Параметры потока
Поточное строительство характеризуется численным значением параметров, величина которых определяется конкретными условиями производства, применяемыми средствами механизации и темпом строительства.
Главный параметр потока — скорость специализированного потока. Это участок дороги, на котором СКМ выполняет возложенные на него работы в единицу времени (смену, сутки).
Скорость комплексного потока определяется полностью законченным участком автомобильной дороги за смену или сутки.
Скорость потока характеризует производительность СКМ и определяет численные значения многих других параметров. Следует стремиться к увеличению скорости, так как она уменьшает сроки строительства.
Время действия потока включает время работы всех средств потока. Для специализированного потока — это время работы одного специализированного комплекта машин, включая периоды развертывания и свертывания работ, для комплексного потока — время от начала работы первого СКМ до конца работы последнего.
При многолетнем строительстве одного объекта различают годовое и полное время действия потока. Под первым понимают продолжительность действия потока в течение одного года, под вторым — продолжительность действия многолетнего потока.
Комплексный поток, охватывающий все виды работ в полном объеме, чаще всего действует только в пределах одного строительного сезона.
Длина (захватка) специализированного потока — участок дороги, на котором размещены все машины СКМ.
В ряде случаев длина потока численно равна его скорости. При этом СКМ за смену полностью заканчивает на захватке все работы и подготавливает ее для работы последующего специализированного комплекта. Если по технологическим или организационным соображениям необходимо увеличить длину захватки, то ее делают кратной сменной скорости потока, а СКМ работает на ней столько смен, во сколько раз длина захватки больше скорости потока.
Длина (фронт работ) комплексного потока — участок дороги, занятый всеми СКМ, входящими в комплексный поток. Длина комплексного потока равна сумме длин специализированного потока, зависит от сложности сооружаемых конструкций и принятой технологии работ и характеризует собой участок дороги, находящийся в процессе производства. Чем он длиннее, тем больше объемы незавершенных работ.
Рабочая операция— это простейший, технологически однородный, организационно неделимый строительный процесс (разравнивание песка, уплотнение слоя покрытия, поливка водой слоя щебня и т. п.).
Рабочий процесс — совокупность технологически связанных друг с другом рабочих операций на захватке, выполняемых СКМ с целью изменения свойств материала или полуфабриката (укладка, разравнивание и уплотнение асфальтобетонной смеси, разработка, доставка и укладка грунта в тело земляного полотна и т. п.).
Период развертывания потока — время, необходимое по технологическим и организационным условиям для последовательного ввода в работу всех СКМ. Для специализированного потока время развертывания обычно ограничено несколькими часами. Следует принимать меры к тому, чтобы период развертывания комплексного потока был возможно короче (применять технологии без больших технологических разрывов во времени, избегать, по возможности, многослойных дорожных конструкций и т. д.). Для комплексного потока период развертывания определяется временем от начала работы первого до начала работы последнего СКМ.
Период свертывания потока — время, необходимое для последовательного вывода из работы всех СКМ после полного окончания заданных им работ. Продолжительность этого периода также составляет несколько часов.
Для комплексного потока период свертывания равен промежутку времени от конца работы первого специализированного СКМ до конца работа последнего СКМ. При одинаковой и постоянной скорости всех специализированных потоков период свертывания комплексного потока равен периоду его развертывания.
Период установившегося потока — период работы потока с постоянной скоростью. Для комплексного потока — это период одновременного действия всех составляющих его потоков с постоянной скоростью, время наиболее эффективного использования всех ресурсов строительства.
Условный коэффициент не может дать исчерпывающего ответа о пределах рентабельности применения потока, так как учитывает только характеристику его действий во времени. Однако для предварительных решений можно принять следующие рекомендации:
при Эп > 0,7 применение потока дает значительный экономический эффект;
при Эп = 0,4-0,6 возможно применение других методов организации работ (например, смешанный метод, непоточные методы);
при Эп < 0,3 применение поточного метода будет неэкономичным и следует искать возможность улучшения использования средств механизации (возможен вариант пересмотра конструктивных и технологических решений и существенного сокращения продолжительности периодов развертывания и свертывания потока). Окончательное решение принимают после детального рассмотрения всех технико-экономических показателей уровня организации работ.
1.1. Цель и задачи организации производства работ
С |
|
Цель организации строительного производства автомобильных |
|
дорог заключается в разработке мероприятий, обеспечивающих |
|
сооружен е |
сдачу в эксплуатацию инженерных сооружений в |
проектные сроки, с высоким качеством и наименьшими затратами
использоване средств механизации и ресурсов.
матер ально-техн ческих, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов.
Дост жен е поставленной цели возможно при выполнении
следующ х задач:
гарантирующиебэффективность капитальных вложений в дорожное строительство.
1. Внедрять поточную организацию производственных процессов,
обеспеч вающ х высокую производительность труда, эффективное
2. Пр менять высокопроизводительные, наукоемкие и ресурсосберегающ е комплекты машин оптимального состава,
3. Активно внедрять результаты научных исследований в создание
инновационных |
ресурсос ерегающих |
технологий |
на |
стадии |
||
приготовления |
Д |
песок), |
||||
строительных |
материалов |
(щебень, |
||||
полуфабрикатов |
А(асфальтобетонные и цементобетонные |
смеси, |
растворы и др.) и строительства элементов конструкций автомобильных дорог.
4. Объём дорожно-строительных работ ограничен и разнообразен и выполнять его в сложных природноИ-климатических условиях
возможно только при научной организации производственных процессов, базирующихся на высокопроизводительных и энергосберегающих средствах механизации.
1.2. Виды работ на дорожном строительстве
Дорожное строительство имеет свои специфические особенности, которые заключаются в чрезвычайной растянутости в одном направлении строительной площадки, частых изменениях мест работы комплектов машин, неравномерном распределении некоторых видов работ по строящейся дороге и, наконец, зависимости организации и технологии производства работ от климата, времени года и погоды.
5
Значительная растянутость строительного процесса осложняет организацию работ, ухудшает условия контроля и руководства, организацию технического обслуживания транспортных технологических машин (ТТМ). Перемещение мест работы специализированных комплектов машин (СКМ) вызывает постоянное увеличение расстояний доставки дорожно-строительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий к местам их использования.
Все работы, выполняемые на строительстве по назначению, применяемым средствам производства и характеру организации, делят на три группы: заготовительные, строительно-монтажные и транспортные.
Заготов тельными называют работы по заготовке для нужд |
|
С |
дорожно-строительных материалов (камня, песка, |
стро тельства |
|
грав я), полуфа р катов ( етонной и асфальтобетонной смесей) и |
|
готовых деталей |
(железобетонные кольца для труб, балки для |
железобетонных производственныхАпредприятий строительства или предприятиями
мостов, пл ты для с орных покрытий и т.д.). Их выполняют асфальто- и
цементобетонные заводы, карьеры и щебёночные заводы, заводы по |
|
зделий |
изделий и деталей. |
изготовлен ю етонных и |
|
Заготов тельные ра оты |
осуществляются силами и средствами |
промышленности строительных материалов. В первом случае организация ра от всех предприятий (карьеры, заводы, полигоны, базы) органически входит в о щую организацию строительства. Строители полностью отвечают за качество и количество продукции предприятий, а также доставку к месту её использования. Во втором случае в обязанности строителей обычно входят только проверка качества и приёмка материалов и изделий, а также их разгрузка и доставка на объекты.
Д Строительно-монтажными называютИработы, выполняемые
непосредственно на объекте по возведению и монтажу сооружений: дорог, мостов, жилых зданий, заводов и т.д. В дорожном строительстве к строительно-монтажным работам относят подготовительные работы, возведение земляного полотна, дорожных одежд, искусственных сооружений, зданий эксплуатационной и транспортной службы, а также работы по устройству временных сооружений жилого, бытового и производственного назначения. В большинстве случаев не менее 90% строительно-монтажных работ выполняют непосредственно на строительстве дороги и не более 10% приходится на устройство сооружений временного типа, предназначенных для обслуживания основного строительства.
6
По повторяемости и равномерности распределения объёмов строительно-монтажные работы разделяют на линейные и сосредоточенные.
Линейными называют работы, которые равномерно распределены по всей строящейся дороге и повторяются на каждом километре лишь с небольшими отклонениями от средних значений. К линейным работам относят устройство земляного полотна в небольших насыпях и выемках, постройку оснований и покрытий, труб и малых мостов. Наиболее объёмные л нейные работы – постройка земляного полотна и дорожных одежд – распределены непрерывно по всей дороге. Другие виды линейных работ (постройка труб, малых мостов, устройство ограждений
Си дорожных знаков) периодически повторяются.
сложностипо про зводства, трудоёмкости и большому объёму резко
Л нейные ра оты о ычно являются основными и составляют в
среднем от 80 до 90% стоимости всего строительства.
последниебАвыполнялись непрерывным потоком. Часто для выполнения этих работ привлекаются специальные строительные организации.
осредоточенными называют работы, которые выполняют на коротк х участках дороги. Они не повторяются на соседних участках, а
отличаются от друг х ра от. К ним относят устройство глубоких
выемок высок х насыпей, участки скальных работ, постройку
больших и средних мостов, дороги через болота большой
протяженности, производственные предприятия и т.д. Сосредоточенные
работы должны всегда опережать линейные с таким расчётом, чтобы
В комплексной механизации предусматривается выполнение всех строительно-монтажных работ специализированными комплектами машин (СКМ), которые представляют систему машин, увязанных по технологическому назначению, производительности и основным
строительных материалов, полуфабрикатов и готовых изделий от мест заготовки, переработки и изготовления к местам использования.
параметрам. |
Д |
|
Транспортными |
||
называют работы по доставке дорожно- |
||
И |
Непременное условие эффективности транспортирования грузов – обеспечение сохранности его первоначального качества, поэтому при выборе транспортных средств и маршрутов перевозок необходимо учитывать степень транспортабельности данной категории груза.
Транспортабельностью называют способность груза сохранять в процессе перевозки своё первоначальное качество. Так, например, бетонные смеси и растворы подвержены расслаиванию, потере пластичности, выплёскиванию, а в зимних условиях – и замораживанию. Поэтому для их перевозки необходимо использовать специальный технологический транспорт – бетоновозы,
7
автобетоносмесители и растворовозы. При этом пребывание транспортных средств в пути должно быть ограничено временем, исключающим потерю смесью качества. При транспортировании асфальтобетонных смесей необходимо принять меры к сохранению
температуры, обеспечивающей качество их укладки и уплотнения. При |
||||||||
выборе транспортных средств для перевозки железобетонных изделий |
||||||||
С |
||||||||
следует учитывать их повышенную восприимчивость к динамическим |
||||||||
нагрузкам. |
||||||||
1.3. Поточный метод организации производства |
||||||||
дорожно-стро тельных работ. Его сущность и преимущества. |
||||||||
Параметры метода |
||||||||
Дорожное |
строительство |
осуществляется |
ТТМ, |
которые |
||||
объед няются |
в |
СКМ |
для |
выполнения определенного вида работ |
||||
(стро тельство земляного полотна, дорожных оснований и покрытий и |
||||||||
ит.д.). Уровень организации |
производственно-технологических |
|||||||
процессов |
эффективность |
эксплуатации |
парка |
ТТМ определяют |
||||
техн ко-эконом ческ е |
и |
социальные |
показатели |
дорожно- |
||||
строительной организации. В дорожном строительстве применяют |
||||||||
поточную, непоточную (циклическую, участковую) и смешанную |
||||||||
формы организации производственных процессов. |
||||||||
Поточным методом называют такой метод, при котором рабочие |
||||||||
операции технологического процесса выполняются средствами |
||||||||
механизациибАпоследовательно, ритмично и непрерывно, обеспечивая |
||||||||
равномерный выпуск готовой продукции в единицу времени (смену, |
||||||||
сутки). Кроме этого, происходит ритмическое и непрерывное |
||||||||
расходование материально-техническихД, энергетических и |
трудовых |
—в равные короткие промежуткиИвремени (смену, сутки) заканчивают строительство равных по длине участков дороги;
—все работы выполняют специализированными по видам работ комплектами машин (СКМ) (возведение земляного полотна, строительство дорожного основания, строительство покрытия и т.д.);
—СКМ в технологической последовательности равномерно друг за другом передвигаются в одном направлении и выполняют все строительно-монтажные работы;
—после прохода последнего СКМ дорога полностью готова к сдаче
вэксплуатацию.
8
Поточный метод имеет ряд существенных преимуществ перед другими методами организации работ:
— ввод готовых участков дороги во временную эксплуатацию осуществляется равномерно и непрерывно, что улучшает условия работы строительного транспорта, занятого на подвозке строительных
материалов, полуфабрикатов и изделий; С— концентрация средств механизации в специализированных
комплектах обеспечивает лучшее их использование, а также создаёт благопр ятные условия для проведения качественного ремонта и техн ческого обслуж вания дорожно-строительных машин;
— спец ал зац я рабочих (операторов) средств механизации на выполнен е огран ченного числа рабочих операций способствует
повышен ю х квалификации и производительности труда
(разравн ван е песка, укатка слоя покрытия, проливка водой слоя щебня т.п.);
— вся с стема поточного строительства повышает общую культуру |
|
ипро зводства, о легчает ведение контроля за качеством и количеством |
|
выпускаемой |
продукции, сокращает сроки оборачиваемости |
матер альных |
денежных средств и объём незавершенного |
производства. |
ВыполнениебАосновных видов работ при строительстве автомобильных дорог осуществляется в следующей технологической последовательности: подготовительные работы, строительство зданий и малых искусственных сооруженийД, строительство средних и больших мостов, производство сосредоточенных работ по возведению земляного полотна, устройство земляного полотна, устройство дорожной одежды (основания и покрытия), обстановка пути и отделочные работы. Основной организационной единицей при поточном методе строительства является специализированныйИчастный поток. Под специализированным потоком понимают комплекс всех материальнотехнических и трудовых ресурсов, необходимых для строительства отдельной конструкции или выполнения отдельного вида работ.
Специализированные по видам работ СКМ приступают к работе в соответствии с технологической последовательностью. Они обычно имеют постоянный состав машин и рабочих и соответственно постоянную производительность. Некоторые виды работ имеют неравномерное распределение объёмов по строящейся дороге. В связи с этим различают два вида потоков: 1) потоки с постоянной скоростью (темпом), при которых специализированные отряды в равные промежутки времени проходят равные по длине участки дороги (устройство дорожной одежды, земляного полотна в равнинной местности); 2) потоки с переменной скоростью (темпом), при которых
9
отряды в равные промежутки времени проходят в процессе производства работ различные по длине участки дороги (строительство земляного полотна в горной местности).
Чтобы сократить сроки строительства, необходимо стремиться к выполнению сосредоточенных работ до прихода к ним линейных потоков. Соблюдение этого требования обеспечивает получение после прохода линейных потоков сплошной ленты готовой дороги без разрывов. Между специализированными потоками могут быть разрывы, вызываемые необход мостью перерывов во времени.
Технолог ческ й перерыв – перерыв в производстве работ на участке дороги длительностью в несколько смен, вызванный
характером работ (выдерживание бетона, цементогрунта). |
|||
С |
|||
Орган зац онный перерыв – перерыв между сменными потоками |
|||
захватками одного потока, определяющий организационный задел |
|||
на случай возможных задержек. |
|||
Объед нен е в непрерывном и ритмичном строительном процессе |
|||
всех спец ал з рованных линейных |
потоков, |
подразделений, |
|
или |
работы, |
предприятий |
|
выполняющ х |
сосредоточенные |
||
про зводственной |
азы строительства и транспортных подразделений |
||
бА |
образует комплексный поток по строительству автомобильной дороги, т.е. комплексный поток состоит из ряда специализированных потоков
(рис. 1.1).
Комплексный |
поток |
||||||||||||
I СКМ-№1 |
II СКМ-№2 |
III |
СКМ-№3 |
||||||||||
З1 |
З2 |
З3 |
ОП |
З |
З2 |
ТП |
З1 |
З2 |
З3 |
||||
1 |
|||||||||||||
Д |
|||||||||||||
Земляное полотно |
Дорожное |
орожное |
|||||||||||
основание |
покрытие |
||||||||||||
И |
Рис.1.1. План-схема комплексного потока строительства дороги: I, II, III – специализированные потоки; З1, З2, …– захватки;
ОП – организационный перерыв; ТП – технологический перерыв
Строительство дорог небольшой протяженности осуществляют одним комплексным потоком. При значительной протяженности дороги её строительство осуществляется или одним потоком в течение нескольких лет, или в более короткие сроки несколькими одновременно действующими потоками.
10
Поточное строительство характеризуется численным значением параметров, величина которых определяется конкретными условиями производства, применяемыми средствами механизации и темпом строительства.
Главный параметр потока – скорость специализированного |
|||||||
потока. Это участок дороги, на котором СКМ выполняет возложенные |
|||||||
С |
|||||||
на него работы в единицу времени (смену, сутки). |
|||||||
корость комплексного потока определяется полностью |
|||||||
законченным участком автомобильной дороги за смену или сутки. |
|||||||
корость потока характеризует производительность СКМ и |
|||||||
свертывания |
|||||||
определяет ч сленные значения многих других параметров. Следует |
|||||||
стрем ться к увел чению скорости, так как она уменьшает сроки |
|||||||
стро |
тельства. |
||||||
Время действ я потока включает время работы всех средств |
|||||||
потока. Для спец ализированного потока это время работы одного |
|||||||
спец ал з рованного |
комплекта |
машин, |
включая |
периоды |
|||
развёртыван |
. |
Для комплексного |
потока это |
||||
время от начала ра оты первого СКМ до конца работы последнего. |
|||||||
При многолетнем строительстве одного объекта различают годовое |
|||||||
и полное время действия потока. Под первым понимают |
|||||||
продолжительностьработдействия потока в течение одного года, под вторым – |
|||||||
продолжительность действия многолетнего потока. |
|||||||
Комплексный поток, охватывающий все виды работ в полном |
|||||||
Д |
|||||||
объёме, чаще всего действует только в пределах одного строительного |
|||||||
сезона. |
А |
||||||
Длина (захватка) специализированного потока – участок дороги, |
|||||||
на котором размещены все машины СКМ. |
|||||||
В ряде случаев длина потока численно равна его скорости. При |
|||||||
И |
|||||||
этом СКМ за смену полностью заканчивает на захватке все работы и |
|||||||
подготавливает её для работы последующего специализированного |
|||||||
комплекта. Если по технологическим или организационным |
|||||||
соображениям необходимо увеличить длину захватки, то её делают |
|||||||
кратной сменной скорости потока, а СКМ работает на ней столько смен, |
|||||||
во сколько раз длина захватки больше скорости потока. |
|||||||
Длина (фронт работ) комплексного потока – участок дороги, |
|||||||
занятый всеми СКМ, входящими в комплексный поток. Длина |
|||||||
комплексного потока равна сумме длин специализированного потока. |
|||||||
Она |
зависит от |
сложности сооружаемых конструкций |
и принятой |
технологии работ и характеризует собой участок дороги, находящийся в процессе производства. Чем он длиннее, тем больше объёмы незавершённых работ.
11
Рабочая операция – это простейший, технологически однородный, организационно неделимый строительный процесс (разравнивание песка, уплотнение слоя покрытия, поливка водой слоя щебня и т.п.).
Рабочий процесс – совокупность технологически связанных друг с другом рабочих операций на захватке, выполняемых СКМ с целью изменения свойств материала или полуфабриката (укладка, разравнивание и уплотнение асфальтобетонной смеси, разработка,
доставка и укладка грунта в тело земляного полотна и т.п.). |
||||||||||||||
Пер од развёртывания |
(свёртывания) |
потока |
– |
время, |
||||||||||
необход мое по технологическим и организационным условиям для |
||||||||||||||
последовательного |
ввода |
в работу |
всех |
машин |
или |
СКМ. Для |
||||||||
спец |
ал з рованного |
потока |
время развёртывания (свертывания) |
|||||||||||
С |
||||||||||||||
обычно огран чено несколькими часами. Следует принимать меры к |
||||||||||||||
тому, чтобы пер оды развёртывания (свертывания) комплексного |
||||||||||||||
потока |
возможно |
короче |
(применять |
технологии |
без |
больших |
||||||||
технолог ческ х разрывов во времени, избегать, по возможности, |
||||||||||||||
имногослойных дорожных конструкций и т.д.). Для комплексного потока |
||||||||||||||
периоды развёртывания (свёртывания) определяются временем от |
||||||||||||||
начала (конца) ра оты первого до начала (конца) работы последнего |
||||||||||||||
СКМ. |
||||||||||||||
Прибылодинаковой и постоянной скорости всех специализированных |
||||||||||||||
потоков период свёртывания комплексного потока равен периоду его |
||||||||||||||
развёртывания. |
||||||||||||||
Период установившегося потока – период работы потока с |
||||||||||||||
постоянной скоростьюА. Для комплексного |
потока |
это |
период |
|||||||||||
одновременного действия всех составляющих его потоков с постоянной |
||||||||||||||
скоростью. Это время наиболее эффективного использования всех |
||||||||||||||
ресурсов строительства. |
||||||||||||||
Период установившегося потока определяется выражением |
||||||||||||||
Д |
||||||||||||||
Туст Тд (tp tc ), |
(1.1) |
|||||||||||||
где |
Тд– |
полное |
время |
действия |
комплексного |
потока; |
tр, tс |
– |
||||||
соответственно периоды развёртывания иИсвёртывания комплексного |
||||||||||||||
потока. |
||||||||||||||
Эффективность применения поточной организации работ |
||||||||||||||
определяется отношением |
Т |
|||||||||||||
Эп |
уст |
, |
(1.2) |
|||||||||||
Тд |
||||||||||||||
12
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Содержание
- Комплексный поток в дорожном строительстве
- Способы построения потоков дорожно-строительных работ
- Виды дорожно-строительных потоков
Комплексный поток в дорожном строительстве
Поточный метод строительства состоит в непрерывном и ритмичном производстве работ, обеспечивающих равномерный выпуск продукции и равномерное и наиболее эффективное использование трудовых и материально-технических ресурсов, оборудования и средств механизации. Этот метод признан наиболее прогрессивным и научно обоснованным.
Сущность поточного метода строительства состоит в следующем:
в равные короткие промежутки времени (смену, сутки) заканчивают строительство равных по длине участков дороги;
все работы выполняют специализированными по видам работ комплектами машин (СКМ) (возведение земляного полотна, строительство дорожного основания, строительство покрытия и т. д.);
СКМ в технологической последовательности равномерно друг за другом передвигаются в одном направлении и выполняют все строительно-монтажные работы;
после прохода последнего СКМ дорога полностью готова к сдаче в эксплуатацию.
Поточный метод имеет ряд существенных преимуществ перед другими методами организации работ:
ввод готовых участков дороги во временную эксплуатацию осуществляется равномерно и непрерывно, что улучшает условия работы строительного транспорта, занятого на подвозке строительных материалов, полуфабрикатов и изделий;
концентрация средств механизации в специализированных отрядах обеспечивает лучшее их использование, а также создает благоприятные условия для проведения качественного ремонта и технического обслуживания дорожно-строительных машин;
специализация рабочих (операторов) средств механизации на выполнение ограниченного числа рабочих операций способствует повышению их квалификации и производительности труда (разравнивание песка, укатка слоя покрытия, проливка водой слоя щебня и т. п.);
вся система поточного строительства обеспечивает повышение общей культуры производства, облегчает ведение контроля за качеством и количеством выпускаемой продукции, сокращает сроки оборачиваемости материальных и денежных средств и объем незавершенного производства.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Основные виды работ при строительстве автомобильных дорог выполняют в следующей технологической последовательности: подготовительные работы, строительство зданий и малых искусственных сооружений, строительство средних и больших мостов, производство сосредоточенных работ по возведению земляного полотна, устройство земляного полотна, устройство дорожной одежды (основания и покрытия), обстановка пути и отделочные работы. Основной организационной единицей при поточном методе строительства является специализированный частный поток, под которым понимают комплекс всех материально-технических и трудовых ресурсов, необходимых для строительства отдельной конструкции или выполнения отдельного вида работ.
Специализированные по видам работ СКМ приступают к работе в соответствии с технологической последовательностью. Они обычно имеют постоянный состав машин и рабочих и соответственно постоянную производительность. Между тем некоторые виды работ имеют неравномерное распределение объемов по строящейся дороге. В связи с этим различают два вида потоков: потоки с постоянной скоростью (темпом), при которых специализированные отряды в равные промежутки времени проходят равные по длине участки дороги (устройство дорожной одежды, земляного полотна в равнинной местности); потоки с переменной скоростью (темпом), при которых отряды в равные промежутки времени проходят в процессе производства работ различные по длине участки дороги (строительство земляного полотна в горной местности).
Чтобы сократить сроки строительства, необходимо стремиться к выполнению сосредоточенных работ до прихода к ним линейных потоков. Соблюдение этого требования обеспечивает получение после прохода линейных потоков сплошной ленты готовой дороги без разрывов. Между специализированными потоками могут быть разрывы, вызываемые необходимостью перерывов во времени.
Технологический перерыв — перерыв в производстве работ на участке дороги длительностью в несколько смен, вызванный характером работ (выдерживание бетона, цементогрунта).
Организационный перерыв — перерыв между сменными потоками или захватками одного потока, определяющий организационный задел на случай возможных задержек.
Объединение в непрерывном и ритмичном строительном процессе всех специализированных линейных потоков, подразделений, выполняющих сосредоточенные работы, предприятий производственной базы строительства и транспортных подразделений образует комплексный поток по строительству автомобильной дороги, т.е. комплексный поток состоит из ряда специализированных потоков (рис. 7.2).
Рис. 7.2. План-схема комплексного потока строительства дороги:
I, II, III — специализированные потоки; 31, 32, 33 — захватки; ОП — организационный перерыв; ТП — технологический перерыв
Строительство дорог небольшой протяженности осуществляют одним комплексным потоком. При значительной протяженности дороги ее строительство осуществляется или одним потоком в течение нескольких лет, или в более короткие сроки несколькими одновременно действующими потоками.
Источник
Способы построения потоков дорожно-строительных работ
Выполняющие работы подразделения, объединенные вместе, называют потоком. По составу и назначению различают частные, специализированные, объектные и комплексные потоки.
Частный поток — поток, выполняющий какой-либо один вид или элемент сооружения, например дополнительный слой основания, основание или покрытие или даже один слой покрытия.
Специализированный поток — совокупность частных потоков, объединенных единой системой параметров и схемой потока, а также общей строительной продукцией в виде части дороги или сооружения, например земляного полотна, дорожной одежды и т. п.
Объемный поток — совокупность специализированных потоков (по строительству земляного полотна, труб, мостов, дорожной одежды и т. д.), совместной продукцией которых является полностью законченная автомобильная дорога определенного протяжения
Комплексный поток — группа организационно-связанных объектных потоков, объединенных обшей организационной структурой дорожно-строительной организации (ряд автомобильных дорог, строительство которых осуществляет данное строительное управление или размещенных в пределах области, края).
Для организации работы поточным способом необходимо работы, включаемые в специализированный поток, расчленить на составляющие его частные потоки, для выполнения которых подбирают механизированные звенья.
Каждый частный поток состоит из отдельных участков, на которых специализированные подразделения — звенья машин — выполняют определенные рабочие процессы и операции. Такие участки носят название захватки.
Захватка— участок работы, занимающий такое протяжение дороги (в м), на котором специализированное звено машин выполняет данный рабочий процесс или рабочую операцию или их технологически неразделимый комплекс,
Рис. 129. Схема специализированного потока по строительству дорожной одежды:
/ — частный поток по строительству дополнительного слоя основания; // — частный поток по строительству основания; /// — частный поток по строительству дорожного покрытия; 1—8 —захватки;
3.П. — земляное полотно; О.П.—организационный перерыв; Т.П. — технологический перерыв;
Г.ДО. — готовая дорожная одежда
Сменная захватка — это участок дороги (в м), на котором звено машин определенного состава выполняет один или несколько технологически тесно связанных рабочих процессов (операций). Рабочий процесс может быть выполнен за половину смены, тогда захватка называется полсменной. Иногда на рабочий процесс в зависимости от сложности расходуют две и даже три смены, тогда захватки называют двух- и трехсменными.
Специализированный поток по строительству дорожной одежды в общем случае будет состоять из трех частных потоков: первый, впереди идущий, частный поток по строительству дополнительного слоя основания может быть из двух и более захваток; второй частный поток по строительству дорожного основания — из двух и более захваток; третий поток по строительству дорожной одежды (рис. 129). Между частными потоками, а иногда и между отдельными захватками в частном потоке могут быть разрывы, вызываемые необходимостью перерывов во времени. Их измеряют числом смен или протяжением между потоками. Так как захватка—это участок, на котором выполняют работу в смену или в период, кратный смене, также измеряют и разрывы между частными потоками.
Технологический перерыв (tт) — перерыв в работах на участке протяжением в несколько захваток, вызванный характером работ (выдерживание бетона, цементогрунта и т. д.).
Организационный перерыв (to) — перерыв между смежными частными потоками или захватками одного потока, вызванный необходимостью подготовки участка для последующего потока или захватки.
Участок автомобильный дороги, подлежащей строительству, состоит из ряда захваток.
Первое механизированное звено, выполнив первый рабочий процесс, переходит на вторую захватку, уступая первую захватку вто-‘— рому звену; так продолжается до тех пор, пока на первую захватку не придет последнее звено для выполнения последнего рабочего процесса. С момента, когда все звенья приступят к работе, заканчивается период развертывания потока.
Период действия потока Тп — время от начала работы первого звена на первой захватке до окончания работы последнего звена на последней захватке.
Период развертывания потока Тр следует применять главным образом для частных потоков. Он составляет время от начала работы первого звена на первой захватке до начала работы на этой захватке l3 последнего звена. В течение этого времени в работу включаются все составляющие звенья частного потока. Применительно к специализированному потоку период развертывания составляет время от начала работы первого звена первого частного потока на первой захватке до начала работы на этой захватке последнего звена последнего частного потока.
Для расчета элементов потока и длины захваток необходимо принять ряд основных определений параметров, характеризующих поток.
Скорость потока (иногда называют время и интенсивность потока) за единицу времени, преимущественно за смену, измеряемая в метрах готовой дороги; для частных потоков в натуральных показателях их продукции: в кубических метрах земляных работ, метрах или квадратных метрах основания или слоя покрытия в смену и т. д.
Скорость потока целесообразно принимать равной длине сменной захватки. В этом случае механизированное звено получает в свое распоряжение захватку, на которой в течение смены выполняют рабочий процесс.
Длина специализированного потока представляет собой сумму длин частных потоков (Lч.п) и технологических разрывов между ними (lт.р), т. е.
Определив длину специализированного потока LС.П, проверяют скорость и продолжительность работы потока, сверяя ее с необходимой скоростью для выполнения строительства в установленные директивные сроки.
Существуют два варианта задания на проектирование технологического плана потока: проектирование специализированного потока исходя из заданного срока строительства (директивного срока), проектирование по заданной мощности строительной организации.
В первом варианте необходимо установить состав и оптимальное количество механизированных звеньев для выполнения работ в заданные сроки, во втором — определить продолжительность действия специализированного потока при работе механизированных звеньев, которыми располагает строительная организация.
Разработка технологии работ по второму варианту на основании имеющихся оптимальных составов рабочих звеньев и машин сводится к определению сроков строительства объекта.
Составление потока по первому варианту проводят в следующем порядке: намечают технологическую схему специализированного потока и выбирают основную (ведущую) машину для выполнения наиболее трудоемкой рабочей операции; устанавливают перечень частных потоков в составе специализированного потока в зависимости от выбранной основной машины. Количество и назначение частных потоков в специализированном потоке зависит от вида выполняемых работ. Устанавливают необходимость технологических и организационных перерывов между смежными частными потоками и их продолжительностью в сутках; определяют объемы работ по каждому частному потоку на протяжении всей строящейся дороги или при равномерном распределении работ по длине дороги на 1 км; по заданному сроку строительства определяют даты начала и окончания специализированного потока и вычисляют продолжительность его действия; подбирают оптимальный состав механизированных звеньев для выполнения каждого частного потока.
Исходными данными для составления проекта потока являются; категория дороги; климатическая зона, определяющая продолжительность действия специализированного потока и технологические условия работ; календарные сроки строительства и протяженность дороги; конструкции земляного полотна и дорожной одежды; предполагаемое число смен работы в сутки; намеченные типы машин, автомобилей и оборудования для применения на данном строительстве; предложенные к применению дорожно-строительные материалы, полуфабрикаты, изделия и детали.
При этом следует иметь в виду, что первым решением исходных данных является поперечный профиль земляного полотна и дорожной одежды, определяющий технологию работ, состав отрядов, число захваток и другие организационные элементы потока.
Основным элементом является план потока как результативное и наглядное отображение принятой организации работ.
По существу все остальные составляющие, как текст, так и таблицы и детализирующие их схемы, и чертежи преимущественно обосновывают этот документ.
Источник
Виды дорожно-строительных потоков
Все механизированные звенья и отряды, объединённые вместе, составляют единый поток.
Различают следующие виды потоков:
Частичный поток – поток, выполняемый какой-то отдельный вид работ или элемент сооружения. К частичным потокам относятся набор техники и рабочей силы (звено) выполняющий однородный вид работ. Например при отсыпке земляного полотна работа звена на захватке.
Специализированный поток – совокупность частичных потоков, объединённых единой системой параметров и схемой потоку. Например отсыпка земляного полотна с боковых резервов бульдозерами или скреперами отрядами; отсыпка земляного полотна экскаваторным отрядом с привозного грунта; разработка выемок скреперным отрядом; устройство дорожной одежды и т.п.
Комплексный поток – совокупность организационно связанных специализированных потоков (отрядов). Например комплексный поток по строительству земляного полотна; комплексный поток по строительству средних и больших мостов и т.п.
Время действия потока – продолжительность работы всех средств потока. Для специализированного потока – это продолжительность работы одного специализированного отряда, включая период развертывания и свертывания работы.
Для комплексного потока – это время от начала работы первого специализированного отряда до конца работы последнего. Если строительство объекта продолжается не один год, то различают годовое и полное время действия потока. Время действия потока должно быть увязано с заданными сроками строительства
Длина (захватка) специализированного потока – участок дороги, на котором работают все средства механизированного потока. Протяженность захватки определяется по технологической карте потока.В ряде случаев скорость специализированного потока численно равна его длине.
Длина(фронт работы)комплексного потока — участок дороги, занятый всеми специализированными отрядами, входящими в комплексный поток. Длина комплексного потока равна сумме длин специализированных потоков и сумме резервных заделов и технологических разрывов, оставленных между специализированными потоками.
Источник