Что обеспечивает инновационным компаниям льготы по налогу на прибыль

Налоговые льготы для инновационной деятельности


Налоговые льготы являются одной из форм государственной поддержки инновационной деятельности предприятий, под которой понимается деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара (услуги) или нового взаимозаменяемого товара (услуги) при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества. Налоговые льготы для инновационных фирм можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, которые применяются ко всем налогоплательщикам, занимающимся инновационной деятельностью. Ко второй группе можно отнести льготы, предусмотренные только в отношении организаций, являющихся резидентами технико-внедренческих особых экономических зон.

В первую группу включены налоговые льготы, применяемые ко всем инновационным организациям. Иными словами это стандартные налоговые льготы, принятые на уровне федерации и прописанные в Налоговом кодексе РФ. К ним относятся:

1. Освобождение от НДС при реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Данное освобождение предоставляется при выполнении следующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР):

  • относящихся к созданию новых или усовершенствованию существующих
    продукции и технологий при условии выполнения в составе НИОКР
    следующих видов деятельности (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ):

        разработка конструкции инженерного объекта или технической системы; o разработка новых технологий; создание опытных образцов машин,

        оборудования, материалов, не предназначенных для реализации третьим

        лицам, их испытание;

  • осуществляемых учреждениями образования и научными организациями на
    основе хозяйственных договоров (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • осуществляемых за счет средств бюджетов и указанных в НК РФ специальных
  • фондов (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ).

При этом налогоплательщик вправе отказаться от применения данной льготы.

Освобожден от НДС и таможенных пошлин на ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве.

2.         Освобождение от НДС реализации прав на результаты
интеллектуальной деятельности.

Не подлежит обложению НДС реализация исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора (подпункта 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). При этом налогоплательщик не вправе отказаться от использования указанного освобождения.

Однако не освобождается от НДС реализация материальных носителей с программным обеспечением в товарной упаковке, содержащей условия лицензионного договора, т.к. фактически лицензионный договор будет заключен пользователем позднее путем внесения регистрационных данных на официальном сайте. Также не освобождаются от обложения НДС выполнение работ по созданию или модификации программ для ЭВМ по договору подряда, а также оказание информационных, сервисных и технических услуг, связанных с использованием переданных прав.

3.         Упрощенный учет расходов на НИОКР.

С 2012 г. вступила в силу новая редакция ст. 262 НК РФ, согласно которой расходами на НИОКР будут признаваться расходы, относящиеся не только к созданию (усовершенствованию) новой продукции (товаров, работ, услуг), но и к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления. При этом к расходам, связанным с НИОКР относятся, в частности:

   амортизация по ОС и НМА (кроме зданий и сооружений) за месяцы, когда они использовались исключительно для выполнения НИОКР;

    оплата труда занятых в НИОКР работников (пропорционально времени их участия);

    непосредственно связанные с такими работами материальные расходы;

    расходы на оплату работ подрядчиков;

   отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации;

   другие расходы, непосредственно связанные с НИОКР в объеме не более 75% от расходов на оплату труда «НИОКР-работников». Сверхнормативные «другие расходы» на НИОКР можно будет учесть на общих основаниях, то есть при их соответствии другой категории расходов по гл. 25 НК РФ (например, расходы на аренду помещений или оборудования).

Порядок списания расходов на НИОКР будет зависеть от оформления их результата:

(если) в итоге оформлены исключительные права на их результаты (зарегистрирован патент), то они по вашему выбору (закрепляете в учетной политике) или амортизируются, или списываются на прочие расходы в течение 2 лет. Напомним, что сейчас такие активы нужно амортизировать;

(если) права не оформлены, то расходы на НИОКР можно будет списывать после завершения исследований или разработок (отдельных этапов работ) единовременно вне зависимости от их результата и от использования этого результата. То есть для их списания будет достаточно просто акта о приемке результатов НИОКР (этапов работ). Сейчас, напомним, такие расходы нужно списывать в течение 1 года.

Льготы при учете расходов на НИОКР. Согласно п. 2 ст. 262 НК РФ, расходы на определенные виды НИОКР (в т.ч. не давшие положительного результата) подлежат налоговому учету у заказчика таких работ исходя из фактического размера расходов с коэффициентом 1,5.

Такие НИОКР должны относиться к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг) и быть направленными на развитие приоритетных технологий, определенных Правительством РФ. В составе приоритетных технологий упомянуты, в частности, нанотехнологии, технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации, разработка методики утилизации промышленных отходов, производство программного обеспечения и др.

В поправках теперь оговорен порядок, по которому налогоплательщики с правом применения повышающего коэффициента, в подтверждение заявленных расходов вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль с 2012 года будут сдавать в ФНС еще один специальный отчет. В нем они обязаны подтверждать каждое выполненное научное исследование и опытную разработку, а налоговики будут иметь право проверить этот отчет путем назначения его экспертизы в научных учреждениях.

4. Единовременный учет расходов на приобретение электронно-вычислительной техники.

В соответствии с п. 6. ст. 259 НК РФ, налогоплательщик вправе учитывать затраты на приобретение электронно-вычислительной техники в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию при соблюдении следующих условий:

        организация осуществляет деятельность в области информационных технологий, т.е. занимается разработкой и реализацией программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора, и (или) оказывает услуги (выполняет работы) по разработке, адаптации, модификации, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

        организация получила документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном законодательством (постановление Правительства РФ от 06.11.2007 N 758 «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»);

        доля доходов от деятельности в сфере информационных технологий по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 90% в сумме всех доходов организации за указанный период, в т.ч. от иностранных лиц — не менее 70%;

        среднесписочная численность работников за отчетный (налоговый) период составляет не менее 50 человек.

При этом вышеперечисленные условия должны соблюдаться одновременно.

5.         Ускоренный порядок амортизации основных средств, используемых
в научно-технической деятельности.

Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 259.3 НК РФ при амортизации основных средств, используемых исключительно для осуществления научно-технической деятельности, компании вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент не выше 3.

Предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования.

6.         Освобождение от налога на прибыль средств целевого
финансирования.

В подпункте 14 п.1 ст. 251 НК РФ, указано, что при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученные от следующих фондов:

        Российского фонда фундаментальных исследований;

        Российского гуманитарного научного фонда;

        Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере;

        Федерального фонда производственных инноваций;

        иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности.

При этом не освобождаются от налогообложения на основании данной льготы

средства,   полученные   налогоплательщиком   в   качестве   вознаграждения   от вышеуказанных фондов.

7.         Установлен новый порядок учета субсидий, получаемых субъектами
малого и среднего предпринимательства.

11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п. 2 ст. 2 ФЗ от 07.03.2011 N 23-ФЗ).

Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако такой порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода. Указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом «доходы». Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки (абзац 6 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

8.         Инвестиционный налоговый кредит.

Согласно ст. 67 НК РФ, инвестиционный налоговый кредит представляет собой форму отсрочки уплаты налога на прибыль (а также региональных и местных налогов) сроком до пяти лет на условиях возврата предоставленного кредита и начисленных процентов (по ставке не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ) (ст. 67 НК РФ).

Инвестиционный кредит может предоставляться в т.ч. организациям, осуществляющим:

        внедренческую или инновационную деятельность, в т.ч. для создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, на сумму, определяемую соглашением между уполномоченным органом и организацией;

        НИОКР либо техническое перевооружение собственного производства, а также инвестиции в создание энергоэффективных объектов, на сумму, составляющую не более 30% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

9.         Создание резерва расходов на НИОКР.

С 2012 г. в НК РФ добавилась новая статья, предусматривающая создание резерва предстоящих расходов на НИОКР по аналогии с резервами на отпуска и ремонт ОС. Резерв создается под конкретные программы и на срок не более 2 лет, его предельный размер — 3% от доходов от реализации. Его сумма включается в состав прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. После создания резерва расходы на НИОКР вы списываете за его счет, а все, что не уложилось в резерв, — в общем для НИОКР порядке.

10.       Льгота по уплате налога на имущество по энергоэффективным
основным средствам.

С 2012 г. можно не платить налог на имущество в течение 3 лет с момента ввода в эксплуатацию:

        объектов по Перечню Правительства РФ;

        объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если этот класс определяется в отношении таких объектов.

Однако реальную экономию получат только компании, объекты которых будут включены в правительственный Перечень, поскольку отсутствует нормативный акт, определяющий Класс энергоэффективности офисных и производственных зданий, транспорта и заводского оборудования, кроме лифтов и бытовой техники -кондиционерам, копирам, мониторам, холодильникам и т.д.

11.       Нулевая ставка по налогу на прибыль для образовательных и
медицинских организаций.

Для организаций, осуществляющих образовательную или медицинскую деятельность, уже с 2011 г. предусмотрено применение нулевой ставки по налогу на прибыль (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). При этом данные организации обязаны соблюдать ряд условий, установленных новой ст. 284.1 НК РФ.

Так, осуществляемая ими деятельность должна входить в Перечень видов образовательной   и   медицинской   деятельности,   который   должно   установить Правительство РФ. Применение нулевой ставки возможно только с начала нового налогового периода. Указанные организации должны подать заявление и копию лицензии на осуществление образовательной или медицинской деятельности в срок до 1 декабря предшествующего года (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Другие условия, которые должны соблюдать при применении нулевой ставки организации, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, указаны в п. 3 ст. 284.1 НК РФ:

  организации должны иметь соответствующую лицензию;

  доходы от образовательной или медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР должны составлять не менее 90 процентов всех доходов организации либо отсутствовать;

   в штате организации должно числиться не менее 15 работников;

  в налоговом периоде должны отсутствовать операции с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Для медицинских организаций есть еще одно условие: не менее 50 процентов медицинского персонала должны иметь сертификат специалиста.

Поправки в НК были сформулированы таким образом, что для пользования льготой эти компании должны были подать соответствующее заявление в 2010 г., еще до появления поправок. Но проблема решена — нужно дождаться правительственного перечня, после чего подать заявление, а уже уплаченные в 2011 г. авансовые платежи вернуть или зачесть.

12. Пониженный тариф страховых взносов.

Пониженный тариф страховых взносов в соответствии с ФЗ от 28.12.2010 N 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 58 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Для   организаций   и   индивидуальных   предпринимателей,   применяющих упрощенную    систему   налогообложения,   основным   видом   экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются: научные исследования и разработки в размере 26% в 2011 и 2012 годах.

Для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных. В 2011 г. он равен 14 процентам. Этот тариф будет действовать до 2017 г. включительно.

13. Расширен перечень организаций, имеющих право на применение упрощенной системы налогообложения.

Установлено, что вправе применять УСН хозяйственные общества, учрежденные в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями, и в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» бюджетными высшими учебными заведениями, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным учебным заведениям и научным учреждениям.

Вернуться к статье

Важным фактором для успешной работы ИТ-компаний является благоприятный фискальный режим. Поэтому в рамках налогового маневра ИT-компаниям предоставлены льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Меры поддержки ИТ-компаний: нюансы применения льгот в 2023 году (часть 2)

Начатый около десяти лет назад системный подход к улучшению условий для развития отрасли информационных технологий, государство продолжает реализовывать и в наши дни.

Налоговые льготы

Важным фактором для успешной работы ИТ-компаний является благоприятный фискальный режим.

Поэтому в рамках налогового маневра ИT-компаниям предоставлены льготы по НДС, налогу на прибыль и страховым взносам.

Освобождение от НДС

НК (подп. 26 п. 2 ст. 149) освобождает от НДС передачу исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ (далее – единый реестр) для данной категории прав. Освобождением могут пользоваться не только правообладатели, но и прочие участники цепочки поставки программного обеспечения.

Но до начала текущего года льгота не применялась в отношении операций по передаче исключительных прав на ПО для ЭВМ и базы данных, связанных с обеспечением обороны и безопасности. Сведения об этих программных продуктах могут быть отнесены к гостайне, а это налагает запрет на их включение в единый реестр российского ПО.

Но задачи обеспечения обороноспособности страны, ее безопасности и конкурентоспособности в области технологий двойного назначения ставят перед государством задачи развития отечественной микроэлектроники и продукции на ее основе.

Учитывая в т. ч. этот фактор, с 01.01.2023 неравенство условий налогообложения, а точнее, условий освобождения от налогообложения устранено. Законом от 19.12.2022 № 520-ФЗ в подп. 26 п. 2 ст. 149 НК внесено дополнение.

Оно с текущего года освобождает от обложения НДС российские программы для ЭВМ и базы данных, в т. ч. включенные единый реестр результатов НИОКР и технологических работ военного, специального или двойного назначения.

Условие для применения льготы общее: ПО для ЭВМ оборонного назначения должно быть включено в единый реестр и не должно использоваться клиентом для размещения рекламы и поиска продавцов (покупателей).

Нулевая ставка по налогу на прибыль

В соответствии с п. 1.15 ст. 284 НК российские ИТ-компании вправе применять ставку по налогу на прибыль 0 % в 2022-2024 годах.

Такое право у организации возникает при одновременном выполнении ряда условий, в частности, ей необходимо иметь документ о госаккредитации, а доля профильной выручки по итогам отчетного (налогового) периода должна быть не менее 70 % от общей суммы доходов компании (за незначительным исключением), учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 248, п. 2 и 11 ч. 2 ст. 250, п. 4 ст. 271 НК).

В качестве доходов от ИТ-деятельности в состав 70 % выручки могут быть включены доходы от модификации или адаптации как программ для ЭВМ (баз данных), разработку которых для заказчика услуг (работ) компания осуществляла, так и тех, разработкой которых компания не занималась (п. 2 письмо ФНС от 25.01.2023 № СД-4-3/763@).

В этом же письме налоговая служба разъяснила, что при определении доли профильных доходов в 70 %, в эту долю можно включать выручку от оказания услуг (выполнения работ) по тестированию и сопровождению любых ПАКов, включенных в единый реестр, в том числе программно-аппаратных комплексов, разработку которых организация не осуществляла.

Выполняя условие об аккредитации и доле профильной выручки, организация не должна подпадать под запрет на применение нулевых ставок (абз. 19-21 п. 1.15 ст. 284 НК).

Налоговую ставку 0 % не вправе применять ИТ-организация:

  • созданная в результате реорганизации в форме слияния, разделения или выделения после 01.07.2022;

  • реорганизованная в форме присоединения к ней другого юрлица после 01.07.2022;

  • реорганизованная в форме выделения из ее состава одного или нескольких юрлиц после 01.07.2022;

  • в которой прямо и (или) косвенно доля участия РФ составляет 50 % или более. По разъяснению Минфина (письмо от 05.10.2022 № 03-03-06/1/96128) доля участия 50 % или более, принадлежащая субъекту РФ или муниципальному образованию, не препятствует ИТ-компании применению нулевой ставки по налогу на прибыль.

ИТ-компания, получившая аккредитацию в июле 2022 года, может применять нулевую ставку по налогу на прибыль ретроспективно с 01.01.2022.

Другими словами, если в полугодии у организации не было аккредитации и условие о 70 % профильной выручки организация не выполняла, права на льготную нулевую ставку у нее не было.

Но если, получив аккредитацию в июле 2022 года (или позже до конца года), организация получила нужную долю выручки, она вправе применить нулевую ставку по итогам 9 мес. и 2022 года.

Лишившись госаккредитации или не выполнив по итогам года условие о доле доходов, ИТ-компания должна пересчитать налог на прибыль с начала года 2022 года по обычным ставкам (п. 1.15 ст. 284, п. 1 ст. 285 НК).

Изменения в ст. 257 НК и 259.3 НК

Дополнения, внесенные законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ в ст. 257 НК, направлены на стимулирование практического внедрения отечественных технологических решений в сфере искусственного интеллекта (ИИ).

С 2023 года вводится новое правило об ускоренной амортизации:

  • НМА в виде исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, относящихся к сфере ИИ;

  • основного средства, включенного в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящегося к сфере ИИ.

Право использовать ускоренный коэффициент амортизации 1,5 распространяется только на те объекты основных средств и НМА, которые введены в эксплуатацию после 01.01.2023.

С 01.01.2023 начала действовать еще одна поправка, внесенная законом от 14.07.2022 № 321-ФЗ в подп. 6 п. 2 ст. 259.3 НК.

Норма устанавливает привилегии, в частности, для радиоэлектронной продукции и позволяет плательщикам налога на прибыль применять к основной норме амортизации специальный коэффициент (не выше 3) в отношении НМА в виде исключительных прав на ПО для ЭВМ и базы данных на основе ИИ, включенные в единый реестр.

Исходя из своих экономических потребностей, налогоплательщики самостоятельно будут определять конкретный коэффициент, который будет применяться при расчете сумм амортизации.

Пониженные тарифы по страховым взносам

В соответствии с НК (подп. 3 п. 1 и подп. 1.1 п. 2 ст. 427) для российских ИТ-компаний установлены пониженные тарифы страховых взносов:

  • на ОПС в размере 6,0 %;

  • на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ – 1,5 %;

  • на ОМС – 0,1 %.

Таким образом единый тариф для ИТ-компаний с 01.01.2023 составляет 7,6 % (вместо общепринятого тарифа в 30 %). Из условий применения пониженных тарифов с 01.01.2022 исключено ограничение по численности работников (прежде это было 7 чел.).

Значение выручки от профильного вида деятельности (как и для нулевой ставки по налогу на прибыль) с 01.01.2022 года (задним числом) установлено в размере 70 % от общего объема доходов.

Учитывая тот факт, что две трети расходов ИТ-компаний составляют расходы на оплату труда, принятые меры направлены на то, чтобы размер социальных отчислений позволял обеспечивать конкурентоспособность России для бизнеса в сфере ИТ в сравнении с другими странами, включая страны СНГ. По данным Всемирного банка (по состоянию на 2020 г.) РФ занимала 28 место в мире (из 190 стран) в рейтинге по общим условиям видения бизнеса.

Исчисленные по единому пониженному тарифу взносы ИТ-компании перечисляют с 01.01.2023 на ЕНС в составе ЕНП. Впервые подать уведомление по взносам нужно не позднее 27.02.2023 (25.02.2023 – суббота).

Налоговиков нужно уведомить о сумме взносов, исчисленных за январь. В уведомлении нужно указать код периода – 21/01.

В обновленном перечне КБК есть коды по видам взносов:

  • 182 1 02 01010 01 1000 160 – для взносов на ОПС;

  • 182 1 02 01020 01 1000 160 – для социальных взносов;

  • 182 1 02 01030 01 1000 160 – для взносов на ОМС.

Но в уведомлении делить платеж по этим кодам не нужно.

Для страховых взносов в составе ЕНП установлен КБК 182 1 02 01000 01 1000 160.

ИТ-компания могла воспользоваться отсрочкой по взносам в соответствии с постановлением Правительства от 29.04.2022 № 776.

В 2023 г. наступают перенесенные на год сроки уплаты взносов:

  • за апрель – июнь 2022 г. – для организаций из перечня в приложении 1 к постановлению № 776;

  • за июль – сентябрь 2022 г. – для организаций из перечня в приложении 2 к постановлению № 776.

Но отсроченные взносы уже попали в соответствующие РСВ, и на основании расчета налоговики отразили обязанность по ним в сальдо на 01.01.2023.

Спишут средства с ЕНС в уплату этой обязанности не ранее установленного срока уплаты.

Например, взносы за апрель 2022 г. подлежат уплате не позднее 29.05.2023 (28.05.2023 – воскресенье).

А вот взносы на страхование от НСП и ПЗ в ЕНП не входят. Их платят в СФР по-прежнему обычными платежными поручениями. Администратором доходов по этим взносам является СФР (код 797 (введен приказом Минфина от 22.11.2022 № 177н).

В платежке в 2023 году по этим взносам нужно указывать новый КБК 797 1 02 12000 06 1000 160.

ОКТМО ИТ-компании указывают по месту своего нахождения.

Точные реквизиты размещены на сайтах региональных отделений СФР.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). 

Кто еще вправе применять специальные ставки по налогу на прибыль узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

См. также статью «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

Льготы для сельхозпроизводителей

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Особенности исчисления налога при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении

С 01.01.2022 по 31.12.2031 налоговая ставка по налогу на прибыль при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, равна 50%. Она применяется при условии, что месторождение расположено полностью в границах российской части  дна Каспийского моря, оно указано в примечании 8 к единой Товарной номенклатуре ВЭД ЕАЭС по состоянию на 01.01.2018, и дата начала промышленной добычи приходится на период до 01.01.2016.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Льготы для IT-предприятий 

С 2021 года власти решили поддержать предприятия и ИП IT отрасли, а также стимулировать их развитие. Поэтому для них установлены льготные ставки:

  • 3% — в федеральный бюджет;
  • 0% — в бюджет региона.

ВАЖНО! Для налоговых периодов 2022 — 2024 гг установлены полностью нулевые ставки, согласно Федеральному закону от 26.03.2022 № 67-ФЗ. Подробнее об этом мы писали в материале.

Условия для применения пониженных ставок не сложные:

  1. Предприятие или ИП включены в специальный реестр и получен документ о гоаккредитации.
  2. Среднесписочная численность сотруников не менее 7 человек.
  3. Доля доходов от операций в сфере IT по итогам отчетного или налогового периода составляет не менее 90% от суммы всех доходов.

Льготы для бизнеса IT-отрасли предусмотрены не только по налогу на прибыль, но и по другим налогам и сборам. Подробнее о них узнайте из Обзорного материала от КонсультантПлюс. Для этого достаточно лишь оформить пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершилась с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2024 годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). 

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2022

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Заявление составляется в свободной форме. Образец такого заявления можно скачать по ссылке ниже.

Скачать образец бесплатно

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

О правилах подачи уточненок см. статью «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

На 2022 — 2024 ИТ-компании полностью освобождены от уплаты налога на прибыль.

Налоговое законодательство ужесточается и сомнений в этом нет. В следующем году его нагрузку особенно почувствует малый и средний бизнес. Чтобы оперативно решать налоговые проблемы, необходимо создать постоянно действующую консолидированную площадку, на которой специалисты в налоговой сфере, налоговые органы и налогоплательщики могли обсуждать и находить решения по сложным вопросам налогового законодательства. К таким выводам пришли участники Международного налогового конгресса ТахЕхро-2010, организаторами которого выступила Палата налоговых консультантов и event-агентство Media Business Solutions при участии Европейской Конфедерации Налоговых Консультантов (CFE).

Выступая на конференции, Дмитрий Черник, президент Палаты налоговых консультантов России, доктор экономических наук, заявил, что налоговые консультанты критически относятся к некоторым антикризисным мерам правительства, считая, что выход из кризиса это не лучшее время для увеличения налогов. В частности, речь идет о замене единого социального налога (ЕСН) страховыми выплатами. Глава палаты напомнил, что введением ЕСН российская экономика получила огромный финансовый результат, который позволил наполнить наши фонды. Конечно, у ЕСН много недостатков, однако вряд ли введение страховых выплат сможет повторить данный эффект, зато уже сегодня ясно, что будут увеличены налоговые ставки и это ухудшит положение предприятий, в первую очередь малых и средних, отметил Дмитрий Черник.

Помимо этого, президент Палаты налоговых консультантов России считает, что сегодня не в полной мере используется механизм стимулирования инноваций. Налоговые консультанты поддерживают идею возвращения льгот по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся инновациями, подчеркнул Дмитрий Черник.

Говоря о правоприменительной практике в части налогового законодательства, Анатолий Бабкин, судья Высшего арбитражного суда (ВАС), отметил, что в последнее время наблюдается либерализация законодательства в отношении налогоплательщиков. Например, заработали нормы (введены в 2007 г.), которые регулируют отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками в досудебном порядке. В результате ежегодно количество дел, рассмотренных судами по применению налогового законодательства, уменьшается. Так в 2006 г. — 267 тыс. дел, а в 2009 г. — 87 тыс. дел, привел статистику судья ВАС. По мнению Анатолия Бабкина, это не предел, резерв еще есть. Одной из проблем судья назвал неэффективность норм по заключению мирового соглашения между налоговыми органами и налогоплательщиками. Он обратил внимание, что в доверенности необходимо отмечать о возможности заключения мирового соглашения, тогда, возможно, практика будет лучше.

Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев Групп», заметил, что хотя сегодня мы и наблюдаем сокращение количества дел, но происходит это не только благодаря досудебному разбирательству. По его мнению, заработала практика привлечения налоговых органов к ответственности за неправомерные действия. ВАС дал право взыскивать с налоговых инспекций судебные издержки, пояснил эксперт. И сегодня суммы выплачиваются не малые, например, с одной налоговой инспекции было взыскано 2 млн 750 тыс. руб. Это очень дисциплинирует налоговые органы, более того подвигает их к заключению мировых соглашений, отметил Сергей Пепеляев.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что служит для хранения информации во время работы компьютера служит
  • Что такое реквизиты банковской карты сбербанк образец сбербанконлайн
  • Что такое реквизиты лицевого счета открытого в кредитной организации
  • Что является обязательными реквизитами первичного учетного документа
  • Что является обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета