Что значит компания с государственным участием


Компании с государственным участием на Московской бирже

Государство является крупнейшим собственником на российском рынке. В этой статье поговорим о том, в каких публичных компаниях государство является акционером.

Компании с государственным участием на Московской бирже

На российском фондовом рынке присутствует достаточно много компаний, где государство прямо или косвенно является акционером. Это не только привычные Газпром и Роснефть, но и многие другие, даже самые инновационные корпорации. На данный момент доля эмитентов с госучастием в индексе Мосбиржи составляет 40%.

  • Что такое компания с государственным участием
  • Список компаний с госучастием
  • Как провести редомициляцию
  • Особенности компаний с госучастием
  • Кратко

Что такое компания с государственным участием

Основной орган, который осуществляет управление федеральной собственностью в РФ, называется Росимущество. Именно через него государство управляет большинством компаний с госучастием. Однако есть и другие структуры, через которые осуществляется управление. Среди них:

  • Банк России,
  • Ростех,
  • ВЭБ.РФ,
  • и другие.

Также нередки случаи, когда доли в компаниях принадлежат государству не напрямую, а через другие компании с госучастием. Например, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома — Газпром Капитал. В свою очередь, около 50% Газпрома принадлежат государству, а значит, доля владения РФ в капитале НОВАТЭК составляет примерно 5%. Этот показатель называется эффективным процентом контроля или эффективной долей владения.

Эффективная доля владения — это доля материнской компании в капитале дочернего предприятия с учетом как прямого, так и косвенного владения.

Список компаний с госучастием

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) имеет эффективный процент контроля государства на уровне 92,3%. Государство владеет компанией через Росимущество.

Таттелеком — это универсальный оператор связи в республике Татарстан. 87,2% акций компании принадлежат холдингу Связьинвестнефтехим, единственным акционером которого является Татарстан.

ИРКУТ занимается авиастроением, поэтому 87% акций принадлежат ОАК, а еще 8,7% принадлежат компании Сухой, доли которой также распределены между ОАК и госструктурами. Таким образом, доля владения РФ в ИРКУТ составляет примерно 85%.

Совкомфлот — на сайте компании указано, что 82,8% акций принадлежат Российской Федерации, но конкретные владельцы не раскрываются. Вероятно, это также Росимущество.

НМТП, или Новороссийский морской торговый порт, на 50,1% принадлежит компании Транснефть. Еще 10,5% акций принадлежат дочерней структуре Транснефти — ООО «Транснефть-сервис», а еще 20% НМТП находится в руках Росимущества. Таким образом, эффективный процент контроля государства составляет 80%.

Транснефть — 100% обыкновенных акций с правом голоса принадлежат Росимуществу. Однако с учетом привилегированных бумаг эффективная доля владения РФ снижается до 78,5%.

ФСК Россети — крупнейший в России оператор электрических сетей. 75% холдинга принадлежит государству в лице Росимущества. Из-за того, что ФСК Россети владеет контрольными пакетами акций почти во всех МРСК, торгующихся на бирже, в них также присутствует существенная доля владения государства: от 44 до 81%.

Аэрофлот — 73,77% акций компании принадлежат Российской Федерации. Конкретные структуры не уточняются.

РусГидро — в этой компании РФ в лице Росимущества владеет 62,73% акций. Также 13% компании принадлежат банку ВТБ, 60,9% которого находятся в собственности государства. В результате эффективная доля РФ в капитале РусГидро составляет 70,6%.

АЛРОСА — 33% компании принадлежат Росимуществу, 25% — Республике Саха (Якутия) и еще 8% — администрации районов Республики Саха (Якутия). Всего в собственности государства находятся 66% акций компании.

ВТБ — на данный момент 60,9% обыкновенных акций банка принадлежат Российской Федерации через Росимущество.

Ростелеком — компания не раскрывает текущий состав акционеров, но по данным 2020 года 38,2% акций принадлежали Росимуществу, 21% — банку ВТБ и 3,4% — ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля РФ на тот момент составлял 56,3%.

Башнефть — 57,6% акций принадлежат компании Роснефть, 25% — Республике Башкортостан и еще 9,1% — Национальному расчетному депозитарию, который входит в группу Московской биржи. Таким образом, учитывая долю государства во всех перечисленных компаниях, эффективный процент контроля РФ в капитале Башнефти составляет 56%.

Мосэнерго — 53,8% принадлежат дочерней структуре Газпрома — Газпром Энергохолдингу, а 26,4% находятся в собственности Москвы. Таким образом, эффективная доля РФ составляет 53,3%.

КамАЗ — 47,1% акций принадлежат госкорпорации Ростех.

Сбербанк — в 2020 году Банк России продал свою долю в Сбербанке правительству РФ в лице Министерства финансов. Таким образом, теперь 50% + 1 акция принадлежат государству через Минфин.

Газпром — Российская Федерация владеет контрольным пакетом акций через следующие структуры: Росимущество (38,4%), Роснефтегаз (10,97%) и Росгазификация (0,89%). Доля РФ в капитале Газпрома составляет 50,2%.

Газпром нефть на 95,7% принадлежит Газпрому, а значит, доля государства в компании составляет 47,9%.

ОГК-2 на 77% принадлежит Газпрому через дочерние компании. Еще 3,9% принадлежат Мосэнерго. Эффективная доля государства в ОГК-2 составляет примерно 40,5%.

Роснефть — до 2020 года государственная компания Роснефтегаз владела чуть более 50% акций Роснефти, однако позже 9,6% были переданы дочерней компании Роснефти «РН-НефтьКапиталИнвест». Теперь доля государства в нефтяной компании составляет 40,4%.

Татнефть — 34% голосующих акций компании принадлежат Республике Татарстан.

Интер РАО — 8,5% акций принадлежат компании ФСК Россети, которая на 88% государственная. Еще 26,3% находятся в руках Роснефтегаза. Таким образом, эффективная доля РФ в компании составляет 33,8%.

ТГК-1 на 51,8% принадлежит Газпром энергохолдингу, а значит, на 25,9% — государству.

Московская биржа — 11,7% акций группы принадлежат Банку России, 10% находятся в руках Сбербанка, а 8,4% — в руках ВЭБ.РФ. Эффективный процент контроля государства в компании составляет 25,1%.

ВСМПО-АВИСМА — 25% крупнейшего в мире производителя титана принадлежат государству в лице Ростеха.

VK Group — 57,3% голосующих акций VK контролирует компания «МФ Технологии», 10% которой принадлежат Ростеху. Эффективная доля государства в компании, таким образом, составляет 5,7%.

НОВАТЭК — как уже было сказано в начале, 10% НОВАТЭК владеет дочерняя структура Газпрома, а значит, государство занимает в капитале НОВАТЭК примерно 5%.

Компании с государственным участием на Московской бирже. Источник данных: аналитический отдел сервиса Газпромбанк Инвестиции

Компании с государственным участием на Московской бирже. Источник данных: аналитический отдел сервиса Газпромбанк Инвестиции

Особенности компаний с госучастием

У компаний с государственным участием есть ряд достаточно определенных особенностей.

Высокие дивиденды. В 2021 году правительство РФ опубликовало распоряжение, согласно которому в России начал действовать единый подход к правилам выплаты дивидендов госкомпаниями. Теперь все государственные компании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% от скорректированной чистой прибыли. Этот факт позитивно сказывается и на миноритарных акционерах — частных инвесторах.

Субсидии и поддержка государства. Поскольку многие компании с госучастием управляют системообразующими предприятиями, государство их всегда поддерживает. Например, Аэрофлот, который очень сильно пострадал от пандемии COVID-19 в 2020 году: чтобы спасти компанию, государство выделило ей субсидию на особых условиях — выплата Аэрофлоту была сделана разом и не зависела от падения трафика. В то же время другие авиакомпании получали субсидии помесячно за каждого пассажира, потерянного в отчетном месяце по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Приоритет при распределении национальных проектов. Когда государство проводит конкурс на реализацию национального проекта, то приоритет нередко дается государственным компаниям. Например, Ростелеком стал ключевым партнером в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». На этот проект из федерального бюджета в 2021–2023 годах планировалось выделить около 552 млрд рублей.

Таким образом, можно заметить, что государство в той или иной степени присутствует практически во всех секторах экономики. Эффективность бизнеса зависит от размера госучастия в его структуре, но несущественно. При этом у госкомпаний есть достаточно много преимуществ перед частным бизнесом, что делает их более устойчивыми к экономическим спадам. Но вместе с тем темпы роста таких компаний могут быть ограничены.

Кратко

  1. 1
    Государство прямо или косвенно является акционером 40% компаний из индекса Мосбиржи.
  2. 2
    Компании с государственным участием преследуют не только экономические цели, но и социальные.

Данный справочный и аналитический материал подготовлен компанией ООО «ГПБ Инвестиции» исключительно в информационных целях. Оценки, прогнозы в отношении финансовых инструментов, изменении их стоимости являются выражением мнения, сформированного в результате аналитических исследований сотрудников ООО «ГПБ Инвестиции», не являются и не могут толковаться в качестве гарантий или обещаний получения дохода от инвестирования в упомянутые финансовые инструменты. Не является рекламой ценных бумаг. Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией и предложением финансовых инструментов. Несмотря на всю тщательность подготовки информационных материалов, ООО «ГПБ Инвестиции» не гарантирует и не несет ответственности за их точность, полноту и достоверность.


Читайте также

Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на
основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление
брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а также
лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на
осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии
на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России
08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор,
при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных
решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной
рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении
операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт
ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо
инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.

С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон
Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для
статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать
наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на
обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в
отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон
Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте.
Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего
устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не
хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.

Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями
регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на
сайт брокера
за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте
брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением
сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.

© 2023 Ньютон Инвестиции

(введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)

1. Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона.

2. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должны быть определены цели ее создания, а также виды имущества, в отношении которых государственная компания может осуществлять доверительное управление.

3. Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

4. Государственная компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной компании, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не предусмотрено иное.

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 5 ст. 7.2 приостановлено до 01.01.2025 в части обязанности по размещению информации в сети «Интернет» (ФЗ от 14.07.2022 N 326-ФЗ).

5. Государственная компания использует имущество для целей, определенных федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании. Государственная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует таким целям. Государственная компания обязана публиковать отчеты о своей деятельности в порядке, установленном федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании.

6. В федеральном законе, предусматривающем создание государственной компании, должны определяться наименование государственной компании, цели ее деятельности, порядок управления ее деятельностью, порядок государственного финансирования государственной компании, порядок ее реорганизации и ликвидации, порядок использования имущества государственной компании в случае ее ликвидации.

7. Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, должно быть предусмотрено формирование совета директоров или наблюдательного совета государственной компании (далее — высший орган управления государственной компании).

В состав высшего органа управления государственной компании могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных компаний.

К компетенции высшего органа управления государственной компании относятся:

утверждение программы деятельности государственной компании на долгосрочный период, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей (далее — стратегия деятельности государственной компании), если иное не установлено федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании;

утверждение системы оплаты труда работников государственной компании, предусматривающей зависимость оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности деятельности;

определение порядка использования прибыли государственной компании;

принятие решения о передаче части имущества государственной компании в государственную казну Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, к компетенции высшего органа управления государственной компании могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной компании вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности указанных комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

8. Годовая бухгалтерская отчетность государственной компании подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной компании.

Годовой отчет государственной компании, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной компании, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 мая года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной компании, в том числе в части инвестиционной деятельности.

КонсультантПлюс: примечание.

Действие п. 8 ст. 7.2 приостановлено до 01.01.2025 в части обязанности по размещению информации в сети «Интернет» (ФЗ от 14.07.2022 N 326-ФЗ).

Годовой отчет государственной компании размещается на официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной компании решения о его утверждении, если федеральным законом, предусматривающим создание государственной компании, не установлен иной срок.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На официальном сайте государственной компании в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» должны быть размещены стратегия деятельности государственной компании, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд государственной компании.

(в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 8 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

9. Инвестирование временно свободных средств государственной компании осуществляется на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной компании, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной компании, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной компании, порядок их предоставления и раскрытия.

Предельный объем инвестируемых временно свободных средств государственной компании, порядок принятия решений об инвестировании временно свободных средств государственной компании определяются высшим органом управления государственной компании. Высший орган управления государственной компании вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении операций по инвестированию временно свободных средств государственной компании.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 30.03.2016 N 82-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Счетная палата Российской Федерации и иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных компаний.

(п. 11 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

From Wikipedia, the free encyclopedia

Russian government ownership of various companies and organizations, collectively known as state-owned enterprises (SOEs), still play an important role in the national economy. The approximately 4,100 enterprises that have some degree of state ownership accounted for 39% of all employment in 2007 (down from over 80% in 1990).[1][2] In 2007, SOEs controlled 64% of the banking sector, 47% of the oil and gas sector, and 37% of the utility sector.[2]

State corporations are established by the Russian government to boost industrial sectors.[3] Rosstat figures show that 529,300 enterprises are partly or wholly owned by the state, of which between 30,000 and 31,000 are commercial companies (generating revenue).[4] The 54 largest enterprises account for over two-thirds of the total revenues generated by state-owned organizations.[4] SOEs account for 40% of the capitalization on the Russian stock market, one of the highest shares in the world.[4]

Legal form[edit]

Russian state-owned companies are typically established under the legal form of joint stock companies (OAO or ZAO), unitary enterprises (federal, regional or municipal), or state corporations.[2]

Joint stock companies[edit]

OAO and PAO are forms of open joint-stock companies, while ZAO (and AO) are closed joint-stock companies.[5][6]

The Federal Agency for State Property Management (Rosimushchestvo) is authorized by the Russian government to exercise shareholder rights for federally-owned shares in companies and is responsible for the preparation and nomination of candidates at the annual meetings of shareholders. As a general rule, Rosimushchestvo nominates to a company’s board of directors representatives of the most relevant government body, based on the sectoral characteristics of the business. The sectoral state body thus participates in managing the company through its representatives.[7]

Non-profit organizations[edit]

State corporation[edit]

A state corporation (Russian: государственная корпорация) defined by Article 7.1 of NCO Law is a non-profit organization which manages its assets as described in its charter. State Corporations are not obliged to submit to public authorities documents accounting for activities (except for a number of documents submitted to the Russian government) and, as a rule, are subordinate not to the government, but to the Russian president, and act to accomplish some important goal. Control by the Government is implemented on the basis of annual corporation meetings, an annual report on the audit opinion of accounting and financial reporting (accounting), as well as the conclusion of the auditing commission on the results of verification of financial (accounting) statements and other corporation documents. Any other central government departments, organs of state power of subjects of the Russian Federation, and the local governments have no right to interfere in the activities of State corporations.

These state corporations (a non-profit) establishing under a Russian federal law are different from all the other organizations referred to in the mass media as «state corporations». According to the law, a state corporation is wholly owned by the Russian Federation directly, bypassing the Federal Agency for State Property Management.

State company[edit]

A state company (Russian: Государственная компания) defined by Article 7.2 of NCO Law is a non-membership non-profit organization. Each state company is created by a separate Russian federal law.

These state companies (a non-profit) establishing only under a federal law are different from all the other organizations referred to in the mass media as «state companies».

Unitary enterprise[edit]

A unitary enterprise (Russian: унитарное предприятие) is a commercial organization that have no ownership rights to the assets used in their operations. This form is possible only for state and municipal enterprises, operating with state or municipal property, respectively. The owners of the property of a unitary enterprise have no responsibility for its operation, and vice versa.

The assets of unitary enterprises belong to the central government (in which case they are known as federal state unitary enterprises), a Russian region, or a municipality. A unitary enterprise holds assets under the right of economic management (for both state and municipal unitary enterprises) or operative management (for state unitary enterprises only), and that such assets may not be distributed among the participants, nor otherwise divided. A unitary enterprise is independent in economic issues and obliged only to give its profits to the state. Unitary enterprises would have no right to set up subsidiaries, but, with the owner’s consent, can open branches and representation offices.

As of January 2017, there are 1,120 federal state unitary enterprises in Russia.[8]

Companies[edit]

Information on the legal form of companies is drawn from the open-data portal of the Federal Agency for State Property Management,[9] unless otherwise stated.

Company Type Industry State ownership
Aeroflot OAO Airline 51.173%[9]
All-Russia State Television and Radio Broadcasting Company Federal SUE Broadcasting
Almaz-Antey ZAO Aerospace & Defense 100%[9]
ALROSA PAO Mining 43.9256%[9]
Arkaim OOO Airline
Atomflot Federal SUE Shipping
AvtoVAZ State corporation Automotive 100%
Bazalt AO Defense
Channel One Russia AO Broadcasting 38.9%[9]
Deposit Insurance Agency of Russia State corporation Deposit insurance 100%
EZAN Federal SUE Telecommunication
FGC UES OAO Energy 75%
Gazprom PAO Oil and gas 50.23%
Gazprom Neft OAO Oil and gas
Inter RAO PAO Electricity
Kamaz AO Automotive
Krasnaya Zvezda State Enterprise AO Nuclear power
Krylov State Research Center Federal SUE Shipbuilding
Mayak Federal SUE Nuclear energy
Mining and Chemical Combine Federal SUE Mining
Moscow Metro Regional SUE Transport
Mosenergo OAO Electricity
Novorossiysk Commercial Sea Port OAO Shipping 20.0001%[9]
Oboronprom AO Aerospace
Research and Development Institute of Mechanical Engineering Federal SUE Rocket engines
RIA Novosti Federal SUE News agency disestablished in 2014
Rosatom State corporation Nuclear energy 100%
Roscosmos State corporation Space 100%
Rosenergoatom AO Nuclear power operation
Rosneft OAO Oil and gas 50%
Rosselkhozbank AO Banking 71.9873%[9]
Rosseti PAO Electric Power 88%
Rossiya Airlines AO Aviation
Rostec State corporation Mixed 100%
Rostelecom OAO Telecommunications 56.8%
Ruselectronics AO Microelectronics
RusHydro OAO Electric utility 60.4%
Rusnano OAO Nanotechnology 100%[9]
Russian Agricultural Bank AO Infrastructure 72.4%
Russian Highways State corporation Infrastructure 100%
Russian Post AO Letter post 100%
Russian Railways PAO Infrastructure 100%
Russian Satellite Communications Company Federal SUE Telecommunications
Russian Television and Radio Broadcasting Network (RTRS) Federal SUE Transmission towers
Sberbank of Russia PAO Banking 51% (owned by the Central Bank)
Sevmash AO Shipbuilding 48.4966%[9]
Sovcomflot PAO Shipping 100%[9]
Soyuzmultfilm Federal SUE Animation studio
TASS Federal SUE News agency
Tactical Missiles Corporation AO Defense 100%
Techsnabexport OAO Nuclear energy
Transneft OAO Oil and gas 100%
United Aircraft Corporation PAO Aerospace 91.11514696%[9]
United Engine Corporation AO Aerospace
United Grain Company AO Trading 50%
United Shipbuilding Corporation AO Shipbuilding 100%[9]
Uralvagonzavod AO Defense 100%[9]
Vnesheconombank State corporation Financial services 100%
VTB Bank PAO Banking 60.9%

Privatization[edit]

Since the first waves of privatization in the 1990s, the Russian government has sold stakes in several companies, often while continuing to hold a significant degree of ownership. In 2016 this included the sale 10.9% of Alrosa,[10] and 19.5% of Rosneft.[11] Privatization plans for the 2017-2019 period include selling stakes in VTB (10.9%), Sovcomflot (25% minus 1 share), and Novorossiysk Commercial Sea Port.[12]

See also[edit]

  • Federal Agency for State Property Management
  • List of strategic organizations of Russia
  • Media of Russia
  • Privatization in Russia

References[edit]

  1. ^ «Russia — Competition from State-Owned Enterprises». export.gov. Archived from the original on 6 February 2017. Retrieved 3 February 2017.
  2. ^ a b c «State-Owned Enterprises in Russia — Presentation at the OECD Roundtable on Corporate Governance of SOEs» (PDF). OECD.org. Retrieved 3 February 2017.
  3. ^ «Putin Backs Creation of Giant Russian Space Corporation». Moscow Times. Retrieved 5 April 2017.
  4. ^ a b c Abramov, Alexander; Radygin, Alexander; Chernova, Maria (March 2017). «State-owned enterprises in the Russian market: Ownership structure and their role in the economy». Russian Journal of Economics. 3 (1): 1–23. doi:10.1016/j.ruje.2017.02.001.
  5. ^ «B2B: New Classification of Legal Entities». The Moscow Times. Retrieved 5 February 2017.
  6. ^ «B2B: Revolution in Russian Corporate Legislation». The Moscow Times. 18 June 2014.
  7. ^ «2012 Investment Climate Statement — Russia». U.S. Department of State. June 2012. Retrieved 25 April 2022.
  8. ^ «64 Russian «elite» companies win a free pass from procurement rules». bne IntelliNews. Retrieved 12 February 2017.
  9. ^ a b c d e f g h i j k l m «Openinfo». mvpt.rosim.ru. Retrieved 5 February 2017.
  10. ^ Hannah Lilley; Emily Ferris (July 27, 2016). «Russian Privatization: A Fresh Start». Forbes. Retrieved 28 May 2017.
  11. ^ Katya Golubkova; Dmitry Zhdannikov; Stephen Jewkes (25 January 2017). «How Russia sold its oil jewel: without saying who bought it». Reuters. Retrieved 28 May 2017.
  12. ^ «Russian government enacts 2017-2019 state assets privatization plan». TASS. 2 February 2017. Retrieved 28 May 2017.

External links[edit]

  • Register of enterprises owned by the Russian Federation, state corporations and economic associations, the shares (stakes) of which are owned by the Russian Federation — Federal Agency for State Property Management

Российский фондовый рынок насчитываем множество компаний, в акционерном капитале которых присутствует доля государства. Все мы знаем, что государственные облигационные выпуски относятся к эталону надежности. А что же в случае с акциями?

1200-600.png

О преимуществах и недостатках наличия такого солидного акционера как государство ходит много дискуссий. В нашей статье рассмотрим масштаб государственного присутствия в собственности публичных компаний. Выделим ключевые особенности государственного влияния на бизнес компаний, где РФ выступает в качестве собственника, зачастую в качестве ключевого.

  • Государство как крупнейший акционер.

  • Компании с госучастием на российском фондовом рынке.

  • Плюсы и минусы участия государства в бизнесе.

  • Индексы акций государственного сектора.

Государство как крупнейший акционер

В России существует ряд стратегических предприятий, деятельность которых влияет на благосостояние государства в целом. Поэтому зачастую такие системообразующие компании находятся под контролем государства, то есть часть акционерного капитала находится в собственности РФ.

Российская Федерация может владеть компаниями как напрямую, так и через подконтрольные государству компании или органы государственной власти:

  • Центральный банк РФ.

  • Внешэкономбанк.

  • Росимущество.

  • Ростех.

  • Другие ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти).

Из последнего отчета Росимущества от 03.06.2022 года можем увидеть состав и структуру пакетов акций (долей), находящихся в федеральной собственности. Всего насчитывается 668 предприятий с госучастием. Доля государства в данных организациях варьируется, но однозначно то, что государство выступает в качестве мажоритария. На диаграмме ниже – данные по объему пакета акций Государства в уставном капитале данных 668 организаций:

Распределение по федеральному пакету акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ

БОльшая часть хозяйственных организаций принадлежит РФ через Росимущество – 563 организации.

Распределение по владельцам акций (долей) осуществляющим полномочия акционера от имени Российской Федерации

Компании с госучастием на российском фондовом рынке

Не все 668 компаний из отчета Росимущества являются публичными, то есть размещают свои акции на бирже. На российском фондовом рынке представлено около сорока компаний, которыми косвенно или напрямую владеет российское государство.

Как видим, из ранее представленной диаграммы, основной держатель государственного пакета акций — Росимущество. Но может быть так, когда в структуре акционеров нет госкомпаний, но государство выступает конечным бенефициаром — владеет долей акционерного капитала через цепочку компаний. Чтобы было понятнее, рассмотрим на примере НПК ОВК ПАО (Научно–производственная корпорация Объединенная Вагонная Компания). НПК ОВК ПАО — вертикально-интегрированный железнодорожный холдинг. Ниже информация о структуре акционерного капитала холдинга:

Структура акционерного капитала НПК ОВК ПАО

Поэтому при анализе состава владельцев акционерных обществ введен такой показатель, как эффективная доля государства.

Эффективная доля владения ‑ это процент владения материнской компании в уставном капитале дочернего предприятия с учетом как прямого, так и косвенного владения.

Список российских компаний с государственным участием, которые имеют листинг на бирже, на конец июня 2022г. выглядит следующим образом:

 Статистика по участию государства в акционерном капитале российских публичных компаний

Почти 12 трлн. рублей – такая стоимость доли РФ во владения публичными компаниями, представленными на Мосбирже. Для того, чтобы понять масштаб государственного участия: капитализация Индекса Мосбиржи на последний торговый день июня 2022г. составила 11,4 трлн. руб.

Если рассмотреть долю РФ в пакете акций публичных компаний как инвестиционный портфель общей стоимостью в 12 трлн руб., то его секторальная структура будет выглядеть следующим образом:

Федеральный пакет РФ на фондовом рынке по секторам

Наибольший размер доли в нефтегазовом секторе (67%), на втором месте — финансовый сектор (15%), а на третьем – сектор энергетики (тут энергогенерация + энергораспределение + энергосбыт) — 6%. Получается, несмотря на диверсификацию инвестиционного портфеля, идет большой перекос в сторону одного сектора, что вполне логично. Это отражает сырьевую направленность российской экономики. Отрасль нефти и газа имеет стратегическое значение для страны: углеводороды занимают основную долю в экспортных поставках, нефтегазовые компании формируют значительную долю поступлений в федеральный бюджет, из избыточных нефтегазовых доходов формируется фонд национального состояния.

А теперь рассмотрим долю государства в отдельных секторах экономики в масштабах всей страны, а точнее в масштабах всего российского фондового рынка (так как в фокус внимания принимаем публичные компании):

Доля государства в отдельных секторах экономики в масштабах российского фондового рынка

Здесь картина примерно схожая с ранее рассмотренной статистикой: на фондовом рынке РФ государство имеет весомую долю в нефтегазовом, финансовом, электроэнергетическом, транспортном секторах экономики. Это не удивительно. Ведь компании данных отраслей являются системно значимыми для экономики страны.

кнопка РФ март.png

Плюсы и минусы участия государства в бизнесе

Государственные компании, в том числе компании, подконтрольные государству, имеют большое значение в использовании природных ресурсов страны. Деятельность таких компаний напрямую влияет на благосостояние РФ и ее население. Поэтому государство прямо или косвенно регулирует деятельность предприятий системно значимых отраслей экономики. В социально-экономическом аспекте это обосновано. Полностью частная коммерческая компания преследует только свои интересы и цели бизнеса. Организация с госучастием так или иначе должна в своих намерениях считаться и с государственными интересами.

В тесном взаимодействии государства и бизнеса есть как свои плюсы, так и минусы. Причем нет как таковых чисто положительных и отрицательных черт — у каждого положительного момента есть и обратная «сторона медали». Рассмотрим подробнее.

Среди преимуществ можно выделить следующие:

  1. Дивиденды. Госучастие в акционерном капитале компании позволяет претендовать на поступление дивидендов. Дивиденды выступают одним из источников пополнения бюджета страны. Так, например по распоряжению Правительства РФ от 11.06.2021 все госкомпании обязаны направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли. В плановом бюджете РФ на 2022 год предусмотрены доходы в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме 693,0 млрд. рублей. Это несомненно положительный фактор. Если компания выплатит дивиденды государству, то и остальным инвесторам тоже.

    *Примечание. Но напомним, что дивиденды – это право компании поделиться чистой прибылью с акционерами, а не обязанность. Поэтому, на заседании акционеров выплата дивидендов, рекомендованных Советом директоров, может быть как одобрена, так и отклонена. И государство, как мажоритарный акционер, по сути, обладает ключевым правом голоса в распределении чистой прибыли. То есть рассчитывать на 100% наличие дивидендов от акций госкомпаний не стоит. «Громкое дело» с отказом ПАО Газпром выплаты дивидендов за 2021 год – яркий тому пример.

  2. Привилегии для госкомпаний. Здесь имеется в виду предоставление субсидий публичным компаниям с госучастием. Например, показательным примером будет служить компания Аэрофлот, 58 % акций которой принадлежит РФ. Финансовый анализ компании показывает, что эмитент находится на грани банкротства. При этом компания выдержала коронакризис, в период которого международное воздушное сообщение было полностью заблокировано, пассажирский трафик был на критических отметках. Все дело в финансовой помощи, которая выделялась государством на поддержку ключевого российского авиаперевозчика. Без финансирования государства компания могла бы стать банкротом. То есть с точки зрения инвестиций, если деятельность компании находится в интересах государства, то вероятно, в сложной экономической ситуации можно надеяться на дополнительное финансирование в виде субсидий и других льгот. Но это не правило, не гарантия, что государственная компания не может обанкротиться! И далее этому будет пример.

  3. Обеспечение сохранности национального достояния. Доля государства в компаниях РФ имеет не только финансовое значение с точки зрения пополнения федерального бюджета, но и системно значимое, социальное, поскольку многие компании из списка государственных занимают монопольную позицию и являются лидерами отрасли. Государство в числе акционеров (зачастую с крупнейшим пакетом) выступает гарантом того, что бизнес не будет распродан частным компаниям и будет продолжать функционировать, выполняя свои обязательства. Иными словами, государство как контролирующий акционер не допустит значительного участия в акционерном капитале системно значимых компаний (к примеру, Газпром, Роснефть, Сбербанк и др.) иностранных компаний или государств. В условиях стабильно напряженной геополитической обстановки иная «расстановка сил» могла бы серьезно подорвать государственный суверенитет и экономическую ситуацию в стране.

  4. Государственное лобби. Для госкомпаний оно проявляется во всех сферах – в финансовой, судебной и т.д. К примеру, госкомпании имеют приоритетное положение при распределении денежных потоков для реализации национальных программ. Зачастую, именно госкомпании в числе участников проектного финансирования. Яркий пример – Ростелеком, ключевой партнер государства по реализации нацпроекта «Цифровая экономика», на реализацию которого в 2021-2023 года выделено более 500 млрд. руб. В этом пункте можно выделить и приоритетное положение компаний в разрешении корпоративных судебных споров. Пример из истории: судебный процесс между Роснефтью (государственная) и АФК Системой (частная), где последняя проиграла дело стоимостью более 100 млрд. руб.

Теперь к минусам участия государства в бизнесе:

  1. Государство как ключевой акционер ставит в приоритет свои интересы интересам миноритариев. Тут снова «о наболевшем», а именно об отмене дивидендов за 2021 год ПАО Газпром. Не желая делиться прибылью с нерезидентами (а их немало в числе акционеров), государство приняло решение не выплачивать дивиденды в сумме 1,243 трлн. руб. При этом для покрытия выпавших поступления в федеральный бюджет государство повысило для данной компании налог НДПИ на 3 месяца, который по расчетам составит около 1,248 трлн. руб. То есть у государства как у мажоритария есть приоритетное право сделать «ход конем».

  2. Наличие государства в числе акционеров – не гарантия защиты от банкротства. Об этом мы уже написали выше. Необязательно госкомпании с госучастием могут рассчитывать на дополнительные финансовые вливания в бизнес в случае финансовых трудностей. То есть компания с госучастием также может стать банкротом или не исполнить обязательства перед своими кредиторами. Приведем «свежие» примеры, которые на слуху у инвесторов:

    • «ОВК Финанс» (дочерняя компания ПАО «ОВК» — 52 % принадлежит государству) допустила дефолт по облигациям ОВК Фин01 (RU000A0JUBD5) в 2021 году, дефолт купонных выплат по выпуску ОВК Фин Б1 (RU000A0JUU25) в 2022 году.

    • АО АКБ ПЕРЕСВЕТ (не напрямую, а через другие компании государство владеет контролирующим пакетом акций) – в 2016-2017гг. допустило дефолт сразу по нескольким облигационным выпускам.

    • ПАО Роснано (единственным и основным акционером компании является государство в лице Росимущества ) – в 2021 году некоторым инвесторам пришлось значительно поволноваться, когда был объявлен технический дефолт по облигациям серии БО-002Р-01. Госкорпорация избежала дефолта и исполнила все свои обязательства перед инвесторами. Но у компании есть еще несколько действующих выпусков. И предыдущие истории эпик-фейлов должны быть инвесторам напоминанием того, что государство по таким обязательствам не гарант, к выбору финансовых инструментов необходимо подходить разумно на основании критериев финансовой устойчивости эмитента.

  3. Вопросы к эффективности компаний с госучастием. Начнем с того, что эффективный бизнес – это бизнес, который постоянно развивается и работает с положительным результатом. Напомним, что государство присутствует в числе ключевых акционеров в системообразующих компаниях экономики страны. То есть, с одной стороны, оно как совладелец бизнеса заинтересовано в выполнении «подведомственными компаниями» определенной нормы рентабельности (через поднятие цен и другие политики), а с другой стороны, государство выступает гарантом социально-экономического благополучия в стране. Чтобы было проще понять стоящую перед государством дилемму, приведем пример с компаниями энергетики: все энергосбытовые и сетевые компании вынуждены выставлять цены на свои услуги исходя из нормативных значений, установленных государством (действует тарифное регулирование). Зачастую эти цены, могут быть не рыночными и не покрывать все затраты компании. Государство индексирует тарифы, но индексирование производится в разумных пределах, чтобы не допустить наступление негативных событий в экономике.

    Или другой пример – государство обязало все госкомпании направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли. Напомним, что дивиденды – одной из направлений использования прибыли компании. Прибыль может направляться на инвестиции в развитие и рост бизнеса. Установив минимальный лимит на диввыплаты (которые в бОльшем объеме будут выплачены государству как ключевому акционеру), государство «ограничивает» для таких компаний объем CAPEX.

    Дополнительным рычагом для управления рентабельностью выступает налоговая политика, которая иногда носит точечный характер. То есть для государства бизнес, в котором оно принимает участие, выступает одновременно и активом и кубышкой, из которой можно позаимствовать дополнительные средства.

  4. Пробелы с раскрытием информации. Все публичные компании обязаны публиковать отчетность с раскрытием информации о своей деятельности. Эта обязанность закреплена на законодательном уровне — ст. 30 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Но наличие у компании статуса «государственная» предоставляет особые льготы. Имея решающее влияние на бизнес компании, государство может способствовать и скрытию отчетности. Так, Правительство РФ в марте 2022 разрешило эмитентам не раскрывать отчетность до конца 2022 года. Большая часть компаний, которые отказались публиковать квартальные отчетности, относятся к госкомпаниям: Газпром, Алроса, Сбербанк, Аэрофлот, Роснефть, Транснефть и тд. Подобная мера уже применялась в 2019 году – правительство разрешало не публиковать или публиковать в ограниченном объеме информацию компаниям, попавшим под санкции, чтобы опубликованные данные не привели к введению новых мер ограничительного характера. Стабильно в составе санкционного списка – госкомпании. Собственно все то же, что мы видим сейчас в 2022 году. Напомним, что финансовая отчетность является основной аналитической базой для проведения фундаментального анализа и принятия решений инвесторов о покупке активов компании.

Как видим, есть примеры и положительного, и отрицательного влияния государственного участия в составе акционеров. Причем, как уже было сказано, один и тот же аспект влияния государства может сочетать в себе и положительную, и негативную сторону. Что это значит для инвестора? Как бы это абсурдно с первого прочтения не звучало, но ровно ничего. Акции публичной компании с госучастием — это и не плохой, и не хороший актив, так как: 1) государственное участие есть в основной части публичных компаний, причем это самые крупные компании «голубые фишки» российского рынка, круг «негосударственных» публичных компаний не так велик (и как правило, это инструменты 2 и 3 уровней листинга), 2) у государства есть достаточно рычагов влияния, в том числе, и на частный бизнес, то есть отсутствие государства в акционерах – это условный параметр. Наличие государства в числе акционеров, равно как и его доля участия – это второстепенный фактор для принятия инвестиционного решения. Инвестору важно смотреть и анализировать сам бизнес компании — насколько он успешен и финансово устойчив, есть ли перспективы у этого бизнеса для дальнейшего роста.

Индексы акций государственного сектора

Индикаторами ситуации на фондовом рынке и экономике в целом выступают фондовые индексы. На российском фондовом рынке ключевыми бенчмарками выступают Индекс Московской биржи и Индекс РТС. Они главные, но не единственные в своем классе. Главная отечественная торговая площадка и по совместительству, ключевой индексный провайдер, Московская биржа, ведет учет множества индексов – по отраслям, по разным классам инструментов и др. Национальная особенность российского фондового рынка определила наличие специального класса индексов, которые отслеживают динамику акций компаний с госучастием. Речь об «Индексы государственного сектора». Их всего 2:

  • индекс акций с госучастием (MOEX SCI) ,

  • индекс компаний с регулируемой деятельностью (MOEX RCI).

Индексы были созданы в 2011 году при заключении соглашения о сотрудничестве между Росимуществом и Мосбиржей. Так как государство разрабатывает долгосрочные программы развития компаний с госучастием, для оценки эффективности работы таких предприятий потребовались наличие «индикатора качества и эффективности корпоративного управления».

Госкомпании определили в отдельный сегмент – индексную корзину. На основании параметров данных акций начали рассчитывать индексы. Сравнение динамики и результатов работы индексов с общим рыночным бенчмарком (IMOEX) является отражением результатов работы госсектора.

Для начала давайте познакомимся с составом этих индексов. Индексы акций компаний с государственным участием и компаний с регулируемой деятельностью – это композитные индексы, взвешенные по рыночной капитализации, расчет которых основан на изменении курсовой стоимости акций. База расчета индексов немного различается:

Индексы государственного сектора

Теперь познакомимся со списками компаний каждого индекса. Базы расчетов индексов были установлены в конце 2020 года и с тех пор они не изменялись.

Индекс компаний с государственным участием:

Состав акций Индекса компаний с государственным участием

По сути, Индекс акций с госучастием, представлен компаниями, которые были включены в государственные программы развития. Индекс является одним из показателей, с помощью которого Росимущество оценивает их эффективность. Большую долю в индексе, как видим, занимают самые большие по капитализации компании Сбербанк, Газпром, Роснефть.

Индекс компаний с регулируемой деятельностью:

Состав Индекса компаний с регулируемой деятельностью

Данный индекс включает перечень компаний, по которым государство регулирует расценки на тарифы. В основном это компании энергетики, а также телекоммуникационная компания Ростелеком.

Если в целом посмотреть на состав индексов государственного сектора, то видим, что перечень их компаний широко представлен и в основном индексе Мосбиржи, так и в отраслевых индексах. Поэтому в исторической динамике значения индекса Мосбиржи и индексов госучастия зачастую коррелируют между собой.

Динамика Индекса Мосбиржи и Индексов госкомпаний

А теперь посмотрим изменение индексов по годам:

Изменение Индекса Мосбиржи и Индексов госкомпаний по годам

На первый взгляд можно сделать вывод, что в большинстве периодов наблюдения компании с госучастием работали эффективнее рынка. Индекс акций компаний с госучастием (SCI) показал больший прирост с 2011-2021 год в сравнении с индексом Мосбиржи (2,85 против 1,7). Но может ли данный индекс сказать об эффективности работы компаний с госучастием в целом?

Нет, так как это нелогичное сравнение, которое в принципе противоречит идеологии создателя индекса. Индекс был создан в качестве одного из элементов системы сопоставимых показателей (ключевых показателей эффективности) для проведения сопоставимого анализа внутри самих госкомпаний, то есть госкомпания сравниваемся с равными. Индексы позволяют сравнивать любые компании с госучастием, вне зависимости от секторов, в которых они работают, и получать сопоставимые результаты, показывающие, что компания А в госсекторе действует хуже или лучше относительно этого усредненного показателя.

Чем может быть полезен индекс инвестору?

В большей степени — это быстрый доступ к перечню основных компаний на фондовом рынке, в пакете акций которого присутствует РФ. Но как мы проанализировали в первом пункте, перечень таких компаний шире базы расчета индекса.

Насколько эффективна компания с госучастием и без можно определить лишь сравнивая финансовые показатели компаний между собой. При этом сам бизнес компании и его характеристика будут иметь приоритетное значение на рост стоимости котировок компании больше, чем структура его акционерного капитала и доля государства в нем.

Вывод

Государство и бизнес в процессе своей деятельности как косвенно, так и напрямую влияют на деятельность друг друга. Причем вариантов влияния у государства значительно больше. Даже если, государство не владеет частью капитала компании, оно имеет влияние на ее бизнес путем установки различных правовых и экономических нормативов: различные таможенные пошлины и налоги, регулирование трудового законодательства (минимальная оплата труда, взносы и другие социальные обязательства), субсидирование некоторых сфер экономики, льготные процентные ставки и так далее. Своими действиями государство или стимулирует экономику, или наоборот задает жёсткие правила игры, в зависимости от экономической ситуации и целей.

Нельзя на 100% сказать, что участие государства в акционерном капитале компании имеет положительные или отрицательные факторы влияния. Государство имеет рычаги влияния и на негосударственный сектор. Поэтому с точки зрения инвестора наличие государства в структуре акционерного капитала носит второстепенный характер. Государство задает правила игры для всех участников рынка. Инвестор в первую очередь должен принимать во внимание сам бизнес — насколько он успешен и финансово устойчив, есть ли перспективы у этого бизнеса для дальнейшего роста.

На наших курсах разумного инвестирования мы обучаем начинающих инвесторов комплексному подходу при принятии решений о покупке ценных бумаг компаний, где главным обоснованием выбора являются фундаментальные факторы. Вы можете познакомиться с нашей методикой оценки компаний на бесплатных мастер-классах. Записаться можно по ссылке.

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что значит пирамида в бизнесе простыми словами
  • Что значит по счету для бизнеса в супермаркете
  • Что значит принят абс в сбербанк бизнес онлайн
  • Что значит реквизиты банковской карты сбербанк
  • Что значит реквизиты документов подтверждающих