Что относится к электронным услугам иностранных компаний

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 244-ФЗ)

1. В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий. К таким услугам относятся:

предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности;

оказание рекламных услуг в сети «Интернет», в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин и баз данных, функционирующих в сети «Интернет», а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;

оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;

оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путем отправляемого автоматически создаваемого сообщения);

обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;

хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;

предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;

предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;

оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;

оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам, предоставлению указанных данных пользователям через информационно-телекоммуникационные сети (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);

предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;

оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;

предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;

ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

В целях настоящей главы к услугам в электронной форме, указанным в абзаце первом настоящего пункта, не относятся, в частности, следующие операции:

реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;

реализация (передача прав на использование) программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;

оказание консультационных услуг по электронной почте;

оказание услуг по предоставлению доступа к сети «Интернет».

2. При оказании иностранными организациями физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее в настоящей статье — физические лица), услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

(в ред. Федеральных законов от 27.11.2017 N 335-ФЗ, от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Иностранные организации, оказывающие физическим лицам услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации таких услуг не возложена в соответствии с настоящей статьей на налогового агента.

При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, иностранные организации — посредники, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги, признаются в целях настоящей главы налоговыми агентами. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких организаций-посредников налоговым агентом признается иностранная организация — посредник, осуществляющая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами — потребителями услуг независимо от наличия у нее договора с иностранной организацией, оказывающей услуги. Налоговый агент обязан исчислить и уплатить соответствующую сумму налога.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. При оказании иностранными организациями физическим лицам услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При определении налоговой базы в соответствии с настоящей статьей стоимость указанных в абзаце первом настоящего пункта услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Сумма налога исчисляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, и определяется как соответствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67 процента процентная доля налоговой базы.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Суммы налога, предъявленные иностранным организациям, подлежащим постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса (за исключением сумм налога, предъявленных их обособленным подразделениям, расположенным на территории Российской Федерации), при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 174.2 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 263-ФЗ) в части срока уплаты налога применяется к правоотношениям по его уплате начиная с 01.01.2023.

7. Уплата налога иностранными организациями, указанными в пункте 3 настоящей статьи, производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Налоговая декларация представляется иностранными организациями, подлежащими постановке на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, в налоговый орган по установленному формату в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, а в период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такими иностранными организациями для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, — по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае, если исчисление и уплата (перечисление) налога в соответствии с настоящей статьей производятся налоговым агентом, налоговая декларация представляется в налоговый орган таким налоговым агентом.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Утратил силу с 1 января 2019 года. — Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговыми агентами признаются российские организации, индивидуальные предприниматели или обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателем на основании договоров поручения, комиссии, агентских или иных аналогичных договоров с иностранными организациями, оказывающими такие услуги. В случае оказания таких услуг с участием в расчетах нескольких посредников налоговым агентом признается российская организация, индивидуальный предприниматель или обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации, — посредники, состоящие на учете в налоговых органах и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателем независимо от наличия у них договора с иностранной организацией, оказывающей такие услуги.

Указанные налоговые агенты производят исчисление и уплату налога в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 161 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи.

В целях настоящего пункта не признаются посредниками организации, являющиеся субъектами национальной платежной системы, а также операторы связи, указанные в Федеральном законе от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», в рамках осуществления переводов денежных средств за услуги, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи.

(абзац введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ)

10.1. При оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), в том числе на основании договоров поручения, договоров комиссии, агентских договоров или иных аналогичных договоров, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса), исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 настоящей статьи.

(п. 10.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 323-ФЗ)

11. Уплата сумм недоимки по налогу, задолженности по пеням и штрафам, восстановленных в соответствии с пунктом 1.1 статьи 59 настоящего Кодекса, производится указанными иностранными организациями в течение одного месяца начиная со дня постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса.

Уже второй год, как в налоговом законодательстве начал использоваться термин «услуги, оказываемые в электронной форме», значимый для целей определения места реализации иностранными компаниями электронных услуг для целей НДС (широко известный, как налог на Google). Местом реализации электронных услуг с 01.01.2017 признается место осуществления деятельности покупателя этих услуг.

То есть при оказании иностранными компаниями услуг в электронной форме российским пользователям (как физическим лицам, так и организациям), эта иностранная компания обязана встать на учет в российские налоговые органы, исчислить и уплатить НДС со стоимости оказываемых услуг[1].

В первую очередь, речь идет в этом случае идет об услугах по предоставлению контента (музыка, видео, электронные книги, игры и т. д.) и (или) права доступа к программам (базам данных, онлайн-играм, социальным сетям и др.). При этом п. 1 ст. 174.2 НК РФ содержит закрытый, на первый взгляд, перечень услуг в электронной форме:

  1. предоставление прав на использование программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет»;
  2. оказание рекламных услуг в сети «Интернет «, а также предоставление рекламной площади (пространства) в сети «Интернет»;
  3. оказание услуг по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»;
  4. оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями;
  5. обеспечение и (или) поддержание коммерческого или личного присутствия в сети «Интернет», поддержка электронных ресурсов пользователей (сайтов и (или) страниц сайтов в сети «Интернет»), обеспечение доступа к ним других пользователей сети, предоставление пользователям возможности их модификации;
  6. хранение и обработка информации при условии, что лицо, представившее эту информацию, имеет к ней доступ через сеть «Интернет»;
  7. предоставление в режиме реального времени вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе;
  8. предоставление доменных имен, оказание услуг хостинга;
  9. оказание услуг по администрированию информационных систем, сайтов в сети «Интернет»;
  10. оказание услуг, осуществляемых автоматическим способом через сеть «Интернет» при вводе данных покупателем услуги, автоматизированных услуг по поиску данных, их отбору и сортировке по запросам (в частности, сводки фондовой биржи в режиме реального времени, осуществление в режиме реального времени автоматизированного перевода);
  11. предоставление прав на использование электронных книг (изданий) и других электронных публикаций, информационных, образовательных материалов, графических изображений, музыкальных произведений с текстом или без текста, аудиовизуальных произведений через сеть «Интернет», в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним для просмотра или прослушивания через сеть «Интернет»;
  12. оказание услуг по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях;
  13. предоставление доступа к поисковым системам в сети «Интернет»;
  14. ведение статистики на сайтах в сети «Интернет».

Из легального определения «услуг в электронной форме» (п. 1 ст. 174.2 НК РФ)[2] мы можем выделить три основных признака:

  1. Электронные услуги оказываются через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
  2. Электронные услуги оказываются автоматизированно;
  3. Электронные услуги оказываются с использованием информационных технологий.

В связи с перечисленными признаками возникает вопрос, относятся ли к электронным услуги, оказываемых онлайн, в случае, если Интернет используется лишь как способ передачи информации или данных, а исполнитель принимает существенное личное участие в оказании услуги.

Так, в ст. 174.2 НК РФ есть прямые исключения из состава электронных в том числе следующих видов услуг:

  • реализация товаров (работ, услуг), если при заказе через сеть «Интернет» поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) осуществляется без использования сети «Интернет»;
  • реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры), баз данных на материальных носителях;
  • оказание консультационных услуг по электронной почте.

Российское определение электронной услуги соответствует практике ЕС. В Директиве № 2006/112/ЕС Совета Европейского Союза[3] закреплено следующее определение электронной услуги – это услуги, доставляемые через Интернет либо электронную сеть, природа которых позволяет совершать их поставку полностью автоматически или с минимальным вмешательством человека; при отсутствии информационных технологий такие услуги не могли бы существовать.

По сути положения Директивы предполагают наличие трех видов поставок в сфере электронной коммерции:

  1. Поставка дижитал-продукции с помощью Интернета с отсутствием или с минимальным вмешательством человека, при которой отсутствует необходимость физического присутствия исполнителя в месте реализации услуги;
  2. Поставка иных услуг, осуществляемая с помощью Интернета (например, консультационные услуги или онлайн обучение с помощью skype);
  3. Поставка товаров или «вещественных» услуг, заказ которых осуществляется онлайн, но исполняется в обычном режиме (например, заказ товаров, онлайн бронирование билетов, гостиниц и т.д.)[4].

Два последних вида услуг предполагают использование Интернета или иных информационно-телекоммуникационных сетей в качестве средства связи между поставщиком и покупателем, не преобразовывая при этом природы оказываемых услуг.

В России из начального текста законопроекта был изъят такой важный признак электронной услуги, как минимальная степень человеческого участия или ее полное отсутствие. Сохранение в п. 1 ст. 174.2 НК РФ лишь одного признака электронной услуги «автоматизированность» было направлено на устранение возможности субъективной оценки степени человечесвого участия. Таким образом, буквальное толкование нормы позволяет сделать вывод, что даже минимального человеческого участия в оказании услуги достаточно для выведения последней из-под действия положений ст. 174.2 НК РФ.

Однако что делать в том случае, когда предоставление прав доступа является не отдельным и самостоятельным видом деятельности, а лишь частью более широкого спектра оказываемых услуг, предоставление которых осуществляется не автоматизировано? Например, в случаях проведения онлайн обучения, в рамках которого ученикам, помимо взаимодействия с преподавателем, могут предоставляться в том числе права доступа к видео-роликам или иным учебным материалам.

Решение, предложенное в Директиве для таких случаев, видится разумным. В каждом конкретном кейсе предлагается определять:

  • является ли вся поставка единой и определять уже природу всей такой «пакетной» поставки;
  • является ли электронная услуга самостоятельной/ основной частью оказываемой услуги или лишь вспомогательной частью более комплексной услуги.

Более того, для обложения НДС лишь части реализованной услуги (например, передачи права доступа к видеозаписям в рамках онлайн обучения), необходимо точно определить налогооблагаемую базу, т.е. определить стоимость передачи такого права в общей стоимости оказываемых услуг. В подавляющем большинстве случаев такую часть стоимости определить невозможно, что в свою очередь является еще одним эшелоном защиты таких «пакетных» услуг.


[1] Пройти НДС-регистрацию можно удаленно через онлайн-сервис «НДС-офис интернет-компании«. Сервис доступен на русском и английском языках.

Иностранная компания может самостоятельно проверить, нужно ли ей вставать на налоговый учет. Для этого предусмотрен онлайн-тест.

[2] «В целях настоящей главы оказанием услуг в электронной форме признается оказание услуг через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее в настоящей статье — сеть «Интернет»), автоматизированно с использованием информационных технологий».

[3] Полезно ознакомиться также с Пояснительной запиской к поправкам в отношении определения места реализации услуг в сфере телекоммуникации, радиовещания, а также электронным услугам, вступившими в силу с 2015 года.

[4] В Директиве отдельно отмечено, что в случаях, когда поставщик и потребитель какой-либо услуги общаются по электронной почте, это само по себе не должно означать, что предоставляемая услуга является услугой, предоставляемой в электронном виде.

НДС до 1 октября 2022 г. при приобретении электронных услуг

По общему правилу обязанности налогового агента по НДС возникают при соблюдении одновременно двух условий:

  1. Местом реализации приобретаемых услуг (работ) является территория РФ. Для определения места реализации обращаемся к ст.148 НК РФ или Приложению 18 к договору о ЕАЭС (далее — Протокол) (если договор с компаниями из Армении, Казахстана, Белоруссии или Киргизии).
  2. Иностранный партнер НЕ стоит на учете в налоговых органах РФ или он зарегистрирован в налоговой инспекции, но только по причине:
    • на территории Российской Федерации находится принадлежащее ему недвижимое имущество и (или) транспортные средства;
    • либо у него открыт счет в банке.

Обязанности налогового агента по НДС возникают также, если мы заключили договор напрямую с иностранной компанией, у которой есть обособленное подразделение на территории России, но в договоре это обособленное подразделение не принимает никакого участия.

Далее, чтобы не перечислять все эти случаи, будем называть их случаями, когда иностранный партнер НЕ зарегистрирован в налоговом органе.

В настоящее время и до 1 октября 2022 г. российская организация или ИП, приобретающие электронные услуги, указанные в п.1 ст.174.2 НК РФ, у иностранной компании, НЕ должны исполнять обязанности налогового агента по НДС. Если местом реализации электронных услуг признается территория РФ, то иностранная компания должна сама платить НДС в российский бюджет, зарегистрировавшись в налоговых органах (п. 4.6 ст. 83, п.2 ст.161, п.3 ст.174.2 НК РФ). Но независимо от того, будет она это делать или нет, у российского покупателя обязанностей налогового агента не возникает (п.2 ст.161, п.3 ст.174.2 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 24.10.2018 N 03-07-08/76139).

ВАЖНО понимать: когда мы говорим о приобретении электронных услуг, то к ним относятся только те услуги, которые указаны в п.1 ст.174.2 НК РФ, а не любые услуги, в которых задействован Интернет.

Например, консалтинговые услуги через Интернет к электронным услугам не относятся (п.1 ст.174.2 НК РФ), но местом их реализации признается территория РФ (пп.4 п.1 ст.148 НК РФ, пп.4 п.29 Протокола). А значит, при их приобретении российский покупатель должен выполнить обязанности налогового агента по НДС, если иностранная компания не стоит на учете в российских налоговых органах.

Местом реализации электронных услуг, приобретаемых у «иностранцев» из «дальнего зарубежья» (НЕ из стран ЕАЭС) признается территория РФ, если такие услуги приобретают российские покупатели. Поэтому такие иностранные компании должны зарегистрироваться в налоговых органах РФ и платить НДС по электронным услугам. Но если мы приобретаем услуги у налогоплательщиков ЕАЭС, то сначала нужно определить их место реализации по Протоколу. Если окажется, что это территория РФ, то необходимо сверить услуги со списком из п.1 ст.174.2 НК РФ. Если услуги в этом списке, то обязанностей налогового агента у покупателей нет. Обязанность по уплате «электронного» НДС лежит на «иностранце». Иностранная компания в такой ситуации должна зарегистрироваться в налоговых органах РФ (п. 4.6 ст. 83, п.3 ст.174.2 НК РФ).

Обратите внимание! Если вы приобретаете электронные услуги у иностранного индивидуального предпринимателя, то вы можете быть налоговыми агентами по НДС, если местом реализации услуг является территория РФ. Иностранные ИП в отличии от иностранных компаний не должны сами платить НДС по электронным услугам.

Но ФНС России в своем Письме от 30.03.2022 № СД-4-3/3807@ разъяснила, что у иностранных компаний, которые встали на учет на сайте ФНС, есть проблема с перечислением налогов в российский бюджет. Иностранные банки не переводят деньги на счета Федерального казначейства. Поэтому ФНС предложила покупателям электронных услуг в добровольном порядке выполнить обязанности налогового агента по НДС. При этом, если покупатель уплатил НДС «за иностранную компанию» и принял его к вычету или включил в стоимость (в расходы) услуг, то налоговый орган не может требовать перерасчета налоговых обязательств у покупателя. И иностранной организации не требуется повторно уплачивать НДС. Также не будет претензий к тем налогоплательщикам, которые учтут в расходах суммы НДС, уплаченного ими в качестве налоговых агентов, например, при УСН.

ФНС рекомендовала российским компаниям и ИП, приобретающим электронные услуги, проинформировать своих зарубежных контрагентов, что будут самостоятельно исчислять и уплачивать НДС. Позиция ФНС согласована с Минфином России и доведена до налоговых органов и налогоплательщиков.

Формально данные разъяснения не соответствуют нормам НК РФ и продиктованы исключительно ситуацией, которая сложилась в мире. Поэтому, если организация или ИП добровольно захочет исполнить обязанности налогового агента по электронным услугам, то, по мнению автора, это можно делать только в случае, если иностранный партнер будет согласен. Иначе получится, что российский покупатель не соблюдает договорные отношения.

Например, если стоимость электронных услуг — 120 евро, а покупатель перечислит иностранной компании 100 евро и 20 евро (по курсу в рублях) — в российский бюджет, то не исключено, что иностранный партнер откажет покупателю в предоставлении услуг. Ведь по договору мы должны заплатить 120, а не 100 евро. Поэтому, если вы хотите выполнять обязанности налогового агента по НДС, вы можете это сделать, только если «иностранец» будет согласен. И лучше оговорить этот факт в договоре.

Наличие Письма ФНС НЕ означает, что покупатели электронных услуг должны ему следовать. Минфин РФ по-прежнему разъясняет (Письмо Минфина России от 06.06.2022 N 03-07-08/53215), что НК РФ не предусматривает в данной ситуации для российской организации (индивидуального предпринимателя) обязанности по исчислению НДС в качестве налогового агента. Но покупатели могут руководствоваться письмом ФНС России от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@ и добровольно выполнять эти обязанности.

Решение о том, как поступить при приобретении электронных услуг у иностранных организаций, остается за российским покупателем. И помните, если вы решите стать налоговым агентом, то исчислять НДС и отражать его в декларации следует в том же порядке, что и при «обычном» выполнении обязанностей налогового агента по НДС (Письмо ФНС России от 27.04.2022 N СД-4-3/5204@).

НДС по электронным услугам с 1 октября 2022 года

При приобретении у иностранных компаний «напрямую»

С 1 октября 2022 г. позиция ФНС будет соответствовать нормам НК РФ. С этой даты вступают в силу изменения в НК РФ, и покупатели электронных услуг у иностранных компаний должны будут исполнять обязанности налогового агента по НДС в порядке, установленном п.1 и п.2 ст.161 НК РФ (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ). Т.е. при перечислении денежных средств иностранному партнеру нужно будет удержать НДС по ставке 20/120 и перечислить в бюджет.

Иностранные компании, реализующие электронные услуги (в т.ч. иностранные посредники с участием в расчетах), будут сами уплачивать НДС только в случае, если оказывают электронные услуги физическим лицам (НЕ ИП) (п.2 ст.161 и п.3 ст.174.2 НК РФ в ред. Закона N 323-ФЗ, новый п.10.1 ст.174.2 НК РФ).

Из разъяснений ФНС можно сделать вывод, что при приобретении электронных услуг у иностранных компаний российские организации или ИП должны выполнять обязанности налогового агента по НДС независимо от факта регистрации «иностранца» в налоговых органах (Письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@).

Но при приобретении «иных услуг» (не электронных) у иностранных организаций, которые зарегистрированы в качестве плательщиков НДС по электронным услугам в соответствии с п.4.6 ст. 83 НК РФ, покупатель вправе самостоятельно исчислять, удерживать и уплачивать НДС в бюджет РФ с учетом подхода, изложенного в письмах ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937 и от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@, т.е. выполнить обязанности налогового агента добровольно (Письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@).

Полагаем, что налоговые органы НЕ будут предъявлять претензии к тем, кто последовал их совету и перечислял НДС за «зарегистрированных иностранцев» по «иным услугам». Но ранее мы предостерегали тех, кто хотел уплатить НДС за иностранных партнеров, в ситуациях, когда обязанностей налогового агента нет. Есть риски, что в таком случае налоговый орган «снимет» вычет НДС по электронным услугам. Мотивация следующая: при отсутствии обязанности налогового агента эти суммы не могут считаться уплаченным налогом, а это есть не что иное, как переплата НДС. А переплату к вычету принять нельзя (Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 № 2518-О и определение Верховного Суда РФ от 19.04.2016 № 305-КГ16-2688).

При приобретении у иностранных компаний через российских посредников

Также с 1 октября 2022 г. будут уточнены правила выставления счетов-фактур российскими посредниками, которые реализуют электронные услуги иностранных компаний в рамках посреднического договора с участием в расчетах.

Если российская организация или ИП в рамках посреднического договора ПРОДАЕТ электронные услуги иностранной компании с участием в расчетах, то она, как и прежде, будет исполнять обязанности налогового агента по НДС в порядке, предусмотренном п.5 ст.161 НК РФ с учетом особенностей, указанных в п.4 ст.174.2 НК РФ (п.10 ст.174.2 НК РФ).

Правила определения налоговой базы, выставления и регистрации счетов-фактур в книге продаж для российских «электронных» посредников были разъяснены Письмом ФНС от 12.10.2021 N СД-4-3/14488@. Коротко его содержание можно передать так:

  1. База по НДС возникает у посредников на дату оплаты электронных услуг, в т.ч. если производится постоплата оказанных услуг;
  2. Счета-фактуры посредники выставляют как обычные продавцы, но регистрируют их в книге продаж только при их оплате. При этом покупатель производит вычет в обычном порядке, т.е. после отражения услуг в учете. Из-за этой «нестыковки» посредник и покупатель должны пояснять налоговым органам, что они приобретали/продавали электронные услуги у российских посредников в качестве посредников иностранных компаний.

С 1 октября 2022 г. установлено: при исчислении суммы налога налоговыми агентами, указанными в п. 10 ст. 174.2 НК РФ, счета-фактуры выставляются в срок не позднее пяти календарных дней месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором получена оплата, частичная оплата в счет оказания иностранными организациями услуг в электронной форме (п.3 ст.168 НК РФ в ред. с 01.10.2022). Т.е. российские посредники при продаже электронных услуг будут выставлять счета-фактуры только по факту их оплаты! Соответственно «разрывов» по НДС у покупателей и посредников не будет.

Если российские ИП или организации приобретают электронные услуги у российских посредников иностранных компаний, то с 1 октября 2022 г. они будут получать счета-фактуры и смогут принять к вычету НДС только после оплаты таких услуг. Поэтому не стоит удивляться, если российский посредник не выставит счет-фактуру на оказанные «иностранные» электронные услуги до даты платежа.

Как налоговому агенту уплатить НДС при приобретении электронных услуг

Если организация, в т.ч. до 1 октября 2022 г., будет выполнять обязанности налогового агента по НДС по электронным услугам, то необходимо учесть отдельные моменты.

Исчислять налог нужно на дату выплаты (перечисления) денежных средств «иностранцу» (Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

Расчет производится по ставке 20/120 к «сумме перечисления» с учетом НДС (п.1 ст.161 НК РФ).

Если российский НДС не предусмотрен в стоимости услуг, то для определения налоговой базы следует увеличить стоимость оплачиваемых услуг на сумму НДС (начислить 20% сверх стоимости услуг) (Письма Минфина России от 26.05.2016 N 03-07-13/1/30201, от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, от 08.09.2011 N 03-07-08/276, от 04.02.2010 N 03-07-08/32, Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11).

При расчетах в иностранной валюте сумму НДС, которую необходимо перечислить в бюджет, рассчитывают по курсу ЦБ РФ, действующему на дату оплаты услуг (п.3 ст.153 НК РФ, Письмо Минфина России от 21.01.2015 N 03-07-08/1467).

К сведению! ФНС разъяснила: если до 1 октября 2022 г. был перечислен аванс в счет оказания электронных услуг, а услуги оказаны после 1 октября 2022 г., обязанностей налогового агента не возникает. При этом покупатель вправе принять к вычету НДС, уплаченный в адрес иностранной организации, в прежнем порядке (установлен п. 2.1 ст.171 НК РФ до 1 октября 2022 г.), т.е. на основании документов, полученных от иностранной компании с ее ИНН/КПП, выделенной суммой НДС, и документа, подтверждающего оплату услуг и НДС. Вычет можно заявить даже в том случае, если услуги приняты на учет у покупателя после 1 октября 2022 г. (Письмо ФНС России от 08.08.2022 N СД-4-3/10308@).

Но в обратной ситуации, когда электронные услуги были оказаны до 1 октября 2022 г., а оплата за них производится после 1 октября 2022 г., по мнению автора, у покупателя возникают обязанности налогового агента по НДС.

При перечислении денег иностранному партнеру российский покупатель должен составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж с кодом операции 06.

При выполнении обязанностей налогового агента по НДС до 1 января 2023 г. удержанный НДС нужно перечислять в бюджет одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранным партнерам. Причем банк, обслуживающий налогового агента, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранных налогоплательщиков, если налоговый агент также не представил в банк поручение на уплату налога с открытого в этом банке счета при достаточности денежных средств для уплаты всей суммы налога (абз. 3 и 4 п.4 ст.174 НК РФ).

С 1 января 2023 г. налоговый агент будет перечислять в бюджет удержанный налог в общеустановленном порядке: по 1/3 каждый месяц в срок — не позднее 28-го числа (п.1 ст.174 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ). Кстати, из-за введения единого налогового платежа с 2023 г. у налогоплательщиков НДС также изменятся сроки уплаты НДС — с 25-го на 28-е число.

НДС, который налоговые агенты уплатили в бюджет, можно принять к вычету, если (п.3 ст.171 НК РФ):

  • услуги были приобретены налогоплательщиком для операций, облагаемых НДС;
  • при их приобретении НДС был уплачен в бюджет.

Заявить НДС к вычету налоговый агент может только после принятия на учет работ, услуг и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (Письмо ФНС РФ от 12.08.2009 N ШС-22-3/634@ и Решение ВАС РФ от 12.09.2013 N 10992/13, см. также Письмо Минфина РФ от 23.10.2013 N 03-07-11/44418).

При принятии к вычету НДС в книге покупок фиксируют счет-фактуру, который был зарегистрирован в книге продаж при перечислении денежных средств иностранному партнеру. При этом в графе 2 книги покупок необходимо указать код вида операции 06.

В декларации по НДС налоговые агенты, в т.ч. не являющиеся плательщиками НДС, заполняют раздел 2.

В стр. 070 Раздела 2 декларации по НДС указывают код операции:

  • 1011712 — при расчетах деньгами,
  • 1011711 — при неденежной форме расчетов.

Но ФНС рекомендует при приобретении электронных услуг с 1 октября 2022 года указывать код 1011720.

Мы рассмотрели только особенности НДС с электронных услуг иностранных компаний. И бывает трудно уследить за нововведениями. А это может приводить к налоговым рискам или излишней уплате налогов. Чтобы быть уверенными, что в учете нет ошибок, проводите системный комплексный аудит с юридической защитой проверенного периода и страховкой от налоговых претензий. В случае налоговых доначислений Ингосстрах компенсирует штрафы и пени, если юристам компании «Правовест Аудит» не удастся их оспорить в досудебном порядке.

Контролируйте налоговые риски компании

Оптимальным решением для исключения налоговых рисков является проведение системного комплексного аудита в «Правовест Аудит» со страховкой от налоговых претензий, юридической защитой проверенного периода и коспенсацией штрафов и пени в случае доначисления налогов в течении 3 лет.

Рассчитать стоимость

Как платить НДС с электронных услуг

31 июля 2019

Как платить НДС с электронных услуг

Как платить НДС с электронных услуг

С января 2019 года произошли изменения в уплате НДС с электронных услуг. Мы расскажем о новых поправках и ответим на вопросы, связанные с уплатой налогов российскими и иностранными компаниями.

Что такое электронные услуги

Услугами, оказываемыми в электронной форме, признаются те, которые осуществляются через информационно-телекоммуникационную сеть. Таким образом, имеются в виду услуги, предоставляемые через Интернет, частные виртуальные сети и другие площадки, подпадающие под это определение.

Согласно статье 148 Налогового кодекса, местом оказания услуг признается Россия, если их покупатель находится на территории РФ.

Что относится к электронным услугам

Статья 174.2 НК РФ обозначила следующий перечень:

  • рекламные услуги в Интернете;
  • предоставление доменов и хостинг;
  • поддержка и администрирование сайтов;
  • продажа прав на использование программ и баз данных;
  • предоставление торговых и рекламных площадок.

Под категорию «электронные услуги» не подпадают:

  • консультации по e-mail;
  • провайдерские услуги;
  • реализация товаров или услуг, которые предоставляются и доставляются не в электронном виде;
  • реализация программ на материальных носителях.

Кто обязан уплачивать НДС с электронных услуг

Раньше российские компании, закупающие подобные услуги у иностранных контрагентов, были обязаны платить НДС. Однако с 2019 года правила изменились. Теперь российские организации освобождены от уплаты НДС за электронные услуги.

Теперь налоговое бремя легло на иностранные компании, оказывающие услуги электронного характера. Процентная ставка для них составляет – 16,67% от стоимости услуг. Однако для уплаты налогов иностранной компании потребуется встать на учет в ФНС. Далее мы расскажем, как это сделать.

Что нужно сделать иностранному контрагенту для реализации электронных услуг

Разберемся поэтапно.

  1. Подать заявление в налоговую. Для действующих иностранных компаний сделать это нужно было до 15 февраля текущего года. Подать заявление можно напрямую в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7 или через электронный ресурс «НДС-офис иностранной компании». Сервис работает и на английском языке.
  2. Ждать постановку на учет. У налоговой есть 30 дней для принятия решения. После этого вас должны будут поставить на учет.

Важно помнить, что вместе с заявлением нужно приложить выписку из реестра страны, которая регистрировала иностранного агента или другой равный по юридической силе документ. К документам обязательно прилагается русский перевод. Заверять у нотариуса выписку или соответствующий документ не надо. Если вы направляете заявление удаленно, то апостилировать выписку также не придется. Государственная пошлина для постановки на учет иностранных компаний в РФ отсутствует.

После постановки на учет иностранному агенту необходимо будет предоставлять налоговую отчетность. Придется рассчитывать и уплачивать НДС каждый квартал и подавать налоговую декларацию. Делать это нужно 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Определить, нужно ли вам встать на учет, можно с помощью специального теста, разработанного ФНС. Его можно пройти и на английском языке.

Если вы предоставляете свои электронные услуги через сторонних агентов, то рассчитывать и уплачивать НДС также придется им.

Надеемся, что наша статья помогла разобраться с вопросами уплаты НДС за реализацию электронных услуг иностранными компаниями.

Как платить НДС с электронных услуг иностранных компаний

С 1 октября 2022 года действуют новые правила уплаты НДС при покупке электронных услуг у иностранных компаний. Исключение составляют случаи, когда иностранная организация оказывает такие услуги через российское обособленное подразделение. Расскажем, как уплачивать НДС с электронных услуг зарубежных компаний по новым правилам.

Как платить НДС с электронных услуг иностранных компаний

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Что изменилось в правилах уплаты НДС

В 2018 году при покупке электронных услуг у зарубежных продавцов российские фирмы должны были за свой счёт заплатить НДС.

В 2019 году вступило в силу правило, по которому иностранная компания, которая реализует электронные услуги на территории России должна была самостоятельно уплачивать НДС. То есть российские фирмы перестали быть налоговыми агентами.

С 1 октября 2022 году снова действует «старое» правило: российская компания, которая покупает у иностранцев электронные товары и услуги, признаётся налоговым агентом по НДС. Такие поправки внесены законом от 14 июля 2022 года № 323-ФЗ.

По каким электронным услугам действуют новые правила уплаты НДС

Список электронных услуг, при приобретении которых российские компании и ИП должны сами считать и платить НДС, зафиксирован в п. 1 ст. 174.2 НК:

  • предоставление прав на пользование программами для ПК, в том числе компьютерными играми, и базами данных, в том числе через предоставление удаленного доступа к ним;
  • рекламные услуги в Интернете;
  • размещение предложений о покупке товаров, работ, услуг;
  • предоставление возможности установить контакты и заключать сделки между продавцами и клиентами в сети Интернет;
  • хранение и обработка сведений в Интернете;
  • предоставление в режиме реального времени возможности размещать сведения в информационной системе;
  • предоставление доменных имен, услуги хостинга;
  • администрирование информационных систем и сайтов;
  • предоставление прав на электронные книги и иные электронные публикации, информационные, образовательные материалы, графические изображения, а также музыкальные и аудиовизуальные произведения;
  • поиск и предоставление заказчику сведений о потенциальных клиентах;
  • доступ к поисковым системам;
  • ведение статистики на сайтах.

Обязательное условие для применения нового правила – местом реализации этих товаров и услуг должна быть территория России. Электронные услуги считаются признанными в РФ, когда их покупатель ведёт деятельность в России (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК). Это значит, что при покупке электронных услуг у зарубежной организации любая российская компания или ИП становится налоговым агентом по НДС.

В каких случаях не нужно платить НДС с электронных услуг зарубежных компаний

Налоговыми агентами по НДС при покупке электронных услуг у зарубежного продавца не становятся:

  • физлица;
  • компании и ИП при сделках через обособленные подразделения продавцов в РФ – в этом случае НДС рассчитывается и платится подразделениями этих организаций;
  • компании и ИП при сделках через посредников, которые являются обособленными подразделениями зарубежных продавцов, расположенных в России – в таких ситуациях функции налогового агента по НДС исполняют посредники;
  • компании и ИП при сделках через российских посредников – в таких случаях функции налогового агента по НДС возложены на посредников.

Кроме того, новые правила не касаются сделок, совершённых до 1 октября 2022 года. Если покупатель до этой даты внёс зарубежному поставщику предоплату в счёт оказания электронных услуг (в том числе сумму НДС), у него не будет обязанностей налогового агента по НДС.

Как покупателям иностранных электронных услуг рассчитывать и платить НДС

Как определять налоговую базу по НДС

Налоговая база по НДС при каждой операции по покупке зарубежных электронных услуг определяется как сумма дохода иностранной компании от реализации такой услуги с учётом налога.

Если стоимость услуги определена в иностранной валюте, следует пересчитать сумму в рубли по курсу ЦБ на дату перечисления денежных средств поставщику.

Налог определяется по расчётной ставке 20/120 (п. 4 ст. 164 НК).

Как уплатить налог в бюджет

Налоговый агент уплачивает налог одновременно с перечислением денежных средств иностранному поставщику. Банк, обслуживающий налогового агента, не примет от него поручение на перевод денежных средств в пользу поставщика, если отсутствует поручение на уплату НДС с открытого в этом банке счёта.

С 2023 года вводится единый налоговый платёж. Это значит, что налоговый агент будет уплачивать НДС в его составе равными долями в течение трёх месяцев, следующих за истёкшим кварталом не позднее 28 числа каждого месяца. То есть, ему нужно будет удержать налог при оплате иностранных электронных услуг, но не перечислять его в бюджет сразу.

Как зафиксировать сделку с НДС в первичке

После перечисления средств поставщику налоговый агент составляет счёт-фактуру и регистрирует его в своей книге продаж с кодом вида операции 06.

Обмениваться счетами-фактурами и другими документами удобнее всего в электронном виде. «Астрал.ЭДО» – удобный онлайн-сервис для электронного документооборота с контрагентами. Он подойдёт бизнесу с любым объёмом документов и в любой сфере деятельности, в том числе для работы с маркировкой.

Как заявить сумму уплаченного НДС к вычету

После оказания услуги иностранным поставщиком налоговый агент может заявить сумму к вычету. Для этого потребуется счёт-фактура, подтверждение уплаты налога в бюджет, а сама услуга должна быть приобретена для осуществления облагаемой НДС деятельности. Свой счёт-фактуру, сформированный при оплате электронной услуги, налоговый агент регистрирует в книге покупок с кодом вида операции 06.

Воспользоваться вычетом до момента оказания услуги нельзя!

Как отразить покупку электронных услуг иностранного поставщика в декларации по НДС

Налоговые агенты сдают декларацию по НДС, даже если они сами не являются плательщиками этого налога.

Налоговые агенты – плательщики НДС в своей налоговой декларации, помимо прочих сведений, приводимых ими как налогоплательщиками, указывают следующую информацию:

  • В разделе 2 указывается сумма, которую налоговый агент перечислил в бюджет при покупке электронных услуг у иностранных поставщиков.
  • В разделе 9 отражаются сведения об операциях, по которым в отчётном квартале был начислен НДС. В строке 010 «Код вида операции» раздела 9 указывается код «06».
  • В разделе 3 сумма налога, подлежащая вычету, отражается по строке 180.
  • В разделе 8 счёт-фактура налогового агента указывается с кодом вида операции «06» (стр. 010).

В остальном налоговая декларация заполняется в общем порядке.

Налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС или освобождены от уплаты этого налога, подают налоговую декларацию по НДС в составе титульного листа, разделов 1, 2 и 9.

Декларации по НДС налоговая принимает только в электронном виде. «Калуга Астрал» предлагает несколько сервисов для сдачи электронной отчётности. «Астрал Отчёт 5.0» – это удобный онлайн-сервис, в котором можно вести несколько организаций в режиме одного окна, «Астрал Отчёт 4.5» – программа для ПК, в которой есть всё для сдачи отчётности онлайн, а «1С-Отчётность» можно использовать в привычном интерфейсе 1С.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что понимается под реквизитами документов перечислите их
  • Что понимается под реквизитом документа в учреждении уис
  • Что приготовить на природе на костре на большую компанию
  • Что придумать чтобы отпроситься с работы на 1 час раньше
  • Что произойдет если в компании все одновременно замолчат