Дистанционная работа логопеда с дошкольниками во время карантина

Особенности дистанционного обучения детей с ОВЗ

Пандемия вирусной инфекции  (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет.  В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

За два месяца карантина в интернете появилось много методических рекомендаций, курсов повышения квалификации, обучающих роликов, которые помогают педагогам трансформировать профессиональные знания с учетом новых средств коммуникации с обучающимися. Дистанционное обучение теперь рассматривается не как проблема, а как задача, у которой есть решение. Так, например, Минпросвещения России совместно с  Институтом коррекционной педагогики РАО  выпустили методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ  (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/). На сайте ИКП РАО создан специальный раздел, где будут размещаться обучающие материалы для педагогов и родителей. Здесь родители детей с особыми образовательными потребностями могут задать вопросы ведущим специалистам в области коррекционной педагогики и психологии, получить консультацию. Для специалистов Институт предлагает методические рекомендации, советы для работы с детьми с ЗПР, НОДА, РАС, интеллектуальными нарушениями, нарушениями слуха и речи, т.е. по тем категориям детей, по которым задавалась основная масса вопросов в условиях дистанционного обучения.

В Смоленской области реализуется проект Смоленского педагогического колледжа «Онлайн педагог» (http://edu67.ru/news/onlajn-pedagog-smolenskoj-oblasti/).   ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска» в рамках инновационного проекта «Создание в Смоленской области инновационной образовательной площадки для обеспечения непрерывного образования, социализации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» разработал и разместил в открытом доступе на сайте «Открытые электронные курсы «Наша школа» электронные образовательные курсы по некоторым общеобразовательным предметам и курсы дополнительного образования детей

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

К сожалению, такой формат занятий подходит не всем детям. Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения. Сложно проводить занятия с детьми с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития), с нарушением эмоциональной-волевой сферы (особенно дети с РАС).  В таких случаях без активной помощи родителей занятия невозможны. Родитель становится тьютором, нашим незаменимым помощником, «руками» педагога по ту сторону экрана. И если семья недостаточно заинтересована, то прежде чем начать работу с ребенком, предстоит колоссальная работа с родителем. Кроме  того, такого «тьютора» необходимо обучить элементарным педагогическим приемам, чтобы удержать внимание ребенка и мотивировать его на занятие.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах

  • Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)
  • Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей и педагогов
  • Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе, очень актуальная  супервизия для молодых специалистов
  • Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития
  • Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)
  • Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и  учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься  от 15 до 30 минут ( в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Постановка звуков в логопедии имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ муляжей и артикуляционных профилей), слуховую (акустических образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).  И если  с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры возможно сформировать только при активной помощи родителей, которым логопед должен все подробно объяснить.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О.С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В.А. Ковшиков)

Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, — невозможно)

Метод чистой имитации

Учитель дает образец подражания, ученик подражает

+

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию

Показ артикуляций на себе

+

Показ муляжей

+

Показ артикуляционных профилей

+

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания)

+

Температурный (по описанию: холодный воздух-теплый)

+/-

Вибро-тактильный

 (только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки

Например, Ш от Т

Метод артикуляторных упражнений

Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков

+

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С)

+/-

Метод мнестического воздействия

Использование зондов и зондозаменителей

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т.п.)

+/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений)

Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций

+

Метод связи звука и буквы

На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте

+/ —

При проведении занятий онлайн педагогу необходимо учитывать некоторые «секреты» работы в прямом эфире. Например, дикторы ТВ советуют надевать какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания. Темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном. К работе привлекается яркая наглядность, куклы, игрушки, мультимедийные пособия. В конце занятия желательно предусмотреть поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивная игра.

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

  1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)
  2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия
  3. Подбор и подготовка игр и заданий
  4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий
  5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия
  7. Домашнее задание
  8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что дистанционное обучение , имея несомненные плюсы и минусы, входит в нашу жизнь надолго. Педагоги должны трасформировать свою работу, перестраивать привычный уклад занятий с учетом требований времени, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, максимально извлекая возможности из дистанционной работы для коррекционной помощи детям с особенностями в развитии. Хочется привести слова Татьяны Александровны Соловьевой, и.о.директора ИКП РАО : «Применение технологий дистанционного обучения  позволило профессиональному сообществу логопедов и дефектологов запустить процесс формирования нового, перспективного направления  — дистанционной коррекционной педагогики, что сделало ее доступной для семей из отдаленных регионов Российской Федерации и зарубежья, повысило компетенции родительского сообщества».

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны  для эффективной организации дистанционного обучения:

  1. Дистанционное обучение — https://www.lektorium.tv/
  2. Онлайн игры,тренажеры,презентации,уроки,энциклопедии,статьи — http://kid-mama.ru/
  3. Как записать контент в  PowerPoint  https://www.youtube.com/watch?v=HfBDjNrqcqQ
  1. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

https://www.youtube.com/watch?v=JA20OxUTEOg

Создание рабочих листов в сервисом

Wizer

  1. http://marinakurvits.com/interaktivnie-listi-wizer/
  2. Создание викторин и тестов
    http://marinakurvits.com/quizizz/#Kak_zapustit_test_dla_raboty_s_ucasimisa/
  3. Создание он-лайн тестов
    https://www.eduneo.ru/kak-za-5-minut-sozdat-onlajn-test-dlya-slushatelej/ 
  4. МАСТЕР-ТЕСТ https://master-test.net/  Онлайн-конструктор тестов с неограниченным количеством вопросов/вариантов ответов и подробным отчетом о результатах тестирования
  5. LEARNINGAPPS https://learningapps.org/  Самый популярный бесплатный конструктор для создания электронных интерактивных упражнений.

Организация дистанционного обучения учителем-логопедом  в
период самоизоляции.

В целях
предотвращения эпидемии в стране в большинстве регионов, согласно
рекомендациям Министерства просвещения, введено дистанционное обучение.

Родители не
всегда знают: чем занять своих детей и часто оставляют их один на один с
телевизором или компьютером, телефоном. А Дистанционное обучение, в период
самоизоляции,  позволяет родителям, при помощи педагогов,  эффективно и
грамотно  организовать деятельность детей дома, общение детей и родителей
будет более интересным и насыщенным. Это позволит детям не скучать и провести с
пользой время дома, получить больше внимания, любви и общения со стороны самых
близких ему людей,  а родителям это поможет лучше узнать своих детей: их
интересы, потребности, желания и способности.

Для каждой группы   в нашем детском саду  созданы
сообщества в  вац цаппе, где воспитатель и специалисты могут оставить
информацию для родителей.

 Я,  как учитель-логопед, всегда пишу в
тетрадях домашнее задание для родителей, для закрепления поставленного звука,
повторения лексической темы занятия, интересные игровые приемы. Например:
«Нарисуй солнышко и много лучей, раскрась. Произнеси правильно поставленный
звук, столько раз, сколько лучиков у солнца.  А сейчас в период самоизоляции выкладываю
в эту группу  
познавательные сайты,
которые содержат игры, для закрепления уже поставленных звуков, ребусы,
кроссворды, загадки, раскраски и многое другое,  чтобы родители смогли занять дома
ребенка и закрепить полученные знания. На этих сайтах много интересной
информации для детей дошкольного возраста. У детей
разные дефекты произношения, поэтому, подписываю, что для этих детей для
закрепления данного звука, рекомендую эти игры, упражнения.

Также выкладываю в эту группу, снятые на
видео артикуляционные  упражнения, в игровой форме, дыхательную гимнастику,
игры на развитие мелкой моторики.

Если
родителям  требуется моя консультация, то  через видеосвязь могу поговорить с ребенком
и родителями, ответить на все волнующие вопросы, например: правильно ли
произносит звук мой ребенок, правильно ли говорит,  правильно ли мы выполняем
упражнения, которые вы рекомендуете.

  В консультационном центре мы и раньше
оказывали помощь некоторым родителям дистанционно. Родители могли позвонить  по телефону или написать на электронную
почту детского сада, рассказать о своей проблеме и мы давали 
рекомендации. Также и сейчас, в период самоизоляции, рекомендуем ссылки сайтов,
где рассказано о интересующей проблеме, даю ссылку на свой личный сайт, где
выложены консультации, рекомендации для родителей, игры, упражнения. Многие
родители звонили и спрашивали, что делать, мой ребенок плохо разговаривает. И я
разработала видеоконсультацию для родителей на эту тему, ее можно посмотреть на
сайте нашего детского сада.

Также я работаю в группе кратковременного
пребывания воспитателем, большинство детей этой группы-детки с ОВЗ. На вац цапе
у нас создана группа для родителей так же, как у всех.
В
помощь  я предлагаю  ссылки.
На этих  сайтах  есть чем заняться взрослому с
ребенком: есть раскраски, загадки, песни, сказки и другое, конечно учитываю
индивидуальные особенности этих деток. 

Также
дети получают задание по совместному творчеству и выполняют его с помощью
родителей. Выкладывают в нашу группу свои занятия и другие педагоги: психолог,
музыкальный руководитель, тренер по Ушу, инструктор по физической культуре. У детей с ОВЗ  хуже память, замедленный
темп работы. При разработке занятий, игр, упражнений делаю упор на зрительную,
слуховую память, осязание. Рекомендую родителям постоянно менять виды деятельности:
сделали одно задание, потянулись, попрыгали, посмотрели картинки; сделали
второе задание, снова — так же.

Я
прежде всего учитель-логопед, и я переживаю в первую очередь за речь детей.
Поэтому даю рекомендации для развития речи детей. Общаюсь с ними и с родителями
по видеосвязи, даю рекомендации, провожу артикуляционные, дыхательные
упражнения, игры и упражнения по закреплению звуков в речи.

Задача педагога состоит с том, чтобы предложить
родителям наиболее разнообразные и эффективные методы и приемы работы с детьми.
Необходимо обеспечить родителей последовательными инструкциями, карточками,
картинами, презентациями, мультфильмами  в форме обучающих и развивающих
занятий.

 Таким
образом, при желании, в совокупности использования имеющихся компьютерных
технологий процесс логопедической коррекции в условиях дистанционного обучения
становится намного интереснее. Дети задания выполняют более охотно и
самостоятельно. Родители и дети понимают, что у ребенка всегда есть возможность
справиться со своими ошибками, если он учится с интересом! 

Спасибо
за внимание!

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Учитель-логопед, работающий с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимает, что любой простой в его работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на нет.

В данной ситуации передо мной, как педагогом, не стояло выбора переходить или не переходить на дистанционное обучение. Мы были обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагали нам условие карантина.

Хотелось бы поделиться опытом по внедрению дистанционного обучения в коррекционную работу.

Важно помнить, что при организации данной формы работы мы опираемся на помощь родителей, так как родители становятся незаменимыми партнерами, «Руками» специалиста по ту сторону экрана. Без помощи родителей, невозможно организовать коррекционный процесс в дистанционном режиме. Учитель-логопед и родитель действуют взаимосвязано.

Дистанционное обучения подходит не всем детям.

Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.

Я считаю, что дети с ОНР наиболее благоприятная категория детей с ОВЗ, с которыми можно организовать дистанционное обучение, и оно будет результативным, так как:

  • у данной категории детей в достаточной мере сформированы познавательные процессы  и учебное поведение;
  • дети старшего дошкольного возраста способны активно заниматься от 15 до 20 минут перед экраном.
  • существует множество интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями, которые мотивируют ребенка, а также вносят разнообразие в работу логопеда.

При организации данного формата обучения, можно использовать такие формы работы, как:

  • Онлайн занятия;
  • Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей;
  • Онлайн вебинары и мастер-классы.

Более востребованными формами являются: индивидуальные занятия с воспитанниками, онлайн индивидуальное консультирование для родителей. Хотелось бы рассказать о данных формах поподробнее.

Индивидуальные занятия:

С каждым из воспитанником проводилось занятие с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую видеосвязь через Интернет.

Для эффективности индивидуальных занятий я использовала различные дистанционные технологии:

  • аудио, видео информация;
  • красочные презентации, Smart путешествия;
  • игры, игровые упражнения, игровые тренажеры «Игры для тигры», «Мерсибо»; использование компьютерных игр «Логозавр», «Теремок»;
  • различный дидактический материал, игровые пособия на базе Интернет ресурсов (интерактивные модули, для создания игр, упражнений, викторин, опросов)
  • программы, в том числе в виде анимаций, учебные пособия в программах «Просмотр», «Перволого».

При проведении занятий онлайн — учитываются некоторые «Секреты» работы в прямом эфире:

  • необходимо надеть какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания;
  • задать достаточно высокий темп для занятия, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном;
  • К работе привлекать яркую наглядность, кукол, игрушки, мультимедийные пособия.
  • В конце занятия обязательно использовать поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивную игу.

При проведении занятий необходимо соблюдать такие важные моменты как:

  • Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) 10-15 минут.
  • Рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки.
  • Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности.
  • Обязательно использовала зрительные гимнастики.

Подготовка к занятиям имеет важное значение:

  1. Все индивидуальные занятия планировать, опираясь на индивидуальные планы.
  2. Важна четкость планирования занятий (этапы, временные отрезки);
  3. Подбирать и подготавливать игры и задания;
  4. Информировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий; Подготовка к занятиям необходимого материала для ребенка родителями.
  5. Обговаривать с родителем время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия;
  7. Домашнее задание
  8. Обратная связь (родители присылаю фотоотчет выполненного задания, либо короткое видео)

Организация занятий по постановке звуков в дистанционном режиме, одно из трудоемких процессов организации обучения в дистанте.

Помним, что постановка звуков имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ артикуляционных профилей), слуховую (акустический образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).

И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры, возможно, сформировать только при активной помощи родителей, которым я подробно объясняла важные моменты постановки звуков заранее на индивидуальных консультациях в онлайн режиме.

При постановке звуков используем следующие приемы:

  1. Образец подражания, показ артикуляции, показ профилей, слуховой образ, температурный (по описанию: холодный воздух теплый)
    Опору вибро-тактильный образ мы можем продемонстрировать  – только при помощи родителей.
  2. Формирование основных артикуляционных движений, при помощи артикуляционной моторики.
  3. Использование подручных зондозаменителей (при помощи родителей).
  4. Использование специальных презентаций.

Число детей, требующих постановку того или иного звука, было минимальное, так как у меня была  подготовительную к школе группу, и большинству детей требовалась организованная работа по автоматизации звуков.

Одной из важных форм работы – онлайн Консультирование родителей:

  • общие консультации по темам, спланированным в  плане работы на период дистанционного обучения – проходили каждую неделю, если кто-то из родителей не мог подключиться к видеотрансляции, то материалы консультации можно разместить на странице ДОУ, предоставить им ссылку, и родители изучают тему самостоятельно.
  • Индивидуальные консультации проходят по запросу родителей, а так же по результатам индивидуальных занятий.
  • В период дистанционной работы необходимо внести коррективы в годовой план работы, поэтому был продуман и составлен план работы на период дистанционного формата обучения.
  • Ведется  Журнал учета индивидуальных консультаций
  • Журнал учета индивидуальных занятий.

Хотелось бы отметить, что дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), во время каникул (отпуска родителей), карантин, невозможность посещения ДОУ (тяжелые формы ДЦП). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

В результате проведенной работы, можно сделать вывод:

  • Большинство родителей были активными участниками дистанционного обучения, охотно выполняли рекомендации, показывали себя заинтересованными в речевом развитии ребенка (активно поддерживали связь, выполняли все задания с детьми, смогли организовать доступ к компьютеру, регулярно присутствовали на онлайн занятиях, родители активно участвовали в практикумах, консультациях – 50%).
  • 42%  — родителей возникли проблемы выхода в сеть интернет на платформах скайп и зум (не было технической возможности подключиться к онлайн занятиям, так некоторые родители работали, либо дети находились с бабушками), но данная группа родителей активно поддерживали связь на базе мессенджеров (данной группе родителей, я высылала методические рекомендации, они самостоятельно изучали предложенный материал, просматривали онлайн занятия, выполняли с детьми задания, поддерживали обратную связь).
  • 8% — не принимали активного участия в дистанционном обучении, но поддерживали связь, получали рекомендации по телефону.

Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться.

Но практика дистанционной работы доказала, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий воспитанников —  были достигнуты положительные результаты по коррекции речевых нарушений, адаптированная программа в основном реализована.

Проведение дистанционных занятий — творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Учитель-логопед, работающий с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа), остро понимает, что любой простой в его работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с речевыми нарушениями, сведет наши усилия на нет.

В данной ситуации передо мной, как педагогом, не стояло выбора переходить или не переходить на дистанционное обучение. Мы были обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагали нам условие карантина.

Хотелось бы поделиться опытом по внедрению дистанционного обучения в коррекционную работу.

Важно помнить, что при организации данной формы работы мы опираемся на помощь родителей, так как родители становятся незаменимыми партнерами, «Руками» специалиста по ту сторону экрана. Без помощи родителей, невозможно организовать коррекционный процесс в дистанционном режиме. Учитель-логопед и родитель действуют взаимосвязано.

Дистанционное обучения подходит не всем детям.

Для работы в дистанте у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут  у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.

Я считаю, что дети с ОНР наиболее благоприятная категория детей с ОВЗ, с которыми можно организовать дистанционное обучение, и оно будет результативным, так как:

  • у данной категории детей в достаточной мере сформированы познавательные процессы  и учебное поведение;
  • дети старшего дошкольного возраста способны активно заниматься от 15 до 20 минут перед экраном.
  • существует множество интерактивных игр для детей с речевыми нарушениями, которые мотивируют ребенка, а также вносят разнообразие в работу логопеда.

При организации данного формата обучения, можно использовать такие формы работы, как:

  • Онлайн занятия;
  • Готовые занятия в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т.п.)
  • Онлайн консультирование родителей;
  • Онлайн вебинары и мастер-классы.

Более востребованными формами являются: индивидуальные занятия с воспитанниками, онлайн индивидуальное консультирование для родителей. Хотелось бы рассказать о данных формах поподробнее.

Индивидуальные занятия:

С каждым из воспитанником проводилось занятие с использованием компьютера через бесплатную программу Skype, обеспечивающую текстовую, голосовую видеосвязь через Интернет.

Для эффективности индивидуальных занятий я использовала различные дистанционные технологии:

  • аудио, видео информация;
  • красочные презентации, Smart путешествия;
  • игры, игровые упражнения, игровые тренажеры «Игры для тигры», «Мерсибо»; использование компьютерных игр «Логозавр», «Теремок»;
  • различный дидактический материал, игровые пособия на базе Интернет ресурсов (интерактивные модули, для создания игр, упражнений, викторин, опросов)
  • программы, в том числе в виде анимаций, учебные пособия в программах «Просмотр», «Перволого».

При проведении занятий онлайн — учитываются некоторые «Секреты» работы в прямом эфире:

  • необходимо надеть какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания;
  • задать достаточно высокий темп для занятия, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном;
  • К работе привлекать яркую наглядность, кукол, игрушки, мультимедийные пособия.
  • В конце занятия обязательно использовать поощрительный приз, например, короткий мультфильм или интерактивную игу.

При проведении занятий необходимо соблюдать такие важные моменты как:

  • Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка) 10-15 минут.
  • Рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки.
  • Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности.
  • Обязательно использовала зрительные гимнастики.

Подготовка к занятиям имеет важное значение:

  1. Все индивидуальные занятия планировать, опираясь на индивидуальные планы.
  2. Важна четкость планирования занятий (этапы, временные отрезки);
  3. Подбирать и подготавливать игры и задания;
  4. Информировать родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал), игрушках, распечатках заданий; Подготовка к занятиям необходимого материала для ребенка родителями.
  5. Обговаривать с родителем время и условия проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т.п.)
  6. Проведение занятия;
  7. Домашнее задание
  8. Обратная связь (родители присылаю фотоотчет выполненного задания, либо короткое видео)

Организация занятий по постановке звуков в дистанционном режиме, одно из трудоемких процессов организации обучения в дистанте.

Помним, что постановка звуков имеет несколько видов «опор»: визуальную (показ артикуляции логопедом на себе, показ руками, показ артикуляционных профилей), слуховую (акустический образ звука), кинестетическую (формирование кинестетических опор), осязательную (температурные и вибро-тактильные ощущения).

И если с визуальной и акустической опорами в дистанционном формате работа не представляет особых трудностей, то кинестетические и осязательные опоры, возможно, сформировать только при активной помощи родителей, которым я подробно объясняла важные моменты постановки звуков заранее на индивидуальных консультациях в онлайн режиме.

При постановке звуков используем следующие приемы:

  1. Образец подражания, показ артикуляции, показ профилей, слуховой образ, температурный (по описанию: холодный воздух теплый)
    Опору вибро-тактильный образ мы можем продемонстрировать  – только при помощи родителей.
  2. Формирование основных артикуляционных движений, при помощи артикуляционной моторики.
  3. Использование подручных зондозаменителей (при помощи родителей).
  4. Использование специальных презентаций.

Число детей, требующих постановку того или иного звука, было минимальное, так как у меня была  подготовительную к школе группу, и большинству детей требовалась организованная работа по автоматизации звуков.

Одной из важных форм работы – онлайн Консультирование родителей:

  • общие консультации по темам, спланированным в  плане работы на период дистанционного обучения – проходили каждую неделю, если кто-то из родителей не мог подключиться к видеотрансляции, то материалы консультации можно разместить на странице ДОУ, предоставить им ссылку, и родители изучают тему самостоятельно.
  • Индивидуальные консультации проходят по запросу родителей, а так же по результатам индивидуальных занятий.
  • В период дистанционной работы необходимо внести коррективы в годовой план работы, поэтому был продуман и составлен план работы на период дистанционного формата обучения.
  • Ведется  Журнал учета индивидуальных консультаций
  • Журнал учета индивидуальных занятий.

Хотелось бы отметить, что дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь), во время каникул (отпуска родителей), карантин, невозможность посещения ДОУ (тяжелые формы ДЦП). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

В результате проведенной работы, можно сделать вывод:

  • Большинство родителей были активными участниками дистанционного обучения, охотно выполняли рекомендации, показывали себя заинтересованными в речевом развитии ребенка (активно поддерживали связь, выполняли все задания с детьми, смогли организовать доступ к компьютеру, регулярно присутствовали на онлайн занятиях, родители активно участвовали в практикумах, консультациях – 50%).
  • 42%  — родителей возникли проблемы выхода в сеть интернет на платформах скайп и зум (не было технической возможности подключиться к онлайн занятиям, так некоторые родители работали, либо дети находились с бабушками), но данная группа родителей активно поддерживали связь на базе мессенджеров (данной группе родителей, я высылала методические рекомендации, они самостоятельно изучали предложенный материал, просматривали онлайн занятия, выполняли с детьми задания, поддерживали обратную связь).
  • 8% — не принимали активного участия в дистанционном обучении, но поддерживали связь, получали рекомендации по телефону.

Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться.

Но практика дистанционной работы доказала, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий воспитанников —  были достигнуты положительные результаты по коррекции речевых нарушений, адаптированная программа в основном реализована.

Проведение дистанционных занятий — творческий процесс, и каждый учитель-логопед создает свою собственную методическую, дидактическую и информационную базу на основе ИКТ.

Донченко Юлия Сергеевна
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №1
поселок Ильиногорск, Нижегородская область, Володарский район

Опыт работы учителя-логопеда
в условиях самоизоляции

Автор: Брагина Татьяна Александровна

Организация: МАДОУ ЦРР — д/с №20 «Дюймовочка»

Населенный пункт: городской округ Ступино МО

Нам не всегда по силам изменить жизненную ситуацию,

но всегда в нашей власти изменить свое отношение к ней.

Дейл Карнеги.

Я учитель-логопед. В моей работе, как и у любого педагога, огромное количество планирования: перспективное, календарное, тематическое … И я должна грамотно и четко представлять, какова будет моя деятельность не только «здесь и сейчас», но и завтра, на следующей неделе, через полгода…

Но все пошло не по плану! Жизнь внесла свои коррективы, и мы оказались перед лицом новой реальности. Из-за пандемии пострадали все отрасли жизнедеятельности людей, в том числе и система образования, которая оказалась не готова к столь внезапным переменам. Впору опустить руки и смиренно «плыть по течению». Но не для меня!

Недаром говорят, что учитель – это не только профессия, но и состояние души. А я выбирала себе профессию по душе. Уже несколько лет с огромной радостью и самоотдачей я тружусь на этом поприще. Желание еще со студенческой скамьи помогать детям преодолевать имеющиеся у них речевые проблемы не угасло. Пусть не сразу все получалось, не хватало опыта и личностных качеств, но всегда было стремление научиться работать грамотно и профессионально. Как отрадно видеть результаты ежедневной, кропотливой работы в виде горящих глаз ребятишек, когда у них получился трудный звук или, наконец, завелся «мотор»! Как они радуются своим маленьким победам! Смогли, сумели, справились! Приятно видеть счастливых родителей, довольных успехами своих малышей. И как досадно, что с таким трудом достигнутые результаты можно утратить, сидя дома и не имея возможности помочь своим подопечным.

Безусловно, неоспоримым помощником в современном мире является интернет. Грамотное применение информационных технологий позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для детей и их родителей. Но коррекционное обучение дошкольников в условиях самоизоляции – сложный и, на первый взгляд, малоэффективный процесс. Существующие образовательные платформы для дистанционного обучения, как правило, на платной основе и подходят для школьного возраста. Дошкольные платформы интересны и разнообразны, но не имеют конкретной логопедической направленности. Они требуют определенной технической подготовки не только специалиста, но и родителей, как посредников своих малышей. Не у всех родителей имеется постоянный доступ в интернет. В силу возраста, индивидуальных особенностей ребят, бытовых трудностей у некоторых семей, желания многих родителей сохранить конфиденциальность совместные дистанционные занятия с дошкольниками в режиме онлайн оказались нецелесообразными.

Вместе с родителями воспитанников мы выбрали удобную для всех форму дистанционного общения, создав группу в известном мессенджере. Подключили к общению воспитателей группы. Таким образом, вовлекли в коррекционный процесс всех участников.

Передо мной встала главная задача: Как мотивировать родителей на продолжение занятий с ребенком и помощь им в усвоении учебного материала в полном объеме в новых условиях? Для этого в корректной форме до них была донесена информация о невозможности скорого продолжения коррекционных занятий в саду, так рекомендованных психолого-медико-педагогической комиссией их детям из-за имеющихся у них проблем речевого развития (ОНР). Родителям разъяснили, что период активного развития речи приходится на дошкольное детство, а запас времени остается небольшой. Уже к школе все речевые функции (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическая сторона, связность, словарный запас) должны быть скорректированы и сформированы. Иначе все речевые ошибки перейдут на письмо и отразятся на грамотности ребенка. Поскольку без квалифицированной помощи специалиста некоторые речевые нарушения не проходят самостоятельно, а дефект может только укорениться, важно не прерывать общение с логопедом. В связи с этим стала очевидна необходимость в продолжении коррекционных занятий согласно учебному плану и переход на удаленный режим.

В настоящее время наша работа в таком формате осуществляется следующим образом. Все задания носят рекомендательный характер. Родителей проинформировали, что их выполнение поможет ребенку не растерять приобретенный в саду багаж знаний, восполнить пробелы в обучении тем, кто долго не посещал сад, закрепить исправленные речевые навыки. В начале каждой недели я даю рекомендации по домашнему заданию на всю текущую неделю в соответствии с коррекционной программой и учебным планом. Рекомендации включают в себя:

— подбор упражнений и видеоматериала для ежедневной артикуляционной гимнастики;

— план беседы родителей с ребенком и ссылки на развивающие фильмы и мультфильмы по изучаемой лексической теме;

— набор дидактических игр и упражнений на развитие лексико-грамматической стороны речи в рамках изучаемой темы;

— стихи и чистоговорки для заучивания;

— интересные игры и задания на развитие памяти, внимания, логики, простые и удобные в использовании дома;

— печатный материал по обучению грамоте, чтению и развитию графических навыков (в pdf формате);

— подбор материала для ознакомления с художественной литературой (сказок, рассказов, известных произведений детских авторов в аудиоформате);

— на выбор и по желанию ребенок выполняет рисунок, поделку или аппликацию на заданную тему.

Настоятельно советую равномерно распределить учебную нагрузку на неделю, приступать к занятиям в хорошем настроении, следить за правильным звукопроизношением, хвалить и поощрять ребенка за старания.

В качестве обратной связи родители выкладывают в нашу группу или мне лично короткие видеофрагменты занятий со своими детьми, фото их рисунков и поделок. Очень информативными являются видео со стихами и обучением чтению. Это дает возможность специалисту, анализируя услышанную речь ребенка, дать советы родителям по исправлению звукопроизношения и небольшие задания по отработке неавтоматизированных звуков.

При регулярном и доступном общении в таком формате у родителей сложились более доверительные отношения со специалистом. Они охотнее стали консультироваться по психологическим особенностям своего ребенка и трудностям в обучении.

Неоценим вклад воспитателей группы, они всегда открыты к общению с родителями и детьми. В своих комментариях поощряют старания детей, радуются их успехам, поддерживают стремления к новым достижениям в учебе и хорошим результатам. Юмор, добрые слова, поздравления с детскими днями рождений и текущими праздниками создают атмосферу позитива и доверия в групповом общении, мотивируют родителей больше и охотнее делиться опытом и креативными идеями собственной образовательной деятельности с детьми дома.

Конечно никакое, даже хорошо спланированное и грамотное обучение на «удаленке» не заменит реального общения логопеда с воспитанниками, где специально организованные условия и благоприятная развивающая среда детского сада способствуют более эффективному развитию и коррекции языковой системы детей. Но когда возможности свободного общения ограничены внешними обстоятельствами, не надо сидеть сложа руки, а лучше найти способы помочь нашим детям и дальше познавать окружающий мир, учиться и развиваться. В детстве человек счастлив по умолчанию. У него всегда есть повод для радости. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Я рада, что несмотря на трудности и непривычный сейчас уклад жизни помогаю взрослым разделить с ребенком его интересы, провести время с пользой!

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,9 КБ

Опубликовано: 14.05.2020

Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование — это перспективный метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий.

Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.

Изучение передового опыта применения научно-обоснованных и эффективных практик и технологий дистанционного обучения позволит нам сохранить преемственность отечественной дефектологии и запустить процесс формирования нового, перспективного направления – дистанционной коррекционной педагогики, что сделает ее доступной для отдаленных регионов 

Российской Федерации, повысит компетенции родительского сообщества.

Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из–за длительного перерыва по болезни. Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.

Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование? 

Мы подготовили 10 рекомендаций от наших экспертов:

1. Оцените возможности.
Убедитесь, что вы и родители ваших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и, самое главное, — выход в интернет.

В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя программы WhatsAPP или VIBER.

2. Дайте себе время на перестройку.
Удаленное консультирование отличается от очных занятий в детском саду или логопедическом кабинете. Если вы решили использовать его, постарайтесь посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Не расстраивайтесь, если что-то пойдет не так или не будет получаться. Дайте себе время адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому.

3. Определите цели.
Чего вы хотите от дистанционного консультирования?

С какими категориями пациентов и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Будете ли Вы взаимодействовать с родителями и как? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая вам дистанционно взаимодействовать с учеником, или вы будете просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая вам видеоотчеты.

Выстраивайте свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед вами. Меняйте подходы, инструменты и приемы, если видите, что они не работают.

4. Адаптируйте консультирование под возраст и диагноз ребенка.
Для начала сведите к минимуму изучение нового методического материала и сосредоточьтесь на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если вы решили объяснить ребенку новую тему, заранее подготовьте наглядный материал, выберите доступный и комфортный для вас и ребенка формат показа его во время занятия.

Например, покажите короткое видео, презентацию или игру. Не забывайте, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая таким образом, внимание ребенка во время занятия. Продумайте роль родителей в этом занятии. Обязательно записывайте занятие на видео с экрана, чтобы вы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки.

5. Подкрепляйте занятие домашними заданиями.
Проверяйте, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически можно организовывать консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разобрать успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Так вы сможете определить, как работают ваши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.

6. Определите время консультирования.
Выберите время для проведения дистанционных занятий и согласуйте его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Расскажите детям и родителям, что занятия будут проходить каждый день в обозначенные часы. Так вы сможете планировать свое расписание, а дети и их
родители — свое.

7. Залог успеха дистанционных занятий
— много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Продумайте урок заранее — из каких частей он будет состоять.

Не забывайте менять формы деятельности ребенка – чередуйте спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.

8. Определите стоимость консультирования и согласуйте ее с родителями ребенка.
Помните, что дистанционное консультирование не может стоить дешевле, чем очное занятие, так как на его подготовку и организацию, вы потратите гораздо большее количество времени, чем для очного занятия, где часто работает прием импровизации. Да и вашей личной энергии на дистанционном занятии придется вкладывать значительно больше для удержания внимания ребенка.

9. Помните об обратной связи.
Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуйте одну еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Заранее сообщите время, формат и тематику общения.

Обсудите, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсудите организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

10. Создайте четкие инструкции.
Переход на удаленное обучение неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Создайте подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда вы будете высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации по Skype. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат. Родителям станет спокойнее, а вам не придется тратить время на объяснения одних и тех же вещей по многу раз.

Большое количество людей обращаются к специалистам службы за помощью разного рода для получения жизненно важных консультаций: психолога, соцпедагога, логопеда. Благодаря новым технологиям можно проконсультироваться по любому интересующему вопросу дистанционно, это очень удобно – экономится драгоценное время. Все специалисты службы на данный момент успешно выполняют свои профессиональные задачи, используя возможности интернета. Я подробней остановлюсь на вопросах дистанционного сопровождения как логопед и отмечу все плюсы и минусы данной работы.

Дистанционное, или удаленное, логопедическое консультирование  — это перспективный метод коррекционной работы с использованием современных средств связи и новых информационных технологий. Такая форма взаимодействия с ребенком и его родителями необходима в связи с новыми реалиями для обеспечения непрерывной и системной коррекционной работы.

Как коррекционному педагогу эффективно использовать дистанционное консультирование?

1. ОЦЕНИВАЕМ ВОЗМОЖНОСТИ. Нужно убедиться, что и мы, и родители наших подопечных имеют техническую возможность перейти на дистанционные занятия — должно быть необходимое оборудование (компьютер или планшет), программное обеспечение (программы Skype или Zoom), принтер и, самое главное, — выход в интернет. В случае, если такой технической возможности у семьи нет, можно провести консультирование, используя программы WhatsAPP или VIBER.

2. ДАЁМ СЕБЕ ВРЕМЯ НА ПЕРЕСТРОЙКУ. Как оказалось, удаленное консультирование отличается от очных занятий в логопедическом кабинете. Мы постарались посмотреть на это не как на проблему, а как на новый опыт, своего рода эксперимент. Конечно, сначала что-то шло не так, что-то не получалось. Но пришлось адаптироваться и перестроить коррекционный процесс по-новому. 

3. ОПРЕДЕЛИЛИ ЦЕЛИ. Здесь мы постарались ответить на множество вопросов: Чего мы хотим от дистанционного консультирования? С какими категориями детей и с какими нарушениями развития можно и нужно заниматься дистанционно? Как будем осуществлять взаимодействие с родителями? Родители могут сами на какое-то время выступать в качестве учителя, помогая нам дистанционно взаимодействовать с учеником, или мы будем просто консультировать родителей, а заниматься они будут самостоятельно, присылая нам видеоотчеты. Таким образом, выстроили свою работу, исходя из целей и задач, которые стоят перед нами. Меняем подходы, инструменты и приемы, если видим, что они не работают.

4. АДАПТИРУЕМ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ПОД ВОЗРАСТ И ДИАГНОЗ РЕБЕНКА. Для начала сводим к минимуму изучение нового методического материала и сосредотачиваемся на адаптации своих методических приемов к новым условиям работы. Если я все-таки решила объяснить ребенку новую тему, то приходится заранее подготовить наглядный материал, выбрать доступный и комфортный для меня и ребенка формат показа его во время занятия. Например, можно показать короткое видео, презентацию или игру. Нужно учесть, что при работе дистанционно особенно важно иметь в запасе достаточное количество заданий, чтобы иметь возможность их менять, удерживая таким образом, внимание ребенка во время занятия. Необходимо продумать роль родителей в этом занятии. Обязательно записываем занятие на видео с экрана, чтобы мы могли позже пересмотреть видео и проанализировать свои ошибки. 

5. ПОДКРЕПЛЯЕМ ЗАНЯТИЕ ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ. Проверяем, как ребенок усваивает материал и динамику его движения. Желательно предлагать родителям выполнять домашнее задание с ребенком, чтобы иметь возможность закрепить результаты. Периодически организовываем консультационные этапные видеоконференции с родителями ребенка, на которых разбираем успехи и трудности ребенка в овладении материалом. Это позволяет определить, как работают наши рекомендации и инструменты, чтобы скорректировать их в процессе обучения.

6. ОПРЕДЕЛЯЕМ ВРЕМЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Выбираем время для проведения дистанционных занятий и согласуем его с родителями ребенка. Лучше заниматься в первой половине дня. Рассказываем детям и родителям, что занятия будут проходить в такие-то дни, в обозначенные часы. Так мы сможем планировать свое расписание, а дети и их родители — свое. 

7. ЗАЛОГ УСПЕХА ДИСТАНЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ – много наглядности, положительный эмоциональный настрой ребенка и смена видов деятельности! Одно из условий эффективной удаленной коррекционной работы — это частая смена видов деятельности и много практики. Ведь детям сложно воспринимать и усваивать большой объем информации или длительное время выполнять одно задание, сидя за компьютером. Поэтому, продумываем занятие заранее — из каких частей оно будет состоять. Не забываем менять формы деятельности ребенка – чередуем спокойные виды деятельности физкультминутками, заданиями на тренировку внимания, памяти, развития воображения.

на его подготовку и организацию, вы потратите гораздо большее количество времени, чем для очного занятия, где часто работает прием импровизации. Да и вашей личной энергии на дистанционном занятии придется вкладывать значительно больше для удержания внимания ребенка.

9. НЕ ЗАБЫВАЕМ ОБ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Обратная связь позволяет контролировать процесс коррекционной работы и эмоциональное состояние и включенность ребенка. По возможности, организуем еженедельную встречу с родителями в режиме видеоконференции. Для этого необходимо заранее сообщить время, формат и тематику общения. Обсуждаем, с какими трудностями они сталкиваются, что ребенку нравится больше всего. Обсуждаем организационные вопросы и эффективность выполнения домашних заданий.

10. СОЗДАЁМ ЧЕТКИЕ ИНСТРУКЦИИ. Дело в том, что переход на удаленное обучение  неизбежно вызывает у родителей много вопросов. Поэтому, создаем подробную памятку с ответами на наиболее важные из них: как будет проходить консультация, где искать домашнее задание, куда вы будете высылать видео и другие учебные материалы, когда проходят консультации по Skype. Возможно даже организовать с родителями ребенка общий чат. Родителям станет спокойнее, а нам не придется тратить время на объяснения одних и тех же вещей по многу раз.

В заключении хотелось бы отметить, что на самом деле дистанционное занятие провести очень сложно, особенно, если это ребенок, который не говорит, если ребенок с проблемным поведением… Но, важно не прерывать занятия, чтобы не потерять уже имеющиеся навыки.

Можно отметить и преимущества таких занятий для замещающих семей:

Благодаря дистанционным технологиям, можно заниматься с детьми не только во время карантина, но и из–за длительного перерыва по болезни. Это же относится и к летнему периоду, когда родители с детьми выезжают в отпуск за пределы постоянного место проживания, а нам необходимо, чтобы ребенок не потерял сформированные навыки и умения.

Это комфортно. Общение проходит в комфортной для ребенка обстановке и в удобное время. Это позволяет ему чувствовать себя непринужденно, что очень положительно сказывается на результатах.

Это экономит время. Не придется тратить массу времени на проезд, стояние на остановке и прочее.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Для чего используют бланки с продольным расположением реквизитов
  • До какого времени могут проводиться строительные работы на улице
  • Как взыскать деньги с управляющей компании за неоказанные услуги
  • Как взыскать со страховой компании ущерб по дтп без учета износа
  • Как взять в банкомате реквизиты с карты сбербанка через банкомат