Чтобы найти время выполнения всей работы нужно 5 класс

Основные понятия в задачах на совместную работу

Какие понятия вы узнали (вспомнили) при решении задач на совместную работу? Выберите все верные ответы.

производительность

время

работа

расстояние

скорость

Определение понятий в задачах на совместную работу

Заполните пропуск в тексте.

Работа, выполненная за единицу времени, называется .

производительностью

работой

временем работы

Алгоритм решения задач

Восстановите порядок действий при решении задач на совместную работу.

Найти производительность Р2.


Найти время совместного выполнения всей работы Т = 1 ꞉ Р.


Найти производительность Р1.


Найти общую производительность Р = Р1 + Р2.

Производительность, работа, время

Соедините попарно фразы так, чтобы получилось верное высказывание.

Чтобы найти время выполнения всей работы, нужно

Чтобы найти объём проделанной работы, необходимо

Чтобы найти производительность, надо

производительность умножить на время работы. Р $cdot$ Т

единицу разделить на время выполнения работы. 1 $div$ Т

единицу разделить на производительность. 1 $div$ Р

Нахождение работы за различное время

Путешественник планирует пройти маршрут за семь дней. Какую часть маршрута он пройдёт за один день? За три дня? За пять дней? Какая часть маршрута останется не пройденной за эти же промежутки времени? Заполните пропуски в таблице нужными значениями.

Количество дней За 1 день За 3 дня За 5 дней

Пройденная часть маршрута

Осталось пройти

$frac{1}{7}$

$frac{6}{7}$

$frac{2}{7}$

$frac{3}{7}$

$frac{5}{7}$

$frac{4}{7}$

Нахождение производительности

Выберите правильный вариант ответа.

1) $frac{1}{3}$

2) $frac{1}{2}$

3) $frac{1}{5}$

Через первую трубу бассейн можно наполнить за три часа, а через вторую трубу – за два часа. Это значит, что первая труба за один час заполняет

часть бассейна, а вторая труба за один час заполняет

часть бассейна.

Нахождение общей производительности

Решите задачу и впишите верный ответ.

За каждый час первая труба наполняет $frac{1}{12}$ бассейна, а вторая – $frac{1}{24}$ бассейна. За 1 час обе трубы заполнят


часть бассейна.

Нахождение времени совместной работы

Решите задачу и выберите правильный ответ.

Груз транспортируют с помощью двух конвейеров. Первый конвейер перемещает весь груз за 40 минут, а второй – за 60 минут. За сколько времени переместят груз оба конвейера, включённые одновременно? 

Нахождение части работы

Решите задачу и выделите цветом правильный числитель полученной дроби.

Один комбайн может убрать поле за шесть дней, другой – за девять дней. Какую часть поля уберут оба комбайна за два дня?

$frac{2}{15}$; $frac{5}{18}$; $frac{1}{54}$; $frac{5}{9}$

Нахождение времени совместной работы

Выберите правильный ответ.

На страусиную ферму привезли корм, которого хватило бы взрослым птицам на 30 дней, а птенцам – на 45 дней. На сколько дней хватит этого корма всем страусам? 

Пояснения к решению задачи

Два тракториста вспахали поле за шесть часов совместной работы. Первый тракторист мог бы один выполнить ту же работу за 10 часов. Подберите к каждому действию в решении задачи правильное пояснение.

$1 div 6 = frac{1}{6}$

$frac{1}{6} — frac{1}{10} = frac{2}{30} = frac{1}{15}$

$1 div frac{1}{15} = 1 cdot frac{15}{1} = 15$

часть всей работы, выполняемая вторым трактористом за 1 час

общая производительность обоих трактористов

время выполнения всей работы вторым трактористом

Нахождение производительности

Решите задачу и запишите правильный ответ.

Папа с сыном могут покрасить забор за два часа. Известно, что сын, работая один, покрасит этот забор за шесть часов. За сколько часов папа, работая один, покрасит тот же самый забор?

Ответ: папа покрасит забор за


ч.

Решение задачи

Заготовленных материалов хватит для работы двух цехов в течение 10 дней или только первого цеха, но в течение 30 дней. На сколько дней хватило бы этих материалов для работы только второго цеха? Соедините попарно действие решения задачи и пояснение к нему.

$1 div 10 = frac{1}{10}$

$frac{1}{10} — frac{1}{30} = frac{1}{15}$

$1 div frac{1}{15} = 1 cdot frac{15}{1} = 15$

Часть работы, выполняемая двумя цехами за один день

Время выполнения всей работы вторым цехом

Производительность второго цеха

Нахождение производительности и времени работы

Заполните пропуски в тексте (сокращайте дроби там, где это возможно).

Требуется изготовить рамки для выставки фотографий. Одна багетная мастерская берётся выполнить заказ за 12 дней, другая – за 15 дней, третья – за 20 дней. Вторая мастерская изготавливает


часть заказа за один день. Все три мастерские, работая вместе, изготовят


часть заказа за один день. Все три мастерские, работая одновременно, выполнят этот заказ за


дней. 

–Тема
нашего урока «Задачи на совместное выполнение работы».


Коллега, мне кажется, мы забыли представиться.


М-да. Действительно. Мы профессора математики Примеркина и Задачкин.


Именно нас сегодня пригласили к вам на урок, объяснить решение задач на
совместное выполнение работы
.


Ну что, коллега, приступим к объяснению задач.


Я бы не торопилась. Сначала необходимо выяснить очень важный момент. В таких
задачах всегда используется один и тот же набор величин. Величины
железно связаны между собой и образуют формулу-ключ. Именно этим
ключиком и открывается решение любых задач на работу. Разберёмся, из каких же
величин состоит формула-ключ. Их, величин, всего ничего. Три.

Первая
величина в задачах на работу – это время. Слово простое и
привычное. В данных задачах – это время, за которое выполняется та или иная
работа
. Измеряется, как вы догадываетесь, в секундах, минутах, часах,
сутках и так далее. Обозначать время мы будем латинской буквой t.

Вторая
величина – объём работы. Тоже вполне всё понятно. Сколько
всего сделано
деталей, налито воды, вспахано полей и так далее. Измеряется,
соответственно, в тех единицах, о которых идёт речь в задаче. В деталях,
литрах, полях и т.д. Будем обозначать объём работы большой латинской буквой А.

Третья
величина менее привычна. Это – производительность. Слово может и
смутить кого-то, да… Но, по сути, это просто скорость работы. И всё!
Кто-то (или что-то) работает быстрее, а кто-то (что-то) – медленнее. Обычное
дело. Обозначим производительность маленькой латинской буквой v.

Из
этих величин можно составить формулу для решения
задач:

v · t = А,
где v – это скорость работы (или производительность), t
время работы, А – вся выполненная работа, т.е. объём
работы
. Это и есть формула-ключ для решения любых задач на работу.

Из
этой формулы мы можем вывести и формулу нахождения времени и формулу нахождения
выработки, т.е. производительности труда или скорости работы.

Можно
называть и так, и эдак. Если производительность умножить на время получится
объём выполненной работы, то чтобы найти время, надо объём работы
разделить на производительность. А чтобы найти производительность,
надо объём работы разделить на время.


Что-то очень знакомая формула… А-а-а, так она напоминает формулу на
движение
. Скорость умножить на время, получается расстояние.

Только
в тех задачах скорость движения, а в этих скорость работы. В тех задачах весь
пройденный путь, а в этих – вся выполненная работа.


А теперь, коллега, можно перейти к задачам. Вот первая из них.

Марина
может за час набрать 10 страниц текста, а Наташа 8 страниц. За какое время они
смогут набрать 90 страниц текста, работая вместе?

Давайте
составим таблицу.

В
ней будет три колонки. Первую назовём выработка за 1 ч., т.е. производительность
труда. Вторая – время работы, третья – вся выполненная
работа
.

 –
Точно как в задачах на движение. Сначала выработка за 1 час, т.е. скорость
работы, потом время работы. А потом весь путь, ой, т.е. вся выполненная работа.


Совершенно верно, коллега. Ну, продолжим заполнять таблицу. Итак, мы знаем, что
производительность труда Марины – это 10 страниц текста за каждый час и производительность
труда Наташи
– 8 страниц за каждый час. Ещё нам известна выполненная ими
совместно работа – это 90 страниц. Они работали вместе, поэтому и время
работы у них одинаковое и именно его мы и должны узнать. Нам известно
количество станиц, напечатанных совместно. А скорость их работы, т.е. выработку
– каждой из них по отдельности – это 10 страниц и 8 страниц.

А
теперь составим план решения задачи.

Чтобы
найти время совместной работы
Марины и Наташи, надо
знать две величины: всю работу (т.е. общее количество страниц) и совместную
выработку за 1 час. Первая величина известная: надо набрать всего 90 страниц
текста. А вторую мы найдём, сложив выработку Марины с выработкой Наташи.

1)
10 + 8 = 18 (стр.) – наберут за час Марина и Наташа вместе (т.е. совместная
выработка за 1 час).

Теперь
мы знаем объём совместной работы: 90 страниц и совместную выработку – 18
страниц в час, значит, мы можем найти время их работы.

Это
мы найдём действием деления.

2)
90 : 18 = 5 (ч) – будут работать вместе Марина и Наташа.

Ответ:
вместе Марина и Наташа наберут 90 страниц текста за 5 часов.

Но
если вы хорошо подумаете, то найдёте ещё несколько способов решения этой
задачи
. По секрету, у меня их целых пять.


Коллега, вернёмся к нашей задаче. При её решении мы воспользовались формулой t = А : v.

Чтобы найти время выполнения работы, надо работу разделить на
производительность.

Теперь давайте решим мою задачу.

Для открытия картинной галереи необходимо изготовить 180 рамок для
картин. Одна бригада мастеров может сделать эту работу за 45 дней, а другая за
36. За сколько дней эти бригады смогут вместе сделать рамки?

Ну, давайте заполним таблицу и для этой задачи.

В этой таблице тоже будет три столбика. Производительность труда,
количество дней и вся выполненная работа. Обратите внимание, что эта таблица
такая же, только вместо слова время используется количество дней. А ведь это
тоже время выполнения работы. Но в этой таблице мы добавили только одну
дополнительную строчку, в которой будет показано то, что делается совместно.
Заполняем таблицу. Выработка ни первой, ни второй бригады, тем более их
совместная, нам неизвестна. Зато мы знаем, что первая бригада за 45 дней
изготовит 180 рамок. А вторая бригада те же 180 рамок изготовит за 36 дней. Нам
надо узнать, за сколько дней они это сделают, работая вместе. Составляем
план решения задачи.

Для того чтобы узнать, за сколько дней две бригады сделают все
рамки надо знать, сколько всего рамок и совместную выработку. Сколько всего
рамок, мы знаем – 180. А совместная выработка нам неизвестна. Чтобы
узнать
совместную выработку, т.е. производительность труда,
нам нужно знать, выработку первой бригады и выработку второй бригады. Ни то, ни
другое нам пока неизвестно. Но нам известно объём работы и количество дней на
выполнение этой работы каждой из бригад. У первой бригады – 180 рамок за 45
дней. У второй бригады – 180 рамок за 36 дней. Воспользуемся формулой
нахождения производительности труда
.

v = А : t

Значит,
выработку каждой бригады мы можем найти действием деления.

1) 180 : 45 = 4 (рамки) – делает за 1 день первая бригада мастеров

2) 180 : 36 = 5 (рамок) – делает за 1 день вторая бригада мастеров

Теперь мы знаем выработку первой и второй бригад по отдельности и
можем узнать их совместную выработку действием сложения.

3) 4 + 5 = 9 (рамок) – совместная выработка

Ну, а теперь, когда мы узнали совместную выработку, мы можем
узнать, сколько дней понадобится двум бригадам на изготовление 180
рамок, если они будут работать совместно. Т.к. нам надо найти количество дней,
т.е. время работы, воспользуемся формулой t
= А :
v. Значит, количество дней находим действием деления.

4) 180 : 9 = 20 (дней) – понадобится двум бригадам на выполнение
работы.

Ответ: на изготовление 180 рамок двум бригадам понадобится 20
дней.

Обратите внимание на то, что, работая вместе, две бригады
тратят меньше времени, чем каждая из них, работая по отдельности
. Вот что
значит работать дружно.

– Ну вот мы, коллега, и рассмотрели задачи на
совместное выполнение работы
. Надеемся, что теперь, вы, ребята, без
труда справитесь с решением таких задач.

– А я желаю вам в этом успехов.

Чтобы вычислить производительность труда, нужно всю работу поделить на время ее выпонения:

Производительность = Работа/Время.

Рассмотрим пример

  • Пусть определенный объем работ первый рабочий выполнит за 6 часов, а второй — за 8 часов.
  • Работу (независимо от объема) принимаем за единицу.
  • Подставляем данные в формулу, получается производительность первого рабочего равна 1/6.
  • Следовательно, производительность второго рабочего будет 1/8.

Если нужно найти их совместную производительность (например, сколько времени они потратят, выполняя этот же объем работы), то производительности складываются: 1/6 + 1/8 = 7/24. То есть за час они сделают 7/24 часть всей работы. Чтобы найти время выполнения работы, нужно, чтобы в числителе стояла единица. То есть делим и числитель и знаменатель на 7. (7 : 7)/(24 : 7) = 1/3,4. То есть двум рабочим нужно 3,4 часа на выполнение данной работы.

Определяем производительность труда рабочих в задаче

По условию, первый мастер может выполнить весь заказ за 15 часов, а второй — за 10.

Вычислим их производительность.

Всю работу обозначаем за 1. Тогда производительность первого мастера равна 1/15 (за час мастер делает 1/15 всей работы), а второй 1/10 (за один час он выполняет 1/10 часть всей работы).

Чтобы узнать, за какое время они смогут выполнить ту же работу, работая вместе, складываем их производительности.

1/15 + 1/10 = 2/30 + 3/30 = 5/30.

То есть это их общая производительность, за час они, работая вместе, выполнят 5/30 часть всей работы.

Чтобы узнать время выполнения работы, нужно, чтобы в числителе получилась единица.

Сокращаем дробь на 5: 5/30 = 1/6. Знаменатель дроби показывает, за какое время будет выполнена работа.

Ответ: два мастера, работая совместно, выполнят работу за 6 часов.

Продолжаем изучать элементарные задачи по математике. Сегодня мы рассмотрим очень интересную физическую величину — производительность.

Что такое сила?

Сила — это физическое явление, способное изменять форму материальных тел, вызывать их движение, менять направление и скорость движения этих тел или приводить тело в состояние покоя.

Примеры сил:

  • ребята слепили снеговика, а хулиганы его разрушили. Получается, что хулиганы приложили к снеговику свою силу, тем самым вызвали изменение формы снеговика;
  • на дворе стояла тележка. Прохожий случайно задел её и тележка сдвинулась с места. Получается, что прохожий применил силу к тележке и вызвал её движение;
  • далее тот же прохожий остановил тележку, чтобы она далеко не уехала. Получается, что прохожий применил силу, тем самым привел тележку в состояние покоя.

Сила является физической величиной — мерой воздействия на тело других тел. Сила обозначается заглавной латинской буквой F.


Что такое работа?

Работа — это количественная мера действия силы на тело. Работа зависит от количества силы, приложенной на тело и от направления этой силы, а также от перемещения данного тела.

Например, если мы попробуем сдвинуть шкаф с места и он сдвинется, то можно сказать, что мы совершили работу, поскольку сила, которую мы приложили, привела к тому, что шкаф совершил перемещение на некоторое расстояние.

Если же мы, к примеру, попробуем толкнуть стену, то стена с места не сдвинется, а значит и работа не будет совершена, поскольку сила была приложена, но эта сила не вызвала никакого перемещения стены.

Работа обозначается заглавной латинской  буквой A.


Производительность

Производительностью называют работу, выполненную за единицу времени. Под единицей подразумевается 1 час, 1 минута или 1 секунда. Производительность обозначается латинской буквой v

Рассмотрим следующий пример. Два пекаря пекли булочки. Первый пекарь испёк 40 булочек за 10 минут, а второй 15 булочек за 5 минут. Как узнать, кто из пекарей работал быстрее, первый или второй?

Работал быстрее тот, кто за одну минуту выпекает больше булочек. Говорят, что у него производительность больше. Для нахождения производительности предусмотрено следующее правило:

Чтобы найти производительность, надо выполненную работу разделить на время работы.

Также, можно воспользоваться формулой:

формула нахождения производительности

где v — производительность, A — выполненная работа, t — время работы.

Вернемся к нашей задаче. Зная правило или формулу нахождения производительности, можно определить сколько булочек приходится на одну минуту.

Найдём производительность первого пекаря. Разделим работу, которую он выполнил, на время которое он на нее затратил. Выполненная работа это количество испеченных им булочек, то есть 40, а время — 10 минут

40 : 10 = 4 булочки в минуту

Аналогично найдём производительность второго пекаря. Разделим 15 на 5

15 : 5 = 3 булочки в минуту

4 > 3

Первый пекарь в минуту выпекает больше булочек чем второй, значит его производительность выше. Отсюда делаем вывод, что работает он быстрее второго пекаря.

Также можно воспользоваться формулой нахождения производительности. В этом случае решение принимает следующий вид:

нахождения производительности пример с формулой

Под буквой v можно делать метки, указывающие для кого/чего мы находим производительность.


Задача 2. Тому нужно за 2 дня прочитать книгу, в которой 100 страниц. В первый день он читал 4 часа со скоростью 12 страниц в час. С какой скоростью ему надо читать оставшуюся часть книги, если у него есть  на это 4 часа?

Узнаем сколько страниц Том прочитал в первый день. Он читал 12 страниц в час. Чтению в первый день он посвятил 4 часа, поэтому для нахождения количества прочитанных страниц в первый день, нужно 12 умножить на 4

12 × 4 = 48 страниц прочитано в первый день

Узнаем сколько страниц осталось прочесть. Вычтем из общего количества страниц (100) количество прочитанных страниц (48)

100 − 48 = 52 страницы осталось прочесть

Осталось прочесть 52 страницы. Теперь найдем такую производительность, при которой Том сможет прочесть 52 страницы за 4 часа. Раскидаем 52 страницы на 4 часа поровну

52 : 4 = 13 страниц в час

Ответ: чтобы прочитать оставшуюся часть книги за 4 часа, Том должен читать ее со скоростью 13 страниц в час.

Замечание. В некоторых источниках слово «производительность» может быть заменено на слова «скорость», «эффективность», «продуктивность», «плодотворность».


Задача 3. Один насос работал 4 часа, выкачивая 158 вёдер воды в час, а другой — 3 часа, выкачивая 169 вёдер воды в час. Определить какой из насосов выкачал больше вёдер.

Решение

Определим сколько всего вёдер выкачал каждый насос по отдельности. Для этого умножим их производительность на время их работы:

158 в/ч × 4 = 632 вёдер выкачал первый насос

169 в/ч × 3 = 507 вёдер выкачал второй насос

632 > 507

Ответ: первый насос выкачала больше вёдер, чем второй.


Задача 4. За 2 часа насос выкачал 80 литров воды. Определить сколько литров он выкачает за 5 часов.

Решение

Сначала нужно определить сколько литров воды насос выкачивает за час. Для этого 80 литров разделим на 2 часа — получим 40 литров

80 : 2 = 40 литров в час

За один час насос выкачивает 40 литров воды. За 5 часов выкачает в пять раз больше

40 × 5 = 200 литров

Ответ: за 5 часов насос выкачает 200 литров воды.


Если известны производительность и время работы, то можно найти выполненную работу. Выполненная работа равна производительности умноженной на время работы:

A = v × t

Например, если производительность пекаря составляет 50 булочек в час, и он проработал 4 часа, то можно найти всю выполненную работу за эти четыре часа. Для этого производительность (50 бул/ч) нужно умножить на время его работы (4ч)

50 × 4 = 200 булочек

рисунок 50 булочек в час


Если известны работа и производительность, то можно найти время работы. Время работы равно отношению выполненной работы к производительности:

время равно работе деленой на время

Например, если в неделю бригада отстраивает 2 этажа, то можно узнать сколько недель потребуется для отстройки 8 этажей. Чтобы определить время отстройки восьми этажей, нужно выполненную работу (8 этажей) разделить на производительность (2 эт./нед):

8 : 2 = 4 нед.

Либо с помощью формулы, приведенной выше:

8 этажей за 4 недели

рисунок 2 этажа в неделю

Если в неделю строится 2 этажа, то 8 этажей будет отстроено за четыре недели. В данном случае вся работа была равна восьми. Производительность была равна двум, поскольку по определению производительность есть работа, выполненная за единицу времени – в нашем случае два этажа за неделю.


Задача 6. Принтер работает с производительностью 70 стр./ч. Сколько страниц он напечатает за 5 часов?

Решение

Если в час принтер печатает 70 страниц, то за 5 часов он напечатает в 5 раз больше:

70 × 5 = 350 страниц

рисунок 70 страниц в час

Также, решение можно записать с помощью формулы нахождения работы. В данном случае, количество напечатанных страниц являются выполненной работой:

A = v × t = 70 × 5 = 350 страниц

A = 350 страниц


Задача 7. Принтер напечатал 350 страниц за 5 часов. С какой производительностью он работал?

Решение

Если в течении пяти часов принтер напечатал 350 страниц, то в течении часа он печатал  350 на 5. То есть работал с производительностью 70 страниц в час:

350 : 5 = 70 стр./ч.

Либо с помощью формулы нахождения производительности:

350 на 5 с помощью формулы


Задача 8. Принтер работал с производительностью 70 страниц в час и напечатал 350 страниц. Определить время работы принтера.

Решение

Выражение «работал с производительностью 70 страниц в час» означает, что в каждом часе принтер печатал по 70 страниц. И это продолжалось до тех пор, пока он не напечатал 350 страниц. Очевидно, что разделив 350 страниц по 70, мы определим время работы принтера, то есть узнаем сколько часов он работал

350 : 70 = 5 ч.

Либо с помощью формулы нахождения времени:

350 на 70 с помощью формулы


Задача 9. Машинистка в первый день напечатала 48 страниц рукописи, а во второй день — на 12 страниц больше, чем в первый. На всю работу в эти 2 дня она затратила 9 часов. Сколько часов работала она в каждый из этих дней, если производительность её не менялась ?

Решение

Определим сколько страниц напечатала машинистка во второй день. В условии сказано, что напечатала она на 12 страниц больше, чем в первый:

48 + 12 = 60 страниц во второй день.

Определим сколько страниц машинистка напечатала за два дня:

48 + 60 = 108 страниц за два дня.

На эту работу машинистка затратила 9 часов. Также сказано, что производительность её не менялась. Если мы разделим выполненную работу (108) на время выполнения (9), то определим производительность машинистки:

108 : 9 = 12 страниц в час.

Теперь мы можем определить сколько часов работала машинистка в каждый из двух дней. Для этого поочередно разделим выполненные работы в каждом из двух дней на производительность:

48 : 12 = 4 часа работала машинистка в первый день

60 : 12 = 5 часов работала машинистка во второй день.


Задача 10. Джон решил 10 примеров за 5 минут. С какой производительностью он решал эти примеры?

10 примеров это выполненная Джоном работа. 5 минут — время работы. Разделим выполненную работу на время работы и определим производительность Джона:

10 : 5 = 2 примера в минуту.

Производительность Джона равна двум примерам в минуту.

з на совместную работу рисунок 2.png


Задача 11. Джон решил несколько примеров за 5 минут. С какой производительностью он решил эти примеры?

Это та же самая задача, что и предыдущая, но в ней работа не выражена каким-либо числом. Сказано лишь то, что Джон выполнил эту работу за 5 минут. Поэтому, конкретную производительность в такой задаче узнать нельзя. Но можно воспользоваться дробями. Обозначим выполненную работу через единицу. Тогда производительность работы Джона будет выражаться дробью – частью примеров, решенных за единицу времени. Если вы изучили задачи на дроби, то должны понимать о чем идёт речь.

Итак, обозначим выполненную работу через единицу:

A = 1

Мы знаем, что для нахождения производительности, выполненную работу нужно разделить на время. Время работы у нас равно пяти минутам. Поэтому, единицу делим на пять минут:

одна пятая

Дробь одна пятая выражает  часть работы, выполненную Джоном за единицу времени. Если мы вернемся к предыдущей задаче, где выполненная работа была равна десяти примерам и найдем одну пятую от этой работы, то получим 2

з на совместную работу рисунок 8

Выражать выполненную работу через единицу часто приходится при решении задач на совместную работу.


Задачи на совместную работу

Задача 1. Первый мастер за 2 часа изготавливает 64 детали, а второй за 3 часа – 72 детали. За сколько часов они изготовят 336 деталей?

В данной задаче речь идет о совместной работе. Необходимо определить производительность обоих мастеров и найти время за которое они изготовят 336 деталей.

Для начала определим производительность первого мастера:

64 : 2 = 32 дет./час

Определим производительность второго мастера:

72 : 3 = 24 дет./час

Определим совместную производительность мастеров. Для этого сложим количество деталей, которые они изготавливают по отдельности за единицу времени. То есть сложим их производительности:

32 дет./час  + 24 дет./час = 56 дет./час

Вместе за один час мастера изготавливают 56 деталей. Чтобы узнать за сколько часов они изготовят 336 деталей, нужно определить сколько раз 336 содержит по 56

336 : 56 = 6 часов

з на совместную работу рисунок 1


Задача 2. Первый мастер может покрасить забор за 20 минут, а второй мастер – за 30 минут. За сколько минут, работая вместе, они могут покрасить забор?

Решение

В данной задаче, в отличие от предыдущей, работа не выражена каким-либо числом. Сказано лишь то, что эту работу первый мастер может выполнить за 20 минут, а второй за 30 минут.

В такой ситуации можно воспользоваться дробями. Мы можем обозначить всю работу (покраску забора) через единицу.

Итак, обозначим работу (покраску забора) через единицу:

A = 1

з на совместную работу рисунок 3

Производительность первого мастера будет выражáться дробью одна двадцатая. То есть за одну минуту он покрасит одну двадцатую часть забора. Единица это вся работа, а двадцать минут это время работы. Запишем производительность первого мастера с помощью формулы нахождения производительности:

з на совместную работу рисунок 4.png

А производительность второго мастера будет выражáться дробью . То есть за одну минуту он покрасит одну тридцатую часть забора:

з на совместную работу рисунок 5

Определим общую производительность мастеров. Для этого сложим дроби, выражающие производительность первого и второго мастеров:

з на совместную работу рисунок 6

это дробь, выражающая общую производительность обоих мастеров. То есть за одну минуту мастера вместе покрасят  часть забора.

Определим время за которое мастера покрасят забор вместе. Для этого воспользуемся формулой нахождения времени: разделим выполненную работу на общую производительность мастеров. Выполненная работа у нас выражена единицей, а производительность — дробью 

з на совместную работу рисунок 7

Ответ: работая вместе, мастера покрасят забор за 12 минут.


Задача 3. Первый рабочий может выполнить заказ за 8 часов, а второй за 6 часов. Два часа они работали вместе, а заканчивал работу один второй рабочий. Сколько времени потребовалось для выполнения этого заказа?

Решение

Обозначим всю работу через единицу

A = 1

Тогда первый рабочий за один час может выполнить Одна восьмая часть работы, а второй рабочий одна шестая часть работы. А вместе за один час они могут выполнить одна восьмая плюс одна шестая часть работы

одна восьмая плюс одна шестая равно семь двадцать четвертых

Рабочие работали вместе два часа, поэтому умножим часть работы, выполняемую ими за один час на 2:

семь двадцать четвертых сокращение

Остальную часть работы, а именно Пять двенадцатых работы заканчивал один второй рабочий:

схема к рисунку двое рабочих задача 3

Второй рабочий за один час мог выполнить одна шестая часть работы. Чтобы определить время за которое он завершил оставшуюся Пять двенадцатых часть работы, воспользуемся формулой нахождения времени.

Переменная A теперь равна Пять двенадцатых, переменная v — одна шестая

нахождение времени двое рабочих задача 3

Теперь определим общее время заказа. Первые два часа рабочие работали вместе, остальную часть работы второй рабочий выполнил за два с половиной часа, отсюда имеем 4,5 ч.

2 + 2,5 = 4,5 ч.

Ответ: для выполнения заказа потребовалось 4,5 ч.


Задача 4. Одна труба наполняет бассейн за 6 ч, а другая – за 4 ч. За
сколько часов наполняют бассейн обе трубы, работая вместе?

Решение

Обозначим работу (наполнение бассейна) через единицу

A = 1

Тогда первая труба за один час выполнит одна шестая часть работы, а вторая труба — одна четвертая часть работы. Работая вместе за один час они выполнят одна шестая плюс одна четвертая часть работы:

одна шестая плюс одна четвертая пять двенадцатых

Определим время за которое обе трубы наполняют бассейн, работая вместе:

нахождение времени за которое бассейны наполняют задача 4

2,4 это два целых часа и четыре десятых часа

2,4 = 2 ч + 0,4 ч

А четыре десятых часа это 24 минуты

60 мин. × 0,4 = 24 мин.

Ответ: работая вместе обе трубы наполнят бассейн за 2 ч 24 мин.


Задачи для самостоятельного решения

Задача 1. Первая бригада может выполнить некоторое задание за 12 часов, вторая – за 4 часа. За сколько часов они выполнят задание, если будут работать вместе?

Решение

Обозначим работу через единицу:

A = 1

Тогда первая бригада за один час выполнит часть работы, а вторая за один час часть работы. Их общая производительность равна сумме дробей и :

Определим время за которое обе бригады выполнят задание, работая вместе:

Ответ: обе бригады выполнят задание за 3 часа.

Задача 2. Лошадь съедает копну сена за 1 сутки, корова может съесть такую же копну за 3 суток, а овца за 6 суток. За какое время съедят эту копну лошадь, корова и овца вместе.

Решение

Работа в данном случае это съедание копны сена. Обозначим её через единицу:

A = 1

Тогда производительность лошади будет выражáться единицей, производительность коровы — дробью , производительность овцы — дробью . Их совместная производительность равна следующей сумме:

Определим время, за которое лошадь, корова и овца съедят 1 копну сена:

Ответ: лошадь, корова и овца съедят 1 копну сена за суток или 16 часов.

Задача 3. Сосуд наполняется шлангом за 12 мин, а полный сосуд опорожняется при открытии крана за 20 мин. За какое время наполнится пустой сосуд, если одновременно открыть кран и вливать в него воду через шланг?

Решение

Работа в данном случае это наполнение сосуда. Обозначим эту работу через единицу:

A = 1

В условии сказано, что сосуд наполняется шлангом за 12 минут. Значит в минуту будет наполняться часть сосуда. При этом сказано, что одновременно открыт кран сосуда и из него вытекает вода, которой наполняется сосуд. Вода, которая вытекает равна части сосуда, поскольку в условии сказано, что полный сосуд опорожняется за 20 минут.

В сосуд поступает воды больше, чем вытекает. Дробь больше, чем .

Несмотря на то, что часть поступающей в сосуд воды будет вытекать, с каждой минутой сосуд будет пополняться на определенную часть. Узнаем, что эта за часть. Для этого из поступающей части вычтем ту часть, которая вытекает:

Каждую минуту сосуд будет наполняться на .

Определим время за которое наполнится пустой сосуд, если одновременно открыть кран и вливать в него воду через шланг:

Ответ: если одновременно открыть кран и вливать в пустой сосуд воду через шланг, то он наполнится за 30 минут.

Задача 4. Через первую трубу бассейн можно заполнить за 20 ч, через вторую за 30 ч. Какая часть бассейна заполнится через обе трубы за 1 ч?

Решение

Работа в данном случае это заполнение бассейна. Обозначим эту работу через единицу:

A = 1

Производительность заполнения бассейна через первую трубу будет выражáться дробью , через вторую трубу — дробью . Совместная производительность будет выражáться дробью

Производительность по определению есть работа, выполненная за единицу времени. Значит дробь является ответом к задаче, поскольку нас интересовало какая часть бассейна заполнится через обе трубы за 1 час. Это можно проверить, воспользовавшись формулой нахождения работы. Переменная v у нас имеет значение , а переменная t равна единице (одному часу). Формула нахождения работы позволит нам определить какая часть работы будет выполнена за 1 час:

Ответ: за один час заполнится часть бассейна.

Задача 5. На прокладку траншеи требуется затратить 10 ч. Экскаватор проработал 8 ч, после чего ему осталось пройти 50 м. Найти общую длину траншеи.

Решение

В задаче подразумевается, что экскаватор работал с одинаковой производительностью на протяжении всей работы. На работу требовалось затратить 10 ч. Проработано было 8 ч. Значит осталось еще 2 часа. На 2 часа приходятся оставшиеся 50 метров траншеи. Если разделить 50 метров на 2, то можно определить сколько метров экскаватор прокладывает за один час:

50 : 2 = 25 м./ч

В час экскаватор прокладывал 25 метров. Работал он 10 часов. Умножим 25 на 10, мы определим общую длину траншеи:

25 × 10 = 250 м

Ответ: общая длина траншеи составляет 250 м.

Задача 6. Ванна заполняется холодной водой за 6 мин 40 с, горячей – за 8 мин. Кроме того, если из полной ванны вынуть пробку, вода вытечет за 13 мин 20 с. Сколько времени понадобится, чтобы наполнить ванну полностью, при условии, что открыты оба крана, но ванна не заткнута пробкой?.

Решение

Для удобства переведем время данное в задаче в секунды

6 мин 40 с = 400 с
8 мин = 480 с
13 мин 20 с = 800 с

Обозначим заполнение ванны через единицу:

A = 1

Производительность первого крана будет выражáться дробью , производительность второго крана — дробью . Совместная производительность обоих кранов равна сумме дробей и

Одновременно с открытыми двумя кранами, вынута пробка из ванны. Поэтому часть поступающей в ванну воды сразу выходит через слив. Эта часть будет выражáться дробью .

С каждой секундой ванна будет пополняться на определенную часть воды. Узнаем какая это часть. Для этого из поступающей части воды вычтем ту часть, которая вытекает через слив.

Определим сколько времени понадобится, чтобы наполнить ванну:

Ванна наполнится за 300 секунд. Поскольку задача завершена, секунды можно обратно перевести в минуты. Триста секунд это пять минут:

300 : 60 = 5 мин

Ответ: ванна заполнится за 5 мин.


Понравился урок?
Вступай в нашу новую группу Вконтакте и начни получать уведомления о новых уроках

Возникло желание поддержать проект?
Используй кнопку ниже



Планируемые результаты:

Личностныe:  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать ,организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, воспитывать ответственность и аккуратность.

Метапредметные:

познавательных УУД:  

умение обобщать, делать выводы, работать с формулами и по алгоритму.

регулятивных УУД:

  1. формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  2. проводить  контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Предметные:

   проверить с помощью теста навыки нахождения производительности;

  познакомить с решением задач на совместную работу в случае работы, не равной 1;

Оборудование: доска; проектор: задания для выполнения на уроке; оценочные листы; задания для домашней работы.

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке.  Слайд 1

«Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

— Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

1-2

2  Актуализация знаний.

У каждого из вас на столе лежит индивидуальный оценочный лист. Подпишите его. На каждом этапе вы должны будете оценить свою работу  и результат записать в оценочный  лист, придерживаясь описанных  критериев.

Итак, давайте начнем наш урок , как обычно, с устного счета.

Устно  Слайд 2,3                

 1.Маляр покрасит комнату за 3 часа. Какая часть комнаты будет окрашена за 1час?

( В час покрасит 1/3  комнаты)                                                                                                                    Ответ: 1/3.

2.В каждый час Винни Пух съедает одну шестую часть бочонка с медом. За сколько часов он съест весь бочонок?

( В каждый час наполняется 1/6 бассейна, значит, весь бассейн наполнится за 6 часов.)                 Ответ: 6 часов.

3. За каждый день ремонтируют две пятых части дороги. За сколько дней отремонтируют всю дорогу?
 ( В каждый час наполняется 2/5 дороги, значит, всю дорогу  отремонтируют  за   дня.)            Ответ:   дня.

4. В каждый час первая труба наполняет бассейн 1/2 бассейна, а вторая — 1/3 бассейна. Какую часть бассейна  наполняют обе трубы за 1 час совместной работы?

( 1/2+1/3=5/6 часть бассейна наполняют обе трубы за 1 час).                                                                Ответ: 5/6.

5. Двое рабочих, работая вместе, выполняют некоторую работу за 6 часов. Один из них, работая самостоятельно, может выполнить эту работу за 15 часов. За сколько часов может выполнить эту работу другой рабочий?

(1/6-1/15=5/30-2/30=3/30=1/10(работы выполнит 1 рабочий; 1:1/10=10( ч) потребуется второму рабочему).  Ответ: 10 ч.

Молодцы!    А теперь поставьте в оценочный лист баллы за активность в соответствии с критериями.

5

-Ребята, посмотрите на задачи, которые мы с вами рассмотрели. В них говорится о разном, но как вы думаете, что их всех объединяет?

 (Это все задачи на работу)

-Как вы думаете, чем мы сегодня будем с вами заниматься? (Решать задачи на работу)

-Запишите тему урока  « Решение задач на совместную работу»

Перед тем как что-то делать, надо знать, в каком направлении двигаться, поставить цель

Кто попробует это сделать?(предлагают цели)

Каждый из вас , я надеюсь, сегодня сможет сделать вывод для себя как хорошо он умеет работать с такими задачами, а я хочу посмотреть как вы умеете осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

2

Использование знаний в стандартной ситуации. В течение урока мы продолжим решать задачи на совместную работу.  А теперь давайте вспомним  какие величины мы использовали  при решении задач на совместную работу? (Работа, производительность, время)

Как связаны между собой эти величины? Проверьте, правильно ли я записала формулы. Слайд 4,5

(На слайде «кубики» с формулами. Работа с оценочным листом.)     p= 1·t,                  1=                        t=       

  1. Что такое производительность работы? (Производительность – это часть работы, выполненная за единицу измерения времени)
  2. Можно ли сравнивать производительности и что это сравнение показывает? (Чем больше производительность, тем быстрее будет выполнена работа)

5

Использование знаний в нестандартной ситуации. Сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу в тетради , а один из вас за доской. И в ходе её решения подумайте, чем отличается эта задача от задач в устном счете?

Задача 1. Сравнение производительности

Вера и Оля узнали, что у Саши — день рождения. И сразу же стали набирать SMS-ки! Вообще-то, Вера умеет набирать 24 слова за 4 минуты, а Оля — 35 слов за 7 минут. Вера набрала поздравление из 30 тёплых слов, а Оля — из 20. Чьё поздравление Саша получит первым?

Решение:

Вычислим, с какими скоростями набирают Вера и Оля. Т.е. определим их производительности.

  1. 24 : 4 = 6 (слов/мин.) – производительность Веры
  2. 35 : 7 = 5 (слов/мин.) – производительность Оли

Да, медленнее печатает Оля… Но ведь у неё и сообщение короче! Придётся считать, сколько времени затратила каждая на своё сообщение.

  1. 30 : 6 = 5 (мин.) – время, за которое Вера наберет SMS
  2. 20 : 5 = 4 (мин.) – время, за которое Оля наберет SMS

Вот так. Оля опередила Веру. На одну минуту.

Ответ: поздравление Оли.

Проверьте свое решение и решение на доске и поставьте в своем оценочном листе соответствующие баллы согласно критериям.

-Итак, в  чём отличие этой задачи на работу?

(В том, что все исходные данные — разные. А также для расчетов мы брали разные работы, выполняемые девочками.)

5

Учитель:

Вернемся к нашим формулам. При решении последней задачи мы убедились, что работа не всегда рассматривается как 1.

То есть правильнее сказать, что речь идет об объеме работы. Слайд 7

Обозначим через A – объем работы. Тогда формулы примут вид:                          А = р· t                p =                         t =

2

5.Как можно найти время общей работы, если известны время работы каждого его участника? (На слайде вопрос теста на упорядочивание. Работа с оценочным листом.)   Слайд 6

… Найти общее время работы, разделив работу на общую производительность.

… Найти общую производительность, вычислив разность производительностей участников совместной работы.

… Найти общую производительность, сложив найденные производительности участников совместной работы.

… Найти производительность каждого участника совместной работы, разделив работу на время участника.

2

Физкультминутка

2

Выполнение тестовой работы. Мы немного отдохнули, и сейчас я предлагаю вам выполнить тестовую работу, а затем провести взаимопроверку и выставить соответствующие баллы в оценочный лист соседа по парте. Вы должны выполнить 3 задания. При этом 3 задание  разного уровня сложности. 3А  — 1 уровня сложности, 3Б – 2 уровня сложности. Вы выполняет одно из них на свое усмотрение. За правильное решение задания 3Б я  выставлю дополнительную оценку после проверки вашего решения.

Тест  Вариант 1

  1. Мама 15 пар носков вяжет за 5 дней, а бабушка – за 3 дня. Сколько пар носков они вместе свяжут за 7 дней?

А) 130 пар               Б)112 пар                                 В)  56 пар                    Г)другой ответ

  1. Опытный рабочий может выполнить заказ за 17 часов, а ученик – за 34 часа. Какую часть заказа они выполнят за час, работая одновременно?                         А)  3/34         Б)    1/50          В) 1/34            Г)  другой ответ

    3А. Через первую трубу водоем можно наполнить за 5ч, а через вторую – за 6 ч. Какая часть водоёма будет наполнена за 2 часа при совместной работе этих труб?             А)  1/3        Б)    11/30          В) 11/15            Г)  другой ответ

    .  Вася может прополоть 4 грядки за 7 ч., Петя – 3 грядки за 8 ч., Лена – 5 грядок за 4 ч., а Коля – 6 грядок за 5 ч.

             Кто из них работает быстрее?          А)Вася                     Б)Коля                                  В)Лена                       Г)Петя

Вариант 2

   1. Мама 20 пар носков вяжет за 5 дней, а бабушка – за 4 дня. Сколько пар носков они вместе свяжут за 6 дней?

А)180 пар      Б) 54 пары       В) 136 пар       Г)  другой ответ

2. Опытный рабочий может выполнить заказ за 15 часов, а ученик – за 30 часа. Какую часть заказа они выполнят за час, работая одновременно?                    А)  1/30         Б)    1/10          В) 1/45            Г)  другой ответ

3А. Один ученик может убрать класс за 20 мин, а второй за 30 мин. Какую часть класса они  уберут за 5 минут, работая вместе?                                             А)  1/60         Б)    7/10          В) 1/12            Г)  другой ответ

3.Б Вася может прополоть 3 грядки за 7 ч., Петя – 4 грядки за 8 ч., Лена – 6 грядок за 5 ч., а Коля – 5 грядок за 3 ч. Кто из них работает быстрее?               А)  Вася        Б)   Петя          В)  Лена          Г)  Коля    Слайд 8

7

Построение и реализация проекта выхода из затруднения. Обсудите в парах решение этой задачи и предложите  способ её решения. Подумайте, чем она отличается от задач,  решённых нами раньше.

Задача 2. Бассейн

Через одну трубу бассейн наполняется за 7 часов, а через другую опустошается за 8 часов. За какое время бассейн будет наполнен, если открыть обе трубы?

Примем весь бассейн за 1.    Сначала найдем производительность труда совместной работы обеих труб за один час. Т.к. одна труба бассейн наполняет, а другая — опустошает, то производительность совместной работы равна разности производительности первой и второй труб:       (часть бассейна)

Теперь найдем время, за которое бассейн будет наполнен при открытии обеих труб одновременно. Чтобы найти время работы, надо объем работы разделить на производительность труда:                     (час.)

Таким образом, за 56 часов совместной работы обеих труб бассейн будет наполнен.                             Ответ: за 56 часов.

  1. Можно ли решить эту задачу, если данные поменяются местами?                (Нет. Бассейн заполниться не сможет)

7

Домашнее задание:   Придумать и решить задачу на совместную работу.

1

Слайд 10. Согласно предложенным критериям выставления оценок поставьте в оценочном листе себе оценку за работу на уроке

Фамилия , имя

Этапы урока

Критерии оценивания

Балл

I. Устный счет

Активно участвовал -2 балла

Принимал участие 1 балл

Не принимал участия 0 баллов

II. Повторение

Все ответы верные 2 балла

Допустил одну ошибку 1 балл

Допустил более одной ошибки 0 баллов

III. Решение задачи

Все действия и пояснения к ним  верные -2 балла

Допустил одну вычислительную ошибку, но ход решения правильный  1 балл

Допустил более одной ошибки 0 баллов

IV. Работа по алгоритму

Все  верно 2 балла

Допустил одну ошибку 1 балл

Допустил более одной ошибки 0 баллов

V. Тестовая работа

Все ответы верные 2 балла

Допустил одну ошибку 1 балл

Допустил более одной ошибки 0 баллов

Итог

3

 Критерии выставления оценки:

9-10 баллов     «5»

8 баллов          «4»

7 баллов          «3»

Рефлексия.             Слайд 11

Ребята, вот и подошел к концу наш урок и мне бы хотелось, чтобы каждый из вас подумал и продолжил одно из предложений          

1.         Самым интересным на уроке для меня было….      

 2.        Я научился (научилась) … .

3.        Я хотел(а) бы ещё узнать ….

4.        Мне понравилось … .

5.        Мне не понравилось … .

Спасибо. Урок окончен.

3

Тема: Работа, производительность,
время.

Цель:
ввести понятия «производительность», «выполненная работа», «время,
затраченное на работу»

Задачи:

v
установить связь между
величинами «производительность», «выполненная  работа», «время, затраченное на
работу» в ходе исследовательской работы учащихся;

v
Познакомить с новым видом
задач на производительность;

v
Развивать навыки умножения
и деления многозначного числа на однозначное;

v
Формировать навыки устных
и письменных вычислений;

v
Воспитывать позитивное
отношение к труду.

Оборудование: учебник, карточки для индивидуальной работы, табличка с пословицей –
эпиграфом урока, карточки для введения в новую тему, песочные часы, таблица,
стикеры — цветочки.

Ход урока

I. Организационный момент.

У.- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!        

Слово учителя: Какую работу мы можем выполнить на
сегодняшнем уроке математики? Решать задачи, думать над примерами, считать,
записывать условие задачи  и т.д.

— Надо нам сегодня поработать!

— А какие пословицы о труде вы знаете?

·       Не спеши языком, торопись делом.

·       Дело мастера боится.

·       Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

·       Рабочие руки не знают скуки.

Эпиграфом нашего урока будет пословица. Прочитайте:

ВСЯКОЕ УМЕНИЕ ТРУДОМ ДАЁТСЯ

 

.

— Объясните значение
пословицы.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Индивидуальная работа. Умножение и деление многозначного числа на
однозначное. Решение примеров на карточках.

 Учащиеся решают примеры и делают проверку. (Взаимопроверка)

Вопросы после проверки:

— Какую работу выполняли? Кто быстрее справился? Почему?

2.Работа с классом.  «Математическая разминка»

— Сколько богатырей у дядьки Черномора?

— Сколько месяцев в году, кроме летних?

— Сколько граммов в 4,5 килограммах?

— Количество букв в названии нашей страны увеличить в 400 раз.

— Мальчик лёг спать в 9 часов вечера, а смог заснуть только через три
часа. Который час показывали часы?

— Количество месяцев зимы увеличьте в 320 раз.

— Умножьте количество букв в детском имени Александра на число слогов в
нём же.

3. Повторение устных приёмов умножения и деления чисел, оканчивающихся
нулями. Игра «Кто быстрей?» (Ответы спрятаны под звездой)

140 · 5 = 700                   45 000 · 2 = 90 000        
700 · 6 = 4200

800 · 9 = 7200                 8 000 : 4 = 2 000             
6 300 : 7 = 900

  — Как решали данные примеры?

4. Математический диктант.

Чему равна сумма 120 и произведения чисел 30 и 5?

Найдите частное чисел 250 и 2.

Увеличьте 460 в 2 раза.

Увеличьте 380 на 200.

Сумма чисел 800, первое слагаемое 320. Найдите второе слагаемое.

Найдите произведение чисел 320 и 3.

Запишите частное чисел 4 800 и 4.

Запишите число, меньшее 1 800 в два раза.

При проверке объяснить способ вычисления.

III. Объяснение нового материала

  1. Подготовка к восприятию нового материала

   — Вот песочные часы, песок высыпается в нижнюю часть за 1 минуту.
Перед вами карточки с заданиями. Сколько заданий вы успеете выполнить за одну
минуту?

  1. Вычисли, чему равен периметр квадрата со
    стороной 60 см.
  2. Чему равен периметр прямоугольника со
    сторонами 8 см и 7 см?
  3. Вычисли периметр треугольника со
    сторонами 30 см, 45 см, 57 см.
  4. Вычисли длину стороны квадрата, периметр
    которого равен 48 см.
  5. Найди длину прямоугольника, периметр
    которого равен 30 см и ширина равна 5 см.
  6. Вычисли площадь прямоугольника со
    сторонами 7 см и 4 см.
  7. Чему равна ширина прямоугольника, если
    площадь его 45 кв. см, а длина равна 5 см?
  8. Длина прямоугольника – 54 мм, а ширина –
    на 24 мм меньше. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.

 

— Минута закончилась. Переверните листок, проверьте правильность
решения. Поставьте + или – за решение.

— Сколько заданий за 1 минуту выполнили?

— А сколько бы вы выполнили за 40 минут, если бы решали весь урок
аналогичные задания? (3 · 40 = 120 з., 4 · 40 = 160 з. и т.д.)

 — Что такое 40 минут? (Время выполнения задания)

— Что обозначает число 3? (Количество заданий, выполняемых за

1 минуту)

— А что обозначает число 120? ( Количество заданий, которое можно
выполнить за урок)

2.  «Открытие» детьми нового знания

— Как вы думаете, над чем сегодня предстоит работать? ( Будем
учиться находить время работы, количество заданий, и всю работу)

Учитель:

— В математике существуют понятия: (карточки)

 

Время, затраченное на работу

 

 

— А как вы понимаете слово «производительность»? (это объём работы,
выполненный за единицу времени)

 — В
случае с заданиями на карточках, что будет являться производительностью труда? 
(количество заданий, которые выполнили за 1 мин.)

SAM_0574— Одинаковой ли была производительность у
каждого из вас? (Разная)

Когда
умножали производительность своего труда на время 40 мин, что вы получили? (Количество
заданий, которое можем выполнить за весь урок, объём всей работы)

— Почему объём работы оказался разным у разных учеников? (Потому что
разная производительность труда)

         3. Сообщение темы и цели урока. Работа по таблице.

4. Знакомство с единицами измерения производительности.

 — Производительность ткацкого станка 9м/ч. — «Девять метров в час». Это
значит, что за час можно изготовить 9 метров ковра.

ΙV. Первичное закрепление.

1.    
Нахождение
производительности. Задачи

Учащиеся чертят таблицу в тетрадях

А) Бригада посадила 1200 деревьев за 20 дней.

Б) Бассейн вместимостью 18 000 л наполнился через трубу за 6 ч.

В) 360 т кирпича машина перевезла за 60 рейсов.

Г) Мастерская переплела 600 книг за 10 дней.

Д) Комбайн собрал 8000 ц зерна за 10 дней.

Производительность

Время, затраченное на работу

Выполненная работа

1)

60 деревьев в день

20 дней

1200 деревьев

2)

3 000 л/ч

6 часов

18 000 л

3)

6 т за рейс

60 рейсов

360 т

4)

6 книг в день

10 дней

600 книг

5)

800 ц за день

10 дней

8 000 ц

Вывод:
Чтобы найти производительность, надо выполненную работу разделить на время,
затраченное на работу

— Глядя в таблицу, скажите, в каких единицах измеряется
производительность?

2. Работа с правилом и формулой нахождения производительности.

Установка на запоминание правила и формулы.

Физминутка

Мы сейчас бревно распилим.

Пилим, пилим, пилим, пилим.

Мы сейчас дрова расколем.

Колем, колем, колем, колем.

Раз-два. Раз-два!

Будут на зиму дрова.

3.  Сравнение задач. Задача «Рабочий в час изготавливает 20
деталей. Сколько деталей он сделает за 6 часов?»

Анализ задачи 1):

— Что нужно узнать в задаче? Сколько деталей изготовит рабочий за 6
часов, т.е. объём выполненной работы

— Что для этого надо знать? Сколько деталей он делает за час и время
работы

— Известно, сколько деталей он делает за час? (производительность 20
деталей в час)

— Известно время, затраченное на работу?  6 часов

— Как найти объём выполненной работы?   

  Решение:  20  ·   6 = 120 деталей

               Ответ: 120 деталей изготовят за 6 часов.

Анализ задачи 2): «Рабочий за 7 часов изготавливает 175 деталей.
Сколько деталей рабочий делает за час?»

— Что известно в задаче? объём выполненной работы – 175 деталей и
время работы – 7 ч

— Что нужно узнать? Производительность

— Как найдёте?

 Решение:  175 : 7 = 25деталей в час

            Ответ: 25 деталей в час изготавливал рабочий.

       Анализ задачи 3): «Рабочий за час изготавливает 23 детали.
Сколько времени он потратил, чтобы изготовить 184 детали?»

— Что нужно узнать в задаче? Время, затраченное на работу

— Что для этого надо знать? Выполненную работу и производительность

— Известен объём работы? Известна производительность?

— Как найти время, затраченное на работу? Выполненную работу
разделить на производительность

      Решение: 184 : 23 = 8 ч

      Ответ: за 8 часов  

Сравнить задачи.

— Повторить, как найти производительность? Объём выполненной работы?
Время, затраченное на работу?

V. Закрепление пройденного материала.

 Задание повышенной сложности.

— решить задачу при помощи графа.

«Слесарь, штукатур, водитель, маляр, крановщик, токарь и плотник были в
отпуске в разное время. Отпуск маляра был позже отпуска слесаря, отпуск
которого был позже отпуска плотника. Отпуск токаря был раньше отпуска
крановщика, но позже отпуска штукатура. Отпуск водителя был раньше отпуска
плотника, но позже отпуска крановщика. Кто из рабочих был в отпуске раньше, кто
позже?»

Рекомендации к решению.

Изображаем точками названия профессий людей. Учащиеся
а
нализируют условие задачи. Далее
нужно выбрать одно из отношений «раньше» или «позже». Например,
выбрали отношение «раньше».   Это слово записываем около
рисунка. Читаем задачу снова, заменяя предложение со словом «позже»
предложением со словом «раньше» и показываем это на рисунке с помощью
стрелки: ведем стрелку от одного рабочего к другому, который ушёл в отпуск
раньше.

про штукатура 

                                                  
раньше

                                          
Ответ: Раньше всех пошёл в отпуск штукатур, позже всех – маляр.

VI. Рефлексия.

— С какими новыми понятиями познакомились на уроке?

— Какая производительность была у нас на уроке? Скажите одним словом.

— Можете теперь сказать, что всякое умение трудом даётся?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Чтобы проехать в абхазию нужен загранпаспорт россиянам
  • Чувашская энергосбытовая компания виртуальная приемная
  • Чувашская энергосбытовая компания узнать задолженность
  • Чувашская энергосбытовая компания эгерский бульвар 33б
  • Шаблон бланк письма с угловым расположением реквизитов