Детская школа программирования бизнес план

Каким должен быть идеальный класс?

По мнению основателя школы «Алгоритмика» нужно правильно организовать место для проведения занятий в группах до 12 человек, закупить необходимую техника, установить санузел, зону ожидания для родителей и обеспечить комфорт для занятий детей.

Кстати, совсем не обязательно сразу же брать помещение для проведения занятий в собственность, а можно воспользоваться рекомендациями крупной сети, например заключив договор франчайзи. Это существенно упростит процесс открытия собственной школы.

Можно начать с:

  • аренды площадки на территории ТЦ или БЦ

  • почасовой аренды в действующих детских центрах: как правило, они не загружены в выходные дни и вечернее время

  • почасовой аренды в частных школах: им выгодно, что вы приведете новых клиентов + это повысит их позиционирование

  • почасовой аренды библиотек: многие библиотеки трансформировались в современные классы – в них уже есть техника, к тому же, вы приведете в библиотеку новых посетителей, а они могут поделиться с вами своими, у которых уже есть абонемент

  • почасовой аренды коворкингов, в них уже чаще всего тоже есть необходимая для вас техника

Пробуйте разные варианты и выбирайте тот, который окажется наиболее комфортным именно для вас.

Какое оборудование потребуется?

Для проведения занятий необходимы компьютеры по числу учеников (до 12 человек в группе) + проектор с экраном или интерактивная доска.

Большим плюсом для вас будет аренда помещения, в котором уже есть техника (подробнее об этом – выше).

Кстати, совет, если вы будете проводить занятия в помещении без техники: купите Б/У компьютеры (например, на Авито), – это поможет вам значительно сэкономить при стартовых инвестициях!

Какой персонал потребуется для школы?

  • Преподаватели

  • Менеджеры по продажам

  • Администратор/управляющий

Где искать преподавателей и как их обучить?

Предлагаем вам список каналов для поиска преподавателей. Выберите из них подходящий для вас вариант:

1. Сайты по подбору вакансий: hh.ru, superjob.ru и др.

2. Сайты-доски объявлений: Avito, «Из рук в руки» и другие популярные.

3. Специализированные сервисы и приложения: profi.ru, you.do и др.

4. Региональные и городские информационные порталы. Например www.e1.ru. На таких порталах есть раздел «работа», куда вы добавляете своё объявление.

5. Социальные сети. Там можно использовать следующие варианты:

— искать группы по поиску работы и размещать в них объявления о вакансии;

— выложить вакансию на личной странице и попросить друзей сделать репост.

6. Школы:

  • ищем школы в районе, где открываемся;

  • переходим на сайт школы, ищем раздел с преподавателями;

  • ищем учителя информатики;

  • если контакты преподавателей не указаны на сайте, то заходим в группу школы ВКонтакте и вводим фамилию преподавателя в поиске.

7. Стажировка и практика для студентов. Главное не пропустить время, когда студенты в поисках места для практики.

8. Реклама в печатных газетах и журналах. Бесплатные и платные издания, отраслевые журналы.

9. ТВ и радио. Объявление в бегущей строке на местном или рекламном блоке новостей.

Управляющая компания возьмет на себя обучение и дальнейшее сопровождение преподавателей, которых вы наймете: будет проводить тестирование, проф.подготовку, аттестацию и предоставит все необходимые методички и рекомендации для проведения занятий. Вам остается только найти и набрать классных людей в свою будущую команду.

Чему именно мне учить детей и как разработать методологию?

Все уже давно придумано до вас, так что изобретать велосипед здесь точно не придется, потому что у вас уже будет готовая линейка курсов. 11 курсов по программированию для детей от 6 до 18 лет и 4 курса по математике для детей от 8 до 13 лет на любой вкус и пожелания.
В разработке курсов участвует больше 40 человек: методистов, педагогов, психологов, а сам продукт обновляется ежегодно и дополняется новыми курсами.

Все занятия проходят на собственной обучающей платформе, на которой тоже есть все и для преподавателей, и для учеников:

  • Индивидуальный подход к образовательному процессу

  • Статистика успеваемости для преподавателей

  • Сообщество для вдохновения и общения детей

  • Лаборатория для создания проектов

Кстати, вот, что говорят о такой возможности те предприниматели, которые уже попробовали открыть детскую школу программирования в своем городе:

«Я считаю, что качественное образование должно быть доступно каждому ребенку, и открывать такие детские центры в малых городах — очень важная и полезная инициатива. Если вы живете в небольшом городе и думаете, куда бы вложиться, то я на 100% рекомендую именно школу программирования»

Где искать учеников?

1. Обратите внимание на рекламу конкурентов, если они есть, и других детских центров.

2. Подумайте как именно вы будете заниматься онлайн и оффлайн маркетингом, ведь это можно делать самостоятельно, а можно нанять маркетолога или воспользоваться услугами агентства.

3. Определите, кто будет заниматься обработкой входящих заявок: вы самостоятельно, управляющий, администратор или менеджер по продажам.

Как я буду управлять бизнесом и отслеживать количество учеников?

Для этого у вас будут готовые IT-решения для обучения и управления образовательным процессом – LMS (Learning management system) и CRM.

Финансовые показатели

Запуск: 6 недель

Окупаемость: 6 месяцев

Чистая прибыль: от 150 000 руб/мес с одной площадки

«За очень короткий срок можно взлететь от обычного жителя города до владельца школы программирования в своем городе. А еще посмотреть на себя в роли предпринимателя, запустить крутой продукт и понять, как должна функционировать успешная школа, какие процессы в ней протекают и как успевать контролировать все важные детали».

Многим кажется, что открывать бизнес в малом городе – гиблое дело. Про малые города всегда было принято думать, что там все движется намного медленнее, на ваши услуги не будет спроса, а бизнес прогорит, не успев даже толком запуститься.

А что, если есть, как минимум, одна очень дельная идея, которая зайдет в любом городе? Откройте школу программирования и математики для детей от 6 до 18 лет!

Образование в сфере IT с каждым днем становится всё популярнее среди школьников и их родителей. По данным «Известий» – 86% российских подростков считают профессию разработчика крутой, а 74% видят считают, что если ты умеешь программировать – твоя жизнь удалась.

Школа программирования и сотни вдохновленных детей, которые готовятся завоевывать мир будущего с помощью крутых навыков – это то, что точно нужно вашему городу. Открытие бизнеса в малом городе точно имеет свои преимущества, главное — хорошо присмотреться к ним.

Школа программирования

Каким должен быть идеальный класс?

Место для проведения занятий в группах до 12 человек, необходимая техника, санузел, зона ожидания для родителей – убедитесь, чтобы все это обязательно было в вашем помещении.

Кстати, совсем не обязательно сразу же брать помещение для проведения занятий в собственность.

Можно начать с:

  • аренды площадки на территории ТЦ или БЦ.
  • почасовой аренды в действующих детских центрах: как правило, они не загружены в выходные дни и вечернее время.
  • почасовой аренды в частных школах: им выгодно, что вы приведете новых клиентов + это повысит их позиционирование.
  • почасовой аренды библиотек: многие библиотеки трансформировались в современные классы – в них уже есть техника, к тому же, вы приведете в библиотеку новых посетителей, а они могут поделиться с вами своими, у которых уже есть абонемент.
  • почасовой аренды коворкингов, в них уже чаще всего тоже есть необходимая для вас техника.

Пробуйте разные варианты и выбирайте тот, который окажется наиболее комфортным именно для вас.

Какое оборудование потребуется?

Для проведения занятий необходимы компьютеры по числу учеников (до 12 человек в группе) + проектор с экраном или интерактивная доска.

Большим плюсом для вас будет аренда помещения, в котором уже есть техника (подробнее об этом – выше).

Кстати, совет, если вы будете проводить занятия в помещении без техники: купите Б/У компьютеры (например, на Авито) – это поможет вам значительно сэкономить при стартовых инвестициях!

Классы программирования

Какой персонал потребуется для школы?

  1. Преподаватели.
  2. Менеджеры по продажам.
  3. Администратор/управляющий.

Где искать преподавателей и как их обучить?

Предлагаем вам список каналов для поиска преподавателей. Выберите из них подходящий для вас вариант:

  1. Сайты по подбору вакансий: hh.ru, superjob.ru и др.
  2. Сайты-доски объявлений: Avito, «Из рук в руки» и другие популярные.
  3. Специализированные сервисы и приложения: profi.ru, you.do и др.
  4. Региональные и городские информационные порталы. Например, e1.ru. На таких порталах есть раздел «работа», куда вы добавляете своё объявление.
  5. Социальные сети. Там можно использовать следующие варианты:
    — искать группы по поиску работы и размещать в них объявления о вакансии;
    — выложить вакансию на личной странице и попросить друзей сделать репост.
  6. Школы:
    — ищем школы в районе, где открываемся;
    — переходим на сайт школы, ищем раздел с преподавателями;
    — ищем учителя информатики; 
    — если контакты преподавателей не указаны на сайте, то заходим в группу школы ВКонтакте и вводим фамилию преподавателя в поиске.
  7. Стажировка и практика для студентов. Главное не пропустить время, когда студенты в поисках места для практики.
  8. Реклама в печатных газетах и журналах. Бесплатные и платные издания, отраслевые журналы.
  9. ТВ и радио. Объявление в бегущей строке на местном или рекламном блоке новостей.

Учителя и ученики школы программирования

Где искать учеников?

  1. Обратите внимание на рекламу конкурентов, если они есть, и других детских центров.
  2. Подумайте как именно вы будете заниматься онлайн и оффлайн маркетингом, ведь это можно делать самостоятельно, а можно нанять маркетолога или воспользоваться услугами агентства.
  3. Определите, кто будет заниматься обработкой входящих заявок: вы самостоятельно, управляющий, администратор или менеджер по продажам.

Как я буду управлять бизнесом и отслеживать количество учеников?

Для этого есть IT-решения для обучения и управления образовательным процессом – LMS (Learning management system) и CRM.

Финансовые показатели

Запуск: в среднем занимает 6 недель.

Окупаемость: 6 месяцев.

Чистая прибыль: от 150 000 руб/мес с одной площадки.

За очень короткий срок можно взлететь от обычного жителя города до владельца школы программирования в своем городе. А еще посмотреть на себя в роли предпринимателя, запустить крутой продукт и понять, как должна функционировать успешная школа, какие процессы в ней протекают и как успевать контролировать все важные детали.

Пять лет назад Александр открыл «Прогвартс» — школу программирования и робототехники в Перми. Мы узнали, как всё начиналось и с какими трудностями пришлось столкнуться. А ещё Александр дал несколько советов, которые помогут начинающим предпринимателям делать меньше ошибок.

Как появилась школа

Александр по образованию программист. На последних курсах университета в 2012 году он устроился в одну из крупных пермских IT-компаний и успешно строил карьеру. Но кризис 2014 года пошатнул финансовое состояние компании, и Александр стал искать варианты дополнительного заработка. Так он начал совмещать работу и репетиторство, которое затем стало его основным занятием.

В основном он готовил к экзаменам учеников старших классов. Но среди клиентов начали появляться и дети младшего возраста, а к их обучению нужен особый подход. 

В поисках подходящего варианта он наткнулся на Scratch — язык программирования, который создан для детей и подростков. Занятия понравились и ученикам, и ему самому. Тогда родилась идея сделать школу программирования для детей. Название «Прогвартс» появилось сразу же — соединилось программирование и Хогвартс. Но два следующих года школа оставалась лишь идеей.

В 2017 году, когда прошла основная волна экзаменов, Александр спросил себя, хочет ли он быть репетитором всю жизнь. Преподавание нравилось ему и приносило хороший доход, но все же ответ был отрицательным. Тогда будущий предприниматель вернулся к идее создать школу программирования для детей. 

Запуск, запланированный на сентябрь, случился в середине октября. 

Вложения и окупаемость

Для открытия школы Александр продал свою машину и привлек инвестиции за долю в бизнесе — будущий партнёр сначала работал как ассистент, а потом решил вложиться в проект. Итоговая сумма для старта составила 550 000 ₽. 

Александр продолжает привлекать инвесторов, вкладывается в развитие. Его стратегия — капитализация, то есть  расширение бизнеса и увеличение стоимости компании, поэтому деньги выводят только на заработную плату. По последней оценке вложенные на старте 550 000 ₽ уже превратились в 15 млн ₽. Цели окупить вложения за счёт дивидендов не было.

К запуску готовится франчайзинговая компания. Срок окупаемости того бизнеса, который Александр будет предлагать будущим франчайзи, составляет по его подсчетам от 18 до 24 месяцев.

Подбор помещений

У школы два филиала в Перми. Вот правила, которыми руководствуется Александр при выборе помещений:

  • Не выше второго этажа, даже если это офисное здание — ради пожарной безопасности.
  • Средняя площадь учебного класса 30 м2. Группа до десяти человек, комфортно работает в таком классе. 
  • Пешеходный трафик неважен, школа может находиться на второй линии или даже в спальном районе, потому что клиенты узнают о школе из интернета. 
  • В радиусе километра есть 2-3 школы — так родителям удобнее выстраивать маршрут из школы на занятия и домой.

Есть отдельные требования к помещениям и при получении лицензии. Рассказали, когда она нужна, в статье «Лицензия на образовательную деятельность: нужна ли она языковым школам и детским центрам?»

Сотрудники и команда

Оглядываясь назад, Александр понимает, что первым делом стоило найти профессионалов в платной рекламе. На старте партнёры занимались рекламой сами, и на это ушло очень много денег.

Также важно организовать процессы и выстроить команду, которая бы давала результат, и при этом каждый находился на своём месте. Александр уверен, что на старте нужны всего три человека:

  • Таргетолог — привлекает клиентов, создает заявки;
  • Специалист по продажам — обрабатывает заявки и доводит клиентов до продажи;
  • Преподаватель — проводит занятия. 

На старте все эти три задачи выполнял Александр.

«

«Когда ты делаешь абсолютно всё, ты ничего не делаешь качественно».

Бухгалтерией Александр тоже занимается самостоятельно. Сначала он зарегистрировался как ИП и устно договорился с партнёром о разделении долей, а через год они открыли ООО. Вести учёт в ИП и организации помогает Эльба. 

30 дней Эльбы в подарок

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно

При поиске преподавателей для младших школьников в «Прогвартсе» в первую очередь смотрят на софт-скиллы и на умение общаться с детьми. Этому очень тяжело научить. Куда проще объяснить, как собрать модель и запрограммировать её. Поэтому вести уроки может и школьный учитель географии.

Для обучения ребят постарше нужно, чтобы у преподавателя были навыки и знания в айти. А найти таких преподавателей непросто — откликов с hh.ru практически нет. Поэтому стараются искать сотрудников через университеты, приглашают студентов старших курсов. 

Все соискатели проходят интервью. Важно, чтобы подход к работе у сотрудника и школы совпадал. Поэтому нужно правильно ответить на вопрос «Зачем ходить на работу?» — работа должна приносить удовольствие. Сотрудникам должно нравиться ходить на работу, а ребятам — заниматься. И эти процессы взаимосвязаны. 

Все новые сотрудники проходят обучение, чтобы понимать философию компании и оказывать одинаково высокое качество услуг на каждом этапе взаимодействия с клиентами. 

Ценообразование

Один-два раза в год Александр пересчитывает финансовую модель. Закладывает туда новые издержки, учитывает инфляцию и корректирует стоимость услуг. Скоро стоимость обучения увеличится на 10%, но это не самое большое повышение стоимости. 

На старте занятия стоили очень дешево. Они не позволяли покрыть даже постоянные расходы. Часто случались кассовые разрывы, были убытки. Приходилось искать дополнительные средства. В итоге цены повысили на 25%. 

За счёт низкой стоимости ожидали привлечь больше клиентов, но это от неопытности. Цену на занятие назначали опираясь только на свои внутренние ощущения и опыт репетитора, не учитывая расходы на рекламу, аренду и прочее. 

Александр смотрел на цены конкурентов и думал, что к нему за такую же цену никто не придёт. Сейчас он считает такую позицию ошибочной. 

«

«Проанализируйте конкурентов и сделайте цену на 10% выше, чем у них».

Тем, кто только запускает бизнес Александр советует, наоборот, сделать цену выше, чем у конкурентов. Потому что у начинающего предпринимателя много ошибок, а ошибка в бизнесе всегда стоит денег. Вы всё равно сможете кому-то продать свои услуги, а более высокая цена сгладит лишние расходы, которых уже нет у более опытных предпринимателей.

Продвижение

На старте «Прогвартс» много работал с общеобразовательными школами: преподаватели проводили мастер-классы, участвовали в мероприятиях и рассказывали о школе. Но на продажи напрямую эта практика не влияла. С приходом пандемии её прекратили. 

Последний год школа активно сотрудничает с крупным технопарком: вместе проводят хакатоны, мастер-классы и экскурсии. А по выходным устраивают занятия на территории технопарка. Но эти мероприятия тоже скорее для пиара, чем для увеличения продаж. 

Основной приток клиентов приносит интернет-продвижение. Эффективными каналами оказались — Вконтакте и Инстаграм*. 

Продажи онлайн-занятий очень хорошо шли в Инстаграме*, а вот заявки на очные занятия он не приносил, поэтому для них работал только Вконтакте. 

Из-за запрета таргетированной рекламы и блокировки Инстаграма* пришлось переключиться на другие каналы. Заявки стали дороже. 

Для школы сейчас самое время набирать учеников на летний период, а один из каналов перекрыт. Поэтому переключили бюджет на Вконтакте и Яндекс, который до этого только тестировали. 

Конкуренция

Конкурировать за внимание родителей и ребенка приходится не только с другими школами программирования. На самом деле среди конкурентов и школы английского,  и бассейны, и другие детские организации. 

«

«Ниша дополнительного образования для детей высококонкурентна».

«Прогвартс» делает ставку на клиентский сервис. Каждого потенциального клиента школа старается довести до продажи и подобрать максимально комфортные условия по расписанию, стоимости и местоположению занятий. 

Главное для школы — подавать знания так, чтобы детям было интересно, а занятия приносили удовольствие. И это действительно дает результат. 

Работа в пандемию

Это был непростой период, но «Прогвартс» вложился в развитие и даже вырос. 

Абонементы в школу продаются на учебный год, поэтому, когда в марте 2020 года случился локдаун, нужно было придумывать, как сделать так, чтобы ребята всё же закончили занятия. 

«

«В апреле и мае доходов практически не было, мы отрабатывали деньги, которые люди заплатили до этого».

Школа постаралась перевести клиентов в онлайн, но занятия по робототехнике невозможно проводить удалённо — каждому нужны конструкторы. Поэтому такие абонементы замораживали или делали возвраты. 

Пандемия переломила мышление, и помогла понять, что нельзя ориентироваться только на офлайн-бизнес. 

«

«Это было тяжело принять, но в тот момент мы подумали, что надо делать онлайн».

Тогда запустилась реклама онлайн-занятий, и у «Прогвартса» появились первые клиенты со всей России, а не только из Перми. Но с очными занятиями ситуация оставалась сложной.  

Обычно летом в школе проходит городской лагерь. В тот период лагерь не запустился. Но нужно было занять команду, чтобы они продолжали работать, даже если нет продаж. 

Александр привлёк дополнительные инвестиции:

  • на развитие онлайн-проекта, чтобы подготовить занятия для учеников по единому стандарту и обучение для новых преподавателей. 
  • на создание нового филиала, чтобы сотрудники занимались его открытием. 

Так в «Прогвартсе» появились адаптированные к онлайну бизнес-процессы, чёткие регламенты работы и занятия, готовые к масштабированию на всю Россию. 

Рассказываем о сложных вещах незанудно, понятно и с юмором на ютуб-канале

Подписаться →

Влияние нового кризиса

Школе пришлось закрыть все проекты, связанные с инфраструктурным развитием и вложением денег. В мае должен был появиться третий филиал, но теперь его запуск отложен.

«

«Взгляд на стратегическое развитие изменился. Планы пришлось корректировать».

Сфокусировались только на том, что будет приносить деньги в ближайшие месяц-два: маркетинг, продажи и максимальная загрузка действующих филиалов. 

Есть отток клиентов, которого не было в этот период в прошлые годы. Но за счёт вложения денег в маркетинг есть и приток. Это помогает бизнесу оставаться на том же уровне. 

«

«Прикладываем больше усилий, но не растём».

Цены на «Лего» выросли вдвое, поэтому сейчас для открытия нового класса нужно было бы закупать китайские аналоги. Пока школа использует свои небольшие запасы конструкторов и ищет альтернативы сервисам, которые ушли с рынка. 

Как делать меньше ошибок

Александр считает, что на старте бизнеса очень важно иметь наставника, который проходил похожий путь. Даже одна консультация в месяц убережёт от многих ошибок, а значит сэкономит деньги и время. 

«

«Пять лет назад я захотел стать олимпийским чемпионом, у которого нет тренера. Вот и в бизнесе точно так же».

Наставником может быть один предприниматель или несколько специалистов с опытом и экспертизой в разных сферах, с которыми можно советоваться по мере необходимости. 

Сейчас Александр так и поступает. Например, если в компании что-то не так с финансами, то ищет специалиста, который будет пару раз в месяц консультировать его только по финансам. Это обходится намного дешевле, чем финансовый директор в штате. Так же строится работа со специалистами в маркетинге. 

«

«Все ошибки — от отсутствия опыта. Нельзя сразу прийти и начать заниматься бизнесом, чтобы всё полетело».

Опыт важен, но дешевле учиться на чужом, чем зарабатывать свой, потому что ошибка предпринимателя — это всегда потеря денег. 

С этой точки зрения франшизы — хороший выбор. Ответственный франчайзер подскажет, как делать правильно. 

Сейчас «Прогвартс» готовится к открытию франшизы, а Александр записывает курс по обучению партнёров, где делится своим опытом и рассказывает, как правильно запускаться. Часть процессов школа возьмёт на себя, поэтому предпринимателю не нужно будет думать о том, где взять заявки. Его задача будет довести их до продажи и качественно оказать услугу.

Франшизу важно выбрать правильно. Как это сделать, и что будет, если связаться с недобросовестным франчайзером, мы рассказывали в статье «Как открыть бизнес по франшизе с нуля: непростой опыт предпринимателя».

?

Хотите стать героем следующей статьи? Заполните анкету. Мы прочтем ваши истории и пригласим на интервью.

*Соцсети Инстаграм и Фейсбук принадлежат компании Мета, которая признана экстремистской организацией. Её деятельность запрещена в России.

Статья актуальна на 

20.05.2022

Три года назад Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский решили запустить свой некоммерческий образовательный проект по обучению детей программированию игр. Никаких вложений не требовалось, компьютеры были в обычных школах, деньги нужны были только на зарплату педагогам.

Какое-то время партнеры надеялись получить спонсорство от крупных IT-компаний, ориентируясь на опыт западных аналогов. Этого сделать не удалось, зато уже на второй год работы школа получила крупный грант. Денег хватило на то, чтобы закупить 15 компьютеров и выйти на рынок с новым форматом обучения — воркшопами, мастер-классами и курсами для школьников с 1-го по 7-ой классы. Сейчас на шести московских и двух петербургских площадках учатся почти тысяча детей.

В интервью Контур.Журналу Дарья Абрамова рассказала, как развивалась школа и какие факторы повлияли на успех. 

Запуск

Дарья Абрамова и Дмитрий Лоханский познакомились, когда вместе работали в IT-интеграторе Softline. Дмитрий когда-то давно преподавал в университете и теперь задумывался о том, чтобы обучать программированию детей. Сам он стал программистом после того, как начал создавать свои игры, поэтому решил сосредоточиться именно на этой области. Дмитрий поделился идеей с Дарьей, ей она понравилась, и коллеги стали изучать готовые визуальные языки, которые позволяют быстро обучать детей кодингу, и опыт американских некоммерческих образовательных проектов, спонсируемых IT-компаниями.

Самой привлекательной была модель, когда волонтеры приходят в школу преподавать, и партнеры сами пошли в ближайшую к офису школу. Ничего не вышло. Договориться с руководством помогли друзья и по совместительству родители школьников, в итоге Абрамова и Лоханский провели первый урок создания игр для маленьких детей. «Детям очень понравилось, мы были впечатлены количеством эмоций, в конце занятия они кричали: “Даша, Дима, не уходите, давайте еще программировать игры!”», – вспоминает Дарья Абрамова.

После занятий партнеры стали вести свой блог на портале «Хабрахабр», который вызвал отклик у множества людей, — они вызвались вести уроки сами, приходило по 15-20 запросов в день. Для них писались методички о том, как договариваться со школами, как общаться с детьми, как строить учебное занятие.  

Примерами для подражания для «Кодабры» еще на этапе запуска стали CodaClub.org, всемирная волонтерская сеть, спонсируемая европейскими IT-компаниям, и IDTech, платные онлайн- и офлайн-программы для разного возраста. «Мы смотрели, какие инструменты они запускают, что продают, чему учат, какие у них программы и подходы, — объясняет Дарья. – Они помогли нам выбрать, чему стоит обучать и на каких платформах».

Волонтерское движение быстро росло, к середине 2014 года в нем участвовали около 40 человек, занятия проводились в четырех городах — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Волгограде. Возвращаться в офис не хотелось, решено было заниматься проектом дальше, дело оставалось за малым — найти спонсора.

Монетизация

К концу 2014 года Дарья и Дмитрий решили превратить волонтерский проект в бизнес и, пытаясь найти спонсоров, обращались в крупные российские IT-компании, но везде получали отказ. В то время в «Яндексе», «Связном» и Mail.ru работали только с выпускниками школ или студентами, а 1-7 классы, целевая аудитория «Кодабры», их не интересовали. «Российские компании в основном думают о привлечении кадров, — говорит Абрамова. – “Яндекс” тратит деньги на преподавателей, чтобы обучать конкретных детей, Google действует шире — он вкладывает в компании, которые обучают детей, потому что так можно в разы увеличить свой охват». 

В прошлом году «Яндекс» запустил проект «Яндекс.Лицей» для 8-9 классов по обучению одному языку программирования. В проекте участвовало около ста человек. «Google думает на 20-30 лет вперед, поэтому спонсирует компании, которые занимаются обучением детей чуть ли не с трех лет, — добавляет Абрамова. – Программирование меняет мышление, и неважно, войдет ребенок в IT-компанию или нет».

В 2014 году партнеры прошли курсы социального предпринимательства фонда «Наше будущее», где строили финансовую модель «Кодабры», продумывали варианты заработка и продуктов, которые можно запустить, делали презентации, выступали перед экспертами. После завершения обучения бизнес не стартовал, ребята пока не думали об инвестициях и ничего не продавали, все еще надеясь найти спонсорские деньги. Заниматься курсами не хотелось — согласно расчетам выходило, что они будут отнимать очень много сил и не принесут доход. «Все знакомые, которые слышали о «Кодабре» и видели, как мы работаем с детьми, говорили, что мы уже готовы брать деньги за обучение, — вспоминает Дарья Абрамова. – Но мы все время откладывали этот момент».

В начале 2015 года «Кодабра» выиграла грант на $30 000 в премии Google RISE, которая присуждается лучшим некоммерческим компаниям в области компьютерного образования для детей. Основатели отправились на саммит в США, в котором участвовали 37 компаний-победителей. Обсуждались варианты монетизации и проблемы в сфере цифрового детского образования. «Это не помогло нам понять, как продавать или строить продукт, но вдохновило на развитие проекта и желание зарабатывать по примеру множества мировых аналогов», — говорит Абрамова.  

Продажи внезапно запустились благодаря акселератору Высшей школы экономики, где Дарье и Дмитрию сразу дали задачу получить прибыль. Чтобы протестировать продукт, были запущены квесты, мастер-классы и воркшопы. На первый воркшоп удалось продать 40 билетов и заработать 52 000 руб. – больше, чем планировали. С этим форматом экспериментировали до конца лета, сделав воркшопы постоянной частью программы, позже запустили городской лагерь в библиотеке у станции метро «Спортивная» и в конце октября запустили курсы. Появилось три преподавателя, полуторачасовые уроки стоимостью 6 000 руб. проходили в той же библиотеке.

Команда

В команде «Кодабры» 55 человек. Так как бизнес будет масштабироваться в России и в Европе, преподавателей отбирают так, чтобы они могли самостоятельно работать, переезжать в другой город и открывать там школу.

Для преподавателей проводится стажировка, их обучают основным навыкам преподавания, но в первую очередь в кандидатах ценится любовь к IT-технологиям. Если они хорошо ориентируются в предмете, они будут отзывчиво относиться к вопросам и ответственно подходить к подготовке, уверена Дарья Абрамова. «Опыт работы с детьми не требуется, это бы сильно затормозило процесс, — объясняет она. – Нам нужны гики, которые хорошо ориентируются в языках программирования и довольно коммуникабельны. Это не значит, что они экстраверты, они могут быть интровертами, но хорошо взаимодействовать с детьми».

После выхода публикаций о «Кодабре» в «Популярной механике» и «РБК» на компанию нахлынули запросы на франшизу. Сейчас на стадии подписания несколько договоров, 150 запросов на франшизу еще даже не обработаны. «Мы несколько замедлили процесс, выбрали нескольких потенциально надежных партнеров, будем пробовать запуститься, — говорит Абрамова. – Запрос от региональных партнеров — это не запрос от конкретных родителей, которые готовы за это платить. Я вижу, что возникнут такие сложности, и запрос нужно будет формировать. чтобы бизнес развивался, а не существовал на ста клиентах. В Москве сейчас не все клиенты созрели для подобных продуктов».

Обучение

По словам Абрамовой, любому ребенку можно помочь запрограммировать его первую игру. И хотя одним проще дается графика, другим написание кода, а кто-то лучше разбирается в логических связях, дети все равно доводят задачу до конца. Соотношение мальчиков и девочек на курсах составляет в среднем 70% на 30%, в некоторых группах — 80% на 20%.

Для обучения используются визуальные языки программирования, которые позволяют получить быстрый результат благодаря готовой библиотеке персонажей и фонов. Для обучения детей младшего возраста используются Scratch, который содержит понятные, переведенные на русский язык команды. Для тех, кто еще не умеет читать, обучение ведется в Minecraft. В эту платформу встроено много модулей для обучения детей разным школьным предметам. Minecraft позволяет учить детей логике, математике, технике и креативности, не погружая их в новую среду, как Scratch.

Старшие дети учатся программировать на профессиональных игровых платформах, например, Unity, которые позволяют использовать куски кода, готовые библиотеки и разработанных героев.

«Дети могут быстро получить результат, потому что возьмут половину готового, но научатся работать в профессиональной программе, — говорит Абрамова. – Их очень впечатляет, что, когда мы идем на конференцию или фестиваль для профессиональных разработчиков, они могут поддержать разговор, посмотреть исходный код игры и разобраться в нем».  

Все дети подключаются к группе во «ВКонтакте» Codabra Coding Club. Общение продолжается и после того, как они заканчивают курсы: дети делятся наработками, иногда совместными, команда приглашает их на фестивали, конкурсы, гейм-джемы.

Курсы обновляются ежемесячно, каждую неделю обсуждаются занятия. Но основательно программа меняется раз в год.

Результаты

«Навык компьютерной грамотности стоит давать всем, чтобы дети быстро и просто решали разные задачи с помощью цифровых технологий, -– уверена Дарья Абрамова, — и чтобы создатели iPhone не казались им нереальными — это обычные люди, обладающие знаниями в технической сфере».  

«У родителей есть некое понимание IT, которое передается детям, — считает она. – Этот паттерн нужно менять и рассказывать, почему круто уметь хотя бы немножко программировать. Я стараюсь бороться с предвзятостью, исходя из того, что детям нравится делать. Любое их занятие можно совместить с программированием, чтобы они создали свой цифровой продукт. Это могут быть не только игры, но и анимация и дизайн».  

При создании своей игры нужно держать в голове до ста элементов и понимать, как они взаимодействуют, — в результате у учеников подтягиваются логика, математика, программирование и простейшие навыки компьютерной грамотности, такие как работа с программами, перемещение из папки в папку, использование flash-накопителя.

«Minecraft развивает навыки информатики, математики и физики и позже выводит их за рамки игры, Scratch позволяет детям экспериментировать, а Unity поднимает школьников 11-12 лет на уровень настоящих программистов», — описывает результаты Абрамова.

Рынок

За последние три года IT-компании гораздо чаще выдают интересные школьные проекты. Например, есть такие, которые учат отслеживать и прогнозировать погоду, свою школу IT развивает Samsung, оживляют ситуацию и различные конкурирующие платформы. Несмотря на это, рынок пока далек от насыщения. «Раньше существовали локальные проекты, в домах детского творчества обучались в Turbo Pascal, — сравнивает Абрамова. – Никто не обучал детей массово, как начали делать это мы, и поэтому, когда мы стали об этом писать на Habrahabr, люди впечатлились этой идеей».

Курсы «Кодабры» не сильно изменились с момента запуска. Новых продуктов в виде системных мастер-классов, квестов или уникального онлайн-формата за это время не появилось, признается Абрамова.

Рынок обучения детей программированию долгое время был занят локальными компаниями, и «Кодабра» тоже выросла из этого формата. Теперь основатели школы надеются масштабироваться внутри страны и в Европе.

Волонтерское движение «Кодабры» развивается: в нескольких городах проводятся бесплатные занятия, популяризирующие технологии. У волонтеров стандартная программа в разных городах, но она зависит от возраста.

В ближайшее время «Кодабра» планирует запустить курсы в Екатеринбурге, в 2018 году предприниматели примутся за тестирование мастер-классов в Европе. Также есть идея заняться организацией семейных лагерей за границей с посещением IT-компаний.

В конце декабря стартуют продажи видеокурса для детей по созданию компьютерной игры-шутера.

Продвижение

Популяризирующие занятия в школах косвенно влияют на продажи, но меняют отношение к бренду. Основные каналы привлечения клиентов — реклама в соцсетях, контекстная реклама, паблики и сарафанное радио, которое дает почти треть органического трафика.

Основная проблема сопряжена с поиском преподавателей. Важно, чтобы они обладали целым набором компетенций: были близки компании по духу, серьезно относились к работе, хорошо разбирались в IT, понимали суть программы и подстраивали ее под детей.

Детей водят на экскурсии в IT-компании, устраивают им гейм-джемы, фестивали, они представляют собственные игры на конференциях. «Получается сложный и дорогой продукт, с которым можно выйти не во все регионы, к тому же нужно работать с негативным отношением родителей, которые далеки от ресурсов, которые мы используем, — объясняет Абрамова. – Мы не можем масштабироваться быстрее из-за специфичности продукта, длительного поиска подходящих людей и площадок».

Осенью 2016 года «Кодабра» начала проводить занятия по программированию в офисе Mail.ru. Помещение им предоставили безвозмездно, но при условии, что дети сотрудников смогут учиться в школе бесплатно.  

Часть заработанных за счет курсов и лагерей денег была вложена в проведение Digital Fest for Kids and Teens — цифрового фестиваля для детей и их родителей. На аренду площадки в Digital October ушло 300 000 руб., еще 700 000 руб. было потрачено на организацию, покупку оборудования и продвижение. Мероприятие посетили 800 человек при стоимости входного билета 1 200 руб.

Сразу после Digital Fest компания провела фестиваль для детей сотрудников Сбербанка. «Мы хотели показать детям, как много всего можно делать в юном возрасте, не дожидаясь, пока тебя чему-то научат в университете, — говорит Абрамова. – Сейчас есть технологии, которые позволяют делать интересные проекты. Здесь ты можешь познакомиться с теми, кто делает что-то сам, изучает VR, пишет свои игры».

На фестивале за один день можно попробовать создать сайт, игру, приложение, робота, задать вопрос разработчикам, надеть VR-очки. Более взрослые дети могут познакомиться со сверстниками, узнать, какие стажировки можно посещать в 14-16 лет, какой вуз лучше выбрать и какой язык изучать, получить контакты разработчиков Mail.ru, «ВКонтакте», «Яндекса». «Для родителей это повышение их грамотности, потому что они слышат слова «блокчейн» и VR, но ничего не понимают, не могут объяснить детям и сами боятся, — добавляет Абрамова. – Наша задача — объяснить им, как можно обучать детей с помощью технологий».

По словам предпринимательницы, часть преподавателей школы сама изучила программирование и хочет пойти в разработку игр. Для них «Кодабра» — один из этапов, возможность организовывать для детей экскурсии в IT-компании и получать экспертность с точки зрения программ. Такую возможность дают компании-разработчики игр Crazy Panda и «Иннова», которые поддерживают связь с «Кодаброй».

Среди других партнеров школы — Сбербанк, QIWI, Mail.ru, Высшая школа экономики, ЭТМО, технический университет в Санкт-Петербурге, также планируется партнерство с IBM.

Основная деятельность: услуги по консультированию и обучению компьютерным технологиям.

Расположение компании: спальный район города, кабинет в детском центре (дворец творчества юных) площадью в 25 кв. м. Форма собственности – аренда. Подтверждающая документация – договор ренты.

Режим проведения занятий: ежедневно проводится по 4-5 занятий с клиентами по группам из 5 человек.

Предлагаемые услуги:

  1. Детская анимация на компьютере (от 5 до 7 лет).
  2. Обучение основам пользования компьютером для людей от 55 лет.
  3. Введение в программирование для подростков (от 9 до 14 лет).
  4. Обучение компьютерной грамотности для детей (от 7 до 10 лет).

Форма юридической регистрации: ООО, так как в дальнейшем планируется расширение и получение лицензии на дополнительное образование взрослых и детей.

Налогообложение: УСН.

Прейскурант на услуги:

  1. Детская анимация на компьютере – 3 занятия в неделю по 40 минут, оплата за 1 занятие – 250 руб., за месяц – 2 700 руб.
  2. Обучение основам пользования компьютером для людей от 55 лет – 2 занятия в неделю по 60 минут, оплата 1 занятия – 150 руб., за месяц – 1 100 руб.
  3. Введение в программирование для детей – 2 занятия в неделю по 45 минут, оплата 1 занятия – 250 руб., за месяц – 1 750 руб.
  4. Обучение компьютерной грамотности для детей – 2 занятия в неделю по 40 минут, оплата 1 занятия – 200 руб., за месяц – 1 500 руб.

Оплатить можно одно занятие или сразу 8 (за месяц). Для клиентов, которые оплачивают сразу 8 занятий, действует скидка, что отражено в прейскуранте.

Планируемые расширения

Работать курсы будут без лицензии в виде развивающего кружка для детей младшего возраста. Получение лицензии планируется через 1 год на дополнительные обучающие курсы:

  • Бухгалтерские курсы с обучением работе на 1С.
  • Курсы для медсестер – автоматизация в медицине.

Для реализации планируются следующее действия:

  • Аренда отдельного помещения в спальном районе города площадью минимум 40 кв. м.
  • Оснащение помещения согласно требованиям.
  • Составление учебного плана на год.
  • Получение разрешения от санэпидемстанции и пожарной службы города.
  • Подача пакета документов в местный департамент образования.
  • Оплата госпошлины на лицензирование дополнительной образовательной деятельности в размере 6 000 руб.

Отследить, на каком этапе находится рассмотрение заявления на лицензию, можно на сайте государственного .

Планируемые расходы

В детскую компьютерную школу планируется вложить следующие средства:

Уменьшить прайс на расходы возможно, если исключить дизайн и ремонт помещения. Но так как предполагается работа с детьми, то визуально кабинет должен оформляться соответствующе. Ремонтные работы рекомендуется провести перед открытием, так как в дальнейшем во время процесса придется прерывать работу и останавливать кружки. Это повлияет на рентабельность и сократит число клиентов.

Статья расходов на поддержание проекта в первый месяц работы предусматривает зарплаты учителям, арендную плату за помещение. Эти деньги можно вносить постепенно.

Планируем каждый этап реализации

Реализация проекта возможна за два месяца. Открытие планируется на 1 сентября, поэтому начало проекта намечается на 1 июля. Каждый этап расписывается на конкретные даты, так будет проще контролировать процесс и время.

Мебель приобретается согласно дизайнерскому проекту. Компьютеры подойдут не с самыми высокими системными требованиями, так как планируемые к установке программы не требуют этого. Поскольку работа предполагается с детьми, то необходимо продумать безопасность каждого рабочего места. Проводка должна быть спрятана, вилки закрыты в специальные коробки.

Для занятий с детьми в виде дополнительного кружка с компьютерным уклоном арендуется кабинет в детском центре. Так как работа планируется одновременно с пятью детьми, то достаточно небольшого помещения площадью от 15 кв. м. Если в городе нет возможности арендовать помещение в детском учреждении, выбирается отдельное помещение в спальном районе рядом с крупными торговыми центрами, школами и детскими садами.

Чтобы группы не пересекались, время каждого кружка планируется, и составляется единый график. В день кабинет сможет принять до 6 групп детей. Детям младше 7 лет выгоднее посещать занятия в выходные или среди недели в вечернее время, школьники опрашиваются пожеланию. Одну школьную группу можно поставить на дообеденное время, вторую – после 17.00. Взрослая группа может заниматься в дневное время.

Для организации кружков приобретается мебель:

  • Стол компьютерный (простой в виде парты), 5 шт., – 15 000 руб.
  • Стеллажи с полками, 2 шт., – 12 000 руб.
  • Стулья, 7 шт., – 3 000 руб.
  • Книги по компьютерной анимации, программированию – 15 000 руб.
  • Интерактивная доска Mimio Board ME-78 – 47 000 руб.

Итого на закупку мебели и доски в небольшой класс на 5 учеников понадобится 92 000 тыс. руб. Сумма может меняться в зависимости от качества мебели и модели интерактивной доски. Стоимость последней приведена для примера. Наш бизнес-план рассчитан на минимальные вложения.

Закупка техники

Для работы компьютерных курсов в небольшом кабинете на пять учащихся необходимо приобрести следующее оборудование:

  • Компьютеры (5 шт.) – 250 000 руб.
  • Мышки и клавиатуры в комплекте (5 шт.) – 4 500 руб.
  • Принтер лазерный со встроенным сканером – 45 000 руб.

Итого, на оборудование небольшого компьютерного класса потребуется 299 500 руб. Всего на мебель и компьютерное оснащение нужно потратить 391 500 руб. Эти вложения разовые и в дальнейшем будут только приносить прибыль.

Нанимаем кадры

От опыта и знаний ваших преподавателей будет зависеть количество учеников на курсах. Так как курсы планируются для детей, то персонал можно поискать среди работающих учителей информатики и программирования. При выборе кадров важно учитывать некоторые особенности:

  • У педагога должно быть желание изучать все новое. Дети должны получать на занятиях неустаревшую информацию.
  • Педагог должен хорошо ладить с детьми и иметь опыт работы со школьниками и дошкольниками.
  • Дополнительное образование детского психолога приветствуется.

Для небольших курсов рекомендуется нанять штат из следующих сотрудников:

  • Администратор (1).
  • Педагог (2).
  • Бухгалтер (1, возможен аутсорсинг).
  • Уборщица (1, возможен аутсорсинг).

Большая ошибка начинающих предпринимателей – нанимать на работу одного преподавателя. В штате должно быть минимум два сотрудника, так как возможны подмены и прочие непредвиденные случаи. Роль администратора можно выполнять самостоятельно, в дальнейшем в штат нанимается отдельный человек. В его обязанности входит работа с клиентами лично и по телефону, координация учебного процесса. Бухгалтер нанимается приходящий на 1-2 часа в неделю. Должность необходима для правильного расчета и сопровождения финансовой документации в компании.

В качестве дополнительного персонала нанимается уборщица, которая будет приходить на 1 час вечером перед закрытием кабинета.

Затраты на оплату и взносы в различные фонды рассмотрим ниже в таблице:

В месяц на заработные платы сотрудникам и взносы нужно выделять 128 000 руб. Первый месяц эту сумму можно будет взять из общей сметы. Со второго месяца планируется выйти на самофинансирование, так как конкурентов в ближайших районах нет. При наличии конкурентов выход на самофинансирование возможен через 5–6 месяцев и зависит от маркетингового плана. Нагрузка на одного педагога приходится по 1-2 часа в день. С увеличением клиентов и нагрузки размер заработной платы увеличивается.

Первое время персонал нанимается в качестве совместителей, но к окончанию первого года работы необходимо иметь в штате хотя бы двух постоянных работников с педагогическим образованием. В противном случае получить лицензию невозможно.

Какие ежемесячные расходы ожидать

Чтобы рассчитать рентабельность компании, необходимо знать ежемесячные траты. Они включают следующие пункты:

  • Заработная плата сотрудникам и выплаты в различные фонды – 128 000 руб.
  • Аренда помещения + коммунальные платежи – 25 000 руб.
  • Хозяйственные нужды (закупка бумаги для принтера, фотобумаги, заправка картриджей, покупка блокнотов, ручек) – 15 000 руб.
  • Непредвиденные расходы – 15 000 руб.
  • Амортизация компьютеров и мебели – 10 000 руб.

Итого, в месяц на организацию компьютерных курсов в небольшом кабинете понадобится 193 000 руб. Процентное соотношение расходов в месяц представлено в виде графика:

На графике видно, что 66,3% ежемесячных трат приходится на заработные платы сотрудникам. Поэтому данный вид бизнеса выгодно организовывать самим педагогам-программистам. Так вы сможете с первого месяца получать прибыль в виде заработной платы. Также рекомендуем отдать бухгалтерию и уборку на аутсорсинг, это поможет сэкономить.

Окупаемость проекта

При эффективной работе рекламы и быстром наборе двадцати групп из 5 человек каждая, компания будет приносить в месяц в среднем 250 000 руб. Из них ежемесячные расходы составляют 193 000 руб. Оставшаяся сумма составляет 57 000 руб. Эта сумма будет делиться на несколько частей:

  1. Основной фонд компании – 20%.
  2. Возврат инвестиций – 40%.
  3. Расширение производства – 30%.
  4. Амортизация и непредвиденные расходы – 10%.

При таком разделении на возврат вложений ежемесячно будет уходить 22 800 руб. Инвестиции в проект были в размере 965 000 руб. Окупаемость в среднем составляет 3,5 года. При таких вложениях проект выйдет на самофинансирование на 2-й месяц, поэтому вкладывать дополнительные средства не понадобится. К концу первого года планируется использовать накопленные средства из основного фонда и статьи расширения и получить лицензию. С момента открытия платных официальных обучающих курсов появятся возможности участвовать в государственных аукционах и получать доход в 20-30 раз выше.

Реклама

Так как первоначально проект планируется как кружок с компьютерным уклоном без получения лицензии, то важно вовремя подмечать все новшества в информационных технологиях и предлагать своим клиентам самые свежие знания. Для привлечения клиентов предлагается провести следующие программы:

  • Создать и раскрутить группу в социальных сетях – 50 000 тыс. руб.
  • Распечатать и раскидать листовки по ближайшим группам в детских садиках и классам в школах – 20 000 руб.
  • Предложить первое пробное занятие бесплатно.
  • Скидки на оплату за весь месяц целиком.
  • Предложить скидку в 20% для детей из многодетных семей и мам-одиночек.
  • Организовать праздничный день открытых дверей с небольшим представлением роботов. Пример: для акции привлекаются учащиеся местного робототехнического кружка со своими работами.

В итоге

Для организации курсов без лицензии в кабинете крупного детского центра уйдет минимум 965 000 руб. В эту сумму включены ежемесячные траты за первые четыре недели в размере 193 000 руб. Без получения лицензии бизнес будет окупаться в течение 3 года и 5 месяцев, так как доходность будет слишком маленькой. Рентабельность в итоге составит не более 4%, поэтому открывать курсы без дальнейшего планирования получения лицензии нецелесообразно. Выгоднее организовать малый-бизнес, имея образование педагога-программиста. В этом случае получится сократить ежемесячные расходы, а вы сможете получать доход в виде зарплаты.

При получении лицензии можно участвовать в государственных программах и получать прибыль в размере от 350 000 руб. в месяц. Но для этого необходимо накопить основной фонд компании и средства на расширения. Ускорить процесс можно, привлекая дополнительных учредителей.

Итак, все практически готово и осталось только дождаться клиентов. В современном мире мало вложить душу в свой проект. Даже если вы все сделаете на высоком уровне, ваша клиентская база будет расти очень медленно ввиду того, что мало кто знает о том, что вы открыли школу программирования для детей. Поэтому нужна грамотная маркетинговая кампания.

Проводить ее можно как онлайн, так и офлайн. Рассмотрим оба варианта. Маркетинговая офлайн кампания включает в себя подготовку бумажных объявлений, проведение бесплатных уроков в близлежащих школах, флайеры, реклама на радио и ТВ. Иногда представители детских школ и кружков посещают родительские собрания 1 сентября с целью охвата как можно большей аудитории. Здесь можно кратко рассказать о программе и раздать флайеры.

Маркетинговая кампания в интернете заключается в первую очередь в создании своего собственного сайта, который будет рассказывать посетителям обо всех преимуществах школы, а также давать подробную информацию о формах и форматах обучения, программе подготовки, преподавателях.

Большой сайт для рекламы школы не нужен. Зачастую достаточно сайта-визитки. После создания собственной страницы в интернете, необходимо задуматься о том, как ее продвигать. И здесь есть два варианта – SEO и покупка рекламы в поисковых системах. Причем оба подхода не противоречат друг другу, то есть вы сможете одновременно продвигать сайт в поисковых системах и покупать рекламные места в Яндекс и Гугл.

Для SEO продвижения сайта обычной визитки недостаточно. Вам потребуется написание контента под определенные запросы пользователей, чтобы они могли узнать о вашем сайте и школе. Поэтому можно дополнительно создать блог, на котором размещать полезные и интересные материалы о детском программировании.

И еще один важный момент – SEO вряд ли даст быстрый результат (если только в вашем регионе по всем запросам пользователей низка конкуренция). Поэтому рекомендуется комбинировать рекламу и продвижение в поисковых системах хотя бы первое время, пока блог не станет популярным.

Большую роль сегодня играют и социальные сети. Школа обязательно должна быть представлена в тех из них, где может потенциально находиться целевая аудитория. Например, это Instagram, Facebook или YouTube. Ведение социальных сетей – важный этап маркетинговой кампании. Для этого часто нанимают SMM специалиста, который будет раскручивать профиль или канал на YouTube для охвата большей аудитории.

Сегодня родители понимают, насколько же важно подготовить ребёнка к взрослой жизни, за счёт формирования у него нужных жизненных навыков. Традиционная система образования в этом плане оказывается недостаточно эффективной.

Если представить себе, каким должен быть ребёнок, реализовав себя к 25 годам, то становится понятно, какие качества нужно развивать в нём уже сейчас, пока ему ещё 7-16 лет

Причём отечественный менталитет приучает нас не экономить на детях, отдавая им самое лучшее из того, что они могли бы получить. Создание центра по обучению детей полезным навыкам могло бы быть крайне востребованным и приносить неплохую прибыль.

Для начала стоит понять, что все навыки условно разделяются учёными на soft skills («гибкие») и hard skills («жёсткие»).  

Soft skills – те социальные навыки, которые помогают решать повседневные задачи: лидерство, уровень коммуникации, эмоциональный интеллект и т.п. Их нельзя освоить сразу на курсе тренингов. Такие навыки формируются всю жизнь, поэтому закладывать основу для них важно с самого детства.

Они нужны каждому ребёнку, ведь помогают ему стать успешным независимо от профессии, выбираемой в будущем.

Детские психологи советуют обратить внимание на развитие вот этих навыков:

  1. желание и умение учиться;
  2. внимательность и умение концентрироваться;
  3. логика;
  4. критическое мышление;
  5. пространственное мышление;
  6. коммуникативные навыки и умение работать в команде;
  7. творческий подход к решению задач;
  8. эмоциональный интеллект;
  9. тайм-менеджмент и самоорганизация;
  10. лидерство, упорство в достижении цели, сила воли;
  11. умение обрабатывать разные источники информации;
  12. межкультурная открытость.

Hard skills – это узкоспециализированные навыки. Они нужны для определённой работы, чтобы закрывать конкретные задачи. Например, умение писать код на Java Script или анализировать финансовый потенциал определённого бизнеса.

Обучение ребёнка подобным навыкам может быть обоюдовыгодным для всех участников процесса: родители увеличивают шансы, что их ребёнок добьётся успеха, ребёнок получает полезные знания, а владелец учебного заведения неплохую прибыль

О том, кто уже предоставляет подобные услуги в России

Разумеется, предприниматели отлично это понимают. Разберём конкретные примеры заработка на обучении детей:

1) Kinder MBA

Возраст детей: от 5 до 17 лет. Стоимость обучения: 12 тыс. рублей за месяц. Школа для развития бизнес-мышления и навыков предпринимательства. В основе обучения система Бенджамина Блума: деловые игры и реальные кейсы для инвестирования. Программа включает в себя 24 модуля и 4 ступени: Kids, Start, Pro и Foundation.  

Заканчивая очередную ступень, ребёнок защищает свой проект перед экспертной комиссией, в которую могут входить преподаватели МГУ. Старшеклассникам даже позволено создавать полноценные стартапы. Их погружают в углублённое изучение digital-маркетинга и управления финансами.

2) Kids MBA

Возраст детей: от 6 до 17 лет. Стоимость зависит от возраста. К примеру, дети 6-10 лет: от 6000 рублей в месяц.

Бизнес-школа, которая расставляет акценты обучения на 3 направления:

  • финансовая грамотность;
  • структура любого бизнеса;
  • soft skills.

Есть основные курсы: «Инвестиции», «Как сделать бизнес», «Всё о деньгах» и рад дополнительных, например, «Ораторское искусство». Также есть возможность записаться на пробный урок.

3) Junior LIVE, проект бизнес-школы «Сколково»

Возраст детей: от 14 до 17 лет. Стоимость зависит от программы: частным ученикам – 150 000 рублей в месяц, «дипломникам» «Сколково» — 127 000 рублей в месяц.

Это трёхмесячный курс, который позволяет ученикам запланировать своё развитие на ближайшие 10 лет. Им помогают определиться с вузом, установить вектор профессионального развития, научат обрабатывать информацию и разовьют коммуникативные навыки.

Здесь ученикам дают понимание, какие профессии будущего возникают на рынке труда, рассказывают о построении успешной карьеры в современном мире.

4) Школа «Основатель»

Возраст детей: от 6 до 14 лет. Стоимость зависит от программы и её сложности. В среднем примерно от 20 000 рублей в месяц.

Детей обучают основам экономики и предпринимательства. Рассказывают о стратегиях достижения успеха, лидерских качествах и основах управления коллективом. Школа усиленно социализирует детей, а также прививает им основы актёрского мастерства.

5) Boss Kids

Возраст детей: от 7 до 18 лет. Стоимость: 9800 рублей в месяц.

Школа финансовой грамотности от выпускников МГУ и НИУ ВШЭ. Здесь дети зарабатывают «местную» валюту, правильно выполняя задания. Занятия организовываются в группах по 4-6 человек и проходят в игровой форме. Здесь также есть работа с кейсами и защита проектов.

6) CODDY, школа программирования

Возраст детей: от 10 до 15 лет. Стоимость: 6000 рублей в месяц.

В школе рассказывают, как выбрать и проверить гипотезу прибыльного стартапа, как найти инвесторов, клиентов, отработать возражения и собирать команды. Также здесь учат программированию на самых популярных языках. Обучение проходит через наставничество от успешных предпринимателей, некоторые из которых широко известны в медиа.

7) Startup Academy Junior 

Возраст детей: от 14 до 17 лет. Стоимость: от 30 000 рублей в месяц.

Ещё один проект «Сколково», который ведут преподаватели оттуда. Он также развивает у детей навыки предпринимательства, маркетинга, понимание цифровых технологий и построения карьеры в современном мире. Участники управляют проектами и проводят хакатон. По итогам обучения «Сколково» выдаёт гранты на развитие самых интересных проектов.

О том, как заработать на обучении детей профессиональным навыкам на примере детских школ программирования «КодКласс» Игоря Закоморного и Ксении Котельниковой.  

Первым бизнесом Игоря Закоморного был интернет-магазин детских игрушек с оборотом более 1 млн рублей в месяц. На волне успеха предприниматель пошёл изучать программирование в МГТУ им. Баумана и осознал, насколько же его школьные знания далеки от прикладных навыков.

В школах до сих пор изучали Basic и писали коды, практического применения которым, просто не было. Даже обучаясь самостоятельно по видео из интернета, можно было получить больше пользы, чем от школьного образования.

Однако, где есть проблемы, там есть и бизнес-возможности. Глядя на растущий рынок в США, Игорь решил создать свою школу программирования для детей. За основу взял западную «проектную» систему. Не просто обучение, но и работа над конкретным проектом, приносящим пользу.

Как признаётся Игорь, «любому ребёнку в 12 лет хочется написать свою игру и похвастаться ей перед друзьями».

Осенью 2016 года Игорь познакомился с Ксенией Котельниковой, которая стала его бизнес-партнёром. У Ксении был богатый опыт в проведении детских мероприятий.

Партнёры приняли решение стартовать максимально быстро. За месяц было собрано 130 учеников, которых распределили на три группы. Чтобы найти детей, были привлечены специалисты по онлайн-маркетингу с фриланса. Сумма рекламных отчислений составила 80 000 рублей.

В ноябре под брендом «КодКласс» появилось сразу 2 точки. Их взяли в почасовую аренду. На их оформление, аренду и открытие ушло ещё 70 000 рублей.

Остальные расходы, например, зарплата преподавателя покрывались суммами с каждого мероприятия.

Первые 2 месяца Игорь называет «тестом аудитории и рынка». Продукт отлично зарекомендовал себя и показал, что он востребован. Родители оставляли положительные отзывы. Дети с восхищением ходили на занятия. Всем было ясно, для чего это нужно, и все были счастливы.

В январе 2017 года проект было решено масштабировать. В него было вложено ещё 500 000 рублей из той суммы, которую Игорь заработал с интернет-магазина. Теперь общее количество учеников уже достигло 150 человек в 5 школах по разным районам столицы.

К весне предприниматели уже задумались о создании 20 школ. Однако, для этого нужны были инвестиции, и Игорь с Ксенией стали устраивать по 2-3 встречи в день с инвесторами, которых находили через Facebook.

Иногда они просматривали данные о свежих сделках и о покупке бизнесов. Это помогало выходить на компании или на частных инвесторов, которых мог бы заинтересовать их проект.  

За 2 месяца определилось 3 итоговых инвестора, из которых Игорь и Ксения выбрали одного, который и получил долю в проекте.

Игорь признаётся, что на встречах обычно показывал презентацию проекта и объяснял бизнес-модель. В большинстве инвесторы были открыто настроены на личную встречу и оставались довольны проектом, однако, выгодные условия удалось получить лишь от нескольких.

Уже к сентябрю 2017 года «КодКласс» набирал учеников в 25 школ, из которых 20 стартовали впервые. Всего было набрано около 750 детей.

Впервые основатели столкнулись с негативом. Первая причина была в трудностях управления, например, своевременных уведомлениях о переносе занятия. А вторая – в недостаточном количестве квалифицированного персонала. Оказалось, что найти хороших педагогов для 25 школ крайне непросто.

Следствием так и не разрешённых проблем стал массовый отказ от продления абонементов. Если раньше школа могла похвастаться, что 95% учеников продолжают обучение здесь, то теперь таких насчитывалось только 70-75%. 

Игорь раскрывает один из секретов данного бизнеса. Он говорит, что привлекать учеников в Москве – дорогое занятие, проще стараться удержать тех, кто уже пошёл на курсы. Так выходит значительно дешевле.  

Чтобы исправить ситуацию с оттоком учеников, руководители школы взялись за разработку единого регламента и инструкций, а также донаняли административных сотрудников, следящих за расписанием вверенных им школ.

Появился рейтинг оценки преподавателей с точки зрения «возвратности клиентов». Тех, кого покидало большее количество учеников ждало увольнение и замена. Суровая мера принесла результат, и проблема стала исправляться.

Игорь и Ксения поняли ошибку и начали выстраивать систему массового рекрутинга, а заодно и обучения персонала. Теперь, работая по выходным, преподаватели могли зарабатывать до 30 000 рублей в месяц, что привлекало многих и позволяло отбирать лучших. На пути к заветной должности кандидаты проходили трёхэтапный отбор.  

Обучение было построено по принципу симуляции. В качестве детей играла группа взрослых (15 человек), которым выдавались индивидуальные роли: «непоседа», «задающий вопросы» и т.п. В таком формате вести «урок» даже сложнее, чем с реальными детьми.

Занятия в «КодКлассе» рассчитаны на детей от 5 до 15 лет. По большей части это мальчишки. В плане обучаемости разницы по полу нет, считает Игорь, это скорее вопрос мотивации ребёнка.

Программа обучения состоит из годового курса на 32 занятия, которые проходят по выходным с сентября по май. В курсе 4 блока, посвящённых одной теме.

В конце курса, дети создают какой-либо прикладной проект и презентуют его родителям. Например, школьники 8 лет пишут программу для робота в Minecraft или анимируют объекты в Scratch. Ребята постарше уже делают flash-игры на игровом движке Stencyl.

В 12-14 лет юные программисты уже создают приложения для Android в среде Android Studio и пишут собственный сайты.

За успехи талантливых программистов награждают «кодкойнами», местной валютой. В конце учебного года их можно обменять на призы, среди которых гироскутеры и нетбуки.

Основной поток клиентов в проекте приходится на август – октябрь. В этот период рекламные расходы проекта превышают 1 000 000 рублей.

Учебные пособия разрабатывает и актуализирует штат методистов из 7 человек разного профиля. Их средний оклад – 60 000 рублей. Все учебные материалы расписано буквально поминутно. Преподаватель всегда знает какой слайд показать или какую тему объяснить. Уроки записываются на видео. Потом их в случайном порядке анализирует контроль качества.  

Один месяц занятий в «КодКлассе» стоит от 6000 рублей. Если оплачивать сразу весь годовой курс занятий (8 месяцев), то 4 400 рублей.

Сегодня у «КодКласса» 140 школ по всей России. Примерный объём выручки – 21 000 000 рублей в месяц.

Основными конкурентами Игорь считает школы «Алгоритмика» и «Кадабра». Правда, последние работают с более премиальным сегментом.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Дочки сыночки в люберцах адрес часы работы
  • Желтые лица должны улыбаться шины компания
  • Доминанта сервис фармацевтическая компания
  • Детские батуты купить недорого для бизнеса
  • Драйв клик банк официальный сайт реквизиты