Никто из автолюбителей ни застрахован от получения известия о том, что его железный друг отзывается производителем. Вопреки названию, это не означает, что владельца лишают его транспортного средства. Отзыв автомобиля представляет собой устранение выявленного брака, и не более того.
Практически все автомобильные производители периодически отзывают свои продукты для устранения дефектов. Порой под замену идут целые узлы. Подобные кампании носят разные названия, одни именуют их «отзывные», другие «сервисные», но смысл у них один.
Итак, мы уже определились, что «отзыв автомобиля» напрямую связан с выявлением дефектов. Происходит это различными методами. В одних случаях, отклик со стороны производителя получают массовые жалобы клиентов. В других, эксперты компании сами обнаруживают недочеты, оценивая работу автомобилей во время эксплуатации. Подобное практикуется во всем мире и Россия далеко не исключение.
Если брак был обнаружен, то, как правило, автопроизводители не открещиваются от выявленных дефектов. Более того, маркетологи утверждают, что отзывные кампании зачастую используются, как дополнительный рекламный ход, лишний раз демонстрирующий лояльность компании к потребителю.
В целом, российские покупатели с подобными кампаниями знакомы не так хорошо, как зарубежные. Признаться, у нас подобные известия воспринимаются с опаской и тревогой, тогда как заграницей подобные прецеденты не отпугивают, а напротив – привлекают. Иностранные покупатели видят в «отзывных кампаниях» дополнительный гарант: автопроизводитель не бросает своего клиента на произвол судьбы после продажи автомобиля, а сопровождает на протяжении всего пути владения им. А в случае выявления дефектов, устраняет их за свой счет.
Практически все автомобильные производители периодически отзывают свои продукты для устранения дефектов.
Под «отзывную кампанию» попадают все автомобили, выпущенные в период использования дефектной детали (это не означает, что она использовалась в каждой машине). При этом, тот факт находится автомобиль на гарантии или нет, не имеет значения. То есть, если производитель «признал», что в определенный период на все выпущенные автомобили устанавливался, к примеру, бракованный насос или катушка, то не имеет значения, на гарантии машина или нет — после соответствующих проверок деталь или узел подлежат бесплатной замене в дилерском центре за счёт производителя.
Так, например, только в этом году в России компания Toyota объявила об отзыве модели RAV4 выпуска 2005–2012 годов из-за риска повреждения ремня безопасности об острую кромку каркаса заднего дивана.
Производитель и официальный дилер сделают все возможное, чтобы владелец автомобиля был уведомлен о необходимости посетить автосервис. Но бывает, что автолюбители предоставляют не актуальные данные о себе или же меняют их (адрес/номер телефона), из-за чего связаться с ними становится затруднительно, а порой и вовсе невозможно. В таких случаях, о проведении «отзывной кампании» можно узнать, в ходе обслуживания в официальных СЦ.
Надо иметь в виду, что в серых сервисных центрах, об «отзывной кампании» не информируют, и уж тем более не устраняют дефект бесплатно. В результате, если брак, выявленный производителем, приведет к поломке, после того, как было объявлено об «отзывной кампании», а владелец автомобиля сам ее проигнорировал, то устранять проблему, зачастую дорогостоящую, ему придется за свой счет.
Если вспомнить, что порой связаться с автовладельцем, становиться невозможно, напрашивается вопрос: что будет, если эти два знаменателя (недостоверные данные и обслуживание в серых СЦ) встретятся? Означает ли это, что он не ответственен за поломку?
Здесь необходимо учитывать, что законодательством предусмотрено следующее: автопроизводитель может сообщить об «отзывной кампании» как через письменное уведомление, так и распространив информацию в СМИ. После с него снимается ответственность за возможную поломку из-за дефекта.
То есть, если владелец автомобиля не получил извещение с просьбой посетить официального дилера, при этом информация была размещена в СМИ и он ее проигнорировал, допустив поломку в машине, то это исключительно его вина. Конечно, это спорный момент, ведь автолюбитель может начать ссылаться на то, что не знал об «отзывной кампании» и доказать обратное достаточно сложно. Разбирать ситуацию придётся в суде, и тут нужно иметь в виду, что пока в российской судебной практике случаев, когда Фемида вставала на сторону автопроизводителей, нет.
В свою очередь, в США и Европе она существует. Понимая всю сложность и спорность ситуации, автопроизводители дают автовладельцам возможность самостоятельно проверять наличие «отзывных кампаний» на их модели. Для этого необходимо обратится к официальному дилеру в своем регионе, в справочную службу или на сайт производителя, где можно проверить автомобиль по базе VIN — номера.
Напоследок напомним, что работы по автомобилю, попавшему в список «отзывной кампании», а также заказ запчастей подлежащих замене для владельца автомобиля абсолютно бесплатны. Все возможные затраты на себя берет производитель. Если автодилер выставляет счет, смело обращайтесь в справочную службу производителя.
Попутного вам ветра, меньше поломок и удачи на дорогах!
Сообщения СМИ о том, что та или иная компания-производитель отзывает в России свои автомобили появляется еженедельно. Так, сегодня стало известно, что концерн Volkswagen отзывает 57 машин, выпущенных с 2008 по 2018 год для выкупа и утилизации. Но что это значит? Какова процедура отзыва? И что делать собственнику такого автомобиля?
Начнем с того, что машину могут отзывать не только для отправки «под пресс», как в сегодняшнем случае, но также для ремонта или доработки (если у серии впоследствии были обнаружены критические дефекты), либо замены.
В случае с автомобилями «Фольксваген», среди которых, несмотря на пробег, отнюдь не дешевые экземпляры Tiguan, Multivan, Amarok, Caddy и Touareg, то отзыв вызван обнаружившимся у машин отсутствием необходимой документации, подтверждающей соответствие техрегламентам.
Кстати, отозвать авто может не только производитель, но и надзорный орган, работающий в государстве и выявивший дефект на основе обращений граждан, либо по результатам экспертной проверки. Зачастую завод-изготовитель и надзорный орган работают сообща. Так, в случае с отзывом «Фольксвагенов», расходы на выкуп авто у владельцев берет на себя немецкий концерн, а вот проверить не попал ли конкретный автомобиль под отзыв, можно на сайте «Роспотребнадзора» по ВИН-коду.
Как правило, в интересах водителя не игнорировать отзыв ТС и обратиться в соответствующую инстанцию, потому что чаще всего такая мера вызвана наличием серьезных проблем с авто, которые могут влиять на безопасность, в частности, заводские дефекты тормозной системы и т.д. Кроме того, в случае отзыва производитель берет на себя все расходы по устранению причины отзыва.
В случае же, если автовладелец проигнорировал отзыв, то впоследствии ему придется устранять неполадку за свой счет. Собственно, в этом и заключается на сегодняшний день вся его ответственность. Каких-либо штрафов или иных санкций не предусмотрено.
Вроде бы, как реагировать на отзыв интуитивно понятно — отдал дефективную машину, вернули нормальную, притом бесплатно. Но каждый случай индивидуален. И одно дело поставить машину на доработку и устранение неполадок, а другое — отдать в утилизацию только потому, что десять лет назад кто-то накосячил с документами. Пусть и не бесплатно отдать, но кто сказал, что цена, предложенная заводом, окажется адекватной?
13 августа 2021
Содержание статьи:
- Что такое отзывная кампания?
- Кто платит за проведение работ?
- Как узнать, что именно будут делать с моей машиной?
- Сколько времени отнимет у меня отзывная кампания?
- Дадут ли мне подменный автомобиль?
- Может ли дилер отказаться от проведения работ на моем авто?
- Под сервисные кампании подпадают только гарантийные машины?
- Можно ли пропустить сервисную кампанию?
- Есть ли сроки проведения отзывных акций?
- Как дилеры относятся к сервисным компаниям?
-
Что такое отзывная кампания?
Отзыв — это мероприятие по устранению заводских недостатков автомобиля. Периодически производственные дефекты выявляются лишь по прошествии времени, когда машина уже была продана.
-
Кто платит за проведение работ?
Все расходы, связанные с отзывной акцией, всегда берет на себя производитель. Если дилер выставил вам счет, жалуйтесь в российское представительство марки.
-
Как узнать, что именно будут делать с моей машиной?
Есть два варианта: можно заглянуть на сайт Росстандарта, на котором фиксируются отзывные кампании, а можно позвонить в дилерский центр марки.
-
Сколько времени отнимет у меня отзывная кампания?
Работы занимают не менее часа. Если дефект серьезный, то авто остается у дилера на несколько дней.
-
Дадут ли мне подменный автомобиль?
Если работы трудоемкие, вы можете попросить у дилера «подменку». Но помните, что согласно ст.20 закона «О защите прав потребителей», сервис имеет право вам отказать.
-
Может ли дилер отказаться от проведения работ на моем авто?
Если машина заезжает на СТО, то автосалон обязан выполнить работы или представительство лишит дилера бонусов.
-
Под сервисные кампании подпадают только гарантийные машины?
Производитель может отзывать как совершенно новые автомобили, едва появившиеся в продаже, так и авто нескольких предыдущих модельных линеек.
-
Можно ли пропустить сервисную кампанию?
Все зависит от того, какие работы подразумевает акция. Если речь идет серьезных технических проблемах, то с визитом к дилеру лучше не затягивать.
-
Есть ли сроки проведения отзывных акций?
Кампания проводится до тех пор, пока не будет обслужено максимально возможное количество автомобилей.
-
Как дилеры относятся к сервисным компаниям?
Официальные сервисы с удовольствием принимают отзывные машины. Для них это возможность предложить автовладельцам дополнительные услуги и заработать.
Все статьи