронить свои останки в соборе, из уважения к его заслугам его воля была выполнена. В соборе хранятся несколько реликвий – икона Дмитрия Солунского и ковчег-мощевик. Эти экспонаты являются копиями, оригиналы находятся в музеях Москвы.

особенности дмитриевского собора

Особенности собора

Особенности собора

Храм был построен по византийскому типу: четырехстолпный и трехапсидный. Венчает храм позолоченный купол, на котором стоит медный золоченый крест. Все здание было выполнено из белого известняка. Согласно историческому источнику «Повести временных лет» князь Всеволод пригласил для работы над строительством русских зодчих. Он не выписал из-за границы иностранных мастеров, как это делали другие представители княжеского титула.

Но отделкой здания занимались не только отечественные архитекторы. Им помогали греческие резчики. В связи с этим в украшении Дмитриевского собора можно разглядеть элементы, которые были свойственны базиликам западного средневекового мира.

Фасад собора разделён на три яруса. Первый, нижний, не имеет украшений. Второй ярус, колончатый пояс, щедро украшен белокаменными узорами. Главной темой всех изображений является тема власти.

Это раскрывают четыре композиции, помещённые на стенах здания:

  • Пророк Давид, как псалмопевец, пастырь и царь, символизируется с Иисусом Христом на восточном фасаде.
  • Полет Александровна Македонского. Это изображение на южном фасаде рассказывает историю о вознесении его на небо.
  • Северный фасад окрашен композицией, на которой представлен сам создатель храма — князь Всеволод. Вокруг него собрались его многочисленные сыновья.
  • На западном фасаде выполнены «Подвиги Геракла».

Все эти украшения проводят параллель: Владимирский князь как идеальный правитель. Вырезанные фигуры таких животных, как орлы, львы и барсы также являются элементами, означающими власть.

Третий ярус собора полностью украшает резьба, для которой использовалось 566 резных камней. Вместе они составляют интересное изображение мифических и реальных образов, стоящих рядом друг с другом.

Однако если раньше, при возведении храма, сюжеты рельефов были понятны каждому, то спустя всего несколько веков, их задумка стала тайной для обычных людей. И только историки и искусствоведы смогли восстановить почти потерянный смысл украшений.

Полезно знать! Внутреннее убранство собора по сравнению с внешним не производит сильного впечатления на посетителей. Раньше стены собора могли гордиться своими древними и красивыми фресками «Страшного суда». Однако множество пожаров и реставраций привели к тому, что храм потерял свою былую красоту.

Исследователям и искусствоведам удалось сохранить лишь несколько изображений:

  • Двенадцати апостолов, помещённых под хорами в центральном своде. Позади святых судей стоят ангелы.
  • На малом своде картины, показывавшие сцены Рая. Здесь апостол Пётр ведет свою жену к вратам, престол занимает Богоматерь, а также здесь присутствуют Авраам, Исаак и Иаков.

Святыни и реликвии

Князь Всеволод

Князь Всеволод целых семь детских лет прожил в Константинополе вместе со своей матерью, византийской принцессой. Там он узнал о святом Дмитрии Солунском, казненном в 306 году по приказу императора за христианскую веру. Дмитрий, служивший проконсулом в городе Солунь, должен был истреблять в нем христиан. Но уверовавший во Христа, сам проповедовал новую веру среди городского населения. За это был заколот и отдан диким зверям на съедение. Только звери не коснулись тела святого мученика. Впоследствии христианский император Константин построил храм в Фессалониках (Салунь) в честь Дмитрия. Туда затем были перенесены мощи святого.

В Константинополе Всеволод был крещен и получил имя Дмитрий. Годы спустя, во время правления на Владимиро-Суздальской земле великий князь воздвиг главный собор в честь своего небесного покровителя.

Затем он привез святыни, по факту полученные из греческого храма:

  • большую икону с изображением святомученика Дмитрия Солунского, написанную на доске с его гроба;
  • серебряный чеканный ларец с частью одежды, пропитанной кровью святого.

Сегодня Дмитровский собор является музейной экспозицией. Также в нем представлены следующие реликвии:

  • подлинный 4-метровый храмовый крест, расположенный на месте иконостаса;
  • надгробие первого губернатора города Владимира — графа В. И. Воронцова. Много хорошего сделал он для города, и по завещанию был похоронен в соборе.

Режим работы Дмитриевского собора

Дни недели Время работы
Понедельник
Среда

Четверг

с 10:00 до 16:00
Пятница
Воскресенье
с 10:00 до 17:00
Суббота с 10:00 до 18:00
Вторник и каждая последняя среда месяца Выходной день

Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес

Успенский собор

Во Владимире стоит еще один древнейший православный храм – Успенский собор. Первый камень был заложен князем Андреем Боголюбским еще в 1158 году. Он высится на берегу Клязьмы и когда-то был способен вместить все население города. После пожара 1185 года его значительно расширили с тем, чтобы одновременно его могли посетить свыше 4000 прихожан, приказ об этом отдавал Всеволод Большое Гнездо.

На протяжении трех веков (12-14 в.) Успенский собор главенствовал на Руси, был одним из ее символов и резиденцией нескольких митрополитов. Именно в нем хранилась чудотворная икона Божией Матери — самая почитаемая русская православная святыня.

Расписан собор был в 1161 году, от первоначальных фресок осталось лишь несколько фрагментов. Повторное нанесение фресок провели в 15 веке, мастерами, трудившимися в соборе, были Андрей Рублев и Даниил Черный. Их работы также сохранились фрагментарно. Большая часть сохранившихся росписей относится к 19 веку.

успенский и дмитриевский соборы

В настоящее время Успенский и Дмитриевский соборы считаются жемчужинами русского зодчества, они хранят память поколений мастеров и символизируют историческое единство Руси. В Успенском соборе проводятся богослужения в выходные и праздничные дни, он является главным действующим храмом Владимиро-Суздальской епархии.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Заказать реквизиты карты альфа банка онлайн
  • Дмитровский отдел загс г москвы часы работы
  • Заказать скотч с логотипом компании в перми
  • Дмитровское кладбище волгограда часы работы
  • Заключение для бизнес плана магазина одежды