Содержание
Связи с государственными органами нужны не только для широкого паблисити или гарантированной поддержки от действующей власти. Представителям бизнеса (от малого до крупного) важно выстраивать GR-коммуникации, чтобы вовремя повлиять на принятие соответствующих законопроектов и другие глобальные процессы экономического развития страны. Так в 2018 году союзу предпринимателей России удалось убедить ФНС отозвать Письмо №ЕД-4-15/13247 от 10 июля 2018 года. Частные предприятия за рубежом внедряют полноценные отделы GR-менеджмента, в то время как в России многие избегают контактов с госорганами, ассоциируют это с лоббизмом.
Приводим примеры GR-деятельности и рассказываем, как найти специалиста, который поможет вашему бизнесу наладить взаимодействие с властями.
Что такое GR (government relations)
Government relations (в переводе с английского – «государственные отношения») – это комплекс действий для выстраивания связей частных структур с государственными.
Представители компаний используют технологии GR, чтобы доносить до чиновников позицию своего руководства и влиять на решения госорганов в пользу бизнеса. Чтобы этого достичь, GR-специалисты организуют экспертные конференции, создают программы развития, приглашают политических деятелей оценить производство (на завод, в мастерскую, студию, например).
Главная задача – найти баланс интересов обычных граждан (потребителей), властей и бизнеса. Это особенно важно для иностранных компаний, которые интегрируют свою деятельность в экономику чужого государства. К примеру, у Coca-Cola и PepsiCo отделы GR работают так же активно, как производственные или маркетинговые.
Некоторые бизнесмены путают GR с лоббизмом. Однако лоббизм – это закрытое (непубличное) решение проблем отдельных лиц или целой компании на основании личных договоренностей, что также не относится к коррупции. И обычно лоббист работает с властями только после создания корректной GR-коммуникации.
GR имеет преимущества перед лоббизмом. Последний больше ассоциируется в обществе с коррупцией и нечестными решениями из-за использования личных связей и налета кулуарности. Также лоббизм не дает гарантий достижения стабильного результата. Более того, меры, предпринятые лоббистом, могут и вовсе оказаться бесполезными, если влиятельный покровитель утратит власть или без объяснений откажет в сотрудничестве.
GR-технологии помогают компаниям получить полностью легальную и долгосрочную поддержку от властей.
Если российские бизнесмены будут развивать культуру GR – это поможет реорганизовать многие бизнес-процессы. С главными повестками вы можете ознакомится на сайте союза предпринимателей.
Технология
речевой аналитики
Calltouch Predict
- Автотегирование звонков
- Текстовая расшифровка записей разговоров
Узнать подробнее
Виды GR
Виды GR зависят от целей компании:
- стратегический (регулярный) – работа на перспективу;
- тактический (антикризисный) – точечные приемы для решения конкретной задачи;
- корпоративный – поддержка интересов и структуры компании;
- отраслевой – поддержка интересов отрасли в целом.
Технологии GR
Технологии и методы GR отличаются степенью прозрачности. GR-деятельность, порой, ведется на грани между транспарентными (цивилизованными) и нетранспарентными (нецивилизованными) подходами.
Эффективные технологии GR-менеджмента:
- поиск и установление первичной коммуникации с чиновниками (например, с помощью письменного обращения в госорганы, участия в различных муниципальных и благотворительных проектах, конференциях, съездах, конкурсах, презентациях);
- вовлечение компании в работу комитетов или комиссий при соответствующих структурах власти;
- сотрудничество с общественными организациями;
- формирование положительного имиджа и авторитета среди представителей госструктур с помощью публикаций и кампаний в СМИ;
- правовая и гражданская активность;
- поддержание ГЧП (государственно-частного партнерства);
- форсайт (анализ перспективы развития науки, культуры, экономики, общества) и планирование на его основе;
- активное участие в социальных проектах.
Стратегии
Есть три классические стратегии GR: разумный эгоизм, корпоративный альтруизм и просвещенный эгоизм.
Разумный эгоизм
Основоположник теории разумного эгоизма – нобелевский лауреат Мильтон Фридман. По его мнению, ответственность бизнеса – приносить доход своим акционерам. Любая другая цель, согласно теории Фридмана, разрушительна.
Такой подход подразумевает использование GR только для увеличения прибыли и привлечения акционеров. Социальная направленность здесь мало прослеживается.
Корпоративный альтруизм
Это прямая противоположность предыдущей теории. В. Эван и Р. Э. Фримен подчеркивали, что компании несут социальные (гражданские) и нравственные обязательства. Эта концепция широко распространена в Западной Европе и Японии.
Главный тезис теории – у каждого бизнеса есть свой круг заинтересованных лиц, и никто из них не должен быть использованным, как средство для достижения целей. Все должны участвовать в развитии компании, с которой они соотносятся.
Просвещенный эгоизм
Формула теории: этика + прибыль. Стремитесь не только к финансовым успехам, но и к улучшению условий развития вашей отрасли. Такой подход формирует такие альянсы как, например, Sustainable Agriculture Initiative: Danone, Unilever и Nestle помогают сельскохозяйственным производителям внедрять лучшие технологии для рационального использования земли.
Компании вступают в такие альянсы, чтобы повысить стандарты производства и избежать прямой ценовой конкуренции.
Этапы GR-деятельности
Название этапа | Описание |
Мониторинг | Изучите нормативно-правовую базу, отдельные акты и законопроекты, отслеживайте внешнюю и внутреннюю политику государства. |
Аналитика | Убедитесь, что ваша деятельность соответствует предписаниям государства. Определите, как влияет законодательство на вашу нишу. |
Постановка целей и задач | Например: «Выдвинуть инициативу по правкам в законопроект X». Чтобы точно быть услышанными, объединитесь с другими предпринимателями. К примеру, для IT есть РАЭК, RUSSOFT, АПКИТ и другие ассоциации. |
Разработка действий | Включайте в работу такие отделы компании, как юридический, или департамент по региональному развитию. Составьте список необходимых контактов, определите четкую иерархию органов власти, подготовьте справочные и аналитические материалы от вас для представителей госорганов, напишите тексты официальных писем, составьте план участия в общественных мероприятиях. |
Реализация и контроль | Создайте формы внутренних отчетов по GR. Ведите соответствующий раздел на сайте компании с фотоотчетами или делитесь успехами во взаимодействии с властями во вкладке «О нас» . Отслеживайте подобную информацию на сайте конкурентов. |
Кто занимается GR-менеджментом
GR-менеджер – сотрудник, который представляет интересы компании среди чиновников, имеет соответствующее образование и навыки дипломата. Например, выпускник РАНХиГС, освоивший программу «Общественные связи и медиакоммуникации в государственном и муниципальном управлении», может стать GR-менеджером.
Должностная инструкция для такого специалиста включает множество пунктов. Среди них:
- защита и продвижение интересов компании в госорганах и муниципалитете;
- отслеживание общественных событий, изменений в нормативно-правовом поле и оценка их влияния на бизнес;
- проведение встреч, переговоров с чиновниками и их представителями;
- умение разрешать кризисные ситуации и конфликты с госорганами;
- знание и легальное использование контактных данных различных представителей власти.
На hh.ru и других подобных ресурсах достаточно много резюме опытных GR-менеджеров. Также есть GR-агентства, например – gr-management.ru.
Виджеты Calltouch
- Увеличьте конверсию сайта на 30%
- Обратный звонок, промо-лендинги, формы захвата, мультикнопка, автопрозвон форм
Узнать подробнее
Пример GR-деятельности
Президент России Дмитрий Медведев в июне 2009 года посетил офис «Лаборатории Касперского». Глава компании провел экскурсию для президента и рассказал о программных продуктах. Это привлекло внимание большого количества СМИ.
Д. Медведев увидел класс, где обучались представители фирм-партнеров «Лаборатории Касперского», а также школьники, студенты, которым читали курсы по компьютерной безопасности.
Подобные визиты сильно влияют на узнаваемость бренда и вызывают доверие у широкой аудитории.
Коротко о главном
- GR – выстраивание связей между частными структурами и государственными.
- С помощью GR-технологий и вступления в ассоциации можно повлиять на налоговую систему, законодательство и экономическую политику государства.
- Этапы GR-деятельности: мониторинг, анализ, постановка целей и задач, разработка действий, реализация и контроль.
- GR предпочтительнее лоббизма, так как процесс взаимодействия представителей власти и бизнеса полностью прозрачен.
Лучшие маркетинговые практики — каждый месяц в дайджесте Calltouch
Подписывайтесь сейчас и получите 13 чек-листов маркетолога
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даёте своё согласие на обработку персональных данных и получение рекламной информации о продуктах, услугах посредством звонков и рассылок по предоставленным каналам связи.
У вас интересный материал?
Опубликуйте статью в нашем блоге
Опубликовать статью
Отправьте статью себе на почту
Специалисты по GR — люди, задача которых состоит в выстраивании коммуникации между бизнесом и властью. При помощи работы со СМИ, публичных выступлений, корпоративных программ профессионалы в сфере GR стараются обратить внимание государства на проблемы компаний.
GR и лоббизм
В России иногда смешивают два понятия: GR и лоббизм, что в корне неверно. Лоббизм — это непубличное решение проблем в интересах той или иной группы. Такие решения основываются на личных связях и неофициальных договоренностях.
GR имеет ряд очевидных плюсов в сравнении с лоббизмом:
- GR-технологии позволяют выстраивать долгосрочные отношения между частными и государственными структурами. В коммуникацию методами GR вовлекаются медиа и общество, что делает взаимоотношения между бизнесом и чиновником более прозрачными.
- Лоббизм же держится на договоренностях конкретных людей. Такие связи, коммуникации и принимаемые решения остаются невидимыми для общества и вместе с тем могут разрушиться в любой момент, поскольку не имеют под собой структурной основы.
Кто инициирует диалог между государством и бизнесом?
GR занимаются, как правило, крупные компании и финансово-промышленные группы, поскольку эта деятельность требует существенных материальных и интеллектуальных ресурсов. Несмотря на то, что компании преследуют в первую очередь свои интересы, они неизбежно влияют на нормативные акты и правовое поле в целом. Можно сказать, что посредством GR крупные игроки рынка формируют благоприятную бизнес-среду.
Чем занимаются GR-подразделения?
Деятельность GR-подразделений можно разделить на три основные части:
- Поддержание и развитие долгосрочных отношений с органами власти, регулирующими сферу деятельности компании. Несмотря на то, что это в первую очередь налаживание связей между структурными подразделениями бизнеса и власти, здесь очень важен в том числе и личный контакт, ведь работа подразумевает частое общение сотрудников компании и чиновников для наилучшего построения коммуникации и продвижения собственной позиции.
- Решение стратегических и тактических задач для развития бизнеса путем создания благоприятных условий. Этот блок задач подразумевает влияние на принятие нормативно–правовых актов и законов. Кроме того, GR-подразделения часто действуют с помощью профессиональных объединений. Как правило, таким образом продвигаются инициативы, затрагивающие рынок в целом, а значит, интересующие не конкретную компанию, а всех представителей профессиональной сферы.
- Снижение рисков. Государственные органы могут принимать акты и законы, которые косвенно ухудшают условия ведения бизнеса. Важно постоянно следить за нормативно-правовым полем, чтобы успеть подготовиться к неблагоприятным изменениям.
Цель GR — не процесс или количество проведённых встреч, а конкретный результат, выражающийся в первую очередь в постоянном совершенствовании профессиональной среды и условий ведения бизнеса.
Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru
В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию.
Исследовательский центр портала SuperJob.ru в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.
GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.
Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.
Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие опыт работы в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.
На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.
Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.
Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».
Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».
Типичный функционал:
— Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
— Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
— Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
— Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
— Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.
Требования к позиции: тип занятости — полный рабочий день.
Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.
Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)
Регион | Минимальный | Максимальный | Мода | Медиана | Нижний квартиль | Верхний квартиль | Среднее арифметическое | Индекс востребованности (резюме/вакансии) |
Москва | 35 000 | 300 000 | 100 000 | 85 000 | 60 000 | 100 000 | 101 750 | 1 |
Санкт-Петербург | 27 000 | 200 000 | 80 000 | 65 000 | 45 000 | 80 000 | 79 390 | 1 |
Пояснения к таблице »
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
Регион | Диапазон I | Диапазон II | Диапазон III |
Москва | до 60 000 | 60 000 — 100 000 | свыше 100 000 |
Санкт-Петербург | до 45 000 | 45 000 — 80 000 | свыше 80 000 |
Пояснения к таблице »
Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.
№ | Зарплатный диапазон | Требования и пожелания к профессиональные навыкам |
1 | I |
— Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление); — ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet); — Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется; — Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях; — Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности; — Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов; — Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними; — Опыт ведения деловой переписки и документооборота; — Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года |
2 | II |
— Знание английского языка на разговорном или свободном уровне; — Наличие личных связей в государственных органах власти; — Отличные переговорные и коммуникативные навыки; — Опыт руководящей деятельности; — Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах; — Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет. |
3 | III | — Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет. |
Статистические данные:
- Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;
- 80% GR-менеджеров – мужчины;
- 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;
- 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
- 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;
- 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».
Сравнить с результатами исследования, проведённого в июле 2007 года
Искать вакансии GR-менеджеров портале SuperJobИскать резюме GR-менеджеров портале SuperJob
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!
Другие статьи
Подписка на результаты новых исследований Прайс-лист на аналитические исследования
© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Кто такой GR-менеджер и в чем его обязанности
Designed by katemangostar/freepik
Government Relations (GR) в западной практике обозначает сферу взаимодействия частного бизнеса с представителями органов власти. Налаживать контакты с чиновниками и решать спорные вопросы обычно назначают отдельную категорию управленцев — GR-менеджеров.
Описание профессии
GR-менеджер — это специалист, который призван улаживать конфликты и обеспечивать сотрудничество компании с органами власти на различных уровнях. Специальность является смежной с PR (связи с общественностью), но подразумевает контакты исключительно с госструктурами.
Как правило, GR занимаются как раз бывшие сотрудники различных департаментов и ведомств, знающие внутренние правила, регламенты, законодательство и имеющие полезные знакомства на местах.
Основной же задачей GR-менеджеров на месте является обеспечение участия компании в государственных тендерах и закупках. Кроме того, они помогают сформировать у представителей власти положительное впечатление о фирме. Третье направление работы — анализ политической конъюнктуры, которая может тем или иным образом повлиять на бизнес.
Designed by pressfoto/freepik
Надо отметить, что работают GR-менеджеры преимущественно в крупных компаниях, либо их региональных представительствах: для среднего и тем более малого бизнеса в этом попросту нет необходимости. Взаимодействие с органами власти тут налаживают либо штатные PR-специалисты, либо руководители лично.
GR-направление, которое курируют отдельные специалисты, обычно создается в отделе по связям с общественностью. Необходимость в нем возникает в те моменты, когда компания вынуждена взаимодействовать с множеством различных государственных структур: силовые ведомства, региональные управления федеральных органов исполнительной власти, органы законодательной власти на местах и т.д.
Чем конкретно занимается GR-менеджер
-
Консультационные услуги для руководства компании;
-
Анализ политической обстановки, законодательных новшеств;
-
Обеспечение контактов с чиновниками, руководителями ведомств на местах;
-
Организация встреч, проведение переговоров с представителями власти;
-
Работа с рисками, улаживание конфликтов;
-
Помощь в организации инспекций, проверок предприятия;
-
Внутренний аудит документации;
-
Продвижение интересов компании среди представителей власти.
Личностные качества и навыки GR-менеджера
Подобному специалисту в первую очередь нужен опыт работы в госструктурах, причем по тому профилю, который подходит компании (строительство, снабжение, недропользование, финансы и т.д.). Разумеется, GR-менеджер должен хорошо ориентироваться как в общероссийском, так и в отраслевом законодательстве, понимая, какие нововведения предстоят и как они отразятся на делах компании.
Что касается личностных качеств, то на такой работе нужны коммуникабельность и умение поддерживать деловые связи, особенно с таким специфическим контингентом, как чиновники и депутаты. Прочие важные качества:
-
Ответственность;
-
Собранность;
-
Многозадачность;
-
Энергичность;
-
Стрессоустойчивость;
-
Деликатность в переговорах;
-
Лидерские качества;
-
Умение работать в команде.
Как видим, для GR-менеджера важны и хорошо прокачанные коммуникативные способности, и опыт работы в среде госслужащих — иной специалист на такой должности по сути будет бесполезен.
Где выучиться на GR-менеджера
Designed by freepik
Стать GR-менеджером сразу после учебного заведения будет проблематично, однако, неплохим стартом карьеры будет специальность, связанная с государственной службой и управлением. Это могут быть бакалавриат или специалитет по направлениям:
-
«Государственная политика и управление»;
-
«Политическое управление»;
-
«Государственное и муниципальное управление»;
-
«Управление городским хозяйством» и другие.
Также неплохо подойдет специальность «PR и связи с общественностью», однако, при этом кандидату на должность GR-менеджера неплохо иметь опыт работы в пресс-службе того или иного государственного органа.
Есть ли курсы для GR-менеджеров?
Поскольку специальность сравнительно молодая, курсов повышения квалификации или переподготовки пока недостаточно.
К примеру, спецкурс для пиарщиков есть в Институте государственной службы и управления РАНХиГС. По окончании выпускникам выдается удостоверение о повышении квалификации.
Уровень зарплаты GR-менеджеров в 2023 году
Зарплата данных специалистов, если они трудоустроены официально, примерно соответствует заработку пиарщиков в крупном бизнесе: рядовой сотрудник может зарабатывать в среднем до 70000 рублей в месяц, руководитель направления или службы (отдела) — до 150000 рублей в месяц.
Помимо прочего специалисты по GR могут оказывать и консалтинговые услуги в частном порядке. В данном случае их месячный заработок зависит от договоренностей.
Плюсы и минусы профессии GR-менеджера
Плюсы:
-
Престижность;
-
Высокий заработок;
-
Карьерные перспективы;
-
Много полезных знакомств;
-
Официальное трудоустройство.
Минусы:
-
Нужен опыт работы с госструктурами;
-
Требуются специфические навыки;
-
Мало вакансий, заинтересованы только крупные компании;
-
Возможны конфликтные ситуации;
-
Высокая ответственность за результат.
12 мая 2011 года
Журнал “Вопросы новой экономики”, май 2011 г.: GR-технологии на службе IT-компании
Описаны схемы взаимодействия технологических компаний с органами власти. Government Relations (GR) осуществляются с целью оказания влияния на решения властей, получения паблисити, сопровождения участия компании в государственных тендерах. Для крупного российского бизнеса это направление становится важным инструментом продвижения.
Ключевые слова: Government Relations, лоббизм, информационные технологии, телекоммуникации, продвижение технологических компаний, участие в тендерах, PR-продвижение, взаимодействие с профессиональными ассоциациями.
The article describes patterns of interaction of technology companies with government authorities. Government relations aim at effecting authorities decisions, gaining publicity, supporting the company participation in public tenders. This direction is becoming an important promotion tool for large Russian businesses.
Key words: Government Relations, lobbyism, information technologies, telecommunications, marketing of technology companies, bidding, PR promotion, interaction with professional associations.
Основные направления GR-деятельности
Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде.
Классическими объектами Government Relations являются исполнительная и законодательная ветви власти. Как отмечает Е.А. Махортов, “в настоящее время становится очевидным, что судебная власть так же является объектом воздействия. Выбор объекта для GR-специалиста определяется характером поставленных задач и кругом вопросов, которые относятся к компетенции того или иного органа власти” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).
С точки зрения технологической (как, к слову, и любой другой) компании есть три основных направлениях GR-деятельности.
Во-первых, это оказание влияния на решения властей (внесение изменений в законодательство, получение тех или иных преференций, налоговых льгот и т.д.).
Во-вторых, получение паблисити за счет контактов с органами власти. К примеру, посещение президентом России Дмитрием Медведевым офиса “Лаборатории Касперского” в июне 2009 года вызвало большой интерес СМИ и блогеров. Экскурсию по компании для президента провёл ее глава Евгений Касперский (http://президент.рф/news/4508). Как сообщалось в официально пресс-релизе, глава государства осмотрел серверную комнату, где производится автоматический анализ новых вирусов, хранятся исходные тексты программных продуктов, рассылаются обновления антивируса по всему миру. Затем президенту показали “железную комнату” – место изучения вирусов и тестирования антивирусных программ для мобильных телефонов. В помещении вирусной лаборатории Дмитрий Медведев наблюдал за работой специалистов, проводивших проверку антихакерской защиты. Также он осмотрел учебный класс компании, где проходят обучение как представители фирм – партнёров “Лаборатории Касперского”, так и ученики школ, вузов, для которых читают курсы по компьютерной безопасности. В завершении осмотра Президент посетил отдел разработки новых программ.
Наконец, это получение госзаказов, сопровождение участия компании в тендерах, проводимых органами власти.
Отдельно можно упомянуть борьбу с конкурентами. Широко распространенным примером является обращение в Федеральную антимонопольную службу. Для вытеснения с рынка конкурентов могут привлекаться правоохранительные органы и т.д. (некоторые крупные российские компаний, оставаясь в рамках правового поля, ведут себя довольно агрессивно по отношению к конкурирующим структурам).
Лоббистская деятельность в США
В США, где лоббистская деятельность регламентируется законодательством, GR является более прозрачным. Так, недавно в США были обнародованы данные о том, сколько тратят американские IT-компании на продвижение интересов в правительстве (Подбронее см.: Мальцев В. Лобби-бар // Частный корреспондент. 2010. 18 июня. http://www.chaskor.ru/article/lobbi-bar_17997). Затраченные на GR суммы исчисляются миллионами долларов (примечательно, что даже банки США тратят на эти цели меньше денег). К примеру, Hewlett-Packard, только в первом квартале 2010 года выделила чиновникам 1,6 млн долларов. Компанию интересовала разработка документа, в соответствии с которым в США она создала бы единую компьютерную базу данных обо всех находящихся в стране иммигрантах, получивших разрешение на работу.
Компания Microsoft, опасаясь антимонопольного преследования, за отчетный период, потратила на GR 1,7 млн долларов. Google оказывала давление на федеральное правительство с тем, чтобы оно жёстче реагировало на события, связанные с цензурой в Китае, и это обошлось ей в 1,4 млн долларов. Oracle дала 1,1 млн долларов на урегулирование вопросов, связанных с поглощением компании Sun Microsystems. В России важные для компаний решения принимаются кулуарно, поскольку законодательство, регламентирующее лоббистскую деятельность, отсутствует. Весьма широко распространена точка зрения, что «всё сводится к взяткам, откатам, должностям чиновников в коммерческих структурах и оказании разного рода “услуг” и “социальной ответственности” (там же).
Предпосылки для развития GR в сфере высоких технологий
Говоря о GR-продвижении высокотехнологичных компаний, в первую очередь следует отметить телекоммуникационный бизнес. Наравне с топливно-энергетическим комплексом, металлургией, пивной и табачной отраслями, телеком является одним из наиболее “джиароемких” сегментов.
Руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Lobbying.ru П. А. Толстых объясняет это следующим образом: “В России есть несколько предпосылок для развития GR. Во-первых, отрасль должна быть с преобладающим числом иностранных компаний. К таким отраслям относится, например, пивная отрасль, где 85% контролируют иностранцы. Это табачная отрасль, где иностранные компании контролируют 90%, в телекоме тоже иностранного капитала достаточно. У иностранцев история GR-отношений насчитывает 50 лет и более. Поэтому, значительно опережая Россию, они более глубоко понимают, почему это важно и как это работает (аналогичная ситуация в нашей стране была с Public Relations)” (Здесь и далее цит. по книге Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Донесение позиции страны до политической элиты иностранного государства так же может считаться GR-деятельностью (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).
Вторая предпосылка также очевидна. Отрасль должна отличаться повышенной государственной регуляторикой. В телекоммуникационной сфере сложились именно такие условия. Есть ограниченные ресурсы (частоты), есть федеральный закон “О связи”, который контролирует деятельность компаний”. В качестве примера можно привести компанию ТЕЛЕ2, которая, желая стать игроком национального масштаба, в течение продолжительного времени бьется за частоты.
В других сегментах IT-отрасли потребность в GR также высока. Например, интернет-бизнес, успешно развиваясь без вмешательства государства, заинтересован в сохранении статус-кво, дополнительные ограничения, связанные с регулированием Интернета, могут доставить игрокам серьезные неудобства. Разработчики программного обеспечения и системные интеграторы заинтересованы в получении налоговых льгот и т.д.
Для компаний, работающих в передовых, “прорывных” отраслях экономики необходим “правильный PR в органы госвласти”. Для инновационной компании важно быть в русле государственной политики, встречаться с профильными чиновниками, которые курируют отрасль, входить в экспертные советы при органах государственной власти.
Организация GR-деятельности в технологических компаниях
GR-деятельность начинается с глубокого и детального отслеживания политики властей в отношении интересующей компанию отрасли. Мониторинг необходимо осуществлять не на уровне, когда решение уже принято, а когда оно только готовится, когда зарождаются идеи, потому что тогда на них легче всего повлиять и донести свои интересы до властей. Это относится и к области государственных закупок, и к регуляторике.
Понимание процесса принятия решений и наличие инсайдеров в нужных структурах позволяют эффективно решать GR-задачи.
Участие компаний в различных экономических форумах (например, Петербургском международном экономическом форуме, или Инвестиционном форуме в Сочи), встречи с чиновниками, работа на публичных обсуждениях, в дальнейшем могут повысить капитализацию компании (к примеру, помочь победить в тендерах).
Компания также может выступить в качестве инициатора крупного проекта, предполагающего участие государства. К примеру, в мае 2010 года софтверная компания 1С попросила у государства 500 млн руб. на создание компьютерных военных игр-симуляторов. Предполагалось, что проект “позволит патриотически воспитать молодежь, модернизировать российскую экономику и даст отпор желающим фальсифицировать историю” (Костенко Н., Сальманов О., Игры- патриотам // Ведомости №80 (2598). 2010. 5 мая). В презентации, подготовленной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ отмечалось, что из необходимых 720 млн руб. 200 млн будет потрачено компанией 1С, 20 млн – Ханты-Мансийским автономным округом РФ (одним из инициатором проекта). Остальные деньги Министерство запросило у Правительства.
Очевидно, что GR-деятельностью на постоянной основе может заниматься лишь достаточно крупная компания. “Аппетит приходит во время еды, – говорит П. А. Толстых, – Когда у тебя маленькая компания, GR вроде и не нужен. Но когда ты достигаешь оборота порядка 50 млн долларов, ты начинаешь задумываться о том, что экономические рычаги роста уже исчерпаны и пора бы уже подключить ресурсы политические. Например, влезть в гостендеры, стать крупным подрядчиком. И ты понимаешь что нужно “тусоваться” с органами госвласти, быть в мейнстриме обсуждения каких-то проблем и т.д. В этом случае акционеры задумываются о GR”.
Войдя в число лидеров рынка, компании претендуют на то, чтобы активно влиять на правила игры (громким примером являются попытки компании “Вымпелком” в 2003 году повлиять на закон “О связи” и ограничить деятельность профильного министерства).
Многие компании, приходят к внедрению лоббистской функции лишь после столкновения с препятствиями и ограничениями для развития бизнеса. “Какие бы красивые слова и весомые аргументы о пользе установления партнерских отношений компаний с органами власти лоббистских не приводились, необходимость формирования таких отношений осознается далеко не сразу, а решение поставить GR как бизнес-процесс дается после длительных размышлений”, – отмечает Е. Ю. Боброва (Боброва Е. Ю. Нужен ли Вам GR? // Stratagema.org, http://www.stratagema.org/publications/lobby/item_262.html. 2008. 22 апреля).
Следует обратить внимание читателей на заблуждение, связанное с тем, что взаимодействие с профессиональными ассоциациями может заменить GR-деятельность (Подробнее о взаимодействии IT-компаний с профессиональными ассоциациями см. Гуров Ф. Н. PR IT-компаний: российская практика. М.: Альпина Паблишерз, 2011. 141 с.). Отраслевые ассоциации редко отстаивают интересы конкретных компаний. Лишь после того как профессиональные лоббисты договорятся с чиновниками, для создания нужного PR-фона могут быть подключены профессиональные объединения. Для “легитимизации” решений, которые обеспечили лоббисты, могут даже создаваться “карманные” отраслевые ассоциации, поскольку чиновникам проще работать с ассоциациями, нежели с конкретной фирмой (то, что в этой ассоциации входит минимальное количество членов – это уже другой вопрос и об этом никто не вспомнит). Поэтому ассоциации следует рассматривать как один из прикладных инструментов, но не как самодостаточный канал взаимодействия с органами власти.
Исключение составляются ситуации, когда действия органов власти (или их отсутствие), наносят очевидных вред целой отрасли. В этом случае публичное письмо или заявление отраслевой ассоциации может привлечь внимание к проблеме. Так, в августе 2009 года крупнейшие производители и экспортеры софта России обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой принять срочные меры по либерализации налогового режима для IT-отрасли. В адресованном господину Медведеву письме производители предупреждали, что из-за замены Единого социального налога (ЕСН) страховыми взносами IT-компании могут перенести производство в другие страны и перейти на “серые” зарплатные схемы. Письмо было подписано президентом некоммерческого партнерства “Руссофт” Валентином Макаровым, а также руководителями 15 крупнейших российских компаний, среди которых “Лаборатория Касперского”, ABBYY, Luxoft, Aplana и другие (Малахов. А., Производители софта потянулись на экспорт // Коммерсантъ № 159/П (4214). 2009. 31 августа).
Спустя год НП «Руссофт» и ассоциация “Отечественный софт” отправили совместное письмо Дмитрию Медведеву, жалуясь на “отсутствие адекватных мер по поддержанию индустрии разработки офшорного программирования” (Малахов. А., Фазлетдинова Д., Программное гособеспечение // Коммерсантъ № 159/П (4459). 2010. 31 августа).
В ведущих телекоммуникационных компаниях GR-деятельностью занимаются конкретные штатные специалисты. Как отмечает Е. Ю. Махортов, “GR-специалист работает на постоянной основе, получая фиксированную заработную плату, взбирается по корпоративной лестнице и отстаивает интересы одного заказчика – своей компании. Лоббист работает за гонорар и процент от сделки, обладает широкой сетью контактов в органах государственной власти. Наиболее эффективные лоббисты – бывшие чиновники или депутаты. Опыт работы на государственной службе позволяет изучить все тонкости принятия политических решений, психологии и особенностей коммуникации между чиновниками” (Махортов Е. А. Что такое GR? // Портал Lobbying.ru, http://lobbying.ru/index.php?article_id=2851).
При организации работы GR-департамента следует оценивать его экономическую рентабельность. Он должен не только окупать себя, но и приносить средства за счет полученных компанией преференций, госзаказов, формирования (в долгосрочной перспективе) нужного имиджа и т.д. При необходимости можно обратиться в одну из пока немногочисленных лоббистских фирм, которая поможет донести ваши интересы до органов власти, добиться конкретных результатов.
Небольшие технологические компании могут эпизодически решать те или иные GR-задачи. Предлагая своих представителей в соответствующие экспертные советы, пытаясь принять участие в мероприятиях, проводимых органами власти, возможно достичь положительных результатов, даже не имея нужных “инсайдеров” и не обращаясь к лоббистам. Однако, учитывая консервативность и неповоротливость российских чиновников, это следует расценивать скорее как везение. О создании профильных советов или комитетов широкое бизнес-сообщество зачастую узнает только по факту.
Подготовил Филипп Гуров
Если вам нужны GR-услуги, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей информацией здесь.