Бухучет в транспортной компании имеет свои особенности. Рассмотрим, в чем они выражаются и чем обусловлены.
Чем примечательна деятельность по перевозкам
Транспортную компанию отличает следующее:
- В ней на каких-либо основаниях (в собственности, аренде, лизинге) имеются транспортные средства, при помощи которых происходит оказание услуг по перевозкам.
- Существенную часть штата работников составляют сотрудники, управляющие транспортными средствами, причем условия допуска их к работе и ее режим подчиняются определенным правилам.
- Наличие особого набора затрат, необходимых как для появления права на оказание услуг по перевозкам (регистрация транспортных средств, их страхование, наличие специально подготовленных людей для управления), так и для обеспечения функционирования транспортных средств (специальные материалы, регулярное техническое обслуживание).
- Необходимость начисления и уплаты являющегося дополнительным к прочим обязательным налогам особого транспортного налога, в целом подчиняющегося правилам НК РФ (гл. 28), но имеющего особенности в каждом из регионов.
ВАЖНО! До 2021 г. одним из самых популярных режимов налогообложения, используемых транспортными компаниями, был ЕНВД. Однако с 01.01.2021 данный режим на территории России отменен. Очень близкой к ЕНВД по смыслу является патентная система налогообложения, однако она доступна лишь индивидуальным предпринимателям.
- Обязательность применения в работе ряда специальных документов: путевой лист (для автотранспорта), товарно-транспортная накладная, железнодорожная или авиагрузовая накладная, коносамент, документы о перегрузке с одного вида транспорта на другой.
Об оформлении путевых листов подробнее читайте в материалах:
- «Путевой лист грузового автомобиля в бухучете (бланк)»;
- «Путевой лист легкового автомобиля по форме 3 в бухучете»;
- «Путевой лист автобуса необщего пользования — форма 6»;
- «Какие особенности у путевого листа для легкового такси?»;
- «Особенности путевого листа на месяц — образец».
Эксперты «КонсультантПлюс» в Путеводителе по сделкам собрали основные операции у грузоперевозчика и разъяснили, как правильно выстроить учет в такой фирме. Если у вас нет доступа к системе КонсультантПлюс, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухгалтерский учет услуг по перевозкам: особенности
Деятельность транспортной компании расценивается как оказание услуг и подчиняется общим правилам их документального оформления и отражения в бухучете. Однако в зависимости от особенностей предоставления услуг, включенных в договор, они могут иметь такие разновидности:
- Услуга по перевозке оказывается либо сама по себе, либо выделена отдельно в договоре на поставку товаров. В этом случае перевозки должны отражаться в доходах-расходах как отдельный вид деятельности:
- выручка от реализации:
Дт 62 Кт 90,
- НДС от реализации:
Дт 90 Кт 68,
- прямые затраты по оказываемым услугам:
Дт 20 Кт 10, 60, 69, 70,
- косвенные затраты:
Дт 26 Кт 02, 04, 10, 60, 68, 69, 70, 71, 76,
- затраты учтены в финрезультате:
Дт 90 Кт 20, 26.
- Если по условиям договора поставки товара продавец своими силами осуществляет его доставку покупателю и стоимость этой услуги входит в цену товара, то в доходах перевозка как отдельный вид не показывается, а расходы, возникающие в связи с доставкой, формируют расходы по продаже (коммерческие):
- учтены затраты на доставку:
Дт 44 Кт 10, 60, 69, 70;
- затраты отнесены на финрезультат:
Дт 90 Кт 44.
Об особенностях обложения услуг по перевозкам НДС читайте в статье «Какой порядок обложения НДС транспортных услуг».
Специфика затрат при перевозках
При учете затрат, связанных с перевозками, внимания заслуживают следующие вещи:
- Используемые транспортные средства должны обязательно найти отражение в учете. Это касается как собственных средств, так и находящихся в лизинге, а также арендованных. Причем учет арендованного /лизингового имущества с 2022 г. ведется в соответствии с положениями ФСБУ 25/2018.
Как арендатору вести учет арендованного автомобиля в соответствии с ФСБУ 25 расскажем в этой статье.
- Должна иметь место регистрация транспортных средств за перевозчиком: постоянная, если средства в собственности, или временная, если они арендованы или взяты в лизинг. Наличие этой регистрации (даже когда она временная) обязывает перевозчика к начислению и уплате транспортного налога.
Как рассчитать транспортный налог, узнайте по ссылке.
ВНИМАНИЕ! С января 2021 года, начиная с платежа за 2020 год, налоговики самостоятельно рассчитают сумму налога для вашей компании. Декларацию по транспортному налогу сдавать больше не нужно. Подробности — здесь.
Что делать, если с расчетом налоговой вы не согласны, описано в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к справочно-правовой системе, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
- Отнесение в затраты ГСМ, необходимых для работы транспортных средств, производится в соответствии с утвержденными нормами их списания. Эти нормы либо утверждены законодательно (и должны применяться для определенных отраслей), либо разрабатываются компанией самостоятельно. Это требует организации учета расхода ГСМ по каждому из транспортных средств и применения соответствующего алгоритма списания с отнесением излишков расхода в затраты, не уменьшающие базу по прибыли.
Порядок учета и списания ГСМ см. здесь.
- Безопасность работы автотранспорта в зимних условиях зависит от применения специальных шин, рассчитанных не на одну зиму. Необходимой станет организация не только неоднократной выдачи этих шин со склада, но и приема их на хранение на летний период с соответствующим отражением этих операций в учете.
- Непременными составляющими затрат станут расходы:
- на страхование транспортных средств, которое будет включаться в затраты частями в течение времени действия страхового полиса;
- периодический технический осмотр транспорта;
- проведение регулярного технического обслуживания;
- обязательные первичные (при приеме на работу) и предрейсовые медосмотры лиц, управляющих транспортными средствами;
Нюансы медосмотров для работников транспортной компании узнайте из материала «Предрейсовый медицинский осмотр водителей».
- оплату специальных перерывов в работе, предназначенных для отдыха, для лиц, управляющих транспортом;
- услуги по погрузо-разгрузочным работам, взвешиванию груза, очистке транспортных средств;
- оплату проезда по платным дорогам, за въезд на территорию предприятий, хранение грузов, использование подъездных путей, подачу вагонов.
Итоги
Бухучет в транспортной компании отличается рядом особенностей, обусловленных спецификой осуществляемой деятельности. Эта специфика влияет не только на учет доходов и расходов, но и на налогообложение.
Сдать отчетность транспортной организации в срок и без ошибок.
Попробовать
Расходы можно рассмотреть с двух сторон: прямые (непосредственно связанные с перевозками) и косвенные. К первым относятся траты на приобретение и страхование транспорта, ГСМ, техобслуживание, медосмотры водителей и т.п.
Существует другая часть расходов, которые напрямую не связаны с основной деятельностью. Например, доставка воды для сотрудников.
Так как перевозка — основной вид деятельности, прямые расходы учитываются на счете 20. Косвенные расходы собираются на счете 26. С 2021 года затраты, собранные на счете 26, списываются в дебет счета 90.08 (п. 26 ФСБУ 5/2019).
Для перевозок обычно используют собственный транспорт. В некоторых случаях организация может взять машину в аренду. Например, для перевозки крупногабаритного груза. Арендная плата составляет часть расходов и отражается на счете 20 (25, 26).
Автомобиль для перевозок можно приобрести в лизинг. Если транспорт учитывается на балансе лизингополучателя (транспортной компании), бухгалтер отразит операции проводками:
- Дебет 08 Кредит 76 — автомобиль поступил от лизингодателя.
- Дебет 01 «Имущество, полученное в лизинг» Кредит 08 — оформлен ввод в эксплуатацию.
- Дебет 76 «Арендные обязательства» Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — начислены лизинговые платежи.
- Дебет 20 (25, 26) Кредит 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» — начислена амортизация.
Для лизингового имущества можно применять ускоренную амортизацию с коэффициентом до 3. Чтобы не возникли налоговые разницы, лучше применять одинаковый «ускоряющий» коэффициент в бухгалтерском и налоговом учете (п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
Если автомобиль выкупит лизингополучатель, следует сформировать проводки внутри счетов:
- Дебет 01 «Собственное имущество» Кредит 01 «Имущество, полученное в лизинг».
- Дебет 02 «Амортизация имущества, полученного в лизинг» Кредит 02 «Амортизация собственного имущества».
Если автомобиль учитывается на балансе лизингодателя, проводки будут отличаться от указанных выше:
- Дебет 001 — автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости.
- Дебет 20 (25, 26) Кредит 76 «Задолженность по лизинговым платежам» — отражен лизинговый платеж.
После выкупа автомобиль списывается с забалансового учета (делается запись по кредиту счета 001). В рамках балансовых счетов выкуп автомобиля у лизингодателя нужно отразить проводкой: Дебет 01 Кредит 02.
Оказание транспортных услуг оформляется стандартными проводками. Выручка записывается как Дебет 62 Кредит 90, НДС с выручки — Дебет 90 Кредит 68. Затраты компании на оказание услуги перевозки списываются в дебет счета 90.
Если организация помимо перевозок занимается продажей товаров, то проводки могут быть иными. Когда в договоре зафиксировано, что продавец осуществляет доставку товара своими силами и стоимость транспортировки входит в цену товара, бухгалтер делает запись: Дебет 44 Кредит 10 (60, 69, 70 и т.д.) — отражены затраты на доставку. Здесь можно учесть зарплату водителя, бензин, израсходованный на транспортировку и т.п. Дебет 90 Кредит 44 — затраты списываются на себестоимость.
Дебет | Кредит | Содержание операции |
---|---|---|
08 | 76 | Поступление автомобиля по договору лизинга (учет на балансе лизингополучателя) |
01 | 08 | Ввод в эксплуатацию |
20 | 02 | Начисление амортизации |
001 | Лизинговый автомобиль учтен на забалансовом счете по договорной стоимости (учет на балансе лизингодателя) | |
20 | 76 | Отражен в составе затрат ежемесячный лизинговый платеж (учет на балансе лизингодателя) |
001 | Лизинговый автомобиль списан с забалансового учета (выкуплен или истек срок договор) | |
01 | 02 | Автомобиль выкуплен после лизинга и поставлен на баланс |
62 | 90 | Отражена выручка компании при оказании услуг |
90 | 68 | Выделен НДС с оказанной услуги |
20 (25, 26) | 60 | Списана арендная плата по транспорту, взятому в аренду |
19 | 60 | Отражен НДС по аренде (если обе стороны работают на ОСНО) |
20 (25, 26) | 68 | Начислен транспортный налог |
68 | 51 | Налог перечислен в ФНС |
002 | Принятие груза на ответственное хранение |
Основной штат сотрудников составляют водители. Персонал должен проходить медосмотры, в том числе перед выходом в рейс. Кроме того, водителям при длительных поездках положены перерывы на отдых. Медицинские осмотры, перерывы и т.п. оплачиваются компанией.
Что взять под контроль транспортной организации? Выделим основные моменты:
- Транспорт должен быть учтен: на балансе или за балансом в зависимости от ситуации. Тогда затраты можно принять к учету обоснованно.
- Автотранспорт должен пройти регистрацию в ГИБДД.
- Необходимо платить транспортный налог.
- Обязательный учет и контроль ГСМ. Списание по нормам, утвержденным законодательством и нормативными актами компании.
- Ведется учет не только транспорта, но и запчастей. Например, важно организовать учет зимней и летней резины.
- Транспорт должен быть застрахован. Сумма по полису включается в затраты равными частями ежемесячно.
- Необходимо проходить техосмотры и периодическое обслуживание транспорта.
- Нужно оформлять путевые листы на поездки.
Компании, занимающиеся перевозками, могут работать на ОСНО или УСН. У индивидуального предпринимателя есть дополнительный выбор — работа на патенте (ПСН).
Налоги транспортной организации в целом не отличаются от налогов любой другой компании. У перевозчиков в силу специфики возникает обязанность по уплате транспортного налога. Особенности расчета и уплаты прописаны в ст. 356-363 НК РФ. ФНС самостоятельно рассчитывает сумму налога, компании остается ее перечислить. Декларацию сдавать не нужно. Налог по итогам года бухгалтер перечислит до 1 марта. Регионы вправе установить отчетные периоды, тогда в течение года организация обязана уплачивать авансовые платежи.
Отслеживайте сроки и статусы уплаты налогов и сдачи отчетности в онлайн-таблице Контур.Экстерна
Узнать больше
Все затраты должны быть документально подтверждены и обоснованы, иначе ФНС может аннулировать такие расходы и доначислить налог на прибыль.
ГСМ списывают согласно нормам, учитывая данные путевых листов. Существуют летние и зимние нормы расхода. Всё, что сверх установленных лимитов, списывается за счет прибыли (т. е. не уменьшает налогооблагаемую базу). Лимиты расходования ГСМ утверждает руководитель, издав приказ.
В расходах с целью уменьшения налоговой базы можно учесть проезд по платным дорогам (ст. 264 НК РФ). Такие траты должны быть обоснованы: необходима ускоренная доставка скоропортящихся товаров, такие правила установлены в договоре и т.д.
Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения. На ОСНО сдают декларации по прибыли, НДС, 6-НДФЛ. Компании на упрощенке сдают декларацию по УСН. Специальной налоговой и бухгалтерской отчетности у транспортной компании нет. Бухгалтерский и налоговый учет ведется согласно требованиям и нормам ПБУ, Закона № 402-ФЗ и НК РФ.
Чтобы контролировать работу водителей, начислять зарплату и списывать ГСМ, бухгалтеры используют путевые листы (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. На любую перевозку груза, багажа или пассажиров нужно выписать путевой лист. Срок документа зависит от продолжительности рейса.
Организация должна вести журнал учета путевых листов. Разрешено вести записи вручную на бумаге, при этом пронумеровав и прошнуровав листы. Также предусмотрен электронный вариант журнала, в котором сведения нужно заверять усиленной квалифицированной электронной подписью.
При перевозке грузов следует оформлять договор и транспортную накладную (Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200). С 2022 года транспортную накладную можно составлять и подписывать в электронном виде. Документ содержит 17 разделов, стоимость перевозок указывается в рублях. Транспортная накладная подтверждает расходы в рамках главы 25 НК РФ (письмо ФНС РФ от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).
Некоторые перевозчики прикладывают к грузам товарно-транспортную накладную, но она не является обязательной.
Учет в транспортных организациях имеет свои особенности. Чтобы подтвердить расходы, придется позаботиться о специальных документах. Их отсутствие при проверке повлечет штрафы и снятие расходов.
Подготовить, проверить и сдать отчетность транспортной организации через интернет.
Узнать больше
4 особенности бухучета в транспортной компании в 2020-2021
30 Декабрь 2020
Любой отраслевой учет специфичен. Деятельность по осуществлению перевозок, грузовых и пассажирских, накладывает на бухгалтерию определенный отпечаток. Особенности бухучета у перевозчика обусловлены наличием транспортных средств, которые стоят или не стоят на балансе, могут находиться в собственности, в аренде, в пользовании по договору лизинга. Также имеют значение затраты, связанные с регистрацией автомобилей, страхованием, подготовкой водителей, медобслуживанием и профосмотрами. Добавьте к этому затраты на специальные материалы, от ГСМ до запчастей. И о транспортном налоге забывать не стоит. Он начисляется по нормам, закрепленным в 28 главе НК РФ, но имеет региональные особенности.
Отметим также актуальную для перевозчиков необходимость смены режима налогообложения. Это касается только пользователей ЕНВД, который прекращает свое действие в 2021 году. Это влечет за собой коррекцию бухгалтерского, налогового учета.
Что касается непосредственных особенностей бухучета у перевозчика, давайте рассмотрим ТОП-5.
Специфическая первичка
Специальные документы являются обязательными к применению в транспортном секторе. Многие из них имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. Другие специфические документы также могут попадать в руки к бухгалтеру.
Вся первичка подлежит проверке. Что интересует бухгалтера прежде всего? Обязательные реквизиты, актуальные суммы, количество товара и наименование товара или услуг. Также имеет значение НДС, если речь идет о налогооблагаемых операциях.
Стандартной первички в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение расходов и обоснование доходов имеет значение для налогоплательщика на УСН и ОСНО.
Оказание услуг
Деятельность перевозчика классифицируется как оказание услуг. Последние могут оказываться по-разному. От этого будет зависеть специфика отражения финансово-хозяйственных операций в учете.
Если услуги доставки выделяются в отдельную категорию при заключении договора поставок, бухгалтеру транспортной компании предстоит отражать в учете:
— Выручку от реализации – Дт62 Кт90.
— НДС – Дт90 Кт68.
— Прямые затраты по услуге – Дт20 Кт70, 69, 60, 10.
— Косвенные затраты – Дт26 Кт76, 71, 70, 69, 68, 60, 04, 02, 10.
Все затраты должны быть учтены в финансовом результате.
Если доставка включена в цену товара, в доходных статьях учета транспортировка отдельно не указывается. Но расходы, ассоциированные с оказанием услуги, налогоплательщик отразить обязан. Их обычно включают в состав коммерческих расходов, расходов на продажу товара. В этом случае бухгалтеру предстоит сделать всего две проводки:
— Учет затрат на транспортировку – Дт44 Кт70, 69, 60, 10.
— Отнесение затрат на финансовый результат – Дт90 Кт44.
Такие разные затраты
Учет затрат у перевозчика осуществляется в соответствии с ПБУ и требованиями НК РФ. Но есть вещи, на которые бухгалтеру компании следует обратить особое внимание:
Учет транспортных средств. Он будет отличаться в зависимости от того, находятся ли машины в собственности, они взяты в лизинг с отражением на балансе лизингодателя или самой транспортной компании. Если учет машин ведется некорректно, затраты по его содержанию могут быть необоснованными. Стоит ли говорить о том, что такие ошибки могут дорого обойтись. Налоговая не преминет сделать доначисления и оштрафовать за занижение налоговой базы.
Регистрация транспорта, для которого эта процедура является обязательной. И начисление, уплата транспортного налога. За 2020 год платеж налоговики рассчитают самостоятельно. Если вы не согласны с расчетом, начисление можно оспорить. Чтобы избежать юридических ошибок и сэкономить время, обратитесь для решения проблемы к специалистам!
Нормы списания ГСМ. Горючка, необходимая для работы транспорта, относится в затраты. Но при этом важно соблюдать установленные нормы. Они могут определяться законодательно (актуально для отдельных отраслей) или локально, то есть самими перевозчиками. В том и другом случае без грамотной организации учета расхода ГСМ по каждой единице техники не обойтись. А бухгалтеру следует учитывать специфику отнесения излишнего расхода в затраты без уменьшения базы по прибыли.
Есть в транспортном секторе и другие расходы, которые включаются в состав затрат и влияют на налогообложение прибыли. Страхование техники и периодический техосмотр мы уже упоминали. Остановимся на расходах, связанных с профильным персоналом. В учете бухгалтерия транспортной компании должна отражать затраты на первичные, предрейсовые медосмотры водителей. Также в расходную статью следует включить оплату обязательных перерывов в работе, предусмотренных ТК РФ для таких сотрудников.
На этом затратная специфика не заканчивается. Есть еще оплата услуг сторонних исполнителей, которые организовывают и проводят погрузку, разгрузку, взвешивание грузов, очистку транспорта и т.п. Также в расходную статью включается платный въезд на определенные территории, плата за использование подъездного пути и другое.
Отраслевая специфика требует от бухгалтера соответствующих компетенций. Без опытного специалиста грамотно организовать и корректно вести учет у перевозчика невозможно.
Транспортная экспедиция и посредничество
Экспедиция в транспортной компании может быть самостоятельной и посреднической услугой. Вид услуги определяет особенности бухучета.
Если имеет место посреднический договор, перевозка осуществляется по поручению заказчика. Фактически это означает, что действует компания от имени клиента. Это касается всего, от оплаты сборов до страховки и хранения груза. Кстати, при получении последнего доход у перевозчика не возникает.
Приведем пример отражения услуги в бухучете у экспедитора-посредника:
- Дт51 Кт62 – предоплата за услуги перевозки груза.
- Дт002 – принятие груза на ответхранение.
- Дт76 Кт50 – оплата перевозчиком складских услуг.
- Кт002 – передача груза клиенту.
- Дт62 Кт91.1 – выручка от оказания услуг.
- Дт90.2 Кт20 – списание себестоимости перевозки.
- Дт51 Кт76 – компенсация затрат на аренду склада.
Посреднический договор об экспедиции позволяет поставщику услуг привлекать к перевозке третьих лиц. Если используются ресурсы другой фирмы, в первичном документе (счете-фактуре) в обязательном порядке указываются реквизиты фактического исполнителя (перевозчика).
Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет и другие особенности. Они касаются налогообложения отдельных видов деятельности, совмещения режимов, осуществления кассовых операций, расчета налогов. Особого внимания также требует инвентаризация.
Профессиональный подход к организации, ведению бухгалтерского учета позволяет перевозчику и поставщику экспедиционных услуг минимизировать налоговые риски, получить и сохранить впоследствии репутацию добросовестного налогоплательщика.
Количество показов: 18307
Теги данной публикации: бухучеттранспортучет по отраслям
Другие материалы категории «Статьи»
Читать все статьи категории «Статьи»
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов — на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя — оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Грузоперевозки и ведение учета
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Рекомендуем вебинар по этой теме в Школе бухгалтера «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках»
Владелец транспорта
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
- Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
- Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554).
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Переход права собственности
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Учет грузоперевозок: признание расходов
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Документы для грузоперевозок. Первичные учетные документы
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Законодательство о бухгалтерском учете включает:
до 1 января 2013 г. – согласно Закону № 129-ФЗ (ст. 3): | с 1 января 2013 г. – согласно Закону № 402-ФЗ (ст. 4): |
все федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ | все федеральные законы и принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты |
Рекомендуем по теме документирования грузоперевозок:
Видеолекция «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» – относится к периоду применения Закона № 129-ФЗ.
Видеолекция «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» – здесь разобраны особенности документирования грузоперевозок в условиях действия Закона № 402-ФЗ.
В чем же именно проявляется разница?
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
Как вести учет грузоперевозок. Официальные разъяснения
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них — письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
Бухгалтер — профессия творческая
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
- «Документооборот при перевозках грузов автомобильным транспортом» (по правилам, действовавшим до 1 января 2013 г.).
- «Как оформить первичные документы при транспортных перевозках» (начиная с 1 января 2013 г.).
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
17 мар. 2022 г. / 12 минуты чтения
Бухгалтерский учёт любой отрасли обладает собственной спецификой. Не является исключением и сфера грузоперевозок. Наличие у транспортной компании собственных или арендованных автомобилей, предоставление различных услуг и множество специфичных расходов накладывают свой отпечаток на методы ведения учёта. Рассмотрим некоторые из особенностей ведения бухгалтерского учёта на предприятии, оказывающем услуги транспортировки грузов.
Чем отличается специфика бухучёта транспортной компании?
Специфика бухгалтерского учёта компании, занимающейся транспортировкой груза, отличается соответствующим оформлением автомобилей, которые состоят на балансе компании либо не состоят, которыми компания полноправно владеет либо пользуется по договору лизинга, либо арендует. В учёте фиксируются расходы на регистрацию автомобилей, их страхование, оплата ГСМ, запчастей и специализированного обслуживания. Учитывается профессиональная подготовка и переподготовка водительского состава, профосмотры, медобслуживание. Отдельно отображается транспортный налог и другие виды официальных платежей, связанные со спецификой данного бизнеса.
Бухгалтеру транспортной компании приходится работать с путевыми листами, коносаментами, товарно-транспортными накладными, таможенной и другой документацией, отражающей прямые и косвенные расходы. Как налогоплательщик, транспортная компания имеет право самостоятельно определять, к какой категории относить те или иные платежи. Однако такой метод вовсе не гарантирует полного одобрения со стороны налоговых органов, результатом чего могут стать доначисленные налоги на прибыль.
Как правильно отобразить услуги по доставке груза в бухгалтерских документах?
Грузоперевозки относятся к сфере услуг, поэтому данная деятельность отражается в бухгалтерских документах в соответствии с общими правилами оформления. Услуга транспортировки груза может быть прописана в договоре на доставку груза, либо это услуга оказывается сама по себе. Такой тип услуг указывается в доходах-расходах как особый вид деятельности, с отражением таких показателей, как выручка и НДС от реализации, прямые и косвенные затраты по оказываемым услугам, а также списание расходов на реализацию.
В том случае, если продавец по условиям договора поставки доставляет груз своими силами, а стоимость поставки уже учтена в цене товара, то тогда перевозка не отображается в доходах как отдельный вид услуг. Расходы по доставке груза относятся к коммерческим расходам по продаже, где также учитываются затраты на доставку груза и реализационные расходы.
На какие затраты стоит обратить особое внимание?
Статус автомобилей, которыми пользуется транспортная компания, должен быть обязательно отражён в бухгалтерских учётных документах. Чаще всего эти автомобили находятся на балансе у бухгалтерии, если транспортная компания ими полноправно владеет либо взяла их в лизинг с условием учёта на собственном балансе. В ином случае автомобили считаются за балансом, если они арендованы либо транспортная компания взяла их в лизинг с учётом их на балансе лизингодателя. Такой подход позволит грамотно обосновать расходы по содержанию автопарка.
В числе основных необходимо учесть такие расходы, как:
- проведение периодического техосмотра грузового транспорта;
- выполнение работ по регулярному техническому обслуживанию;
- первичные и предрейсовые медосмотры водителей, отправляющихся в рейс;
- финансовое обеспечение специальных перерывов в работе для отдыха водительского состава;
- страхование транспортных средств, включаемое в затраты частями в период действия страхового полиса;
- оплата услуг по работе с грузом, его погрузке, разгрузке и взвешиванию, а также очистке транспортного средства;
- оплата тарифов за проезд по платным дорогам, за хранение груза, за въезд на территорию предприятия, за подачу вагонов, за использование подъездных путей.
Не стоит забывать и о регистрации автотехники, которой распоряжается транспортная компания. Эта регистрация может быть постоянной в том случае, если автомобили находятся в полной собственности данной компании, либо временной, если транспорт арендован или взят в лизинг. Вне зависимости от формы регистрации, наличие данного документа обязывает компанию оплатить транспортный налог.
Отдельно стоит упомянуть запчасти и другие материалы и оборудование, которые нуждаются в периодической замене. К примеру, шины, которые, в зависимости от сезона, то выдаются со склада, то принимаются на хранение. Такая смена происходит в течение нескольких лет, и все эти операции должны быть отражены в учёте.
Что же касается горюче-смазочных материалов, требующихся для работы транспорта компании, то их учёт производится в соответствии с нормами списания. Эти нормы могут быть прописаны законодательно либо установлены самой транспортной компанией. Учёт расхода ГСМ должен вестись отдельно по каждому транспортному средству, с использованием алгоритма списания, при котором излишки расхода относятся к затратам без уменьшения базы по прибыли.
Как оформлять посреднические услуги?
Транспортная компания вполне может оказывать услуги и в качестве посредника, что также отражается на особенностях ведения бухгалтерского учёта. Если перевозка выполняется по поручению заказчика, то это означает, что компания фактически действует от имени клиента. Причём, это относится ко всему, от страхования до оплаты сборов и хранения груза.
По посредническому договору поставщик услуг может привлечь к транспортировке третьих лиц. Однако если работа выполняется с использованием ресурсов другого юридического лица, то в счёт-фактуре необходимо указать реквизиты фактического исполнителя работ, то есть перевозчика.
Бухгалтерский учёт компании, занимающейся грузоперевозками, отличается также некоторыми особенностями налогообложения, совмещения режимов, инвентаризации, выполнения кассовых операций. Только грамотный подход к организации и ведению бухучёта позволит минимизировать налоговые риски, сохраняя при этом репутацию добросовестного налогоплательщика.
Следите за новостями Логистической Академии Qoobus, чтобы профильные знания стали вашими верными попутчиками!
Транспортные перевозки на предприятии должны выполняться своевременно и максимально эффективно. Однако, зачастую водители нарушают предписанные маршруты. Из-за чего автотранспорт задерживается в пути, опаздывает, расходы на топливо растут, машина быстрее изнашивается. Для руководителей — это низкая продуктивность автопарка, а для бухгалтеров — непредвиденные расходы. Учет и контроль перевозок необходим, чтобы этого не допустить. В этой статье разберем, как организовать учет транспортных перевозок с точки зрения бизнес-процессов и со стороны бухучета. |
Учет перевозок на предприятии: как правильно вести бухгалтерию
Важно правильно вести бухучет с первых этапов, когда предприятие только приобрело автотранспорт и приняло водителя на работу. Это значительно облегчает последующие процессы учета автотранспорта на предприятии.
Особенности бухучета транспортных перевозок
Что входит в бухгалтерский учет:
-
автотранспорт в собственности предприятия,
-
расходы на командировки водителей.
На бухгалтерский учет ставится только транспорт, находящийся в собственности предприятия. Если автомобиль взят в лизинг или аренду, он находится на счетах лизингодателя или арендодателя.
Если водитель ездит на дальние расстояния, бухгалтерия оформляет командировку и выдает денежные средства на все расходы. Водитель должен отчитаться перед бухгалтерией. Он предоставляет все необходимые документы и чеки по окончанию поездки.
Учет автомобильных перевозок: что важно для бухгалтера
Бухгалтерам необходимо правильно вести учет и не выходить за рамки бюджета. Для этого нужно вести учет по следующим критериям.
Количество автомобилей и работников автопарка. Важно, чтобы рассчитать, действительно ли количество водителей хватает на количество машин. Смогут ли они выполнить все заявки или нужно расширять автопарк.
Заработная плата водителю и обслуживающему персоналу. Этот показатель поможет узнать, сколько финансов уходит на содержание автопарка. Возможно, выгоднее найти другие способы перевозки или есть смысл оптимизировать автопарк и сократить рабочие места.
Расходы на командировку. Важно понимать, действительно ли водитель ехал по определенному маршруту, сколько раз он заправился и остановился в пути. Если он сливает бензин или меняет маршрут, расходы предприятия увеличиваются.
Учет автопарка чаще всего не автоматизирован. Путевые листы и отчетность заполняются от руки, данные в бухгалтерию поступают на бумажных носителях. Это неудобно. К тому же из-за человеческого фактора допускаются ошибки и теряются важные бумаги. Это существенно осложняет работу бухгалтерии и автопарка.
Организация учета перевозок с точки зрения бизнес-процессов
Для руководителей самое важное в перевозках — это скорость выполнения заявок и безопасность поездок. Для этого необходимо, чтобы работа водителей была прозрачной.
Руководитель должен знать:
-
соблюдает ли водитель маршрут поездки,
-
сколько раз водитель останавливался и заправлял транспорт,
-
где он находится сейчас,
-
с какой скоростью едет.
Отследить перечисленные пункты непросто. Не все сотрудники добросовестны и ответственны: некоторые могут предоставить недостоверную информацию или вовсе не выходить на связь, ездить неаккуратно и сливать бензин.
Поэтому контроль водителей следует автоматизировать. Это позволит узнать местоположение, статус и загруженность водителя на данный момент.
85% компаний совершают эти 7 ошибок по управлению автопарком.
Узнайте, есть ли они у вас
Пройти тест
Учет перевозок: программа «ТМ: Корпоративные поездки»
«ТМ: Корпоративные поездки» — программный комплекс, который позволяет автоматизировать учет и контроль перевозок на предприятии. Система помогает руководителям контролировать передвижение автотранспорта, отслеживать показатели, а бухгалтерам — вести учет. Это возможно благодаря следующим функциям программного комплекса.
Предлагает оптимальный маршрут. Система анализирует и предлагает водителю маршрут, по которому он сможет максимально быстро и эффективно добраться из точки А в точку Б. Поэтому перевозки осуществляются быстрее. К тому же система рассчитывает время прибытия автомобиля в конечную точку. Диспетчер сможет тут же назначить следующий заказ.
Система выстраивает оптимальный маршрут
Отслеживает передвижения водителя. Руководитель может отследить, соблюдает ли водитель рекомендованный маршрут или отклоняется от него. Благодаря интеграции с датчиками ГЛОНАСС/GPS система показывает реальное местоположение автотранспорта и скорость движения.
Работа с водителями в Кабинете оператора
Автоматизирует заполнение важных бумаг. Программный комплекс автоматизирует заполнение путевых листов и интегрируется с системами бухучета. Диспетчер или механик могут одним нажатием кнопки внести данные водителя и распечатать путевой лист. Система не допускает ошибок человеческого фактора.
В результате «ТМ: Корпоративные поездки» оптимизирует работу автопарка, делает работу водителей прозрачной и ускоряет бизнес-процессы.
Добавление водителя и автомобиля в «ТМ: Корпоративные поездки»
Выбор водителя в «ТМ: Корпоративные поездки»
Выбор автомобиля в «ТМ: Корпоративные поездки»
Формирование путевого листа в «ТМ: Корпоративные поездки»
Форма путевого листа в «ТМ: Корпоративные поездки»
Вывод путевого листа на печать в «ТМ: Корпоративные поездки»
Доставка товаров — актуальная и востребованная услуга в современной торговле. Ее необходимость продиктована весом и размерами покупок, а также желанием продавца угодить покупателю. Безусловно, это полезная услуга, однако для бизнеса важно правильно отражать ее в бухгалтерском и налоговом учете. Бухучет транспортных издержек в торговых компаниях имеет свои особенности, которые обусловлены правилами учетной политики и спецификой коммерческой деятельности.
Что входит в расходы на доставку?
В себестоимость доставки входят все затраты, связанные с организацией перемещения товара от поставщика к покупателю. Это могут быть следующие услуги:
- погрузка/разгрузка;
- таможенное оформление;
- хранение;
- страхование;
- перевозка.
Бухгалтерский учет требуется розничным и оптовым продавцам, использующим как свой, так и сторонний транспорт для доставки. Каждый из способов имеет свои особенности отражения в бухгалтерии.
Доставка с привлечением стороннего перевозчика
Транспортные расходы при реализации товара покупателю, если перевозку выполняет третье лицо, относят на затраты по продаже и учитывают на счете 44.01 (п. 5, 7 ПБУ 10/99). В учете они отражаются в составе косвенных вложений в производство и полностью уменьшают налоговую базу при расчете прибыли в текущем периоде (пп. 49 п. 1 ст. 264, п. 2 ст. 253, ст. 320 НК РФ).
Для подтверждения договора на перевозку груза оформляется транспортная накладная (ТН). Она одновременно является первичным учетным документом для отражения расходов на доставку в бухгалтерском учете, если в ней содержатся все обязательные реквизиты, установленные статьей 9 ФЗ № 402 от 06.12.2011. Если сведений недостаточно, то дополнительно необходимо оформить акт оказанных услуг.
Затраты на доставку товара в бухучете неторговых организаций учитываются в составе общехозяйственных расходов по Дт 26. В торговых предприятиях они относятся к коммерческим издержкам по Дт 44.
При оформлении транспортных расходов может быть две ситуации:
- Стоимость доставки включена в цену товара. В этом случае в учете продавца делаются следующие проводки:
- Дт 62 Кт 90.01 — реализация товара вместе с перевозкой.
- Дт 90.03 Кт 68.02 — начисление НДС с продажи.
- Дт 90.02 Кт 41 — списание себестоимости продукции.
- Дт 90.02 Кт 44.2 — отражение транспортных расходов.
Оплата услуг перевозчика:
- Дт 44 Кт 60 — отражение затрат на доставку.
- Дт 19 Кт 60 — учет входного НДС, если перевозчик работает с НДС.
- Дт 60 Кт 51 — оплата услуг службы доставки.
- Перевозка реализуется как отдельная услуга. При таком варианте она выделяется отдельной проводкой:
- Дт 62 Кт 90.01 — выручка от реализации товара.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с продажи.
- Дт 62 Кт 90.04 — оказание услуг по перевозке.
- Дт 90.03 Кт 68 — начисление НДС с цены доставки.
Остальные проводки для продавца будут такими же, как в первом случае.
Доставка товара собственным транспортом
Здесь перевозка тоже может быть либо включена в стоимость товара, либо нет. Если продавец для доставки использует свой транспорт, он должен учитывать понесенные расходы на 44 счете.
Проводки будут такие:
- Дт 44 Кт 70 — заработная плата водителя.
- Дт 44 Кт 69 — обязательные отчисления на социальное страхование в ПФ, ФСС, ФФОМС.
- Дт 44 Кт 02 — начисление амортизации транспортного средства.
- Дт 44 Кт 10 — затрачено на топливо и запчасти (при необходимости).
- Дт 90.2 Кт 44 — списание транспортных расходов.
При перевозке реализованных товаров собственным транспортом необязательно оформлять ТН — достаточно правильно заполнить путевой лист.
Учет страхования товара при грузоперевозке
Во время доставки, особенно на большое расстояние, существуют риски повреждения или гибели груза. Поэтому все больше продавцов и перевозчиков предпочитают страховать товар на время транспортировки. При наступлении страхового случая денежное возмещение нужно учесть как прочий доход. Для этого совершаются следующие проводки:
- Дт 76 Кт 91.1 — начисление страховой выплаты.
- Дт 51 Кт 76 — поступление денег от страховщика на расчетный счет.
После отражения в учете страхового дохода продавец имеет право списать утраченный товар:
- Дт 94 Кт 41 — отнесение себестоимости пропавших ценностей на потери.
- Дт 91.02 Кт 94 — списание стоимости утраченного товара.
Правильное ведение бухучета позволяет отнести транспортные расходы на затраты, учитываемые при расчете налога на прибыль. Это актуально не только для Москвы, но и для регионов России, где перевозка составляет существенную часть цены товара. Профессиональное бухгалтерское обслуживание обеспечит эффективный учет и поможет оптимизировать налоги.