Что войдет в меры по совершенствованию суот если изменилась организационная структура компании ответ

Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда

29.09.2020 14:27:00

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда///дународных стандартов и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. …

Распределение и коррекция обязанностей при функционировании системы управления охраной труда

В соответствии с требованиями статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (СУОТ). Согласно указанному требованию федерального закона СУОТ должна разрабатываться с учетом рекомендаций Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19 августа 2016 года № 438н [1], а также с учетом требований Российских и международных стандартов [2, 5] и Руководства по системам управления МОТ ILO-OSH 2001 г. [4].

 

 

 

Центральным вопросом при создании и обеспечении функционирования СУОТ по мнению многих специалистов по охране труда является распределение обязанностей, установление полномочий и ответственности назначенных лиц, которым отводится та или иная роль в области охраны труда.  Принято считать, что, если определены обязанности и полномочия для установленных функций по охране труда, то тем самым уже определена эффективная система управления. Однако при внимательном рассмотрении становится очевидным, что путем перечисления обязанностей в лучшем случае определяется лишь область деятельности, в границах которой должен работать соответствующий работник (руководитель).

Основные направления, принципы и механизмы и его взаимодействия при работе в этом случае остаются неопределенными. Безусловно четкие обязанности работников способствуют хорошей организации работы. Однако, ограничившись только определением обязанностей скорее всего не удастся обеспечить эффективное функционирование СУОТ.  С другой стороны, без определения обязанностей говорить о создании СУОТ также не приходится. Поскольку, если распределение обязанностей не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя 

 руководителе организации, и совершенно непонятно, кто и что еще кроме него должен делать. Здесь под ответственностью понимается личная ответственность, которая относится к лицу, которое будет привлечено к ответу, если что-то не сделано, или сделано не так, или не работает, или не достигаются поставленные цели.


 

В соответствии с существующими определениями обязанность в общем случае 

 это безусловные для выполнения действия, в соответствии с принятыми требованиями или внутренними побуждениями. С юридической точки зрения обязанность  это предусмотренная законом мера должного поведения гражданина (субъекта права), требующая от него совершения предписанных законом действий. В отличие от долга, обязанность имеет, с одной стороны, более общий характер, поскольку в ней содержатся требования, относящиеся ко множеству людей, а с другой — более конкретный характер, так как оно раскрывает содержание предписываемых человеку поступков (что именно он должен делать).

 
Как следует из определений, важным элементом обязанностей являются требования. Согласно ИСО 9000 [6] требование (requirement) 

 это документально изложенный критерий, который должен быть выполнен, если требуется соответствие документу, и по которому не разрешены отклонения.
 

Требования связаны с предписываемым видом деятельности. На практике обязанности предусматривают самые различные действия в зависимости от сферы и организации деятельности, к которой они относятся, то есть обязанности зависят от структуры предприятия и организации деятельности.

В частности, к факторам, непосредственно оказывающим влияние на структуру организации, относятся компоненты самого механизма управления 

 цели, принципы, методы. К факторам, влияющим на структуру организации опосредовано, относятся кадры, техника, технология управления, организация труда. В порядке обеспечения содействия при создании организационной структуры управления охраны труда в 2000 г. были разработаны рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, в которых сформулированы основные функции службы охраны труда [7]. Указанное изложение конкретных функций безусловно оказало влияние на содержание основных документов СУОТ ряда организаций. Вместе с тем, функциональность, являясь одним из принципов системного подхода, предусматривает совместное рассмотрение структуры системы и функций и делает необходимым рассмотрение так же и других принципов (постоянного совершенствования, децентрализации и др.).

 
В обиходе обязанностью называют то, что необходимо делать в связи с тем, что это является частью работы, или службы и входит в круг предъявляемых профессиональных требований. Таким образом, по существу обязанность 

 это необходимость поступать в соответствии с определенным регламентом, причем регламент зависит от реализуемых функций и структуры организации.

 
Обязанности работодателя в соответствии со статьей 212 ТК РФ требуют от него совершения предписанных законом действий по обеспечению безопасности работников, что в целом согласуется с рекомендациями МОТ.  В частности, согласно Руководству МОТ ILO-OSH 2001 работодатель несет ответственность и должен иметь обязанности по организации охраны труда. При этом отмечается, что создание и обеспечение функционирования СУОТ является весьма полезным и признанным подходом к выполнению этих обязанностей [4]. Таким образом, в целом СУОТ может служить для работодателя эффективным инструментом в части выполнения его обязанностей по охране труда.

 
В рамках СУОТ работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию СУОТ. Рекомендуется определять структуру управления и процессы СУОТ таким образом, чтобы было обеспечено управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях управления организацией. Особо отмечается необходимость определения обязанностей, ответственности и полномочий лиц, которые должны выявлять и оценивать риски в области охраны труда.

В настоящее время кроме линейной управленческой функции, характерной для некоторых организаций, структуры управления на практике могут быть более сложными, чем линейная, например, когда применяется функциональная, линейно-функциональная или другие типы организационной структуры. Применительно к службе охраны труда нередко используется комбинированная линейно-функциональная структура управления. В этой связи при определении обязанностей по охране труда необходимо иметь в виду конкретный тип организационной структуры с тем, чтобы учитывать существующую вертикаль подчинения, различную для разных структур управления.

 
Высшее руководство организации должно обеспечить наличие ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания в актуальном состоянии и улучшения функционирования СУОТ. При определении ресурсов, необходимых при внедрении и поддержании СУОТ в работоспособном состоянии высшее руководство по меньшей мере должно учитывать:


 финансовые, человеческие и другие ресурсы, используемые при ее функционировании;
 технологии, используемые в работе организации;
 инфраструктуру и оборудование;
 системы информирования;
 потребность в обучении и т.п.

 
Обязанности и полномочия всех лиц в рамках СУОТ должны быть документально оформлены. Например, обязанности руководителя службы охраны труда, руководителей структурных подразделений, руководителей аудиторской группы и группы (команды) по оценке рисков, других руководителей, а также работников, назначенных ответственными за отдельные процессы (процедуры), обязанности работников рабочих профессий.

 
Указанные обязанности рекомендуется документировать в форме отдельных документов (положений, например, положение о структурном подразделении и т.д.) или документировать их непосредственно в процедурах СУОТ (процессах) или других рабочих документах, подходящих для данной организации работ.

В соответствии с сложившейся практикой распределение обязанностей в области охраны труда закрепляется документально в локальных нормативных актах работодателя, в трудовых договорах, в форме приказов, либо записываются в должностной инструкции работника. Однако практика показывает, что записи о должностных обязанностях по охране труда в должностных инструкциях отражаются лишь в общем виде, и не отражают обязанности, исполняемые в рамках СУОТ. Поэтому на практике руководителю для контроля распределенных обязанностей, все чаще более оправдано применение автоматизированных систем (специализированных программных средств).

 
Таким образом, в целом можно констатировать, что для обеспечения результативной деятельности назначенных лиц необходимо не только сформировать конкретные обязанности, связанные с поручаемой им деятельностью, но и организовать работу и взаимодействие в рамках процессов (процедур), установленных в рамках СУОТ; необходим контроль исполнения обязанностей, анализ результативности исполнения обязанностей, а также коррекция по результатам анализа, или 

 пересмотр принятого распределения обязанностей в случае отрицательных результатов такого анализа. Для организации и проведения работы по распределению обязанностей может быть рекомендовано составление перечня обязанностей.

 

При этом следует обратить внимание на обязанности, связанные с организацией и проведением наблюдения за состоянием здоровья работников, в рамках процедуры, рекомендованной в числе других в Типовом положении о СУОТ.

 
По сравнению с требованиями статей 212 и 213 ТК РФ, согласно которым работодатель обязан организовывать проведение медицинских осмотров, данной процедурой предусматривается назначение специалиста по охране труда, в обязанности которого входит проведение мониторинга результатов наблюдения за состоянием профессионального здоровья работников.

 
Проведение анализа организации работ по охране труда на предприятиях позволил выявить ряд проблем распределения обязанностей, которые можно сформулировать следующим образом:


 недостаточно оправданное определение полноты (объема) обязанностей, возлагаемых на работников при отсутствии критериев правильности выполнения действий, а также недостаточный учет в обязанностях имеющейся у работодателя организационной структуры управления;
 не учет способностей и возможностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей;
 недостаточно организованный контроль результативности исполнения работниками, возложенных на них обязанностей (отсутствует мониторинг результативности);
 недостаточное использование возможностей корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности исполнения, например, за счет обучения обязанностям по результатам оценки функционирования СУОТ и т.д.

 
Проблема определения необходимой полноты обязанностей, возлагаемых на работника, возникает в первую очередь вследствие определения обязанностей без учета целей планируемой деятельности при осуществлении процессов (процедур). Нечеткое определение круга обязанностей негативно сказывается на результатах деятельности. В таких случаях по результатам анализа деятельности необходимо корректировать полноту обязанностей, или изменять вид и организацию порученной деятельности.

 
Содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, должен определяться исходя из практического расчета, с тем чтобы объем не включал в себя чрезмерно большое число заданий и функций, поскольку чем больше обязанностей у работника, тем сложнее ему обеспечить их исполнение. Некачественное и несвоевременное исполнение обязанностей серьезным образом сказывается на результативности функционирования СУОТ. Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, которое требуется для выполнения работником своих обязанностей.

При определении объема и содержания обязанностей работников необходимо учитывать особенности вертикали подчинения (функциональное подчинение по охране труда и административное по роду основной деятельности). 

 
Анализ содержания обязанностей показывает, что некоторые руководители зачастую формулируют обязанности, например, не в соответствии с целями и определениями, а по существу в форме пожелания или лозунга. Соответственно, обязанности такого типа работнику не всегда удается выполнить. В этом случае контроль результативности и, соответственно, корректировка, и тем более необходимость замены работника другим более подходящим, едва ли возможны.

 
Отсутствие учитывания способностей работников к выполнению поручаемой им работы при реализации возложенных на них обязанностей приводит к понижению чувства их ответственности за результаты работы. В противоположность этому, при учете способностей работника и правильно организованном его участии в работе дает возможность работнику проявить себя, что, в конечном итоге, ведет к формированию чувства ответственности за выполняемую деятельность.

 
В некоторых случаях при организации работ с высоким риском для окружающих к работникам, которым поручается такая работа, предъявляется повышенная ответственность. Тогда на первое место может выйти вопрос надежности. В таком случае будет оправдан подход, основанный на использовании дублирования, а также других мер контроля, включая технические средства, повышающих надежность выполнения обязанностей и обеспечивающих безопасность. Из зарубежного опыта известны примеры, когда функции безопасности встраивают непосредственно в конструкцию оборудования (системы интеллектуальных блокирующих устройств, допуск работника в рабочую зону по результатам оценки состояния работника и т.д.).

 
Для обеспечения улучшения исполнения работником порученных ему обязанностей рекомендуется предусматривать повышение квалификации на основе образования и (или) профессиональной подготовки. Исполнению работниками своих обязанностей необходимо обучать. Обучение обязанностям должно охватывать также обучение подрядчиков, временных работников, контролеров на входе в зону повышенной опасности и т.д.

 
Качество выполнения работником своих обязанностей может существенно повышаться в случае применения специализированных автоматизированных систем, которые обеспечивают и высокую производительность, и возможность проведения быстрого анализа для принятия или подготовки оптимальных управленческих решений. Опыт подтверждает, что в ряде случаев перед допуском к исполнению обязанностей необходим профотбор работников.     

 
Управление обязанностями предполагает сопоставление наблюдаемых результатов исполнения работниками, возложенных на них обязанностей и первоначально планируемых (ожидаемых) исходя из анализа целей процесса, или установленных требований. При отсутствии оценки результативности, или недостаточном контроле обязанностей, не представляется возможным осуществлять мониторинг результативности их исполнения, соответственно не возникает потребности в корректировке обязанностей и улучшении деятельности.

 
Проведение анализа результативности исполнения работником своих обязанностей на основе наблюдений и оценки соответствия фактических показателей деятельности требованиям позволяет выявлять несоответствия и определять направления улучшения деятельности за счет корректировки исполнения работниками своих обязанностей по итогам анализа результативности их исполнения. Например, по результатам анализа функционирования СУОТ. Оценка соответствия может осуществляться в тех случаях, когда обязанности документированы и основаны на выполнении определенных требований.

 
Исходя из опыта широкого использования командной организации работ, автором [9] отмечено, что для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами работ, расширение и пересечение ответственности работников разных квалификаций и формирование общих интересов с работающими в смежных областях. Автором [9] отмечается также, что при распределении работ подобным образом, следует оценивать возможности работников с точки зрения круга работ, которые они на себя взяли, а не количества обязанностей, которыми их наделили.  

 
Общее распределение обязанностей руководителей и специалистов, а также работников рабочих профессий в целом для обеспечения функционирования СУОТ должно быть направлено на обеспечение линейной управляющей функции и соответствовать общей задаче управления с учетом основных принципов (обратная связь, непрерывное совершенствование и др.).

 
Обеспечение функционирования СУОТ должно достигаться на основе установленной структуры, учитывающей организационную структуру организации.

 
Структура СУОТ должна отражать общую взаимосвязь элементов системы, используемых для выработки политики в области охраны труда и постановки целей и достижения этих целей. Пример функциональной схемы СУОТ, основанной на управлении профессиональными рисками, приведен на рисунке 1. Согласно этой схеме функционирование СУОТ обеспечивается исходя из распределения обязанностей, ответственности и полномочий назначенных лиц, и установленной схемы взаимодействия.

 
Структура СУОТ, рисунок 1, включает следующие уровни управления:


 

а) высшее должностное лицо 

 руководитель организации (работодатель)  обеспечивает формирование политики в области охраны труда с учетом основных направлений государственной политики в области охраны труда и выделяет ресурсы;          

             
б) ответственный за функционирование СУОТ (далее 

 руководитель СУОТ)  наделяется работодателем полномочиями в части организации работ по охране труда, созданию и обеспечению функционирования СУОТ;

в) отдел охраны труда: начальник отдела охраны труда, включая рабочую группу отдела по СУОТ 

 организует методическую работу по разработке и внедрению СУОТ, обеспечивает контроль за выполнением требований по охране труда работников организации (включая работодателя);

г) структурные подразделения (цех, участок, отдел и т.д.): руководители структурных подразделений 

 обеспечивают практические работы по управлению рисками на основе определения приемлемости оцениваемых рисков и формирования мер контроля по поддержанию остаточных рисков на запланированном уровне; обеспечивают визуализацию рисков в подразделениях;

д) лица, назначенные ответственными за выполнение работ по охране труда в структурных подразделениях и лица, назначенные ответственными за выполнение работ в соответствии с установленными процессами (процедурами) СУОТ 

 обеспечивают планирование мероприятий в рамках процессов (процедур), формируют предложения по их реализации, осуществляют контроль выполнения, анализ результативности и корректировку, или пересмотр мероприятий;    

 
е) группы (команды) по идентификации опасностей и оценке рисков 

 обеспечивают регулярное проведение идентификации опасностей и оценку рисков, документируют результаты в установленной форме и предоставляют их руководителям структурных подразделений, участвуют в формировании планов управления рисками;

ж) аудиторская группа по проведению внутреннего аудита СУОТ 

 в соответствии с утвержденной программой проводит плановые и внеплановые проверки подразделений, сводный отчет по итогам года предоставляет Руководителю СУОТ для использования при анализе СУОТ высшим руководством;

з) работники и представители работников 

 привлекаются к работам по идентификации опасностей и оценке рисков на рабочих местах; делают предложения по улучшению условий труда и мерам контроля за поддержанием остаточных рисков на запланированном уровне и др.

 
Для обеспечения периодического анализа и оценки СУОТ руководителем организации может быть создан постоянно действующий Координационный совет по СУОТ в следующем составе (указан примерный состав):


 председатель Координационного совета   по СУОТ (руководитель организации);
 заместитель Председателя Координационного совета по СУОТ;
 члены Координационного совета;
 секретарь Координационного совета по СУОТ (начальник отдела ОТ).

 
Распределение обязанностей и состав Координационного совета по СУОТ может быть изменен приказом руководителя организации.

Функциональная структура СУОТ и распределенные обязанности должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

 
Решение о необходимости корректирования структуры СУОТ и обязанностей принимает высшее руководство на основе периодической оценки и анализа СУОТ.

 
Для соблюдения требований статьи 212 ТК РФ в части выполнения обязанностей работодателя, а также для повышения результативности работ по охране труда, в рамках СУОТ во многих крупных и средних Компаниях разрабатываются отдельные регламенты или стандарты организации (СТО), определяющие обязанности по охране труда руководителей и специалистов. В них включаются обязанности по охране труда, которые должны выполнять все высшие руководители организации, руководители структурных подразделений (цех, служба, отдел, участок), руководитель службы охраны труда, а также работники рабочих профессий. Регламент содержит также требования и рекомендации по документированию.

 
Известны примеры, когда в крупных Компаниях разрабатывается единое Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда между руководителями и специалистами. Положение вводится общим приказом «О делегировании полномочий по охране труда», в котором официально утверждается распределение обязанностей и определяется ответственность должностных лиц.

 

Пример текста приказа:

 
1. Утвердить Положение о возложении функций по обеспечению безопасных условий и охраны труда на руководителей, специалистов и работников организации.
2. Общее руководство работами по охране труда оставляю за собой.

 
3. Возложить на главного инженера (Ф.И.О.) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, включая непосредственное руководство и контроль за проведени­ем работ по охране труда.

 
4. Обязанности по координации действий структурных подразде­лений и должностных лиц по вопросам охраны труда возлагаются на службу охраны труда в лице инженера по охране труда (Ф.И.О.).

 
5. Возложить обязанности по руководству деятельности в области охраны труда в структурных подразделениях и службах на руководи­телей и специалистов:


 служба главного механика на главного механика (Ф.И.О.);
 энергетическая служба на энергетика (Ф.И.О.);
 транспортная служба на механика (Ф.И.О.);
 склады на кладовщиков (Ф.И.О.);
 гальванический участок на химика-технолога (Ф.И.О.);
 по цеху А и Б на мастеров (Ф.И.О.);
 по отделу материально-технического снабжения на начальника отдела ОМТС (Ф.И.О.);
 по цеху В, заготовительному участку на начальника цеха (Ф.И.О.) и мастеров (Ф.И.О.);
 по инструментальному участку на начальника технического отдела (ФИО);

 
6. В случае временного отсутствия руководителя структурного подразделения или службы (должностного лица) из числа указан­ных в п. 5 настоящего приказа (отпуск, болезнь, командировка, иные причины) его обязанности в части обеспечения безопасных условий и охраны труда в закрепленной зоне ответственности возлагать на лицо, исполняющее обязанности отсутствующего руководителя (должностного лица); в этом случае не позже, чем за 12 часов необходимо оформить соответствующий приказ.

 
7. При назначении лица для исполнения обязанностей временно отсут­ствующего руководителя (должностного лица) в части обеспечения безопасных условий и охраны труда должно быть обеспечено соответствие квалификации этого лица, возлагаемым на него обязанностям.

 
Обязанности по обеспечению соблюдения настоящего требова­ния возложить на ответственное лицо за состояние охраны труда, специалиста по охране труда (Ф.И.О.).

 
8. Инспектору отдела кадров (Ф.И.О.) при разработке должностных инструкций руководителей и специалистов организации включать в них обязанности по охране труда, установ­ленные настоящим приказом, ознакомить с приказом должностных лиц в части их касающейся под роспись.

 
9. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

 
Генеральный директор (Ф.И.О.).
Дата.

 
В ряде крупных Компаний регламентирующие требования и работа по формированию документов, содержащих обязанности, производится в специализированных программных средствах и включена в общий документооборот. Это позволяет исключить формирование «пустых обязанностей», так как общий алгоритм основан на формуле:

Обязанность = [что конкретно делать] +
[в соответствии с каким документом или требованиями 
 каким образом]
+ [с какой целью].

 

Блок схема управления обязанностями приведена на рисунке 2.

 

 
Следует иметь в виду, что распределение обязанностей в рамках СУОТ в принципе должно охватывать все категории работников, а не только руководителей. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если обязанности по охране труда имеются у всего персонала организации [8]. Причем участие работников и, где есть, представители работников, является ключевым фактором успеха. Отмечается, что работники должны быть хорошо обучены и иметь полномочия для самостоятельного выхода из опасных ситуаций, по необходимости, без страха подвергнуться наказанию. 

 
Представляет интерес рассмотрение некоторых обязанностей работников рабочих профессий:

 
1) Работники при вовлечении их в предварительное обсуждение вопросов управления охраной труда обязаны свободно высказываться при выборе подходящих средств контроля за рисками, включая обсуждение выгодных или невыгодных последствий альтернативных вариантов контроля определенных видов опасностей, или предотвращения несоблюдения условий безопасности [2].

 
2) Работники обязаны насколько это возможно, проявлять заботу о безопасности и здоровье, как собственном, так и других людей, находящихся, либо выполняющих свои обязанности в непосредственной близости с ними, в соответствии с полученной подготовкой и инструкциями, предоставленными ему работодателем.  
С этой целью, работники в соответствии с полученной подготовкой и предоставленными им инструкциями, обязаны [10]:

 
3) Правильно использовать оборудование, станки, опасные вещества, транспортное оборудование и другие средства производства;

 
4) Правильно пользоваться предоставленными им СИЗ и возвращать их в положенное место;

 
5) Воздерживаться от самостоятельного отсоединения, изменения или удаления устройств защиты, установленных на оборудовании, аппаратах, станках и сооружениях, а также правильно использовать такие защитные устройства;

 
6) Немедленно информировать непосредственного руководителя и (или) работников, назначенных ответственными за обеспечение безопасности и здоровья о любой производственной ситуации, представляющей по их мнению серьезную и надвигающуюся угрозу для безопасности, и здоровья, а также о любых недостатках в работе устройств защиты и т.д.

 
7) Работники рабочих профессий обязаны в течение одного месяца после приема на работу пройти обучение безопасным методам и приемам выполнения работ;  в случае, если работник рабочей профессии принимается на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ должно сопровождаться стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а в процессе трудовой деятельности — проходить периодическое обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность конкретных видов работ); Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу [11].

 
Ниже рассматриваются примеры формулировок обязанностей, к которым даны краткие комментарии.

 
В первом примере, обязанность сформулирована следующим образом:

«Руководитель отдела главного механика организует и обеспечивает внедрение достижений науки, техники и передового опыта, направленных на совершенствование механического оборудования, с целью повышения безопасности его эксплуатации.

 

Из формулировки следует, что исполнение данной обязанности возможно, если в организации существует разработанный и утвержденный порядок внедрения достижений науки, техники и передового опыта, в котором определяется, что понимается под достижениями науки, техники и передового опыта, и какие действия должны производиться при обеспечении их внедрения и реализации и т.д. Кроме того, вызывает сомнение, что руководитель отдела главного механика может обеспечить внедрение… (в конечном итоге решение принимает директор, средства выделяет директор).  По-видимому, руководитель отдела главного механика может принимать меры (осуществлять мероприятия) в соответствии, например, с установленным порядком (регламентом, утвержденным директором) …, т.е. организовать выполнение работ… 

 
Таким образом, приведенная формулировка обязанности не отвечает требованиям конкретности. Обязанностью в этой форме трудно управлять, поскольку отсутствует связь (ссылка) с источником требований. Цель – повышение безопасности (то, чего мы хотим достичь) не связана с действиями, которые необходимо выполнять в рамках данной обязанности (они понятны лишь интуитивно). Нет указаний на какие-либо показатели или требования, на основе которых можно оценить и (или) при необходимости скорректировать обязанности.

 
В качестве второго примера можно рассмотреть формулировку обязанностей руководителя структурного подразделения бухгалтерии.

«Руководитель структурного подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за соблюдением режима рабочего времени в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда, отдыха, приема, перевода и увольнения работников, прохождением предварительного и периодического медицинского осмотра и проведением вводного инструктажа по охране труда, предоставлением компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях».  

 

Из данного примера следует, что, во-первых, руководителю подразделения бухгалтерии вменено большое количество «разноплановых» обязанностей. Во-вторых, не все обязанности он реально может выполнить. Например, контролировать прием, перевод и увольнение работников, прохождение предварительного и периодического медицинского осмотра, а также проведение вводного инструктажа по охране труда, предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

 
Скорее всего, это перечисление относится к обязанностям других руководителей. Например, контроль приема и увольнения работников чаще всего входит в обязанности руководителя кадровой службы. Проведение вводного инструктажа по охране труда – обязанности руководителя службы охраны труда. Предоставление компенсаций, полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях, руководитель подразделения бухгалтерии осуществляет контроль за предоставлением и контроль и учет за непосредственным предоставлением работнику. В-третьих, не определен документ (нет на него ссылки), регламентирующий деятельность подразделения, включая обязанности руководителя, что не позволяет осуществлять контроль и оценку результативности исполнения обязанностей.    

 
В третьем примере формулируются обязанности заместителя руководителя структурного подразделения по общим вопросам.

«Заместитель руководителя структурного подразделения по общим вопросам организует содержание в исправном состоянии всех видов транспорта, автомобильных и железнодорожных дорог, и сооружений на них, находящихся в ведении организации».

 
Из приведенной формулировки следует, что заместитель руководителя подразделения наделен разноплановыми обязанностями. Так, например, содержание всех видов транспорта даже в постановке «организация работ» представляет собой очень сложную техническую задачу и грандиозную по объему. Как известно, содержание даже небольшого количества транспортных средств предполагает выполнение большого количества организационных задач (хранение, техническое обслуживание и ремонт, заправку топливом, смазочными маслами и специальными жидкостями и т.д., а также ведение большого объема отчетной документации).

 
Задача осложняется также еще и тем, что «все виды транспорта» никак не определены. Различные виды транспорта требуют учитывать различную специфику, например, вид применяемого топлива, подъездные пути и др. С другой стороны, в обязанности включены работы, связанные с содержанием автомобильных и железнодорожных дорог и находящихся на них сооружений. Содержание указанных автомобильных и железнодорожных путей само по себе представляет отдельную и сложную задачу, которая соответствует по своему уровню сложности и ответственности руководителю очень крупного предприятия, а не заместителю руководителя структурного подразделения. Таким образом, механическое объединение очень разных по содержанию и объему обязанностей вряд ли может быть оправдано.       

 
В четвертом примере формулируются обязанности бригадира.

«Бригадир отстраняет от работы лиц в нетрезвом состоянии или в состоянии наркотического опьянения, сообщает об этом мастеру (вышестоящему руководителю)».

Из приведенной формулировки обязанностей следует, что указанные обязанности бригадира не обеспечены четким механизмом реализации этой обязанности при возникновении различных практических ситуаций. Не приведены ссылки на нормативные документы, содержащие требования к процедуре отстранения, что затрудняет контроль и оценку результативности исполнения данной обязанности.  

 
В пятом примере формулируются обязанности заместителя главного инженера по охране труда.

«Заместитель главного инженера по охране труда организует работу по идентификации опасностей, оценке рисков и разработке мер управления ими».

 

Из приведенной формулировки следует, что данная обязанность может быть реализована, если в организации существует документ, регламентирующий порядок проведения идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. По-видимому, текст обязанности заместителя главного инженера целесообразно дополнить ссылкой на документы, в соответствии с которыми необходимо организовать работу, а также о необходимости предусмотреть назначение ответственных лиц с обязательным обучением их перед допуском к данной работе согласно процедурам идентификации опасностей, оценки рисков и разработки мер управления ими. 

      
                            
  

ВЫВОДЫ


1. Распределение и коррекция обязанностей являются необходимым условием результативного функционирования СУОТ и должны соответствовать целям, принятой структуре управления и организации работ в Компании.

 
2. Обязанности должны быть конкретными, с указанием четких границ деятельности и основываться, как правило, на разработанных в организации документах, содержащих соответствующие требования к действиям работников, безусловных для выполнения. Обязанности, сформированные без учета соответствующих требований («пустые обязанности») не приведут к достижению целей.

 
3. Распределенные обязанности, а также функциональная схема СУОТ, должны подвергаться постоянному анализу и, при необходимости, корректироваться для обеспечения их соответствия политике, обязательствам и целям.

 
4. Для обеспечения эффективного исполнения обязанностей необходимо осуществлять мониторинг результатов оценки деятельности. На основе анализа результатов мониторинга корректировать обязанности или деятельность работника.

 
5. Успешное внедрение СУОТ может быть обеспечено, если управление обязанностями производится с помощью специализированных программных средств, с включением документирования обязанностей в общий документооборот Компании.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

 
1. При разработке и внедрении СУОТ рекомендуется сформировать соответствующий перечень обязанностей работников, анализируемый ответственным за внедрение СУОТ, назначенным руководителем Компании.

 
2. Для обеспечения результативного исполнения обязанностей рекомендуется планировать необходимые ресурсы, включая обучение обязанностям, наделение работника соответствующими полномочиями.

 
3. Для обеспечения результативности функционирования СУОТ содержание и объем обязанностей, возлагаемых на одного работника, не должен вбирать в себя большое число разнонаправленных заданий и функций.  Критерием, для установления допустимого объема (перечня) обязанностей в области охраны труда конкретному работнику, может служить оценка рабочего времени, необходимого для выполнения работником своих обязанностей.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:


 

[1] Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н).

 
[2] ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования.

 
[3] ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения. Risk management. Terms and definitions.

 
[4] Руководство по системам управления охраной труда. МОТСУОТ 2001 / ILO-OSH 2001. Guide on occupational safety and health management systems. Женева: Международное бюро труда, 2003.

 
[5] ГОСТ 12.0.230-2007 ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования.

 
[6] ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Quality management systems. Fundamentals and vocabulary.

 
[7] Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 8 февраля 2000 г. № 14.

 
[8] ISO/DIS 45001:2016 Системы менеджмента охраны здоровья и безопасности труда 

 Требования и рекомендации по применению.

 
[9] Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента. Под ред. Йосио Кондо. Пер. с англ. Е.П. Марковой /Научное редактирование В.А. Лапидус, М.Е. Серов. 

 Нижний Новгород, СМЦ «Приоритет», 2002.  206 с.

 
[10] Директива Совета от 12 июня 1989 г. «О введении мер, содействующих улучшениям в области безопасности и здоровья работников на работе (89/391/ЕСС). Совет Европейских Сообществ».

 
[11] Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29.

Авторы публикации: 
Сергей Вихров,
Виктор Иванов
АО «Клинский институт охраны и условий труда»


 
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 

По материалам публикации: 

Вихров С.В., Иванов В.В. «Распределение и коррекция обязанностей при функционировании СУОТ» // «Охрана труда и социальное страхование», № 4, 2017.

БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР

КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 

Отборная и актуальная информация на электронной почту

Все публикации

СУОТ – это система управления охраной труда в организации, обеспечивающая безопасность и охрану здоровья всех работников предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Положение СУОТ на предприятии СКАЧАТЬ
Приказ 776н «Примерное положение СУОТ» ЗДЕСЬ
Приказ 77 «Методические рекомендации СУОТ» ЗДЕСЬ

СУОТ - это система управления охраной труда

Инструкция для специалиста по охране труда:

I Разработка положения СУОТ

Положение «СУОТ» на предприятии разрабатывается на основе примерного положения Минтруда N 776н от 29.10.2021 г., используя алгоритм (блок-схему), изложенную в методических рекомендациях Минтруда N 77 от 23.12.2019 г.

СУОТ может разработать работодатель самостоятельно, либо с привлечением сторонней организации.

II Внедрение СУОТ на предприятии

Содержание

  • 1 1. Проведите предварительную оценку охраны труда
  • 2 2. Распределите обязанности по охране труда
  • 3 3. Разработайте политику по охране труда
  • 4 4. Поставьте цели в области охраны труда
  • 5 5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда
  • 6 6. Составьте план мероприятий
  • 7 7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур
  • 8 8. Запланируйте улучшения СУОТ
  • 9 9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания
  • 10 10. Наладьте документооборот по СУОТ
  • 11 Что проверит ГИТ по СУОТ?
  • 12 Какие штрафы за необеспечение СУОТ?
  • 13 Особенности СУОТ для малых предприятий

Каждая организация России, не зависимо от размера и формы собственности обязана внедрить у себя систему управления охраной труда (СУОТ) согласно статьи 214 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Чтобы внедрить систему управления охраной труда на своем предприятии, необходимо предварительно оценить, как сейчас ведется охрана труда на предприятии, разработать политику в области охраны труда, подготовить план мероприятий реализации процедур по охране труда, для оценки эффективности и непрерывных улучшений.

Последовательность действий →

1. Проведите предварительную оценку охраны труда

Специалист по охране труда проверяет как ведется на предприятии:

  • оценка профессиональных рисков;
  • специальная оценка условий труда (СОУТ – не путать с СУОТ);
  • учет травматизма и профзаболеваний;
  • прохождение всеми работниками инструктажей и обучения по охране труда;
  • прохождение медосмотров;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Все эти направления должны быть реализованы. Если есть пробелы, но и нужно наладить каждое направление в рамках внедрения системы управления охраной труда в организации.

2. Распределите обязанности по охране труда

Распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами — элемент обеспечение функционирования СУОТ.

Закрепите обязанности и полномочия каждого работника в рамках СУОТ документально в локальных актах и трудовых договорах. Если этого не сделать, вся ответственность ляжет исключительно на специалиста по охране труда.

Составьте список всех обязанностей по охране труда предприятия, и распределите обязанности по сферам деятельности.

Оформите приказом ответственных на каждом уровне управления. Кадровик отвечает за все виды обучение по охране труда, руководители структурных подразделений – за управление рисками на своих участках, аудиторы – за проверку СУОТ на предприятии, уполномоченные лица – за планирование мероприятий по улучшению СУОТ, работники – за выполнение требований ОТ и предложения по улучшению системы охраны труда.

Специалист по охране труда отвечает только за координацию и контроль выполнения работ по охране труда (см. профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Согласно ст. 214 ТК РФ за организацию работ отвечает работодатель. В свою очередь, работодатель распределяет эти обязанности по охране труда по службам в соответствии с организационным уровнем.

В качестве уровней управления может рассматриваться уровень производственной бригады, уровень производственного участка, цеха, филиала, службы или работодателя в целом.

Поэтому специалисту по охране труда, вместе с вышестоящими сотрудниками необходимо расписать обязанности по охране труда для руководителей структурных подразделений соответствующих уровней, ну и для самих работников.

Каждый начальник структурного подразделения должен отвечать за безопасность своих сотрудников!

3. Разработайте политику по охране труда

Политика в области охраны труда – это важнейший локальный документ, в котором организация декларирует, какие мероприятия она будет совершать в рамках непрерывного улучшения системы охраны труда.

Политика является неотъемлемой частью СУОТ, поэтому она оформляется в виде раздела положения о СУОТ либо как отдельный локальный нормативный акт.

В политике организация указывает свои цели в области охраны труда и какие обязательства берет на себя, чтобы достичь этих целей.

4. Поставьте цели в области охраны труда

Специалист по охране труда встречается с руководителями подразделений, работниками, чтобы совместно поставить цели в области охраны труда на предстоящий год.

Цель должна соответствовать политике, должна быть понятна, достижима, и измерена в цифрах. Например, сократить травматизм на производстве, уменьшить количество несчастных случаев, снизить число профзаболеваний на столько-то процентов, обучить столько-то сотрудников и т.д.

Основные цели политики в области охраны труда:

предупреждение несчастных случаев.
предупреждения профессиональных заболеваний.
выполнение нормативно-правовых актов по охране труда.
исполнение обязательств коллективного договора.
обязательство учитывать мнения работников организации.
— обязательство совершенствовать систему управления охраной труда.

5. Установите процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда

Чтобы достичь все поставленные цели, необходимо подробно расписать, какие процедуры будем для этого делать. Проведите и закрепите в положении о СУОТ организации следующие обязательные процедуры:

  • процедура подготовки работников по охране труда согласно постановлением Правительства РФ от 24.12.2021 г. N 2464. Для тих целей разработайте:

— документ в виде таблички по каждой профессии, какие виды обучения должен проходить тот или иной специалист;
— перечень профессий должностей специалистов, которые проходят стажировку по охране труда на рабочем месте с указанием ее продолжительности по каждой профессии;
— перечни профессий должностей работников, проходящих обучение в учебном центре, и у работодателя;
— перечень работников, освобожденных от первичного инструктажа;
— перечень работников, ответственных за проведение инструктажей на рабочих местах;
— вопросы, включаемые в инструктажи по охране труда;
— вопросы, включаемые в обучение требованиям ОТ внутри организации;
— приказ об организации оказания помощи пострадавшим;
— порядок организации и проведения инструктажа по охране труда.

  • процедура организации и проведения специальной оценки условий труда с учетом закона 426-ФЗ;
  • процедура управления профессиональными рисками;
  • процедура проведения медосмотров, психиатрических освидетельствований и пр.
  • процедура информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
  • процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников (описываются в трудовых договорах, правилах внутреннего распорядка и проч.);
  • процедура обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами на основании Приказа 766н от 29.10.2021 г.;
  • процедура обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами на основании Приказа Минздрава 45н;
  • процедура безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией.

6. Составьте план мероприятий

После проведения планирования, необходимо совместно с руководителями подразделений составить план мероприятий по охране труда на год. В план мероприятий будут входить процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда.

7. Организуйте контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур

Контроль функционирования СУОТ на предприятии позволяет получить обратную связь от работников, чтобы узнать на сколько эффективно ведется система управления охраной труда в организации. А также выявить недостатки в области охраны труда для последующего их устранения.

По сути, контроль по охране труда – это непрерывный процесс. Он проводится как на постоянной основе (контроль за своим рабочим местом), так и периодично (оценка рисков, обучение, при несчастном случае и т.д.)

Контроль должен соответствовать уровням. Поэтому после запуска СУОТ в организации проведите трехступенчатый контроль по охране труда. Его можно проводить специалисту по охране труда совместно с профсоюзной организацией, уполномоченными лицами.

Обсудите результаты контроля с работниками, а по итогам составьте соответствующий отчет, в котором будет анализ эффективности СУОТ.

8. Запланируйте улучшения СУОТ

Планирование улучшений функционирования СУОТ проходит не реже одного раза в год.

Важные требования по эффективности функционирования СУОТ на преприятии прописаны в ГОСТ 12.0.230.2-2015 «Системы управления охраной труда».

Чтобы оценить эффективность СУОТ, используйте всю возможную информацию в области охраны труда на своем предприятии (отчет аудитов СУОТ, несчастных случаев, профзаболеваний, предписания проверок инспекцией по труду, аналитические обзоры по отрасли, опыт других организаций и т.д.).

По результатам анализа эффективности СУОТ оформите отчет, в котором запланируйте мероприятия по улучшению системы управления охраной труда.

9. Определите, как будете реагировать на аварии, несчастные случаи и профзаболевания

Для этих целей разработайте внутренний порядок расследования несчастных случаев, аварий и профзаболеваний.

10. Наладьте документооборот по СУОТ

Чтобы наладить документооборот по СУОТ в организации, руководствуемся приказом 77 «Методические рекомендации СУОТ». В правилах указано, что лица, ответственные за разработку документов по охране труда определяются на всех уровнях управления. Определите правила, по которым происходит разработка документов, их согласование, утверждение, пересмотра, сроки хранения.

Какие документы по СУОТ должны быть в организации?

  • Приказ об утверждении Положения о системе управления охраной труда.
  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Приказ об утверждении Политики в области охраны труда.
  • Политика в области охраны труда.
  • Программа действий по улучшению условий и охраны труда.
  • Комплект нормативно-правовых актов с требованиями охраны труда.
  • Приказ о проведении внутреннего аудита СУОТ.
  • План проведения внутреннего аудита СУОТ.
  • Отчет о результатах внутреннего аудита СУОТ.
  • Журнал регистрации отчетов по внутренним аудитам СУОТ.

Что проверит ГИТ по СУОТ?

При плановых проверках организаций, инспектор руководствуется проверочными листами ГИТ. Для проверки системы управления охраной труда существует проверочный лист №31.

В этом листе прописано лишь два пункта: «Инспектор должен проверить наличие в организации положения о системе управления охраной труда (СУОТ), утвержденного приказом, и наличие политики в области ОТ».

При внеплановых проверках в связи с несчастными случаями, инспектор руководствуется Приказом Роструда 77 от 21 марта 2019 года «Методические рекомендации по СУОТ». Инспектор проведет анализ документов СУОТ организации и условий рабочих мест на предмет соответствия примерного положения о СУОТ. Соответственно, будет обязательно проверена работа по спецоценке  и профрискам.

Все, что будет проверять инспектор, указано в блок-схеме Приказа Роструда 77:

Блок схема СУОТ - это алгоритм проверки инспектора ГИТ

Какие штрафы за необеспечение СУОТ?

Согласно статье 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить функционирование системы управления охраной труда (СУОТ) на своем предприятии. За несоблюдение этих требований, на организацию могут наложить штрафы согласно статье 5.27.1 КоАП.

При этом, штрафы по СУОТ могут быть наложены по одному и тому-же мероприятию. Например, если в положение о системе управления охраной труда в организации нет раздела об обеспечении средствами индивидуальной защиты, то организацию могут оштрафовать согласно части 1 статьи 5.27.1 КоАП. А если работникам не выдаются СИЗ, то штраф будет соответствовать части 4 статьи 5.27.1 КоАП.

Размер штрафов по части 1 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 5000 руб.;
  • для организации – до 80 000 руб.

По части 4 статьи 5.27.1 КоАП:

  • для должностного лица – до 30 000 руб.;
  • для организации – до 150 000 руб.

Особенности СУОТ для малых предприятий

Согласно примерного положения 776н, система управления охраной труда для организаций, со штатом работников менее 15 человек, может быть упрощенной.

Соответственно, если организация не ведет деятельность на вредном и опасном производстве, в штате нет работников специфических профессий, то можно использовать СУОТ для микропредприятий.

В нее могут входить элементы СУОТ:
• положение «СУОТ»;
• политика в области охраны труда;
• подготовка работников по охране труда;
• управление профессиональными рисками;
• информирование работников об условиях труда;
• планирование мероприятий по реализации процедур системы;
• реагирование на аварии и несчастные случаи;
• контроль функционирования СУОТ на предприятии.

В этой статье вы узнали что такое система управлением охраной труда в организации, как внедрить СУОТ на предприятии, какие штрафы предусмотрены за необеспечение СУОТ.

Все видео «Школа охраны труда» ЗДЕСЬ

Оцените пожалуйста сайт или материал!

Главная

Вопрос из теста


Что войдет в меры по совершенствованию СУОТ, если изменилась организационная структура компании?

Что войдет в меры по совершенствованию СУОТ, если изменилась организационная структура компании?


Перераспределение трудовых функций работников


Объединение сотрудников в комитет по охране труда


Перераспределение обязанностей между должностными лицами

Комментарий

Перейдите к тесту, в котором содержится этот вопрос:
Охрана труда А. Общие вопросы ОТ и функционирования СУОТ

70. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследований аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.

71. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.

72. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ работодателю рекомендуется определить с учетом специфики его деятельности в локальном акте о создании своей СУОТ.

73. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодателю рекомендуется установить и фиксировать порядок разработки корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ.

Корректирующие действия рекомендуется разрабатывать в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследований аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.

74. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:

— улучшения показателей деятельности организации в области охраны труда;

— поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;

— доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности организации по постоянному улучшению СУОТ.

75. В Примерном положении содержатся нормы, которые работодатель вправе использовать для внедрения и обеспечения функционирования СУОТ. Нормы Примерного положения обеспечивают работодателю реализацию системного процессного подхода к обеспечению функционирования СУОТ.

76. Процессы СУОТ связаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга.

77. Работодатель с учетом специфики деятельности, структуры управления (организационной структуры), численности работников, государственных нормативных требований охраны труда вправе самостоятельно определить необходимую ему СУОТ.

78. Допускается упрощение структуры СУОТ у отдельных работодателей при условии соблюдения ими государственных нормативных требований охраны труда.

79. Работодатель вправе использовать Примерное положение в полном объеме или частично для систематического улучшения функционирования действующей СУОТ.

Ранее при плановых проверках системы управления охраной труда госинспектор проверял наличие у работодателя Положения о СУОТ и Политики. Ситуацию изменил Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77, и теперь работодатель должен обратить особое внимание на расчет профессиональных рисков

Что изменилось в регулировании СУОТ

Со вступлением в силу Приказа № 77 работодатель должен при принятии решения об ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве опираться на анализ и оценку профессиональных рисков.

Вопросы появились и в связи с появлением Приказа Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда».

Новый проверочный лист по созданию и обеспечению функционирования системы управления охраной труда (Приложение 23 к Приказу Роструда от 01.02.2022 № 20) содержит уже шесть вопросов, отражающих содержание обязательных требований.

Инспектор проверит, обеспечил ли работодатель создание и функционирование системы управления охраной труда, а также поинтересуется:

  • проводятся ли системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков;
  • каким путем выявляются опасности, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками;
  • как обнаруживаются, распознаются опасности, как они описываются в ходе контроля за состоянием условий труда и соблюдением требований охраны труда в структурных подразделениях и на рабочих местах, при проведении расследования несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, при рассмотрении причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений;
  • обеспечена ли разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест;
  • участвует ли в оценке профессиональных рисков комиссия по охране труда или уполномоченный представительный орган работников.

В конце статьи вы найдете примерный план мероприятий по охране труда. Вы можете опираться на него при разработке собственного плана.

В конце статьи есть шпаргалка

Чем руководствоваться при создании или пересмотре СУОТ сегодня

ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Положения этого стандарта направлены на защиту работников от опасных и вредных производственных факторов и исключение связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов и опасных происшествий. В ГОСТе можно найти термины и определения, которые пригодятся вам в работе.

Стандарт также регулирует взаимодействие с подрядными организациями. В частности, мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты

Посмотреть видео

  • включать критерии охраны труда при оценке и выборе подрядчиков;
  • устанавливать эффективную координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчика до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и возможность предупреждать и ограничивать их воздействие;
  • предусматривать уведомления о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика;
  • обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест и их подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы в зависимости от необходимости;
  • методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации;
  • контролировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком.      

Эти требования легли в основу введенного с 1 марта 2022 года Приказа Минтруда от 22.09.2021 № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)».

ГОСТ предусматривает, что работодатель должен постоянно совершенствовать СУОТ, поэтому мероприятия должны учитывать:

  • цели организации по охране труда;
  • результаты идентификации и оценки опасных и вредных производственных факторов и рисков;
  • результаты контроля за исполнением и оценки результативности исполнения;
  • расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, результаты и рекомендации проверок/аудитов;
  • выводы на основе анализа управления СУОТ руководством;
  • предложения по совершенствованию, поступающие от всех членов организации, включая комиссии по охране труда там, где они существуют;
  • изменения в национальных законах и иных нормативных правовых актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
  • новую информацию в области охраны труда;
  • результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.        

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»

Этот стандарт устанавливает требования к созданию и совершенствованию СУОТ в любой организации независимо от ее организационно-правовой формы.

Так, ГОСТ приводит требования к документам по СУОТ. Документация должна быть:

  • понятна пользователям;
  • периодически анализироваться и своевременно корректироваться;
  • быть доступной для работников, которых она касается и для которых предназначена.

Согласно положениям стандарта, записи по охране труда в журналах, протоколах, актах, отчетах работодатель должен:

  • систематически вести и оптимизировать;
  • оформлять так, чтобы можно было их легко определять;
  • хранить в соответствии с установленным определенным сроком;
  • располагать в местах, удобных для пользования.

Кроме этих стандартов, при разработке или пересмотре СУОТ организации могут опираться еще на два документа: ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков» и ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению». Они помогут создать действительно функционирующее положение о СУОТ, к которому не будет вопросов со стороны контролирующих органов.

Хотите знать, как выстроить оценку профрисков и гармонично вписать ее в систему управления охраны труда, пройдите курс повышения квалификации «Оценка профессиональных рисков», 24 ак. часа.

Ирина Таранушина, эксперт по вопросам системы управления охраной труда, руководитель службы охраны труда:

Ирина Таранушина

Система управления охраной труда — это конструктор, в котором взаимосвязаны все элементы.

В Примерном положении о СУОТ (Приказ Минтруда России от 29.10.2021 № 776н) установлено 20 процессов. Они направлены на организацию труда работника, включают оценку условий труда и опасностей на рабочих местах, организацию безопасной эксплуатации оборудования, зданий и сооружений. Идентификация опасностей и оценка уровней профрисков нацелены на анализ рабочих зон, методов выполнения работ, подготовки рабочего места и передвижения сотрудника вне рабочего места в интересах работодателя.

Цель разработки Положения о системе управления — создать регламент, понятный для сотрудника любого уровня. Документ должен включать в себя обязательные регламенты, инструменты и описание действий участников процесса. Задача — распределить обязанности сотрудников организации, начиная от работника до руководителя самого высокого ранга.

Начиная описывать каждый процесс системы управления, мы должны изучить соответствующую статью Трудового кодекса и все подзаконные акты, касающиеся разрабатываемого процесса. Далее нужно проникнуть в структуру организации и проанализировать внутренние регламенты взаимодействия подразделений, подчиненности и должностные обязанности участников процесса.

Удивительно, как много человек задействовано в каждом элементе системы, в каждом действии.

Пример. Процесс «Обучение персонала в области охраны труда», подпроцесс «Проведение вводного инструктажа». Участники и их обязанности:

  • специалист по охране труда разрабатывает программу вводного инструктажа для принимаемых работников;
  • специалист кадровой службы направляет работника на вводный инструктаж;
  • руководитель организации утверждает приказ о назначении ответственного;
  • лицо, назначенное приказом работодателя, проводит инструктаж на рабочем месте.

Если вводный инструктаж проводится по филиалам, то участников процесса будет больше.

Также отдельным блоком описываем процесс проведения вводного инструктажа у подрядных организаций.

Видите, сколько шагов и особенностей в таком простом и привычном мероприятии, как проведение вводного инструктажа на по охране труда.

Но описать процессы не сложно, сложнее заставить их работать. Для этого необходима мотивация персонала, определение точек соприкосновения между действующими лицами. Важно также, чтобы процессы помогали работать и не мешали основным обязанностям участников.

Чтобы добиться функционирования системы управления и слаженного взаимодействия участников процессов, необходимо проводить аудиты безопасности.

Они могут проходить на разном уровне:

  • Аудит на рабочем месте. Для этого работник получает инструмент: чек-лист, автоматизированное приложение и пр. — и проводит проверку рабочего места перед началом работы, в процессе и по окончании выполнения технологического процесса.
  • Аудит внутренней комиссией. Работодатель создает экспертную группу, куда входят главные специалисты организации: специалист по охране труда, механик, энергетик, начальник производства. Они проводят визуальный осмотр рабочих мест и анализ ведения документации по охране труда на рабочих местах.
  • Внешний аудит. Это простой и продуктивный метод: вы получите заключение о состоянии организации системы управления охраной труда.

Главное в аудите — изучить заключение и выполнять предписанные мероприятия. Игнорирование результатов аудита ведет к разрушению взаимосвязей в системе управления охраной труда.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • Пример плана мероприятий по охране труда
    664.5 КБ

Скачать

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов.

Зачем в организации нужна система управления охраной труда?

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.

Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.

Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.

Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.

Как внедрить СУОТ?

Проект СУОТ разрабатывают на основе имеющегося опыта с учетом действующих нормативных документов и сегодняшних реалий производства. Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда

20150303

Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:

  • предварительная оценка;
  • планирование;
  • внедрение.

Предварительная оценка состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.

На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:

  • как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
  • включит в себя необходимые элементы СУОТ;
  • обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.

Внедрение СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:

  1. Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
  2. Окончательное введение СУОТ в действие.

Как сделать СУОТ эффективной?

После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;
  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Запомните главное

  1. Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.
  2. СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.
  3. Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.
  4. Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.
  5. Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.
  6. СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Кугутин Алексей Владимирович

Директор УЦ «АйТэКо», эксперт по вопросам применения нормативных требований охраны труда и промышленной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификаций и подготовки персонала, опыт 12 лет

Расскажем, как создать и сделать рабочей СУОТ на предприятии, какие требования установлены к Положению о СУОТ, а также какие изменения нас ждут уже в сентябре 2021 года с возможным вступлением в силу нового примерного положения о СУОТ.

В статье:

  • Какие существуют элементы СУОТ
  • Что можно применять в качестве чек-листа для оценки СУОТ
  • Что учесть при разработке документации СУОТ
  • Какие основные разделы должны быть включены в ваше Положение о СУОТ
  • Проект Примерного положения о системе управления охраной труда – 2021: на какой стадии, к чему готовиться

Элементы СУОТ. Чек-лист для оценки СУОТ

Система управления охраной труда (далее — СУОТ) — это совокупность процедур и документов, регламентирующих политику и цели охраны труда в организации, а также обязанности должностных лиц, уровни управления.

Система управления охраной труда (СУОТ) состоит из основных элементов:

  • Положения о системе управления охраной труда
  • Политики и целей в области охраны труда
  • Предварительного анализа состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики

В основе предварительного анализа состояния охраны труда применяют:

  • результаты специальной оценки условий труда;
  • статистику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
  • материалы расследования несчастных случаев (в особенности анализ их причин);
  • предписания органов государственного надзора (контроля).

Хорошим чек-листом для каждого специалиста по охране труда является Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»

Скачать Методические рекомендации >>>

Этот документ содержит инструкцию для инспекторов ГИТ по проверке работодателей. Поэтому всегда полезно знать, что у вас проверят, и заранее подготовиться. Сделайте самопроверку функционирования СУОТ, но если нужна будет помощь, обращайтесь к специалистам.

Что учесть при разработке документации СУОТ

По состоянию на 1 апреля 2021 года, основным документом, регламентирующим наличие и содержание положения о системе управления охраной труда, является Приказ Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года.

Согласно пункту 8 Типового положения, в положение о СУОТ необходимо включить Политику в области ОТ, в которой должны быть указаны задачи и цели работодателя по обеспечению безопасности работников. Также в этом Положении необходимо прописать обязанности ответственных должностных лиц по охране труда и порядок контроля соблюдения требований охраны труда на каждом уровне управления охраной труда.


Обратите внимание! Политика может представлять собой отдельный документ или являться частью Положения о СУОТ организации. Важно, чтобы она была доступна всем заинтересованным сторонам. Обеспечить это можно путем размещения Политики на информационных стендах организации, в уголках по охране труда, на сайте организации в сети Интернет.


Оценка эффективности СОУТ

Оценку эффективности СОУТ в конкретной организации можно провести внешним или внутренним аудитом. Если в организации осуществляется внутренний аудит СУОТ в соответствии с требованиями международных стандартов или российских ГОСТов, то об этом целесообразно упомянуть в данном разделе. Если аудит СУОТ не проводится, то необходимо указать, что эффективность системы оценивается при формировании периодической отчетности о ходе реализации процедур, а также эти вопросы рассматривают на совещаниях, круглых столах с представительным органом работников.

Ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ

Ступенчатый контроль — не обязателен, если это не указано в правилах по охране труда или в других НПА. В соответствии с пунктами 55 и 56 Типового положения, для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.


Обратите внимание! Результаты контроля функционирования СУОТ работодатель оформляет в форме акта. Но, если работодатель не вводит ступенчатый контроль, нужно в разделе Положения о СУОТ указать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется.


Планирование улучшений функционирования СУОТ должно быть отражено в плане мероприятий по улучшению функционирования СУОТ. Планы по улучшению обычно формируют по итогам года. В эти же планы 1 раз в 5 лет можно включать (или делать ссылку) на план мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанный по результатам специальной оценки условий труда, так как такие планы с практической точки зрения и направлены на улучшение функционирования СУОТ в части улучшения условий труда работников.

Поэтому специалисту по охране труда нет необходимости составлять огромное количество планов. Достаточно посмотреть перечень рекомендуемых мероприятий по результатам СОУТ и отобрать те, которые будут проводиться в планируемом году. Все, что не успеется выполнить из-за нехватки денег или времени, нужно перенести на следующий год.

Положение о СУОТ: основные разделы

Кроме политики в области охраны труда, важнейшими разделами СУОТ являются процедуры, направленные на исполнение целей в Политике. Поэтому в Положении о СУОТ необходимо прописать порядок подготовки работников по охране труда.

Наши коллеги могут спросить: зачем, если есть утвержденный порядок. Ответим так: в Положении о СУОТ необходимо конкретно указать периодичность проведения обучения, инструктажей, количество смен для стажировки, прописать, кто должен обучаться в своей организации, а кто — в учебном центре.

Также Положение о СУОТ должно содержать процедуру организации и проведения специальной оценки условий труда, производственного контроля и управления профессиональными рисками.

В обязательном порядке включите в Положение о СУОТ как один из разделов порядок проведения медосмотров и психиатрических освидетельствований. В Приказе Минтруда России № 438н от 19.08.2016 года такой порядок указан витиевато «процедура организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников». Но работодатель не проводит наблюдение за состоянием здоровья, он не врач, поэтому обязательно направить работника на медосмотр — это его задача, а наблюдают пусть профессионалы.

В Положении о СУОТ нужно прописать процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях.


Важно! Все, что касается условий труда, гарантий и компенсаций, согласно 57 статье Трудового Кодекса РФ, должно быть указано в трудовом договоре или в дополнительном соглашении. Уровни риска, исследованные работодателем самостоятельно или компетентной подрядной организации, также нужно довести до работников одной из распространенных форм (сайт, стенд, инструкция).


Каждое положение о СУОТ должно содержать порядок обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников. В этом случае необходимо руководствоваться актуальными санитарными правилами и правилами по охране труда.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»

Санитарно-эпидемиологичческие требования к условиям труда

Несмотря на то, что работодатели применяют типовые нормы выдачи СИЗ и смывающих средств, одной выдачей средств защиты обязанности работодателя не ограничиваются. Ведь необходимо организовать еще и уход за этими средствами. Поэтому в Положении о СУОТ должен быть раздел, в котором приведена процедура обеспечения работников СИЗ и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами и ухода за ними (списание, выдача повторно, преждевременный износ).


Обратите внимание! Не забудьте включить в свое положение о СУОТ порядок обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием. Необходимо указать, из каких источников будет взята цена на молоко или ЛПП, с какой периодичностью будет проводиться индексация стоимости.


Обязательным разделом в положении о СУОТ является процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией. В этом разделе необходимо прописать, какие требования установлены к закупке спецодежды, спецобуви, других средств коллективной и индивидуальной защиты, помимо обязательной сертификации или декларирования. Например, укажите в разделе о снабжении безопасной продукцией обязательное требование по предоставлению копий протоколов испытаний партий образцов, а также инспекционного контроля производства.

Работа с подрядчиками не должна остаться только на бумаге в разделе Положения о СУОТ. Необходимо довести до каждого ответственного лица необходимость запрашивать у потенциальных поставщиков сведения, касающиеся профессиональной подготовки и обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, обеспечения работников подрядной организации санитарно-бытовыми помещениями, порядок согласования мер безопасности, указанных в акте-допуске и в наряде-допуске.

На федеральном портале проектов НПА 10 марта 2021 г. размещен проект приказа Минтруда об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда (ID проекта 02/08/03-21/00113963).

25 марта 2021 года закончилась процедура независимой антикоррупционной экспертизы, а 31 марта 2021 года — процедура общественных обсуждений. На момент публикации материала, законопроект проходит процедуру независимой антикоррупционной экспертизы. При ее успешном прохождении и последующей регистрации документа в Минюсте, новый законопроект вступит в силу с 1 сентября 2021 года и отменит собой действующее типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н.

Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ: сравнительный анализ

Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 Таблица Основные изменения влечет за собой новое Положение о СУОТ Новое положение о СУОТ 2021

Скачать таблицу >>>

Читайте также:

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

РАЗРАБОТКА ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Что означает регистрация транспортного средства по указанным реквизитам уже прекращена на госуслугах
  • Что рекомендуется делать для снятия напряжения длительное время работы за компьютером положении сидя
  • Что такое юридическая сила документа перечислите реквизиты подтверждающие юридическую силу документа
  • Что является главной целью занятия бизнесом рост производства снижение затрат получение прибыли тест
  • Что является установочным документом описывающим связь проекта с операционной деятельностью компании

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии