1.
5 класс Технология ведения дома
Приемы работы на швейной
машине
2. Классификация швейных машин
Производственные
Бытовые
3. Привод – это устройство, приводящее в движение механизмы швейной машины.
Привод
4. Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.
а – ручной
б – ножной
в – электрический:
5. Швейная машина – это основное оборудование при работе с текстилем
Виды современных швейных машин
*Универсальные
*Специализированные
*Вышивальные
6. Универсальные и специализированые швейные машины
7. Машинка — оверлок
8. Вышивальные машины
9. Образцы вышивок выполненных на вышивальных машинах «Typical»
10. Швейное производство
11. Во время работы на швейной машине
Волосы
уберите
под
косынку,
застегните манжеты рукавов.
Не наклоняйтесь близко к движущимся
частям машины.
Проверьте, нет ли посторонних
предметов на платформе машины.
Следите за тем, чтобы задвижная
пластина была закрыта.
Следите за правильным положением
рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
12.
Перед стачиванием убедитесь в
отсутствии булавок или иголок на
линии шва изделия.
Прошивайте утолщенные места на
пониженных оборотах.
Не проводите чистку, смазку
машины на рабочем ходу.
При установке иглы, шпульного
колпачка,
заправке
нити
в
машинную иглу не держите ногу
на педали машины.
Не
подходите
близко
к
работающим на машинах, не
отвлекайте их от работы. Не
передавайте через них никаких
предметов.
13. По окончанию работы
Отключить электрическую
швейную машину от сети.
Проверить наличие рабочего
инструмента и привести в
порядок рабочее место.
Провести уборку помещения.
Снять спецодежду и
тщательно вымыть руки с мылом.
14.
МАШИННЫЕ ШВЫ
СОДИНИТЕЛЬНЫЕ
Стачные
ОТДЕЛОЧНЫЕ
КРАЕВЫЕ
Вподгибку
вразутюжку
с открытым срезом
взаутюжку
с закрытым срезом
15. Название каждого вида машинных швов говорит о том, где они применяются, т.е.
* Название каждого вида машинных швов
говорит о том, где они применяются, т.е.
соединительные — для соединения деталей одежды,
краевые — для обработки краев и открытых срезов деталей,
отделочные — служат элементом отделки швейных
изделий.
16. Термины машинных работ
* Стачивание –соединение деталей примерно
равных по величине.
* Притачивание – соединение мелких деталей с
крупными строчками постоянного назначения.
* Настрачивание –соединение деталей
наложенные одна на другую.
* Застрачивание –закрепление подогнутого край
детали.
17. Тест (ответы записать в тетрадь)
1.
2.
3.
4.
*Тест
(ответы записать в тетрадь)
Напишите виды машинных швов.
Назначение соединительных швов.
Назначение краевых швов.
Напишите определение термину стачать и застрочить.
Правила безопасности при работе на швейной машине
Правила безопасности при работе на швейной машине и санитарно-гигиенические требования
1. При работе на швейной машине будьте внимательны и осторожны
2. Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения.
3. Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.
4. Перед работой уберите из ткани булавки и иголки.
5. Не останавливайте швейную машину с ножным приводом за ремень.
6. Заправляя нить в машинную иглу, не держите ноги на педали.
7. Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.
8. Садитесь за машину с чистыми руками.
9. Следите за правильным положением рук и ног.
10. Свет должен падать спереди или слева.
11. Во время работы не отвлекайтесь.
12. Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.
13. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула.
Правила начала и окончания работы на швейной машине
Подготовка машины к работе.
1. Поставить машину на рабочий ход.
2. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение.
3. Вынуть из-под лапки кусочек ткани.
4. Заправить верхнюю и нижнюю нити.
Начло работы.
1. Подложить под лапку, подготовленную для работы ткань и проколоть её иглой.
2. Оттянуть назад концы нитей.
3. Опустить лапку и приступить к работе.
Окончание работы.
1. Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение.
2. Поднять лапку и отвести назад ткань левой рукой.
3. Обрезать нитки, оставляя в машине концы длиной 10-15 см.
4. Подложить кусочек ткани под лапку, опустить её.
Источник
При работе на швейной машине стул должен стоять напротив стола иглы махового колеса
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и
правила безопасности при работе на швейной машине
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Ногт должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
5. По окончании работы утюг выключить.
Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами
1. Иглы хранить в подушечке или игольнице, обвив их ниткой.Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в подушечку, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, стены, занавески. не оставлять иголку в изделии.
5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
6. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
7. Перед примеркой проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
4. Не оставлять ножницы раскрытыми лезвиями.
5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
6. Использовать ножницы только по назначению.
Санитарно-гигиенические требования и
правила безопасности при работе на швейной машине
1. Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди.
2. Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперед.
3. Стул должен стоять против иглы.
4. Расстояние между работающим и машиной должно быть 10-15 см.
5. Ногт должны опираться всей ступней на пол или подставку.
Правила безопасной работы
1. Волосы спрятать под косынку.
2. На швейную машину не класть посторонние предметы.
3. Перед работой проверять, не осталось ли в изделии булавок или игл.
4. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
5. Следить за правильным положением рук, ног, корпуса.
6. Перед работой проверять исправность электрического шнура.
7. При включении электродвигателя машины в электрическую сеть и выключении ее браться только за корпус штепселя.
8. Осторожно обращаться с пускорегулирующей педалью, нажимать на нее плавно, без рывков.
Правила работы на швейной машине.
1. Маховое колесо вращать только на себя.
2. Толщину нитей и иглы подбирать в соответствии с тканью.
3. Проверять степень натяжения верхней нити, величину стежка, вид машинной строчки.
4.Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине (нити верхней и нижней заправки должны быть одного номера и желательно одного цвета).
5. Помнить, что при шитье деталь изделия должна находиться с левой стороны от работающего, а припуски на швы — с правой стороны.
6. Под лапку подкладывать ткань, делать прокол иглой, опускать лапку, выводить нити за лапку с концами длиной 8—10 см.
8. Не допускать работу швейной машины, когда ткань сошла с зубцов ее рейки.
9. По окончании работы подложить кусочек ткани под лапку и выключить электрическую швейную машину.
Правила безопасности при работе электрическим утюгом
1. Перед работой утюгом проверить исправность шнура.
2. Утюг включать и выключать сухими руками, берясь за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку.
4. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
Источник
Инструкция по технике безопасности при работе на швейной машине с электрическим приводом
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Протокол № 10 от 10.12.2020г.
Зам.директора по УВР МБОУ «Широковская школа»
Приказ № 587-о от 21.12.2020г.
И Н С Т Р У К Ц И Я
по технике безопасности
при работе на швейной машине
с электрическим приводом
И Н С Т Р У К Ц И Я
по технике безопасности при работе на швейной машине
с электрическим приводом
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Настоящая инструкция предназначена для учащихся на уроках технологии при работе на швейной машине с электрическим приводом.
1.2. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, инструктаж по технике безопасности, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в специальную одежду.
1.3. Инструкция разработана в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда РФ от 17.12.02 № 80.
1.4. Инструкция действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.
1.5. Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем технологии, и оформляется в соответствующем Журнале.
1.6. Опасными и вредными факторами при работе на швейной машине с электрическим приводом являются:
· физические (опасное напряжение в электрической сети; режущие и колющие инструменты; подвижные части оборудования ; повышенная температура воздуха рабочей зоны; недостаточная освещенность рабочей зоны);
· психофизиологические (напряжение зрения и внимания).
1.7. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями, хорошо освещено (естественное, искусственное освещение).
1.8. Специальная одежда для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
1.9. Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.
1.10. Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.11. Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
1.12. В случае травмирования пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю.
1.13. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка обучающихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть спецодежду, убрать волосы под косынку или закрепить заколками, концы косынок и завязок не должны свисать. Рукава подкатать или застегнуть.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать лишние предметы, освободить проходы.
2.3. Убедиться, что рабочее место достаточно освещено. Свет на рабочую поверхность должен падать слева или спереди.
2.4. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
2.5. Проверить надежность крепления съемных частей швейной машинки.
2.6. Получить у учителя шпульный колпачок.
2.7. Поставить машину на рабочий ход, заправить верхнюю и нижнюю нитки.
2.8. Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия полученного оборудования, приспособлений и инструментов установленным в данном разделе требованиям.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. С разрешения учителя включить швейную машину с помощью кнопки «пуск», или вставить электрическую вилку в розетку.
3.2. Работать обеими руками. Направлять детали изделия, скользя руками по поверхности стола.
3.3. В начале работы следует повернуть маховое колесо от себя.
3.4. При соединении двух деталей без намётывания не допустить посадки нижней детали, для этого во время стачивания её нужно слегка натягивать.
3.5. Следить за рабочей позой и положением рук: не наклоняться к движущимся и вращающимся частям машины, не подводить руки к игле.
3.6. Не держите пальцы рук около лапки во избежание прокола иглой.
3.7. Сидеть прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову вперёд.
3.8. Кисти рук располагают на платформе машины, локти – на одном уровне со столом.
3.9. Расстояние между работающим и корпусом машины должно быть 10-15 см.
3.10. Ноги должны опираться на пол всей ступней.
3.11. Стул должен стоять напротив иглы.
3.12. Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.
3.13. Не отвлекать внимание работающих за машиной посторонними разговорами, не передавать через них предметы.
3.14. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
3.15. Во время работы концы галстуков и косынок не должны свисать.
3.16. Не оставлять включенную машину в электросеть без присмотра.
3.17. Не допускать перегрузки электродвигателя.
3.18. Заправку нитки, установку иглы или её замену осуществлять только при выключенном электродвигателе, сняв ногу с педали.
3.19. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или игл на линии шва изделия.
3.20. Если произошла поломка швейной машинки, ученик прекращает работу и сообщает о повреждении учителю технологии. Производит замену иглы только учитель при выключенном двигателе машины.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае неисправности кнопки «пуск», поломки иглы, искрении, ощущении покалывания при касании к металлическим частям швейной машины, обрыва приводного ремня, появлении запаха горелой резины – прекратить работу и сообщить учителю, действовать в соответствии с его указаниями.
4.2. В случае травмы сразу же обратиться к учителю или медицинской сестре.
4.3. При возникновении чрезвычайной ситуации не допускать паники и действовать с указаниями учителя.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ
5.1. Отключить пусковое устройство электрической швейной машины от сети.
5.2. Убрать своё рабочее место, разложить инструменты в отведённые для хранения места.
5.3. Удалить из машины верхнюю и нижнюю нитку, шпульный колпачок сдать учителю.
5.4. Подложить ткань под лапку машины, опустить лапку.
5.5. Привести в порядок рабочее место.
5.6. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
Учитель технологии М.Н. Тисняк
Зам. по УВР Л.Е. Горова
Специалист по охране труда И.А. Николаева
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Источник
«Тесты по технологии(обслуживающий труд) 5 класс «
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан
ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по образовательной программе основного общего образования
Алексина А.С., учитель технологии
Итоговая контрольная работа по технологии для
учащихся 5-х классов
Волокна растительного происхождения получают из:
а) крапивы
б) льна
Процесс получения ткани из ниток путем их переплетения называется :
а) прядением
б) ткачеством
в) отделкой
Ткань, окрашенная в один цвет называется :
а)окрашенная
б)однотонная
в) гладкокрашеная
В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы
б) рядом с острием
в) там же, где у швейной иглы
При снятии мерок какие величины не делят пополам:
а) Ди
б) Пот
в) Поб
Какие виды приводов бывают на швейных машинах:
а) электронный
б) ручной
в) ножной
г) электрический
Как обозначается мерка полуобхвата талии:
а) Ди
б) Дн
в) Пот
г) Поб
Какую воду используют для определения свежести яиц в домашних условиях:
а) кислую
б) сладкую
в) соленую
Какое блюдо не требует тепловой обработки:
а) омлет
б) бутерброд
в) овощное рагу
Что необходимо соблюдать при приготовлении блюд:
а) прическу
б) технику безопасности
в) санитарно-гигиенические требования
Что не допустимо при работе с портновскими булавками:
а) вкалывать в одежду;
б) оставлять в изделии для прошивания на швейной машине
в) вкалывать в игольницу
При работе на швейной машине стул должен стоять напротив:
а) стола;
б) иглы;
в) махового колеса.
При сервировке стол украшают:
а) невысокими букетами в низких вазах
б) цветами с длинными стеблями в высоких вазах
в) цветами резким запахом
При сервировке стола к обеду ложку кладут:
а) перед тарелкой;
б) в тарелку;
в) слева от тарелки;
г) справа от тарелк.
В заключительном этапе творческой работе выполняют:
а) рекламный проспект изделия;
б) выбор инструментов и оборудования;
в) описание исторических сведений;
г) описание технологической последовательности.
В инструкционно-технологическую карту входит:
а) указание технических условий операций;
б) сведения о материалах;
в) расчет себестоимости изделия;
г) сведения об организации рабочего места.
К постоянным расходам семейного бюджета относится:
а) ремонт кввартиры;
б)поездка на отдых;
в) кварплата.
Концы ниток отделочных строчек:
а) выводят на изнаночную сторону и завязывают узелком;
б) выводят на изнаночную сторону и закреплябт 3-4 стежками;
в) закрепляют обратным ходом машины;
г) не закрепляют.
По какой мерке определяется размер юбки:
а) Ст.;
б) Сб.;
Паспорту – это:
а) подрамник под вышивку;
б) картонная рамка с вырезом в середине для фотографии или рисунка;
в) лист плотной бумаги иногда с орнаментальной рамкой, на который наклеивается фотография или рисунок
г) деревянная рамка для картин.
От чего в большей мере зависит успешность деловой карьеры:
а) от уровня образования;
б) от устремленности;
в) от совпадения профессионально важных качеств личности требованиям профессии;
г) от случая.
Ключи от экзаменационных тестов по технологии
для учащихся 5-х классов
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-394507
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
В России будут создавать школьные театры
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Рабочее место швеи
Каждый знает, что чем комфортнее вы чувствуете себя на рабочем месте, тем лучше у вас получается выполнять вашу работу. Как понять, что ваш швейный уголок обустроен не должным образом?
Почему у операторов швейного оборудования могут возникнуть такие проблемы?
Как предотвратить болезни, связанные с работой? Как отрегулировать стул, на котором вы сидите, стол, за которым вы работаете, как расположить оборудование, которым вы пользуетесь, чтобы шитьё приносило радость?
Правильное положение Неправильное положение
Давайте начнем с того, какой следует выбрать стул для швеи.
Правильно настройте оборудование. Ваш стул и педали должны поддерживать вас в удобном положении. Высота стола также должна соответствовать вашему росту, отрегулируйте высоту стола. Бывает трудно самому понять, насколько правильна ваша осанка при работе, поэтому обратитесь за помощью к друзьям, чтобы они посмотрели на вас с разных сторон и указали на недостатки.
Улучшите освещение. При плохом освещении оператору швейного оборудования приходится принимать неудобные позы, чтобы рассматривать участки, на которые попадает недостаточно света. Используйте флюоресцентные лампы, выделяющие мало тепла, желательно с «гусиной шеей».
Проверьте своё зрение. Если материал или игла кажутся вам размытыми, когда вы принимаете правильное положение, то вам следует выписать очки или контактные линзы.
Расположите инструменты как можно ближе. Используйте поворачиваемые свойства стула, чтобы взять в руки необходимый инструмент или положить его обратно.
Источник
Швейная
машина – это основное технологическое оборудование для
изготовления швейных изделий.
Изобретателем
швейной машины считают американца Эллиаса Гоу.
Его
машина, была сконструирована весьма удачно и делала до 300 стежков в минуту.
На
родине изобретение встретили недоверчиво и даже враждебно, поэтому Гоу уехал в
Англию. Не добившись успеха за океаном и вернувшись через несколько лет в
Америку, изобретатель обнаружил там ряд своих последователей. Наиболее
удачливым из них был Исаак Зингер, оборотистый коммерсант и неплохой
инженер.
Сделав
в машине Гоу несколько довольно ценных усовершенствований, он сумел развернуть
ее производство не только в Америке, но и в Европе, разрекламировав швейную
машинку как собственное изобретение.
Существует
несколько видов швейных машин: швейные машины с ручным
приводом, швейные машины с ножным приводом и швейные машины с электрическим
приводом.
Отличие
этих машин в устройстве, с помощью которого рабочая часть машины
приходит в движении. Сегодня в продаже практически невозможно встретить машин с
ручным и ножным приводами, все современные швейные машины оснащены
электроприводом. Многие из них имеют электрические дисплеи, на которых
отображается информация о том, какой вид стежков установлен, их длина, ширина
зигзагообразной строчки.
Помимо
разделения по виду приводу, существует еще одно разделение швейных машин на механические,
электромеханические и машинки с компьютерным управлением.
Механические
швейные машины имеют ручной или ножной привод и могут
делать только прямую строчку.
Электромеханические
устроены также как и механические, но у них уже есть электропривод, который приводится в движение одним
нажатием на педаль.
Они могут обметывать край, пришивать пуговицы, вышивать и делать
самые разные швы. Выбор шва на такой машинке определяется специальным колесиком
на панели управления. Электромеханическая швейная машинка — это самый
подходящий вариант как для начинающей, так и для более опытной мастерицы.
Швейные машины с программным управлением.
Каждая из них — это небольшой компьютер с микропроцессором,
оборудованный удобным дисплеем.
Количество функций и операций у таких машинок впечатляет, например,
выбор швов у некоторых моделей может превышать сотню! На машинках с программным
управлением можно не только шить, но и вышивать (гладью и крестиком).
Более того, если записать в память такой машинки
последовательность элементов, они будут вышивать такие сложные узоры, какие
вручную вышить практически невозможно. Электронная машинка всегда даст вам
совет, какой шов выбрать для той или иной ткани, сама определит усилие прокола
в зависимости от плотности материала, предупредит о сделанной ошибке. Швейные
машинки с программным управлением достаточно дорогие и сложные в ремонте.
Ведь на такой машинке вы сможете создавать настоящие шедевры.
Существует еще разделение швейных машин на виды, в зависимости от того, где они применяются.
Производственные швейные машины
включают в себя универсальные, специальные, полуавтоматы и автоматы.
Эти машины используются на производствах, где необходимо
изготовить огромное количество изделий.
Бытовые машинки могут быть
универсальными и специальными, например, машина оверлок или распошивальная.
Типовая
модель бытовой швейной машины с электроприводом и электромеханическим
управлением.
К
ее основным узлам относятся: платформа машины, лапка,
прорези для нитки, регулятор натяжения верхней нитки, нитепритягиватель,
устройство для натяжения нитки, штыри для катушек, моталка, маховик, стопорное
кольцо, переключатель вида строчек, таблица выбора строчек, главный
выключатель, клавиша шитья назад, регулятор длины стежка, педаль привода.
Для
работы швейную машину устанавливают на столе так, чтобы свет падал слева.
Изделие должно свободно располагаться на столе во время работы. Именно для
этого при работе необходимо освободить место слева от иглы машины, убрав со
стола все ненужные предметы.
Правила
безопасной работы со швейной машиной.
·
Перед
началом работы на швейной машине волосы необходимо убрать под косынку, одежду
застегнуть.
·
Необходимо
убрать от машины посторонние предметы.
·
Во
время работы нельзя близко наклоняться к движущимся и вращающимся частям
машины.
·
Запрещается
держать пальцы возле движущейся иглы.
·
Утолщенные
места надо прошивать на пониженной скорости.
·
При
появлении запаха гари и дыма, необходимо сразу же вынуть вилку из розетки.
·
После
работы, швейную машину надо выключить, опустить иглу и лапку, предварительно
подложив под них кусочек ткани.
Подготовка
машины к работе.
Прежде
чем начать шить, надо намотать нитки на шпульку и заправить нижнюю и верхнюю
нитки.
Необходимо
правильно намотать нижнюю нитку на шпульку, это можно сделать следующим
образом:
·
Прежде
всего необходимо отключить механизм швейной машины. Для этого надо, придерживая
рукой маховик, повернуть стопорное кольцо против часовой стрелки на себя. В
машинах, в которых есть электронное устройство это делается автоматически.
·
Затем
надо пустую шпульку надеть на штифт моталки, чтобы выступ вошел в прорезь, и
нажать на шпульку до упора вправо.
·
После
этого катушку с нитками устанавливают на штифт для катушек, нитку заводят в
регулятор натяжения нитки, а ее конец несколько раз обматывают вокруг шпульки.
·
Следующий
шаг – нажать ногой на педаль. Когда нитка намотается на шпульку, она прекратит
вращение. Как только это произойдет – снимите ногу с педали, шпульку отжать
влево, снять, отрезать нитку.
·
И
в конце необходимо включить механизм швейной машины: придерживая рукой маховик,
повернуть от себя стопорное кольцо.
Порядок
действий для заправки верхней нитки.
·
Сначала
нитку с катушки надо завести в устройство для натяжения нитки, нитепритягиватель,
прорези для нитки.
·
Затем продеть нитку в игольное ушко.
Заправка
нижней нитки.
·
Вложить
шпульку в шпульный колпачок (в некоторых современных моделях шпульного колпачка
нет, и шпульку вкладывается непосредственно в челночное устройство).
·
Нитку
надо провести через прорезь под пластинчатую пружину до отверстия.
·
Необходимо
приподнять защёлку и надеть шпульный колпачок на штифт челночного устройства до
упора. При этом вырез шпульного колпачка должен быть расположен вверху.
И
последнее что необходимо сделать перед тем как начать работать на швейной
машине, это вывести нижнюю нитку наверх.
Для
этого нужно:
·
Левой
рукой потянуть верхнюю нитку, заправленную в иглу, а правой рукой повернуть
маховик на себя. Игла опустится вниз, захватит нижнюю нитку и вернется в
верхнее положение, вытягивая нитку за собой.
·
Вытянуть
нижнюю нитку, заведя верхнюю нитку в прорезь лапки, отвести обе нитки назад в
рабочее положение.
Приемы
работы на швейной машине.
Начало
работы.
·
Ткань
надо положить под прижимную лапку, повернуть правой рукой маховик на себя,
проколоть ткань иглой.
·
Опустить
рычаг прижатия лапки.
·
Нажать
ногой на педаль (чем сильнее нажатие ногой, тем больше скорость шитья).
·
Направлять
материал надо так, чтобы намеченная линия строчки находилась под иглой.
Поворот
строчки.
Перед
поворотом строчки обязательно надо остановить машину,
то есть снять ногу с педали, повернуть правой рукой маховик на себя и проколоть
ткань иглой, поднять рычаг прижатия лапки, повернуть ткань, снова опустить
рычаг прижатия лапки, и продолжить строчку в новом направлении.
Закрепки
в начале строчки.
Для
этого надо сделать три четыре стежка вперед, нажать на клавишу шитья назад,
сделать три четыре стежка назад, отпустить клавишу и продолжить строчку до
конца материала.
Закрепки
в конце строчки выполняют так: нажимают на клавишу
шитья назад, делают три четыре стежка назад, отпускают клавишу, делают три
четыре стежка вперед, поднимают лапку и вытягивают нитки.
После
работы на швейной машине, надо убрать ногу с педали, поднять
рычаг прижатия лапки, вытянуть материал из-под прижимной лапки движением от
себя и отрезать нитки возле самого края материала, выключить машину.
Иногда
при шитье может получится так, что одна из ниток оборвалась или на изнаночной
стороне образовался целый пучок запутанных ниток и машина не шьет, это
означает, что нитки неправильно заправлены. в таком случае, машину обязательно
сразу надо остановить, вынуть запутавшиеся нитки и вновь заправить.
Кроме
вышеперечисленных узлов, в швейной машине присутствуют и так называемые регулирующие
механизмы.
Вращающийся
диск на передней панели швейной машины, на котором каждой букве соответствует
определенный вид строчки – это переключатель вида строчек.
На
машинах с электронным дисплеем вид строчки переключается с помощью кнопки на
дисплее. По таблице образцов надо выбрать нужный вид строчки и
установить букву напротив риски.
Регулятор
длины стежка имеет также вид вращающегося диска с
цифрами, которые задают длину стежка в пределах от нуля до шести миллиметров.
Нужная длина стежка устанавливается напротив риски.
Клавиша
шиться назад, как правило, находится над регулятором
длины стежка.
Пока
клавиша нажата, машина шьет в обратном направлении. Это надо для того, чтобы
закрепить строчку в начале и конце, для того, чтобы она не распускалась.
Основные
операции при машинной обработке изделия.
С
помощью современной бытовой швейной машины можно быстро и качественно выполнить
любые швейные операции: обмётывание срезов и петель,
стачивание деталей и застрачивание подогнутого края, пришивание пуговиц, штопку
и вышивание.
К
выполнению машинных работ предъявляется несколько важных требований:
·
Все
машинные строчки выполняются нитками в цвет ткани. Исключение составляют
отделочные строчки, которые могут выполняться контрастными нитками.
·
Номера
ниток, машинных игл и длина стежков должны соответствовать ткани изделия.
·
Швы
выполняют ровными строчками с равномерным натяжением ниток.
·
Концы
строчек закрепляют машинными закрепками – двойной машинной строчкой длиной не
более семи миллиметров.
К
основным операциям при машинной обработке изделия относятся:
Предохранение
срезов от осыпания – обмётывание.
Для
этого с помощью переключателя вида строчки нужно установить
зигзагообразную или другую обметочную строчку, которая умеет выполнять швейная
машина.
Выбирать
длину стежка и ширину строчки нужно в зависимости от вида ткани:
для сильно осыпающейся – широкую строчку с длиной стежка один полтора
миллиметра, для не очень осыпающейся ткани – более узкую строчку с длиной
стежка два – два с половиной миллиметров. Строчку зигзагообразных стежков
прокладывают по срезу детали.
При
обработке тонких тканей зигзагообразную строчку прокладывают
на расстоянии пяти миллиметров от среза, а затем обрезают припуски на швы
близко к строчке.
Лучше
всего обмётывает срезы специальная краеобмёточная машина – оверлок. Она
не только красиво прокладывает строчку, но и обрезает излишки ткани.
Еще
одной операцией при машинной обработке изделия является стачивание – это
постоянное соединение деталей.
Стачиванием
называют ниточное соединение деталей по совмещённым краям с
помощью швейной машины. Машинную строчку прокладывают точно по намеченной линии
шва. Длина машинных стежков зависит от толщины ткани. Чем толще ткань, тем
крупнее стежки.
Застрачивание
– это постоянное закрепление подогнутого края.
Застрачивают
подогнутый край изделия машинной строчкой, закрепляя его в таком положении.
Застрочить можно с изнаночной стороны по подгибке в край, то есть на расстоянии
одного двух миллиметров от внутреннего сгиба. Машинную строчку можно проложить
с лицевой стороны на нужном расстоянии от внешнего сгиба.
Удаление
строчки временного назначения.
После
прокладывания машинной строчки строчку временного назначения разрезают
распарывателем или маленькими ножницами с острыми концами через каждые десять
пятнадцать сантиметров и удаляют отрезки ниток. Чтобы не повредить ткань или
машинную строчку нельзя слишком резко и сильно дергать нитки.
Итоги
урока. Мы узнали о швейной машине, рассмотрели историю
появления, технику безопасной работы, основные узлы машинки. Рассмотрели
основные приемы работы на ней. Познакомились с основными операциями при
машинной обработке изделий.
Цели урока:
- Образовательные:
- познакомить с правилами заправки верхней и
нижней нити, устройством шпульного колпачка; - ознакомить с правилами ТБ при работе со швейной
машиной; - научить заправлять верхнюю и нижнюю нити.
- познакомить с правилами заправки верхней и
- Развивающие:
- развивать у обучающихся умение организовывать
работу в группах (парах сменного состава), умение
анализировать, ставить себе и другим оценки; - продолжать развитие моторики пальцев рук.
- развивать у обучающихся умение организовывать
- Воспитательны:
- воспитывать аккуратность;
- возбудить интерес к работе на швейной машине;
- убедить в значимости приобретенных знаний.
Тип урока:комбинированный
Методы обучения:словесный (беседа),
наглядный (демонстрация слайдов, показ трудовых
приемов), практический (упражнения по выполненю
приемов заправки нитей в швейной машине)
Форма работы:фронтальная, работа в
парах
Оборудование:швейная машина, шпульный
колпачок, шпулька, нитки, ножницы, лоскуток ткани,
иглы в игольнице
Дидактические средства:экран,
проектор, компьютер с презентацией
Структура урока
І. Организационный
момент………………………………………………………………………………………
1 мин.
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений
учащихся…………………………………………………. 8 мин.
ІІІ. Изучение нового
материала…………………………………………………………………………………
30 мин.
- Мотивация учебной деятельности.
- Устройство машинной иглы.
- Последовательность заправки верхней нитки (с
практическим закреплением). - Устройство шпульного колпачка.
- Последовательность заправки нижней нитки (с
практическим закреплением).
IV. Закрепление новых знаний и умений
учащихся……………………………………………………. 3 мин.
V. Итоги
урока…………………………………………………………………………………………………………..
2 мин.
VI. Домашнее
задание………………………………………………………………………………………………..1
мин.
ХОД УРОКА
І. Организационный момент
– Сегодня у нас будет не обычный
урок, а урок-тренинг. Во время работы мы будем
тренировать логическую и зрительную память,
пальцы рук, умение коллективно работать.
ІІ. Актуализация опорных знаний и
умений учащихся
Мини-тренинг.
– Отгадайте, о чем говорится в загадке:
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
– Конечно же, это швейная машина, с
которой вы познакомились на прошлом уроке.
История:
Швейная машина – это устройство,
выполняющее механические движения сшивания
текстильных материалов и кожи, для изготовления
одежды, обуви и других швейных изделий. Первую
швейную машину изобрел немецкий профессор
Вальтер в 1755 году.
Главным достоинством швейной машины
являются скорость шитья и возможность поставить
швейное производство на поток. Швейные машины
стали основным технологическим оборудованием
при изготовлении одежды.
Современные швейные машины могут: (работа с
наглядностями)
- автоматически присбаривать ткань,
- обрабатывать петли,
- выполнять около 47 стежков и 30 типов строчек,
- прошивать кожу и различные виды тканей от
батиста до драпа, вышивать. - в них возможна установка двойной иглы для шитья
сразу двумя (даже разноцветными) нитками
Вопросы:
- Есть ли у вас дома швейная машина?
- Как она приводится в движение? (ручным приводом,
ножным приводом, электрическим приводом) - Для чего, по вашему мнению, человек изобрел
машину? - Легко ли на ней работать?
- Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы машина
работала?
Чтобы шить на машине, необходимо с ней
правильно обращаться: быть аккуратным, уметь
смазывать и налаживать машину. Также необходимо
правильно заправлять швейную машину. Сегодня
мы с вами познакомимся с порядком заправки
верхней и нижней нитей в швейной машине, а на
практической работе вы научитесь заправлять и
верхнюю и нижнюю нити.
Все ли помнят правила безопасной работы
на швейной машине?
Повторим правила, играя в «светофор» (при ответе
на высказывание: не согласен – поднимаем красный
круг, сомневаюсь – желтый, все правильно
– зеленый)
1. Машину с ручным приводом ставят на край стола
(на расстоянии 5…10 см. от переднего края).
2. Перед началом работы одеть рабочую одежду.
3. Ткань не тянуть и не подталкивать ее под лапку
во время шитья.
4. Посторонние предметы на платформе машины
работе не мешают (убрать с машины посторонние
предметы)
Раздаю карточки с правилами ТБ.
– Повторим устройство швейной машины
при помощи кроссворда, который
лежит у вас на столе. Работая в паре, быстро,
отгадайте выделенное слово. (В течение 1 мин.
звучит музыка, ученицы работают с кроссвордом.
Девочки, отгадавшие слово первыми, получают
бонус к своей оценке в конце урока. Все составные
части, зашифрованные в кроссворде, ученицы
должны показать на швейной машине).
ІІІ. Изучение нового материала
1. Мотивация учебной деятельности
– Запишите тему урока в тетрадь.
– Чтобы выглядеть красиво и модно одеваться
нужно уметь выбирать качественный товар в
магазине или самому шить одежду. Когда умеешь
шить сам, всегда можно выглядеть не как все.
Видеопоказ моделей, изготовленных
старшеклассницами.
И в первом и во втором случаях необходимо иметь
представление о технологии изготовления одежды
и о качестве швейных работ. Любое швейное изделие
должно выглядеть опрятно с лицевой и изнаночной
стороны, т.е. все строчки должны быть выполнены
очень аккуратно. Строчка получается в результате
переплетения двух нитей – верхней и нижней. А для
образования любого стежка что необходимо?
2. Устройство машинной иглы
Вспомните загадку:
Держится подружка
За мое ушко,
По тропинке одной
Все торопится за мной.
Рассмотрим машинные иглы, которые находятся на
ваших столах в игольницах и сравним их с ручной.
Чем они отличаются?
Машинная игла состоит из колбы, которую
закрепляют в игловодителе, лезвия с острием на
конце, ушко, в которое заправляют нитку. Вдоль
лезвия иглы проходят два желобка – длинный и
короткий. Длинный желобок оберегает нитку от
перетирания во время прохождения ее сквозь
ткань. Короткий желобок предназначен для
образования петли из верхней нитки.
Машинные иглы бывают разной толщины. В
зависимости от толщины игла имеет
соответствующий номер, который указывается на
колбе. Чем больше номер, тем толще игла. Иглу и
нитку подбирают в зависимости от толщины ткани,
которую используют.
3. Последовательность заправки верхней нитки
(с практическим закреплением)
Для работы на швейной машине нужно уметь
заправлять верхнюю и нижнюю нитки в определенной
последовательности. Неточность в заправке ниток
приводит к неполадкам в работе машины.
На ваших столах лежат необычные инструкции по
заправке ниток. Смотрите на них и слушайте
внимательно. Чтобы лучше запомнить
последовательность заправки верхней нити
послушайте сказку, которая называется «Приключения
Любопытной Маши»
В некотором царстве, в школьном государстве
жили-были Умелые ручки. Однажды им попался моток
ниток и ручки, недолго думая, сделали из него
куклу, которую подарили кабинету труда. Днем
кукла спокойно сидела на полке под стеклом, а
ночью отправлялась в путешествие по кабинету.
Она была очень любопытная и совала свой нос во
все уголки. Поэтому жители кабинета прозвали ее
Любопытной Машей.
Швейные машины долго стояли закрытыми, но как-то
учительница их раскрыла и ушла домой. Варвара
быстро спрыгнула с полки и помчалась
рассматривать новое чудо. Вначале она забралась
на стул, потом на платформу, затем залезла на
рукав машины и здесь увидела катушку ниток, от
которой куда-то ниточка тянулась. Вспомнила Маша,
что в сказках всегда ниточка от клубочка тянется
и дорогу показывает. Решила она посмотреть, куда
же ведет ниточка и пошла за ней.
Давайте же и мы сядем за швейные машины и
проследим за путешествием Маши. (дети переходят к
швейным машинам, берут с собой инструкционные
карты и по ним начинают заправлять верхнюю нить в
ходе рассказа учителя)
Пошла Маша по рукаву машины и видит у самого
края милиционер стоит. Вспомнила она поговорку
«Язык до Киева доведет» и спросила дорогу.
Милиционер, которого звали «Нитенаправитель»
дорогу и показал. Стала девочка по ниточке вниз
спускаться и застряла. Придавили ее с двух сторон
шайбы регулятора натяжения верхней нити. Трудно
выбраться Маше, да ничего, она девочка
трудолюбивая, настойчивая. Выбралась и стала
продвигаться вперед. Только прошла немного и
хотела отдохнуть, да не тут-то было. Кто-то вдруг
потянул ее вверх, да так быстро, что и не заметила,
как очутилась в ушке нитепритягивателя.
Посмотрела вниз, страшно ей стало. Да делать
нечего: взялся за дело – доводи до конца. И стала
она спускаться. И тут, откуда ни возьмись, опять
милиционер, да не один, а целых два и оба ей дорогу
показывают. Добралась она к ушку иглы. Смотрит
Маша: вот он – конец нитки!
Ребята, а как вы думаете, можно по-другому
заправить верхнюю нить?
Конечно – нет! А почему?
Пример из математики;
Пример из природоведения..
А теперь запишите в тетради последовательность
заправки верхней нитки:
(можно раздать карточки)
- Катушечный стержень.
- Нитенаправитель.
- Регулятор натяжения верхней нитки.
- Компенсационная пружина.
- Нитепритягиватель.
- Нитенаправитель.
- Нитенаправитель.
- Игла.
Проверьте правильность заправки.
А сейчас давайте поиграем и закрепим в памяти
ЕДИНСТВЕННЫЙ путь верхней нити.
Мы с вами побудем немного в роли деталек машины.
(Ролевая игра)
Чтобы получилась качественная строчка, нам
нужно уметь правильно заправлять еще и нижнюю
нить.
4. Устройство шпульного колпачка
Для заправки нижней нитки в машину используют
шпульный колпачок, в который вставляется шпулька
с намотанной ниткой. Рассмотрим рисунок
Колпачок состоит из пластинчатой пружины,
которая крепится к корпусу винтом. Косая прорезь
под пружиной служит для вывода нитки из шпульки
наружу. Для установки шпульного колпачка в
машину служит защелка. Установочный палец
закрепляет шпульный колпачок в челночном
устройстве.
5. Последовательность заправки нижней нитки
(с практическим закреплением)
Возьмите вторую инструкцию и поэтапно
повторяйте указания.
1. Пальцами правой руки возьмите шпульку так,
чтобы нитка была намотана в направлении на себя.
(Если шпульку установить наоборот, то во время
шитья будет рваться нитка).
2. В левую руку взять шпульный колпачок так, чтобы
установочный палец был вверху.
3. Установите шпульку в колпачок.
4. Нитку заведите в косую прорезь на корпусе.
5. Протяните нитку под пружину натяжения.
6. Выведите нитку в прорезь на конце пружины.
7. Установите иглу в крайнее верхнее положение.
8. Отодвиньте задвижную пластину и пальцами левой
руки наденьте шпульный колпачок на центровой
стержень так, чтобы установочный палец вошел в
паз накладного кольца. Большим пальцем левой
руки придавите колпачок до щелчка.
9. Закройте задвижную пластину.
10. Выведите нижнюю нитку вверх. Для этого левой
рукой держите конец верхней нити, не натягивая
ее. Вращайте правой рукой маховое колесо на себя,
чтобы игла вошла в игольную пластину и вышла из
нее. После этого левой рукой потяните нитку, и
конец нижней нитки выйдет наверх.
11. Концы обеих ниток заведите за лапку.
12. Сложите ткань вдвое, подложите ее под лапку и
проколите иглой.
Опустите лапку. Вращайте маховое колесо на себя.
Выполните строчку.
13. Остановите машину, поднимите иглу и лапку,
отведите ткань в сторону и обрежьте нитки,
оставляя концы ниток 8…10 см.
14. Приведите машину в порядок.
IV. Закрепление новых знаний и
умений учащихся
Беседа
– Из каких частей состоит машинная игла?
– Кто может рассказать последовательность
заправки верхней нити?
– Как правильно установить шпульку в шпульный
колпачок?
V. Итоги урока
Заправка ниток в швейную машину является одним
из этапов подготовки ее к работе. Правильность и
точность этих действий в значительной степени
влияет на качество шитья.
VI. Домашнее задание
- Повторить последовательность заправки
верхней и нижней нитей - Повторить названия частей иглы.
- Продолжить работу по изучению терминологии.
Настоящая инструкция по охране труда разработана специально для швеи-мотористки при работе на швейной машине с электроприводом.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе на швейной машине с электроприводом допускаются лица старше 18 лет, специально обученные данной профессии, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, аттестованные на I группу по электробезопасности, обученные безопасным приемам труда, прошедшие стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Не реже 1 раза в полгода швея-мотористка проходит повторный инструктаж по охране труда, не реже 1 раза в год – очередную проверку знаний требований охраны труда, периодический медицинский осмотр – в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 302н.
1.3. Швейная машина должна подключаться посредством гибкого провода, имеющего штепсельную вилку и розетку с заземляющим контактом; должна быть снабжена устройством, предохраняющими пальцы от прокола иглой и откидным кожухом, ограждающим вращающиеся части.
1.4. Швейная машина должна иметь надёжное крепление объёмных частей, быть безопасной в работе и не иметь доступные для случайного прикосновения токоведущие части.
1.5. Корпус электродвигателя швейной машины должен быть заземлен.
1.6. Рабочее место должно быть оснащено винтовым стулом с поясничной опорой и регулируемым по высоте.
1.7. Для амортизации сотрясений во время работы головки швейных машин должны быть установлены на эластичные прокладки, прикрепленные к настольным доскам машины.
1.8. Швея-мотористка должна быть обеспечена специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами.
1.9. Во время работы на швею-мотористку возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
— повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
— подвижные части производственного оборудования, игла;
— повышенная яркость света;
— недостаточная освещенность рабочей зоны;
— отсутствие или недостаток естественного света;
— повышенный уровень шума на рабочем месте;
— повышенное содержание пыли в воздухе.
1.10. Швея-мотористка обязана немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).
1.11. Швея-мотористка обязана:
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии;
— во время работы быть внимательной, не отвлекаться и не отвлекать других;
— не пользоваться защитными средствами, не прошедшими установленных испытаний, а также такими, срок испытания которых истек;
— обо всех неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента докладывать непосредственному руководителю.
1.12. Швея-мотористка должна выполнять работу, которая поручена руководителем, при условии, что безопасные способы ее выполнения ей известны.
1.13. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.14. Требования настоящей инструкции являются обязательными для швеи-мотористки. За невыполнение этих требований швея-мотористка несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Надеть и застегнуть (завязать на завязки) рабочую одежду. Одежда не должна стеснять движений во время работы. Волосы убрать под головной убор. В карманах не должно быть острых предметов.
2.2. Осмотреть и привести в порядок рабочее место. Убрать предметы, которые не имеют отношения к выполняемой работе.
2.3. Проверить достаточность освещения рабочего места.
2.4. Убедиться в наличии и исправности необходимых для выполнения порученной работы ограждающих и предохраняющих устройств, приспособлений и инструментов, разместить их в удобном и безопасном для использования порядке.
2.5. Проверить исправность швейной машины на холостом ходу, в первую очередь проверить действие фрикциона (тормоза). Машина должна немедленно останавливаться при снятии ноги с педали.
2.6. Убедиться в правильной установке иглы.
2.7. Произвести уборку машины, обтереть её от пыли и масла.
2.8. В случае обнаружения опасных ситуаций и невозможности их устранения немедленно поставить в известность непосредственного руководителя.
3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
3.1. Поддерживать на рабочем месте чистоту и порядок.
3.2. Во избежание несчастных случаев запускать машину плавным нажатием педали.
3.3. Следить за тем, чтобы детали кроя и инструмент не соприкасались с маховиком машины. Случайно попавшие в приводной механизм нитки и детали изделий выбирать только при выключенном электродвигателе.
3.4. Прокладывая строчку, деталь изделия держать двумя руками. Прижимную лапку поднимать с помощью подъёмника или педали.
3.5. Прижимную лапку к шьющему механизму подводить только во время остановки машины.
3.6. Следить, чтобы вентиляционные щели на кожухе двигателя не засорялись нитками или остатками материала. Очищать щели от воз¬можных остатков материалов пылеочистительной кисточкой и только в режиме отключения машины от электросети.
3.7. Машину необходимо отключать, в случае:
— обнаружения неисправностей;
— перерыва в работе или ухода с рабочего места;
— смены иглы и прижимной лапки;
— обрыва нити и заправки верхней и нижней нитей;
— чистки, смазки и регулировки машины;
— выполнения любых ремонтных работ.
3.8. Отработанные швейные иглы складывать в специальную тару.
3.9. Не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношение к данной работе.
4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. В случае обнаружения неисправностей в электрической швейной машине или в электропроводке немедленно прекратить работу, отключить машину от электросети и доложить о ситуации непосредственному руководителю.
4.2. При возникновении пожара немедленно прекратить работу, сообщить в пожарную часть по телефону 101, отключить электропитание, сообщить непосредственному руководителю и приступить к ликвидации очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.3. При несчастном случае освободить пострадавшего от травмирующего фактора, оказать ему первую помощь, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103, известить о происшествии руководство и по возможности сохранить обстановку, если это не приведет к аварии или травмированию других людей.
4.4. Оказание первой помощи:
— при поражении электрическим током обесточить пострадавшего (не забывая о собственной безопасности);
— при отсутствии пульса на сонной артерии нанести удар кулаком по грудине и приступить к реанимации;
— при коме повернуть пострадавшего на живот;
— при электрических ожогах и ранах наложить повязки;
— при переломах костей конечностей наложить шины;
— при ожогах не следует стаскивать с обожженного места одежду и удалять прилипшее к ране белье, при ожоге глаз электрической дугой необходимо делать холодные примочки раствором борной кислоты;
— при отсутствии у пострадавшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и непрямой (наружный) массаж сердца, обратив внимание на зрачки; расширенные зрачки указывают на резкое ухудшение кровообращения мозга, при таком состоянии оживление начинать немедленно;
— вызвать скорую помощь по телефону 103.
5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
5.1. Остановить (отключить от электросети) швейную машину.
5.2. Вычистить и смазать маслом механизмы швейной машины.
5.3. Привести в порядок рабочее место. Очистить стол и пол у машины от отходов, убрать готовую продукцию и неиспользованные ма¬териалы.
5.4. Убрать инструменты и приспособления в специально отведённое место.
5.5. Снять и убрать спецодежду, привести себя в порядок.
5.6. Вымыть лицо и руки с мылом.
5.7. Обо всех нарушениях, обнаруженных во время работы, а также о принятых мерах известить своего непосредственного руководителя.
5.8. Отключить освещение и закрыть помещение.
Скачать Инструкцию
ШВЕЙНАЯ МАШИНА
На полянке шерстяной
Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стежка.
Повторение по теме «Швейные ручные работы»
- Временное ниточное соединение двух деталей- сметывание.
- Временное ниточное закрепление подогнутого края- заметывание.
- Предохранение среза детали от осыпания с помощью иглы и нитки- обметывание .
- Р яд повторяющихся стежков — строчка.
- Место соединения двух или несколько деталей строчкой — шов.
БЫТОВАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНА
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ШВЕЙНЫХ МАШИН
К 130-летию Политехнического музея г.Подольска проходила выставка швейных машин. В музее крупнейшая коллекция в мире, около 200 машин.
Выпуск 1853г.
Выпуск 1900г.
Выпуск 1881г.
ПЕРВАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНА
XV в. Проект машины для пошива одежды предложил Леонардо да Винчи
1834г.американец Уолтер Хант изобрел иглу с ушком и челнок (две нитки, но нет регулировки натяжения)
ПЕРВАЯ МАШИНА С ЧЕЛНОЧНЫМ МЕХАНИЗМОМ
- В 1845 году американец Элиас Хоу получает патент на первую машинку с челночным механизмом.
- Данная машинка заменяла труд пяти портных
МАШИНЫ ЦЕПНОГО СТЕЖКА
- Швейная машина «Оригиналь экспресс» цепного стежка (США, 1860-1880гг.). Основание выполнено в технике художественного литья, что соответствует технической моде второй половины XIX века.
- Швейная машина цепного стежка фирмы «Вилькокс и Гиббс» (США, Нью-Йорк, 1868г.). В данной машине кроме конструктивных узлов запатентован дизайн.
МАШИНЫ ЧЕЛНОЧНОГО СТЕЖКА
- Одна из первых швейных машин челночного стежка фирмы «Зайдель и Науманн» (Германия, 1870-1880гг.). Эти машины с 1870 года распространялись Торговым домом Попова на территории России и Персии.
- Фабрично-ремесленная швейная машина «Гоу» челночного стежка для стачивания тяжелых тканей. Изготовлена на фирме «Гоу-машина-компани» (США, Нью-Йорк, 1865-1875гг.), принад-лежащей семье изобретателя швейной машины челночного типа Элиаса Гоу. Применялась в основном для шитья парусов для флота.
МАШИНЫ ЧЕЛНОЧНОГО СТЕЖКА
- Швейная машина челночного стежка фирмы «Науманн» (Германия, 1894-1896гг.). Изготовлена по специальному заказу Торгового дома Попова в связи с 25-летием его работы.
- Швейная машина фирмы «Зингер» (США, 1900-1915гг.), предназначенная для изготовления закрепок и укрепления петель, пришивания бантиков к обуви и платью.
Швейные машины фирмы Исаака Меррита Зингера 1850г
1900г. в г.Подольске основан завод по сборке швейных машин
МАШИНЫ ЧЕЛНОЧНОГО СТЕЖКА
- Фабрично-ремесленная швейная машина челночного стежка фирмы «Дюркопп» (Германия, 1900-1915гг.). Предназначена для выполнения ажурных работ, всевозможных мережек для украшения одежды, столового и постельного белья.
- Эта американская швейная машина челночного стежка (1895-1905гг.) была куплена известным московским купцом-булочником Филипповым для Насти Колесановой (сестры своей горничной) в московском Торговом доме Ж. Блока. Филиппов отправил Настю на учение в школу Н. П. Ламановой, первого русского художника-модельера. После успешной учебы Колесанова работала с Ламановой сначала в ее мастерской, а потом в костюмерных мастерских Большого театра.
МАШИНЫ ЧЕЛНОЧНОГО СТЕЖКА
Швейная машина челночного стежка для стачивания тканей (Подольский завод компании «Зингер», 1905-1920гг.). Ее корпус имеет так называемую бутылочную форму, которая была запатентована фирмой «Зингер» в конце XIX века.
Благодаря сбалансированности всех конструктивных узлов такие машины обладают большим запасом прочности и до сих пор используются во многих домах России.
МАШИНЫ ЧЕЛНОЧНОГО СТЕЖКА
Швейная машина челночного стежка (Германия,1900-1910гг.).
Продана Торговым домом Розенталь в Москве.
Данный тип машин за конструкцию и художественное оформление получил медали на международных выставках 1885, 1892, 1896 и 1900 годов.
ДЕТСКИЕ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ
Справа — детская швейная машина цепного стежка с деревянным основанием и литым фигурным корпусом, украшенным многоцветной росписью (Подольский механический завод, 1935-1940гг).
Слева — детская швейная машина цепного стежка с литым художественным корпусом (Западная Европа, 1910-1930гг.); маховое колесо заменено специальной ручкой.
ШВЕЙНАЯ МАШИНА С НОЖНЫМ ПРИВОДОМ
- Вверху — швейная машина двойной строчки, с дуговой иглой, фирмы «Виллер и Вильсон» (США, 1854-1865гг.) — один из первых образцов машин челночного стежка. Предназначена для белошвейных работ.
- Внизу — ножной привод этой машины.
К 130 летию Истории создания Политехнического музея была организована выставка швейных машин. В музее крупнейшая коллекция
СОВРЕМЕННЫЕ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ
Компьютеризированная швейно-вышивальная машина «ПФАФФ 2140» и образец вышивки, сделанной на ней.
Компьютеризированная швейно-вышивальная машина «ХУСКВАРНА ВИКИНГ» с образцом вышивки.
СОВРЕМЕННЫЕ ШВЕЙНЫЕ МАШИНЫ
- Бытовые швейные машины современного поколения по своим техническим возможностям являются универсальными, т.е. могут выполнять различные операции.
- Количество строчек ограничено только фантазией дизайнера.
Виды приводов
А) Ручной, Б) Ножной В) Электрический
НАЙДИ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ ШВЕЙНЫХ МАШИН
БЫТОВАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ШВЕЙНАЯ МАШИНА
КРАЕОБМЕТОЧНАЯ МАШИНА ОВЕРЛОК
ВЫШИВАЛЬНЫЕ МАШИНЫ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
- Без разрешения учителя НЕЛЬЗЯ садиться за швейную машину
- Перед началом работы на швейной машине волосы убрать под косынку, одежду застегнуть, подвернуть рукава, снять аксессуары и украшения, ногти должны быть коротко подстрижены.
- Свет должен падать слева или спереди
- Сидеть за машиной прямо на всей поверхности стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд
- Ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку
- Стул должен стоять напротив иглы
- Расстояние между работающим и машиной 15 см
- Садитесь за машину с чистыми руками
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
- Во время работы не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
- Заправляя нить в машинную иглу, вставляя шпульный колпачок в челночное устройство, не держите ноги на педали
- Не держать пальцы близко около движущейся иглы.
- В изделии не должно быть булавок и игл
- Маховое колесо вращать ТОЛЬКО НА СЕБЯ
- Изделие должно находить на расстоянии 30-40 см от глаз работающего
- Заправлять нити в точном соответствии с инструкцией к швейной машине
- Нажимать пускорегулирующую педаль плавно, без рывков
- Начиная шить на швейной машине необходимо оба конца ниток отвести назад и удерживать их, чтобы машины не втянула их внутрь
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ
- Утолщенные места прошивать на пониженной скорости
- Во время работы нужно быть внимательным и осмотрительным, не отвлекаться самой, и не отвлекать других
- Во избежание поломки иглы, не тянуть ткань по окончании строчки
- Сломанные иглы свернуть в бумагу и выбросить в мусорное ведро. Не ходить по классу и не работать без обуви.
- Не откусывать нитки зубами, а отрезать ножницами
- Поддерживать порядок на рабочем месте, убрать лишние предметы с рабочего стола
- После окончания работы, навести порядок на своём рабочем месте, убрать мусор, выключить машину, опустить иглу и лапку, подложив под них кусочек ткани.
- При появлении запаха гари и дыма вынуть вилку из розетки.
ПОСАДКА ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
Правильная посадка
Неправильная посадка
Правильное положение рук при работе на швейной машине
ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ И УЗЛЫ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
1. Платформа машины
2. Лапка
3. прорези для ниток
4. Регулятор натяжения ниток
5. Нитепритягиватель
6. Устройство для натяжения ниток
7. Штыри для катушек
8. Моталка
9. Маховик
10. Стопорное кольцо
11. Переключатель вида строчек
12. Таблица вида строчек
13. Главный выключатель
14. Клавиша шитья назад
15. Регулятор длины стежка
16. Педаль привода
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА
- Какие бывают виды приводов?
- Классификация швейных машин:…
- Какие бывают производственные швейные машины
- Какие бывают бытовые швейные машины
- Назови основные детали швейной машины
ПОДГОТОВКА ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ
- Намотка нитки на шпульку
ПОДГОТОВКА ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ
- Заправка верхней нитки
(обратите внимание на направление стрелок )
ПОДГОТОВКА ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ
- Заправка нижней нитки
ПОДГОТОВКА ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ К РАБОТЕ
Выведение нижней нитки наверх
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
НАЧАЛО РАБОТЫ
- Ткань положить под прижимную лапку, повернуть правой рукой маховик на себя, проколоть ткань иглой.
- Опустить рычаг прижатия лапки.
- Нажать ногой на педаль.
- Направлять ткань так, чтобы намеченная линия строчки находилась под иглой.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ
- Перед поворотом строчки остановить машину (снять ногу с педали),
- повернуть рукой маховик на себя и проколоть ткань иглой,
- поднять рычаг прижатия лапки, повернуть ткань
- Снова опустить рычаг прижатия лапки.
- Продолжить строчку в новом направлении.
ПОВОРОТ СТРОЧКИ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ РЕГУЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
- Лабораторная работа №10,
задание 1
страница 126
РАБОТА НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ БЕЗ НИТОК
ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТЫ РЕГУЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ
ЗАПРАВКА ШВЕЙНОЙ МАШИНЫ НИТКАМИ
- Лабораторная работа №10, задание 2
страница 126
Проверь себя
На схеме машины расставь цифры, соответствующие её узлам
Домашнее задание
Задание для всех
- Задание дополнительное (по желанию)
- Найди информацию и ознакомься с историей швейной машины
- Подготовь презентацию об истории швейной машины
- Оформи в портфолио образец , выполненный в ходе лабораторной работы; повтори §19, выполни задание из рабочей тетради 18-4;
- Подготовь швейные инструменты и кусочек хлопчатобумажной ткани для образцов.