Что такое реквизиты образовательной программы

За выбор учебников по всем учебным предметам и выполнение всех приказов Министерства образования несёт ответственность образовательная организация, в частности администрация.

При выборе учебников (из ФПУ) необходимо обращать внимание на большое количество показателей

  • в каких классах должен использоваться учебник. Это может быть один класс, например, 10 или 11, а может быть период многолетнего обучения т.е. и в 10-ом и в 11-ом классах.
  • состав авторского коллектива.
  • учебник представляется одной книгой или в нескольких частях. Причём в каждой части может быть свой авторский коллектив.
  • для старших классов – уровень обучения (базовый или углубленный).
  • какому издательству разрешено печатать учебник.

И все эти параметры должны быть отражены в УМК в реквизитах учебника и реквизитах соответствующей этому учебнику программе.

И если в УМК будут указаны неполные или искажённые реквизиты, а также другие ошибки в оформлении, то это может повлечь большие вопросы к организации образовательного процесса в школе. Причём, порядок записи авторов и названия не является ошибкой.

В УМК необходимо записывать реквизиты учебников и программ, изданных в печатном формате.

Простой алгоритм записи реквизитов:

  • из ФПУ выбирается необходимый учебник с нужными параметрами;
  • ищется печатный учебник;
  • книга открывается на странице с выходными сведениями. Нужны «библиографические сведения» со всеми знаками препинания. Из этого текста нужно убрать номер издания (если он есть) и количество страниц в книге. В итоге, Вы получаете верно написанные реквизиты.
  • желательно, на всякий случай, перепроверить запись с параметрами учебника в ФПУ: например, состав авторов, чтобы убедиться, что вы выбрали нужную книгу.

Отсутствие какого-либо параметра – серьёзная ошибка. Знаки препинания – это незначащий недочёт.

Обратите внимание, что в реквизитах есть слово «Учебник» или «Программа».

В принципе, ничего сложного.

Иногда программы печатаются не отдельной книгой, а в сборнике. Если программа напечатана в сборнике, тогда в реквизитах Вы должны сначала указать реквизиты сборника, а затем через слеж (наклонная черта) реквизиты программы с указанием названия программы, классов и перечислением авторов программы.

Чаще всего серьёзные ошибки допускаются для старших классов, где нужно фиксировать уровень обучения. В нынешних ФПУ, в столбце в котором указывается уровень обучения  — если стоит пусто, то это только базовый уровень. А если стоит «Углубленное обучение», то есть два варианта либо только для «углубленного уровня» либо для «базового и углубленного уровня».

Из большого списка ФПУ рекомендуется выбирать учебники, которые относятся к одной линии, предполагающей концептуальное единство на всём протяжении обучения учащегося. Следует обращать внимание на рекомендации издательств о преемственности учебников разных образовательных уровней.

Типичные ошибки при оформлении УМК:

  • указаны неполные или искаженные реквизиты используемых учебников и программ (частично указан авторский коллектив, неправильное название программы и учебника, неверно написано название издательства, неверный год выпуска программы);
  • используются учебники, которых нет в утверждённом федеральном перечне;
  • несоответствие уровня указанной программы и используемых учебников (углубленный/базовый);
  • несоответствие программы и учебника;
  • название программы заменено названием учебника;
  • вместо названия программ указаны названия сборников, методических пособий, содержащие авторские программы.

Список реквизитов учебников и программ по информатике для УМК 5-11 классов

Что такое реквизиты документа об образовании

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

1. В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. По решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете», лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

6. Документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

1) основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

2) среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

7. Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), выдается заключение о соответствии диссертации на соискание ученой степени кандидата наук критериям, установленным в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и свидетельство об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

8. Уровень профессионального образования и квалификация (квалификации), указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Документ о квалификации подтверждает:

1) повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке);

2) получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

(п. 2 в ред. Федерального закона от 25.05.2020 N 158-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

12. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

13. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.

15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.

Источник

Что такое реквизиты документа об образовании

Комментарий к статье 60

Статья 60 Закона № 273-ФЗ регламентирует формы и порядок выдачи документов, подтверждающих освоение лицом определенной образовательной программы. К документам об образовании относятся:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся:

а) документы об образовании;

б) документы об образовании и о квалификации;

в) документы о квалификации;

2) документы об обучении, к которым относятся:

а) свидетельство об обучении;

б) свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств;

в) иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Образцы и описания документов об образовании и (или) квалификации, а также порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации (в сфере дополнительного образования – ведомственными органами исполнительной власти – Министерством культуры Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и т. д. В настоящее время формы документов об образовании утверждены следующими нормативными актами:

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему»[1];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.08.2013 № 989 «Об утверждении образцов и описаний аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и приложений к ним»[2];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2013 № 1186 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов»[3];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.02.2014 № 112 «Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов»[4];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.05.2000 № 1509 «Об утверждении Инструкции о выдаче документов государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации и академической справки (справки об обучении в образовательном учреждении)»[5];

— Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.09.2013 № 634н «Об утверждении образца диплома об окончании ординатуры, описания диплома об окончании ординатуры, порядка заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов»[6];

— Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 19.08.2013 № 1191 «Об утверждении образца и описания диплома об окончании ассистентуры-стажировки и приложения к нему»[7];

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[8] и др.

В соответствии с ч. 5 ст. 60 Закона № 273-ФЗ по решению коллегиального органа управления образовательной организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете»[9], лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.

В соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2014 № АК-213/05О «О заполнении бланков дипломов»[10] даются указания по выдаче дипломов новых образцов. Бланки дипломов образца (формы), установленного утратившими силу нормативными правовыми актами, с 1 января 2014 г. признаны утратившими силу и подлежат списанию в установленном порядке. В связи с указанным выпускникам, окончившим образовательные организации после 1 января 2014 г., могут выдаваться документы об образовании на бланках, утвержденных после принятия Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с ч. 2 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено Законом № 273-ФЗ, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»[11], и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Распространенной трудностью при оформлении документов об образовании после вступления в силу Закона № 273-ФЗ являлось использование печати с изображением государственного герба государственными и муниципальными образовательными организациями.

Закон № 273-ФЗ, в отличие от утратившего силу Закона Российской Федерации «Об образовании», не содержит положений об официальном использовании Государственного герба Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»[12] допускает помещение Государственного герба Российской Федерации на печатях государственных организаций либо на печатях организаций, наделенных государственно-властными полномочиями (ст. 4). Муниципальные образовательные организации в этот перечень не входят.

Нарушение порядка официального использования Государственного флага Российской Федерации, Государственного герба Российской Федерации или Государственного гимна Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей (ст. 17.10 КоАП РФ).

Согласно ч. 6 и 7 ст. 60 Закона № 273-ФЗ документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подразделяются в зависимости от уровня образования на:

а) подтверждающие получение основного общего образования – аттестат об основном общем образовании;

б) подтверждающие получение среднего общего образования – аттестат о среднем общем образовании;

в) подтверждающие получение среднего профессионального образования – диплом о среднем профессиональном образовании;

г) подтверждающие получение высшего образования – бакалавриат – диплом бакалавра;

д) подтверждающие получение высшего образования – специалитет – диплом специалиста;

е) подтверждающие получение высшего образования – магистратура – дипломом магистра;

ж) подтверждающие получение высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, – диплом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки.

В соответствии с ч. 8 ст. 60 Закона № 273-ФЗ уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации.

Лицам, освоившим программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию) на соискание ученой степени кандидата наук, присваивается ученая степень кандидата наук по соответствующей специальности научных работников и выдается диплом кандидата наук.

Документ о квалификации выдается лицам, прошедшим курсы повышения квалификации или дополнительное профессиональное образование, по завершении которого присваивается квалификация. Повышение квалификации подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. По результатам профессионального обучения присваивается разряд или класс и выдается свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Согласно ч. 11 ст. 60 Закона № 273-ФЗ квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью или выполнять конкретные трудовые функции, для которых определены обязательные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования или профессионального обучения.

В некоторых случаях повышение квалификации предусмотрено нормативными актами для определенных категорий граждан. Так, п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»[13] предусмотрено прохождение гражданским служащим обучения по образовательной программе в случае:

а) назначения гражданского служащего в порядке должностного роста на иную должность гражданской службы на конкурсной основе;

б) включения гражданского служащего в кадровый резерв для замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

в) решения аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы при условии успешного освоения им образовательной программы;

г) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы.

В соответствии с п. 4 данного Указа профессиональная переподготовка гражданского служащего осуществляется с учетом профиля его образования, а также в случае изменения вида его профессиональной служебной деятельности.

По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, определяемой представителем нанимателя, но не реже одного раза в три года.

Организация профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих осуществляется на основе государственного заказа. Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих формируется с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, основанных на индивидуальных планах профессионального развития гражданских служащих.

Согласно ч. 12 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, обучающимся, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего образования и отчисляемым из образовательной организации по различным основаниям, должна быть выдана справка об обучении, образец которой устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации.

Образец (форма) академической справки, действующей для обучающихся образовательных организаций высшего образования, установленный постановлением Госкомвуза России от 30.11.1994 № 9[14], не используется с 1 сентября 2013 года как противоречащий Закону № 273-ФЗ, а сам указанный приказ Госкомвуза России утрачивает силу с 1 января 2014 г. в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.10.2013 № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»[15].

Согласно ч. 13 ст. 60 Закона № 273-ФЗ лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются Приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»[16].

Фактически статус данного свидетельства об обучении соответствует статусу свидетельств об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и свидетельств об окончании специального (коррекционного) класса образовательного учреждения.

Лица, получившие такие свидетельства об обучении, юридически не могут быть отнесены к лицам, имеющим соответствующий уровень общего образования, а, следовательно, не могут поступать для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования.

Между тем, согласно ч. 9 ст. 79 Закона № 273-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с различными формами умственной отсталости, не имеющими основного общего или среднего общего образования. Требования наличия основного общего или среднего общего образования при приеме на программы профессионального обучения Законом № 273-ФЗ не устанавливается.

В соответствии с ч. 14 ст. 60 Закона № 273-ФЗ для лиц, освоивших дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств (музыка, актерское мастерство, изобразительное искусство, скульптура и пр.) выдается свидетельство об освоении этих программ. Свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ выдается при условии успешного прохождения итоговой аттестации. Форма такого свидетельства утверждена Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 10.07.2013 № 975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств»[17].

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно. С другой стороны, такие организации могут вовсе не выдавать документы по завершении обучающимися освоения образовательной программы.

Такие документы, как правило, подтверждают факт участия лица в подготовительных курсах, краткосрочных мероприятиях, курсах по обучению непрофессиональным видам деятельности (ремеслам).

На практике вопрос о статусе таких сертификатов часто связан с вопросами прохождения педагогическими работниками аттестации. Отметим, что набор сертификатов, предъявляемый работником свидетельствует лишь о его профессиональной активности по самосовершенствованию, но не может иметь статус документов о квалификации, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.

В ч. 16 ст. 60 Закона № 273-ФЗ устанавливается принцип бесплатности документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов. За выдачу данных документов плата не взимается.

Порядок выдачи дубликатов документов об образовании устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так, например, в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 04.07.2013 № 531 «Об утверждении образцов и описаний диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к нему» утверждены новые образцы диплома о среднем профессиональном образовании и приложения к ним. При этом старые формы, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2009 № 315 «Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и технических требований к ним», утрачивает силу с 1 января 2014 г. (п. 2 указанного приказа). До 1 января 2014 года дубликаты соответствующих дипломов и приложений к ним оформлялись в соответствии со старыми формами.

[1] Российская газета. № 193. 30.08.2013.

[2] Российская газета. № 243. 29.10.2013 (прил. 1, 2, 4, 5 не приводятся).

[3] Российская газета. № 279. 11.12.2013.

[4] Российская газета. № 62. 19.03.2014.

[5] Российская газета. № 126. 30.06.2000.

[6] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).

[7] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 48. 02.12.2013 (прил. 1, 2 не приводятся).

[8] Российская газета. № 227. 09.12.2013.

[9] Собрание законодательства РФ. 2009. № 46. Ст. 5418.

[10] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

[11] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

[12] Собрание законодательства РФ. 2000. № 52 (Часть I). Ст. 5021.

[13] Собрание законодательства РФ. 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 203.

[14] Российские вести. № 127. 11.07.1996.

[15] Российская газета. № 277. 09.12.2013.

[16] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 50. 16.12.2013 (прил. 1 к Приказу не приводится).

[17] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 41. 14.10.2013.

Комментарий по состоянию на 01.06.2016

Источник

Зарегистрировано в Минюсте России 7 июля 2016 г. N 42776


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИИ И НАУКИ

ПРИКАЗ
от 23 июня 2016 г. N 990

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ОТ 12 МАРТА 2015 Г. N 279 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В ПРОЦЕССЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1313 «О внесении изменений в Положение о лицензировании образовательной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 50, ст. 7164) приказываю:

1. Внести в приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 г. N 279 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 апреля 2015 г., регистрационный N 37077) следующие изменения:

1.1. пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

«справки о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ (приложение N 17).»;

1.2. дополнить приложением N 17 согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя А.Ю. Бисерова.

Руководитель
С.С.КРАВЦОВ

Приложение
к приказу Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от 23.06.2016 N 990

«Приложение N 17

УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере
образования и науки
от _________ N _________

Форма

Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки

СПРАВКА О НАЛИЧИИ РАЗРАБОТАННЫХ И УТВЕРЖДЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

(указывается полное наименование соискателя лицензии (лицензиата))
указывается полное наименование филиала соискателя лицензии (лицензиата) <1>
(указывается вид образования, уровень образования, профессия, специальность, направление подготовки (для профессионального образования), подвид дополнительного образования) <2>
(наименование образовательной программы и реквизиты документа, которым она утверждена)
N п/п Наименование и реквизиты компонентов образовательной программы, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность Наличие компонентов образовательной программы, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (да/нет, комментарии)
1 2 3
1. Наименование и реквизиты <3> документа(ов), который(ые) определяет(ют) перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <4>, формы промежуточной аттестации обучающихся: X
1.  
2.  
3.  
2. Наименование и реквизиты <3> документа(ов), который(ые) определяет(ют) периоды осуществления видов учебной деятельности и периоды каникул: X
1.  
2.  
3.  
3. Перечень рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): X
Наименование образовательной программы <5>, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в соответствии с учебным планом Наименование и реквизиты рабочей программы, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)
1. 1.  
1.1. 1.1.  
1.2. 1.2.  
1.3. 1.3.  
2. 2.  
2.1. 2.1.  
2.2. 2.2.  
2.3. 2.3.  
3. 3.  
3.1. 3.1.  
3.2. 3.2.  
3.3. 3.3.  
4. Оценочные средства и методические материалы: <6> X
1.    
2.    
3.    
5. Наименование и реквизиты <3> иных компонентов, включенных в состав образовательной программы (при наличии): X
1.    
2.    
3.    

Дата заполнения «__» ___________ ____ г.

       
(должность руководителя соискателя лицензии (лицензиата) или иного лица, имеющего право действовать от имени соискателя лицензии (лицензиата))   (подпись руководителя соискателя лицензии (лицензиата) или иного лица, имеющего право действовать от имени соискателя лицензии (лицензиата))   (фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя соискателя лицензии (лицензиата) или иного лица, имеющего право действовать от имени соискателя лицензии (лицензиата))

М.П.

<1> Заполняется в случае, если соискатель лицензии (лицензиат) намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале (филиалах). Информация о филиале (филиалах) указывается отдельно по каждому филиалу (филиалам).

<2> Таблица заполняется отдельно: по виду образования, уровню образования, профессии, специальности, направлению подготовки (для профессионального образования), подвиду дополнительного образования.

<3> Реквизиты компонентов образовательной программы, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, указываются при наличии таких реквизитов.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320.

<5> В случае если соискателем лицензии (лицензиатом) планируется реализовывать по специальности или направлению подготовки высшего образования несколько образовательных программ, имеющих различную направленность, то информация указывается отдельно по каждой образовательной программе.

<6> Заполняется соискателем лицензии (лицензиатом) в отношении образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования.»

1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

3. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, дополнительные образовательные программы спортивной подготовки;

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

6. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствующей федеральной образовательной программой дошкольного образования. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования.

(в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Основные общеобразовательные программы подлежат приведению в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами не позднее 01.09.2023 (ФЗ от 24.09.2022 N 371-ФЗ).

6.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

6.2. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

6.3. При разработке основной общеобразовательной программы организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, предусматривают непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего и среднего общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

6.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в частях 6 и 6.1 настоящей статьи, вправе непосредственно применять при реализации соответствующих основных общеобразовательных программ федеральные основные общеобразовательные программы, а также предусмотреть применение федерального учебного плана, и (или) федерального календарного учебного графика, и (или) не указанных в части 6.3 настоящей статьи федеральных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). В этом случае соответствующая учебно-методическая документация не разрабатывается.

(часть 6.4 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

6.5. Федеральные основные общеобразовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности, возможности организации углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильного обучения на основе федеральных государственных образовательных стандартов и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в порядке, установленном этим федеральным органом исполнительной власти.

(часть 6.5 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

6.6. К разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

(часть 6.6 введена Федеральным законом от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

7. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных образовательных программ среднего профессионального образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

(в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) (за исключением программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), реализуемых на основе самостоятельно устанавливаемых требований, утвержденных образовательными организациями высшего образования), разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными требованиями.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

7.2. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Образовательные организации высшего образования, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом право разрабатывать и утверждать образовательные стандарты и самостоятельно устанавливаемые требования, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(часть 8.1 введена Федеральным законом от 26.05.2021 N 144-ФЗ)

9. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, а в части профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и могут включать в себя компетенции, отнесенные к одной или нескольким профессиям и специальностям по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам профессий, специальностей, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций.

(в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.

(часть 9.1 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 304-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Примерные образовательные программы среднего профессионального образования включаются по результатам экспертизы в реестр примерных образовательных программ среднего профессионального образования, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных образовательных программ среднего профессионального образования, является общедоступной.

(в ред. Федерального закона от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Порядок разработки примерных образовательных программ среднего профессионального образования, проведения их экспертизы и ведения реестра указанных примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных образовательных программ среднего профессионального образования в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных образовательных программ среднего профессионального образования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.05.2021 N 144-ФЗ, от 24.09.2022 N 371-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, примерных программ ординатуры — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(часть 13 в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, разрабатываются и утверждаются примерные дополнительные профессиональные программы или типовые дополнительные профессиональные программы, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие дополнительные профессиональные программы.

15. Уполномоченными федеральными государственными органами в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, разрабатываются и утверждаются примерные программы профессионального обучения или типовые программы профессионального обучения, в соответствии с которыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, разрабатываются соответствующие образовательные программы.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что такое реквизиты предприятия телефон адрес
  • Что такое реквизиты сторон в договоре дарения
  • Что такое реквизиты сторон в договоре образец
  • Что такое реквизиты чека перечислите основные
  • Что такое средний бизнес в россии определение