Что изучают нынешние управленцы в школах бизнеса

В последние годы бизнес-образование перестало быть редкостью в резюме менеджеров. Оно стало чем-то вроде украшения, знака качества профессионального пути. Опытные топ-менеджеры часто поступают в бизнес-школы, потому что без этого пункта занимать новую должность уже «не солидно».

Ключевыми, традиционными в области бизнес-образования стали программы MBA. Получение этого диплома становится так же естественно, как наличие у управленцев высшего образования. При этом, после MBA процесс обучения, как правило, не заканчивается – через несколько лет менеджер возвращается на более серьезные программы, чтобы получить «следующий уровень». То есть бизнес-образование переходит в категорию life-long-learning.

И дело не в том, какую теорию дает бизнес-школа, а в том, кто будет читать лекции и кто будет их слушать вместе с вами. Результат обучения в бизнес-школе – это не столько полученные знания, сколько новые знакомства, опыт общения с успешно практикующими управленцами-лекторами и такими же успешными менеджерами-студентами.

Программы MBA в целом схожи во всех бизнес-школах. Отличаются по результативности и цене те, где состав педагогов и выпускников включает в себя именитых управленцев. Перенять опыт у гениев менеджмента – лучший сценарий для студентов бизнес-школ.
Чему учат и не учат в бизнеc-школе

Чему учат в бизнес-школе, если говорить о конкретных навыках?

    1. Управлять командой. Это главный опыт, который вы должны получить в процессе обучения. Лучшие менеджеры учат заинтересованных в профессии менеджеров тонкостям менеджмента: без соответствующих навыков остаться сложно.
    1. Выходить из кризисных ситуаций. На курсе студенты прорабатывают бизнес-кейсы из реальной жизни, анализируют ситуации, в которых оказывались мировые корпорации.
    1. Работать в команде. Чему не учат в бизнес-школе, так это быть начальником на троне. Опираться на своих сотрудников, мотивировать их и себя, делегировать обязанности, формировать комфортную среду для работы: все это навыки отличного менеджера, которые можно получить в бизнес-школе.
    1. Расширять собственное сознание. Многие выпускники международных бизнес-школ говорят о том, что в ходе обучения их мышление полностью перестраивалось, структурировалось. Выпускники иностранных школ заявляют о том, что им стало легче работать в российских условиях. Это происходит из-за смены мышления, общения с представителями других культур и наций.
  1. Ставить цели и выстраивать стратегии. Все обучение в бизнес-школах нацелено на практику, поэтому после его завершения студенты могут сразу переносить полученный опыт на реальную деятельность. Более четкое мышление и новые навыки помогут действовать в соответствии с выбранной стратегией.

Получение диплома MBA давно стало хорошим тоном среди предпринимателей и менеджеров. Но прежде чем выбрать программу, нужно понять ее суть. Узнайте, что дает MBA, из нашей статьи!

Чему учат и не учат в бизнеc-школе

На собеседовании в бизнес-школы абитуриентам задают вопрос о цели поступления. Ответ «за знаниями» может не подойти, потому что их можно почерпнуть, например, из книг. База, которую дают педагоги, должна быть известна из курса экономики. Однако, перечень «формальных» предметов в расписании все же есть (например, швейцарская IMD Business School), и с разными названиями этих предметов он может повторяться в других школах.

    1. Предпринимательство. В IMD в свое время этот предмет вел бельгийский предприниматель и венчурный капиталист, который организовал для студентов работу с реальными стартапами. На лекциях студенты разбирают кейсы о запуске или развитии реальных компаний.
    1. Финансы. Эти занятия во многом повторяют курс любого российского ВУЗа и просто оживят знания для тех, кто его проходил. Но тем, кто никогда не работал с цифрами, очень полезен.
    1. Экономика и бухучет. Дисциплины также аналогичны программам факультета экономики в любом престижном университете.
    1. Лидерство. Этот предмет можно назвать базой бизнес-программ MBA и IMD. Чему учат в школе бизнеса, так это работать с собственным «Я». Фокус в процессе обучения держится на понимании студента себя в мире. Преподаватель учит замечать детали происходящего вокруг вас и «читать» других людей, работать в команде. Этот предмет можно назвать психологическим, потому что в процессе студентам приходится заглянуть внутрь себя, выйти из зоны комфорта, чтобы продвинуться дальше. По итогу курса пишется эссе, которое многие называют самой сложной задачей за всю программу.
    1. Так называемое Organizational Behavior, в рамках которого студенты рассматривают разные стороны управления компанией (культурные, психологические, лидерские, организационные). Здесь же говорят о решении конфликтов.
    1. Стратегия. Здесь студенты также знакомятся с конкретными примерами в истории бизнеса и пытаются разработать собственные стратегии для конкретных целей.
    1. Маркетинг. Приводятся примеры ведущих корпораций, самых именитых брендов: как создать, как продвигать. Рассматриваются разные варианты рекламных компаний и все, что связано с развитием в интернете.
    1. Инновации. Этот предмет рассказывает о необходимости постоянно быть в тренде, ловить настроения аудитории и непрерывно развиваться.
  1. Управление производством – о правильной организации процесса производства, о росте продуктивности. В рамках курса студентам могут провести экскурс в производство именитых компаний, где успешно реализована вся теория.

Чему учат и не учат в бизнеc-школе

Если вы ввели запрос «чему учат и не учат в бизнес-школе», значит, вы с менеджментом наверняка «на ты» уже сейчас. Сухая теория вам уже ни к чему, но этому не учат в бизнес-школе. Для управленца главное – ясно мыслить и уметь руководить другими людьми. Рассчитывать на эти навыки после завершения обучения вы можете смело.

Регистрируйтесь на открытую онлайн-встречу для предпринимателей, блоггеров и всех, кто начинает свой проект в интернете. Расскажем как использовать соцсети, собирать подписчиков и превращать их в деньги.

{«id»:13888,»url»:»/distributions/13888/click?bit=1&hash=b9ef1acfaff33313e209ff706cdc085257b1aa0628eda8cd82c15ab939b88cb6″,»title»:»u0414u0435u043bu0430u0442u044c u043fu0440u0435u0434u0441u043au0430u0437u0430u043du0438u044f u0434u043bu044f u0431u0438u0437u043du0435u0441u0430 u0431u0435u0437 u0442u0430u0440u043e»,»buttonText»:»u041du0430u0443u0447u0438u0442u044cu0441u044f»,»imageUuid»:»5a8d05f2-0e2c-5a89-8e96-98d923aa05a2″,»isPaidAndBannersEnabled»:false}

Чему учат в бизнес-школах «Сколково», Гарварда, Кингстона и других


Статьи редакции

Выпускники ведущих российских и международных бизнес-школ о том, пригодилось ли им бизнес-образование.

В «Сколково» ведется обучение по 20 образовательным программам для бизнеса на всех стадиях развития. В их числе — стандартные международные MBA и EMBA, а также курсы, созданные в партнерстве со школами HKUST и IMD. Кроме того, в школе проводят открытые программы по направлениям, пятимесячные практикумы для предпринимателей и небольшие образовательные курсы для подростков.

Все курсы включают в себя теоретические блоки, практические семинары, групповые и индивидуальные проекты, а также международные модули.

Цена на обучение по программе MBA для молодых предпринимателей — €60 тысяч. Эту стоимость можно уменьшить, если выиграть грант.

В «Сколково» на MBA есть система грантов. Я получил максимальный на тот момент грант в половину стоимости обучения — $30 тысяч. В 2018 году впервые начали выдавать гранты на полную стоимость. За них идет настоящая битва: люди подают заявки, готовят проекты, сдают долгие экзамены.

Школа «Сколково» — частная школа, никак не связанная с инновационным центром. Её основатели хотели дать в России такое же образование, как в лучших мировых бизнес-школах. Все преподаватели также работают в ведущих бизнес-школах мира: в Гонконгской школе бизнеса, в Оксфорде, в INSEAD и других. Обучение на MBA ведется только на английском языке — поскольку школа международная и в ней учатся иностранцы. У нас в группе есть девушка из Китая и парень-болгарин.

В нашу учебную программу входят два международных модуля: в Калифорнии и в Гонконге. В Гонконг я поеду в декабре, а Калифорнийский модуль я уже прошел. Мы учились в Беркли и Стэнфорде, а еще посещали компании в Кремниевой долине. Я могу сказать ответственно, что уровень преподавания и программ в «Сколково» не ниже, чем в этих американских университетах.

Программы на MBA в разных вузах всегда похожи, специализации как таковой нет. В нее входят так называемые hard skills — финансы, мировая экономика и так далее, и soft skills — обязательные навыки, которые нужны в жизни: переговоры, лидерство и другие курсы. Мне очень нравятся ежемесячные мероприятия на курсе по лидерству, которые дарят возможность поработать в команде других успешных людей. У нас все руководители компании и топ-менеджеры считают себя лидерами, это очень активные люди, и поэтому на мероприятиях по лидерству иногда бывают настоящие битвы.

Раньше обучение по программе MBA в «Сколково» велось в режиме фулл-тайм — студенты приходили на занятия каждый день. Желающих было мало, потому что проблемно совмещать с работой.

Сейчас руководство бизнес-школы ввело модульную систему: раз в месяц у нас 5 дней абсолютного погружения. Как это выглядит: учеба длится с 9 утра до 6 вечера, после этого перерыв, а затем выступление гостевого спикера или ещё какое-нибудь занятие до 10 вечера. После этого мы получаем задания на следующий день. Учеба длится пять дней, а потом мы все едем домой до следующего месяца. Между модулями дается так называемый пре-ридинг, то есть домашнее чтение. Его нужно выполнять обязательно, чтобы приходить к модулю готовым, иначе пользы особой нет.

При школе существует большое число клубов по интересам, начиная от спортивных — например, яхтклуб — и заканчивая профессиональными, постоянно проводятся выездные мероприятия, есть локальные сообщества в разных городах. Кроме того, один из модулей в апреле пройдет на Камчатке — там мы будем жить на базе в снегах, ходить в походы к вулкану, ночевать в палатках, летать на вертолете.

Большое преимущество школы — достаточно плотное сообщество выпускников, в которое попадают и текущие студенты. Там можно решать многие бизнес-вопросы, всегда кто-нибудь готов поделиться контактом или советом. Все продолжают так или иначе общаться после выпуска. Ещё хочется отметить нетворкинг: люди общаются и взаимодействуют в крайне успешной среде. Я бы сказал, что здесь лучшие предприниматели, лучшие менеджеры, со всей страны — это очень поднимает уровень мышления и вообще задирает планку.

Илья Кармишин, генеральный директор High Voltage Brains, получает степень MBA в школе «Сколково»

В начале 2018 года я пошел в «Сколково» на программу «Практикум». На тот момент моя задача звучала как «Масштабирование», благодаря «каким-то новым инструментам», которые я хотел там изучить.

Когда началась учеба, я понял, что программа намного шире, чем я мог предположить: это работа над личной стратегией, техникой коммуникаций, практикой принятия решений и управленческих знаний, закрепленное бизнес-инструментами и даже физической практикой для поддержания наиболее эффективной реализации амбициозных задач. Она стала важным этапом моего развития: я научился мыслить масштабнее, очень серьезно расширил кругозор и увидел бизнес-возможности, а самое главное, нашел друзей: увлеченных, интересных, и любопытных людей.

Обучение в школе длится пять месяцев: раз в месяц целую неделю ты живешь в кампусе и с 8:00 до 22:00 погружаешься в продуктивную работу. Основные направления программы: практика здоровья, управленческие знания, практика принятия решений, личностный практикум, техники коммуникаций, проектирование или корректировка проектов.

Все преподаватели, включая приглашенных спикеров — практики, консультанты и эксперты в своем деле. На меня повлиял каждый из них, ведь эти были люди из реального бизнеса, включая приглашенных спикеров. Преподаватели внесли в программу много реальных кейсов и жизненных историй.

Каждое утро начинается с физических упражнений: одна неделя танцы, другая йога, третья — плавание. В течение дня мы изучаем бизнес-инструменты, например, построение карты бизнеса. Было много групповой и индивидуальной работы. Самое сложное — это интенсивный график. У нас действительно были дни, когда мы начинали в 8 утра, заканчивали в 5 утра и начинали следующий день снова в 8 утра. Но мало кто жаловался на это, потому что все были увлечены процессом.

Домашние задания были сложными: снять влог с одногруппником про его бизнес или провести 20 встреч с коллегами по рынку. Иногда, чтобы выполнить задание, нужно было слетать в другую страну, и это прибавляло азарта, и уже не было возможности подвести коллег, поэтому и бизнес-результат не заставил себя ждать. Домашнее задание нельзя было не выполнить по одной простой причине: мы группа предпринимателей, которые привыкли соревноваться. Это был вызов не только группе, но и каждому из нас в отдельности.

Желающие учиться проходят строгий отбор, студентами становятся лишь те, кто относится к учебе серьезно и не отлынивает от занятий. Со мной учились 50 человек, в основном собственники бизнеса. Большинство старше 40 лет, потому что программа ориентирована на тех, кто уже дошел до определенной точки и не знает, как расти дальше.

Меня поразило разнообразие этих людей, их психотипов, поведения. Кто-то все пять месяцев просто сидел и учился, а другие между делом хулиганили. На их примере я понял, что единого рецепта успеха нет — все люди разные, и истории у них тоже разные. Второй ключевой вывод: многие хотят нарастить масштаб, выйти на новый уровень. Но проблемы остаются такими же, как у начинающих предпринимателей — зачастую они в голове, а в не инструментах.

Общение с однокурсниками было для меня самым интересным и приятным. Представляете, когда в группе собраны 50 очень крутых предпринимателей из совершенно разных сфер деятельности, разного масштаба бизнеса — часто наши диалоги были настолько точными и ценными, что становились важнее самой учебы.

Собственники, построившие большой бизнес — чаще всего нестандартные люди, поэтому интересные случаи происходили практически ежедневно. Начиная от банального хулиганства, но в хорошем смысле этого слова, заканчивая сумасшедшими идеями и проектами, которые рождались прямо во время учебы. Мы очень подружились, между модулями даже ездили друг к другу в гости: в Казахстан, в Узбекистан, в Сибирь и на Дальний Восток.

Кирилл Фомичев, основатель компаний Marketarts и агентства сквозной аналитики «Точно», учился на программе «Практикум»

Гарвардская бизнес-школа была основана в Бостоне в 1908 году. Именно в этом учебном заведении придумали методику case-study — когда преподаватель и ученики на практике разбирают ситуации, происходящие с реальными компаниями.

Гарвардская бизнес-школа

Наряду с программами MBA (краткосрочными и full-time), в школе можно пройти курсы по маркетингу, бизнес-аналитике, лидерству, финансам и другим специальностям. Те же, кто хочет сконцентрироваться на научной работе, могут получить степени кандидата наук и DBA. Стоимость получения диплома MBA составит около $70 тысяч в год.

Летом 2016 года я руководил несколькими лечебными заведениями и хорошо понимал процесс ведения бизнеса, к тому же, у меня была степень MBA, полученная в начале нулевых. Но два предыдущих года я много ездил по Америке, видел много клиник, общался с коллегами, и меня поражал масштаб их лечебных учреждений, структурность, уровень организации и деловой культуры. У нас же сфера здравоохранения существенно отставала (и отстает) от развитых стран, критически не хватает актуальной, если угодно, «философии ведения медицинского бизнеса». Поэтому я решил повысить свои компетенции и подал заявку на обучение.

Я не был уверен, что меня примут в программу, так как претендентам предстоит проходить отбор не в форме экзамена, к которому можно освежить знания и подготовиться, а посредством рассмотрения заявки, по форме схожей с CV, и собеседования по телефону. Для руководства курса было важно, чтобы каждый участник был максимально полезен для других — мог активно взаимодействовать с преподавателем и группой, обладал релевантным опытом.

Обучение длится год и состоит из трех недельных очных учебных модулей: в октябре, марте и мае. Между ними нам предлагалось изучить множество учебных материалов и прочесть несколько книг. Из-за сложностей с визой в 2017 году мне пришлось пройти третий модуль на год позже, в 2018 году. Стоит программа $30 тысяч, на мой взгляд, это обоснованно. Обучение может быть полезно менеджерам медицинских организаций, начиная от руководителей подразделений и заканчивая высшим руководством, а возможно и тем, кто делает свой стартап в сфере медицины. В стоимость входят непосредственно все учебные мероприятия, а также проживание в университетском кампусе, питание, интернет.

В Гарвардской бизнес-школе действует кейсовая система обучения. Она направлена не на то, чтобы дать определенные знания, а на то, чтобы создать правильные управленческие и мыслительные рефлексы, изменить способ мышления. Это полезно, когда базовые знания по микроэкономике, организационной культуре, бизнес-процессах, управлению уже есть.

За два месяца до начала каждого модуля нам высылали расписание занятий и информацию для чтения. Она состояла из описания реальных кейсов в самых разных форматах, в общей сложности порядка 250-300 страниц. Такая подготовка задает направление мышления, ты заранее обдумываешь каждый кейс, но чаще всего не получается угадать, какая на самом деле проблема рассматривается в том или иной ситуации.

Например, был один довольно скучный кейс, формально касающийся обязанностей персонала и формулировки должностных инструкций, а главной темой там оказались эмоции и мотивация.

Каждый учебный день состоит из четырех сессий по полтора часа, в ходе каждой из которых преподаватель общается со студентами, задает вопросы, иногда весьма неожиданные, таким образом постепенно подводя их к основной теме, которой посвящен кейс.

До 90% времени всего занятия говорят именно студенты. В конце занятия преподаватель обычно резюмирует обсуждение, а также рассказывает, как на самом деле развивалась описанная ситуация: какие приняли меры и насколько они оказались эффективны. Такая система дает возможность учиться на очень конденсированном опыте большого количества людей.

Возглавляет команду этой образовательной программы профессор Хакман, один из руководителей глобальной MBA Гарварда и ведущий преподаватель MBA, специализирующийся на бизнесе в здравоохранении. Что касается остального преподавательского состава, большинство имеют существенный академический опыт, либо опыт управления и трансформации.

Особенно мне запомнилась лекция сэра Дональда М. Бервика, британского профессора, который последние несколько лет работал в США и вел программу Obama Care, а до этого был одним из вдохновителей реформы NHS в Великобритании. Было также несколько приглашенных «селебрити» от здравоохранения, например, руководитель одной из крупнейших госпитальных сетей США, и доктор, который преобразовал систему VA (здравоохранение ветеранов) в США и сделал ее больницы одними из лучших по уровню помощи и удовлетворенности пациентов и одними из самых низкозатратных.

Темы, которые мы рассматривали, касались различных вариантов оказания медицинской помощи в операционном ключе, того, как правильная организация медицинской помощи делает ее менее затратной и более полезной для пациентов, стратегии в здравоохранении, финансов, руководства и лидерства.

Общее впечатление у меня и российских коллег, которые учились по этой же программе, положительные, но с легким налетом грусти — возвращаясь оттуда, понимаешь, что тот уровень деловой культуры и деловой школы мысли, который был в команде эту неделю, очень далек от нашей действительности. Наша философия ведения бизнеса очень устарела, некоторые проблемы и «развилки», которые нас сейчас занимают, в более развитых странах уже давно пройдены.

Тем, кто собирается учиться за границей, я бы порекомендовал в первую очередь не переоценивать свой уровень английского. Недостаточно просто смотреть фильмы и читать статьи, примерно улавливая смысл, и уметь объясниться в ресторане. Во время обучения придется активно говорить и слушать по десять часов в день. Второй важный момент, который нужно учесть — ничем нельзя будет заниматься параллельно. Обучение очень интенсивное, поэтому не стоит надеяться, что вечером и ночью вы будете в состоянии удаленно руководить своим бизнесом.

Борис Бобров, председатель совета директоров «Европейской клиники», проходил обучение по программе «Управление в сфере здравоохранения» в Гарвардской бизнес-школе в Бостоне с 2016 по 2018 год

Кингстонская бизнес-школа — часть одноименного университета в Лондоне. В ней можно приобрести степени бакалавра и магистра маркетинга, экономики, финансов и так далее. Работает школа и с программами MBA и Business PhD.

Британский диплом можно получить и в Москве. На базе РАНХиГС проводится комбинированная программа Kingston MBA — она включает в себя занятия с российскими и британскими преподавателями и работу с электронной библиотекой университета Кингстон. Стоимость обучения составляет 1 360 000 рублей за 20 месяцев.

Для меня было важно выбрать бизнес-школу, где качество образования будет соответствовать западным стандартам, а процесс обучения будет направлен на развитие стратегического мышления и приобретение желанного helicopter view. Еще одним ключевым критерием был диплом.

В России не так много школ, которые имеют полный спектр международных аккредитаций: AMBA, EPAS, AASCB. Эти аккредитации являются фактом признания экспертами высокого уровня качества образования в соответствии с американским, европейским и британским стандартами. Мой выбор пал на Kingston Business School Moscow.

Честно говоря, я не ожидала, что учиться будет настолько сложно и трудозатратно. Первый год обучения состоял из нескольких 5-6-дневных модулей, которые включали очные лекции британских профессоров и преподавателей. Было много групповых заданий и защит, которые приходилось готовить буквально ночами.

Помню, как мы несколько раз уходили из Академии в 2 часа ночи, бывало и так, что все выходные и праздники приходилось сидеть над заданиями и кейсами.

Кроме того, в первый год обучения необходимо было выполнить более 10 письменных работ и отправить их в Лондон, соблюдая строгий дедлайн. Второй год в бизнес-школе был больше посвящен диплому, и для меня это было немного проще, имея опыт написания и защиты кандидатской диссертации.

Преподаватели Kingston Business School Moscow – это настоящие звёзды, которые обладают огромными академическими заслугами и богатым опытом в области консалтинга крупного российского бизнеса. Если говорить об однокурсниках, группа была у нас очень сильная, многие добились больших успехов и сейчас занимают ведущие позиции в бизнесе и на государственной службе. Следует отметить, что сейчас программу MBA Kingston в России возглавляет моя одногруппница — доктор Митали Митра.

В программе MBA Kingston набор дисциплин стандартный: стратегия, финансы, операционный менеджмент, статистика, предпринимательство, маркетинг, управление персоналом, личное развитие и другие предметы. Но в коммуникационной практике и работе с клиентами мне очень пригодились навыки, связанные с публичными выступлениями и созданием презентаций. Этот опыт был крайне полезен.

Оцениваю свою учебу в бизнес-школе как отличную инвестицию, которая на определенном этапе помогла мне выйти на новый уровень в карьере и расширить круг интересных знакомств. До сих пор дружу и с руководством школы, и с одногруппниками. Кстати, в этом году мы отмечали 20-летие программы MBA Kingston в Москве, что, безусловно, говорит о качестве и востребованности программы.

Анжела Грачева, заместитель генерального директора SPN Communications, выпускница Kingston MBA, кандидат экономических наук, коуч ICF

Здание Уортонского университета

Уортонская бизнес-школа при Пенсильванском университете — одна из старейших в мире, она была основана в 1881 году. В её стенах можно получить международные дипломы MBA и EMBA или изучить прикладные программы по лидерству, бизнес-аналитике, финансам и другим дисциплинам. Также бизнес-школа дает возможность пройти короткие онлайн-курсы.

Классический диплом MBA обойдется студенту в $112 тысяч.

Начну, наверное, с совета не делить MBA-школы на российские и зарубежные. Вопрос не в языке преподавания и даже не в качестве обучения, а в том, какие границы перед тобой открывает бизнес-школа. Сейчас слишком модно стало MBA, и количество школ очень разного уровня выросло в геометрической прогрессии.

Зарубежные бизнес-школы можно разделить всего на три категории. Первая – это топовые школы, вторая – хорошие, третья — всё остальное, о них и говорить не стоит. У топовых и хороших с точки зрения качества образования уровень примерно одинаковый. Отличия обычно только на уровне известности профессорского состава. Но что их разительно отличает — это те двери в корпоративном мире, которые они открывают.

Я, проработав долгое время в сфере маркетинга и продаж, поставил себе цель поступить в топовую бизнес-школу. Выбирая университет, я много общался с выпускниками, выделил время и лично посетил несколько кампусов, чтобы познакомиться с руководством и педагогическим составом. В итоге я остановился на Келлогской высшей школе менеджмента, Гарвардской бизнес-школе и Уортонской.

Поступил я одновременно в Келлогскую и Уортонскую школы. Поскольку я лично посетил обе школы, мне было легко выбрать, основываясь не только на отзывах, но и на личных впечатлениях. В итоге 2008-2009 год я провел в Уортонской бизнес-школе.

Какие у меня были ожидания на входе? Топовые университеты помимо сильного образования дают дополнительные преимущества. Поскольку попасть туда сложно, отбор очень жесткий, ты сразу попадаешь в общество очень сильных людей из разных областей со всего мира.

На моем потоке учились 800 человек — сейчас они занимают топ-позиции в разных странах. Люди идут в такие школы не только за образованием, но и за коммьюнити: знакомиться с людьми, создавать связи, открывать двери. И университет предоставляет тебе все инструменты для этого: клубы, сообщества, различные активности.

Например, я участвовал в консалтинговом клубе, был президентом клуба любителей виски, работал в приёмной комиссии. Всё это позволяет тебе расширять свой круг общения и общаться всё более и более интенсивно.

Что касается процесса трудоустройства, университет — отлаженная машина, которая работает каждый день: презентации компаний, собеседования прямо в университете, неформальные встречи клуба и так далее. Работодатели полагают, что школы уже отобрали лучших и ещё дали им сильное образование, поэтому постоянно рекрутят оттуда студентов.

Примерно всё это я и ожидал, когда переступал порог университета, но готов ли я был к этому? Наверное, не до конца. Вначале было очень сложно встроиться в систему, понять, где нужно быть активным, где менее активным, сколько надо вкладывать в учебу, а сколько другим активностям уделять времени.

Я учился full time, и это было не проще, чем работать точно, наверное, даже сложнее. Но очень интересно. И я на 100% уверен, что игра стоила свеч. После окончания перед тобой открыт весь мир. Я мог поехать, куда угодно. Я выбрал Нью-Йорк, потому что мечтал с 19 лет работать именно там, и начал работать в Boston Consulting Group, где консультировал компании по всему миру в секторе FMCG, технологий, финансов, Citibank, Pepsico, Bloobmberg.

Одна из рабочих командировок в Москву совпала с введением ЕГЭ в России. Я всегда интересовался сферой образования, долгое время работал в Kaplan, поэтому, наверное, логично, что в итоге я захотел попробовать себя в ином статусе и стал предпринимателем или, как говорят, стартапером.

Помог ли мне в этом MBA? Я считаю, да. Причем во многих плоскостях. Прежде всего, с точки зрения построения всех бизнес-процессов в собственной компании.

В собственном бизнесе оказался незаменим полученный навык смотреть на все процессы сверху, видеть их масштабно. Потом, конечно, понимание инструментов привлечения инвестиций, подготовки к инвестиционным раундам, использование различных финансовых инструментов для развития компании. Опыт работы в международном консалтинге, который я получил благодаря бизнес-школе, дал мне не только круг связей по всему миру, но и умение найти точку коммуникаций с любыми партнерами.

Михаил Мягков
, генеральный директор и основатель MAXIMUM Education

Стокгольмская школа экономики открылась в 1909 году. Сегодня её отделения открыты во многих странах мира — в частности, в России: в Москве и Санкт-Петербурге. В них проводится обучение по программам MBA и Executive MBA — как по общему менеджменту, так и специализированные: для нефтегазовой отрасли или по стратегическому развитию рынка.

Также школа предлагает укороченные курсы по финансам и брендингу и корпоративные программы.

Обучение по Executive MBA длится два года и стоит 1 980 000 рублей.

Обучение в школе длится два года, на текущий момент я завершил первый год и приступил ко второму.

В первую очередь я ожидал от обучения фундаментальных знаний и актуальных навыков в сфере менеджмента, финансов, маркетинга, стратегии и управления изменениями. Часто руководящие должности занимают люди, которые специально не учились на профессиональных руководителей, и я не исключение.

Да, есть высшее экономическое образование, разнообразные программы развития. До определённого этапа этого хватает. Но если планировать своё развитие дальше, то становится очевидным, что нужно профессиональное образование top executive. Отдельным преимуществом SSE является возможность обучения на английском и признание степени в Европе и США. Бонусом получаешь приятные, полезные знакомства, опыт и знания других людей, и даже новых друзей.

Одноклассники — в основном топ-менеджеры российских и зарубежных компаний, а также владельцы бизнеса. Все из абсолютно разных отраслей: тяжелая и легкая промышленность, транспорт, энергетика, нефтяная и газовая промышленности, финансы, услуги, ИТ, телеком, медицина. У нас много выпускников программы «Лидеры России». Преподаватели — в основном профессора, которые давно работают в SSE, с серьезным академическим подходом.

Также преподают приглашенные спикеры из других бизнес-школ, известных в странах ЕС и США. Часто выступают гости — представители российского бизнеса, топ-менеджеры успешных компаний и владельцы бизнеса. «Раскрученных» знаменитостей нет.

Я ещё в процессе обучения. Программа рассчитана на два года, 15 модулей. SSE выгодно отличается основательностью подхода. Признаюсь, тяжело совмещать обучение с работой. Требования к межмодульным заданиям и непосредственно обучению очень жесткие. Уже понимаю, что расту над собой, многие полученные знания активно использую. Думать начинаешь по-другому. Мир становится ещё более многогранным. Ни о чем не жалею и не собираюсь жалеть.

Максим Дзюба
, директор направления «Север» банка Home Credit, получает степень MBA в Стокгольмской школе экономики

Эта испанская бизнес-школа была открыта в 1958 году на базе университета Наварры при поддержке Гарварда. IESE позаимствовала у американского университета метод case-study, поэтому её студенты не только изучают реальные ситуации из истории ведущих компаний, но и пишут собственные кейсы — работа с ними занимает значительную часть учебного процесса.

В IESE можно получить степени MiM, MRM, MBA и EMBA, а также PhD. Кроме того, школа проводит открытые программы лидерства и управления. Стоимость двухгодичного обучения EMBA составит €75 тысяч.

В этом году я окончила программу Global Executive MBA испанской школы IESE. По рейтингам Financial Times она входит в топ-10 для руководителей. Это был один из критериев выбора — я хотела учиться в школе, которую знают в мире, в которой будет много иностранцев из разных стран, а не исключительно российской или американской. У школы свои кампусы в Нью-Йорке, Мюнхене, Барселоне, Мадриде, налажены партнерские отношения со школами в Китае и Бразилии, что позволяет учиться и там тоже.

Обучение шло полтора года — по две недели каждые два месяца, всего 10 модулей, из которых два или три можно было взять по выбору.

За каждую работу преподаватели ставят 4 оценки А, 4 В+, остальные В, а также 4 С. Таким образом они отмечают 10 процентов лучших и 10 процентов худших студентов. Вылететь с учебы достаточно просто — для этого нужно набрать 7 С. Со мной училось 42 человека, двоих отчислили за неуспеваемость.

Часть обучения проходила в онлайне, поэтому выигрывали те, у кого было много свободного времени. Как ни странно, некоторые предпочли оставить работу на два года, чтобы нормально закончить школу. IESE славится своим предпринимательских духом, примерно четверть моих одноклассников были и остаются предпринимателями. Было интересно увидеть, насколько по-разному наемные менеджеры и собственники бизнеса могут оценивать одну и ту же ситуацию.

Занятия начинались в 8 утра с группового обсуждения кейсов (42 человека разделили на 8 групп по 5-6 человек в каждой), потом до 18:00 лекции, семинары, обсуждения, вечером ужин и время на самоподготовку. Также было отдельное время, если нужно встретиться с тьютором (ментором).

Школа прикрепляет к каждому куратора, чтобы он помог, если возникнут сложности. Я встречалась со своим дважды за полтора года: первый раз когда стресс первых двух модулей был выше крыши, и я боялась, что вообще завалю сессию. Второй раз, когда возник конфликт в группе проекта, в который я входила.

Со мной учились ребята из 26 стран. Школа учит видеть межкультурную разницу и не осуждать тех, кто отличается от тебя. В частности, я поняла, что россияне по сравнению с европейцами более негативны. Из модулей по выбору я взяла курсы в Бразилии (модуль «развивающиеся страны»), США («продажи и сервис», так как я работаю в услугах) и Мюнхене («индустрия 4.0», так как у моего коммуникационного агентства много ИТ-клиентов, мы часто обсуждаем новые технологии с ними).

Школа позволяет посмотреть на себя другими глазами, а также освоить, хоть и поверхностно, те дисциплины, о которых ты не догадывался, например, финансовый анализ, управление рисками и прочие.

Было много весёлых заданий, не совсем типичных для топов-наемников. К примеру, в Сан-Франциско надо было назначить самому две встречи со стартаперами в твоей сфере, чтобы узнать у них, чем они занимаются и куда движется интересный тебе сегмент.

Оказалось, для некоторых моих однокурсников это огромная проблема — как вице-президенты они отвыкли знакомиться и просить о помощи. Моя группа из 6 человек сделала 6 таких встреч (норма была 2-3), а другая группа — только одну.

Задания помогли увидеть свои сильные и слабые стороны. Обучение в школе мне обошлось в €75 тысяч (я получила стипендию в €25 тысяч), это не считая расходов на перелеты, питание и проживание (примерно еще €25 тысяч). Также школа оплатила мою поездку в Кению на неделю (примерно €1500).

Инна Анисимова
, генеральный директор агентства PR Partner

Калифорнийская бизнес-школа расположена в Кремниевой долине — за счет этого многие выпускники находят перспективную работу не покидая места учебы.

Помимо full-time MBA, в Стэнфордской школе можно получить степени EMBA, MSx, PhD или прослушать короткие курсы по лидерству, инновационным технологиям и другим предметам.

Также учебное заведение предлагает различные междисциплинарные программы, разработанные в партнерстве с другими факультетами Стэнфорда.

Стоимость обучения по программе MBA составляет $70 тысяч в год, продолжительность — два года.

Я поступил в Стэнфордскую бизнес-школу, чтобы создать надежный инструментарий бизнес-навыков. Я ожидал, что во время учебы меня будут окружать квалифицированные профессионалы из лучших мировых компаний и университетов — и мои ожидания полностью оправдались.

Программа длилась два года — по три квартала в год, но я увеличил ее до 22 часов в семестр (по сравнению с обычными 15 часами), что позволило завершить обучение быстрее, чем ожидалось. Учебный процесс объединял теоретические лекции, тематические исследования, небольшие семинары и практические занятия по консалтингу.

Моими одногруппниками были представители Goldman Sachs, McKinsey, Uber, Facebook, SpaceX, Amazon, The White House, а также ведущих российских компаний в области природных ресурсов и многие другие. Группа объединяла студентов из России, Китая, США, Австралии, Бразилии и так далее.

Я приобрел полезные знания от таких ведущих лидеров в области технологий и образования, как генеральный директор Google, генеральный директор United, управляющие фондами Уолл-стрит. Также узнал об углубленном анализе, который предлагают академики бизнес-школ с основным фокусом на одной дисциплине — стратегии.

Я понял, как эффективно масштабировать глобальную образовательную компанию и продолжать увеличивать результаты по приему студентов и улучшил свои знания в области бизнес-лидерства благодаря удачному сочетанию учебных курсов по сетевым эффектам и занятиям по лидерству. В процессе обучения мне нравилось изучать стратегию, финансы, проблемы в сфере образования, бухгалтерский учет, лидерство и заниматься написанием курсовой работы на тему стратегического запуска продукта.

В целом учеба в крупнейших университетах США дала мне возможность перенимать опыт ведущих венчурных капиталистов и менеджеров хеджевых фондов. Это позволило увеличить капитал венчурных фондов нашей компании, а также привлечь в текущий штат сотрудников с большим опытом, несмотря на мой молодой возраст.

Никаких сожалений — если бы я мог получить эти знания еще раньше, то обязательно бы это сделал.

Джейми Битон
, генеральный директор компании Crimson Education

Что может пойти не так

Большинство спикеров остались полностью довольны полученным образованием. Но некоторые отметили и недостатки учебного процесса.

Некоторые курсы, в которых у меня был большой профессиональный опыт, мне показались поверхностными, но это скорее специфика global executive MBA. Наверняка на полных MBA-программах погружение по всем дисциплинам более глубокое.

Инна Анисимова
, выпускница Global Executive MBA испанской школы IESE

В моей школе была проблема с реализацией менторской программы. Конечно, многое зависит от личных качеств тьютора: кому-то повезло с куратором, кому-то нет, но в целом они не горят желанием помогать, поскольку у них не хватает времени.

Модульная система (когда учишься пять дней в месяц) тоже дает свои сложности, поскольку программа крайне интенсивная и приходится в короткие сроки усвоить большой объем информации. Нужно полноценно готовиться самостоятельно: читать, смотреть видео и так далее. Такая подготовка, на мой взгляд, не так эффективна, как занятия с преподавателями.

Анонимный выпускник программы MBA «Сколково»

Я планировала открывать свое дело и хотела набраться практических знаний, но школа мне их не дала. Да, наши преподаватели были очень хорошо образованы. Они сами обучались в зарубежных университетах, владели языками, знали много документов и нормативов, но ни один из них не был действующим бизнесменом – ни в прошлом, ни в настоящем.

Все они были исключительно теоретиками и не могли дать тех знаний, которые я искала.

Никогда человек-теоретик не поймет практика. Никогда у него не будет того угла зрения, каким смотрит на бизнес-процессы практик, который и с персоналом вопросы решает, и с налоговой находит общий язык, и в законодательном поле ориентируется.

Кроме того, учителя моей школы опирались на знания, полученные от иностранных педагогов. Но так как у них отсутствовали практические навыки ведения бизнеса, они не могли знать, как ориентироваться в нюансах российского рынка и научить этому других. Известно, что иностранную теорию на практике приходится адаптировать к нашей действительности.

За время обучения, из того, что обещал рекламный проспект, ничего не произошло: практических знаний я не получила, новых бизнес-партнеров не нашла. Правда, узнала много умных слов, которые, по мнению наших учителей, должны были сделать из меня «крутого» бизнесмена.

Марина Рыбникова, создатель международной ассоциации Neo Lady и первого женского коворкинга в России, предприниматель и бизнес-консультант

У нас есть отзывы выпускников ведущих бизнес-школ, и подавляющее большинство из них очень довольны программами. Недовольство возникает почти всегда в тех случаях, когда реальный опыт от программы не соответствует ожиданиям участника. Буквально на прошлой неделе генеральный директор крупной российской строительной компании рассказывал мне, как 10 лет назад получал МВА в одной из хороших российских школ, и это были напрасно потраченные деньги и, самое главное, время. Ниже — несколько примеров того, что говорят люди, когда программы им не понравились.

Курс Marketing Management в бизнес-школе Booth Университета Чикаго, стоимость $10 950, оценка участника 1,5 по пятибалльной шкале: «Преподаватель использовал старые кейсы, и все материалы казались устаревшими. Не стоит потраченных времени и денег».

Гарвардский курс Emerging Leaders, стоимость $9400, продолжительность шесть дней, оценка участника 1,5 по пятибалльной шкале: «Курс должен быть более интенсивным, больше вечерней и групповой работы. Участники просили более насыщенной работы, потому что сессии казались «легковесными». Многие ехали на этот курс издалека и заплатили много денег».

Курс Social Entrepreneurship в INSEAD, $5500 долларов, 6 дней, оценка участника 3 по пятибалльной шкале: «Участники слишком отличаются друг от друга, для эффективной работы нужно было разделить их на меньшие группы».

Таким образом, разочарование безусловно встречается. Однако в ведущих школах мира оценки 3,5 и меньше по пятибалльной шкале встречаются лишь в 10% случаев.

Алексей Долинский
, основатель сервиса Coursalytics — навигатора в образовании для топ-менеджеров из бизнеса и государственного сектора

Чему учат в бизнес-школах

Хочешь стать настоящей «акулой бизнеса»? Пройди курс обучения в бизнес-школе!

Хочется стать настоящей акулой бизнеса, но не хватает навыков? Не беда: тебе нужно скорее записаться в бизнес-школу

В бизнес-школе тебя научат, как правильно управлять бизнесом и развивать его. Список тем, доступных для изучения, широк. Это финансы, бухгалтерское дело, маркетинг, информационные системы, менеджмент персонала, организационное поведение, бизнес-стратегия, вычислительные методы.

В России бизнес-школы появились сравнительно недавно. Постепенно все больше западных школ открывают свои филиалы в РФ. Кроме того, наши собственные ВУЗы открывают бизнес-факультеты. С их помощью ты можешь получить самую необходимую и распространенную сегодня квалификационную степень – МВА (магистр делового администрирования). Эта квалификация подтвердит твою способность быть руководителем высокого и среднего звена.

Для закрепления полученных навыков тебе обязательно предстоит принять участие в ролевых играх. Темы разнообразны: ты попробуешь назначить встречу по телефону с руководством, научишься создавать презентации и проводить совещание с зарубежными партнерами. Все происходящее обычно снимается на видео, после чего обсуждается с другими участниками процесса.

Не менее важны и так называемые кейсы. Это техника обучения на основе реальных социальных и бизнес-ситуаций. Обычно для кейсов приглашаются бизнесмены, которые описывают те или иные случаи, происходившие в их бизнесе, а студенты должны придумать свои варианты выхода из этих ситуаций.

В последнее время многие школы стали предлагать курсы бизнес-этикета. Пройдя их, ты станешь не просто образованным, но и психологически подкованным руководителем: сформируешь свой имидж, научишься вести грамотную деловую переписку, говорить «нет», не испытывая чувства вины и не оправдываясь, и даже узнаешь о том, как правильно есть во время деловой встречи.

Фото: Fotolia/PhotoXPress.ru

РБК опросил российские бизнес-школы и выяснил, какие навыки стоит освоить управленцам в 2023 году. Преподаватели MBA также рассказали о форматах обучения, которые получат развитие в сегменте бизнес-образования

Чему стоит учиться в 2023 году на программах MBA

Участники опроса выделили среди ключевых областей развития слушателей в рамках программ MBA:

  • системный подход к управлению бизнесом, основанный на реальных кейсах,
  • умение оценивать бизнес-риски и управлять ими,
  • умение работать в кризисных ситуациях, в первую очередь, благодаря гибким навыкам, критическому и системному мышлению.

Также эксперты считают, что МВА получают, чтобы научиться грамотно формировать и модифицировать организационную структуру компании. Анна Кучина, директор Дирекции программ дополнительного профессионального образования ВШМ СПбГУ, отмечает, что сейчас многим компаниям необходима реорганизация бизнес-процессов в силу как внешних, так и внутренних изменений, чтобы сохранять определенную устойчивость и продолжать двигаться вперед.

Анна Кучина:

«Управление человеческим капиталом всегда актуально: учиться видеть потенциал в тех сотрудниках, которых можно и нужно в текущих условиях повышать, давать им больше полномочий и ответственности, понимать, как выстраивать кадровый резерв для своей компании — современные вызовы призывают нас эти резервы иметь». 

1. Системное видение и гибкое планирование

Сергей Федоров, ректор ЧОУ ДПО «Открытая школа бизнеса», считает, что больше всего руководителям компаний сейчас не хватает системного видения своего бизнеса: им необходимы стратегический подход и планирование. Причем заниматься стратегическим планированием желательно каждый квартал и научиться создавать новую стратегию компании за 2 дня, а не за месяц, как раньше. В этот процесс необходимо вовлекать весь менеджмент. Таким образом, растет важность обучения менеджеров всех уровней на программах МВА.

При этом руководитель программы MBA БГТУ «ВОЕНМЕХ» имени Д.Ф. Устинова Марина Волкова уверена, что для современных руководителей важно понимание всех сторон деятельности предприятия, умение говорить на одном языке со специалистами разных отделов: от бухгалтерии и отдела продаж до специалистов в IT и логистике.

2. Бизнес-моделирование, прорывные технологии и форсайт

Еще одним направлением развития в рамках программ MBA, по мнению Натальи Соковой, руководителя инновационных проектов в образовании «Академии бизнеса Б1», является умение качественно оценить стратегический выбор с учетом финансов и оптимизации бизнес-модели.

Наталья Сокова :

«Мы видим много примеров, когда менеджеры среднего звена (скажем, лучшие начальники производства), резко назначенные на более высокие должности, не имеют базового представления о взаимосвязи принимаемых решений с финансовыми показателями. Одна из ключевых задач программы МВА сейчас — научить управлять операционной эффективностью через финансовый менеджмент и оптимизацию деятельности».

Также в последние годы важным компонентом всех настоящих программ МВА стали предметы, направленные на освоение и внедрение передовых, прорывных технологий в бизнесе, считает Сергей Мясоедов, проректор, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президент РАБО.

«Для 37% руководителей российских компаний стратегическое видение, умение планировать и работать с будущим на базе форсайта — ключевой навык на ближайшие 5 лет», — отмечает доктор экономических наук, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Александр Чулок, ссылаясь на Форсайт будущего управленческих профессий, проведенный совместно с Ассоциацией менеджеров летом 2022 года. При этом больше всех об этом задумываются HR директора (67% ответивших) и директора по маркетингу (53% ответивших). «Классический форсайт содержит около 80 различных инструментов – от макроэкономических и эконометрических моделей до масштабных опросов экспертов методом Дельфи или технологических дорожных карт, построенных с помощью ИИ. Не удивительно, что за рубежом форсайт уже стал «рутиной» — прочно вошел в управленческие практики эффективного руководителя для определения приоритетов развития компании не только в долгосрочной перспективе, но и на ежедневной основе. С наступлением все большего количества «джокеров» — масштабных событий, которые трудно прогнозировать, мы видим существенный рост спроса отечественных управленцев на эти форсайт-компетенции», — отмечает Александр Чулок

3. Специализация или универсализация

«К особенностям российского MBA в отличие от западного относится более широкий спектр предлагаемых специализированных программ, — говорит Булат Нуреев, директор MBA, Executive MBA и магистерских программ школы управления «Сколково». — Важно также, что MBA позволяет построить свой собственный образовательный трек, выбрать специализации и проекты, которые наиболее актуальны».

В новых условиях руководителям необходимо находить решение ранее не возникавших вопросов по ускорению импортозамещения, эффективного использования ресурсов. ВШКУ РАНХиГС, например, постоянно проводит реструктуризацию флагманской программы МВА: внедряются цифровой формат и новые модули, которые отвечают современным тенденциям трансформации бизнеса. «В процессе обучения затрагиваются вопросы, связанные с практикой ведения бизнеса в современных условиях, и к нам приходят те, кто нуждается в консультационных услугах», — отмечает декан ВШКУ РАНХиГС Сергей Календжян.

Некоторые эксперты наоборот остаются сторонниками классических MBA-программ. «Вопрос, чему учить, мы для себя определили, избавившись от специализаций программы МВА. Надежная и универсальная, отвечающая современным требованиям, применимая в любой сфере деятельности, прошедшая проверку аккредитациями АМВА и НАСДОБР, программа MBA General Management — наша ведущая программа», — говорит Алла Канке, директор Высшей школы бизнеса Государственного университета управления.

Нетворкинг

Немаловажным фактором, который, по мнению большинства опрошенных экспертов, привлекает слушателей в программы MBA, является нетворкинг во время обучения и поддержание общения между выпускниками через ассоциации выпускников. Как отмечает Эдуард Коложвари, руководитель Высшей Школы Бизнеса НГУЭУ, кроме непосредственной пользы от общения с тренерами, обучение на программах МВА позволяет собраться близким по духу и устремлениям людям в одном пространстве, что повышает доверие и приводит к возникновению различных форм кооперации.

Портрет слушателя программ MBA

На программах МВА учиться надо, но, возможно, не всем. Такое образование для амбициозных людей, которые хорошо себе представляют, для чего им это обучение, считает Алла Канке. В настоящий момент планка требований к руководителям и бизнесменам поднялась, им приходится учитывать все больше факторов, влияющих на деятельность компаний и организаций, и, следовательно, больше заботиться о получении актуальных и системных знаний. Разрозненные курсы не в состоянии помочь в решении такой задачи.

Российский подход (формат парт-тайм обучения) делает получение образования намного более удобным: слушателю программы можно успешно совмещать обучение с работой и тем самым сохранять доход. Кроме того, усиливается образовательный эффект: получаемые знания можно применить сразу же на работе, отмечает Булат Нуреев, Сколково.

Булат Нуреев :

«Средний возраст студента MBA в России составляет 33-35 лет, а, например, в Европе и Америке — 28-30 лет. То есть у нас более зрелые и опытные слушатели — и личностно, и профессионально».

Сергей Мясоедов добавляет, что «на настоящую МВА не принимают людей без практического опыта работы в бизнесе менее 5 лет».

Если говорить о том, в какой момент у будущих слушателей происходит понимание, что им нужно пройти обучение на программе MBA, Ольга Цаплина, преподаватель МВА МФЮА, бизнес-тренер и организационный бизнес-консультант называет ситуацию, когда бизнес или уровень ответственности этих людей перерос их понимание и компетенции.

Булат Нуреев :

«Как мы видим по нашим слушателям, они приходят за MBA, когда чувствуют себя в тупике с точки зрения карьеры, хотят профессионального роста. Многие настроены сменить функцию внутри своей компании или перейти из корпоративного сегмента в предпринимательство. А некоторые уже оказались в новой роли и поняли, что им не хватает знаний для управления проектами или людьми. В этом плане программы MBA одинаково хорошо подходят и для владельцев собственного бизнеса, которые хотят его масштабировать, найти новые идеи для развития и новые рынки, и для корпоративных менеджеров. В нашем портфеле соотношение предпринимателей и менеджеров на программе составляет 40% к 60%».

Фото:Pexels

Как учиться на программах MBA в 2023 году

Распространение получают гибкие программы, дающие возможность «параллельного» обучения, когда слушатели могут самостоятельно решить, приезжать ли на аудиторные занятия или работать с группой в онлайн-формате. При этом зачастую изучить материал к занятию можно в любое время онлайн (асинхронный вариант обучения).

«Количество предлагаемых онлайн-MBA в мире выросло почти в 2 раза в 2021-2022 годах, — отмечает Булат Нуреев. — В 2020 году школа «Сколково» перевела в онлайн множество своих программ, в частности, 80% корпоративных. Сейчас после пандемийных ограничений мы видим, что у слушателей есть обоснованный запрос на живые очные встречи. Поэтому их выбор снова падает на офлайн или на гибридные форматы обучения».

При этом лучше всего учиться так, чтобы можно было применить полученные знания в рабочих проектах. Например, в IMISP для этого определенным образом выстраивают учебный процесс, домашние задания и взаимодействие слушателей с преподавателями и между собой. «Мы стремимся максимально подтолкнуть слушателей к тому, чтобы сразу начать применять или хотя бы пробовать применять получаемые знания на практике своего бизнеса», — говорит Ярослав Павлов, ректор IMISP.

По мнению Маргариты Перепелицы, декана школы международных программ МВА ФЭСН РАНХиГС, самыми востребованными будут бизнес-мастерские, стратегические сессии от лидеров компаний, которые будут делиться своим бесценным опытом достижения операционной эффективности здесь и сейчас, выходом на новые рынки, нахождением путей выстраивания новых логистических цепочек, созданием успешных проектных команд.

В рамках MBA Экономического Факультета МГУ в 2022 году была запущена новая программа бизнес-стажировок в ряде российских регионов. В частности, совместно с Корпорацией Развития Калининградской Области была организована стажировка с посещением технопарков и инновационных предприятий особой экономической зоны. Руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ Валентина Герасименко отмечает, что новый модуль не уступал аналогичным зарубежным стажировкам ни по содержанию, ни по организации, и данная практика однозначно будет продолжена.

«Задача бизнес-школы и хорошего бизнес-образования — научить человека системно смотреть на любую ситуацию и, главное, зная себя, повысить доверие к собственным решениям», — подытоживает Ирина Воронина, управляющий партнер, генеральный директор, преподаватель бизнес-школы АМИ; MBA HEC, ICF.

«Важность и актуальность российского бизнес-образования сегодня особенно велика. Бизнес-образование — это, прежде всего, способность анализировать, так называемый «helicopter view» (пер. “умение увидеть ситуацию комплексно и со стороны”), без которых сегодня сложно оставаться на плаву и принимать правильные стратегические решения. И именно ведущие бизнес-школы и университеты способны даже в условиях высокой турбулентности бизнес-среды учить, направлять слушателей, создавая те самые новые точки опоры, которые позволяют сохранять устойчивость и двигаться вперед во все времена», — дополняет Валентина Герасименко, руководитель программ MBA Экономического Факультета МГУ.

Когда Алексей Ищенко поступал в Гарвардскую школу бизнеса, его на собеседовании спросили, зачем он приехал. «Я ответил как любой российский студент: «За знаниями, конечно!» — рассказывает Ищенко, ныне независимый член совета директоров энергетической компании ТЭСС и еще нескольких компаний, преподаватель Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, Высшей школы бизнеса МГУ и Высшей школы менеджмента СПбГУ. — И в ответ услышал: «Если нужны знания, купите себе книги на Amazon.com. Мы подскажем какие». Тогда в Гарварде ему объяснили, что во всемирно известные бизнес-школы многие приезжают не столько за знаниями, сколько за знакомствами и интересными встречами. «В Гарварде я учился, например, с членом совета директоров Bank of America и вице-президентом Oracle, управлявшими тысячами сотрудников. Это люди с другим восприятием мира, настоящие лидеры, и у них есть чему поучиться. Они меняют ваше мировоззрение», — говорит Ищенко. После Гарварда он учился еще в нескольких известных бизнес-школах, включая Стэнфордскую и Лондонскую, но своего мнения не изменил.

В лучшие бизнес-школы мира абитуриенты часто поступают не только за знаниями, но и за тем, чтобы учиться у звездных преподавателей, перенимать опыт у звездных менеджеров. Ведь там собирается цвет менеджмента со всего мира, подтверждает Антон Рягузов, эксперт образовательной компании Begin Group. В российских бизнес-школах тоже, конечно, заботятся о нетворкинге, но ситуация немного иная, добавляет он. «В бизнес-школе я получал уже третье по счету высшее образование. Связями, пожалуй, не обзавелся. Зато новые знания заставили на многое взглянуть по-другому, повернули мировоззрение на девяносто градусов», — рассказывает Денис Фураев, гендиректор четырех компаний в группе «У сервис+» и выпускник 2010 г. ВШМБ РАНХиГС.

Поколение прагматичных

Сейчас на российский рынок выходит новая генерация менеджеров, делится своими наблюдениями Сергей Мясоедов, директор бизнес-школы ИБДА и проректор РАНХиГС. «Среди них много молодых людей, которые уже отработали 5-7 лет и сделали первый шаг в карьере. Для дальнейшего роста им нужны знания и диплом брендовой школы, открывающий дорогу в крупные компании»,  говорит он.

Абитуриенты относятся к выбору школы очень прагматично, выясняя содержание программы и полезность тех знаний, которые они могут здесь получить, рассказывает Юрий Тазов, проректор «Мирбиса». Он неоднократно наблюдал, как на днях открытых дверей поступающие с интересом изучают бизнес-проекты выпускников, листают материалы презентаций, оценивая уровень проведенных исследований и серьезность экономических обоснований. Только после всесторонней оценки абитуриенты принимают решение о поступлении.

Фураев рассказывает, что выбирал программу MBA очень придирчиво: сначала получил рекомендации выпускников, потом выяснил, насколько высоко котируется диплом, и, наконец, посетил день открытых дверей. «Многие поступающие не довольствуются просто рекламными буклетами школы. Они проводят исследование в интернете, встречаются с выпускниками, советуются с коллегами и принимают взвешенное решение», — замечает на это Рягузов.

Правда, добавляет Мясоедов, если школа имеет международную аккредитацию, то ее программа на 80% соответствует установленным международным стандартам. Разница в том, кто и как эти программы преподает. Обычно именно под эгидой известного бренда собираются лучшие преподаватели.

Как зажигают звезды

Выбирая программу MBA, многие интересуются преподавательским составом.

Александр Богза, заместитель гендиректора компании «Евробетон», несколько лет назад окончил Высшую школу бизнеса ГУУ. По его признанию, преподавательский состав был для него критерием номер один при выборе учебного заведения. «Я понимал, что программа может быть замечательной. Но если ее не так преподают, то и учиться не стоит», — говорит он.

У топовых школ уходят десятилетия, чтобы собрать под своей крышей звездных преподавателей и бизнес-лидеров. Чем выше престиж школы, тем охотнее идут туда звезды. В свою очередь, они еще больше повышают престиж бренда школы, рассказывает Мясоедов из РАНХиГС. Однако нередки случаи, когда поступающий, привлеченный брендом материнского университета, лишь предполагает, что в школе могут быть преподаватели высокого уровня, добавляет Тазов из «Мирбиса».

Элемент престижа

«Мне диплом MBA был необходим тоже для престижа — для признания и доверия со стороны совета директоров», — рассказывает Фураев из «У сервис+». Он 10 лет проработал на одном месте и к моменту поступления в бизнес-школу уже входил в топ-менеджмент компании.

Каким бы замечательным ни был диплом российской бизнес-школы, в международном бизнесе с большим доверием относятся к известным мировым брендам, говорит Галина Истомина, директор по маркетингу Unilever. «Я больше 16 лет проработала в международном бизнесе. Для признания мне нужен был известный в мире диплом MBA. Но я не могла надолго уехать за рубеж», — рассказывает она. В итоге Истомина выбрала школу с международной аккредитацией. В ноябре этого года она заканчивает ВШМБ РАНХиГС.

Обучение в брендовых бизнес-школах стоит в 3-4 раза больше, чем тот же курс в менее престижных учебных заведениях, рассказывает Рягузов из Begin Group. «Я платил за себя сам. Но качество было важнее цены. Мои вложения окупились», — рассказывает Фураев. То же самое говорят Богза и Истомина.

Только за последний год набор на программу MBA вырос на 30%, констатирует Мясоедов. «Даже в кризис спрос на качественное образование сильно не падал. Мы в массовом порядке давали рассрочки студентам, чтобы они могли расплатиться», — вспоминает он.

vedomosti.ru

Экономика проникла во все сферы современной жизни. Не зная азов этого предмета, в наши дни гораздо сложнее добиться большого финансового успеха, нежели раньше. Даже совершенно творческий человек, умея правильно презентовать свои таланты и инвестировать в них деньги, будет более популярным и востребованным, чем совсем не подкованный в экономических знаниях деятель искусства.

Конечно, совершенно необязательно всем и каждому погружаться в мир финансовых рынков и инвестиций, но многие молодые люди сегодня отдают предпочтение именно экономическим дисциплинам, дабы хорошенько ориентироваться в этом неизведанном море и направлять в нем других.

Для этого старшеклассники со школьных лет стремятся поступить в специализированные бизнес-школы. В России их количество растет с каждым годом, но не каждая школа по уровню дотягивает до качественного современного образования. Одной из самых популярных школ, обучающей финансовой грамотности, является Высшая школа экономика, филиалы которой есть по всей стране.

Несмотря на то, что ВШЭ стремится не отставать от своих западных коллег, многие студенты стремятся поступить в бизнес-школу именно за рубежом. Для этого необходимо сдать не только экзамен на знание английского языка, но и тестирование под названием Graduate Management Admission Test. Подготовка к GMAT занимает один из значительных этапов для поступления в бизнес-школу, ведь его результаты влияют на сдачу экзаменов в целом.

GMAT представляет из себя не просто тест, а разные виды испытания на проверку знаний. Во-первых, сдающие должны написать два эссе, целью которых является проверка аналитического письма учащихся. Во-вторых, это тестирование, состоящее из двух частей — количественной и вербальной. В каждой из них предлагается ответить на вопросы, решить задачи, исправить предложения и т.п. Ну и наконец, в-третьих, студентов ожидает проверка на умение анализировать большие объемы данных, представленных с помощью графиков, диаграмм и другой инфографики.

После успешного прохождения всех тестов, абитуриент становится учеником бизнес-школы, в стенах которой его будут обучать самым разным экономическим дисциплинам. Начиная от базовых предметов, связанных со всеми сферами финансовой жизни — страхование, банковское дело, оценка недвижимости, менеджмент, маркетинг, рынок ценных бумаг и других финансовых инструментов, заканчивая более узкоспециализированными лекциями и семинарами — эконометрика, математические модели в экономике, финансовый анализ и другие.

Образование MBA дает бесценный багаж знаний и навыков, необходимых для того, чтобы стать успешным менеджером и руководителем высокой квалификации. Они помогают в бизнесе и карьере. Рассмотрим 6 навыков, получаемых выпускниками бизнес-школ.

Умение работать в команде

Ни для кого не секрет, что умение работать в команде дано далеко не каждому. Однако если Вы не стремитесь открыть бизнес, в котором Вы будете все делать в одиночку, то учиться командной работе можно и нужно. И преподаватели MBA учат этому великолепно. Основа программ лежит на групповых занятиях, проигрывании и разборе реальных практических ситуаций и кейсов. На практике слушатели понимают, что слаженная работа команды, наличие грамотного лидера, самоотдача всех членов общему делу помогают решить проблему гораздо быстрее, чем при индивидуальной работе.

Умение быть лидером

Диплом MBA вряд ли захочет получить человек, у которого нет амбиции стать руководителем. Именно поэтому укрепление лидерских качеств – важный аспект обучения. Этот навык складывается из множества факторов: умения красиво и правильно говорить, принимать решения, грамотно управлять коллективом и многого другого.

Важна и харизма. Только яркого лидера примут безоговорочно. И открыть харизму в себе – вот еще одна задача качественного образования.

Умение добывать знания

Еще 10 лет назад эрудиция была ключом к карьерному росту и положению в обществе. Человек, который много знал, априори считался умным, и на получение как можно большего количества знаний была нацелена вся отечественная система образования.

Сегодня все знать уже не так важно: любую информацию можно «загуглить» в считаные минуты. Человек, который знает все, уже не обязательно станет топ-менеджером, скорее его потолок – интеллектуальное телешоу. Сегодня куда важнее знать, где найти информацию, систематизировать ее, выделить главное.

Умение применять знания

Тесно связано с предыдущим пунктом – знания найдены, самое время их применить. В этом вся суть качественного бизнес-образования. Оно нацелено на умение применять полученную информацию в реальной ситуации. Материал на программах обычно преподносится таким образом, что Вы видите: любая бизнес-задача имеет несколько решений, и от того, какое Вы выберете, зависит судьба компании.

Умение завязывать знакомства

Особенной ценностью MBA является нетворкинг. В вузе в одной группе будет 90 % молодых людей без опыта работы и понимания, зачем им это образование вообще нужно. Группа MBA – это, наоборот, большей частью состоявшиеся бизнесмены и менеджеры из самых разных сфер или те, кто стремится ими стать. Как правило, они имеют большой опыт работы, но пришли за новыми навыками. Для многих знакомства, полученные в группе, становятся открытием новых перспектив. И формат занятий как раз располагает к тому, чтобы налаживать полезные связи.

Читайте также:

  • Критерии выбора бизнес-школы
  • Как использовать MBA для работы и учебы
  • Секреты успешного интервью: поступление на MBA
  • Представители приемной комиссии: что они хотят
  • Как выбрать MBA? Полезные советы и рекомендации

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Другие крутые статьи на нашем сайте:

  • Что делать с акциями иностранных компаний сейчас
  • Что лучше бизнес аналитик или системный аналитик
  • Что для меня значит компания в которой я работаю
  • Что лучше купить готовый бизнес или открыть свой
  • Что должен делать логист в транспортной компании

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии