В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.
Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.
Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.
Это не исчерпывающий список разводов
Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.
Что такое автоподстава
Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:
- водителя на дороге убеждают, что раз он виноват, надо возместить ущерб на месте. Желательно наличными: автоподставщики не любят переводы, по ним можно отследить получателя;
- фиктивное ДТП оформляют по европротоколу, а потом мошенники обращаются за выплатой в страховую компанию. Этот вид автоподставы встречается все реже. Страховые компании в подавляющем большинстве случаев возмещают ущерб в виде ремонта машины: переводят деньги владельцу мастерской, который ремонтирует поврежденный автомобиль. Мошенник, который хотел заработать, больше не видит живых денег, ему невыгодно этим заниматься.
Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.
Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.
До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.
В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.
Что говорит закон
В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.
Если водитель отдал автоподставщику до 1000 Р — ответственность будет административной. Санкция за такое — штраф в пределах пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 1000 Р, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
Если ущерб составит 1000—2500 Р, ответственность все равно административная, но наказание будет строже: штраф в пределах пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3000 Р, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов.
При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.
Если следствие докажет не просто предварительный сговор пары автоподставщиков, а то, что группа была организованной, устоявшейся и роли в ней были заранее распределены — размер ущерба уже не будет иметь значения. Даже если водитель потеряет 100 Р, автоподставщики все равно понесут уголовную ответственность. Но не каждая группа преступников квалифицируется как ОПГ — иногда это очень сложно доказать. Тогда значение имеет только размер ущерба.
Кто такие автоподставщики
В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.
Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.
Такие преступления почти никогда не связаны с насилием. Водитель, попавший в подставное ДТП, не рискует ни здоровьем, ни жизнью, ни имуществом. Автоподстава построена исключительно на обмане, и если он не удался — мошенники просто переключатся на другую жертву.
Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.
Жертвы автоподставщиков
В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.
Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.
Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.
Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.
Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.
Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.
Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.
Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.
И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.
Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.
Разберемся со всеми схемами детально.
Оставление места ДТП
Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:
- оформить европротокол;
- вызвать сотрудников, чтобы они оформили ДТП: даже если 5 утра и вокруг никого нет, и вам кажется, что никто не мог увидеть, что это именно вы помяли двери чьей-то машины;
- составить расписку, что участники ДТП не имеют претензий друг к другу.
Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.
Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.
Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.
Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.
- жертва на стоянке или парковке трогается с места, в автомобиль кидают пластиковую бутылку, наполненную водой или картофелину. На соседней машине уже нарисованы следы повреждения: это несложно сделать сухим куском мыла. Появляется человек, который пытается убедить в том, что столкновение было;
- жертва едет по узкой улице, и справа, и слева припарковано много автомобилей. Та же бутылка или картофелина летит в машину жертвы, слышен удар. Движение по таким улицам медленное — и автомобиль быстро догоняют «свидетели ДТП», которые тут же заявляют, что вы зацепили зеркало соседней машины.
А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.
Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.
Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.
Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.
Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.
Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.
Наезд на человека
В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.
Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.
Ответственность за побои может быть административной — в этом случае возможен штраф 5000—30 000 Р, либо административный арест на срок 10—15 суток, либо обязательные работы на срок 60—120 часов. Если дело дойдет до кратковременного расстройства здоровья или незначительной утраты общей трудоспособности, ответственность будет уголовной. Будет штраф в размере до 40 000 Р или арест на срок до 4 месяцев.
Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.
Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.
Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.
С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.
В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.
Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.
Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.
Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.
Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.
Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.
Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.
Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.
Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.
В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.
Суд первой инстанции согласился с хозяйкой машины — виновный должен возмещать ущерб, даже если он пешеход. И постановил взыскать с родителей ребенка 120 000 Р за ремонт. Правда, вторая инстанция уменьшила размер требований до 60 000 Р.
Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.
ДТП на перекрестке или на выездах с парковок
Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.
Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.
Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.
Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.
Повреждение имущества
Есть два варианта:
- имущество принадлежит пешеходу. Сценарий разыгрывают, как правило, на парковке, на тротуаре, в жилой зоне или в любом месте, где скорость движения машин ограничена. С машиной сталкивается пешеход с Айфоном в руках, ноутбуком или с телевизором в коробке. После столкновения выясняется, что пешеход не пострадал, но техника разбита. А ее владелец начинает обсуждать возможность выплаты компенсации — как правило, сопоставимой с ценой аналогичной техники в магазине;
- имущество находится в автотранспорте. Место действия чаще всего то же самое — парковка, тротуар, жилая зона. Но коробка с разбитым телевизором, купленным в комиссионке по цене коробки от этого телевизора, заранее уложена в багажник, а разбитый смартфон уже лежит на коврике под ногами пассажира.
Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.
Дальше возможны два варианта событий.
Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.
Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.
Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.
Что делать, если подставили
С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:
- Остановить транспортное средство.
- Включить аварийную сигнализацию.
- Выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее чем в 15 м от транспортного средства в населенных пунктах и в 30 м за их пределами.
- Не перемещать предметы, которые относятся к происшествию, по возможности зафиксировать их на фотографиях.
- Убедиться, что в результате ДТП никто не пострадал. Если кто-то все-таки пострадал или старается выдать себя за пострадавшего — оказать первую помощь, вызвать скорую и полицию. В экстренных случаях — отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить там свою фамилию, регистрационный знак автомобиля и предъявить документ, удостоверяющий вашу личность: паспорт или права. После этого нужно возвратиться на место происшествия.
- Зафиксировать положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия, в том числе средствами фото и видеозаписи. Освободить проезжую часть, если транспортные средства участников ДТП затрудняют дорожное движение.
- Записать фамилии и адреса очевидцев.
- В случае если пострадало только имущество, у всех участников есть полисы ОСАГО и нет разногласий, полицию вызывать необязательно — можно составить европротокол.
Аргументы автоподставщиков
Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.
Как возражать автоподставщикам
Аргументы автоподставщиков | Как им возразить |
---|---|
Я звонил в свою страховую, случай — не страховой. Платите на месте! | У нас разные страховые компании. Давайте заполним извещение о ДТП и направим его в мою страховую. Я уверен, вопрос с выплатами решат в страховой |
Вы разбили мой Айфон и телевизор! Кто возместит ущерб? | «Давайте сначала посчитаем размер ущерба. Я сейчас позвоню 112 и вызову специалистов по оценке». Конечно, сотрудники полиции оценкой заниматься не будут — но встреча с ними обычно не входит в планы автоподставщиков. Если вы имеете дело не с реальным ДТП, а с мошенниками — дожидаться прибытия полиции они не будут |
Я сломал ногу! Мне нужно дорогостоящее лечение! | Я немедленно доставлю вас в лечебное учреждение, там сделают снимок перелома. Потом вызову полицию и вернусь на место ДТП для оформления |
Если вы не заплатите сейчас — вас лишат прав! | Я трезв и место ДТП не оставил. Мне не грозит лишение |
У меня нет к вам претензий, давайте разъедемся! | Замечательно. Только давайте напишем в извещении о ДТП, что у вас нет ко мне претензий. Вот извещение и ручка, а вот место для подписи |
«Мы из секретного подразделения ФСБ/МВД/прокуратуры. Вы сорвали нам спецзадание!» При этом могут показывать корочки, похожие на удостоверение силовых структур | Я просто обязан вызвать ваших коллег, они обязательно вам помогут. Сейчас позвоню 112! |
Я тебе сейчас челюсть сломаю и заставлю заплатить | В этом случае ничего говорить не надо. Надо сесть в машину, закрыть окна, заблокировать двери и вызвать полицию |
Аргументы автоподставщиков
Как им возразить
Я звонил в свою страховую, случай — не страховой. Платите на месте!
У нас разные страховые компании. Давайте заполним извещение о ДТП и направим его в мою страховую. Я уверен, вопрос с выплатами решат в страховой
Вы разбили мой Айфон и телевизор! Кто возместит ущерб?
«Давайте сначала посчитаем размер ущерба. Я сейчас позвоню 112 и вызову специалистов по оценке». Конечно, сотрудники полиции оценкой заниматься не будут — но встреча с ними обычно не входит в планы автоподставщиков. Если вы имеете дело не с реальным ДТП, а с мошенниками — дожидаться прибытия полиции они не будут
Я сломал ногу! Мне нужно дорогостоящее лечение!
Я немедленно доставлю вас в лечебное учреждение, там сделают снимок перелома. Потом вызову полицию и вернусь на место ДТП для оформления
Если вы не заплатите сейчас — вас лишат прав!
Я трезв и место ДТП не оставил. Мне не грозит лишение
У меня нет к вам претензий, давайте разъедемся!
Замечательно. Только давайте напишем в извещении о ДТП, что у вас нет ко мне претензий. Вот извещение и ручка, а вот место для подписи
«Мы из секретного подразделения ФСБ/МВД/прокуратуры. Вы сорвали нам спецзадание!» При этом могут показывать корочки, похожие на удостоверение силовых структур
Я просто обязан вызвать ваших коллег, они обязательно вам помогут. Сейчас позвоню 112!
Я тебе сейчас челюсть сломаю и заставлю заплатить
В этом случае ничего говорить не надо. Надо сесть в машину, закрыть окна, заблокировать двери и вызвать полицию
Алгоритм действий для водителя
Водитель, попавший в аварию, иногда не знает точно, стал ли он жертвой автоподставщиков либо на самом деле виноват. И давить на него могут в любой ситуации — даже если это самое обычное ДТП и никаких автоподставщиков рядом нет. Добропорядочные водители тоже иногда пользуются давлением — например, могут выскочить из машины с криками — ты виноват, кто будет возмещать! У водителя при себе должны быть обереги, которые защитят от выплат, которые он делать не должен.
Вот что относится к таким оберегам.
Полис ОСАГО. Страховая компания покроет ущерб до 400 000 Р, если навредил чужому имуществу, и до 500 000 Р, если навредил чужому здоровью — даже если водитель виноват. В большинстве случаев этого достаточно, чтобы бюджет водителя не пострадал — главное, своевременно приобретать полис, проходить техосмотр и не садиться за руль пьяным — иначе страховая компания ущерб возместит, а потом потребует водителя вернуть деньги.
Извещение о ДТП. Его еще иногда называют европротоколом. Даже если два водителя договорились мирно, я советую заполнить два экземпляра извещения и просто сделать в обоих экземплярах запись — ущерб возмещен на месте, стороны друг к другу претензий не имеют.
Извещение в такой ситуации можно и не передавать в страховую компанию, но сам факт его заполнения будет подтверждать, что водители не покинули место ДТП, а разобрались на месте и претензий друг к другу не имеют. В таком случае угрожать жалобой в ГИБДД на оставление места ДТП не будет иметь смысла.
Мобильный телефон. По нему можно и ГИБДД вызвать, и обстоятельства ДТП на фото и видео зафиксировать, и телефоны и данные свидетелей сохранить.
Видеорегистратор. Этот оберег не обязателен, но желателен — иногда просмотр видеозаписи с регистратора позволяет сотрудникам ГИБДД разобраться в ситуации.
Этого достаточно, чтобы разобраться с автоподставщиками.
Автоподставы могут быть разные, но их объединяет одно: фактически водитель не виноват, но юридически в его виновности у органов власти не возникает сомнений, говорит ведущий юрист Европейской юридической службы Чермен Кассохов. Последствия, по его словам, всегда выглядят так: все формальные признаки говорят о виновности (характер повреждений, место удара и т. п.), а доказать обратное водитель не может.
«Основные ошибки всех водителей во всех случаях — это невнимательность и отсутствие регистратора. Когда есть регистратор, проще доказать, что впереди вас резко затормозили, либо то, что сбоку намеренно начали резкое перестроение и вынудили свернуть в сторону автомобиля, который едет рядом, и т. п.
Если произошла автоподстава, действуют обычные правила оформления ДТП. Это означает, что ни в коем случае нельзя покидать место ДТП, необходимо включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки. Вызываем сотрудников ГИБДД, сохраняем запись видеорегистратора, если его нет, то ищем свидетелей происшествия — свои пассажиры тоже подойдут. Далее вместе со свидетелями пишем объяснения и прикладываем запись регистратора при наличии.
При вынесении решения сотрудником ГИБДД не в пользу клиента закон предусматривает совершенно бесплатную процедуру обжалования. Можно написать жалобу вышестоящему должностному лицу, можно направить жалобу в суд. Можно написать заявление в полицию о мошенничестве со стороны другого участника ДТП. Я бы советовал подавать жалобу в суд с одновременной подачей заявления о преступлении.
Рекомендовал бы в них ходатайствовать о назначении экспертиз, которые в рамках КоАП и УПК проводятся из бюджетных средств. Или самостоятельно инициировать проведение экспертиз вне рамок проверок, и если такие экспертизы подтвердят, что ДТП является результатом провокации или, например, что характер повреждений не подтверждает факта повреждений, то можно подать иск в суд о компенсации всех убытков, в том числе связанных с защитой своей позиции. Шансы — 50/50. Нужно изучать каждое дело в отдельности», — отмечает Чермен Кассохов.
На чтение 6 мин. Опубликовано 29.07.2021
Даже самый аккуратный и законопослушный водитель не может быть уверен в своей безопасности во время передвижения по трассам общего пользования. И это относится не только к погодным условиям, техническим неисправностям и пренебрежением правилами множеством других участников дорожного движения. И раньше, и сегодня, автоподстава для страховки является довольно распространенным явлением. Ситуация крайне неприятная, но не критическая. Зная схемы организаций ДТП и махинаций со страховками, можно выйти из нее практически без морального и материального ущерба.
Содержание
- Что такое автоподстава на дороге
- Виды мошенничества в страховании
- Действия водителей при автоподставе
- Как доказать свою невиновность
- Как избежать автоподставы
- Ответственность за инсценировку
Что такое автоподстава на дороге
Под автоподставой подразумевается умышленно совершенная авария с заранее придуманным сценарием, как ее выполнения, так и последующего поведения.
Данное мероприятие осуществляется исполнителями с целью получения наживы следующими способами:
- Путем востребования денег с водителя, который в соответствии с замыслом и обстоятельствами позиционируется как виновник. В ход идут угрозы, шантаж и обман. Иногда упор делается на мнимую выгоду, а именно повышение КБМ с последующим увеличением цены очередного полиса.
- Получение средств или бесплатного ремонта с компании, которая продала страховку жертве автоподставы. Махинации со страховками аварий в ДТП позволяют мошенникам за чужой счет восстановить старое битое авто и выгодно его продать, получив хорошую прибыль.
Обратите внимание! Нужно знать психологию и тактику правонарушителей. В качестве жертвы автоподставы со страховыми компаниями выбираются люди с потенциально неустойчивой психикой. Обычно это женщины, молодые и престарелые, ведущие телефонные переговоры водители. Во всех случаях злоумышленники должны убедиться, что в салоне только один человек.
Виды мошенничества в страховании
Первым этапом получения денег является создание аварийной ситуации. Преступники действуют не как придется, а продуманно и мастерски, так как тщательно готовят и отрабатывают каждую комбинацию. Причем проводят ее так, чтобы избежать вреда жизни и здоровью людей, потому что за это можно получить вполне реальный срок.
Наиболее распространенными являются такие схемы:
- Столкновение на пересечении дорог. Провокаторы ставят авто на главной рядом с перекрестком. Когда намеченная цель выезжает слева, они резко стартуют и подставляют свою машину под удар. Тут налицо явное нарушение ПДД.
- Перестроение на другие полосы. Сделать такую автоподставу страховой можно только с другом на второй машине. Суть заключается в том, что один провокатор догоняет жертву и сигналами требует уступить ему дорогу. Он это выполняет, но там его уже ждет соучастник, с бортом авто которого происходит удар.
- Торможение с подрезанием и без. Тут два варианта, в первом подставщик просто тормозит на трассе, во втором делает это после крутого подрезания. В обоих случаях виноватой выглядит жертва, так как следов торможения на дороге не остается.
- Наезд на человека. Тоже надежная с точки зрения психологии комбинация. Когда машина двигается на небольшой скорости, из зоны невидимости выбегает пешеход, бросается на капот, после чего имитирует потерю сознания или сильные боли.
Отдельно стоит остановиться на видах махинаций со страховками по ДТП. Здесь не идет давления на жертву, а целью является получение выплат от компании. Наиболее распространенной является схема, когда в акт оценки дефектов вписываются полученные ранее или несуществующие повреждения. В результате компании несут большие убытки, а преступники получают практически новую машину, которая ранее была куплена ими за символическую цену.
Обратите внимание! Иногда в сговор со злоумышленниками вступают оценщики, сотрудники ГИБДД, СТО, изображающие свидетелей лица и даже страховые агенты. Все это работает против жертвы и страховой компании, так как придает фальсификации эффект подлинности и реальности.
Действия водителей при автоподставе
Распознать, что произошла автоподстава для страховки сложно, но вполне реально. Прежде всего, это чрезмерно агрессивные движения второй стороны по трассе. Дальше должна насторожить неоправданная эмоциональность участников ДТП, явно врущие свидетели и уговоры решить все вопросы на месте, без полиции, заплатив определенную сумму за ремонт.
Если подобная неприятность произошла, следует соблюдать такие правила поведения:
- Постараться успокоиться. Выпить воды, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
- Не стараться сбежать, так как это противозаконно. Также нельзя отъезжать в сторону. Следует выставить знаки аварийной остановки.
- Сохранять хладнокровие, не пугаться громких криков, угроз и шантажа. Это слова, до дела бандиты точно не дойдут.
- Если позволяет обстановка, закрыться в салоне автомобиля, не открывать двери на требования нарушителей.
- Вызвать по телефону ГИБДД. По прибытию записать реквизиты сотрудника. Пока идет осмотр места происшествия проверить, не подставное ли это лицо.
- Проинформировать о случившемся страховую компанию, продавшую полис ОСАГО.
Обратите внимание! Иногда важно сохранить КБМ, особенно если он минимальный. Если речь идет о небольшой сумме, то можно решить вопрос и без ГИБДД, и без страховой.
Как доказать свою невиновность
После сфабрикованного ДТП необходимо снять на фото и видео все детали произошедшего — машины, дорогу, окружающую местность. На время выхода машина должна быть закрыта на замок. Преступники вполне могут попытаться переставить ее или похитить видеорегистратор. После прибытия полицейского нужно сделать аудиозапись допроса всех участников ДТП. Следует помнить, что видеосъемки ведутся только с разрешения человека, который попадает в объектив.
Важно! Даже если сотрудник ГИБДД настоящий, это еще не факт, что он не вступит в сговор с мошенниками непосредственно на месте аварии. Поэтому нельзя соглашаться на уговоры, а стоять на своем в плане того, что все вопросы к страховой компании.
Как избежать автоподставы
Неприятность легче предотвратить, чем ликвидировать.
Есть несколько советов, как не попасть в инсценированное ДТП:
- Иметь камеры записи не только спереди, но и сзади. Можно даже сделать соответствующую надпись. Возможно, это отпугнет преступников.
- Не отвлекаться во время езды на разговоры, просмотры фильмов, любование окружающей местностью.
- Анализировать поведение участников дорожного движения. Перестраиваясь, проверять, чтобы не было помех справа и слева.
- При проезде перекрестков и выезде на дорогу внимательно изучать дорожную обстановку, быть максимально собранным.
Это может быть полезным! На всякий случай рекомендуется заключить контракт или подружиться с опытным юристом. В сложных ситуациях он подскажет, что и как надо делать.
Ответственность за инсценировку
За автоподставу для страховки наказание предусмотрено довольно серьезное наказание. Если вина злоумышленника будет доказана, то ему грозит вполне реальный срок заключения до 10 лет. Также за автоподставу для страховки может быть назначено такое наказание, как штраф. Он тоже немалый и составляет 120 000 руб.
Таким образом, попадание в инсценированное ДТП вполне можно предотвратить. Но, даже если это и произошло, то выйти из ситуации можно легко, красиво и без последствий.
По оценкам специалистов, до 15% страховых выплат по ДТП уходят в карманы мошенников. Один из самых распространенных способов незаконного обогащения за счет страховой компании — имитация аварии. Несмотря на то что «автоподставы» в нашей стране появились раньше, чем обязательное страхование, водители продолжают попадаться в эту ловушку. Давайте разберемся, как защитить себя от действий мошенников.
Виды мошенничества в страховании
Аферисты используют несколько способов получения незаконных страховых выплат. Некоторые из них предполагают содействие недобросовестных работников страховой компании. Наиболее распространены следующие схемы:
- Оформление страхового полиса после ДТП. Обман состоит в том, что сообщник, работающий в СК, выписывает страховку задним числом, чтобы виновнику аварии не пришлось самому компенсировать ущерб.
- Замена водителя. Если во время аварии машиной управлял человек, не вписанный в полис, страховая может выдвинуть регрессивные требования по компенсации возмещения пострадавшему. Чтобы переложить ответственность на страховую компанию, мошенники делают вид, что за рулем находилось другое лицо.
- Эта схема используется и в случае, когда водитель был в состоянии опьянения и по этой причине не имеет права на возмещение ущерба.
- Дополнительные повреждения. При незначительной аварии владелец авто может усугубить повреждения, чтобы получить больше денег. Как вариант, имеющиеся ранее дефекты представляются как результат ДТП.
- Подстава ДТП для получения страховки. Уже поврежденную машину страхуют, после чего имитируют аварию или специально устраивают легкую аварию, чтобы списать на нее полученные повреждения. Цель подставной аварии — получение денег на ремонт, который был необходим еще до момента столкновения.
Наказание за автоподставу
Уголовный кодекс квалифицирует инсценировку ДТП для страховой как мошенничество. Первая часть статьи 159.5 предусматривает штраф до 120 тысяч рублей или арест на срок до 4 месяцев за хищение имущества путем обмана, касающегося страхового возмещения. В ход идут также и ограничение свободы на срок до 2 лет, до года исправительных либо до двух лет принудительных работ.
Если же преступники действовали группой, то каждый из них
«…наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового».
Наказание зависит от степени вины каждого участника и суммы ущерба, нанесенного страховщику. Четвертая часть статьи за действия в составе организованной группы и нанесения ущерба в особо крупных размерах предусматривает наказание
«…лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового».
В случае обмана второго участника аварии, а не СК, применяется статья 159, предусматривающая аналогичные штрафы и тюремные сроки.
Схемы подставных аварий
Как правило, варианты автоподстав не слишком разнятся. Наиболее распространены три сценария:
- Водитель, движущийся в полосе позади жертвы, начинает световыми или звуковыми сигналами требовать пропустить его. Когда машина начинает перестроение, соучастник, движущийся в мертвой зоне обзора в соседней полосе, подставляет машину под удар.
- Водитель движущейся впереди машины резко беспричинно тормозит. Жертва, не успевая среагировать, врезается и становится виновником аварии.
- Под колеса медленно движущегося (или даже стоящего перед пешеходным переходом) авто бросается пешеход. В этом случае мошенник, который спровоцировал ДТП, требует выплатить компенсацию за «ущерб здоровью».
В схемах дополнительно участвуют лжесвидетели, мошенники, одетые в форму сотрудников полиции или даже реальные экипажи ДПС, сотрудничающие с мошенниками. Цель автоподставы — заставить жертву расплатиться на месте или, что бывает реже, получить страховые выплаты.
Как доказать свою невиновность
Кроме очевидных проблем с восстановлением своего авто, автоподставы со страховыми компаниями чреваты испорченной безаварийной историей.
Хороший способ защитить себя от большинства мошеннических схем — обзавестись видеорегистратором. Этот прибор поможет восстановить реальную картину происшествия. Особенно он актуален при подставных ДТП с пешеходами.
На дороге нужно быть предельно внимательным, постоянно контролировать происходящее не только прямо по курсу, но и в соседних полосах. И не забывать о безопасной дистанции, которая поможет не стать жертвой подставы с неожиданным торможением.
Однако, полностью предотвратить подставную аварию невозможно. Поэтому важно знать что же делать, если делают виноватым в ДТП. В случае аварии позвоните друзьям или родственникам, которые поддержат вас и не дадут ошибиться при заполнении протокола. Также воспользуйтесь следующими советами:
- Сделайте побольше фотографий места аварии, на которых будут видны повреждения, положение автомобилей, разметка, дорожные знаки и следы торможения.
- Сохраните видеозапись регистратора для суда.
- Запишите контактные данные реальных свидетелей ДТП.
- Запишите на диктофон беседы со свидетелями, сотрудниками ДПС и вторым участником аварии.
- Убедитесь, что информация в справке и схеме ДТП изложена точно и в полном объеме.
- Настаивайте на проведении независимой экспертизы.
Если вы уверены в своей невиновности и несогласны с действиями работников ДПС, необходимо обжаловать постановления об административном нарушении. Напишите жалобу вышестоящему должностному лицу или органу, обратитесь с иском в районный суд.
Скачать образец жалобы
В 2007 году окончил СПбГУП («Журналистика» 42.04.02), в 2012 – выпускник магистратуры ИПиНБ РАНХиГС по профилю «Магистр частного права» («Юриспруденция», 40.04.01). Практикующий юрист, создатель и основной автор портала AvtoPravil.net.
Подробнее об авторе
Подставные ДТП для страховой: инсценировка и наказание
Время чтения: 5 минут
Дата обновления: 7 октября 2020 г.
Содержание:
- Что такое подставные ДТП
- Виды мошенничества
- Какие бывают схемы
- Доказательство своей правоты
- Ответственность за инсценировку
Развернуть
Безукоризненное соблюдение правил ПДД и внимательность во время движения может значительно снизить риск аварии. Однако из этого правила есть исключения, и одно из самых неприятных — подставные ДТП для страховой. Жертвой преступников может стать любой водитель, именно поэтому важно знать существующие схемы обмана водителей. Наказание за подставное ДТП регламентировано статьей.
Мошенничество в сфере страхования, то есть хищение чужого имущества путем обмана относительно наступления страхового случая, а равно размера страхового возмещения, подлежащего выплате в соответствии с законом либо договором страхователю или иному лицу, — наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.
Статья 159.5 УК РФ
Подставные ДТП — серьезная проблема
Мошенничество в сфере автострахования является одной из самых обсуждаемых тем среди специалистов страховых компаний. Последние статистические данные неутешительны — примерно 15% всех выплат по страховым случаям в ДТП уходят в карманы аферистов. Страдают от этого в первую очередь законопослушные автовладельцы, именно им приходится мириться с увеличением стоимости страховых услуг, страховые случаи подвергаются тщательному расследованию в течение нескольких месяцев. Естественно, степень доверия страховщикам неуклонно падает, это приводит к снижению продаж полисов КАСКО и ОСАГО.
Основные виды мошенничества в сфере страхования автомобилей
На сегодняшний день придумано множество схем мошенничества. Самыми используемыми считаются следующие незаконные действия:
-
Страховка задним числом после ДТП. В этом случае заключение договора страхования происходит после аварии. Цель — переложить ответственность водителя за аварию на страховую компанию и получить компенсацию.
-
Инсценировка аварии, подмена водителя. После ДТП место человека, сидевшего за рулем, занимает водитель данные которого вписаны в страховой полис. Данный способ широко практикуется в крупных городах, так как доказать факт подмены водителя практически невозможно.
-
Автомобиль получает незначительные повреждения, после чего следует преднамеренная порча машины в результате фиктивного ДТП.
-
Аферы непосредственно с бланками и страховыми документами. К сожалению, сотрудники страховых компаний не всегда законопослушны. Участились случаи преднамеренной порчи бланков, фальсификация результатов экспертиз после аварии.
Способов распознавания незаконной схемы существует немало, например специалисты экспертных комиссий пользуются специальными компьютерными программами, позволяющими распознать несоответствие повреждений автомобиля. Раскрытию мошеннических схем мешает отсутствие единой базы застрахованных транспортных средств.
Провокация ДТП — схемы подставных аварий
В вышеперечисленных случаях водитель так или иначе участвует в противозаконных схемах. Однако существуют целые преступные группировки, жертвами которых может стать любой законопослушный водитель. Этот вид мошенничества широко распространен, а прибыли мошенников исчисляются миллионами рублей. Цель — преднамеренная провокация намеченной жертвы и последующее вымогательство денежных средств.
Распознать мошенников сложно, в инсценировке участвуют несколько машин, зачастую прибегают к помощи недобросовестных сотрудников ГИБДД и страховых компаний. Признаками автоподставы можно считать следующие ситуации:
-
Настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;
-
Необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;
-
Наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;
-
Настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Чересчур эмоциональное или агрессивное поведение «пострадавших» также должно насторожить водителя. Чаще всего повреждения автомобиля мошенников минимальны, но жертву пытаются убедить в обратном.
Как доказать свою правоту
Оказавшись в подобной ситуации, очень важно сохранять спокойствие и не поддаваться на уговоры мошенников. Вызов ГИБДД на место происшествия обязателен, причем делать это нужно со своего телефона. В последнее время мошенники активно используют фальшивые удостоверения и форму, поэтому записать номера прибывшей патрульной машины и фамилии сотрудников тоже необходимо. Не следует опасаться физической расправы, в крайнем случае нужно запереться в своем авто и по телефону вызывать полицию.
Важно!
Ни в коем случае не следует покидать место аварии, съезжать на обочину. Оставление места ДТП предполагает ответственность по ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, поэтому дождаться прибытия сотрудников полиции нужно не двигая машину с места. Время ожидания можно провести с пользой — попытаться найти свидетелей ДТП. Это могут быть прохожие, водители соседних машин, пассажиры
Главная цель бандитов — убедить водителя в необходимости дорогостоящего ремонта их автомобиля. Ни в коем случае нельзя поддаваться на уговоры и отдавать наличные деньги, покидать место аварии до приезда сотрудников ДПС. Полезно иметь при себе контактные данные проверенного специалиста по юридическим вопросам. Звонок такому человеку поможет сохранить спокойствие и составить правильный порядок действий.
Каково наказание за инсценировку ДТП для страховой
Во многих европейских странах применяется отдельная схема расследования фактов мошенничества в страховой сфере. Каждый случай рассматривается в рамках отдельного уголовного дела, квалифицируется по степени тяжести и выносится вердикт. В России отдельной практики для таких случаев нет, поэтому любые противозаконные действия со страховыми документами привлекают к ответственности по статье 159.5 УК РФ «Мошенничество в сфере страхования». Наказание может быть разным, все зависит от степени тяжести, состава участников и их служебного положения.
Наиболее серьезное наказание грозит группе лиц и сотрудникам ГИБДД, участие в мошеннической схеме которых доказано. Как правило, сотрудники правоохранительных органов выплачивают крупные денежные штрафы или лишаются свободы на срок до 5 лет. Участникам преступных группировок грозит наказание в виде лишения свободы сроком до десяти лет с крупным денежным штрафом.
Часто ли происходит мошенничество в сфере страхования?
Примерно 15% всех выплат по страховым случаям в ДТП уходят в карманы аферистов.
Какие самые распространенные схемы мошенничества?
-
страховка задним числом после ДТП;
-
инсценировка аварии, подмена водителя;
-
автомобиль получает незначительные повреждения, после чего следует преднамеренная порча машины в результате фиктивного ДТП;
-
аферы непосредственно с бланками и страховыми документами.
Может ли законопослушный водитель попасть в подобную схему?
Да, любой водитель может стать жертвой автоподставы.
Какие признаки автоподставы?
-
настойчивые просьбы уступить дорогу от движущегося позади автомобиля, машина пособников движется справа. Как только водитель начинает маневр перестроения, автомобиль резко подставляется под удар;
-
необоснованное резкое торможение впереди идущего автомобиля;
-
наличие свидетелей, говорящих заведомую ложь;
-
настойчивые требования «потерпевших» решить вопрос на месте, без привлечения сотрудников ГИБДД.
Что делать, если попал в подобную ситуацию?
Необходимо вызвать ГИБДД.
Какое наказание предусмотрено за инсценировку ДТП?
За противозаконные действия со страховыми документами привлекают к ответственности по статье 159 УК РФ «Мошенничество». Наказание может быть разным, все зависит от степени тяжести, состава участников и их служебного положения.
Дата обновления: 7 октября 2020 г.
Поделиться
Практикующий юрист, является сотрудником юридической службы Вооруженных сил РФ, автор учебного пособия по военному праву, имеет 16-ти летний стаж работы. Большой опыт в автостраховании. В данное время — специалист по гражданским делам в области автомобильного права
Читайте также:
Адвокат Антонов А.П.
Надо отметить, что с появлением ОСАГО подставы на дорогах должны были прекратиться. Однако этого не произошло. Их не стало меньше, более того, они стали куда изощреннее. Жертвами автоподстав становятся не только автовладельцы, но и страховые компании.
Классическим примером этой схемы может послужить реальный факт из судебной уголовной хроники 2017 года. Это дело банды мошенников, которая несколько лет разоряла страховые компании. Организованная группа состояла из 14 человек, ее члены действовали по распространенной схеме. Молодые люди покупали в г. Москве дорогие иномарки, страховали их, а затем инсценировали аварии на дорогах г. Казани. Для этого они устанавливали на машины поврежденные детали, фиксировали факт ДТП, получали выплаты от местных филиалов страховых компаний, после чего возвращали на авто оригинальные детали и проворачивали трюк снова. Всем членам банды были предъявлены обвинения в мошенничестве.
В конце января 2017 года банду, действовавшую по схожей схеме, разоблачили в Ульяновской области. В рамках расследования уголовного дела, возбужденного по ч. 4 ст. 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования в особо крупном размере), задержаны 19 человек. Полиция располагает данными о том, что подозреваемые причастны к 50 эпизодам мошенничества. За каждый такой эпизод мошенники получали от страховых компаний от 100 до 800 тыс. руб.
В последнее время распространена автоподстава, провоцирующая водителя «скрыться с места ДТП». Это — одна из самых изощренных и одновременно опасных видов автоподстав, появившаяся недавно, ее цель — обман страховой компании пострадавшего. Мошенники приобретают автомобиль, побывавший в аварии, или же ставят поврежденные запчасти (например, бамперы, двери или крылья), после чего начинают поиски жертвы. Чаще всего ею становится автовладелец, не устранивший на своем автомобиле последствия ДТП. Поиск ведется в соответствии с тем, какие повреждения имеются на автомобиле мошенников. Преступники записывают номера автомобиля жертвы, после чего вызывают сотрудников ГИБДД и заявляют о том, что произошло ДТП, виновник которого скрылся. По предоставленным мошенниками данным находят водителя, якобы уехавшего с места аварии. Гаишники совершенно законно заводят административное дело на ни в чем не повинного человека.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Дата актуальности материала: 02.04.2021
Даже самые внимательные водители не застрахованы от попадания в ДТП. А если говорить о начинающих водителях, то эта категория и вовсе является самыми уязвимыми для мошенников, которые готовы провернуть автоподставу для страховки с целью получения “легких” денег.
Содержание
- Что такое автоподстава
- Схемы мошенничества
- Дорожные происшествия
- Пьяный водитель
- Двойные средства
- Самоугон
- Наказание за подставы
- Спасение от подстав
- Заключение
Что такое автоподстава
Любое дорожно-транспортное происшествие, целью которого является получение денег, совершенное умышленно и спланированное заранее можно отнести к категории автоподстав.
Обычно в случае такого ДТП имеются небольшие повреждения, пострадавших лиц нет. Сделано это с целью того, чтобы получить на месте денежные средства от водителя без обращения к инспекторам ДПС и дальнейшими тяжбами со страховыми компаниями.
Зачастую жертвами мошенников становятся водители, которые едут без пассажиров, явно неуверенно чувствуют себя за рулем, а так же либо разговаривают по мобильному телефону во время вождения, либо просто заметно рассеяны.
Схемы мошенничества
Видов существующих автоподстав великое множество, мошенники постоянно их совершенствуют и меняют.
Дорожные происшествия
К самым распространенным относятся:
- Подрезание. Самый распространенный вид, который приводит к незначительному ДТП. Мошенник обгоняет впереди идущее ТС, резко жмет на тормоз, рассчитывая усилие, чтобы не добиться серьезных повреждений. Результат – ДТП, в котором при отсутствии видеорегистратора признают виновным ТС, которое оказалось сзади, выписав штраф за несоблюдение дистанции.
- Откат назад. Автомобиль, стоящий на светофоре на уклоне “случайно” отказывается назад и врезается в позади стоящий автомобиль. В результате мошенники начинают доказывать растерянному водителю, что это он совершил на них наезд по невнимательности, а они стояли на месте. Как итог – снова несоблюдение дистанции и возможность доказать невиновность только при наличии свидетелей или видеорегистратора.
- Просьба уступить дорогу. Здесь случай несколько сложнее в плане организации. Мошенникам потребуется два автомобиля, один из которых будет следовать по левой полосе за “жертвой”, мигая фарами с требованием уступить дорогу, а другой в этот момент будет находиться в “слепой” зоне жертвы в правой полосе. При перестроении происходит ДТП, в котором, конечно, будет виноват ничего не подозревающий обычный водитель. Чревато серьезными повреждениями обоих ТС.
- Резкое виляние. Чаще происходит на трехполосных дорогах. Слева и справа наравне с жертвой едут две машины. Одна из них резко виляет, чем вызывает рефлекторное желание простого водителя избежать столкновения. Ничего не подозревающий автомобилист дергает руль с целью ухода от столкновения, цепляет едущее ТС в соседней полосе, которое намеренно держится поближе к жертве.
- Пешеходы. Перед пешеходным переходом припарковано ТС, которое закрывает обзор едущим автомобилям. В какой-то момент на “зебру” “внезапно” выбегает человек. Водитель не успевает затормозить и цепляет его своим ТС. В результате “пострадавший” начинает вымогать деньги и требовать возмещения ущерба на месте. При этом зачастую выбирают автомобили, которые едут “крадучись” в правой полосе, чтобы не причинить ущерба своему здоровью.
- Имитация. Не всегда для того, чтобы требовать деньги за мнимый ущерб должно произойти само ДТП. Во время движения мошенники имитируют удар, заранее нанеся повреждения своему ТС, затерев краску наждачной бумагой. Для того, чтобы имитировать звук удара используется какой-нибудь предмет, который запускают в выбранное ТС при движении на малой скорости.
- Автоподставы со страховыми компаниями. Мошенники, использующие свои ТС для получения денежных средств по страховому случаю, имеют все шансы получить вместо денежных выплат тюремный срок. Подставы совершаются с дорогими автомобилями, оценка проводится у “независимых” экспертов, которые завышают сумму ущерба в несколько раз.
Пьяный водитель
Помимо автоподстав при ДТП существуют ситуации, когда виновный водитель ДТП управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.
В таком случае пострадавшая сторона не может рассчитывать на выплаты от СК, что влечет за собой ущерб для виновного водителя в плане ремонта и чужого ТС.
В случае, если пострадавший водитель был пьян, а виновник трезв, то суд вынесет постановление, что виновны обе стороны в равной мере.Выплата компенсации в данном случае значительно уменьшается или вовсе не назначается.
В таком случае многие автовладельцы готовы пойти на нарушение закона и совершение мошеннических действий. В случае ДТП они вызывают лицо, вписанное в страховой полис и имеющее право на управление ТС, не находящееся в состоянии алкогольного опьянения, а уже после этого обращаются в ГИБДД.
Приехавший инспектор фиксирует факт нахождения за рулем трезвого водителя, что способствует получению нормальной выплаты от СК.
Другой способ – попытка договориться с инспектором об отсутствии в протоколе факта нетрезвого состояния водителя.
Двойные средства
Изначально водители на месте аварии договариваются о денежной компенсации без взаимных претензий, производят расчет, а уже после отъезда виновной стороны потерпевший вызывает инспекторов ДПС с целью оформления ДТП и дальнейшего получения компенсации от СК.
Подобные действия относятся к виду злостного нарушения законов и попадают под наказание по статье “Мошенничество”, что карается штрафом и лишением свободы в зависимости от обстоятельств дела.
Самоугон
При наличии полиса КАСКО некоторые нечестные автомобилисты организовывают так называемый “самоугон”.
Зачастую просто разбирают автомобиль и продают запчасти по отдельности.
В страховую подается заявление об угоне. Вследствие этого получается двойная выгода: от проданных запчастей и выплата по КАСКО.
Подобный вид мошенничества чреват лишением свободы сроком на несколько лет.
Наказание за подставы
Доказательство совершенной подставы – сложный и тяжелый процесс, поскольку любая авария все же считается ДТП, а выявить, был ли умысел очень проблематично.
Если факт мошенничества все же выявлен, то автоподстава влечет наказание в зависимости от степени тяжести проступка.
С юридической точки зрения требование “решить” вопрос на месте и передать денежные средства без обращения в соответствующие органы расценивается двумя видами:
- самоуправство;
- вымогательство.
В зависимости от того, как будет расценен проступок, будет и назначаться наказание:
- самоуправство карается штрафом в размере 8400 руб. либо арестом на 6 мес.;
- вымогательство может наказываться арестом на срок до 4х лет в случае индивидуального проступка. В случае действия группы лиц – от 3 до 7 лет с конфискацией имущества;
- вымогательство в особо крупных размерах, исполненное группой лиц, карается штрафом в размере 42000 руб., а также лишением свободы на срок от 7 до 15 лет с конфискацией имеющегося имущества.
Спасение от подстав
Никто не застрахован от попадания в ДТП, организаторами которых являются мошенники.
Следует помнить, что видеорегистратор может послужить отпугивающим средством для многих нечестных на руку людей, поскольку фиксация момента ДТП зачастую служит доказательством невиновности якобы виновного в ДТП водителя.
Так же не следует соглашаться на финансовый расчет на месте аварии.
В случае ДТП следует вызвать представителей ГИБДД или оформить Европротокол в том случае, если повреждения незначительные.
В ситуации, если водителя обвиняют в совершении мошенничества, то стоит обратиться в ГИБДД с целью фиксации ДТП, а также заручиться поддержкой свидетелей, которые могут подтвердить отсутствие злостных намерений и случайность ситуации.
Заключение
Несмотря на то, что многих интересует, как сделать автоподставу с выгодой для себя, стоит не забывать о том, что подобные деяния являются фактом мошенничества, которые влекут за собой наказание вплоть до конфискации имущества с тюремным заключением на длительный срок.