Для чего нужно обучение сотрудников компании

Зачем компании обучать сотрудника?

Самый первый вопрос, на который следует ответить: зачем компании обучать
сотрудника? Прежде чем отвечать на последующие вопросы — как, кого и чему учить,
необходимо определиться с тем, что именно компания хочет получить от обучения.
Зачем мы учим персонал — это ключевой вопрос. Как будут контролироваться
результаты обучения и использоваться полученные или отработанные знания, умения
и навыки?

Существует множество целей обучения сотрудников компании. Перечислим
некоторые из них:

  • получение сотрудниками новых знаний и навыков, необходимых для работы;
  • поддержание профессионального уровня персонала;
  • подготовка сотрудников к замещению коллег во время отпуска, болезни,
    увольнения и т. д.;
  • подготовка к продвижению по службе;
  • знакомство сотрудников со стандартами работы компании, стратегией
    развития, технологией деятельности;
  • поддержание позитивного отношения к работе;
  • формирование чувства причастности к компании, мотивация к дальнейшей
    работе.

Самая простая ситуация — если в компании существует выстроенная система
оценки персонала. В этом случае, каким бы способом ни проводилась такая оценка,
ее результаты всегда являются базой для принятия управленческих решений. На
основании этих данных строится план обучения, который создается для всей
компании. В него включаются сотрудники самых разных категорий: цели у всех
разные, различается и система контроля результатов. Здесь особенно важен
системный подход к обучению, когда все приобретаемые или обновляемые навыки
должны обязательно увязываться со стратегией развития компании, с принятой
технологией работы и системой контроля.

Если же система оценки персонала не выстроена, то, как правило,
ответственность за решения об обучении сотрудников возложена на руководителей
отделов: кого, чему и как учить, решают непосредственные руководители
сотрудников. В этом случае присутствует субъективизм, практически нет связи со
стратегией развития компании, с ее целями и задачами. Проконтролировать и
структурировать бюджет на обучение в такой ситуации трудно. Но, как показала
практика консалтинговых проектов, любое структурирование бюджета, а также
системный подход к обучению на основании оценки персонала или на анализе
полученных заявок от руководителей подразделений, сразу же дает прямой
экономический эффект. Другими словами, позволяет либо сэкономить выделенный
бюджет на обучении, либо обучить большее количество сотрудников.

Итак, потребность в обучении может быть запланированная (т. е. основанная на
систематических инструментах оценки, зависящая от стратегии развития компании),
связанная с решением определенных бизнес — задач и спонтанная (например, потому
что конкуренты уже обучили или учат персонал по этой тематике, или вследствие
иной необходимости).

Какие виды обучения можно использовать в компании

Существуют разные виды обучения сотрудников. Например:

  • самообразование сотрудников;
  • долгосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со
    стратегическими задачами компании;
  • краткосрочное обязательное образование сотрудников, вызванное
    необходимостью поддержания технологических процессов на современном уровне;
  • краткосрочное дополнительное образование сотрудников, связанное со
    стратегическими задачами фирмы;
  • наставничество.

Кроме решения еще нескольких задач, этим способом можно обучать стандартам
работы компании. Это не приобретение новых знаний, умений и навыков, а передача
имеющихся корпоративных знаний внутри компании.

Самообразование сотрудников включает в себя изучение ими специальной
литературы, посещение тематических выставок и семинаров, сбор и систематизацию
информации. Главное отличие самообразования от дополнительного образования
состоит в том, что оно, как правило, не носит системного характера и может не
иметь ничего общего со стратегическими задачами компании.

Долгосрочное дополнительное обучение сотрудников, связанное со
стратегическими задачами компании, включает в себя получение второго высшего
образования, степени МВА, а также участие в долгосрочных обучающих программах и
мероприятиях. С точки зрения бизнеса такое образование можно рассматривать как
инвестиции в персонал, которые начинают работать через определенное время.

Краткосрочное обязательное и дополнительное обучение сотрудников, связанное с
оперативными задачами компании — это очень большой спектр различных мероприятий,
которые необходимы для эффективного оперативного управления, связанные со
стратегическими задачами организации. В эту категорию входят семинары и бизнес —
тренинги, которые представляют интерес для компании как на нынешнем этапе, так и
в перспективе. Это могут быть конференции и выставки, где происходит обмен
опытом. Также сюда можно отнести и участие специалистов компании в работе
различных профессиональных клубов и сообществ.

Обучение бывает краткосрочное и долгосрочное. Краткосрочное обучение — это
профессиональные тренинги и семинары. В процессе такого обучения отрабатывается
несколько навыков и умений, если это тренинг, или происходит информационный
вброс по одной или нескольким темам, если это семинар. Его продолжительность
составляет от одного до трех дней. Как правило, в условиях современной бизнес —
среды эффект от краткосрочного обучения заметен в течение трех-четырех месяцев,
максимум — полгода. В нем больше заинтересована компания для решения своих
бизнес — задач, поэтому его обычно целиком оплачивает организация.

В долгосрочном обучении (длительных программах, получении второго
образования, программах повышения квалификации), безусловно, заинтересована и
компания, и сотрудники. Оно повышает стоимость работника на рынке труда, поэтому
в этом случае хорошим решением будет паритетная оплата обучения. В этом случае
повышается и мотивация сотрудника, и его лояльность. С другой стороны, компания
имеет компенсацию части затрат, и, заключая договор с сотрудником, получает
определенные гарантии его работы в организации и использование полученных им
знаний.

Существует несколько стратегий, которые использует компания при обучении
своих сотрудников.

  • Можно равняться на конкурентов, т. е. учить тем же знаниям, умениям,
    навыкам и использовать те же методы, которыми пользуются конкуренты и
    партнеры.
  • Можно быть впереди конкурентов и прогнозировать развитие отрасли бизнеса и
    ниши, и двигаться вперед, учитывая интересы клиентов компании.
  • Можно совсем не учитывать ситуацию на рынке и двигаться собственным
    курсом, принимая во внимание лишь специфику работы компании и ориентируясь на
    собственные задачи.
  • Каждая из этих стратегий имеет право на существование и используется
    компаниями. Главное, чтобы стратегия обучения была целиком и полностью связана
    со стратегией развития компании и учитывала ее оперативный годовой план
    развития. Ведь знания, умения и навыки сотрудников — это конкурентное
    преимущество компании, которое позволяет ей не только развиваться, но быть
    эффективной и достигать запланированных результатов.

Как долго может фиксироваться эффект от обучения, т.е. какой период времени
то, чему мы научили сотрудников, будет являться конкурентным преимуществом?

Обычно все знания, которые сотрудники получили на тренинге или семинаре
продолжают оставаться актуальными до шести месяцев. В долгосрочных программах
эффект наблюдается от года до трех лет, в зависимости от длительности и
содержания программы.

Как контролировать эффективность обучения? Этот вопрос всегда вызывает
наибольшие трудности. Как ни странно, ответ связан с целями и задачами обучения.
Оценивать эффективность необходимо по тем критериям, которые закладывались в
цели и задачи обучения. Прежде чем оценивать эффективность вложения средств, в
компании необходимо выстроить систему контроля над результатами обучения. Самая
распространенная ошибка, которую допускают компании-заказчики, состоит в
отсутствии контроля за результатами обучения.

Пример. При подготовке программы тренинга по обучению управленческим навыкам
заказчик особое внимание уделяет вопросу делегирования полномочий, сетует на то,
что менеджеры все делают сами, не умеют делегировать, не развивают персонал.
Однако при уточнении запроса, в процессе тренинга, а особенно — после него,
выяснилось, что в компании принят авторитарный стиль управления и построена
жестко иерархичная структура. В этой ситуации навык делегирования полномочий
практически не используется; в большей степени сотрудникам управленческого звена
такой компании нужен навык постановки задач и контроля за их исполнением.
Программу изменили, но использование полученного навыка никак не
контролировалось, — оргреальность была иной.

Другой пример: при обсуждении программы обучения менеджеров по продажам
заказчик делал основной упор на технику активных продаж, увязывая это требование
со стратегией развития компании. Программа была согласована, под новые навыки
для менеджеров были заявлены и согласованы увеличенные планы продаж. Казалось
бы, все учли. Но, как сказано в известной пословице: «Гладко было на бумаге, да
забыли про овраги»… Забыли про наполняемость склада продукцией и о товарных
запасах в новой реальности. Имеющиеся запасы продукции менеджеры, вооруженные
новой технологией, распродали практически за пять дней вместо четырнадцати
принятых в компании ранее, до тренинга. А затем пробыли в «творческом простое»
почти неделю, пока появилась новая продукция. Непродуманность в применении новых
умений и навыков обернулась неэффективностью в использовании средств на тренинг
и недополученной прибылью компании.

Для определения того, насколько эффективно оказалось проведенное обучение,
необходимо также определить, что было на входе и что получилось на выходе,
другими словами, где произошел прирост знаний, умений и навыков во время
обучения. Таким образом, система контроля обязательно включает в себя:

  • входной контроль;
  • текущий контроль (если речь идет о длительных программах обучения);
  • заключительный контроль (может иметь формальную и неформальную форму);
  • контроль за использованием приобретенных знаний и навыков в процессе
    работы.

Осуществлять такой контроль может и непосредственный руководитель на рабочем
месте сотрудника, можно проводить анкетирование клиентов компании, чтобы
выяснить, как изменился, например, уровень сервиса и т. д. Однако необходимо
иметь в виду, что, как правило, кроме обучения, на бизнес — результаты могут
оказывать влияние еще многие факторы, например, создание благоприятной бизнес —
среды, различного рода внешние воздействия, улучшение бизнес-процессов внутри
самой компании и т. д.

Все виды обучения могут принести необходимый результат и быть востребованы
внутри организации. Главное — знать, какого результата ждет компания от данного
обучения, зачем ей это нужно, и каким образом будут контролироваться полученные
результаты.

Источник: Элитариум.Ру

Источник: http://www.astera.ru/news/?id=48447

Возврат к списку

Обучение персонала нужно или нет. Основные способы

Обучение персонала позволяет повысить эффективность работы компании. Сотрудники, обладающие нужными компетенциями, работают лучше и быстрее адаптируются к меняющейся обстановке. Поговорим о том, какие способы обучения персонала стоит использовать в 2022 году.

Обучение персонала нужно или нет. Основные способы

Зачем обучать персонал?

Некоторые работодатели убеждены: нанять новых сотрудников проще, чем обучать имеющихся. Но это — организационная ошибка.

Работник с практическим опытом в фирме — более ценный кадр, чем новичок по ряду причин. Вновь прибывшему сотруднику придется с нуля вникать во все бизнес-процессы, налаживать контакты с коллективом, адаптироваться и так далее. Не известно, чего можно ожидать от нового человека, ведь его уровень лояльности близится к нулю.

Практический опыт ценится выше, чем знания и регалии. Тем более, что организация процесса обучения в фирме стоит не так уж и дорого. Главное знать — во что вы вкладываете корпоративный бюджет.

Форматы и виды обучения

Как мы уже выяснили, без комплексного обучения персонала в 2022 году не обойтись.

Фирма может самостоятельно разрабатывать образовательные курсы или приобретать образовательные услуги. Можно обучать сотрудников очно или онлайн (дистанционно). Все зависит от ресурсов компании и потребностей бизнеса.

Нужно различать виды внешнего обучения, предполагающие выдачу аттестатов. Всего их три:

  1. первичная подготовка — обучение сотрудников с нуля (проводится в колледжах, вузах и других учебных учреждениях);
  2. повышение квалификации — актуализация имеющихся знаний и улучшение персональных навыков;
  3. переподготовка — приобретение знаний и умений в новой сфере.

Внутренняя подготовка начинается с адаптации сотрудника, погружения его в бизнес-процессы и введения в должность. При необходимости проводится техническое обучение без отрыва от производства. Внешнюю подготовку стоит начать с анализа предложений и подбора подходящей компании или коуча.

Какие методики обучения персонала применяют работодатели?

Популярными методиками повышения квалификации сотрудников являются:

  1. Самообучение — работодатели создают подходящую среду, предоставляют материалы, инструкции и кейсы сотрудникам.
  2. Лекции — можно донести сведения до большого числа слушателей, но отсутствует индивидуальный подход.
  3. Семинары — неплохой метод из-за возможности получения обратной связи от аудитории. Минус — лимит на количество участников.
  4. Онлайн-обучение — можно получать знания в любое время.
  5. Деловые игры — направлены не только на усвоение новых навыков, но и на тимбилдинг.
  6. Тренинги — позволяют отработать нужные навыки на практике (нужно уметь выбирать).
  7. Наставничество (или коучинг) — закрепление за сотрудником куратора. Минус в том, что наставник не может передавать знания и работать одновременно.
  8. Временная ротация — это обмен сотрудников из разных отделов.

У каждой методики есть свои фишки и особенности. О них стоит узнать, если вы заинтересованы в профессиональном обучении кадров.

Как выявить потребность в обучении?

Для этого необходимо понимать цели повышения квалификации:

  • Какие задачи нужно решить?
  • Какие ресурсы для этого потребуются?
  • Какие еще задачи стоят перед компанией в отдаленной перспективе?

Нужно понять, какие навыки и знания будут полезны. Далее потребуется разработать план действий. Следует учитывать потребности каждого члена коллектива.

Нужно выявить болевые точки сотрудников и дать людям то, что они хотят. Для кого-то важен профессиональный рост, для кого-то — повышение доходов. Если правильно понять нужды каждого человека, то не придется заставлять людей учиться «из-под палки».

Как запустить процесс обучения?

Когда целевые знания и навыки выявлены, останется разработать обучающие программы и подобрать преподавателей. Чтобы сэкономить ресурсы, можно доверить эту задачу рекрутинговому агентству или рекрутеру.

Судить о качестве проведенных мероприятий можно по:

  • росту выручки;
  • повышению конверсии продаж;
  • снижению процента брака;
  • и так далее.

Помните: результаты должны быть измеримыми. Сотрудники должны уметь использовать полученные навыки на практике. Только обратившись к опытному HR, вы можете быть уверенными в том, что обучение сотрудников будет полезным для вашего бизнеса.

Интересный факт:с 2018 года внимание уделяется такому направлению корпоративного обучения, как геймификация. Выручка от геймифицированного обучения к 2025 году должна вырасти 28,8 млрд. долларов. Распространенные фичи: лидерборд — соревнование с доской почета, квизы, челленджи, миссии и награды. Деловые игры позволяют повысить производительность показателей и оптимизировать процесс обучения.

Затраты на обучение персонала — это не пустые расходы, а вложения в развитие сотрудников, а значит, и всего предприятия. К этой мысли уже давно пришли руководители крупных корпораций и все чаще задумываются представители среднего бизнеса. При таком подходе организация обучения становится отдельным трудоемким участком работы кадровой службы. 

Сформулируем цели

Задумываясь о системе обучения персонала, руководители чаще всего решают круг вполне понятных управленческих задач:

  • увеличить производительность труда и качество создаваемого продукта;
  • повысить лояльности сотрудников, замотивировать на достижение общей цели;
  • сохранить эффективных сотрудников на важных для организации должностях;
  • улучшить организационную культуру и систему коммуникаций;
  • быстро и комфортно провести адаптацию новых сотрудников в компании и пр.

Из существующего многообразия видов и форм обучения персонала можно выбрать несколько наиболее эффективных для достижения конкретной цели. Нужно только оценить, насколько она своевременны с точки зрения этапа решения задачи и приемлемы для уровня развития группы/сотрудника. Немаловажный фактор — экономическая оправданность выбранных методов.

Виды и подвиды

В зависимости от цели, которую ставит перед собой руководитель в отношении группы работников, выделяют три вида обучения:

  1. Подготовка сотрудников — этот вид связан с первичным освоением специализированных знаний, умений и навыков, важных для выполнения определенной работы.
  2. Переподготовка — требуется в тех случаях, когда работник меняет специализацию внутри организации.
  3. Повышение квалификации — касается тех, кто претендует на повышение.

Потребность в переподготовке и повышении квалификации может также возникнуть, когда меняются требования к профессии или должности.

Иногда выделяют еще адаптационное обучение. Его цель — комфортная адаптация новых работников, освоение ими своих трудовых функций.

kontur-personal

Оформляйте документы по подготовке, переподготовке и повышении квалификации сотрудников в программе Контур-Персонал.

Попробовать бесплатно

Классификаций методов обучения персонала существует множество. Чаще всего выделяют активные и пассивные (по степени вовлеченности обучаемого в процесс), групповые и индивидуальные, длительные и краткосрочные, очные и заочные методы.

Еще одно основание для деления методов на две большие группы — возможность совмещать учебу с работой. Будет ли достигнута поставленная цель, если обучение пройдет без отрыва от производства?

Учеба вне рабочего процесса позволяет сотруднику абстрагироваться от текущих задач, выйти за рамки привычных алгоритмов действий. Широко используются формы лекций, семинаров, тренингов, деловых игр и пр. Обучение на рабочем месте более специфичное, оно отличается практической направленностью, напрямую связано с производственными функциями сотрудника. В этом случае применимы наставничество, делегирование полномочий, ротация, копирование, метод усложняющихся заданий и пр.

Неправильно подобранные методы могут свести на нет положительный эффект от проведенного обучения. И здесь надо отталкиваться от поставленных целей и задач.

«Важно правильно снять информацию с руководителя и оценить исходную ситуацию. Бывает так, что пришел запрос на навыковое обучение для сотрудников, а после анализа вводных мы понимаем, что надо прорабатывать бизнес-процессы. Такое тоже случается», — предостерегает руководитель корпоративного университета компании СКБ Контур Александра Лузина.

Свои или чужие?

Задумавшись об обучении сотрудников, руководитель должен четко представлять, как будет организован процесс, какие ресурсы будут задействованы. И здесь тоже есть варианты: обучать персонал самостоятельно (внутреннее обучение) или пользоваться услугами сторонних компаний (внешнее).

Несомненный плюс внутреннего обучения — погруженность наставника в производственные процессы и корпоративную культуру, возможность оперативно получать обратную связь и наглядные результаты. Кроме того, внутри компании специалисты кадровых служб или учебных центров имеют определенный простор для творчества, выбирая методы обучения.

«Постоянно ищем и пробуем новые методы.  Не так давно разработали и провели бизнес-игру. Форма оказалась очень трудоемкой и энергозатратной как в подготовке, так и в проведении, но себя оправдала. Мы получили очень хорошие результаты. Мы начали активнее использовать модульный формат: предтренинговая диагностика — составление программы обучения — серия тренингов, мастер-классов, семинаров и пр. — посттренинг», — делится своим опытом Александра Лузина.

Однако если компания опирается только на внутреннее обучение, она должна понимать, что результат мероприятий во многом зависит от уровня подготовки наставника.

С этой точки зрения выбор в пользу сторонних компаний-провайдеров кажется оправданным: рынок образовательных услуг насыщен, и в большинстве случаев можно найти программу, которая будет соответствовать запросам заказчика. Приглашенный наставник сможет оценить ситуацию объективно и предложить оптимальные методы обучения. К сторонним организациям имеет смысл обращаться за специальными знаниями и навыками, которые требуют глубокой профильной подготовки тренера. Впрочем, есть и обратная сторона вопроса: программы внешнего провайдера не всегда можно адаптировать под специфику бизнеса.

«В нашей компании мы примерно в равных пропорциях используем формы внешнего и внутреннего обучения. Для разных целей выбираем разные методы. Если надо замотивировать сотрудника, поддержать его в стремлении развиваться, познакомить с новыми профессиональными трендами, то, конечно, это разного рода выездные конференции и семинары. Если цель — освоение навыков, углубление профессиональных знаний, уместны наставничество, внутренние семинары и практикумы», — рассказывает Александра Лузина.

Действительно, наиболее эффективной станет система, сочетающая внешнее и внутреннее обучение. При верном соотношении она позволит сотрудникам осваивать новые компетенции и бизнес-процессы, оставаясь при этом в рамках корпоративной культуры и профессиональных стандартов. Чтобы создать такую систему, руководителю организации совместно со специалистами кадровой службы придется провести масштабную работу: тщательно проанализировать исходную ситуацию, сформулировать цели и задачи, отобрать методы, найти провайдеров.

Читайте также:

  • Положение об обучении персонала и другие документы
  • Как направить сотрудника на обучение?
  • Проводим обучение по охране труда: как и для кого?
  • Автоматизируем работу по обучению персонала

Методы делятся на активные и пассивные. Знания можно получать как на рабочем месте, так и у себя дома.

Чтобы вы знали, как обучать сотрудников и получать от этого профит для своей компании, расскажем о популярных методиках.


Дистанционное образование.

Такой формат довольно часто используют в компаниях. Связь между учителем и учеником осуществляется с помощью интернета. Студент получает материал для изучения и выполняет задания. Уровень знаний определяется тестированием. Курс можно пройти в любом месте и в любое время. Главное, не лениться и вовремя выполнять задания.

Все больше российских компаний, от небольших до крупных, отдают предпочтение этому способу. Он позволяет развернуть корпоративное обучение под специфику вашей компании, принесет много пользы, а обойдется дешевле, чем содержание личных тренеров.


Видеоуроки

относятся к современным методам обучения: его удобно применять в организациях. Метод не требует поиска преподавателя и помещения. К недостаткам относится отсутствие общения с лектором. Видеоуроки хорошо подходят для объяснения сложных и спорных тем. Лучше один раз увидеть или услышать, чем семь раз прочитать.


Лекции

содержат большой объем информации, проводятся для большой аудитории и за короткий срок. Работодателей, как правило, привлекают доступные цены. Недостатком является отсутствие «обратной связи».


Семинары

предполагают ограниченное число слушателей. Качество обучения зависит от способности преподавателя вести диалог. Лектор доносит до аудитории теоретический материал и выясняет, как его усвоили слушатели.


Тренинги.

Здесь большое внимание уделяется отработке теоретического материала с помощью практических заданий. В отличие от лекций, тренеры дают «обратную связь» своим ученикам.

Применяя любой из этих методов, ставьте правильные задачи и подбирайте нужное решение.

Если вы руководитель и отправляете работника на обучение, обсудите с ним перед началом курса:

  • на какие вопросы важно узнать ответы;
  • составьте список этих вопросов;
  • какой результат ожидаете.

После прохождения курса выясните:

  • на какие вопросы работник получил ответы;
  • какие знания он сможет применить в работе и как он это сделает;
  • когда это произойдет и к чему приведёт.

Иными словами, важно, чтобы на ближайшем собрании сотрудник поделился новыми знаниями и рассказал, как их можно использовать на благо компании.

Если в организации планируется корпоративное обучение, желательно провести совещание и рассказать о курсе, целях и ожидаемом результате. После окончания подведите итоги, составьте план внедрения новых знаний в рабочий процесс и проследите за ходом решения вопросов.

Обучение становится необходимым, когда повышаются требования к работе сотрудников. Проводить его нужно регулярно. У будущих участников должна быть мотивация для прохождения курса.

Метод выбирайте, исходя из целей компании. Изучите: востребованность программы, условия проведения, формат обучения. Познакомьтесь с преподавателем и узнайте, каких результатов достигли компании после прохождения курса. Контролируйте внедрение полученных знаний. Рассматривайте обучение,

как инвестицию в будущее компании.

Выгоду получат все. Сотрудники научатся работать в конкурентном бизнесе, повысят качество знаний, производительность труда, квалификацию. Работодатель получит команду специалистов, которая поднимет бизнес на новый уровень.

К настоящему моменту можно утверждать, что развитие персонала давно стало трендом и в России. И теперь корпоративное обучение — практика не только международных корпораций, но и представителей малого и среднего бизнеса.

— Зачем компаниям обучать сотрудников

— Какие формы организации обучения доступны сегодня

— Кто должен проводить обучение

— «Вечнозеленые» тренды в обучении

Зачем компаниям обучать сотрудников

Будем двигаться от общего к частному и ответим на главный вопрос: зачем заниматься организацией обучения? Бенефиты от грамотной системы развития персонала получают все: бизнес, сотрудники и, конечные потребители.

Бизнес, являясь заказчиком услуги, получает:

  • Повышение конкурентоспособности. Высококвалифицированные и вовлеченные сотрудники влияют на «состязательность» компании на рынке. Увеличивается скорость и характер бизнес-процессов и, как следствие, повышается качество конечного продукта, увеличивается прибыль. Например, по данным «Американского общества тренинга и развития» (ASTD), каждый доллар, вложенный в обучение, приносит бизнесу от трех до восьми долларов дохода.

  • Экономию ресурсов. Повысить квалификацию сотрудника, который уже работает в компании, гораздо дешевле, чем тратить деньги на поиск и адаптацию нового специалиста.

  • Фокус на целях компании. Обучающие продукты, нацеленные на бизнес, помогают сотрудникам сфокусироваться на коммерческих целях компании. А собственная система обучения позволяет развить у сотрудников необходимые компетенции и навыки.

Сотрудники, принимающие участие в корпоративном обучении:

  • Получают должное внимание со стороны менеджмента, который оценивает их успехи и дает корректирующую обратную связь.

  • Имеют возможность развиваться и расти по карьерной лестнице.

  • Получают преимущество на кадровом рынке.

  • Экономят собственные деньги на обучение и развитие.

  • Проникаются целями и ценностями компании, уровень их лояльности к компании повышается.

Чаще всего корпоративное образование является бесплатным для сотрудников или оплачивается частично/по желанию.

Клиенты:

  • Получают конкурентоспособную услугу/продукт.

  • Отдают предпочтение компаниям с высококвалифицированным персоналом.

  • Могут рассчитывать на профессиональную консультацию и поддержку.

  • Становятся «постоянными», то есть совершают покупку более трех раз.

Существуют разные формы и методы организации обучения, а значит, у бизнеса есть возможность выбирать.

Какие формы организации обучения доступны сегодня

Можно выделить три основных формата, каждый из которых имеет свою специфику и преимущества.

Очное обучение (offline learning). Классический подход, знакомый каждому со времен школы и университета. Для организации таких очных курсов нужен тренер — человек, который владеет темой и выступает в роли спикера, и помещение, где сотрудники смогут комфортно учиться. Преимущества очного обучения:

  • Вовлеченность в процесс обучения повышается за счет энергетики, которая возникает при личном общении тренера и группы.

  • Происходит эффективная отработка коммуникативных навыков (soft skills).

  • Появляется возможность формирования навыков работы со сложным или эксклюзивным оборудованием.

  • «Эффект синергии» помогает получить отдачу от командообразующих мероприятий.

Дистанционное или онлайн-обучение (online learning). Условия обучения в этом формате удобны и для бизнеса, и для сотрудников. Преимущества очевидны:

  • Большая площадь покрытия.

  • Возможность создавать неограниченное количество учебных программ, тестов и курсов.

  • Контроль обучаемости (современные платформы предоставляют корпоративным администраторам возможность выгрузки данных в формате «Power BI отчетов» и «360-аналитики»)

  • Возможность учиться в любое время и практически с любого устройства.

  • Снижение общей стоимости обучения.

Дистанционное обучение особенно актуально для крупных компаний, так как провайдеры часто предоставляют скидку за создание более чем 50 аккаунтов. О том, есть ли разница между дистанционным и онлайн-форматом и каким бывает онлайн-обучение, читайте в этой статье.

Смешанное обучение (blended learning). Этот формат выбирают для себя уже «прокачанные» компании, которые развивают одновременно офлайн и онлайн-обучение. Основной объем теоретической информации берет на себя дистанционная платформа, а на очных тренингах у сотрудников есть возможность закрепления и отработки полученных знаний. Преимущества смешанного обучения:

  • Обычно корпоративные тренеры работают в зоне «развития», так как основные/базовые знания сотрудники получают онлайн.

  • У преподавателей есть возможность лично общаться с сотрудниками, получать и давать обратную связь.

  • Выстраиваются так называемые траектории обучения. Интерфейс платформы позволяет назначать образовательные курсы автоматически, ориентируясь на дату регистрации сотрудника в системе. После чего программа высылает приглашения на очные мероприятия, в зависимости от результатов прохождения онлайн-программ.

Кто должен проводить обучение

Какой бы формат обучения ни выбрала для себя компания, тренер — человек, который будет воплощать его в жизнь. Поэтому важно поговорить о том, кто может стать этой значимой фигурой. Есть несколько вариантов развития событий, обучение может проводить:

  1. Сотрудник компании, знающий специфику бизнеса и готовый заниматься обучением и развитием персонала (прошедший определенные курсы или имеющий релевантные образование и опыт).

  2. Эксперт, который не работает в компании, но является специалистом в конкретной области.

В первом случае вам придется обучить «полевого игрока» методикам проведения образовательных мероприятий или нанять опытного специалиста, разделяющего ваше видение, ценности и приоритеты. Во втором — ввести приглашенного тренера в курс дела и познакомить его со спецификой бизнеса.

Кому отдать предпочтение? В идеальном мире у вас уже работает команда экспертов по обучению, которые ежедневно повышают уровень профессионального образования сотрудников. При необходимости вы приглашаете человека со стороны: он консультирует, ведет тренинги для тренеров, руководителей и менеджеров среднего звена, повышая уровень экспертности команды.

Если в структуре компании еще нет собственного L&D-департамента (Learning & Development), то постарайтесь ввести в процессы играющего тренера. То есть хотя бы одного сотрудника, который знает специфику бизнеса, получил опыт работы на разных должностях и обладает высоким уровнем лояльности и преданности компании. В рамках обучения такой человек сможет привести множество качественных примеров, ответит на вопросы коллег и сможет адекватно оценить результаты.

«Вечнозеленые» тренды в обучении

Корпоративное обучение станет эффективным, если будет по-настоящему увлекательным. Достичь этой цели поможет фокус на тренды современного образования. Вот некоторые из них:

Microlearning. Современный ритм жизни диктует моду и на образование. Сейчас у сотрудников нет ни желания, ни времени слушать многочасовые лекции или читать профессиональную литературу. Материал следует разбивать на небольшие сегменты, изучение которых занимает от 5 до 15 минут. Лучше, если информация будет изложена кратко, емко и интересно. Используйте все доступные инструменты: чек-листы, тесты, опросы или пульс-опросы, короткие видеоуроки.

Геймификация. Получать знания в разы интереснее и эффективнее в игровом формате. Бизнес-игры хороши тем, что в процессе их прохождения могут разбираться (проигрываться) реальные кейсы и сценарии, у сотрудников вырабатываются необходимые бизнесу навыки, структурируется мышление и появляются решения для самых разных задач. 

Lifelong Learning. Обучение и развитие персонала становится бесконечным процессом. В XXI веке знания устаревают очень быстро, а у сотрудников может быть недостаточно времени и мотивации, чтобы своевременно их актуализировать.

Самообучающиеся организации. Организовать корпоративное обучение хорошо, а привести компанию к модели самообучающейся организации — высший пилотаж. Сотрудники, которые непрерывно оттачивают навыки и сами интересуются обучением:

  • Добиваются более высоких результатов в работе.

  • Чаще берут на себя ответственность и проявляют инициативу.

  • Сильнее вовлечены в бизнес-процессы и небезразличны к общим результатам. А согласно исследованию Gallup, компании с самым высоким уровнем вовлеченности сотрудников на 22% прибыльнее и на 21% продуктивнее, чем компании с низким уровнем вовлеченности.

Любое использование материалов медиапортала РШУ возможно только с разрешения

редакции.

Не будем начинать статью с прописных истин и рассказывать о пользе обучения сотрудников. Просто примем за факт: повышать квалификацию и учиться новому надо, и точка. Поскольку многие сотрудники интернет-магазина работают удаленно, поговорим о видах онлайн-обучения. Как выбрать достойные курсы, чему там учат и как оценить, принесла ли учеба результаты?

Примеры, когда обучение необходимо

Представьте, что в вашем бизнесе возникла одна из следующих ситуаций:

  • вы расширяете штат и не хотите тратить время на обучение новых работников;
  • вы набираете обороты и чувствуете, что знаний ваших сотрудников уже недостаточно;
  • вы видите, что конкуренты опережают вас по качеству обслуживания;
  • вы заключили договор на продажу новой коллекции известного бренда: надо научить менеджеров правильно ее продавать;
  • вы хотите сплотить сотрудников и создать лучшую команду;
  • вы хотите избавиться от конфликтов в коллективе.

Для каждой из этих проблем есть решение. Главное — правильно выбрать направление онлайн-обучения и заинтересовать им ваших сотрудников. Обучаться можно по интернету без дополнительного оборудования: достаточно компьютера с выходом во Всемирную сеть, некоторых программ (“Скайп”, “Хенгаутс” и другие), бесперебойной связи и, конечно, финансов. Многие обучающие центры предлагают разные варианты дистанционного обучения: групповое и индивидуальное, обычное и интенсивное.

определение понятия

Виды онлайн-обучения

Групповое обучение

  1. Видеокурсы. Как правило, это серия обучающих видеоуроков: сотрудники смотрят их онлайн, а затем общаются с организатором на предмет понимания, проходят практические занятия. Например, первый урок: виды целевой аудитории интернет-магазина. Второе занятие: способы обратной связи с клиентами. Третий урок: отработка возражений покупателей. Современные видеокурсы — это не нудные лекции, а яркие ролики в лучших традициях YouTube. Такая информация воспринимается легко и непринужденно.
  2. Интенсивы. Это концентрированные курсы, где участники получают огромное количество информации в короткие сроки. Интенсивы похожи на обычные курсы: включают в себя теорию и практику. Обычно они проводятся каждый день — например, в течение рабочей недели.
  3. Видеоконференции, вебинары. Как правило, посвящены одной теме или направлению. Например, разбор кейсов по увеличению продаж в интернет-магазинах, создание современного сайта, обучение конкретной технике продаж — например, холодных звонков. Вебинар обычно длится не более часу-двух, онлайн-конференция — может и дольше. Ведущий, или спикер, общается с участниками, которые могут сидеть за мониторами в разных концах света. Каждый может задавать вопросы устно или с помощью сообщений.
  4. Тренинги. Предполагают чисто практические занятия: меньше теории, больше “мяса”. Часто проводятся в форме игры, мастер-класса, совместной работы. Это отличный способ для тренировки определенных навыков и умений сотрудников. Например, отработка возражений клиентов, упражнения по концентрации внимания и памяти, обучение конкретным методикам продаж. Вот пример, симулятор холодных звонков: менеджеры по продажам прослушивают множество записей телефонных разговоров и учатся на примерах других, как надо и как не стоит делать. После такого тренинга на любой вопрос они будут отвечать автоматически и уверенно.

виды дистанционного обучения

Индивидуальное обучение

Если интернет-магазин маленький, сотрудников немного, нецелесообразно оплачивать групповое обучение. Ну если только самый общий курс — об основах работы интернет-магазина. Лучше подобрать каждому работнику свой формат: бухгалтеру — программы современного учета, менеджеру — техники продаж, дизайнеру — работу в графических программах. Единственный минус такого обучения: контролировать каждого вы не сможете, поэтому — только доверие и, конечно, дальнейшая оценка результатов работы.

Как подготовить сотрудников к обучению?

Если у вас идеальная команда, направить сотрудников на обучение не составит труда. Но чащу всего, увы, люди не настолько мотивированы и с недовольством соглашаются учиться, даже несмотря на то, что курсы проходят за счет компании. Советуем пройти эти несколько шагов, чтобы обучение не было в тягость и принесло интернет-магазину реальную пользу.

1. Соберите сотрудников, объясните им, для чего вы покупаете дистанционные курсы. Объяснение “ну, просто так надо”, “все так делают, и мы сделаем”, “потому что я сказал” не подходят. Четко обозначьте проблему, которую вы хотите решить с помощью онлайн-обучения, и расскажите сотрудникам, чему они научатся и как это повлияет на их работу. Если они сами в теме и могут предложить интересные программы — стоит прислушаться.

2. Сформируйте группу, которая будет проходить обучение. Подумайте, что вам в первую очередь нужно: обучить новых сотрудников, повысить квалификацию старожилов, обучить одного человека или просто улучшить психологический климат в коллективе. Исходя из цели соберите группу.

Совет: если группа набирается большая, включите в ее состав как успешных работников, так и аутсайдеров. Секрет прост: более слабые будут тянуться за лидерами, и даже если вначале не очень-то горели желанием проходить обучение, потом обязательно втянутся. Ну а если не втянутся — делайте выводы, нужны ли вам такие аморфные сотрудники вообще.

3. Узнайте, есть ли у сотрудников все необходимое, чтобы начать обучение. В офисе это сделать легко: просто пройдите по кабинетам и осмотрите рабочие места. Кроме компьютера и доступа к интернету, позаботьтесь о микрофоне и вебкамере: все это тоже может понадобиться. Удаленным сотрудникам перечислите деньги на покупку необходимых атрибутов обучения, если их не имеется.

4. Позаботьтесь о том, кто будет заменять ваших сотрудников на время обучения. Если в интернет-магазине есть стажеры — отлично, пусть пробуют себя “в полях”. Если нет — садитесь на телефон сами или привлекайте партнеров. Дольше недели обучение вряд ли будет длиться — справитесь.

5. Предупредите клиентов на сайте, что сотрудники проходят обучение и возможны трудности с обратной связью. Обязательно извинитесь при этом и отметьте, что впоследствии качество обслуживания заметно улучшится. Словом, переведите возможный негатив в позитив.

6. Составьте инструкции и дайте их каждому сотруднику. Например, как зарегистрироваться на сайте организаторов обучения, как ввести логин и пароль, как войти в программу, установить “Скайп” и так далее.

7. Сами пройдите обучение вместе с сотрудниками. Пусть вы многое уже знаете — все равно некоторые нюансы работы того же менеджера вам еще незнакомы. Совместная учеба сблизит вас с подчиненными и даст возможность контролировать их работу впоследствии со знанием дела.

Как проверить, успешным ли было обучение?

Самое главная цель любых курсов — это результаты. Вам как руководителю наверняка хочется думать, что деньги на обучение не были потрачены впустую. Итак, по каким признакам можно понять, что обучение принесло свои плоды?

1. Увеличились продажи. Если раньше менеджеры не закрывали и половину сделок — сейчас их процент стал намного выше. Все потому, что они научились конкретным техникам и методикам и успешно применяют их в работе. Просто и логично.

2. Выросло число довольных клиентов. Возможно, количественные показатели сразу и не увеличатся — обращайте внимание на другие критерии. Например, люди стали чаще оставлять положительные отзывы о качестве обслуживания и великолепном сервисе. Делайте выводы — значит, ваших сотрудников научили быть более лояльными к клиентам. Или, например, ваш программист прошел курс и научился делать отличные лендинги — отдельный для каждого продаваемого товара. Сам лендинг, как мы знаем, особых продаж не приносит — но он приводит клиентов на основной сайт, а значит — увеличивает трафик. Смотрите показатели статистики, и если трафик серьезно вырос — значит, результат налицо.

довольный клиент это

3. Увеличилась производительность труда. Раньше продавцы обрабатывали десять заказов в день, теперь — двадцать. А все потому, что команда прошла курс эффективного тайм-менеджмента, и теперь не тратит рабочее время на чаи с печеньями. Или другая ситуация: отдел продаж тормозила медлительная девушка, которая не успевала за всеми и вечно оказывалась в отстающих. После тренинга ее личная эффективность увеличилась в разы: сотрудница работает быстрее и того и гляди выбьется в лидеры.

4. Сократилось время обучения новичков. Когда ранее к вам приходил стажер — вы давали ему наставника, который вводил в курс дела, обучал тонкостям и премудростям работы. На это уходило определенное количество времени. Если краткий курс специфики работы интернет-магазина помог новичкам быстрее “въезжать” в особенности работы — значит, он был пройден не зря. Возможна и обратная ситуация: при личном контакте с наставником обучение идет быстрее, ведь прошедший курс новичок все время переспрашивает и отвлекает от работы других сотрудников. Вывод очевиден: именно для вашего интернет-магазина наставничество — лучший способ.

5. Психологический климат в компании улучшился, сотрудники стали более сплоченными и дружными. Такое часто бывает после группового обучения, который проходит в форме игры, командной веселой работы. Совместно пережитые эмоции сближают людей — чего и требовалось добиться.

6. Удовлетворенность участников обучения. Проходила я как-то тренинг, после которого главной мыслью было “И это все??”. Коуч говорил скучнейшие вещи, рассказывал прописные истины и абсолютно ничему новому наш коллектив не научил. Стоит ли говорить, что ничего из трехдневного тренинга внедрить в практику не получилось. А значит — организация выбросила деньги на ветер.

Как не попасться на удочку мошенников

Дистанционных курсов в интернете сейчас — видимо-невидимо. Встречаются среди них и мошенники. Проверьте организаторов со всех сторон, чтобы деньги за обучение не пропали даром.

  1. Выбирайте не коучей-одиночек (если, конечно, это не Радислав Гандапас), а серьезные, проверенные временем компании. У них имеются необходимые сертификаты и лицензии на обучение и внушительный опыт работы. У диванных гуру — как правило, только хорошо подвешенный язык и огромные амбиции.
  2. Почитайте отзывы в интернете. Просто забейте название компании, имя коуча, контакты или банковские реквизиты в поисковик и наслаждайтесь. Если вас что-то насторожит — лучше не связываться и поискать более надежный вариант.
  3. Следите, чтобы условия обучения были максимально прозрачными. Хорошие тренеры сами расскажут, как будет проходить обучение, как и за что переводить оплату, распишут программы на каждый день, предоставят гарантии. Если на ваши вопросы не дают никакой конкретики, отделываются громкими фразами и лозунгами — бегите подальше.
  4. Проверьте, насколько долго компания или коуч работает на рынке. Если домен сайта или страница в соцсети зарегистрированы месяц назад, а его владелец поет сладкие песни о годах эффективной работы — понятно, что это мошенник.
  5. Обратите внимание на цену. Если она слишком занижена — ясно, что тут что-то не так. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке: скидка размером 80-90% — явный развод. Ни один коуч не будет работать в убыток себе. В лучшем случае вашим сотрудникам предложат чудо-программу или скрипт, которая “будет делать все за них”, в худшем — просто кинут.

И самое главное — не останавливайтесь на единственном обучении! Проводите его регулярно: курсы по повышению квалификации раз в год, разовые вебинары и тренинги — каждый квартал. Так вы укрепите свою корпоративную культуру, будете держать сотрудников в тонусе ну и, конечно, заметно повысите их профессионализм. Помните: главное — системность!

Возможно вам также будет интересно:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Для чего реквизиты карты при трудоустройстве
  • Для чего требуют реквизиты для детского сада
  • Дмитриевский собор во владимире время работы
  • Дмитровская ветеринарная станция часы работы
  • Дмитровское шоссе 169к8 управляющая компания