Что может быть отнесено к барьерам для входа компании на рынок

Определение барьеров входа на товарный рынок является обязательным и важным этапом анализа состояния конкуренции в тех случаях, когда Порядок предусматривает выполнение такого этапа.

Непроведение данного этапа исследования в случае, если он не исключен Порядком из числа этапов анализа состояния конкуренции при рассмотрении конкретных дел или ошибки при определении барьеров могут приводить к ошибкам анализа состояния конкуренции на товарном рынке в целом, не позволяют сделать правильные выводы по последующим этапам анализа и могут стать причиной признания решения антимонопольного органа недействительным <23>.

———————————

<23> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.01.2015 N Ф01-5830/2014 по делу N А38-81/2014.

Исходя из пункта 8.1 Порядка под барьерами входа на товарный рынок следует понимать обстоятельства или действия, препятствующие или затрудняющие и ограничивающие хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке.

Пункт 8.2 Порядка содержит неисчерпывающий перечень барьеров входа на товарный рынок, в частности:

а) экономические ограничения;

б) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству);

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Так, одним из примеров экономических барьеров согласно пункту 8.2 Порядка являются издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на получение информации.

Данные барьеры приобретают все большее значение в условиях информатизации экономических процессов и повышения роли интеллектуальной собственности.

Наличие исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности может быть учтено антимонопольным органом при определении доминирующего положения. Например, при определении доминирующего положения компании Google Inc. на рынке магазина приложений для операционной системы мобильного устройства антимонопольный орган установил, что доминирующее положение ответчика усиливается ввиду наличия прав на ОС «Андроид» <24>.

———————————

<24> Решение ФАС России по делу N 1-14-21/00-11-15 от 18.09.2015.

Отдельные примеры барьеров входа на банковский рынок приведены в Порядке N 433, в частности, таковыми барьерами могут являться:

— условия разрешений (лицензий) на осуществление определенных банковских операций;

— меры, предпринимаемые действующей на рынке кредитной организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;

— инвестирование в открытие внутренних структурных подразделений, позволяющих увеличить объем оказания услуги для целей ограничения новых участников рынка;

— антиконкурентные соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления.

Пунктом 8.1 Порядка установлено, что процедура определения барьеров входа на товарный рынок включает:

— выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

— определение преодолимое выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Барьеры входа на товарный рынок анализируются:

а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;

б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.

При определении наличия (или отсутствия) барьеров входа на товарный рынок учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов, и наоборот.

Согласно пункту 8.4 Порядка преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

При этом в соответствии с указанным пунктом Порядка барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся прийти на данный товарный рынок.

Установление преимущества, которые получает хозяйствующий субъект, войдя на товарный рынок, может иметь принципиальное значение для оценки преодолимости барьера входа на товарный рынок.

В свою очередь, установление преодолимости барьеров ввиду оправданности с экономической точки зрения затрат, понесенных на преодоление барьеров, такими преимуществами, может свидетельствовать об отсутствии доминирующего положения хозяйствующего субъекта, даже фактически обладающего большей долей рынка <25>. Неверная оценка преодолимости барьеров входа на товарный рынок или необоснованность выводов о непреодолимости барьеров может также служить основанием для признания решения антимонопольного органа недействительным <26>.

———————————

<25> Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 22.10.2015 N Ф06-562/2015 по делу N А57-13703/2014.

<26> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.01.2013 по делу N А53-14125/2012.

Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).

Устанавливая обязательность определения преодолимости выявленных барьеров, Порядок не устанавливает классификацию барьеров с точки зрения их преодолимости.

Вместе с тем, исходя из содержания требований по проведению соответствующей оценки и практики антимонопольных органов с точки зрения преодолимости барьеры могут быть разделены на: непреодолимые, высокие и труднопреодолимые, низкие и легко преодолимые, преодолимые.

Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок оцениваются в соответствии с пунктом 8.4 Порядка.

Из данного положения не следует, что для оценки указанных обстоятельств не могут быть применены и иные методы и способы, а также приведены другие доказательства, например, расчеты и иные письменные доказательства.

Вместе с тем, результаты проведенного антимонопольным органом опроса фактических и потенциальных продавцов на практике рассматриваются как необходимые и достаточные доказательства <27>.

———————————

<27> Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2014 N Ф09-2928/14 по делу N А50-24126/2012; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.08.2011 по делу N А45-20124/2010.

Вторжение на рынок новых конкурентов: барьеры и методы противодействия

Фото Бориса Мальцева, Кублог

Многие отрасли и рынки деловых услуг являются очень привлекательными для бизнеса. В связи с этим в процессе их развития регулярно отмечаются акции вторжения новых провайдеров и нарушение сложившегося баланса сил. Практика показывает, что вероятность вторжения выше, когда спрос на услуги растет, прибыли достаточно высоки, а барьеры, связанные с эффектом масштаба и дифференциацией продукции, — низкие.

Вероятность вторжения возрастает, когда для продаж открываются возможности, не используемые достаточно оперативно уже действующими сервисными структурами. Удачные новшества быстро распространяются, отвлекают клиентов от известных им моделей предложения или систем обслуживания, заражая их любопытство и разжигая заинтересованность, получают известность и ускоряют процессы морального старения. Защита своих интересов побуждает организации в ответ на агрессию конкурентов разрабатывать свои меры противодействия вторжениям.

Степень угрозы вторжения на рынок новых конкурентов определяется рядом факторов, которые при обобщении можно свести к двум типам:

  1. Барьеры, препятствующие вторжению на рынок.
  2. Реакция действующих на рынке провайдеров на вторжение нового продуцента.

Рассмотрим факторы первого типа, потому что именно на них факторы больше всего уповают производители, разрабатывая и реализуя профилактические мероприятия по предотвращению агрессий со стороны. К наиболее существенным барьерам, препятствующим вторжению на рынок новых конкурентов, относятся следующие.

1. Экономия на масштабах производства. Данный фактор отпугивает потенциальных конкурентов от внедрения на рынки стандартизированных услуг, на которых отмечается серийное (массовое) производство. Причина в том, что новички немедленно вынуждены наладить продвижение и производство сразу большого объема, что может быть дорого, рискованно или нерентабельно.

Даже если в текущий момент обстановка оценивается как благоприятная, проникающей фирме следует учитывать возникновение в отрасли и на рынке ситуации перепроизводства, при которой все исходные предпосылки теряют свою значимость. Экономия на масштабах возможна не только непосредственно в производстве, но и в маркетинге (в области продвижения), финансировании, приобретении необходимых ресурсов (МТО), управлении кадрами, НИОКР.

2. Невозможность доступа к технологиям и ноу-хау. Существует много отраслей, требующих технологически сложного оборудования и навыков, которые проникающим фирмам не всегда просто приобрести. Патенты на технологии, недостаток квалифицированных кадров или повышенная сложность производственных операций представляют собой серьезные барьеры, которые не всем удается преодолеть.

3. Привязанность клиентов к определенным производителям. Она может быть формальной и неформальной. Формальная привязанность основана на технологической интеграции производственно-коммерческой деятельности клиентов с сервисной структурой.

Неформальная привязанность базируется еще и на психологических факторах: личных связях, лояльности между провайдером и потребителем в результате долгосрочного сотрудничества и т. д. Компаниям, намерившимся вписаться в новый для них деловой круг, придется выделить значительные средства на продвижение своей продукции и формирование системы хозяйственных связей.

К тому же, если смена производителей деловых услуг представляет для клиента дорогостоящий процесс, то провайдеру-новичку понадобится не только убедить покупателей, что смена делового партнера не потребует слишком больших затрат, но и предложить немедленные, реальные и существенные выгоды. Из этого следует, что начинающие фирмы должны быть настроены на получение меньшей прибыли, чем в среднем по отрасли, и на повышенный риск, который может свести на нет все затраченные усилия и средства.

4. Высокая капиталоемкость. Чем больший размер капиталовложений требуется для успешного обоснования на обусловленном рынке, тем уже круг фирм, желающих и имеющих возможность попробовать свои силы в новом деле. Инвестиции в производство, продвижение, подготовку кадров, НИОКР и пр. могут быть очень высоки. Надо хорошо подумать и посчитать, стоит ли рисковать нажитыми средствами и влезать в долги.

5. Неравенство в издержках, не зависящее от вышеназванных факторов. Различные структуры могут иметь более низкий уровень издержек в силу самых различных, часто неожиданных обстоятельств, которые выступают в качестве своеобразных барьеров на пути вторжения других продуцентов деловых услуг. Например, иметь доступ к лучшим или более дешевым ресурсам, необходимым для организации профессионального обслуживания, пользоваться преимуществами более удобного расположения, выигрывать за счет низкой стоимости кредитов или того, что предприятие было построено и оборудовано раньше по низким, относительно к текущему времени, ценам, и т. п.

6. Политика регулирования центральными и местными органами управления. Правительственные или муниципальные контролирующие органы могут ограничить или запретить доступ на рынок новым фирмам при помощи лицензий, разрешений, соответствия обязательным условиям, стандартам и т. д. Например в области безопасности, охраны окружающей среды, защиты национальных или местных производителей и т. п. Особенно следует выделить в этом отношении транспорт, банковскую, страховую, трастовую и правовую деятельность, строительство, проведение различного рода экспертиз, а также отрасли связи.

7. Тарифы и нетарифные ограничения. Государственные или местные органы часто устанавливают тарифные и нетарифные барьеры для затруднения доступа на определенные рынки нежелательных производителей услуг. В качестве нетарифных барьеров часто используются антидемпинговое законодательство, требование об обязательном участии местных фирм, предоставление льготных квот, проведение закрытых торгов и тендеров (на строительство, материально-техническое обеспечение, ремонтное обслуживание и т. п.)

***

Прежде чем решиться на экспансию в новую для себя отрасль или на новый рынок, сервисные структуры должны тщательно исследовать барьеры, препятствующие вторжению. Зачастую именно они охлаждают пыл потенциальных конкурентов и заставляют отказаться от амбициозных планов.

Вероятность вторжения новых соперников, в конечном счете, связана с изменениями, которые происходят в процессе развития определенной отрасли и конкретного рынка деловых услуг. Угроза может обостряться или затихать в зависимости от колебаний деловой активности, динамики приоритетов властей в процессе регулирования, НТП, временного фактора и других воздействий.

Вторжение на отраслевой или территориальный рынок может осуществляться в одной из трех форм.

  1. Поглощение других фирм или их части.
  2. Создание новой компании.
  3. Создание совместного предприятия.

1. Наиболее популярным способом является поглощение уже существующей фирмы или ее части. Он имеет ряд преимуществ:

  • наиболее быстрый способ расправы с конкурентами;
  • позволяет легко преодолеть технологическое отставание;
  • помогает установить связи с поставщиками и целевыми клиентами за счет использования старых связей компании;
  • дает возможность сразу обеспечить такой объем реализации и производства, который дает возможность конкурировать с другими провайдерами по себестоимости продукции;
  • можно сразу осуществлять крупные вложения в рекламу, расширять и совершенствовать сбытовую систему с целью обеспечения признания сервисной марки (знака обслуживания) и повышения гарантий сбыта деловых услуг (моделей предложения).

Главным критерием, на основе которого определяется величина допустимых затрат на процесс поглощения, является возможность получения прибыли, адекватной средствам, потраченным на приобретение, а также дополнительным инвестициям, которые могут потребоваться для поддержания и дальнейшего развития производственно-коммерческой сервисной деятельности.

2. На втором месте по популярности в области реализации экспансивных планов является создание новой компании. При этом вновь созданной компании придется:

  • преодолеть входные барьеры на обусловленный рынок;
  • серьезно заняться подбором, наймом и обучением управленцев, а также торгового и исполнительского персонала;
  • разработать эффективную политику продвижения на целевой рынок и создать результативную систему сбыта;
  • сформировать устойчивую клиентуру и систему лояльных взаимоотношений и т. д.

Прибегать к созданию новой сервисной структуры считается обоснованным в тех случаях, когда:

  • вторжение на рынок таким путем обходится дешевле, чем поглощение другой фирмы или ее части;
  • создание новых производительных мощностей не будет оказывать деструктивного воздействия на соотношение спроса и предложения в отрасли или на территории обслуживания;
  • в осваиваемой отрасли или регионе действуют относительно небольшие фирмы и не придется прямо конкурировать с крупными соперниками;
  • конкуренты не реагируют должным образом на попытки новичка захватить часть рынка;
  • для внедрения и закрепления на новом рынке имеется достаточно времени;
  • провайдер уже располагает размерами, опытом и технологиями, необходимыми для эффективного функционирования.

3. Третья форма — создание совместных предприятий (структур). Данный способ становится лучшим выходом в ситуациях как минимум трех типов:

  • При намерении оказывать те виды профессионального обслуживания, которые слишком рискованно или экономически не выгодно осуществлять в одиночку.
  • При необходимости объединения потенциала двух или более независимых производителей для разрешения проблем в определенной области деятельности.
  • При необходимости преодолеть импортные квоты, тарифы, культурные барьеры и т. д. и без ущерба собственным интересам попытаться удовлетворить национальным и политическим интересам страны базирования сервисной структуры. Специфика рынка, государственного регулирования и прочие особенности часто вынуждают иностранную компанию объединяться с местными фирмами, чтобы получить доступ на национальные рынки определенных стран.

 Барьеры входа на рынок — это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем хозяйствующими субъектами.

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке, включает в себя:

— выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок;

— определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

  1. К барьерам входа на товарный рынок относятся:

а) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе:

— условия лицензирования отдельных видов деятельности;

— квотирование;

— ограничения ввоза-вывоза товаров;

— требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;

— предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;

— препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений;

— условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;

— экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;

— стандарты и предъявляемые к качеству требования;

б) экономические ограничения, в том числе:

— необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений;

— ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

— издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

— издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;

— транспортные ограничения;

— отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

— наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

— преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

в) стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок, в том числе:

— инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;

— увеличение для приобретателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным приобретателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;

— проведение интенсивных рекламных кампаний;

г) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок, в том числе:

— создает преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;

— требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок;

д) другие ограничения входа на товарный рынок.

  1. Барьеры входа на товарный рынок анализируются:

а) с точки зрения возможности потенциальных продавцов, в том числе действующих на смежных рынках, стать участниками рассматриваемого товарного рынка;

б) с точки зрения возможности хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, расширить производственные мощности или объем продаж данного товара.

При определении наличия (или отсутствия) барьеров входа на товарный рынок учитывается возможность наличия барьеров входа на товарный рынок для крупных хозяйствующих субъектов при отсутствии таких барьеров для малых хозяйствующих субъектов, и наоборот.

  1. Преодолимость барьеров входа на товарный рынок оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.

Барьеры входа на товарный рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

Необходимые для хозяйствующих субъектов сроки и затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок, а также преодолимость барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок могут оцениваться путем опроса фактических и потенциальных продавцов или отраслевых специалистов (экспертов).

  1. По каждому из рынков, входящих в перечень приоритетных и социально значимых рынков, осуществляется определение административных барьеров, экономических ограничений, иных факторов, являющихся барьерами входа на рынок (выхода с рынка).

5.1. С целью выявления избыточных административных барьеров анализируется влияние каждого из них на ситуацию на  том или ином рынке.   

        По результатам анализа административных барьеров рассматриваются следующие возможности их минимизации (устранения):

        — отмена административных процедур, предусмотренных  административными регламентами и признанных избыточными;

        — сокращение времени рассмотрения заявлений и прилагаемых к ним документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности;

        — сокращение перечня необходимых для ведения предпринимательской деятельности документов, представляемых хозяйствующими субъектами в органы власти;

        — повышение открытости в процессе рассмотрения органами власти представленных хозяйствующими субъектами документов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности.          

        5.2. С целью уменьшения экономических ограничений может  использоваться в частности:       

        — облегчение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей (в том числе льготное кредитование);

               — адресное представление государственных и муниципальных преференций[1];

              — бизнес-инкубаторы и технопарки.

        Одним из обязательных условий уменьшения барьеров, является         открытость деятельности органов власти и информационная поддержка предпринимателей в части информирования об улучшении условий предпринимательской деятельности.  

  1. Устранение, снижение административных барьеров осуществляется в рамках реализации «дорожной карты» либо путем оперативного решения вопроса компетентными органами власти.

          Для ознакомления и использования в работе рекомендуются следующие источники:

  1. Научно-практический электронный журнал «Российское конкурентное право и экономика», публикуется на официальном сайте ФАС России по адресу: http://fas.gov.ru/eljournal/;
  2. Конкурентное право России. / Под ред. И.Ю. Артемьева, А.Г. Сушкевича. – М., 2014;
  3. Антимонопольная политика государства. Князева И.В. – Изд-во СибАГС., 2010;
  4. Приказ ФАС России от 29.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

[1] Государственные или муниципальные преференции — предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

1.
Барьеры входа-выхода фирм на рынок и их
виды. Нестратегические барьеры входа
и их типы.

2.
Стратегические барьеры входа фирм на
рынок и их виды. Основные ценовые и
неценовые стратегии создания барьеров.

3.
Показатели входа и выхода фирм на рынок.

1. Барьеры входа-выхода фирм на рынок и их виды. Нестратегические барьеры входа и их типы

В
самом общем виде барьеры (или ограничения
на вход-выход фирмы на рынок) представляют
собой совокупность издержек, связанных
с проникновением фирмы на отраслевой
рынок или же с ее уходом с него. Дж. Бэйн
выделял 4 типа отраслей по высоте и
эффективности входных барьеров:

1)
Рынки с легким входом
.
На таких рынках обеспечивается высокая
мобильность капитала, сравнительная
свобода в приобретении ресурсов.
Отраслевая цена устанавливается на
уровне минимальных средних издержек.
Любая попытка повысить цену влечет за
собой вход нового конкурента на рынок.
Тип конкуренции здесь близок к совершенной.
Рынки такого типа практически не
встречаются в реальной жизни.

2)
Рынки с неэффективными барьерами входа
(предоставляемым входом);

Здесь отдельные фирмы могут иметь
преимущества в издержках и препятствовать
входу в отрасль других фирм. Однако в
долгосрочном периоде такая политика
будет для них невыгодна, ибо выигрыш от
возможного получения прибыли в
долгосрочном периоде с учетом ее
дисконтирования и затрат на создание
барьеров будет несущественным. Фирмам
будет выгоднее получить высокую прибыль
в краткосрочном периоде и не препятствовать
входу других фирм в долгосрочном периоде.

3)
Рынки с эффективными барьерами входа
(сдерживаемым входом);
У
старых фирм не только есть возможность
препятствовать входу в отрасль новых
фирм, но им и выгодна такая политика.
Это,
как правило, рынки с доминирующей фирмой
.

4)
Рынки с блокированным входом
.
Вход в отрасль полностью блокирован
старыми фирмами, как в краткосрочном,
так и в долгосрочном периодах. Рынок
малопривлекателен для мелких фирм,
поскольку для входа на него требуются
значительные инвестиционные ресурсы.
Число участников такого рынка, как
правило, стабильно и в большинстве
случаев на таких рынках функционирует
фирма-естественный монополист.

Барьеры
входа делятся на 1) нестратегические,
существование которых обусловлено
объективными характеристиками отраслевого
рынка. 2) стратегические. Они порождаются
факторами субъективного характера,
поскольку связаны со стратегическим
поведением фирм на рынке.

Нестратегические
барьеры делятся на технологические,
экономические и институциональные.

К
технологическим

относят эффект
масштаба и минимально эффективный
выпуск (МЕ
S).
Положительная отдача от масштаба дает
производителям преимущества в издержках
производства. Показателем, характеризующим
барьеры входа, вызванные положительной
отдачей от масштаба, служит минимально
эффективный выпуск (МЕS)
При обычной U
образной функции издержек положительная
отдача от масштаба может служить
серьезным барьером в том случае, когда
объем рыночного спроса сравним с МЕS.

На
рис. 9.1а.
объем спроса D1
достаточно мал, так что одна фирма может
вполне удовлетворить его, даже не
достигнув МЕS.
Случай
естественной монополии.

Рис
9.1б
иллюстрирует ситуацию, когда МЕS
является
незначительным по отношению к рыночному
спросу. Сравнивая варианты можно
утверждать, что в первом случае эффект
масштаба будет представлять собой более
серьезный барьер входа, чем во втором.
Третий случай характеризует конкурентный
рынок. Показатель МЕS
обычно определяется не в единицах,
характеризующих объем продукции, а в
отношении МЕS
к емкости рыночного спроса или отраслевому
объему выпуска.

Рис.9.1.
Варианты соотношения кривых рыночного
спроса и кривых долгосрочных средних
издержек.

Количество
фирм, действующих в состоянии долгосрочного
равновесия, определяется по формуле:

Где
Qd
– объем рыночного спроса при цене,
равной минимальному значению долгосрочных
средних издержек;

٭
q

минимально эффективный выпуск МЕS.

Если
в отрасли окажется число фирм больше,
чем n,
то часть из них будет производить продукт
с издержками выше минимальных. Ценовая
конкуренция приведет к снижению цены
до уровня минимальных издержек. Фирмы
с высокими издержками будут нести убытки
и уйдут с рынка.

Положительная
отдача от масштаба служит барьером для
входа в отрасль. Но она не показывает,
насколько высоки эти барьеры. Для
этого надо еще знать разницу между
уровнем средних издержек крупных и
мелких фирм в отрасли. Причем, чем выше
эта разница, тем существеннее (эффективнее)
барьеры входа, вызванные положительной
отдачей от масштаба.

Оценить
высоту барьеров, позволяет показатель
преимущества в издержках
.
Чтобы его определить предприятия
ранжируются по убыванию объема выпуска.
Для сравнения выбирают 10% самых крупных
предприятий и 10% самых мелких. Показатель
рассчитывается как отношение средней
величины добавленной стоимости на 1
работающего на крупных предприятиях
к соответствующему показателю для
мелких предприятий
.
Исследования ученых показали, что МЕS
лишь тогда создает существенные барьеры
входа в отрасль, когда этот показатель
выше 1,25.

К
экономическим барьерам

можно отнести емкость
рынка
;
состояние
инфраструктуры
;
уровень
капитальных
затрат
.

Фирмы
всегда учитывают фактор емкости
рынка

при принятии решения о входе на отраслевой
рынок. Главные факторы, влияющие на
высоту сопряженного с емкостью рынка
входного барьера, – степень насыщенности
отраслевого рынка продукцией, стабильность
платежеспособности населения, степень
активности иностранных конкурентов.

Состояние
рыночной инфраструктуры. также оказывает
влияние на возможность входа в отрасль.
Наличие надежной системы взаиморасчетов,
отлаженный механизм оказания страховых
услуг, высокая густота и ритмичность
функционирования транспортных
коммуникаций –факторы, облегчающие
вход фирм на рынок. Существенным
препятствием для входа являются
капитальные затраты (затраты освоения),
т. е минимальный объем первоначальных
инвестиций, который необходим фирме
для входа на рынок. Чем они больше, чем
выше затраты на НИОКР и другие капитальные
затраты, чем длительнее сроки освоения
новых инвестиции, тем выше барьеры входа
в отрасль.

К
институциональным барьерам
относят:

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Барьерами для входа на рынок являются факторы объективного и субъективного характера, с помощью которых новым производствам сложно, а иногда и не представляется возможным, открыть свое дело в определенном рынке.

1

С помощью барьеров компании, находящиеся на рынке, в состоянии практически полностью исключить фактор конкуренции, из-за чего отрасль станет территорией несовершенной конкуренции.

Дж. Бэйн сформировал классификацию теорий организации промышленности по уровню эффективности барьеров входа, он вывел 4 вида рынков:

  1. Свободный вход – находящиеся на рынке производства не имеют преимуществ по отношению к возможным конкурентам; существует полная мобильность ресурсов; цены на рынке устанавливаются на уровне предельных издержек.
  2. Неэффективные барьеры – компании, работающие на рынке, в состоянии самостоятельно препятствовать входу в отрасль фирм-аутсайдеров. При этом подобная политика не будет стоять на первом месте, проигрывая политике получения прибыли.
  3. Эффективные барьеры – есть возможность мешать входу новым компаниям, а также поддерживается предпочтение к такому роду политики для компаний, находящихся на рыночной отрасли.
  4. Блокированный вход – попадание в отрасль,на всех уровнях, блокируется находящимся там предприятиями.

Виды барьеров для входа на рыночную отрасль.

Стратегические барьеры.

Данная концепция напрямую зависит от эффективной политики компаний, действующих на рынке. Именно они разрабатывают стратегии, связанные с ценовой политикой – снижение цен для предотвращения конкуренции. Или другие неценовые методы, например, повышение репутации за счет повышения качества продукции.

Для расчета эффективности данного метода необходимо сравнить прибыль при не провидение политики барьеров входа, с прибылью, при осуществлении данной политики, блокировки входа на рынок конкурентов.

Нестратегические барьеры.

При большом числе продавцов на рынке, части фирм придется производить товар с затратами, а ценовая конкуренция приведет к снижению цены до минимальных средних затрат, что приведет к убыткам. Это является барьером для входа, но если знать минимальные средние затраты лидеров и мелких фирм, можно узнать насколько данные барьеры высоки.

Вертикальная интеграция.

Данный метод предполагает, что компания, работающая на определенном рынке имеет производство ранних или поздних стадий производственного процесса. В пример можно привести фирму производящею автомобили и имеющею сталелитейный завод, который поставляет ей сталь (ранние производство). Или нефтеперерабатывающие производство имеет сеть бензоколонок (позднее производство). Подобный метод обеспечивает компании большой рыночной властью. Так же она в состоянии снижать цены на продукт, что будет сильным оружием против конкурентов. Из этого вытекает, что чем больше производство главного продукта, тем больше преимущества вертикальной интеграции.

Так же создаются новые барьеры, так как если на рынке обосновался лидер отрасли, имеющий вертикальную интеграцию, он может влиять на новых продавцов, которые хотят попасть в отрасль. Лидер может отказать в продаже того или иного ресурса или поставлять их на невыгодных условиях для компании, что хочет попасть в отрасль. Поэтому больше всего шансов у компании попасть на новый рынок, только если она сама вертикально интегрирована.

Диверсификация деятельности производства.

Данный метод предполагает, что определенный производитель имеет несколько товаров, не относящихся друг к другу. Например, фирма может производить бытовую технику, начиная от микроволновки и заканчивая телевизором, а также продавать автомобили и владеть сетью продуктовых магазинов. Это позволяет компании снизить риск потери прибыли, ведь если одно из производств потерпит убытки, то другое сможет компенсировать данный факт. Тем более если в отрасли есть диверсифицированный производитель, он сам по себе в состоянии отпугивать новых продавцов от рынка.

При этом другие компании с подобным типом производства легко могут проникнуть на любой рынок будь то товары или услуги. Из этого следует, что данный метод может создать высокие барьеры для мелких компаний, но для производств с подобной структурой это не является мощным препятствием.

Дифференциация продукта.

Этот барьер показывает, что в отрасли существует большое разнообразие товаров, решающих одну и туже проблему и имеющие идентичные характеристики. Ярким примером дифференцированного продукта можно считать: сигареты, детское питание, зубные пасты, или щетки.

Дифференциация создает большой барьер для входа в отрасль, так как из-за большого выбора продукции создается притягательность определенного товара. В результате новым фирмам необходимы большие траты ресурсов для изменения лояльности потребителей. Это усложняется еще и тем, что на данный момент существуют условия агрессивной рекламы уже действующих фирм.

Эластичность и темпы роста спроса.

Спрос тоже формирует рыночную структуру и может создать барьер на рынок. Спрос не зависит от компании, но определенно оказывает влияние на политику фирм в определении ценны. То есть чем ниже эластичность спроса, тем легче компаниям влиять на цены, поднимая их по отношению к средним издержкам производства.

Иностранная конкуренция.

Данный барьер в большей степени зависит от государства, именно оно определяет на сколько сложно иностранной продукции будет преодолеть барьеры, выраженные в виде импортных тарифов. Данный тариф с одной стороны ведет к возрастаниюравновесной цены и удалению излишков потребления, а с другой стороны благоволит повышению прибыли у отечественных компаний.

Профсоюзы в отрасли.

При существовании профсоюза часть прибыли перераспределяется между членами компании, с помощью повышения зарплаты работникам. Поэтому производство которое хочет выйти на рынок в котором существуют профсоюзы, придется изначально выплачивать высокую заработную плату.

Институциональные барьеры.

К этим барьерам относятся: лицензирование работы производства, система государственного ценообразования, уровень доходности. Эти системы влияния приводят к появлению незначительных затрат и потери возможного дохода.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Инновационный менеджмент»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Основы формирования барьеров «входа» на рынок и «выхода» с рынка

Барьер «входа» и «выхода» – это наличие препятствий, трудностей, столкновение с которыми при реализации деятельности организации приводит к невозможности проникновение в конкретную сферу деятельности, на определенный рынок или рыночную нишу, а также, осложняют уход с данного рынка при необходимости.

Классификация барьеров входа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация барьеров входа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Препятствия вхождения в определенную отрасль, сферу деятельности характеризуются вариативностью факторов, на основании которых они формируются. Можно выделить две основные группы препятствий вхождения на рынок и выхода из него:

Логотип IQutor

Сделаем домашку
с вашим ребенком за 380 ₽

Уделите время себе, а мы сделаем всю домашку с вашим ребенком в режиме online

  1. Естественные препятствия. Они связаны с параметрами нормы прибыли, капиталоемкости производства, значительным положительным эффектом масштаба, используемыми технологиями и природно-климатическими параметрами функционирования, реализации деятельности.
  2. Искусственные препятствия. Они связаны с введением регламентов осуществления различных видов деятельности и государственным контролем путем введения требования лицензирования и сертификации различных видов деятельности, операций. Сюда же входят параметры собственности на определенные виды ресурсов, согласованного поведения отраслевых предприятий, их сговоры, а также, реализуемая государственная экономическая политика и ее приоритетные сферы регулирования.

Как правило, данные препятствия возникают на этапе вхождения организации на конкретный рынок. Что касается покидание рынка, то, здесь, барьеры связаны со структурными характеристиками конкретного вида хозяйственной деятельности. Это могут быть показатели ликвидности активов, возможности диверсификации производства с использованием имеющегося оборудования, технологий, источников сырья, замкнутость и связанность технологических цепочек. Получается, что организация не имеет возможности беспрепятственно покинуть рынок в силу связи ее деятельности с другими компаниями, низкого уровня ликвидности активов, которые не могут быть быстро обращены в денежные средства и в связи с иными показателями функционирования.

«Барьеры «входа» на рынок и «выхода» с рынка» 👇

Барьеры выхода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Барьеры выхода. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Наличие барьеров на конкретном рынке сопряжено с монопольным влиянием в его рамках. Это означает, что в рамках рынка функционируют организации, которые занимают лидирующие позиции на рынке, имеют возможность влиять на ценообразование, снижают конкуренцию. Иными словами, функционируют организации, обладающие определенной рыночной властью и, не позволяющие получить власть, занять устойчивое положение в рамках рынка иным хозяйствующим субъектам.

Помимо данный барьеров, вход на рынок бывают нестратегического и стратегического характера.

Нестратегические барьеры входа на рынок

Барьеры нестратегического характера связаны со спецификой функционирования конкретного рынка, его функциональными свойствами. Данные барьеры делятся на:

  1. Технологические препятствия.
  2. Экономические препятствия.
  3. Институциональные препятствия.

К технологическим препятствиям вхождения на рынок относят эффект масштаба и минимально эффективный выпуск (МЕS). При наличии эффекта масштаба производители получают возможности экономии на издержках производства.

Показателем, характеризующим барьеры входа, вызванные положительной отдачей от масштаба, служит минимально эффективный выпуск (МЕS). При обычной U- образной функции издержек положительная отдача от масштаба выступает барьером вхождения на рынок тогда, когда происходит величина спроса достигает величины МЕS. Это актуально для деятельности естественных монополий. Компании вполне удовлетворяют весь объем рыночного спроса в силу масштабности своей деятельности, что делает вхождение в рынок иных субъектов неактуальным.

Если на рынке функционируют несколько производителей, то величину барьеров требуется оценивать на основании расчета показателя разницы величины издержек различных хозяйствующих субъектов конкретного рынка. Осуществляется определение преимущества издержек различных компаний. Для этого они ранжируются по убыванию объема выпуска. Как правило, рассматриваются показатели деятельности самых крупных и самых мелких организаций. Расчет проводится посредством деления средней величины добавленной стоимости на 1 работающего на крупных предприятиях к соответствующему показателю для мелких предприятий. При значении показателя свыше 1,25 можно говорить о высоких барьеров вхождения на рынок.

К экономическим барьерам относится емкость рынка, состояние инфраструктуры, уровень капитальных затрат. Емкость рынка является приоритетным экономическим параметром оценки барьеров вхождения на рынок. Емкость отражает степень насыщенности рынка продукцией конкретного вида и уровень доходности его участников.

Институциональные барьеры связаны с препятствиями административно-правового характера и организационными основами деятельности в рамках.

Стратегические барьеры «входа» на рынок

Барьеры стратегического характера связаны с функционированием фирм в конкретной отрасли и их ориентирами развития. Они могут использовать разнообразные ценовые стратегии, которые обуславливают формирование препятствий для деятельности иных субъектов рынка. На основании реализации таких стратегий происходит рост издержек организации. Однако она стремится сохранить устойчивые рыночные позиции, потому, предпочитает создавать барьеры вхождения на рынок. Эффективность стратегических барьеров входа определяется сравнением прибыли, получаемой фирмой при отказе от политики барьеров, с той прибылью, которую она может получить при проведении стратегии сдерживания входа.

Стратегии ограничения входа на рынок могут быть ценового и неценового характера. Ценовые стратегии основываются на снижении цен – демпинг.

Что касается неценовых стратегий, то они затрагивают применение новых способов производства, расширение производственных мощностей, дифференциацию продукции и предложения для различных групп потребителей, заключение долгосрочных контрактов.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Что такое Барьеры для входа?

Барьеры для входа – это экономический и деловой термин, описывающий факторы, которые могут препятствовать или препятствовать приходу на рынок или промышленный сектор новичков и тем самым ограничивать конкуренцию. Это могут быть высокие начальные затраты , нормативные препятствия или другие препятствия, мешающие новым конкурентам легко войти в бизнес-сектор. Барьеры для входа на рынок приносят пользу существующим фирмам, поскольку они защищают их долю на рынке и способность генерировать доходы и прибыль.

Общие препятствия для входа на рынок включают особые налоговые льготы для существующих фирм, патентную защиту, сильную идентичность бренда, лояльность клиентов и высокие затраты на смену клиентов . Другие препятствия включают необходимость получения новыми компаниями лицензий или разрешений регулирующих органов перед началом работы.

Ключевые моменты

  • «Барьеры для входа» – это высокие начальные затраты или другие препятствия, мешающие новым конкурентам легко войти в отрасль или область бизнеса.
  • Барьеры для входа на рынок выгодны существующим компаниям, поскольку они защищают их доходы и прибыль и не позволяют другим украсть долю рынка.
  • Барьеры для входа могут быть вызваны естественным образом, вмешательством государства или давлением существующих фирм.
  • Каждая отрасль имеет свой собственный набор барьеров для входа, с которыми стартапам приходится бороться.

Как работают барьеры для входа

Некоторые барьеры для входа существуют из-за вмешательства государства, а другие возникают естественным образом на свободном рынке. Часто компании лоббируют правительство, чтобы установить новые барьеры для входа. Якобы это делается для защиты целостности отрасли и предотвращения того, чтобы новички представили на рынке низкокачественные продукты.

Как правило, фирмы предпочитают барьеры для входа, чтобы ограничить конкуренцию и претендовать на большую долю рынка, когда они уже комфортно устроились в отрасли. Другие барьеры для входа возникают естественным образом, часто со временем, когда определенные игроки отрасли устанавливают доминирующее положение. Барьеры для входа часто классифицируются как основные или вспомогательные. 

Первичный барьер для входа представляет собой только барьер (например, высокие стартовые затраты). Вспомогательный барьер сам по себе не является препятствием. Скорее, в сочетании с другими препятствиями это ослабляет потенциальную способность фирмы войти в отрасль. Другими словами, это усиливает другие барьеры.

Краткая справка

Барьеры для входа могут быть естественными (высокие начальные затраты на бурение новой нефтяной скважины), создаваемыми правительствами (на этом пути стоят лицензионные сборы или патенты) или другими фирмами (монополисты могут покупать стартапы или конкурировать с ними).

Государственные барьеры для въезда

Обычно труднее всего проникнуть в отрасли, жестко регулируемые государством.Примеры включают коммерческие авиалинии, оборонных подрядчиков и кабельные компании.123  Правительство создает серьезные барьеры для входа на рынок по разным причинам. В случае коммерческих авиакомпаний не только жесткие правила, но и правительство ограничивает новых участников, ограничивая воздушное движение и упрощая контроль. Кабельные компании строго регулируются и ограничены, потому что их инфраструктура требует обширного государственного землепользования.

Иногда правительство создает барьеры для входа не по необходимости, а из-за лоббистского давления со стороны существующих фирм.Например, в нескольких штатах требуется государственная лицензия, чтобы стать флористом или оформителем интерьера.45  Критики утверждают, что регулирование таких отраслей бесполезно, поскольку ничего не дает, кроме ограничения конкуренции и подавления предпринимательства.

Естественные барьеры для входа

Барьеры для входа также могут образовываться естественным образом по мере формирования динамики отрасли. Идентичность бренда и лояльность клиентов служат барьерами для входа потенциальных участников. Некоторые бренды, такие как Kleenex и Jell-O, имеют настолько сильную идентичность, что их торговые марки являются синонимом типов продуктов, которые они производят.

Высокие затраты на переключение потребителей являются препятствием для входа на рынок, поскольку новые участники сталкиваются с трудностями, побуждая потенциальных клиентов платить дополнительные деньги, необходимые для внесения изменения / перехода.

Специфические отраслевые барьеры для входа на рынок

В отраслях промышленности также есть свои собственные барьеры для входа, обусловленные характером бизнеса, а также положением влиятельных игроков.

Фармацевтическая индустрия

Прежде чем какая-либо компания сможет производить и продавать даже непатентованный фармацевтический препарат в Соединенных Штатах, она должна получить специальное разрешение FDA .Эти  сокращенные заявки на новые лекарства , или ANDA, не являются сокращенными.По состоянию на 2017 год средний срок рассмотрения от получения заявки до утверждения составлял 37 месяцев.6

Причем только 18% заявок одобряются в первом цикле.7  Каждое приложение невероятно политическое и даже более дорогое.Между тем, авторитетные фармацевтические компании могут воспроизвести продукт, ожидающий рассмотрения, а затем подать специальный 180-дневный патент на исключительную рыночную исключительность, который по сути крадет продукт и создает временную монополию.8

В среднем, чтобывывести новый препарат на рынок , требуется не менее 2,6 миллиарда долларов.Не менее важно то, что одобрение лекарства по рецепту может занять до 10 лет.Даже если бы у начинающей компании было 2,6 миллиарда долларов на разработку и тестирование препарата в соответствии с правилами FDA, она все равно могла бы не получать дохода в течение 10 лет.9  FDA обычно утверждает примерно одно из 10 клинически протестированных препаратов.10

Электронная промышленность

Бытовая электроника, пользующаяся массовой популярностью, более восприимчива к  экономии на масштабе  и размаху в качестве препятствий. Эффект масштаба означает, что устоявшаяся компания может легко производить и продавать еще несколько единиц существующей продукции по дешевым ценам, поскольку накладные расходы, такие как управление и недвижимость, распределяются между большим количеством единиц. Небольшая фирма, пытающаяся произвести те же самые несколько единиц, должна разделить накладные расходы на относительно небольшое количество единиц, что делает производство каждой единицы очень дорогостоящим.

Известные компании-производители электроники, такие как Apple ( AAPL ), могут стратегически увеличить затраты на переключение, чтобы удержать клиентов. Эти стратегии могут включать в себя дорогостоящие контракты, которые сложно расторгнуть, или программное обеспечение и хранилище данных, которые нельзя перенести на новые электронные устройства. Это распространено в индустрии смартфонов, где потребители могут платить за завершение соединения и сталкиваться с расходами на повторное приобретение приложений, когда они рассматривают возможность смены поставщика телефонных услуг.

Нефтегазовая промышленность

Барьеры для входа в нефтегазовый сектор чрезвычайно сильны и включают высокую долю владения ресурсами, высокие затраты на запуск, патенты и авторские права в сочетании с патентованными технологиями, государственными и экологическими нормами, а также высокие фиксированные эксплуатационные расходы. Высокие стартовые затраты означают, что очень немногие компании даже пытаются войти в сектор. Это снижает потенциальную конкуренцию с самого начала. Кроме того, запатентованные технологии вынуждают даже тех, кто имеет высокий стартовый капитал, сразу же сталкиваться с операционными недостатками при входе в сектор.

Высокие постоянные операционные расходы заставляют компании со стартовым капиталом опасаться входа в сектор. Местные и иностранные правительства также заставляют компании отрасли строго соблюдать экологические нормы. Эти правила часто требуют наличия капитала, что вынуждает более мелкие компании уходить из сектора.

Индустрия финансовых услуг

Как правило, создание новой компании по оказанию финансовых услуг обходится очень дорого. Высокие постоянные издержки и большие невозвратные издержки при производстве оптовых финансовых услуг затрудняют конкуренцию стартапам с крупными фирмами, которые обладают эффективностью масштабирования. Между коммерческими банками, инвестиционными банками и другими учреждениями существуют нормативные барьеры, и во многих случаях затраты на соблюдение нормативных требований и угроза судебного разбирательства достаточны, чтобы удерживать новые продукты или фирмы от выхода на рынок.

Затраты на соблюдение нормативных требований и лицензирование  несоразмерно вредны для небольших фирм.Большой колпак поставщик финансовых услуг не должны выделять вкачестве большой из процента своих ресурсов для обеспечения его не возникнут проблемы с Комиссией по ценным бумагам и биржам ( SEC ),11  Истина в кредитовании Закон ( Тила ),12  Закон о справедливой практике взыскания долгов ( FDCPA ),13  Бюро финансовой защиты потребителей ( CFPB ),14  Федеральная корпорация по страхованию вкладов ( FDIC )15  или множество других агентств и законов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Что не является обязательным реквизитом депозитного сертификат
  • Что необходимо для регистрации компании в личном кабинете црпт
  • Что нужно для открытия клининговой компании какое оборудование
  • Что нужно для того чтобы открыть свою управляющую компанию жкх
  • Что нужно для химчистки салона автомобиля начать бизнес с нуля