Эластичность — одно из фундаментальных понятий экономики. В широком смысле этот параметр показывает, насколько измеримая причина влияет на следствие.
На заводе стоят 5 станков, которые обеспечивают выпуск 50 единиц товара в день. Если увеличить количество станков, то при соблюдении прочих условий выпуск продукции тоже вырастет. Значит, продукция завода эластична по количеству станков.Само понятие универсально и встречается в разных дисциплинах. В экономике его применяют по отношению к следующим параметрам:
Эластичность | Польза для бизнеса |
---|---|
Спроса по цене |
Как изменится спрос, если поднять или опустить стоимость? Какая скидка будет оптимальной? После какого ценового барьера товар перестанут покупать? |
Спроса по доходу | Укладывается ли наш товар в бюджет клиентов? |
Предложения по цене | Повлияют ли колебания стоимости товара на желание конкурентов производить его в больших объёмах? |
Чаще понятие используют, чтобы найти оптимальную стоимость товара. Сделаешь дороже — никто не купит, дешевле — потеряешь в прибыли. С наскока разобраться сложно, поэтому начнем разбор с эластичности спроса.
Зависимость спроса по цене или EDP (англ. — price elasticity of demand) — показатель, который выражает колебания спроса от изменения стоимости товара или услуги.
Эластичность измеряется только экспериментально. Например, ввести скидку на определённый товар и посмотреть, как изменилась его популярность относительно прошлого месяца или года.Классическая формула расчёта учитывает несколько временных периодов. Например, до изменения ценника и после. Здесь возникают сложности в определении точек отсчёта, ведь цены постоянно ищут равновесие. Тонкости расчёта можно найти в 20-страничной методичке Высшей Школы Экономики. В этой статье мы будем использовать дуговую формулу — она гораздо проще:
EDP = (Q2 — Q1 / P2 — P1) x (P2 + P1 / Q2 + Q1)
Поясним каждый пункт:
Р1 — первоначальная цена;
Р2 — конечная цена;
Q1 — первоначальный объём спроса;
Q2 — конечный объём спроса.
Обратимся к примеру. Кофейня продаёт в месяц 100 кружек латте (Q1) по 150 рублей (P1). В определённый момент на латте объявляют скидку и теперь он стоит 125 рублей (P2). В итоге за следующий месяц купили 120 кружек (Q2). Этих данных достаточно, чтобы рассчитать эластичность спроса.
(Q2 — Q1 / P2 — P1) x (P2 + P1 Q2 + Q1) = (120 — 100 / 125 — 150) x (125 + 150 / 120 + 100) = -1
Кофейня попала в интересную ситуацию. Выручка бизнеса после введения акции осталась прежней.
EDP > 1 — эластичный спрос. Если стоимость товара меняется на 1 %, то величина спроса изменится более чем на 1 %.
EDP < 1 — неэластичный спрос. Если стоимость товара меняется на 1 %, то спрос изменится менее чем на 1 %.
EDP = 1 — спрос с единичной эластичностью означает, что повышение цены товара на 1 % меняет спрос на 1 %.
Для большей наглядности приведём таблицу:
Эластичный спрос | Неэластичный спрос | Спрос с единичной эластичностью | |
---|---|---|---|
Цена растёт | Выручка сокращается | Выручка растёт | Выручка не меняется |
Цена падает | Выручка растёт | Выручка сокращается | Выручка не меняется |
Отрицательный коэффициент говорит об обратной зависимости. Например, цена падает, а выручка растёт и наоборот. У кофейни единичный спрос и «минус» принципиально ничего не изменил. Бизнес получил такую же прибыль, как до акции. В следующий раз размер скидки можно сделать меньше.
Естественно, деньги — не единственный фактор, влияющий на покупку. Но они остаются одними из наиболее значительных. Более того — комфортный показатель изменения по цене не всегда очевиден. В теории всё выглядит равномерно: снизили стоимость на 10 %, и объём спроса вырос на 5 %. Снизили до 20 %, и спрос подскочил до 10 %. На деле продукт существует не в вакууме и на него влияет цвет упаковки, адрес магазина, условия доставки и т.д.
У потребителя есть финансовые барьеры. Они зависят от бюджета и представлений о справедливой цене товара.Исследователи компании «Nielsen Россия» объясняют феномен на примере моющего средства для дома.
Финансовые барьеры, меняющие эластичность спроса на примере моющего средства N | ||
---|---|---|
Дороже 140 рублей | Цена колеблется 121–139 рублей | Цена ниже 121 рубля |
снизится на 16 % |
стабилен |
начинает расти |
Нужное соотношение цены и спроса придётся «нащупать». Возможно, потребуется больше трёх циклов эксперимента.
Изменение спроса изучают по категориям цены, доходу и через перекрёстную эластичность. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Эластичность спроса по цене
Зависит от нескольких факторов:
- Необходимость товара для потребителя. У товаров первой необходимости менее чувствительный спрос. Это же относится к запчастям и услугам врачей.
- Наличие заменителей. Чем больше альтернатив, тем сильнее изменения в спросе. Сильнее всего этот фактор заметен в сегменте потребительской электроники. Популярные смартфоны практически везде стоят одинаково.
- Фактор времени. С большей долей вероятности товар купят даже при резком повышении цены. Однако со временем от такого продукта начнут отказываться в пользу альтернатив.
- Доля в бюджете покупателя. Если стоимость коробка спичек вырастет в два раза, этого никто не заметит: доля такого товара в бюджете незначительна. Другое дело — колебания стоимости мяса, одежды или бензина.
Эластичность спроса по доходу
Демонстрирует степень зависимости спроса на товар и доходов покупателей. Здесь важно закрепить два понятия:
Нормальные товары | Инфериорные товары |
---|---|
Увеличение доходов ведёт к повышению спроса. К ним относятся большинство товаров: мясо, одежда, электроника и т.д. | Чем больше зарабатывают потребители, тем меньше спрос. Яркий пример — маргарин. |
Не будем разбирать формулы зависимости спроса и дохода. Для этого придётся узнать точный доход покупателей в разный период времени. Если вы владеете такой информацией, вероятно, и так знаете, как считать. Если нет — закажите исследование в специализированном агентстве.
Перекрёстная эластичность спроса
В 2009-2010 годах упала стоимость дизельного топлива, что вызвало ажиотаж на дизельные автомобили. Дизельные двигатели более шумные и сложные в обслуживании, а ещё подвержены замерзанию. Однако водители с этим мирились. Когда дизтопливо подорожало и «перегнало» бензин, интерес упал.
Коэффициент показывает, как изменяется объём спроса на товар Х при изменении цены на товар Y. Например, как изменение стоимости дизтоплива влияет на цену автомобилей с дизельным двигателем. Однако не все товарные связи так же легко проследить. Распространённый пример: рост цены на хлебницу не влияет на желание людей покупать хлеб. Поэтому экономисты изучают следующие категории:
Заменители (субституты). Как правило, это конкурирующие продукты. Если бизнес повышает чек, то часть его спроса перейдёт к конкуренту.
Дополняющие (комплименты). Изменение цены одного товара влияет на спрос другого. При этом эти товары удовлетворяют потребность потребителя только в связке. Допустим, монитор и системный блок или сварочный аппарат и баллонны с газом.
Независимые. Когда при росте стоимости на товар X потребность в товаре Y не изменяется. Таких большинство.
Если популярность товара выросла, то производители заинтересованы выпускать его в бо́льших объёмах. Например, формула ценовой эластичности предложения рассчитывается так:
EDP = (∆Q / ∆P) x ((P1 + P2) / (Q1 + Q2))
∆Q(%) = (Q2 — Q1) / Q1
∆P(%) = (P2 — P1 ) / P1
Р1 — первоначальная цена;
Р2 — конечная цена;
Q1 — первоначальный объём предложения;
Q2 — конечный объём спроса.
Здесь важно проговорить: эластичность предложения конкретного товара складывается из суммы индивидуальных предложений отдельных фирм. Если говорим о кофе на вынос, то учитывается всё предложение на рынке. В данном случае в районе города. Поэтому самостоятельно рассчитать коэффициент почти никогда не получится. Такие расчёты предоставляют крупные аналитические центры или департаменты мониторинга внутри корпораций.
Сумму предложений на географически очерченном рынке нельзя получить автоматически. Но можно оценить ёмкость конкурентов, а если вы работаете в сегменте B2B — то и ёмкость клиентов. В этом помогает сервис Контур.Компас.
В сервисе можно найти конкурентов и новых корпоративных клиентов. Выбирайте подходящих клиентов по 40 критериям из базы в 7 млн российских компаний.
Хочу узнать больше
Если вы знаете, как одни показатели влияют на другие, можно сделать предположения о поведении рынка. Далее рассмотрим такие показатели.
Выделим ключевые факторы, влияющие на предложение.
Фактор времени. Предложение более инертно: чтобы произвести больше продукции, нужно перестроить производство. Например, дефицит полупроводников начался в 2020 году, но удовлетворить потребность получится в лучшем случае к 2024 году.
Вспомним, что P1 — первоначальная цена, а Р2 — конечная, Q1 — первоначальный объём предложения, а Q2 — конечный. Следуя этой логике, экономисты выделяют три временных периода. Рассмотрим их в таблице ниже.
Период | Расчёт | Содержание |
---|---|---|
Краткосрочный |
P2 > P1 Q1 = Q2 |
При изменении цены предложение не успевает среагировать. Похожая ситуация произошла в 2010 году во время «гречневой лихорадки». Вырос запрос, но производители перестраивали логистические цепочки несколько дней. В это время полки магазинов пустовали. |
Среднесрочный |
P2 > P1 Q1 > Q2 Q2Q1 < P1P2 |
Показатель предложения увеличивается, но не пропорционально цене. Производители выпускают больше товара, скоро его количество обгонит спрос. |
Долгосрочный |
P2 > P1 Q1 > Q2 Q2Q1 > P1P2 |
Со временем эластичность предложения увеличивается. Вместе с ней стабилизируется цена. |
Резервы производства. Если у бизнеса загружены не 100% производственных мощностей, сохраняется возможность среагировать на моментальное изменение цен. Следовательно, предложение будет эластичным.
Обратная ситуация — когда резервов нет. Предложение окажется эластичным только в долгосрочном периоде.
Тип товара и услуги. На предложение овощей и фруктов влияет сезонность, особенности выращивания культур и ограничения в транспортировке.
Предложение полиграфической продукции наоборот — крайне эластично. Типография может ввести дополнительную смену или нагрузить производственные мощности. Лишь бы хватало сырья. Аналогичная ситуация с перевозками, где основное ограничение сводится к количеству машин и водителей.
Срок и цена хранения. Предложение эластично, когда бизнес и выпускаемый продукт предусматривают длительное хранение. Условные металлические листы могут годами лежать на складе.
Следующий фактор — издержки хранения. Бытовая техника устаревает и теряет в цене, поэтому нежелательно, чтобы она залёживалась на складе. С похожей проблемой сталкиваются винокурни. Во время выдержки крепкие напитки испаряются, и передерживать их нерентабельно.
- Эластичность показывает, как изменение одного параметра влияет на поведение другого. В большинстве случаев измеряют зависимость спроса по цене.
- Расчёты эластичности, построения экономических моделей и кривых — объективно сложная задача. Особенно в B2B, когда стоимость и объёмы часто рассчитываются индивидуально. Если в штате нет аналитика, лучше заказать исследование специализированным агентствам.
- Продавцы товара с высокой эластичностью могут пойти на снижение ценника, чтобы нарастить объём продаж и получить больше дохода, чем если бы стоимость была выше. Для продукции с низкой эластичностью спроса такой подход неэффективен, поскольку при снижении цены продажи вырастут незначительно и не смогут компенсировать упущенные доходы.
- Отрицательный коэффициент говорит об обратной зависимости. Например, стоимость падает, а выручка растёт и наоборот.
4.2. Эластичность спроса и предложения
4.2.1. Общее понятие эластичности. Эластичность спроса
Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по своей интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели при уменьшении цен на автомобили и французские духи, с одной стороны, и хлеб и молоко — с другой: в одном случае объем продаж может существенно возрасти, в другом — изменится мало.
Общее понятие эластичности
Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины на изменение другой.
Данное понятие весьма важно с практической точки зрения. Так, проведение разумной ценовой политики фирмой немыслимо без понимания того, как понижение стоимости телевизоров или стиральных машин может сказаться на объемах их продаж, а значит, и на выручке. Подсчитывать (измерять), как изменяется объем продаж или покупок того или иного товара в ответ на изменение цены, можно по-разному, например, в штуках, в тоннах, в тех или иных денежных единицах. Но все эти подходы требуют дополнительной информации и сами по себе мало о чем говорят.
Так, фраза: «Увеличение цены колбасы на 5 руб. вызвало сокращение ее продаж на 12 т», без дополнительных разъяснений почти бессмысленна. Велико ли было изменение цен? Если дело происходило в 1997 г. и она стоила 25000 руб., то, конечно, невелико. А если в начале 1998 г. при исходной цене 25 руб., то его вполне можно признать значительным. Столь же неясно, насколько катастрофично снижение продаж. Одно дело, если первоначальный уровень составлял 50 т и совсем другое, если — 500 т.
Коэффициент эластичности
Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать подобной путаницы и построить единый показатель для всех случаев. Такой показатель называют коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.
Эластичность спроса по цене
Зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене, или ценовой эластичностью. Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса.
- эластичный спрос, когда при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает.
- единичная эластичность спроса, когда изменение цены, выраженное в процентах, равно проценту изменения объема продаж.
- неэластичный спрос, если вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.
Величина эластичности спроса
Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности. Представим его в виде формулы
Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу (); при неэластичном спросе, напротив, ; а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство (от которого, собственно, и пошло название единичная эластичность).
Рис.
4.14.
Графическая интерпретация спроса с различной эластичностью
Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши — драгоценностей, мехов, черной икры и т.п., и для достаточно дорогих предметов потребления, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и др. Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами — на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и пр.
Давая графическую интерпретацию эластичности (
рис.
4.14), обратим внимание на то, что, чем больше коэффициент эластичности, тем в принципе более пологая кривая спроса. А чем меньше он, тем более круто (опять-таки, в принципе — уточнение см. ниже) падает кривая.
Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене, можно указать еще два — абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. На
рис.
4.15 даны графики спроса для этих двух случаев.
Рис.
4.15.
Экстремальные случаи эластичности спроса: а) абсолютно эластичный; б) абсолютно неэластичный
В случае абсолютно эластичного спроса — это горизонтальная кривая спроса (
рис.
4.15 а) — потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е = 0), а кривая вырождается в вертикальную прямую (
рис.
4.15 б).
В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек может умереть, а при правильном приеме нормально доживает до старости). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции (см.
«Издержки»
), когда производители не могут влиять на цену, а покупатели готовы приобретать любое количество товаров по данной цене.
Особенно важны экстремальные случаи эластичности как полезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.
Особенности графической интерпретации эластичности
Хотя мы и проиллюстрировали различные виды эластичности кривыми спроса с разными углами наклона, однако не следует напрямую отождествлять наклон кривой спроса и эластичность. Разумеется, обе величины связаны между собой. Ясно, например, что очень пологие кривые спроса будут весьма эластичны: малое изменение цены на них порождает большое изменение объема спроса. И все же это не одно и то же. Наклон кривой на обычном графике отражает абсолютные изменения цены и количества, а эластичность — процентные изменения.
На
рис.
4.16 а показана кривая спроса, имеющая на всем протяжении одинаковый наклон (именно поэтому эта кривая и выглядит, как прямая). Убедимся, что она имеет различную эластичность в различных точках. В верхней части кривой (на графике — точки 1 и 2) спрос эластичен, поскольку при малом процентном изменении цены (отношение ) велико процентное изменение количества (отношение ).
Рис.
4.16.
Эластичность на различных участках прямой линии
В нижней части кривой ситуация меняется на противоположную. Чтобы сделать это наглядным, мы специально повторили ту же самую кривую еще раз на графике 4.16 б и выделили точки 3 и 4 в ее нижней части. Сразу бросается в глаза, что процентное изменение цены (отношение ) здесь велико — она упала чуть ли не вдвое. Напротив, процентное изменение количества (отношение ) мало — оно выросло лишь на незначительную долю исходной величины.
В силу описанных обстоятельств изображение более или менее эластичного спроса в виде кривых разного наклона следует рассматривать лишь как приблизительную иллюстрацию. Для простоты мы будем пользоваться такими графиками и в дальнейшем. Чтобы придать графическим изображениям математическую точность их, однако, следует строить в так называемых двойных логарифмических шкалах, где каждое новое деление осей координат изображается в 10 раз более сжатом масштабе. Не заостряя на этом специального внимания, мы уже использовали такие шкалы на
рис.
4.14.
Только в двойных логарифмических шкалах угол наклона кривой точно соответствует величине ее эластичности. Исключение из этого правила составляют абсолютно эластичные и абсолютно неэластичные кривые спроса, каждая точка которых имеет и один и тот же наклон и одну и ту же эластичность даже на обычных графиках.
Эластичность спроса и объем выручки
Изменение объема продаж, к которому мы апеллировали, давая определение эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса, можно легко вычислить объем выручки — это произведение или площадь прямоугольника, одна сторона которого равна цене товара, а вторая — количеству товара, проданного по этой цене. Проанализируем ситуацию с объемом выручки при различных вариантах эластичности графически. На
рис.
4.17 показано, как изменяется общая выручка при одинаковом изменении цены для товаров с различной эластичностью спроса:
- при эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, явно больше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).
- при спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной (обе площади равны).
- при неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается (площадь прямоугольника, соответствующего низкой цене, меньше площади прямоугольника, соответствующего высокой цене).
Рис.
4.17.
Рис. 4.17. Изменение выручки продавца при различной эластичности спроса: а) эластичный спрос; б) спрос единичной эластичности; в) неэластичный спрос
Факторы эластичности спроса
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов, к которым относятся следующие:
- незаменимость. Если у товара есть заменители (товары-субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;
- значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости, а более эластичным — на все другие группы товаров;
- удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а занимающие незначительную долю бюджета — неэластичны.
- временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.
Эластичность спроса по доходу
Кроме эластичности спроса по цене, важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):
Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.
Но возможна и противоположная ситуация, когда значение отрицательно (). Это могут быть аномальные или низкокачественные товары (дешевые сорта колбасы, сигарет, маргарин и т.п.), т.е. те товары, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами (см. 4.1.1).
Перекрестная эластичность
Как мы уже отмечали, реакция потребителей на изменение цены зависит от цен на другие товары. Зависимость эластичности спроса на одно благо относительно изменения цен на другие блага называется перекрестной эластичностью, которая измеряется как отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены на товар В:
Перекрестная эластичность показывает наличие связи в потреблении между рассматриваемыми товарами. Если , т.е. с повышением цены на товар В растет спрос на товар А, то речь идет о взаимозаменяемых товарах (товарах-субститутах). Например, рост цен на американские куриные окорочка заставляет покупателей переходить на относительно дешевую российскую рыбу, а подорожавший рис заменять более дешевым картофелем.
Если , т.е. повышение цен на товар ведет к уменьшению спроса на товар А, то мы имеем дело с взаимодополняющими товарами: так, рост цен на фотопленку уменьшает спрос на фотоаппараты.
Наконец, товары могут быть индифферентны друг к другу (), т.е. изменение цен на один из них ничего не меняет в количественном спросе на другой, например, растущие цены на автомобили не влияют на количество покупаемой соли.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
на фоне общего снижения реальных доходов и роста цен, доля расходов семьи на бензин значительно возросла. Поэтому дефолт спровоцировал уменьшение спроса на бензин среди населения, получавшего зарплату в рублях.
Дефолт вызвал также общее снижение покупательской активности,
втом числе и уменьшение спроса на автомобили. Косвенным подтвер* ждением этому стало снижение уровня цен на новые и подержанные ма* шины в долларовом выражении. Рассматривая этот факт с точки зрения товаров*комплементов, следует отдавать себе отчет в том, что хотя долла* ровая цена на автомобили снизилась, большинство населения получало доход в рублях, без пересчета в валютный эквивалент. Поэтому можно ут* верждать, что реальная цена на машины возросла. То есть увеличение це* ны на товар*комплемент отрицательно повлияло на величину спроса на наш товар — на бензин.
Рассмотрим одну из автозаправочных станций, расположенных в Мо* сковском регионе. До кризиса в 1998 г. она приносила ежедневную выруч* ку в размере 60 тыс. руб., когда 1 л бензина в среднем стоил 2 руб. 50 коп. В середине 1999 г. выручка составляла около 104 тыс. руб. в день при сред* ней цене бензина 6 руб. 50 коп. Обменный курс до 17 августа 1998 г. со* ставлял: 1 долл. = 6 руб. Курс американского доллара в середине 1999 г. равнялся приблизительно 24 руб. Таким образом, средняя цена бензина
вдолларовом выражении до дефолта составляла 0,42 долл. за 1 л, а через год — 0,27 долл. за 1 л.
Вопросы
1.В тексте перечислены основные факторы, воздействующие на спрос бензина в Московском регионе. Объясните, как именно они влияют на спрос?
2.Какие еще факторы, помимо тех, что перечислены в тексте, могут ока* зывать воздействие на спрос бензина в данном регионе?
3.В тексте представлены три типа кривых спроса на бензин, характери* зующие три основных вида потребителей бензина на Московском рынке. Определите, каких именно потребителей характеризуют 2*я и 3*я кривые спроса.
4.Не пользуясь дополнительными расчетами, а лишь опираясь на инфор* мацию, содержащуюся в описании ситуации, определите: является ли
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
спрос на бензин эластичным по цене на отдельной автозаправочной станции в Московском регионе.
5.Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по цене бензина (в рублевом выражении).
6.Рассчитайте коэффициенты точечной и дуговой эластичности спроса на бензин по его цене с поправкой на курс доллара США, т. е. приняв доллар в качестве денежной единицы.
7.Не показалось ли вам странным значение коэффициента ценовой эла* стичности спроса, полученное в предыдущем задании? Чем можно объяснить такую странность?
Ответы
1.
1.Розничная отпускная цена на бензин у данной конкретной фирмы.
Безусловно, для многих покупателей это важнейший фактор, определяю* щий величину спроса на бензин. Если цена становится чрезмерно высо* кой и расходы семьи на покупку топлива увеличиваются, вытесняя другие покупки, многие потребители могут принять решение отказаться от еже* дневного использования автомобиля или от его использования вообще
иперейти на услуги общественного транспорта. При этом важен как об* щий уровень цен на бензин, так и цена бензина на данной автозаправоч* ной станции. Поскольку бензин, продаваемый различными фирмами — владельцами АЗС, можно считать полностью взаимозаменяемыми про* дуктами, то повышение цены данной фирмой повлечет за собой переклю* чение потребителей на продукцию фирм*конкурентов. Однако свобода фирмы устанавливать цену на свою продукцию была ограничена рамка* ми, которые регулировались Ассоциацией независимых автозаправочных станций, о чем упоминается в описании ситуации.
2.Уровень цен на бензин в том районе, где расположена автозаправоч$ ная станция данной фирмы. Данный фактор тоже является достаточно зна* чимым и тесно связан с предыдущим фактором. Помимо конкуренции между фирмами вообще, существует локальная конкуренция между не* сколькими автозаправочными станциями, расположенными недалеко друг от друга. Потребители, регулярно приобретающие бензин в дан* ном районе города, могут сравнить цены на бензин и будут выбирать
22 |
Университетская серия |
Университетская серия |
23 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
автозаправочную станцию, предлагающую самые низкие цены, если ка* чество бензина и обслуживания в АЗС примерно одинаковое.
3.Цена на товары$комплементы (цены на сами автомобили и запчасти для автомобилей). Спрос на бензин можно назвать в определенной мере производным от спроса на личный автотранспорт. При этом бензин и ав* томобиль являются совершенными комплементами — сам по себе бензин не нужен в потреблении и автомобиль без топлива тоже не может удовле* творять потребность, для которой он предназначен. Поэтому если ситуа* ция на рынке автомобилей такова, что потребители не могут себе позво* лить приобретать автомобили, то и спрос на бензин резко сократится — он просто станет не нужен домохозяйствам.
Однако следует учитывать тот факт, что разным автомобилям нужен разный бензин. Так, при резком подорожании автомобилей высокого класса (для которых обычно нужен бензин более высокого качества) мож* но ожидать роста спроса на более дешевые автомобили и, соответственно, на более дешевый бензин. То есть спрос на разные виды бензина может варьироваться в результате изменений, происходящих на рынке автомо* билей.
4.Общий уровень реальных доходов потребителей. Данный фактор ока* зывает существенное влияние на спрос на бензин, так как падение уровня реальных доходов населения приведет к тому, что меньшее количество по* требителей смогут позволить себе использование личного автотранспорта
вкачестве средства передвижения. Часть потребителей, как уже говорилось выше, в случае роста цен на бензин начнут «экономить» на бензине — ис* пользовать автомобиль реже, только в особых случаях, когда нет возмож* ности воспользоваться общественным транспортом. Те потребители, у ко* торых пока еще нет машины, но которые потенциально могли бы приобре* сти автомобиль и предъявлять спрос на бензин, при падении их реальных доходов примут решение отказаться от покупки. Таким образом, спрос на бензин со стороны частных автолюбителей значительно сократится.
5.Доля расходов на бензин в бюджете потребителей. Данный фактор тесно связан с уже названными факторами повышения уровня цен и сни* жения уровня реальных доходов потребителей. Оба эти изменения приво* дят к тому, что потребители вынуждены тратить на бензин все большую долю своего дохода, отказываясь от совершения других покупок. В ре* зультате эта доля может стать слишком большой для многих семей, и они будут вынуждены отказаться от использования личного автотранспорта, что приведет к снижению спроса на бензин.
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
Все три фактора (рост цен на бензин, снижение уровня реальных дохо* дов потребителей и рост доли расходов на бензин в бюджете среднестати* стической семьи) имели место в России в 1990*е годы и особенно резко проявились после кризиса 1998 г.
6. Налоговая политика государства. Данный вопрос достаточно под* робно раскрыт в описании ситуации. Из курса микроэкономики также известно, что введение различных налогов и сборов обычно приводит к сокращению предложения товара (если налогами облагаются продавцы товара) или к снижению спроса (если их должны выплачивать покупатели товара). На практике чаще всего встречается первая ситуация, в результа* те чего производители (продавцы) будут пытаться включить налоги в цену продукции. При этом выделение суммы сбора отдельной строкой в кассо* вом чеке вызывает психологический эффект — потребители считают, что цены завышены необоснованно (именно такая реакция описана в тексте). В результате введение налогов приводит к тому, что величина спроса со* кращается, так как для потребителей обычно это означает простое повы* шение цены.
2.Таких факторов достаточно много. Перечислим лишь некоторые из них.
1.Качество бензина. Конечно, потребители обращают внимание на качество бензина, продаваемого на той или иной автозаправочной стан* ции, особенно если речь идет об АЗС, которая находится в том районе, где человек «заправляется» регулярно. Поэтому, исследовав свой районный рынок, в будущем потребитель предпочтет ту автозаправочную станцию, где качество бензина выше. Следовательно, спрос на бензин фирмы, предлагающей товар более низкого качества, снизится.
2.Уровень сопутствующего сервиса. С течением времени российские потребители стали предъявлять все более высокие требования как непо* средственно к уровню обслуживания в процессе заправки автомобиля бензином, так и к дополнительным услугам, предоставляемым автозапра* вочными станциями. Значительная часть потребителей — при прочих равных условиях — выбирает ту автозаправочную станцию, где бензин за* ливают работники АЗС, а не станцию с самообслуживанием. Все большей популярностью пользуются АЗС с мини*магазинами сопутствующих то* варов. На дальних трассах растет спрос на услуги общественного питания на АЗС. Соответственно, уровень сервиса на рассматриваемой автозапра* вочной станции и среди ее конкурентов оказывает существенное влияние на спрос ее продукции. Чем выше уровень сервиса на конкретной
24 |
Университетская серия |
Университетская серия |
25 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
автозаправочной станции по сравнению с другими АЗС, тем больше спрос на ее бензин, и наоборот.
3.Техническая оснащенность автозаправочных станций, наличие совре$ менного оборудования. Многие потребители обращают внимание и на тех* ническую оснащенность автозаправочных станций, предпочитая заправ* лять бензином машины на АЗС, оснащенных импортными топливоразда* точными колонками с несколькими видами топлива в одной. Одной из причин тому — более высокий уровень безопасности современного оборудования. Немаловажным фактором также является сокращение времени ожидания за счет того, что наиболее популярные виды топлива можно найти во всех колонках, а не в одной*двух, как раньше. Таким об* разом, должная техническая оснащенность конкретной автозаправочной станции, безусловно, повышает спрос на ее услуги по сравнению со спро* сом на услуги ее конкурентов, не имеющих в арсенале современного обо* рудования.
4.Цены на товары$субституты. В данном случае в качестве това* ров*субститутов можно рассматривать различные группы товаров в зави* симости от широты определения анализируемого рынка. Если говорить собственно о рынке автомобильного топлива, то для конкретного вида бензина (например, АИ*95) ближайшим заменителем будет бензин дру* гого вида (например, АИ*92), а для бензина в целом товаром*субститутом является газ. Здесь уместно вспомнить период конца 1980*х — начала 1990*х годов, когда бензин был дефицитным ресурсом, и многие россий* ские автомобилисты оснащали машины специальными газовыми балло* нами и заправлялись, соответственно, не бензином, а газом.
Если же определить рынок более широко и рассматривать бензин
внеразрывной связи с автомобилями, то заменителями последних можно считать все другие виды транспорта. Так, выбирая средство передвиже* ния, потребители ориентируются на то, какова стоимость билета на элек* тропоезд, сколько стоит проезд в метро, на трамвае или троллейбусе, а также в маршрутном такси (хотя в последнем случае цена проезда,
всвою очередь, связана с ценой бензина).
Наиболее простым примером является влияние цен на железнодорож* ный транспорт. Если цена билета за проезд в поезде достаточно высока, а пункт назначения достаточно близок, то можно предположить, что часть потребителей отдаст предпочтение путешествию на личном транс* порте, а не на поезде или электричке, и наоборот. Однако напомним, что в данном случае речь идет о рынке в широком понимании этого слова
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
ио спросе на бензин в целом, а не на бензин данной конкретной фирмы, так как товаром*субститутом для бензина конкретного продавца является бензин других продавцов, о чем уже говорилось.
5.Сезонность. Спрос на бензин в Москве, и особенно в Подмосковье, носит ярко выраженный сезонный характер. Во*первых, далеко не все владельцы автомобилей пользуются личным транспортом в зимний пери* од. Весной, летом и осенью загруженность московских дорог гораздо выше. Соответственно, в это время года возрастает и спрос на бензин. Во*вто* рых, летний период в наших широтах — это разгар дачного сезона, и все москвичи, имеющие садовые участки в Подмосковье, выезжают туда на выходные дни. Поэтому спрос на бензин в Московской области резко возрастает в период дачного сезона.
6.Другие факторы. В долгосрочный период спрос на бензин в данном регионе зависит от изменения числа жителей (демографический фактор)
иобщей деловой активности (экономические спады и подъемы) — мак* роэкономический фактор. Кроме того, косвенными параметрами спроса на бензин являются: состояние и развитие дорожной сети и ее загружен* ность, организация парковок для автомашин, развитие сети обществен* ного транспорта, уровень сервиса на общественном транспорте (ритмич* ность и точность его работы, отсутствие тесноты и шума, наличие конди* ционеров и общественных туалетов).
3.В описании ситуации прямо указывается, что первая кривая характе* ризует спрос на бензин владельцев недорогих машин (например, «Жи* гулей» или «Москвичей»). К этим потребителям в полной мере приме* нимы все рассуждения, приведенные в ответах на 1*й и 2*й вопросы. Для них чрезвычайно важен такой фактор, как доля расходов на бен* зин в семейном бюджете, который определяет степень эластичности спроса по цене. В свою очередь, доля расходов зависит от цены бензи* на и уровня реальных доходов потребителей. Очевидно, что доходы этой группы владельцев автомашин не очень велики. Поэтому даже небольшое повышение цены бензина существенно увеличит долю расходов на данный товар в их бюджете и, следовательно, приведет к значительному уменьшению спроса на бензин. Другими словами, спрос на бензин этой группы потребителей является эластичным по цене бензина, что и отражает достаточно пологая кривая спроса на рис. 3а.
Теперь проанализируем кривые, характеризующие спрос на бензин
2*й и 3*й групп потребителей.
26 |
Университетская серия |
Университетская серия |
27 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
Нетрудно заметить, что форма второй кривой и форма третьей кривой очень похожи друг на друга — и та, и другая являются гораздо более кру* тыми по сравнению с первой кривой спроса. Это означает, что у данных групп потребителей наблюдается достаточно слабая реакция величины спроса на изменение цены, т. е. спрос на бензин второй и третьей групп потребителей характеризуется низкой ценовой эластичностью. Различие состоит лишь в том, что третья кривая спроса расположена правее от оси цен, чем вторая кривая. Это означает, что спрос на бензин третьей группы потребителей при любой возможной цене значительно больше спроса на данный товар второй группы потребителей.
Исходя из данной характеристики кривых спроса, можно предполо* жить, что ко второй группе потребителей относятся состоятельные слои населения, для которых цена бензина не играет значимой роли, и кото* рые, в первую очередь, обращают внимание на такие параметры, как ка* чество бензина и сервиса. Таким образом, это частные владельцы дорогих автомашин, которые обычно предпочитают автозаправочные станции с самым лучшим качеством обслуживания, и соответственно, с наиболее высокими ценами. Речь, например, может идти о заправках British Pertroleum, которые в рассматриваемый период заметно выделялись на фоне других автозаправочных станций как превосходным сервисом, так и высоким уровнем цен. Однако частных владельцев дорогих инома* рок в 1999–2000 гг. (именно этот период времени и описывается в данном кейсе) было еще не очень много, поэтому величина спроса на бензин у второй группы потребителей сравнительно невелика при любом уровне цен.
Что же касается третьей группы потребителей, то к ним относятся юридические лица. Другими словами, третья кривая спроса иллюстриру* ет спрос на бензин предприятий, занимающихся теми или иными видами перевозок. Это строительные компании, коммерческие фирмы, имею* щие в своем распоряжении грузовой транспорт и осуществляющие пере* возку грузов. Это также государственные и муниципальные предприятия, сосредоточивающие в своих руках обширный парк милицейских, поли* вальных и прочих транспортных средств. Это и машины, осуществляю* щие сельскохозяйственные посевные и уборочные работы.
Спрос на бензин юридических лиц вообще представляет особый инте* рес, так как влияющие на него факторы во многом отличаются от факто* ров спроса на бензин первой группы потребителей. Так, если рассматри* вать государственные и муниципальные предприятия, то для них уровень
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
цены практически не имеет значения. Во*первых, потому что их деятель* ность финансируется преимущественно из бюджета, а не из собственного кармана. Во*вторых, потому что общественная потребность в их услугах чрезвычайно велика. Этим и объясняется крайне низкая эластичность их спроса на бензин по той цене, которая отражена на графике в форме достаточно крутой кривой спроса.
При этом объемы потребления бензина у предприятий очень велики (для примера достаточно рассмотреть парк автобусов, обслуживающих Москву и Московскую область, не говоря уже о грузоперевозках), поэто* му кривая спроса на бензин для данной группы потребителей так значи* тельно сдвинута вправо по сравнению со второй группой. Тем не менее стоит заметить, что такое рассуждение правомерно лишь, если мы гово* рим о рынке бензина в целом — ведь дорогим иномаркам и пассажирским автобусам нужны совершенно разные виды бензина.
4.В описании ситуации прямо указывается, что «покупатели реагируют на изменение цен на бензин даже в пределах 0,1 руб./л. Поэтому неко* торые автозаправочные станции, расположенные на МКАД, были вы* нуждены снизить цену с верхней границы «вилки» до нижней — из*за значительного уменьшения объема выручки после того, как сначала была установлена цена на уровне верхней границы». Студенты должны вспомнить, что при неэластичном спросе на товар повышение цены то* вара приводит к увеличению выручки продавцов, а при эластичном — ведет к уменьшению выручки продавцов. В описанной реальной си* туации первоначальный рост цены бензина на рассматриваемых авто* заправочных станциях привел к сокращению выручки, что заставило продавцов бензина впоследствии снизить цену. Таким образом, легко сделать вывод, что спрос на бензин на отдельной автозаправочной станции является эластичным по цене.
Этому факту можно дать логическое объяснение. Если мы говорим
о бензине, продающемся на отдельной автозаправочной станции, то у не* го очень много близких заменителей. Это — бензин, продающийся на АЗС, расположенных по соседству. Поэтому если рассматриваемая на* ми автозаправочная станция повысит цену на продаваемый ею бензин, а ее конкуренты не сделают аналогичный шаг, тогда часть потребителей перестанет покупать бензин на данной АЗС и перейдет к ее конкурентам. В результате объем спроса на бензин данной автозаправочной станции
28 |
Университетская серия |
Университетская серия |
29 |
(6,5 2,5) 16 000
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
сократится в большей степени, чем увеличилась цена бензина, т. е. мы можем констатировать достаточно эластичный спрос по цене.
Однако это не означает, что спрос на данный вид топлива будет эла* стичным по цене и с точки зрения рынка в целом. У бензина как такового, продаваемого всеми автозаправочными станциями, хороших замените* лей не так уж много. Поэтому если все АЗС в данном регионе одновре* менно повысят цену на бензин, то у потребителей (по крайней мере на краткосрочный период) не будет возможности ни заменить используе* мый вид топлива, ни перейти на другой вид транспорта. В результате объ* ем спроса на бензин, продаваемый всеми автозаправочными станциями, сократится в меньшей степени, чем увеличилась цена бензина, т. е. мы можем констатировать достаточно неэластичный спрос по цене.
5.Нам известно из описания ситуации, что одна из автозаправочных станций, расположенных в Московском регионе, приносила ежеднев* ную выручку в размере 60 000 руб. до кризиса в 1998 г., когда 1 л бензи* на в среднем стоил 2 руб. 50 коп. Разделив величину выручки на цену 1 л бензина, мы можем определить, какое количество бензина прода* валось ежедневно на данной автозаправочной станции:
Q |
TR1 |
60 000 |
24 000. |
||
1 |
p1 |
2,5 |
|||
Также известно, что в середине 1999 г. ежедневная выручка автозапра* вочной станции составляла уже около 104 тыс. руб. при средней цене бен* зина 6 руб. 50 коп. за 1 л, т. е. до кризиса ежедневно продавалось 24 тыс. л бензина, а через год — около 16 тыс. л:
Q2 TR2 104 000 16 000. p2 6,5
Теперь мы располагаем информацией, достаточной для расчета коэф* фициента ценовой эластичности спроса на бензин:
p1 2,5; p2 6,5;
Q1 24 000; Q2 16 000.
Определим коэффициент точечной ценовой эластичности спроса в первоначальной точке:
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
Q pdp ,
p Q
где p p1, а Q Q1.
Получаем следующее выражение:
16 000 24 000 2,5
dp 0,2.
6,5 2,5 24 000
Для того чтобы оценить корректность использования данной форму* лы, рассчитаем теперь коэффициент эластичности спроса на бензин, предположив, что p p2 , а Q Q2 :
(16 000 24 000) 6,5
dp 0,8.
Из расчетов видно, что значения коэффициентов эластичности в пер* вой и второй точках существенно различаются. Это означает, что формула точечной эластичности недостаточно корректна в данном случае. Здесь целесообразнее использовать формулу дуговой эластичности спроса на бензин по цене бензина. Эта формула дает нам следующее значение коэффициента эластичности:
dp Q p1 p2 16 000 24 000 2,5 6,5 0,45.p Q1 Q2 6,5 2,5 24 000 16 000
Поскольку полученное значение коэффициента эластичности боль* ше, чем –1, то можно сделать вывод о том, что спрос на бензин является неэластичным по цене бензина. К такому же выводу можно прийти, про* анализировав изменение величины выручки с ростом цены. Так как при повышении цены выручка возросла, несмотря на снижение величины спроса, можно заключить, что спрос на данный товар неэластичен.
Сравнивая полученный результат с заключением по вопросу 4, еще раз убеждаемся в том, что спрос на бензин на отдельной бензоколонке гораз* до более эластичен по цене, чем спрос на бензин в Московском регионе
вцелом. После дефолта цена бензина возросла не на конкретной автоза* правочной станции, а на всех АЗС рассматриваемого региона. Поэтому произведенные расчеты продемонстрировали нам, что спрос на бензин
вМоскве и Московской области является неэластичным по цене бензина.
6. Нам известно, что обменный курс до 17 августа 1998 г. составлял: 1 долл. США 6 руб. Курс доллара США в середине 1999 г. равнялся
30 |
Университетская серия |
Университетская серия |
31 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
приблизительно 24 руб. Таким образом, средняя цена бензина в долла* ровом выражении до дефолта составляла 0,42 долл., а через год — 0,27 долл.
Теперь наши исходные данные выглядят следующим образом:
p1 |
0,42; |
p2 |
0,27; |
Q1 |
24 000; |
Q2 |
16 000. |
Определим коэффициент точечной ценовой эластичности спроса, воспользовавшись уже известной формулой:
Q * p
dp .
p *Q
Подставив в эту формулу наши исходные данные, получаем следую* щий результат:
(16 000 24 000) 0,42
dp 0,93. (0,27 0,42) 24 000
Теперь оценим коэффициент эластичности, предполагая, что p p2 , а Q Q2 :
(16 000 24 000) 0,27
dp 0,9. (0,27 0,42) 16 000
Как видим, значения коэффициента эластичности спроса на бензин в первой и второй точке достаточно близки, следовательно, в данном слу* чае формула точечной эластичности оказывается корректной и может быть использована. Наконец, определим значение коэффициента цено* вой эластичности спроса на бензин, воспользовавшись формулой дуго* вой эластичности:
dp Q p1 p2 16 000 24 000 0,27 0,42 0,92.p Q1 Q2 0,27 0,42 24 000 16 000
7.Из расчетов видно, что коэффициенты эластичности спроса, получен* ные в предыдущем пункте, являются положительной величиной. Это означает, что снижение цены бензина привело к сокращению объема спроса на бензин. Данный факт противоречит экономической теории,
Кейс 5. Факторы спроса на бензин в Московском регионе. Эластичность спроса
согласно которой на рынке подавляющего большинства товаров и услуг действует закон спроса, т. е. при снижении цены товара объем спроса на данный товар должен увеличиваться, а не уменьшаться. Ис* ключение составляют лишь товары Гиффена, спрос на которые сни* жается с падением цены. Однако нет никаких оснований полагать, что бензин является товаром Гиффена. Тем более что в расчетах, произве* денных в пункте 5, результаты были другими. Почему же значения це* новой эластичности спроса получились положительными?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, вспомним определение цено* вой эластичности спроса: ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при измене* нии цены товара на один процент и при прочих равных условиях.
Таким образом, для того чтобы расчет коэффициента ценовой эла* стичности спроса был корректным, необходимо, чтобы все остальные факторы, влияющие на спрос, не менялись в течение рассматриваемого периода. К сожалению, данная предпосылка не выполняется в описанной ситуации, следовательно, оценка эластичности спроса по цене просто не может быть корректной.
Действительно, было бы неправильно — при расчетах с использовани* ем цен в долларовом выражении — исходить из неизменного уровня дохо* да (тоже в долларах США) потребителей бензина. Вспомним, что измене* ние цен на бензин в описываемой ситуации произошло после дефолта, когда в результате резкого роста курса доллара доход населения в этой ва* люте значительно уменьшился. Сокращение дохода в долларовом эквива* ленте было четырехкратным, так как курс доллара вырос в 4 раза, а руб* левый доход большинства потребителей не изменился. Таким образом, помимо изменения цены бензина наблюдалось еще и снижение реальных доходов российских граждан. Оба этих фактора, воздействующие на спрос, действовали одновременно и разнонаправленно. Уменьшение ре* альных доходов потребителей бензина привело к существенному сниже* нию спроса на бензин. То, что цена при этом сократилась почти на 40%, вызывая увеличение спроса на бензин, не смогло компенсировать более сильное влияние, оказываемое на спрос резким падением доходов насе* ления.
Данную ситуацию можно проиллюстрировать графиком (см. рис. 4). В такой ситуации расчет коэффициента эластичности является некор* ректным и не может использоваться для анализа потребительского спроса.
32 |
Университетская серия |
Университетская серия |
33 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса |
Кейс 6 |
ПРОБЛЕМЫ АПЕЛЬСИНОВОГО РЫНКА |
Источник: Дедюхина А. Проблемы апельсинового рынка // Эксперт. 2001. № 20. 28 мая.
Для американских производителей апельсинов 2001 г. может оказать* ся самым худшим за последнюю четверть века, — считают местные экс* перты. Проблемы поставщиков связаны со значительным превышением предложения апельсинового сока над спросом на мировых рынках. В Бразилии и США, главных «апельсиновых» державах мира, в последние годы собирают рекордное количество апельсинов (рис. 5).
Рис. 4. Уменьшение спроса на бензин в результате сокращения реальных доходов потребителей
Рис. 5. Производство апельсинов в мире
В прошлом году, например, поставки свежего сока из Флориды составили 619 млн л, увеличившись по сравнению с 1999 г. почти в два раза. По оценкам американских экспертов, сегодня производители апельси* нов в США зарабатывают на ящике цитрусовых весом 90 фунтов (40,5 кг) всего 2,55 долл., что существенно меньше, чем в 1980*е годы и начале 1990*х годов.
Помимо перепроизводства в Америке есть и ряд других причин, отри* цательно влияющих на цены. Проявляют себя новые конкуренты. В ны* нешнем году в Азии, одном из крупнейших рынков реализации амери* канских и бразильских апельсиновых натуральных соков, может появить* ся несколько крупных производителей апельсинов. Китай, например, в этом году должен собрать до 12 млн т этих цитрусовых. По мнению
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
экспертов, Китай сможет самостоятельно обеспечивать свои потребности в одном из самых популярных безалкогольных напитков. Мешает и почти полное отсутствие координации между участниками мирового апельсино* вого рынка. В прошлом году бразильские компании начали на рынке соков ценовую войну, что привело к снижению мировых цен сразу на 40–50%. Цены опустились до самого низкого уровня за последние 14 лет, и рынку пришлось восстанавливаться в течение нескольких месяцев.
Вопросы
1.Выделите мировые рынки, о которых идет речь в статье.
2.Почему рекордные урожаи апельсинов, которые получили американ* ские производители в 2000–2001 гг., их не обрадовали? Объясните ло* гику возникновения проблем у американских производителей апель* синов. Приведите графическую интерпретацию.
3.Как динамика цен на цитрусовые сказалась на мировом рынке нату* ральных апельсиновых соков?
4.Как сказалось на мировых рынках апельсинов и апельсинового сока появление в Азии крупных производителей апельсинов? Приведите графическую интерпретацию. Укажите четко, изменение спроса или изменение предложения повлекло за собой отрицательную динамику цен на цитрусовые.
5.Что такое ценовая война? Почему бразильские компании вели ее на рын* ке соков, если это привело к снижению мировых цен на 40–50%? Разве бразильским компаниям невыгодны высокие цены на цитрусовые?
Ответы
1.В статье речь идет о мировом рынке апельсинов и мировом рынке апельсиновых натуральных соков.
2.Рекордные урожаи апельсинов в Бразилии и США, главных постав* щиках этой продукции на мировой рынок, в 2000—2001 гг. привели к увеличению предложения апельсинов и, следовательно, снижению их цены (рис. 6). Говорить об изменении спроса на апельсины матери* ал статьи оснований не дает, но в результате роста предложения апель* синов вырос объем их продаж. Поскольку затраты производителей
Кейс 6. Проблемы апельсинового рынка
апельсинов в США в эти годы существенно не снизились, падение цен на цитрусовые привело к снижению прибылей американских произ* водителей. Рост объема продаж апельсинов не компенсирует падение прибыли в результате снижения цен.
Рис. 6. Изменение ситуации на мировом рынке апельсинов |
в результате рекордных урожаев в США и Бразилии |
3.Снижение цен на апельсины, которые являются, как известно, сырь* ем для производства натуральных апельсиновых соков, послужило причиной увеличения предложения апельсинового сока как на внут* ренних рынках Бразилии и США, так и на мировом рынке. В результа* те цена натурального апельсинового сока на мировом рынке упала, а объем продаж увеличился (рис. 7).
Рис. 7. |
Изменения рыночной ситуации на мировых рынках апельсинов и апельсинового сока |
в результате рекордных урожаев цитрусовых в Бразилии и США: |
а — мировой рынок апельсинов; б — мировой рынок апельсинового сока
36 |
Университетская серия |
Университетская серия |
37 |
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
4.Появление крупных производителей апельсинов в Азии, которая, как указано, была одним из крупнейших рынков реализации американ* ских и бразильских апельсиновых натуральных соков, приведет к то* му, что спрос как на апельсины, так и на свежие апельсиновые соки на мировых рынках (основными поставщиками на которые являются США и Бразилия) снизится, так как потребность в этих продуктах бу* дет частично или полностью покрыта азиатскими производителями (рис. 8).
Рис. 8. Изменение ситуации на мировом рынке апельсинов
врезультате появления заметных производителей апельсинов в Азии
5.Ценовая война — это последовательное снижение цен конкурирую* щими фирмами на рынке олигополии. В действительности поставщи* ков апельсинов на мировой рынок не так уж мало. Поэтому, когда бразильские апельсиновые компании снизили цены, их конкуренты, чтобы не потерять покупателей и сохранить свои объемы продаж, вы* нуждены были также снизить цены. Бразильские поставщики вновь снизили цены, конкуренты были вынуждены снова пойти на сниже* ние цен. В результате мировые цены на апельсины упали на 40–50%. Низкие цены выгодны покупателям, но разорительны для компаний, которые теряют значительную долю прибыли или даже несут убытки. Ценовую войну бразильские компании развязали не потому, что высо* кие цены на апельсины им не выгодны. Цель ценовой войны — выну* дить конкурентов продавать апельсины по убыточным ценам, разо* рить их и заставить уйти с рынка.
Кейс 7
РЫНОК ЗЕРНА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ РЫНКАМИ
Представленные здесь материалы отражают состояние мирового рын* ка зерна и рынка зерна в России в течение двух последних лет.
Источник: Эксперт. 2006. № 43 (537). 20–26 нояб.
Низкий урожай зерновых в странах — традиционных производителях зерна и появление на мировом рынке новых крупных покупателей, напри* мер Индии, Китая, — события, вызвавшие изменения на мировом рынке зерна в 2006 г. Во второй половине 2006 г. на зерновом рынке России также произошли изменения. Зерновых в России в 2006 г. собрали меньше, чем в прошлом году: в частности, валовой сбор пшеницы уменьшился с 50,8 млн т до 47,3 млн т. Цены на зерно нового урожая с самого начала уборки были примерно на 20% выше уровня прошлого года. Рост цен про* должался весь сезон и достиг своего исторического максимума: цена на пшеницу третьего класса с 2800 руб. за тонну в прошлом году выросла до 4500 руб. в 2006 г. Стремительное увеличение стоимости зерна в этом го* ду может стать стимулирующим фактором для наращивания производства
вследующем сезоне. Сельхозпроизводители могут вложить больше средств
втехнологии повышения урожайности, освоить новые посевные площади.
Источник: Эксперт. 2007. № 4. 29 янв. — 4 февр.
В ежегодном послании Конгрессу «О положении в стране» президент США Джордж Буш объявил о планах в сфере энергетики, в частности об увеличении роли альтернативных источников. В своем выступлении Джордж Буш предложил рассчитанный на десять лет план, по которому США собираются приостановить выбросы углекислых газов. Для этого к 2018 году потребление бензина должно снизиться на 20%. Примерно 15% бензина, используемого на транспорте, Буш предлагает заменить альтернативным топливом, а еще 5% возникнут в результате повышения эффективности американских автомобилей. Как заявил президент Кон* грессу, сокращение потребления бензина на 20% позволит отказаться от 75% импорта нефти с Ближнего Востока. Главным альтернативным ис* точником должно стать биотопливо, производство которого планируют увеличить в пять раз. Прежде всего, речь идет об этаноле, который обыч* но получают из сахарного тростника, зерновых и свеклы. После речи Бу* ша взлетели фьючерсы на зерно — популярное сырье для этанола.
Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Эластичность спроса
Источник: Эксперт. 2007. № 21. 4–10 июня.
Наступление уборочной страды ознаменовалось серьезным — на 20–30% — повышением цен на ячмень, рожь и пшеницу. Прошлогодние рекорды побиты.
Как и в прошлом году, сегодня удорожание зерновых — общемировая тенденция, для которой существуют фундаментальные причины. Миро* вые запасы зерна сокращаются, потребление увеличивается вместе с рос* том населения, и в такой ситуации любая реальная или воображаемая опасность снижения очередного урожая вызывает паническое или спеку* лятивное повышение цен на зерно в общемировом масштабе. Несколько дней назад, по данным Интерфакса, департамент сельского хозяйства правительства США снизил прогноз по сбору пшеницы в мире примерно на 10% в связи с неблагоприятными погодными условиями в разных ре* гионах: дождливой погодой в европейских странах, засушливой — в Рос* сии и Украине. Мировые запасы зерна сократились до 112 млн т, что являет* ся 25*летним минимумом. Эта информация послужила причиной стреми* тельного повышения стоимости фьючерсных контрактов — на Чикагской бирже цены достигли 11*летнего максимума.
Подобная ситуация не может не влиять на уровень цен на российском рынке. Если в прошлом году в начале сезона цена на пшеницу в Новорос* сийском порту составляла 140 долл. за тонну, то сегодня это 240 долл. Краснодарский озимый ячмень, к уборке которого приступили неделю назад, сегодня предлагается по 4 тыс. руб. за тонну, тогда как год назад це* на стартовала с отметки 2 тыс. руб. Снижение прогноза по сбору зерновых в России тоже играет свою роль. Из*за засухи и жары в мае — начале июня сбор зерновых прогнозируется на уровне 76 млн т, что меньше, чем было собрано в прошлом году (78,6 млн т). На Украине, по оценкам Минсель* хоза РФ, недобор будет более существенным — до 25%. Очевидно, в тече* ние ближайших месяцев следует ждать запрета на экспорт украинского зерна до тех пор, пока не будет сформирован определенный запас внутри страны. А это значит, что экспортный спрос на российское зерно увели* чится. При этом внутреннее потребление зерна в России также растет — развивающееся животноводство требует все больше кормов, основу кото* рых составляют зерновые культуры.
Сложившаяся ценовая конъюнктура весьма благоприятна для отече* ственных сельхозпроизводителей и в итоге может сыграть существенную роль в развитии сельского хозяйства страны. Получая большую выручку, сельхозпроизводители больше вкладывают в свои технологии, технику,
Кейс 7. Рынок зерна. Взаимодействие с другими рынками
что, в конечном счете, положительно влияет на урожайность. В некото* рых хозяйствах постоянно растущая урожайность уже превышает 55 ц с га при средней урожайности в стране 42 ц с га. Объем засеянных площадей тоже увеличивается при хорошем спросе. После удачного в отноше* нии ценовой конъюнктуры прошлого зернового года засеянные площади увеличились на 1,5 млн га и, по данным Минсельхоза РФ, составили 49 млн га.
Кроме того, на рынке труда менеджеры в сельском хозяйстве котиру* ются на уровне «нефтяных генералов», а уборочная техника российских заводов сегодня становится дефицитом. Однако существенного измене* ния ситуации в сельхозпроизводстве стоит ожидать не раньше чем через три*четыре года.
Менее радужными могут быть последствия высокой цены на зерновые для перерабатывающих секторов: производства макаронных, хлебобулоч* ных изделий, свиноводства и птицеводства.
Источник: Эксперт. 2007. № 24. 25 июня — 1 июля
За последний год зерно, кукуруза, кофе и какао значительно подоро* жали (на 30–80%). Цены на сельхозпродукцию выросли вслед за повыше* нием стоимости нефти и металлов. В 2007 г. стоимость кукурузы и пшени* цы выросла до самого высокого уровня за последнее десятилетие. Удоро* жание сельскохозяйственного сырья вызвало опасение, что потребители по всему миру столкнутся с более высокими ценами на продовольствие, что может «разогнать» инфляцию. Кроме того, цены на многие виды сы* рья — от кукурузы до сахара — растут из*за повышающегося интереса к биотопливу, получаемому из них. По данным исследования инвестбан* ка Goldman Sachs, если планы правительства США и стран ЕС насчет про* изводства биотоплива будут полностью реализованы, то мировой спрос на него вырастет с 10 млрд галлонов в 2007 г. до 25 млрд в 2010 г. В резуль* тате спрос на сельскохозяйственное сырье будет увеличиваться ежегодно на 2,6% (до 2006 г. он рос в среднем на 1,9%).
Источник: Эксперт. 2007. № 26. 9–15 июля.
В Сибири отмечен резкий рост цен на зерно и продукцию зернопере* работки. В июне он составил 50%. Слишком много неблагоприятных факторов сложилось этим летом в одно целое, и все это ударило по зерно* вому рынку: высокие мировые цены, неурожай в европейской части Рос* сии и небольшие запасы зерна прошлого года. Ажиотажа добавило то, что
40 |
Университетская серия |
Университетская серия |
41 |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #