Деятельность российских юридических лиц за рубежом оффшорные компании мчп

В
рамках коренного совершенствования
внешнеэкономической деятельности в
России право выхода на внешний рынок,
т.е. право экспортировать и импортировать
товары, услуги и результаты творческой
деятельности, получил широкий круг
производителей и потребителей.

На
Государственную регистрационную
палату, созданную при Министерстве
экономики РФ, возложена регистрация
российских инвестиций за рубежом.
Палата регистрирует зарубежные
предприятия, созданные с российским
участием в соответствии с действующим
российским

законодательством
и законодательством государства
инвестирования, а также ведет
Государственный реестр, в который
вносятся все зарубежные предприятия
с российскими инвестициями независимо
от времени создания, организационно-правовой
формы и доли в капитале российского
участника. Только с момента регистрации
в Палате и получения свидетельства
установленного образца на зарубежные
предприятия с российским участием
распространяется государственная
поддержка и правовая защита в рамках
межгосударственных соглашений о
поощрении и взаимной защите
капиталовложений.

Предприятие
с инвестициями Сторон может создавать
на территории государства по месту
инвестирования дочерние предприятия
с правами юридического лица, а также
филиалы и представительства. При этом
должны быть соблюдены условия,
установленные законодательством
соответствующего государства.

На
двусторонней основе определяются статус
российских и иностранных инвесторов,
условия их деятельности в международных
договорах РФ о поощрении и взаимной
защите капиталовложений.

Следует
отметить характерные черты российского
юридического лица-субъекта
внешнеэкономической деятельности:


оно несет самостоятельную имущественную
ответственность по своим обязательствам;


личный статут определяется российским
правом;


деятельность регулируется нормами
принимающего иностранного государства
и положениями заключенного с ним
торгового договора.

Российские
юридические лица, участвуя во
внешнеэкономических отношениях,
заключают соответствующие договоры
с иностранным контрагентом. Данные
договоры называются внешнеэкономическими.

28. Особенности правового положения государства как субъекта мчп. Виды иммунитета.

Развитие
м/н сотрудничества в области экономики,
производства, торговли, науки и культуры
приводит к тому, что государство вступает
в самые различные имущественные
правоотношения с другими государствами,
а также с м/н организациями, юр. лицами
и отдельными гражданами др. государств.
При этом различают
2 вида правоотношений, в которых участвуют
государства:

1)
правоотношения,
возникающие
между государствами, а также между
государством и м/н организациями (по
экономическому и научно-техническому
сотрудничеству, кредитные и т. д.).

2)
правоотношения, в которых государство
выступает в качестве только одной
стороны; другой стороной в
этих правоотношениях
могут быть ИЮЛ, м/н хозяйственные
организации и отдельные гр-не. Отношения
первого вида регулируются исключительно
нормами МПП. Что касается отношений
второго вида, то это могут быть отношения
по поставке
товаров, выполнению
различных услуг
и иные.

Иммунитет
государства

– это свобода от применения по отношению
к государству принудительных мер
основанных на праве принудительных
мер. Происходит из суверенитета «Равный
над равным власти не имеет».

Иммунитет
распространяется на все государство,
все его органы.

Виды
иммунитетов:

1)
Юрисдикционный

2)
Судебный (одно государство не может
привлечь другое в качестве ответчика
по делу, может по доброй воле)

3)
От предварительного обеспечения иска

4)
От принудительного исполнения судебного
решения

5)
Иммунитет собственности.

6)
От применения иностранного права.
Иммунитет сделок.

Сделки
с государства с ИФЛ и ИЮЛ регулируются
правом этого государства, если иное не
установили стороны. РФ отказалась от
применения этого иммунитета.

Отказ
от иммунитета: он может быть сделан в
законе, договоре. Он никогда не
подразумевается. Отказ не может
толковаться расширительно.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понятие и правовой статус оффшорных компаний

Определение 1

Оффшорная компания является юридическим лицом, которое зарегистрировано в специфическом территориальном образовании (так называемой оффшорной зоне) и имеет специальный налоговый статус (льготный режим налогообложения, статус «нерезидента» либо «льготный налоговый статус резидента»).

Оффшорная компания наделяется льготным административным режимом, а также в отношении нее сохраняется конфиденциальность информации о владельцах. Регистрация оффшорной компании дает возможность уменьшить налоги, повысить доход, упростить ведение хозяйственной деятельности, застраховать свою организацию от возможных рисков касаемо экономико-политической нестабильности.

Определение 2

Личный статут компании представляет собой законодательство оффшорной зоны, но оффшорные субъекты ведут свой бизнес за пределами оффшорной юрисдикции.

Льготы, связанные с деятельностью данных компаний, не зависят от их личного статута, а лишь дополняют правовое регулирование. Самая простая схема оффшорных операций базируется на универсальном принципе законодательства в налоговой сфере: налогообложению обязательно подлежат те доходы и имущество, источник которых располагается на территории этой страны. Если источник локализуется за пределами страны места нахождения, он исключается из области налоговой ответственности в данном государстве.

Самая удобная форма организации оффшорных компаний – это акционерное общество. Как правило, для офшорных предприятий выбираются формы, которые предусматривают ограниченную ответственность собственников в объеме их доли в капитале компании. Орган правосудия может не признавать ограничение ответственности в случае, если предприятие было зарегистрировано специально с целью уклонения от законных кредиторских требований.

Главными характеристиками «классической» оффшорной компании выступает следующее:

  • Оффшорная компания является нерезидентом в государстве регистрации; центр управления и контроля располагается за рубежом; бизнес осуществляется вне «налоговой гавани».
  • Оффшорное предприятие освобождено от налогов и должно выплачивать регистрационный сбор каждый год; нет необходимости оплачивать налоги на дивиденды, налог у источника, налог на % за пользование кредитом.
  • Простая процедура регистрации и управления организацией; допустимо применение института номинальных акционеров (доверенные лица, приобретающие акции на собственное имя по поручению настоящего владельца) и номинальных директоров (доверенные лица, которые фактически управляют организацией по поручению реальных директоров); управление реализуется при помощи секретарской компании.
  • Нет валютного контроля, требования по предоставлению финансовых отчетов сводятся к минимуму, нет необходимости в аудиторских проверках.
  • Соблюдение полной конфиденциальности информации о реальных собственниках фирмы.

Ядром оффшорного режима является принцип льготного налогообложения (в особенности льготы по налогу на прибыль оффшорных компаний). Важной льготой выступает принцип валютной автономии. Операции с финансами оффшорной организации не подвержены ограничениям внутреннего валютного контроля. Оффшорные компании имеют право на свободное распоряжение банковскими счетами в национальных и зарубежных банках, формирование уставного капитала в любой доступной валюте.

Одной из кардинальных тонкостей законодательства многих оффшорных зон является принцип конфиденциальности имен собственников и акционеров оффшорной компании. Многими юрисдикциями за разглашение подобной информации предусматривается уголовная ответственность (Каймановы острова – Закон о компаниях в редакции от 2010-го г.). Администрацией оффшора может выдаваться подобная информация лишь на основе решения суда.

Замечание 1

Многие налоговые гавани не предоставляют сведения, за исключением случаев, когда это прописано в международных соглашениях (Барбадос – Закон о конфиденциальности информации в редакции от 1992-го г.).

Конфиденциальность собственности обеспечивает институт номинальных владельцев и директоров. Эти люди (номинальный владелец либо директор) только формально находятся на данной должности, по факту они берут на себя обязательство не осуществлять каких-то действий, которые не предусмотрены соглашением с ними. У настоящего владельца компании имеется доверенность, которая дает право совершать юридические действия от лица компании.

Большое количество операций оффшорной компании в государстве регистрации осуществляется посредством специальных секретарских компаний, предоставляющих комплекс услуг по работе оффшорных организаций. Для некоторых юрисдикций наличие секретарского сервиса является обязательным условием; у компании должны быть минимум 2 учредителя-резидента, минимум 1 директор и секретарь компании, которые должны быть резидентами государства регистрации. Номинальные директора и секретари представляются из штата сотрудников секретарской компании.

В англо-американской судебной практике существует доктрина о «теневом директоре» (Shadow director). Официально термин «теневой директор» возник в 1986-м г. в английском законодательстве о дисквалификации директора.

Определение 3

Теневым директором называют лицо, которое скрывается за номинальным директором и осуществляет реальное управление организацией; это лицо, с чьими инструкциями и указаниями действуют номинальные директора организации.

Наличие института «теневого директора» дает возможность налоговой инспекции привлекать к ответственности за недобросовестный бизнес компании не номинального директора, а именно лицо, осуществляющее реальное управление.

Принцип льготного налогообложения имеет отношение к специфическому признаку оффшора: организация не проводит коммерческую деятельность на территории, в которой она прошла регистрацию. По данному свойству возникло название всего вида деятельности. В законодательстве многих оффшорных зон определен императив – проводить деловые операции только за пределами юрисдикции, в которой данная оффшорная организация официально зарегистрирована. Целью этого запрета является защита конкурентоспособности субъектов на внутреннем рынке оффшорной зоны, защита собственной предпринимательской деятельности.

Замечание 2

В последние годы образовались «промежуточные» налоговые статусы, поэтому принцип запрета предпринимательской деятельности на территории инкорпорации в своем большинстве прекратил действовать.

Разновидности налогового статуса в оффшорных юрисдикциях:

  1. нерезидентная компания (Non Resident Company);
  2. национальная компания, то есть прошедшая регистрацию без присвоения особого статуса (Ordinary National Company);
  3. национальная компания, имеющая специальный налоговый статус.

Нерезидентная компания освобождается от налогообложения в случае, если доходы поступают от источников, находящихся за пределами государства регистрации. В некоторых юрисдикциях действуют специальные законы, посвященные освобожденным от налогов (нерезидентным) субъектам: Джерси (1994-й г.), Багамские острова (1995-й г), остров Мэн (1994-й г.).

Определение 4

Национальная компания представляет собой обычную компанию, зарегистрированную без присвоения какого-то особенного статуса.

На национальные компании в полной мере действуют все разновидности валютных ограничений. Компания с подобным статусом выступает субъектом обложения всеми видами установленных в государстве налогов.

Определение 5

Компании, имеющие специальный налоговый статус, являются национальными компаниями, которые при регистрации или в дальнейшем приобретают льготный налоговый статус.

Учредители имеют право регистрировать стандартную национальную компанию, а потом оформить предоставление сертификата, освобождающего от уплаты налогов на конкретный срок (Вануату, Джерси, Ирландия).

Специальными налоговыми статусами, получаемыми при регистрации, обладает:

  • международная коммерческая компания (International Business Company – IBC);
  • международная компания (International Company).

Первый статус (международная коммерческая компания) используется в юрисдикциях Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз. Концепцию IBC разработали на Британских Виргинских островах. Компания образуется на основе законодательства о международных деловых компаниях, который предоставляет право всякому лицу учреждать IBC. IBC обычно запрещается:

  • проводить хозяйственную деятельность с лицами, которые постоянно проживают в государстве регистрации;
  • владеть в полном объеме либо частями недвижимостью в государстве регистрации (исключение возможно только для офисов);
  • проводить банковскую, страховую деятельность или перестрахование;
  • предоставлять юр. адрес иным организациям.
Определение 6

Международной компанией называется специфическая форма национальной компании, имеющая льготный налоговый статус (острова Кука, Западное Самоа).

Международная компания обладает «плавающей» ставкой налогообложения. Организация вправе вести деятельность как на территории государства регистрации, так и за его пределами.

Пример 1

Пример классического» оффшора – это Британские Виргинские острова.

Законодательство базируется на общем праве:

  • Постановлении о международных бизнес компаниях (1984-й г., с поправками от 1988-го, 1990-го, 1994-го гг.);
  • Акте о компаниях (1985-й г.);
  • Акте о банках и трастовых компаниях (1990-й г.);
  • Законе о комиссии по финансовым услугам (2001-й г.).

На совсем отменили налогообложение доходов нерезидентных и резидентных организаций.

В 2007-м г. вступил в действие Закон Британских Виргинских островов № 16 касаемо коммерческих компаний, в соответствии с которым все организации, которые были зарегистрированы по старому закону, должны перерегистрироваться. Перерегистрация проходила в добровольном, а также «автоматическом» порядке и завершилась в начале 2009-го г. У Британских Виргинских островов отсутствуют международные договора об избежании 2-го налогообложения.

Оффшорные компании в Швейцарии

В Европе достаточно много оффшорных территорий (и все они «респектабельные» оффшоры). По этой причине ясно, почему в таких странах даже коллизионные вопросы юр. лиц регламентированы очень подробно.

Пример 2

К примеру, в швейцарском законодательстве нет термина «юридическое лицо», вместо него используется понятие «товарищество».

Причем в Законе о МЧП товариществом выступает любое организованное объединение лиц и любой организованный имущественный комплекс (статья 150.1). В товариществах местонахождение заменяется на место жительства. Местонахождение – то место, которое указывается в товарищеском уставе либо договоре. Если местонахождение отсутствует, тогда в качестве него признается место, из которого реализуется фактическое управление объединением. Место делового обзаведения товарищества располагается в стране, на территории которой оно имеет местонахождением либо филиал (статья 21). К товариществам, не удовлетворяющим требованиям права места их учреждения, используется право страны, из которой по факту реализуется управление объединением (статья 154).

В случае если предпринимательская деятельность товарищества, которое было учреждено по иностранному праву, проводится в Швейцарии либо из Швейцарии, ответственность осуществляющих операции от лица товарищества лиц устанавливается в соответствии со швейцарским правом (статья 159). Товарищество, чье местонахождение располагается за границей, может обладать филиалом в Швейцарии. К филиалу применимо право Швейцарии. Представительство филиала реализуется по праву Швейцарии. Среди лиц, обладающих правом представления филиала, хотя бы 1 должно располагать местом жительства в Швейцарии и числиться в торговом реестре (статья 160).

Иностранным товариществом может быть принята принадлежность праву Швейцарии без ликвидации и вторичного учреждения в случае, если это допустимо по иностранному праву, которому подчинено товарищество. Это товарищество выполняет требования иностранного права и вправе приспосабливаться к 1-й из организационно правовых форм, предусматриваемых правом Швейцарии. Швейцарский Федеральный совет вправе разрешить товариществу изменить личный статут даже в тех ситуациях, когда требования иностранного права не выполняются, если это продиктовано важнейшими швейцарскими интересами (статья 161).

Замечание 3

Такой достаточно простой порядок приобретения швейцарского личного закона напрямую связан с тем, что определенные кантоны Швейцарии выступают оффшорными территориями.

К товариществу, которое обязано по швейцарскому законодательству регистрироваться в торговом реестре, право Швейцарии используется с того момента, когда товарищество доказывает, что центр его хозяйственной деятельности перемещен в Швейцарию, и принята одна из предусмотренных правом Швейцарии организационно правовых форм. К товариществу, которое не обязано по праву Швейцарии регистрироваться в торговом реестре, швейцарское право используется с того момента, как становится очевидным его желание подчиниться праву Швейцарии. Причем у товарищества должна быть установлена со Швейцарией достаточная связь и принята одна из предусматриваемых правом Швейцарии организационно правовых форм (статья 162).

Швейцарским товариществом может быть принята принадлежность иностранному праву без ликвидации и вторичного учреждения в случае, если оно докажет, что:

  • соблюдены требования швейцарского права;
  • в силу действия иностранного права товарищество все еще существует;
  • товарищество выдвинуло кредиторам публичное предложение заявить требования со сведениями о предполагаемой смене личного статута (статья 163).

Оффшорные компании в Лихтенштейне

В государстве Лихтенштейн иностранное объединение вправе по разрешению суда (после выполнения обязательных 2-х условий – регистрация в публичном реестре и назначение представителя) без прекращения за границей, без новой организации в Лихтенштейне и без перенесения деловой деятельности либо управленческого органа подчиниться местному праву. Таким образом, переносится местонахождение иностранного объединения в Лихтенштейн (статья 233.1 Закона об изменении регулирования о лицах и обществах в редакции 1996-го г.).

Замечание 4

Итак, понятие «местонахождение» по законодательству приравнивается к используемому праву: довольно выразить желание подчиниться местной законодательной системе, и компания обретает статус «местной».

Объединение, которое по местной правовой системе не подлежит внесению в торговый реестр, подчинено праву Лихтенштейна в случае, если:

  1. воля подчиняться местному праву отчетливо различается;
  2. есть достаточная связь с Лихтенштейном;
  3. объединение приведено согласно праву Лихтенштейна (статья 233.1, 233.4).
Замечание 5

Подчеркнем, что эти нормы напрямую нацелены на привлечение иностранных оффшорных компаний.

Такое признание правосубъектности иностранного юр. лица в итоге приводит к тому, что юр. лицо по факту получает 2-ную национальность (когда организация числится в реестре государства места учреждения и принимающей страны). Этот механизм правового регулирования по факту предлагает метод регулирования правового положения иностранных юр. лиц без необходимости прибегать к коллизионному способу правового регулирования при помощи личного статута юридического лица. Тут применяется способ прямого регулирования правового положения иностранных юр. лиц.

Единственная проблема, которая решается при помощи личного статута, – это вопрос о наличии правосубъектности иностранного юр. лица, которое перенесло свое местонахождение в другую страну. При позитивном ответе на данный вопрос иностранное юр. лицо в принимающей стране приобретает правовой статус национального юр. лица, которое принадлежит к правопорядку принимающей страны наравне с образованными в ней юр. лицами.

Но чтоб получить судебное разрешение на перемещение своего местонахождения в Лихтенштейн, объединению необходимо доказать, что оно приведено согласно местному праву и что по иностранному праву допустимо перенесение объединения (статья 233.2). В процессе внесения этого общества в публичный реестр требуется указать, какая местная организационно правовая форма общества подходит вносимому обществу (статья 678). Более того, в законодательстве предусматривается «ответственность за иностранные объединения» (статья 237). В случае если объединение образовывалось по иностранному праву, однако, в процессе его хозяйственной деятельности создается мнение, что оно подчиняется праву Лихтенштейна, тогда ответственность лиц, действовавших от лица объединения, за его операции в Лихтенштейне и за пределами государства подчинена праву Лихтенштейна.

Лихтенштейнское объединение имеет право подчиняться иностранному праву, тем самым перенося собственное местонахождение зарубеж. Это возможно без прекращения объединения, однако, лишь по согласию компетентной административной инстанции (статья 234).

В Лихтенштейне создаются также обособленные обзаведения иностранных объединений, которые не соответствуют праву Лихтенштейна. Лихтенштейнское право играет определяющую роль по отношению к учреждению, изменению и прекращению деятельности обособленного обзаведения иностранного объединения в Лихтенштейне. Но отношение обособленного обзаведения к главному обзаведению регулируется правом местонахождения главного объединения. Права и обязанности обособленного обзаведения по представительству устанавливаются согласно праву Лихтенштейна. Так или иначе, 1 из уполномоченных на представительство лиц должно проживать в Лихтенштейне и числиться в публичном реестре (статья 236.1, 236.3, 236.5).

Замечание 6

В случае если обособленное обзаведение иностранного объединения числится в местном реестре, тогда объединение признается право- и дееспособным по отношению к принятым в Лихтенштейне либо подлежащим исполнению в Лихтенштейне обязательств. Причем в этом случае нет разницы, является ли обособленное обзаведение иностранного объединения правоспособным и дееспособным в соответствии с правом, используемым к главному обзаведению (статья 236.5). Правосубъектность местного обособленного обзаведения иностранного объединения регулируется лихтенштейнским правом (статья 237.2).

Бумажные и Интернет СМИ 


Журнал «Практическое налоговое планирование», 01.02.2008,

Олег Попутаровский

Статья подготовлена по материалам семинара GSL Law & Consulting

Публикация

Офшоры до сих пор остаются достаточно популярным инструментом налогового планирования российских компаний. В связи с этим важно использовать этот инструмент оптимальным образом, четко осознавая, каких целей можно достичь с его помощью, а каких — нет. Кроме того, нужно понимать механизм действий проверяющих и контролирующих органов в отношении офшорных схем для снижения риска налогового планирования.

Эти и другие вопросы рассматривались на семинаре, организованном компанией GSL Law & Consulting «Ложные стереотипы  и типичные иллюзии в работе с офшорами. Часть 2: уголовно-правовой, налоговый и административный аспекты использования офшоров». О схемах рассказывал Олег Попутаровский, адвокат, партнер GSL Law & Consulting в своем докладе «»Черно-» «серо-» «белые» экспортно-импортные схемы с участием нерезидентов».

УЧАСТНИКИ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ СХЕМ

Прежде всего, докладчик обратил внимание на то, что для минимизации налоговых рисков, возникающих при экспортно-импортных сделках с участием офшоров, важно изначально определить круг лиц, владеющих информацией о сделках. А также круг контролирующих организаций, заинтересованных в этой информации. Это необходимо для того, чтобы не упустить из виду ни один из источников возможной опасности.

Итак, лицами, которые могут владеть (частично или полностью) информацией об импортной сделке являются:

— бенефициары, акционеры и директор компании-экспортера, офшорной компании, компании-импортера и конечного покупателя товара внутри России;

— лица, действующие по доверенности от имени офшора, импортера и конечного покупателя;

— прочие служащие компаний, непосредственно задействованных в сделке, участвующие в оформлении документов;

— служащие банков, через которые проходят платежи по импортной сделке, как агенты финансовой разведки России и прочих государств.

А организациями, заинтересованными в информации об импортной сделке, являются ФТС, ФНС, Федеральная служба по финансовому мониторингу, органы прокуратуры, ФСБ, МВД, арбитражные и уголовные суды.

Чаше всего интерес государственных органов к экспортно-импортным сделкам бывает вызван подозрениями в неуплате налоговых или таможенных платежей. Проверяющие сначала собирают документы и опрашивают свидетелей (примерно по перечисленному выше списку). Также устанавливают, какие фамилии есть в таможенной декларации, то есть определяют, кто является грузоотправителем и грузополучателем. После этого контролеры запрашивают банк о проведенных операциях и лицах, подписавших платежные документы.

Так набирается некий круг лиц, с которыми осуществляются следственные действия. Проверяющие выстраивают цепочку: организатор – исполнитель — свидетель, выясняют процессуальную роль каждого.

При этом лектор сделал акцент на том, что в последнее время особое внимание правоохранительные органы уделяют бенефициарам — лицам, получающим имущественную или иную личную выгоду от сделок.

Чаще всего, как сказал Олег Попутаровский, правоохранительные органы, возбуждают уголовные дела сразу по нескольким статьям. Как правило, это таможенные и налоговые преступления, мошенничество и отмывание денежных средств.

Зачем это нужно? Безусловно, как отметил лектор, часть таких обвинений не имеет судебной перспективы. Однако их наличие позволяет использовать механизмы международного сотрудничества с правоохранительными органами зарубежных государств, которые часто крайне неохотно сотрудничают по линии налоговых правонарушений. Дело в том, что большинство международных договоров выстроено таким образом, что наиболее актуальными статьями для сотрудничества являются отмывание преступно полученных средств и таможенные преступления.

Докладчик заметил, что в зарубежных странах есть четкое различие даже по налоговым нарушениям. Одно дело, если компания не заплатила собственные налоги. Это вопрос налогового планирования, оценочное суждение. Но если на таможне была заведомо занижена стоимость товара, это определенно будет квалифицированно как хищение из бюджета, и иностранные правоохранительные органы будут сотрудничать активнее.

АНАЛИЗ СХЕМ

Далее Олег Попутаровский перешел к рассмотрению конкретных импортно-экспортных схем, применяемых российскими компаниями на практике. Как указал докладчик, сейчас в России рынок импортеров делится на три типа участников:

— «белые», которые импортируют в РФ товары по реальной цене и не используют различные схемы снижения налоговых и таможенных платежей;

— «серые», которые при импорте в Россию используют различные офшорные схемы минимизации платежей (например, занижают или занижают ввозные цены);

— контрабандисты, которые вообще не заявляют реальный товар на таможне, и не перечисляют практически никаких платежей.

Компании, работающие по «белой» схеме, закупают товары у иностранного экспортера (не используя офшор) и ввозят его в Россию по цене приобретения, уплачивая с нее таможенные пошлины. После чего платят еще НДС и налог на прибыль с наценки, возникшей после реализации товара конечному потребителю (российскому дистрибьютору-оптовику). Докладчик отметил, что по такой схеме сейчас в нашей стране работают лишь импортеры отдельных товарных позиций (например, сотовых телефонов). Эти фирмы вынудило отказаться от «серых» и «черных» схем государство действиями по усилению контроля.

Однако по большинству товарных позиций ситуация иная: контроль со стороны государства достаточно слаб, поэтому «белые» фирмы не в силах конкурировать с «серыми», а тем более с контрабандистами. Ведь они при схожей рентабельности продаж могут продавать товар конечному потребителю по более низкой цене за счет неуплаты таможенных и налоговых платежей.

В сем же состоят эти «серые» схемы импорта (а они могут работать и в обратную сторону — как схемы экспорта)? Прежде всего, такие схемы подразумевают привлечение офшорной компании для искусственного изменения цены товара, декларируемого на таможне. То есть от имени офшорной компании приобретается товар у экспортера за реальную цену. Однако в Россию этот товар уже въезжает со снижением реальной цены (офшор получает убыток), либо с увеличением реальной цены (офшор получает прибыль). Все это делается с целью снижения или таможенных, или налоговых платежей. Снижать и те и другие выплаты одновременно могут лишь контрабандисты, которые прямо нарушают закон, поэтому докладчик призвал вообще не рассматривать подобную возможность.

Таким образом, если импортер задался целью снизить таможенные платежи, товар приобретается у собственного офшора по заниженной цене. Например, если цена занижена в два раза, то и таможенные платежи будут уменьшены также в два раза.

При этом импортер столкнется с двумя проблемами. Первая: резкий рост налоговых платежей (ведь формально торговая наценка при занижении ввозной стоимости значительно вырастет, следовательно, возрастут к уплате суммы НДС и налога на прибыль). И вторая: необходимость финансировать офшорную компанию для оплаты последующих поставок товара (ведь офшор получил убыток, следовательно, не может финансировать закупку следующей партии товара).

Как отметил докладчик, полностью решить эти две проблемы законными методами вряд ли возможно – налоговым планированием можно только незначительно снизить налоговую нагрузку. На практике российские импортеры, занижающие ввозную стоимость товара, для снижения налоговой нагрузки используют сеть фирм-«однодневок», оставляя всю наценку на них. Тем самым они уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. Это очень рискованно, поэтому, по словам ведущего семинара, абсолютное большинство таких «серых» импортеров не занимаются импортом самостоятельно.

У импортера всегда есть знакомый таможенный брокер, и реально в РФ товар импортируется сразу на фирму-«однодневку», которая и оформляет на себя грузовую таможенную декларацию. После чего эта фирма продает товар по документам еще два или три раза, прежде чем попадает непосредственно к тому юридическому лицу, которое действительно ведет этот бизнес. И уже эта компания начинает распродавать товары конечному потребителю с минимальной наценкой. А для рефинансирования офшора промежуточные звенья цепочки («однодневки») заключают с этим офшором фиктивные контракты, например на оказание услуг.

Однако некоторые импортеры, напротив, при помощи офшора снижают не таможенные, а налоговые платежи. Этой цели они достигают, завысив ввозную стоимость товара, таким образом, оставляя почти всю сумму торговой наценки за пределами России, в офшоре. При этом у них исчезает необходимость использовать российские фирмы-«однодневки» для незаконной минимизации налогов, так как ни НДС, ни налога на прибыль у импортера при этой схеме не возникает. Однако сумма таможенных платежей значительно возрастает. Кроме того, в подобной схеме работы может возникнуть необходимость рефинансирования уже российской компании-импортера, то есть возвращения денег в Россию.

РАЗОБЛАЧЕНИЕ ОФШОРНЫХ ИЛЛЮЗИЙ

Во второй части своего доклада Олег Попутаровский рассказал об иллюзиях и стереотипах в отношении офшоров, с которыми ему пришлось столкнуться в ходе консультационной и адвокатской деятельности. По словам лектора, такими иллюзиями, к сожалению, пропитан весь российский рынок и банковская среда.

Иллюзия 1: Бенефициар, акционер и директор офшорной компании – вне интересов правоохранительных органов России.

Многие думают, что офшор — это такое юридическое лицо, которое ведет деятельность далеко от России — на Британских Виргинских островах, например. Следовательно, если его «бросить», через какое-то время не останется никаких следов, которые помогут заинтересованным государственным органам в России выявить конкретных физических лиц, управлявших этим офшором и извлекавших выгоду из его деятельности.

Однако это не так. Государственные органы (в том числе правоохранительные) в силу своей компетенции должны и могут заинтересоваться деятельностью нерезидента. Причем не столько самим юридическим лицом, сколько его первым эшелоном: доверенными лицами, руководителями и выгодоприобретателями.

В качестве примера докладчик привел расследование по делу «Юкоса»: по этому делу привлечены, отбывают сроки наказания или находятся на различных стадиях уголовно-процессуальной деятельности более 40 человек. Следствие проанализировало деятельность примерно двух сотен юридических лиц, из них примерно 30 процентов — офшорные компании. По каждой из них выявлены и руководители, и акционеры, и конечные выгодоприобретатели. Таким образом, деятельность офшоров почти всегда оставляет следы, по которым может пройти следствие.

Иллюзия 2: Офшор – панацея от всех рисков и любой ответственности.

Докладчик отметил, что многие предприниматели рассматривают офшорную компанию, как не подлежащую любым преследованиям со стороны российских контролирующих органов: ни уголовному, ни административному, ни налоговому. То же самое дело «Юкоса» доказывает, что это не так. К владельцам и руководству офшора может быть применена даже уголовная ответственность за мошенничество и неуплату налогов, не говоря уж о налоговой и административной ответственности. Также может возникать гражданско-правовая ответственность в виде убытков и недополученной выгоды. В этом офшорная компания, если она начинает работать на территории РФ, абсолютно ничем не отличается от российских резидентов.

Иллюзия 3: Один-единственный офшор способен решить все проблемы с уплатой налогов.

Олег Попутаровский отметил, что ему часто приходилось сталкиваться со следующим мнением: приобретение лишь одной офшорной фирмы способно серьезно снизить налоговые платежи и обезопасить участников схемы. Однако в реальной жизни это невозможно. Работа в экспортно-импортных схемах с офшорной компанией напрямую слишком прозрачна для проверяющих, поэтому приходится выстраивать цепочки из офшорных фирм.

Кроме того, появление дополнительных звеньев в экспортно-импортной цепочке зачастую диктуется иностранным товаропроизводителем, а точнее, аудиторами этих иностранных компаний. Это, как правило, уважаемые публичные компании, которые по умолчанию ставят сделки с офшорами в состав сомнительных операций. То есть подобные сделки не приветствуются в цивилизованном мире, так как могут снизить капитализацию компании. Поэтому российской компании приходится вводить еще одно юридическое лицо между крупным иностранным производителем и офшором, зарегистрированное в какой-то уважаемой европейской стране. А эта европейская фирма уже, в свою очередь, будет поставлять товар офшорной компании для ввоза в Россию.

Олег Попутаровский отметил, что сейчас на практике между иностранным товаропроизводителем и российским импортером может быть до десяти «звеньев».

Иллюзия 4: Иностранным банкам все равно, какие расчетные операции и между какими организациями они будут осуществлять.

Еще одним распространенным заблуждением российского бизнеса является мнение о том, что если российским банкам практически все равно, чьи счета обслуживать, то такая же ситуация и за границей. Однако это далеко не так. Более того, открытие расчетного счета в иностранном банке на сегодняшний день достаточно серьезная проблема — не все иностранные банки согласятся принять к себе российского импортера и работать с ним.

Поэтому при контактах с банкирами стоит запастись максимумом документов, доказывающих респектабельность и реальность вашего бизнеса. Скорее всего, банкиры потребуют раскрыть информацию обо всех учредителях и бенефициарах фирм, которым они открывают счет. Кроме того, представители банка могут даже посетить российский офис компании, ее склады и производства, чтобы собственными глазами убедиться в надежности клиента. В дальнейшем, по мнению ведущего семинара, ситуация для клиентов иностранных банков будет только ужесточаться.

Иллюзия 5: Использование оншора вместо офшора значительно снижает риск.

Ведущий заметил, что также распространено мнение, что если непосредственно с российской компанией по импортно-экспортной схеме работает не офшорная фирма (расположенная на БВО, Сейшелах и т. п.) а оншорная (с местом регистрации в респектабельных юрисдикциях — Голландии, Великобритании, Дании, Люксембурге, США и т. п.), это в корне меняет ситуацию и значительно снижает риск налоговой и уголовной ответственности. А также облегчает возмещение НДС.

Эта иллюзия крайне опасна и неблагодарна. Российские налоговые и таможенные органы в последнее время очень активно сотрудничают с иностранными, особенно с налоговиками США и Великобритании. И если фирма из респектабельной юрисдикции не является добросовестным налогоплательщиком по законодательству этих государств, российским налоговикам об этом очень быстро станет известно. Поэтому такая иностранная компания ничем не отличается от наших российских фирм-«однодневок».

То есть нельзя использовать оншоры вместо офшора без соблюдения процедур, которые установлены в стране инкорпорации. А именно, надо будет вести налоговый и бухгалтерский учеты, сдавать отчетность и платить налоги.

Иллюзия 6: Офшор можно бросить так же, как и российскую фирму-«однодневку».

По словам ведущего, часто встречается ситуация, когда люди приобрели офшор, активно им пользовались, а потом просто бросили его, не ликвидировав в установленном порядке. Не позаботились или просто решили сэкономить на этой процедуре. Однако проблема с проверяющими органами может возникнуть через два-три года, и тогда уже никто не сможет помочь российской компании доказать реальность операций, поскольку в течение длительного времени офшор не выполнял установленных норм и правил страны регистрации.

Иллюзия 7: Никто не будет контролировать движение денежных средств от офшора к бенефициару.

Очень распространено заблуждение, что проконтролировать, кому именно (какому физическому лицу) офшор перечисляет доходы, невозможно.

На самом деле в любых контрольных мероприятиях российских правоохранительных органов первый вопрос — определение выгодоприобретателя, физического лица, в интересах которого организована вся схема. Первое, что делают проверяющие — стараются посредством опроса всех должностных лиц и всех, кто так или иначе имеет сведения о сути экспортно-импортных отношений, определить круг людей, реально контролирующих бизнес.

Причем самой уязвимой точкой для бенефициаров является момент получения дохода или иной личной выгоды. Любые доходы оставляют следы в виде расходов. Выгодоприобретатель офшора не может получить деньги и никуда их не потратить. Любые покупки подозреваемых лиц могут быть исследованы правоохранительными органами на соответствие официально задекларированным доходам. И если выявляются расхождения, это уже может служить косвенным доказательством в суде.

В заключение семинара Олег Попутаровский призвал слушателей серьезно подходить к разработке экспортно-импортных схем с участием офшоров. И осознавать, что в этой деятельности существует множество особенностей, пренебрежение которыми может серьезно повлиять как на успешность бизнеса, так и на свободу и благополучие владельцев этого бизнеса.

Автор статьи — ведущий налоговый консультант, эксперт «ПНП»

Поделиться в социальных сетях:













Перевод бизнеса в Россию может повысить его устойчивость к санкциям и при определенных условиях обеспечить более благоприятный налоговый режим, чем в Турции или в ОАЭ. Но перед принятием решения важно не забывать о деталях, считают партнеры адвокатского бюро NSP Арсен Аюпов и Михаил Халецкий и партнер Gonen Law Office Зихни Гонен

В конце 2022 и в начале 2023 года сразу несколько крупных российских корпораций заявили о завершении процесса перевода (редомициляции) в Россию своих холдинговых компаний. Среди них — телекоммуникационный холдинг «ЭР-Телеком», несколько компаний группы «Интеррос» Владимира Потанина, производитель продукции из мяса индейки ГК «Дамате». 

Владение многими российскими компаниями было исторически структурировано через удобные иностранные юрисдикции. В условиях растущего санкционного давления переезд в Россию стал для них возможностью сохранить управляемость бизнесом и обеспечить более-менее комфортный налоговый режим для себя и своих акционеров.

Под давлением санкций

Возможность переезда в Россию для иностранных компаний существует с момента принятия летом 2018 года серии профильных законов, определивших две территории для «приземления» иностранных компаний: остров Русский в Приморском крае и остров Октябрьский в Калининградской области. 

Однако сначала процесс шел не очень активно, заметно ускорившись лишь в 2022 году. Так, по состоянию на конец 2021 года остров Октябрьский насчитывал 60 резидентов, сейчас — 120, остров Русский — пять резидентов, сейчас их число выросло до 19. 

Причины роста популярности внутренних офшоров вполне объяснимы. В первую очередь это иностранные санкции — как персональные, под которыми оказалось значительное количество конечных бенефициаров российских активов, так и секторальные, ограничившие предоставление бизнесу с российскими корнями трастовых, юридических, бухгалтерских, консультационных и многих других услуг, необходимых для поддержания иностранных компаний.

Во-вторых, проблемой стал отказ многих зарубежных контрагентов, таких как банки и страховые компании, от сотрудничества с бизнесом российского происхождения, даже если оно не противоречит санкционному режиму, а просто создает репутационные или иные риски. Не последнюю роль играет и российское контрсанкционное регулирование, принятое после февраля 2022 года и существенным образом ограничившее транснациональные переводы между Россией и большинством стран, таких как Кипр, Люксембург и Нидерланды, в которых исторически находились российские холдинги. 

Альтернативы российским «островам»

Классическая холдинговая юрисдикция, как правило, соответствует следующим требованиям: гибкая система корпоративного управления, низкое налогообложение для входящих в эту юрисдикцию пассивных доходов (таких как дивиденды или проценты) и исходящих из нее в пользу конечных бенефициаров бизнеса прибылей, слабый или отсутствующий валютный контроль и развитая система оказания финансовых услуг. 

«Дружественные» юрисдикции пока не могут похвастаться полным соответствием этому джентльменскому набору. 

Так, ОАЭ хотя и обеспечивают возможность нулевого налогообложения доходов в Эмиратах и отсутствие налога у источника на доходы, поступающие из Эмиратов за рубеж, но в России продолжают официально считаться офшорной зоной, а действующее между Россией и Эмиратами соглашение 2011 года об избежании двойного налогообложения является слабым, то есть предоставляет налоговые преференции только государствам и их финансовым институтам, оставляя за бортом частный капитал. Из-за этого трансфер прибыли из России в ОАЭ будет, по общему правилу, облагаться в России налогом у источника по ставке 15%, что довольно существенно. Выплата дивидендов из эмиратской компании в адрес российской будет облагаться в России налогом на прибыль по ставке 13%.

Другой альтернативой часто называется Турция. Согласно статистике, опубликованной Союзом палат и товарных бирж Турции, среди компаний с иностранным капиталом, появившихся в 2022 году, первое место заняли компании с российскими корнями — их было создано 1363.

Дивиденды, выплачиваемые из России в Турцию, по общему правилу, будут облагаться в России налогом у источника по ставке 10%. В Турции при соблюдении ряда условий с дивидендов не надо платить местный налог на прибыль, но за их дальнейший трансфер из Турции за рубеж уже взимается налог по ставке до 10%. 

Эти условия проигрывают в сравнении с тем, что предлагает российское налоговое законодательство тем, кто после редомициляции получил статус международных холдинговых компаний. Входящие дивиденды, получаемые такой компанией, облагаются налогом на прибыль по ставке 0% или 5% в зависимости от соблюдения ряда условий. Исходящие дивиденды, выплачиваемые международной холдинговой компанией своим иностранным акционерам, облагаются в России налогом у источника по ставке 5% — при условии, что эта компания является публичной, то есть ее ценные бумаги допущены к обращению на одной из признаваемых российских или зарубежных бирж.

О чем нужно помнить

В ситуации, в которой сейчас оказался российский бизнес, налоговые факторы во многом отходят на задний план, а на первое место по важности выходит предсказуемость правового режима. Даже в случае со многими «дружественными» юрисдикциями сложно прогнозировать, как отнесутся местные регуляторы и финансовые институты к усилению санкционного давления со стороны США или ЕС. Если США введут персональные санкции против конкретного российского лица или корпорации, то это, скорее всего, будет означать прекращение сотрудничества с ним и подконтрольными ему компаниями любых финансовых институтов, даже в «дружественных» странах. В такой ситуации наличие иностранной холдинговой компании только усиливает фактор неопределенности и не страхует от международных рисков. 

При этом, как показывает статистика, та же Турция, несмотря на наличие международных рисков, остается привлекательным местом для компаний с российскими корнями.

Возвращение бизнеса в Россию, конечно, повышает устойчивость к санкциям, но и здесь есть ряд моментов, о которых необходимо помнить. Во-первых, российский правовой режим в данном случае представляет собой дорогу с односторонним движением. Обратная редомициляция за рубеж хотя и допускается законом для ранее переехавших в Россию иностранных компаний, но возможна только с разрешения российского правительства, критерии выдачи которого не раскрываются. Переезд в Россию для международной компании следует рассматривать скорее как переезд навсегда или как минимум на очень долгое время. Кроме того, после редомициляции международная компания будет считаться российским юридическим лицом, а значит, будет нести все соответствующие страновые риски. Поэтому такое решение в большей степени актуально для бизнеса, который полностью или главным образом сосредоточен на России и не имеет значимых активов за рубежом. 

Да и «входной билет» для переезда в Россию не самый дешевый — компания должна взять на себя обязательство инвестировать не менее 50 млн рублей в течение года. Для применения части налоговых льгот международная компания должна исполнить повышенные обязательства: вложить в развитие инфраструктуры региона, в котором она находится, не менее 300 млн рублей в течение трех лет. 

Все эти условия говорят о том, что российские власти видят институт редомициляции скорее как инструмент, предназначенный только для крупных компаний и групп и не адресованный остальному рынку.

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Like this post? Please share to your friends:
  • Для описания логики выполнения бизнес процесса в uml лучше всего подойдет
  • Для построения моделей бизнес процессов получения пп используются подходы
  • Для чего применяется методика data mining в системах электронного бизнеса
  • До какого времени можно выполнять ремонтные работы в многоквартирном доме
  • До какого времени можно производить ремонтные работы в квартире по закону