Что делать управляющей компании если жилец признан банкротом

Активное развитие института банкротства физических лиц и его использование должниками – может стать неприятной неожиданностью. Что делать управляющей организации, если собственник-должник решил освободить себя от долгов путем банкротства.

Общие принципы банкротства физического лица

Банкротство или несостоятельность – это это юридический факт, подтверждающий неспособность расплатиться с собственными долгами (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127)).
Должник может объявить себя банкротом двумя способами – в судебном или во внесудебном порядке.

Внесудебный порядок.

С 1 сентября 2020 года должник может подать заявление о банкротстве в МФЦ. Долг должен быть от 50 до 500 тысяч рублей. Арбитражный управляющий не нужен.

Судебный порядок.

Если размер долга более 500 тысяч рублей, то возможна только судебная процедура банкротства, дорогостоящая и длительная (до 6 месяцев). Понадобится арбитражный управляющий, большой пакет сведений и документов.

Если долг больше 500 тысяч рублей, то гражданин обязан подать заявление о признании банкротом (это также вправе сделать один из кредиторов), но если долг менее 500 тысяч рублей, то должник лишь праве это сделать.

Пакет документов подается в арбитражный суд, который выносит решение о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам.
Все имеющееся имущество, а также выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, образует конкурсную массу, после реализации которой осуществляется выплата долгов кредиторам в порядке очередности, установленной законом.

Что делать управляющей организации с должником-банкротом

Требования кредиторов по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам) относятся к четвертой очереди удовлетворения требований кредиторов (п. 2 ст. 134 Закона № 127). Таким образом, для управляющей организации важно контролировать потенциальные риски от объявления граждан-должников банкротами и принимать активное участие в данных судебных разбирательствах.

Если должник хочет объявить себя банкротом, он может обратиться в арбитражный суд. Перед этим (не менее чем за 15 календарных дней) он обязан опубликовать уведомление о намерении обратиться с заявлением о признании его банкротом путем включения этого уведомления в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/

В расширенном поиске можно выбрать регион, ввести ФИО должника и получить информацию о всех фактах по нему, связанных с процедурой банкротства. Таким образом, контроль и работа с данным реестром по конкретным должникам сделает ситуацию для управляющей организации более понятной и предсказуемой.

Такую проверку рекомендуется проводить один раз в 2-3 месяца, чтобы освобождение судом должника от исполнения обязательств не стало неожиданностью для управляющей организации.  

Кроме того, следует учитывать, что во внесудебном порядке должник может обратиться в МФЦ только в том случае, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю (ТСЖ или УК), и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю. Если на должника открыто сразу несколько исполнительных производств, возвращение одного исполнительного листа взыскателю не может являться основанием для внесудебного порядка объявления должника банкротом при условии исполнительных действий приставами по оставшимся исполнительным производствам (п. 1 ст. 223.2 Закона № 127).

Варианты недобросовестного поведения граждан

Управляющая организация, оказывающая услуги гражданину (собственнику помещения) по отношению к нему является кредитором. Формально до объявления заинтересованного лица банкротом он обязан представить (при подаче заявления в суд) списки кредиторов и должников гражданина по форме. При внесудебной процедуры гражданин также обязан представить список всех известных ему кредиторов (абз. 4 п. 3, п. 4 ст. 223.2 Закона № 127). Однако встречаются ситуации, когда долги по коммунальным услугам выпадают из этой схемы и гражданин их не указывает.

Если управляющая организация была указана в качестве кредитора, то она принимает участие в собрании кредиторов, которое созывается финансовым управляющим, утвержденным арбитражным судом в деле о банкротстве гражданина. А уже после объявления должника банкротом начинается процедура реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества.

Действия гражданина по отношению к управляющей организации не всегда являются добросовестными.

Судебная практика.

1. Много споров вызвала ситуация, когда Верховный суд РФ допустил включение в конкурсную массу единственного жилья должника (с целью его последующей редакции).

Суд указал, что если должник в преддверии банкротства или в ходе рассмотрения дела о несостоятельности в ущерб интересам взыскателя совершает односторонние действия, направленные на изменение регистрации по месту жительства, с исключительной целью создания объекта, защищенного исполнительским иммунитетом, такие действия могут быть квалифицированы как злоупотреблением правом. В этом случае суд вправе применить к должнику предусмотренные законом последствия злоупотребления – отказать в применении исполнительского иммунитета к упомянутому объекту (Определение Верховного суда РФ от 26.07.2021 г. по делу № А73-12816/2019).

2. Гражданин решил объявить себя банкротом.

Ссылаясь на протокол собрания кредиторов должника, финансовый управляющий просил суд освободить должника от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реализации имущества гражданина (а управляющей организации не было известно о начале процедуры банкротства гражданина).

Уже после объявления должника банкротом о проведенного арбитражным управляющим собрания кредиторов в дело вступил представитель ТСЖ, который ходатайствовал о не применении к должнику правила освобождения от исполнения обязательств по оплате услуг ЖКХ, в связи с недобросовестным поведением должника во время процедуры банкротства, выразившееся в неуплате коммунальных платежей. Представитель ТСЖ представил односторонний акт сверки взаимных расчетов о задолженности за коммунальные услуги, содержание и текущего ремонта, согласно которому задолженность должника перед ТСЖ составляет более 213 000 рублей.

Между тем, в случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств, предоставление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, неисполнение указаний суда о предоставлении информации и тому подобное) суд, руководствуясь статьей 10 ГК РФ, вправе в определении о завершении реализации имущества должника указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств.

Следовательно, отказ в освобождении от обязательств должен быть обусловлен противоправным поведением должника, направленным на умышленное уклонение от исполнения своих обязательств перед кредиторами. В данном деле суд решил не применять в отношении гражданина правила об освобождении его от дальнейшего исполнения обязательств перед ТСЖ по причине недобросовестного поведения, а именно:

— должником не осуществлялись коммунальные платежи по квартире
— должник с заявлением/ходатайством о дополнительном исключении из конкурсной массы денежных средств в арбитражный суд не обращался
— безусловных доказательств, свидетельствующих о невозможности должника производить оплату коммунальных услуг за жилое помещение, в материалы дела не представлено (Определение Арбитражного суда Пермского края от 22.11.2020 по делу № А50-16884/2017).

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук
https://pavelkuznetzov.ru/

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст. 122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей). Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг. В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами. Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства. В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

Почему банкрот?

СГК инициировала процедуру банкротства управляющей компании «ДСК-Сервис» из-за долга в 29 миллионов рублей, который жилищная организация накопила перед Кузнецкой ТЭЦ за отопление и горячее водоснабжение.

Это суммарная задолженность 17 многоквартирных домов, которыми управляет «ДСК-Сервис».

Сайт управляющей компании «ДСК-Сервис»

Сайт управляющей компании «ДСК-Сервис»
Скачать

Но за тепло и горячую воду собственники квартир в этих домах платят уже два года напрямую СГК.

Откуда долг?

Он образовался в 2018 году, до перехода жителей на прямые договоры с СГК.

То есть управляющая компания (УК) деньги с жителей за ресурс собирала, но Кузнецкой ТЭЦ не перечисляла.

Энергетики, естественно, обратились в суд, их законные требования удовлетворили, но деньги взыскать не удалось, судебные решения не исполнялись. Поэтому была начата процедура банкротства.

СХЕМА2.jpg

Скачать

К чему готовиться жителям?

  1. Неприятно, но катастрофы нет. Отопление и воду из-за банкротства УК жителям никто не отключит. Продавать домовое имущество, прилегающие земельные участи для погашения долга тоже никто не заставит. Долги УК перед поставщиками услуг — не долги потребителей.
  2. Возможно, увеличится платежка в следующем году. Если УК не погасит долги, то ущерб, полученный ресурсоснабжающей организацией, Региональная энергетическая комиссия по закону обязана включать в тариф на следующий год. То есть фактически долг управляющей компании в итоге «раскидывается» на всех жителей города.
  3. Собственные долги никуда не денутся. Если собственник квартиры имеет с ТЭЦ прямой договор и за тепло и горячую воду накопил персональный долг, из-за банкротства УК о его задолженности не забудут — долг будет взыскан СГК в судебном порядке.
  4. Подумать о новой управляющей компании. Дом в любом случае нужно содержать, ремонтировать, а двор убирать. Поэтому жителям стоит задуматься над вопросом поиска другой УК. Как это сделать?  

Общая задолженность 128 новокузнецких управляющих компаний за тепловую энергию в контуре Кузнецкой ТЭЦ на 1 января 2020 года превысила 138 миллионов рублей. 

Нужно ли менять управляющую компанию, если в отношении нее начата процедура банкротства?

Начало процедуры банкротства не лишает управляющую компанию лицензии.

Ликвидация УК (и аннулирование лицензии) — итог процесса, продолжительность которого может варьироваться.

Но в любом случае решение о том, оставаться с прежней обслуживающей организацией, если она не выполняет взятые на себя обязательства, перейти в другую или организовать товарищество собственников жилья, — остается за жителями.

Они могут сделать свой выбор в любое время.

А если процедура банкротства завершена, управляющая компания ликвидирована, но собственники не определились с выбором способа управления, по закону муниципалитет выставляет дом на конкурс — жильем будет управлять та управляющая компания, которая этот конкурс выиграет.

Чтобы сменить управляющую компанию, собственникам квартир нужно:

  1. Совместно принять решение о смене УК.
  2. Определиться с выбором новой УК.
  3. Провести общее собрание, на котором взвесить все за и против перехода.
  4. Составить протокол общего собрания, подтверждающий решение собственников о переходе в другую УК.
  5. Передать этот протокол действующей УК.

Для смены управляющей компании необходимо, чтобы более 50% владельцев квартир проголосовали за переход. 

Как узнать, а не банкрот ли управляющая компания?

По закону обслуживающая жилфонд организация может не информировать жителей о том, что она находится в процедуре банкротства или есть судебные решения по взысканию с нее долгов. Обычно жители узнают об этом, когда их УК уже официально признается банкротом. Но выяснить, как обстоят дела, можно и не дожидаясь таких крайностей.

  • Найти информацию о долгах в системе «Электронное правосудие» по ссылке. Введите данные вашей УК и получите информацию.
  • Проверить, есть ли процедура банкротства на сайте Федеральной налоговой службы в разделе «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ» по ссылке.
  • Обратиться на портал СГК sibgenco.online или написать нам в социальных сетях Вконтакте или Инстаграм. Мы оперативно выясним, есть ли у вашей УК долги за тепло и горячую воду. 

Заявление о банкротстве «УК «ДСК-Сервис» со стороны Кузнецкой ТЭЦ

Заявление о банкротстве «УК «ДСК-Сервис» со стороны Кузнецкой ТЭЦ
Скачать

    Надо ли теперь платить за услуги ЖКХ компании-банкроту?

    Надо. Вы получаете коммунальные услуги и содержание общего имущества в том же объеме, что и ранее.

    Если не платить, то реально дождаться отключения электроэнергии и канализации.

    А если управляющая компания, находящаяся в одной из стадий банкротства, работает плохо, то необходимо писать жалобы, составлять акты о ненадлежащем исполнении обязанностей и требовать перерасчет за плохо оказанную услугу.

    5 февраля мы провели онлайн-семинар о банкротстве организаций ЖКХ. Андрей Бежан, у которого за плечами 18-летний опыт по экономическим спорам и банкротстве, подробно рассказал об этой процедуре. Мы считаем, предупреждён – значит, вооружён. Каждой управляющей организации важно ориентироваться в этой теме.

    За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

    За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

    Общие понятия процедуры банкротства

    Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника

    • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
    • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

    Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

    → Смотрите видео на нашем YouTube-канале

    Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

    «Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

    «Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

    В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

    К общим признакам банкротства относятся:

    • состав требований;
    • сумма задолженности – не менее 300 000 рублей (п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве);
    • период просрочки исполнения денежного обязательства – не менее 3 месяцев с даты, когда оно должно быть исполнено (п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве).

    Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

    Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

    Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

    Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

    Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

    На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

    Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

    Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

    Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

    Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

    Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

    Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

    Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет. Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок. Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

    О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.

    Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

    Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

    Банкротство субъектов рынка ЖКХ

    Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

    По сравнению с финансовыми и страховыми компаниями особенностей можно выделить не много, но они есть:

    1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).

    Не нужно бояться, что деньги, находящиеся на спецсчёте, уйдут на расчёты с кредиторами и ресурсоснабжающей организациями, на налоги. В отношении этих денег установлен специальный режим, они не принадлежат должнику.

    1. Региональный оператор не может быть признан банкротом. Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).

    Если бы не было такой абсолютной защиты от процедуры банкротства, то возможны были бы посягательства на деньги, которые хранятся на счетах регионального оператора.

    1. В случае вступления в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом в соответствии сФедеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ по решению органа Госжилнадзора из реестра лицензий субъекта РФ исключаются сведения обо всех МКД, которыми управляет лицензиат (п. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).

    В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

    Орган ГЖН исключает дома из реестра, но в данном случае нужно помнить про действие статьи 200 ЖК РФ.

    1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

    Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

    Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

    Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

    В следующих статьях мы расскажем о последствиях введения процедуры банкротства. Если вы хотите узнать об этом раньше, смотрите видеозапись онлайн-семинара. Помимо этого из видеозаписи вы узнаете:

    • как предотвратить банкротство после подачи заявления кредитором;
    • как должен вести себя руководитель после введения процедуры банкротства;
    • влечёт ли введение банкротства прекращение деятельности УО по управлению МКД
    • что делать, если вы не согласны с решениями собраний кредиторов и действиями арбитражного управляющего;
    • кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности и каковы риски бывших руководителей компании;
    • как привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности после ликвидации организации;
    • что нужно делать, если в отношении руководителя УО уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности;
    • можно ли снизить риск привлечения к субсидиарной ответственности;
    • какие сделки могут быть оспорены после введения процедуры банкротства и какие риски это влечёт;
    • как можно снизить риски оспаривания сделок в процедуре банкротства.

    В мой адрес часто поступают вопросы о последствиях банкротства должников за ЖКУ для УО, ТСЖ, ЖСК. В этой статье отвечу на частые вопросы.

    Прекращение обязательств по оплате задолженности за ЖКУ

    Согласно ч. 3 ст. 213.28 ФЗ о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

    До какой даты долг за ЖКУ подлежит списанию?

    С даты вынесения судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов (ст. 213.11 ФЗ о банкротстве):

    • вводится мораторий на удовлетворение денежных требований к должнику;
    • срок исполнения обязательств, возникших до даты определения суда, считается наступившим.

    Обязательства по оплате за ЖКУ, возникшие до даты вынесения определения суда, подлежат включению в реестр кредиторов. Обязательства по оплате за ЖКУ, возникшие после даты определения считаются текущими, а кредиторы по текущим платежам, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

    Таким образом, если должник за ЖКУ признан банкротом и окончена процедура расчетов с кредиторами, то его обязательства по выплате долга за ЖКУ по состоянию на дату вынесения судом определения о признании гражданина банкротом, считаются прекратившимися.

    Подлежит ли списанию долг за ЖКУ после даты признания должника банкротом

    Как было указано ранее, долг за ЖКУ, возникший после вынесения определения о признании гражданина банкротом, являются текущими.

    В свою очередь, требования требования кредиторов по текущим платежам сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина (ч. 5 ст. 213.28 ФЗ о банкротстве).

    Таким образом, после признания гражданина банкротом УО имеют право на взыскание задолженности за ЖКУ, возникшей после даты определения суда о признании гражданина банкротом.

    Что делать УО, если должник обратился с заявлением о списании задолженности?

    После окончания процедуры банкротства должник обратился в УО, ТСЖ с заявлением о списании задолженности, приложив к заявлению определения суда о признании его банкротом, о прекращении процедуры расчетов с кредиторами и т.д.

    Возникает сразу же вопрос: что делать и обязаны ли списывать долг?

    Следует отметить, что единого алгоритма действия УО по списанию задолженности в таком случае нет, равно как и ранее я отмечал, нет требований по ведению лицевых счетов за ЖКУ. При поступлении заявления от банкрота, УО обязана учесть положения ФЗ о банкротство о прекращении обязательств.

    Многие УО продолжают делать начисления с учетом задолженности, которая подлежит списанию, а платежи поступившие в дальнейшем от собственника, засчитывать в счет этой задолженности. Говорить о законности учета платежей в счет обязательств, которые считаются в силу ФЗ о банкротстве, не приходится, а поэтому и смысла отражать в платежных документах задолженности на дату определения суда, нет.

    Традиционно выделяют два варианта отражения списания задолженности с точки зрения ведения лицевых счетов:

    • закрытие текущего лицевого счета по дату задолженности признания должника банкротом и дальнейшее открытие нового лицевого счета;
    • внесение изменений (корректировка) в текущий лицевой счета в части «списания» задолженности по дату признания должника банкротом.

    Обязаны ли РСО списать долг собственника в счет снижения задолженности УО, ТСЖ перед РСО

    При наличии классической схемы предоставления коммунальных услуг — РСО — УО (ТСЖ) — потребители, правоотношения всех сторон регулируются соответствующими нормами права и договорным отношениями. РСО не обязана списывать долг УО или ТСЖ в части коммунальных услуг, поскольку стороной, обязанной оплачивать в адрес РСО за коммунальный ресурс являются не потребители, а

    Обратите внимание! В настоящей статье не затронут вопрос об отражении в бухгалтерском учете операций по списанию задолженности, а также не затронут вопрос технической возможности ПО по учету начислений и оплат за ЖКУ. Также статья написана без учета процедуры внесудебного банкротства.

    Дмитрий Бурняшев

    Юрист, автор статей на тему ЖКХ
    e-mail: bur1505@yandex.ru

    Задолженность по коммунальным платежам будет взыскиваться вплоть до ее погашения. Должнику придется столкнуться с судебными разбирательствами, с активными действиями приставов. Взысканием может заниматься управляющая компания (УК), ресурсоснабжающие организации, ТСЖ. При больших и длительных долгах отдельные виды коммунальных услуг могут отключить.

    Собственники и наниматели, накопившие большие долги по услугам ЖКХ, могут попытаться оформить рассрочку по выплатам через суд, заключить соглашение с взыскателем. В некоторых случаях есть шанс добиться отказа во взыскании, если при подаче иска будет пропущена давность. Также можно списать долги по ЖКХ после банкротства, если для этого есть соответствующие причины.

    Основания для списания коммунальных долгов через банкротство

    Согласно закону № 127-фз, банкротство не является автоматическим списанием или прощением задолженности, в том числе просрочек по коммунальным услугам. Но освобождение от долгов действительно может стать одним из последствий банкротной процедуры.

    Для этого в арбитраже или МФЦ будут проверяться причины образования просрочек, имущественное и финансовое положение должника, его добросовестность к обязательствам. Если долги спишут, предприятия коммунальной сферы будут обязаны прекратить взыскание.

    Задолженность по коммунальным услугам можно списать после прохождения банкротства через суд или МФЦ

    Порядок проведения судебного и внесудебного банкротства описан в законе № 127-фз. Кроме задолженности по услугам ЖКХ в заявлении на банкротство можно указать просрочки по другим обязательствам. На основании решения суда или МФЦ будут списаны только долги по коммуналке, но не текущие начисления.

    Для прохождения банкротства недостаточно показать, что у вас есть задолженность по услугам ЖКХ. Для подачи документов в суд или заявления в МФЦ придется подтверждать соответствующие основания:

    • размер, структуру текущих обязательств и просроченных долгов;
    • специальные признаки неплатежеспособности (при судебном банкротстве);
    • факт окончания производства ФССП из-за отсутствия у должника имущества (при прохождении процедуры через МФЦ);
    • добросовестность при возникновении и исполнении обязательств, совершении сделок с имуществом.

    Заявление на банкротство можно подать при разных видах долгов. Чаще всего должники банкротятся при больших просрочках по кредитам и займам. Но вместе с ними можно заявить и задолженность по коммуналке. Если сумма просроченных обязательств по услугам ЖКХ составляет десятки и сотни тысяч рублей, это может являться основанием для прохождения банкротства даже при отсутствии других долгов.

    Компания, которая требует погасить долг ЖКХ, будет являться кредитором в банкротном деле. Она сможет активно участвовать в процедуре, предъявлять свои требования, претендовать на выплаты за счет конкурсной массы.

    Закон о банкротстве физического лица при долгах по ЖКХ

    Специальных нормативных актов для списания просрочек по коммуналке нет. Рассмотрение дела, независимо от вида и характера задолженности, будет осуществляться по единому закону № 127-фз. В частности, там есть нормы:

    • об очереди требований по текущим и просроченным обязательствам (это влияет на процесс расчета с кредиторами, на возможность списания долгов);
    • о порядке проверки документов и сведений о должнике, его финансовом и имущественном состоянии (например, если у должника есть существенный доход, суд может отказать в списании или утвердить план реструктуризации);
    • об основаниях, при которых банкроту откажут в освобождении от обязательств (например, при фиктивности банкротства);
    • о порядке проведения всех процедур (например, конкурсное производство в судебном деле).

    Должникам, которые не являются специалистами в сфере права, очень сложно разобраться во всех нюансах закона № 127-ФЗ и судебной практики. Чтобы избежать отказа в возбуждении дела или в списании долгов, лучше обратиться к юристу еще до подачи заявления в суд или МФЦ. Например, если есть риски привлечения к ответственности или реализации всего имущества должника, то юрист разъяснит все негативные последствия.

    Как минимум, юридическая помощь пригодится при заполнении документов в Многофункциональный центр или арбитраж.

    Как списать долги по ЖКХ после банкротства в МФЦ

    Внесудебное банкротство стало доступно относительно недавно, но им уже воспользовались многие должники. Особенности этой процедуры:

    • заявление подается в МФЦ, причем должнику не придется платить пошлину;
    • проверки осуществляются по документам и сведениям, а судебные и иные заседания не проводятся;
    • законом четко оговорен срок, в течение которого МФЦ примет решение по делу — 6 месяцев;
    • МФЦ не проводит реализацию активов должника, поэтому кредиторы не смогут претендовать на выплаты.

    В заявлении для МФЦ нужно будет указать суммы и основания возникновения долгов по услугам ЖКХ, да и по другим обязательствам. Это крайне важно, так как решение о списании принимается только в отношении заявленной задолженности. Суммы просрочки по коммуналке нужно брать из исполнительных документов о взыскании.

    Когда можно подать заявление

    Если УК или другая организация еще не начали взыскание долга по коммунальным услугам, либо еще не подали документы приставам, то и на внесудебное банкротство не подать. Основанием для обращения будут являться одновременно 2 условия:

    • факт окончания производства приставом, причем такое решение должно быть принято ввиду отсутствия имущества (по этой причине МФЦ не нужно проводить реализацию активов);
    • наличие текущих и просроченных обязательств на сумму от 50 000 до 500 000 рублей (это подтверждается сведениями в заявлении).

    Иные признаки и обстоятельства при обращении в МФЦ подтверждать не нужно. Так как кредиторы будут знать о возбуждении банкротства, они смогут требовать передачи дела на рассмотрение в арбитраж. Но это возможно только при выявлении изменений в имущественном положении должника (например, получением им имущества в порядке наследства).

    Этапы процедуры

    При прохождении банкротства в МФЦ должник не принимает активного участия в процедурах. После подачи заявления с перечнем долгов проводятся следующие действия:

    • МФЦ проверяет соответствие по форме и содержанию заявления (документы нужно заполнять по приказу Минэкономразвития № 497);
    • через ФССП запрашиваются сведения об окончании производства;
    • принимается решение о возбуждении банкротства;
    • размещаются сведения на Федресурсе (кредиторы узнают о возбуждении дела по публикации на этом портале);
    • по истечении 6 месяцев принимается решение об освобождении банкрота от обязательств.

    Должник сможет отслеживать сведения о ходе дела через Федресурс. Прямое взаимодействие с кредиторами или со специалистами МФЦ при внесудебном банкротстве не предусмотрено.

    Так как все проверки осуществляет Многофункциональный центр, управляющий не привлекается к процедурам. Это выгодно для должника, так как ему не придется нести дополнительные расходы.

    Решение о списании долгов по коммунальным платежам

    МФЦ принимает единое решение об освобождении от просроченных обязательств, перечисленных в заявлении. Туда будет включена и задолженность по ЖКХ. После вынесения решения ресурсоснабжающая или управляющая организация не сможет продолжить дальнейшее взыскание.

    Какие долги по коммунальным услугам нельзя списать в ходе банкротства

    МФЦ не освободит банкрота от долгов и текущих платежей по коммуналке, которые возникли уже после возбуждения дела. Эти обязательства будут сохранены за собственником или нанимателем квартиры после окончания банкротства. Следовательно, по ним продолжится взыскание в обычном порядке.

    Особенности списания долгов ЖКХ при банкротстве физического лица через суд

    Порядок прохождения судебного банкротства существенно отличается от внесудебной процедуры. Должнику по услугам ЖКХ и иным обязательствам нужно учитывать следующее:

    • точную продолжительность судебного дела очень сложно определить заранее;
    • за подачу заявления в суд нужно платить пошлину (300 рублей);
    • прохождение судебного банкротства влечет дополнительные расходы (оплата издержек по делу, вознаграждения управляющему и т.д.);
    • даже если у должника подтверждаются все основания для прохождения банкротства, дело может завершиться не списанием просрочек, а реструктуризацией;
    • в судебном банкротстве значительно больше рисков, оснований для отказа в освобождении от долгов, привлечения к ответственности.

    Нужно ли бояться банкротства через суд должнику по коммунальным платежам? Чаще всего процедуру проходят люди, которые попали в сложную финансовую ситуацию по объективным причинам, не имеют высокого заработка и ценного имущества. Для них банкротство не представляет существенных рисков, особенно если действовать при поддержке юриста.

    Когда можно подать заявление

    Основанием для возбуждения судебного банкротства является заявление от должника. Его можно подать:

    • если общая сумма долгов, в том числе по услугам ЖКХ, превысила 500 000 рублей (в данном случае гражданин обязан обратиться с заявлением на банкротство);
    • если у должника есть один или несколько признаков неплатежеспособности (например, если сумма всех обязательств превышает стоимость имущества).

    На момент обращения в арбитраж у заявителя может быть несколько действующих производств ФССП. Если суд возбудит банкротное дело, приставы будут обязаны приостановить все действия. Также на время проведения банкротных процедур приостанавливается начисление процентов, штрафных санкций.

    Ситуации, когда сумма просрочки по ЖКХ превышает 500 000 рублей, встречаются, но достаточно редко. Обычно просрочки по коммунальным платежам предъявляют в банкротное дело вместе с другими обязательствами (микрозаймы, кредиты и т.д.). Но для возбуждения дела важен не вид задолженности, а наличие хотя бы одного признака неплатежеспособности. Суд будет проверять это в первом заседании.

    Этапы процедуры

    Судебное банкротство предусматривает активное участие должника во всех процедурах. В упрощенном виде дело может включать следующе этапы:

    • подача заявления и иных документов, предусмотренных законом;
    • проверка обоснованности заявления в судебном заседании;
    • принятие решения о возбуждении банкротства, назначении управляющего;
    • прием заявлений от кредиторов, включение их в реестр по разным видам очередей;
    • принятия заявлений по текущим платежам должника, которые возникнут после возбуждения дела;
    • размещение сведений на Федресурсе (далее там будут публиковаться все сообщения по делу);
    • проверка оснований для реструктуризации долгов (если должник сможет возобновить выплаты кредиторам);
    • проведение конкурсного производства (выявление и оценка активов, реализация);
    • выплаты кредиторам в соответствии с очередностью требований (если есть конкурсная масса);
    • подготовка отчета управляющего об итогах конкурсного производства;
    • принятие решения об освобождении от обязательств (если для этого есть основания).

    На практике, процедура судебного банкротства может идти еще сложнее. Например, по требованию кредиторов могут рассматриваться иски об оспаривании сделок за прошлые годы, приниматься решения о возбуждении административных и уголовных дел. Узнать подробнее обо всех нюансах банкротных процедур можно у наших юристов.

    Просроченная и взысканная задолженность ЖКХ будет включена в реестр требований кредиторов. Текущие начисления по коммуналке тоже заявляются в банкротстве, будут погашаться в первоочередном порядке (если есть возможность).

    Основания для освобождения от задолженности по коммуналке

    Суд принимает такое решение на основании отчета управляющего. Списание долгов осуществляется по следующим правилам:

    • в решении суд указывает, от каких обязательств будет освобожден банкрот;
    • текущие платежи по коммуналке арбитраж не спишет, т.е. по ним продолжится взыскание;
    • суд вправе отказать в освобождении от долгов по различным основаниям (например, при преднамеренности и фиктивности банкротства).

    Итоговое решение публикуется на Федресурсе, в картотеке судебных дел. Дальнейшее взыскание по просрочке ЖКХ, списанной после банкротства, прекращается.

    Что будет после банкротства и списания долгов

    Если с банкрота списали задолженность ЖКХ, это не повлияет на начисление и взыскание текущих платежей. Также решение арбитража или МФЦ повлечет следующие последствия:

    • возникнет ряд ограничений, предусмотренных законом № 127-фз (например, обязанность сообщать о пройденном банкротстве при получении кредитов);
    • закрытие производств ФССП о взыскании просрочек по коммунальным платежам;
    • отмена личных и имущественных ограничений, которые ранее вводил пристав.

    Если вы не можете погасить долги ЖКХ, рассмотрите вариант с прохождением банкротства. Мы рассказали в статье только общие правила этой процедуры. Наши специалисты готовы оказать помощь в подготовке документов, сопровождении всех этапов банкротного дела.

    Бесплатная консультация по списанию долгов

    Оставьте свой телефон, специалист перезвонит вам в течение 1 минуты

    В случае признания управляющей организации МКД банкротом собственникам помещений в таком доме необходимо принять решение о выборе способа управления МКД. Если решение не принято или не реализовано, проводится открытый конкурс по выбору управляющей организации. До этого прежняя управляющая организация исполняет обязанности по управлению МКД.

    Последствия признания управляющей организации банкротом
    Деятельность по управлению многоквартирными домами (МКД) осуществляется управляющими организациями на основании соответствующей лицензии. Если вступило в силу решение суда о признании управляющей организации банкротом, сведения об МКД, управление которыми осуществлялось такой управляющей организацией, по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта РФ (ч. 1 ст. 162, ч. 1, 5 ст. 192, ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ).
    С даты исключения сведений об МКД из реестра лицензий субъекта РФ управляющая организация не вправе осуществлять деятельность по управлению таким домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги и выставлять платежные документы потребителям, за исключением ряда случаев (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ).
    Так, управляющая организация обязана надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме до дня (ч. 1, 2 ст. 164, ч. 3 ст. 200 ЖК РФ; Определение Верховного Суда РФ от 03.06.2020 N 303-ЭС20-7774 по делу N А24-4011/2019):
    1)возникновения обязательств по управлению МКД у новой управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений или отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного органом местного самоуправления;
    2)возникновения обязательств по договору управления МКД, заключенному управляющей организацией с ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
    3)возникновения обязательств по договорам, заключаемым собственниками помещений при непосредственном управлении МКД (например, договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и др.);
    4)государственной регистрации ТСЖ, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
    В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об исключении сведений об МКД из реестра лицензий орган государственного жилищного надзора направляет информацию об этом в орган местного самоуправления (ч. 1 ст. 192, ст. 197 ЖК РФ; п. 1, пп. «б» п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.03.2015 N 289).
    Орган местного самоуправления (ч. 4 ст. 200 ЖК РФ; п. 5 Правил N 289):
    в течение трех рабочих дней со дня получения указанной информации извещает об этом собственников помещений МКД. Для этого он размещает соответствующую информацию на досках объявлений в подъездах или в пределах земельного участка, на котором расположен МКД, а также на своем официальном сайте в сети Интернет;
    в течение 15 дней со дня получения указанного уведомления созывает общее собрание собственников помещений в МКД для решения вопроса о способе управления МКД.
    Если решение общего собрания о выборе способа управления не принято или не реализовано либо общее собрание не проведено или не имело кворума, орган местного самоуправления отбирает новую управляющую организацию по итогам открытого конкурса. Если открытый конкурс по отбору управляющей организации признан несостоявшимся, допускается заключение договора управления МКД без проведения открытого конкурса (ч. 4 ст. 161, ч. 5, 6 ст. 200 ЖК РФ).
    Прежняя управляющая организация в течение трех рабочих дней обязана передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, техническую документацию на МКД и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации МКД и управления им (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

    Последствия введения в отношении управляющей организации процедур банкротства (до признания ее банкротом)
    Введение в отношении управляющей организации процедур в деле о банкротстве, применяемых до признания должника банкротом (в частности, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), не является основанием для расторжения договора управления МКД, если такая организация исполняет надлежащим образом условия указанного договора (п. п. 1, 2 ст. 450 ГК РФ; ч. 8 ст. 162 ЖК РФ; п. 1 ст. 27 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).
    В то же время собственникам помещений в МКД предоставлено право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, а также принять решение о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом (ч. 8.2 ст. 162 ЖК РФ; Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2011 N 7677/11 по делу N А65-11798/2010-СГ3-14).
    Также следует учесть, что, в частности, внешний управляющий наделен правом отказаться от исполнения договора управления МКД в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления, если такой договор препятствует восстановлению платежеспособности управляющей организации или если исполнение управляющей организацией договора управления повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах (п. п. 1, 2 ст. 102 Закона N 127-ФЗ).

    Дата актуальности материала: 06.02.2021

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Южно сахалинский городской суд сахалинской области реквизиты
  • Что запрещается во время работы с шлангами пневмоинструмента
  • Юникредит банк личный кабинет юридическое лицо бизнес онлайн
  • Что значит название реквизитов в вайлдберриз при регистрации
  • Юникредит банк санкт петербург бульвар новаторов часы работы