Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
В конце прошлого года президент Владимир Путин подписал закон о смягчении «предпринимательских» статей в УК, который сам же и вносил на рассмотрение Госдумы. Согласно принятым поправкам, уголовные дела по нескольким видам мошенничества можно прекращать, если обвиняемый возместил весь нанесенный ущерб.
Речь идет о самых мягких составах ст. 159.1–159.6 УК, которые устанавливают ответственность за мошенничество с кредитами и страховками, а также за махинации с использованием электронных платежных систем и компьютерной информации. Изменения коснулись и ответственности за мошенничество в сфере предпринимательства, которая описана в ч. 5–7 ст. 159 УК. Наказание стало мягче за некоторые случаи растраты (ч. 1 ст. 160 УК) и причинение имущественного ущерба обманным путем (ч. 1 ст. 165 УК). Избежать преследования получится, если обвиняемый возместит ущерб от нарушения авторских и патентных прав (ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК). Также закон освободит от уголовной ответственности руководителей, которые впервые не перечислили своим сотрудникам зарплату, но погасили все долги в течение двух месяцев с момента возбуждения уголовного дела (ст. 145 УК).
Новеллы расширяют и перечень уголовных разбирательств частно-публичного обвинения, когда дело возбуждается исключительно по заявлению потерпевшего и не прекращается после примирения сторон, пояснял глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. В этот перечень включат дела о преступлениях, которые не причинили ущерб интересам третьих лиц или государству: незаконное получение кредита, злостное уклонение от уплаты долгов и т.п.
Второе серьезное нововведение касается уже ст. 164.1 УПК – ужесточились требования к изъятию силовиками во время оперативных мероприятий электронных носителей информации. Изменения запрещают такие действия, если у пришедших в фирму правоохранителей отсутствует решение суда об изъятии этих материалов или постановление о назначении судебной экспертизы по ним. Также силовики смогут забрать технику, если есть риск ее использования «для продолжения криминальной деятельности» или на ней есть информация, которую владелец не имеет права хранить.
Но Дмитрий Данилов из
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
уверен, что одного такого закона для создания «благоприятного делового климата» недостаточно. Он обратил внимание на формулировку «за исключением случая, когда на них содержатся сведения, которые могут быть использованы для совершения новых преступлений». По мнению эксперта, подобная фраза делает запрет декларативным, а правоохранительные органы будут пользоваться процитированной формулировкой, чтобы забирать электронные носители в каждом необходимом им случае.
Кто виноват
Давление силовиков на бизнес усиливается и по вине самих бизнесменов, которые иногда не прочь заручиться связями в правоохранительных органах для решения гражданско-правовых конфликтов. Тот, кто сумел привлечь на свою сторону МВД или СКР, получает преимущество в корпоративном споре, объясняет партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
Профайл компании
Тимур Хутов. Это приводит к тому, что нормы УПК применяются крайне избирательно в первую очередь из-за коррупции, считает эксперт: «Не так важно, что является стимулом для ее проявления – незаконно переданные недобросовестным правоохранителям деньги или незаконный приказ вышестоящего руководителя, который исполняется в расчете на ответную услугу».
— Не нужно хранить переписку и документы там, где могут провести обыск и все забрать.
— Все переговоры и исполнение договоров должны фиксироваться, причем так, чтобы оппонент не мог сказать: «Я это не подписывал/подписать заставили»
— Надо привлекать юристов еще на этапе доследственной проверки, а лучше до проявления интереса со стороны правоохранителей, чтобы выявить все уголовные риски.
— Если следственные действия начались, то фиксируйте нарушения правоохранителей как в ходе доследственной проверки, так и на следствии, последовательное обжалуйте их во всех инстанциях.
— На полицию надо жаловаться в прокуратуру, на надзорный орган – в ФСБ, а на службу безопасности – в вышестоящее подразделение.
— Параллельно с силовиками собирайте информацию и доказательства по уголовному делу, проводите собственные исследования, получайте рецензии на проводимые следствием экспертизы и получайте заключения ученых в области уголовного права и процесса.
Подобные проблемы возникают еще и из-за разобщенности бизнес-сообщества, обращает внимание партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
Дарья Константинова. По ее словам, в последнее время изменились ранее устоявшиеся околозаконные (понятийные) правила ведения бизнеса. И если предпринимательское сообщество хочет прекратить тенденцию давления на бизнес с помощью незаконных уголовных дел, то лучше всего начать с себя, подчеркивает она. То есть, не нужно обращаться в правоохранительные органы с целью незаконного привлечения своего бизнес-партнера к уголовной ответственности, советует Константинова.
Давление на бизнес усиливается еще и из-за плохой экономической ситуации в стране и санкций: снижается общая платежеспособность населения, госбюджет испытывает дефицит. А казну всегда пополняли за счет купцов и промышленников, вспоминает партнер
Региональный рейтинг.
Сергей Токарев.
Собираемость в бюджет даже на фоне кризисных явлений в экономике возросла. Чаще всего подобное реформирование проводят в два шага: послабление налоговой нагрузки с одновременным ужесточением правил собираемости. У нас же сделан только один шаг, а второй даже в обратном направлении — НДС повысили. Бизнес не понимает, как дальше работать. Зарегулированность бизнеса в нашей стране такова, что вероятность работать с соблюдением всех созданных государством правил стремится к нулю.
Вячеслав Яблоков, управляющий партнер
Региональный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market)
группа
Налоговое консультирование и споры
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Уголовное право
20место
По выручке
20место
По количеству юристов
Коммерческая компания как преступная группа
В последние годы по экономическим составам стали чаще применять ст.210 УК («Организация преступного сообщества»), благодаря которой любую организацию можно рассматривать как незаконную группировку. Также этот подход позволяет заручиться формально законным поводом арестовывать бизнесменов и отправлять их в СИЗО. Кроме того, такое преступление относится к особо тяжким и обвинение в нем позволит держать бизнесмена под стражей полтора года. Вместе с тем, чтобы суд признал человека виновным в совершении преступления по ст. 210, нужно учесть множество факторов. Силовикам необходимо доказать: четкую структурированность, иерархию, устойчивость, распределение ролей, транснациональность в работе преступного сообщества, наличие в составе «преступного сообщества» коррумпированных сотрудников госорганов и распределение полученных в результате незаконной деятельности средств. Перечисленные факторы суд оценивает в совокупности, подчеркивает Токарев.
Столько обвинений по ст. 210 УК суды признают излишне вмененными по статистике Генеральной прокуратуры и Судебного департамента при Верховном суде.
Именно этот состав в прошлом году инкриминировали братьям Магомедовым и их бизнес-партнерам, которых обвиняют в хищении 2,5 млрд руб. бюджетных средств. А в январе 2019-го в создании ОПС обвинили главу холдинга «Форум» Дмитрия Михальченко. По версии следствия, бизнесмен организовал хищение бюджетных денег при реконструкции резиденции президента РФ в Ново-Огареве. Фигурантами дела о хищении более 1,5 млрд руб. являются экс-глава ФГУП «Атэкс» Андрей Каминов, его бывший заместитель Станислав Кюнер, экс-глава компании «Стройфасад» Дмитрий Торчинский, директор компании «Балтстрой» Дмитрий Сергеев, а также предприниматели Александр Родионов, Сергей Перевалов и Сергей Литвинов. Известные «преступные сообщества» на этом не закончились, так как весной этого года по той же ст. 210 УК стал проходить уже бывший министр «Открытого правительства» Михаил Абызов. По версии СКР, экс-чиновник вместе с пятью соучастниками похитил 4 млрд руб. у Сибирской энергетической компании и ОАО «Региональные электрические сети», обманув акционеров.
Весной этого года бизнес-омбудсмен Борис Титов направил руководителю администрации президента, главе рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства Антону Вайно письмо, в котором попросил изменить ст. 210 УК. Сейчас эта статья может вменяться любому привлекаемому к уголовной ответственности бизнесмену. Титов попросил Администрацию президента запретить инкриминировать действия бизнесменов по этому составу, за исключением тех, кто обвиняется в производстве фальшивых денег. Правда, пока такое обращение результатов не дало.
Еще одна тенденция заключается в том, что следователь любой силовой структуры понятийно выше суда. Иначе как объяснить, что сначала две инстанции считают обоснованным отправить в СИЗО фигуранта другого громкого экономического дела главу Baring Vostok Майкла Калви, а буквально через месяц на таких же основаниях выносят решение о домашнем аресте, когда об этом попросил следователь, констатирует управляющий партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
29место
По выручке
Профайл компании
Денис Саушкин. С другой стороны, если в деле нет политической составляющей, то правоохранители сейчас все чаще для своего удобства применяют к обвиняемым домашний арест, добавляет юрист: «Связано это исключительно с ленью следователей».
Кроме того, суды даже при очевидных промахах следствия обычно не хотят «рубить с плеча», удовлетворять жалобы защиты или выносить оправдательные приговоры, замечает адвокат, партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
Профайл компании
Матвей Протасов: «Они предпочитают дать правоохранителям возможность «исправиться». Часто на фоне формальных отказов судов в удовлетворении жалоб защиты, следователи и прокуроры как по совпадению самостоятельно подают ходатайства, свидетельствующие о фактической капитуляции, резюмирует адвокат.
Ответственность силовиков и независимые суды
Учитывая перечисленные обстоятельства, предпринимателям чаще всего непросто защититься от нападок «силовиков». На расширенном заседании Генпрокуратуры в этом году глава ведомства Юрий Чайка констатировал, что не работает ч.3 ст. 299 УК («Незаконное возбуждение уголовного дела против предпринимателя»), которую приняли для защиты бизнеса три года назад. По словам Чайки, ни одно преступление по этой статье так и не раскрыли. Генпрокурор подчеркнул, что их ведомство совместно с Верховным судом будет внимательно разбираться с уголовными экономическими делами, где предпринимателей признали невиновными.
— Изначально возбуждаются без надлежащего проведения доследственной проверки, сбора необходимых источников информации и документации;
— Выявляются процессуальные нарушения правоохранителей на доследственной и досудебной стадиях. В 2017 году Генпрокуратура выявила 5,1 млн. нарушений, допущенных в ходе досудебного производства органами дознания и следствия. То есть, в среднем 2,5 нарушения на одно зарегистрированное преступление.
— Не хватает квалифицированных кадров, да и просто кадров для расследований. Владимир Китсинг из
Федеральный рейтинг.
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Семейное и наследственное право
объясняет это высокой загруженностью следственных органов в том числе из-за высокого уровня бюрократии.
— Низкое качество проводимых исследований и экспертиз.
Чтобы норма заработала, управляющий партнер
Федеральный рейтинг.
группа
Семейное и наследственное право
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Уголовное право
Дмитрий Солдаткин предлагает упростить диспозицию ч. 3 ст. 299 УК. По его мнению, оттуда надо исключить указание на цель совершения преступления и на наступление общественно-опасных последствий «в виде прекращения предпринимательской деятельности либо причинения крупного ущерба». Ведь сам факт возбуждения уголовного дела в отношении бизнесмена уже несет для коммерсанта серьёзные репутационные и финансовые издержки.
Если дело возбудили, а вас задержали – кто-то уже принял волевое решение. Вы уже на шаг позади, в догоняющих. Дальше необходимо успокоиться и анализировать, кто и зачем? В спешке же можно наломать дров. Сотрудники органов будут торопить с принятием решения – сознайтесь, дайте показания, отдайте активы и т.п. Анализируйте ситуацию – лучше вас ее никто не знает. Даже профессиональный адвокат будет отталкиваться от тех сведений, которые вы ему предоставите.
Но одной такой статьи недостаточно для защиты бизнеса. По словам Хутова, необходима реально независимая судебная власть и полный фактический отказ от «палочной» системы. Кроме того, нужен адекватный механизм компенсации причиненного ущерба бизнесменам, добавляет юрист. А в законодательной сфере надо сконцентрироваться не на изменениях уголовных и уголовно-процессуальных норм, а на гражданском законодательстве, чтобы дать возможность эффективно получать доказательства для установления объективной истины в споре, резюмирует Константинова.
О том, благодаря чему еще удастся эффективно защитить российский бизнес от неправомерного уголовного преследования расскажут 16 мая 2019 года участники круглого стола «Баланс полномочий суда, прокуратуры, следствия и адвокатуры в сфере экономических преступлений: дискуссия» на Петербургском международном юрфоруме. В обсуждении примут участие глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, замминистра юстиции Вадим Федоров, вице-президент ФПА Владислав Гриб и другие.
Предприниматели могут пожаловаться на давление правоохранителей через новую онлайн-платформу
Эксперты рассказали, как «добросовестный бизнес ходит под статьей», и предположили, что цифровой сервис «ЗаБизнес.рф» позволит предпринимателям обратиться с жалобой на незаконные действия сотрудников силовых ведомств и даст им возможность быть услышанными
В ноябре была запущена цифровая платформа «ЗаБизнес.рф» для работы с жалобами предпринимателей на неправомерные действия сотрудников МВД, ФСБ, Следственного комитета и Генпрокуратуры. Обращение могут подать индивидуальные предприниматели, собственники, учредители и акционеры юридических лиц, представители и адвокаты предпринимателей и юрлиц.
Согласно статистическим данным, указанным на сайте, доля предпринимателей, не доверяющих правоохранительным органам, в 2019 г. составила 66,7%. При этом 45% опрошенных ответили, что в результате уголовного преследования их бизнес был полностью или частично разрушен. 84% указали, что уголовное дело не было завершено приговором.
Рассказать о том, как оказывается давление на предпринимателей, и оценить, насколько полезной может быть новая онлайн-платформа, мы попросили управляющего партнера Консалтинговой группы «Статус», руководителя юридического департамента Благотворительного фонда «Русь Сидящая» Алексея Федярова и старшего партнера АБ «МАГРАС», председателя Комитета развития правовых услуг и экспертизы законопроектов общественной организации «Деловая Россия» Екатерину Авдееву.
Неправомерное административное давление на бизнес: тенденции 2019 г.
По словам Алексея Федярова, этот год стал показательно застойным в отношениях «государство – бизнес». Репрессивное правоприменение исчерпало себя. СКР рапортует о том, что взыскал в бюджет 9,5 млрд руб. по результатам расследования налоговых дел. Сумма показательна: весь бизнес нашей страны за год возмещает в бюджет меньше, чем изъято, к примеру, в квартире полковника ФСБ Черкалина.
«Неопределенность и нестабильность административных правил снижают активность бизнеса и выдавливают его из страны. Государство не защищает предпринимателя, а планомерно выкачивает из него ресурсы. Я не вижу ни действенных мер защиты бизнеса, ни предпосылок для создания благоприятных условий его ведения в стране. Очевидно другое: выбор сделан в пользу монструозных, плохо управляемых и неэффективных государственных корпораций, которые будут осваивать средства национальных проектов. Частному бизнесу останутся маломаржинальные субподряды и уголовные дела», – рассказал Алексей Федяров.
По его мнению, гарантии для предпринимателей в уголовном процессе не работают, и причина этому одна: материальные и процессуальные нормы о «предпринимательских» преступлениях мертвы, действия бизнесменов не квалифицируются по ним. На все хватает классических статей Уголовного кодекса – ст. 159 («Мошенничество») и ст. 160 («Присвоение или растрата»).
Екатерина Авдеева согласилась: действительно, нередко обвинение предпринимателю предъявляется по ст. 159 УК РФ, даже когда речь должна идти о гражданско-правовом, а не уголовно-правовом споре. Мошенничество могут инкриминировать в случае невыполнения обязательств перед контрагентом, ненадлежащего исполнения госконтракта, возмещения НДС и т.д. При этом если предприниматель не ставил цель похитить денежные средства, он не может быть обвинен в совершении уголовно наказуемого деяния, но при наличии заинтересованности правоприменителя этот факт часто игнорируется. Причем заинтересованность может выражаться в желании получить повышение по службе, выполнить план и т.п.
Екатерина Авдеева также пояснила: несмотря на то что законодатель предусмотрел ч. 5–7 ст. 159 УК РФ для квалификации мошенничества, сопряженного с преднамеренным невыполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, правоприменитель редко применяет их. Предпочтение отдается хорошо зарекомендовавшей себя ч. 4 ст. 159 УК РФ, которая позволяет избирать меру пресечения в виде заключения под стражу. Такая квалификация лишает предпринимателя целого ряда гарантий, в том числе возможности освобождения от уголовного наказания в связи с возмещением ущерба в соответствии со ст. 76.1 УК РФ.
Алексей Федяров добавил, что универсальных механизмов защиты для предпринимателей нет. Важно постоянно мониторить правоприменение, следить за трендами в работе правоохранителей и действовать сообразно ситуации.
(Подробнее об опасности ведения бизнеса в России вы можете узнать, прочитав книгу Алексея Федярова «Невиновные под следствием. Инструкция по защите своих прав». Цитаты из нее были опубликованы в заметке «Мы думали, что в тюрьме только преступники».)
На кого чаще оказывают давление?
По словам Екатерины Авдеевой, в зону риска традиционно попадает девелоперский бизнес; лица, исполняющие госконтракты, – независимо от сферы бизнеса; лица, ведущие активный деловой оборот с контрагентами с различной ставкой НДС и зарубежными контрагентами; те, кто несвоевременно достигает консенсуса в корпоративных конфликтах.
Пострадать от необоснованного давления сотрудников силовых ведомств могут как крупные компании, так и небольшие. Причем последние являются более беззащитными. В случае заключения под стражу предпринимателя – собственника бизнеса и руководителя – маленькая компания быстро доходит до стадии банкротства, так как бизнес-процессы часто требуют его личного участия.
Различия в правоприменительной практике могут зависеть от региона. Так, в южном регионе оказывается особо жесткое давление на предпринимателей, игнорируются их гарантии и доказательства невиновности и т.д.
(Что должен предусмотреть предприниматель, чтобы не стать фигурантом уголовного дела, читайте в публикациях «Оцениваем риски при привлечении финансирования на развитие бизнеса» и «Неаккуратное заключение и неисполнение госконтракта могут привести к уголовной ответственности».)
Как в России теряют бизнес?
О том, какие способы используют правоохранители, рассказала Екатерина Авдеева.
1. Нередко предпринимателю предъявляют дежурное обвинение, когда формально правильно указываются все элементы состава преступления, но при этом не раскрывается, какие именно действия бизнесмена образуют этот состав, поскольку доказательная база отсутствует. Затем избирается мера пресечения в виде заключения под стражу. Предприниматели, оказавшиеся в СИЗО, после блокировки личных счетов и счетов компании и родственников чаще теряют бизнес. Расследование может длиться не один год. В это время предприниматель, который еще не признан виновным и вина которого, возможно, вовсе отсутствует, будет содержаться в условиях лишения свободы. Это серьезное испытание, которое рушит не только бизнес, но и жизни.
2. Более мягкий вариант давления: предпринимателю может быть избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, пока ведется расследование, которое порой длится 8–9 лет. Бизнесмен не имеет возможности выезжать не только за границу, но и свободно передвигаться по территории России. При этом страдает его репутация, и партнеры и контрагенты начинают сотрудничать с ним осторожнее, а это не может не сказаться на ведении бизнеса.
3. Распространенной формой давления является проведение следственных действий, например обыска, в ходе которого изымаются денежные средства, важные документы, цифровые носители информации, компьютеры, телефоны и даже ключи от автомобилей. Доступ к изъятому нередко не удается получить годами. Причем вещи могут являться собственностью тех, кто не является фигурантом уголовного дела и даже не был вызван на допрос в качестве свидетеля. Они пишут заявления, жалобы, ходатайства, но вопрос решается крайне медленно. А между тем это может парализовать работу компании.
(О том, как в России теряют бизнес, можно прочитать также в публикации «Прекращение уголовного преследования невиновного предпринимателя сродни процессуальному суициду»: из-за пожара в отеле погиб подросток и еще двое пострадали. В числе обвиняемых оказалась директор туристической компании, которая доверилась госорганам, назвавшим отель безопасным.)
Как платформа «ЗаБизнес.рф» поможет предпринимателям?
Екатерина Авдеева напомнила о том, как президент Владимир Путин не раз указывал, что «добросовестный бизнес не должен ходить под статьей». По ее мнению, платформа даст предпринимателю возможность обратиться с жалобой и быть услышанным. Обращение будет всесторонне обрабатываться и содействовать оперативному выявлению и устранению нарушений.
Заявление предпринимателя будет проанализировано на уровне центрального аппарата правоохранительного органа, что исключает вероятность рассмотрения жалоб сотрудниками, в отношении которых они поданы. Деловые сообщества, экспертизу которых можно запросить при обращении, помогут оценить, имели ли место нарушения. При этом независимая экспертная оценка не позволит использовать эту платформу для необоснованных жалоб на правоохранительные органы.
«Обращения от предпринимателей стали поступать со дня запуска платформы. Заявители активно запрашивают экспертные заключения деловых объединений. Такие запросы поступают и в “Деловую Россию”. Полагаю, первые результаты работы платформы можно будет оценить уже к концу года», – отметила Екатерина Авдеева.
Какие обращения принимаются?
- Обращение должно быть связано с нарушением прав заявителя ввиду осуществления им предпринимательской деятельности.
- Факты, изложенные в обращении, должны указывать на давление со стороны сотрудников правоохранительных органов.
- Основаниями для направления обращения могут быть:
- необоснованное задержание или заключение под стражу;
- нарушения при возбуждении уголовного дела;
- фальсификация доказательств по делу;
- незаконное прослушивание мобильных устройств, помещений, автомобиля;
- незаконное изъятие документации и носителей информации;
- затягивание сроков изъятия или возврата имущества;
- провокация на дачу взятки;
- применение сотрудниками правоохранительных органов без законных оснований физической силы, специальных средств или оружия;
- создание препятствий для участия в деле адвоката;
- необоснованное проведение или проведение с нарушениями оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий и др.
- Заявление будет принято, если на момент подачи обращения уголовное дело еще не возбуждено или возбуждено и находится на стадии досудебного производства.
- Ситуация, описанная в обращении, не должна быть связана с проведением плановой или внеплановой административной проверки.
Как подать обращение?
1. Зарегистрируйтесь на платформе с помощью подтвержденной учетной записи, полученной на Портале госуслуг, или заполнив регистрационную форму.
2. Заполните форму обращения, ответив на вопросы анкеты. При желании отметьте общероссийские деловые объединения и бизнес-омбудсмена – они могут предоставить свою экспертную оценку по вашей проблеме.
3. Опишите ситуацию и приложите скан-копии подтверждающих документов, фото (повестка о вызове на допрос, постановление о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого и т.п.).
4. Отправьте обращение и следите за ходом решения через личный кабинет.
Что будет с заявлением?
1. Аналитики платформы проведут оценку обращения в течение одного рабочего дня и при необходимости запросят дополнительные документы.
2. По выбору заявителя к рассмотрению обращения подключатся деловые объединения или бизнес-омбудсмен.
3. Обращение будет направлено в правоохранительный орган.
На какой результат может рассчитывать предприниматель после направления жалобы?
- Деловые объединения и бизнес-омбудсмен предоставят экспертное заключение и поддержку. В течение 20 дней ответы от них поступят в карточку обращения, которая будет храниться в личном кабинете на портале.
- Центральный аппарат правоохранительного органа рассмотрит обращение в течение 30 дней и даст заключение о правомерности действий сотрудников, на которых поступила жалоба. Ответ поступит в карточку обращения.
(Какие еще средства могут использовать предприниматели для защиты своего бизнеса – читайте в публикациях «Минтруд: бороться с коррупцией обязана каждая компания» и «Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста?»)
13 марта 2020, 00:09 / Экономика
Эксклюзивно по подписке
Бизнес все чаще сталкивается с давлением силовиков
С ростом рисков клиентов растут и доходы их юристов
Ключевыми проблемами бизнес называет беспредел чиновников и несовершенство судебной системы / Андрей Гордеев / Ведомости
Рост уголовного давления на предпринимателей, усилившийся в последние годы, пугает их и сдерживает инвестиции. Но любые проблемы клиентов – деньги юристов. Ведение бизнеса в России всегда связано с риском преследования правоохранительными органами, признает адвокат практики уголовного права и процесса «Инфралекса» Корней Подвойский, в поле зрения силовиков могут попасть любые сделки, которые почти всегда возможно притянуть под мошенничество или злоупотребление полномочиями.
За помощью предприниматели идут к юристам, которые за последние годы активно расширяют уголовную практику. Если раньше уголовные дела оставались вотчиной только российских юрфирм (в рейтинге Chambers по этому направлению по-прежнему нет ни одной международной юрфирмы. – «Ведомости»), теперь даже иностранцы думают открывать такое направление, потому что видят в нем финансовые перспективы, рассказывает управляющий партнер КИАП Андрей Корельский.
Ключевыми проблемами бизнес называет беспредел чиновников и несовершенство судебной системы, показал опрос «Деловой России», подготовленный по просьбе «Ведомостей». Жалуются предприниматели и на давление силовиков. Это незаконные проверки или следственные действия, указывает руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса BCLP Антон Гусев. Уголовное право в принципе воспринимается властями как универсальный кнут, который может решить любые проблемы, а Уголовный кодекс (УК) превратился в настольную книгу любого предпринимателя, говорит старший управляющий партнер санкт-петербургского офиса Pen & Paper Алексей Добрынин. Только за 2019 г. число уголовных дел по экономическим преступлениям выросло на 37%, отмечал бизнес-омбудсмен Борис Титов (с учетом дел о мошенничестве). Это связано с постоянно меняющимся законодательством и проблемами в действующей правоохранительной системе, говорит Гусев. Рост давления обеспечивает работу юристам и адвокатам. КИАП ежегодно ведет более 10–15 уголовных дел, в последние годы все больше дел связано с защитой предпринимателей от необоснованных претензий по экономическим преступлениям. У BGP Litigation такие дела в принципе стали одним из ключевых направлений работы. Растет число уголовных дел и у Baker McKenzie. Среди клиентов немало иностранных компаний, рассказывают партнер группы по разрешению споров Baker McKenzie Эдуард Бекещенко и юрист группы по разрешению споров Baker McKenzie Олег Ткаченко. Хороший результат – прекращение дела на стадии предварительного следствия, говорят они. «Кульков, Колотилов и партнеры» уже третий год думают открывать уголовную практику в связи с огромным спросом на ее услуги, рассказывает управляющий партнер юрфирмы Максим Кульков. Его останавливают, как и многих игроков на рынке, коррупционные риски. В российской уголовной практике коррупция стала исключительным вопросом, говорит управляющий партнер юридической компании «Коблев и партнеры» Руслан Коблев, но признает, что она все еще встречается. Международным юрфирмам мешает вести уголовные дела закон об адвокатуре: только адвокат вправе участвовать в предварительном следствии, а он может выступать лишь от своего имени или от адвокатского образования. А некоторые все еще предпочитают просто партнерские отношения с российскими офисами, рассказывает Коблев. А другие занимают свою нишу – консультируют только на предпроцессуальной стадии, выстраивают системы комплаенса внутри компании для противодействия нарушениям. CMS расширяет уголовную практику только в определенном сегменте с учетом особенностей рынка, говорит старший партнер CMS Россия Леонид Зубарев.
0,4%
такова статистика оправдательных приговоров, которая до сих пор остается на уровне статистической погрешности, указывает Добрынин
Меняется и характер уголовных дел. Большинство из них связаны с экономическими спорами и корпоративными конфликтами, объясняет руководитель уголовно-правовой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Виктория Бурковская. Больше дел, связанных с чиновниками и борьбой с коррупцией. В 2019 г. резко выросло число уголовных дел против бывших и действующих региональных чиновников, сообщал фонд «Петербургская политика».
Вместе с ростом числа дел увеличивается и прибыль юристов от этого сегмента работы. В среднем рост на 20–25% в год, рассказывает Гусев. Практика стабильно приносит устойчивый доход, говорит Зубарев.
«Полагаю, она в последние годы стала понятнее и прозрачнее – в большинстве адвокатских образований сформировались стабильные ставки», – отмечает Коблев. При этом число уголовных дел резко не увеличилось, просто многие из них в силу общественного резонанса стали более заметными, считает он.
Власти уже несколько лет пытаются решить проблему давления на бизнес. Например, смягчение уголовного наказания за невозврат валютной выручки они обсуждали почти весь прошлый год, но решить проблему так и не смогли. Та же судьба и у «опасных» для бизнеса статей за организацию преступного сообщества. Меры результатов пока не дали, признает Подвойский. А президент Владимир Путин в последнем интервью ТАСС и вовсе назвал представителей торгового бизнеса жуликами.
В итоге дела, которые раньше считались административными, становятся уголовными, все чаще юристы уже представляют интересы потерпевших, рассказывает Бурковская. Часто даже мертворожденные и заказные дела доходят до суда, отмечает Корельский, а там они либо прекращаются, либо возвращаются обратно правоохранителям. Более чем из 12 млн сообщений о преступлениях, поступающих за год в следственные органы, возбуждается только около 2 млн уголовных дел, из которых примерно лишь 800 000 направляется в суд, говорит Подвойский. Последние обычно завершаются вынесением обвинительного приговора, отмечает партнер BGP Litigation Александр Голиков. Статистика оправдательных приговоров до сих пор остается на уровне статистической погрешности – 0,4%, напоминает Добрынин.
Появляется мода и на анализ уголовных рисков, хотя бизнес все еще недооценивает важность предохранительных мер, рассказывает Бурковская. В крупных компаниях клиенты часто даже не знают, какие документальные следы находятся внутри бизнеса, рассказывает Голиков. Многие юрфирмы консультируют бизнес, как предотвратить проверки силовиков, говорит Коблев, на практике они все равно будут, но у клиентов появляется возможность сформировать реальное представление о них.
Основная особенность уголовных дел по-прежнему в доверии между подсудимым и адвокатом. Если в гражданских делах юрист работает в основном с документами, то в уголовных главное – люди, подчеркивает Подвойский. Хороший уголовный адвокат как хороший врач – на вес золота, передается из рук в руки и часто только по личным рекомендациям, поддерживает Корельский. Если клиент в следственном изоляторе, то адвокат и вовсе его «дорога жизни», связующее с семьей, говорит Бурковская. «Между корпоративными и частными клиентами большая разница, – отмечает Коблев. – Первые в основном обращают внимание на рейтинги. А вот частные клиенты выбирают адвокатов по рекомендациям людей, которым доверяют. У обвиняемых по экономическим и должностным преступлениям есть свой рейтинг – «рейтинг Лефортово», шутит он.
Со вторника в пилотном режиме заработал онлайн-сервис по сбору жалоб представителей бизнеса на давление со стороны правоохранительных органов.
Разработка проекта проводилась по поручению президента РФ Владимира Путина. В ней принимали участие Агентство стратегических инициатив, РСПП, «Деловая Россия», «Опора России» и Торгово-промышленная палата.
Для рассмотрения жалоб предпринимателей предусмотрена двухуровневая система. С одной стороны, они будут направляться в силовые структуры – в МВД, ФСБ, Генпрокуратуру и Следственный комитет РФ. С другой стороны, если обращение к силовикам не возымело эффекта, для независимой экспертной оценки обращение изучат представители предпринимательского сообщества и бизнес-омбудсмен. По словам Бориса Титова, «это очень сильно пригодится в тех случаях, если МВД или Следственный комитет жалобу на самих себя рассмотреть не смогут».
Обращения можно оставлять в специальной форме на сайте платформы «За бизнес» — забизнес.рф. На момент опубликования материала там уже принято 60 обращений и зарегистрировано свыше 450 пользователей.
Для полноценной реформы правоохранительной системы нужен общественный контроль, открытая статистика и конкуренция силовых ведомств
Текст написан для монографии Центра экономических и правовых исследований (ЦПЭИ)
Одним из препятствий для экономического развития в России стало систематическое давление на бизнес со стороны правоохранительных структур с целью получения контроля над активами. О такого рода давлении заявляют не только предприниматели и журналисты, но также эксперты и политики. По состоянию на 2012 год в России насчитывалось свыше 120 000 предпринимателей, осужденных за экономические преступления (включая условные сроки). Одним из следствий растущего «силового давления» на бизнес стал массированный отток капитала из России, который достиг $84 млрд в 2011 году и сохраняется на примерно таком же уровне.
Осознание представителями власти значимости проблемы привело к политическим заявлениям о гуманизации уголовного законодательства, поправкам в Уголовный кодекс и частичным изменениям правоприменительной практики. Однако насколько эти меры дадут эффект в несовершенной институциональной среде, характерной для России? И какие иные практические действия, учитывающие российскую специфику, могут быть предприняты для снижения давления на бизнес со стороны правоохранительных структур?
Эксперты ЦПЭИ неоднократно отмечали тенденцию к усилению репрессивности законодательства об экономических преступлениях. Однако эта тенденция стала проявляться уже в конце 1990-х годов, и, по нашему мнению, она связана с реальными и массовыми правонарушениями в сфере экономики, которые наблюдались в течение 1990-х.
Стоит отметить, что в восприятии самих предпринимателей в начале и середине 1990-х годов основная угроза силового давления исходила от криминальных структур. При этом на фоне общей слабости правоохранительной системы практика правоприменения была относительно либеральной — просто в силу того, что старое законодательство не предусматривало какого-либо регулирования для многих новых видов экономической активности, появившихся после 1991 года, а текущая политика правоприменения во многом ориентировалась на логику первоначальных реформ Б. Ельцина (в духе Указа «О свободе торговли»).
Однако именно этот период был отмечен массовыми правонарушениями в сфере экономики. Речь шла не только о нарушениях прав инвесторов и акционеров, о чем писалось во многих работах. Очень серьезно нарушались экономические права и интересы широких слоев граждан — через махинации в рамках финансовых пирамид, мошенничества при покупке квартир, вывод активов и неплатежи по зарплате работникам приватизированных предприятий. Инициаторы подобных «схем» и махинаций пользовались несовершенством законодательства и системы правоприменения. Их деятельность в полной мере можно отнести к непродуктивному и «деструктивному» предпринимательству в терминах У. Баумоля. Очевидно, что они представляли отнюдь не всех предпринимателей, но в результате именно их активности в обществе возникало ощущение нарастающей социальной несправедливости и укреплялось негативное восприятие бизнеса. А это в свою очередь создавало моральные основания для усиления репрессивности законодательства в отношении предпринимателей.
Новые схемы передела собственности.
Необходимо сознавать, что «силовое давление» на бизнес инициируется отнюдь не только правоохранителями или криминальными элементами. Очень часто его использовали (и используют) сами предприниматели для устранения конкурентов, а также просто для захвата привлекательных активов в рамках корпоративного рейдерства.
Однако схемы такого рода передела собственности менялись во времени. Долгое время они строились на манипулировании нормами закона об акционерных обществах, принятого в 1995 году, и закона о банкротстве 1998 года, резко расширившего права кредиторов и дававшего возможность ввести на предприятии конкурсное управление при наличии минимальной просроченной задолженности. Подобная практика, угрожавшая реально развивавшемуся бизнесу, встретила коллективное противодействие, и в 2001-2002 годах в оба закона был внесен пакет существенных поправок, которые заметно ограничили возможности для захвата активов и передела собственности.
Однако на корпоративном рынке к этому времени уже сложились команды профессиональных рейдеров, которые стали искать новые инструменты «силового» давления на интересующие их предприятия и переключились на использование статей Уголовного кодекса в этих целях. Этот тезис, естественно, ни в коей мере не отрицает того факта, что все эти схемы, используемые рейдерами, были бы невозможны без участия недобросовестных полицейских, следователей, прокуроров, нотариусов и судей.
Тенденция к централизации
В рамках общего восстановления «вертикали власти» в начале 2000-х годов наблюдалась тенденция к укреплению системы правоприменения. Однако этот процесс происходил при сохранении закрытости правоохранительных органов от общественного контроля. В этих условиях в рамках МВД, ФСБ, прокуратуры произошло восстановление и укрепление специфической ведомственной системы оценки результатов деятельности, известной сегодня как «палочная система».
Применительно к МВД логика этой «палочной системы» строится на том, что центральный аппарат министерства оценивает результаты деятельности всех нижестоящих подразделений МВД по числу заведенных и расследованных дел по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Для разных подразделений «профильными» будут различные статьи. Но на уровне областных УВД это будет очень широкий набор показателей (по каждому из которых требуется весьма подробная отчетность). В контексте «палочной системы» сокращение любого из этих показателей рассматривается как свидетельство плохой работы соответствующего подразделения. Очевидно, что независимо от наличия реальной вины такая логика однозначно поддерживает обвинительный уклон в отношении всех граждан, которые попали в поле зрения органов МВД и которые не могут защититься с помощью связей в самих правоохранительных органах.
Как показывает анализ данных статистики МВД об экономических преступлениях в 2000-е годы, прерывание этой «поступательной динамики» в регионах наступает лишь в связи со сменой начальников областных УВД. Оно объясняется тем, что новый начальник формально не несет ответственности за показатели своего предшественника и поэтому в своих первых отчетах до известной степени может не учитывать «отчетную базу» прошлого периода.
«Дело ЮКОСа» как политический прецедент
Сочетание рассмотренных выше тенденций стало объективным фоном для возросшего давления силовых структур на бизнес. Однако политическим импульсом, широко открывшим двери для такого давления, безусловно, стало «дело ЮКОСа».
Мы не будем останавливаться на обсуждении причин и общих последствий «дела ЮКОСа»: этой теме уже было посвящено множество статей и книг. По нашему мнению, весьма грубое «избирательное применение» законодательства против Ходорковского и его партнеров по крайней мере отчасти стало реакцией власти на действия компании ЮКОС в политической сфере. Однако в таком «силовом решении» в действительности проявилась не сила, а слабость власти, которая, оказавшись не в состоянии убедить бизнес в своей правоте, пошла на внеправовое по своей сути подавление политических оппонентов.
В конфликте с владельцами ЮКОСа власть эффективно смогла использовать нараставшее в обществе ощущение социальной несправедливости. Однако вряд ли это можно считать успехом власти. Скорее, откровенное игнорирование бизнесом реальной проблемы общественного признания новой структуры прав собственности вылилось в то, что при всей нелюбви и традиционном недоверии к власти общество продемонстрировало еще меньшую степень доверия по отношению к российским «олигархам». В итоге дело разрушило те механизмы диалога, которые начали складываться между властью и бизнесом в течение предшествовавших трех лет.
Применительно к анализу поведения правоохранительных органов мы можем полагать, что «дело ЮКОСа» послужило сигналом об изменении политики правоприменения по отношению к бизнесу. В частности, с 2004 года начинается уверенный рост числа выявленных преступлений — в отличие от снижения этого показателя в 2000–2003 годах. При этом мы не считаем, что представители политического руководства страны давали какие-либо прямые указания на этот счет. Скорее люди, сидевшие на средних и нижних этажах «вертикали власти», посчитали, что им «тоже так можно», причем не из каких-либо высших соображений «национальной безопасности», а просто для реализации собственных частных интересов.
Часть экспертов полагает, что подобная модель отражает сложившуюся в рамках правоохранительных органов «систему кормления» — когда при назначении на должность соответствующий начальник получал право на неформальный «сбор доходов» с подведомственной ему территории. Однако, на наш взгляд, подобное представление отражает лишь часть реальной картины.
Принятие решений в такой большой системе, как МВД, объективно не может не опираться на официальные потоки внутриведомственной информации. Но регулярное искажение этой информации в рамках сверхцентрализованной и закрытой для внешнего контроля системы приводило к утрате управляемости. И при внешней видимости всесилия высших начальников «вертикаль власти», выстроенная в России в 2000-е годы, на практике не работает.
Верхние этажи этой вертикали, опирающиеся в своих решениях применительно к силовым структурам на искаженную «палочную отчетность», реально не контролируют действия нижних и средних этажей. Соответственно, на наш взгляд, центральный вопрос заключается в том, как можно добиться восстановления управляемости правоохранительной системы и как подчинить ее общественным интересам?
К выработке рецептов и способов лечения
Проблемы реформирования правоохранительной системы обсуждаются уже несколько лет. При этом изначально для дискуссий на эту тему был характерен акцент на изменение законодательства. Очевидно, что законы и дальше должны меняться. Однако необходимо сознавать, что законы применяют конкретные сотрудники правоохранительных органов. И если они недобросовестны, то они всегда смогут найти новые «дырки». А если в системе неверно выстроены механизмы оценки результатов деятельности и мотивации, то даже добросовестные сотрудники вместо борьбы с преступностью и обеспечения безопасности граждан будут вынуждены заниматься фальсификацией дел для целей «палочной» отчетности.
При всех негативных тенденциях последних лет правоохранительная система остается неоднородной. Наряду с «оборотнями в погонах» в ней продолжают работать добросовестные сотрудники, старающиеся исполнять свой долг. При этом система не может быть реформирована одной лишь «политической волей верхов» — без учета интересов и проблем, с которыми сталкиваются ее сотрудники в их повседневной деятельности, и без опоры на добросовестных полицейских, следователей, прокуроров и судей.
В этой связи первый шаг — это очищение от недобросовестных сотрудников, которое должно осуществляться через стандартные процедуры контроля за расходами и имуществом, а также за конфликтами интересов. Это должно быть сделано не только в МВД, но также в прокуратуре, Следственном комитете, ФСБ и в судах. Для всех сотрудников всех этих ведомств эти процедуры не могут быть запущены одновременно: для этого просто не хватит ресурсов. Поэтому процесс контроля за расходами и конфликтами интересов должен выстраиваться с верхних уровней в системе.
Следует отметить, что при аттестации высшего командного состава МВД комиссия под председательством Сергея Нарышкина с участием руководителя Росфинмониторинга и заместителей руководителей ФСБ, Генпрокуратуры и Следственного комитета учитывала вопрос о доходах и имуществе. Как утверждал в октябре 2011 года замминистра МВД Сергей Герасимов «ряд генералов не могли объяснить, откуда у них такое имущество при относительно невысокой зарплате». Однако пока этот процесс является непубличным и непрозрачным, что позволяет оставить в системе недобросовестных, но лояльных начальству сотрудников.
Другая модель сводится к тому, что при выявлении значительных несоответствий между расходами и доходами, а также при искажении данных в декларациях должно следовать автоматическое отстранение от должности. При этом уголовное преследование не критично. На данной стадии гораздо важнее обеспечить мирную замену в госаппарате должностных лиц, работающих не на государство, а на аффилированный бизнес — с освобождением места для тех, кто будет готов работать по новым правилам.
Второй шаг — привести в соответствие со здравым смыслом ту внутреннюю «палочную» отчетность, на основе которой оценивается деятельность нижестоящих подразделений не только в полиции, а во всех правоохранительных органах. Следует отметить, что в МВД с 2012 года введен новый существенно сокращенный перечень показателей оценки деятельности — с акцентом оставшихся индикаторов в основном на насильственные преступления (убийства, грабежи, изнасилования и др.). Эта логика понятна для общества, поскольку именно насильственные преступления представляют наибольшую угрозу для граждан. Важно, чтобы аналогичные по направленности изменения в оценке результатов деятельности произошли в других правоохранительных ведомствах.
Вместе с тем в новом приказе МВД остались такие показатели, как «количество выявленных сотрудниками полиции преступлений экономической направленности, совершенных в крупном либо особо крупном размере либо причинивших крупный ущерб», и «количество выявленных сотрудниками полиции налоговых преступлений». По нашему мнению, количество дел не должно быть индикатором эффективности. Меньшее число преступлений скорее свидетельствует о хорошей профилактике преступности. На самом деле важна раскрываемость преступлений (особенно тяжких) при корректной регистрации всех правонарушений. Для того чтобы избежать отказов в регистрации правонарушений, возможно, следует создать общефедеральный call center (по крайней мере, для тяжких преступлений) — с возможностью бесплатного звонка туда из любой точки страны, официальной централизованной фиксацией заявления и последующей его переадресацией в соответствующее территориальное подразделение МВД.
Описанное выше сокращение отчетности поможет устранить мотивы к заведению фиктивных дел по статьям о мошенничестве или незаконном предпринимательстве для обеспечения нужного числа «палок», но не ослабит стимулы к реальному давлению на бизнес со стороны недобросовестных силовиков. Именно поэтому нужен третий шаг — в виде полноценного раскрытия ведомственной статистики. Уже несколько лет это делается в системе Высшего арбитражного суда, процесс также начался в налоговых органах, в системе судов общей юрисдикции и в Следственном комитете. Но в системе МВД и прокуратуре движения практически нет. В результате даже президенту не могут ответить на вопрос, сколько было возбуждено уголовных дел против предпринимателей, сколько предпринимателей находится в тюрьмах. Между тем очевидным образом можно (и нужно) задавать множество других вопросов: какими были суммы ущерба (и был ли вообще ущерб) по заведенным уголовным делам, какими были сроки уголовного наказания. Эта информация должна быть публично доступна в разрезе регионов, что позволит выявлять отклонения, которые могут быть связаны со злоупотреблениями.
Подобное раскрытие информации, безусловно, может столкнуться с противодействием со стороны правоохранительных органов, так как на начальной стадии оно приведет к усилению критики системы. Но одновременно оно создаст предпосылки для расширения компетентной и аргументированной (а не популистской) составляющей в такой критике — с предложением реальных способов решения проблем. Такой сдвиг произойдет быстрее, если государство начнет поддерживать структуры гражданского общества и экспертные центры, которые способны давать компетентную независимую оценку состояния правоохранительной системы.
В системе правоохранительных органов сегодня есть много своих экспертов. Но, на наш взгляд, они рассматривают функционирование системы с более узких ведомственных позиций. В то же время у экспертов вне системы, способных взглянуть на проблемы правоохранительной системы с точки зрения интересов общества, для выработки адекватных решений очень часто нет достаточных компетенций – прежде всего, в силу отсутствия доступа к информации. В этом контексте бóльшая публичность и подотчетность органов правопорядка выступают как необходимые условия для построения адекватной системы оценки результатов деятельности, которая создавала бы правильные стимулы для добросовестных сотрудников правоохранительных органов и обеспечивала бы повышение эффективности правоохранительной системы.
Возможный четвертый шаг — внедрение элементов институциональной конкуренции с взаимным перекрестным контролем со стороны «силовых структур». Заслуживает внимания опыт отделения Следственного комитета от Генпрокуратуры, которое с обеих сторон привело к выявлению (и устранению из системы) наиболее нечистоплотных сотрудников. Отделение СК от прокуратуры в целом может рассматриваться как шаг в направлении реформирования «процессуальной вертикали» (полиция — следствие — прокуратура — суды), но центральной здесь должна быть реформа судебной системы и обеспечение независимости судей, что является предметом отдельного обсуждения.
Пока же внедрению элементов институциональной конкуренции может помочь Уполномоченный по защите предпринимателей. Этот новый институт был предложен экспертной группой «Укрепление рыночных институтов» в рамках обновления Стратегии-2020 на основе анализа опыта «расчистки» барьеров для ведения бизнеса в Мексике и ряде других развивающихся стран. Данный институт очевидным образом не вполне вписывается в сложившуюся систему органов государственного управления, и его следует рассматривать как чрезвычайный и, скорее всего, временный. Тем не менее, обладая собственной «целевой функцией», отличной от целей и задач МВД, прокуратуры или Следственного комитета, и имея возможность выхода на первых лиц в государстве, Уполномоченный по защите прав предпринимателей может сыграть существенную роль в выявлении злоупотреблений в правоохранительных органах и очищении их от недобросовестных сотрудников.
Пятый шаг касается методов осуществления реформы. Правоохранительная система является очень сложным организмом, особенности которого на всех его уровнях до конца не знают не только эксперты, но и люди, много лет находящиеся внутри. Поэтому реальное реформирование МВД, прокуратуры, Следственного комитета неизбежно будет идти методом «проб и ошибок». И для минимизации издержек возможных неудачных решений целесообразно делать сознательную ставку на проведение экспериментов. Такие эксперименты (предполагающие, в частности, отработку разных форм внутренней оценки результатов деятельности, разные механизмы взаимодействия с общественностью и т. д.) лучше проводить на базе более продвинутых территориальных подразделений. Реализация вариантов реформы на базе организаций меньшего масштаба позволит быстрее оценить полученные результаты, а параллельный характер экспериментов даст возможности для сравнения разных вариантов реформирования — со сворачиванием неудачных нововведений и с тиражированием тех новых механизмов, которые окажутся эффективными.
Сегодня у бизнеса есть две базовые удавки. Первое: давление правоохранительных органов, когда «легким движением руки» следователя банальный экономический спор превращается в уголовные обвинения. Второе: удушающее внимание различных инспекторов и штрафы по малейшему поводу. Какая-то ошибка в трудовом договоре, исчезнувший с пожарного щита топор, невовремя промелькнувшая перед инспектором офисная мышь — все это и многое другое могут стать поводом для неприятностей, плавно перетекающих в административные штрафы.
Однако, как подчеркивают эксперты, правительство ведет системную работу, чтобы снять с бизнеса все возможные удавки. В свое время в УК и УПК были внесены серьезные поправки, призванные защитить бизнес от произвола правоохранителей.
Сейчас правительственная комиссия по законопроектной деятельности рассмотрела проект поправок в КоАП, вводящий гуманные правила наказания.
Например, предлагается, что если бизнесмен-нарушитель предотвратил нанесение ущерба или добровольно устранил нанесенный вред, то штраф должен быть минимальным. Еще одна принципиальная новация: предлагается распространить на любые нарушения, выявленные в ходе государственного надзора или муниципального контроля, правило дисконта. Когда можно заплатить только половину штрафа, если заплатить своевременно.
По данным Судебного департамента при Верховном суде России, в прошлом году судами общей юрисдикции были наказаны по КоАП более 247 тысяч юридических лиц.
Также были наказаны в административном порядке более 56 тысяч индивидуальных предпринимателей. А счет наказаний должностных лиц, в том числе руководителей компаний, идет на миллионы: более 1,2 миллиона за год. Плюс арбитражные суды рассмотрели 97,3 тысячи дел об административных правонарушениях.
Правовые аспекты ведения бизнеса эксперты «РГ» разъясняют в рубрике «Юрконсультация»
И это далеко не вся статистика: еще предпринимателей наказывают своей властью самые разные государственные инстанции — от налоговой до пожарной.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что поправки в Кодекс об административных правонарушениях подтверждают тренд на снижение административного давления на бизнес.
«Цель системы административных наказаний заключается в наведении правового порядка, когда все участники делового оборота соблюдают установленные правила, — сказал Владимир Груздев. — При этом система наказаний не должна быть излишней и удушающей».
«Предлагаемые новации, — продолжает председатель правления АЮР Владимир Груздев, — позволят решить задачу по смягчению системы административных наказаний при сохранении гарантий надежности контроля за соблюдением законодательства участниками делового оборота».
Если нарушение было выявлено какой-нибудь государственной инспекцией, бизнес сможет заплатить только половину назначенного штрафа
Еще одна важная новация из проекта — возможность установления отсрочки административного наказания. Срок такой отсрочки может составить до шести месяцев.
Возможность отсрочить платежи в период экономической нестабильности является позитивной мерой, и такая инициатива способна защитить компанию от коллапса, говорит старший юрист практики разрешения экономических споров Бюро адвокатов Александр Учайкин.
Однако более важен не сам срок, на который можно получить отсрочку исполнения наказания, а порядок ее предоставления.
В настоящее время вопрос о предоставлении отсрочки отдан, по сути, на усмотрение должностного лица или судьи в отсутствие четких нормативных критериев предоставления такой отсрочки.
Проектом повышается и роль региональных уполномоченных по защите прав предпринимателей. Омбудсмены получат право защищать бизнесменов в суде по делам об административных правонарушениях.
Сегодня право подключаться к защите предпринимателей есть у федерального уполномоченного по защите прав предпринимателей.
«По данным сервиса Caselook, за все время с участием уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей было рассмотрено примерно 1275 дел (включая апелляционные и кассационные производства), из которых только 199 являются административными.
Необходимо отметить, что участие в деле федерального бизнес-омбудсмена еще не свидетельствует о его статусе в качестве защитника», — рассказал член Ассоциации юристов России Никита Филиппов.
Еще одна важная новация: возможность предоставление отсрочки административного наказания. Она может составить до шести месяцев
По его словам, инициатива является правильной, а главное своевременной.
«Поскольку государству выгоднее недополучить часть причитающейся суммы штрафа, чем нести дополнительные расходы, связанные с участием должностных лиц при обжаловании суммы штрафа в судебном порядке или при исполнительном производстве», — подчеркивает Никита Филиппов.
На первый взгляд, продолжает он, может показаться, что предлагаемые инициативы экономически выгодны только бизнесу.
«Однако, учитывая специфику и количество производств по делам об административных правонарушениях, предлагаемые меры также облегчат нагрузку на должностных лиц уполномоченных органов, которым выгоднее, чтобы предприниматель согласился с назначенным наказанием и отказался от спора с проверяющими», — говорит член АЮР.
За что наказывают компании и ее руководителей? Всего не перечислишь.
Например, вот свежие дела из ленты новостей.
В Салехарде прокуратура проверила некую управляющую компанию на исполнение требований лицензионного законодательства при управлении многоквартирным домом.
«В ходе проверки выявлено, что организация не чистила вовремя крыши многоквартирных домов от скопившегося снега и наледи. При этом жильцы домов исправно платили коммунальные услуги», — сообщают в прокуратуре.
За снег на крыше компания наказана. Правда, пока дело ограничилось предупреждением.
А птицефабрику под Липецком оштрафовали на 14,4 миллиона рублей за какие-то нарушения при утилизации упаковок.